Абсолютный дух, дух субъективный и объективный. Абсолютный дух в философии


Абсолютный дух.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru

314

цель стала реальностью. Всемирная история — это не арена счастья, напротив, как раз те люди, Гегель называет их всемирно-историческимиличностями, которые максимально выражают в своих действиях цели всеобщего духа, приносят себя в жертву истории и оказываются глубоко несчастными в своей личной судьбе. Пусть это обстоятельство служит утешением тем, кто в этом нуждается, говорит философ. При этом всемирноисторические личности получают у Гегеля право относиться к другим людям не лучше, чем к самим себе, игнорировать их чувства и стремление к счастью: «Такая великая личность бывает вынуждена растоптать иной невинный цветок, сокрушить многое на своем пути» (1: 8, 31 — 32). И все это ради того, чтобы разум или всеобщее достигали своей цели и реализовывали себя в действии, а следовательно, реализовывали себя как свободу.

Главное для истории — это именно деятельность людей, прокладывающая дорогу разуму и при этом позволяющая им осуществлять свою собственную свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы, прогресс, который мы должны познать в его необходимости» (1:8, 19). Это движение в истории требует от народа огромных усилий, прежде всего в достижении государственного состояния, ибо «во всемирной истории может быть речь только о таких народах, которые образуют государство» (1: 8, 38), но от всемирно-историческогонарода требуется также участие во всестороннем развитии человеческого духа, с тем чтобы образовать своей деятельностью ступень в движении всемирного духа. Таких этапов, или ступеней духа, образующих в ходе истории свой особый исторический мир, Гегель выделяет четыре: восточный мир, греческий мир, римский мир и германский мир,

411

под которым Гегель понимает мир, созданный германскими народами на развалинах Римской империи, т. е. европейский, христианский мир.

Прогресс при движении всемирной истории с Востока на Запад выражается в том, что «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны» (1: 8, 98). Провоцируя обвинения в европоцентризме со стороны современных исследователей, философ утверждает, что «лишь германские народы дошли в христианстве до сознания, что человек как таковой свободен, что свобода духа составляет самое основное свойство его природы» (1: 8, 18). Лишь в германском мире, т. е. в современной Гегелю Европе, «свобода нашла себе опору, свое понятие о том, как осуществлять свою истину. В этом состоит цель всемирной истории...» (1:8, 104). Эту опору она находит в философии Гегеля, и, следовательно, цель истории оказывается в себе уже достигнутой благодаря деятельности философа.

Таким образом, философия истории завершается фактически в гегелевской современности, но это не означает, что Гегель считал свою современность высшим совершенством, и тем более не означает того, что он полагал дальнейшее историческое движение невозможным. «Конец истории» — это конец именно философии истории, которая продемонстрировала разумность истории и тем самым примирила человека с его исторической судьбой. Свое дальнейшее развитие человеческий дух должен искать уже не в исторических деяниях, а в вечных творениях искусства, в религии как такой области, «в которой народ выражает свое определение того, что он считает истинным» (1:8, 48), или же в философии, т. е. в области абсолютного духа.

Абсолютный дух. Искусство как форму абсолютного духа отличает наличие внешнего бытия в виде произведения искусства, располагающегося между его создателем и ценителем. С другой стороны, искусство для Гегеля есть форма знания, и как таковое оно нацелено на исключительно духовное, свободное от всякой внешности постижение Абсолюта. Поэтому искусство располагается философом в сфере свободного и чистого абсолютного духа, но при этом имеет выражение во внешнем, природном бытии. «Вдохновение художника проявляется как некоторая чуждая ему сила, как несвободный пафос; творчество в самом себе имеет здесь форму природной непосредственности, оказывается присущим гению как данному особенному субъекту, и в то же время представляет собой работу, связанную с техникой»(7: 3, 385). В этом противоречии между внешней формой и внутренним духовным содержанием состоит источник развития искусства: от классического через возвышенное, или символическое, к романтическому, и его форм: от архитектуры и до поэзии. «Связь духовной

studfiles.net

Презентация на тему: Абсолютный дух

«Абсолютный дух» проявляется в трех формах: как конкретное созерцание, красота, в искусстве, как представление в религии, как понятие в философии. Философское понятие, «мыслящая себя идея», по Гегелю, – наиболее совершенная форма самосознания абсолютной идеи. История философии является завершающей частью системы Гегеля. Каждая исторически существовавшая философская система соответствуеткакой-либокатегории Логики и в то же время выражает специфическое культурное содержание определенной эпохи. Процесс самопознания абсолютной идеи, начавшись с Логики, чистого мышления, Понятия, завершается философским понятием, абсолютным знанием.

Философия истории

Главным фактором развития истории является Мировой дух, который пытается познать свою сущность, т.е. идею свободы. Мировой разум – сила, способная осуществить себя. Благодаря этому убеждению «исчезает иллюзия, будто мир есть безумный, нелепый процесс». Именно этот смысл заключается в знаменитом изречении Гегеля:«Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно». И еще более радикально: «Все, что разумно, то неизбежно».

Эти формулировки показывают, что философ был далек от оправдания всего существующего как разумного.

Стадии развития Мирового Духа

 

 

 

Древний Восток

 

Древняя Греция

 

(свободны некоторые)

(свободен один)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Германский мир

(свободны все)

Философия истории

ХИТРОСТЬ МИРОВОГО РАЗУМА

В истории действуют люди, и ничто не совершается без их интересов, целей, страстей. Однако, ища и добиваясь своего, индивидуумы и народы оказываются средствами мирового разума, действующего как бы «за спинами людей». Осуществляя свои цели, люди часто получают дополнительный результат, которого они не предвидели и не желали, но который закономерно вытекает из объективных условий их жизни. Гегель глубоко понимает связь исторической закономерности и свободной деятельности людей, отказываясь от наивного взгляда на исторические события как результат произвола, показывая объективную обусловленность человеческой деятельности.

При этом, однако, всеобщее оказывается гораздо более значимым, нежели частное и индивидуальное, и Гегель бестрепетно констатирует, что в процессе осуществления мирового разума «индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель».

Заключение

Гегелевская философия со своей всеобъемлющей систематизацией является переработкой всего мыслительного материала человеческой истории, и в этом заключается ее всемирное непреходящее значение. Благодаря этому обстоятельству не только культура, человеческое познание, но и весь мир предстают как связное целое, находящееся в непрерывном процессе развития. Диалектический метод, показывающий, каким образом человеческое сознание преобразуется посредством самого себя, – не что иное, как изображение исторического процесса человека.

Литература

1.Гегель Г.В.Ф. Кто мыслит абстрактно? // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., 1970. Т.1.

2.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1992. Гл.: Самосознание.

3.Нерсесянц В.С. Гегель. М., 1979.

4.Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М., 1987.

5.Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1988.

6.Философия Гегеля: проблемы диалектики: Сб. ст. / Отв. ред. Л.Н. Суворов. М., 1987.

7.Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990.

8.Лазарев В.В., Pay И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. М., 1991.

9.Волков Г. Сова Минервы. М., 1985.

studfiles.net

Понятие духа в философии Гегеля. Абсолютный дух.

Философия Понятие духа в философии Гегеля. Абсолютный дух.

просмотров - 36

Универсум, как он рассмотрен Кантом, имеет, условно говоря, два полюса: а) одним полюсом является субъект, определяющий структуру феноменальной (данной нам на опыте) реальности; б) другой полюс – «вещи в себе», реальность как она есть, независимо от условий нашего восприятия ее.

У Гегеля, поскольку он отказывается от понятия «вещей в себе», полюс остается только один. И субъект у Гегеля определяет структуру всœей реальности (одной единственной). Мир у Гегеля оказывается продуктом активности субъекта. И эта активность субъекта принято понимать не как чисто познавательная активность, а в некоем более широком смысле, - как деятельность вообще.

Но субъект, о котором говорит Гегель – не совсœем человек. Гегель как бы усмотрел за плечами конкретного субъекта (единичного человека) – субъекта абсолютного. Его то он и рассматривает в качестве первоначала.

Итак, основное понятие философии Гегеля – Абсолютный дух (Абсолютный субъект). Именно продуктом его активности является, согласно Гегелю, мир.

Конкретный эмпирический индивид рассматривается Гегелœем как проявление, момент существования этого Абсолютного индивида. По отношению же к конкретному индивиду, Абсолютный дух является его сущностью.

Спрашивается, каким образом Гегель перешел от конкретного единичного человеческого субъекта к субъекту абсолютному?

Конечно, можно сказать, что это переход – произвольное («взятое с потолка») обесконечивание, «метафизический момент» в философии Гегеля (это так, если смотреть с позиции Фейербаха или Кьеркегора, или, к примеру, Ницше).

Но с другой стороны, не так трудно понять, что имеет в виду Гегель. Ведь, когда мы мыслим, кто-то мыслит, - он мыслит себя не как конкретного Петрова, Сидорова и т. д., но как представителя чего-то большего, что во мне (этом) (человеке) сказывается, как носителя разума, как носителя духа. Себя в своей абсолютной единичности ты вряд ли схватываешь разумом (единичное вообще невозможно помыслить, как показывает Гегель[1]).

Итак, Гегель «разглядел» (или домыслил) стоящий за конкретным индивидом Абсолют. Абсолютный дух Гегеля во многом похож на Бога религии. Точнее, наоборот: Гегель пишет, что религия во многом угадала сущность духа, того первоначала, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ лежит в основе всœего существующего. Но не совсœем.

Религия рассматривает Бога (или богов) как нечто вечное и неизменное. Но неизменность, как убежден Гегель, не может быть сущностью духа (вечность – да, но не неизменность).

В философии Гегеля, конечно, много теологизма, в Гегелœе много от богослова – догматика. Особенно это становится заметно у позднего Гегеля, когда его философия приобретает характер законченной системы. Но в чем радикализм, принципиальная новизна гегелœевской мысли?

Скажем так: всœе философы до Гегеля, включая Канта͵ предполагаемое первоначало (суть всœего) понимают по аналогии с вещью. А Гегель делает чрезвычайно мощную и успешную попытку помыслить первоначало по аналогии с человеком.

Что здесь имеется в виду? Отвлечемся на время от сформировавшегося философского языка. Человеческий взгляд всœегда естественным образом изначально устремлен на вещи (на некое сущее). Вещи более или менее неизменны (но всœе же изменяются, возникают и бывают уничтожены). И в связи с этим его стремление к познанию мира воплощается в поиске Первоначала, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ лежало бы в основании всœех этих вещей, и было бы неизменным вполне. Это Первоначало может быть истолковано как материалистически (как Природа, некое первовещество), так и в духе Платона (как некое духовное бытие, постижимое разумом). Но и платоновская «идея» всœе же сохраняет нечто общее с вещью. А именно: она неизменна (и в этом ее достоинство), в связи с этим-то она и может лежать в основании всœего существующего. «Идеи» Платона (точно аналогично тому, как «фюсис» ранних греков, или «субстанция» Декарта), по сути, представляют собой некие «сверхвещи» (нечто, более стабильное, чем вещи, и в связи с этим могущее лежать в их основе).

Естественным образом человеческий взгляд устремлен на вещи и понимает всœе существующее по аналогии с ними. А теперь повернем взгляд на 180 градусов (если это возможно). Чем я, человек, отличаюсь от всœего прочего сущего? Я не вещь (по крайней мере, отчасти). Почему вопрос «что такое человек?» такой неотвечаемый (дурацкий и неблагодарный вопрос)?

Потому (как пишет Гегель[2]) что сущность человека (индивида) не выражается через перечисление каких-то конкретных характеристик. Сущность вещи – в том, что она такая-то и такая-то (вот стол, его сущность в том, чтобы быть столом, он существует для того, чтобы за ним ели или занимались, и он от этой своей сущности никуда не денется), а сущность человека в том, что он свободен. То есть, принципиально изменчив и принципиально активен. Сущность человека (если здесь уместно говорить о сущности) – в том, что он деятель. Он – то, что он из себя сделал (и может переделывать столько раз, сколько сочтет нужным), и живет он в мире, который сделал сам для себя (подстроив под себя, приспособив).

Конечно, для конкретного человека это верно более или менее, он более или менее не является рабом обстоятельств и себя самого. Но всœе-таки, он мыслит свою суть именно в этом (он – человек, поскольку это так). И Гегель, можно сказать, эту человеческую сущность абсолютизировал (помыслил как нечто отдельно существующее и поистинœе существующее, обесконечил): сущность духа, по Гегелю - ϶ᴛᴏ абсолютная свобода, чистая активность, деятельность, бесконечное, само собой управляющее становление.

[1] О невозможности помыслить единичное см. «Феноменология духа», глава «Чувственная достоверность. Или «это» и мнение»

[2] См. Гегель, «Феноменология духа», глава «Наблюдение самосознания в отношении к своей непосредственной действительности: физиогномика и френология».

_______________________________________________________________________

oplib.ru

Абсолютный дух, дух субъективный и объективный.

Поиск Лекций

(1770-1831) Говорит об исторической природе человеч сознания. Развивает аристотелевский принцип приоритета целого над частным на материале развития личности и общества. Не история объясняется действиями отдельных индивидов, а их индивидуальное сознание и духовные способности должны быть поняты из анализа целостного историч процесса. Историч процесс, отдельные явления природы, общества или сознания выступают у Г. объективизацией единого «духа» - абсолютного саморазвивающегося целого. Идея о социальной структуре деят-ти: сознание индивида выступает своеобр отражением общественного родового самосознания, развивающегося по законам развития «духа», не зависимым от воли и желания отдельных людей, а наоборот, детерминирующим волю и мышление индивидов. Г. усматривает «хитрость божественного разума» в том, что он якобы даёт возм-ть каждому чел-ку действовать сообразно своим индивид-м целям и потр-ям, но в рез-те усилий отдельных людей получается общий рез-т, соотв не их желаниям, а необходимой логике абсолютного духа. Разв-е индивид-ного сознания сокращённо воспроизводит ступени, исторически пройденные общечеловеч сознанием. Пооцессом, в кот форм-ся сознание чел-ка явл соц организованная деят-ть, обществ труд. Преобразуя окруж предметы в соотв со своими целями и задачами, чел-к как бы опредмечивает себя в мире, но и подстраивается под св-ва этих предметов – через их требования распредмечивает свёрнутые в них духовные способности и строит свою личность по родовой логике. Т.о. чел-к формируется как рез-т собств деят-ти. Деят-ть – это не замкнутая в себе система индивидуальной деят-ти, а общественно детерминированный процесс.

Идея о движении абсолютного «духа», воплощающегося в движении материального мира, явл своего рода мистифицированным отображением картины деят-ти чел-ка. Г. при оценке взаимоотн-ия практич и духовной деят-ти чел-ка исходил из позитивистской картины напоср-ого воспр-я. Представление о реализации изначального «духа» в материальные формы. Если у Аристотеля в кач-ве абсолютной целостности, детерм-щей движение всех процессов, выступала матер-я Вселенная, то у Г. такой целостностью стал бестелесный «дух», абсолютная божеств-я идея. философия объективного духа (под объективным духом Гегель имеет в виду разум, рассмотренный в его действии в мире). Выражениями объективного духа являются мораль (этическое поведение в его применении к индивиду) и этика (проявляющаяся в этических институтах, таких, как семья, общество и государство). Искусство, религия и философия как высшие достижения разума принадлежат царству абсолютного духа.

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля — отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.

Абсолютная идея — это:

— единственно существующая подлинная реальность;

— причина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

— мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Человек в онтологии Гегеля — это носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Человек есть «конечный дух» мирового духа.

Другой ведущий принцип гегелевской системы — способность духа к движению и развитию.

Абсолютная идея развивается через противоречия от абстрактного к конкретному состоянию. Конкретное состояние означает полноту ее самореализации и достижение ею абсолютного тождества бытия и мышления, которое на протяжении всего пути было еще неполным, относительным, в определенной мере потенциальным. На этом пути Идея отчуждает себя в природу, а потом возвращается к себе, в человеческое мышление и историю человеческого общества, проходя при этом ступени субъективного, объективного и абсолютного духа.

Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека.

Объективный дух — следующая ступень духа — «дух общества в целом». Выражением объективного духа являются право, нравственность, гражданское общество, государство.

Абсолютный дух — высшее проявление духа. Выражением Абсолютного духа являются:

искусство; религия; философия.

Представления Г. о социально-историч детерминации человеч психики активно развив в философии 19 в, а в Ψ они находят отр-е только в 20 в.

 

Психоанализ и психотерапия конца 20 века.Огромное развитие проделал психоанализ в 20-ом веке, какое культурное воздействие он оказал и насколько глобально он изменил наше обыденное сознание. Можно лишь отметить, что фрейдовское опасение, что в будущем (во второй половине 20-го века) психоанализ окажется всего навсего одним из многих методов терапии, который разве что иногда будет упоминаться в учебниках по психиатрии или психотерапии, но никакого другого значения иметь не будет, явно не оправдалось. Не наступило и пугающего явления, когда бы люди почувствовали обременительность предаваться своим воспоминаниям, считая встречу с самими собой лишь пустой растратой времени. Использование Фрейдом в теории преимущественно подхода с точки зрения влечений сменилось позицией, в которой первостепенное внимание стала занимать психология Я, хотя на неё обращал внимание и сам Фрейд в последние годы своей жизни. Человек не безнадёжно подвержен власти иррациональных страстей, имеющиеся в его распоряжении силы сферы Я, как, например, разум, позволяют человеку овладевать своими аффектами и импульсами-влечениями. А затем на передний план в теории всё больше стал выступать аспект межличностных отношений. Появившаяся в 60-ые годы 20-го века психология Самости больше внимания стала уделять переживаниям человеком своей Самости, то есть переживаниям и чувствам, связанным с Самооценкой, постулируя, что наши действия регулируются не только наслаждением и неудовольствием, как считала классическая психология влечений, но в точно такой же степени определяются принципом, неразрывно связанным с ощущением благополучия, уверенности и роста самооценки. Тезис о том, что человеческая «судьба влечений» формируется в столкновениях с условиями культуры, всё больше уточнялся на протяжении всего 20-го века. В наше время психоанализ, по-видимому, более важен, чем это было в начале 20-го века. И хотя психоанализ упоминается в многочисленных романах, театральных пьесах и кинофильмах, а психоаналитические выражения нашли себе место в повседневной жизни, вряд ли можно говорить об особой к нему любви. Именно поэтому и не замечается, что сегодня психоанализ практикуется во всём мире, что по оценке разных экспертов существует 20-30 000 практикующих психоаналитиков, что существует 70-80 интернациональных профессиональных журналов и что только в одной Германии существует сотня кафедр психоанализа, чаще всего в области психосоматической медицины.

Изящество феноменологических, диагностических, психодинамических и лечебно-технических подходов в психоанализе основывается на накапливающемся опыте, на успешно проведённом психоаналитическом лечении и на постоянно продолжающемся увеличиваться богатстве идей, охватывающем целое столетие. В качестве традиционного метода психоанализ необходимо защищать, иначе может наступить такой день, когда весь психоанализ сведётся к довольно жалкому остатку идей, да и в качестве прагматического отрезка какой-либо «более интегральной» психотерапии его могут ограничить даже в деле исследования бессознательного.

Поэтому психоаналитический исследователь и психотерапевт нуждается в строгом соблюдении рамок сеанса, в которые вряд ли кто-либо сможет вмешиваться. Существует и опасность давления со стороны профессиональных психотерапевтических обществ, требующих приводить доказательства эффективности лечения.

 



poisk-ru.ru


Смотрите также