Языческие боги славян. Белорусские боги и духи


Каких богов почитали предки белорусов? | Культура

Как известно, до принятия христианства восточные славяне были язычниками, у них не было единого бога. Но ни одно событие славянской жизни не проходило без участия божества. Какие же существовали боги у наших предков, и чем они занимались, какими сторонами жизни людей «заведовали»?

Одним из самых главных богов был могущественный Перун, бог грома и молнии, дождя, опекун военного дела и княжеской дружины. В Беларуси Перуна помнят до сих пор и называют его именем молнию.

Гром и молния возникали, когда рассерженный Перун стучал каменными жерновами. В силе ему не откажешь, попробуйте в каждой руке удержать по огромному мельничному камню.

Древние каменные топоры, редкие случайные находки людей того времени называли стрелами Перуна. Считалось, что они обладают целебными средствами. Истертые в порошок камни применялись в качестве лечебного средства при любых болезнях.

Соперник Перуна — Велес (Волос), бог животноводства, богатства, помощник земледельцев, властитель потустороннего мира, опекун волхвов. На территории нынешней Беларуси, возможно, это был самый главный бог. Во многих местах сохранились воздвигнутые в честь Велеса огромные камни. Кроме всего прочего, Велес распоряжался стоками рек. С его культом связано название реки Вили и основанного на ней кривичами города Вильно, нынешнего Вильнюса.

Богом весенних гроз и плодородия был Ярило. Он воплощал в себе понятия весеннего света, теплоты, юности и любовной страсти. Совмещение им вдобавок и некоторых военных функций дает основания предположить, что Ярило тесно связан с Перуном, возможно, был одним из его воплощений или сыном.

Славяне представляли себе Ярило босоногим красавцем, разъезжающем на белой лошади по небу в белом одеянии, с венком из весенних полевых цветов на голове. Где появлялся Ярило, там обязательно бывал хороший урожай, кого одаривал взглядом — у того в сердце разгорался любовный костер.

Весна находилась в ведении прекрасной богини Ляли — владычицы девичьей красоты и любви. Аиста, как известно, приносящего детей, на Полесье до сих пор называют «лялека».

Бога солнца кривичи называли Сотваром. За хранительницу семейного очага почитали богиню достатка Тетю, которую представляли в образе высокой статной женщины с ржаным венком на голове, с хлебом и плодами в руках.

Опекуном всех кузнецов считался бог огня Жижаль. Негаснущий святой огонь назывался Знич. Замерзнуть как Зюзя — бог зимы и мороза — можно и в наши дни.

Утреннюю и вечернюю зори символизировали сестры Денница и Вечерница. Из древней мифологии известно также имя далекого предка современных белорусов — Боя, везде ходившего с верными псами Ставрой и Гаврой.

В древности коммуникации были развиты далеко не так, как сегодня. Поэтому в различных местностях представления о богах, их образах и именах могли существенно отличаться. Конец языческим разночтениям на славянских землях положило христианство. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

shkolazhizni.ru

Языческие боги славян - это... Что такое Языческие боги славян?

Словянский идол, т.н. "Святовид".

Языческие боги славян — по религиозному представлению, могущественные существа, в той или иной степени управляющие миром.

С развитием сознания, где-то в середине I в.

до н. э., возникла вера в добрых и злых духов, начались жертвоприношения. Какое-то дерево, например, казалось необычным, к нему приходили, приносили дары: куски мяса, шкуры. В честь медведя весной отмечали праздник — комоедицу, готовили гороховую кашу (комы).

Позже древние белорусы стали овеществлять своих богов: вытесывали из камней и дерева идолов, молились им. Считая, что человек, умирая, переходит в какой-то другой мир, в захоронения клали оружие, украшения. Над покойником насыпали курган.

С таинственного и далекого неба нисходил к человеку огонь, дающий тепло и свет. Не мог не появиться культ огня — началось поклонение богу Перуну, а на западе Беларуси и у литовских племен — Зничу. Еще в конце XIX в. в Вильно могли показать место, где горел вечный огонь, и жил охранявший его жрец. На Беларуси долго считалось грехом тушить костер, ждали, когда он сам погаснет. Перун на нынешнем белорусском языке (Пярун) означает гром. Бог Перун в представлении древних являл собой деревянного идола с бородой и золотыми усами. Повелевал он громами и молниями. Существует белорусская легенда: Перун, держа огромные жернова, ударил ими друг о друга, вызвав тем самым гром и молнию. В Древней Греции был похожий бог — Зевс, а в Древнем Риме — Юпитер. В «Повести временных лет» среди богов Перун назван первым. Следы культа Перуна сохранились в некоторых проклятьях, поверьях (древние каменные орудия, найденные в земле, считали перуновыми стрелами, которыми тот целился в чертей). С распространением христианства черты Перуна стали приписывать Илье-пророку.

Сварог, Дажьбог и Хорс — боги солнца. Сварог (от санскр. Свар — небо, свет и га — хождение) — бог небесного огня, отец Дажьбога и Сварожича. Сварог был воителем, боровшимся со злыми силами, прятавшими дождь в облаках. С победой Сварога благодатный дождь проливался на землю. Сын Сварога — Сварожич — был богом земного огня. Второй сын Дажьбог, бог солнца, считался покровителем земледелия, плодородия.

Велес (Волос) в «Повести временных лет» называется как «скотий бог» — покровитель домашних животных, впоследствии еще и бог денег.

Ярила (Ярило)— божество весеннего плодородия. В белорусском фольклоре это девушка в белом платье, с венком на голове, в одной руке у нее ржаные колосья, в другой человеческая голова. Сидит она на белом коне. У балтийских славян было похожее божество, только мужское — Яровит.

Стрибог повелевал ветрами. Временами года управляли Тётя, Зюзя, Ляля и Житень. Тётя — богиня урожая, щедрой осени. В календарном цикле белорусов ее владычество приходилось на время с начала жатвы до конца сбора урожая. Это была красивая зрелая женщина с венком из ржаных колосьев на голове, в руках держала хлеб, овощи и фрукты. Отсюда, видимо, поговорки: «Голод — не тётка», «голод — не Тётя, подопрет — лыко съешь». Зюзя — бородатый лысый дед — олицетворял собой зиму. Ходил он по белорусским селениям босой, в распахнутом кожухе, поднимая своим дыханием метель. Когда в сильный мороз трещали деревья, говорили, что по ним дубинкой бьет Зюзя. До сих пор на Беларуси говорят, если ударил сильный мороз: зюзя. Леля — олицетворение весны. Житень был хозяином поля, — низенький дедок с длинной бородой. На плохо убранном поле нерадивого хозяина он собирал колосья и относил их к заботливому хозяину.

Жижель и Карачун — подземные боги. Бог огня и кузнечного ремесла Жижель в огромной кузнице ковал оружие для борьбы с Перуном. Считалось, если он долго работает в своей подземной кузнице, перегревается земля и начинается засуха, горят торфяники. А когда Жижель выходит из-под земли, Перун швыряет в него молнии. Карачун, злой дух, олицетворял смерть.

Были и помельче боги — ночные: Дед, Дуб и Сноп.

Во «Влесовой книге» приводится «тайна велика»: Сварог — это Перун и Световит, заключенные в Свароге. Они враждуют меж собой — белобог и чернобог. А Сварог их сдерживает, иначе конец миру всему.

Христианство пришло на Беларусь в X в. Крещение сопровождалось уничтожением языческих идолов, жестокими преследованиями язычников. Пережитки язычества сохранились в некоторых местах Беларуси до конца XIX в.

См. также

Литература

  • Барташэвiч Г. А. Беларуская народная паэзiя веснавога цыкла i славянская фальклорная традыцiя. — Мн., 1985;
  • Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. — Гродно, 1895;
  • Загорульский Э. М. Древняя история Белоруссии: Очерки этнической истории и материальной культуры (до IX в.). — Мн., 1977;
  • Мялешка М. Камень у верованнях i паданнях беларусау. — Мн., 1929;
  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981;
  • Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. под редакцией С. А. Токарева. — 1987.

Ссылки

dic.academic.ru

Древняя мифология белорусов. Продолжение - ***

Как боги учили людей Предки белорусов жили на своей земле и лиха не знали. Мир велик - свободного места хватало всем. Как поработаешь, так и поживишься. Все были равны, жили-поживали, богов восхваляли, ни о чем не беспокоились. Боги тогда еще жили на земле, приходили к людям, как к своим братьям, учили, как жить на свете, как детей плодить и воспитывать да землю наполнять. И не было на земле ни лиха, ни добра. Люди жили будто птицы в небе или рыбы в воде: что находили - тем и питались, ни счастья, ни беды не знали. Но разве это жизнь? Так живут и звери в лесу, так живут и растения. Боги, увидев это, начали учить людей, как добыть живность, как сделать одежду, как спрятаться в непогоду. Когда рождался ребенок, бог Род зажигал на небе звезду - знак живой души. Нить судьбы человеческой пряла богиня Макошь. Когда она обрывала ее - прерывалась и человеческая жизнь. Человек умирал, и бог Знич снимал с неба звезду, зажженную Родом. Догорая, она зничкой летела по небу. Судьба человека была предопределена богами. Физическая смерть неизбежна, она предназначена каждому его судьбой, но время и обстоятельства своей смерти человеку знать не дано. Если человек болел болезнью, насланной злым духом, то о его смерти предвещали следующие приметы: над больным, который лежит в хате, прогибались балки или выгибалась стена; у больного холодный и острый нос; ногти и пальцы возле них синеют; больной просит положить его на пол или на землю. Предвестником окончания земной жизни была Смерть, или, как ее еще называли, Белая баба. Это по-девичьи стройная, высокая женщина с лицом мертвеца, в белом, похожем на свадебное, одеянии. Она неожиданно, «столбом» возникает из-под земли. Протянув руки, идет к человеку и останавливается перед ним в нескольких шагах. Откидывает с лица фату, открывая лицо старухи-покойницы. Постояв перед человеком несколько мгновений, Смерть растворяется белым туманом. Древний белорус не боялся физической смерти: жизнь была вечной. После смерти тела продолжала жить душа. Наши предки говорили, что душа человека - будто птица, и верили, что она улетает в Вырай - страну добра и спокойствия, где продолжает жить вечно. Древние белорусы представляли душу чем-то материальным, но более тонким, чем окружающие предметы. Душа, утверждали они -дух, пар (как в бане), дымок, который может бесконечно менять свою форму и принимать различные образы, а также быть невидимым. Воплощением души человека могла быть и бабочка. Если над пожарищем появляются неизвестные птицы - белые и черные, это души предков, которые прилетели помочь живым сородичам.

Как белорусы получили огонь Первый огонь белорусы получили с ударом грома, когда от молнии загорелся корень. Люди сбежались со всех сторон и давай хватать головешки, разносить по своим жилищам и в пепле сохранять. Но этот огонь не дал никому счастья. Однажды Бог послал старому колеснику, который еще точил и веретена, счастливую мысль, чтобы он попробовал прутики на веретена полировать ясеневым клином, а не ножом, как до этого. Обстругал мастер ясеневый клинышек, приставил к веретену и начал смычком двигать туда сюда. Вдруг видит - пошел дым от веретена. Он давай еще быстрей смыком водить. С веретена посыпались искры. Так человек нашел справедливый огонь. На Полесье огонь называют «Перуново тепло». В честь Перуна в капищах под священными дубами горел Святой Огонь, который называли Зничем. Огонь у белорусов всегда пользовался большим уважением. Его называли князь-огонь, живой огонь, с его помощью лечились от болезней, прогоняли злых духов.

Усадебные духи Дом, усадьба древнего белоруса были местом, которое защищало его от многих бед. Все элементы дома - крыша, окна, печь, порог - были пронизаны магической символикой, с помощью которой семья белоруса стремилась обеспечить себе защиту от злых духов, сберечь здоровье, накопить богатство. В то же время территория усадьбы и все ее постройки были заселены духами, полезными людям, оберегавшими их. Почти все усадебные духи помогают людям в хозяйственных делах. Человек может с ними иметь определенные отношения, одних задабривая, других запугивая или отваживая от усадьбы. Деды - духи предков, в которых воплощалась бессмертная человеческая душа. Их почитали, приглашали на праздники, у них просили поддержки в трудные времена. Главным духом усадьбы является Хатник. В восточных регионах Беларуси его называют Домовой. Порядок в доме и благополучие зависели от Хатника. Жил он обычно в подпечке. Своими делами Хатник занимался исключительно ночью. Утверждают, что он похож на хозяина семьи. Хатник любит хозяев трудолюбивых и спокойных. В таких семьях он помощник. Но если хозяева сварливые, неаккуратные, нечистоплотные, Хатник с ними не хочет иметь никаких дел и может даже покинуть дом. Когда крестьянин переселяется в новый дом, он обязательно первым пригласит перебраться туда Хатника. Дом, покинутый Хатником, становится беззащитным против многих духов, и в первую очередь Злыдней - маленьких, горбатых, скрюченных созданий в больших сапогах и шапках, которые проникают в дом, занимают место Хатника под печкой. Оттуда они делают набеги по всему дому: заглядывают в горшки с едой, а в кашу подсыпают песок, в жирное молоко наливают воды, портят в деже хлеб, крадут у кур яйца. Всему вредят и доводят семью до нищеты. Иногда в их появлении виноват сам человек. Он накликает Злыдней неуемным желанием разбогатеть, чрезмерностью в работе, а также работой во время еды. Предвидеть беду хозяевам дома помогает другой дух - Печурник, который живет где-то под печкой. Но этот дух любит пошутить. Например, унести необходимую вещь с того места, где она обычно находится. Если к Печурнику относятся без должного уважения, он может несколько ночей подряд выть и кричать в печной трубе, греметь вьюшкой. Кикимора - человекоподобный молодой дух женского пола. Живет в хате на печке или в подпечке. Изредка принимает телесный вид. В отдельных районах Беларуси ее знают под именем Вещица. В хозяйственных постройках живет ряд других духов. Следующим по важности после Хатника для хозяев является Хлевник. При переезде в новый дом его, как и Хатника, приглашают с собой. Хлевник также любит хозяев работящих и толковых. Тогда он им помогает: холит, чистит коней, заплетает гривы. Если же скотина, особенно кони, у хозяина неважные, он портит их окончательно: по ночам гарцует на них верхом по хлеву, загоняя до смерти. Живет он в хлеву рядом с хозяйской скотиной, любит, чтобы животные были хорошо досмотрены. Каждый раз, провожая скотину в поле, он подходит к порогу хлева, здесь же ее встречает вечером. Его любимое место - угол хлева, балка или куриный насест, откуда он и наблюдает за животными. Когда хозяева входят в хлев, Хлевник прячется. Если Хлевник невзлюбил хозяев и сильно портит скотину, от него можно избавиться: кнутом выгнать его из хлева и повесить над входом мертвую сороку. После этого он никогда не вернется в этот хлев. В бане обитает Лазник. Обычно его место под полком. Это злой дух, видом напоминающий Водяника. Среди усадебных духов это один из самых строптивых. Не терпит тех, кто поздно приходит в баню, тем самым прерывая его отдых. Таких несвоевременных посетителей он пугает шипением, стуком в стену. Ну, а если кто надумал мыться далеко за полночь, то в них он бросает мусор и даже камни. Кроме этого, он может разговаривать, как человек. Любит Лазник париться, мытье обычно начинает после полуночи. Для этого ему надо оставлять веник и воду. Лазник не любит, когда в бане обрабатывают пеньку или лен: мнут, треплют, сушат. Если он сильно разозлится, то может устроить в бане пожар. Лазник - один из тех духов, которых не приглашают при переходе в новые постройки, они обычно сами проникают в них. Раздосадованный частыми несвоевременными посетителями, Лазник может покинуть баню, в которой жил. Такой уход сопровождается разрушением или пожаром. Но в новую или исправленную постройку Лазник уже никогда не вернется.

Чары и чародеи В своих отношениях с духами белорус не был абсолютно беззащитным. Он знал, как одних задобрить, других напугать, третьих обмануть и даже с их помощью обогатиться. Чародеи и знахари были посредниками между духами и людьми, могли сами превращаться или превращать других в животных. Превращение могло быть насильственным или по своей воле, временным или постоянным. Насильственное превращение происходило против воли превращаемого. Бывало, что его осуществляли с добрым намерением. Например, чтобы помочь человеку при побеге, чудесные помощники или духи превращали его в яблоньку, камень или другой предмет, в котором нельзя узнать беглеца. Обычно по истечении некоторого времени или при определенных условиях волшебство теряет силу. Главное, не забывать и выполнять эти условия. Но бывало и так, что строил, например, крестьянин себе дом и, чтобы сосед или кто-нибудь другой не сглазил, делал защитную засечку в определенном месте и заговаривал: «Кто через нее переступит - волком сделается на всю оставшуюся жизнь». Забывал про свой наказ, сам переступал через заклятое им же место и превращался в волка. Чаще всего превращение бывает временное, на нечетное количество лет. Практически всегда находится возможность избавиться от чар раньше, но это должен сделать решительный, сведущий человек. Например, бросить под ноги волколаку ручник или накрыть его скатертью. Бывают превращения, которые может отменить только тот, кто их сделал. Превращения происходят в полнолуние, в полночь. С восходом солнца и песнями петухов такая возможность исчезает. Поэтому сведущие люди, сталкиваясь со злыми духами, делают все, чтобы заговорить их, затянуть время до рассвета и таким образом спасти свою жизнь. Превращение требует соблюдения некоторых условий, в первую очередь - секретности. Ничем хорошим не кончится и халатное отношение к самому обряду превращения. Скажем, в каждом конкретном случае необходимо вполне определенное количество ножей, воткнутых в землю, чтобы человек мог превратиться в волка. Волколаки - люди-оборотни, умевшие превращаться в волка самостоятельно, или несчастные, которых превращали в волка колдуны. Белорусы-знахари, превращаясь в волколаков, проявляли хищный норов, были опасными и кровожадными. Делали это с целью нанести вред другим людям, уничтожая домашних животных и нападая на самих людей. Человек, которого превратили в волколака без его желания, вреда не приносил, более того, стремился находиться ближе к людям, чтобы в случае, если его признают за человека и пожалеют, он мог вернуться в человеческий облик. Такие волколаки совсем ручные, жалобно стонут, потому что не теряют человеческих чувств. Выглядят как волки, только с человеческими глазами. На шее у них белая полоса. Бывало, целый свадебный поезд превращали в волколаков. Грустные волки слезали с воза и шли в лес. По лошадям, которые вернулись домой, сельчане догадывались про то, что случилось... Умели белорусы выращивать Змея. Для этого ждали, когда черный петух снесет яйцо особенного вида, напоминающее раковину улитки. Делает он это раз в семь лет. Затем яйцо клали под мышку и носили 3 года. Из яйца выводился маленький Змей. Он был похож на ужонка, только с крыльями и весь горел, как золотой. Змея помещали в кладовку и усиленно кормили молоком и яйцами. Особенно любил Змей яичницу. Когда вырастал большим, то по приказу хозяина летал по всему свету, искал сокровища и приносил в дом. Недаром про богатых белорусов говорили, что им змей богатство носит. Да уж больно привередлив он был. Любил уважительное к себе отношение и ласку. И не дай бог его обидеть. Расходившись, Змей сжигал все хозяйство и исчезал.

Боги и духи полей и огородов Поле и огород - территория человека, на которой живет и действует большое количество духов и даже боги. Поле обычно прилегает непосредственно к природным пространствам - лесу, воде, болоту. И многие злые духи природы проникают на поле, чтобы нанести вред человеку. Даже звери лесные забегают сюда, чтобы взять жертву со стада домашних животных, а в часы жатвы, когда женщины оставляют своих малых детей в поле, нередки случаи кражи их волками и медведями. Если гроза заставала белоруса в поле, он старался держаться подальше от меж, потому что по ним обычно разбегаются злые духи, спасаясь от стрел Перуна. В полях и огородах живут и действуют такие боги и духи, как Житень, Тётя, Полевик, Спорышка, Железная баба. Опасным для людей является Полевик, который живет в поле или на лугу одной или нескольких деревень, если они не разделены лесом, водой. Живет он в канаве, около камня или дерева, куста, которые растут в поле, возле межевого столба, и покидает свое жилище только в половодье или затяжные дожди, потому что терпеть не может сырости и убегает от нее на высокие места. Хуже всего Полевикам приходится весной и осенью, когда много воды, везде слякоть. Тогда Полевики отсиживаются в сухих местах. Полевики любят гостить друг у друга, сообща вредить, мучить животных и людей. Человек может сам попасть в их руки, когда придет отдохнуть на сухое место. Тогда Полевики убаюкивают его, нежат на солнце, пока у человека не начнется лихорадка. Зимой Полевикам нечего делать, потому что в полях и огородах ничего не растет, и там редко появляются люди. Они забавляются тем, что заметают дороги снегом, чтобы человек сбился с пути и блуждал, пока не замерзнет. Полевик не устает изобретать свои пакости. Разбирает изгороди, вешки, заманивает скотину в поле или огород. Пригибает хлеба и траву, скручивает растения, отгоняет дождь. Делает так, чтобы дети заблудились, на скотину и людей за работой насылает оводов, слепней, комаров. Тех, кто приходят на поле и в огород, Полевик пугает диким эхом, свистом, ревом, передразнивает их, может тенью, погнаться за человеком или заманить его. Говорят, что стоит только поддаться заманиванию Полевика, и человек много настрадается из-за своей доверчивости. Может случиться и так, что Полевик неожиданно поразит человека страшным солнцепеком и убьет на месте. А иногда Полевик вдруг начинает беспокоиться за урожай, выгоняет вредителей, выпрямляет стебли и листья растений... Железная баба - человекоподобный дух, который живет в огородах и полях. Низкорослая старуха с железными грудями и железными крюками. Ими она хватает детей, которые одни ходят в поле или в огород за бобами, горохом, овощами, бросает в свою ступку, толчет и съедает. Может найти себе пристанище и в колодце, куда затаскивает тех, кто заглядывает в колодец, особенно детей. Подвей - дух вихря, который крутится по полям, пустошам и дорогам и насылает на людей особую болезнь - подвей: налетит вихрь на человека - и закрутит ему руку или ногу, а то и голову, отнимет речь. Поэтому, завидев вихрь, надо показать ему кукиш: этого Подвей не любит и пролетит мимо человека, не тронув его. Толока - покровительница жатвы и плодородия. Очень уважаема у всех белорусов. Праздники в ее честь устраивают во время сбора урожая, торжественные, радостные. На дожинки, дожав последний загон, связывают общий сноп, делают толоконный венок, и женщины бросают жребий, кому быть Толокою. Выбрав Толоку, украшают ее цветами, дают в руки дожинковый сноп, а на голову надевают толоконный венок с длинным белым покрывалом наподобие шали. После этого хоровод окружает Толоку и танцует, поет. Потом парами все идут в дом хозяина. Хозяин подносит хлеб-соль Толоке, кланяется ей в пояс. Толока отдает взамен дожинковый сноп. Хозяин и хозяйка берут Толоку под руки и сажают в красный угол. После окончания ужина хоровод с Толокою подходит к хозяевам и благодарит за угощение поцелуями. Толока снимает с головы венок и оставляет его хозяину, покрывало же остается у нее на память. Хоровод обязан довести Толоку до самого ее дома. Спорышка - дух жнива. Говорят, что если попросить ее б помощи, то работа будет спориться и быстро пройдет день. Как выглядит Спорышка, никто не знает, потому что люди ее никогда на видели. Считают, что живет она в двойном житневом колосе. Обитает в поле и маленькая неприметная птица, вестник богини весны Ляли - жаворонок. Исполняя свой долг перед богами и людьми, он никогда не улетает в Вырай. Зимует жаворонок в поле под камнем, чтобы первым сообщить людям о приходе весны.

Природа

Природа белорусов не была чем-то единым и однообразным. Выделялись пространства, которые имели специфические свойства и были населены богами и духами, непосредственно ими владевшими. Эти пространства наполняют священные объекты - горы, рощи, камни, криницы, а также животные и растения. Божеством диких зверей был Тур. На земле белорусов существовали три основных вида природного пространства: лес, болото, вода.

savitridevi.livejournal.com


Смотрите также