«СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ». Субъективный дух


«СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ» - это... Что такое «СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ»?

 «СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ» «СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ» (нем. der subjektive Geist) – категория гегелевской философии духа, обозначающая начальную стадию «действительного духа», т.е. снятия инобытия логической идеи, или в-себе-сущего духа, дремлющего в природе, и становления для-себя-сущего, самосознающего духа. Рассматривается в «Философии духа» (3-й части «Энциклопедии философских наук»).     Гегель вычленяет три основные формы субъективного духа: 1) душа, или природный, непосредственный дух (предмет антропологии), 2) сознание, или способное к рефлексии «я» (предмет феноменологии духа) и 3) дух, ставший для себя субъектом (предмет психологии).     Μ.Φ.Быкова          

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

.

  • СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
  • «СУНЬ-ЦЗЫ»

Смотреть что такое "«СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ»" в других словарях:

  • СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ —         категория философии Гегеля, обозначающая этап становления отчуждённого существования абсолютной идеи в природе, когда преодолевается противоречие «дремлющего в природе» духовного содержания и природной формы, т. е. бытия вне идеи, и… …   Философская энциклопедия

  • “СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” —     “СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” (нем. der subjektive Geist) категория гегелевской философии духа, обозначающая начальную стадию “действительного духа”, т. е. снятия инобытия логической идеи, или в себе сущего духа, дремлющего в природе, и становления для… …   Философская энциклопедия

  • ДУХ — (от лат. дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, невещественному началу, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием «мышление».… …   Тематический философский словарь

  • СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД — способ познания и описания общественных явлений в истории и социологии, при к ром учитывается характер и степень влияния субъективного на объективное. Разработан теоретиками народничества Лавровым и Михайловским. Его философские предпосылки… …   Русская философия: словарь

  • Субъективный метод —    особенный способ познания и описания общественных явлений в истории и социологии, при к ром учитывается характер и степень влияния субъективного на объективное. Разработан теоретиками народничества Лавровым и Михайловским. Его философские… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДУХ — см. Дух; Субъективный дух. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • ГЕГЕЛЬ — (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770 1831) нем. философ, создатель развернутой филос. системы, построенной на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, системности, историзма. Учился в гимназии Штутгарта, затем в Тюбингенском теологическом… …   Философская энциклопедия

  • СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… …   Философская энциклопедия

  • Гегель Георг — Жизненный путь     Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте в 1770 г. Его отец был государственным чиновником, и доходы позволяли дать сыну высшее образование. В местной гимназии Гегель изучал греческую и латинскую классику. С годами… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Гегель Георг Фридрих Вильгельм — (Georg Friedrich Wilhelm Hegel) может быть назван философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была все. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего; у Гегеля, напротив, само сущее старается …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

dic.academic.ru

Философия духа Гегеля

Философия духа является одним из основных отделов гегелевской философской системы.

Разделяется данная философская традиция на учение об объективном, субъективном и абсолютном духе.

Субъективный дух

При достижении определенной ступени в развитии природы возникает человеческий разумный индивид. Изначально человек живет как ребенок, в обыкновенном состоянии, в зависимости от инстинктов эгоизма и разных воздействий природы: различие народов, рас, возрастов, полов, темпераментов, элементарных способностей и т.д., – он являет собою субъективный дух.

Замечание 1

Тем не менее, по мере развития человеческого ума, он обретает понимание того, что другие индивиды также являются духовными существами, которых необходимо уважать.

Индивид осознает, что его личная свобода ограничивается посредством свободы таких же индивидов, как и он. Именно эта стезя трансформирует и выводит человека на новый уровень объективного духа.

Объективный дух

В человеческом социуме все влечения, желания, человеческие инстинкты, будучи бессознательными, трансформируются в сознательные побуждения.

Ступень объективного духа подразумевает коллективную жизнь людей.

Свобода всех индивидов, которая признается и принимается индивидом как условие личной свободы, обретает таким образом форму права. По Гегелю, право должно реализовать посредством наказуемости преступлений не грубую пользу, а только идею вечной справедливости.

В то время, когда право подымается к уровню добровольного человеческого побуждения, оно трансформируется в нравственность. Одним из важнейших аспектов нравственности является семья – нравственный институт.

Именно семью составляют единое гражданское общество, которое образует государство. Именно государство должно стремиться к воплощению потребностей объективного разумного духа.

Замечание 2

Кстати, с возникновением гражданского социума и системы государства объективный дух переходит к историческому развитию.

Абсолютный дух

Определение 1

Абсолютный дух является третьей ступенью развития духа, который составляет единство объективного и субъективного.

На данной ступени дух трансформируется и видоизменяется, вследствие чего он является гармоничным и свободным от любых возможных противоречий. Абсолютный дух постигает истинное и совершенное знание о самом себе, проходя несколько ступеней, по мнению Гегеля:

  1. Созерцание в искусстве;

  2. Деятельность эмпирического и представления в религии;

  3. Жизнь чистой мысли в философии.

Абсолютный дух в философии достигает высочайшего уровня самосознания. Он возвращается к себе самому, посредством обогащения огромной историей саморазвития.

По Гегелю, философия являет собою мыслящую себя идею, где дух встречается с самим собой. В данном самопознании напрочь отсутствует внешнее, оно является внутренним, самим мышлением, которое вошло в себя и признает себя сущностью вещей.

Замечание 3

Важно заметить, что вне границ этого абсолютного нет ничего, а все находится и живет непосредственно в нем.

Такое познание абсолютного является наивысшей целью, которую преследует философия. Гегельянство являет собою абсолютную философию, которая превосходит все иные философские системы, искусства и религии, так как именно оно дает человечеству разгадку вселенной.

Эта разгадка – абсолютный дух, который является синтезом объективного и субъективного. Этот синтез является продуктом идеального творения, которое является всем, а вне него не существует ничего истинного.

spravochnick.ru

СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ

Логика СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ

Количество просмотров публикации СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ - 29

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ
Рубрика (тематическая категория) Логика

 

Субъективный дух у Гегеля - это по существу человеческий индивид, которого Гегель превращает целиком в духовное существо, "субъективный дух". Субъективный дух проходит три ступени, которые составля­ют предмет антропологии, феноменологии духа и психологии. При разработке этих разделов Гегель использует огромнейший материал современной ему науки: географии, антропологии, этнографии, психологии и др. Размещено на реф.рфУчение о субъективном духе представляет несомненный интерес как попытка систематизации весьма значительного материала наук о человеке. Эта систематизация проводится Гегелœем на базе изложенных ранее идей науки логики и является в связи с этим испытанием Гегелœевой концепции ин­теллекта.

АНТРОПОЛОГИЯ

В антропологии дух воспринимается как непосредственный, дух в себе, или природный дух, душа.

Душа проходит три ступени своего развития: а. Природная душа; в. Чувствующая душа; с. Действительная душа. Сущность процесса развития души Гегель усматривает в творении тела душой, овладении телом, подчинœении тела душе. Гегель рассматривает весьма широкий круг вопросов: понятие души, связь души и тела, связь души с общей планетарной жизнью, климатическими условиями и т.д. Вслед за анализом природных условий и предпосылок сушествования индивидов Гегель вводит понятия расы, наций, пытается установить особенности национального характера греков, итальянцев, испанцев, французов, англичан, немцев. Характеризуя индивидуаль­ные психологические качества людей, Гегель рассуждает о природных задатках, возрастных и половых различиях, темпераменте и характере, таланте и гениальности, психических болезнях, привычках и т.д.

Размышляя о развитии сознания, Гегель высказывает весьма интерес­ные догадки о роли человеческой руки. Последняя, по Гегелю, является "орудием орудий", "абсолютным орудием" (210), "способна служить выраже­нием бесконечного множества проявлений воли"(213).

СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ" 2014, 2015.

Читайте также

  • - Субъективный дух: раскрытие и воплощение

    На первой ступени развития субъективности (от рождения до первого года) – ступени оживления – практическое отношение к собственной жизнедеятельности существует в специфической форме. Его «субъектом» оказывается не индивид в своей изолированности, а само событие, живое... [читать подробнее].

  • referatwork.ru