Сочинение «Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев». Ратный дух


Ратный дух в «Стрелецких палатах»

В самом центре столицы под сводами отреставрированной средневековой боярской резиденции действует экспозиция, которая является своеобразным порталом, переносящем посетителей в мир допетровской Руси. Здесь можно не только познакомиться со славными вехами ратного прошлого Московии, пройтись по светёлкам и закоулкам поражающего своей архитектурой старинного здания, примерить на себя военную амуницию и даже подержать в руках мушкет и аркебузу. Если очень повезёт, гости могут зримо соприкоснуться и с инфернальными хозяевами дома – самыми настоящими призраками, о которых раньше шёпотом рассказывали испуганные очевидцы, а теперь фиксируют беспристрастные видеокамеры…

Чудо-терем – портал в допетровскую Русь

Российское военно-историческое общество можно без преувеличения назвать организацией, буквально расширяющей границы нашего познания о героическом прошлом Отечества. И выражается это не только в виде издательской программы, конференций и лекций или участия в исторических реконструкциях. Под эгидой общества действуют ещё и столичный Музей военной формы одежды, экспозиция в Громовой башне Смоленской крепостной стены и Музей московских стрельцов «Стрелецкие палаты».

По соседству с Третьяковской галереей, в лабиринте переулков, стоит чудо-терем – дом который во времена царя Алексея Михайловича построил думный дьяк Семён Титов. Он был одним из тех, кто стоял у истоков формирования первого российского регулярного войска – стрелецких полков. Судьба у этого дома непростая, но в конечном итоге счастливая: заботами Министерства культуры РФ здание было отреставрировано, теперь здесь размещается интереснейший музей, который развивается буквально на глазах. Весенний цикл мастер-классов и лекций, например «Обряд войны. Воинские традиции в русской армии XVI–XVII веков», нынешним летом дополняется специальной программой для детей и подростков, где можно приобщиться к постижению древнерусской азбуки, искусству фехтования на бердышах, постичь ряд полузабытых воинских приёмов и ремёсел.

Две постоянно действующие экспозиции Музея московских стрельцов «Стрелецкие палаты» – «Московские стрельцы» и «Служилые люди государства Московского» отвечают самым современным трендам в организации экспозиционного пространства. В исторических интерьерах палат XVII века мультимедийная экспозиция рассказывает порой драматическую историю первого регулярного войска Руси. Интерактивный формат экспозиций позволяет посетителям глубоко погрузиться в тему и познакомиться с бытом и традиционными занятиями стрельцов в период царствования Ивана Грозного, Алексея Михайловича и Петра I.

По маршруту стрелецкого войска

Маршрут выставки проходит через залы музея, каждый из которых показывает вехи развития стрелецкого войска. Здесь представлены уникальные реконструкции стрелецкого платья, обмундирования, вооружения и предметы обихода. Нарядившись в кафтан, каждый сможет почувствовать себя настоящим стрельцом, зарядить мушкет, освоить игру на барабане или письмо по древнерусским канонам.

У посетителей есть возможность воспользоваться функцией «дополненной реальности» с помощью уникального штрихкода на билете, который является ключом к взаимодействию с интерактивными зонами площадки. Мультимедийные проекции, тач-экраны и другие современные технологии подробно и наглядно демонстрируют историю московских стрельцов.

В музее можно узнать об особенностях организации ратного служения в разных районах Российского государства, о торговых и дипломатических связях России со странами Западной Европы. Здесь представлены подлинные предметы вооружения, флаги стрелецких полков, редкие архивные документы, материалы археологических раскопок, масштабные инсталляции и макеты, реконструкции обмундирования. Всё это дополняется художественными росписями и мультимедийными панорамами, что позволяет представить величие и своеобразие эпохи московских стрельцов, которые стали предвестниками нашей современной регулярной армии и на закате своего существования всё же успели поучаствовать в Северной войне и даже Полтавской баталии.

Артефакты с берегов Амура

Особый интерес вызывают представленные в экспозиции артефакты, найденные во время раскопок на территории Албазинского острога. Во второй половине XVII века это был форпост России на китайской границе и опорный пункт в изнурительной борьбе с маньчжурскими племенами в период освоения Амурских земель. Первое упоминание об остроге относится к сентябрю 1650 года, когда Ерофей Хабаров с отрядом казаков без боя занял городок, принадлежащий даурскому князю Албазе. Но лёгкая победа сменилась чередой кровопролитных сражений и даже полным разорением острога. Чугунные пушечные ядра, ружейные кремни и свинцовые пули, роговые пороховницы, бронзовая сферическая карманная астролябия, фрагменты сабельных клинков и наконечников стрел, нательные кресты – все эти подлинные вещи, некогда принадлежавшие русским первопроходцам, в том числе казакам и стрельцам, теперь зримо передают дух эпохи. А рядом демонстрируется воссозданный на основе найденного во время раскопок черепа облик нашего героического предка – албазинца: суровое, но полное достоинства лицо. Дополняют тему расширения границ нашей державы портреты Ермака, карты и гравюры.

Здесь обитают привидения

Зданию, где размещается эта необычная экспозиция, уже более четырёх веков. И потому мистическая история о том, что здесь обитают призраки, у видавших виды сотрудников нашего журнала не вызывает ни малейшего удивления. Мы бы даже расстроились, узнав, что в палатах нет своего «домового». Как рассказывает экскурсовод музея Константин Бондаренко, примерно год назад охранник обратил его внимание на некие летающие прозрачные шары, запечатлённые камерами видеонаблюдения. Более внимательное рассмотрение архивных записей подтвердило факт: в доме живут таинственные инфернальные сущности. На видеозаписях (а некоторые из них даже выложены в Интернете) отчётливо видно, как прозрачные белёсые субстанции летают со второго этажа на первый, поднимаются на чердак и даже пролетают через не замечающих их людей. Священнодействия православного батюшки полтергейст не усмирили. Бессильными в борьбе с привидениями оказались и приглашённые экстрасенсы. Они, впрочем, высказали предположение, что в доме находится некий временной портал. А однажды в музей пришли две посетительницы, которые работали в этом здании ещё в начале 1990-х годов – тогда здесь располагалось одно из подразделений Минкульта России. К всеобщему удивлению, они поведали, что и четверть века назад здесь творилось нечто подобное и вызванный тогда священник с «барабашками» справиться не смог. Однако Константин Бондаренко, который каждый день приходит сюда на работу и проводит интереснейшие экскурсии, к полтергейсту и возможности существования в здании портала в иное измерение относится совершенно спокойно. Он даже признался по секрету, что если вдруг невзначай перенесётся в эпоху стрельцов, то постарается как можно быстрее адаптироваться в новой обстановке. Ну ещё бы: с его знанием истории и внешностью он очень быстро станет думным дьяком, боярином или стрелецким полковником. Мы в этом нисколько не сомневаемся. А наших читателей настоятельно зовём в этот музей. Приходите, приобщитесь к стрелецкой старине. А портала в иной мир не бойтесь. Пока что никто из посетителей в него не провалился.

Александр Нефедов

Похожие статьи:

Теги: Журнал, История, Привидения, стрелецкие палаты

chudesamag.ru

ратный дух видео Видео

...

3 лет назад

Знакомство с премудростями военной службы. Таштагольские школьники принимают участие в военно-полевых...

...

5 лет назад

Православие для казаков было и есть та основа, на которой зиждется его крепко удерживаемая свобода. Правосл...

...

4 лет назад

Помни в тебе Русский Дух! Изучай и прославляй обычаи, традиции и культуру своего народа. Постоянно работай...

...

2 лет назад

30 июля 20116 года. Зарайский кремль.

...

9 меc назад

Юбилейная программа 75 лет Виктору Захарченко "Из станицы до столицы" Семьдесят пять! Именно столько лет...

...

3 лет назад

RUSSIAN Military Power 2015 { МОЩЬ РОССИЙСКОЙ АРМИИ } Думаю, нам давно пора перестать обращать внимание на мнение Запада...

...

10 меc назад

на основе фильмов"Легенда о Коловрате" и "Защитники" песня "Русская рать" The first part of the clip from the film "the Legend of Kolovrat"...

...

5 лет назад

Мультфильм "Лебеди Непрядвы" Посвящённый 600-летию Куликовской битвы. Снят студией Союзмультфильм в 1980 году....

...

3 меc назад

Обязательно подпишитесь на наш канал и будьте в курсе всех новинок жмите: https://www.youtube.com/channel/UCGWCtKvYOQ_QJv6FWEk6NsQ/?sub_.

...

9 лет назад

Лесной стороною Под ясной звездою Тропою оленя Гуляет Емеля. И все ему рады - Звери, птицы и гады, Деревья...

...

4 меc назад

Путь Веры-Веды Православной: Верю Всевышнему Роду — Единому и Многопроявленному Богу, источнику всего...

...

2 лет назад

СКАЧАТЬ КНИГУ "КОЩУНЫ ФИНИСТА ЯСНО СОКОЛА".https://yadi.sk/i/30cbRx2l386Kgk ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВЕРЫ ...

...

5 меc назад

СЛАВЯНСКИЕ МУЖСКИЕ ОБЕРЕГИ АМУЛЕТЫ ТАЛИСМАНЫ*СЕРИЯ 2*ЧАСТЬ 1 Подписка: ...

...

10 меc назад

В клипе использованы кадры из фильма "Легенда о Коловрате", песня группы "Русь молодая".

...

5 лет назад

Хватит быть слабым. Жизнь слишком коротка и скоротечна, чтобы тратить её на ущербные забавы, захлёбываясь...

...

2 лет назад

Этот памятный день олицетворяет героизм, силу духа, ратный труд и вечную скорбь по миллионам несостоявшихс...

...

4 меc назад

ИЗ НАС ДЕЛАЮТ БОГОВ МИРА ПРАВИ https://www.youtube.com/watch?v=TjJnqQzI1a4 Путь Веры-Веды Православной: Верю Всевышнему Роду...

...

4 меc назад

РАЗНЫЕ МАНТРЫ, МОЛИТВЫ https://www.youtube.com/watch?v=LCQyda0TJfo ЭТА ПОМОЩЬ НАШИХ БОГОВ ТЕБЕ ...

videocameron.ru

ратный дух видео Видео

...

3 лет назад

Знакомство с премудростями военной службы. Таштагольские школьники принимают участие в военно-полевых...

...

5 лет назад

Православие для казаков было и есть та основа, на которой зиждется его крепко удерживаемая свобода. Правосл...

...

4 лет назад

Помни в тебе Русский Дух! Изучай и прославляй обычаи, традиции и культуру своего народа. Постоянно работай...

...

2 лет назад

30 июля 20116 года. Зарайский кремль.

...

9 меc назад

Юбилейная программа 75 лет Виктору Захарченко "Из станицы до столицы" Семьдесят пять! Именно столько лет...

...

3 лет назад

RUSSIAN Military Power 2015 { МОЩЬ РОССИЙСКОЙ АРМИИ } Думаю, нам давно пора перестать обращать внимание на мнение Запада...

...

10 меc назад

на основе фильмов"Легенда о Коловрате" и "Защитники" песня "Русская рать" The first part of the clip from the film "the Legend of Kolovrat"...

...

5 лет назад

Мультфильм "Лебеди Непрядвы" Посвящённый 600-летию Куликовской битвы. Снят студией Союзмультфильм в 1980 году....

...

3 меc назад

Обязательно подпишитесь на наш канал и будьте в курсе всех новинок жмите: https://www.youtube.com/channel/UCGWCtKvYOQ_QJv6FWEk6NsQ/?sub_.

...

9 лет назад

Лесной стороною Под ясной звездою Тропою оленя Гуляет Емеля. И все ему рады - Звери, птицы и гады, Деревья...

...

4 меc назад

Путь Веры-Веды Православной: Верю Всевышнему Роду — Единому и Многопроявленному Богу, источнику всего...

...

2 лет назад

СКАЧАТЬ КНИГУ "КОЩУНЫ ФИНИСТА ЯСНО СОКОЛА".https://yadi.sk/i/30cbRx2l386Kgk ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВЕРЫ ...

...

5 меc назад

СЛАВЯНСКИЕ МУЖСКИЕ ОБЕРЕГИ АМУЛЕТЫ ТАЛИСМАНЫ*СЕРИЯ 2*ЧАСТЬ 1 Подписка: ...

...

10 меc назад

В клипе использованы кадры из фильма "Легенда о Коловрате", песня группы "Русь молодая".

...

5 лет назад

Хватит быть слабым. Жизнь слишком коротка и скоротечна, чтобы тратить её на ущербные забавы, захлёбываясь...

...

2 лет назад

Этот памятный день олицетворяет героизм, силу духа, ратный труд и вечную скорбь по миллионам несостоявшихс...

...

4 меc назад

ИЗ НАС ДЕЛАЮТ БОГОВ МИРА ПРАВИ https://www.youtube.com/watch?v=TjJnqQzI1a4 Путь Веры-Веды Православной: Верю Всевышнему Роду...

...

4 меc назад

РАЗНЫЕ МАНТРЫ, МОЛИТВЫ https://www.youtube.com/watch?v=LCQyda0TJfo ЭТА ПОМОЩЬ НАШИХ БОГОВ ТЕБЕ ...

kinel2.ru

Русский дух. Ратные подвиги - Самопознание через Движение

Русские мужики могли бы жить так, как они принимали смерть:

Взято отсюда: http://maponz.info/index.php?option=com_content&task=view&id=566&Itemid=38

6 РОТА. Бой под Улус-Кертом

Днем 29 февраля 2000 года федеральное командование поспешило интерпретировать взятие Шатоя как сигнал того, что «чеченское сопротивление» окончательно сломлено.

Президенту Путину было доложено «о выполнении задач третьего этапа» операции на Северном Кавказе, а и. о. командующего ОГВ Геннадий Трошев отметил, что в течение еще двух-трех недель будут проводиться операции по уничтожению «улизнувших бандитов», но полномасштабная войсковая операция завершена.

В расследовании нам поможет полковник запаса Владимир Воробьев, в прошлом десантник, прошедший Афганистан (в свое время он командовал 104-м «черехинским» полком). Отец погибшего под Улус-Кертом старшего лейтенанта Алексея Воробьева. За два года после трагедии он составил полную картину происшедшего, которая несколько расходится с официальной версией.

Банды чеченских полевых командиров оказались в стратегическом мешке. Произошло это после высадки тактического десанта, который будто острым ножом перерезал горную дорогу Итум-Кале-Шатили, построенную невольниками «свободной Ичкерии». Оперативная группировка «Центр» принялась методично сбивать противника, заставляя его отступать вниз по Аргунскому ущелью: от российско-грузинской границы на север.

Разведка сообщила: Хаттаб двинулся на северо-восток, в Веденский район, где у него была создана разветвленная сеть горных баз, складов и укрытий. Он намеревался захватить Ведено, селения Мехкеты, Элистанжи и Киров-Юрт и обеспечить себе плацдарм для прорыва в Дагестан. В соседней республике «моджахеды» планировали захватить в заложники большое число мирных жителей и тем самым вынудить федеральные власти пойти на переговоры.

Восстанавливая хронику тех дней, нужно четко понимать: разговоры о «надежно блокированных бандах» – это блеф, попытка выдать желаемое за действительное. Стратегически важное Аргунское ущелье имеет протяженность более 30 километров. Не обученные горной войне части были не в состоянии установить контроль над разветвленной и совершенной незнакомой им горной системой. Даже на старой карте можно насчитать в этом районе более двух десятков троп. А сколь тех, которые ни на каких картах не отмечены вовсе? Чтобы блокировать каждую такую тропу, нужно задействовать роту. Получается внушительная цифра. Теми силами, которые были под рукой, федеральное командование не то что уничтожить, но надежно блокировать идущие на прорыв банды могло только на бумаге.

На наиболее опасном, как потом оказалось, направлении, командование ОГВ выставило бойцов 104-го Гвардейского парашютно-десантного полка 76-й Псковской дивизии ВДВ. Между тем, Хаттаб избрал простую, но эффективную тактику: проведя разведку боев, он намеревался нащупать наиболее слабые места, а затем, навалившись всей массой, вырваться из ущелья.

28 февраля «моджахеды» пошли напролом. Первыми удар приняли десантники 3-й роты во главе со старшим лейтенантом Васильевым. Они заняли господствующие высоты в пяти километрах восточнее Улус-Керта. Отряды Хаттаба безуспешно пытались пробиться через грамотно организованную систему огня и отступили, неся значительные потери.

Подразделения 2-го батальона держали под контролем господствующие высоты над Шароаргунском ущелье. Оставался проход между руслами рек Шароаргун и Абазулгол. Чтобы исключить возможность «просачивания» сюда боевиков командир 104-го полка приказал командиру 6-й роты майору Сергею Молодову занять еще одну господствующую высоту в 4-5 километрах от Улус-Керта. А поскольку ротный был буквально накануне переведен в часть и не успел хорошенько вникнуть в оперативную ситуацию, познакомиться с личным составом, то его подстраховал командир 2-го батальона Марк Евтюхин.

Десантники двинулись в путь еще затемно. Им предстояло за несколько часов совершить пятнадцатикилометровый марш-бросок в заданный квадрат, где разбить новый базовый лагерь. Шли с полной боевой выкладкой. На вооружении у них было только стрелковое оружие и гранатометы. Приставку для радиостанции, обеспечивающей скрытый радиообмен, оставили на базе. На себе тащили воду, продовольствие, палатки и печки-буржуйки, без которых зимой в горах просто не выжить. По расчетам Владимира Воробьева, подразделение растянулось на 5-6 километров, в час проходили не более километра. Заметим и то, что десантники шли на высоту сразу же после сложного броска по маршруту Домбай-Арзы, т. е. без полноценного отдыха.

Вертолетный десант был исключен, поскольку проведенная воздушная разведка не обнаружила в горном лесу ни одной подходящей площадки.

Десантники шли на пределе своих физических сил – это факт, который никто не сможет оспорить. Из анализа ситуации напрашивается такой вывод: командование запоздало с решением перебросить 6-ю роту на Исты-Корд, а том, спохватившись, поставило заведомо невыполнимые сроки.

Еще до восхода солнца 6-ая рота 104-го Гвардейского парашютно-десантного полка, усиленная взводом и двумя группами разведки, была у цели – междуречья притоков Аргуна южнее Улус-Керта. Руководил действиями десантников командир батальона подполковник Марк Евтухин.

Как потом стало известно, 90 десантников, на перешейке в 200 метров, преградили путь двухтысячной группировке Хаттаба. Насколько можно судить, первыми обнаружили противника все-таки бандиты. Об этом свидетельствует радиоперехваты.

В этот момент «моджахеды» двигались двумя отрядами вдоль рек Шароаргун и Абазулгол. Высоту 776.0, на которой переводили дух после тяжелейшего марш-броска наши десантники, они решили обойти с двух сторон.

Впереди обеих банд двигались две группы разведки, по 30 человек, следом за ними шли два отряда боевого охранения по 50 боевиков в каждом. Один из головных дозоров и обнаружил старший лейтенант Алексей Воробьев со своими разведчиками, чем спас 6-ю роту от внезапного нападения.

Был полдень. Разведчики обнаружили боевиков у подножья высоты 776,0. Противников разделяли десятки метров. За считанные секунды при помощи гранат авангард бандитов был уничтожен. Но вслед за ним хлынули десятки «моджахедов».

Разведчики с ранеными на плечах отошли к главным силам, и роте с ходу пришлось принять встречный бой. Пока разведчики могли сдерживать натиск бандитов, командир батальона решил закрепиться на этой поросшей лесом высоте 776,0 и не дать бандитам возможности выйти и блокированного ущелья.

Перед началом штурма хаттабовские полевые командиры Идрис и Абу Валид вышли по рации на комбата и предложили Евтухину пропустить «моджахедов»: – Нас тут раз в десять больше. Подумай, командир, стоит ли рисковать людьми? Ночь, туман – никто не заметит… Что ответил комбат, не трудно представить. После этих «переговоров» бандиты обрушили на позиции десантников шквал огня из минометов и гранатометов. К полуночи бой достиг наивысшего накала. Гвардейцы не дрогнули, хотя противник превосходил их более чем в 20 раз. Бандиты продвинулись к позициям на бросок гранаты. На некоторых участках десантники сошлись в рукопашной. Одним из первых в 6-й роте погиб ее командир Сергей Молодов – пуля снайпера попала ему в шею.

Командование могло поддерживать роту только огнем артиллерии. Огонь полковых пушкарей корректировал командир самоходной батареи капитан Виктор Романов. По данным генерала Трошева, с полудня 29 февраля до раннего утра 1 марта полковые пушкари высыпали в район Исты-Корда 1200 снарядов.

Авиацию не применяли, боясь попасть по своим. Свои фланги бандиты прикрывали водными потоками, которые были справа и слева, что не давало возможности свободно маневрировать и оказывать действенную помощь. Противник расставил засады и занял оборону на берегу, не позволяя приблизиться к притокам Аргуна. Несколько попыток переправы закончились неудачно. 1-я рота десантников, брошенная на выручку погибающим товарищам, смогла прорваться к высоте 776,0 только утром 2 марта.

С трех до пяти утра 1 марта наступила «передышка» – атак не было, но минометы и снайперы не прекращали обстрел. Комбат Марк Евтюхин доложил командиру полка полковнику Сергею Мелентьеву обстановку. Тот приказал держаться, ждать помощи.

Через несколько часов боя стало очевидным, что 6-й роте попросту не хватит боеприпасов, чтобы сдержать непрерывные атаки боевиков. Комбат по рации запросил помощь у своего заместителя майора Александра Достовалова, находившегося в полутора километрах от погибающей роты. С ним было пятнадцать бойцов.

У нас любят по любому случаю говорить разные красивые фразы, особо не вдумываясь в их смысл. Полюбилось и выражение «шквальный огонь». Так вот. Несмотря на шквальный, без кавычек, огонь противника, Александру Достовалову и взводу десантников каким-то чудом удалось пробиться к своим товарищам, которые второй час сдерживали бешеный натиск бандитов Хаттаба. Для 6-й роты это был мощный эмоциональный заряд. Ребята поверили, что их не бросили, что о них помнят, что им придут на помощь.

…Взвода хватило на два часа боя. В 5 часов Хаттаб бросил в атаку два батальона смертников – «белых ангелов». Они полностью окружили высоту, отрезав часть последнего взвода, который так и не успел подняться на высоту: ее расстреляли практически в спину. В самой роте уже собирали боеприпасы у погибших и раненых.

Силы были неравными. Один за другим погибали солдаты, офицеры. Алексею Воробьеву осколками мин перебило ноги, одна пуля попала в живот, другая пробила грудь. Но из боя офицер не вышел. Именно он уничтожил Идриса – друга Хаттаба, «начальника разведки». Ночью 1 марта на высоте 705,6 шел рукопашный бой, принявший очаговый характер. Снег на высоте был перемешан с кровью. Последнюю атаку десантники отбивали несколькими автоматами. Комбат Марк Евтухин понял, что жизнь роты пошла на минуты. Еще немного, и бандиты по трупам десантников вырвутся из ущелья. И тогда он обратился к капитану Виктору Романову. Тот, истекая кровью, с перетянутыми жгутами обрубками ног, лежал рядом – на ротном КП. – Давай, вызываем огонь на себя! Уже теряя сознание, Романов передал координаты батарее. В 6 часов 10 минут связь с подполковником Евтухиным оборвалась. Комбат отстреливался до последнего патрона и был сражен пулей снайпера в голову.

Утром 2 марта на Исты-Корд вышла 1-я рота. Когда десантники оттеснили боевиков с высоты 705,6, перед ними открылась жуткая картина: многолетние буки, «подстриженные» снарядами и минами, и повсюду – трупы, трупы «моджахедов». Четыреста человек. В ротном опорном пункте – тела 13 российских офицеров и 73 сержантов и рядовых.

По «кровавым следам» Удугов разместил на сайте «Кавказ-Центр» восемь фотографий убитых десантников. На снимках не видно, что многие тела были изрублены на куски. «Борцы за веру» расправлялись с любым десантников, в коем еще теплилась жизнь. Об этом рассказали те, кому чудом удалось выжить.

Старший сержант Александр Супонинский по приказу командира спрыгнул в глубокий овраг. Следом прыгнул и рядовой Андрей Поршнев. Около 50 боевиков вели по ним получасовую стрельбу из автоматов. Выждав, раненые десантники сначала ползком, а потом и в полный рост стали уходить. Ребята чудом остались живы.

– Нас, последних, оставалось пятеро, – вспоминал позднее Андрей Поршнев, – комбат Евтюхин, замкомбата Доставалов и старший лейтенант Кожемякин. Офицеры. Ну, и мы с Сашей. Евтюхин и Доставалов погибли, а у Кожемякина обе ноги были перебиты, и он нам руками подбрасывал патроны. Боевики подошли к нам вплотную, оставалось метра три, и Кожемякин нам приказал: уходите, прыгайте вниз

За тот бой Александр Супонинский получил звезду Героя России. На стол командующего ВДВ генерал-полковника Геннадия Шпака лег список погибших десантников. В мельчайших деталях были доложены и все обстоятельства этой жесточайшей схватки. Шпак сделал доклад министру оборону маршалу Игорю Сергееву, но в ответ получил указание: данные о событиях возле Улус-Керта до отдельного указания к разглашению запретить.

Так уж вышло, что маршал Сергеев именно 29 февраля отрапортовал Владимиру Путину об успешном выполнении задач «третьего этапа». Прошло всего несколько часов и – мощная группировка боевиков ударила по позициям федеральных войск. То, что произошло под Улус-Кертом, никак не соотносилось с победными реляциями о скором и окончательном разгроме боевиков. И товарищу маршалу, наверное, стало неловко за свой последний рапорт. Чтобы хоть как-то сгладить конфуз, военным приказали помалкивать. Только Геннадий Трошев 5 марта осмелился сказать часть правды: «Шестая парашютно-десантная рота, которая была на острие атаки бандитов, потеряла убитыми 31 человека, есть раненые».

В те же дни страна переживала другую трагедию, о которой сообщили все телеканалы страны, – в Чечне погибли 20 бойцов ОМОНа из Сергиева Посада. Военное командование побоялось объявить одновременно об ОМОНе и десантниках. Потери были слишком большими…

Памятник 6-й роте в ПсковеУлус-Керт стал одним из символов новейшей российской истории. Сколько лет из нас пытались вытравить русский воинский дух, – не получилось. Сколько лет армию изображали как сборище пьяниц, дегенератов и садистов, – и ребята-десантники, живые и мертвые, заставили критиков замолчать.

Это был подвиг настоящий, на который невозможно бросить тень. Хотя и такие попытки имели место. Как и после освобождения бойцами «Альфы» и «Вымпела» заложников на Дубровке – операции, в которой спецназ ФСБ мог погибнуть под руинами Театрального комплекса.

Из Улус-Керта идет дорога на Дубровку. И в том, и в другом случае на пути наемников и террористов встали российские солдаты и офицеры, носители наших вековых традиций.

ragday.livejournal.com

Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба") Тарас Бульба Гоголь Н.В. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Тарас Бульба / Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба")

    Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь — первое в Европе демократическое "государство". Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя "Тарас Бульба".     Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, приехавшие домой с учебы. Тарас считает, что духовное образование — это лишь часть необходимого молодому человеку образования. Главное же — боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.     Тарас Бульба — полковник, один из представителей командного состава казачества. Он является воплощением ратного духа сечевиков. Бульба с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них ни на йоту. Характер Тараса Бульбы особенно ярко раскрывается в главах повести, рассказывающих о боевых действиях запорожских казаков против польских войск.     Остап и Андрий — воплощение двух сторон души старого Бульбы. Остап — настоящий молодец, из которого вырастет добрый запорожец. Андрий — более мягок, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако в жизнь мечтам Тараса Бульбы не суждено было воплотиться. Остап погибает как герой в цветущем возрасте. Андрий же попадает в сети ловкой искусительницы-полячки, предает родину и переходит на сторону врага.     В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса Бульбы. Свобода отчизны и казацкая честь для него — главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь никто не сможет укорить Тараса в пренебрежении рыцарскими идеалами Запорожской Сечи. Но и самому Бульбе пришлось вскоре погибнуть. Читателя глубоко трогает сцена гибели главного героя: погибая в огне, Тарас обращается к своим товарищам-запорожцам со словами напутствия. Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь Тарас Бульба виден во всей цельности и могучей силе своего характера.     Николай Васильевич Гоголь был пылким патриотом своей родной Украины. Вся творческая жизнь писателя пришлась на эпоху царствования Николая Первого. Это было время жестокого подавления любого проявления свободомыслия, любого проявления национального духа. Не в последнюю очередь это касалось Украины. В повести "Тарас Бульба", которая должна была стать гимном свободолюбию, Гоголю, несмотря на жесточайшую цензуру, все-таки удалось сказать очень многое. Тарас Бульба на целые десятилетия стал воплощением образа борца за независимость, верного запорожским традициям, непоколебимого, уверенного в окончательной победе над врагом.     Образ Тараса Бульбы может быть истолкован и аллегорически: старый Тарас — это воплощение старинных .идеалов сечевого рыцарства, Андрий — воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап — воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Тарас Бульба / Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба")

Смотрите также по произведению "Тарас Бульба":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Сочинение «Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев»

Образ Тараса Бульбы — воплощение ратного духа запорожцев Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь — первое в Европе демократическое "государство". Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя "Тарас Бульба".Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают сыновья Остап и Андрий, приехавшие домой с учебы. Тарас считает, что духовное образование — это лишь часть необходимого молодому человеку образования. Главное же — боевая учеба в условиях Запорожской Сечи.

Тарас Бульба — полковник, один из представителей командного состава казачества. Он является воплощением ратного духа сечевиков. Бульба с огромной любовью относится к своим товарищам-запорожцам, глубоко уважает обычаи Сечи и не отступает от них ни на йоту. Характер Тараса Бульбы особенно ярко раскрывается в главах повести, рассказывающих о боевых действиях запорожских казаков против польских войск. Остап и Андрий — воплощение двух сторон души старого Бульбы. Остап — настоящий молодец, из которого вырастет добрый запорожец.

Андрий — более мягок, но тоже обещает стать хорошим воином. Однако в жизнь мечтам Тараса Бульбы не суждено было воплотиться. Остап погибает как герой в цветущем возрасте. Андрий же попадает в сети ловкой искусительницы-полячки, предает родину и переходит на сторону врага. В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса Бульбы. Свобода отчизны и казацкая честь для него — главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия.

Теперь никто не сможет укорить Тараса в пренебрежении рыцарскими идеалами Запорожской Сечи. Но и самому Бульбе пришлось вскоре погибнуть. Читателя глубоко трогает сцена гибели главного героя: погибая в огне, Тарас обращается к своим товарищам-запорожцам со словами напутствия. Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь Тарас Бульба виден во всей цельности и могучей силе своего характера.

Николай Васильевич Гоголь был пылким патриотом своей родной Украины. Вся творческая жизнь писателя при - шлась на эпоху царствования Николая Первого. Это было время жестокого подавления любого проявления свободомыслия, любого проявления национального духа. Не в последнюю очередь это касалось Украины. В повести "Тарас Бульба", которая должна была стать гимном свободолюбию, Гоголю, несмотря на жесточайшую цензуру, все-таки удалось сказать очень многое.

Тарас Бульба на целые десятилетия стал воплощением образа борца за независимость, верного запорожским традициям, непоколебимого, уверенного в окончательной победе над врагом. Образ Тараса Бульбы может быть истолкован и аллегорически: старый Тарас — это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий — воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап — воплощение молодой запорожской силы, зреющей в украинском народе.

shdo.net

ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. ЧАСТЬ 2. МОЛИТВЕННОЕ УЧАСТИЕ И РАТНЫЙ ПОДВИГ ДУХОВЕНСТВА

Игорь Максимов 08.05.20174657

Участие священнослужителей и монахов в жизни воюющего народа выражалось не только в поддержке словом и сборе средств и вещей для фронта, но и в молитвенном предстоянии: богослужениях, молебствиях, требах, совершаемых священниками порой ежедневно и едва ли не круглосуточно. Кроме того, церковнослужители, что многим неизвестно, участвовали непосредственно в боевых действиях.

Тяжелые испытания и лишения Великой Отечественной войны стали одной из причин значительного религиозного подъема в стране. Представители разных слоев населения искали и находили в Церкви моральную опору, поддержку и утешение.

26 июня 1041 года в Богоявленском соборе города Москвы Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий отслужил молебен о даровании победы. Он прошел при необычайно большом стечении верующих: люди не только заполнили храм, но заняли и всю прилегающую территорию. С этого момента во всех храмах Московской Патриархии стали совершаться подобные молебствия, которые не прекращались на протяжении всей войны, служились накануне решающих битв или после удачно проведенных военных операций и победных сражений. Прихожане молились о здравии своих близких, воюющих на фронте. Страшная война уносила миллионы жизней, и во всех церквях России заочно отпевали и погребали всех погибших и умерших от ран и болезней.

Молебны о победе русского воинства — это одна из важных форм деятельности Русской Православной Церкви в годы войны.

Молебны о победе русского воинства — это одна из важных форм деятельности Русской Православной Церкви в годы войны. Был даже составлен отдельный «Молебен, в нашествии супостатов певаемый в Русской Православной Церкви в Отечественную войну» — о скорейшей Победе нашего Отечества[1]. Именно он был отслужен в Богоявленском соборе митрополитом Сергием. К Богу была обращена горячая соборная молитва. Владыка произнес тогда свою знаменитую речь: «На морских кораблях иногда подается зычная команда: “Все наверх!” Это значит — кораблю угрожает морская стихия, управление кораблем требует совместной работы всех, кто находится на нем. И вот по этой команде все выбегают на верхнюю палубу, каждый к своему месту, и там спешат делать, что от каждого требуется, пока не пройдет жгучий момент, и корабль будет по-прежнему спокойно и уверенно продолжать все плавание. Нечто подобное, только в неизмеримо большей степени, переживаем и мы сейчас. Мрачная и дикая стихия угрожает стране. Родина наша в опасности, и она созывает нас: все в ряды, все на защиту родной земли, ее исторических святынь, ее независимости от чужестранного порабощения»[2]. Всё в этой речи было определяющим и значимым: только совместно народ сможет одолеть лютого врага, участвуя в войне на фронтах, в тылу, на оккупированной территории. В брани должны участвовать все духовные силы, должен быть реализован весь духовный потенциал. А российское воинство, как и прежде, обязано выполнить свой священный долг.

Когда вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады и немецкая авиация совершала массированные бомбардировки города, снарядами и бомбами были повреждены Никольский, Князе-Владимирский соборы, здание бывшей Духовной академии. Но несмотря ни на что богослужения совершались ежедневно. В первое время по сигналу тревоги молящиеся уходили в бомбоубежище, но вскоре так привыкли к бомбежкам, что службы не прерывались ни на минуту. Ленинградское духовенство воодушевляло народ церковной молитвой. В чин Божественной Литургии вставлялись специально составленные прошения о даровании победы нашему воинству и об избавлении томящихся во вражеской неволе. По некоторым сведениям, позднее, в 1943 году, и маршал Л.А. Говоров присутствовал на богослужениях в Никольском кафедральном соборе[3].

Прихожане готовились к встрече Светлого Дня Пасхи — первого за время блокады Ленинграда. Митрополит Алексий в своем архипастырском послании, посвященном этому великому торжеству, отметил, что в этот день исполняется 700 лет со дня разгрома немецких рыцарей в ледовом побоище святым благоверным князем Александром Невским — небесным покровителем многострадального города на Неве. Также он отметил, что эта знаменательная годовщина дает не только нашему воинству, но и нашим врагам немало материала для размышления и для выводов. Во время богослужения владыка зачитывал послание Патриаршего Местоблюстителя: «Да поразит праведный Судия Гитлера и всех соумышленников его и да откроет глаза тем, кто еще не хочет видеть в Гитлере врага Христова!»[4]

Необходимо также отметить, что практически все духовенство города осталось на своих местах, героически исполняя свой пастырский долг, несмотря на то, что началась массовая эвакуация ленинградского населения.

Необходимо также отметить, что практически все духовенство города осталось на своих местах, героически исполняя свой пастырский долг, несмотря на то, что началась массовая эвакуация ленинградского населения. Непоколебимая стойкость и активизация патриотической деятельности священнослужителей осажденного города приводили фашистов в неистовую ярость. Именно к Пасхе гитлеровцы приурочили особенно жестокую бомбардировку Ленинграда, в результате которой от прицельного огня пострадали многие храмы. Пасхальное богослужение было перенесено на 6 часов утра, что позволило избежать большого количества невинных жертв. Надо обязательно отметить как знак высокой и твердой веры, что ослабевшие верующие приносили освящать вместо традиционных куличей кусочки блокадного хлеба.

Долгожданное и выстраданное снятие фашисткой блокады торжественно отмечалось во всех храмах Ленинграда епархии. По благословению митрополита Алексия 23 января 1944 года везде совершались молебны с благодарностью Богу, перед которыми священники читали слово владыки: «Слава в вышних Богу, даровавшему нашим доблестным воинам новую блестящую победу на нашем родном, близком нам Ленинградском фронте... Эта победа окрылит дух нашего воинства и как целительный елей утешения падет на сердце каждого ленинградца, для которого дорога каждая пядь его родной земли»[5].

Религиозный подъем в епархии на заключительном этапе войны наглядно подтверждают статистические данные по Ленинграду о значительном увеличении количества совершаемых в храмах города треб. То же наблюдалось по всей стране в тех немногих оставшихся открытыми храмах, куда люди прибегали ради молитвенной помощи себе и своим близким.

Необходимо сказать, что духовенство несло не только молитвенный подвиг.

Необходимо сказать, что духовенство несло не только молитвенный подвиг. Как известно, в Красной Армии не было (да и не могло быть) полковых священников, но были представители духовенства, надевшие гимнастерки, шинели и взявшие в руки оружие. Сотни священно- и церковнослужителей, включая тех, кому удалось вернуться к 1941 году из тюрем, лагерей и ссылки, были призваны в ряды действующей армии.

Так, уже побывав в заключении, заместителем командира роты начал свой боевой путь по фронтам войны С.М. Извеков, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Наместник Псково-Печерского монастыря в 1950-1960-х гг. — архимандрит Алипий (Воронов) — воевал все четыре года: оборонял Москву, был несколько раз ранен, награжден орденами и медалями. Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев) служил на фронте пулеметчиком и, когда к 1943 году вернулся к священнослужению, был удостоен медали «За боевые заслуги». Кроме того, он награжден грамотой маршала Советского Союза Л.А. Говорова. Протоиерей Борис Васильев, до войны — диакон Костромского собора, в Сталинграде командовал взводом разведки, а затем стал заместителем начальника полковой разведки. Знаменитый старший сержант Павлов, возглавлявший группу советских бойцов, которые несколько месяцев удерживали дом в центре Сталинграда, который позже получил название «Дом Павлова», был еще до службы в армии монахом.

Многие православные священно- и церковнослужители награждены орденами и медалями, приуроченными к событиям Великой Отечественной войны.

В докладе Г. Карпова секретарю ЦК ВКП (б) А.А. Кузнецову о состоянии Русской Церкви от 27 августа 1946 года указывалось, что многие православные священно- и церковнослужители награждены орденами и медалями, приуроченными к событиям Великой Отечественной войны. Там же приводились конкретные примеры: священник Ранцев (Татарская АССР) удостоился ордена Красной Звезды, протодиакон Зверев и диакон Хитков (Крымская область) — четырех медалей каждый[6]. Надо обязательно сказать, что большинство священников получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Сохранились яркие, живые воспоминания духовенства и мирян о войне и об их участии в боевых действиях. Эти мемуары бесценны не только как документальные источники, но и как убедительные доказательства высоконравственного отношения православных людей к ратному труду. Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады К.Д.Карицкий вручает медаль "Партизану Великой Отечественной войны" настоятелю церкви села Хохловы Горки Псковской епархии священнику Феодору Пузанову.

Так, о. Борис Васильев пишет: «У меня отец…, дед и прадед были священниками. Четыре класса окончил сельской школы... В 1938 году был рукоположен в сан диакона. Перед самой войной служил в Костромском кафедральном соборе. Оттуда меня и... призвали, когда началась Великая Отечественная война. Увезли сразу на окопы. Подходит ко мне офицер, видит, я — человек грамотный, спрашивает: «Вы где учились?» — «Яокончил четыре класса». — «Не может быть! А дальше?» — «Я— диакон». — «Все ясно. Вы служили у священноначалия. Принимайте все бригады под ваше руководство». Два дня я руководил всеми бригадами. Потом... меня отправили в училище в Великий Устюг. Там я проучился шесть месяцев... Окончив училище, я сразу попал под Сталинград командиром взвода разведчиков...» После Сталинграда о. Борис Васильев участвовал в разработке и осуществлении операции на Северном Донце и юге Украины, после он, уже в звании капитана, был отправлен в тыл на лечение, а затем его оставили в Саратове готовить кадры[7].

Нельзя без внутреннего волнения читать воспоминания протоиерея Бориса Пономарева, призванного на фронт 23 июня 1941 года: «Во второй день войны я был призван на защиту нашей Родины... У меня не было родителей, меня благословила старушка 92 лет, дальняя родственница, и сказала: “Ты будешь жив, люби и защищай Родину...” Меня спрашивают, какое ваше самое сильное впечатление от войны? В самое тяжелое время блокады Ленинграда... недалеко от входа (на кладбище) мы увидели девочку лет тринадцати, склонившуюся и стоявшую на одном колене. На ней была шапка-ушанка, и вся она была немного занесена снегом, а сзади на санках был труп женщины, умершей от голода, — видимо, мать девочки, которую она не успела похоронить (и замерзла сама). Эта страшная картина потрясла меня на всю жизнь... »[8]

Неизвестно, сколько священнослужителей прошли фронтовыми дорогами и сколько пали смертью храбрых в борьбе за независимость любимой Родины — составлением таких списков никто не занимался.

Неизвестно, сколько священнослужителей прошли фронтовыми дорогами и сколько пали смертью храбрых в борьбе за независимость любимой Родины — составлением таких списков никто не занимался. Надо учитывать и то, что многие представители духовенства, служившие в армии, к началу 40-х годов остались без места служения и были отправлены за штат. Так, заштатный диакон храма в селе Бровары Борис Крамаренко является кавалером солдатских орденов Славы всех трех степеней. Протоиерей Стефан Козлов служил пулеметчиком с июля 1944 года. Был награжден орденом Славы третьей степени и медалью «За победу над Германией». После войны стал клириком храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге.

Благодарной памяти и бесконечного уважения заслуживает ратный подвиг женщин-христианок. Например, монахиня Серафима (Зубарева) была военным врачом и прошла с 3-м Украинским фронтом по дорогам Болгарии, Венгрии, Румынии. А монахиня Антония (Жертовская) медсестрой участвовала в боях на Ростовском и Харьковском направлениях[9].

Необычайный, непосильный для обычного человека подвиг нес в Красноярске в годы Великой Отечественной войны в должности главного хирурга госпиталя епископ Лука (Войно-Ясенецкий) — известный ученый, прошедший сталинские лагеря и ссылки. Его труды по гнойной хирургии, ставшие теоретическим обобщением гигантского практического опыта, остаются актуальными и для современной медицины.

Самоотверженность и жертвенность подвижнического служения духовенства Ленинграда трудно описать словами. Балерина Кировского театра И.В. Дубровицкая вспоминала о своем отце протоиерее Никольского собора Владимире Дубровицком: «Всю войну не было дня, чтобы отец не пошел на работу. Бывало, качается от голода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь — упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: “Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти, дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, ободрить”. И шел в свой собор. За всю блокаду, обстрел ли, бомбежка ли — ни одной службы не пропустил»[10].

Также и ленинградский протопресвитер Павел Фруктовский, живший в 15 км от своего храма, в зиму 1941–1942 гг., когда отсутствовало трамвайное сообщение, «опухший от недоедания, в возрасте 65 лет, ежедневно посещал собор, он был единственный священник, временами он приходил на службу совсем больной и домой уже не мог возвращаться и ночевал в холодном соборе. Много месяцев о. Павел обслуживал приход на пределе физических возможностей: он один и литургисал, и исповедовал, и отпевал, и совершал все требы. Но община выстояла. Весной 1942 года она приступила к уборке прилегающих к храму площадей и улиц, начала обрабатывать выделенный ей для города участок земли»[11].

Следует отметить, что священнослужители были и активными участниками обороны города.

Следует отметить, что священнослужители были и активными участниками обороны города. Например, в справке, выданной 17 октября 1943 года архимандриту Владимиру (Кобецу) Василеостровским райжилуправлением, говорилось, что он состоит бойцом группы самозащиты дома, активно участвует во всех мероприятиях обороны Ленинграда, несет дежурства, участвовал в тушении зажигательных бомб[12].

Кроме того, духовенство помогало людям деньгами, дровами, свечами, маслом для освещения. Довоенные запасы строительных материалов без остатка отдавались прихожанам: фанера, картон — для замены выбитых взрывной волной оконных стекол, а из листов железа делали печи для обогрева квартир.

Таким образом, молитвенное участие, ратный подвиг духовенства и многие другие дела, совершаемые священнослужителями в поддержку народа и армии, например, такие как сбор денежных средств и пастырские обращения, были вкладом, и немалым, Русской Церкви в победу.

Иерей Игорь Максимов

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Церковь, молитвенное служение, участие в боевых действиях.

[1] Великая Отечественная война: 1941–1945: Энциклопедия для школьников/ Сост. И.А. Дамаскин, П.А. Кошель; Вступит, статья О.А. Ржешевского. — М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2000. — С. 186.

[2] Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. — М.: Институт российской истории, 2001. — С. 56.

[3]Шкаровский М.В. Религиозная жизнь блокадного Ленинграда // URL: http://globus.aquaviva.ru/books/pages/shkarovskiy-m-v-religioznaya-zhizn-blokadnogo-leningrada (дата обращения: 3.05.2017 года).

[4] Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. — М.: Институт российской истории, 2001. — С. 188.

[5] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). — М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000. — С. 131.

[6]Там же. С. 122.

[7] Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. — М.: Институт российской истории, 2001. — С. 58–59.

[8]Там же. С. 60–61.

[9]Там же. С. 62.

[10] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 годах). — М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, Общество любителей церковной истории, 2000. — С. 128.

[11]Там же. С. 129.

[12]Там же. С. 130.

sdsmp.ru