История духов «Красная Москва». Духи любимый букет императрицы


Букет императрицы Марии Федоровны - Вопреки здравому смыслу

Недавно в России был проведен опрос на тему, какие парфюмерные изделия советской эпохи можно считать культовыми.По результатам опроса были определены победители: духи «Красная Москва», одеколоны «Тройной» и «Шипр», а также детское и хозяйственное мыло. Объединяет эти изделия то, что к советской эпохе все они имели косвенное отношение.

Спор хозяйствующих субъектов

В 1925 году московская парфюмерная фабрика «Новая заря» выпустила в свет знаменитые духи «Красная Москва», причем ходили слухи, что они обязаны своим появлением жене Молотова Полине Жемчужиной и знаменитой киноактрисе Любови Орловой. Однако знатоки находили, что «Красная Москва» подозрительно напоминает «Шанель №5» — духи, которые в 1921 году по заказу Габриэль (Коко) Шанель создал эмигрировавший из России парфюмер Эрнст Бо. Между прочим, особым спросом эти духи пользовались в США. Особенно после того, как Мэрилин Монро на вопрос репортеров: «Что вы надеваете на ночь?»  с застенчивой улыбкой ответила: «Несколько капель «Шанель №5».

Когда начались разговоры о том, что большевики украли у Эрнста Бо его формулу, выяснилось, что «Красная Москва» — это всего лишь переименованные духи «Любимый букет императрицы», которые были выпущены московской фирмой «Генрих Брокар и Ко» еще в 1913 году к 300-летию дома Романовых.Эрнст Бо не имел отношения к созданию этих духов и, в свою очередь, мог быть обвинен в плагиате, но он напомнил, что впервые духи под этим названием создал великий французский парфюмер Пьер Герлен, причем произошло это в 1853 году. На этом споры были завершены — французы с удовлетворением убедились в том, что все ароматы первоначально были созданы во Франции и лишь потом их растаскали по всему миру. Но так ли это на самом деле?

Смрад вокруг Версальского дворца

Вообще, в мире существуют две традиции использования ароматических веществ — западная и восточная. На Востоке древние народы широко использовали мази и благовония, причем они знали свойства едва ли не каждого растения. Библейская царица Савская, например, составляла из благовоний различные смеси, дым которых мог внушать радость или тоску, вызывать любовное вожделение или страх. Мази обязательно накладывались на чистое тело и содержали в себе только растительные вещества.Запад пошел по другому пути. Когда мы представляем себе блестящую эпоху французского монарха Людовика XIV, воображение рисует благоухающих изысканными ароматами дам и кавалеров. В те времена даже каждый простолюдин обязательно имел при себе футляр с благовониями.

Чудесная была эпоха. Однако школьные учебники почему-то не упоминают о том, что по улицам средневековых городов текли нечистоты, а вокруг Версальского дворца даже в середине XVIII века стоял невыносимый смрад. Европейцы использовали благовония с целью хоть как-то перебить запах нечистот, отпугнуть назойливых мух, умерить аппетит вшей и уберечься от чумы. В средневековой Европе считалось, что чем сильнее запах благовоний, тем лучше, а потому алхимики добавляли в душистые смеси все, что угодно. С изобретением в 1709 году «кельнской воды», то есть одеколона, европейцы начали использовать его исключительно как средство гигиены. Например, утренний туалет короля Людовика XIV был таким: умывание лица ароматическим уксусом и опрыскивание его одеколоном, а также нанесение на руки душистой мази. Мысль о том, чтобы принять ванну, почему-то не приходила ему в голову. Подданные короля следовали его примеру.Однако для бедных одеколон стал доступен лишь во времена Наполеона Бонапарта, который распорядился рассекретить составы лекарственных и парфюмерных средств. Он также ввел обязательное использование одеколона в армии, причем лично утвердил чудовищную смесь, включавшую в себя 64% спирта, лимон, бергамот и масло нероли.Более изысканные одеколоны появились лишь при Наполеоне III. В честь его невесты — испанской наследной принцессы Евгении Де Монтильо парфюмер Пьер Герлен создал одеколон «Букет императрицы», который имел сложный цветочный аромат. Он не содержал амбру и мускус, так как при императорском дворе это считалось неприличным - эти ароматы предпочитали вульгарные дамы с Вандомской площади в Париже.

Дуэль московских парфюмеров

Парфюмер Альфонс Ралле приехал в Москву в 1843 году, но долгое время его фирма производила лишь простые цветочные одеколоны. А в 1861 году в России обосновался Генрих Брокар, который поначалу занялся производством мыла. Большим спросом пользовались «Янтарное» и «Медовое», но особенно москвичам полюбилось «Детское», на котором были изображены буквы русского алфавита. За короткое время Брокар расширил ассортимент, создав мыло на любой вкус — от дорогого «Греческого» на основе орехового масла до «Народного», стоившего всего копейку.

Генрих Брокар и его супруга Шарлотта

В 1882 году Брокар приступил к выпуску одеколона «Цветочный». На Всероссийской промышленно-художественной выставке этот одеколон получил золотую медаль — всех поразило то, что Брокар установил фонтан, из которого била струя одеколона, причем дамы могли надушить в фонтане свои платочки.В 1889 году талантливый предприниматель развил успех, воссоздав одеколон наполеоновской армии. Он назвал его просто — «Тройной». Это был первый российский одеколон для мужчин. В том же году Брокар выпустил духи «Персидская сирень», которые завоевали золотую медаль на Парижской выставке.

Фирму «Альфонс Ралле и Ко» успехи конкурента сильно уязвили, но ничего выдающегося у нее не получалось. Дело сдвинулось с места лишь в 1898 году, когда главным парфюмером фирмы был назначен Эрнст Бо. Вскоре он создал знаменитые духи «Царский вереск» и «Фея роз», ни в чем не уступавшие французским. Но на этом соперничество двух парфюмерных фирм не завершилось.В 1902 году Генрих Брокар пригласил на должность главного парфюмера молодого француза Августа Мишеля, который спустя 11 лет напряженной работы создал легендарные духи «Любимый букет императрицы».Идея принадлежала Брокару, который однажды преподнес одной из красивейших женщин Российской империи — вдовствующей императрице Марии Федоровне  в день ее рождения букет восковых цветов, причем каждый цветок имел свой запах. Но духи Августа Мишеля, помимо нескольких десятков цветочных компонентов, включали в себя альдегиды — только что изобретенные синтетические вещества, придававшие этим духам ни с чем не сравнимый абстрактный аромат. Поэтому российский «Букет императрицы» ничем не напоминал тот, который создал Пьер Герлен.

Мария Федоровна не дала свое согласие на то, чтобы ее портрет украшал флакон новых духов, поэтому на этикетке поместили Екатерину II. Если уж она в свое время разрешила, чтобы ее портрет располагался на сторублевой купюре, которую в народе стали именовать «катеринкой», то здесь не стала бы возражать и подавно. Успех духов Августа Мишеля был ошеломляющим как в России, так и за ее пределами. Императрице Александре Федоровне так понравился новый аромат, что она предпочла его «Розе крем» от знаменитого парижского парфюмера Франсуа Коти. По ее настоянию товарищество «Генрих Брокар и Ко» было удостоено звания поставщика его императорского величества.

Фирма «Альфонс Ралле и Ко» дуэль проиграла даже с учетом того, что ее парфюмер Эрнст Бо уже в эмиграции создал «Шанель №5».

Духи Августа Мишеля «Любимый букет императрицы» были достойны царствующих особ, они даже выпускались в ограниченном количестве. А духи «Шанель №5», в состав которых входит мускус, изначально были предназначены для эмансипированных женщин. Не зря флакон этих духов по своим очертаниям, как ехидно заметили французские репортеры, напоминает Вандомскую площадь. Несмотря на некоторую схожесть, это были совершенно разные духи.

Убойная сила «Тройного» одеколона

Большевики рассудили, что победивший пролетариат не нуждается в одеколоне, а тем более в духах. Позже итальянский коммунист Джанни Родари выразил эту идею в адресованной подрастающему поколению поэме «Чем пахнут ремесла?». Заканчивается она так:Сколько ни душится лодырь богатый,Очень неважно он пахнет, ребята!А вот мыло для пролетариата и трудового крестьянства было необходимо. Потому фабрики Ралле и Брокара преобразовали в мыловаренные комбинаты. Ассортимент их продукции был невелик — мыло «Народное», переименованное в «Хозяйственное», а также «Детское», с которого убрали ссылки на царский алфавит. Однако в 1922 году одеколон реабилитировали, сочтя его незаменимым средством личной гигиены. Бывшую фабрику Брокара назвали «Новой зарей», а на должность главного парфюмера назначили Августа Мишеля, который с воодушевлением принял революцию и потому остался в России. За короткий срок Мишель наладил выпуск недорогого одеколона «Полет», а также создал новый шедевр — одеколон «Северный». В 1958 году на  международной выставке в Брюсселе этот одеколон завоевал главный приз.На той же выставке золотой медали были удостоены духи «Красная Москва», «Черный ларец» и «Каменный цветок» — все они были созданы гениальным парфюмером «Новой зари». Но до своего триумфа Август Мишель не дожил. В 1937 году он по навету был арестован и отправлен в лагерь, откуда не вернулся. Однако до ареста он успел восстановить производство одеколонов «Тройной» и «Шипр».В годы войны «Тройной» флягами отправлялся на фронт, так что офицеры Красной армии благоухали точно так же, как наполеоновские гвардейцы. 

А в тылу во всех мужских парикмахерских властвовал «Шипр». Кому из правителей он пришелся по душе, неизвестно (Сталин, по слухам, предпочитал «Тройной», на который у него не было аллергии), но «Шипр» благополучно дожил до 70-х годов, хотя духов и одеколонов к тому времени было немерено. Только вот качеством эта парфюмерная продукция не отличалась.Французы утверждают, что только их духи обладают тремя фракциями — легкой, средней (сердце духов) и тяжелой, которые последовательно улетучиваются, меняя аромат парфюма. Это, конечно, не так — различные фракции имеют все духи, но лишь французы следят за тем, чтобы благоухала, причем по-разному, каждая из этих фракций. В СССР и других странах социализма за этим не следили. Например, польские духи Byт moze («Быть может»), пользовавшиеся в СССР большой популярностью, отличались прекрасной верхней фракцией, сомнительной средней и отвратительной нижней. Через час польские духи, по мнению знатоков, издавали запах варшавского общественного туалета. Поэтому их следовало наносить на верхнюю одежду, чтобы в нужный момент дурно пахнущую кофточку можно было снять.

Кстати, в Европе бытует анекдот: «На просьбу дамы помочь ей с выбором духов продавец уточняет: «Вам для нападения или для защиты?» В СССР все духи того времени были универсальными — слегка привлекая вначале, они отталкивали потом. Особенно если смешивались с запахом пота в переполненном общественном транспорте.

Прославленный коктейль «Слеза комсомолки»

Это же касалось и одеколона, однако в пору безудержного повышения цен на водку некоторые образцы парфюмерии нашли благодарных почитателей. Автор поэмы «Москва — Петушки» Венедикт Ерофеев посвятил им много теплых восторженных слов. «Ландыш», — ответственно заявлял он, — будоражит ум, тревожит совесть, укрепляет правосознание». Конечно, при приеме внутрь. Хотя этот одеколон считался дамским напитком. Был в ту пору такой анекдот: «В магазине покупатель обращается к продавцу:— Две «Свежести» и один «Ландыш».— Взяли бы три «Свежести».— С нами дама».Кстати, формула «два в одном» была придумана еще в те времена — знаменитый «Огуречный лосьон» содержал в себе выпивку и закуску в одном флаконе. Но настоящие ценители парфюмерных напитков не ограничивались одним одеколоном, а составляли сложные коктейли наподобие «Духа Женевы» с жидкостью от потливости ног и «Слезы комсомолки» с зубным эликсиром. Употребление одеколона внутрь в 70-е годы приобрело такой размах, что рижская фирма «Дзинтарс» была даже вынуждена снять рекламный слоган: «Дзинтарс — это хороший вкус», поскольку потребители понимали его неправильно.

То время прошло и, видимо, безвозвратно. Фабрика «Новая заря» переименована на французский манер и называется сейчас Nouvelle Etoile, хотя ее нынешняя продукция по качеству явно уступает шедеврам Августа Мишеля. Но сейчас в парфюмерных магазинах можно найти все, что душа пожелает, причем от ведущих фирм мира. В последние годы создают парфюмерию даже автомобильные концерны — для мужчин есть ароматы Jaguar, Ferrari, Lamborghini, Bugatti, а для чисто-конкретных пацанов даже Hammer. Количество парфюмерии для женщин вообще не поддается учету. Однако многие специалисты говорят, что западная парфюмерия неумолимо приближается к закату и виной всему увлечение синтетическими ингредиентами, воздействие которых на человеческий организм непредсказуемо. Например, в 1981 году из-за выявленной токсичности были запрещены нитроглицериновые мускусы, применявшиеся в том числе в духах «Шанель №5». Не вернется ли мир к древним традициям Востока?

evgknyaginin.livejournal.com

Любимый букет императрицы - Ароматы - Парфюмедия

"В 1913 году в России должны были торжественно отмечать 300-летие Дома Романовых. Большинство предпринимателей старались выпустить к этой дате какие-то юбилейные товары. Руководство Товарищество "Брокар и Ко" решило воспользоваться шансом, вспомнив ароматный букет, преподнесенный некогда великой княгине Марии Александровне. Генрих Брокар на основе того аромата создал в свое время парфюм "Букет императрикс". Парфюмеру Августу Мишелю, работавшему еще с основателем фирмы, поручили воссоздать и осовременить "Букет императрикс" к началу торжеств. Но он создал фактически новый аромат. Парфюмированный букет на этот раз вручили матери Николая II, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Она пришла в восторг от нового аромата и дала разрешение назвать новые духи "Любимый букет императрицы"....

...."Что касается «Любимого букета императрицы», то он действительно создан в лаборатории Дома «Брокаръ и Ко», но только не Генрихом Брокаром. Во избежание путаницы изложим факты последовательно: в 1873 году Генрих Брокар очень удачно преподносит восковой букет Марии Александровне. Вслед за тем он создает духи «Букет императрикс». Молва тут же приписала им запах легендарного воскового букета, якобы его воссоздание и было пожеланием Великой Княгини. Генрих Брокар умер в 1900-ом году, а в 1913-ом, к 300-летию дома Романовых, парфюмер дома «Брокаръ и Ко» Август Мишель создал «Любимый букет императрицы», который он же и восстановил в 1922 году уже под именем «Красная Москва». Как раз за удачно преподнесенный «Любимый букет...» в 1913 году «Брокаръ и Ко» сделали Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Из-за похожих названий два «Букета...» легко спутать или даже «слепить» в один. Аналогично — с Великими Княгинями: две Марии Романовы отличаются только отчеством. К тому же подарок в свое время получили обе, и обе — от Брокара. Одна от Генриха, другая — от его наследника. Может, история с «Любимым букетом...» — тоже миф? И он не имеет отношения к «Красной Москве»? Тогда придется признать, что «Красная Москва» появилась ниоткуда или же восстановлена Августом Мишелем не из его рецепта, а из архаичного «Букета императрикс» — верится с трудом, не так ли? Однако нельзя утверждать наверняка, что «Букет...» Августа Мишеля не был хотя бы частично заимствован из брокаровского — мы не располагаем даже его описанием, и сравнить ароматы невозможно."

..."В 1902 году Генрих Брокар пригласил на должность главного парфюмера молодого француза Августа Мишеля, который спустя 11 лет напряженной работы создал легендарные духи «Любимый букет императрицы». Идея принадлежала Брокару, который однажды преподнес одной из красивейших женщин Российской империи — вдовствующей императрице Марии Федоровне в день ее рождения букет восковых цветов, причем каждый цветок имел свой запах. Но духи Августа Мишеля, помимо нескольких десятков цветочных компонентов, включали в себя альдегиды — только что изобретенные синтетические вещества, придававшие этим духам ни с чем не сравнимый абстрактный аромат. Поэтому российский «Букет императрицы» ничем не напоминал тот, который создал Пьер Герлен.

Мария Федоровна не дала свое согласие на то, чтобы ее портрет украшал флакон новых духов, поэтому на этикетке поместили Екатерину II. Если уж она в свое время разрешила, чтобы ее портрет располагался на сторублевой купюре, которую в народе стали именовать «катеринкой», то здесь не стала бы возражать и подавно. Успех духов Августа Мишеля был ошеломляющим как в России, так и за ее пределами. Императрице Александре Федоровне так понравился новый аромат, что она предпочла его «Розе крем» от знаменитого парижского парфюмера Франсуа Коти. По ее настоянию товарищество «Генрих Брокар и Ко» было удостоено звания поставщика его императорского величества."

Информация о переиздании парфюма - не выпускается. Разные источники утверждают, что парфюм "Любимый букет Императрицы" переименован в "Красную Москву"

www.laparfumerie.org

Любимые духи императриц и принцесс

    Появление моды на ароматические средства вполне можно отнести к заслугам разнообразных монархов. Их пристрастия дали жизнь многим известным ароматам и даже парфюмерным домам, и давние времена, и сейчас. Все знают, что Людовик IV цитрусовые и травяные запахи, Наполеон - "кёльнскую воду", названную после одеколоном, и представлявшую тогда смесь из бергамота, лимона и розмарина. А что же их женщины, королевы и императрицы?

Старинные флаконы для духов

    Кстати, именно во времена Наполеона произошло разделение ароматов на женские и мужские.    Несмотря на «аскетизм» самого императора, во времена Директории в моде оставались утончённые вкусы. В то время как Жозефина питала пристрастие к ванили, корице и гвоздике, мадам Тальен (одна из самых выдающихся женщин того времени) проявляла любовь к ваннам, ароматизированным фруктами и цветами.

Старинные флаконы для духов

     Цивилизованность приносила свои плоды. В парфюмерии возникли романтические настроения. Появился вкус к запахам нежным и легким, к флаконам из опалового стекла, к ароматной воде, которой смачивались тонкие носовые платки. Политические интересы на Востоке напомнили о себе ароматами амбра, сандала, мускуса, пачули, цивета и гелиотропа. Одновременно парфюмерное производство превратилось в искусство: Виолле, Легран, Любин, Герлен составили свои первые собственные композиции ароматов.

Духи Герлен                                             и духи Любин

    В конце XVIII века специально для Марии Антуанетты был создан легендарный аромат, впитавший в себя роскошь версальского сада. Со временем парфюм во флаконе из чёрного нефрита стал настоящей семейной реликвией. Его формула была сохранена Пьером-Франсуа Любином, находчивым учеником Жана-Луи Фажона. Благодаря сообразительности помощника парфюмера этот образец роскоши и изысканного вкуса в наше время смог возродиться под названием Black Jade, принеся славу бренду Lubin.

Восстановленный аромат Black Jade и его обожательница

    В 1873 году Генрих Брокар преподнёс букет из восковых цветов посетившей Москву Великой княгине Марии Александровне, дочери Александра II, в котором все цветы имели свой естественный запах, т.е. роза пахла розой, нарциссы – нарциссами, фиалки – фиалками, а ландыши – ландышами. Восторг был неописуем, как появилось такое чудо! И Брокар был удостоен звания Поставщика Великой княгини Марии Александровны.

Великая княжна Мария Александровна

Старинные флаконы для духов

   В 1882 году духи «Букет императрикс» были одними из лучших творений Генриха Брокара – так Брокар решил воссоздать аромат букета, преподнесённого княгине. Был ещё один букет, но о нем - позже...

   К концу XIX века популярность вновь завоевали цветочные ноты. Любила их и последняя российская императрица Александра Фёдоровна. Воздух в её комнате всегда был наполнен ароматом ландышей и сирени, которые целыми корзинами поступали во дворец с Ривьеры. Из духов же предпочтение Александры Фёдоровны было отдано «Белой Розе» фабрики «Аткинсон». Хотя злые языки, не очень любившего императрицу, двора утверждали, что она обожает трехрублевую "Вербену".

Духи "Белая роза"

   О "Любимой букете императрицы" любимых духах вдовствующей императрицы Марии Федоровны, созданных для неё Августом Мишелем в 1912 году, и трансформированных позже, после революции, в "Красную Москву", вы конечно же знаете. Букет этих духов представляет из себя смесь основ ириса, фиалки, гвоздики, со значительной долей жасминной эссенции.

Стенд духов "Красная Москва"

   Сохранила история сведения и о пристрастиях других известных особ. Например, особого внимания австрийской императрицы Елизаветы Баварской удостоился аромат Fantasia De Fleurs, а Елизавета II с любовью отзывалась о Chloe Narcisse и Fleurissimo.

Fantasia De Fleurs и императрица Елизавета Баварская

    Современные королевы и принцессы любят духи не меньше своих предшественниц. Их вкусы, ставшие достоянием общественности, приоткрывают перед нами тайны утончённости и стиля, перед которыми не могут устоять даже короли.    Так, в парфюмерном арсенале Уоллис Симпсон, ради которой отрёкся от престола Эдуард VIII, особое место занимали ароматные композиции от Guerlain. Сердце супруги герцога Виндзорского навсегда было отдано не только возлюбленному, но и шипрово-фруктовому запаху Mitsouko с нотами персика, специй и дубового мха.

Mitsouko и Уоллис Симпсон

    Самым запоминающимся из благоухающего «гардероба» Уэльской принцессы Дианы стал аромат 24 Faubourg от Hermes. В его основу заложены экстракты жасмина, гардении и туберозы. Особую изюминку парфюму придают ноты ириса, гиацинта и иланг-иланга на фоне сладковатого сандала и дымного янтаря.

24 Faubourg и принцесса Диана

    Кейт Миддлтон, одна из признанных современных икон стиля, в юности отдавала предпочтение Dune от Dior. В состав этой необычной парфюмерной композиции входят ваниль, сандал, розовое дерево, жасмин, лилия и иланг-иланг. Сложный насыщенный аромат «Дюны» словно сигнализирует о том, что его поклонницы обладают непростым характером.

Dune и Кейт Миддлтон

Старинные флаконы для духов фирмы "Брокаръ и К"

olga74ru.livejournal.com

Москвичка - Любимый букет императрицы

Этот аромат долгие годы был постоянным спутником наших мам. Символом тайны, знаком женственности. И сегодня духи «Красная Москва» не забыты: теперь они — модный винтаж, кокетливый реверанс в сторону истории.

Когда Ольга Михайловна приходит к нам в издательство, даже в другую комнату, я всегда знаю: она здесь. Потому что везде — ее духи. «Красная Москва», запах очень узнаваемый, очень красивый, чуть приторный, чувственный. Ольга Михайловна — вдова одного очень известного писателя. Красавица в возрасте — из тех, над кем время не властно. Так же, как не властно оно над «Красной Москвой».

Фото: РИА Новости

Княжна Мария Александровна, 1865 г

■ В 1913 году широко праздновалось 300-летие дома Романовых. К славной дате Брокар, придворный поставщик парфюма великой княгини Марии Александровны, решил сделать ей уникальный подарок. О, как давно он шел к этому дню! Сын мыловара, Анри Брокар, выходец из Франции, начинал с производства мыла. Это было в далеком 1864 году. Шаг за шагом — бизнес рос, и вот уже талантливый парфюмер переходит к производству одеколона и даже духов; а вот и следующий этап — в 1889 году духи Брокара «Персидская сирень» получают Гран-при на выставке в Париже.

Фото: РИА-Новости

Экспонаты Музея парфюмерного искусства в магазине «Новая заря»

Это уже всемирное признание… В 1873 году великая княгиня Мария Александровна нанесла визит в Москву. Чем удивить царственную особу? Брокар, изысканный француз, придумал необычный букет из восковых цветов. Розы, ландыши, фиалки, нарциссы… А отдушены цветы были натуральными ароматами. Императрица была в восторге! У нее появился неувядающий букет… Любимый букет императрицы. А товарищество «Брокар и Ко» в 1874 году удостоилось звания придворного поставщика царского двора.

К началу ХХ века производство предприимчивого француза называлось уже «Империей Брокара».

К 1913 году у «Брокар и Ко» было два государственных герба: полученный на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896 год) и Малый государственный герб, данный вместе со званием поставщика Его Императорского Величества.

Ворота фабрики «Брокар и Ко», середина XIX века

И вот 1913 год, и Брокар специально к славной дате 300-летия дома Романовых презентует духи «Любимый букет императрицы». В изысканном запахе слились ароматы цветов и воспоминание о том дне, когда скромный парфюмер преподнес Марии Александровне букет восковых цветов, и еще — совсем чуть-чуть, капелька, — тщеславия… А как ему не быть — и тщеславию, и самодовольству? Анри Брокар «сделал себя сам». Его имя стало известно во всем мире.

Фото: РИА Новости

Основатель фабрики Герман Брокар

В 1914 году в Москве открылись четыре магазина империи «Брокар и Ко». Обороты росли, ароматы «Брокара» имели восемь золотых медалей, полученных на всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне… Но — наступали совсем другие времена. В 1917 году пришел конец империи — и Российской, и парфюмерной.

■ Большевики национализировали «Брокар и Ко». Название дали незамысловатое: «Государственный мыловаренный завод № 5». Стране нужно было мыло, а не изысканный парфюм… Но потом директором туда направили молодого энергичного коммуниста по фамилии Звездов. И в 1922 году под его руководством был осуществлен «перезапуск» фабрики под названием «Новая заря». Сам «сельский староста» Михаил Калинин одобрил это название: в нем была и вера в завтрашний день, и обозначение новой эпохи, и даже, кажется, красный, пролетарский цвет… С деятельным Звездовым стали сотрудничать специалисты «из бывших»: инженер Бенгсен и химик-парфюмер Август Мишель. Восстановить фабрику стало для этой тройки энтузиастов вопросом личного престижа. И — получилось!

Плакат компании «Брокар и Ко», 1900-е гг

Фирменные красные коробочки-скляночки, сырье, оставшееся еще с брокаровских времен. «Новая заря» громко заявила о себе новыми духами и одеколонами: «Тройной», «Шипр», «Северный», «Любит, не любит», бесподобные «Ландыш» и «Дивная сирень»… А в 1925 году на Всероссийской хозяйственной выставке «Новая заря» представила «Любимый букет императрицы» — только с другим названием. «Красная Москва». Возвращение аромата оказалось поистине триумфальным.

Фото: РИА-новости

Инженер-парфюмер Геннадий Арлюх, февраль 1979 г.

Духи стали визитной карточкой всего Советского Союза. Любимые духи Валентины Серовой и Любови Орловой, да и вообще — всех женщин страны. Аромат чувственный, тонкий и сильный одновременно. В нем было главное — вера в будущее. А сейчас для нас «Красная Москва» — это запах ностальгии.

В 1958 году «Красная Москва» была отмечена призом на всемирной выставке в Брюсселе. Это был уже немного другой запах, не тот, каким пользовалась сама императрица, — упрощенный. Ведь технология парфюма год от года меняется, в соответствии с модными тенденциями.

Злопыхатели говорили, что «Красная Москва» подозрительно напоминает легендарные «Шанель № 5», но речь не идет о парфюмерном плагиате. Просто — мода носится в воздухе.

Фото: РИА-новости

Покупательница у прилавка с духами, 1958 г.

■ «Красная Москва» выпускается и сегодня. Фабрика «Новая заря» пережила обновление и теперь называется Nouvelle Etoile. Как когда-то давно, во времена империи Брокара, это производство «с французским прононсом».

Рецепт «Красной Москвы» по-прежнему сложен. Описание похоже на высокую поэзию.

Продукция фабрики "Новая Заря" - духи «Шипр» 

«Верхние ноты аромата — бергамот и нероли, дополненные грейпфрутом и кориандром, — мгновенно привлекают внимание. Затем резкость этих нот сменяется бархатистыми тонами жасмина, розы, иланг-иланга с легкой примесью мускатного ореха. И наконец, шлейф аромата — роскошное сочетание ирисов, ванили, амбры и бобов тонка».

Парфюмеры всегда удивляют и побеждают женское сердце. Как когда-то, более ста лет назад, сразил императрицу сын мыловара Анри Брокар… Сегодня «Красная Москва», скорее, винтаж. Но ведь винтаж снова в моде…

Фото: РИА-Новости

Репродукция этикетки «народное мыло»

КСТАТИ

Разработка дизайна флаконов и упаковки — дорогое удовольствие. Одна только форма для штамповки флаконов может стоить до $100 000. Именно поэтому многие парфюмерные компании используют готовые флаконы, в которые вносят небольшие изменения, например, играют на цвете стекла.

ИНТЕРЕСНО

Цена парфюмерии складывается из затрат на разработку аромата, стоимости композиции, затрат на производство, упаковку, транспортных, маркетинговых расходов плюс маржа. Стоимость же самого аромата составляет не более 25% конечной цены.

moscvichka.ru

История духов «Красная Москва» | История вещей

← История сэндвича История губной гармошки →

По своим качествам, оригинальности и тонкости «главные» духи СССР ничуть не уступали французским, именно поэтому, а не потому, что не было других, они оказались поистине культовыми. Таковыми они и являлись на самом деле. Правда, аромату, многие годы являющемуся визитной карточкой России, уже исполнилось 100 лет, и название его было совсем иное: «Сад императрицы» («Любимый букет императрицы» — еще один вариант).

История духов «Красная Москва» начинается с 1913 года, они являлись подарком для Александры Федоровны (в тот год династии Романовых исполнялось 300 лет). Местом их изготовления была фабрика «Империя Брокара» (позднее «Новая заря»), которую основал француз Генрих Брокар в 1861 году.

Собственно им, ставшим, спустя несколько лет, для княгини Марии Александровны главным поставщиком духов, и была открыта российская страница в истории мировой парфюмерии. Приезд великой княгини в Москву и встреча ее с парфюмером решили судьбу духов, изготавливаемых на его фабрике.

Новые духи произвели фурор вначале в Москве, затем в России, а следом и в Европе. «Императорские» духи начали экспортировать, а самые искушенные французы «гонялись» за ними. Дивное сочетание бергамота, нероли и кориандра в начальной ноте, сила и чувственность ароматов розы, иланг-иланга, жасмина, следом за которыми вился ароматный «шлейф» из ванилина, ириса, бобов тоника…, поражали французов.

Появление в России людей, желающих построить новый мир, внесло свои изменения в историю духов «Красная Москва» и российской парфюмерии в целом. Так, в 1922 году у фабрики «Империя Брокара» появляется новое название — «Новая заря», а в 1925 году духи были переименованы в известную нам «Красную Москву».

К счастью, формула осталась прежней, так как парфюмеров среди большевиков не было. Аромат духов, такой глубокий и обволакивающий, оказался сильнее, чем все революции и войны с их переворотами. Изменилась только упаковка, цвет коробки «Красной Москвы» стал красно-белый и не меняется уже с 1925 года. «Сад императрицы» прошел 100-летний путь и оказался бессмертным!

xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

История духов "Красная Москва" - Мастерок.жж.рф

В первой половине XIX века во Франции родился тот, кому предстояло стать одним из самых известных, а потом совершенно забытых дамских угодников. Он угождал и продолжает угождать решительно всем дамам и девицам, вдовам и даже императрицам, невзирая на их возраст, семейное положение и, мало того, даже никогда с ними не встречаясь.

Еще в детстве у Генриха Брокара обнаружился невероятный дар, однажды папа Брокар с большим удовольствием подбрасывал вверх своего румяного карапуза, а тот смеялся на руках отца и неожиданно спросил:— Папа, чем от тебя так восхитительно пахнет?— Нежным ароматом духов твоей матушки, — отвечал отец. — Милая, — обратился он к жене, — посмотри, какой у нашего малыша нос! Непременно он станет парфюмером!— Кем же еще ему стать, если все в роду Брокаров были отличными парфюмерами? — заметила тетка Брокара, до того тихонько сидевшая в уголке в кресле.— Вот только как добраться к вершинам парфюмерной славы и хорошим доходам во Франции, где парфюмеров не меньше, чем ёлок в лесу?Старший Брокар поставил сына на пол, и лицо его помрачнело. Конечно, у мальчика, несомненно, есть талант, да и отец непременно передаст ему некоторые секреты их тонкого, изящного искусства составления изысканных ароматов. Но тётя Жанель, как ни крути, права: парфюмеру пробиться во Франции, считающейся ведущей парфюмерной державой, не так-то просто, даже при солидной поддержке славного имени предков.

 

Тетя Жанель подала маленькому Генриху идею, каждый может загадать желание и увидеть волшебный вещий сон в Сочельник, если Господь ниспошлёт ему благословение, а как раз и был Сочельник. Она предложила ему пораньше лечь спать и хорошенько помолись перед сном.

Утро пришло солнечное, с ясным голубым небом и бодрящей прохладой. Все в семье получили подарки и собрались за праздничным завтраком. Подкладывая на тарелку маленького Генриха гусиного паштета, старая Жанель, словно невзначай, поинтересовалась, что он увидел во сне? Малыш ответил, что видел незнакомый, весь заваленный снегом огромный город. Он не знает, как он называется, но это очень далеко от Парижа. И еще он видел странный букет цветов: от них шёл неземной аромат, от которого легко и приятно кружилась голова. Отец поинтересовался, запомнил ли он этот запах, но мать попросила не лишать мальчика сказки.

Генрих рос смышленым и предприимчивым молодым человеком. Он получил хорошее образование, разбирался в химии, парфюмерном деле и коммерции, но, как и говорила Жанель, во Франции пробиться на вершину оказалось невероятно трудно. Тогда молодой Генрих Брокар решил рискнуть: он попросил денег у отца и сообщил, что уезжает. Отец поинтересовался куда?И Генрих поведал отцу, что его друг Жорж Николь едет в Россию: он намеревается основать в Санкт-Петербурге магазины модного платья. И он решил составить ему компанию в дороге и открыть в Москве парфюмерное дело с производством и собственной торговлей.

Отец подумав, согласился с поездкой, надеясь, что сын не посрамит славного имени Брокаров.

 

 

Россия встретила Генриха очень радушно, и скоро он убедился, что не зря выбрал именно Москву — хлебосольную и широкую, а не холодный чиновный Петербург. Работящий и оборотистый, умевший быстро решать нужные дела, Генрих Брокар 15 мая 1864 года основал в Москве предприятия по производству парфюмированного мыла.— Лиха беда начало! — подмигивая своим помощникам, повторял он понравившуюся ему русскую поговорку.

Сначала Генрих выпускал всего три сорта мыла: знаменитое “Детское” с выдавленным на нём русским алфавитом — на каждом кусочке по буковке! — “Янтарное” и “Медовое”. Продукция быстро начала пользоваться повышенным спросом, и от выпуска ста кусков в день Брокар перешел к расширению производства и разработке новых сортов, из которых русским красавицам особенно понравилось “Греческое”.Обладая тонким вкусом и отличными познаниями в парфюмерии, Генрих Брокар решил вырабатывать его из лучших сортов орехового масла. И не ошибся — мыло получило головокружительный успех у интеллигентной публики, а вскоре им начали пользоваться даже при дворе. Тем временем Брокар уже смело выбросил на рынок новинки: “Шаром” и “Народное”, всего за копеечку!

К началу XX века фабрику француза стали уважительно именовать “Империя Брокара”. Её владелец имел весьма разносторонние таланты и неизменно угождал русским женщинам всех возрастов и сословий.Русские красавицы искренне благодарили своих любимых за духи, производства фабрики Брокар, духи Генриха всегда вызывали восхищение.

Уже пожилой Брокар не посрамил славы своих предков. В 1913 году его “империя” обладала восемью золотыми медалями, полученными на всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах парфюма. Только об одном сожалел известный парфюмер — в коллекции высоких наград его “империи”, которую теперь отлично знали не только в России, но и за её пределами, не хватало звания “Поставщика Двора Его Императорского Величества”. Даже два золотых российских герба, украшавшие этикетки фирмы и пожалованные Брокару в знак признания его заслуг и качества продукции, не могли утешить обрусевшего француза. Однажды в конце 1890-х годов Генриху вспомнилось детство: уютный дом во Франции, весёлый, усатый, ещё совсем молодой отец и старая тётка Жанель, утонувшая в глубоком кресле, стоявшем в полутёмном углу гостиной. Да, хорошие были времена.

 

 

Но однажды среди ночи, он переполошил весь дом своими криками “Нашел!”. Он рассказал перепуганной жене, что Бог дал ему тот же сон, как в детстве и он понял, что нужно делать. Надо создать букет! Какой букет, недоумённо спрашивала его жена. Букет для императрицы! — торжествующе закричал парфюмер и, накинув халат, побежал в кабинет: немедленно звонить главному художнику своей “империи”.На следующий день они уже спорили до хрипоты: выйдет или нет. Он просил его сделать так, как он просит, а запах — это уж его дело. Он уверял , что императрица не устоит!Спустя неделю в кабинет главы парфюмерной фирмы доставили совершенно необычную вещь: прекрасную хрустальную вазу, полную цветов: алых роз, нежных пармских фиалок, нарциссов, ландышей. И все они с необычайным искусством были изготовлены из цветного воска и выглядели почти неотличимо от живых.

В день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны она получила от фирмы знаменитого московского парфюмера Брокара весьма необычный подарок: эту самую вазу с изумительно сделанными восковыми цветами, каждый из которых источал свой натуральный аромат. Запахи легко и приятно кружили голову и сливались в необычайный букет. Императрица повелела назвать новые духи “Любимый букет императрицы”, а Брокар получил наконец вожделенный высочайший указ, которым ему жаловали звание “Поставщика Двора Его Императорского Величества”.Духи стали легендой и приобрели несравненную популярность в России и за её рубежами.

 

Новые веянья

Говорят, Генрих Брокар увидел во сне не только удивительный восковой букет, благоухающий духами, но и нечто более страшное, однако не стал об этом никому говорить. Наверное, правильно сделал. В 1917 году фабрику национализировали: легендарная “Империя Брокара” превратилась в “Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат N 5”. Хорошо, у людей в кожанках и с наганами хватило ума не поставить к стенке главного парфюмера Августа Мишеля, работавшего ещё с самим легендарным Брокаром, создавшим множество новых неповторимых ароматов. Как ни странно, именно француз Мишель не стерпел такого безобразия и в 1922 году выступил с предложением. Не дело, так называть парфюмерное предприятие, совсем недавно имевшее заслуженную мировую славу. Уж коли большевикам так охота новых традиций и решений, пусть назовут фабрику “Новая заря”.

 

 

Большевики подумали и согласились: вроде звучало вполне подходяще и в духе времени. Так с лёгкой руки другого старого французского парфюмера “Империя Брокара” стала “Новой зарёй”. Но Мишелю не давали покоя легендарные духи, созданные самим Брокаром. Конечно, он прекрасно понимал: новые “командиры производства” не только не согласятся сохранить их прежнее название, но даже не смогут точно выдержать технологию изготовления. Духи станут хуже, чем при Генрихе Брокаре, но Август мечтал оживить легенду. Поэтому внёс новое предложение: “Духи можно переименовать в “Красную Москву””. И люди в кожанках вновь согласились.

Вот такая необычная история у всем известных духов “Красная Москва”. Покупая их, знайте: в фигурном флаконе в форме Кремлёвской башни заключены мечты Генриха Брокара, императрицы Марии Федоровны и грёзы множества давно ушедших от нас русских красавиц. Возможно, именно поэтому бывшие духи “Любимый букет императрицы” теперь имеют чуть горьковатый запах.

источник

 

А я вам напомню про Братьев Елисеевых. Как создать торговую империю из ящика апельсинов Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=22214

masterok.livejournal.com

Любимый букет императрицы / Разное. Интересное / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол

В 1925 году московская парфюмерная фабрика «Новая заря» выпустила в свет знаменитые духи «Красная Москва». Ходили слухи, что они обязаны своим появлением жене Молотова Полине Жемчужиной и знаменитой киноактрисе Любови Орловой. Однако знатоки находили, что «Красная Москва» подозрительно напоминает «Шанель №5» — духи, которые в 1921 году по заказу Габриэль Шанель создал эмигрировавший из России парфюмер Эрнст Бо. Особым спросом эти духи стали пользоваться в США после того, как Мэрилин Монро на вопрос репортеров: «Что вы надеваете на ночь?» с застенчивой улыбкой ответила: «Несколько капель «Шанель №5». Когда начались разговоры о том, что большевики украли у Эрнста Бо его формулу, выяснилось, что «Красная Москва» — это всего лишь переименованные духи «Любимый букет императрицы», которые были выпущены московской фирмой «Генрих Брокар и Ко» еще в 1913 году к 300-летию дома Романовых. Генрих Брокар обосновался в России в 1861 году и поначалу занялся производством мыла. Большим спросом пользовались «Янтарное» и «Медовое», но особенно москвичам полюбилось «Детское», на котором были изображены буквы русского алфавита. За короткое время Брокар расширил ассортимент, создав мыло на любой вкус — от дорогого «Греческого» на основе орехового масла до «Народного», стоившего всего копейку. Генрих Брокар и его супруга Шарлотта: В 1882 году Брокар приступил к выпуску одеколона «Цветочный». На Всероссийской промышленно-художественной выставке этот одеколон получил золотую медаль — всех поразило то, что Брокар установил фонтан, из которого била струя одеколона, причем дамы могли надушить в фонтане свои платочки. В 1889 году талантливый предприниматель развил успех, создав первый в России одеколон для мужчин, который назвал просто — «Тройной». В том же году Брокар выпустил духи «Персидская сирень», которые завоевали золотую медаль на Парижской выставке. В 1902 году Генрих Брокар пригласил на должность главного парфюмера молодого француза Августа Мишеля, который спустя 11 лет напряженной работы создал легендарные духи «Любимый букет императрицы». Идея принадлежала Брокару, который однажды преподнес одной из красивейших женщин Российской империи — вдовствующей императрице Марии Федоровне в день ее рождения букет восковых цветов, причем каждый цветок имел свой запах. Но духи Августа Мишеля, помимо нескольких десятков цветочных компонентов, включали в себя альдегиды — только что изобретенные синтетические вещества, придававшие этим духам ни с чем не сравнимый абстрактный аромат. Мария Федоровна не дала свое согласие на то, чтобы ее портрет украшал флакон новых духов, поэтому на этикетке поместили Екатерину II. Если уж она в свое время разрешила, чтобы ее портрет располагался на сторублевой купюре, которую в народе стали именовать «катеринкой», то здесь не стала бы возражать и подавно. Успех духов Августа Мишеля был ошеломляющим как в России, так и за ее пределами. Императрице Александре Федоровне так понравился новый аромат, что она предпочла его «Розе крем» от знаменитого парижского парфюмера Франсуа Коти. По ее настоянию товарищество «Генрих Брокар и Ко» было удостоено звания поставщика его императорского величества. Духи Августа Мишеля «Любимый букет императрицы» были достойны царствующих особ, они даже выпускались в ограниченном количестве. А духи «Шанель №5», в состав которых входит мускус, изначально были предназначены для эмансипированных женщин. Не зря флакон этих духов по своим очертаниям, как ехидно заметили французские репортеры, напоминает Вандомскую площадь. Несмотря на некоторую схожесть, это были совершенно разные духи. И вот пришла революция. Большевики рассудили, что победивший пролетариат не нуждается в одеколоне, а тем более в духах. Позже итальянский коммунист Джанни Родари выразил эту идею в адресованной подрастающему поколению поэме «Чем пахнут ремесла?». Заканчивается она так: Сколько ни душится лодырь богатый, Очень неважно он пахнет, ребята! А вот мыло для пролетариата и трудового крестьянства было необходимо. Потому фабрики преобразовали в мыловаренные комбинаты. Ассортимент их продукции был невелик — мыло «Народное», переименованное в «Хозяйственное», а также «Детское», с которого убрали ссылки на царский алфавит. Однако в 1922 году одеколон реабилитировали, сочтя его незаменимым средством личной гигиены. Бывшую фабрику Брокара назвали «Новой зарей», а на должность главного парфюмера назначили Августа Мишеля, который с воодушевлением принял революцию и потому остался в России. За короткий срок Мишель наладил выпуск недорогого одеколона «Полет», а также создал новый шедевр — одеколон «Северный». В 1958 году на международной выставке в Брюсселе этот одеколон завоевал главный приз. На той же выставке золотой медали были удостоены духи «Красная Москва», «Черный ларец» и «Каменный цветок» — все они были созданы гениальным парфюмером «Новой зари». Но до своего триумфа Август Мишель не дожил. В 1937 году он по навету был арестован и отправлен в лагерь, откуда не вернулся. Однако до ареста он успел восстановить производство одеколонов «Тройной» и «Шипр». В годы войны «Тройной» флягами отправлялся на фронт, так что офицеры Красной армии благоухали точно так же, как наполеоновские гвардейцы. А в тылу во всех мужских парикмахерских властвовал «Шипр». Кому из правителей он пришелся по душе, неизвестно (Сталин, по слухам, предпочитал «Тройной», на который у него не было аллергии), но «Шипр» благополучно дожил до 70-х годов, хотя духов и одеколонов к тому времени было немерено. Только вот качеством эта парфюмерная продукция не отличалась. Французы утверждают, что только их духи обладают тремя фракциями — легкой, средней (сердце духов) и тяжелой, которые последовательно улетучиваются, меняя аромат парфюма. Это, конечно, не так — различные фракции имеют все духи, но лишь французы следят за тем, чтобы благоухала, причем по-разному, каждая из этих фракций. В СССР и других странах социализма за этим не следили. Например, польские духи Byт moze («Быть может»), пользовавшиеся в СССР большой популярностью, отличались прекрасной верхней фракцией, сомнительной средней и отвратительной нижней. Через час польские духи, по мнению знатоков, издавали запах варшавского общественного туалета. Поэтому их следовало наносить на верхнюю одежду, чтобы в нужный момент дурно пахнущую кофточку можно было снять. Кстати, в Европе бытует анекдот: «На просьбу дамы помочь ей с выбором духов продавец уточняет: «Вам для нападения или для защиты?» В СССР все духи того времени были универсальными — слегка привлекая вначале, они отталкивали потом. Особенно если смешивались с запахом пота в переполненном общественном транспорте. То время прошло и, видимо, безвозвратно. Фабрика «Новая заря» переименована на французский манер и называется сейчас Nouvelle Etoile, хотя ее нынешняя продукция по качеству явно уступает шедеврам Августа Мишеля. Но сейчас в парфюмерных магазинах можно найти все, что душа пожелает, причем от ведущих фирм мира. В последние годы создают парфюмерию даже автомобильные концерны — для мужчин есть ароматы Jaguar, Ferrari, Lamborghini, Bugatti, а для чисто-конкретных пацанов даже Hammer. Количество парфюмерии для женщин вообще не поддается учету. Однако многие специалисты говорят, что западная парфюмерия неумолимо приближается к закату и виной всему увлечение синтетическими ингредиентами, воздействие которых на человеческий организм непредсказуемо. Например, в 1981 году из-за выявленной токсичности были запрещены нитроглицериновые мускусы, применявшиеся в том числе в духах «Шанель №5». Такие аппараты ставили в крупных магазинах. Цена «пшика» — 10-15 коп.Чаще всего туда закачивали одеколон Шипр или Полёт, иногда Красную Москву.1950-е гг. Зашла я как-то, совершенно случайно, в магазин фабрики «Новая Заря». И я оказалась в прошлом. Да-да прям на машине времени туда и попала. На полках стояли коробочки, флакончики из моего детства — одеколон «Саша», «Шипр», «Консул», духи «Диалог»,«Ландыш» и конечно же «Красная Москва»! Мне было так приятно, что я там оказалась. И «Красную Москву» я купила!

babiki.ru


Смотрите также