Как в России стать парфюмером и обучают ли этой профессии? Изучение парфюмерии


Хочется изучать запахи. Скажите, в какую сторону двигаться, с чего начать, есть ли какая литература?

Поздравляю вас с этим увлечением, оно способно захватить собой всю вашу дальнейшую жизнь и поглотить все ваши свободные средства. Кроме шуток, парфюмерные коллекционеры редко могут остановиться в собирательстве духов: сначала это одна полочка, потом шкафы и даже целые комнаты. Поиск аромата счастья не прекращается никогда.

Главный информационный ресурс для любителя духов сейчас - парфюмерная энциклопедия Fragrantica, существующая на многих языках. Можно читать форумы и находить таких же увлеченных людей на сайтах aromania.ru, laparfumerie.org. Читать парфюмерные блоги и группы в соцсетях: aromablog.ru, группы «Гиперболоид кота Леопольда» и I really love perfume на фейсбуке, множество зарубежных блогов.

Самостоятельное составление духов может приостановить процесс собирательства. Можно начать с изучения ароматерапии, например, в школе «Астарта» Анны Семеновой, курсов натуральной парфюмерии Анны Зворыкиной.

К изучению классической парфюмерии можно приступить заочно, на сайтах perfumersapprentice.com или www.perfumersworld.com, там же можно заказывать и душистые вещества. В России тоже много интернет-магазинов, торгующих натуральными и синтетическими ингредиентами. Для тех, кто уже имеет химико-биологическое образование, существуют курсы в знаменитом институте ISIPCA в Версале. Есть короткие и длинные обучающие программы в Грасской парфюмерной школе.

Если вы интересуетесь историей парфюмерии, старинными духами и флаконами, добро пожаловать ко мне. Я в своей студии Sweet Sixties организую семинары на базе коллекции редких и винтажных ароматов. Провожу и парфюмерные мастерские для начинающих, и лекции о нишевой парфюмерии, и практикумы по подбору ароматов.

Для начала: если вы живете в крупном городе, то хороший парфюмерный магазин – прекрасный источник информации. Нюхайте, читайте, запоминайте, развивайте ольфакторную память, создавайте свою библиотеку запахов, в которую войдут не только духи, но и вообще все природные и индустриальные ароматы. Описывайте запахи словами. Хороший «нос» - это не только обоняние, но и память.

thequestion.ru

Как в России стать парфюмером и обучают ли этой профессии?

Парфюмером в России стать можно.

Неофициально.

Знания и навыки Вы получите.

А вот диплом - нет.

Все существующие в нашей стране обучающие организации данного профиля дипломов и других имеющих юридическую силу документов не выдают, государственных аккредитаций и лицензий не имеют. То есть реально они как бы существуют, а официально - нет.

В СССР был Всесоюзный НИИ синтетических и натуральных душистых веществ, разработки парфюмерных лабораторий которого использовали все 15 парфюмерных фабрик Союза. И курсы по обучению парфюмеров были - например, при "Союзпарфюмерпроме". И сырье производили - в Калуге.

Сегодня парфюмерная отрасль в нашей стране государственной поддержки практически не имеет. И обучающие заведения есть только частные.

Самым крупным проектом подобного рода является Санкт-Петербургская Школа Парфюмеров.

*Ссылка на официальный сайт: perfumersschool.ru ecoparfum.ru

*Страница Вконтакте: vk.com

*Обсуждения, отзывы, мнения: livejournal.com

Обучение возможно в очном и заочном формате.

Условия: при очной форме: 9 месяцев обучения, 210 астрономических часов, стоимость - 300 000 р., поэтапная оплата. Для жителей других городов, готовых переехать на время обучения - скидка 50%.

При заочной форме - график свободный, приезд в Санкт-Петербург на 7 дней на сессию, стоимость 130 000 - 160 000 р. (в т.ч. все материалы ) (подробно - тут: perfumersschool.ru)

Набор - два раза в год, по результатам индивидуального собеседования.

Количество слушателей - небольшое, несколько человек.

Программа обучения звучит как волшебная музыка. Даже просто читать ее - не просто захватывающе интересно, но и познавательно! Виды, типы, характеристика компонентов, категории ароматов, названия Великих ароматов и имена Великих мастеров. Прочитать и скачать можно тут ecoparfum.ru После прочтения глаза пылают, сердце беснуется, а руки так и тянутся к кредитке. Удержаться от соблазна сложно, очень сложно. До сих пор не уверена, что устою.

Относительно диплома в заблуждение не вводят. Говорят честно. "По окончании будет выдан один-единственный документ: личное рекомендательное письмо за подписью обоих преподавателей с перечнем реальных умений и достижений ученика. Парфюмеру, как и канатоходцу, документы без надобности: либо умеет, либо нет. Всех желающих просто "одипломиться" мы с удовольствием направим в те же зарубежные школы или просто подальше от нас." И во многом они, в принципе, правы.

Помимо данной школы есть также ряд:

*Курсов, где Вы можете пройти, так сказать, экспресс-вариант обучения:

- Курс парфюмера Анны Зворыкиной, Москва: naturalperfumery.ru

- Курс парфюмера Анны Герасимовой, Москва: art-perfume.ru

*Мастер-классов, на которых Вы можете попрактиковаться в составлении ароматов:

- Тематические парфюмерные мастерские в шоуруме винтажной моды Sweet Sixties, под руководством волшебной Галины Анни, Москва facebook.com

- Парфюмерные мастерские Натальи Светловой - преподавательницы Школе Парфюмеров, Санкт-Петербург: perfumersschool.ru

И много, много, много частных проектов, больших и маленьких, всяких-разных. Найти их не сложно, надо только лишь зайти в любой поисковик, например, Яндекс, и вот оно: aromaobraz.com teaartstudio.ru whitedress.ru jazhda.ru За полезность полученных на них знаний ручаться не могу, так как подробной информацией о проектах и их организаторах не владею.

И, конечно, как и в любой другой сфере, в парфюмерной есть огромные перспективы в плане самообразования.

*Многочисленные тематические сайты (perfumy.ru),

*блоги (aromablog.ru),

*форумы (laparfumerie.org),

*книги - как и электронные (art-perfume.ru perfumersschool.ru - скачайте обязательно!),

*так и классические, бумажные ( elit-galand.ru livelib.ru и naturalperfumery.ru (вот эту давно хочу-немогу-денег-жалко-аааах)))

При желании можно и попрактиковаться - образцы сырья в продаже представлены достаточно широко - например, aromoanaliz.ru

Вообщем, выбирайте. Записывайтесь на курс в Школе Парфюмеров или составляйте свою личную программу "с миру по нитке" - читайте, скачивайте, экспериментируйте, пробуйте. Желание, труд, время, деньги (без них все таки никак) - и вот Вы уже не просто дилетант-любитель, а профессионал. Ну почти.

Единственное НО. Обязательно хорошо подумайте, прежде чем ввязываться во всю эту парфюмерную эпопею - для чего это Вам?

Если Вы искренне увлечены сферой парфюмерии и не представляете своей жизни без ароматов - процесс обучения принесет только радость и жалеть о затраченных средствах (в первую очередь - материальных) Вы не будете.

Если у Вас есть свободное время и деньги, Вы хотите развить свой кругозор, получить новые, интересные, универсальные в плане личного, духовного развития знания - Вам тоже сюда. Искусство, литература, история, мода, парфюмерия - вещи, разбираться в которых никогда и никому еще не мешало.

Но если Вы мечтаете стать парфюмером для того, чтобы (в первую очередь) - зарабатывать деньги (а может даже большие деньги) - задумайтесь. Гарантий того, что вложенные затраты окупятся, нет. Диплома, как уже сказано выше, у Вас не будет. Трудоустройство зависит только от Вас. Да, создать свой парфюмерный бренд, проводить мастер-классы, презентации и обучающие мероприятия будет можно. Но путь к признанию и прибыли будет, однозначно, тернист и, вероятно, не стремителен. PR, PR, снова PR. Затраты. Труд. Время.

Если же Вы планируете после окончания обучения работать в компании с мировым именем, такой как, например, IFF - iff.com или мечтаете сделать карьеру международного уровня, составив конкуренцию Фрэнсису Кюркджияну, Калис Беккер и Инеке Рюланд, то готовьтесь к тому, что все-таки рано или поздно придется из России уехать. И скорее всего - во Францию, ведь именно там находится легендарный Международный институт парфюмерии, косметики и ароматических веществ ISIPCA, выпустивший и упомянутых выше специалистов, и многих, многих других признанных мэтров парфюмерного мира. Это самое известное и котируемое заведение подобного рода на сегодняшний день является единственным, выдающим дипломы общепринятого образца. Интересная статья об обучении в нем: mycorso.ru Также во Франции есть знаменитая школа Givaudan (официально - старейшая в мире, треть современных ароматов - дело рук ее выпускников), Грасский институт парфюмерии и еще несколько чудесных мест, про которые можно почитать здесь: lubluparfum.ru Или здесь: spellsmell.ru

Ах, да. Если у Вас нет профильного химического образования, сначала придется его получить. Это как раз можно сделать и в России.

thequestion.ru

Р. А. Фридман "Парфюмерия". Введение.

Слово parfumer в точном переводе с французского означает окуривать, а под словом parfumerie раньше понимали группу веществ, применявшихся для окуривания («воскурения» ароматов). В настоящее время этот термин включает гораздо более обширное понятие и означает всякое приятно пахнущее сочетание душистых веществ, применяемое в любом виде, для отдушивания тканей, тела, для обтираний, ванн, пульверизации и т. д, ради приятного запаха, т. е. главным образом для эстетических целей.

Парфюмерия, как дисциплина, это отрасль знаний в области сочетания запахов.

По творческому облику и направленности парфюмерия — это искусство, основанное на научных данных.

Одной из своеобразных особенностей парфюмерии является возможность искусственного воспроизведения запахов растений. В этом случае природа служит для парфюмерии прообразом, а возможность варьировать смеси душистых веществ позволяет получать гармонические комплексы с совершенно своеобразными новыми запахами, которые в природных условиях могут не встречаться.

Как воспроизведение запахов растений, так и получение новых комплексов производится путем сочетания (смешения) отдельных душистых веществ.

Основным материалом, которым пользуется парфюмер в своей работе, являются душистые вещества растительного происхождения (т. е. полученные путем извлечения из растительного сырья), животного происхождения и полученные синтетическим путем. К душистым веществам, полученным из растительного сырья, относятся, например, лимонное, апельсинное, мандаринное, жасминное, розовое и другие масла. К веществам животного происхождения относятся отдельные гормональные органы (железы), например, мускус, бобровая струя и др., и продукты внутренней секреции некоторых животных (цибет, амбра и др.).

Синтетическая промышленность дает различные индивидуальные химические соединения как сходные в химическом отношении и по запаху с веществами, находящимися в природе (например, ванилин, имеющийся в стручках ванили, кумарин — в бобах тонка), так и не имеющие аналогов в природе. В настоящее время для нужд парфюмерии синтезированы сотни душистых веществ, не встречающихся в природе.

Путем сочетания натуральных и синтетических веществ парфюмер составляет различные смеси с определенными запахами, которые в конечном счете определяют запах парфюмерных, косметических изделий, продуктов мыловаренной, пищевой, пище-вкусовой, ликеро-водочной, кондитерской и табачной промышленности.

Эти смеси душистых веществ называются композициями.

Композиции предназначаются для непосредственного применения в виде спиртовых растворов в качестве духов, одеколонов, туалетных вод и т. п. или как добавления к различным средам (мылам, порошкообразным и другим веществам, пищевым продуктам, напиткам и т. д.) для придания им приятного запаха.

Изготовление композиций является основой всей парфюмерной техники.

Несмотря на это, композиционная часть парфюмерии, в отличие от химической, механической и др., находится в весьма неблагоприятных условиях. Во всех трудах, посвященных этому вопросу, она трактуется как область, находящаяся в стадии чистого эмпиризма и интуиции.

При знакомстве с литературой и просмотре рецептур может показаться, что лаборатория парфюмера представляет собой только мастерскую различных комбинаций. Однако это неверно: истинный парфюмер всегда должен быть исследователем, экспериментатором, творцом и художником. Для этого требуются не только вкус и опыт, но прежде всего теоретические знания.

К сожалению, из-за отсутствия теоретически обоснованной методики, парфюмеру часто приходится рассчитывать действительно только на собственную ориентировку. Поэтому его творческая работа заключается главным образом в том, что он подбирает бесконечное количество комбинаций, не зная заранее с точностью, что из этого получится, а поэтому не всегда удачных.

Нерациональность этого метода не требует доказательств.

Выявление теоретических основ построения композиций должно привести к возможности сознательного, в значительной степени предварительно рассчитанного, систематизированного и планомерного подхода к построению композиций и созданию новых комплексов. А как раз последние часто являются в настоящее время наиболее трудными, так как законы гармонии в парфюмерии до сих пор никем не были сформулированы, и совершенно отсутствуют работы, которые помогли бы проследить систему построения композиций.

Однако парфюмерия, как и другие дисциплины, должна быть построена на научных основах, так как только при этом условии можно добиться высокой продуктивности творческого труда, экономии времени и средств.

Выявление закономерностей, лежащих в основе построения композиций, возможно путем изучения составляющих их частей в единстве, в синтезе. Мы имеем достаточно сведений о химическом составе естественных композиций — натуральных душистых веществ (эфирных масел) и знаем химический состав (рецептуру) парфюмерных композиций, т. е, «нормальную анатомию» запахов и тех и других, но в литературе совершенно отсутствуют сколько-нибудь потенциальные попытки «анатомирования» композиций и выявления функций составляющих их элементов и групп во взаимосвязи.

Каковы пути, по которым можно идти при исследовании парфюмерии, и, наконец, где отправная точка для этих исследований?

К сожалению, к изучению запахов физик нередко подходит только с узко физической меркой, химик только с химической, физиолог только с физиологической точки зрения, поэтому единого взгляда на парфюмерию до сих пор не существует. Среди многих химиков распространено совершенно необоснованное мнение, что парфюмерия - это только область химии душистых веществ, что любой химик, работающий в области синтеза и переработки душистых веществ, является в то же время парфюмером. Взгляд этот глубоко ошибочен: химик, работающий в области красок, - еще не художник, а мастер музыкальных инструментов - еще не композитор. Конечно, парфюмер должен быть химиком, но химик работающий в области душистых веществ, не обязательно должен быть парфюмером, и конечно, должен иметь хотя бы основные сведения из области сочетания запахов. Точно такое же положение особенно остро чувствуется и в красочной промышленности. Небезинтересно поэтому привести выдержки из статьи Владимира Орлова «О нашей палитре» (1):

«Чем богаче и сложнее будет наша палитра, тем сильнее будет зависеть дальнейшее от людей, которые эту палитру держат в руках. В промышленности их называют колористами. Настоящий колорист искушен в химии, изощрен в технологии и вдобавок обладает особым даром: отточенным чувством цвета. Это он впервые сочетает новую краску и материал, изобретая хитроумные способы крашения. И бывает, что даже неказистая краска совершенно преображается в материале, а безжизненные краски оживают во взаимном соседстве, словно голоса, нашедшие место в хоре.

Иные находки колористов ценнее завоеваний синтетиков. К сожалению, профессия колористов становится редкой. Даже в институте красителей на каждые двадцать синтетиков приходится всего лишь один колорист. В результате усилия создателей красок используются порой безрассудно...

...Неужели, — восклицает автор, — вопрос о цветности, о тончайшем взаимодействии света и вещества не остался и ныне фундаментальной проблемой естествознания? Неужели проблема краски, лежащая на стыке трех наук — оптики, химии, физиологии ярения, не зовет к высокому взлету теоретической мысли. Надо думать, что теоретические исследования в области красителей будут усилены.

...Неотложно надо поэтому заняться подготовкой способных колористов, вооруженных знанием техники и эстетики цвета».

Если в приведенной выдержке вместо слова «цвет» поставить «запах» и вместо «колорист» — «парфюмер», то мы получим точную картину положения, существующего ныне в парфюмерии, и это является одной из основных причин того, что парфюмерия как наука находится в эмбриональном состоянии.

При изучении этой проблемы необходимо учесть, что наука о запахах так же, как наука о цвете, связана не только с физикой, химией, но и с физиологией, психофизиологией и эстетикой, поэтому только увязав все эти области можно подойти к изучению такого вопроса.

В той мере, в которой функция запаха не утверждается биологической необходимостью, она относится к эстетике и занимает место рядом с другими видами искусства, основанными на гармонии.

Связь между обонятельными, слуховыми и зрительными ассоциациями часто живо ощущалась многими людьми. Эта связь между запахами, звуками и цветами ощущалась многими художниками. Одни (например, композиторы Скрябин, Римский-Корсаков) стремились угадать параллелизм между тональностями и цветами спектра и создали свои схемы, другие пытались механически переложить запахи на ноты (Скрябин, Пиесс, А. М. Остроумов, Аткинсон и многие другие).

Основой основ в работе парфюмера является соблюдение законов гармонии. Изучение законов гармонии в парфюмерии (в виду того, что они в этой области до сих пор совершенно не изучены) возможно при условии объединения парфюмерии с другими видами искусства, где законы гармонии достаточно изучены. При всем различии этих видов искусства, они имеют и некоторые общности, в частности, в отношении интересующего нас подхода к оценке и распределению элементов и объединению гармонических функций композиции.

Если принять эти положения, то для наших исследований необходимо знакомство с некоторыми основами психологии вообще и, в частности, психологии искусства, изучающей эстетическое восприятие и условия, от которых зависит эстетический эффект, а затем, исходя из этих позиций, сделать соответствующие выводы.

Однако, психология тесно связана с физиологией.

Только теснейшая связь между психологией и физиологией может осветить многие общие проблемы этих наук. «Психология, не опирающаяся на физиологию, так же несостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии» (В. Г. Белинский).

Поэтому для подтверждения соответствующих выводов необходимо в значительной степени коснуться физиологии и, согласно учению И. П. Павлова, исследовать закономерности сознания (психики) физиологическим методом.

Вот почему мы начали эту работу с некоторых данных из физиологии органов чувств. Мы пытались проследить и в сжатой форме изложить физиологические, психологические и другие моменты, которые могли бы привести нас к конечной нашей цели, т. е. к выявлению теоретических основ построения парфюмерных композиций.

Парфюмерией как наукой мало интересовались, и ее постигла участь некоторых других наук, считавшихся до Великой Октябрьской социалистической революции захудалыми, узкими и в которых не было накоплено достаточно фактов, чтобы стать наукой. «Рядом с излюбленными науками, — пишет знаменитый русский кристаллограф Е. С. Федоров, — стоят захудалые, будто высохшие, научные дисциплины... Относительно этих объектов науки можно сказать, что почти всегда ими предпочтут любоваться, чем про них читать или слушать... Любопытно было бы знать процент лиц, хотя бы слышавших что-нибудь про эту науку, даже о самом ее названии».

Вникая в сущность парфюмерии, мы начинаем смотреть другими глазами на те произведения парфюмерной промышленности, которыми так широко пользуется наше население и запах которых доставляет ему столько наслаждений.

При исследовании теоретических основ составления парфюмерных композиций приходится в значительной степени пользоваться методом аналогии (в части построения и восприятия) с другими видами искусства (музыкой, живописью и т. д.).

Однако предлагаемый далее материал может быть понят тогда, когда читатель усвоит, что в нем нет попытки отождествлять запахи, музыку и живопись, идентифицировать их, или упрощенно подходить к объяснению содержания тех и других, а в конечном счете, лишь проводится аналогия по методам воспроизведения (изображения) и анализа, что может сильно облегчить парфюмерную технику. Первая трактовка темы была бы чисто механической, а поэтому наиболее правильным является примененный нами метод подхода к музыке и живописи не как к механической совокупности отдельных звуков и цветов, а как, к художественному произведению, которое, в отличие от изолированного элементарного звука (и краски), не может быть оценено ни с точки зрения частоты звуковой или длины световой волны.

Обязательность соблюдения соотношений душистых веществ имеет свою аналогию в других видах искусства, основанных также на сочетании множества элементов с обязательным соблюдением чувства меры.

Как видно будет из дальнейшего, все душистые вещества в парфюмерных композициях по характеру и соотношению частей подчиняются головной ноте (ведущему запаху) точно так же, как в портретной живописи все части тела имеют свою математическую меру и все тело в совокупности не должно превзойти известной сложной величины, единицей которой служит голова.

В музыке звуки так же образуют всегда совокупность частей, соединенных между собой в математическом их соотношении (2).Иногда высказывают мнение, что продукты парфюмерии лишены содержания и в них важна лишь форма, они могут только просто пахнуть, или хорошо, или плохо, духи не могут передавать настроений и не могут их вызывать. В этих возражениях нет ничего принципиально нового, оригинального: такие же взгляды неоднократно высказывались в иностранной печати, в отношении музыки некоторыми буржуазными учеными-музыковедами. Приведу следующий пример: Ганслик (3) считает, что музыка не выражает и не может выражать чувств; она только вызывает их и то главным образом у дилетантов, очень редко — у специалистов-музыкантов. Прекрасное в музыке составляют только звуки и их разнообразные сочетания, подобно узорам стеклышек в калейдоскопе, т. е. прекрасное в музыке есть ее форма. Поэтому музыка лишена всякого содержания в смысле сюжета; ее содержание — самые звуки, т. е. содержание музыки тождественно с ее формой.

Такая примитивная и формалистическая трактовка любых областей искусства, конечно, неприемлема.

Некоторые явления в парфюмерии не могут пока быть объяснены с точки зрения уже установленных законов, а поняты лишь тогда, когда при разборе того или иного факта применен метод аналогии, сходства, подобия в определенном отношении понятий, которые в целом различны по строению и происхождению, но одинаковы по плану строения и сходству положения.

Мы учитываем сказанное известным русским физиологом Н. Е. Введенским, что «в сложном биологическом явлении (к которому относится и восприятие запахов — Р. Ф.) необходимо не только овладеть главным законом, лежащим в основе его, но и частными условиями, которые могут затемнять, извращать и вести к кажущимся исключениям из него. Поэтому кажущиеся мелочи могут иногда играть очень важную роль, и пока их смысл и место не определены, нельзя говорить, что мы овладели явлением, что оно подведено под известный закон».

При изложении здесь частью использована терминология, принятая главным образом в теории музыкальной композиции (гармония, лейтмотив, тембр и т. д.), потому, что смысл этих терминов общеизвестен и в значительной степени характеризует как совокупность, так и последовательность восприятий, дающих, в конечном счете, впечатления широкого ассоциативного порядка.

Мы стремились оценивать то или иное сочетание душистых веществ не только как плод эмпирического удачного подбора, но как продукт закономерностей, создающих целое художественное произведение; мы указывали главным образом на путь, по которому можно, но необязательно должно всегда идти, трактуя тот или иной фактор не как застывшую догму, а как основу для дальнейших творческих модификаций, согласующихся с индивидуальным вкусом, и пониманием комплекса как художественного произведения.

Мы старались объяснить приемы составления парфюмерных композиций на основе сознательного и заранее намеченного создания определенных сложных ассоциативных впечатлений, включая их не только как единовременные физиологические раздражения органов обоняния, но и как разделенные во времени сложные впечатления, зависящие от специфических особенностей душистых веществ.

Несмотря на то, что в некоторых трудах по парфюмерии упоминаются отдельные, термины (нота, аккорд, диссонанс, гармония, тембр, светлый, яркий, темный, холодный, теплый запах, фон, головная нота и др.), для научного изложения материала существующий язык парфюмера оказался слишком бедным; поэтому мы взяли на себя смелость ввести некоторые новые термины, частично заимствованные из других областей (главным образом музыки и живописи), частично же созданные заново.

Для полного усвоения материала необходимо знакомство с основным фондом, которым оперирует парфюмер, т. е. с основными душистыми веществами, а также, хотя бы элементарно, с другими видами искусства: музыкой, живописью, архитектурой, скульптурой и т. д. Мы приводим далее примеры сочетания душистых веществ и композиций до того простых и доступных, что взаимосвязь их может быть понятой человеком и не знающим особенностей парфюмерии, особенно при демонстрации на опытах.

Существуют два взгляда на парфюмерию: первый — как на ремесло и второй — как на искусство, основанное на научных данных, и оба они являются антагонистами в творчестве. Только взгляд на парфюмерию, как на искусство, приводит к выявлению каждым парфюмером своего «почерка» и только этим путем можно создать свое направление в парфюмерии. Только взгляд на парфюмерию, как на науку, может вывести парфюмерно-композиционную технику из области чистого эмпиризма, случайных удач, поможет выявить закономерности, управляющие методом композиции, и кое-что заранее предвидеть и рассчитать.

Насколько нам удалось доказать наши основные выводы, предоставляем судить читателю. Необходимо, однако, учесть, что это — первая попытка научного подхода к этой области, имеющей немало идеалистических наслоений и много устаревших традиций. Наука о парфюмерии только зарождается, исследования в этой области очень трудны, и эта работа, как и всякая первая работа, конечно, не лишена невольных ошибок. Потребуются длительные исследования многих ученых, пока парфюмерия станет в полном смысле наукой, на фундаменте точных законов которой, - будет строиться парфюмерия как искусство.___________________________________________

1. Газета "Известия" от 15 октября 1953 г.2. См. теорию контрапункта С. И. Танеева.3. Eduard Hanslik, Vom Musicalisch-Schonen (О музыкально прекрасном), Лейпциг, 1874 (1910).

vibandaka.livejournal.com

«Где учатся на парфюмера» | Натуральная парфюмерия

«Где учатся на парфюмера» и «как стать парфюмером», как оказалось, довольно животрепещущие вопросы.Я попробовала по мере сил написать, как с этим обстоит дело.На мой взгляд для слово «парфюмер» употребляют не только в соответствии со строгим его смыслом, но и более широко.Итак, если оставаться в рамках формально официальных, парфюмер – человек, получивший высшее образование и диплом по специальности «парфюмер». Так же как человек, закончивший медицинский институт и прошедший все положенные интернатуры и проч. – «врач». Закончивший химический факультет и получивший диплом – дипломированный химик, защитивший кандидатскую по химии – химик с ученой степенью. (не будем влезать в международные системы и тонкости с бакалавриатом и прочим, это нам ничем в данном случае не поможет).Вот так.

Второй, более широкий, смысл, который появился только недавно – «парфюмер – человек который делает духи, неважно какое у него образование, опыт работы и каковы его технические возможности».  На мой взгляд, это довольно неточное употребление слова. Я бы назвала людей из этой области ольфакторными художниками. Художник, artist, как и поэт – это, так сказать, призвание, состояние души, художник – тот, кто делает искусство, как-то так.Художники-самоучки тоже могут стать великими – вспомните Гогена. Бродский, как известно, ушел из школьного класса и не вернулся. Всю жизнь занимался самообразованием и даже читал лекции (в том числе Нобелевскую, хаха). Правило ли это? Всякий ли человек с незаконченным средним образованием может стать Нобелевский лауреатом?С другой стороны, дипломированные художники тоже бывают. И, как правило, у них гораздо более широкий спектр умений и мастерства.Известнейший «нос» — Бертран Дюшофур, создает ароматы для массы разных нишевых (и не только) брендов. Нос один, брендов много. Если речь идет не о домашнем крошечном бизнесе, как у натуральных парфюмеров, когда все делается тиражом, исчисляемым сотнями, в лучшем случае, тысячами флаконов, а о производстве, даже маленьком – чаще всего «лицо и автор бренда» и «нос», парфюмер, который делает ароматы – совершенно разные люди. Фредерик Малль, кстати, одним из первых, если не первым, показал это публике, написав на каждом флаконе имя парфюмера, создавшего аромат. До этого публика знать не знала, кто создает композицию.«Профессиональный парфюмер» может решить и решает тысячи задач для совершенно разных людей заказчиков.Получить это профессиональное образование можно в нескольких заведениях.1) Международный институт парфюмерии, косметики и ароматных веществ (ISIPCA)2) Собственные школы у  корпораций Givaudan SA, и Firmenich –  по итогам дают сразу работу внутри корпорации.Как я понимаю, есть еще подобные заведения в Шанхае и в Японии.Собственно, все.Давайте осознаем это.

В любом случае «профессиональный парфюмер» — всегда химик, с законченным высшим образованием при этом. И уж конечно, как правило, люди, прошедшие такой долгий путь не занимаются созданием собственного крошечного дела, в котором, помимо работы с ароматом, есть тонна другой работы – и неквалифицированной и по другим специальностям. Зато они могут создать отдушку для чего угодно, из любых материалов, которая будет работать в заданной химической среде. Или композицию для одеколона. Внутри корпораций есть  разные области работы, и парфюмеры иногда могут переходить из одного сегмента в другой и не считают создание отдушки для освежителя воздуха чем-то зазорным. По словам Любови Берлянской, эвалюатора и специалиста по парфюмерным композициям  в BROCARD, «Часто бывает так, что прежде чем стать великим парфюмером для сегмента fine fragrance,  который  занимается, собственно, духами, человек много работает  в сегменте body home care, создавая функциональные отдушки. И это не «низкий сегмент», это сложнейшая  техническая и технологическая работа».«Профессиональный парфюмер» вне промышленности, вне корпораций и систем – оксюморон. Им нечего делать вне промышленности, они не для того получали образование.  Это все равно что получить диплом MBA Гарвардского университета, но применять свои знания по управлению бизнесом не в корпорации Samsung или Газпром, а открыть в подвальчике богемного района магазин с фермерским хлебом и собственноручно приготовленными паштетами. Не то чтобы такая жизненная коллизия была невозможна в принципе, или человек был бы при таком повороте по определению счастлив или наоборот. Просто обычно, когда говорят «я хочу быть профессиональным экономистом или управленцем» имеют в виду совсем не содержание маленького магазина на грани окупаемости. Хотя это тоже бизнес, безусловно.Все прочие курсы  и программы обучений – это не профессиональное образование в строгом смысле слова. Есть программы обучения при разных парфюмерных школах, которые длятся от часа до нескольких месяцев, но все это – не профессиональное образование. Можно даже получить красивые бумаги-сертификаты, или свидетельства об окончании, но никакой юридической силы они иметь не будут – только памятную и декоративную (что тоже, в общем-то, не мало).Можно считать непрофессиональное обучение вкладом в хобби, самосовершенствованием, хорошим стартом для создания ассортимента своих массажных масел или другого карманного бизнеса.Я не считаю, что только профессиональный парфюмер может создавать прекрасные ароматы. Энди Тауэр, мои любимые натуральные парфюмеры Айала Мориэль или Александра Балахутис– они самоучки и не профессиональные парфюмеры. Но они никогда и не называли себя «профессионалами».Более того, сила человеческого упорства велика, и самоучка может достичь больших высот, приложив усилия и имея талант. Нет ничего зазорного в том, чтобы быть любителем и самоучкой!!! Но это другой путь, хотите профессионализма и возможности работать в индустрии – нужно получить химическое образование и идти учиться в ISIPCA. Слишком сложно? Забудьте словосочетание «профессиональный парфюмер».

На закуску я приберегла цитату из книги «Последний кольценосец» Кирилла Еськова. Тут речь как раз о профессионалах и любителях — поскольку порой словам «профессионал» и «любитель» приписывают еще и этический аспект (и экономический и какой только не!), так что смысловые поля — вещь вообще занятная.—  Постойте-ка… — Вице-директор по оперативной работе озадаченно глянул на своего шефа. — Так вы что же — считаете Тангорна дилетантом? — Не дилетантом, дорогой Джакузи, а любителем. Вам понятен этот нюанс? — Признаться, не совсем… —  Профессионал — не тот, кто в совершенстве владеет техникой ремесла  (с этим-то  у  него  как  раз полный порядок), а тот, кто,  получив  задание, всегда  выдает  конечный  результат,  невзирая  ни  на  какие  привходящие моменты…  А  барон  — так уж случилось — никогда в жизни  не  служил  за жалованье:  он  не  связан ни присягою, ни умберто и привык  к  немыслимой роскоши — делать лишь то, что сам находит правильным. И если окажется, что приказ  противоречит его представлениям о чести и совести,  он  просто  не станет  его выполнять, наплевав на последствия — и для себя лично,  и  для дела.  Сами  понимаете  — такому человеку место не  в  разведслужбе,  а  в вендотенийских монастырях… —  Я, кажется, понимаю, что вы имеете в виду, — задумчиво кивнул Джакузи.—  Барон живет в мире моральных стереотипов и запретов, немыслимых для нас с  вами… (к слову сказать закончил этот блестящий любитель вполне закономерно – выполнив важную, со своей точки зрения, задачу, погиб накануне собственной свадьбы от рук профессионала))

Но вернемся к непрофессиональному обучению – обучению, которое не даст вам возможности делать ароматы для «Шанель», но может принести море удовольствия, знаний и творческих возможностей. Расскажу про обучение натуральной парфюмерии – про область, в которой я разбираюсь и с работами мастеров которой знакома, и в которой я работаю сама (и тоже веду мастерские для любителей).

Непрофессиональное образование в области натуральной пафюмерии

Школа главы Гильдии натуральных парфюмеров Ани МакКой (Anya McCoy)Существуют курсы Мэнди Афтель (Mandy Aftel) и несколько ее книг о натуральной парфюмерии.Есть роскошная книга Айалы Мориэль о натуральной парфюмерии и ее парфюмерная школа в ВанкувереЧарна Этье тоже ведет курсы натуральной парфюмерии, даже и заочные.AbdesSalaam Attar — итальянский парфюмер и хозяин магазина с очень любопытными материалами тоже ведет парфюмерные курсы

Я тоже веду натуральнопарфюмерные мастерские.

Как учиться самим, без всяких курсов? Об этом я напишу в следующий раз!

naturalperfumery.ru

С чего начать | Натуральная парфюмерия

Итак, очередная памятка для  страждущих – «с чего начать делать духи».

Я постараюсь очертить круг направлений, с уверенного освоения которых, как мне кажется, стоит начинать. Конкретных ссылок практически  не будет – потому что все материалы можно найти. И поверьте мне (правда!) на поиск вы затратите раз в тридцать-пятьдесят меньше времени, чем на само освоение. Поэтому стоит сразу прикинуть: не готовы тратить время  и усилия – не стоит и начинать. В сообществе  натуральной парфюмерии ru_naturperfume есть тэги «faq» «начинающим» «полезные ссылки».

Начну, прежде всего, с того, что умение делать духи ничем не отличается от любого другого умения – рисовать, писать стихи, лепить, высекать из мрамора. То есть, по сути, представляет собой  мастерство, навык. Практическое умение, которое образуется только в процессе работы. Можно прочитать сотню книжек о том, как правильно рисовать – но научитесь ли вы рисовать?

Итак, часть практическая – подбираем палитру, самые простые инструменты и пару лет запоминаем цвета и рисуем  гипсовые кубики  и яблоки на синих, красных и зеленых холстах при разном освещении. Потому что даже если вы прочтете, что «для гармоничного сочетания нужно брать 2 части ветивера и 1 часть розы» – что вам это даст, в самом деле, кроме массы вопросов  вроде «каковы же представления автора о гармонии» и «какой именно розы»?

Мастерство – это умение уверенно воспроизводить полученный результат. В парфюмерном смысле Вам нужно, чтобы а) ваша память точно отображала все имеющиеся у вас материалы в линейном временном раскрытии, б) Их сочетания – в начале простые, а затем более и более сложные, отображались в уме так же верно и точно. Это дается десятками и сотнями повторений простых упражнений.

Композитор, чтобы мочь записать мелодию, возникшую в голове, должен точно знать и ноты и нотную грамоту.  И нет, сочиняющие не сидят и не тыкают пальцем в клавиши «в поисках нужной ноты».

Кроме умения чисто практического, вам понадобится и теоретическая база. Что такое эфирные масла, абсолюты и конкреты, как получаются и чем отличаются друг от друга, что такое растворимость и в чем они вообще растворяются и почему. Что такое дистилляция и как она проходит, чтобы понимать, например, чем иланг иланг комплит отличается от  иланг иланга экстра.  В принципе школьного учебника химии может хватить.  Если не хватит – опять же, в сети полно материалов. Что такое полярные и не полярные вещества. Как готовить растворы,  в чем разница разведений по весу и по объему.  Какие растворы смешиваются друг с другом, а какие- нет. Хорошая вещь – умение обращаться с пропорциями – опять же, школьный учебник математики в помощь. А то я регулярно сталкиваюсь с тем, как из 10% растворов хотят смешать духи с концентрацией 30%. Почему и какие абсолюты твердые, как разводить и отмерять их. Детального знания органической химии не нужно, но что представляют собой основные классы соединений — альдегиды, спирты и дт и каковы их свойства нужно все-таки знать, чтобы понимать, например, что такое хемотип и чего 40-42 в лаванде 40-42.

ВСЕ что вы делаете, нужно записывать – поверьте, это упростит процесс формирования навыка.  Этикетки на всех флаконах и бутылках с разведенными ингредиентами обязательны. Нет формулы – нет духов, нет возможности осознать, что вы сделали так а что нет, где повторились а где новая удачная находка. Нет формулы – нет ничего.

Вторая часть любой творческой работы – помимо умения выразить нечто, нужно еще иметь, что выражать. Как и зачем.  И если с первым  (что сказать) никто помочь не в силах, со вторым – нам в помощь вся история. То есть,  необходимы сформированные представления о том, что хорошо,  что плохо и как это вообще бывает на свете. В данном случае – в парфюмерном плане. Студенты – художники перерисовывают гипсовые торсы в Пушкинском музее и копируют картины великих мастеров.  Делая поправку на то, что тут речь идет о натуральной парфюмерии, мы можем сделать  вывод, что прямая копия не будет возможна по определению – все доступные нам классические ароматы содержат синтетические молекулы. Но изучение их, тем не менее, необходимо для развития эстетического чувства, которое послужит компасом в мире ароматов.  В сообществе я уже давала ссылку: 100 ароматов, которые каждый парфманьяк должен попробовать  — список Palom’ы.  Список хорош в качестве ориентира, читайте еще и  комментарии. Я бы сказала что совсем-пресовсем обязательны первые 26, и добавила  бы Shalimar, Samsara,  Aramis, Nuit de Noel,  все не самых последних выпусков.   Или   у  Виктории  boisdejasmin   серия текстов на английском,а у Полины   — тексты на русском языке, перекликающиеся с текстами Виктории и со своими примерами. Как я замечала, это не натуральная парфюмерия.  Но ориентиры у нас есть только эти — tсли мы вообще говорим о духах, а не об ароматерапии. Тем не менее, и оставаясь в рамках натуральных ингредиентов, можно пытаться воспроизвести дух знаменитых ароматов. Делая поправку на ветер – так, как если бы вы перерисовывали акварель масляными красками. Картина будет другая, но сохранение общего эстетического посыла – и есть  задача, развивающая творческое сознание.

Меня, возможно, спросят – «а вот без этого всего можно?» и я скажу – «кто же вам запретит»! Конечно можно! Можно делать что угодно в свое удовольствие. Моя памятка – для тех, кто задается вопросом «Мне нравится то что я делаю, но насколько это хорошо? Можно ли это хотя бы подругам показывать?» Я считаю, что оценивает себя прежде всего сам человек.  Но если встает вопрос о важности оценки со стороны – что ж, вот путь, пройдя который мы хотя бы можем сказать «я сделал то, что было в моих силах, теперь пусть оценят они».

naturalperfumery.ru

Обучение натуральной парфюмерии - Натуральная парфюмерия

Прошлой зимой я посещала занятия по натуральной парфюмерии, которые ведет lasgunna. Занятия длились более двух месяцев, по одному занятию в неделю, с домашними заданиями.

Что они мне дали: во-первых, знания. Лечебные, парфюмерные и магические свойства всей палитры ароматов; происхождение, и история применения растительных ингредиентов, из которых извлекают ароматические субстанции; современные производители эфирных масел и абсолютов; цены и возможность сравнить на практике масла тех или иных производителей; определять разницу в качестве масел; уметь отличить натуральное масло от подделки. Химию ароматических веществ и их соединений - что, с чем, как и почему сочетается или не сочетается; почему иные смеси распадаются на фазы и что происходит с ними в этот момент. Способы извлечения ароматов из растительного материала - мацерация, паровая дистилляция, экстракция, холодный отжим. Основы парфюмерной композиции - чем отличаются духи от ароматерапевтической смеси; что такое базовые, сердечные и верхние ноты аромата; время испарения разных ароматических ингредиентов и их расположение в ароматической композиции; дозировки тех или иных масел и их значение в составлении композиции; созревание и фильтрация готовых духов. Разновидности самих духов - спиртовые, масляные и твердые восковые духи и разница между ними. Культурный контекст - ароматные растения и их использование в культурах разных стран; старинные рецепты и сочетания; ароматы в поэзии. Ароматы в магии и астрологии - соотношения ароматов со стихиями, планетами и знаками; магические и лечебные свойства ароматов и растений из которых их получают.

Во-вторых - практика. Палитра ароматов, которую Лагуна выдает ученикам на первом занятии и возможность самостоятельно изучать их свойства и экспериментировать с ними. Начиная с близкого и тщательного знакомства с каждым ароматом в отдельности; составления простых сочетаний; умения слышать как звучит тот или иной аромат - в разных сочетаниях друг с другом; определять ошибки, допущенные при смешивании. Потом более сложные сочетания и более смелые эксперименты; первые пробы в парфюмерии, первый опыт, первые удачи и неудачи. И - первые духи, сделанные самостоятельно - это неповторимое чувство.

Теория и практика, химия и поэзия ароматов, постоянная работа с ними - теперь прочно вошли в мою жизнь и во многом изменили ее. Я уже уверенно работаю с ними, мне нравится то, чем я занимаюсь. Нравится это и другим людям - тем, кто приходит послушать мои духи, покупает первые пробники и возвращается вновь. И я бесконечно благодарна Лагуне - как наставнику и другу, ее терпению, ее знаниям, ее урокам. И, по-моему, успехи ученика - лучшая похвала учителю *)

Лагуна довольно регулярно набирает курсы и обучает людей натуральной парфюмерии, эти курсы плодотворны и уникальны в своем роде, на данный момент в России - она единственный человек, который учит этому в таком объеме. И всем, заинтересовавшимся этой темой - я всячески рекомендую эти курсы посетить *)

Подробнее об обучении у Лагуны читайте здесь:http://lasgunna.livejournal.com/310593.html

ru-naturperfume.livejournal.com

Обучение натуральной парфюмерии - Путешествие в Пунт

Прошлой зимой я посещала занятия по натуральной парфюмерии, которые ведет lasgunna. Занятия длились более двух месяцев, по одному занятию в неделю, с домашними заданиями.

Что они мне дали: во-первых, знания. Лечебные, парфюмерные и магические свойства всей палитры ароматов; происхождение, и история применения растительных ингредиентов, из которых извлекают ароматические субстанции; современные производители эфирных масел и абсолютов; цены и возможность сравнить на практике масла тех или иных производителей; определять разницу в качестве масел; уметь отличить натуральное масло от подделки. Химию ароматических веществ и их соединений - что, с чем, как и почему сочетается или не сочетается; почему иные смеси распадаются на фазы и что происходит с ними в этот момент. Способы извлечения ароматов из растительного материала - мацерация, паровая дистилляция, экстракция, холодный отжим. Основы парфюмерной композиции - чем отличаются духи от ароматерапевтической смеси; что такое базовые, сердечные и верхние ноты аромата; время испарения разных ароматических ингредиентов и их расположение в ароматической композиции; дозировки тех или иных масел и их значение в составлении композиции; созревание и фильтрация готовых духов. Разновидности самих духов - спиртовые, масляные и твердые восковые духи и разница между ними. Культурный контекст - ароматные растения и их использование в культурах разных стран; старинные рецепты и сочетания; ароматы в поэзии. Ароматы в магии и астрологии - соотношения ароматов со стихиями, планетами и знаками; магические и лечебные свойства ароматов и растений из которых их получают.

Во-вторых - практика. Палитра ароматов, которую Лагуна выдает ученикам на первом занятии и возможность самостоятельно изучать их свойства и экспериментировать с ними. Начиная с близкого и тщательного знакомства с каждым ароматом в отдельности; составления простых сочетаний; умения слышать как звучит тот или иной аромат - в разных сочетаниях друг с другом; определять ошибки, допущенные при смешивании. Потом более сложные сочетания и более смелые эксперименты; первые пробы в парфюмерии, первый опыт, первые удачи и неудачи. И - первые духи, сделанные самостоятельно - это неповторимое чувство.

Теория и практика, химия и поэзия ароматов, постоянная работа с ними - теперь прочно вошли в мою жизнь и во многом изменили ее. Я уже уверенно работаю с ними, мне нравится то, чем я занимаюсь. Нравится это и другим людям - тем, кто приходит послушать мои духи, покупает первые пробники и возвращается вновь. И я бесконечно благодарна Лагуне - как наставнику и другу, ее терпению, ее знаниям, ее урокам. И, по-моему, успехи ученика - лучшая похвала учителю *)

Лагуна довольно регулярно набирает курсы и обучает людей натуральной парфюмерии, эти курсы плодотворны и уникальны в своем роде, на данный момент в России - она единственный человек, который учит этому в таком объеме. И всем, заинтересовавшимся этой темой - я всячески рекомендую эти курсы посетить *)

Подробнее об обучении у Лагуны читайте здесь:http://lasgunna.livejournal.com/310593.html

vibandaka.livejournal.com