Умер художник Михаил Александрович Врубель. Врубель сошествие святого духа


15 шедевров Врубеля

Исполняется 160 лет со дня рождения великого русского художника Михаила Врубеля. «Историческая правда» в честь юбилея художника вспоминает самые знаковые его картины.

Родился Михаил Александрович Врубель в 1856 году в Омске, в семье военного юриста Александра Врубеля – выходца из небогатого польского рода. Рано лишился матери – его с братом и сестрой воспитывала мачеха. В 1869 году от чахотки умирает его младший брат Саша, и отец, опасаясь за здоровье детей, добивается перевода на юг - в Одессу. Михаил с золотой медалью закончил престижную Ришельевскую гимназию, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

Столичная богемная жизнь с головой захватила Михаила, и он, забросив учебу, решил стать живописцем. В итоге 24 года, с трудом окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель решается изменить жизнь – он становится вольнослушателем Академии художеств. Именно там Врубель знакомится с законодателями художественной моды конца столетия – с Репиными, Суриковым, Поленовым и тогда еще никому неизвестным Серовым.

1. "Обручение Марии с Иосифом"В 1883 году Врубеля ждет первый успех: композиция «Обручение Марии с Иосифом» удостоилась весной 1883 года второй серебряной медали Академии.

2. "Сошествия Духа Святаго на апостолов"В 1883 году профессор Адриан Прахов отдает ему выгодный заказ на реставрацию Кирилловской церкви – храма Святых Кирилла и Афанасия Александрийских, построенную в XII веке. В этом храме при реставрации были открыты древние фрески, но в тех местах, где восстановить старинную стенопись не представлялось более возможным, Прахов предложил сделать новые фрески. И Михаил принялся за дело, нарисовав несколько монументальных сцен, из которых выделяется знаменитая фреска «Сошествие Святого Духа на апостолов».

3. «Богоматерь с младенцем»Также он написал несколько икон для иконостаса, среди которых была и знаменитая «Богоматерь с младенцем». Лик Богородицы он списал с 32-летней супруги профессора Прахова - Эмилии Львовны, в которую он, как утверждали его друзья, был страстно влюблен. 

4. "Тамара и Демон"В 1889 году Врубеля в составе целой группы художников пригласили иллюстрировать юбилейный, к пятидесятилетию со дня гибели поэта, двухтомник сочинений Лермонтова. Оригинальное издание. Задумано было своего рода приношение мастеров изобразительного искусства гению поэзии. Каждый живописец мог выбрать наиболее близкие себе сюжеты, и Врубель взялся иллюстрировать «Демона» - поэму о соблазнении монахини скучающим посланцем преисподней.

5. "Демон сидящий"Одновременно с акварельными рисунками для книги он начал рисовать и огромное – метр на два – полотно «Демон сидящий». В письме к сестре Врубель пишет: "Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». 

6. Камин "Вольга Святославич и Микула Селянинович" в доме Бажанова.В 1890 году Врубель переезжает в Абрамцево, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций».

7. "Пан"В 1899 году Врубель рисует картину "Пан". Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир» (из цикла «Источник святой Клары»).

8. "Принцесса Греза"Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». 

9. "Царевна-Лебедь"Картина, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина).

10. "Демон поверженный" В декабре 1901 года появляется новое воплощение Демона - картина «Демон поверженный»: вывернутое изломанное тело. «Будто сам Князь мира позировал ему, — писал Александр Бенуа. — Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую…»

11. "Портрет артистки Н.И.Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire"  В 1901 году Врубель женился на актрисе Надежде Забеле, ставшей для Михаила Александровича светлым ангелом, который согревал, вдохновлял и спасал от одиночества. У молодоженов вскоре родился сын Савва. 

Кризис наступил в феврале 1902 года, когда, по словам сестры Анны, «начались последние скорбные годы брата, годы его душевной болезни, с двумя, однако, светлыми промежутками: первый с февраля по май 1903 года,- второй с июня 1904 года по март 1905, после чего, через год, наступает быстрое падение зрения, а затем и окончательная потеря его….».  Диагноз: "поражение головного мозга сифилисом". После полугодичного пребывания в клинике выписывается со значительным улучшением. Но, увы, ремиссия была недолгой, а смерть сына в 1903 году вызвала тяжелый стресс. 

12. "Портрет сына художника"Профессор Бехтерев ставит горький диагноз: прогрессивный паралич. И, что самое страшное, паралич бьет по самому важному – по глазам художника. 

13. "Шестикрылый серафим"Врубель слепнет, и в этот момент он начинает снова рисовать. Но сейчас основные его работы посвящены библейским темам: «Шестикрылый Серафим», «Голова Пророка», «Видение Иезекииля». 

14. "Портрет Брюсова"Поэт Брюсов навещавший Врубеля в больнице, вспоминал, что он мог без отрыва руки от бумаги нарисовать силуэт лошади или чей-то другой, но отрывая руку не мог продолжать – не видел. «Вошел неверной тяжелой походкой, как бы волоча ноги… хилый больной человек, в грязной измятой рубашке, - писал Брюсов. - Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твердость. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нем все.»

15. "Автопортрет"Последние четыре года Врубель доживал в петербургских психиатрических клиниках. Его жена приходила к нему и пела, пела только для него. Михаил Александрович умер 1 (14) апреля 1910 года в возрасте 54 лет.

www.istpravda.ru

Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов. Голова пророка. Сирень. Демон сидящий. Демон поверженный. Художественный смысл.

Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов. Голова пророка. Сирень. Демон сидящий. Демон поверженный. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов.

Голова пророка. Сирень. Демон сидящий.

Демон поверженный.

Художественный смысл.

Врубеля швыряло то сверхвверх, к символизму, то субвниз, к модерну.

 

Недопостижимое.

Одной из трудностей постижения неканонического искусства является то, что каждый большой художник из-за вдохновлённости совершенно необычным и не вполне внятным изобретает свой язык образов, годный для такого необычного и не вполне внятного. Да ещё и не умом изобретает, а подсознанием. Так наше-то подсознание всё "понимает": улавливает и какой язык был, и какой язык стал, и что хотел сказать автор своим языком, новым. Но из подсознания ж нашего это "понимание" (обязательно бессловесное, раз – в подсознании оно) в сознание проходит ох, как трудно, если вообще проходит. То есть можно сказать, что КПД такого искусства почти равно нулю.

А вот искусствоведы умеют переводить из подсознания в сознание (в слова). Значит, надо читать искусствоведов. Но. Если они диаметрально разное "что хотел сказать художник" выводят из расшифровки образного языка, то кто-то из них ошибается?

Вот кто прав: Алленов или Александров?

1. Александров.

"Врубель увлекался Византией – почти случайно он написал в Киеве огромную роспись (12 апостолов) в византийском стиле. Это очень обогатило его манеру. Характерно стилистическое обострение в его работе: острые углы складок, выразительно обведённые глаза – всё почерпнуто им из византийского декаданса. У него происходит усиление графического начала, нарастают интенсивность и мистическая настроенность цвета. Врубель делает теперь в живописи то же, что делали мастера мозаики в поздней Византии: уменьшение размеров кубиков смальты в мозаиках поздней Византии и размера живописных пятен в произведениях Врубеля – все стилевые признаки совпадают. Не отсюда ли его "рваные пятна" в живописи, так похожие на мозаическую смальту?" (http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf).

 

Икона Св. Анна с Марией. Мозаика. Конец XIII — начало XIV вв.

Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885. Фрагменты.

Могут быть непонятны слова: "мистическая настроенность цвета".

Я думаю, это было объяснено у Александрова ранее по тексту:

"Цвет в модерне (в живописи и в архитектуре) чаще всего построен на диссонансных парах, на столкновении оранжевого и сине-фиолетового [см. первый фрагмент]… Теперь о его психологической сути. Во главе угла здесь стоит холодный и мистический сине-фиолетовый тон. В мировоззрении "некро" – доминанта смерти (мистики)" (Там же).

И теперь я продолжу первую цитату:

"Явно отсюда [из этого "Сошествия…"] исходят закономерности холодной красоты и острой выразительности его последующий графики и графичности его живописи. Он рисует неровными пятнами, как бы рваными полосками, но сами штрихи внутри пятен у него строго прямые и параллельные – кристалликами.

Голова пророка. 1904-1905.

Рваный прихотливый контур пятна – от бытия категории низменного, прямые внутри пятен – от архаики, первой фазы этой категории: перед нами архаика низменного".

Тут надо цитирование прервать, ибо опять не понятно: чего это вдруг именно низменное?

А низменное – (и тут Александров сходится с Алленовым) от…

"В девяностые годы, отмеченные бурным промышленным подъемом, обретает новую остроту имеющая прецедент в романтизме начала века антитеза "красоты" и буржуазной "пользы". "Будить от мелочей будничного величавыми образами" - таким в этих условиях видел призвание художника Михаил Врубель" (Алленов. История русского искусства. Кн. 2. М., 2000. С. 225 - 226).

Польза – это низменное, пошлое, мещанское. Это – враг ницшеанству. То, что надо преодолевать духом. И потому – рисовать, т.е. придавать материальное (цветовое, штриховое) существование в качестве страдания из-за материального, от которого стремление автора – не в эту жизнь.

Теперь – Александров:

"На первом месте здесь стоит свобода воли человека, отталкивающая любые формы общественного диктата [потому любые, что буржуазность-то представляется воцарившейся навсегда и всюду. А раз навсегда и всюду, так и протест – абсолютный]".

Диктат – низменное. И на этом совпадение с Алленовым кончается. Ибо улетать куда-то можно, грубо говоря, сверхвверх (за что Алленов), в символизм, или субвниз (за что Александров), в ницшеанство, конкретнее – в модерн. Первое – коллективистское, второе – индивидуалистское.

Но уйдём пока от Алленова. Низменное мы поняли.

А как с архаикой по Александрову? Она тут при чём?

"Отвергая настоящее и страшась будущего, идеологически (ментально) модерн обращается к прошлому" (Александров).

Надо же! Какое название, а к чему обращение…

"…это не только социальное прошлое (прошлые стили [Византии, например]), это и прошлое дочеловеческое: животные, растения и минералы [живопись кристалликами]".

Так что и архаика, по Александрову, объяснена.

2.

Но ту же живопись кристалликами Алленов объясняет иначе:

"…сформировался неповторимо-индивидуальный стиль первого и, без сомнения, самого значительного из мастеров символизма в русском изобразительном искусстве. Врубель видит перспективную трёхмерность изобразительного пространства в виде как бы разделённого внутри на множество кубических ячеек прозрачного кристалла, куда помещён изображаемый предмет и в котором форма этого предмета конструируется как сопряженность участков поверхности, фрагментированных гранями этой воображаемой пространственной решетки. Сугубо рационалистическая методика перспективного анализа предметной формы оборачивается здесь своей иррациональной стороной. В критике начала XX века был однажды предложен математический образ для выражения фундаментального принципа символической поэтики – бесконечное приближение квадрата через многоугольник к кругу. Это абсолютно точно соответствует врубелевскому способу построения объемной формы на плоскости… Зримая форма нюансируется и продолжает свою жизнь там, где умирает чуткость глаза к нюансам, форма продолжает дифференцироваться за пределом, предустановленным нормой естественного дневного зрения. Продолжаясь за этим пределом, она превращается в жизнь, мерцающую буквально из запредельного мира. Фантастическое внимание, сверхпристальное вглядывание в натуру, то есть своего рода "сверхнатурализм" становится фундаментом символизма как диалога с жизнью, выглядывающей из потаенных, ночных глубин бытия" (Алленов. С. 254 -255).

И хоть стой, хоть падай. Кто прав: Алленов или Александров?

Только я не согласен замутить вопрос и счесть символизм декадентством и связать его через пессимизм с жутковатостью модерна. Ибо символизм – это не просто пессимизм, а сверхисторический оптимизм. Этот последний хоть и тоже отдаёт мистицизмом и метафизикой, но не настолько, насколько модерн.

Согласен я был бы на колебания Врубеля, хоть это и несовместимости идейные (зато он и сошёл с ума).

Вот давайте посмотрим, получится ли увидеть проблеск благого сверхбудущего от вглядывания.

Сирень. 1900.

Девушка смотрит не на художника. И всё в кадре становится страшнее и безжизненнее. А, казалось бы, гораздо менее живая, чем человек, сирень – всё живее.

И получилось и то, и то. Или нет? Они ж неравноценны: сирень и девушка. То есть – царит в этом мире Зло и оно неизбывно. И отгоняет девушка кого своим жестом?..

Потому и апостолы – в стиле "некро". Фиолетовые. И Пророк (наверно, Мухаммед) ассоциируется с жестоким исламом.

И по жизни… Он нарисовал свою любимую и уж четыре года как жену, а у него сифилис, пусть и сказали, что излеченный.

Но. ""Демоническое" в контексте получивших широкое распространение на исходе века ницшеанских идей приобретает одиозный характер" (Алленов. С. 257).

И Врубель взбунтовался против ницшеанства. А может, и по собственной инициативе. И в пику ухудшению здоровья.

Демон сидящий. 1890.

"…падающий извне и заставляющий мерцать мозаику свет превращен здесь в свет, сияющий изнутри, напоминая эффект цветного витража" (Алленов. С. 256).

Я не знаю, какая репродукция вернее передаёт подлинник, но более светится вот эта:

"Развязка этой своеобразной трилогии [Демоны сидящий, летящий и поверженный] внутри цикла приобретает характер крушения демонической идеи вообще. То, что в конце концов вышло у Врубеля, - это вырождение красивой и величественной демонической тоски в гримасу чуть ли не ребяческого слабовольного упрямства, застывшего на лице поверженного Демона,

Демон поверженный. 1902. Фрагмент.

который кажется просто неким существом "с претензиями", наказанным за свою гордыню" (Алленов. С. 256 - 257).

Алленов не намеревался вывести эволюцию Врубеля от ницшеанца, работающего в стиле модерн, к символизму, как это тут вышло у меня. Да и я открещусь от такой эволюции (та же "Сирень" хронологически перебивает плавность). Просто я останавливаюсь на том, что его швыряло то сверхвверх, к символизму, то субвниз, к модерну. И проиллюстрировал эту мысль.

3 ноября 2014 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/266.html#266

art-otkrytie.narod.ru

Еще одна "тайна Демона" в жизни и творчестве Михаила Александровича Врубеля

В творчестве Михаила Александровича Врубеля (1856 – 1910) Демон до сих пор остается одним из самых загадочных образов. Художник писал его сидящим и поверженным, рисовал похожим на ангела, лепил, отливал в гипсе. Демон то жестокий и смятенный, исступленно бросающий вызов миру, то жалкий и поверженный…

Многие историки искусства считают, что обращение к теме Демона сложилось у художника под влиянием поэзии М. Ю. Лермонтова и оперы А. Г. Рубинштейна. Сам Михаил Александрович Врубель утверждал: «Демона не понимают – путают с чертом и дьяволом, … а «Демон», значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося духа, ищущего примирения обуревавших его страстей, познания жизни, и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

Озвучим еще одну «версию Демона» в жизни и творчестве А. М. Врубеля.

Михаил Врубель работал в Киеве над реставрацией фресок в Кирилловской Церкви, когда воссоздавал возвышенный, неземной и светлый образ Богоматери, прообразом которой стала первая его настоящая любовь, женщина, имя которой Михаил Врубель не решался открыть даже в письмах к сестре. Эта женщина была жжено известного археолога, реставратора А. В. Прахова, который и пригласил художника в Киев.

Обуревавшие художника чувства не имели никакой перспективы, его любовь зашла в тупик.

Как раз в это время в Киев приехал отец Михаила Врубеля и застал его за работой над «Демоном». В одном из писем отец художника утверждал, что тот, первый «Демон» показался ему «злою, чувственную, отталкивающей женщиной». Так или иначе, но за этим Демоном стояла не «лермонтовская», а его, «врубелевская» страшная тайна, его самое сокровенное «душевное дело».

Михаил Врубель по приглашению профессора Прахова переехал в Киев, где ему было поручено руководить реставрацией византийских фресок XII в Кирилловской Церкви. Врубеля попросили написать на стенах несколько новых фигур и композиций, а также образ для иконостаса.

Профессор Петербургского университета А. В. Прахов был хорошо известен как историк искусства, археолог, художественный критик. В Киеве Прахов увлеченно занимался реставрацией киевских Храмов.

Врубель воссоздает такие сцены, как «Сошествие святого Духа», «Оплакивание Христа».

Сошествие Святого Духа на апостолов

Оплакивание Христа

Работал художник самозабвенно, однако в письмах к своей любимой сестре все чаще намекал на свое сокровенное «душевное дело».

Напоминаем, что мы рассматриваем лишь одну из версий.

Сестра понимала, что Михаил влюблен, но имя своей возлюбленной сохраняет в тайне.

В Киеве те, кто хорошо знал Михаила Врубеля, начали догадываться: художник влюблен в жену Прахова – Эмилию Львовну. Он её часто рисовал. Сохранилось несколько его карандашных набросков: некрасивое, но необыкновенно трогательное лицо с чуть припухшими губами.

Женская голова(Эмилия Львовна Прахова)

Окутанная платком, она похожа на дивную странницу с широко раскрытыми, созерцающими нечто неземное очами. Именно лицо Эмилии Праховой послужило для Врубеля прообразом лика Богоматери, написанной на золотом фоне в темно-красных одеждах. Она держит на руках младенца, но не склоняется к нему, а смотрит печально куда-то вдаль… У подножия престола – нежные белые розы…

Отношения с Праховым были окончательно испорчены.

Когда первое глубокое чувство зашло в тупик Михаила Александровича Врубеля начал искушать образ сумрачного Демона, которого ему хотелось изображать снова и снова.

Через некоторое время Михаил Врубель перебрался в Москву. Из Москвы он написал сестре: «Помнишь мои намеки на киевскую пассию – я ей изменил, хотя мне еще дорого воспоминание». Однако главным его увлечением оставалось творчество.

В 1889 году Врубель знакомится со знаменитым русским меценатом Саввой Мамонтовым, у него появляются богатые заказчики. Но художник снова возвращается к образу Демона.

Картину «Демон сидящий» Михаил Врубель окончил в 1890 году.

В глазах у этого истерзанного бореньем духа, глубочайшая, затягивающая, будто омут, тоска. Окружающие его горы и, застывшие, словно самоцветы, облака и цветы, можно воспринимать как символ окружающего мира, который безжалостно отторгнул его.

Когда в жизни Михаила Врубеля появилась удивительная женщина Надежда Ивановна Забела, нежно-свирельный голос которой, по воспоминаниям современников, буквально завораживал, сердце художника будто оттаяло.

Портрет Н. И.Забелы-Врубель

В 1901 году у Врубелей родился мальчик Савва, у которого была, к несчастью, «заячья губа». Мальчик прожил на свете меньше двух лет. Однако еще при жизни сына Михаил Врубель начал страдать тяжелым душевным недугом, странно, но именно в это время он начал напряженно работать над образом «Демона поверженного».

«Тайна Демона» до сих пор считается главной тайной Михаила Александровича Врубеля.

Александр Блок писал о «Демоне поверженном»: «…закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. Это только наше название тех преобладающих трех цветов, которые слепили Врубеля всю жизнь и, которым нет еще названья. Эти цвета - лишь обозначенье, символ того, что таит в себе житель гор… И у Врубеля день еще светит на вершинах, но снизу ползет синий мрак ночи. Конечно, ночь побеждает, конечно, сине-лиловые миры рушатся и затопляют окрестность. В этой борьбе золота и синевы совершается обычное – побеждает то, что темнее; так было и есть в искусстве, пока искусство одно. Но у Врубеля уже брезжит иное, как у всех гениев, ибо они не только художники, но и уже пророки. Врубель потрясает нас. Ибо в его творчестве мы видим, как синяя ночь медлит и колеблется побеждать, предчувствуя быть может, грядущее поражение».

Демон поверженный

Источник

obiskusstve.com

Умер художник Михаил Александрович Врубель :: Издательство Русская Идея

1.04.1910 (14.04). - Умер художник Михаил Александрович Врубель

Мастер и демон

Михаил Александрович ВрубельМихаил Александрович Врубель (5.3.1856–1.4.1910) – русский художник, прославившийся во всех видах и жанрах изобразительного искусства, осуществив их синтез: в живописи, графике, декоративной скульптуре, бытовом дизайне, театральном искусстве. Создал свою неповторимую галерею загадочных полотен. Умер от сумасшествия.

Родился в Омске, в семье офицера (предки были выходцами из прусской Польши), часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. В три года у него умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей, и детство болезненного мальчика было счастливым. С пяти лет он занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств.

Окончив в 1874 г. Одесскую классическую гимназию с золотой медалью, он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Там посещал в Академии художеств вечерний класс П.П. Чистякова, который учил В.Д. Поленова, В.А. Серова, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, В.М. Васнецова. По окончании института Михаил Александрович отбыл воинскую повинность и отправился работать юристом в главном Военно-судном управлении.

Однако художественное призвание взяло верх, и в 1880 г. Михаил Врубель стал студентом Российской Академии художеств, где сразу выделился среди студентов фанатической работоспособностью и необычностью своего стиля (возникший тогда на Западе импрессионизм в сочетании с врубелевским романтизмом содержания). Классические сюжеты истории, любовь и смерть, сказочная фантазия, тайна и мистика – изначально любимые темы Врубеля, который выражал их в собственной необычной манере письма. «Некоторые декоративные панно Врубеля действуют своими удивительно подобранными мертвенно-серыми или золотисто-коричневыми тонами — как музыка. Некоторые его картины поражают своей стилистической каллиграфией, своей маэстрией, своей благородной и спокойной гаммой, ничего общего не имеющей с шикарным "росчерком", сладкими красками художников старшего поколения» (А. Бенуа).

Михаил Александрович Врубель

Михаил Александрович Врубель. Автопортрет

В 1884–1889 гг. Врубель работал в Киеве по приглашению профессора А.В. Прахова, где тридцатилетнему талантливому живописцу были доверены реставрация древних фресок и росписи Кирилловской церкви (XII в.), а также участие в росписи Владимiрского собора. Готовясь к столь ответственной работе, Врубель однако, вместо поста и молитвы по обычаю русских иконописцев, около полугода в 1884–1885 гг. пробыл в Венеции, этом странном городе, где все дышит "красотою смерти". Там он изучал творчество мастеров европейской средневековой традиции, византийские иконы, и на основе этого опыта рисовал затем иконы для иконостаса Кирилловской церкви. Пишут, что для Богородицы ему позировала женщина, в которую он был влюблен [см. в конце статьи]...

В таком творческом чувственном порыве Врубель ощущал себя весьма стесненным строгими канонами православной иконописи. «Его фантастические разводы по стенам киевского Владимiрского собора – плавные и музыкальные, как сновидения, сплетающиеся дивными линиями, переливающиеся чарующими красочными сочетаниями, – пожалуй, наиболее свободное и художественное явление во всем этом памятнике современного русского искусства», – писал А. Бенуа. В иконах же его было что-то тревожное и неиконописное, даже Воскресение Христово оказалось мрачным, хотя Врубель хотел «сделать иллюзию Христа наивозможно прекрасною» (как он выразился). Его эскизы икон для Владимiрского собора не были приняты, поскольку были написаны явно не иконописцем.

Принятые же работы оказались как-то странно связаны с судьбою художника. «Первой его крупной монументальной работой стала фреска "Сошествие Святого Духа на апостолов" на хорах Кирилловской церкви [см. в конце статьи]. В 1902 году, уже в начале болезни, приехав в Киев и посетив Кирилловскую церковь, Врубель заметил: "Вот, в сущности, то, к чему я должен был бы вернуться", имея в виду монументальный стиль своих росписей. Но дело в том, что Кирилловская церковь уже тогда, когда Врубель в 1885 году выполнял свою роспись, находилась на территории лечебницы для душевнобольных. Само изображение апостолов в Сошествии Святого Духа посвящено мистической ситуации, и Врубель трактовал это событие как почти натуралистическую сцену заседания некоей мистической секты, которая проникнута иррациональными токами: это люди в ситуации выпадения из обычного жизнеощущения, иначе говоря – сумасшедшие. Продолжением этого совпадения является то, что тогда же, когда Врубель изъявил желание вернуться к тому, что делалось им в Киеве, где он начинался как художник, в том же самом Киеве умер его маленький сын. Это роковое биографическое событие имеет какой-то странный отсвет в искусстве Врубеля, ибо написанный несколько ранее портрет сына (1902 [см. в конце статьи]), преисполнен недетской прозорливости, которая сближает его личико, подобное лику, с ликом Христа в иконе Богоматерь с Младенцем, выполненной для той же Кирилловской церкви в 1885 году. Эта взаимопроницаемость странностей врубелевской жизненной судьбы и его искусства, причем в самых значительных и принципиальных его художественных выражениях, конечно, тоже принадлежит к редким, интригующе загадочным явлениям».

В это время, в конце XIX века, в мiровом искусстве, и в российском в частности, резко усилились процессы разрушения классических канонов и форм, названные позже "декадентством" (в переводе с латыни: упадочничеством). Советское материалистическое искусствоведение в оценке этого процесса проводило позже принципиальное различие лишь между декадентством и реализмом ("передвижники"), но не в этом заключалась суть явления (например, порнография тоже реалистична). Причина и суть этого "новаторского" процесса была в апостасийном разложении общего христианского понимания культуры и жизни, что находило свое выражение и в размывании четких форм искусства, а затем в разрушении их (абстракционизм и т.д.).

В России как наиболее христианской стране мiра этот процесс разложения искусства имел наиболее "интересные" и своеобразные черты, привлекшие всемiрное внимание как русский "Серебряный век". (Выражение это поначалу у критиков имело значение именно упадка, понижения качества от предшествовавшего "золотого" века классической культуры. Позже это понятие наполнилось положительным смыслом, поскольку серебро все же благородный металл.) Целая плеяда его "свободных" деятелей в разных областях культуры проявила огромный творческий подъем и новаторство, однако все более соревнуясь в оригинальности формы (выдающимся по эстетике стал стиль "модерн", претендовавший на художественное оформление всех сторон жизни, в чем-то близкий и Врубелю).

Царевна-Лебедь. 1900

Царевна-Лебедь. 1900

В 1891 г. Врубель сблизился с ведущим кружком таких художников-новаторов, музыкантов, поэтов вокруг мецената С.И. Мамонтова. Врубель жил в его доме и работал как скульптор, монументалист, театральный декоратор, создав множество разнообразных произведений. Яркое индивидуальное дарование Врубеля, его мастерское владение цветовыми пятнами (в стиле импрессионизма), дополнялись склонностью к фантастическим сюжетам. Врубель увлеченно писал картины на темы опер Н.А. Римского-Корсакова и pycских сказок ("Морская царевна", "Тридцать три богатыря", "Царевна-Лебедь", "К ночи", "Пан").

Однако в фантастических картинах Врубеля, напоминающих образы сновидений, начинают все больше проявлять себя "ночные" краски и упомянутое тревожно-загадочное качество. Один из критиков отмечает это даже в портретах его жены. «Врубель был женат (с 1896 г.) на одной из самых выдающихся русских певиц, Надежде Ивановне Забеле. Она была любимой певицей Римского-Корсакова, для нее он писал сопрановые партии в операх, начиная с Царской невесты. У Врубеля много портретов Забелы, и это тоже одна из особенных страниц его творчества. Одним из памятников привязанности Врубеля к жене, в которой он видел нечто ангельское, является ее портрет на фоне березок (1904). Но в его рисунках, разнообразных и мастерски выполненных, ее образ как будто двоится. В одном из портретов ("После концерта", 1905) у нее кукольная пластика и неуловимо-странное, даже страшноватое выражение лица, как если бы это была новая Коппелия. Этот портрет является полной противоположностью портрету Забелы на фоне березок...».

Демон. 1890

Демон. 1890

С этого времени Врубель особенно увлекается созданием серии картин-фантазий в связи с поэмой Лермонтова "Демон" ("Демон сидящий", "Голова демона на фоне гор", "Демон летящий", "Демон поверженный"...). Впервые в русской живописи художник осмелился перейти от классического изображения Христа и евангельских сюжетов – к эстетизирующему изображению бесов.

Замысел писать демона возник именно в Киеве. Показывая осенью 1886 г. первые наброски отцу, Врубель говорил, что демон – дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый». В этом художник обнаружил удивительное духовное родство со своим тезкой-поэтом. Оба были поразительно талантливы, оба были почти всю жизнь одержимы демонической темой и оба попытались послужить своим талантом некоей "реабилитации диавола": придать своим демонам некие положительные черты, вызвать сочувствие к ним как неприкаянным "страдальцам", якобы желающим добра, но не способным творить его.

Как мы помним, увлечение демоном у Лермонтова шло параллельно с ощущением собственного пророчества. Сходные черты заметны и у Врубеля в автопортретах: «горделивое представление о человеке-творце, его избранности и трагическом величии, – оно раскрывается в теме пророка, к которой, начиная с киевского периода, художник неоднократно обращается. Некоторые изображения головы пророка имеют автопортретные черты. Для картины "Пророк" (1898 [см. в конце статьи]) Врубель использует сюжет одноименного стихотворения Пушкина: явление смертному шестикрылого Серафима. Главной становится зловещая и прекрасная фигура Серафима, сверкающая холодными красками... В период болезни тема пророка преследует художника, как навязчивая идея... Пророк обретает мученические черты. Колючие штрихи вокруг головы в одном из карандашных рисунков вызывают ассоциации с терновым венцом. Аскетическое лицо, слепой взгляд выражают страдание. В облике "Шестикрылого Серафима" (1904 [см. в конце статьи]) нарастает грозное, испепеляющее, демоническое величие [скорее отчужденно равнодушное, что тоже не вяжется с Серафимом. – М.Н.]». Видимо, художнику в облике Серафима являлся кто-то иной...

Разумеется, с православной точки зрения такая эстетизирующая трактовка зла (напомним: добровольно избранного, коварного, неисправимого, абсолютного зла) ложна и опасна, и Врубель не мог этого не знать. Даже если Врубель считал, что изображает не настоящего демона, а некую фантазию о нем, нельзя так легкомысленно играть словами и образами. В мятущемся поведении и судьбе Лермонтова это сказалось довольно быстро: гибель на дуэли из-за пустяка в неполных 27 лет. Врубель же в сорокалетнем возрасте заболел тяжелой психической болезнью (что и есть одержимость бесами) и скончался в психиатрической больнице в 54 года.

Возможно, Врубель стал ощущать всю опасность своего демонического увлечения и решил избавиться от влияния демона, повергнув его (картина "Демон поверженный"). И демон отомстил. Первые серьезные симптомы болезни окружающие заметили у художника в начале 1902 г. – сразу после окончании картины "Демон поверженный"... В 1902 г. его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу, но лечению болезнь не поддавалась. 1906 г. Врубель ослеп (самое жестокое наказание для художника), но упорно пытался работать наощупь, используя уголь и мел. Последней работой Врубеля до наступления слепоты стал "Портрет В.Я. Брюсова" (1906) – поэта-декадента, кощунственно заигрывавшего с сатаной ("И господа, и дьявола хочу прославить я!")...

Александр Блок (тоже из декадентов, пытавшийся изобразить Христа вождем богоборческой революции и умерший в 40 лет), сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех мiров, которые видели они, мы не видим». И вот какое приоткрытие этих декадентских "мiров" дано Блоком в статье о Врубеле: «...искусство есть чудовищный и блистательный Ад. Из мрака этого Ада выводит художник свои образы... Именно в черном воздухе Ада находится художник, прозревающий иные мiры. И когда гаснет золотой меч, протянутый прямо в сердце ему чьей-то Незримой Рукой – сквозь все многоцветные небеса и глухие воздухи мiров иных, – тогда происходит смешение мiров, и в глухую полночь искусства художник сходит с ума и гибнет».

Врубель скончался 1 апреля 1910 г. в Санкт-Петербурге и похоронен на Новодевичьем кладбище. Работы Врубеля ныне хранятся на почетных местах (в отдельных, посвященных ему залах) в собраниях Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Санкт-Петербурге.

О демонизме у Врубеля

Творчество Михаила Александровича Врубеля воспринималось современниками как одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Загадочна была уже сама его манера написания картины. Он не создавал картину, а заранее видел ее всю в целом и переносил на холст примерно так, как сразу по всей поверхности изображения проявляется фотография в проявителе. Об этом способе рисования писал Коровин: «Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы... Отмерив размер, держа карандаш или перо, или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Меня и Серова поражало это...».

Это был несомненно дар свыше. Но за этот дар в художнике шла духовная борьба. Если рассмотреть ее в рамках мiровой борьбы добра и зла, которая отражается и в литературе, искусстве в целом, то два противоположных полюса этой борьбы – Бог и Его противник сатана – духовно отражены в своих противоположных идеалах искусства: иконописном благолепии с одной стороны – и мерзости какой-нибудь скотской порнографии с другой. Сатане редко удается увлечь какого-нибудь художника в столь откровенное (милое ему) безобразие, но сеять разрушительность вполне удавалось: таковы, похоже, были все способы разложения формы (начиная с этого самого импрессионизма, через абстракционизм и до хаоса "цитат" т.н. постмодернизма), называемые "развитием современного искусства".

Талантливый человек, наделенный даром Божиим, не может не становиться желанным объектом завоевания для сатаны – противника Бога в попытке отвоевания у Него Божия творения. И не каждому удается устоять перед соблазнами, потому многие великие люди так разочаровывают почитателей в своей личной жизни. Противник-захватчик всегда зарится на самое ценное. (В Священном Писании это показано на многих примерах, начиная с неудачной попытки искусить Христа в пустыне и кончая удавшейся попыткой соблазнить богоизбранный народ на распятие долгожданного Мессии и сделать этот народ оплотом анти-мессии, грядущего от сатаны.) При этом сатана действует не напролом, а подбирает к каждому свой "привлекательный" ключик.

Для сатаны великий мастер Врубель был достойным и особо желанным призом – в силу его Божественного таланта в обращении со светом, цветом, узором, формой. И сатана, видимо, пошел более хитрым путем: возможно, как раз начиная с киевских церковных росписей, он предложил художнику свою помощь в постижении и выражении запредельного мiра – но без прибегания к аскетизму и без необходимости при этом глубокой веры в Бога. Это как бы мистика без Бога. «Иллюзионировать душу» – как сказал о своем мастерстве сам Врубель. И персонажи его картин владеют этим качеством в полной мере. Характер врубелевского сверхпристального взгляда один из критиков начала века назвал "демонической выразительностью". Отсюда, возможно, идет вся тревожная темная загадочность врубелевских шедевров, трагизм, героический дух, завораживающие краски, необычная манера создания картины, сказочная языческая стихия фантазии – и стоящая за этим главная загадка: собственный внутренний мiр художника, в который он никого не пускал.

«Это был человек умный и глубокий, хорошо знавший классическое искусство и литературу; говоривший на нескольких языках... Он был открыт и легок в общении, но при всем том от него исходила гипнотическая сила, как если бы он обладал каким-то тайным знанием, которое не считал возможным и нужным выражать и развивать даже перед своими коллегами. И это действительно накладывало на его личность печать интригующей загадочности. Загадочное было заложено природой в его натуре, в этом изяществе ума, но он, видимо, еще и любил интриговать и удивлять окружающих, и, может быть, те странности, которые отмечают его биографы, были своего рода розыгрышами в духе черного юмора».

Загадку творчества Врубеля его современник и коллега А. Бенуа прямо связывал с легендой о Фаусте, заключившем сделку с диаволом – отсюда и одержимость художника образом демона: сатана предложил ему написать самого себя, сатану, представляясь художнику в обманно облагороженном виде. (Вспомним картину "Пророк", где явившийся ему "Серафим" изображен с демоническими чертами; см. в конце статьи.) «Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна – его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы».

«Верится, что Князь Мiра позировал ему. – Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма», – был уверен Александр Бенуа, наблюдавший затем, как лихорадочно Врубель переписывал "Демона поверженного", уже висевшего в выставочном зале, открытом для зрителей.

Картины Врубеля действительно уникальны своим общим впечатлением, производимым на зрителя: они манят волшебной красотою и одновременно вызывают чувство непонятной мистической тревоги. Расписанный Врубелем древний Кирилловский храм в советское время был передан упомянутой психиатрической больнице, на территории которой он располагался. И по свидетельству врачей, они скрывали живопись Врубеля от больных, ибо пациенты приходили от этого в сильное возбуждение...», – пишет Ю.Ю. Воробьевский в статье "Врубель и демон". Приведем из нее еще одно объяснение врубелевского "облагороженного" демонизма:

«После росписей Кирилловской церкви художник творил лишь немногим более десяти лет. Следующее десятилетие он уже мучительно умирал в сумасшедшем доме. В своих письмах сестре Врубель часто пишет, что ощущает себя «душевной призмой». И он действительно говорит своим искусством как бы не от себя лично, а через себя — от кого-то. Сочувственный интерес к падшему ангелу — первому революционеру — был чем-то таким, что тогда "носилось в воздухе" и что улавливал чуткий художник. Сама техника живописи Врубеля — как бы предчувствие грядущих мiровых катастроф, которые не оставят от традиционных устоев камня на камне. "Распыление" физического мiра, заметное на картинах мастера, — это ещё и предчувствие... На холстах Врубеля отражён мiр его видений, для остальных людей незримый. И эти огромные глаза... Не совсем земные, не очень человеческие. Они смотрят отовсюду: из призрачного цветка азалии, из плотно цветущего куста сирени, возникают то в облаках, то в пене морского прибоя.

А вот и знакомые нам персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита [Врубель написал тогда серию фаустовских картин: "Мефистофель и ученик", "Маргарита", "Фауст", "Полет Фауста и Мефистофеля", "Фауст и Маргарита в саду". – М.Н.]. Эти росписи должны были украшать так называемый готический кабинет в доме Морозова в Москве. Потом тот же сюжет заказал и Мамонтов... Сам купец-миллионер, принимая работу, видимо, никак не мог понять, что не устраивало его в созданном мастером панно? Меценат снова и снова заставлял художника переделать его. А как переделать? Недаром же говорится в народе и повторяется Гоголем: "Как чёрта не малюй..." Совсем молодой умерла "Девочка с персиками" — дочь Мамонтова... [Мецената Мамонтова вскоре постигнет арест и разорение, он потеряет все имущество и репутацию, его покинут друзья и таланты, которые он выпестовал... – М.Н.]

Образ демона появился в творчестве Врубеля и потом уже никогда не оставлял художника... Позже он стал относиться к нему как к сущности личностной... Наверно, сам Врубель догадывался, что с ним происходит. За душу художника, начинавшего свой творческий путь с церковных росписей, шла жесточайшая битва. Может быть, безумие последних лет было для него более спасительно, чем дальнейший сознательный путь к демонизму».

В творчестве писателя или художника, выставленном на всеобщее обозрение, борьба между сатаной и Богом отражается достаточно наглядно для духовно зоркого наблюдателя. И с должными духовными комментариями даже ущербное творчество "великих мастеров" может послужить полезной иллюстрацией недолжного. Церковь устами своих выдающихся духоносных отцов давала такие свои оценки всем выдающимся деятелям русской культуры ХIХ-ХХ вв. (Пушкину, Гоголю, Достоевскому, Льву Толстому...).

Итог этой борьбы за человека, идущей между Богом и сатаной, подводится в конце жизни каждого. Пушкин устоял в борьбе – хотя и в последний момент ценою смертного покаяния, Гоголь устоял – ценою огромной жертвы (второго тома "Мертвых душ"), Достоевский устоял, – хотя и сгорел от огромного напряжения сил. К сожалению, не успел устоять Лермонтов (его не отпевали), возможно, легкомысленно надеясь, что впереди еще для этого будет много времени. Не устоял Толстой (отлученный от Церкви), решивший, что в конце жизни достиг окончательной мудрости и вправе исправлять учение Христа. Не устоял Блок (соблазненный "музыкой революции" и попытавшийся "облагородить" эту сатанинскую музыку). Очень слаб к элементарным плотским искушениям оказался талантливый Есенин...

О конечном итоге жизни Врубеля судить не станем, поскольку в лечебнице ему по Божией милости давались для чего-то моменты просветления. Но его жизнь и творчество (как и Лермонтова) – очень яркая и наглядная иллюстрация борьбы за человека, идущей между Богом и сатаной. Раба Божия Михаила, выдающегося художника от Бога, Божественный дар которого был призван осуществить себя в молитвенной иконописи (в ней разгадка тайны и искусства, и бытия), врагу рода человеческого (именно при попытке росписи церкви!), видимо, удалось соблазнить на своевольно-демоническую разгадку этой тайны, затем – соблазнить на "постижение" и "облагороживание" зла и закончить гибельным отравлением ядом от соприкосновения с этим злом. Попытка художника повергнуть демона была слишком запоздалой...

Вряд ли при этом сумасшествие – то есть утрату сознания, воли и возможности покаяния – можно считать спасительным... Сумасшествие – это полная одержимость бесами. Но, возможно, по милосердию Божию, даже больное раскаяние художника в минуты просветления (в том числе покаяние за роспись Кирилловской церкви, о чем есть свидетельства) было принято Господом?..

М.Н.

Использованы материалы и иллюстрации с сайта "Мир Врубеля" (приведенные нами цитаты без обозначения автора взяты с этого сайта, где авторы также не всегда указаны): http://vrubel-world.ru/

Богоматерь с Младенцем. 1885

Богоматерь с Младенцем. 1885

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885

Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885

Пророк. 1898

Пророк. 1898

Портрет сына художника. 1902

Портрет сына художника. 1902

Демон поверженный. 1902

Демон поверженный. 1902

Шестикрылый серафим (Азраил). 1904

Шестикрылый серафим (Азраил). 1904

Поделиться новостью в соцсетях

 

rusidea.org

стихи * ТРОИЦА сошествие Духа Святого в виде огня * живопись

Врубель * СОШЕСТВИЕ ДУХА СВЯТОГО

почитал я сегодня о сошествии огня на апостолов в результате чего заговорили они на разных языках - что стало символом Вселенской Церкви и теперь стал понимать эти красные потоки что нарисовал Врубель  - потки идущие к каждому апостолу... надо отдать должное - смелость и искренность Врубеля проявилась и в том что он в центре поставил деву Марию что родила Христа... вот это сошествие огня и есть явление Духа Святого и образование Троицы: Бог-Отец Бог-сын и Бог-Дух-святой - когда я рисовал свою "Троицу" я этого ничего не знал я только смотрел  или вспоминал "Троицу Рублева" объясняя сам себе что женственность всех персонажей от того у Рублева чтобы передать очарованность перед силой божественной всех трех персонажей но я не стал этому следовать а решил сделать понятной мысль  или суть божественного явления как символ нашей жизни где всегда в любом семействе найдем и отца и сына и того кто породил обоих и это престарелый персонаж и потому менее всех телесен но в ком говорит уже не плоть а то что осталось т.е. дух...

 

Андрей Рублев * ТРОИЦА

Говорят, что настоящую известность Андрею Рублеву принес Матисс, который в 1911 году посетил Россию по приглашению купца, мецената и коллекционера, Сергея Щукина. Щукин временами катался во Францию, где скупал "новое" искусство. Матиссу он специально заказал несколько работ. (В частности, "Танец" и "Музыка", которые сейчас в Эрмитаже.) Матисс приехал в Москву и увидел иконы Андрея Рублева. Оказалось, что иконы очень близки его собственным представлениям о живописи. Плоская композиция без пространства и без тяжести. Большие пятна неразмешанных красок. "Вот на чем надо студентов учить!", - сказал восхищенный Матисс.

-=-

TROICA___ (497x700, 143Kb)

 

Юрий Косаговский * ТРОИЦА

-=-

 

 

И БОГ - И СЫН - И ДУХ СВЯТОЙ

========== ТРОИЦА =========

 

 

Юрий Косаговский 

 

Троица

 

             

 

ах Троица  Рублева необъяснима красотой!

наш вгляд летит куда-то вдаль изображенья мимо

очарование на крыльях взяв с собой...

- так Жественность царит в Миру не отвратимо

 

Создатель совершенный мир для нас создал

и все существенно в нем предусмотрел

и всяк кто жил все это испытал

как ранит Красота волшебством своих стрел!

 

я Троицу решил за ним нарисовать 

дав объясненье персонажам всем троим:

и Бог-Отец - как Мирозданье должен был предстать

Бог-Сын - посланье к нам отправленное им

 

и Дух Святой - как пристань кораблей

проплывших жизни данный путь

что предстоит любому из людей

ну а в конце... - пусть мудрой будет грусть...

 

 

4 июня 2017

 

                 =========

 

 

Юрий Косаговский 

 

ТРОИЦА

 

             

 

непознаваем бесконечный бог 

- но чувствуем дыхание Вселенной

и красоту что передать никто не смог

а ощутить способен всякий человек мгновенно

 

любовь царит во всей Вселенной

природа совершенна - словно гений

 

все идеально создала:

[more]  интуитивно - крылья  к счастью

а от несчастия интуитивно - удила

 

настолько идеален мир

в подсказках нашей же души:

перед грехом теряемся... страшимся...

на крыльях - к счастию зато спешим

 

так все продумано природой

что имя Бога естественно назвать

а то что присылал сына-Христа к народу

и притчи... заповеди... - дал нам благодать!

 

и ощущаем  мы в его словах

невидимый небесный свет

и познаем любовь отринув страх

так празднично нас Дух ведет путем побед

 

светла дорога 

              в бесконечность - век от века

цель Бога - это счастие всего-всего 

                                            и человека...

 

 

                       ===========

 

 

.

к-троице (654x219, 73Kb)

 

        -=- 

Сергей Есенин 

 

              Троицыно утро

 

 

 

 

 

 

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

 

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

 

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на цветы.

 

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.

 

Троицыно утро, утренний канон.

В роще по березкам белый перезвон.

 

 

-=-

Александр Блок

 

 

Старушка и Чертенята

 

Григорию Е.

 

Побывала старушка у Троицы

И всё дальше идет, на восток.

Вот сидит возле белой околицы,

Обвевает ее вечерок.

 

Собрались чертенята и карлики,

Только диву даются в кустах

На костыль, на мешок, на сухарики,

На усталые ноги в лаптях.

 

«Эта странница, верно, не рада нам —

Приложилась к мощам — и свята;

Надышалась божественным ладаном,

Чтобы видеть Святые Места.

 

Чтоб идти ей тропинками злачными,

На зеленую травку присесть...

Чтоб высоко над елями мрачными

Пронеслась золотистая весть...»

 

И мохнатые, малые каются,

Умиленно глядят на костыль,

Униженно в траве кувыркаются,

Поднимают копытцами пыль:

 

«Ты прости нас, старушка ты божия,

Не бери нас в Святые Места!

Мы и здесь лобызаем подножия

Своего, полевого Христа.

 

Занимаются села пожарами,

Грозовая над нами весна,

Но за майскими тонкими чарами

Затлевает и нам Купина...»

 

Июль 1905

 

-=-

 

Иван Бунин

 

              Троица 

 

 

 

 

 

 

Гудящий благовест к молитве призывает,На солнечных лучах над нивами звенит;Даль заливных лугов в лазури утопает,И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме;Зеленою травой усыпан весь амвон,Алтарь, сияющий и убранный цветами,Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,И в окна ветерок приносит аромат —Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полейПринес сюда простые приношенья:Гирлянды молодых березовых ветвей,Печали тихий вздох, молитву – и смиренье.

-=-

 

Иеродиакон Роман (Тамберг)

 

 

ГОСТЕПРИИМСТВО АВРААМА

 

 

 

Три путника, задумавшись, сидят,

О трапезе предложенной забывши,

Просты одежды, скорбны лики, грустен взгляд,

Застыли руки, к странной Чаше наклонившись.

 

Во всем чудесная гармония видна:

Когда Один, любя, повелевает,

Другой - в стремленьи все исполнить до конца,

В молчаньи Третий Их деянья освящает.

 

Качнулось дерево, склоненная гора

В священном ужасе со трепетом взирает

Как возле пыльного пастушьего шатра

Вином и хлебом люди Бога угощают.

 

Три посоха, три лика, три пути,

Но Одному лишь суждено испить из Чаши,

Покинув небо, по земле босым пройти,

Смирившись, испытать заботы наши.

 

Застыли три фигуры в забытьи,

Но, Боже, почему так одиноко

В пустыне жизненной без спутников брести,

Без Ангела, без друга, без Пророка?!

 

Три путника, задумавшись, сидят,

О трапезе остывшей позабывши...

Просты одежды, скорбны лики, грустен взгляд,

Тонки Их руки, к страшной Чаше приступивши.

 

-=-

 

Игумен Варфоломей

 

Троица

 

 

В миг неземного вдохновеньяПишу листвою и травой,Пишу, чем ведает покой –Дар сердца – Троице Святой!

 

Рассветною пишу звездою,Пишу озёрною водой,Пишу стремленьем и мечтою –Дар сердца – Троице Святой!

 

4 июня 2017

 

-=-

 

Пьер Франческо Фьорентино * ТРОИЦА

 

.011-Троица (Пьер Франческо Фьорентино).jpg

 

 

Эль Греко * ТРОИЦА

 

Троица. Верят ли Христиане в трех Богов? "Троица" Эль Греко, Музей Прадо, Мадрид

 

 

 

-=-

 

 

Тихон Филатьев 1700 год * ТРОИЦА

 

 

.                              

 

 

 

-=-

 

  Михаил Нестеров * ТРОИЦА

 

                                 Троица Ветхозаветная - М.В. Нестеров - 800x600

 

 

-=-

 

Виктор Васнецов * ТРОИЦА

 

 

          В. Васнецов. Отечество. Новозаветная Троица.

 

 

-=-

теги: Троица Рублев Косаговский Васнецов Нестеров Эль Греко, Троица Блок Еенин Косаговский Иеродиакон Роман (Тамберг)

-=- .

maxpark.com


Смотрите также