«Бабадук»: когда ты - монстр. Бабадук история духа
История появления Бабадука — фанфик по фэндому «Бабадук»
ficbook.net
Мистер Бабадук (книга) | Злодеи вики
Это страница о предмете. Про существо с таким же именем здесь.
ВниманиеИнформация или отсылки в данной статье могут содержать материалы, не рекомендуемые к ознакомлению для лиц, не достигших 16 лет |
“ | Скажи о нём, издай лишь звук — и не исчезнет Бабадук. | „ |
~ Первая фраза из Мистер Бабадук |
Мистер Бабадук (англ. Mister Babdook) — сверхъестественная книга, которая служит основным средством вызова существа Мистера Бабадука из фильма 2014 года Бабадук.
Книга появляется у семьи Амелии спустя почти семь лет после смерти её мужа, Оскара. У Амелии не может сжиться с потерей, и также у неё нарастающие проблемы с сыном, Сэмом. Однажды, когда сын выбирает книгу на ночь, он берёт неизвестно откуда взявшуюся книгу. Амелия соглашается, но чем дальше идёт книга, тем жёстче в ней повествование. Она выбрасывает книгу, но Сэм начинает параноить, считая, что титульный монстр книги, Мистер Бабадук, реален.
Вскоре после этого, начинают происходить странные явления, в том числе поведение Сэма становится ещё хуже. Он обвиняет в происходящем Мистера Бабадука, и тогда мать разрывает книгу и выбрасывает в урну.
На следующий день Амелия находит склеенную книгу на пороге. Также там появляются другие слова, в которых говорится, что Бабадук становится только сильнее, если отрицать его существование. Затем нам идут изображения Амелии, сошедшей с ума и убивающей семейную собаку, Сэма и, наконец, себя. Ужасаясь, Амелия сжигает книгу и идёт в полицию, считая, что её преследуют, но из-за отсутствия книги ей не верят.
Двинувшись умом из-за книги, Амелия всё-таки убивает собаку и нападает на Сэма. Ему получается изгнать из мамы Бабадука, после чего она побеждает свой страх, победив тем самым и самого Бабадука, которого Амелия умудряется поселить в подвал.
Силы и способностиПравить
Когда книга будет прочитана, она вызывает Бабадука, который начинает преследовать своих жертв. она также может показать будущее, так как она предсказывает некоторые действия, который в будущем сделают жертвы. Она также, по-видимому, неуязвима, потому, что если её порвать или сжечь, она всё равно восстановится.
Книга представляет собой обычную книгу с красной обложкой с чёрным силуэтом и именем мистера Бабадука. В книге достаточно чёрных, белых и серых двигающихся рисунков Бабадука и его жертв, как правило, в упрощённом стиле. Изображения все жестокие и/или тревожные.
ru.zlodei.wikia.com
«Бабадук»: когда ты - монстр
Живет на свете молодая женщина Амелия с шестилетним ребенком Сэмуэлем. Она работает в доме престарелых, зарабатывая на жизнь ровно столько, сколько нужно для того, чтобы не умереть с голоду: ни тебе шикарных праздников, ни ремонта в большом и пустом доме, ни путешествий с семьей в далекие жаркие страны.
Был бы у нее муж, все было бы по-другому, но он погиб в автокатастрофе почти семь лет назад, когда вез ее в роддом. Получилось, что в день рождения их сына женщина осталась совсем одна, поменяв одну любовь на миллион на другую. И теперь один день похож на другой, серые и пустые комнаты дома захламлены всякого рода одеждой и прочими скучными вещами, а в подвале хранятся десятки фотографий, предметы гардероба и прочие любимые вещи ее ушедшего мужа.
Сказать, что она по нему скучает — ничего и никому не сказать. За эти долгие годы у нее даже романа никакого не было: только работа, сын и сестра, которая не приходит на порог ее дома да и вообще старается поддерживать отношения с Амелией на минимуме эмоциональных затрат. Да, она читает ее странной, одинокой и психологически неуравновешенной женщиной с эмоционально нездоровым ребенком, который не общается со сверстниками, хулиганит в школе, постоянно сооружает какие-то странные орудия в борьбе против монстров и устраивает ор на всю округу, если ему не верят, что призраки существуют на самом деле.
Сэмуэль очень непростой мальчик, но его можно понять: рядом с ним нет мужчины, который мог бы воспитать его согласно требованиям времени. Несмотря на свой юный возраст, он считает, что должен нести ответственность за свою мать, которую некому защитить от пугающей опасности: злобных монстров под кроватью, ибо ничего страшнее в жизни для Сэма не существует. Он не знаком с несправедливостью мира, не знает о всех его подводных камнях, но в своем одиночестве с мамой несчастнее этого ребенка найти кого-то сложно.
Тем более, если на подсознательном уровне малыш ощущает, что мама его не любит.
Да, она старается быть хорошей мамой, но стараться и быть — это разные вещи. Тем более, когда ты через весь экран ощущаешь это непреодолимое желание вырваться на свободу, пожить отдельно от сына, вернуться в то беззаботное прошлое, где ей было хорошо. Это видно по тем моментам, когда она, пока сын находится у ее сестры, а Амелию отпустили пораньше с работы, ходит мимо витрин супермаркетов, кушает мороженое, сидя на лавочке, и безгранично счастливо улыбается.
В школе у Сэма тоже не все гладко: не так давно он подрался с одноклассниками, ведет себя агрессивно, а потому учительский совет принимает решение поставить над ним надзирателя и изолировать ребенка от общества, как психически неуравновешенного. Система образования просто поражает, потому что никто не желает увидеть боль и страдания молодой матери, понять всю тяжесть ее существования, сложную атмосферу, витающую в семье, и помочь ей справиться с трудным ребенком. Тем более, что Сэму нужно всего ничего: внимание, уважение, возможность, чтобы его слушали, слышали и защитили от всего пугающего.
Вместо этого общество еще больше изолирует мать и ребенка, ограничивая их не только в общении, но и в поддержке, в эмоциях. Школа ставит крест на маленьком ученике, сестра Амелии игнорирует свою родственницу, относится к ней предвзято и даже с ненавистью, чему учит и свою дочь, которая регулярно дразнит Сэмуэля по поводу того, что его отец намеренно ушел от него на небо, чтобы просто не жить с таким «уродом». На работе же идет явная травля Амелии, которая не может дать любви и заботы старикам, исполнять свои обязанности с огоньком, а не как бездушная машина.
Зато на фоне серости и унылости жизни Амелии бушует яркая жизнь, полная любви, страсти, гармонии. Эти целующиеся парочки, разговоры знакомых о мужьях и путешествиях, праздники, которые устраивают знакомые и Амелии. Даже по телевизору, на который то и дело отвлекается женщина, как будто назло показывают все про любовь. Кто выдержит такой напор, если пространство даже заполнено любовью. а тебе не выделили и кусочка? Как растопить застывшее сердце, если никому и дела нет до твоей беды?
Когда в последний раз сестра спрашивала ее о муже, о том, что Амелия чувствует? Никогда. Да и сама женщина будто бы боится проронить хоть слово о своей потере в безвозвратную тишину. Никому, никогда - и потому нет ни любви, ни счастья, ни воздуха.
Откуда ей взять то самое тепло для работы и жизни, если она находится в эмоциональном стопоре, коконе, замкнувшись в своем одиночестве, горе и тайных страшных мыслях о том, что не любит своего ребенка? Она сама похожа на своих подопечных, застрявших во времени, прошлых воспоминаниях и том счастье, которое когда-то с ними случалось. Здесь ситуацию хорошо прочувствует Марина, которая долгое время работала в доме престарелых для больных деменцией и понимала, что иллюзии, в которых существуют ее старички — это их реальный мир.
Тук-тук, идет Бабадук!
И вот, когда ситуация накаляется до предела, а Сэм, рассказывая всем вокруг о своих монстрах пугает окружающих, а потом толкает свою кузину из детского домика вниз, отчего та разбивает нос, а Амелия на дне рождения племянницы выслушивает болезненную тираду посторонней девушки о том, как непросто живется «несчастным одиноким женщинам», в одинокую и брошенную семью врывается самый настоящий монстр.
Он появляется будто бы из ниоткуда, но из книги, неизвестно как оказавшейся на полке их старого дома - детская страшилка о злобном Бабадуке, который якобы знает все твои страхи и хочет ворваться к тебе в душу. Амелия постоянно утешает напуганного Сэма, говорит, что монстров не существует, но он ей не верит и продолжает собирать в темном подвале свои оружия против злобным демонов.
Да и сама Амелия не верит до конца в то, что Бабадука не существует. Потому что, когда Сэм наконец-то засыпает, она не может сомкнуть глаз, прислушиваясь к скрипам и шорохам в темноте. Она вообще, кажется, не спит, как и ее ребенок, потому обратиться за помощью к доктору, чтобы тот выписал для Сэма снотворное, кажется Амелии настоящим спасением. Ну и что, что после него сын становится сонливым, теряет аппетит, его регулярно рвет — главное, что он спит, а она не слышит его бесконечных истерик, не утешает его, и сама может наконец-то выспаться.
Страшную же книгу о монстрах лучше всего порвать и выбросить на помойку, но через несколько дней страшилка с Бабадуком вдруг снова окажется на ее пороге. Причем, склеенная так, что, читая ее страницы и видя картинки, Амелия понимает — монстр пришел не за Сэмом, а за ней.
И тут начинается самый настоящий психоз, потому что теперь Амелия не только не может, но и боится засыпать: только во сне она встречается с этим черным призраком в плаще и с когтями, который норовит укусить ее прямо в сердце. Она перестает выходить на улицу и выводить туда сына, не общается со старой бабушкой-соседкой, постоянно срывается на окружающих, и — как итог — вдруг начинает ненавидеть своего сына в реальности, а не только в мыслях.
Смотреть на это очень страшно и больно, особенно, когда она просто не контролирует себя и называет ребенка самыми последними словами. Амелия находится в неадеквате, и непонятно, что послужило тому виной — долгая травма и мучения, которые скрывались внутри нее все эти семь лет, или монстр Бабадук, который все-таки сумел проникнуть в ее голову.
Сэм боится ее и совершенно не зря, потому что однажды ночью Амелию прорывает: она сворачивает голову собачке своими руками, а потом начинает охоту за Сэмом. Ребенок хочет обнять свою мать, он поклялся защищать ее от монстров, да и она дала ему обещание, что никогда его не бросит. Но как это сделать, если Сэм понимает: мама — это уже не мама? Приходится, вооружившись своими приспособлениями, бороться с ней и убегать от нее по всему дому. Кто его знает, на что способен Бабадук, когда он вкладывает в руку матери большой кухонный нож?
Переживать и смотреть на это очень сложно, потому что, будучи матерью, невозможно представить, что можно так ненавидеть собственного ребенка. Да и еще и эта серая и унылая атмосфера дома, который похож на пыльную кладовую воспоминаний — в нем не делали ремонт уже семь лет, не обновляли ничего, а просто существовали все это время в плену своих эмоций и воспоминаний. Даже праздники сюда не приходят: ни разу Сэм не отмечал свой день рождения, потому что для Амелии это похоже на предательство.
Избавить душу от грязи
И вот, когда ты ждешь, что чокнутая мамаша может все-таки расправиться над своим беззащитным ребенком, вдруг наступает прозрение: Амелия наконец-то высвобождает себя от всего, что копилось внутри нее все эти годы.
Что послужило тому — признание Сэма, что они поклялись друг друга защищать или его испуганные и одинокие глаза? Его смелая попытка погладить маму по лицу, чтобы пробудить в ней человека, а не зверя? В любом случае, когда из женщины наружу вырывается в буквальном смысле болотная грязь, напичканная ее тайными мыслями и ненавистью, она вдруг осознает реальность: Бабадук — это она сама. Вернее то, что она так тщательно скрывала.
Монстр не исчезает за мгновение — скажу вам больше, он так и остается жить в том темном подвале, где Амелия хранит свои воспоминания о муже. Страшный, непонятный, злобный и очень больной в душе — да, Бабадук тоже умеет страдать. И разгневанная, доведенная до отчаяния в своей депрессии женщина оказывается для него более страшным препятствием, чем он сам, живущий в темном шкафу и пугающий детей.
Амелии еще далеко до того, чтобы победить его полностью, но по-крайней мере, теперь ее страхи живут только лишь в подвале, куда она спускается раз в день, чтобы накормить монстра дождевыми червями. Чтобы он снова затих, удовлетворенный, чтобы перестал мучить душу, чтобы спрятался в темном углу подвала.
Зато на улице ее ждет свет, воздух, свобода и любовь к сыну, которую она наконец-то испытала за эти долгие годы. И впервые за семь лет мать и ее ребенок обнимутся так крепко, что ты прочувствуешь всю их необходимость друг в друге и поймешь, что ненависть ушла. Ушла хоть и не так далеко, как хотелось бы — но больше скидывать маленькие детские ручки со своего лица Амелия не будет.
И день рождения у Сэма будут теперь тоже.
Постскриптум
«Бабадук» - это австралийский фильм ужасов Дженнифер Кент 2014 года, который на ужасы совершенно не похож. Это полноценная драма, повествующая зрителю о демонах, которые живут в голове одинокой женщины и ее ребенка. Той, которая винит собственного сына в смерти мужа, но верить в это тем не менее отказывается.
Бабадук — это не монстр, не призрак, не демон, против которого нужно читать заклинания. Это фольклорный персонаж, который появляется лишь для того, чтобы наконец-то разрушить глухоту и немоту Амелии, вытащить из нее внутреннюю грязь и наконец-то заставить мать и сына простить друг друга.
Общий же антураж подходит картине как нельзя лучше, хотя он и напрягает зрителя на протяжении всего фильма. Так же, как и окружение Амелии: у меня создалось такое впечатление, что всем крепко наплевать на ее судьбу молодой семьи. Нет вообще никого, на кого бы можно было положиться в этом горе: только если коллега Амелии и одинкокая старушка с болезнью Паркинсона, которая понимает всю трагедию молодой женщины и ее ребенка, но помочь ничем, кроме как своим теплом, не может.
Существует ли на самом деле мистика в этом фильме — вопрос, открытый для каждого. Зато семейная драма здесь живет точно: это беспросветная жизнь уставшей женщины, не способной исполнять как трудовые, так и семейные обязанности, причем, довольно не старой, но сексуально неудовлетворенной, печальной и не могущей повернуть свою жизнь в положительное русло.
Пресловутый монстр Бабадук, как мне кажется — это только лишь формальная причина трагедии, которая обязана была настичь этот старый дом, помочь Амелии переродиться, да так, что игра Эсси Дэвис меня лично ввела самый настоящий шок: это абсолютно две разные по темпераменту женщины — тихая и забитая несчастная одиночка и гневная, злобная, жестокая и одержимая стерва.
Сэма, роль которого исполнил Ной Уайзман, тоже поражает: его истерики и страхи настолько реальны, но так же невыносимы, что ты не знаешь, кому сочувствовать первую очередь: ребенку ли с такой расшатанной психикой или женщине, которая не может найти рычаги и силы внутри, чтобы это остановить. Сэм в своей неуравновешенности ничем не уступает матери, что даже кажется сначала, что мальчик частично или полностью умственно неполноценный — эти бесконечные крики, противостояние матери, неадекватное поведение при других людях — понятно, почему общество от него бежит, закрывая глаза.
Ты даже думаешь: почему мама не обратилась за психологической помощью раньше, но только потом, видя все обстоятельства драмы, осознаешь: поведение ребенка вполне осознанно, потому что он, как и его мама, не может найти в себе силы, чтобы пережить гибель отца, которого к тому же он не знал.
«Бабадук» - это странный, сложный, тяжелый, но очень четко выстроенный авторский фильм ужасов, который не предназначен для показа в кинотеатрах. Но если вы наткнулись на него в тишине и темноте, не бойтесь — посмотрите обязательно. Хотя быть потому, чтобы понять, насколько страшным и опасным для человека и его окружения могут быть непризнанные страхи и затяжная депрессия. Тем более, когда речь идет о любви к собственному ребенку.
Как гласит одна из рецензий, которую я прочитала после просмотра: «Бабадук» оставляет о себе память, от которой так просто не избавишься». И это большее, что можно сказать в качестве крайнего слова.
girl-lady-mom.com
"Бабадук", рецензия, Postcriticism
Бабадук (The Babadook), 2014, Дженнифер Кент, рецензия
Ив Мольер находит нашумевший хоррор Дженнифер Кент неоднозначным и бесформенным
Бабай — персонаж многоликий. В славянском фольклоре — это злобный ночной дух, похищающий непослушных и капризных детей. Традиционное русское чадо привычно к жутким историям про монстра, сурово наказывающего всех, кто недоедает борщ и поздно ложится спать. Западноевропейская культура адаптировала образ Бабая под свой менталитет — вышел Песочный Человек, который применяет к несчастным ребятишкам не менее садистские методы усмирения — в частности, сыпет песок в глаза тем, кто не хочет закрыть их по доброй воле. Немцы пошли еще дальше, со всей суровостью подойдя к решению острого вопроса об усмирении младшего поколения и создании эффективной отрицательной мотивации — их фантазия породила Ганса Траппа — мужчину, одетого во все черное, который появляется раз в год и без лишних заморочек пожирает непослушных детей. Не стали мудрить и канадцы: их «Человек-приходящий-в-семь-часов» тоже предпочитает закусывать баловниками. Обидно было бы не упомянуть японцев, которые целенаправленно губят детскую психику существом по кличке «тэк-тэк» — призраком девушки, которую поезд разрубил пополам. Оскорбленная жизненной несправедливостью, мертвая леди ползает в потемках и всех найденных малышей методично разрывает на две части. И вот, наконец, список, иллюстрирующий безграничную жестокость и неадекватность взрослых, пополнился новым персонажем -Бабадуком.
Бабадук — детище Дженнифер Кент, главный герой новоиспеченного австралийского хоррора и просто собирательный образ всех бабаев на земле. Единственное, что отличает его от предыдущих монстров, — способность напугать не только деток, но и их родителей, что вполне себе справедливо по отношению к озверевшим взрослым. Бабадук приходит поздно ночью, стучит в дверь несколько раз («ба-ба, дук-дук»), а потом, как гласит легенда, начинается самое интересное — стоит тебе выглянуть из под одеяла и заглянуть в глаза монстру, как желание жить отпадет само собой из-за увиденного ужаса. Словом, заявка серьезная. Фантазия, как взрослая, так и детская, начинает стремительно вырисовывать устрашающие картины во всех деталях. Может, у прокравшегося в комнату существа будут длинные и острые клыки, с которых свисают ошметки человеческого мяса, может, у него изуродованное и обожженное лицо, как у Фредди Крюгера, может, его когти способны разорвать на мелкие кусочки в считанные секунды. Однако вместо предполагаемого хоррора и террора зрительской психики разворачивается совсем иное действо.
Бабадук выходит из тени. На него с чувством легкого недоумения смотрят предшествующие его образу собратья-бабаи. Вместо страха или грусти — метание теней по комнате и выдавливание из персонажей мелодраматичной слезливости. Вместо оригинальной подачи и яркой упаковки — серые обрывки газет
Дженнифер Кент решила превратить фильм ужасов в своеобразное откровение для матерей-одиночек, добавив приличную ложку дегтя в бочку с медом. Смесь вышла воистину адская, история балансирует где-то на грани между опустошающей изнутри драмой и пугающей байкой. Баланс этот нередко нарушается, как нарушается и гармоничность повествования. Главная героиня, Амелия, передает свою неуравновешенность и неврозность зрителю, внушая противное чувство дискомфорта. Потеряв мужа в день родов сына, женщина впала в глубокую депрессию, которая никак не отступала на протяжении долгих шести лет. И вот она — картина маслом. Короткие и неухоженные блеклые волосы, потерянный взгляд, впавшие щеки, отсутствие искры во взгляде. А рядом вечно капризничающий и шумный ребенок, который не может просто играть, как другие, нор-маль-ные дети, а вечно изобретает оружие или разговаривает с погибшим отцом. Гиперболизированно унылые образы медленно тлеющих членов неполноценной семьи слегка отталкивают своей тотальной депрессивностью, как и манера режиссера рисовать либо только черными, либо только белыми красками. Впрочем, все меняется с появлением на книжной полке книги, которую вечно рассеянная и занятая мама раньше просто не замечала. «Бабадук» — гласит надпись на обложке. Сочетание красных и черных цветов и пугающие иллюстрации не отталкивают мать-героиню, поэтому «сказка» прочитана сыну, последний бьется в конвульсиях под одеялом, а Амелия негодует, как можно бояться несуществующих призраков.
Приблизительно на этом моменте заканчивается история, где ребенок боится монстра, и начинается повествование о матери, которая боится своего ребенка, ненавидит факт своего материнства и просто медленно сходит с ума. Ключевое слово — медленно. Слишком медленно. Хронометраж ленты уместил слишком много ненужных и пустых сцен, которые на проверку кажутся абсолютно эмоционально пустыми и только сбивают зрителя с толку — а что за действо перед ним сейчас? Нужно бояться или сострадать? Чувствовать сожаление или отвращение? Неопределенность эта решительным образом отталкивает от главной героини, отталкивает от истории в целом. Женщина, отождествляющая себя с монстром? Ни разу не оригинальный сюжетный ход, который исчерпывает себя почти мгновенно. Общественное отвращение к неудавшейся семейной ячейке и нежелание окружающих помочь Амелии в воспитании трудного ребенка? Но аудитория и сама испытывает весьма смешанные чувства: сомнительно, что в душе зародится желание протянуть руку помощи после того, как твое терпение испытывали безэмоциональной сюжетной кашей.
Бабадук выходит из тени. На него с чувством легкого недоумения смотрят предшествующие его образу собратья-бабаи. Вместо страха или грусти — метание теней по комнате и выдавливание из персонажей мелодраматичной слезливости. Вместо оригинальной подачи и яркой упаковки — серые обрывки газет. «Бабадук» — кино экспериментальное, неоднозначное и бесформенное. Его эмоциональный выход главным образом зависит от зрителя, которому суждено самому додумывать и дорисовывать каждую сцену до логического конца.
postcriticism.ru
Вызов духа "Бабадук" и встреча с сатаной
Автор: IzVeRgnuT PreIspodneY
kripipasta.com