Присутствие Духа Святого проявлялось разнообразно... Признаки святого духа в человеке


04 - Познание Святого Духа

Урок №4 школы «Познание Святого Духа» - Кто не имеет, а кто имеет Святой Дух. Школа проходила на базе Центра Благословение Отца Опубликовано на веб-портале imbf.org

Многие допускают ошибку, определяя наличие Святого Духа в других, по «услышанным словам» или «увиденным дарам». Нигде нет указания, проверять Святой Дух по таким признакам.

  • Если человек говорит, что у него есть Святой Дух - это ни о чем не говорит. Мало ли что человек может думать и говорить о себе.
  • Если человек говорит точные пророчества, изгоняет демонов и творит чудеса - это ни о чем не говорит. Все это можно делать и не имея Святого Духа.

Люди, не имеющие Святой Дух

Можно ли ходить в церковь, участвовать в служении и не иметь Святого Духа? Да. Апостол Иуда пишет, что люди могут посещать церковь и даже участвовать со всеми в вечере любви, но при этом не иметь Святого Духа.

Иуд.1:12 Такие люди - как темные пятна на ваших вечерях любви. Пиршествуя с вами, они бесстыдно заботятся лишь о себе… Иуд.1:19 Эти люди производят разделения; они следуют только своим природным инстинктам, а Духа не имеют.

Как можно распознать людей, не имеющих Святого Духа?

Такие люди не обязательно должны быть с «рожками» и «копытами», они могут правильно исповедовать и говорить Слово Божье и даже действовать в сверхъестественных дарах. Но если через человека действует дар, это еще не значит, что человек имеет Святой Дух. Святая Библия дает нам примеры людей, через которых могут действовать разные дары, но которые не имеют Святого Духа.

- Люди могут пророчествовать не Святым Духом.

Матф.7:22 Многие будут говорить Мне в тот день: «Господи, Господи, да разве мы не пророчествовали от Твоего Имени…Деян.13:6 … Там они встретили одного иудея по имени Вар-Иисус, который был колдуном и лжепророком.

- Люди могут изгонять демонов не Святым Духом.

Матф.7:22 … разве не изгоняли Твоим Именем демонов…

- Люди могут совершать многие чудеса не Святым Духом.

Матф.7:22 … разве мы … не совершали многих чудес?»Деян.8:11 А восхищались им (Симоном волхвом) потому, что он уже долгое время удивлял людей своим колдовством.

- Люди могут предсказывать будущее не Святым Духом.

Деян.16:16 Однажды, когда мы шли к месту молитвы, по дороге нам повстречалась некая рабыня, одержимая духом-змеем. Предсказаниями она приносила большой доход своим хозяевам.

- Люди могут учить других, но не иметь Святого Духа.

2Пет.2:1 Но как были лжепророки в народе, так же и среди вас появятся лжеучители…

- Люди могут быть апостолами, но не иметь Святого Духа.

2Кор.11:13 Эти люди - ложные апостолы, нечестные работники, притворяющиеся апостолами Христа.

Как вы видите, перечисленные выше дары и способности, еще не означают, что человек имеет Святой Дух. Парадокс в том, но именно по этим критериям сегодня многие выбирают себе лидеров для служения или спикеров для проведения конференций.

Если кто-то ГОВОРИТ, что он имеет Святой Дух, то это еще ни о чем не говорит. «Правильно говорить» и «правильно жить» - это совершенно разные дела.

Не ДАРЫ, не СЛОВА и не ИСПОВЕДАНИЯ, но ПЛОДЫ доказывают, имеет человек Святого Духа или нет. Есть признаки присутствия Святого Духа в человеке, и есть признаки отсутствия Святого Духа в человеке. Апостол Иуда описывает 7 таких признаков.

Семь признаков отсутствия Святого Духа в человеке.

Иуд.1:16 Эти люди всегда жалуются и недовольны жизнью. Они идут на поводу своих низменных желаний, они произносят напыщенные речи и льстят ради выгоды… Иуд.1:19 Эти люди производят разделения; они следуют только своим природным инстинктам, а Духа не имеют.

Эти люди:

  1. Γογγυστης (гонгюстАй) – всегда жалуются (тот, кто ворчит, жалуется).
  2. Μεμψιμοιρος (мэмпсИмойрой) – недовольны жизнью (неудовлетворенны).
  3. Επιθυμια πορευομαι (эпитхюмИас порэуОмэной) – идут на поводу своих низменных желаний (похотливых, страстных желаний).
  4. Λαλει Υπερογκος (лалЭй гюпЭронка) – они произносят напыщенные речи (высокопарные слова и поведение).
  5. θαυμάζοντες (тхаумАдзонтэс) – льстят ради выгоды.
  6. αποδιορίζοντες (аподиорИдзонтэс) – производят разделения (или эти люди отделены от всех).
  7. ψυχικοί (псюхикОй) – следуют только своим природным инстинктам (Буквально, настроены на мир. Эти люди следуют своим похотям и аппетитам, не ограничивая и не сдерживая их).

Человек с такими плодами, может говорить о себе все, что угодно и считать себя кем угодно, но эти признаки доказывают, что он не имеет Святого Духа.

Люди, имеющие Святой Дух

Иисус учил нас распознавать людей не по СЛОВАМ и не по ДАРАМ, а по ПЛОДАМ.

Лук.6:43 Хорошее дерево не приносит плохих плодов, и плохое дерево не приносит хороших, Лук.6:44 так что каждое дерево узнают по его плодам. Ведь не собирают же с терновника инжир или с колючего кустарника виноград.

К сожалению, люди забыли рекомендацию Иисуса смотреть на плоды и часто, люди смотрят только на слова и дары других людей. Когда к нам приходит человек красиво говорит и действует в дарах, то мы и не задумывается смотреть на плоды Духа в его жизни. Мы автоматически ставим печать одобрения на таком человеке. И это большая ошибка. Делая такое неправильные определение, многие христиане совершили много ошибок в своей жизни и пережили много проблем, потерь и боли. Кто-то взял себе не того супруга, кто-то не того напарника, кто-то назначил не того лидера и т.п.

И говоря о плодах, речь не идет о плодах в служении. Некоторые люди делают свое служение превосходно. В послании к галатам, есть описание плодов, которые должны присутствовать в человеке, если в нем живет Святой Дух.

Гал.5:22 Плод же Духа - это любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, доброта, верность, Гал.5:23 кротость, умение владеть собой. В Законе нет ничего против этого.

То есть в расчет берется не то, КАК человек несет свое служение, а то, ЧТО проявляется через этого человека в его жизни. Смотря на человека, который имеет Святой Дух, вы увидите в нем 7 признаков (плодов) Святого Духа:

Семь признаков присутствия Святого Духа в человеке.

  1. Αγαπη (агАпэ) – любовь (как к Богу, так и к ближнему).
  2. Χαρα (харА) – радость.
  3. Ειρηνη (эйрЭнэ) – мир (спокойствие, не зависящее от внешних обстоятельств).
  4. Μακροθυμια (макротхюмИа) – долготерпение  (терпеливое отношение к обидам).
  5. Χρηστοτης (хрэстОтэс) – доброта (кротость, порядочность, честность).
  6. Αγαθωσυνη (агатхосЮнэ) – благость (щедрость и все доброе, исходящие из сердца).
  7. Πιστις (пИстис) – вера (верность, надежность, преданность).

ВЫВОДЫ

Как можно распознать людей, не имеющих Святого Духа?

Если вы видите человека, который; всегда жалуется, всегда не доволен жизнью, движим своими плотскими желаниями, говорит высокопарно и ведет себя надменно, льстит другим, вносит разделения и мыслит по-мирски,то вряд ли в таком человеке живет Святой Дух.

Как можно распознать людей, имеющих Святой Дух?

Если вы знаете человека и можете сказать о нем, что в нем есть; любовь, радость, спокойствие, долготерпение, доброта, щедрость и вера, то это верные признаки, что в таком человеке живет Святой Дух. Это и есть плоды живущего в человеке Святого Духа.

Что делать тем людям, кто по всем признакам не имеет Святого Духа?

Никодим верил в Бога, был одним из иудейских начальников и он был учителям слова, но он не был рожден от Духа и соответственно не имел Его. Что Иисус сказал Никодиму, когда тот пришел к нему ночью? Иисус беседовал с Никодимом о новом рождении, Он просто начал учить Никодима и излагать ему суть Царства Божьего и Доброй Вести.

Людям, кто не имеет Святого Духа необходимо попросить помощи других духовных людей, чтобы те помогли им понять истину, учили их и прояснили им суть благой вести, веры, покаяния, спасения и других основ Библии. Если человек по-настоящему поймет суть благой вести, покается и уверует, то он обязательно получит Святой Дух.

www.imbf.org

Ключ к Отечнику святителя Игнатия (Брянчанинова), ПРИЗНАКИ ПРЕБЫВАНИЯ СВЯТОГО ДУХА В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА

Преподобного Исаии Отшельника Слово о страстях.

Благовременно могу я воскликнуть с пророком Исаиею: терпех яко рождающая, истреблю и изсушу вкупе: опустошу горы и холмы, и всяку траву их изсушу. Если ведаешь о себе, что открылся в тебе источник Святого Духа, то это служит признаком, что страсти, жившие в тебе, посохли и умерли. На это указывают слова Спасителя: не зде или онде царствие Божие, но и внутрь вас есть.

Некоторые любят много рассуждать о царствии Божием, но пребывают в праздности и не делают того, что вводит в царствие. Другие и подвизаются ради царствия Божия, но остаются вне его, потому что подвиг их чужд духовного разума и бдительности над собою. Редко встречаются такие, над которыми бы совершилось слово Спасителя, которые бы стяжали царство Божие внутри себя. На стяжавших это царство низошел Святой Божий Дух; исполнилось на них сказанное Евангелистом Иоанном: даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. Они освободились от горестей, постигших Еву, вследствие поразившего её определения: в болезнех родиши чада.

Они освободились от тяжких последствий приговора, произнесенного над Адамом: проклята земля в делех твоих. В них вселилась та радость, которая вселилась в благодатную Марию, когда Дух Святой низошел на Нее, и сила Вышняго осенила Ее. Состояние скорбное соделалось жребием Евы и потомства ее: состояние радостное соделалось достоянием Марии и Ее потомства – Христиан. Мы были прежде сынами Евы, и проклятие, которое пало на нее, мы видели на себе: мы познавали это проклятие из помыслов преступных, которые действовали на нас. В противоположность этому мы познаем, что родились от Бога из живущих в нас помышлений Святого Духа и из страданий Христовых, если тело наше точно приобщилось им распятием себя. Сказал Апостол: или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть; разве точию чим не искусни есте. Когда мы носим образ земного Адама, тогда познавали, что мы сыны его, по помыслам мерзостного плотского мудрования, жившего в нас и обладавшего нами, служащего выражением болезненности души, ее недугов или, что то же, страстей. Носящие образ небесного человека, Господа нашего Иисуса Христа, уразумевают о себе, что они сыны Его, по Святому Духу, живущему в них.

Исаия возвещает: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом Дух спасения. Так же читается в Екклезиасте: якоже кости во чреве раждающия, тако путь Духа. Святая Дева, осененная Духом, зачала и носила во чреве вочеловечившегося Сына Божия: подобно этому те христиане, на которых низойдет благодать Святого Духа, таинственно зачинают и носят в сердцах Сына Божия действием Святого Духа. Говорит об этом Апостол: да даст вам Бог силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеке, вселитися Христу в сердца ваша: в любви вкоренени и основани, да возможете разумети со всеми святыми преспеющую разум любовь Христову. Имамы сокровище сие в скудельных сосудах, да премножество силы будет Божия, а не от нас. Достиг ли ты опытного познания следующих слов: мы откровенным лицом славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, якоже от Господня Духа? Также познал ли опытно слова: мир Божий да водворяется в сердцах ваших? и: Христос в вас и: Бог рекий из тьмы свету воссияти, иже воссия в сердцах наших к просвещению разума славы Божиея, о лице Иисус Христове? Исполнил ли ты следующее завещание Господа: да будут чресла ваша препоясана и светильницы горящия, и вы подобны человеком, чающим Господа своего. Позаботься, чтоб уста твои в страшный час суда Божия не связались внезапно молчанием, чтоб не придти тебе в недоумение и не быть отлученным сверх чаяния от лика Святых. Знаешь ли наверно о себе, что сосуд твой достаточно наполнен елеем, подобно сосудам мудрых дев, что ты способен войти в чертог, что не останешься вне его? Ощутил ли ты, что дух твой, душа и тело соединились действием Святого Духа и воскресли непорочными от смерти вечной, будучи посещены Господом нашим Иисусом Христом? Вполне ли престала совесть обличать и осуждать тебя? Соделался ли ты младенцем, согласно повелению Спасителя, Который сказал: оставите детей, и не возбраняйте им придти ко Мне: таковых бо есть Царство небесное? Если все это совершилось над тобою, то, находясь еще в теле, поистине ты соделался невестою Иисуса, и Дух Его вселился в тебя. Если же сказанное нисколько не известно тебе по самому опыту, то знай, что ожидают тебя бедствие и стенания горькие. Срам и бесчестие уже предварили тебя на суде Христовом, подвергнешься им пред бесчисленным собранием Святых Ангелов и человеков.

Ежедневно, вставая рано утром, дева заботится единственно о том, чтоб предстать прекрасною пред взоры жениха. Часто смотрится она в зеркало, рассматривает, нет ли какого недостатка на лице ее, который мог бы показаться неприятным жениху. Так и святые проводят и ночь и день в тщательном рассматривании своих дел и помышлений: они изучают себя, находятся ли под водительством Бога, под водительством Святого Духа или нет. Брат! усердно подвизайся подвигом болезнующего сердца и подвигом тела в духовном разуме, чтоб получить радость вечную. Этой радости удостаиваются немногие! Удостоились те, которые стяжали меч Духа и освободили душу и чувства от осквернения страстями. Силен Бог помиловать немощь нашу и сопричислить нас к святым Своим, аминь. (Авва Исаия).

Стр. 240 (601).

azbyka.ru

Дух Святой или истерия? Мои встречи с харизматами.

Сказать, что харизматический опыт для меня оказался абсолютно новым, это ничего не сказать.

Я принадлежу к консервативным баптистам всю свою жизнь, а мои друзья-харизматы, с которыми я учился в школе, называли мою церковь не иначе как «замороженные избранники». Я не очень понимал, какой смысл они вкладывали в эти слова, до тех пор, пока не посетил одно из харизматических «служений пробуждения».

В свой церкви мы пели песни из сборника и тихо слушали проповедуемое Слово. Нашу идиллию могли нарушить лишь редкие «аминь!» или «давай, брат!», и уже это казалось хаосом.

Сказать, что харизматический опыт для меня оказался абсолютно новым, это ничего не сказать.

В первый вечер я услышал неисчислимое количество проповедей на языках. Я стал свидетелем неконтролируемого смеха (они называли это «святым смехом»), падений в обморок, обильного плача и стонов, пророчеств, включавших в себя предсказания об избавлении от головных болей и рака наравне с обещаниями Божьего гнева на все наши города. Я наблюдал, как женщина с мужчиной нарезали круги по залу. В углу молодой человек бился в конвульсиях, словно ухватился за электрический провод. Через ряд от меня женщина занялась физкультурой, совершая прыжки на месте с закидыванием рук за головой, одновременно прославляя Господа.

В какой-то момент ко мне подошла пожилая женщина и спросила, не позволю ли я ей возложить на меня руки, чтобы все мои нужды были утолены. Я нервно отказался.

После пары таких собраний мой друг, верящий в актуальность всех проявлений даров Духа сегодня, поинтересовался о моих впечатлениях. Я честно признался, что от увиденного мне не по себе, и что я не знаю, можно ли это все считать настоящей работой Духа. Относясь ко всему с большой долей скептицизма, я боялся возражать из страха не признать Бога во всем этом.

Он задал замечательный вопрос: «Если бы мы не говорили на языках, если бы не Святой Дух заставлял людей падать в обморок и вести себя подобным образом, что тогда делали все эти люди?» Я не смог ответить на этот вопрос. По сей день, придерживаясь мнения, что новозаветные проявления Святого Духа  уже давно закончились, я не могу понять, что стоит за этими шумными волнениями тел и чувств.

Это все было в середине 90-х годов прошлого века. Похожие друг на друга группы пятидесятников и харизматов появлялись в Канаде и США. Аномальное поведение было объяснено работой Святой Духа. Туда попали и «святой смех», и «серфинг в Духе» и даже заявления о золотой пыли и перьях ангелов, падающих с неба.

Сегодня эти противоречивые проявления происходят в калифорнийской церкви Bethel и многих других харизматических церквях по всему земному шару.

Духов проверяйте

Несомненно, некоторые харизматические «проявления Духа» явно выходят за рамки Писания, но их постоянное присутствие в среде евангельских верующих приводит к вопросу, который мне задали мои друзья двадцать лет назад: «А что за этим стоит?» Можно ли все это считать проявлениями Святого Духа, или все это – плод нестабильного эмоционального состояния и силы самовнушения?

Писание увещевает нас испытывать духов, чтобы понять, происходят ли они от Бога (1 Иоанна 4:1). Главная угроза Израиля исходила не от языческих народов вокруг их лагеря, а от лжепророков, живших внутри. Эти лжепророки порой собирали вокруг себя больше людей, чем пророки настоящие.

На первый взгляд история с золотым тельцом походила по всем параметрам на духовное пробуждение в шумной, многочисленной и празднующей толпе (Исход 32). Но все это было прямой противоположностью ведомого Духом служения истинного поклонения.

«Отличительные черты» Эдвардса

Мы не первые, кому в голову начали приходить подобные вопросы. Любое пробуждение после дня Пятидесятницы казалось смесью золота и окалины, пшеницы и плевел, для понимания разницы между которыми зачастую требовались глубокие библейские и богословские знания.

Не исключением было и «Первое великое пробуждение», случившееся в Америке и Англии в 1730-1740-х годах. Проповеди Джонатана Эдвардса (1703–1758), Джорджа Уайтфилда (1714–1770) и других проповедников привели к всплеску работы Святого Духа, тысячи людей приходили к покаянию по обе стороны Атлантики.

Несмотря на то, что многие люди находились в Духе, Эдвардсу и остальным пришлось признать, что во время пробуждения были и искажения, и проблемы. Случались там и физические и эмоциональный проявления, о которых мы говорили выше. Некоторые лидеры церкви критиковали подобные собрания за «чрезмерный энтузиазм» в проявлении своей веры. Другие напрочь отвергали подобное, называя это работой сатаны.

Эдвардс дал свой письменный ответ на эту ситуацию, опубликовав «Отличительные черты работы Духа Божьего» (1741), свою оценку пробуждения в свете 1-го послания Иоанна 4. Он дал описание «нейтральным признакам», которые ни дают подтверждения, ни опровергают работу Духа.

«Отличительные черты» Эдвардса дают нам мудрые советы для сортировки зерен и плевел в вопросах, которые задал мне мой друг и многие другие люди на протяжении всей истории человечества.

Нейтральные признаки

В первом разделе своих «Отличительных черт» Эдвардс рассказывает о том, что нельзя с уверенностью назвать работой Святого Духа. В числе таких проявлений:

Телодвижения: эмоциональные или физические проявления, подобные крикам или обморокам, не обязательно являются знаками движения Духа. Во время Первого великого пробуждения были и конвульсии, и рывки, и смех, и многое другое, но Эдвардс предостерег, что подобное можно вполне отнести к особенностям характера, наклонностей в поведении под эмоциональным давлением. Совсем необязательно это следуют считать проявлением Духа. В Библии нет точной формулы влияния Духа на тело и чувства человека.

Взвинченные эмоции: Эдвардс говорит, что красота и любовь Христа вполне могут заставить человека «лить эмоции через край», «накручивать» себя. Именно поэтому проповедник предостерег от канонизации эмоциональных реакций, поскольку люди с другим темпераментом вполне могут не уметь «бурно реагировать» даже под воздействием Духа Святого.

Скорое личное откровение: Среди современных харизматов очень часто можно встретить фразу: «Брат, Бог сказал мне о тебе».  Иногда это стих из Писания. Но Эдвардс напоминает, что сатана тоже знает Библию, может ее цитировать и даже искажать ее смысл, как это было в случае искушения Христа. Поэтому этим мысленным внушенимя, даже если в них звучат слова из Писания, не всегда можно доверять.

«Пробуждения всегда сопровождались ошибками лидеров и участников», – предостерегает Эдвардс. – «В итоге многие пострадали от лжи сатаны. Внимательность и проницательность всегда в цене».

Позитивные признаки

Итак, что входит в работу Духа? Эдвардс приводит пять пунктов-доказательств настоящего проявления присутствия Божьего Духа.

1. Глубокая и поддерживающая любовь к человеку и труду Христа.

Когда Святой Дух совершает свой труд, у человека появляется любовь к Евангелию Иисуса Христа. Христос ­– главный объект восхищения для христианина. Более того, Святой Дух включает прожектор не на Себя, а на Христа.

2. Желание расправиться с грехом и разорвать оковы суеты.

Святой Дух производит в возрожденных христианах ненависть к греху и одновременное стремление к святости. Их уважение к мирским удовольствиям, даже самым безобидным, в сравнении становится незначительным.

3. Глубочайшая любовь и желание питаться Божьим Словом.

Поскольку Слово Божье дано нам, чтобы приводить грешников ко Христу и ставить на путь святости, Эдвардс указывает, что сатана никогда не производит в людях желание читать Слово. «Дьявол всегда ненавидел Библию», – пишет Эдвардс. – «Он знает, что это тот самый свет, который разрушает царство тьмы».

4. Непоколебимая приверженность здравому учению.

Дух никогда не поведет верующего к принятию учения, которого нет в Писании. Когда Дух трудится, Он убеждает людей в святости Бога, реальности вечности и неизбежности Судного дня. Эти убеждения становятся основанием для тех, чьи незрячие глаза открылись и увидели духовный мир.

5. Возрастающая любовь к Богу и человеку.

Истинная работа Святого Духа в человеке производит смирение и нетерпимость к любым проявлениям «любви к себе». Любовь к Богу обязательно ведет к любви к ближнему. «От понимания чудесных богатств благодати и неизменности Божьей любви к нам во Христе Иисусе рождается любовь; далее приходит понимание нашей ничтожности, и мы, враги и ненавистники Бога и Христа, отрекаемся от собственных достижений и праведности».

Несколько мудрых слов на тему

Некоторые харизматы заявляли, что их богословские взгляды поддерживают теорию о продолжении взрывного проявления даров Духа в наши дни. Но в своей проповеди по 1-му посланию Коринфянам 13, которая опубликована под заголовком «Благотворительность и ее плоды», Эдвардс приводит аргументы в защиту теории о прекращении проявления даров. И тем не менее, мне кажется, в его словах есть здравые мысли в поддержку обоих теорий.

Какие советы дает Эдвардс об отношении к сегодняшним заявлениям о пробуждении? Мы не можем быть полностью уверены, но можем представить 4 тезиса, которые он вполне мог бы нам написать.

Во-первых, не все стоит сразу принимать как от Господа. Требуется взвешенных подход с учетом того, что говорится в Писании. Если что-то не сходится, следует отвергнуть подделку.

Во-вторых, не все духи святы. Р.Ч. Спроул пишет, что Дух святости есть Дух истины, чья деятельность подтвержается истинностью Писания, которое Он вдохновил и которое Он озаряет. Если вас не подталкивают к более глубокой любви к Писанию, к любви ко Христу, скорее всего вам подсовывают подделку.

В-третьих, стоит скептически относится к тем движениям, которые уводят внимание от поместной церкви и ее проповеднического служения. Современные движения пробуждения слишком часто формируются вокруг отдельных людей и проходят на нецерковных площадках. Вольно или невольно подобные мероприятия пренебрегают значением средств благодати, в особенности библейской проповеди, которые могут быть найдены в поместной церкви.

И последнее, такие движения зачастую воспитывают то, что я называю «духовностью грома и молнии». Приверженцы таких движений побуждаемы искать освящение через интенсивные эмоциональные переживания на особых мероприятиях и в кругу определенных учителей: вас поражает молния и в мгновение ока вы становитесь более освященным. Это идет вразрез с библейской картиной постепенного, прогрессивного освящения через обычные Божьи средства благодати, это освящение развивается на протяжении всей жизни человека. Что касается культов личности, Эдвардс уводил взгляд своих последователей от себя ко Христу, от собраний пробуждения к поместной церкви. Настоящая работа Святого Духа именно в этом и состоит. Как говорил Иисус о пророках, ложные они или истинные вы узнаете по плодам их (Мф. 7:16).

Итак, какой ответ мне дать моему другу? Я все еще скептически отношусь к тому, свидетелем чего я стал двадцать лет назад, и я, пожалуй, соглашусь с Эдвардсом в том, что близкий контакт с Богом приведет к радикальным переменам в жизни, будь то «замороженный избранник» или «зажженный харизмат».

Читайте также Как я научился отделять мясо от костей в харизматической традиции.

www.hristiane.ru

Присутствие Духа Святого проявлялось разнообразно...

Присутствие Святого Духа проявлялось как: танцы, плачь, смех, оцепенение и т.д. Это не поддавалось никакому описанию то, что происходило на служении. Опубликовано на веб-портале imbf.org

Конвульсии не поддаются точному описанию. Иногда у человека начинала дрожать лишь одна часть тела, иногда - все тело. Когда затронутой оказывалась лишь голова, она начинала дергаться вперед-назад или из стороны в сторону с такой скоростью, что стороннему наблюдателю невозможно было различить черты лица. Когда затронутым оказывалось все тело, я лично видел, как человек стоял на одном месте, быстро наклоняясь то вперед, то назад, так что его голова почти касалась пола впереди и позади него. Представители всех сословий, святые и грешники, слабые и сильные, были в равной степени затронуты этим. Я попытался расспросить тех, кого это коснулось, но они ничего не могли мне толком объяснить. Некоторые все же сказали, что ничего более радостного они никогда до этого не испытывали. Я видел, как Дух Святой касался подобным образом некоторых грешников, и те, силой Божьей брошенные на землю, все время проклинали эти конвульсии. Несмотря на кажущийся хаос происходящего, я не припомню, чтобы хоть кто-либо из тысяч виденных мной людей получил травму. Это было столь же удивительным, как и само действие Святого Духа.

Танцы чаще всего случались с верующими людьми. После непродолжительных подергиваний, человек начинал плясать, после чего подергивания прекращались. Эти танцы действительно казались зрителям небесными; в них не было и намека на несерьезность, так же как они не вызывали легкомыслия и у очевидцев. Небесная улыбка озаряла лицо танцующего, и он становился подобен ангелу. Иногда его движения были быстры, а иногда - наоборот, медленны. Танцующие двигались вперед и назад, пока их не оставляли силы и они не падали обессилено на пол или на землю (если стоявшие рядом люди не успевали их подхватить). В то время как они двигались, я слышал, они возносили к Богу торжественную хвалу и молитвы.

Лай (как презрительно называли это проявление Духа противники) был не чем иным, как конвульсиями. Человек, охваченный конвульсиями (в особенности же поражавшими его голову), зачастую хрипел или лаял, если хотите, от неожиданности. Своим названием это явление обязано старому пресвитерианскому проповеднику из Восточного Теннеси. Он отправлялся в леса для уединения с Богом, и там его охватывали конвульсии. Стоя однажды возле молодого деревца, он ухватился за него, чтобы не упасть, и в тот момент, когда его голова откинулась назад, он захрипел или издал подобный собачьему лаю звук, обратив свое лицо к небу. Какой-то остряк обнаружил его в этом положении и рассказал всем, что он видел проповедника лающим на дерево.

Смех случался часто и исключительно с христианами. Это был громкий и искренний хохот, уникальный в своем роде; ни у кого другого он не вызывал ответной реакции. Смеющийся человек выглядел восторженным и серьезным одновременно, и его смех пробуждал такие же чувства как у святых, так и у грешников. Это действительно невозможно описать словами.

Иногда люди, ощущая силу Святого Духа, пугались и пытались спастись бегством, но им не удавалось убежать далеко: они падали на землю или же просто не могли больше двигаться. Я знал одного молодого врача из известной семьи, который преодолел немалое расстояние, чтобы лично посетить большое собрание и воочию увидеть те странные вещи, о которых он столько был наслышан. Он шутливо условился с одной юной леди, что они будут наблюдать за происходящим и позаботятся друг о друге, если один из них упадет. Спустя некоторое время врач ощутил нечто весьма необычное и прямиком с места собрания бросился в лес. Он мчался так, словно его жизни угрожала опасность, но вскоре упал и лежал на земле до тех пор, пока не покорился Господу. После этого случая он стал ревностным членом церкви. И таких случаев было много.

Эту главу я завершаю рассказом о том, как Дух Святой проявлял Себя через пение. Это было наиболее непостижимым и захватывающим из всего того, что мне доводилось видеть. Переполняемый радостью человек пел удивительно мелодично, причем звук исходил не изо рта или носа, но целиком и полностью из груди. Такое пение легко заглушало все остальные звуки, привлекая внимание окружающих. Оно было по-настоящему Божественным, и люди могли без устали слушать его. Мы с доктором Дж. П. Кэмпбеллом на одном из служений услышали, как Дух проявлял Себя подобным образом через одну набожную женщину, и сошлись на том, что ничего подобного никогда не видели и не слышали.

Таким образом, я представил вашему вниманию краткое описание тех удивительных событий, которые происходили в начале этого столетия. Многочисленные странности и случаи фанатизма были признаны их главными отличительными чертами, но на самом деле было бы самым настоящим чудом, если бы подобного рода явления не проявлялись в обстоятельствах того времени.

По самым приблизительным оценкам, число людей, которых касался Святой Дух, составляло от пятисот до тысячи человек одновременно.

Среди наблюдавших за описанными выше событиями попадались и скептики, одним из которых был Роберт У. Финли, сын основателя молитвенного дома в Кейн-Ридж, преподобного Джеймса Б. Финли. (Роберт Финли был также успешным странствующим проповедником, известным своим самоотверженным служением среди индейцев племени виандот в Огайо.) Вот что он рассказывал об этих событиях:

В день собрания я сказал своим спутникам: «Если я и упаду, то только под воздействием физической силы, а не от пения и молитв», и потому, полагаясь на свое мужество и храбрость, я не опасался пасть жертвой какой-либо нервной возбудимости или в страхе принять все происходящее за чистую монету. Когда мы прибыли на место событий, то, что открылось моим глазам, показалось мне не только невероятным и неописуемым, но также величественным и страшным. Огромная людская толпа (по некоторым подсчетам там было до двадцати пяти тысяч человек) издавала шум, подобный реву Ниагары.

Безбрежное человеческое море бурлило, будто там бушевал шторм. Я насчитал семь служителей, проповедующих одновременно: одни стояли на пнях, другие - в фургонах, а преподобий Уильям Берк, несущий сейчас служение в Цинциннати, взобрался на поваленное дерево, которое упиралось в рядом стоящее. Одни люди пели, другие молились; одни люди жалобно взывали о милости, другие громогласно кричали.

Наблюдая за всем этим, я ощутил нечто совершенно необыкновенное, чего никогда не чувствовал раньше. Мое сердце беспокойно колотилось, колени дрожали, губы тряслись, и я почувствовал, что вот-вот рухну на землю. Странная сверхъестественная сила, казалось, пропитывала собой все вокруг. Я ощутил себя настолько слабым и обессиленным, что вынужден был присесть.

Вскоре я покинул место собрания и отправился в лес, чтобы попытался вернуть себе мраченный боевой дух и смелость. Я попытался объяснить все эти чудеса, как простое симпатическое возбуждение, разновидность религиозного подъема, вдохновленного песнопениями и красноречивыми разглагольствованиями. Моя гордость была уязвлена, ведь я полагал, что мои душевные и физические силы сумеют более успешно противостоять этому влиянию.

Через некоторое время я вернулся к месту, охваченному эмоциональным возбуждением, волны которого, если это вообще было возможным, поднимались еще выше. Меня сразу же охватил уже знакомый благоговейный трепет. Я встал на бревно, чтобы лучше видеть колеблющееся людское море. Сцена, открывшаяся передо мной, была поистине неописуемой. В какой-то момент я увидел не менее пятисот человек, почти одновременно рухнувших на землю, как если бы по ним был открыт огонь сразу из тысячи ружей, и в тот же миг до меня донеслись вопли и крики, достигавшие, наверное, самих небес. Волосы на моей голове встали дыбом, тело содрогнулось, кровь застыла в жилах, и я опять сломя голову кинулся в лес, сожалея о том, что не остался дома.

Мои чувства обострились до невыносимости. Я ощутил нехватку воздуха и как будто погрузился во тьму; мне казалось, что я вот-вот умру. В полумиле от того места, где я в тот момент находился, виднелась таверна, и я решил отправиться туда и выпить немного бренди в надежде, что оно укрепит мои нервы. Добравшись до бара, я выпил и вышел на свежий воздух, но всем своим существом по-прежнему ощущал дыхание преисподней. Бренди ничуть не успокоило мои нервы, даже, наоборот, ухудшило мое самочувствие.

Так прошел весь день. Я тщательно избегал своих спутников, опасаясь, как бы они не поняли, что со мной происходит нечто странное. В таком состоянии я непрестанно блуждал по окрестностям лагеря. Временами все совершенные мной когда-либо грехи один за другим всплывали в моем воспаленном ужасом воображении, и под этим страшным давлением я чувствовал, что вот-вот умру, если не наступит никакое облегчение. Мое сердце в тот момент было таким черствым и гордым, что даже ради всего штата Кентукки я не согласился бы упасть на землю, полагая, что подобное происшествие легло бы на меня несмываемым позором и навсегда лишило бы меня мужества и смелости.

Поздно вечером я направился к стоявшей неподалеку конюшне, где, спрятавшись в стоге сена, провел самую тягостную ночь в своей жизни. Утром я решил вернуться домой, чувствуя себя совершенно разбитым. Повстречав одного из своих друзей, приехавших вместе со мной, я сказал: «Капитан, давайте уедем отсюда; я не могу здесь больше находиться». Он согласился, и, вскочив на лошадей, мы поскакали домой.

В пути мы почти не разговаривали, хотя глубокие и длительные вздохи красноречивее всяких слов выдавали состояние моего сердца. Когда мы, наконец, добрались до холмов Блю-Jlикс, я нарушил затянувшееся молчание. Подобно долго сдерживаемым водам, искавшим себе путь в скалах, фонтаны моей души стремительно вырвались наружу, и я воскликнул: «Капитан, если мы с вами не прекратим грешить, дьявол заполучит нас обоих». Затем из моих глаз заструились горькие слезы, и мне едва удалось удержаться от того, чтобы не закричать во весь голос. Незадолго до наступления ночи мы остановились возле Мэйслика, и до самого утра я только и делал, что плакал, обещая Богу, что, если Он сохранит меня до утра, я буду молиться и постараюсь стать лучше, а также сойду с греховного пути...

Люди с наиболее испорченными сердцами и порочными привычками стали новыми творениями, и полностью обновленная жизнь явилась лучшим свидетельством их обращения.

После этого случая Роберт Финли стал одним из заметных служителей методистской церкви.

Каждый вечер с наступлением темноты в лагере зажигались костры, а свечи, керосиновые лампы и факелы давали достаточно света для того, чтобы служения продолжались до самого утра. Отражаясь от деревьев, этот трепещущий свет, наверное, создавал удивительную атмосферу, вызывая у людей благоговейный трепет. Другой очевидец описываемых нами событий рассказал о подобных вечерах следующее:

Увиденное нами ночью было одним из наиболее удивительных и потрясающих зрелищ, какие мне вообще доводилось когда- либо видеть. Яркий свет пылающих лагерных костров выхватывал из тьмы множество людских голов, одновременно склонившихся в абсолютном благоговении, и отражался от длинных рядов палаток, поставленных с обеих сторон. Сотни ламп и свечей были расставлены среди деревьев, вместе с множеством факелов, чье пламя непрестанно колебалось взад-вперед, отбрасывая неясные отблески на шелестящие в темноте деревья и придавая окружающему нас лесу таинственность и загадочность. Торжественное пение духовных гимнов разносилось по всему лесу ночным ветром; страстные увещевания; искренние молитвы; всхлипывания, вопли или крики вырывались из груди тех, кто находился в состоянии глубокого эмоционального возбуждения; внезапные спазмы неожиданно швыряли людей на землю, - все происходившее было удивительно интересным, до крайности возбуждая чувства участников этого действа.

В Кейн-Ридж служение хлебопреломления вместо понедельника было назначено на воскресенье и прошло в полном соответствии с планом. Столы были расставлены в молитвенном доме в форме креста, там могли разместиться одновременно не менее ста человек. По приблизительным подсчетам, количество участников служения колебалось от 800 до 1100 человек, поскольку к причастию допускались лишь те, кто считался обращенными к Богу людьми, - говоря другими словами, это были в основном пресвитериане и методисты. Предъявители этих двух религиозных течений и были основными устроителями собраний. Однако из-за того, что служение возглавляли исключительно пресвитериане, методисты начали организовывать свои Встречи снаружи и вскоре привлекли к себе огромные массы людей.

Поблизости проводилось также отдельное афроамериканское служение, участниками которого были, как правило, члены Африканской баптистской церкви.

Во время служений образовывались также и малые молитвенные группы которые, не являясь частью общего расписания, имели схожий дух благодаря организованной повестке дня. Сотни людей, на которых сходил Дух Божий, начинали спонтанно увещевать всех окружающих. Это было наиболее ярким и запоминающимся проявлением Духа в Кейн-Ридж, поскольку этими увещевателями могли быть все без исключения: мужчины и женщины, грамотные и неграмотные, белые и афроамериканцы, взрослые и дети - причем независимо оттого, были они раскованы или застенчивы. Благодаря такого рода характерным особенностям лагерные собрания вскоре получили название «карнавала проповедников», потому что, оказавшись в гуще толпы, человек мог слышать проповеди, доносившиеся со всех сторон.

Как-то семилетняя девочка по имени Барбара взобралась на плечо взрослого мужчины и начала говорить, используя слова, которые не знакомы детям ее возраста. Утомившись же, она замолчала и, склонив свою голову на голову державшего ее мужчины, словно заснула. Когда же стоявший поблизости мягкосердечный человек заметил: «Бедная малышка, ее лучше положить», она моментально очнулась и заявила: «Не называйте меня бедной, потому что Христос - мой Брат, Бог - мой Отец, я же наследница Царства, поэтому не называйте меня бедной, ибо кровь Агнца сделала меня богатой» (Письмо его сестре, датированное 10 августа 1801 года. )

По мере того как все больше и больше людей под воздействием Святого Духа начинали проповедовать, еще больше их каялось в своих грехах, из-за чего по всему лагерю разносились плач и стоны. Пение гимнов становилось все более отчетливым, и все проявления Святого Духа, описанные преподобным Стоуном днем ранее, начинали повторяться снова. Преподобный Мозес Ходж попытался описать происходящее в письме к своему другу:

Вo время проповеди, если об этом кто-либо заранее успевал позаботиться, практически не было преткновений; когда же проповедь заканчивалась и на смену ей приходили песнопения, молитвы и увещевания, тогда-то и начинались настоящие беспорядки. Легкомысленные и беспечные грешники падали на землю, кричали, дрожали и нередко даже судорожно подергивались. Набожные христиане трудились не покладая рук: пели, молились, общались, в экстазе радостно падали на землю, увещевали грешников, спорили с противящимися и так далее. Упавшие, как правило, лежали на земле то короткое, то весьма продолжительное время. Некоторые из них уже с первого раза получали утешение, тогда как другие нет. Когда какой-то человек получал столь долгожданное и желанное облегчение, радостный крик возвещал о приобретении Богом новой души. За этим следовали святые объятия. Так продолжалось целые ночи и ту часть дня, которая не была занята богослужением. Ибо люди не покидали служения во все дни этого торжественного мероприятия. Ничто из воображаемого нами не способно повлиять на наш разум больше, чем одна из таких сцен. Грешники падали на землю справа и слева, с воплями, стонами, в конвульсиях моля о милости. Верующие молились, корчились, падали на землю, страдая за грешников или радуясь их обращению к Богу! Они пели, кричали, смеялись, хлопали в ладоши, обнимались и даже целовались. Некоторые из них обращались к страждущим, друг к другу или же к своим противникам - и все это одновременно. Ни одно зрелище не способно вызвать более сильных чувств! Все происходящее, окутавшая землю ночная тьма, торжественность этого места и повода, по которому все собрались, осознание собственной вины - все вместе это наполняло души участников благоговейным трепетом и не позволяло им хоть немного ослабить свое внимание. Что же касается духовных проявлений в целом, нет никакого сомнения в том, что за ними стоял Бог.

В то время как одни участники собрания в понедельник паковали вещи, готовясь к возвращению домой, другие только начинали ощущать воздействие Святого Духа. Молитвы, проповеди, увещевания, пение и всевозможные проявления Духа продолжались вплоть до четверга. По самым приблизительным оценкам, в те дни Святой Дух коснулся от одной до трех тысяч человек; столько же человек обратилось в итоге к Богу.

Питер Картрайт был одним из тех, кто летом 1801 года обратился к Богу во время одного из служений хлебопреломления.

Питер Картрайт был одним из тех, кто тем летом обратился к Богу на одном из служений хлебопреломления. Вот что он рассказывал о чудесах в Кейн-Ридж:

В достопамятном месте под названием Кейн-Ридж несколько служителей-пресвитериан организовали священное собрание, во время которого, неожиданно и к вящему удивлению служителей и простых людей, удивительная сила Божья проявилась весьма необычным образом: многие люди начинали плакать, громко моля Бога о милости. Собрание затянулось на несколько недель. Служители практически всех известных деноминаций собрались здесь отовсюду, из ближних и дальних мест. Собрание продолжалось днем и ночью. Тысячи людей, услышав о великих делах Божьих, приходили пешком, приезжали верхом, в повозках и фургонах. По некоторым подсчетам, в определенные моменты количество участников собрания колебалось от двенадцати до двадцати пяти тысяч человек. Сотни из них падали ниц, будучи не в силах противиться Божьей силе, подобно воинам, павшим в жестокой битве. В лесах были воздвигнуты помосты, с которых проповедники из различных христианских церквей призывали к покаянию и к вере в нашего Господа Иисуса Христа (согласно свидетельствам очевидцев, на том собрании от одной до двух тысяч душ благополучно обратились к Богу). Не было ничего необычного в том, когда три, четыре или даже семь проповедников одновременно, но с разных помостов, обращались сразу к тысячам слушателей. Небесный огонь распространялся практически во всех направлениях. Достойные нашего доверия очевидцы свидетельствуют о том, что временами более тысячи человек начинали одновременно и громко кричать, так что их крики были слышны на многие мили вокруг.

Новости о происходившем во время этой лагерной встречи (так было названо это собрание), распространились по всем церквам и по всей стране, возбудив всюду огромное удивление и восхищение. И именно там вспыхнуло духовное пламя, распространившееся впоследствии по всему Кентукки и многим другим штатам.

Кейн-Ридж стал кульминацией религиозного возрождения в Кентукки, но далеко не единственным событием такого масштаба. 1801 год стал годом «бурлящей веры». Подобные проявления Духа Святого продолжались до конца года. Более того, вскоре к ним прибавилось говорение на иных, неизвестных языках, о чем написал один из очевидцев тех событий:

Они падали в обморок и часами лежали на соломе, приготовленной специально для «пораженных Господом», или неожиданно убегали, чтобы затем рухнуть наземь, словно сраженные пулей снайпера, или вдруг начинали биться в конвульсиях, так что, казалось, их тело вот-вот разорвется на куски, или кричали и говорили на незнакомых языках.

Кентукки и недавно образованные Соединенные Штаты были навсегда изменены силой Божьей. После лагерных встреч об американцах впервые заговорили, как о «евангельской нации”.

Результат

Из Кентукки возрождение распространилось по всему Югу и на восток через горы. Тем не менее, хотя за всем этим стоял Бог, оно закончилось даже быстрее, чем началось. Казалось, что большинство участвовавших в нем служителей не имели представления о том, как им следовало реагировать на проявления Святого Духа, Который, в буквальном смысле, захватил проводимые ими собрания. В то время как некоторые группы - например, методисты - всячески приветствовали форму лагерных встреч и «хаос» Божьего Духа, овладевавшего как святыми, так и грешниками, представители других деноминаций рассматривали их лишь как способ ежегодного собрания множества людей в одном месте.

Лагерные встречи проводились не один год, но к концу Гражданкой войны они весьма сильно различались по своей направленности - от Движения святости, предшествовавшего возрождению на Азуза-стрит, до Движения Чатокуа, которое очень скоро перешло от духовных поисков к интеллектуальным. Многие лагерные встречу подчинялись также весьма строгому своду правил, распространявшемуся на их участников. (Некоторые правила гласили: «Запрещено смеяться после десяти часов вечера» и «Запрещено рубить деревья до шести часов утра»).

Большинство лагерных встреч очень скоро стало ассоциироваться с движением за отмену рабства, ведь христиане были наиболее горячими борцами за отмену рабства, за трезвость и предоставление права голоса женщинам. Тем не менее афроамериканцы и американские индейцы во время этих собраний редко смешивались между собой. Чаще всего они организовывали отдельные собрания неподалеку. Возрождение снова напомнило о себе в годы, предшествовавшие Гражданской войне, но расовое расслоение даже после окончания войны оставалось еще долгие годы. Несмотря на это, такие афроамериканские пасторы, как Ричард Аллен из Африканской методистской епископальной церкви Филадельфии, способствовали тому, что количество членов в отдельных церквах достигло 7500 человек. За несколько лет до событий в Кентукки Френсис Эсбери официально открыл новое здание церкви Аллена, а в 1799 году рукоположил его в дьяконы.

Как только кто-то пытался втиснуть дела Божьи, совершавшиеся летом 1801 года, в какие-либо созданные человеком доктринальные рамки, эти проявления прекращались. Были и такие группы, которые оставляли свои деноминации и формировали новые, чтобы продолжать стремиться к этим «упражнениям Духа». В результате произошедших в Кейн-Ридж событий церкви, расположенные в долине Камберленд, откололись от традиционного пресвитерианства и стали Пресвитерианской церковью Камберленда, а Бартон Стоун присоединился к Александру Кэмпбеллу, чтобы практиковать «основанное лишь на Библии» христианство. Вместе они сформировали новую группу, которую назвали «Ученики Христовы», или «Церкви Христовы». Джеймс Макгриди, однако, отказался покинуть традиционное пресвитерианство; он так и не присоединился к камберлендской группе. Шейкеры, или «трясущиеся квакеры», как их позже стали называть, также ведут свою родословную от собраний, подобным лагерным встречам того лета. Они попытались дать старт радикально новому направлению в церкви, главной и первоочередной задаче которой было служение Богу и непрестанный поиск Его лица. В течение пятидесяти лет, предшествовавших Гражданской войне, было создано приблизительно 120 подобных общин, целью которых было построение жизни на основании Слова Божьего. Но лишь немногие из них достигли хотя бы временного успеха. Питер Картрайт описывал эти результаты в «Автобиографии»:

Когда пресвитерианские, методистские и баптистские служители, объединившиеся в единое целое во время этого собрания, вернулись домой в свои различные церкви и принесли весть о вершившихся великих делах Божьих, всю страну моментально охватило пламя возрождения. Но многие служители и члены синода Кентукки посчитали все это беспорядками и попытались остановить Божью работу. Они потребовали объяснений от всех своих проповедников, участвовавших в служениях возрождения, осудили их и запретили им выступать. Недовольные такими действиями, «осужденные» восстали и, отвергнув юрисдикцию пресвитерианской церкви, организовали собственную церковь, назвав ее «Христианской». Именно сюда уходит корнями то, что вскоре стало известно под названием «Новые догмы». Эти христиане отвергли Вестминстерское исповедование и все церковные обряды, провозгласив, что отныне они будут опираться лишь на Новый Завет. Они не устанавливали для себя никаких доктрин: каждый верующий должен был читать Новый Завет и верно следовать собственному его толкованию. Во главе этого служения встали Маршалл, М'Намар, Данлеви, Стоун, Хастон и другие служители. Вскоре и между ними возникли разногласия, что привело к вавилонскому замешательству. Одни из них проповедовали арианство, другие - социнианство, третьи - универсализм; и по прошествии нескольких лет уже невозможно было понять, кто на чем стоит. Они начали крестить своих последователей полным погружением в воду, что стало идолом для заблуждающихся; и буквально тут же возникли огромные разногласия о пути на небеса: по воде ли или же по сухой земле... Эта христианская церковь состоит из немощных и разрозненных людей, хотя и среди них есть добрые христиане. Думаю, со дня Пятидесятницы вряд ли мир видал большее духовное пробуждение, чем то, которое произошло в Кейн-Ридж. И если бы нашлись крепкие христианские служители, утвержденные в евангельском учении и церковной дисциплине, тысячи людей Могли бы обрести спасение в церкви. Вместо этого они заблудились в лабиринтах пустого, спекулятивного богословия и потеряли, в конце концов, духовное кораблекрушение, отпав, отвернувшись от Бога и потеряв навечно веру и душу. Но очевидно и то, что делам Божьим был дан новый импульс, и многие, очень многие люди неустанно благословляли Бога за это духовное возрождение на просторах нашего Сиона.

Несмотря на то, что лето 1802 года мало походило на предыдущее, в том году впервые в повседневном лексиконе появился термин «лагерные встречи». Этот термин сохранился вплоть до сегодняшнего дня (к примеру, такие организации, как Служение Кеннета Хейгина, каждое лето спонсируют «лагерные встречи»). В течение последующих десятилетий методисты распространили форму лагерных встреч по всем американским штатам, а Френсис Эсбери стал их горячим сторонником. Тем не менее, вплоть до Пятидесятнического возрождения в начале следующего столетия Америка не видела больше ничего подобного произошедшему в Кейн-Ридж.

Многие люди признавали, что за всем, происходившим в 1801 году в Кентукки стоял Бог, но горячо отстаивали эту точку зрения лишь те, кто тем летом лично участвовал в Причастиях. Как писал Пол Конклин, автор книги «Кейн-Ридж: Американская Пятидесятница» (Сапе Ridge: America's Pentecost):

К осени 1801 года верующие, прибывавшие в округа Кентукки, изумлялись открывавшейся их взору утопии, ставшей реальностью. Дух Божий опалил и очистил всю округу. Так или иначе возрождение коснулось практически каждого. Джордж Бакстер, приехав из долины Шенандоа в Кентукки, попал в особую, удивительно чистую атмосферу. Он отметил, что оказался в «наиболее нравственном месте из всех, где когда-либо бывал», потому что никто не сквернословил, все были любезны и доброжелательны, ссоры и раздоры прекратились, а «религиозный трепет, казалось, наполнил собой всю землю».

Свои впечатления Бакстер обобщил следующими словами:

Думаю, возрождение в Кентукки стало одним из наиболее сверхъестественных событий, происходивших когда-либо в церкви Христовой, в особенности принимая во внимание обстоятельства и условия, сложившиеся в стране. Безбожие в те времена торжествовало, а духовность практически исчезла из человеческой жизни. Лишь что-то совершенно невероятное могло привлечь внимание легкомысленных людей, готовых признать христианство вымыслом, а вечную жизнь - несбыточной мечтой. Это возрождение сделало свое дело: оно разрушило твердыни неверия, заставило замолчать пороки и произвело неизгладимое впечатление на бесчисленное множество людей.

Собрания в Кентукки стали первыми порывами ветра, раздувшего, в конце концов, пламя Второго великого пробуждения.

Пробуждение в Кейн-Ридж произошло в XIX веке, тогда как на Азуза-стрит - в XX. Нам, христианам XXI века, необходимо проснуться и горячо взывать к Богу, прося Его отряхнуть это столетие от мирского самодовольства - сотрясти его гораздо сильнее, чем Он сотряс Кентукки летом 1800 и 1801 годов. Кроме того, мы нуждаемся в ревностных и преданных Господу христианах, подобных тем, чья вера была очищена в горниле прошлых возрождений - христиан, обладающих смелостью Питера Картрайта, а также молитвенной стойкостью Джеймса Макгриди и Чарльза Финнея.

www.imbf.org

В ЧЕМ ЯВЛЕНЫ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ПРИСУТСТВИЯ ДУХА СВЯТОГО?

В ЧЕМ ЯВЛЕНЫ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ПРИСУТСТВИЯ ДУХА СВЯТОГО?

 

Как же определить присутствие в Церкви Духа Святого обычным христианам? Каковы признаки этой благодатной спасительной силы? Приводим ответ святого праведного Иоанна Кронштадтского:

"Все хвалят свою веру, как правую (т. е. истинную), но не тот правый, кто себя хвалит, а тот, кого Бог прославляет, по слову апостола (1 Кор. 4, 5). А нашу веру сам Бог прославляет непрестанно, как в Самом Себе, так и в святых Своих. Идите к мощам святых и смотрите, чья вера правая. В какой вере творит Бог такие чудеса, как в православной? В какой вере люди удостаиваются нетления и благоухания тел по смерти и творят великие и многие чудеса? Идите к преподобному Сергию Радонежскому, преподобным Киево-Печерским угодникам, идите к свт. Феодосию Черниговскому... Или вы хотите слушать нынешних интеллигентов-недоучек и переучившихся, будто бы мощей нет, нет чудес?

Так послушайте простосердечных верующих очевидцев, что они скажут... Как идти против истины, против очевидного?

"Прославляющих Меня и Я прославлю", — говорит Господь. Только в Церкви Божией Православной бывает нетление мощей, а вне её — нет, т. е. ни у католиков (после разделения 1054 г.), ни у сектантов, тем более у иудеев, мусульман, буддистов. Держитесь Церкви Православной искренним сердцем".

То есть, внешним признаком и доказательством пребывания в Церкви Духа Святого служат видимые, вещественные святыни: нетленные мощи, чудотворные иконы и т. д. Иные вероисповедания лишены этого. Ещё в апостольские времена Господь проявлял через одежды или иные предметы Свою чудодействующую силу. Платки и полотенца ап. Павла, возлагаемые на недужных и одержимых бесами исцеляли больных и прогоняли нечистых духов (Деян. 19, 12).

Уже в первые века христианство было явлено множество вещественных святынь. Св.Еврем Сирин (III в.) пишет: "Святые и по смерти дейстувуют, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние, ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать".

А разве не удивительно такое чудо, как истечение мира от святых мощей. В Киево-Печерской Лавре находятся мироточивые главы, где от сухих черепов в подготовленные сосуды истекает каплями благовонная жидкость. Этим явлением интересовались учёные-биологи. Они пытались узнать происхождение и состав этого загадочного вещества — миро. Был проведён анализ и сделано заключение — оно содержит белок, который искусственно синтезировать невозможно.

Однажды в Лавре произошёл такой случай. Монах, поставленный к главе помазывать миром паломников, заметил, что на блюде мало св. мира, и решил добавить растительного масла. Внезапно миро и глава покрылись какой-то зеленью, похожей на плесень. Когда всё вылили, а голову отёрли, миро потекло в таком количестве, что его оказалось больше чем достаточно.

От помазания св. миром случаются чудесные внезапные исцеления. Ещё помнится случай, когда признанная врачами неизлечимой слепая девочка после помазания стала видеть. Подобные чудеса нередко бывают и со святыми иконами.

В продолжение о святых иконах, вспомним уникальный случай, происшедший в наши времена. В 1993 г. в киевском Введенском монастыре при извлечении иконы "Призри на смирение" из рамы, на внутренней стороне рамочного стекла был обнаружен отпечаток Святого образа в виде светло-серого налёта. У отпечатанной иконы происходят чудеса исцелений. К ней с трудом приближаются одержимые нечистым духом, а иногда таких людей от неё отбрасывает невидимая сила. По мнению экспертов, этот, в виде негатива, отпечаток, или, как его называют, стеклограмма, мог образоваться под действием неизвестной энергии исходящей от иконы (верующие знают, что это действие Божией благодати). В исследованиях принимали участие научный и реставрационный принимали участие научный и реставрационный отделы. Институт органической химии НАНУ, Институт физики НАНУ (отдел молекулярной фотоэлектроники), Научно-исследовательский институт судебных экспертиз (лаборатория лазерных методов исследования). Как дерево, узнаётся по плодам, так и Церковь истинная — по плодам Духа Святого.

 

subscribe.ru


Смотрите также