Любимые духи императриц и принцесс. Любимые духи императрицы александры федоровны


«Наше Время» — Духи императрицы

Последней российской правительницей, как известно, была Александра Федоровна — супруга последнего же оте­чественного самодержца Николая II. По одной из версий, благодаря ей великая империя обрела незадолго до своего краха такие духи, которые произвели настоящий фурор среди самых изысканных модниц Москвы, огромной России, а потом и всей Европы, включая Францию, издавна славившуюся своими изысканными парфюмами. Во всемирную историю духи эти вошли под двумя названиями: «Любимый букет императрицы» и «Сад императрицы». Их преподнесли Александре Федоровне в 1913 году на торжествах 300-летия династии Романовых.

История духов императрицы, как это нередко случается вообще с любой стариной, по прошествии ста лет обросла легендами, былями и небылицами. Так, некоторые источники утверждают, что созданы духи были в подарок не супруге Николая II, а его матери — вдовствующей императрице Марии Федоровне. Ей якобы на самодержавный юбилей преподнесли букет особым способом обработанных воском роз, фиалок, нарциссов, ландышей, жасмина, создававших в сочетании с бергамотом, кориандром, иланг-илангом, ванилином, ирисом, бобами тоника и проч. удивительный аромат, вскоре искусно воспроизведенный в первых русских духах. Справедливости ради необходимо отметить, что «сработаны» были эти первые русские духи профессиональным парфюмером французского происхождения Генрихом Брокаром, основавшим еще в 1861 году свою московскую фабрику «Империя Брокара». К началу XX века компания являлась одним из самых известных в мире производителей духов и уже обладала бесчисленным количеством наград, дипломов и призов победителя международных конкурсов самого высокого ранга. Что касается рецепта знаменитых духов, есть легенда, что и сочетание компонентов, и неповторимый аромат Брокару… приснились во сне. Проснувшись среди ночи, он якобы восторженными криками переполошил тогда все свое семейство.

Так это или нет, сегодня, думается, особой роли уже не играет. Да и уникальным духам в их статусе «любимого букета» и «сада» императрицы просуществовать довелось совсем недолго — до осенних событий 17-го года. Появление на подмостках исторической сцены действующих лиц, стремившихся построить новый мир, коренным образом изменило историю придворных духов и судьбу российской парфюмерии вообще. Новые энергичные люди с маузерами за поясом в революционном порыве стремились во всех сферах человеческого бытия своей эпохи «отречься от старого мира», и «Империя Брокара» вполне могла в те дни безвозвратно кануть в вечность. Постаревший фабрикант, однако, по преданию, умудрился сохранить и свое главное в жизни дело, и приснившийся ему парфюмерный рецепт. С его же подачи былая «Империя Брокара» сначала стала именоваться «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5», а позже обрела название «Новая заря». Останется, верно, навсегда тайной за семью печатями, как сумел он убедить облаченных в революционные кожанки главных тогдашних вожаков в том, что продукция его фабрики может еще очень даже пригодиться им самим и самым что ни на есть широким народным массам.

Существует между тем легенда, что благоухающее производство спас не сам Брокар, а его более молодой соратник Август Мишель — главный парфюмер компании. Молва приписывает ему и главную роль в организации выпуска обновленных духов, получивших вполне соответствующее историческому моменту название — «Красная Москва». Люди старших поколений доныне прекрасно помнят тонкий изысканный аромат этого парфюмерного бренда страны № 1. Духи пришлись по душе миллионам женщин великой советской империи и на десятки лет стали популярнейшим подарком к любому празднику уже вовсе не для царствующих особ…

В нелегкие послевоенные годы, насколько помнится лично мне, духи «Красная Москва» встречались не столь уж и часто. Сам я впервые прочувствовал их неповторимый аромат в возрасте лет пяти, когда в очередной раз временно отправлен был родителями из далекого военного гарнизона в подмосковный писательский поселок Переделкино на дачу нашего родственника Николая Федоровича Погодина, известного в те годы советского драматурга. В один прекрасный день его жена, собираясь на спектакль в столичный театр, надушилась «Красной Москвой», и неизвестный мне до того запах прямо-таки залил прихожую и вообще весь первый этаж. Тонкий аромат витал по даче еще несколько дней, и я решил, что духи были заграничными. Признаться, и жену Погодина Анну Никандровну по своему малолетству принимал я тогда за иностранку. Она, бывало, разговаривала по телефону по-французски, обладала совершенно, как мне казалось, не советской красотой со своими зелено-карими глазами, великолепными густыми волосами цвета червоной меди. Даже отчество ее казалось мне не русским. Несколько лет спустя, готовясь после окончания семи классов у московских родственников к поступлению в техникум, я рассказал о тех своих детских впечатлениях, изрядно повеселив родню. Мне растолковали, что Анна Никандровна — потомственная донская казачка из станицы Великокняжеской, где в 20-е годы ее высмотрел и по одной из старинных казачьих традиций попросту умыкнул из родительского дома разъездной ростовский репортер…

Духи под названием «Красная Москва» появились в 1925 году. Многие оте­чественные и зарубежные спецы-парфюмеры сразу засомневались в полном соответствии их легендарному рецепту духов императрицы. Некоторые дегустаторы запахов и поныне уверяют, что аромат «Красной Москвы» родственен аромату знаменитых французских «Шанель № 5», созданных во Франции примерно в те же годы. В начале же XX века, считают критики, для создания этаких духов еще не было технико-технологических возможностей.

Существует еще и предположение, что к созданию советского парфюмерного бренда № 1 имела непосредственное отношение жена Молотова Полина Жемчужина, занимавшаяся, как известно, проблемами поставок эфирных масел и упаковочных материалов для отечественного парфюма. Признанная советская красавица своего времени, разу­меется, могла чувствовать и понимать, что более всего придется по вкусу тогдашним модницам.

Какая из версий наиболее верна, сегодня сказать трудно. Состав «Красной Москвы» в строгом секрете по сей день. Как бы то ни было, отечественные духи № 1 десятки лет пользовались огромной популярностью, что является фактом уже совершенно бесспорным. В начале XXI века между тем выпускается современная версия этих удивительных духов, обладательницами которых охотно становятся не только одни лишь россиянки…

www.nvgazeta.ru

Любимые духи императриц и принцесс — olga74ru — рейтинг постов Живого Журнала lj-top.ru

    Появление моды на ароматические средства вполне можно отнести к заслугам разнообразных монархов. Их пристрастия дали жизнь многим известным ароматам и даже парфюмерным домам, и давние времена, и сейчас. Все знают, что Людовик IV цитрусовые и травяные запахи, Наполеон - "кёльнскую воду", названную после одеколоном, и представлявшую тогда смесь из бергамота, лимона и розмарина. А что же их женщины, королевы и императрицы?

Старинные флаконы для духов

    Кстати, именно во времена Наполеона произошло разделение ароматов на женские и мужские.    Несмотря на «аскетизм» самого императора, во времена Директории в моде оставались утончённые вкусы. В то время как Жозефина питала пристрастие к ванили, корице и гвоздике, мадам Тальен (одна из самых выдающихся женщин того времени) проявляла любовь к ваннам, ароматизированным фруктами и цветами.

Старинные флаконы для духов

     Цивилизованность приносила свои плоды. В парфюмерии возникли романтические настроения. Появился вкус к запахам нежным и легким, к флаконам из опалового стекла, к ароматной воде, которой смачивались тонкие носовые платки. Политические интересы на Востоке напомнили о себе ароматами амбра, сандала, мускуса, пачули, цивета и гелиотропа. Одновременно парфюмерное производство превратилось в искусство: Виолле, Легран, Любин, Герлен составили свои первые собственные композиции ароматов.

Духи Герлен                                             и духи Любин

    В конце XVIII века специально для Марии Антуанетты был создан легендарный аромат, впитавший в себя роскошь версальского сада. Со временем парфюм во флаконе из чёрного нефрита стал настоящей семейной реликвией. Его формула была сохранена Пьером-Франсуа Любином, находчивым учеником Жана-Луи Фажона. Благодаря сообразительности помощника парфюмера этот образец роскоши и изысканного вкуса в наше время смог возродиться под названием Black Jade, принеся славу бренду Lubin.

Восстановленный аромат Black Jade и его обожательница

    В 1873 году Генрих Брокар преподнёс букет из восковых цветов посетившей Москву Великой княгине Марии Александровне, дочери Александра II, в котором все цветы имели свой естественный запах, т.е. роза пахла розой, нарциссы – нарциссами, фиалки – фиалками, а ландыши – ландышами. Восторг был неописуем, как появилось такое чудо! И Брокар был удостоен звания Поставщика Великой княгини Марии Александровны.

Великая княжна Мария Александровна

Старинные флаконы для духов

   В 1882 году духи «Букет императрикс» были одними из лучших творений Генриха Брокара – так Брокар решил воссоздать аромат букета, преподнесённого княгине. Был ещё один букет, но о нем - позже...

   К концу XIX века популярность вновь завоевали цветочные ноты. Любила их и последняя российская императрица Александра Фёдоровна. Воздух в её комнате всегда был наполнен ароматом ландышей и сирени, которые целыми корзинами поступали во дворец с Ривьеры. Из духов же предпочтение Александры Фёдоровны было отдано «Белой Розе» фабрики «Аткинсон». Хотя злые языки, не очень любившего императрицу, двора утверждали, что она обожает трехрублевую "Вербену".

Духи "Белая роза"

   О "Любимой букете императрицы" любимых духах вдовствующей императрицы Марии Федоровны, созданных для неё Августом Мишелем в 1912 году, и трансформированных позже, после революции, в "Красную Москву", вы конечно же знаете. Букет этих духов представляет из себя смесь основ ириса, фиалки, гвоздики, со значительной долей жасминной эссенции.

Стенд духов "Красная Москва"

   Сохранила история сведения и о пристрастиях других известных особ. Например, особого внимания австрийской императрицы Елизаветы Баварской удостоился аромат Fantasia De Fleurs, а Елизавета II с любовью отзывалась о Chloe Narcisse и Fleurissimo.

Fantasia De Fleurs и императрица Елизавета Баварская

    Современные королевы и принцессы любят духи не меньше своих предшественниц. Их вкусы, ставшие достоянием общественности, приоткрывают перед нами тайны утончённости и стиля, перед которыми не могут устоять даже короли.    Так, в парфюмерном арсенале Уоллис Симпсон, ради которой отрёкся от престола Эдуард VIII, особое место занимали ароматные композиции от Guerlain. Сердце супруги герцога Виндзорского навсегда было отдано не только возлюбленному, но и шипрово-фруктовому запаху Mitsouko с нотами персика, специй и дубового мха.

Mitsouko и Уоллис Симпсон

    Самым запоминающимся из благоухающего «гардероба» Уэльской принцессы Дианы стал аромат 24 Faubourg от Hermes. В его основу заложены экстракты жасмина, гардении и туберозы. Особую изюминку парфюму придают ноты ириса, гиацинта и иланг-иланга на фоне сладковатого сандала и дымного янтаря.

24 Faubourg и принцесса Диана

    Кейт Миддлтон, одна из признанных современных икон стиля, в юности отдавала предпочтение Dune от Dior. В состав этой необычной парфюмерной композиции входят ваниль, сандал, розовое дерево, жасмин, лилия и иланг-иланг. Сложный насыщенный аромат «Дюны» словно сигнализирует о том, что его поклонницы обладают непростым характером.

Dune и Кейт Миддлтон

Старинные флаконы для духов фирмы "Брокаръ и К"

Кулинарные пристрастия Екатерины II

Вот и ягодка опять!

lj-top.ru

Цветы в жизни императрицы Александры Федоровны

Юта Арбатская, Константин Вихляев

Доклад прочитан 24 мая 2012 года на Международной научной конференции «Романовы и Крым», посвященной 140-летию со дня рождения последней российской императрицы Александры Федоровны.

       Вот что писала последняя императрица Александра Федоровна (принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) в своем дневнике: «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что делает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие. Даже природа вокруг них формирует будущий характер. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатывается в их чувствительных сердцах. Где бы ни воспитывался ребенок, на его характере сказываются впечатления от места, где он рос. Комнаты, в которых наши дети будут спать, играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее. Но и сам дом, чистый, со вкусом убранный, с простыми украшениями и с приятным окружающим видом, оказывает бесценное влияние на воспитание детей» [1].

       Молодая принцесса Алиса Гессенская, потеряв шести лет от роду мать, воспитывалась у бабушки, королевы Виктории, в Англии. Детство ее прошло в замке Балморал и Осборн-хаусе на острове Уайт.

Замок Балморал в Англии. Фото 2007 г. Осборн-хаус. Фото 2007 г.

       Там, в Англии, она впитала любовь к растениям, которые окружали ее повсюду. В подростковом возрасте, вернувшись в Дармштадт, она очутилась в сказочных парках Германии.

       Земля Гессен, и в особенности его столица Дармштадт, в 80-х годах XIX века представляли собой сплошной ковер из садов и парков. Еще в 1814 году при университете Дармштадта был образован ботанический сад придворным архитектором герцога Иоганном Гессом. Однако пик расцвета этого учреждения приходится на 1830-1831 годы, когда садовниками были приняты Иоганн Август Шниттшпан и его сын Готфрид. Этот ботанический сад действует по сей день, являясь живым пособием по биологии для студентов местного университета.

Уголок ботанического сада в Дармштадте

       Совершенно удивительны были два английский парка: один располагался вокруг замка Шонбуш в Ашаффенбурге, другой – близ замка Ойлбах. Оба изобиловали изумительными по красоте ландшафтными композициями и парковыми постройками. Не отставали от них и сады при бенедектинском монастыре в Зелигенштадте. Монастырь славился аптекарским огородом, в комплекс входили сад Девы Марии, сад аббатства и барочный декоративный сад, который для нас наиболее интересен, поскольку в нем существовал розарий.

Английский парк в замке Шонбуш Монастырские сады Зелигенштадта

       Но все-таки лучшее ландшафтное произведение связано с именем герцогини Вильгельмины Баденской, матери будущей русской императрицы Марии Александровны, первой владелицы царской Ливадии. В 1810 году на месте бывших виноградников, принадлежащих великому герцогу, она основала первый цветочный ландшафтный парк в английском стиле - Розенхёе, где главным украшением стал обширный розарий. Для проектирования парка был приглашен ландшафтный архитектор Микаэль Зейхер, владелец садового заведения в Гейдельберге (откуда родом и Карл Кебах). Затем придворный архитектор Георг Мюллер возвел в парке чайный павильон в стиле бидермейер. Множество экзотических растений украшали парк, некоторые из них сохранились. Супруга Александра I, императрица Елизавета Алексеевна (родная сестра Вильгельмины) не раз отправляла садовников в Дармштадт с целью перенять опыт у местных садоводов.

Чайный павильон в парке Розенхее. Фото 2009 г.

       После смерти Вильгельмины розарий постепенно пришел в запустение. Лишь в начале XX родной брат Александры Федоровны, великий герцог Эрнст Людвиг, решил восстановить розовый сад, для чего в парке была отведена обширная территория. В своих мемуарах он писал: «В месте с красивым названием Розенхее я решил создать такой розовый сад, какой Германия еще не знала. В качестве модели была выбрана система, объединяющая цветочное богатство розовых садов Италии и художественный вкус розовых садов Англии». Центральной частью экспозиции стал так называемый Розендом – круглая пергола, увитая плетистыми розами. От нее террасами расходились участки с кустовыми и штамбовыми розами. Дополнительными элементами служили пруд с водными растениями, скульптуры и многочисленные поляны с растениями-компаньонами – лавандой, гвоздикой, ароматными травами и хвойными кустарниками.

Розендом в парке Розенхее. Фото 2007 г. Под перголой

       Эрнст Людвиг имел большое влияние на Александру Федоровну. Недаром в 1911 году, когда встал вопрос о командировке садового мастера Ливадии Эдуарда Ренгера в Германию, императрица настойчиво предлагала ему поехать именно в Дармштадт.

       Общеизвестно, что великий герцог был страстным поклонником и покровителем искусств. С его подачи была основана колония художников в Дармштадте. Под лозунгом «Процветание земли Гессен через искусство» герцог намеревался возродить былое экономическое величие подвластных ему земель. Однако мало кто знает, что он является автором книги «Розенхее», где подробно описывает создание и историю парка и розария, а также приводит массу рисунков старого парка времен Вильгельмины, выполненных художником Шниттшпаном и даже цветные фотографии розария. Книга напечатана в издательстве «Эрнст Людвиг Пресс» в 1927 году тиражом 600 экземпляров и сегодня является большой редкостью.

Обложка книги Эрнста Людвига «Rosenhöhe» Чайный павильон. Рисунок Шниттмана из книги «Rosenhöhe» Розовая беседка у чайного павильона. Рисунок Шниттмана

       Сначала война 1914 года, а затем революция 1918 года в Германии положили начало разграблению парка. После смерти Эрнста Людвига в 1937 году розарий окончательно прекратил свое существование. Только в 1980-х годах общественная организация «Друзья парка Розенхее» взяла на себя инициативу восстановления розария при финансовой поддержке городского совета Дармштадта. Но и тех денег, что выделил город, постоянно не хватало. Энтузиасты и любители бесплатно уже несколько лет работают в парке. В подборе сортов и планировке посадок им на помощь пришла «Ассоциация немецких Друзей Роз». Розарий, конечно, сегодня еще не обрел тот вид, который он имел во времена великого герцога Эрнста Людвига, но с немецкой педантичностью и удивительным оптимизмом местные жители продвигают начатое дело, и сегодня в саду уже 10 000 кустов роз. В планах восстановить дом садовника, организация постоянной экспозиции «История парка Розенхее», проведение променадов и концертов и многое другое. Несколько современных фотографий иллюстрируют успехи друзей парка и их сторонников.

       Все перечисленное не могло не отразиться на увлечениях русской императрицы. Розы, действительно, окружали Александру Федоровну везде – В Петербурге, в Крыму, в Европе. Мы уже подробно рассказывали о розах в Ливадии, поэтому не будем останавливаться на этом. Поговорим о других цветах.

       В цветах Александра Федоровна в первую очередь обожала ароматы. Именно поэтому больше всего она любила сирень, лилии, магнолии, глицинии, рододендроны, фрезии и фиалки.

       Страсть императрицы к цветам отмечала в своих воспоминаниях Юлия (Лили) Ден, подруга Александры Федоровны:

       «Гостиная Ее Величества, известная как Лиловый будуар Императрицы, представляла собой чудную комнату, где можно было наблюдать пристрастие хозяйки ко всем оттенкам лилового цвета. Весной и в зимнее время воздух в ней был пронизан ароматами сирени и ландышей, которые целыми корзинами присылали во Дворец с Ривьеры... Вторая гостиная представляла собой просторную комнату, где предметы убранства и обивка мебели были всех оттенков зеленого цвета. По желанию Ее Величества в углу была пристроена небольшая лесенка и антресоли, которые весной утопали в фиалках» [2].

В Лиловой гостиной. Фото начала XX в. В Лиловой гостиной. Фото начала XX в.

       Композиции из сирени (сирень и ландыши императрица любила больше всего) украшали также Палисандровую и Кленовую гостиные. Ежедневно букеты привозили из Царскосельской оранжереи, корзинами доставляли из Ливадии. Сезон сирени, фиалок и ландышей сменялся царством лилий и роз. Балкон антресолей Кленовой гостиной утопал в цветах фреезий и рододендронов. Из духов Александра Федоровна предпочитала «Белую Розу» (White Rose) фабрики «Аткинсон», в качестве туалетной воды она использовала «Вербену».

Этикетка духов фирмы «Аткинсон». 1907 г.

       Александра Федоровна круглый год дарила букеты из цветов, плодов и растений из оранжереи при Александровском дворце своим друзьям, слугам, раненым солдатам, родственникам, художникам и писателям. Императрица с дочерьми также получали десятки букетов каждый день от разных людей и учреждений из всей России. Эти цветы, как правило, украшенные лентами с надписями, были выставлены на столах за пределами спален императорской семьи. Если цветочные композиции нравились особенно, их ставили в комнатах. Оставшиеся букеты стояли в залах дворца или отправлялись в больницы и церкви Царского Села. Каждый, кто присылал цветы императорской семье, получал ответ с благодарностью, а иногда и подарки.

       Когда присланные цветы увядали, императрица не выбрасывала ленты, приложенные к ним, а, придавая им особый смысл, собирала и вешала в своей спальне на крючке у двери в Лиловый будуар.

       В подвалах дворца существовало специальное помещение, где хранились срезанные цветы для аранжировки. Личный флорист Александры Федоровны составлял рукописные карточки с описанием цветов в букетах и корзинах, которые создавались для личных апартаментов семьи.

       Особая любовь Александры Федоровны к сирени отразилась на общем фоне Лилового будуара. Он был создан декоратором Романом Мельцером (4) по цвету сиреневой ветки, которую императрица дала ему для образца.

       Сирени бывают разных цветов, некоторые из них славятся сильным ароматом, другие - уникальной формой цветка. Конечно, императорские теплицы, искусственно ускоряя цветение кустов, поставляли сирень в горшках и кадках во дворец почти круглый год, но эти цветы не имели того необыкновенного аромата, которым напоен воздух во время естественного цветения на улице. Да и доставка горшечных растений из теплиц в те времена была еще очень ненадежным делом. Хотя теплицы находились недалеко от дворца, любое растение при перевозке в зимние месяцы могло замерзнуть. Для защиты растений в этих случаях оборудовались специальные камеры и отапливаемые вагоны.

       Иногда требовались десятки рабочих, чтобы привезти императрице цветы в целости и сохранности, поэтому доставка крупных партий из оранжерей была большим событием во дворце. Высокие растения загружали прямо через окна, используя транспортные подъемники. Затем их нужно было поставить в указанные места, не повредив дорогой паркет, не разбив многочисленные фарфоровые вазы, стоящие тут и там, не зацепив золоченую мебель и другие произведения искусства. Но и после установки каждому растению необходимо было обеспечить соответствующий температурный режим и влажность. В случае заболевания растений их лечили, как собственных детей.

       Все эти сложности доставляли немало хлопот и волнений императрице и ее дочерям. Поэтому, когда было решено строить в Ливадии новый дворец, эта весть была воспринята всеми с большим воодушевлением. При строительстве дворца архитектор Н.П.Краснов особое внимание уделил цветочному обрамлению здания. Здесь мы вновь вернемся к розам, поскольку именно они стали главным компонентом цветочной рамы нового дворца.

       Императрице особенно нравились белые розы сорта ‘Фрау Карл Друшки’ и очень ароматный сорт ‘Баронесса Ротшильд’.

‘Frau Karl Druschki’ (P. Lambert, Germany, 1901) ‘Baroness Rothschild’ (J. Pernet (père), France, 1868)

      Именно роза ‘Фрау Карл Друшки’ росла в Итальянском дворике.

Розы в Итальянском дворике в Ливадии Розы в Итальянском дворике в Ливадии

       Конечно, были и другие популярные сорта – ‘La France’, ‘Reve d’Or’, ‘Alberic Barbier’ и другие. Однако в Ливадии росли и совершенно особые розы. Это были сорта, посвященные императрице Александре Федоровне. К сожалению, они до нашего времени не сохранились.

       Одна из этих роз называется ‘Императрица Александра Федоровна’ - ‘Impératrice Alexandra Feodorowna’ (T, L.Lévèque, 1896). Относится она к группе чайных роз, имеет светло-желтые цветы с розовым или персиковым центром, которые располагаются поодиночке на невысоком кусте (высотой до 60 см). Листва зелено-голубая. Мы утверждаем, что именно эта роза изображена на двух портретах 1896 года.

Генрих фон Ангели. Императрица Александра Федоровна. 1896 г. А.Мюллер-Норден. Потрет императрицы Александры Федоровны. 1896 г.

      Этот факт чрезвычайно важен, поскольку ни фотографии, ни рисунка, ни самой розы не сохранилось. Таким образом, по изображениям розы на этих двух портретах, возможно, когда-нибудь удастся отыскать сорт в каком-нибудь европейском розарии. И еще одно отвлечение. Мы не исключаем, что на картине Александры Шнейдер 1908 года «Розы в Ливадии» изображен сорт ‘Императрица Александра Федоровна’, ведь именно в это время роза росла в Ливадии.

А.Шнейдер. Розы в Ливадии. 1908 г.

       Кстати, Александра Шнейдер, как и другие живописцы того времени – И.Крачковский, Е.Юнге, Ю.Клевер, К.Коровин, великая княгиня Ольга Александровна – изображала розы Крыма на своих полотнах. Для Общины Святой Евгении ею была создана целая серия открыток с цветами России, а на персональной выставке в Петрограде в 1916 году были представлены практически все крымские работы художницы. Среди них было несколько картин с розами Ливадии и Харакса.

Мастерская А.Шнейдер. Фото из журнала «Столица и усадьба» 1917 г.

       Вторая роза, названная в честь последней русской императрицы - ‘Александра, императрица России’ – ‘Empress Alexandra of Russia’ (T, William Paul, 1897).

‘Empress Alexandra of Russia’ (T, William Paul, 1897)

       Во французском издании «Journal des Roses» 1896 года эта роза описывается так:

       «Эта чайная роза – абсолютно новая разновидность и совершенно отлична от тех, что мы имели до настоящего времени. Она только что введена в торговлю господами Уильямом Полем и сыном, живущими в Уолтэм-Кросс близ Лондона. Они - авторы нескольких прекраснейших сортов, которыми сегодня восхищаются в Англии.       Окраска цветка – богатый кармин с оттенками оранжевого и огненно-красного цвета. Эта окраска – абсолютно новая по яркости, по крайней мере, для роз чайной группы.       Цветы большие, полные, шаровидной формы. Куст цветет очень обильно. Цветы прекрасно смотрятся как на кусте, так и в срезанном виде. Листья изящны, куст мощный.       Эта роза уже была представлена на некоторых выставках в Англии, где ею все восхитились; газеты по садоводству расточали ей много похвал.       Во время заседания по теме роз на срезку, организованного Лондонским Королевским Обществом Садоводства 14 июля 1896 года, господа Уильям Поль и сын получили похвальный диплом за свои красивые цветы, которыми восторгались все любители роз в течение этого собрания.       По просьбе одного русского князя, посетившего Уолтэм-Кросс и пожелавшего поддержать их садовое заведение, этот сорт был посвящен Ее Величеству Императрице России» [3].

       Осенью 1898 года, во время пребывания в Ливадии императора Николая II с семьей, от Эмиля Веркмейстера из Одессы пришла посылка. Садовники были очень удивлены, ведь заказа на растения не было. В посылке оказались 6 штук штамбовых роз сорта ‘Empress Alexandra of Russia’, названного английским селекционером В.Полем в честь императрицы Александры Федоровны. В сопроводительном письме одесский садовод писал: «Эта роза цвела у меня в питомнике это лето, беспрерывно распуская чудные и чрезвычайно редкие по колеру цветки, и, по моему мнению, это лучшая новость последних лет. В предположении, что этот прекрасный сорт не имеется еще посаженным в Ливадийском саду, я позволю себе выслать означенные 6 штук в надежде, что Управление, купив у меня уже столь значительное количество роз, не откажется принять от меня эти розы на этот раз безвозмездно, посадив их одной группой в царском саду Ливадии» [4].

       Наконец, была роза, названная в честь Николая II. Сорт ‘Император Николай II’ (‘Empereur Nicolas II’), выведенный Луи Левеком в 1902 году, и также относящийся к чайной группе, имел крупные, полные (26-40 лепестков) махровые цветки темно-красного цвета. На Парижской весенней выставке садоводства 1902 года этот сорт был удостоен золотой медали.

       Не только розы, но и другие цветы были названы в честь русских императоров. Так, например, Феликсом Крузом в 1897 году был выведен пион ‘Empereur Nicolas’, а британским селекционером Келвэем другой пион – ‘Empress of Russia’. Существовали и даже поныне существуют другие растения с именами русской императорской четы.

       По всему миру последние 40-50 лет создаются сады, в которых главной идеей является сохранение исторического наследия роз. Энтузиасты и специалисты разыскивают старинные сорта и высаживают их у себя на родине. Где-то собирают розы национальных селекционеров, где-то сорта, имеющие в своизх названиях имена и географические места, связанные с историей определенной страны. Принципы создания таких «консерваторий» (от слова «сохранять») разные, но мысль одна: розарий – это такой же музей, только под открытым небом, и дело чести государства сохранить и представить во всей красе один из видов человеческой деятельности – национальную культуру розы. У нас есть чем гордиться, а Крыму – тем паче. Может быть, именно Ливадии пора стать всероссийским центром музейной культуры розы? Не в Петербурге же этим заниматься… Для начала можно хотя бы организовать передвижную музейную экспозицию «Розы Императорской России», куда вошли бы репродукции картин, копии документов, книги и брошюры, букеты и фотографии, стенды о жизни людей, причастных к розам в Крыму. А там, глядишь, и настоящий исторический розарий можно будет сделать. Проще всего сказать, что нет денег и возможностей. В Дармштадте их тоже нет, но ведь «под лежачий камень вода не течет».

Литература и источники:

1. Императрица Александра Федоровна. Записки о семейной жизни // Русский Мир, 2001, № 4.2. Ден Юлия. Подлинная царица. М.: Вече, 2009.3. Journal des Roses. 1896.4. ГААРК. Ф. 219. Оп. 1. Д. 1556. Л. 186.

www.kajuta.net


Смотрите также