Каждый мужчина в Таиланде должен быть монахом. Естественно, не всю жизнь, а лишь часть ее, кто сколько может, хочет или считает нужным. Сроки бывают самые разные – от одного дня до нескольких десятков лет. Есть и такие, кто остается в монастырских стенах всю свою жизнь. Практически до конца XX века пострижение в монахи рано или поздно касалось всех без исключения – будь ты крестьянин, банкир, нищий или король. Кстати, бывали случаи, когда последние, как, например, король Таксин, пытались укрыться в стенах храма от разъяренной толпы. Дело в том, что фигура монаха в Таиланде священна и неприкосновенна. Даже сегодня к монахам нельзя прикасаться. Правда, триста лет назад Таксину это не помогло. Он был убит, уже будучи монахом. Может быть, это произошло потому, что он принял сан буквально за пару часов до своей гибели. Ход событий уже ничто не могло остановить. Но это все-таки исключение. А в обычной жизни без прохождения через монашество мальчик никогда не мог стать мужчиной. Конечно, не в физическом плане. Все это касается сугубо ментальной области, что играет в Таиланде наиболее важную роль. Помимо буддизма, сохраненного в своем первозданном естестве, основополагающим понятием для тайцев остается такая категория, как «санук». Приблизительно это можно перевести как удовольствие. Если говорить точнее, то все в этой жизни должно приносить радость. Работа, отдых, развлечения, деловые беседы, еда, монашеская инициация, короче, все без исключения. Наверное, поэтому многие важные должности в госаппарате или бизнесе Таиланда занимают этнические китайцы, не отягощенные столь расслабляющим понятием. Тайца невозможно заставить сделать что-либо, если ему это не нравится. Ответ будет один – «майсанук». Или, говоря современным русским языком, – «не в кайф». Превратить «майсанук» в «санук» невозможно ни уговорами, ни даже большими деньгами. Это объясняет факт частой смены даже очень хорошей работы среди тайцев. И что удивительно, даже европейцы в Юго-Восточной Азии легко заражаются этой болезнью. Южный буддизм разлагающе действует на неокрепшие умы. Именно в нем нужно искать первопричину столь странного на первый взгляд поведения тайцев. И что еще удивительнее, при столь сильном влиянии буддизма тайцы одновременно остаются анимистами, то есть верят в полчища нематериальных духов, обитающих в материальном мире. Самое большое подтверждение этому можно увидеть в столице напротив королевского дворца и храма изумрудного Будды. Это не просто красивая башня – это городская колонна Лак-Мыанг. Здесь живет дух Бангкока. Так же как и в Ват-Пракэо, здесь никогда не бывает мало народу. Но если храм изумрудного Будды – это главная официальная святыня всего Таиланда, где, естественно, полным полно туристов, то в Лак Мыанг больше встречаются простолюдины, которые искренно верят, что дух хранитель города принесет им удачу. Нетрудно понять, что значит удача для тайца. Это практически тот же «санук». Чтобы все получилось в радость само собой делать ничего не надо было. А если работа – то приятная и тоже по душе, но за большие деньги. В общем, ждать такую удачу можно всю жизнь. Такой ситуацией ловко пользуются всевозможные мошенники и вполне честные устроители лотерей. Их здесь предостаточно. Азиаты вообще очень азартны, а уж тайцы тем более. К тому же крупный выигрыш в лото как раз и является идеальным вариантом той удачи, которую все ждут от доброго духа живущего в бангкокской колонне. Чтобы заручиться его поддержкой и расположением, люди приносят ему жертвы, кладут на алтарь традиционные лотосы, выпускают на волю птиц. При этом надо вести себя с почтением, чтобы не прогневить божество. Здесь постоянно проходят театральные шоу и танцевальные представления. Все это делается в честь духа-хранителя. Жесты танцовщиц наполнены глубочайшим смыслом. Все это не просто движения телом и руками, это общение с высшими силами. Праздные туристы и не подозревают, что танцующие в этот момент становятся своеобразными жрицами духа Бангкока. У каждого духа должно быть свое жилище. Именно поэтому почти у каждого здания в Таиланде можно увидеть маленькие домики, напоминающие богато разукрашенные скворечники или собачьи будки. Все это домики для духов. Хозяева отелей, банков, самых разных контор, не говоря уж о простых обывателях, – все считают своим долгом обзавестись подобной деталью. В Таиланде существует множество заводов, которые специализируются на производстве домиков для духов. На рынке можно приобрести такое сооружение любого размера – от гигантского до микроскопического. Все зависит от пристрастий и финансовых возможностей покупателя. Между прочим, у человека тоже есть свой дух. Его зовут кхуан. Его домиком является голова. Поэтому к чужой голове ни в коем случае нельзя прикасаться. Даже если это хорошо знакомый приятель или ребенок. Этим вы проявляете неуважение к духу и тем самым наносите человеку смертельное оскорбление. В общем, с духами надо быть очень и очень осторожным. Иначе могут произойти самые разные неприятности. Например, дух Джима Томпсона – американского миллионера и фактического создателя новой тайской шелковой промышленности – не смог уберечь последнего от беды. В 1967 г. Томпсон бесследно исчез во время прогулки по джунглям Малайзии. Зачем он туда отправился, непонятно. Но духам, которые до того явно благоволили удачливому бизнесмену, это явно не понравилось. tyr-tailand.ru Департамент лесного хозяйства Королевства Таиланд крайне озабочен несанкционированной вырубкой дорогостоящего сиамского палисандрового дерева (розовое дерево) в стране. Высокий спрос на этот вид древесины делает невозможным контроль вырубки лесов. И хотя любая вырубка розового дерева является незаконной, контрабандисты умудряются вырубать его повсюду: в национальных парках, на резервных лесных вырубках. Проблема вышла из-под контроля и стала настолько серьезной, что правоохранительные органы решили использовать сверхъестественные силы в борьбе против вырубки.
Учитывая тот факт, что тайцы глубоко верят в духов, которые населяют практически все окружающие предметы и живые организмы, чиновники постановили, что каждый сотрудник всех национальных парков и лесных хозяйств, где произрастает палисандровое дерево, должные выпить священную воду и произнести клятву, запрещающую вырубать этот вид деревьев. ''Если они нарушают свои обещания, их жизнь не будет процветать!'' – говорят чиновники департамента лесного хозяйства. Монахи близлежащих храмов также привлечены к этой «миссии», их целью является напомнить о важности сохранения лесов и природных ресурсов и осудить тех, кто промышляет вырубкой и торговлей палисандровым деревом. ''Люди больше прислушиваются к словам монахов, нежели запретам государственных органов '' – считают чиновники департамента лесного хозяйства.
По данным департамента палисандровое дерево несанкционированно вырубается ежедневно в таких национальных парках как Кхао Яй, Тап Лан и Панг Сиида, в провинциях Накхонратчасима и Прачинбури, а также в районах города Порту, где сиамское палисандровое дерево произрастает в изобилии. Спрос на палисандровое дерево поднялся с 2006 года, когда он стал считаться символом процветания для китайцев. Основной спрос на него идет именно из Китая, где зажиточные люди покупают мебель из этого дерева для своих домов. В прошлом году в Бангкоке этот вид палисандрового дерева был указан для занесения под защиту Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры (СИТЕС). В случае, если палисандровое дерево подпадет под защиту этой Конвенции, торговля им будет строго регулироваться путем выдачи разрешений на экспорт. Однако, нынешняя ситуация с вырубкой оставляет желать лучшего. Каждый день правоохранительные органы арестовывают лесорубов и контрабандистов в северо-восточном, северном и южном регионах страны, откуда идут транзитные маршруты для транспортировки розового дерева в Китай.
НАЙДИ СВОЙ ТУР СЕЙЧАС!
www.bibliothai.ru © 2013. Все права защищены. Незаконное копирование преследуется в судебном порядке. О копировании и распространении материалов сайта.Таиланд. Духи (буддизм). Таиланд духи
Таиланд. Духи (буддизм)
Духи будут охранять леса в Таиланде
- < Назад
- Вперёд >
bibliothai.ru
Добрые духи Таиланда | Путешествия
Настало время проверить на себе, то такое — тайнес. Это модный нынче в Таиланде вариант досуга, когда приезжие со всего мира исследуют что-то «очень тайское» и сами пытаются стать чуть тайцем. Метод познания очень хорошо сочетается с сельским «зеленым» туризмом в глубинке, где образ жизни во многом остался таким же, как и сотни лет назад.
Туристическое управление Таиланда предложило группе европейских журналистов для тайнеса северо-восток королевства. А точнее — провинцию Лоэй, одну из наименее заселенных, с лучше сохранившейся природой и традиционной культурой, край невысоких гор в плодородном бассейне реки Лоэй, притоки легендарного Меконга. Это единственная провинция в Таиланде, где средняя температура в холодное время года может опускаться ниже нулевой отметки. Однако нашей поездки это касалось мало — летом в Северном Таиланде почти так же «тепло», как и по всей стране.
В гостях у духов
Сразу же после прилета в Бангкок мы с коллегами отправились из аэропорта «Дон Муанг» на север. За час лету добрались до города с названием Дан-Сай.
Город хоть и отдаленный, но известный далеко за пределами Таиланда красочным фестивалем масок. Пхи-Та-Кхон — это праздник добрых духов, которые почему-то, если судить из личин, очень страшны на вид. По легенде, эти зубастые и рогатые существа ожили, когда весь город радовался по поводу возвращения своего князя-изгнанника Вессандорна, который был одним из воплощений Будды. Ожили и присоединились к празднованию.
К сожалению, для фестиваля мы приехали немного рановато, зато застали подготовку к нему в полном разгаре — а гостям праздника увидеть ее как раз не выпадает. В небольших мастерских делались именно маски. Их изготавливали из тканого конуса, «накрахмаленного» липким рисом. Основу изделия предварительно вырезали из дерева или бананового ствола.
На фоне общей возвышенной суеты в древнем буддийском храме Ват-Пхо-Чай полным ходом шли репетиции к предстоящему событию.
Фестиваль Пхи-Та-Кхон не имеет четко определенной даты. Точнее, имеет, только по лунному календарю его отмечают в первые выходные 7-го месяца.
Главное событие происходит в пятницу. Грандиозная процессия мужчин в красочных костюмах и масках проходит по главной улице села. Эффектные маски-головы, звон ритуальных колокольчиков и ритмичная музыка — вся эта веселая канитель в танце движется к Ват-Пхо-Чай и трижды обходит вокруг него. Посмотреть на это в последние годы съезжается все больше тайцев и фарангов» — белых чужаков.
Праздник духов сочетается с фестивалем фейерверков. На рассвете второго дня продолжаются радостные процессии. А вечером запускается в небо множество бамбуковых ракет с целью призывания дождя. Мастера пиротехники соревнуются между собой: побеждает тот, чье огненное послание взлетит выше.
После всего участники праздника сбрасывают маски и костюмы, а затем опускают их в священную реку Лей, которая вместе с этими вещами уносит прочь все невзгоды.
Третий, заключительный день праздника жители проводят в храме, молясь и слушая «проповеди» о жизни Будды.
На полях Лоейщины
Мы окунулись в жизни небольших поселений, где развивают «зеленый» туризм. Прогулки на велосипеде, общение с крестьянами, традиционная кухня и посещение древних храмов — это способы, чтобы приобщиться к культуре Северного Таиланда.
В одном из поселков нам предложили участие в сельскохозяйственных работах. До колен в воде, под палящим солнцем мы сажали рис! На поле — плюс 34, влажность — 99 процентов. Через час работы начинаешь ценить крестьянский труд и в корне меняешь свое отношение к ценам на рис. После такой трудотерапии десерт као-лам из сладкого риса, запеченного в бамбуке на костре, показался нам вкуснее чем «Киевский торт»…
Любимый восточный злак сажают вручную двумя способами. Традиционный — это когда берешь росток этого всеми любимого злака и погружаешь руку с ним в грязь. А еще есть сорт риса, посадка которого превращается в аттракцион для туристов: рассаду подбрасывают вверх, и она вонзается корнем в полноценный размокший грунт. Мы попробовали оба метода. Первый — аутентичней, второй — веселее.
В черных таил
Оказывается, тайцы «бывают разные — черные, белые, красные», как в той старой песенке о девушках. По цвету, в горах Северного Таиланда жители различают роды разных племен: одни носят черные одежды, другие — белые… Встречаются и «желтые» и «синие» таи.
Мы посетили Тай-Дам — поселок «черных» людей. Кланы этого племени живут в горах и горных долинах Таиланда, соседнего Лаоса и даже Вьетнама. Их жизненный порядок мало изменился за последние несколько сотен лет. Скажем, до сих пор действует четко выраженное деление на аристократов, жрецов и крестьян. Основным занятием народности является сельское хозяйство.
Интересно наблюдать за традициями, малопонятными обрядами и детскими играми. Дети в Тай-Даме играют на лужайке перед домом: перебрасывают мешочек с опилками через высоко установленное кольцо и ходят на бамбуковых ходулях. Надо сказать, это очень неплохие упражнения на координацию движений. Под воздействием малышей вся наша компания «впала в детство». Если перекинуть сумки через кольцо, в конце — концов получилось у всех, то ходули как-то упорно никому не поддавались. К своей чести могу сказать, что я стал единственным европейцем из нашей многонациональной группы, кому удалось описать на поляне «круг почета».
Винтажный город
Именно так называют Чианг-Кхан — городок, скрытый за живописными горами Лое, на берегу реки Меконг. Удаленность от международных туристических магистралей хранит этот уголок от толп европейцев, но тайцы из Бангкока, других городов и регионов уже узнали о сокровенном городе и начали совершать сюда паломничество.
В Чианг-Кхани есть все, чтобы он стал любимым местом отдыха: великолепная природа, с любовью и пониманием сохранена история, креативность местных художников и дизайнеров, удивительно гостеприимные, добрые и творческие жители, большое количество уютных отелей на любой кошелек, выбор ресторанов и кафе в стиле ретро и целая улица магазинчиков handmade. Экзотическая старина подчеркнута современным дизайном в неповторимом стиле Чианг-Кхана.
Сюда приезжают встретить рассвет на горе, покормить кроликов в буддийском храме Пху-Куай-Нгин, поискать остатки метеоритного дождя 1981 года, покататься на велосипеде колоритными улочками, погулять по знаменитой Деревянной улице и поплавать на лодке по самой большой реке Юго-Восточной Азии.
А еще — принять участие в священном обряде в древнем храме Ват-Си-Кхун-Мыанг, как это сделали мы. Сначала собственными руками изготовили себе такие плавучие объекты из листьев бананового дерева и украсили их восковыми цветами, затем осветили то, что у нас получилось, свечами и отправились на традиционной «хвостатой» лодке по Меконгу, чтобы все плохое отпустить от себя в реку вместе с этим «плавсредством». При этом нельзя было смотреть вслед плавучем творению.
Ну, когда все плохое уже отплыло и душевное равновесие возвращено, время восстановить и физические силы. Для этого тайский массаж — самое то!
Какая же разнообразная страна этот Таиланд! Каждый его новый образ — яркий и запоминающийся на всю жизнь.
Что еще?
Среди событий провинции Лоей, кроме праздника масок Пхи-Та-Кхон и праздника фейерверков Бун-Луанг, достойная внимания зимняя ярмарка цветов в конце декабря — начале января. Продаются экзотические цветы и растения, устраиваются веселые конкурсы и народные танцы. А в начале февраля в центре Лоеи проходят традиционные парады разных народностей.
Заповедников в регионе немало, и они весьма аттрактивные. В национальном парке «Пху-Луанг» на скале показывают следы динозавров. Лучшие и самые разнообразные пейзажи — в парке «Пху-Крадуенг», плюс необыкновенно красивый водопад. Парк «Пху-Руеа» известный причудливыми скалами.
Нонгкхай — самый популярный город на северо-востоке Таиланда, прежде всего благодаря наличию железной дороги. Его прелести — побережье реки Меконг, храмы, колоритная архитектура и особая атмосфера старинного тайского города.
wikiviza.com
Добрые духи Таиланда - AtlasMap.ru
Вообще-то эти домики особых вопросов не вызывают. Они возвышаются перед каждым тайским отелем, жилым домом, офисом какой-либо компании, больницей или магазином, как маленькие храмы. Ясно, что это как-то связано с религией. Ясно, что миниатюрные домики часть тайской культуры... Но это не храмы. Это самые настоящие дома. Дома, в которых живут духи.
У них несколько названий. Домики санпрапум предназначены, собственно, для духов. Домики сантайяй - для душ предков. В домиках санпрапром обитает дух Брахмы. А в санпрапиканет - слоноподобного божества Ганеши. У этих культовых сооружений существует своя табель о рангах, которая выражается не в какой-то особой роскоши обустройства этого жилища духов, а в высоте домика. Самым высоким обладает Ганеша. В домике пониже приютился Брахма. Еще ниже - те самые духи, с которых началась наша история. И самый низенький отведен для душ предков обитателей большого дома.
Количество культовых домиков может разниться. Домика Ганеши может и не быть. То же касается домиков Брахмы и домиков для душ умерших родственников. Но домик для духов возводится даже тогда, когда другим претендентам на место перед входом в настоящий дом не находится места. То есть если перед входом в отель (жилой дом, офис компании и так далее) стоит всего один культовый домик, то там обитают именно духи...
Кстати, само наличие этих домиков расходится с канонами буддизма, как в нашей культуре с православной религией расходятся блины или, к примеру, рождественская елка. То есть церковь в принципе любви к домикам духов не поощряет, но и не возражает против их возведения. Буддизм, вообще, не столько вера ограничивающая и запрещающая, сколько разрешающая и стимулирующая. Где, в какой еще вере человека призывают к самосовершенствованию, а не только к слепому повиновению и поклонению?
Домики духов - следы древних добуддистских верований, которые некогда были распространены на территории Таиланда. Буддистская традиция постаралась встроить эти обычаи в собственную систему. Так родилась легенда о возникновении этих культовых сооружений. Якобы после распространения буддизма духи, которые перестали получать от людей привычные подношения, обратились к Будде за помощью. И тот призвал своих последователей к поклонению архаичным духам, дабы те покровительствовали людям.
Как бы там ни было, но каждое утро тайцы начинают с того, что убирают и украшают домик духов. И выставляют плошки с едой и стаканчики с напитками. Вечером эта нехитрая церемония повторяется - у духов должна быть свежая еда и курящиеся благовония.
Чем обычно питаются духи? Они любят сладкое и красное. Поэтому для них выбираются фрукты с яркой мякотью и сладкие напитки красного цвета. Хотя среди подношений можно обнаружить и вполне обычную крестьянскую еду, например, плошку риса. Кто чем богат.
Как у духов с аппетитом? Да ничего, не жалуются. К вечеру плошки, случается, пустеют. А уж под утро у домиков вообще шаром покати. И дело, конечно, не в мифических духах (их называют здесь Прапумтьяути), а в многочисленных спутниках человека, обитающих в деревнях и городах - в животных. К домикам духов частенько наведываются гекконы и прочие ящерицы, змейки и насекомые, собаки и коты. Последним тайцы особенно рады, поскольку в собак и кошек вселяются души людей (как, собственно, и во все живое - все зависит от того, на какой стадии реинкарнации находится душа, вселение в собаку предшествует вселению души в тело человека либо человек становится в другой жизни псом в наказание за какие-то провинности). Если кошка лакомится подношением для духов, значит, хозяин дома стал свидетелем того, как его угощение принял... сам дух-покровитель, через эту бездомную хулиганистую и крайне разбалованную кошку (а тайцы обожают этих животных).
О том, какое значение придается домикам духов, говорят такие факты. Возведение культового домика предшествует строительству настоящего дома. При этом расположение домика рассчитывает приглашенный астролог. Домик должен находиться рядом с входом в будущий дом. И тень от домика духов не должна падать на большой дом. Впрочем, справедливо и противоположное - никто никому не должен мешать наслаждаться бытием, ни люди духам, ни духи людям...
Азию принято считать краем не самым благополучным и уж точно не идеально чистым. Но те, кто хоть немного знает Таиланд, убеждены - чище страны не сыскать на всем свете. Тайцы большие аккуратисты. Более того, чистота тела и помыслов здесь возведена в культ и давно стала общепринятой нормой (исключения лишь подтверждают правило - грязи хватает и у нас в России и, скажем, в супер-пупер чистенькой Германии). Посмотрите на домики санпрапум. Они образец изящества, чистоты, аккуратности. По этим домикам можно судить и о внутреннем убранстве тайского дома, и о чистоплотности его владельцев. Если перед отелем возвышается пыльный, грязноватый домик духов, то и внутри отеля будет полная катастрофа. А если перед бедным на вид гестхаусом стоит аккуратненький и чистенький домик духов, то внутри этого скромного заведения вам будет вполне комфортно. Проверено на себе многократно.
Откуда эти домики духов берутся? В Тае их производством занимаются и маленькие частные мастерские, и ничего себе фабрики. Разъезжая по дорогам страны на автобусе или в легковом автомобиле, то там, то сям видишь рыночки, на которых продают домики духов и сопутствующую атрибутику - статуэтки Ганеши, Брахмы и других божеств. В Европе примерно на таких же рынках продают садовых гномов, вазоны и уличные фонарики...
Домики духов иногда представляют собой настоящие произведения искусства и затмевают своей красотой те здания, перед которыми они установлены. Фарангов-европейцев поражает душевность тайцев, с которой они обихаживают санпрапум. Эти духи, оберегающие жилища, экзотика только для нас. Для них, жителей славной теплой страны, они самые что ни на есть реальные, живые души, которым тоже должно быть комфортно, сытно и спокойно. Действительно, право на свое маленькое счастье - сабай - имеет каждый. Даже бестелесный дух, который когда-то тоже был человеком.
Таиланд – советы и рекомендации по отдыху, описание курортов и полезная информация
- Зачем ехать
- Города и курорты
- Как добраться
- Отзывы об отелях
- Виза
- Таможня
- Деньги
- Статьи о Таиланде
- На чем ездить
- Чего не стоит делать
- Полезная информация
Читайте также:
Как пережить тропический ливень в ТаиландеТропический ливень - один из основных туристических аттракционов Таиланда. Если вы съездили в «страну улыбок» и ни разу не угодили под ливень, считайте, что не увидели главного...Краби – лучшие пляжи Таиланда Эти славные места можно назвать «другим Таиландом». На Краби нет шумной ночной жизни «безбашенной» Паттайи. Нет столпотворения автомобилей и мотоциклов. Здесь все намного тише и спокойней. И главной достопримечательностью Краби являются не туристические шоу, а дивная, прекрасная природа...Жилище настоящего тайца Побывать в доме, в котором живут подданные Его Величества короля Таиланда, достаточно интересно. Правда, приходится это посещение на утро после долгой утомительной дороги. Туристы выходят из автобусов, чтобы размять ноги. Что это тут у вас? Тайский домик? Ну, ладно, давайте...Зачем туристу в Таиланде личная прислугаВозможно, это отдает социалистическими предрассудками, но большинство из нас прислугу не нанимает. Во-первых, сами не безрукие. Во-вторых, денег не так, чтобы полные карманы. А в-третьих... пролетарии всех стран, соединяйтесь... Другое дело - в Таиланде, когда едешь не на месяц или два, да еще и со всем семейством...Большой Королевский дворец в БангкокеВ Таиланде все дороги ведут в Большой Королевский дворец в старой части Бангкока. Рано или поздно вы сюда обязательно попадете. Посещение Королевского дворца - одна из самых популярных экскурсий, особенно если вы отдыхаете поблизости от столицы в Паттайе или в Хуа Хине...atlasmap.ru
Таиланд: домик духов
В Таиланде перед входом в административные здания и частные резиденции можно увидеть небольшой домик на специальной высокой подставке. В этом красиво украшенном домике обитают духи, которые вносят свою лепту в процветание компании и защищают от всяких бед и неприятностей семью.Домик духов напоминает маленький кукольный дворец, высота и ширина которого редко превышает полметра. Однако существует неписанное правило: чем больше дом владельца, тем больше и домик духов. Согласно традиционным представлениям тайцев домик духов не должен попадать в тень от дома, поэтому часто этот миниатюрный храм находится непосредственно около ворот.
Домик духов – это миниатюрный храм, который заботливые хозяева украшают специально сплетенными венками свежих цветов. Для бестелесных обитателей домика зажигают ароматные палочки и делают подношения.
При переезде в новый дом или офис, знаменующем повышение своего социального статуса, владельцы могут приобрести новый, более большой и красивый домик для духов, а старый с почтением переносят в храм. Внешний вид обители духов в определенном смысле отражает благосостояние семьи или организации, которой принадлежат.
Кроме того, домики духов можно увидеть у обочины дороги, как правило, они установлены в том месте, где произошла авария, в которой погибли люди. По тайским представлениям душа безвременно погибшего человека может превратиться в привидение или злого духа, однако, найдя временное убежище в поставленной на месте катастрофы обители, привидение не будет причинять вред живым людям.
Для защиты от негатиного влияния бестелесых духов современные тайцы используют великое множество магических талисманов и оберегов.
Иногда домик духов можно увидеть непосредственно под деревом, он предназначен для духа дерева. В случае необходимости срубить дерево надлежит посредством специальной церемонии заблаговременно предупредить духа дерева. Домики духов устанавливают на рисовых полях, в расчете на хороший урожай и защиту от вредителей. Во многих деревнях есть специальные домики духов-покровителей деревни, которым жители делают подношения во время праздников.
Современные тайцы относятся к духам с такой же серьезностью, как и их предки. В 2007 г. перед открытием нового международного аэропорта в Бангкоке монахи проводили специальные церемонии в целях обеспечения доброго расположения духов местности.
Вера в духов в Таиланде не считается предрассудком или признаком невежества. На помощь и покровительство духов в равной степени уповают как старшее, так и молодое поколения таиландцев. Простой крестьянин, никогда не покидавший своей деревни, с такой же заботой и любовью ухаживает за домиком духов на семейном рисовом поле, как это делает получивший блестящее образование преуспевающий бизнесмен на своем заводе по производству высокотехнологичного оборудования.
Текст и фото: Дарья МишуковаПодготовлено специально для журнала «Бизнес и Отдых»
ИНТЕРЕСНОЕ: СОВРЕМЕННАЯ СЕРИЯВьетнам: 91 история от мифов до дипломатииВьетнам: 22 истории про ТэтКитай: Шанхай за четыре дняКитай: родина чая ХанчжоуЯпония: визитная карточкаКорея: дворцовые встречи с историейКорея: вкусная жизньКамбоджа: первая встречаКамбоджа: в поисках Ангкор-ВатаТаиланд: деревянное кружевоТаиланд: посещение храмов
***
ИНТЕРЕСНОЕ: РЕТРО СЕРИЯАзия XIX века в русских мемуарахЯпония XIII век: Марко Поло об острове ЧипунгуЯпония 1678: Спафарий о Япан-островеЯпония 1804: дневники И.КрузенштернаЯпония 1805: голландцы и англичане в очерке И.КрузенштернаЯпония 1812: записки флота капитана ГоловнинаЯпония 1855: записки священника Василия Махова
***Вьетнам: 33 легенды и сказкиСказки Японии: чудесное рождение Кагуя-ХимэСказки Японии: женихи Кагуя-ХимэСказки Японии: дары для Кагуя-ХимэСказки Японии: микадо и Кагуя-ХимэСказки Японии: лунное царство Кагуя-Химэ
business-leisure.ru
Добрые духи Таиланда - AtlasMap.ru
Вообще-то эти домики особых вопросов не вызывают. Они возвышаются перед каждым тайским отелем, жилым домом, офисом какой-либо компании, больницей или магазином, как маленькие храмы. Ясно, что это как-то связано с религией. Ясно, что миниатюрные домики часть тайской культуры... Но это не храмы. Это самые настоящие дома. Дома, в которых живут духи.
Статья: Добрые духи Таиланда
Сайт: turist.rbc.ru
У них несколько названий. Домики санпрапум предназначены, собственно, для духов. Домики сантайяй - для душ предков. В домиках санпрапром обитает дух Брахмы. А в санпрапиканет - слоноподобного божества Ганеши.У этих культовых сооружений существует своя табель о рангах, которая выражается не в какой-то особой роскоши обустройства этого жилища духов, а в высоте домика. Самым высоким обладает Ганеша. В домике пониже приютился Брахма. Еще ниже - те самые духи, с которых началась наша история. И самый низенький отведен для душ предков обитателей большого дома.Количество культовых домиков может разниться. Домика Ганеши может и не быть. То же касается домиков Брахмы и домиков для душ умерших родственников. Но домик для духов возводится даже тогда, когда другим претендентам на место перед входом в настоящий дом не находится места. То есть если перед входом в отель (жилой дом, офис компании и так далее) стоит всего один культовый домик, то там обитают именно духи...Кстати, само наличие этих домиков расходится с канонами буддизма, как в нашей культуре с православной религией расходятся блины или, к примеру, рождественская елка. То есть церковь в принципе любви к домикам духов не поощряет, но и не возражает против их возведения. Буддизм, вообще, не столько вера ограничивающая и запрещающая, сколько разрешающая и стимулирующая. Где, в какой еще вере человека призывают к самосовершенствованию, а не только к слепому повиновению и поклонению?Домики духов - следы древних добуддистских верований, которые некогда были распространены на территории Таиланда. Буддистская традиция постаралась встроить эти обычаи в собственную систему. Так родилась легенда о возникновении этих культовых сооружений. Якобы после распространения буддизма духи, которые перестали получать от людей привычные подношения, обратились к Будде за помощью. И тот призвал своих последователей к поклонению архаичным духам, дабы те покровительствовали людям.Как бы там ни было, но каждое утро тайцы начинают с того, что убирают и украшают домик духов. И выставляют плошки с едой и стаканчики с напитками. Вечером эта нехитрая церемония повторяется - у духов должна быть свежая еда и курящиеся благовония. Чем обычно питаются духи? Они любят сладкое и красное. Поэтому для них выбираются фрукты с яркой мякотью и сладкие напитки красного цвета. Хотя среди подношений можно обнаружить и вполне обычную крестьянскую еду, например, плошку риса. Кто чем богат. Как у духов с аппетитом? Да ничего, не жалуются. К вечеру плошки, случается, пустеют. А уж под утро у домиков вообще шаром покати. И дело, конечно, не в мифических духах (их называют здесь Прапумтьяути), а в многочисленных спутниках человека, обитающих в деревнях и городах - в животных. К домикам духов частенько наведываются гекконы и прочие ящерицы, змейки и насекомые, собаки и коты. Последним тайцы особенно рады, поскольку в собак и кошек вселяются души людей (как, собственно, и во все живое - все зависит от того, на какой стадии реинкарнации находится душа, вселение в собаку предшествует вселению души в тело человека либо человек становится в другой жизни псом в наказание за какие-то провинности). Если кошка лакомится подношением для духов, значит, хозяин дома стал свидетелем того, как его угощение принял... сам дух-покровитель, через эту бездомную хулиганистую и крайне разбалованную кошку (а тайцы обожают этих животных).О том, какое значение придается домикам духов, говорят такие факты. Возведение культового домика предшествует строительству настоящего дома. При этом расположение домика рассчитывает приглашенный астролог. Домик должен находиться рядом с входом в будущий дом. И тень от домика духов не должна падать на большой дом. Впрочем, справедливо и противоположное - никто никому не должен мешать наслаждаться бытием, ни люди духам, ни духи людям...Азию принято считать краем не самым благополучным и уж точно не идеально чистым. Но те, кто хоть немного знает Таиланд, убеждены - чище страны не сыскать на всем свете. Тайцы большие аккуратисты. Более того, чистота тела и помыслов здесь возведена в культ и давно стала общепринятой нормой (исключения лишь подтверждают правило - грязи хватает и у нас в России и, скажем, в супер-пупер чистенькой Германии). Посмотрите на домики санпрапум. Они образец изящества, чистоты, аккуратности. По этим домикам можно судить и о внутреннем убранстве тайского дома, и о чистоплотности его владельцев. Если перед отелем возвышается пыльный, грязноватый домик духов, то и внутри отеля будет полная катастрофа. А если перед бедным на вид гестхаусом стоит аккуратненький и чистенький домик духов, то внутри этого скромного заведения вам будет вполне комфортно. Проверено на себе многократно.Откуда эти домики духов берутся? В Тае их производством занимаются и маленькие частные мастерские, и ничего себе фабрики. Разъезжая по дорогам страны на автобусе или в легковом автомобиле, то там, то сям видишь рыночки, на которых продают домики духов и сопутствующую атрибутику - статуэтки Ганеши, Брахмы и других божеств. В Европе примерно на таких же рынках продают садовых гномов, вазоны и уличные фонарики...Домики духов иногда представляют собой настоящие произведения искусства и затмевают своей красотой те здания, перед которыми они установлены. Фарангов-европейцев поражает душевность тайцев, с которой они обихаживают санпрапум. Эти духи, оберегающие жилища, экзотика только для нас. Для них, жителей славной теплой страны, они самые что ни на есть реальные, живые души, которым тоже должно быть комфортно, сытно и спокойно. Действительно, право на свое маленькое счастье - сабай - имеет каждый. Даже бестелесный дух, который когда-то тоже был человеком.
atlasmap.ru