“СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ”. Субъективный дух гегель


Гегель о субъективном духе и индивиде

Изложение взглядов Гегеля на индивида и субъективный дух дано по его работе «Энциклопедия философских наук», § 387 и след.

Появление индивида в недрах природы, согласно Гегелю, вовсе не является внезапным и непредвиденным. Жизнь вырабатывается и усложняется через ряд прогрессивно развивающихся организмов, чтобы достигнуть духовной и моральной жизни. Природа ищет и постепенно создаёт человека через постепенное развитие растений и животных видов. Она создаёт его сразу после осуществления необходимых для человеческого существования условий. По мере того, как улучшаются условия для существования животных организмов, очищается атмосфера, образуется и ширится твердая земля, – жизненные функции начинают отделяться друг от друга, органы дифференцируются, формы обрисовываются; растительные семейства усложняются и получают разнообразие; виды животных увеличиваются, проявляют разнообразные свойства, инстинкты, направление; постепенно проявляются ощущение, восприятие, память – предвозвестники разума. Мало-помалу слепая сила жизни становится силой сознательной. Наконец заря уступает место дню, солнце разума восходит над миром: появляется человек – индивид со своим субъективным духом. Так философия природы уступает место философии духа.

Сын природы, человеческий индивид предназначен к тому, чтобы стать её царем. Он обладает только ему одному свойственным могуществом – могуществом изменять, которое он проявляет в низших царствах и в самом себе. Он один видоизменяет природу, другие существа, – и самосовершенствуется при помощи собственных сил. Животное, пишет Гегель, самосохраняется и воспроизводится; человек самосохраняется, воспроизводится и прогрессирует, имея перед собой идеалы: добро, красоту, истину. Одним словом, человек, субъект есть дух, то есть сознание и свобода.

Но, выйдя из горнила природы, человек таков только в принципе, только в силу заложённой в нём, но пока ещё не реализованной возможности. Согласно Гегелю, дух, как и природа, подчинен закону развития. Сознание и свобода не существуют в колыбели индивида и рода. Род, как и индивид, появляется в состоянии детства. Но детство есть состояние противоречия. Это сознание еще бессознательное, свобода еще в рабстве. Человек-дитя есть еще существо безличное, пассивное проявление общей жизни, слепой орган всемогущего инстинкта. Чтобы стать настоящим человеком, индивид должен подняться из того состояния невинности, в котором роковым образом пребывают растение и животное. Индивид, субъект должен постепенно высвободиться из объятий природы, должен осознать свою независимость, свою духовность, самого себя. Гегель считает, что с этого момента развития субъективного духа начинается новое развитие жизни природы, получившей сознание, – развитие разума, нравственности, свободы в индивиде и в человеческом обществе, история политики, искусства, религии, науки.

Портрет Гегеля

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Портрет работы Я. Шлезингера

 

По Гегелю, индивид в первоначальном, детском природном состоянии, подчинен слепому инстинкту, животным страстям и тому эгоизму, который составляет отличительную черту животной жизни. Но, по мере развития разума, субъект признает в других индивидах равных себе, т. е. духовные существа. Он признает, что разум и свобода (дух) не есть лишь его исключительное свойство, но что он существует, в разных степенях, во всей совокупности индивидов его рода. Он признает духовность себе подобных и преклоняется перед ней, как перед законом, который он должен уважать. Так как дух, который он находит вне себя, есть синоним разума и свободы, то, преклоняясь пред разумом и себе подобными, он преклоняется перед их свободой. Индивид сознает себя свободным; ибо сознавать себя духом значит сознавать себя свободным. Но он сознает, что подобный ему, являясь таким же субъективным духом, свободен, как и он. Лишь только индивид обретает способность мыслить, он тотчас понимает, что его индивидуальная свобода ограничена свободой ему подобных.

Неограниченная свобода, полагает Гегель, принадлежит лишь совокупности различных существ, роду, человеку вообще. Индивиду принадлежит лишь более или менее значительная часть общей свободы, свобода относительная. Слова дух и свобода – синонимы, однако нельзя сказать того же о выражениях субъективный дух и абсолютная свобода. Свобода есть общее всем благо; поэтому индивид не может претендовать на исключительное обладание ею, не входя в противоречие с самой природой вещей. Факт свободы подобного мне индивида становится законом, уздой, ограничением моей собственной свободы. Свобода всех есть закон, исходящий из духовности всех. Эту всеобщую силу, стоящую над субъектом, Гегель называет объективным духом. Начало процесса развития объективного духа Гегель рассматривает в философии права.

 

rushist.com

“СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” - это... Что такое “СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ”?

 “СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” “СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ”     “СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” (нем. der subjektive Geist) категория гегелевской философии духа, обозначающая начальную стадию “действительного духа”, т. е. снятия инобытия логической идеи, или в-себе-сущего духа, дремлющего в природе, и становления для-себя-сущего, самосознающего духа. Рассматривается в “Философии духа” (3-й части “Энциклопедии философских наук”).     Гегель вычленяет три основные формы субъективного духа: 1) душа, или природный, непосредственный дух (предмет антропологии), 2) сознание, или способное к рефлексии “я” (предмет феноменологии духа) и 3) дух, ставший для себя субъектом (предмет психологии).

    Μ. Φ. Быкова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

.

  • СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ
  • СУДЬБА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Смотреть что такое "“СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ”" в других словарях:

  • СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ —         категория философии Гегеля, обозначающая этап становления отчуждённого существования абсолютной идеи в природе, когда преодолевается противоречие «дремлющего в природе» духовного содержания и природной формы, т. е. бытия вне идеи, и… …   Философская энциклопедия

  • «СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ» — (нем. der subjektive Geist) – категория гегелевской философии духа, обозначающая начальную стадию «действительного духа», т.е. снятия инобытия логической идеи, или в себе сущего духа, дремлющего в природе, и становления для себя сущего,… …   Философская энциклопедия

  • ДУХ — (от лат. дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, невещественному началу, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием «мышление».… …   Тематический философский словарь

  • СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД — способ познания и описания общественных явлений в истории и социологии, при к ром учитывается характер и степень влияния субъективного на объективное. Разработан теоретиками народничества Лавровым и Михайловским. Его философские предпосылки… …   Русская философия: словарь

  • Субъективный метод —    особенный способ познания и описания общественных явлений в истории и социологии, при к ром учитывается характер и степень влияния субъективного на объективное. Разработан теоретиками народничества Лавровым и Михайловским. Его философские… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДУХ — см. Дух; Субъективный дух. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • ГЕГЕЛЬ — (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 1831) нем. философ, создатель развернутой филос. системы, построенной на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, системности, историзма. Учился в гимназии Штутгарта, затем в Тюбингенском теологическом… …   Философская энциклопедия

  • СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… …   Философская энциклопедия

  • Гегель Георг — Жизненный путь     Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте в 1770 г. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику. С годами… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Гегель Георг Фридрих Вильгельм — (Georg Friedrich Wilhelm Hegel) может быть назван философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего; у Гегеля, напротив, само сущее старается …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dic.academic.ru

Михаил Овсянников - Гегель - стр 18

Однако при всех этих недостатках натурфилософия Гегеля не лишена положительных моментов. Критика Гегелем учений о теплороде, флогистоне, об электрических и магнитных "материях", критика теории сведения высших форм движения к низшим, указание на однородность аналитического метода исследования, подчеркивание важности теоретического осмысления накопленного эмпирического материала, стремление систематизировать этот материал, попытка рассмотреть природу в порядке возрастающей сложности ее явлений - все это представляет известную ценность.

Глава V. Философия духа, или Учение об обществе

Философия духа - завершающая часть гегелевской системы. Ее содержанием является учение не только о человеческом сознании, но и о различных видах человеческой духовной деятельности и различных формах связей и отношений людей. Следовательно, философия духа Гегеля есть идеалистическое учение об общественной жизни. Мистификация здесь состоит в том, что все многообразие проявлений общественной жизни Гегель сводит к развитию различных форм духа.

Откуда и как возникает дух? На этот вопрос Гегель дает ответ, исходя из объективно-идеалистических предпосылок своей философии. Как известно, Гегель начинает изложение системы своей философии с того, что полагает существование идеи в форме чистых логических категорий. Эта простая логическая идея отчуждает себя в природу, т. е. переходит в свое инобытие. Но поскольку природа является чуждой средой для идеи, то последняя стремится снова возвратиться в родную для нее стихию и познать себя в адекватной форме. Следовательно, дух - это та же идея, но обогащенная в ходе своего диалектического развития. Природа является здесь лишь опосредствующим звеном в развитии абсолютной идеи.

Дух, по Гегелю, уже с самого начала есть дух, но он не знает еще этого. Процесс самопознания духа есть его реализация, которая проходит три ступени. В соответствии с этим "философию духа" Гегель делит на три раздела: учение о субъективном, объективном и абсолютном духе.

1. Субъективный дух, или учение о человеке

Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Здесь, однако, не следует забывать, что у Гегеля духовное развитие индивида связано с интеллектуальным развитием всего человечества. Это как раз составляет большую трудность в понимании хода мыслей философа и одновременно свидетельствует об исключительной проницательности мыслителя.

а) Антропология

В разделе "Антропология" Гегель касается почти всех вопросов, которые рассматривает антропология в современном ее понимании. Однако главным образом его интересует не проблема распространения человека на земле, не различие людей по расовым, возрастным, половым признакам, не вопрос о происхождении человека и его связи с животным миром, а вопрос специфичности духовного склада в связи с указанными обстоятельствами.

Предметом антропологии, по Гегелю, является дух в его телесности, т. е. душа. Она тесно связана с естественными свойствами индивидуума, однако она не есть "результат материального". Человеческая душа есть прежде всего член человеческих родов, под которыми Гегель подразумевает расы, определяющиеся различными географическими условиями существования людей (расы распадаются на нации). Гегель сразу же стремится отмежеваться от географического материализма. Связь души с географическими условиями он мыслит как некое "симпатическое" участие последней во всеобщей жизни природы.

Гегель выступал против тех, кто считал, что одна раса обладает духовным превосходством над другой и поэтому-де "над некоторыми из них позволительно господствовать, как над животными". "Человек, - продолжает Гегель, - сам по себе разумен; в этом заключается возможность равноправия всех людей, отсюда вытекает никчемность упорно отстаиваемого различения человеческих пород на привилегированные и бесправные" (8, III, стр. 70).

Рассматривая индивидуальные качества людей, Гегель останавливается на анализе природных задатков, темперамента и характера. Он не отрицает наличия естественных задатков у индивидуума, но считает, что они нуждаются в совершенствовании и воспитании.

С психологической стороны Гегель рассматривает также возрастные и половые различия. Здесь имеются очень меткие характеристики возрастных особенностей личности и вместе с тем обнаруживаются примиренческие тенденции Гегеля. Самое мудрое отношение к миру, по Гегелю, состоит в примирении с ним, в признании его разумности. О переустройстве мира заботятся люди лишь в юношеском возрасте, воображая, что они призваны и способны переделать мир. Эта направленность к достижению идеального придает юноше черты благородства, ума и бескорыстия. Однако в конце концов и юноша "погружается" в "разум действительности", вступает в "практическую жизнь" и начинает "заниматься мелочами". К этому, по Гегелю, сводится "образование" юноши.

В соответствии с таким пониманием смысла человеческой жизни и деятельности Гегель определяет задачи педагогики. Он решительно выступает против "играющей педагогики", которая под видом игры хотела бы преподносить серьезные знания. Главное, по Гегелю, это воспитание у детей дисциплины и уважения к авторитету.

Известный интерес представляет гегелевская трактовка ощущений. Ощущение, как считает Гегель, ограниченно, преходяще и непосредственно. Так, он пишет: "Все содержится в ощущении, и, если угодно, все выступающее в сознании духа и в разуме имеет в ощущении свой источник и свое первоначало; ибо источник и первоначало и не обозначают ничего иного, как тот самый первый непосредственный способ, в котором нечто проявляется" (8, III, стр. 107). Это высказывание может навести на мысль, что Гегель сенсуалист, но суть дела состоит в том, что Гегель пытается преодолеть крайности сенсуализма и рационализма путем рационалистического истолкования самих ощущений. Последние, по Гегелю, являются ступенями и формами саморазвивающегося мышления, а не его основой. В этом плане Гегель и критикует сенсуализм Кондильяка, который, по словам Гегеля, считая ощущения основой, уничтожает тем самым цель развития духа - разум. Таким образом Гегель обосновывает рационализм.

Гегель специально рассматривает такие явления, как ясновидение, "животный магнетизм", различные психические болезни. Отдельные рациональные положения здесь причудливо сочетаются с антинаучными домыслами, что является следствием не только идеализма Гегеля, но и низкого уровня развития антропологии того времени.

Далее у Гегеля совершается переход к возникновению сознания, которое рассматривается во второй части "философии духа" - "Феноменологии духа".

б) Феноменология

"Феноменология духа" - это часть психологического учения Гегеля, по содержанию она в значительной степени совпадает с "Феноменологией духа", являющейся введением к его философии. Ввиду этого данную часть "Философии духа" подробно рассматривать мы не будем.

Предметом "Феноменологии духа" является сознание. Действительная душа до такой степени срастается со своим телом, что в нем, как в своем произведении, она относится только к себе, существует для себя и в то же время отличает себя от своего тела, от всех своих ощущений, от внешнего мира и противопоставляет себя им. Такая душа уже не является самочувствием, а есть сознание и самосознание. Будучи духовным по своему характеру, сознание относится к предмету; вследствие этого отношения оно есть явление духа, поэтому наука о сознании и формах его развития есть наука о явлениях духа (феноменах) - феноменология.

Феноменология исследует: 1) сознание вообще, непосредственное сознание, противостоящее предмету как чему-то такому, что не зависит от субъекта, - это чувственное сознание; 2) самосознание, предметом которого является Я; 3) единство сознания и самосознания - разум. В связи с рассмотрением этих ступеней Гегель исследует проблемы соотношения ощущений и восприятий, связь восприятий и рассудочного мышления, взаимоотношение рассудка и разума, роль труда в развитии психики и т. д.

Заключительной частью "Философии духа" является психология как учение о личности.

в) Психология

В антропологии дух в форме души был связан с телом. В феноменологии сознание противопоставляется объекту, причем объект еще не раскрыт со стороны своей духовной сущности. В психологии противоположность идеального и реального снимается и дух рассматривается в полном отрыве от материального. В гегелевской психологии, таким образом, материально-физиологическая основа психики полностью игнорируется. В этом состоит идеалистическая ограниченность гегелевской трактовки основ психологии как науки.

Надуманность гегелевского триадического деления отчетливо обнаруживается в его психологии, которая исследует "теоретический дух", "практический дух" и, наконец, "свободный дух". Последнее звено в этой триаде по существу является лишь искусственной пристройкой для перехода к объективному духу.

profilib.net


Смотрите также