День Святого Духа. День святого духа


День Святого Духа

«Исполняйтеся Духом»

Душа всякаго праздника есть присутствие того, кому празднуют. И для празднующих день Святаго Духа что может быть вожделеннее, как если бы сей небесный Утешитель благодатным [1] наитием посетил Свое празднество? Если бы Он, хотя уже не огненными языками осиял главы наши, по крайней мере тайною искрою огня своего коснулся наших сердец и воспламенил их ощущением присутствия Божия; подобно как некогда и «косныя, еже веровати, сердца» двух учеников возжигал Он так, что сии самыя сердца могли указать им по крайней мере след присутствия Господня: «не сердце ли наше горя бе в нас, егда глаголаше нама на пути» (Лук. XXIV. 32). Благо сие так велико, что, не знаю, можно ли его и просить от «Сокровища благих» без внутренняго содрогания и некоего удивления собственному дерзновению; хотя впрочем Церковь, и каждый день, и в начале каждаго молитвословия, приглашает нас молить Святаго Духа, не токмо да «приидет», но и да «вселится в нас».

Но чего единое желание толико с нашей стороны трудно, слушатели, то самое, так просто и так щедро, предлагает нам ныне Дух Святый устами Апостола; и не только предлагает, но заповедует, внушает, поставляет законом: «исполняйтеся Духом!» (Еф.5:18)

Коль блаженную, Божественный Павле, но вместе коль чудную и непостижимую ты даешь нам заповедь! «Исполняйтеся Духом»: разве в нашей состоит воле исполняться Духом [2]? Если сие сокровище столь близко и столь приступно, то почему оно столь редко и неизвестно?

Христиане! конечно между Ефесскими соучениками нашими, «которым учитель языков первоначально дал наставление нами разсматриваемое» [3], не было человека, который бы его не разумел в сем случае, и мог бы противуположить ему наши недоумения. Иначе Богодухновенный наставник, без сомнения, предупредил бы совопрошения вразумлением. Так, знали в то время «жаждущие» указанный некогда пророком путь, да «идут на воду, и елицы не имут сребра, да шедше купят и ядят, да шедше купят без сребра и цены вино и млеко». Ныне, повидимому, и «сребро иждивается не в хлебы, и труд наш не в сытость» (Ис. LV. 1-2). Нам кажется, будто Господь слишком дорого ценит свои блага, и будто не наши мышцы ослабели для принятия, но Его рука сократилась для подаяния даров духовных.

Нет! Господь независтно «изливает от Духа своего на всяку плоть» (Иоил. II. 28). Если мы не «исполняемся Духом», то не даров Его не достает для нас, а нас не достает для даров Его. Да утешатся нищие Духом! Да воздвигнутся немоществующие плотию! Да оправдится Господь во словесех Своих!

Было время, когда апостолы, преимущественно святые храмы Святаго Духа, не ощущали Живущаго в них. Они [4] уже обладали даром чудес, а еще не понимали начала и не примечали направления силы, в них действующей. Дух любви являлся в них духом гнева, и призванные в служение спасения готовы были низвести с небесе огнь потребления. Сама Истина обличала их в столь странном неведении самих себя: «не весте, коего духа есте вы» (Лук. IX. 55).

После, когда тот же Дух, который вначале действовал в Апостолах сокровенною силою, посетив их торжественным сошествием Своим, исполнил ведением и премудростию, они узнали Его столь ясно и столь близко, что решительно различали Его как от собственнаго, так и общаго некоего духа, действующаго в естественных, не возрожденных Духом Божиим, человеках и, может быть, в них самих некогда действовавшаго. «Мы же», говорит один из них, «не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованная нам» (1 Кор. II. 12).

Заметим, слушатели, что Апостол не говорит: «дадеся нам дух», но: «мы прияхом духа». Как бы так сказал: «известно, что Бог «дает» Своего Духа каждому, кто расположен «принять» Его. Только люди по большой части порабощаются и омрачаются «духом мира. Мы же» отвергли владычество сего мрачнаго духа, но приняли духом нашим светоносныя влияния «Духа, от Бога» исходящаго; и таким образом открылось в нас деятельное познание и ощущение даров, от Бога нам предуставленных. «Мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога, да вемы, яже от Бога дарованная нам"».

Итак, поверьте не нам, немощным служителям слова [5], поверьте избранным орудиям, посланникам и благовестникам Духа Божия, что, несмотря на некое самостоятельное бытие и свободу человека, он не только может находиться, но и находится обыкновенно под правлением одного из двух начал, или «духа мира сего», или «Духа иже от Бога», смотря по тому, котораго из них действие на себя свободно «приемлет». Если вы сего, повидимому, на себе не испытываете, – сие токмо то значит, что «не весте, коего духа есте вы».

Дабы, по возможности, приближить к общему разумению сии тайныя отношения духа человеческаго к Духу Божию, да будет позволено употребить притчу и гадание, в которыя сама Божественная истина облекалась не редко, дабы явиться взорам человеков, более или менее чувственных. – Младенец во чреве имеет собственную душу и жизнь; но жизнь его погружена в жизни матерней, ею проникнута, ею питаема, так что, в сравнении с полною жизнию человека, едва может почитаться жизнию: вот образ того состояния, в котором естественный человек находится в мире. Дух его имеет собственную жизнь и свободу, но тем не менее, будучи во плоти, объят и нечувствительно правим силою мира: он мыслит, но по стихиам мира; желает, но так, как побуждает всеобладающая в мире похоть плотская, похоть очес и гордость житейская; действует, но в тесном и низком круге чувственнаго; живет, но по духу мира, «в отчуждении от жизни Божия» (Еф. IV. 18). Впрочем заключение младенца во чреве не есть решительное намерение природы, но токмо средство и путь, которым он ведется к полному бытию; и он должен изыти на свет, узреть красоту мира, вкусить от благ его, познать его Творца: таково и высшее назначение человеческаго духа, «объятаго» [6] плотию и заключеннаго в мире. «Подобает вам родитися свыше» (Иоан. III. 7), – «подобает», ибо сие, по намерению Божию, не случайный токмо жребий некоторых, но утвержденный закон и предопределение всего человечества, к которому вся естественная жизнь служит токмо приготовлением и переходом. Узник мира должен быть «изведен из темницы» своей – «исповедатися имени Господню» (Псал. CXLI. 8), «просветиться» светом Христовым, «вкусить дара небеснаго и силы грядущаго века» (Евр. VI. 4-5) в течении еще настоящаго века, «приять» в самом мире «Духа, иже от Бога», начать на земли дышать небесным воздухом. И как раждающийся младенец, отрешаясь от жизни матерней, не имеет труда искать новой жизни своей, но в себе самом носит источник деятельности, непрестанно развивающейся и усовершающейся, вкруг же себя всюду находит воздух, нужный для своего дыхания: так, влекомый благодатию от мира и призываемый к вышнему рождению, человек ближе находится к области новой жизни, нежели думает; ибо мы только можем быть далеки от Духа Божия, а Дух Божий не может быть далек от нас. Сей Дух, по словам Премудраго, «сквозе вся проходит духи» (Прем. VII. 23), будучи [7] неприкосновен во святыни своей и вездеприсущ своею благостию: он изливается на всякую силу и способность, предающуюся его действованию, и в самом сердце ветхаго человека отверзает источник новой жизни. «Веруяй в мя», рек Податель Духа, «реки от чрева его истекут воды живы. Сие же», присовокупляет возлюбленный ученик, изъясняя слова небеснаго Учителя, «сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его» (Иоан. VII. 38-39). Наконец, вот важная разность между рождением естественным и духовным: первое достигается и совершается необходимым шествием природы, а последнее свободным стремлением к Богу веры во Христа. «Веруяй в мя, якоже рече писание, реки от чрева его изтекут воды живы». И для чего целыя «реки от единаго чрева», когда единыя капли от исполнения благодати довольно, чтоб оживотворить сонмы духов? – Для того, как рекло Писание, чтоб явить презельное богатство благости, по которой Дух Святый не токмо наполняет, но и преисполняет меру нашей готовности к принятию Его и, так сказать, более нам дарствует, нежели мы приемлем.

Нам ли убо, чада веры, не познавать присутствия посреди нас Духа Святаго и вопрошать о Его владычестве: где оно? А еще до торжественнаго сошествия Его на царство веры чада закона ощущали вездесущую и вседействующую силу Его столь живо, что нигде не могли скрыться и почить от благоговейнаго ужаса! «Камо пойду от Духа Твоего» (Псал. CXXXVIII. 7)? восклицал Давид. Нам ли недоумевать, как самодеятельный дух человеческий может стоять под непрестанным действием Духа всемогущаго? А еще во времена Иова разумели, что «дух есть в человецех, дыхание же Вседержителево есть научающее» (Иов. XXXII. 8)! Нужно ли припоминать и собственное наше исповедание, столь часто по гласу Церкви возобновляемое, которым, вводя себя в молитвенное приближение к Богу, возвещаем вездесущую и всеисполняющую силу Духа Его? – «Везде сый и вся исполняяй!» 

«Вся исполняяй!» Но почто же не все Им «исполняемся?» – Видно, что самих себя должно вопрошать о сем.

Можно ли нам «исполняться Духом», если плоть, непрестанно враждующая на духа, не находит в нас никакой преграды своему владычеству? Если в ея пресыщении, упоении, наслаждении мы угашаем даже свойственный духу нашему глад слышания слова Божия и жажду правды? Если мы токмо и живем в сию плоть, в которой, как по собственному опыту нас уверяет человек Божий, совсем «не живет доброе» (Рим. VII. 18)? В таком случае мы сами течем под тяжкий суд Божий, изреченный на первый мир: «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. VI. 3). «Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет: яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление, а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный» (Гал. VI. 7-8).

Можно ли нам «исполняться Духом Божиим», если мы сами одушевляем себя токмо духом сего мира? Если только его стихийною мудростию исполняем наш ум, только его прелестями оживляем наше воображение, только его страстями возбуждаем наше сердце, только его законами правим нашу волю, только ему стараемся угодить нашим действованием? Если лучшия наши чувствования и самыя добродетели заражены тлетворным дыханием «духа мира» [8]: любовь пристрастием, снисходительность ласкательством, благородство гордостию, трудолюбие корыстолюбием, благотворение тщеславием, достоинство презрением других, подвиги честолюбием? Токмо те могут прияти «Духа, иже от Бога», которые «не прияли духа мира сего», или изгнали его [9], «не любя мира, ни яже в мире» (1 Иоан. II. 15).

Можно ли нам «исполняться [10] Духом Святым», если мы еще преисполнены сами собою так, что нет в нас ниже столько упраздненнаго и очищеннаго места, куда бы хотя капля всенапаяющия воды, по всей долготе и широте времен и мест «текущия в живот вечный» (Иоан. IV. 14), могла укануть и не превратиться в брение нашим самолюбием и греховными останками? – Наша нечистота есть оплот, которым заграждаем мы от себя токи Духа Господня, подобно устремлениям весенних вод, «посланнаго» всюду «созидать» новую тварь и «обновлять лице земли» (Псал. CIII. 30), но то не есть еще и гнев, а паче милосердие Божие, что сии токи не проторгаются в души недостойныя, ибо святая и освящающая вода жизни, упадши на нечистое, воспылала бы огнем всепоядающим.

И, посему, да не сетуют на Духа Господня и те, которые, хотя всеми силами отвергаются плоти, мира и самих себя и с духовною «жаждою» приходят ко Христу, однако «не пиют» еще от источника благословений, не ощущают в себе утешительнаго присутствия благодати освящающей и обновляющей, или, ощутив мгновенно, теряют оное. В Евангелии написано, что некогда, между тем, как Сам Иисус Христос проповедывал о «Дусе, Егоже хотяху приимати верующии во имя Его, не у бе Дух святый»[11] приемлемый, «яко Иисус не у бе прославлен» (Ин.7:39). В другом месте Он говорит ученикам Своим, что и после неизменнаго Ему последования надобно прежде искушенным быть лишением видимаго присутствия Его и потом уже взыти к таинственному общению Духа Святаго: «уне есть вам, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам» (Иоан. XVI. 7). Даже по воскресении Его, когда Ему «дадеся... всяка власть на небеси и на земли»[12] (Мф.28:18), потребны были Апостолам пятдесят дней «терпения, единодушных молитв и молений» (Деян. I. 14), дабы они могли, упразднясь от всего, единаго наконец «исполнитися Духа свята» и начать жить в сем исполнении. Токмо «упразднясь» от всего, удостоились они «праздновать» великий праздник Божий. Может-быть, и для вас, ревнующие об апостольском последовании Христу, но не ощущающие на себе «помазания от Святаго», – может-быть, и для вас потому «не у есть Дух святый, яко Иисус не у прославлен» в вас; может-быть, вы прияли Его еще токмо, яко «Пророка», носящаго слово «Божие» во устах своих, но еще не посвятили себя Ему, яко «Священнику», да в общении всемирныя жертвы своея всецело вознесет и вас в благоприятное приношение Отцу Своему; еще не превознесли Его, яко «Царя», да никакое желание и мысль не воздвигнется без Его мановения. Может-быть, «уне есть и вам, – если разумеете» и взыскуете «Христа» более «по плоти» (2 Кор. V. 16), нежели по духу, – да «отъимется» на время от душ ваших вожделенный «Жених» (Мф.9:15; Мк.2:20), и лишение духовных утешений очистит вашу веру, возвысит любовь, утвердит терпение, изощрит молитву, изгонит опасное самоуслаждение, приготовит сугубое блаженство.

Но те, в которых если не ощущается, по крайней мере уже начинается сокровенною рукою «помазание, не требуют, да кто учит их: яко то самое помазание учит их о всем» (1 Иоан. II. 27). Что мы сотворим, живущие токмо плоти и крови, которыя «царствия Божия наследити не могут» (1Кор.15:50)? Что будем мы, по духу мертвые, хладные и сухие, подобно разсеянным среди поля «костям» в Иезекиилевом видении? «Оживут ли кости сия» (Иез. XXXVII. 3)? вопрошал Бог Пророка, желая ниспослать на них животворящаго Духа Своего. «Не хотяй смерти грешников, но еже обратитися и живым быти им» (Иез.33:11), без сомнения, и на сии духовные остовы с толиким же взирает милосердием и [13] желанием их оживления Духом Святым. «Оживут ли кости сия? – Господи Боже, Ты веси сия» (Иез. 37:3). – И ныне рцы Сам, еже рекл еси древле Пророком Твоим, яко несть в нас, иже проречет, – Сам рцы костем сим: «се Аз введу в вас дух животен, – и дам Дух Мой в вас, и оживете и увесте, яко Аз есмь Господь» (Иез. 37:5-6). Аминь.

[1] благодатным – В отд. изд.: «невидимым».

[2] В отд. изд. далее следует: «разве может каждый приближаться к оному «морю сткляному», сущему «пред престолом» (Апок. XV. 2) Божиим, не страшась огня поядающаго, с которым оно «смешено», и всяким сосудом почерпать воду жизни, яко воду речную».

[3] В отд. изд.: «к которым учитель языков первоначально простирал слова, нами приведенныя».

[4] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг.: «когда и первозданные храмы Святаго Духа не ощущали живущаго в них. Апостолы».

[5] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг.: «которых, конечно в наказание за недостойное служение слова, Господь не поставляет более водителями веры вашея и питателями любви, но предает токмо на позор и суд пред вами, так, что на сем священном месте уже не столько слово Божие, живое и действенное, судит помышлениям и мыслям сердечным слышащих, сколько хладное внимание слышащих судит и осуждает мертвыя слова человеческия».

[6] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг.: «окованнаго».

[7] будучи – В отд. изд.: «быв».

[8] В отд. изд.: «сего духа...»

[9] или изгнали его – В отд. изд.: «или подавили его...»

[10] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг.: «исполниться...»

[11] В отд. изд. здесь под чертою следует ремарка: св. Златоуст (Hom. LXXVIII, t. v.) произносит сии слова Евангелия так: ouk en pneyma agion en tois anthropois dothen. «Не бе Дух святый в человецех дан». Но должно наипаче заметить изъяснение, которое сам св. Евангелист дает словам своим: «не у бе Дух святый» (Ин.7:39), предваряя, что их должно разуметь «о дусе, егоже хотяху приимати верующии» (Ин.7:39), то есть об ощутительных токмо дарованиях духа, или, по выражению апостола Павла (1 Кор. XII. 7), о «явлении духа»; следственно не о Дусе, поколику Он «от Отца исходит» (Иоан. XV. 26) или о самой второй ипостаси Божества. Ибо в сем последнем разуме «Дух Святый бе присно, есть и будет» (Пятидесятница, стихира на хвалитех 2-я), как поет Церковь.

[12] В отд. изд. и в собр. 1820 и 1821 гг. далее следует: «наипаче же власть преподавать Святаго Духа».

[13] В отд. изд. и в собр. 1820, 1821 и 1844 гг. далее следует: «нетерпеливым, если можно так сказать...»

На фото: Божественная литургия в день Святаго Духа в церкви в честь Сошествия Святаго Духа на апостолов. Троице-Сергиева Лавра, 5 июня 2017 год.

www.stsl.ru

День Святого Духа

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, ''кроме нерождения и рождения'', исходя от единого Отца.

Святой Афанасий говорит: ''Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит'' . Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Святой Дух – Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном. Как и всем Лицам Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности» (святой Григорий Богослов).

Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день. В понедельник по окончании божественной литургии из церкви выносят березки, украшавшие храм в течение Троицы. Верующие отламывают ветки от освященных деревьев, несут их домой и ставят к иконам. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя).

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.

Царю – Царь; Утешителю – Утешитель; Душе истины – Дух истины, Дух правды; Иже – Который; Сый – сущий, находящийся; вся исполняяй – все наполняющий; сокровище благих – сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра; жизни Подателю – Податель жизни; прииди и вселися – приди и вселись; в ны – в нас; от всякия скверны – от всякой нечистоты, то-есть от всяких грехов; Блаже – благой, добрый. В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.

Мы называем в ней Духа Святаго Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.

Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях, как Он утешил и апостолов в 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо.

Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.

Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: иже, везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.

Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет Своею благодатию и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме; очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.

religiya.temaretik.com

«Неудобный» праздник. Размышления в день Святого Духа

От­празд­ну­ем, вер­ные, ра­дост­но / по­след­ний и за­клю­чи­тель­ный празд­ник; / это — Пя­ти­де­сят­ни­ца, ис­пол­не­ние обе­ща­ния / и все­го, пред­ре­шен­но­го о нас; / ибо в этот день огонь Уте­ши­те­ля / вне­зап­но со­шел на зем­лю как бы в ви­де язы­ков, / и про­све­тил уче­ни­ков, / и явил их по­свя­щен­ны­ми в тай­ны неба. / Свет Уте­ши­те­ля при­шел и мир про­све­тил!(По­сле 1 сти­хо­сло­вия се­да­лен, глас 4)

В хра­ме свет­ло. Бла­го­уха­ет све­же­ско­шен­ной тра­вой, ла­да­ном и бе­ре­за­ми. Лу­чи солн­ца иг­ра­ют на стра­ни­цах Три­о­ди, ве­се­ля ста­рин­ные бук­вы.

Вче­ра празд­но­ва­ли Тро­и­цу, и по всем за­ко­нам «по­се­ща­е­мо­сти хра­ма» се­го­дня на­ро­да быть не долж­но. Но уди­ви­тель­но! И вче­ра и се­го­дня лю­ди при­шли в храм по­чтить празд­ник Свя­то­го Ду­ха.

Вро­де и по­не­дель­ник, день ра­бо­чий. Не все мо­гут с утра прид­ти в храм, да и теп­лый вос­крес­ный ве­чер так хо­чет­ся про­ве­сти где-то на при­ро­де, осо­бен­но по­сле та­ко­го длин­но­го и на­пол­нен­но­го глу­бо­ким смыс­лом утрен­не­го бо­го­слу­же­ния.

Да и празд­ник се­го­дня ка­кой-то «неудоб­ный». В дру­гие празд­ни­ки мы при­вык­ли ли­бо что-то освя­щать, ли­бо о чем-то осо­бен­но про­сить. На Кре­ще­ние и на во­до­свят­ных мо­леб­нах «да­ют» во­ду, на Пас­ху освя­ща­ют пас­халь­ную снедь, на Верб­ное и Тро­и­цу — освя­щен­ные вет­ки де­ре­вьев и цве­ты, на все­нощ­ных еле­ем по­ма­зы­ва­ют и так да­лее.

В дни «важ­ных» и «гроз­ных» свя­тых, свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, про­ро­ка Илии, ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла, на­до обя­за­тель­но прид­ти по­мо­лить­ся, они то нас точ­но услы­шат, и по­мо­гут нам в том, о чем мы по­сто­ян­но про­сим.

А что та­кое день Свя­то­го Ду­ха? Вро­де и празд­ник, а ни­че­го «не да­ют» и да­же не по­ма­зы­ва­ют. Мо­жет на­до о чем-то осо­бом по­про­сить?

* * *

Все мы, на ко­го дох­ну­ла бла­го­дать Бо­го­из­ли­ян­ная, / све­тясь, бли­стая, из­ме­ня­ясь / необы­чай­ным бла­го­леп­ней­шим из­ме­не­ни­ем, / по­знав рав­но­силь­ное, нераз­дель­ное, пре­муд­рое, / три­свет­лое Су­ще­ство, Его про­слав­ля­ем.Тро­парь 9-й пес­ни ка­но­на Пя­ти­де­сят­ни­цы

К со­жа­ле­нию, очень ча­сто по­ве­де­ние пра­во­слав­ных хри­сти­ан, осо­бен­но но­во­на­чаль­ных, нео­фи­тов, на­по­ми­на­ет ка­при­зы ма­лень­ко­го ре­бен­ка, ко­то­рый по­сто­ян­но что-то про­сит у ро­ди­те­лей. Он не раз­би­ра­ет сам, на­сколь­ко по­лез­но ему про­си­мое. Он и мыс­ли не до­пус­ка­ет, что ему са­мо­му в чем-то на­до се­бя огра­ни­чить или пре­об­ра­зить. Нет. Дай, и всё!

Вот и мы под­час по­доб­но нера­зум­но­му ре­бен­ку при­хо­дим в храм, толь­ко для то­го, чтобы по­про­сить о сво­их нуж­дах, что-то «вы­мо­лить», о чем-то по­про­сить. Толь­ко од­но «По­дай Гос­по­ди» и за­жи­га­ет на­ше серд­це во вре­мя хра­мо­во­го бо­го­слу­же­ния.

А ес­ли жизнь на­ша непре­стан­ны­ми тру­да­ми по взра­щи­ва­нию в сво­ей ду­ше бу­ке­та гре­хов окон­ча­тель­но за­шла в ту­пик, то идем к свя­щен­ни­ку и ждём чу­да: «Ба­тюш­ка, дай­те мне осо­бен­ную мо­ли­тов­ку, чтобы всё у ме­ня са­мо со­бой на­ла­ди­лось». И все уго­во­ры ве­сти цер­ков­ный об­раз жиз­ни, при­зы­вы к по­ка­я­нию упи­ра­ют­ся в недо­вер­чи­вый взгляд: «не мо­жешь чу­до­тво­рить, зна­чит не на­сто­я­щий свя­щен­ник. Бу­дем ис­кать на­сто­я­щих…»

Но про­хо­дят го­ды, и за на­шим цер­ков­ным «дет­ством» всё же долж­но на­сту­пать взрос­ле­ние. Взрос­лея, мы уже долж­ны по­ни­мать, что Цер­ковь — это не кла­до­вая чу­дес, что хо­дить в храм толь­ко для то­го, чтобы что-то у Бо­га по­про­сить — это недо­стой­но вы­со­ко­го име­ни хри­сти­а­ни­на, ко­то­рое мы по­ка еще дер­за­ем но­сить. Что мож­но ра­до­вать­ся Бо­гу не толь­ко по­то­му, что Он нам что-то да­ёт, а про­сто по­то­му, что Он есть.

К это­му взрос­ле­нию и при­зы­ва­ет нас Цер­ковь в день Свя­та­го Ду­ха. Она снис­хо­ди­тель­но к на­шим немо­щам пред­ла­га­ет и сред­ства ис­це­ле­ний от на­ших бо­лез­ней, и уте­ше­ние в на­ших скор­бях, и изобиль­но по­да­ёт про­си­мое на­ми к спа­се­нию ду­ши, а ино­гда и к удоб­ству те­лес­ной жиз­ни.Но при этом она осо­бен­но на­по­ми­на­ет нам, что нель­зя поль­зо­вать­ся да­ра­ми Бо­жи­и­ми, пре­не­бре­гая их По­да­те­лем.

Глав­ное в на­шей жиз­ни, как в свет­ской, так и в цер­ков­ной, это во­вре­мя по­взрос­леть. Не оста­вать­ся до кон­ца сво­их дней веч­но что-то клян­ча­щим «мла­ден­цем», а вы­рас­ти в «ме­ру воз­рас­та Хри­сто­ва». На­учить­ся ви­деть в хра­ме не толь­ко ме­сто, где на­ши прось­бы услы­шат и ис­пол­нят, но и ме­сто бо­го­об­ще­ния, ме­сто пре­об­ра­же­ния, ме­сто сла­во­сло­вия.

* * *

Дух Свя­той — свет и жизнь, / и жи­вой ра­зум­ный ис­точ­ник. / Дух пре­муд­ро­сти, Дух ра­зу­ма, / бла­гой, пра­вый, мыс­ля­щий, вла­ды­че­ству­ю­щий, / очи­ща­ю­щий со­гре­ше­ния; / Бог и бо­го­тво­ря­щий; / Огонь от Ог­ня ис­хо­дя­щий; / го­во­ря­щий, дей­ству­ю­щий, рас­пре­де­ля­ю­щий да­ро­ва­ния. / Чрез Него увен­ча­лись все про­ро­ки / и Бо­жии Апо­сто­лы с му­че­ни­ка­ми. / Это — нечто, необы­чай­ное для слу­ха, / необы­чай­ное для со­зер­ца­ния: / Огонь, раз­де­ля­ю­щий­ся для со­об­ще­ния да­ро­ва­ний!Сти­хи­ры на хва­ли­тех

Как уди­ви­тель­но кра­сив ка­нон на празд­ник Свя­то­го Ду­ха!Это гимн на­деж­ды, гимн ра­до­сти, гимн ис­пол­не­ния бо­же­ствен­ных обе­ща­ний. Мно­же­ство кра­си­вых па­рал­ле­лей как жи­во и об­раз­но опи­сы­ва­ют нам схож­де­ние ог­нен­ных язы­ков на апо­сто­лов в Си­он­ской Гор­ни­це, так и на­по­ми­на­ют нам о ду­хов­ном смыс­ле про­ти­во­по­лож­но­го со­бы­тия — тра­ге­дии, быв­шей при стро­и­тель­стве ва­ви­лон­ской баш­ни.

То­гда лю­ди, одер­жи­мые гор­до­стью, по­те­ря­ли воз­мож­ность бес­пре­пят­ствен­но об­щать­ся друг с дру­гом. Но пре­гра­да на пу­ти об­ще­ния лю­дей друг с дру­гом и Бо­гом те­перь раз­ру­ша­ет­ся в хри­сти­а­нах, доб­ро­воль­но при­ни­ма­ю­щих ве­ли­кие Да­ры Свя­то­го Ду­ха, ко­то­рым «вся­кая ду­ша ожи­во­тво­ря­ет­ся».

При этом по уди­ви­тель­но­му сми­ре­нию Бо­жию, Дух Свя­той как Ипо­стась всё вре­мя на­хо­дит­ся как бы в те­ни. Это об­раз и сим­вол скром­но­сти Бо­га, неже­ла­ю­ще­го на­силь­но вхо­дить в на­шу жизнь.

* * *

Да, се­го­дня «неудоб­ный» празд­ник, непо­нят­ный для по­тре­би­тель­ско­го со­зна­ния. Но в нём суть и смысл все­го то­го, чем мы жи­вем и для че­го хо­дим в храм.

Ведь всё по­даст нам Дух Свя­той, ес­ли мы при­зо­вём Его. Он «ис­то­ча­ет про­ро­че­ства, свя­щен­ни­ков по­став­ля­ет, / про­сте­цов муд­ро­сти на­учил, / ры­ба­ков бо­го­сло­ва­ми явил, / со­став­ля­ет весь устав Цер­ков­ный».

По­это­му, ко­гда мы в оче­ред­ной раз пой­мем, на­сколь­ко на­ше ны­неш­нее со­сто­я­ние да­ле­ко от иде­а­ла, на­сколь­ко оно не со­от­вет­ству­ет на­ше­му име­ни и при­зва­нию, не бу­дем уны­вать, а при­зо­вем в мо­лит­ве Гос­по­да — на­ше­го под­лин­но­го Уте­ши­те­ля:

«Ско­рое и на­деж­ное уте­ше­ние / по­да­вай ра­бам Тво­им, Иису­се, / ко­гда мы уны­ва­ем ду­хом на­шим. / Не от­лу­чай­ся от душ на­ших в скор­бях, / не от­да­ляй­ся от мыс­лей на­ших в на­па­стях, / но все­гда при­хо­ди на по­мощь нам. / При­близь­ся к нам, при­близь­ся, Вез­де­су­щий, / как и с Апо­сто­ла­ми Тво­и­ми был все­гда, / так и с лю­бя­щи­ми Те­бя со­еди­нись, Ми­ло­сти­вый, / дабы мы, с То­бою со­че­тав­шись, / вос­пе­ва­ли и сла­во­сло­ви­ли все­свя­то­го Ду­ха Тво­е­го!»(Икос празд­ни­ка).

игу­мен Си­лу­ан (Ту­ма­нов)

Источник: Блог игумена Силуана

azbyka.ru

День Святого Духа - Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, »кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца.

Святой Афанасий говорит: »Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит’‘. Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15,26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Святой Дух – Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном. Как и всем Лицам Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности» (святой Григорий Богослов).

Фреска. Святой Дух на престоле. Рильский монастырь

Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя).

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Перевод:Царь Небесный, Утешитель Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякаго блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха и спаси, Благий, души наша.

Царю – Царь; Утешителю – Утешитель; Душе истины – Дух истины, Дух правды; Иже – Который; Сый – сущий, находящийся; вся исполняяй – все наполняющий; сокровище благих – сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра; жизни Подателю – Податель жизни; прииди и вселися – приди и вселись; в ны – в нас; от всякия скверны – от всякой нечистоты, то-есть от всяких грехов; Блаже – благой, добрый.

В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы.

Мы называем в ней Духа Святаго Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.

Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях, как Он утешил и апостолов в 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо.

Называем Его Духом истины, (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению.

Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: иже, везде сый и вся исполняяй. Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нам нужно иметь.

Мы называем Духа Святаго жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.

Если Дух Святый обладает такими дивными свойствами: везде находится, все наполняет Своею благодатию и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему с следующими просьбами: Приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме; очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (1267) раз

vichuga-voskr.cerkov.ru

День святого духа

День Святого Духа, Духов день — христианский праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы). Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа.

День Святого Духа, Духов день — христианский праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы). Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа.

Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. В Евангелии сошествие Святого Духа описывается как появление пламени, всполохи которого окружили каждого из апостолов. И все они "исполнились Духа Святого" и обрели "дар языков", то есть стали говорить на разных языках, которых прежде не знали.

По православному учению, Дух Святой сошел в виде огненных языков в знак того, что Он дал апостолам способность понимать все языки мира, чтобы проповедовать христианство всем народам. В виде же огня Святой Дух сошел в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души.

Согласно православному учению, именно сошествие Святого Духа на апостолов явило попечение всех Лиц Триединого Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, а Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви. Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, ''кроме нерождения и рождения'', исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: ''Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит".

Каждый христианин получает благодать Святого Духа через церковные таинства, через общую молитву.

Со Дня Святого Духа до следующего праздника Святой Пасхи начинают петь тропарь Святому духу "Царю небесный..." С этого же момента впервые после Пасхи разрешаются земные поклоны.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа. Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые. Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Святой Дух — Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Отцом и Сыном.

Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем.

Вместе с тем, благодатные Божественные действия общи всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына — Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы — «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и божественности» (святой Григорий Богослов).

ufahram.ru

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА - Древо

День Святого Духа, Духов день (греч. Δευτέρα τοῦ ἁγίου Πνεύματος, цсл. Понедельник Святаго Духа), праздник в честь Святого Духа, отмечается Церковью на следующий день (в понедельник) после Пятидесятницы.

Этот праздник был установлен "ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы", в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Праздник в честь Св. Духа начинается вечерней, которая совершается непосредственно за Литургией Пятидесятницы. За этою вечерней читаются особые три молитвы, составленные св. Василием Великим. Во время чтения их молящиеся в первый раз после Великого поста преклоняют колена. Впрочем, эта великая вечерня обычно считается службой самого праздника Пятидесятницы, а не Духова дня; в Типиконах различных редакций изложение устава богослужения на Духов день начинается с повечерия или утрени.

По положению в кругу литургического года Духов день соответствует другим дополнительным памятям, часто сопровождающим важнейшие церковные праздники и посвященным тем лицам или событиям, которые имели особое участие в праздновавшемся накануне событии священной истории,- такими памятями являются Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после праздника Рождества Христова, Собор св. Иоанна Предтечи на следующий день после праздника Крещения Господня, память святых Иоакима и Анны на следующий день после праздника Рождества Богородицы, память святых Симеона и Анны на следующий день после праздника Сретения Господня и др. В тех случаях, когда основной праздник относится к Господским двунадесятым, служба следующего дня открывается великой вечерней и имеет славословную утреню (см. Знаки праздников месяцеслова), за которыми повторяется значительное число песнопений, звучавших за богослужением основного праздника. Аналогичный устав имеет и Духов день, относящийся к Третьему Лицу Пресвятой Троицы, Чьему действию посвящен предшествующий Духову дню праздник Пятидесятницы.

В древнейшей традиции днем Св. Духа считался сам праздник Пятидесятницы (так, в Слове на Пятидесятницу свт. Григорий Богослов писал: Τίμησον τὴν ἡμέραν τοῦ Πνεύματος - Почти день Духа [1]). В памятниках древнего иерусалимского богослужения Духов день не праздновался: в армянском переводе святоградского Лекционария, отражающем практику V в., для понедельника после Пятидесятницы не приведено никаких указаний; в груз. переводе святоградского Лекционария, отражающем практику примерно V-VII вв., упоминаются, причем не во всех рукописях, лишь лития (крестный ход), совершавшаяся в понедельник после Пятидесятницы, и апостольское и евангельское чтения этого дня (Еф. 5, 6-12 и Мф. 13, 1-9) [2]. Нет празднования Духова дня и в Типиконе Великой церкви, отражающем практику константинопольского кафедрального богослужения IX-XI вв.: в понедельник после Пятидесятницы здесь описаны лития и богослужение в честь св. апостолов, как участников события, в константинопольском Апостолейоне, а также в память землетрясения (Апостол на литургии - Еф 5. 8b - 19; Евангелие - Мф 18. 10-20; те же чтения указываются и в визант. послеиконоборческих монастырских Типиконах как чтения Духова дня, хотя выбор Евангелия здесь соответствует константинопольскому празднованию св. апостолам и не связан напрямую с прославлением Св. Духа) [3]. В Типиконах студийской традиции Духов день появляется начиная с древнейших сохранившихся памятников (XI в.).

Литература

  • Дебольский Г., прот. Дни богослужения правосл. Церкви. СПб., 190110. Минск, 2002р. С. 783-787;
  • Скабалланович М. Н. Пятидесятница. К., 1916. С. 157-173. (Христ. праздники; 5).

Использованные материалы

  • Диак. Михаил Желтов. Духов день. Православная энциклопедия, т. 16, с. 372-374 (материал использован частично)
  • Листок псковского храма св. Александра Невского № 201
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1]  PG. 36. Col. 441

[2]  Кекелидзе. Канонарь. С. 110

[3]  Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 140

drevo-info.ru

Приход святителя Николая Архиепископа Мир Ликийского Чудотворца

День сошествия Святого Духа. Духов день

Пятьдесят первый день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы, называется Духов день. Духов день (день Святого Духа, Земля - Именниница) - православный праздник, отмечаемый в первый понедельник после Троицы. В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью ''ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы'', в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. В этот день церковь прославляет Святого Духа - по христианским представлениям, "подателя жизни", поддерживающего Вселенную в ее существовании; в его лице Бог, как считают верующие, "изливает благодать на чад своих". Этот праздник был установлен с целью утвердить божественную сущность Святого Духа и единство его с двумя другими ипостасями Святой Троицы - Богом-Отцом и Богом-Сыном.

Незадолго до Своих крестных страданий, Иисус Христос, разговаривая со своими учениками, обещал им, что после Своего ухода Он пришлет им Утешителя. "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14. 15). На греческом языке слово "утешитель" означает того, кто помогает тебе, находясь рядом с тобой, бок о бок, это верный защитник в час беды. Так что же за Утешителя обещает прислать Господь? "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14.26) - объяснил Иисус. И действительно, уже после Воскресения Христа, через десять дней после Его вознесения на небо, в день празднования ветхозаветной Пятидесятницы и произошло сошествие Святого Духа. "При наступлении дня Пятидесятницы все они (то есть апостолы, другие ученики Христа и Богородица - М. Г.) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать" (Деян. 2. 1-4). Паломники, приехавшие в Иерусалим со всех концов Римской империи для празднования Пятидесятницы, были потрясены не только необычным явлением, шумом "как бы от несущегося сильного ветра", но и тем, что эти простые на вид люди - ученики Христа - вдруг заговорили на разных наречиях. И некоторые из очевидцев этих необычных событий, насмехаясь, стали говорить про апостолов: "они напились сладкого вина" (Деян. 2. 13). И тогда апостол Петр "возвысил голос свой и возгласил", что это Господь излил от Духа Своего на всякую плоть. Проповедь Петра была настолько убедительной, - ведь Петр говорил, исполнившись Духа Святого, - что множество народа в тот день покаялось и крестилось. Так началось распространение Церкви Христовой - сначала в Иерусалиме, потом в Иудее, а затем и по всему миру. И праздник Пятидесятницы, с момента сошествия Святого Духа стал уже Днем рождения Церкви Христовой. Еще в Ветхом Завете людям было дано откровение о Боге, как о единстве трех Лиц, трех Ипостасей. Это произошло, когда Господь явился Аврааму в единстве трех "мужей", трех Ангелов у "дубравы в Мамре" (Быт. 18. 1-14). Но только в Новом Завете людям были открыты эти Три Ипостаси Бога. Сошествие Святого Духа явило миру всю полноту Бога, все Три Лица Троицы. Праздничная икона, которая в День Святого Духа выносится в центр храма, как раз и отображает событие сошествия Святого Духа на апостолов, сидящих в Сионской горнице. По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, вплоть до Дня Сошествия Святого Духа, поклоны не кладутся. Но на Великой Вечерне Троицы, которая служится сразу после Божественной Литургии на Троицу, коленопреклоненно читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых верующие исповедуют грехи перед Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашивают помилования; просят Господа Иисуса Христа даровать нам Святого Духа в просвещение и укрепление душ наших: и, наконец, в третьей коленопреклоненной молитве молятся об усопших.

Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день. В понедельник по окончании божественной литургии из церкви выносят березки, украшавшие храм в течение Троицы. Верующие отламывают ветки от освященных деревьев, несут их домой и ставят к иконам. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя). В Духов день к божницам подвешивали деревянное изображение голубя — символа Святого Духа. Русские люди верили, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Согласно народным представлениям, он обладал созидающей силой. Особое почитание этого праздника у русских связано с представлениями о земле. Крестьяне считали, что в этот день земля - именинница, "все травы и цветы радуются", поэтому ее категорически запрещали трогать: пахать, боронить, сажать овощи, рыть, втыкать колья. В ряде мест в Духов день совершали обходы полей с крестным ходом. В Вятской губ. существовал обычай кормить землю во время так называемого "бабьего" праздника, участницами которого были замужние женщины, в основном пожилые. Собравшись вместе, они уходили в поле, где расстелив на земле скатерти и разложив на них кушанья, устраивали трапезу. Временами трапеза прерывалась: женщины с песнями разносили по полю кусочки принесенных блюд. Самая старшая из них совершала ритуальное действие - "кормила земельку". Положив кусочки еды под верхний слой почвы, который аккуратно приподнимали, или на землю и присыпав сверху землей же, она говорила: "Земля - именинница, дай нам урожай". Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать-Сыра-Земля открывает свои тайны. Желающие узнать их, помолясь Святому Духу, ходили "слушать клады", припадая к земле ухом. По преданию, земные и подземные тайны открываются только истинным праведникам, благочестивым людям. Представления, связанные с землей, отмечающей в этот день именины, отражались и на бытовом уровне. Крестьяне Вятской губ. считали, что в этот праздник по земле босиком ходить надо, есть и пить так же желательно на земле. По народному календарю, Духов день входил в цикл троицко-семицких праздников (см. Семик, Троицкая суббота, Троица), являясь его завершающим этапом. В народе этот праздник считался тяжелым днем; он относился к опасному периоду времени, когда в человеческое пространство наиболее активно вторгаются потусторонние силы. В ряде районов России Духов день открывал русальную неделю; здесь были распространены поверья, согласно которым, с этого дня по земле начинают гулять русалки, которым приписывали свойства нечистой силы. В Царевском у. Астраханской губ. Духов день считался наиболее опасным, т. к. это был последний день, когда русалки могли свободно разгуливать в человеческом пространстве; в этот день их выпроваживали из деревень. Поэтому крестьяне считали небезопасным в одиночестве посещать леса - русалка может защекотать, и купаться - русалка может утопить. В некоторых местах поминали заложных покойников, т.е. умерших не своей смертью; по народным представлениям, они также имели отношение к нечистой силе. В Костромской губ. в Духов день колдуны начинали делать пережины - магическим способом переправлять урожай в свои амбары. Духов день, как последний день празднования Семика - Троицы, рассматривался как время очищения человеческой души от праздного разгула и жилого пространства от нечисти. Считали, например, что этого дня "как огня, страшится бродячая по земле нечисть", так как "во время церковной службы… сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов". Пожилые женщины в этот день изготавливали травяной порошок, с помощью которого "изгоняли бесов", т.е. лечили различные болезни. В Калужской губ. на следующий день после троицких гуляний и игрищ полагалось сходить на святой колодец, бросить мелочь в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы отмолить и смыть с себя то греховное и нечистое, с которым соприкоснулись накануне; святую воду брали домой, а у колодца оставляли поминальную еду. По народным приметам только после Духова дня прекращаются заморозки; их не бывает до самой осени. "Не верь теплу до Духова дня!", "Придет Свят-Духов день - будет на дворе, как на печке", "Свят-Дух весь белый свет согреет!".

Назад к списку

www.zeldol.prihod.ru


Смотрите также