ТРИЕДИНСТВО ДУХА, ДУШИ И ТЕЛА («Древо» Души). Древо духа


Пятая Веда

Выходим на финишную прямую. Здесь первая, вторая, третья и четвертая части этой публикации. В пятой части уже можно воочию лицезреть ту самую "мертвую точку" и спрыгивание одним из участников диалога обратно в свою систему ценностей, которая и явилась источником всех событий ее последних 22`х лет. В четвертой части эта точка была только обозначена в смысле своих корней, а здесь, действительно, теперь все можно увидеть и пережить самим.

Ирина:

ну они ко мне за помощью не обращались, хотя я евгеничу предлагал, но его похоже тоже блокировали. я видел эту стену. я через нее с трудом к нему прорывался, а он вообще через нее не мог адекватно со мной говорить.

Это Гофман вас блокирует.Я вчера звонила ЮЕ и сказала ему, что я переменила свое мнение, и что большим несчастьем и для него, и для меня было встретить на жизненном пути Гофмана. Ну, тут он сразу же кинул трубку.

Виталий:

Виталий, насколько я понимаю, при медитации должна быть сосредоточенность на объекте медитации, а не наоборот, - как это предлагается делать при Знаковой Медитации. А ведь эта рассредоточенность как раз и делает человека открытым для подключек. Не в этом ли месте начались ваши расхождения с ЮЕ и не эту ли брешь вы предлагали ему закрыть? Так ведь эта брешь - краеугольный камень ЗМ, потому что ЮЕ врет про подключки, что они зло. В этом месте он передергивает. Подключки  -  зло для медитирующих, но он-то в этих подключках как раз и заинтересован, и вся система тоже. То есть без подключек и система становится ненужной. То есть эта система сначала сама же и создает условия для зла, а потом начинает с этим злом бороться. Так бежать надо от такой системы, но уж никак не развивать ее. То что предлагают Гофман, Лобанов и Максин, -  в свете этого факта - становится подлой казуистикой, - и они прекрасно знают об этом… (и т.д., см. предыдущую часть).

ну тут вас шиза косит конкретно.а максин тут причем, вы вообще его видели? общались с ним? и что вы о нем вообще знаете? а тем более о его системе.между прочим евгенич его не любил и максин к знакам евгенича тоже отрицательно относился. вы это знаете?

Я вчера звонила ЮЕ и сказала ему, что я переменила свое мнение , и что большим несчастьем и для него, и для меня было встретить на жизненном пути Гофмана. Ну, тут он сразу же кинул трубку.

вы б лучше ему про меня рассказали и про мою статью в лехином жж. и что мы с вами щас тут косточки всем перемываем))) он бы порадовался за нас)))

Это Гофман вас блокирует.

блокировал не Гофман, там чудовища постарше были, от людей живых я такого не испытывал никогда.я еще удивлялся как евгенича прессует, ведь он никогда так не сьеживался от людей с любыми даже самыми навороченными подключками.

Ирина:

Ну, так Гофман их и наслал...Ну да, не съеживался, а что ж он тогда в офисе при Гофмане так менялся...

Виталий:

кстати там на видео это его жена Галина Алексеевна. она тоже из этого института он мне рассказывал бльшую историю о долгой и самозабвенной любви с ней. вы ее знали?

и он мне рассказывал, что клуб благодаря ей состоялся.что когда максин уехал, то после его двухлетнего семинара со скрипкой народу челов 200 осталось. и максин сказал что ничего не получится. и тогда Галина Алексеевна сказала что, а у нас получится, имея ввиду евгенича. и евгенич взял всю эту орду. орда конечно споловинилась и особо преданные максинцы выделились во фракцию и отделились оставшись преданными максинцами. я с ними тоже встречался.вы об этом знали?( Ответ на вопрос дальше...Свернуть )

akrivvv.livejournal.com

ТРИЕДИНСТВО ДУХА, ДУШИ И ТЕЛА («ДРЕВО» ДУШИ)

 

Здравствуйте, дорогие мои любимые дети!

Сегодня мы поговорим с вами о том, как связаны друг с другом различные ветви одной и той же Души.

Чтобы вы лучше поняли принцип такого взаимодействия, представьте себе мощное красивое дерево, ствол которого – Материнская Душа, его двенадцать ветвей – это ее разделение на Божественные Я, веточки поменьше – Высшие Я, а листочки – души, воплощенные в настоящее время в физических телах.

Конечно, это весьма упрощенная схема, которая дается вам для наглядности.

Но очень важно, чтобы вы поняли, что каждый «листочек»-душа получает жизнь и питание от «веточки», на которой он растет, а та черпает силу из «ствола» — Материнской Души.

Почему существует столь сложная схема взаимодействий воплощенных на Земле душ с Материнской Душой?

Это необходимо для того, чтобы сохранялась «преемственность поколений», то есть чтобы накопленный в предыдущих инкарнациях опыт не пропадал даром и хотя бы на глубинном подсознательном уровне помогал продвигаться вперед Душе, находящейся в физическом теле.

Как правило, двенадцать частичек, идущих в воплощение, выбирают себе очень разные места своего рождения и условия жизни, чтобы собрать в общую копилку как можно больше разнообразного опыта.

Именно сейчас это приобретает особое значение, поскольку многие души пришли на Землю в последний раз для того, чтобы совершить Переход.

Они выбрали уникальнейший опыт, через который практически никто еще не проходил.

И для них очень важно добрать сейчас все то, что не удалось им приобрести в прошлых жизнях, доиграть те роли, которые им еще не доставались.

Поэтому, дорогие мои, если вам кажется, что слишком много испытаний посылается вам сейчас судьбой, БЛАГОДАРИТЕ за них, поскольку именно через них идет мощная и быстрая «доработка» земного опыта, столь необходимого вашей Душе, что позволит ей выйти уже совсем на другой уровень развития и подняться ввысь, освободившись от груза трехмерности.

Но произойдет это лишь в том случае, если вы пройдете эти испытания с честью: если они не ожесточат, не озлобят вас, а, наоборот, научат мудрости и Безусловной Любви, полному приятию всех событий, происходящих в вашей жизни, и людей, встречающихся на вашем пути, если вы научитесь принимать с благодарностью любую «смену декораций» вашей судьбы и улавливать те знаки, которые посылаются вам свыше…

Подходит к концу заключительный эпизод многоактовой пьесы для многих и многих людей, чьи Души переросли уже трехмерный мир, отыграв в нем все свои роли, и теперь готовы покинуть его навсегда.

И сейчас как никогда «Древо» вашей Души полно живительных соков. Оно день и ночь наполняет свои «веточки» и «листочки» Божественной энергией Любви, помогающей им преодолеть последний барьер на пути к новой жизни.

Поэтому прошу вас, мои дорогие, как можно чаще обращайтесь к своему Высшему и Божественному Я, а также к своей Материнской Душе за советом и помощью.

Внимательно наблюдайте за тем, что происходит в вашей жизни.

Обращайте внимание на каждую мелочь, на каждый знак, которые посылает вам судьба.

Благодарите за все, что имеете – даже за самую малость.

И всегда помните о том, что Любовь и Благодарность – это и есть та самая Божественная ипостась, которая живет в каждом человеке, но которую не каждому дано в себе открыть.

На этом мы остановимся сегодня.

Любящий вас Отец-Абсолют говорил с вами

Приняла Марта 16 июля 2018 г.

Источник: http://vozrojdeniesveta.com/triedinstvo-dukha-dushi-i-tela-drevo-dushi/#ixzz5LmCmCyKHСайт «Возрождение»

mental-science.ru

Древо Духа. Знаки творца - содержимое кэша страницы книги с сайта mirknig.com на MirKnig.Online

Кеш страницы книги с сайта:

Автор: Максин. Д.; Соломин Ю.

Название: Древо Духа. Знаки творца

Издательство: Екатеринбург; Издательство "ЭКО Энроф"

Качество: Отсканированные страницы

Количество страниц: 432

Год: 1994

Жанр: Вера и Религия

Язык: Русский

Формат: GIF

Размер: 31,8 МБ

Описание:

В книге "Древо Духа" автор развивает духовные знания Космических Учителей, заложенных в его предыдущей работе- "любовь с сердце безпредельности". Освящается путьэволюции Духа в душевных перевоплощениях, раскрывается высший смысл Любви космической в деяниях человеческой личности. С общекосмической позиции в знакоэнергетической форме разоблачается Высшая Законодательная Иерархия Космического Зла.

Содержанием книги Ю. Соломина "знаки Творца" является знание, данное Творцом в форме Знаков, вводящих в медитацию, и предпосланных Им словесных обращений. Медитативная парктика по этой книге обеспечивает быстрое и гармоничное раскрытиа всех духовных центров человека. Практическое изучение совместимо с любой религиозной или иной духовной практикой и способствует совершенствованию человека.

Внешние ссылки, скачать

Источник

mirknig.com/knigi/religiya/1181499578-drevo-duha-znaki-tvorca.html

Дата и время

Страница сгенерирована: 2016-02-27 12:44

Оригинальная дата и время страницы: 2012-04-06 20:06

Смотрите также

  • Нагрудные знаки России. Том 2Автор: С. Б. Патрикеев, А. Д. Бойнович Издательство: Селеста Год издания : 1998 Количество страниц: 595 Язык : русский Формат : pdf Размер : 10 Мб Качество : Отличное 2...
  • Нагрудные знаки России Том 1Автор: С. Б. Патрикеев, А. Д. Бойнович Название : Нагрудные знаки России. Том 1 Издательство: Селеста Год издания : 1998 Количество страниц: 388 Язык : русский Формат : pdf Размер : 13,1...
  • Семиотика. Язык, природа, культура: Курс лекцийАвтор: Нина Борисовна Мечковская Издательство: Издательский центр «Академия» (Москва) Год: 2007 Страниц: 432 ISBN: 978-5-7695-4467-5 Формат: DjVu (в rar) Размер: 7 мб, в т. ч. 3% на восстановление Качество: отличное (300 dpi,...
  • Справочник по пунктуацииАвтор: Дитмар Эльяшевич Розенталь Издательство: АСТ (Москва) Год: 1997 Страниц: 263 (нумерация сохранена) Формат: pdf (в rar) Размер: 2 мб, в т. ч. 3% на восстановление Качество: хорошее (текст) Язык: русский Залито...
  • Писания преподобного Силуана АфонскогоАвтор: Силуан Афонский Исполнитель : Владимир Заманский Издательство: Феофания Год : 2005 Формат : MP3 Битрейт аудио : 96 kbps Язык : русский Размер : 503 МБ Описание : ПИСАНИЯ...
  • Проверяй себя сам!Пособие для учащихся Автор: Л.И. Гейдельберг, М.Я. Микулинская Издательство: Просвещение (Москва) Год: 1968 Страниц: 412 Формат: DjVu (в rar) Размер: 17,3 мб, в т. ч. 3% на восстановление Качество: хорошее (600 dpi,...
  • Сборник диктантов по русскому языкуУчебное пособие для поступающих в вузы Авторы: К.А. Войлова, В.В. Паршина, В.В. Тихонова Издательство: Высшая школа (Москва) Год: 1997 (2-е изд., испр. и доп.) Страниц: 255 ISBN: 5-06-002603-5 Формат: DjVu (в rar)...
  • Путь воина духа . Собрание из 9 книгАвтор: Баранова С.В. Название: Путь воина духа Издательство: Единение Год: 2008 Страниц: 9 книг Формат: Pdf Размер: 6.4 Мб Путь Воина Духа. Особенности Личности Быт Личности. Любовь Личности. Воспитание Личности. Особенности Личности...
  • Житие протопопа Аввакума
  • Православное воспитание как основа русской педагогики
  • Этигэл-Вера : Буддийские заповеди о духовном очищении
  • Между жизнью и смертью

mirknig.online

ЭСПАВО (Международная Ассоциация Работников Света)

Сатсанг с Учителями и Семьями Света 15.12.18.г.

В прошлую субботу мы настроились на беседу с нашими Учителями и Семьями Света. Так как мы все пришли на Землю не из одной Семьи (мы – участники сатсанга), то и на наше приглашение откликнулись несколько Семей: Гипербореи, Плеяды, Сириус, Созвездие Лебедя и Большой Медведицы, и Учителя пришли с довольно высокого Плана.Все подготовили свои вопросы, и общение началось…

Вопрос: Каким образом на нас, живущих на Земле,…

Продолжить

Добавил(а) Татьяна Бреславская, Декабрь 18, 2018 в 2:00pm — Комментариев нет

Элементы настоящего в человеке: истинная природа Сущности

Итак, Сущность — это быть «в мире, будучи не от мира» (http://espavo.ning.com/profiles/blogs/3776235:BlogPost:1818550)

Это не ощущения, эмоции или ментальные события. Но тем не менее — это «в мире». Это как золото в скалах. Это не скала, это в скале. Сущность в ощущениях, эмоциях, ментальных событиях, Сущность — это…

Продолжить

Добавил(а) Елена Светлая, Декабрь 18, 2018 в 12:30pm — Комментариев нет

С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!

С НОВЫМ СВЕТЛЫМ, СВЯТЫМ И РАДОСТНЫМ ГОДОМ!

18.12.18 г.

Вот и закончился один из трёх годов,Давайте вместе подведём итоги!Что нового сей год принёс?Какие новые достигли вы пороги?

Ведь Совершенству нет конца,Оно…

Продолжить

Добавил(а) Татьяна, Декабрь 18, 2018 в 12:12pm — 1 Комментарий

ЧТО ТАКОЕ МАГИЯ. Ответы на вопросы от Ангелов

ЧТО ТАКОЕ МАГИЯ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

от Ангелов

от 18.12.2018 г.…

Продолжить

Добавил(а) Наяна Белосвет, Декабрь 18, 2018 в 10:36am — Комментариев нет

ВЕЧНО НОВАЯ ИСТИНА

ВЕЧНО НОВАЯ ИСТИНАЛюбое новое учение - лишь очередная одежда для прежней бесконечно глубокой сути. А одежда, как известно, не раскрывает тело, а скрывает его. Так что не стоит надеяться, что какое-то учение или пророк, или даже мессия раскроет истину объяснением, методом или воздействием. Не стоит надеяться, что какое-то новомодное учение, как это часто бывает, откроет что-то принципиально новое, отрицая все старые учения. В том, что касается Духа, все…

Продолжить

Добавил(а) Лето, Декабрь 18, 2018 в 10:30am — 14 Комментария(-ев)

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ C БОГОМ:(продолжение)

17.12.2018

 ДАР БОГА, ПРИМЕНЁННЫЙ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ.

1) Вам просто необходимо увидеть всё совершенство Замысла в Вашей Жизни. Во всём, что в ней произошло. Да, как часто и бывает в вашей Жизни, вы думаете, что спотыкаетесь о свои проблемы и падаете под грузом бед. Многие в подобных случаях начинают видеть, что Осуждение Не есть Благо…

Продолжить

Добавил(а) Марат ибн Алим, Декабрь 18, 2018 в 8:42am — Комментариев нет

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ C БОГОМ: (продолжение)

15.12.2018ЖИТЬ СОЗНАТЕЛЬНО.

1) Знание и Осознание того, что вся ваша Жизнь определяется вашими Намерениями по отношению к самой Жизни, ведёт вас к тому, что с сего Момента Вы Можете проживать её Сознательно. И вот тогда, когда ваc в дальнейшем спросит кто-либо: сделали ли вы что-то Сознательно, вы примете это, как похвалу, а не…

Продолжить

Добавил(а) Марат ибн Алим, Декабрь 17, 2018 в 9:52pm — Комментариев нет

ЗАКОН ВСЕЛЕННОЙ (продолжение)

  20-Вашему Миру протянуты руки Помощи, Ибо все Мы есть Братья и Сестры. Мы хотим Вместе преодолеть       ваши трудные Времена

  21- Вы есть Планета, бессознательно разрушающая саму себя.

  22- Сначала Мы занялись Человеческим Родом. Мы стараемся обратить Ваши Негативные Силы в Позитивные

  23-Цель есть обнаружить внутри Самих себя Истинного Человека, сотворить из человека Человека.

  24- Мы СЕЕМ В ВАС  СЕМЕНА  ЛЮБВИ.

  25- В этот Период, Вы становитесь…

Продолжить

Добавил(а) Альбина, Декабрь 17, 2018 в 7:22pm — Комментариев нет

Тень и отвергнутые аспекты, любовь к себе и причины её потери

Любовь к себе. К сожалению многие души потеряли её ввиду множественных причин и травматических ситуаций, что часто становится крайне проблематичным с точки зрения полноценного исцеления. Наряду с программой недоверия к миру и убеждением «опыт возможен только через страдания» нелюбовь к себе становится зерном снежного кома, на который потому могут…

Продолжить

Добавил(а) Метаисскра, Декабрь 17, 2018 в 7:00pm — Комментариев нет

ТЫ ДЕВОЧКА, ЛЮБИМАЯ БОГОМ!

ТЫ ДЕВОЧКА, ЛЮБИМАЯ БОГОМ!

Думаем порою о многом,Я же прошу помнить об этом -Ты девочка, любимая Богом!И ведома внутренним светом...

Станешь собираться в дорогу,О пути своем размышляя...Ты девочка,…

Продолжить

Добавил(а) Татьяна, Декабрь 17, 2018 в 1:14pm — 1 Комментарий

Джордж Кавассилас - Про белый свет условной любви

 3.8.2010

Есть особая тема, о которой я уже давно хотел рассказать больше, но это никогда не чувствовалось правильным, пока я не проснулся этим утром. Сегодня моя интуиция направляет меня говорить о том, что я, и подавляющее большинство жизни во Вселенной называет "белым светом условной любви". Я с большой неохотой говорю на эту тему,…

Продолжить

Добавил(а) NEO, Декабрь 17, 2018 в 11:21am — 1 Комментарий

Отец и сын. Причины апатии и ссор. Отражения и общие уроки

В недавнем времени столкнулись с такой ситуацией в семье коллеги (С.):

15-летний сын (В.) впал в глубокую апатию и почти перестал интересоваться жизнью, хотя раньше был очень активным ребенком, занимался в спортивной школе, был близок к получению мастера спорта. Так продолжалось около полугода. Никакие разговоры по душам не помогали, сын просто…

Продолжить

Добавил(а) Метаисскра, Декабрь 16, 2018 в 6:30pm — Комментариев нет

Джордж Кавассилас - Про белый свет условной любви

ПОСЛАНИЕ ИЗ СЕРДЦА.

Вау, неправда ли мы так быстро движемся сейчас? Даже если вы считаете, что ваша жизнь застряла и не движется никуда, вы, в действительности, мчитесь сквозь пространство и время, с большой скоросью перехода. Вид на нашу реальность, с другой стороны, просто поражает. Большинство Существ во Вселенной просто смотрят с открытыми ртами, удивляясь как это возможно, втиснуть такое большое количество энергии в одно место.

Есть особая тема, о которой я уже…

Продолжить

Добавил(а) Валентин, Декабрь 16, 2018 в 5:02pm — 29 Комментария(-ев)

Мой Корабль

Я вижу, что я с собой ничего не делаю. Я словно корабль, умело управляемый искусным лоцманом, находящимся за пределами моих глаз, за пределами моего ума. Этот невидимый лоцман, очень аккуратно, движениями волн внешних обстоятельств и дуновеньем ветра внутренних чувствований, умело корректирует мое движение. Мои руки расслаблены и только очень легко, и непринужденно придерживают штурвал в устойчивом состоянии. Мне больше не приходится судорожно держаться за него, пытаясь…

Продолжить

Добавил(а) Олег Сахаров, Декабрь 16, 2018 в 4:27pm — 3 Комментария(-ев)

ЛЕПКА БЫТИЯ от Нострадамуса

ЛЕПКА БЫТИЯ

Ченнелинг с Нострадамусом

от …

Продолжить

Добавил(а) Наяна Белосвет, Декабрь 16, 2018 в 1:28pm — Комментариев нет

Правила Вселенной.Е.Неков

Эта книга и будет посвящена этим, Вселенским правилам.…

Продолжить

Добавил(а) ЛЭЯ, Декабрь 16, 2018 в 12:00pm — 3 Комментария(-ев)

espavo.ning.com

ТРИЕДИНСТВО ДУХА, ДУШИ И ТЕЛА («Древо» Души)

20 июля 2018      Отец Абсолют

Здравствуйте, дорогие мои любимые дети!

Сегодня мы поговорим с вами о том, как связаны друг с другом различные ветви одной и той же Души.

Чтобы вы лучше поняли принцип такого взаимодействия, представьте себе мощное красивое дерево, ствол которого – Материнская Душа, его двенадцать ветвей – это ее разделение на Божественные Я, веточки поменьше – Высшие Я, а листочки – души, воплощенные в настоящее время в физических телах.

Конечно, это весьма упрощенная схема, которая дается вам для наглядности.

Но очень важно, чтобы вы поняли, что каждый «листочек»-душа получает жизнь и питание от «веточки», на которой он растет, а та черпает силу из «ствола» — Материнской Души.

Почему существует столь сложная схема взаимодействий воплощенных на Земле душ с Материнской Душой?

Это необходимо для того, чтобы сохранялась «преемственность поколений», то есть чтобы накопленный в предыдущих инкарнациях опыт не пропадал даром и хотя бы на глубинном подсознательном уровне помогал продвигаться вперед Душе, находящейся в физическом теле.

Как правило, двенадцать частичек, идущих в воплощение, выбирают себе очень разные места своего рождения и условия жизни, чтобы собрать в общую копилку как можно больше разнообразного опыта.

Именно сейчас это приобретает особое значение, поскольку многие души пришли на Землю в последний раз для того, чтобы совершить Переход.

Они выбрали уникальнейший опыт, через который практически никто еще не проходил.

И для них очень важно добрать сейчас все то, что не удалось им приобрести в прошлых жизнях, доиграть те роли, которые им еще не доставались.

Поэтому, дорогие мои, если вам кажется, что слишком много испытаний посылается вам сейчас судьбой, БЛАГОДАРИТЕ за них, поскольку именно через них идет мощная и быстрая «доработка» земного опыта, столь необходимого вашей Душе, что позволит ей выйти уже совсем на другой уровень развития и подняться ввысь, освободившись от груза трехмерности.

Но произойдет это лишь в том случае, если вы пройдете эти испытания с честью: если они не ожесточат, не озлобят вас, а, наоборот, научат мудрости и Безусловной Любви, полному приятию всех событий, происходящих в вашей жизни, и людей, встречающихся на вашем пути, если вы научитесь принимать с благодарностью любую «смену декораций» вашей судьбы и улавливать те знаки, которые посылаются вам свыше…

Подходит к концу заключительный эпизод многоактовой пьесы для многих и многих людей, чьи Души переросли уже трехмерный мир, отыграв в нем все свои роли, и теперь готовы покинуть его навсегда.

И сейчас как никогда «Древо» вашей Души полно живительных соков. Оно день и ночь наполняет свои «веточки» и «листочки» Божественной энергией Любви, помогающей им преодолеть последний барьер на пути к новой жизни.

Поэтому прошу вас, мои дорогие, как можно чаще обращайтесь к своему Высшему и Божественному Я, а также к своей Материнской Душе за советом и помощью.

Внимательно наблюдайте за тем, что происходит в вашей жизни.

Обращайте внимание на каждую мелочь, на каждый знак, которые посылает вам судьба.

Благодарите за все, что имеете – даже за самую малость.

И всегда помните о том, что Любовь и Благодарность – это и есть та самая Божественная ипостась, которая живет в каждом человеке, но которую не каждому дано в себе открыть.

На этом мы остановимся сегодня.

Любящий вас Отец-Абсолют говорил с вами

Приняла Марта 16 июля 2018 г.

vozrojdeniesveta.com

Древо жизни и лесные духи. По А.Н. Афанасьеву

Дождевые тучи, потемняющие небесный свод широко раскинутою и многоветвистою сенью, в глубочайшей, незапамятной древности были уподоблены дереву-великану, обнимающему собою весь мир, — дереву, ветви которого обращены вниз — к земле, а корни простираются до самого высокого неба. О таком всемирном дереве сохраняются самые живые предания во всех языческих религиях арийских народов. Несомненно, что это баснословное дерево есть мифическое представление тучи, живая вода при его корнях и мед, капающий с его листьев, метафорические названия дождя и росы, а море, где оно растет, — воды небесного океана. Арии различали три одно над другим восходящих неба: а) царство воздуха и облаков, б) ясно-голубой свод и в) царство вечного света, откуда солнце и другие светила заимствовали свой чудный блеск, откуда произошла и самая молния, давшая бытие земному огню. С этого третьего неба простирает свои широкие ветви вечно неувядаемое фиговое дерево, под которым пребывают души блаженных и вместе с богами вкушают бессмертный напиток…

В апокрифической (Апокрифы — сочинения по всеобщей истории, не признанные церковью.) беседе Панагиота с фрязином (Фрязин — старинное русское название генуэзцев.) Азимитом (по рукописи XVI в.) мировое дерево описано так: «А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того древа до небес. Древо то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоуханье, а от корня его текут млеком и медом 12 источников». Простолюдины до сих пор убеждены, что где-то далеко (на востоке) есть страна вечного лета, насажденная садами из золотых и серебряных деревьев и оглашаемая песнями райских птиц, в которой реки текут млеком и медом, серебром и золотом.

Предание о мировом дереве славяне по преимуществу относят к дубу. В их памяти сохранилось сказание о дубах, которые существовали еще до сотворения мира. В колядке карпатских русов поется, что еще в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море (воздушный океан) — среди этого моря стояло два дуба, а на дубах сидело два голубя: голуби спустились на дно моря, достали песку и камня, из которых и создались земля, небо и небесные светила. В одной из апокрифических повестей о создании вселенной упоминается о железном дубе, еже есть первопосажден, на котором держится вода (воздушное море, небо), огонь (пекло, ад) и земля, а корень его стоит на силе божией. По свидетельству заговоров, на море на океане, на острове на Буяне стоит дуб мокрецкий, а под ним лежит змея Гарафена (Горыныч?): эпитет «мокрецкий» указывает на связь его с дождевыми ключами. Другой эпитет, придаваемый этому дереву, именует его святым. Любопытно следующее заклятие ратника, идущего на войну: «На святом окиян-море стоит… сырой дуб кре(я)ковистый, и рубит тот сырой дуб стар мастер (матёр?) муж своим булатным топором, и как с того сырого дуба щепа летит — такожде бы и от меня (имярек) валился на сыру землю борец-молодец по всякий день, по всякий час», т. е. как от ударов Перунова топора (молнии) исчезают тучи, так да падут от моих ударов вражеские воины. Народная русская сказка, известная и другим славянам, рассказывает про дуб, который вырос до самого неба; полез старик на то дерево, лез-лез и взобрался на небо, где сидел кочеток-золотой гребешок — птица, которая ни в огне не горит, ни в воде не тонет, и стояли чудесные жерновки — эмблема весенней грозы, дарующей земле плодородие, а людям их насущный хлеб. По указанию хорутанекой приповедки, вилы — облачные девы, родственные норнам, обитают в дупле и питаются сахарными яствами, то есть сладкою амритою; а польская сказка упоминает о дубе с золотыми листьями и желудями. Соединяя вместе эти разрозненные черты, сохранившиеся в различных памятниках, мы убеждаемся в совершенном соответствии нашего стародуба со скандинавской ясенью: на нем держатся три великих мира — небо, земля и ад, на ветвях его гнездятся молниеносные птицы, а у корня лежит страшная змея, наконец, при этом дереве текут живые источники и обитают вещие девы. В Калужской губ. у Мещовска стоят два сухих дуба, под которыми, по местным рассказам, собираются ведьмы на свои шумные игрища. В Германии думают, что ведьмы, собирая дубовые листья в сорочку и вешая этот узел на дерево, могут вызвать ветры, рассеять тучи и восстановить ясную погоду; с целью же произвести грозу — они кипятят дубовые листья в горячей воде. По русскому поверью, ведьмы втыкают нож в дерево и тем самым заставляют течь из него молоко, т. е., вонзая острие молнии в дерево-тучу, ведьмы проливают небесное молоко дождя. Народный сказочный эпос знает дуб, под которым бывают сборища духов; с его ветвей падает целебная роса…

В продолжение долговременных переселений арийских племен некоторые из общих названий, служивших для обозначения всякого дерева, сделались частными, стали присваиваться только одному известному роду или виду, и наоборот, некоторые частные названия обобщились. Первоначально слово дуб заключало в себе общее понятие дерева, что до сих пор слышится в производных дубина, дубинка, дубец — палка. У сербов дуб называется грм, грмов (дубовый лес — грмик), что без сомнения указывает на ближайшее отношение его к Перуну и небесным громам. Старинные грамоты, определяя по этому священному дереву границы родовых владений, называли его Перуновым… Древний человек добывал огонь из дерева и древесными ветками и обрубками поддерживал его священное пламя на очаге; мог ли он иначе объяснить себе явление грозового пламени, как не этим знакомым ему способом? Понятно, что в туче, которая порождает молнии и ими же пожирается, он должен был увидеть небесное дерево, а в дожде — его сок, выгнанный с помощью огня. В силу этого воззрения дождь получил метафорическое название смолы или дегтя. Своею громовою палицею Перун сверлит тучу-дерево и, зажигая грозовое пламя, шлет дожди, а с ними изобилие плодов земных и всякое довольство. На земле представителем этого небесного пламени и его животворящих свойств был так называемый живой огонь, добываемый трением из дубового дерева. По словам летописи, литовцы заботились, чтобы перед истуканом Перкуна горел неугасимый огонь «з’дубового древня»; у них сохранилось поверье, что хлебные семена были ниспосланы на землю в шелухе желудей, что прямо приравнивает дуб бесскорбному дереву зендской мифологии, с которого разносились семена по всей земле. По славянским преданиям, семена приносятся весенними ветрами из вечнозеленых садов рая…

Сохранившиеся в Литве предания и прусские хроники уверяют, что заповедные дубы Перкуна, под сенью которых ставились и его кумиры, были постоянно зелены и летом, и зимою; особенным почетом пользовались у литовцев старые, вековые дубы; их окружали оградами, и в эпоху обращения в христианство народ скорее соглашался на истребление идолов, чем на посечение этих деревьев. Священные дубы и при них жертвенники Перкуну были в Ромове, Креве, Вильне и других местах. О славянах имеем следующие известия: Сефрид упоминает о большом ветвистом дубе, который почитался жилищем божества; у Гельмольда сказано: «На пути (из Старгарда в Любек) мы заехали в рощу, единственную в том краю, потому что весь он — голая равнина. Там, между старыми деревьями, увидели мы и дубы, посвященные богу той страны — Проне (Перуну). Они были окружены двором и деревянной, тщательно отделанной оградою, с двумя воротами… Это место было святилищем для всей страны, имело своего жреца, свои праздники и разные обряды при жертвоприношениях. Сюда, после праздника, сходился народ (вече) с жрецом и князем для суда. Вход во двор воспрещен был всякому, кроме жреца и тех, кто желал приносить жертвы или кто, угрожаемый опасностью смерти, искал убежища». Как скоро христианские просветители приблизились к роще, они немедленно разбили ворота, из разломанных бревен сложили костры около священных деревьев и предали их сожжению. Следуя примеру богов, собиравшихся решать судьбы человечества под всемирным деревом, славяне творили суд и правду под старыми дубами и глубоко верили, что все постановленные под их сенью приговоры изрекались по внушению божества…

Константин Порфирородный (Константин Порфирородный, или Багрянородный (905—959) — византийский император, автор нескольких сочинений, важных для изучения истории Византии.) свидетельствует, что русы, приходя на остров св. Георгия, совершали жертвоприношения под большим дубом. Духовный регламент, в числе суеверных обрядов, указывает на следующий: «Тако ж на ином месте попы с народом молебствуют перед дубом, и ветви оного дуба поп народу раздает на благословение». На Украине в так называемую Зеленую (троицкую) неделю приготовляют игорный дуб, т. е. устанавливают на выгоне или площади длинную жердь с прикрепленным вверху колесом, всю увитую травами, цветами и лентами; вокруг ее окапывают небольшой ров и ставят срубленные березки. Между Киевом и Переяславлем эта жердь называется сухим дубом. Около нее совершаются игры и поется обрядовая песня. Обряд состоит в призывании весны, животворная сила которой приносит дождевые тучи и рядит леса в зелень и цветы. Дуб здесь символ Перунова дерева-тучи: зима, похищающая дожди, иссушает его благодатные соки, и оно так же цепенеет от стужи, как и земные деревья в период зимних месяцев; с весною оно оживает и начинает цвести молниями (Перуновым цветом). Колесо указывает на ту втулку, в которой бог-громовник вращает свою палицу, чтобы возжечь живое пламя грозы. Под влиянием указанных нами мифических представлений, дуб, а равно и всякое другое дерево, в которое ударила молния, получили во мнении простолюдинов те же целебные, живительные свойства, какие приписываются весеннему дождю и громовой стрелке. Чтобы иметь лошадей добрых («в теле»), советуют класть в конюшне кусок дерева, разбитого громом. Если при первом весеннем громе подпереть спиною дерево (или деревянную стену), то спина болеть не будет. В Тульской губ. поселяне стараются отыскивать в лесных засеках старые дубы, при которых вытекали бы ключи; сдирают с их веток кору, вымачивают ее в роднике и потом носят в ладанках — в предохранение от зубной боли. Золотые, ничем не сокрушимые зубы бога-громовника заставили приписать ему и всем его атрибутам спасительную силу унимать зубную боль. Поэтому народная медицина предлагала кусать больным зубом дубовое дерево или камень (символ молниеносного молота)…

В Пронском уезде еще в конце прошлого столетия существовал толстый старый дуб с проемного скважиною, пользовавшийся большим уважением в народе; сквозь его скважину протаскивали раза по три детей, больных грыжею, и вслед за тем обвязывали дерево поясом или кушаком. В Воронежской и Саратовской губ. доныне носят недужных детей в лес, нарочно раскалывают надвое молодой зеленый дубок, протаскивают между его расщепами три раза ребенка и затем связывают дерево ниткою. Детей, страдающих сухоткою, кладут на известный срок в раздвоенное дерево, потом трижды девять раз обходят с ними вокруг дерева и вешают на его ветвях детские сорочки. По возвращении домой купают их в воде, взятой из девяти рек или колодцев, и обсыпают золою из семи печей. От лихорадки и других болезней крестьяне купаются в реках, лесных родниках и колодцах, а после купания вытираются чистою тряпицею и вешают ее на соседнее дерево или ракитов куст; вместо тряпицы вешают также рубашку или лоскут от своей одежды и оставляют их висеть до тех пор, пока совсем не истлеют. Смысл обряда — следующий: смывая и стирая со своего тела недуг, больной как бы снимает его с себя и вместе с тряпицею и сброшенной рубашкою передает кусту или дереву, как земным представителям того небесного, райского древа, которое точит живую воду, исцеляющую все болести. Как истлевает оставленный лоскут или сорочка, так должна сгинуть и самая болезнь. Позднее, при утрате ясного понимания старинных представлений, обряд этот получил характер жертвенного приношения лесным и водяным духам.

Не менее любопытные поверья соединяет народ с осиною — дерево, за которым усвоены мифические свойства едва ли не вследствие сродства его имени со словом ясень. Как ясени придана сила, оцепеняющая змей, так об осине утверждают, что убитого ужа должно повесить именно на это дерево; иначе он оживет и укусит. Когда богатырь Добрыня убил змея, он повесил его на осину кляплую: «Сушися ты, змей Горынчище! на той-то осине на кляплыя». Подобное же спасительное действие оказывает осина и против колдунов, упырей и ведьм, играющих в народных поверьях роль почти тождественную со змеем; как он высасывает молоко-дождь небесных коров-туч, так они похищают дожди и росы, доят и высасывают тех же коров и, воскресая весною от зимней смерти, любят упиваться теплою кровью (другая метафора дождя). Позабывая о связи старинных метафорических выражений с небесными явлениями природы, читая в них не тот первоначальный смысл, какой они действительно в себе заключали, а, напротив, понимая их буквально, народ приписал колдунам, упырям и ведьмам доение и порчу обыкновенных коров, выхождение из гробов по смерти и высасывание крови у живых людей. Для защиты себя и стад от этих мнимых бед прибегают к помощи осины. Мифическое древо-туча, из-под корней которого струится живая вода дождя, цветет золотым или огненным цветом-молнией; на вершине его сидит молниеносная птица — орел или петух с золотым гребнем. Демонические змеи, чародеи и ведьмы, с жадностью бросаясь на любимый ими напиток живой воды, в то же время подвергаются ударам громовым стрел, которые разят хищников и заставляют их бежать в страхе и трепете. Заостренный осиновый кол получил в глазах народа значение Перуновой палицы. Чтобы мертвец, в котором подозревают злого колдуна, упыря или ведьму, не мог выходить из могилы, крестьяне вбивают ему в спину осиновый кол; чтобы предохранить коров и телят от нападения ведьм, они ставят на воротах и по углам скотного двора осиновые деревья, срубленные или вырванные с корнем; во время чумы рогатого скота, прогоняя Коровью Смерть, бьют ее (т. е. машут по воздуху) осиновыми поленьями. По свидетельству сказок, колдунам-выходцам из могил вколачивают в сердце осиновый кол, бьют их наотмашь осиновым поленом и сжигают их трупы на осиновом костре… В свою очередь, ведьма может пользоваться осиновым колом или веткою для своих волшебных чар: ударяя этой веткою в грудь сонного человека, она наносит ему незримую рану и жадно упивается его кровью — так весенние удары молнии, направленные в тучу, еще объятую зимним сном, проливают из нее дождь, или, выражаясь метафорически: Перунова ветка раскрывает грудь облачного демона и точит из него горячую кровь. Выдоив черную корову, ведьма выливает молоко в землю и тут же вбивает осиновый кол; этою чарою она отымает у коров молоко, насушает их сосцы — так удары молнии, низводя на землю молоко-дождь, тем самым иссушают черные тучи. Как спасительное орудие против демонского наваждения, осина может служить и целебным средством для прогнания нечистой силы болезней. Разбитых параличом заставляют лежа упираться босыми ногами в осиновое полено. От лихорадки и других болезней лечат так: просверливают в стене или дверях дыру на таком расстоянии от земли, как велик рост больного, остригают ему ногти и несколько волос, то и другое вкладывают в приготовленное отверстие и заколачивают его осиновым колышком; иногда просверливают дыру в осиновом дереве и затыкают ее ногтями и волосами больного. Читают еще заговор над осиновыми прутьями, которые потом кладутся на больного. Когда разболятся зубы, берут осиновый сучок и трижды читают над ним заговор: «На море на окиане, на острове на Буяне стоят высокие три древа, под теми деревьями лежит заяц; переселись ты, зубная боль, к тому зайцу!» После того осиновый сучок прикладывается к больным зубам. Передача болезни зайцу, о которой говорит заклятие, заключает в себе тот же смысл, что и просьба, обращаемая к мыши, дать свой железный зуб в обмен на испорченный.

В райских садах и рощах, на тенистых деревьях весенних туч зреют золотые плоды (яблоки), дающие вечную молодость, здравие и красоту. По своим чудесным свойствам плоды эти совершенно тождественны с бессмертным напитком — живою водою. Народный сказочный эпос обыкновенно сопоставляет рядом оба эти представления и соединяет с ними одинаковую жизненную и целебную силу. Блестящие молнии уподоблялись арийскими племенами золотым шарам и яйцам; в применении к облачным садам, золотые шары-молнии породили миф о золотых плодах, зреющих в счастливую пору весны и лета на деревьях-тучах…

Ради животворящих свойств, приписанных небесным яблокам, русское предание дает им название молодильных или моложавых: стоит только вкусить от этих плодов — как тотчас же сделаешься и молодым, и здоровым, несмотря на преклонные лета. Любопытная русская сказка о молодильных яблоках и живой воде, известная и у других народов, сообщает один из древнейших мифов. Состарившийся и ослепнувший царь, о котором говорит она, олицетворяет собою зимнее время, когда все на земле увядает, дряхлеет и всемирное око-солнце теряет свой яркий блеск. Изображая времена года живыми, человекоподобными существами, народная фантазия весну представляла прекрасным юношею, а зиму беловласым и слепым старцем. Чтобы возвратить царю его молодость и зрение, сын-царевич должен добыть живой воды, которая исцеляет слепоту, и моложавых золотых яблок, т. е. вызвать весну с ее благодатными дождями, золотистыми молниями, светозарным солнцем и со всей роскошью растительного царства (Есть целый ряд народных сказок, повествующих о том, как красавицу невесту, слезы которой падали жемчугом, а улыбка рождала розы (т. е. богиню весны), подменяет некрасивая и злобная дочь мачехи или колдуньи (олицетворение зимы) и выкалывает у своей соперницы очи; но приходит пора-время — красавица снова обретает зрение и вступает в свои законные права (зима проходит, и начинается царство весны). ). Живая вода и золотые яблоки обладают равною творческою силою: они одинаково обновляют дряхлого старика, делают его цветущим юношею и даже уподобляют семилетнему ребенку; больному дают крепость и здравие, мертвому — жизнь, безобразие превращают в красоту, бессилие — в богатырскую мощь; и та и другие обретаются в стране далекой — в вечно неувядаемом саду — и оберегаются драконами и великанами…

Предания о небесных, райских садах с течением времени стали прилагаться к земным лесам и рощам и сообщили им священный характер. Сверх того, красота и таинственность огромных девственных лесов древнейшей эпохи не могли не поражать поэтически настроенного воображения младенческих племен. В жизни растительного царства они созерцали ту же вечную борьбу божественных сил, какую замечали и в стихийных явлениях природы. С началом весны поля, кустарники и дубравы убираются зеленью и цветами; злая зима снимает с них эти роскошные уборы и повергает все в мертвенное оцепенение — до нового возврата вешних дней. Следуя внушениям метафорического языка и тесно связанных с ним первобытных воззрений на мать-природу, древний человек почти не знал неодушевленных предметов; всюду находил он и разум, и чувство, и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собою деревья; в треске сломленной ветки, в скрипе расколотого дерева он узнавал болезненные стоны, в увядании — иссушающее горе и так далее. Дерево содрогалось, чахло и даже проливало кровь (сок), будучи тронуто острым железом. «Ничить трава жало-щами, а древо с тугою к земли приклонилось» — говорит «Слово о полку Игореве»; подобными выражениями преисполнена народная поэзия…

Представляя тучи небесными деревьями, перенося это представление на землю и связывая его с обыкновенными дубравами, древний человек признал леса и рощи местопребыванием облачных духов и этим последним придал характер лесных гениев. Как в образе водяных идея дождевых потоков связывается с земными источниками, так в леших ясны черты их первоначального, стихийного значения, сочетавшиеся с лесами и деревьями. Слово леший в областных говорах и в старинных памятниках означает: лесной, лесистый; в разных губерниях и уездах лешего называют лешак, лесовик, лесник, лисун (полисун) и даже лес. Они живут в лесных трущобах и пустырях, но обыкновенно с первыми морозами (в начале октября) проваливаются сквозь землю, исчезая на целую зиму, а весною опять выскакивают из земли — как ни в чем не бывало. Расставаясь осенью с лесом, они бесятся, ломают с досады деревья, словно хрупкие трости, и разгоняют всех зверей по норам; во весь тот день воет по лесу страшный ветер. В этом любопытном поверье ясно сказывается тождество леших с творческими силами лета. Подчиняясь влиянию зимы, тучи перестают блистать молниями, грохотать громом и разливаться дождем; это оцепенение, или зимний сон, фантазия соединяет со всеми их мифическими олицетворениями. Подобно тому как водяной спит всю зиму и только в апреле просыпается бешеный и шумный, и лешие проваливаются сквозь землю в холодное время осени и в темных подземельях успокаиваются до весеннего своего пробуждения. Одною из наиболее употребительных метафор в старинной поэзии было представление облаков и туч мрачными горными пещерами и подземным царством; сюда-то и скрываются духи летних гроз на зиму…

Древнее сказание о грозовых демонах, исчезающих осенью, в дни месяца листопада, и снова появляющихся весною, народная фантазия, согласно с усвоением этим духам лесного типа, связала с замиранием и возрождением жизни в дубравах и рощах, которые к зиме сбрасывают с себя листья, а в вешнюю пору одеваются в зелень и цветы. Покидая землю, лешие подымают ветры, ломают деревья и разносят их пожелтевшие листья: в этих обычных явлениях бурной осени поэтический взгляд народа усматривает их досаду, чувство недовольства и тоски по умирающей природе. Впрочем, лешие не все исчезают на зиму; в некоторых местностях их смешивают с демонами зимних вьюг. Стремительные вихри, по мнению крестьян, есть дело лешего. Так, поломанные бурею в лесах деревья обыкновенно причисляются к его проказам; по народному поверью, лешии никогда не ходит просто, а спереди и сзади его всегда сопровождает сильный ветер, и по направлению ветра можно заключать, куда именно держит он путь. Никто не видал, чтобы он оставил где-нибудь след своих ног, хотя бы прошел по песку или снегу: это потому, что он вихрем заметает свой след, как поступают и ведьмы. В августе месяце поселяне караулят по ночам снопы от потехи лешего, который раскидывает их, подымая вихри; с целью помешать ему, они ходят на гумно в вывороченных тулупах и обводят около снопов круговую черту кочергою, т. е. замыкают гумно со всех сторон как бы оградою; вывороченный тулуп — эмблема облачного одеяния, в которое рядится бог-громовник, гонитель демонов, а кочерга — эмблема его молниеносной палицы. Уверяют также, что леший боится головешки; а шведы, чтобы удалить лесного духа, советуют бросать в него кусок железа. И головешка, и железо — символы молнии. Так как свистом можно накликать бурю, то крестьяне не только не решаются свистать на воде, но не делают этого и ночью в лесу, опасаясь разбудить лешего, который, проснувшись, спешит откликнуться. Когда путнику почудится страшный свист лешего (вой ветра), он торопится убежать в противоположную сторону.

Могучие явления грозы предки наши олицетворяли то в образе великанов, тождественных с громадными тучами, застилающими собой весь небосклон, то в образе карликов, тождественных с малютками-молниями, обитающими в облачных горах. Оба представления приданы и лешим, которые бывают то ниже травы, то выше самых высоких деревьев. Как надвигающаяся на небо туча из едва заметного вдали черного пятна быстро вырастает в своем объеме и достигает исполинских размеров, так и леший мгновенно может вырастать и умаляться. О богатырях и великанах сказки выражаются, что они растут не по дням, не по часам, а по минутам. Обыкновенно в лесу леший равен с высокими дубами и соснами, а на поляне — с травою. Белорусы утверждают, что рост лешего зависит от высоты тех деревьев, вблизи которых он стоит или идет, т. е. по первоначальному воззрению рост лешего определялся размерами тех летучих облачных лесов, в среде которых шествовал он по небу. В Киевской и Черниговской губ. различают лисунов и полевиков; первых представляют великанами сероватого и пепельного цвета; о последних же рассказывают, что они равны с высотой хлеба, растущего в поле, и после жатвы умаляются и делаются такими крохотными, как стерня, т. е. рост их в то время не превышает остающихся на корню срезанных стеблей соломы…

В весенней грозе древние племена видели упорный и смертоносный бой великанов туч; этот воинственный тип усвоен и лешим. Лесовики, рассказывают крестьяне, ведут между собою частые войны; но как существа титанической породы, они не знают ни пушек, ни ружей, ни пороха, а ломят своих противников столетними деревьями, которые тут же вырывают с корнем, и стопудовыми камнями, отбитыми от скал; брошенные рукою лешего, камни эти и деревья летят в десять раз скорее пули и на громадные расстояния — верст на пятьдесят и более. Поломанные бурей леса и горные обвалы суть следы их ожесточенной битвы. В такой грандиозной картине изображает народ удары грозы и полет бурных облаков, перенося древние представления о небесных деревьях и горах-тучах на обыкновенные леса и скалы. Низводя мифические сказания на землю, налагая на них бытовые черты, народ рассказывает, что в каждой стране лешие подчинены своим воеводам и царям и что у них так же бывает солдатчина (набор), как и между людьми. Над русскими лесовиками царствует Мусаил (Мафусаил) ( Мафусаил — по библейскому сказанию, патриарх Мафусаил жил 969 лет. Отсюда его имя стало символом долголетия.) — лес. Как скоро у народов различных государств начнется война, то и лешие этих стран вступают между собой в кровавые битвы: целые рати их сходятся, ведя за собою лесных зверей, и бьются нещадно до тех пор, пока не прекратится человеческая война. То же участие в народных распрях приписывается и сербским вилам, родственным с нашими русалками.

Лешие — властители дремучих лесов, и в некоторых областях их называют лесовыми царьками, господарями над лесом. В больших лесах господствуют по два и по три леших. В Архангельской губ. есть рассказ о том, как два леших поссорились с третьим при дележе лесных дач, связали его и бросили; случайно набрел на него промышленник и освободил; в благодарность за то леший донес его вихрем с Новой Земли на родину и после пошел за него в рекруты и отбыл трудную службу. Когда леший идет дозором по своим владениям, то при его приближении шумит лес и кругом трещат деревья. По ночам он приходит спать в какой-нибудь станок (сторожку) и, проснувшись поутру, назначает место будущего своего ночлега. Если избранную им лесную избушку займет запоздавший путник или охотник, леший старается его выпроводить: то вихрем пронесется над избушкой и пошатнет ее кровлю, то распахнет дверь, то тряхнет ближайшими деревьями и подымет страшный шум; словом — ему приписываются все явления, вызываемые в лесу порывами ветров. Если незваный гость и тогда не послушается, то ему грозит беда: он или заблудится в лесу, или завязнет в болоте, заведенный туда разгневанным лешим. Вместе с лесными угодьями под властью и покровительством лешего состоит и всякий зверь, обитающий в лесах, и всякая птица, которая там водится. Наиболее любимое им животное — медведь, о котором предания говорят как об одном из главнейших воплощений бога-громовника. Леший — большой охотник до вина (метафора дождя), а все-таки ни единого ведра не выпьет без того, чтобы не попотчевать зауряд и медведя. Кроме этого зверя, он никого не берет в услужение к себе, и когда опьяненный ляжет соснуть — то медведь ходит около него дозором и сторожит его от нападения водяных. Белки, песцы и полевые мыши, как известно, переселяются с одного места на другое большими стадами и периодически (года через два или три) появляются во множестве то здесь, то там: это называется течкою. Крестьяне объясняют ее тем, что лешие перегоняют звериные стада из одного бора в другой. В 1843 г. в лесах Варнавинского и Ветлужского уездов вдруг показалось огромное количество ходовых белок; тамошние мужики говорили, что белок гонит леший из Вятской губ. в Вологодскую; а другие прибавляли, что один леший проиграл своих белок в карты другому лешему и потому перегоняет их из своего владения в чужое. Успех в ремесле охотника зависит от благосклонности к нему местного лешего. Кто вздумает «лесовать» (охотиться на лесного зверя), тот прежде всего должен принести что-нибудь на поклон лешему, чтобы лов был удачен и чтобы таинственный хозяин леса не замотал в дебрях зверолова. На поклон приносят в лес краюшку хлеба (или блин), с солью посверху, и кладут это приношение на какой-нибудь пень. Пермяки молят лешего ежегодно, принося ему пачку листового табаку, до которого, по их мнению, он сильно охоч. На Бескидах и в лесистых местах Поволжья есть у охотников обычай: первый улов оставлять в дубраве как жертву лесному духу. В заговорах, произносимых на успех в звериной ловле, встречаем обращение к лешим: «Подите вы, сатанаилы, дьяволы, лешие, в такой-то остров, пригоните русаков и беляков (зайцев) на мои клети поставные — сумеречные, вечерние, ночные, утренние и полуденные; пригоните, остановите и в моих клетях примкните». Вызванный на помощь всесильным словом заклинаний, леший пригоняет в западни, капканы и сети зверолова волков, куниц, лисиц, белок, зайцев и наводит на его ружье и зверя, и птицу лесную. Если припомним, что гроза изображалась небесною охотою, то будет понятно, почему лешие, по народным поверьям, гонят лесного зверя и почему к ним именно обращается охотник со своими просьбами.

Леший любит блуждать по лесу, вешаться и качаться на древесных ветвях, как в люльке, или на качелях, почему в некоторых губерниях ему дают название зыбочник; появляясь то здесь, то там, он свищет, хохочет в ладоши, громко кричит на разные голоса: ржет, как лошадь, мычит, как корова, лает и мяукает. Хохот его слышен, по народным рассказам, верст на сорок в окружности. Этот титанический смех, свист, хлопанье и крики — старинные метафоры для обозначения грома и воющих ветров…

Конь, корова, собака и кошка — зооморфические олицетворения грозовых туч, и потому леший кричит их дикими голосами, стараясь напугать боязливого путника. Низведя лешего с облачных высот в обыкновенные леса, народная память удержала все характеристические его признаки, созданные некогда влиянием метафорического языка; хохот и крики лешего продолжают слышаться суеверным поселянам в треске падающих деревьев, в шуме листьев и завывании ветров, потрясающих дубравами. Эхо, раздающееся из глубины лесной чащи, поселяне считают откликом лешего и думают, что он нарочно отзывается на голос человека, чтобы заманить его в непроходимые трущобы или болота и там защекотать насмерть; особенно часто подвергаются этой опасности охотники и дровосеки. Русалки, в образе которых фантазия сочетала воедино представления о водяных и лесных девах, также любят качаться на древесных ветвях, также заливаются злым хохотом и щекочут насмерть завлеченных к себе неосторожных путников. Щекотать первоначально означало: издавать сильные, резкие звуки, подобные соловьиному свисту. «О Бояне, соловию стараго времени! — восклицает певец «Слова о полку Игореве». — Абы ты сиа полкы ущекотал». Соловьиный же щекот служил метафорою громко раздающихся напевов грозовой бури. От понятия издавать резкие звуки слово «щекотать» перешло к обозначению того действия, которым они вызываются, и именно к обозначению щекотанья, которым возбуждается громкий, непроизвольный смех. Подобно тому, глагол лоскотатъ — щекотать кого-нибудь (лоскатъ, лосконутъ — наносить удары) в польском языке сохраняет значение: хлопать, трещать, греметь. В стремительном полете завывающей бури грозовые, эльфоподобные духи (лешие, русалки) нападают на демонов мрачных туч, вертят и щекочут их и заставляют хохотать громовым хохотом — до тех пор, пока не погибнут они в страшных судорожных движениях, т. е. пока тучи не будут рассеяны грозою. В этой картине, набросанной смелою поэтическою кистью, кроется основа народного поверья о щекотанье лешими и русалками захваченных ими людей, образование этого поверья совершилось под влиянием тех мифических представлений, по которым эльфы и родственные с ними стихийные существа признаны были за похитителей человеческих душ.

Те случаи, когда путник сбивается с дороги (что, конечно, нередко бывало в дремучих девственных лесах старого времени), и все неприятности, какие испытываются при этом, суеверие народа приписывает злым проказам лешего: он нарочно путает, или, по народному выражению, обходит странствующих по лесу, т. е. как бы замыкает их невидимою круговою чертою, из-за которой уже не выбраться человеку без посторонней помощи. Между крестьянами ходит множество рассказов о том, как леший сбивает с пути. Желая, чтобы кто-нибудь заплутался и прошлялся в лесу до глубокой ночи, он с умыслом переставляет с одного места на другое дорожные знаки, или сам превращается точно в такое дерево, какое служит в лесу приметою: в ель, сосну, в мох, растущий на древесном стволе, и становится в стороне от настоящей дороги; чрез это он спутывает соображения окольных жителей, заводит их в трущобы и, натешившись вволю, заливается громким хохотом. Иногда он показывается путнику в виде седого старика, в звериной шкуре и с большой клюкою в руке, или принимая на себя облик кого-нибудь из его знакомцев; начинает со встречным разговор и незаметно отводит его от дороги.

Так, например, едет мужик одинехонек; нагоняет его прохожий, и слово за слово — просит подвезти в деревню; мужик соглашается, едут они, мирно беседуя… Вдруг глядь — прохожего как не бывало, с глаз пропал! — а мужик с возом в болоте или овраге; осматривается — и видит: на крутом, неприступном обрыве, куда ни за что не взобраться человеку, стоит леший, свищет и хлопает в ладоши. Будьте в лесу настороже: покажется ли, что плачет ребенок, или послышатся стоны умирающего — не спешите на помощь; почудится ли зам шумная река там, где прежде ее не встречали, — идите прямо, не сворачивая в сторону; не то как раз угодите в трясину. Все это морочит леший!

Заметим, что плач ребенка и стоны умирающих слышались древнему человеку в завываниях грозовой бури, а шумно льющиеся реки видел он в дождевых потоках. Как дух, появление которого всегда сопровождается вихрями, леший заметает всякий след — заносит дорогу, застилает ее пылью, песком, ворохами листьев и снегом. Оттого, по народному убеждению, кто попадет на след лешего (на путь, которым недавно пронесся он), тот непременно заблудится в лесу и не вернется домой до следующего утра или до тех пор, пока не выведет его на дорогу сам же лесовик. В связи с этим стоит поверье, не дозволяющее мести избы в день отъезда кого-либо из родичей, чтобы не запорошить ему дороги. Кто заплутается в лесу, кого обойдет леший, тому единственное средство найти дорогу: снять с ног лапти или сапоги и переворотить в них стельки, т. е., вынув из лаптей солому, положить ее так, чтобы постилка, лежавшая у пальцев, очутилась в пятках, и наоборот. Обувь — символ поступи, движения; переворачивая ее задом наперед, заблудившийся странник верит, что ноги его будут двигаться не к тем местам, куда направляет леший, а в противоположную сторону и таким образом выведут его на прямую дорогу. Стихийное значение лешего ярко сказывается в его шаловливом характере: он дует в путника вихрем, запорашивает ему очи, срывает с него шапку, может приморозить его сани к земле, так что лошадь не в силах с места тронуться, и т. д. «Не ходи в леса, там леший шутит!» — советует народная поговорка.

Шутки лешего опасны; по той близости, в какую язык, а за ним и поверья поставили болезни в отношении к стихийным духам-эльфам, он, шутя над человеком, насылает на него тяжкие недуги. Если случится кому заболеть, воротясь из лесу, то поселяне говорят по этому поводу: «Стало з’лесу» (Черниг. губ.) или: «След лешего перешел»; о каженниках (расслабленных, полоумных) думают, что они обойдены лешим. Чтобы умилостивить лешего, несут ему в ларь ломоть хлеба и щепоть соли, завернутые в чистой тряпице. Приходя в лес, больной молится над хлебом-солью, оставляет там свое приношение и возвращается домой с полным убеждением, что болезнь осталась в лесу. Есть и другие указания на жертвенные дары, которыми некогда чествовали лешего: раз он помог крестьянину — нарубил для него дров, а тот отблагодарил его паляницею; у мужиков, работающих в лесу, просит он пирогов, и когда дадут ему — кричит: «Шел, шел да нашел!»

Образ жизни леших описывают различно: иные из них любят жить в лесных трущобах одиноко, уединенно, как дикари, не терпя близ себя никого из своих собратьев; другие же поселяются большими деревнями, строят в лесах просторные дома, со всеми необходимыми службами, где хозяйничают их жены и растут их дети. Лисунки (лешачихи) — лесные девы и жены — тоже, что лешие, только в женском олицетворении; народное воображение наделяет их такими огромными и длинными грудями, что они вынуждены закидывать их за плечи, и только тогда могут свободно ходить и бегать. Это предание указывает в лисунках облачных нимф, которые постоянно изображаются полногрудыми, так как самые облака уподоблялись женским грудям, проливающим из своих сосцов обильное молоко-дождь. В Польше и Галиции лисунки называются dziwo-zony, в Богемии dive zeny; они отличаются диким и злобным нравом, тело их покрыто волосами, длинные распущенные косы развеваются по воздуху; груди так велики, что, стирая белье (т. е. занимаясь полосканьем облачных одежд и покровов в дождевых источниках), они употребляют их вместо вальков; на голове носят красные шапочки…

В грозе и вихрях в некоторых губерниях видят свадебное гульбище леших, тогда как в других местностях эти естественные явления объясняются свадьбами чертей и ведьм. Свадьбы свои празднуют лешие шумно, с диким вакхическим разгулом; поезд их всегда сопровождается сильными ветрами и опустошением. Если поезд скачет через деревню, то непременно у многих домов снесет крыши, здесь и там размечет овины и клади; а если проезжает лесом, то поваляет деревья. Вырвет ли буря с корнями целый ряд деревьев, набросает ли где кучи валежника — крестьянин убежден, что именно в этом месте пронеслась свадьба лешего. Редкий из крестьян осмеливается в летнюю пору лечь для отдыха на лесной тропинке; ибо опасаются, как бы не наехал случаем свадебный поезд лесовиков и не раздавил сонного. В Архангельской губ. думают, что вихрь подымается оттого, что леший пускается плясать на своей свадьбе с лисункою. Демонское гульбище, преисполненное всякого соблазна, вызывает (по народному поверью) небесные громы, удары которых нередко превращают леших и лисунок в росомах, и потому зверь этот считается проклятым: поверье, свидетельствующее за тесную связь грозовых духов с оборотнями. На другой день после свадьбы, леший, по русскому обычаю, идет со своей молодой женою в баню, и если в то время случится кому-нибудь проходить мимо — они непременно окатят его с головы до ног водою, т. е. грозовые духи, вступая в весенний брак, купаются в дождевых потоках и обливают всех попавших под дождь.

rus.ruolden.ru

ДУХ - Древо

ДУХ - Древо

Представиться Энциклопедия Форум Оглавление Использованные материалы Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать

Обсуждение Предложения Версии Изменить ДУХ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info. ru Дух ( цсл.,греч.πνεΰμα ) : Дух (Божий) (всегда под титлом) : " и Дух Божий ношашеся верху воды " - и Дух Божий носился над водой ( Быт. 1, 2 ) ; " не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть: будут же дние их лет сто двадесять " - не будет Дух Мой вечно пребывать в этих людях, потому что они — плоть; пусть дни их (т. е. век их) будут 120 лет ( Быт. 6, 3 ) ; " и уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня: да подымут с тобою устремление людий, и не будеши водити их ты един " - и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них: пусть они поднимут вместе с тобой движение народа, и ты не будешь вести его один ( Чис. 11, 17 ) ; " над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым " - Тот, на Кого, как ты увидишь, нисходит Дух и пребывает на Нем, Тот и есть крестящий Духом Святым ( Ин. 1, 33 ) ; " и Дух и невеста глаголют: прииди " - и Дух и невеста говорят: приди ( Откр. 22, 17 ) ; дух, дыхание, начало жизни (в человеке и в любом живом существе) : " внидоша к Ною в ковчег два два, мужеский пол и женский, от всякия плоти, в нейже есть дух животный " - и вошли к Ною в ковчег по паре, мужского пола и женского, от всякой плоти (т. е. всякого живого существа) , в которой есть дух жизни ( Быт. 7, 15 ) ; мужество, внутренняя сила, бодрость: " узрев же колесницы... оживе дух Иакова, отца их " - и увидев колесницы... ожил дух Иакова, их отца ( Быт. 45, 27 ) ; " и уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое " - и уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце мое ( Пс. 142, 4 ) ; дух человека: " и дам им сердце ино и дух нов дам им " - и Я дам им другое сердце, и новый дух дам им ( Иез. 11, 19 ) ; " со духи праведных скончавшихся, души рабов Твоих, Спасе, упокой " - с духами скончавшихся праведников души рабов Твоих, Спаситель, упокой (последование о усопших, тропарь 1) ; ветер: " и дух бурен часть чаши их " - и бурный ветер - удел чаши их (нечестивых) ( Пс. 10, 6 ) ; бесплотное существо (если без титла, обычно имеется в виду злой дух, бес; мн. ч. ду́хове; под титлом — благой дух, ангел; мн. ч. ду́си) : " к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным " - (наша битва) против вселенских властей тьмы века сего, против духов зла поднебесных ( Еф. 6, 12 ) ; " Боже духов, и всякия плоти " - Боже духовных сил и всех людей (чин погребения для мирян, молитва иерея 1) ; в плеонастических оборотах (гебр.) дух чего-либо: " и кровь Иерусалимску очистит от среды их ду́хом суда и ду́хом зноя " - и очистит их от крови (пролитой) в Иерусалиме судом и зноем ( Ис. 4, 4 ) ; " дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми " - праздности, уныния, властолюбия и пустословия не дай мне (молитва Ефрема Сирина) Ср. лице, среда. Использованные материалы Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2008. С. 115-116.

Редакция текста от: 28. 11. 2010 20: 07: 17 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ДУХ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе:

- Википедия - Mail. ru - в поисковых системах: Искомое. ru -

Вам может быть интересно:

не"использованные материалы | библия iii иллюстрации | древо жизни | древо познания добра зла | древом жизни |

xn--b1algoccq.xn--p1ai