Банник: Жестокий банный дух (4 фото). Банный дух


существует ли банный дух на самом деле

15.01.2013

Важнейший символ русской культуры - это баня. Баня способствовала укреплению здоровья тела и духа и избавляла от недугов. Очень важными и значимыми для наших предков были обычаи, ритуалы и традиции принятия банных процедур. Не многие знают, кто такой банник дух, а ведь народ всегда почитал его и относился к нему с большим уважением. От него зависело, что будет происходить в бане.

Хранитель и хозяин банный дух

Банник – дух бани, живущая в ней сущность, хранитель и хозяин бани. Никто не ведает, откуда возникает эта сущность, но как только строилась новая банька – в ней появлялся и хозяин. Он, как и домовой привязан к конкретной семье и их бане. Он очень любит тепло, поэтому предпочитает прятаться у печки, а когда сердится – перебирается под полок. Раньше все знали, что заходя в баню нужно попросить разрешения попариться, а после поблагодарить банника за пользу и полученное удовольствие. После банных процедур для него оставляли мыло, воду, пар, считалось, что банник заходит в парную только после того, как ее покинули люди.

Для людей банная пора по обыкновению назначалась около 5-7 часов полудня, и разделялась на три очереди. Четвертой очереди люди боялись как огня, считалось, что после трех перемен в бане моются лешие, черти и сами банники. А если кто осмелится в это время париться, то живым не выйдет. Черти его уморят, а люди подумают, что человек запарился или угорел. Это поверье существовало на Руси повсеместно. Все старались покинуть баню в это время, оставляя там кадушку с чистой водой и новый веник.

Банник невидим благодаря шапке невидимке

Ночью никто не осмеливался заходить в баню, ведь это могло разгневать банника. Странник, не имеющий оплаты за ночлег, предпочтет выспаться под кустом, или в стогу сена, но спать в баню не пойдет. Единственным исключением были беглые и каторжники, которые позволяли себе ночлег в бане, зная, что банник им покровительствует.

Запреты на действия, которые могут разгневать банного духа – не только строги, но и разумны. Нельзя было браниться, так как считалось – проклятия, произнесенные в бане, сбываются. Запрещалось громко говорить, смеяться, находиться в пьяном состоянии, торопиться и подгонять тех, кто париться, нельзя было посещать парную с нательным крестом, пить воду, которая предназначается для бани и т.д.

Нарушение правил вызывало появление рассерженного банника, который мог запарить до смерти, защекотать или задушить провинившегося. Карающий банник может явиться в образе знакомых или родственников. Вдруг к припозднившемуся в бане приходит сосед и начинает поддавать жару. От невыносимой жары человек задыхается. Понимая, что это проделки банника, пытается спастись, прогоняя появившегося соседа. Существуют, дошедшие до наших дней, свидетельства тех, кто нарушил правила и испытал на себе наказание банного духа. Как-то один мужик, запоздал в дороге, спешил к празднику. Всю дорогу он мечтал попариться в баньке, но поспеть к банному времени не смог, было уже за полночь. Так умаялся он в пути, что решился истопить баньку. Полез на полок париться, а слезть оттуда подобру-поздорову не может, веники так и бьют по бокам. Насилу еле-еле слез, кинулся к двери, а она крепко заперта. А веники все хлещут и хлещут его. Услыхала жена шум в бане, пытается открыть дверь, та не поддается, в окошко мужа зовет – нет отклика. Голося, позвала на подмогу соседей, те давай рубить двери топорами, а толку нет – искры летят, а не щепки. Выручила бабка-знахарка: дверь святой водицей окропила, прочла наговор и дверь отворилась. Мужик уж был без сознания, насилу его в чувство привели. На Руси поодиночке старались в баню не ходить, и правила посещения – не нарушать.

Перед банником заискивают, стараются получить от него расположение. Поэтому приносят ему угощение – ржаной хлеб, круто посыпанный солью. А когда хотят отнять у него желание и силу вредить – приносят ему в жертву черную курицу. В старину существовало поверье: если выстроил баню, преподнеси подарок банному духу. Черная курица приносилась в жертву, ее удушали и закапывали перед входом в баню. Закопавши, идут из бани задом, все время отвешивая поклоны могущественному и строгому «хозяину».

Черная курица – подарок банному духу

Людям банник показывается крайне редко, так как очень скрытен. Обнаруживает себя только шумом: стукочет, кричит, обливает кипятком, иногда даже кидается камнями. Как истинный хозяин бани он избавляется от неугодных ему людей. Очень любит он попугать – это его обожаемые проказы.

Невидимого духа всегда можно слышать за каменкой, под полоком, в листьях свежих веников. Особенно чутко реагируют на эти звуки роженицы. Их никогда не оставляют в бане одних, с ними неотлучно всегда кто-то дежурит. Все знают, что банник очень любит, когда у него поселяется роженица до третьего дня после родов, а у богатых мужиков и на неделю. Но полностью положиться на банника - никто не рисковал, опасаясь его проказ.

Если банник недоволен местом, где стоит баня – может насылать на семью недуги, которые проходят тотчас, после того, как баню переносят в другое место. Слышать банника – всегда к неприятностям, а видеть – к несчастиям. Его козни злы, а все несчастья, происходящие с людьми в банях, считаются его проделками.

Также все знают, что места, на которых стоят бани, именуемые банищами – места опасные, грязные и поганые. Если по причине пожара освобождалось место, то ни один хозяин не решался строить там избу. Все были убеждены, что банник не даст ни покоя и ни житья, и не помогут никакие закладки-обереги при возведении жилья.

Домовой в бане

Нет существа злее банника и нет его добрее

Если вышел из баньки обновленным - угодил «хозяину». А если вышел больной, с тяжелой головой - что-то сделал не так. Тех, кто нарушает установленные правила поведения, домовой в бане наказывает своим строгим судом. Он владеет баней безраздельно и очень недоволен всяким, кто покушается на его права, даже временно. О болезни, неизвестно отчего начавшейся говорили: «Из бани вынес». Раньше многие считали, что банник невидим благодаря шапке-невидимке. Но, хоть и крайне редко, он все же показывался в виде лохматого голого старика, облепленного банными листьями.

Образ коварного банника, скорее всего, ассоциируется со жгучим жаром, мороком и опасностями, подстерегающими человека в бане. По крестьянским меркам баня – место не однозначное. С одной стороны – смываемая грязь, делает это место нечистым, отсутствие икон, некоторая отдаленность от дома внушает опасность. С другой стороны – крайняя необходимость очищения и обновления тела и души, возрождение к новой, «чистой» жизни.

Перед венчанием в баню идет молодая девушка

Банные процедуры на Руси буднично принимались каждую неделю, обязательно перед праздниками, накануне свадеб, перед родами и по случаю самых значимых событий. Эта традиция идет со времен Древней Руси. Поэтому исконно сама баня с ее обитателями были и необходимы, и представляли опасность одновременно.

По оврагам и косогорам по всей Руси стоят закоптелые и обветшалые утлые баньки, отличаясь от прочих деревенских строений. Они имеют вид зданий непрочных и недолговечных, как будто обреченных на слом, заброшенных и неухоженных. А между тем, эти усталые, задымленные стены слышат первые крики новорожденных детей, вздохи кормильца, который расправил уставшие, натруженные тяжкой работой чресла, смывает трудовой пот, чтобы чистым и обновленным идти на свои бесконечные тяжелые труды. Сюда, перед венчанием идет молодая девушка перед тем, как отдать свою волю в другие руки, здесь она в последний раз грустит перед расставанием с родительским домом.

В некоторые дни в году, определяемые по православному календарю: в Чистый четверг накануне Пасхи, Дмитрову субботу и в понедельник Фоминой недели баню топили для всех предков. Подготавливали баню, приносили чистое белье, испеченный обрядовый хлеб, звали предков и ушедших родственников и с поклоном уходили. Также баню топили на сороковый день после смерти хозяйки или хозяина.

Дух охранитель и знатный лекарь

Русская баня всегда являлась местом исцеляющим. Сделать целым – значит освободиться от всего того, что нарушает целостность души и тела. В бане помыться, что заново родиться. Целебная сила ее в жаре и холодной воде. А банный домовой одухотворяет ее, и как хозяин устанавливает свои правила поведения. На Руси банного домового называли банник, баенник, лазьником, байношко.

Считается, что банник один из самых злобных духов, строго соблюдающий свои установленные правила. Он существо языческое, поэтому христианские средства защиты на него не действуют. Чтобы не впасть в немилость банного духа – его просто не нужно злить. При соблюдении всех правил проведения банных процедур банник наоборот выступает духом- охранителем, лекарем, дает людям свою защиту и оберегает от несчастий. Не зря же народная мудрость гласит: «Нет существа злее банника и нет его добрее». Он частенько защищает убогих, гонимых и преследуемых.

Народное предание рассказывает о том, как банный домовой защитил от «нечисти». Как-то раз в вечерний час на путника напала «нечистая сила». Он не ведал, как спастись от нее. На пути ему встретилась баня, он забежал в нее и попросился: «Пусти, батюшка, на постой, переночевать ночку». Банный дух пустил его к себе, а тут "нечисть" появилась, и давай упрашивать банника: «Отдай нам душу человека». «Не отдам, он ко мне попросился» - был ответ банника. Так под защитой и охраной провел странник ночь, поблагодарил благодетеля и отправился дальше.

Банник заходит в парную после того, как ее покинули люди

Банник давал свою защиту роженицам. Испокон века на Руси роды происходили в бане. Накануне родов женщину переселяли в баню, да и после родов на несколько дней, мать и новорожденного доверяли защищать банному духу. При этом женщину никогда не оставляли одну, боясь похищения и подмены младенца. Поэтому младенца защищали таким способом: надевали красную шапочку или перевязывали ручку красной ниткой. Помимо этого следили, чтобы на лицо новорожденного не падал лунный свет, в колыбель клали обереги и окуривали ее перед сном.

Банный дух

Банный дух всегда считался знатным лекарем. Со всеми недугами и хворями наши предки шли в баню. Они доверяли лечебным способностям «хозяина» бани и верили, что не только целебный пар помогает им. Да и злобный характер его оправдывали тем, что вся грязь, смытая с человека, остается в бане и впитывается духом.

Народные суеверия требовали неукоснительного соблюдения правил обращения с «хозяином» бани. При входе обязательно говорили: «Крещеный на полок, некрещеный с полка». А при выходе из бани непременно пригласить: «Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками гостите к нам в гости».

Зачастую коварный банный дух именовался чертом, анчуткой, шишком, жихарем. В некоторых деревнях, чтобы очистить помещение бани для роженицы, бабка-повивальница бросала по углам раскаленные камни с печки, приговаривая: «Черту в лоб!». Но банник и черт разные персонажи мифологии, так выражалось общее представление о нем как о «нечистой силе». Банники бывают и в женском обличии, их в разных местах называли по-разному: обдериха, баенная матушка, байница, банниха.

Народное поверье гласит о том, что банный дух может предсказывать судьбу. Он не позволяет шутить над собой, но очень любит и обязательно участвует в святочных гаданиях. В дни Святок (7-19 января) девушки гадали на суженого: брали землю из-под девяти столбов, возле заборов, бросали на печь - каменку с приговором: «Байношок, девятиугольничек, скажи за кем замужем быть?»

Ровно в полночь незамужние девицы подходили к открытым дверям бани, завернув подол на голову, и ждали ощущения прикосновения. Если банник касался мохнатой рукой – девушке судился богатый жених, голой рукой – бедный, мокрой – пьяница, а если прикосновения не было - жениха в этом году ждать не стоит.

Практиковалось также гадание с помощью зеркала. Девицы приходили во время Святок в баню, снимали кресты, пояса, расстегивали все пуговицы, распускали косы. Одну девушку ставили в центр круга, а вокруг очерчивали магический круг и поочередно смотрели в зеркало и призывали чертей. Черти должны были показать в зеркале суженого. Такие гадания были очень опасными, так как «нечистый» часто покидал магический круг и губил девушек.

В банях девушки делали приворот на жениха. Из веника выдергивали хворостину, клади на порог, чтобы ее переступил суженый. После этого прилаживали эту хворостину на самое высокое место в парилке, где жар был самым сильным. Считалось, что, после того, как высохнет хворостина - суженый будет сохнуть по девушке.

Видео - банник

Заключение!

Баня с ее духами, которые все ведают, была самым удобным местом для гаданий, а в народных поверьях и былинах была местом, где обучали колдовству и приворотам. И все это при участии банного духа, от которого зависела судьба человека и его семьи.

С духом бани ассоциируют хлеб, которым благословляют молодых к венцу. Он так и называется «банник». Два столовых прибора, зажаренная птица, соль и сам «банник» заворачивают в скатерть, зашивают нитками и передают свахе. На следующий день скатерть расшивается, и это угощение молодые едят после выхода из бани, только вдвоем, и без присутствия посторонних.

: 2 386

24banya.ru

Банник: Жестокий банный дух

Как известно, пантеон богов той или иной нации представляет собой отражение ее религиозных воззрений, отношений родовых и общинных, между окружающим миром и любой отдельно взятой личностью.

Древние славяне считали себя потомками своих богов и стремились следовать их законам на протяжении всей жизни. Славянский бог был не просто карающей дланью или Творцом. Это был союзник, способный помочь, указать верный путь, а также прощать.

Рядом с человеком

Все славянские боги - Сварог, Перун, Ярила - принадлежали к одному «клану», и у каждого из них была своя сфера, за которую отвечал тот или иной бог. Но помимо непосредственно богов, высших существ, в старославянской картине мира присутствовали и другие персонажи, которые являлись мифическими созданиями, но при этом не были вхожи в пантеон.

Они не являли собой высшую силу, и в их «компетенцию» не входили такие масштабные вопросы, как, к примеру, природа или богатый урожай. Эти существа соседствовали рядом с человеком и оказывали влияние на его повседневную жизнь, как позитивное, так и, разумеется, негативное. О них до сих пор рассказывают сказки -это домовой, леший, водяной, кикимора и прочие узнаваемые персонажи.

Отдельного внимания среди этих существ заслуживает такой персонаж, как банник. Персонаж не столь известный, как, допустим, водяной, но тоже весьма интересный.

Как нетрудно догадаться, этот дух обитал в бане. Нашим предкам он представлялся в виде маленького полуголого старичка, облепленного листьями от банного веника, с длинными волосами и бородой.

По славянским поверьям, банник обычно жил за печкой и в основном занимался тем, что пугал посетителей бани и обжигал их кипятком. Считалось, что он также был способен запарить человека до смерти, ободрать ему кожу или задушить.

Банные ритуалы

Банник никогда не пользовался особой милостью у наших предков. Издревле, несмотря на свои целебные свойства, баня считалась зловещим местом. Никто не отваживался заходить в баню после наступления темноты, и даже после Крещения Руси люди суеверные никогда не снимали в ней свои нательные крестики. При строительстве бани также нередко руководствовались суеверными соображениями - предпочитали строить ее как можно дальше от избы.

Также существовали определенные правила похода в баню. К примеру, по правилам парились сначала мужчины, потом женщины. А беременным женщинам ни в коем случае нельзя было ходить в баню без присмотра мужей.

Категорически запрещалось париться в чужом пару - каждый должен был самостоятельно растопить для себя печь. И, разумеется, чтобы не прогневать банника, в конце всех водных процедур необходимо было оставить для него подарок (как блюдечко с молоком для домового) - маленький березовый веник и чашу с теплой водой либо кусок ржаного хлеба с солью.

Место для ворожбы

Любопытно, что главным врагом банника является как раз домовой. Считается, что если банник напал на вас, то на помощь следует звать именно его - выбежать из бани спиной вперед и закричать: «Батюшка, выручи!» При этом банник охотно дружит с другими враждебными человеку духами и часто приглашает их к себе попариться и искупаться.

Впрочем, не исключено, что образ банника просто изменился со временем в отрицательную сторону. После принятия христианства на Руси восприятие языческих божеств практически полностью изменилось. Такие персонажи, как домовой или банник, стали олицетворением демонических и враждебных сил.

За счет того что баня считалась таинственным местом, где обитают духи, зачастую она использовалась для гаданий и ворожбы. Одно из самых старинных «банных» гаданий заключалось в том, что девушка должна встать в дверях бани и приподнять юбку.

Затем необходимо позвать суженого и попросить его прикоснуться к себе. Если девушка почувствует прикосновение мохнатой лапы, то считается, что ее будущий муж будет богатым, если голой руки - то бедным, если мокрой - то муж будет пьяницей, а если шершавой - то это означает, что у ее мужа будет суровый характер.

Не ходите мыться после полуночи

Разумеется, существует огромное количество преданий и страшных историй, связанных с банником, а точнее, с его правилами, которые иным несчастным довелось нарушить.

Одна из таких историй повествует о пяти девушках, которые, нарушив запрет, отправились в баню после полуночи. Одна из девушек взяла с собой свою маленькую сестренку. После купания девушки сели за стол ужинать, как вдруг кто-то постучался в дверь.

На пороге стояли пятеро красивых молодых людей, рассказавших, что они проделали огромный путь и, увидев свет в окне, решили зайти и попросить немного еды. Девушки пригласили путников за стол, чтобы разделить с ними ужин, и в это время маленькая девочка, сестра одной из девиц, уронила на пол ложку. Девочка полезла за ней под стол и увидела, что у их гостей вместо ног - коровьи копыта.

То, что девочка смогла распознать в незнакомцах нечисть, объясняется тем, что ребенок до семи лет - безгрешен и способен видеть то, что не может увидеть грешник, взрослый человек. Девочка уговорила свою старшую сестру покинуть баню и оставить незнакомцев... Утром стало понятно, что ночные гости действительно оказались чертями - баня ушла под землю, утащив с собой четырех девушек.

И несмотря на то что в этой истории в роли нечисти выступают черти, их появление обуславливается именно нарушением запрета банника - не ходить париться после наступления темноты.

Еще одна из историй связана с нарушением этого же запрета.

Жили-были две сестры со своей старой теткой. Одна из сестер ждала ребенка, и в итоге родила мальчика, но сама при этом скончалась при родах. Младшая сестра и тетка взяли ребенка под свою опеку. И вот как-то раз эти женщины с грудным младенцем решили пойти в баню, но засиделись допоздна и пошли только после полуночи.

Сестра, испытывая при этом странное беспокойство, решила закрыть дверь в баню на замок. Как только женщины разделись и принялись мыться, раздался стук в окно. Они увидели в окне большого черного кота, который, впрочем, скоро исчез из виду.

 Затем послышался звук скребущихся когтей по двери, по стенам, на крыше раздался топот. Кто-то яростно стучался в стены и в окна, ломился внутрь. Эти звуки раздавались до утра, но сразу же прекратились после первых петухов.

Подождав какое-то время, женщины с ребенком на руках побежали домой. В их избе все оказалось перевернуто вверх дном. . . Спустя какое-то время женщины вернулись к бане, и увиденное поразило их: ее стены были исцарапаны, повсюду находились следы от гигантских когтей, на земле виднелись кровь и следы копыт...

А на крыше сидел тот самый черный кот, что заглядывал к ним в окно. Этим котом оказался банник, ожидавший той ночью гостей, - считалось, что он способен принимать вид кошки, собаки либо зайца. Но, так или иначе, он не дал тех женщин в обиду и фактически спас их от чертей, уже почуявших свою добычу.

Целебная сила

Стало быть, этот маленький дух не так плох и не всегда настроен агрессивно по отношению к человеку. Банник также считается прекрасным лекарем, способным 'вылечить практически любую болезнь при помощи пара. Кроме того, баню традиционно растапливали перед различными значимыми событиями, в честь всех праздников, перед свадьбами и родами.

И разумеется, в наш век суеверия не могут быть помехой столь приятному времяпрепровождению, как поход в баню, ставший для нас синонимом отдыха и хорошего настроения. Русская баня всегда являлась местом исцеляющим, ее целебная сила хранится в ее жаре и холодной воде, а банник одухотворяет ее и на правах хозяина устанавливает в ней свои правила.

Валерия РОГОВА

paranormal-news.ru

Банные духи

VN:F [1.9.22_1171]

Rating: 5.0/5 (2 votes cast)

Баня в поверьях славян всегда считалась нечистым местом, а о банных духах шла слава зловредных пакостников. Хотя они и относятся (чисто условно) к домовым, но никаких теплых чувств к человеку не испытывают. Сам процесс мытья в бане по-своему уникален. В нем соединяются огонь вода и пар, помогая обрести очищение духу и телу. При этом вся грязь и негативные энергии остаются в бане, питая банных духов и их ближайших собратьев. В банях часто любит париться и лесная и домашняя нечисть. Происходит это чаще всего в четвертый пар, поэтому тогда простому человеку в баню лучше не соваться. Моются нечистые только грязной водой, стекшей с человеческих тел.

Редко какой хозяин надумает строить новый дом на месте, где раньше стояла баня, так как считается, что земля там нечистая и ничего хорошего новым постройкам не будет. При строительстве же новой бани, под будущий полок необходимо закопать черную курицу, а потом кланяться, пятясь назад.

В банях запрещалось ставить иконы, молиться и появляться одетыми, а также нести в дом банную утварь. С другой стороны париться в бане было обязательным ритуалом перед свадьбой или после родов.

Также баня часто становятся местом гаданий, любовных приворотов и прочих магических действий.

Банник

Главным банным духом и полноправным ее хозяином считается, конечно же, банник (он же баенник или баннушко).  Облик у него не самый грозный (седобородый старичок, облепленный березовыми листочками), но навредить неосторожному помывщику может по полной. Он очень не любит, когда приходят париться в четвертый пар, предназначенный только для нечисти. Поэтому люди, уходя из бани  после третьего пара, оставляли для банника, немного воды, мыло и веник.

Банник

Люди, которые не проявляют должного уважения к баннику, могут серьезно за это поплатиться. Банный дух может начать кидаться в них раскаленными камнями и плескать кипятком. Перед тем, как начать топить баню непременно надо спросить разрешение у банника. Какого-то определенного заговора не существует, но просьба должна звучать, примерно так: «Банный хозяин, позволь мне баньку протопить». Также разрешение у банника должны просить и путники, решившие заночевать в бане.

Банник не любит сквернословов и пьяниц, поэтому в бане не следует материться и появляться в неадекватных состояниях.

Банник является владельцем шапки-невидимки, посему во время мытья его, чаще всего, не видно, а лишь слышен его пугающий голос. Шапку-невидимку можно попробовать стащить, делать это лучше всего ровно в полночь, когда баннушко положит ее на каменку сушиться. Коли шапку удалось схватить, то надо бежать как можно быстрее, не оглядываясь. Если повезет, то банник не сразу заметит пропажу.

Банные анчутки

Анчуткой на Руси называли мелкого, проказливого беса. Есть две его разновидности – достаточно мирный полевой и злой-презлой банный. Для анчутки из бани характерен лысый череп, ежиные ножки, бурая шерстка и способность к оборотничеству. Часто они пугают, тех, кто припозднился с мытьем, разными потусторонними звуками. В особенности любят пугать молодых девушек, иногда они их не просто пугают, а доводят до безумства, тогда девка в беспамятстве выбегает нагая из бани и начинает беситься во дворе.  И успокоить ее бывает очень непросто.

Анчутки

Мужикам и парням тоже иногда достается от анчуток. И какой бы не был смелый мужчина, банный анчутка способен и его своими проказами довести до белого каления. Могут в жаркой бане навести такой холод, что веники замерзнут или оставить на золе диковинные следы с отпечатками только подошвы и пальцев. Ведь еще одно прозвище анчутки – беспятый.

Банникам эти анчутки приходятся родными детьми, рожденными от союза с кикиморами.

Обдериха

Банные духи женского пола получили название «обдерих» или «обдерышков». Кто-то называет их женами банников, а кто-то выделят в самостоятельный вид нечистых. Нрав у нее еще более крутой, чем у баенника, если тот чаще пугает нерадивых помывщиков, то обдериха может и убить за несоблюдение банных ритуалов или невнимание к своей персоне.  Как и баннику ей надо оставить воды, мыла и веник. Не сделав этого, человек рискует принять мучительную смерть от обдерихи, ведь ее имя происходит от ее любимого занятия — сдирания кожи с людей. Освежевав несчастного, она забивает кожу в щели в банном полу.

Обдериха

Подробного описания внешности обдерихи не существует, говорят только, что часто видят ее под полком в образе большой черной кошки.

Банные духи и новорожденные

Каким бы скверным и злым не был банник и прочие банные нечистивцы, к одному типу людей они всегда относятся благосклонно. Речь идет о роженицах. Издавна на Руси женщины рожали в банях, а также оставались там с грудными младенцами еще некоторое время. Банные духи их не трогали и всячески оберегали.

Однако в противовес этим поверьям существует также вера в то, что банник может подменить младенца у роженицы. Причем сделает все так, что она и не заметит ничего. А лишь спустя годы поймет, что ребенок у нее другой, не родной, нечистой силою подброшенный.

Банные Духи, 5.0 out of 5 based on 2 ratings

Смотрите также:

paranormal-blog.ru

Банник и банные духи. » Боги Славян

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

БАННИК –  Главный банный дух и полноправный ее хозяин.

ДРУГИЕ ИМЕНА: в Белоруссии банника называли ЛАЗНИК.

ВНЕШНИЙ ВИД:    Свидетельства о внешнем виде банника разрозненны и противоречивы. Большинство людей, контактировавших с банником или пострадавших от него, самого банника не видели. а чаще только слышали или испытывали на себе результаты его деятельности. Но выслушам много людей, можно представить, что выглядит банник как маленький тощий старик с длинной бородой. Одежды на нем нет, но все его тело облеплено листочками от веника.

Банник, Худ.А.Лымарь

ХАРАКТЕР: Несмотря на свой маленький размер,  дух-старичок очень сильный, легко может свалить человека и таскать его по бане. Банник довольно жестокий дух: он любит попугать тех, кто пришел в баню, страшными криками, также может кидаться горячими камнями из печки или ошпарить кипятком. Если банника разозлить, то дух способен даже убить человека, задушив своего врага в бане или заживо содрав с него кожу. Разозлившийся банник так же может похитить или подменить ребенка.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Банник весьма «социальный» дух: он часто приглашает к себе в гости других злых духов «попарится», устраивает такие встречи он по ночам после 3—6 смен купающихся, заходить в такие дни в баню опасно. Банник вообще не любит, когда люди тревожат его по ночам.

СПОСОБНОСТИ: Банник способен становится невидимым и мгновенно перемещаться в пространстве в пределах своей бани. Помимо этого банник способен открывать людям их будущее.

ОБЯЗАННОСТИ: У Банника есть и свои «обязанности» — он непременно участвует в святочных гаданиях. Зимой, на святки, в полночь, когда девушки, задрав юбки, подходили снаружи к двери бани или к печи-каменке, нередко Банник касался их оголённых тел. Считалось, к кому Банник прикоснётся мохнатой рукой, у той жених будет богатый. Если прикоснется голой рукой — тогда бедный.

Лазник, Худ.В.Славук

КАК СОСУЩЕСТВОВАТЬ? Если соблюдать основные правила, то банник никогда не нападет на человека. Но если банник разозлился, то его можно задобрить: оставив духу кусок ржаного хлеба обильно посыпанного крупной солью, в отдельных случаях необходимо принести в жертву черную курицу, закопав ее под порогом бани. Если же все-таки банник напал на вас, то необходимо выбежать из бани спиной вперед и позвать на помощь Домового  «Батюшка, выручи!..». Так же данный дух боится железа, поэтому если банник не дает выйти из бани, его следует ударить железным прутом и тут же бежать прочь.

Взмыленный банный анчутка

БАННЫЕ АНЧУТКИ.  Анчуткой на Руси называли мелкого, проказливого беса. Есть две его разновидности – достаточно мирный полевой и злой-презлой банный. Для анчутки из бани характерна  способность к оборотничеству. Часто они пугают, тех, кто припозднился с мытьем, разными потусторонними звуками. В особенности любят пугать молодых девушек. Банникам эти анчутки приходятся родными детьми, рожденными от союза с кикиморами.

обдериха-банница

Банника в женском обличье называют БАННИХА, (БАЕННАЯ МАТУШКА, ОБДЕРИХА).    Нрав у нее еще более крутой, чем у баенника, если тот чаще пугает нерадивых помывщиков, то обдериха может и убить за несоблюдение банных ритуалов или невнимание к своей персоне.  Как и баннику ей надо оставить воды, мыла и веник.

Женщины банники – Обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь большой черной кошкой или даже человеком.

ШИШИГА, работа Ирины Захаровой

ШИШИГА — Другой вариант женщины-банника.  Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Шишига показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы. Шишиг   бывает много — и лесные, и домашние, и водные. Водная шишига — она вообще в камышах живет, и зазевавщихся туда  же утащить хочет. А та, что в бане живет, та тепло любит, и из бани уходить не собирается.  Вот и приходиться ей терпеть род людской, но  характер ее противненький нет-нет да и проявится: Сотворит Шишига какую-нибудь гадость мелкую.

БАННЫЕ ДУХИ И НОВОРОЖДЕННЫЕ: Каким бы скверным и злым не был банник и прочие банные нечистивцы, к одному типу людей они всегда относятся благосклонно. Речь идет о роженицах. Издавна на Руси женщины рожали в банях, а также оставались там с грудными младенцами еще некоторое время. Банные духи их не трогали и всячески оберегали.

ВАННЫЙ, мастер KatrineDo

ВАННЫЙ.  В современных условиях (в квартирах) этот дух претерпел метаморфозы и обрел более отчужденный , а порой и более вредоносный характер. Зовется в таких местах он ВАННЫМ. Может напугать отражением в зеркалах, откуда будет пялиться глазами на выкате . Но по-прежнему его можно узнать по всклоченной бороде и потрепанным волосам. И уж если прогневаете ванного нечистотой помещения и грязным бельем, то ждать тогда засора и прорвавшихся канализационных труб со всеми вытекающими.

Саунный, Худ.Н.Кондюрина

САУННЫЙ. Это тоже переквалифицировавшийся банник.  Чуть-чуть подобрел, чуть-чуть помягчел. Но если уж сильно расслабишься — запарит, не задумываясь.

ПРИНОШЕНИЯ: Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли. Чтобы Банник не вредил совсем, берут чёрную курицу и не ощипывая её перьев душат и закапывают под порогом бани, стараясь подгадать время под Чистый четверг.

В ЛИТЕРАТУРЕ:  О строительстве дополнительных бань уже подумывали — больше трех заходов не сделаешь, всем известно, что четвертый пар — для банника, вот и теснились.  Е.Красницкий и др, Женское оружие

В этот раз Банник ничем нас не обидел. Не обварил, не напугал. Мы оставили ему доброго пару, свежий веничек и лохань чистой воды. Я свела Велету наверх, уложила, блаженную и разомлевшую, и пошла в дружинную избу чесать волосы перед огнём.  М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

Банник, Худ.И.Орлова

НА КАРТИНАХ. Банник есть на картинах В.Королькова, Н.Антиповой и В.Аржавитина.

(55)Подборка выполнена специально для сайта

Дополнительные статьи:

— Анчутки – маленькие чертенята

— Болотницы и другие девы болот

— Кошки в славянской мифологии.

 

bogislavyan.ru

Банник кто он, как его задобрить

Содержание:

Как известно, пантеон богов той или иной нации представляет собой отражение ее религиозных воззрений, отношений родовых и общинных, между окружающим миром и любой отдельно взятой личностью.

Древние славяне считали себя потомками своих богов и стремились следовать их законам на протяжении всей жизни. Славянский бог и банник был не просто карающей дланью или Творцом. Это был союзник, способный помочь, указать верный путь, а также прощать.

Рядом с человеком

Все славянские боги - Сварог, Перун, Ярила - принадлежали к одному «клану», и у каждого из них была своя сфера, за которую отвечал тот или иной бог. Но помимо непосредственно богов, высших существ, в старославянской картине мира присутствовали и другие персонажи, которые являлись мифическими созданиями, но при этом не были вхожи в пантеон.

Они не являли собой высшую силу, и в их «компетенцию» не входили такие масштабные вопросы, как, к примеру, природа или богатый урожай. Эти существа соседствовали рядом с человеком и оказывали влияние на его повседневную жизнь, как позитивное, так и, разумеется, негативное. О них до сих пор рассказывают сказки -это домовой, леший, водяной, кикимора и прочие узнаваемые персонажи.

Отдельного внимания среди этих существ заслуживает такой персонаж, как банник. Персонаж не столь известный, как, допустим, водяной, но тоже весьма интересный.

Как нетрудно догадаться, банник обитал в бане. Нашим предкам он представлялся в виде маленького полуголого старичка, облепленного листьями от банного веника, с длинными волосами и бородой.

По славянским поверьям, банник обычно жил за печкой и в основном занимался тем, что пугал посетителей бани и обжигал их кипятком. Считалось, что банник также был способен запарить человека до смерти, ободрать ему кожу или задушить.

Банные ритуалы

Банник никогда не пользовался особой милостью у наших предков. Издревле, несмотря на свои целебные свойства, баня считалась зловещим местом. Никто не отваживался заходить в баню после наступления темноты, и даже после Крещения Руси люди суеверные никогда не снимали в ней свои нательные крестики. При строительстве бани также нередко руководствовались суеверными соображениями - предпочитали строить ее как можно дальше от избы.

Также существовали определенные правила похода в баню. К примеру, по правилам парились сначала мужчины, потом женщины. А беременным женщинам ни в коем случае нельзя было ходить в баню без присмотра мужей.

Категорически запрещалось париться в чужом пару - каждый должен был самостоятельно растопить для себя печь. И, разумеется, чтобы не прогневать банника, в конце всех водных процедур необходимо было оставить для банника подарок (как блюдечко с молоком для домового) - маленький березовый веник и чашу с теплой водой либо кусок ржаного хлеба с солью.

Место для ворожбы

Любопытно, что главным врагом банника является как раз домовой. Считается, что если банник напал на вас, то на помощь следует звать именно его - выбежать из бани спиной вперед и закричать: «Батюшка, выручи!» При этом банник охотно дружит с другими враждебными человеку духами и часто приглашает их к себе попариться и искупаться.

Впрочем, не исключено, что образ банника просто изменился со временем в отрицательную сторону. После принятия христианства на Руси восприятие языческих божеств практически полностью изменилось. Такие персонажи, как домовой или банник, стали олицетворением демонических и враждебных сил.

За счет того что баня считалась таинственным местом, где обитают духи и банник, зачастую она использовалась для гаданий и ворожбы. Одно из самых старинных «банных» гаданий заключалось в том, что девушка должна встать в дверях бани и приподнять юбку.

Затем необходимо позвать суженого и попросить его прикоснуться к себе. Если девушка почувствует прикосновение мохнатой лапы, то считается, что ее будущий муж будет богатым, если голой руки - то бедным, если мокрой - то муж будет пьяницей, а если шершавой - то это означает, что у ее мужа будет суровый характер.

Не ходите мыться после полуночи

Разумеется, существует огромное количество преданий и страшных историй, связанных с банником, а точнее, с его правилами, которые иным несчастным довелось нарушить.

Одна из таких историй повествует о пяти девушках, которые, нарушив запрет, отправились в баню после полуночи. Одна из девушек взяла с собой свою маленькую сестренку. После купания девушки сели за стол ужинать, как вдруг кто-то постучался в дверь.

На пороге стояли пятеро красивых молодых людей, рассказавших, что они проделали огромный путь и, увидев свет в окне, решили зайти и попросить немного еды. Девушки пригласили путников за стол, чтобы разделить с ними ужин, и в это время маленькая девочка, сестра одной из девиц, уронила на пол ложку. Девочка полезла за ней под стол и увидела, что у их гостей вместо ног - коровьи копыта.

То, что девочка смогла распознать в незнакомцах нечисть, объясняется тем, что ребенок до семи лет - безгрешен и способен видеть то, что не может увидеть грешник, взрослый человек. Девочка уговорила свою старшую сестру покинуть баню и оставить незнакомцев... Утром стало понятно, что ночные гости действительно оказались чертями - баня ушла под землю, утащив с собой четырех девушек.

И несмотря на то что в этой истории в роли нечисти выступают черти, их появление обуславливается именно нарушением запрета банника - не ходить париться после наступления темноты.

Еще одна из историй связана с нарушением этого же запрета.

Жили-были две сестры со своей старой теткой. Одна из сестер ждала ребенка, и в итоге родила мальчика, но сама при этом скончалась при родах. Младшая сестра и тетка взяли ребенка под свою опеку. И вот как-то раз эти женщины с грудным младенцем решили пойти в баню, но засиделись допоздна и пошли только после полуночи.

Сестра, испытывая при этом странное беспокойство, решила закрыть дверь в баню на замок. Как только женщины разделись и принялись мыться, раздался стук в окно. Они увидели в окне большого черного кота, который, впрочем, скоро исчез из виду.

 Затем послышался звук скребущихся когтей по двери, по стенам, на крыше раздался топот. Кто-то яростно стучался в стены и в окна, ломился внутрь. Эти звуки раздавались до утра, но сразу же прекратились после первых петухов.

Подождав какое-то время, женщины с ребенком на руках побежали домой. В их избе все оказалось перевернуто вверх дном. . . Спустя какое-то время женщины вернулись к бане, и увиденное поразило их: ее стены были исцарапаны, повсюду находились следы от гигантских когтей, на земле виднелись кровь и следы копыт...

А на крыше сидел тот самый черный кот и рядом банник, что заглядывал к ним в окно. Этим котом оказался банник, ожидавший той ночью гостей, - считалось, что он способен принимать вид кошки, собаки либо зайца. Но, так или иначе, он не дал тех женщин в обиду и фактически спас их от чертей, уже почуявших свою добычу.

Целебная сила

Стало быть, этот маленький дух банник не так плох и не всегда настроен агрессивно по отношению к человеку. Банник также считается прекрасным лекарем, способным 'вылечить практически любую болезнь при помощи пара. Кроме того, баню традиционно растапливали перед различными значимыми событиями, в честь всех праздников, перед свадьбами и родами.

И разумеется, в наш век суеверия не могут быть помехой столь приятному времяпрепровождению, как поход в баню, ставший для нас синонимом отдыха и хорошего настроения. Русская баня всегда являлась местом исцеляющим, ее целебная сила хранится в ее жаре и холодной воде, а банник одухотворяет ее и на правах хозяина устанавливает в ней свои правила.

Интересные материалы:

10 самых жутких глубоководных тварей (22 фото) Легенда о немецком оборотне Петере Штумпфе (4 фото)

nlo-mir.ru

Банник и банные духи | МастерВеда

Банник, банная нечисть, банные лешие, банный хозяин, жихарь, шишок.В женском обличье: байниха, банница, обдериха

Дух особый, живущий в бане, ее «хозяин». Как и домовой, привязан к конкретному месту и семье. Банник любит тепло, обитает поэтому под полком или за печью, оттуда часто слышится шум, вой, хохот и даже стоны. Как правило, невидим, но может, будто оборотень, показываться в различном обличье, к примеру, кошки, лягушки, маленькой собачки или белого зайчика, а захочет, и веником представится. Если же увидеть его в человеческом образе, то это страшный лохматый мужик, с очень длинными волосами, железными когтями.

Банный хозяин — дух недобрый, опасный. Неугодных ему запаривает, замучивает до смерти. Во многих областях и губерниях после третьего пара мыться уже не ходят, оставляют для мытья баннику вместе с водой и веником. Считается также, что нельзя мыться после захода солнца или поздно ночью. При входе в баню приговаривают: «Крещеный на полок, некрещеный с полка!»- а уходя благодарят: «Спасибо тебе, байнушко, на парной баенке». Чтобы умилостивить его, в новую баню всегда несли хлеб-соль и оставляли на полке. Коли была нужда переночевать в бане, спрашивали разрешения у банного хозяина. Если пустит, то значит, можно спать спокойно, он никому в обиду не даст, будет охранять от чужой нечисти.

Баня являлась излюбленным местом гадания. По поверью, девушки могли увидеть своего суженого, если садились перед каменкой и смотрели в зеркало. Можно было узнать и каков будет будущий муж. «…Девушки… отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: «Мужик богатый, ударь по ж… рукой мохнатой!» Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер».

Но любое гадание почиталось делом опасным, потому что банный хозяин мог погубить неосторожного гадающего.

Сама по себе баня считается местом нечистым, человек здесь очищается, смывает не только грязь, но и болезни, грехи. На банищах поэтому никогда ничего не строили. Банник, недовольный местом, где стоит баня, может наслать на людей недуги, которые тотчас проходят, если баню перенесли в другое место. Видеть банника или слышать его всегда было к несчастью. Козни его, зачастую немотивированные, всегда злы, а любое несчастье, произошедшее с человеком в бане, считалось его проделками.

Не случайно поэтому, как бы в противовес баннику, существует вера в банную матушку (бабушку).

Это добрый дух, обитающий в бане, лечащий от всех болезней и покровительствующий слабым и больным, а также роженицам и младенцам. Роды в крестьянских семьях происходили обычно в бане, где мать с новорожденным оставалась еще некоторое время. Тут же их омывали и даже парили. Омовение сопровождалось различными магическими действиями и обращениями к доброй банной матушке, которые должны были обезопасить роженицу с ребенком от всего недоброго.

К доброму духу бани-целительницы призывали и тогда, когда надо было «смыть», излечить хвори. В крестьянском быту невозможно было найти лучшего лекарства от «болезней горячечных, простудных и воспалительных», чем баня с хорошим паром. Лечебные ее свойства известны с давних пор и до сего времени остаются весьма популярными.

 

»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

 

Ба?нник —дух, живущий в бане, в поверьях восточных славян, пугающий людей и требующий жертв, которые ему надо оставлять в бане после мытья. Часто Банника представляют в виде маленького, но очень сильного старика с лохматым телом.

Банника винят во всех неудачах в бане. Любимое занятие Банника — обжигать людей кипятком, кидаться камнями в печи-каменке, а также стучать в стену, пугая парящихся. Чаще всего банник был невидим и обнаруживал свое присутствие шумом. Его видимые обличья были очень разнообразны. Он появлялся в виде крохотного, но очень сильного нагого старичка с радужными глазами и с длинной, покрытой плесенью бородой. Иногда он представлялся черным мохнатым человеком огромного роста с длинными волосами, с железными руками и когтями, которыми душит или «запаривает» моющихся. Иногда он был сед и мохнат, иногда — наг и покрыт грязью или листьями от веников. Голос банника был скрипучим или похожим на голос знакомых людей. По поверьям жителей некоторых районов России, банник мог превращаться в кота, собаку, лягушку, белого зайца и даже в веник или уголь. Также банник мог обернуться каким-нибудь знакомым человеком. 

В самой бане банник занимал место за каменкой, а когда сердился, перебирался под полок. 

По народному поверью, банников в бане могло быть и несколько, а иногда банник обитал там с женой и детьми. 

Откуда брался банник в каждой конкретной бане — неизвестно, но в ночь после ее постройки он становился там полновластным хозяином. Поэтому банника заранее задабривали: когда баню заканчивали, под порог закапывали черную курицу или черного петуха. При этом курицу полагалось не резать, а задушить и не ощипывать. Также было поверье, что банник появляется в бане после того, как там побывала роженица. 

Вообще, банник женщин привечал лучше, чем мужчин, особенно он не любил пьяниц. 

Список нарушений, из-за которых сердится банник, достаточно велик, но и разумен. В бане нельзя было громко говорить, шуметь, стучать или смеяться. Самый строгий запрет распространялся на брань. Добрая треть наказанных пострадали из-за своего пристрастия к ругани, ведь считалось, что произнесенное в бане проклятье обязательно сбудется. Также банник не любил, когда подгоняли того, кто парится в бане, или когда приходили в баню в пьяном состоянии.Существовало не так много средств защиты от банника. Несмотря на то, что христианские обереги (крест, молитва и упоминание Господа) считаются универсальными средствами против нечистой силы, против банника они действовали недостаточно эффективно. Самым надёжным средством являлось соблюдение правил поведения в бане и возле неё. Спугнуть банника мог также голос другого человека из-под окошка. По народному убеждению, если попал под руку баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу домового: «Батюшка, выручи!» 

Однако банник иногда проявлял себя не только как дух бани, но и как дух-охранитель людей — хозяев бани. Он защищает их от «чужой» нечисти. На Руси рожали исключительно в бане. Как правило, будущая мать переселялась из дома в баню не менее чем за три дня до родов. Будучи самым лютым из всей «домашней» нечисти, банник лучше всех мог защитить мать и дитя, которые в это время находились на грани двух миров. Правда, при этом женщину ни на минуту не оставляли одну, люди все таки не до конца доверяли баннику. 

Считалось также, что в лечении баннику нет равных. В древности любую хворь лечили, парясь в бане, и исцеление приписывалось не целебным свойствам пара, а лекарским умениям банника.

Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли.

masterveda.ru

Банник - Банный домовой

В этой программе поговорим о русских преданьях, связанных с очень коварной и опасной нечистью – с банным чертом. Восточные славяне верили, что в бане гнездится особо злобный нечистый дух, который может довести людей до смерти, и потому баню, здание, выстроенное ради чистоты, считали местом нечистым, дурным, куда плохо заявляться в одиночестве. Но обо всем по порядку.

Баня всегда имела огромное значение для славян и имеет по сей день. Это одна из наиболее сохранившихся традиций. Многие, у кого есть дача или кто живет за городом, непременно стремятся выстроить у себя баню. Да и в городе без нее тоже никуда. Пускай сейчас во всех квартирах есть ванна, душ, однако при этом в городах существуют и бани, куда с удовольствием ходят горожане – не столько за мытьем, сколько за удовольствием: паром, духом березовых и дубовых веников, ледяной купелью.

Русская баня часто поражала иностранцев. Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер напишет: "Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз". Англичанина этот обычай шокировал, но в России и по сей день это один из самых приятных и здоровых способов скоротать досуг. Не даром на Руси говорили: "Баня парит, баня правит, баня все поправит".

Бани можно было подразделить на несколько подвидов. Первый – баня, которая топится по-белому, более удобная в использовании. Подразумевает, что там есть каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды (часто современные индивидуальные бани имеют именно такую конструкцию). Дров на то, чтобы натопить такую баню, уходит много.

Самый экзотичный и, быть может, архаичный подвид бани - баня, которую устраивали внутри русской печи. Сначала печь топили, а внутри грели чугунки с водой. Потом, когда печь истопилась, из ее нутра выгребали золу, освободившееся место застилали внутри соломой, а раскаленные угли, жар, сгребали в угол.

Потом человек залезал внутрь и очень осторожно мылся, чтобы не испачкаться сажей со стен печи и, не дай Бог, не усесться на угли. Вероятно, из-за этого странного и небезопасного способа мытья украинская баня получила свое сегодняшнее название - "лазня" (от слова "лазать"). Следует заметить, что так славяне мылись нечасто.

Самым распространенным видом бань были те, которые топились по-черному, потому что они не требовали много дров. Баня состоит из собственно бани и предбанника, где люди оставляют одежду перед мытьем. Дверь в парную делали очень маленькой и с высоким порогом, чтобы не выходил горячий воздух. Внутри парной стоял котел с водой и открытый очаг с раскаленными камнями. Он давал жар и пар.

Дым от этого очага частично выходил через специальное отверстие в потолке, и стены в бане были темными, прокопченными, что выглядело не очень эстетично, зато отвечало целям дезинфекции (в баню ведь ходили не только мыться, но и лечиться). Копоти, впрочем, было немного, если баню топили правильно, например, березовыми дровами. Сначала баню топили, потом давали ей немного выстояться, плескали ковш воды на раскаленные камни и выпускали первый пар, чтобы не отравиться угарным газом. Затем можно было мыться, но соблюдая ряд предосторожностей, чтобы не обидеть банника, духа этих стен.

Банник, как уже было сказано, представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким. Внешне маленький и невзрачный, в облике голого старика с длинной заплесневелой бородой, он мог доставить много проблем тем, кто приходил в его владения. Например, мог взять и выстрелить раскаленными камнями из печи и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, который хочет освежиться, вместо ковша с ледяной водой – ковш с крутым кипятком. Мог толкнуть и посадить на печь так, что несчастный обжигался до мяса, а клок его кожи оставался на печи. Мог навести обморок и, наконец, мог запарить до смерти - отравить угарным газом.

Банный дух, впрочем, не всегда рисовался в образе старика. Иногда это могла быть и старуха, лохматая и страшная банниха. Иногда ее называли баенной матушкой, иногда обдерихой, в том числе и оттого, что тоже могла посадить на печь и ободрать кожу. Банниха могла привидеться не только в образе старухи, но и в образе черной кошки. В любом случае, от нее ждали беды так же, как и от банника.

Банные духи рисовались как существа крайне опасные - куда более опасные, чем домовой и даже леший. Возможно, оттого, что славяне, чье мировоззрение делало весь окружающий мир населенным разнообразными духами – кикиморами, русалками, овинниками и прочими – не верили, что вся та грязь и хворь, которую они смывают с себя в бане, никуда не девается. Они считали, что всю нечистоту вбирают духи этого места, и потому характер у них премерзкий. От бани стремились держаться подальше – не ходили туда без надобности, особенно в Святки, время, когда духи могли озорничать особенно сильно.

Баню обычно строили в отдалении от избы, в дальнем углу двора, на отшибе, а по возможности и вовсе за забором. Это с одной стороны. С другой стороны, посещение бани все равно было обязательным, чистота должна была соблюдаться неукоснительно, а тот, кто в баню не ходил, мог заработать репутацию недоброго, подозрительного человека. Поэтому, хочешь не хочешь, с банником приходилось договариваться, учитывая его капризы и требования.

Требования могли быть разными. Например, баннику может не понравиться то место, на котором сложена баня. Тогда он, согласно поверьям, наводил хворь на кого-то из домашних, и, как ни бились, выздороветь человек не мог, пока семья не догадывалась переложить баню. Тогда болезнь исчезала как по волшебству. Если же старая баня вдруг сгорала, то на ее месте запрещалось строить какие-либо помещения. Место считалось нечистым. Тут или новый пожар, который спалит постройку, или мыши заведутся, или клопы – короче, не будет там житья.

Еще банник терпеть не мог, когда в бане пьют воду, предназначенную для мытья, даже если она чистая. А уж людей с крестами на шее и вовсе не переносил, и потому, если человек шел мыться, крест надо было снять и оставить в предбаннике, а лучше - дома. Эту традицию соблюдают и до сих пор, но не по старой памяти, а благодаря здравому смыслу. Металлические предметы в бане сильно раскаляются и начинают жечь кожу, поэтому их предварительно снимают.

Нательные кресты часто были как раз из металла – серебра, золота или меди. Порой их высекали из камня, но камень в бане нагревается и жжется не хуже железа. Еще банник не любит, если моющиеся торопятся, друг друга подгоняют - тогда жди от него каверзы. Это поверье тоже вполне рационально, если вдуматься. Ведь если торопиться, в суматохе как раз легко перепутать ледяную воду с кипятком и усесться на раскаленную печку.

Были способы банника задобрить. Первый – принести ему ломоть ржаного хлеба на угощение, а на печку насыпать крупную каменную соль. Второй – взять черную курицу и, не ощипывая ее перьев, задушить и закопать под порогом бани. Видимо, этот обряд – аналог жертвоприношения, которое призвано умилостивить потусторонние силы.

Третий способ договориться с банником - не мыться в бане на третий или на седьмой пар, то есть на третью и седьмую топку. Подлинной причиной был страх перед угарным газом, который накапливался в помещении. Однако народная фантазия объясняла запрет иначе. На третий или седьмой пар банник моется сам, порой с женой-баннихой и со своими детьми, а временами зовет всю окрестную нечисть - и домашнюю, и лесную. Мешать им нельзя - прогневаются и не дадут потом покоя. Примета наказывала, наоборот, растопить баню и уйти, оставив духам кадушку с ключевой водой и новый веник – попариться.

Но и угарный газ, и ожоги были мелочью по сравнению с тем, что банник мог сотворить. Дело в том, что баню периодически использовали не только как место для мытья и лечения, но и как родильную палату. Роды, бывшие женским таинством, не могли проходить в общей избе, на глазах у мужчин, и потому беременную, готовую к родам, вели в баню. С нее как раз креста ни в коем случае не снимали (но и баню так не растапливали). Роженицу ни на минуту не оставляли одну, чтобы она и ребенок не стали добычей нечисти. Считалось, что банник и банниха, особенно если они злы на людей, нарушавших их запреты, могут украсть новорожденного и подменить его на своего ребенка. Этот подброшенный ребенок именовался подменышем.

Легенды о подменышах в том или ином виде существуют у многих европейских народов. Мол, духи – эльфы, тролли, лешие – воруют детей и подменяют их своими детенышами или даже неодушевленными предметами, на которые наведены чары, заставляющие окружающих видеть ребенка, скажем, вместо деревянной колоды.

Украденный ребенок живет с нечистой силой и воспитывается ею как один из них. Подменыша могла ждать разная судьба. Если это было демоническое дитя, то оно могло доживать до взрослого возраста, маскируясь под человека и отличаясь от него лишь одним – отсутствием души. Или же оно могло зачахнуть спустя некоторое время. Подменыша отличали по тому, что он отказывался есть, громко кричал, обладал врожденными генетическими дефектами или просто много болел.

Историки считают, что эти истории появились неспроста. В средние века была очень высокая детская смертность, и, конечно, гибель ребенка ложилась грузом вины на родителей. Чтобы облегчить муки совести, они успокаивали себя тем, что дело не в их дурной наследственности или небрежении своими обязанностями, а просто духи похитили их дитя и подсунули им подменыша. Славяне считали, что духами, которые способны такое проделать, были леший и банник.

Банника опасались, конечно. Но это не значит, что с ним старались не иметь дела. Баня была местом для гаданий, и девушки в особые праздники (в те же Святки) могли бегать туда погадать на суженого. Мол, духи знают многое, в том числе и то, что скрыто, так почему бы и не проконсультироваться? И консультировались, причем весьма оригинальным способом.

На Святки в полночь девушки, порой собравшись небольшой группой (чтобы не страшно было), подходили к открытым дверям бани, задирали юбки и ждали, когда банник к ним прикоснется. Если тот касался мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница. Правда, непонятно, где была гарантия, что рука принадлежит именно баннику, а не хулиганящему соседу, - это загадка, но в гадание верили.

Сегодня про банника мало кто помнит, разве что в деревнях, где сохранились традиционные бани – темные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях бузины и черемухи. Согласитесь, такой антураж располагает к ожиданию чего-то сверхъестественного. А горожане про банника практически забыли. Хирургически белый кафель и сверкающие металлические краны как-то не располагают к тому, чтобы фантазия населила пространство ванных комнат древними духами, связанными с чистотой и в то же время пребывавших на стороне нечистой силы. Современные полтергейсты – другое дело, их в ванной представить можно запросто. Но об этом как-нибудь в другой раз.

rus.ruvr.ru

paranormal-news.ru


Смотрите также