Дух, душа и тело. Дух человека


Дух, душа и тело | Чудеса Божьи

Давайте комплексно рассмотрим, что есть человек, из чего он состоит, что такое дух, душа, тело, назначение каждой составляющей и взаимосвязь их между собой.Из Священного Писания, вопреки всем замысловатым материалистическим учениям, мы узнаем, как произошел человек:

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою."  (Бытие 2:7)

Творение физического тела

Вначале Бог сотворил физическое тело, некую проявленную форму, этакий сосуд, вмещающий в себя невидимую для физического зрения сущность самого человека, состоящую из духа и души. Само по себе физическое тело мертво, если в нем отсутствует сущность. За примером далеко не надо ходить: покойник не чувствует боли, не испытывает никаких желаний, это просто пустая хижина – самого человека там уже нет, он оставил свою земную обитель и переселен в небесное жилище.

Прах земной – это фактически просто земля со всеми микроэлементами, какие есть в природе. Она, практически, содержит в себе всю таблицу Менделеева. Известно из научных исследований, что физический космос содержат в себе те же самые элементы. Нет ни на земле, ни в космосе элемента, который бы не присутствовал в человеческом теле.

Назначение физического тела

Бог дал человеку физическое тело для того, чтобы личность могла проявить себя, живя на земле. Представьте себе, что было бы, если бы человек не имел тела. Как смог бы он общаться с другими людьми, если бы не было речевого аппарата. Как смог бы он обнять свою любимую, если бы не было рук? Мог ли бы он в полной мере насладиться ароматом цветущей розы, не имея обоняния? Сумел бы он оценить красоту Божественного творения, не имея глаз? Вот для этого Всевышний и облек человека в физическую форму.

Творение души живой

Бог вдунул в лице его дыхание жизни…Слово "вдунул" подразумевает собою внести дыхание во что-то. Другими словами, наш Создатель внес в человеческое тело частицу Своего Духа, несущего жизнь. Дух Божий, войдя в еще мертвое тело, вызвал его к жизни, и человек стал душою живою. В Библии очень часто слова человек и душа являются синонимами.

Назначение души человеческой

Исследуя Писание, мы узнаем, что душа представляет собой совокупность трех составляющих: ум, чувства, воля.Ум – это способность адекватно воспринимать окружающий мир, логически мыслить, иметь суждения, общаться с подобными себе.Чувства – это способность человека видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус, испытывать радость, печаль, гнев и прочие эмоциональные состояния.Воля – это способность человека принимать определенное решение в каждой конкретной ситуации, руководствуясь своими мыслями и чувствами. Человек в отличие от робота всегда имеет свободу выбора по решению той или иной жизненной ситуации, возникающей на его пути. В этом видна всеобъемлющая любовь Бога к своему творению. В отличие от всего живого, что сотворил Господь, только человек имеет свободную волю.Таким образом, душа живая, посредством физического тела может проявлять себя в этом физическом мире со своим пространственно-временным континуумом.

Что же представляет собою дух человека?

Основываясь опять же на Священном Писании, можно с уверенностью сказать, что дух дан Богом только человеку. Все остальное, что движется, плавает, летает, пресмыкается, - духа не имеет, только душу, притом, значительно уступающую человеческой душе по своим параметрам.

"И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо." (Бытие 1:21)

"И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так." (Бытие 1:24)

Составляющие духа

1. Совесть – определение

Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития. (Толковый словарь Владимира Даля)А вот, как написано в Библии:

"они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим.2:15)

2. Интуиция

Энциклопедический словарь: Интуиция - (ср.-век. лат. intuitio - от intueor - пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания ("озарения") или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.Интуиция человека в корне отличается от животного чутья, свойственного животному миру.Интуиция зарождается в духе человека и осмысливается разумом.

3. Способность к общению со своим Создателем

– дана только человеку. Животный мир лишен этой способности. Бог, не смотря на нравственное падение человечества, оставил человеку возможность общаться с Ним посредством сердечной молитвы. Молитва – это канал связи, по которому человек может общаться с Богом.

Итак, подведем итог

* Человек имеет тройственную природу, состоящую из духа, души и тела.

* Дух, душа и тело неразрывны и подчинены закону взаимопроникновения друг в друга.

* Человек без духа – это просто животное состояние.

*Человек без души, но имеющий только дух и тело, ничем не отличается от растения, которое не имеет сознания.

* Человек, имеющий дух и душу, но не имеющий тела – фактический лишается возможности реализации себя, как личности.

Дам простейшую иллюстрацию: солнце, которое мы привыкли видеть над собой, имеет три составляющие: физическая масса, заключенная в шарообразную форму, излучаемый яркий свет и осязаемое тепло от лучей света. Представьте на мгновение, что солнце вдруг перестало излучать яркий свет. Мы видим в небе только лишь какой-то темный шар и ощущаем лишь излучение тепла. Или, видим шар, излучающий яркий свет, но вместо тепла – могильный холод. Или, видим в небе ослепительный свет, ощущаем на себе пронизывающее тепло, но не видим источника тепла и света, то есть привычного шара, висящего над головой. Сможете ли вы в данных случаях назвать увиденное вами солнцем? Так и человек, сотворенный по образу и подобию Божию, - ведь Бог также троичен: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, - не может называться человеком без одной, хотя бы, составляющей его сущности.

И закончу словами Апостола Павла из 1Фесс.5:23:

"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. "

Обязательно посмотри видеоролик!

 

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email

С уважением, Вячеслав Ерогов.

chydesa777.ru

Азбука Спасения - Дух человека

 

Дух наш как будто погребен во плоти. Когда, оживши благодатию Божьею, начнет он извлекать себя из сорастворения с плотью и являться в духовной чистоте своей, тогда он воскресает... 

Святитель Феофан Затворник 

 

 

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 

Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании

Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого…

Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр. 4:12), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души (Лев. 17:11,14). Преподобный Макарий Великий на вопрос: "Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?" – отвечает: "Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие, однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек" (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: "Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (1Фес.5:23; Евр.4:12), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе.

 

 

 

Святитель Феофан Затворник 

Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его

Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.

Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.

Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:

1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия.

2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.

3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе – к небесному?

Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…

Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце).

Принимаюсь за то, что было прервано, – именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною.

Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни – мысленной, деятельной и чувствующей.

В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек – это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: "Что значит человек в общей совокупности творений?" Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец – в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, – и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей.

Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это – Божеское.

В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше – стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и ведены бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе.

В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе – воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными – назовем так – чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, – чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого – наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи – сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.

Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить.

Две у нас жизни, плотская и духовная

Дух наш как будто погребен во плоти. Когда, оживши благодатию Божьею, начнет он извлекать себя из сорастворения с плотью и являться в духовной чистоте своей, тогда он воскресает или воскрешает себя часть за частью. Когда же он всего себя исторгнет из этой связности, тогда исходит как из гроба, в обновленной жизни, и, таким образом, дух становится, сам по себе, жив и действен; а гроб плоти, сам по себе, мертв и бездействен, хотя то и другое в одном и том же лице. И вот тайна того, что говорит апостол: "Где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. З:17). Это - свобода от облежащего нетленный дух наш тления или от страстей, растлевающих естество наше. Этот дух, вступивший в свободу чад Божиих, то же, что привлекательно разцвеченный мотылек, выпорхнувший из своего клубочка. Вот его радужное разцвечение: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22). Неужели подобная красота совершенства не сильна возбудить в нас соревнования?

 

 

 

Святитель Филарет Московский

Человек не есть только тело, но и не только дух: он - единство тела и духа

"И стал человек душею живою" (Быт. 2:7), то есть, как только Творец в созданное Им тело вдохнул дыхание жизни, человек сделался живым существом, единым по сознанию, двояким по естеству. В учении Священного Писания о духовном начале жизни человеческой иногда указывается как будто на двойственность и этого начала, например: "Слово Божие живо и действенно... проникает даже до разделения души и духа, составов же и мозгов" (Евр. 4:12). Некоторые из учителей церкви также говорят о душе и духе, как будто о двух различных началах нашего духовного естества. Но у апостола слова: "дух" и "душа", в отношении к природе человека, означают не различные начала, а только высшую и низшую сторону одного и того же начала: отсюда у него выражения: "духовный" и "душевный" человек (1 Кор. 2:14-15), то есть человек с высшим ведением и озарением от Бога, прозревающий в область Горнего, духовного мира, и человек - с неразвитым или даже притупленным зрением духовным, неспособный в этом состоянии видеть ничего выше чувственного. Не иначе, конечно, думали и учители церкви, различавшие дух и душу в человеке, потому что, говоря о природе человека вообще, они, вместе со всеми, признавали только двухчастный, духовно-телесный состав его.

 

azbukaspaseniya.ru

Дух и душа человека

Душа делает человека немного выше животных, а Дух делает человека немного ниже ангелов...

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. III, 16)

Дух - это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Через Дух мы находим образ Божий и обретаем потенциал, чтобы стать в Его подобием. Человеческий дух - не самостоятельная часть души, он неразрывно связан с душой, пребывает в ней, составляет ее высшую составляющую. По слову св. Феофана Затворника, дух есть "душа души человеческой", "сущность души". Душа человека включает в себя интеллектуальный (мыслительный), деятельной и чувственный аспекты. Присутствие духа в человеческой сути приподнимает каждую из этих составных частей выше обычной животной души, живущей лишь проблемами сохранения себя и своего рода. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.

Интеллектуальный аспект пристутствия Духа в человеческой душе: Дух привносит в человеческую душу стремление к идеалу. Пользуясь своим интеллектом в этом аспекте человек постоянно делает наблюдения и получает новый опыт, который образуется из осмысления всех своих наблюдений. Пользуясь интеллектом человек способен делать суждения и предположения даже о том, чего он не видит непосредственно перед собой, о том что попадает в "слепое пятно" его зрения. Союз интеллекта с Духом позволяет человеку стремиться еще выше и скать значение каждого понятия как части всеобщего и единого Божественного творения. Человек хочет знать цель своей жизни и свою роль в созидании мира материального и мира духовного. В познании этого человек и находит смысл своей жизни. Как просто и ясно сказал преподобный Серафим Саровский: "Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего". Святой Феофан Затворник говорил: "Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область". Именно дух дает нам знания высшего рода, не познаваемые обычным мирским умом. И часто информация постигаемая духовнымобразом вступает в противоречие с интеллектуальным мирским познанием.

Деятельный или волевой аспект присутствия Духа в человеческой душе: В деятельной состоявляющей души Дух проявляется тем, что подталкивает человека к совершению бескорыстных дел, к милосердию и жертвенности. водство бескорыстных дел или добродетелей. Человек, движимы Духом совершает поступки не потому, что они необходимы для пропитания или устройсва быта, а потому что они могут быть "хороши, добры и справедливы", часто даже за счет и в ущерб удобству, быту и стяжанию материальных благ.

Чувственный аспект присутствия Духа в человеческой душе: Дух привносит чувственное в душу человека, стремление к любви и к красоте. Дух зпобуждает человека восхищаться красотой цветка, погружаться в музыку или созерцать живописные полотна. Духу ведомо что есть жизнь райская, небесная, поэтому дух стремится указать человеку на части прекрасного Божественного мира, части котрого проникли и в земную человеческую жизнь. феован Затворник писал: "Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская".

В своих трудах Святитель Феофан Затворник указал, что есть здоровая гармоничная душа человека. Суть здоровой души составляет ее гармоничная интеграция с Духом. Принятие Духа и следование его указаниям, ибо "дух ведает Божественное" - является проводником Божественного Провидения, ведущего человека по жизненному пути к обретенияю Царствия Божьего. Дух соединяет душу человеческую с Богом ипозволяет испытывать радость от единения с его промыслами в отношении каждого человека, в построении добродетельной жизни в соответствии с Его заповедями. Жизнь же вразрез со своими духовнымиу стремлениями, стремление задавить их в угоду животным движениям души ради сиюминутной выгоды и потворствованию страстям приводит к отдалению души от Духа. Такая расщепленная душав лучшем случае не позволяет человеку исполнить свое предназначение. Такой человек теряет свой шанс устроить своей жизнью чпастичку Божьего Царствия в земной жизни. Ну а в худшем варианте место Духа занимают другие советчики, которые приводят человеку к обретению гиенны огненной еще при земной жизни.

Есть ли в человеке Святой Дух, предвечно исходящий от Бога Отца? Когда человек крестится и проходит таинство миропомазания в православную веру, он получает печать Святого Духа. Человек как бы переживает повторное рождение в правславной вере и становится новым человеком. Не случайно при крещении дается имя. СМ крещением человек обретает силу живого Бога в сердце. Но как Святой Дух действует в человеческой душе? Считается, что Святой Дух не оставляет человека, пока тот искренне исповедуется в своих недостатках и слабостях перед Богом, пока гордыня и прельщение мнением о своей значимости и силе не застилает духовное окно в Царство Божие. Святой Дух тайно действует в человеке, пока тот способен управляться и смирять свои страсти, уделяя основное внимание очищению и совершенствованию свой души. Феофан Затворник говорил, что дух человеческий ведомый Святым Духом вспоминает в себе свое истинное Божественное знание о том, что Бог существует, творит и поддерживает все сущее и возжигает в душах людей страх Божий. Человек осознает свою полную зависимость от Бога и в светлом страхе Божьем перед незримым свидетелем и судией старается поступать по Заповедям и по своей совести, наполненной знанием Духа. Не все дела и поступки у грешного и немощного душой человека получаются по Божьему промыслу. Но Бог милостливо смотрит на прегрешения, если человек, Дух которого вдохновлен Святым Духом, искренне понимает свое несовершенство, раскаивается в своих прегрешениях и ищет пути к исправлению и себя, и своих дел, и своей души. Когда человек начинает правильно усваивать преподнесенные ему Божественным промыслом жизненные уроки, Дух его оживает. Оживший Дух рождает в душе человека духовное рвение к постижению новых Божественных истин, желание быть с Богом и жить по воле его. Однако, ответственность за выбор правильного пути лежит на самом человеке. Бог дал каждому человеку свободу выбора. Предначертанный закон Божий каждый человек может постигать духовно при полном пособии Святого Духа и Духа души своей, зрящей духовным оком. Однако, на пути стремления к Богу каждый может и отсупиться, и пойти не предназначенной ему дорогой, прельстясь суетными соблазнами. Феофан Затворник писал: "Кроме желания, необходимо еще иметь силы и умение действовать: нужна мудрость деятельная. Кто вступит на истинный путь богоугождения или начнет при благодатной помощи стремиться к Богу, путем предначертанного закона Христова, тому неминуемо будут угрожать опасности сбиться на распутья, заблудиться и погибать, воображая себя спасаемым". Святой Дух возжигает божественный огонь в душе, пробуждая душу человека и указывая, с чего стоит начать свой путь. Но, сделав это, Бог останавливается и ждет реакции и самостоятельного выбора человека. И, лишь открыв свою душу Духу, слушая его указания, можно выбрать правильный для человека путь. Путеводной звездой на пути к Богу служит совесть. Совесть, сравнивая выбранный путь с духовным знанием о правильности пути, подсказывает человеку, что правильно, а что неправильно, что угодно Богу, и что Ему не нравится, что должно быть сделано, и что не должно быть. Кроме правоты выбора, подсказанного Святым Духом, от человека требуется и деятельная работа над своей душой: "Покаялся, уверовал, положил работать Господу, отвергшись всякого нечестия, всякой неправды, приял на то благодатные силы, – работай же теперь, не жалея себя. Но смотри не останавливайся на одной деловой стороне, а созидай паче свое внутреннее чрез нее, чтоб, устроив в себе благоукрашенный дом, приять наконец и Господа в явные и ощутимые обитатели".

Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.

www.town812.ru

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ И ДУША | ВРЕМЯ И ВЕЧНОСТЬ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ,  ДУША

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ДУХ

 

Конечной целью творения Бога, было создание богоподобного существа - по Своему образу и подобию, в котором отражалось бы невидимое величие Божье и отпечаталась Его сущность. Таким образом, Бог сотворил новую разумную тварь – человека, но, поскольку тело приобретает жизнь благодаря духу, образ этот в человеке сильнее, нежели в ангелах. Следует отметить, что ангелы пали сознательно, а человек пал несознательно, ненамеренно, будучи обольщенным и обманутым, поэтому добро в человеке не уничтожилось, как в падших ангелах, а смешалось со злом падших ангелов. В связи с тем, что у падших ангелов осталось лишь одно зло, любые их действия нравственного, материального, лечебного порядка и всех, без исключения других, по отношению к человеку, обязательно наносит непоправимый вред человеку, особенно его душе - основе человека.

 

Противостоять падшим ангелам, человек самостоятельно не может, так как страсти и желания человеческие и демонские тесно переплетаются и лишь помощь свыше, по молитвам человека и его усилиям, выводит человека из этого замкнутого круга. Иными словами, человек значительно сильнее падшего ангела, когда он разумно и действенно противостоит ему, призывая помощь Божью.

 

После грехопадения человека, наиболее коренная и существенная перемена произошла в области сердечной жизни, из-за расстройства сил духа. Если раньше сердце жило изменениями божественной любви, то с падением, в нем возобладало чувство страха, все дальше удаляясь от Бога. Сердце перестало быть главным интегрирующим центром познания и лишившись божественных сил, резко изменился и сам процесс человеческого познания, что привело к некоторому хаосу, выражающийся в сердечных волнениях.

 

Телесный состав человека, предназначенный быть органом души и служебным орудием в ее идеальном развитии, при расстройстве сил духа, оказался сам влияющим на душу. Он же заставлял ее увлекаться темными инстинктами, удовлетворять им в большей, чем нужно степени и тем способствовать их чрезмерному развитию, из-за увлечения духом телесными страстями.

 

По сути, вместо богосозданного человека - образовалось совершенно новое существо, где вместо единства, одни противоречия. Таким образом, человек оказался в самообмане и зависимости не только от материи, но еще больше от своего искусителя. Это опасно тем, что последнее бессознательно и наследственно усваивается природой человека.

 

Из-за нарушения человеком заповеди в раю, зло вошло в человека, в результате темные силы получили свободный доступ всегда разговаривать с душой и влагать в сердце человека все вредное. Сам разговор осуществляется мысленно, без голоса. Демоны так хитро действуют, что все злое представляется нам как бы рождающимся само собою в душе, а не от действия чуждого постороннего духа. Особенно способны они вселять в нас гордость и  самомнение. Когда человек впадает в самомнение или гордость, тогда падший дух удобно вводит все страсти в сердце человека неприметным образом и делает это сердце своею обителью. Они могут всему подражать в человеке, только лишь любовь и смирение для них недоступны.  

 

Дух человеческий по естеству своему божествен, поэтому при его пробуждении он устремляется Богу, как Своему Творцу, а это значит, что личное начало в нем призвано к бытию, как некое отражение в небытии Личности Божьей. Однако человеческая личность не знает духовного бытия независимого от воплощения. Человеческий дух не есть дух бесплотный по сотворению, каковы ангелы. Такого независимого от мира бытия человеческого духа вовсе не существует. Бытие человеческого духа, а потому и бессмертие неразрывно связано с миром и в осуществлении своем вмещает и смерть, и воскресение.

 

Дух есть прежде всего способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Преимущественно через свой дух человек общается с другими духами и, конечно, с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, Который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку.

 

Указанные высшие ценности непогрешимы, но уход от них и предпочтение иным, ведет:

  • либо к уродливому морализму (фарисейству, законничеству и прочим),
  • либо к не благому эстетизму (позерству),
  • или ко лжи, вместо истины.

 

Существует тесная связь между духом и мозговой деятельностью, всякая духовная деятельность связана с мозговой, а всякая мозговая деятельность имеет свой духовный аспект, воздействия на душу. Однако, человеческая душа, используя мозг, замутненный болезнью или пребывающий в состоянии опьянения, не может рассуждать здраво.

Людей соединяет не кровь, не кровное родство, а дух и лишь этим можно объяснить порой жестокую ненависть в том или ином роде.

 

Словесная сила и разум человеческого духа есть высшая способность души человеческой, которой она отличается от души животных. В духе человеческом сосредоточены ощущения совести, смирения, кротости, любви к Богу и ближнему и другие подобные свойства, поэтому необходимо, чтобы при молитве действие этих свойств соединялось с действием ума.

 

www.anpal.net

Дух человека | Духовная жизнь

Конечной целью творения Бога, было создание богоподобного существа — по Своему образу и подобию, в котором отражалось бы невидимое величие Божье и отпечаталась Его сущность. Таким образом, Бог сотворил новую разумную тварь – человека, но, поскольку тело приобретает жизнь благодаря духу, образ этот в человеке сильнее, нежели в ангелах. Следует отметить, что ангелы пали сознательно, а человек пал несознательно, ненамеренно, будучи обольщенным и обманутым, поэтому добро в человеке не уничтожилось, как в падших ангелах, а смешалось со злом падших ангелов. В связи с тем, что у падших ангелов осталось лишь одно зло, любые их действия нравственного, материального, лечебного порядка и всех, без исключения других, по отношению к человеку, обязательно наносит непоправимый вред человеку, особенно его душе — основе человека.

Противостоять падшим ангелам, человек самостоятельно не может, так как страсти и желания человеческие и демонские тесно переплетаются и лишь помощь свыше, по молитвам человека и его усилиям, выводит человека из этого замкнутого круга. Иными словами, человек значительно сильнее падшего ангела, когда он разумно и действенно противостоит ему, призывая помощь Божью.

После грехопадения человека, наиболее коренная и существенная перемена произошла в области сердечной жизни, из-за расстройства сил духа. Если раньше сердце жило изменениями божественной любви, то с падением, в нем возобладало чувство страха, все дальше удаляясь от Бога. Сердце перестало быть главным интегрирующим центром познания и лишившись божественных сил, резко изменился и сам процесс человеческого познания, что привело к некоторому хаосу, выражающийся в сердечных волнениях.

Телесный состав человека, предназначенный быть органом души и служебным орудием в ее идеальном развитии, при расстройстве сил духа, оказался сам влияющим на душу. Он же заставлял ее увлекаться темными инстинктами, удовлетворять им в большей, чем нужно степени и тем способствовать их чрезмерному развитию, из-за увлечения духом телесными страстями.

По сути, вместо богосозданного человека — образовалось совершенно новое существо, где вместо единства, одни противоречия. Таким образом, человек оказался в самообмане и зависимости не только от материи, но еще больше от своего искусителя. Это опасно тем, что последнее бессознательно и наследственно усваивается природой человека.

Из-за нарушения человеком заповеди в раю, зло вошло в человека, в результате темные силы получили свободный доступ всегда разговаривать с душой и влагать в сердце человека все вредное. Сам разговор осуществляется мысленно, без голоса. Демоны так хитро действуют, что все злое представляется нам как бы рождающимся само собою в душе, а не от действия чуждого постороннего духа. Особенно способны они вселять в нас гордость и  самомнение. Когда человек впадает в самомнение или гордость, тогда падший дух удобно вводит все страсти в сердце человека неприметным образом и делает это сердце своею обителью. Они могут всему подражать в человеке, только лишь любовь и смирение для них недоступны.

Дух человеческий по естеству своему божествен, поэтому при его пробуждении он устремляется Богу, как Своему Творцу, а это значит, что личное начало в нем призвано к бытию, как некое отражение в небытии Личности Божьей. Однако человеческая личность не знает духовного бытия независимого от воплощения. Человеческий дух не есть дух бесплотный по сотворению, каковы ангелы. Такого независимого от мира бытия человеческого духа вовсе не существует. Бытие человеческого духа, а потому и бессмертие неразрывно связано с миром и в осуществлении своем вмещает и смерть, и воскресение.

Дух есть прежде всего способность человека различать высшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то дух стремится подчинить своему решению душу и тело. Преимущественно через свой дух человек общается с другими духами и, конечно, с Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерий для определения высших ценностей, так как только Бог, Который Сам есть абсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку.Существует тесная связь между духом и мозговой деятельностью, всякая духовная деятельность связана с мозговой, а всякая мозговая деятельность имеет свой духовный аспект, воздействия на душу. Однако, человеческая душа, используя мозг, замутненный болезнью или пребывающий в состоянии опьянения, не может рассуждать здраво.

Людей соединяет не кровь, не кровное родство, а дух и лишь этим можно объяснить порой жестокую ненависть в том или ином роде.

Словесная сила и разум человеческого духа есть высшая способность души человеческой, которой она отличается от души животных. В духе человеческом сосредоточены ощущения совести, смирения, кротости, любви к Богу и ближнему и другие подобные свойства, поэтому необходимо, чтобы при молитве действие этих свойств соединялось с действием ума.Человеческое познание крайне ограничено, поэтому о сущности духа мы знаем не более чем и о сущности материи. Дух есть сущность без тела, есть индивидуальность, обладающая пониманием и свободой, и как индивидуальность он ведет себя и проявляется.

Дух человеческий есть дыхание Духа Божьего, и уже потому, он несет в себе бессмертие, как все бестелесные  ангельские духи. Дух не может быть разложен на простые, земные элементы, не может быть приобретен в процессе эволюции или каком-либо другом естественном процессе. Дух человеческий сотворен со способностью нескончаемого развития, возрастания и совершенствования и эту способность нескончаемого развития он может обращать как к добру, так и к злу.

Дух не имеет массы, веса, геометрической формы и размеров. Дух невидим, неосязаем телесными чувствами и физическими приборами, не подвергается разложению на составные части подобно бренному телу, ибо по своей сущности дух — простое естество. Эти свойства и еще некоторые другие являются общими и для Духа Божьего, и для духовных существ — ангелов и для человеческого духа.

Дух человеческий существует, как потенция целостного человека, имеющего тело, энергия которого, есть душа. По смерти тела эта энергия парализуется, но не уничтожается. Она остается присущей личному духу, как его качество, поэтому человеческая смерть это не  уничтожение, а успение, то есть временное прекращение действий души относительно тела.

Наш дух содержит в потенции великое сокровище, которое мы называем смирением, то есть это всецелая преданность воле Божьей, беззаветная любовь к Богу и ближнему, но самому миру оно не нужно и совершенно не ценится. Однако демонские силы знают могущество этого сокровища и всеми путями пытаются похитить его у всех, кто стал на путь духовного совершенствования, подвергая их лишениям, натравливая на них злых людей, подвигая нетерпеливых к роптанию, малодушию, подрывая в них веру в промышление Божье и надежду на милосердие Божье.

Для человеческого духа высшее знание и мудрость — это созерцание. Оно состоит из внимания, то есть устремления духа к Божеству и удержания духа в этом состоянии, то есть в молитвенной сосредоточенности, а также восприятия невидимого света Божества, которое также есть приближение к Богу и преображение человека.

В ряду земных существ человек первое и единственное духовное существо, и были люди, являвшие очень высокие степени духовности, почти достигшие при жизни освобождения духа от тела. Они поднимались в воздух во время молитвы, являли величайшую власть духа над телом и чаще всего это были столпники и постники.

Связь духа с душою и телом не безусловна из-за греховности и дух может иметь существование отдельно от души и тела. Также может существовать и душа с духом отдельно от тела, но пока тело не умерло, такое раздельное существование весьма кратковременно. После смерти тела, дух может значительное время пребывать вне души, но такое состояние духа мятежное и чаще проявляется в виде привидений. Дух пытается соединиться с душой, но не может, поскольку разрыв между духом и душой произошел по каким-то чрезвычайным обстоятельствам при гибели тела, а его останки не были захоронены надлежащим образом. Для того чтобы дух соединился с душой и успокоился, необходимо надлежащее захоронение останков тела и прочтение разрешительной молитвы священником.

Существует несколько доказательств раздельного пребывания духа, души и тела, не принимая во внимание вмешательство темных сил:

• первое  —  явление светлого духа или душ умерших людей;• второе — экстериоризация духа живого человека, при нормальном человеческом состоянии;• третье — наличие негативных зон или участков, где захоронены или погибли эти люди.

Таким образом, к негативным местам относятся вышеупомянутые негативные участки, а также те места, где люди совместно с демонами совершали различные служения и жертвоприношения. К положительным местам относятся захоронения святых людей и в тех местах, где совершалась литургия и крестные ходы. Более того, во всех местах, где совершалась литургия ангелы-хранители этих священных мест остаются на этих местах (несмотря на застройки или пустыри) вплоть до Второго пришествия Христа. Демонические силы, зная это и пытаясь копировать действие божественных сил, также закрепляют демонов за теми местами, где осуществлялись их жертвоприношения.

Возможность существование духа отдельно от души и тела, доказывает и тот факт, что отдельные духовные свойства передаются родителями детям по наследству, но не сама духовность. Наследуются только основные черты характера, их нравственное направление, склонность к добру или злу, высшие способности ума, чувства и воли. Однако никогда не наследуются воспоминания о жизни родителей, их чувственные или органические восприятия, их частные мысли и чувства, что свидетельствует о возможном разделении духа от души и тела.

Дух может передавать себя другому духу, может благотворно действовать один на другого: вовлекать его в молитву, во внимание, ободрять в унынии, отклонять от порока и возбуждать к святой деятельности, именно в этой способности духа заключена тайна молитвы за других. Действие темного духа на человеческий носит чрезвычайно негативный характер, поскольку в нем нет ничего доброго. Сам по себе человеческий дух (неокрепший духовно) не в состоянии ясно различать других духов, поэтому Церкви дан Дух Святой.Жизнь всех органов тела нужна только для формирования духа и души и прекращается, когда их формирование закончено или вполне конкретно определилось их направление и целесообразность. Существенное свойство нашего духа, как существа, созданного по образу беспредельного Бога, есть непрерывное стремление к нескончаемому развитию своих сил, расширению круга деятельности, умножению полноты внутренней жизни. Остановка жизненных обнаружений, прекращение стремления к высшему совершенству, неподвижность — есть смерть для духа.

Дух ищет лишь Бога, поэтому на земле он довольствуется немногим:

• Первым проявлением человеческого духа — является прежде всего религиозное чувство, как способность непосредственного переживания реалий духовного мира и интуитивное проникновение в метафизический мир, это чувство внутренней достоверности духовного опыта. Оно пробуждается, оживает в человеке действием благодати; его начало — покаяние, а конец — любовь.• Вторым проявлением духа — есть познавательная сила, действующая на уровне идей и сущностей.• Третьим проявлением духа — это способность созерцания, обращенность человека к Божеству, когда богообщение становится свободным актом человеческой личности.

Всякий дух может проявляться либо личностью, либо учением, либо идеей, либо мыслью. Человеческий дух не может быть свободным от всех помыслов и если он не занят духовными упражнениями, то он обязательно занимается тем, что прежде изучил и что его увлекает.

Дух человека довольно нежен, поэтому от грубого прикосновения страсти он уходит в себя, но от внимания дух приходит в смирение, а от смирения рождается покаяние, которое пробуждает дух и он уже начинает вести борьбу со страстями.

Причина действия поста на духов злобы заключается в сильном действии поста на наш собственный дух, потому что пост доставляет человеческому духу свободу, творческую активность, целостность, любовь, трезвенность, чистоту, тонкость, стремление к божественному, то есть отражает признаки самого духа. Это свойство поста не осталось не замеченным и в других учениях, особенно восточных, но только оно используется для более быстрого контакта с демоническими сущностями.

Дух человека в состоянии духовной смерти, то есть богооставленности — быстро утрачивает переживание осмысленности и полноты бытия, что приводит к психическим аномалиям и если человек не видит смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он ищет его в наркотиках, медитациях, различных порочных действиях.

Грех врачуется просто, а дух греха врачуется очень трудно, поскольку враг через дух греха пытается восстановить свою власть над нами. При упадке духа следует читать псалтырь и побороть то, что ослабляет дух. Преподобный Амвросий говорил: «Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет никакой пользы».

Три душевные силы порабощают дух человека:

•  первая – мыслительная сила или рассудок;• вторая – страстная или защитная сила души, которая в нашем падшем состоянии проявляет себя не в борьбе с грехом, а в соперничестве, гневе, ярости, непримиримости. Эта извращенно направленная энергия человеческой души, сама стала страстью и обычно устремляется против того, кто мешает человеку осуществить его желание;• третья — желательная сила, жажда удовольствий и наслаждений, принадлежащие времени и земле, а если они становятся целью жизни, то способны усыпить любой человеческий дух.

Непорочность и совершенство души и тела находятся в зависимости от состояния духа. Когда словесная сила чужда смешению и общению с грехами и демонами, то деятельность правильная, а качеством этого последует святость и наоборот.

Дух есть естественный свет и источник света для жизни, но если он усваивает себе ложь, то становится тьмою и источником тьмы. Последствием такого усвоения бывает неправильная деятельность, а качеством состояние самообольщения и греховности. От принятия ложных мыслей, ум расстраивается, совесть теряет верность в своих указаниях, все духовные ощущения сердца также заражаются неправильностью и греховностью. Человек делается врагом своего спасения, убийцею своей души, врагом Божьим.

Человеку с растленным умом невозможно привить веру, так как у него место веры уже занято лжеименным разумом. Растление ума всегда сопряжено с растлением прочих духовных свойств, поэтому растление ума и растление духа имеют тождественное значение по своему последствию. С принятием лжеучения или ложных мыслей о Боге, искажением догматического и нравственного учения, при посредстве лжеучения, совершается растление духа человеческого и человек соделывается сыном диавола (Ин.8:44).

Греховная жизнь парализует силы духа и человек практически теряет ощущение вечности. Вечность становится для него абстракцией и загадкой, которую он не может разгадать. Однако даже после потери духовности и замены ее душевностью размышления о вечности и смерти мучают человека, живущего своими страстями. Когда дух пленен страстями, человек предается животной чувственности, однако не зная предела и меры, может совершать такое, что даже животным несвойственно.Борьба за освобождение духа имеет свою стратегию, свои закономерности, постепенность и начинается с внешнего. Глубочайшую сущность существа нашего, а также благодать — познаем мы не умом, а духом, поскольку самосознание есть функция не ума, а духа. При попытке пробудить силы духа, когда человек находится в страстном состоянии, это приводит к бесплодности этих попыток или к значительно худшему — состоянию экзальтации, нервного возбуждения, иллюзорных, мечтательных представлений, которые по своей неопытности принимаются за духовные откровения.

 

www.skudelnica.ru

Дух человека | Наука будущего

 

Дух человека? Не говорите мне, что это загадка!  

 

Помыслим о механике нашего духа, а уж затем о его страданиях. Начнем с того, что дух да дух - что такое дух человека?

Дух не вымысел, не метафора, дух - реальность. Реальность пространственная, что значит магическая. Дух не просто тяготение к освобождению от плоти и суеты времени, шлейф между человеческим существом и Вечностью, дух это сам человек и есть - пространственно размытый, в меру материализовавший этот свой «протуберанец» и обративший его в меру же физическую субстанцию, ориентированную к Вечности. Мы знакомы с субъектом как с персональным иррациональным, интуитивным «я».

 

Наши «я» лишь только наполовину бестелесны, чувственно духовны, они бредут по миру «примороженными» временем, вместе со своей легковесной, но все же плотью  -  не любовными, а интуитивными, не свободными, а разумно зависимыми, почти инстинктивными. Сей конформизм свободного духа именуется «я»-сохранением или самосознанием. «Я»-осознанное, в меру виртуальное, но и эгоцентрически собранное, выступает в роли парашюта, тормозящего воспарение духа к его Альма-матер.

 

Наши думы не так заняты «протуберанцем», которому худо-бедно доверяем по закону любви к Жизни или Вечности, как духовной плотью. Эта принадлежит не только Небу, но и самой себе, а в этой своей субстанциональности еще и «я»-арендованному, разуму человеческой плоти, далее  силам Времени и, наконец, ноль-разумию Смерти. Эта скорлупа из духа материализованного как раз и задает нам трудную «задачку» – задачу превращать магические небесные энергии  (любовь и восторг освобождения) в чувственно-разумные интуиции и далее - в инстинктивные разумения  (идеи - идеологии – желания - побуждения). Последние  выступают своеобразным вторичным или конформистским воплощением  духа. Сим материализованным приращением дух и прикасается к сугубо материальной человеческой плоти, к ее живому разуму.   

 

Дух человеческий, таким образом, это луч радуги, полоса спектро-образная, нечто плотски размазанное, причем, размазанное переменно, по восходящей в направлении к Небу. К Вечности дух прикасается протуберанцем чистого чувства. Эта составляющая его сущности принадлежит Пространству, пространственно же и эффективна – магична.  К вселенской Плоти и персональному плотскому нагромождению (телу) дух соотносится своим вторичным, конформистски материализованным приращением, эффективным физически. Находясь в конкуренции, эти стороны спектра одушевленности тянут каждая к себе. Небесная сторона принуждает одушевленность к магической одухотворенности; плотская – к профанной материализованности, к превращению духа в плотский инстинкт. При этом доминирует (но никак не побеждает!) «физика» - инстинкт: приоритет плоти и ее разума указан нам при первом же появлении на поверхности Земли, он положен нам Вечностью и оттого незыблем. Вечностью определена и допустимая мера плотского диктата – совестная мера. Совесть и определяет выгодную для нас соотношение, Богом заданную асимметрию  физики и лирики, механики и магии нашего духа.  Выход из меры есть нарушение человеческой целостности, потеря духовной устойчивости, детонационное самоустранение духа.

 

Где ютится-местится, где находит свой приют дух человека?

Вот, самое парадоксальное! Потому что ответ здесь такой: здесь и везде. Лишь слабой своей физической плотью дух привязан к плоти и разуму человека, своей же пространственной размытостью – ко всему Пространству сразу, включая его магическое Образование – реальность Вечности.

 

Человек, как известно, принципиально отличается от животного. Принципиально – чем же?

Не чем иным, как спектром одушевленности, а точнее, его, спектра, «урезанностью», половинчатостью. Дух обезьяны или слона отличается от духа человека тем, что оба потеряли магическую связь с Вечностью, полуспектр одухотворенности. Такой дух напрочь материализован, отчего и превратился в духовную смерть – чистый плотский инстинкт.

 

То же, в некритической мере, присуще и множеству людей, совершенно не подозревающих, что существуют по сценарному моно-образию животного мира. Наше одичание начинается там, где мы теряем ощущение Вечности, к примеру, в беспредельной рационализации или обмирщении мировоззрения. Кризис нынешней цивилизации – это патологическая материализация духа, вытеснение  магической одухотворенности материализованной (инстинктивной) альтернативой. Отсюда и вселенское беспокойство людей, выливающееся в детонирующие, духовно экстремальные, космически суицидальные формы.

 

 

      

 

maxpark.com


Смотрите также