Perfect World. Дух дерева
Дриада это лесная нимфа, дух деревьев. Фото и картинки
Дриада мифология
Дриады - прекрасные лесные нимфы, духи деревьев.
Первое упоминание об очаровательных древесных девах пришло из греческих мифов, где дриады выступают в роли малых божеств или нимф, произошедших от союза Зевса-громовержца и деревьев.
С греческого дриада переводится как дуб, и хотя это название закрепилось за всеми лесными нимфами, существовали и так называемые мелиады, произошедшие от ясеня, и гамадриады, которые сами были как деревья. Считалось, что у гамадриад нижняя половина туловища, словно у русалки, была похожа на древо, а верхняя часть была женской. Срубив дерево, к которому была привязана гамадриада, люди убивали и саму нимфу. Дриадами же изначально звали именно духов многовековых дубов.
Древесные девы похожи на прекрасных человеческих женщин, а вот цвет волос и кожи им достался от деревьев и меняется он в зависимости от сезона. Так зимой кожа дриады становится темной, а волосы абсолютно белыми, как снег. Осенью волосы приобретают красный или желтый оттенок, словно листва, а летом лесная нимфа становится насыщенного зеленого цвета. С такой маскировкой дриадам удается скрываться от самых пристальных глаз.
Общество себе подобных дриады не сильно жалуют, но и не сторонятся. Однако, маловероятно, что в одной роще соберутся более полудюжины лесных дев.
Как и любым растениям и цветам, для жизни дриадам достаточно воды и солнца. Другой пищи они не употребляют. Нимфы не могут надолго покидать свои жилища-деревья. Чем дальше отходит она от своего дома, тем быстрее покидают ее силы и ей необходимо возвращаться обратно. Если в ее отсутствие недобрый человек найдет ее обиталище, то он станет ей хозяином.
Как и человеческие женщины, дриады стремятся оставаться красивыми и используют для этого весьма интересные средства. Свою копну волос они могут украсить живой виноградной лозой, а среди отдельных прядей могут вдруг зацвести прекрасные цветы, повинующиеся настроению лесной девы. Аромат дриады похож на запах того дерева, вместе с которым она родилась и духом которого является.
Сказочная красота дриад не могла оставить равнодушными не только смертных, но и богов. Прекрасная нимфа Дриопа стала возлюбленной Гермеса, и от их союза родился Пан, бог пастухов и скотоводов. Дриада Филира пленила сердце бога Крона, подарив ему сына Хирона, пополнив тем самым ряды кентавриного племени.
Еще одна легенда гласит о страстной любви Аполлона к Дафне. Очаровательная нимфа, состоявшая в свите Артемиды, хотела остаться целомудренной, как и богиня-охотница. Но, ослепленный страстью, белокурый бог преследовал деву, пока Дафна не взмолилась к своим родителям, богине земли Геи и богу рек Пенею. Пытаясь спасти ее, они обратили свою дочь в лавровое дерево. Так нимфа превратилась, по сути, в гамадриаду.
По своей природе дриады очень робкие и застенчивые создания, но только попробуйте обидеть их деревья и вы познакомитесь с другой их стороной. Защищая свои владения, лесные нимфы устанавливают повсюду ловушки, дабы прогнать прочь любых непрошенных гостей. Против врагов дриады могут использовать свое невероятное обаяние, убеждая покинуть лес. Обидевшие деревья или саму дриаду жестоко карались.
В одной из легенд жестокий мужчина срубил древо гамадриады, которое та, в слезах, умолила его не трогать. Находясь при смерти, нимфа наслала кару на него и всю его родню, и искупить этот страшный грех можно было только воздвигнув ей алтарь, на котором будет принесена жертва. Другой миф рассказывает о том, как сын царя Триопа Эрисихтон отдал приказ о вырубке прекрасного дуба в священной роще богини Деметры, чем принес немыслимые страдания и смерть несчастной гамадриаде. Наказание Деметры было страшным, и больше ничто не могло насытить Эрисихтона. Спустив все свои богатства на еду он, в конец концов, уничтожил сам себя.
Дриады непримиримы к тем, кто готов навредить их лесу, но также они с уважением относятся к тем людям, которые ухаживают за лесом и высаживают новые саженцы. Лесные нимфы готовы всячески помогать и оказывать покровительство любому, кто занимается столь важным и полезным делом.
Другой взгляд на дриад
В мире природы есть защитники, которые оберегают всё живое. Эти девы прекрасны, как сама природа и настолько же необузданные в своём характере. Они могут за мгновенье сменить свой гнев на милость и наоборот. Они оберегают леса и животных, каждое дерево и самого маленького зайчика. Этих дев зовут дриады.
Внешний облик
Облик дриад за последние десять лет в сознании людей очень сильно изменился. На смену милым девам в платьях, сотканных из листьев, пришли девушки, которые больше похожи на кентавров, но не такие грузные, как дикие воители. Классический облик дриад всё-таки подразумевает облик юной девушки, стройной и гибкой, её кожа может быть зеленоватой или просто зелёной, а волосы могут иметь цвет от болотного до изумрудного. Такой облик дриады принимают для общения с людьми, а их истинный облик не имеет формы – они духи природы, что контактам с людьми предпочитают контакты с животными. А вот обновлённый облик дриады в сознании людей вызван появлением образа этих существ в популярной культуре.
Связи с людьми и цели
Дриады духи природы и выше уже упоминалось, что на контакт с людьми они идут крайне редко. Но если идут, это может значить лишь две вещи – дриада готова принести потомство или дриада нуждается в помощи (возможно собралась вести переговоры) со смертными. Иногда дриады предстают перед дровосеками, чтобы предостеречь их об опасностях в чаще или предупредить о том, что в выбранном месте не стоит рубить деревья. Хотя иногда дриады проявляют резкий и жестокий характер и вместо того, чтобы предупредить они сразу же пытаются погубить людей в меру своих сил и способностей.
Способности духов природы
Дриадам свойственна одна способность, которая определяет их поведение. Дриады способны найти общий язык с любым природным созданием. Фактически дриады в праве приказывать любому животному. В легендах упоминается, что разгневанные дриады натравливали на людей виверн и волков.
Второй отличительной способностью дриад является способность к иллюзорному воздействию. Они могут затуманить человеческий разум и заставить путника блуждать в чаще. Но мотивы их не всегда одинаковы – порой дриады не просто так водят путников кругами – иногда это делается чтобы погубить путника, а иногда наоборот, чтобы спасти его от гибели.
Размножение
Ранее упоминалось, что дриады идут на контакт с людьми лишь в двух случаях: предупредить и ради размножения. Дело в том, что среди дриад никогда не рождаются самцы. Все дриады исключительно девушки и свой внешний вид они сохраняют всю жизнь – старение практически не касается их тел. И хотя дриады являются духами, им свойственен период размножения, когда тяга к продолжению рода обостряется и занимает все их мысли. В таких случаях дриады принимают материальную форму и отправляются на поиски самца, с которым продолжат род. Рожают дриады также, как и люди, процесс зарождения жизни аналогичен, с той лишь разницей, что дриада всегда понесёт ребёнка от связи, если вступает в контакт в период размножения. Иногда в легендах говорится, что дриады убивают самцов после спаривания. Иногда в легендах говорится, что дриада способна понести ребёнка лишь раз в жизни и в этом заключается её смерть – человеческий срок слишком короток. Даже в период размножения дриада тщательно подбирает будущего отца своему ребёнку и скорее влюбляется в него, чем просто вступает с ним в связь. И когда этот человек умирает он может и не знать, что тоскующая дриада, почувствовав его смерть следует за ним.
Дуализм характера дриад
Духи природы могут преследовать одну цель, но средства они выбирают разные. Некоторые дриады по природе своей добры, как и сама природа и способности свои используют только во благо, не навредить, а спасти людей и таким образом убедить их не вредить лесу. Некоторые отдельные дриады свои способности используют исключительно во зло и нередко даже во зло самой природе. Некоторые дриады настолько жестоки, что ради развлечения стравливают между собой животных или людей. В такой разной мотивации дриад заключается и сама суть природы – она может, как помогать людям, так и восставать против них. Природа, а в последствии и дриады, может нести человеку, как благодать, так и жуткую гибель.
В целом дриады весьма дружелюбны к людям – и путника от диких зверей или чудовищ могут спасти и ускорить рост леса, чтобы людям было легче построить добротные дома. Но только в том случае, если люди с почтением относятся к лесу, что облюбовала дриада. В противном же случае горе тем людям, что оскорбили лес – дриада из игривого и весёлого духа превращается в духа мщения, жестокого и необузданного.
darkbook.ru
Духи деревьев / Ведьмин клуб / EvA
«Духи деревьев. Поклонение деревьям играло важную роль в Европе, в истории религии арийцев. И это вполне естественно. Ведь на заре истории Европа была покрыта безбрежными первозданными лесами, и разбросанные там и сям расчищенные участки представляли собой островки в океане зелени. Вплоть до 1 века до нашей эры к востоку от Рейна простирался Герцинский лес; протяженность его была огромной: германцы, опрошенные Цезарем, путешествовали по нему в течение двух месяцев и не достигали конца. Четыре столетия спустя этот лес посетил император Юлиан, и его уединенность, мрак и молчание произвели глубокое впечатление на чувствительную душу императора. Он объявил, что не видел ничего подобного во всей Римской империи. В нашей собственной стране (Англия) в графствах Кент, Суррей и Суссекс леса представляют собой остатки огромного леса Андериды, покрывавшего некогда всю юго-восточную часть острова. Он, видимо, простирался на запад и там соединялся с другим лесом протяженностью от Гемпшира до Девоншира. Еще в правление короля Генриха II (1154-1189) граждане Лондона охотились на дикого быка и кабана в лесах Гампстеда. Даже при последних представителях династии Плантагенетов (XIV в.) число королевских лесов равнялось шестидесяти восьми. Рассказывают, что белка в Арденском лесу вплоть до нового времени могла, перепрыгивая с ветки на ветку, пересечь почти все графство Уорик.
<...> Если верить этому римскому историку, ни один купец никогда не проникал в его непроходимые заросли, а когда один римский полководец, предварительно послав двух разведчиков обследовать его дебри, повел в лес свою армию и, продвигаясь по опушке лесистых гор, увидел у своих ног богатые поля Этрурии, это сочли неслыханным по своей дерзости подвигом. <...>На основании изучения тевтонских слов, обозначающих храм, Якоб Гримм сделал правдоподобное заключение, что древнейшими святилищами у германцев были естественные леса. В пользу наличия культа деревьев у крупных европейских народностей арийского происхождения имеются многочисленные свидетельства. Всем известно, что друиды у кельтов поклонялись дубам и что слово, которым они обозначали святилище, по происхождению и по значению тождественно с латинским словом nemus (роща или лесная просека), чей отзвук чувствуется в названии Неми. У германцев священные рощи были обычным явлением; поклонение деревьям не совсем исчезло и у их потомков. О том, насколько большое значение придавали этому поклонению в прежние времена, можно судить по жестокости наказания, которое по законам германцев ожидало всякого, кто осмелится содрать кору стоящего дерева. Преступнику вырезали пупок и пригвождали его к той части дерева, которую он ободрал; затем его вертели вокруг дерева до тех пор, пока кишки полностью не наматывались на ствол. Наказание это было явно направлено на то, чтобы заменить засохшую кору дерева живой тканью преступника. Действовал принцип зуб за зуб: жизнь человека за жизнь дерева.
В Упсале – древней религиозной столице Швеции – была священная роща; деревья в ней считались божественными. Деревьям и рощам поклонялись и славяне-язычники. Литовцы были обращены в христианство лишь к концу XIV века. К этому времени культ деревьев продолжал играть у них важную роль. Некоторые из них почитали огромные дубы и другие большие развесистые деревья, от которых получали оракульские указания. Другие литовцы ухаживали за священными рощами рядом со своими деревнями и домами; считалось грехом сорвать в них даже ветку. Они думали, что человек, сломавший ветвь в такой роще, либо тут же умрет, либо будет изуродован. Есть масса доказательств широкого распространения культа деревьев в Древней Греции и Италии. Под угрозой штрафа в тысячу драхм было запрещено срубать кипарисовые деревья в святилище Эскулапа в Косе. Но, пожалуй, нигде в античном мире эта древняя форма религии не сохранилась лучше чем в сердце великой столицы мира. На Форуме, оживленном центре Рима, до имперских времен поклонялись Священному фиговому дереву Ромула. Достаточно было, чтобы оно проявило признаки увядания, и весь город охватывал ужас. На склоне Палатинского холма росло кизиловое дерево, считавшееся в Риме одним из наиболее священных объектов. Если кому-то из прохожих казалось, что это дерево поникает, он поднимал истошный крик, которому вторили люди на улице, и вскоре можно было видеть, как целая толпа людей с наполненными водой бадьями в беспорядке несется со всех сторон, как будто (по словам Плутарха) спешит потушить пожар.
У европейских племен финно-угорской группы языческие культы большей частью отправлялись в священных рощах, огороженных заборами. Нередко такие рощи представляли собой простые поляны или расчищенные участки леса с несколькими деревьями, на которых в былые времена развешивались шкуры принесенных в жертву животных. В самом центре рощи – по крайней мере у волжских племен – стояло священное дерево, которое затемняло собой все окружающее. Прежде чем верующие соберутся и жрец вознесет молитвы, у корней дерева приносили жертву, а ветви его нередко служили чем-то вроде кафедры. В роще воспрещалось рубить деревья и срывать ветви; женщины туда, как правило, не допускались. Необходимо подробнее исследовать понятия, на которых основывается поклонение деревьям и растениям. Мир в целом представляется дикарю одушевленным; деревья и растения не составляют исключения из правила. Дикарь верит, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно обращается с ними. „Сообщают, – пишет античный вегетарианец Порфирий, – что жизнь, которую вели первобытные люди, была несчастлива, так как суеверия их не ограничивались животными, а распространялись и на растения. Почему умертвить быка или овцу должно быть большим злом, чем срубить ель или дуб, если принять во внимание, что и в эти деревья вселился дух?“ Равным образом североамериканские индейцы-хидатса верят, что у всякого предмета природы есть свой дух или, точнее, тень. Этим теням надлежит оказывать почтение и уважение, хотя не всем в равной мере. Например, тени пирамидального тополя, огромнейшего дерева в долине Миссури, приписывалось обладание разумом, и считалось, что при должном обхождении тень может оказать индейцам помощь в некоторых предприятиях. Зато тени кустарников и трав большим престижем не пользовались. Когда река Миссури во время весеннего паводка разливается и, выходя из берегов, несет в своем течении стволы высоких деревьев, индейцы рассказывают, что духи деревьев испускают крики, ствол, цепляющийся корнями за землю, поднимая брызги, падает в поток. Когда-то срубить хотя бы одно из этих гигантских деревьев считалось у индейцев преступлением. Если же они испытывали нужду в больших бревнах, то пользовались только такими деревьями, которые упали сами. До последнего времени некоторые старики из числа наиболее суеверных заявляли, что несчастья обрушились на их народ по причине распространившегося ныне пренебрежительного отношения к правам пирамидального тополя. У ирокезов бытовало верование, что все виды деревьев, кустарников, растений, трав обладают своими душами: существовал обычай обращаться к этим духам с молитвой. Туземцы племени ваника (Восточная Африка) воображают, что каждое дерево, в особенности кокосовая пальма, имеет свою душу, поэтому „срубить кокосовую пальму приравнивается к матереубийству, потому что дерево это дает им жизнь и пропитание, как мать своему ребенку“. Сиамские монахи, будучи уверены, что души имеются повсюду и что разрушить что-то – значит насильственно выселить духа, никогда не сорвут ветку с дерева, „как не сломают они руку невинному человеку“. Еще бы, ведь монахи эти – буддисты. Буддийский анимизм является не философской теорией, а присущим всем дикарям догматом, включенным в систему исторической религии. Поэтому предполагать вместе с Бенфеем и другими учеными, что теория анимизма и переселения душ, имеющая хождение среди народов Азии, ведет свое происхождение от буддизма, – значит переворачивать факты с ног на голову.
Иногда считается, что духи обитают только в определенной разновидности деревьев. В Грбале, в Далмации, говорят, что духами или тенями обладают некоторые из больших буков, дубов и других деревьев; если кто-то повалит одно из таких деревьев, он должен будет умереть на месте или по меньшей мере остаться инвалидом до конца своих дней. Если у лесоруба возникает опасение, что срубленное им дерево принадлежит к этому разряду, ему следует тем же топором, которым он срубил дерево, на оставшемся пне отрубить голову курице. Это отвратит от него возмездие, даже если дерево относилось к числу одушевленных. По всей Западной Африке от Сенегала до Нигера с благоговением относятся к деревьям бавольника (silk-cotton trees), огромные стволы которых вздымаются на поразительную высоту, намного превосходя ростом другие деревья. Считается, что они служат пристанищем бога или духа. Эвеязычным народностям с Невольничьего Берега дух этого лесного гиганта известен под именем Гунтин. Деревья, в которых он обитает – такая честь выпадает на долю не каждого бавольника, – обносятся оградой из пальмовых листьев. Жертвы в виде домашней птицы (от случая к случаю и людей) привязывают к стволу или кладут у подножия дерева. Дерево, обнесенное оградой из пальмовых листьев, нельзя срубать или нанести ему какую-либо другую обиду. Даже те из деревьев бавольника, в которых не обитает дух, не могут быть срублены без того, чтобы лесоруб сначала не принес в жертву какую-нибудь домашнюю птицу и пальмовое масло, дабы очиститься от предполагаемого святотатства. Не принести жертву – оскорбление, которое может караться смертью. Обитатели гор Кангра в Пенджабе ежегодно приносили в жертву древнему кедру девочку; все семьи деревни поочередно поставляли эту жертву, пока кедр не срубили.
Одушевленные деревья, конечно, обладают чувствительностью. Порубка их превращается в тонкую хирургическую операцию, которую надлежит проводить с максимальным вниманием к ощущениям пациента; в противном случае дерево может разорвать неосторожного и неумелого хирурга на части. Когда валят дуб, „он издает пронзительные крики и стоны, которые слышны на расстоянии мили. Это гений дуба как бы жалуется. Эсквайр Е. Уайльд слышал такое несколько раз“. Индейцы оджибве „в очень редких случаях срубают зеленые живые деревья из боязни причинить им боль, а некоторые из их знахарей уверяют, что слышали жалобы деревьев под ударами топора“. Деревья, которые истекают кровью и испускают крики боли и негодования, когда их надрубают или поджигают, очень часто фигурируют в китайских книгах (даже в исторических сочинениях). В некоторых частях Австрии старые крестьяне продолжают верить, что лесные деревья одарены духом и без особой на то причины не позволяют надрезать их кору; они наслышались от своих отцов, что дерево чувствует надрез не меньше, чем человек – рану. Прежде чем повалить дерево, они просят у него прощения. Известно также, что в Верхнем Палатинате (часть современной Баварии, главный город — Регенсбург) старые дровосеки, прежде чем приступить к рубке, про себя обращаются к красивым, крепким деревьям с просьбой о прощении. До того как срубить дерево в девственном лесу или в горах, илоки, проживающие на острове Лусон, декламируют стихи: „Друг мой, не тревожься, хоть мы и повалим то, что нам приказано повалить“. Илоки поступают так, чтобы не навлечь на себя гнев духов, живущих в деревьях, которые способны в отместку наслать тяжкую болезнь на того, кто причиняет им вред. Басога в Центральной Африке полагают, что дух срубленного дерева может поразить смертью вождя и его семью. Для того чтобы предотвратить это несчастье, прежде чем повалить дерево, они обращаются за советом к знахарю. Если этот специалист дает разрешение приступать к рубке, лесоруб, во-первых, жертвует дереву домашнюю птицу или козу; во-вторых, после нанесения первого удара топором он высасывает из надреза немного сока: таким образом он братается с деревом, подобно тому как двое людей становятся братьями, высосав друг у друга немного крови. После этого он может без вреда для себя срубить своего брата – дерево.
Источник
eva-lution.ru
ДУХИ ДЕРЕВЬЕВ. Энциклопедия: Волшебные существа
ДУХИ ДЕРЕВЬЕВ
Волшебные деревья. Почти все деревья вызывают какие-либо сакральные ассоциации, однако некоторые в большей степени, чем другие. Существует магическое трио: дуб, ясень и боярышник. Волшебными свойствами наделены некоторые фруктовые деревья, особенно яблоня и орех; а также рябина, остролист, ива, ольха и бузина. Считается, что некоторые деревья имеют собственную индивидуальность, другие же являются местом обитания фей или духов.
Боярышник имеет и собственные магические свойства, однако также известен как символ фей или их жилище. Особенно это относится к одиночным кустам, растущим поблизости от волшебных холмов, а также к группам из трех и более кустов. Считается, что белый боярышник в цвету приносит в дом смерть, и, даже когда утром в Майский день с ним обходили вокруг дома, его вешали снаружи.
Припев одной из народных песен иллюстрирует распространенные поверья, связанные с тремя совершенно разными деревьями:
Вяз горюет,
Дуб ненавидит,
Ива ходит,
Если путник припозднился.
Вероятно, потому, что вязы подвержены болезням; сложилось представление, будто стоит срубить один вяз, как другой зачахнет и умрет от горя.
Ивы считались еще более зловредными, потому что темной ночью могли вырвать из земли корни и пуститься в погоню за одиноким путником. Множество легенд связано с ясенем. В приходе Кленор, в графстве Корк, рос один ясень, ветви которого никогда не рубили, хотя в округе дрова было найти непросто. Чтили и старое майское дерево в Боррисо-кейне, считалось, что если кто-то сожжет хоть щепку этого ясеня в своем очаге, то его дом сгорит.
Если дуб, ясень и колючий кустарник росли вместе, то веточки, взятые от каждого и перевязанные красной лентой, считались защитой от ночных духов1.
В Англии ясень был защитой от злых духов, а в Шотландии считалось, что большей силой наделена рябина, из-за своих красных ягод. Красный был всегда цветом жизни и победы. Плодоносящий остролист приносил добро. С другой стороны, бесплодный остролист, с мужскими цветами, считался зловредным и опасным.
Два фруктовых дерева, яблоня и орех, наделялись особыми волшебными свойствами. Фундук был источником мудрости и плодовитости, а яблоки — источником силы и молодости. Однако каждое из этих деревьев было по-своему опасно. Привитая яблоня находилась во власти фей, и человек, заснувшей под ней, мог оказаться их пленником. Так был унесен феями сэр Ланселот. Плодовитость, которую усиливают орехи, может оказаться чрезмерной, к тому же считалось, что во время сбора орехов по лесу бродит дьявол; «Сколько скорлупок, столько колыбелек» — говорится в со-мерсетской поговорке. А вот если форель или лосось съели орех, то человек, отведавший их мяса, приобретал мудрость.
Береза, терновник и ракитник тоже относятся к волшебным деревьям. Бук священен сам по себе. Говорят, что молитвы, произнесенные под ним, возносятся прямо на небеса. С другой стороны, сложно найти дерево, вовсе не связанное с миром волшебных существ.
Яблоневый человек (Apple-Tree Man). В Сомерсете самую старую яблоню в саду называли яблоневым человеком, считалось, что в ней сосредоточена плодородная сила всего сада.
Жил да был парень, которому приходилось трудиться не покладая рук, так как отец умер, ничего ему не оставив. Всем завладел младший брат, а он раздал кое-что из отцовского наследства родне, но своего старшего брата не любил, и тому достались лишь старый ослик, больной бык да разваливающаяся дедовская лачуга, около которой росли яблони. Старший брат не стал жаловаться на несправедливость, он накосил сена, и тощий ослик начал поправляться, потом травами и заговорами вылечил быка, так что тот залоснился, удобрил навозом сад, и старые деревья покрылись цветами.
Но времени, чтобы раздобыть денег, у него не было. Ведь младший брат обязал его платить ренту. Да к тому же день в день!
Как-то раз младший брат пришел в сад и сказал: «Завтра Рождество, а в это время животные говорят на человеческом языке. Где-то здесь зарыт клад, о котором мы все наслышаны. Ты, осел, в полночь расскажешь мне, где он спрятан, и я заберу его в счет ренты».
Наступил рождественский вечер, старший брат задал ослу и быку двойную порцию сена, потом взял последнюю кружку сидра, подогрел на ясеневом хворосте и вынес в сад, чтобы поднести его яблоням… И тут его окликнул яблоневый человек и сказал: «Поищи под моими корнями». И парень откопал целый горшок золота! «Это твое, — сказал яблоневый человек. — Возьми его и спрячь в укромном месте. А потом можешь звать своего дорогого братца». И он сделал все, как сказал яблоневый человек.
Младший брат прибежал, запыхавшись, чтобы подслушать разговор осла и быка. И осел сказал своему товарищу: «Знаешь, этот толстый жадный дурень, который так невежливо нас подслушивает, хочет, чтобы мы рассказали ему, где спрятан клад». — «Там, где он его точно не отыщет, потому что кое-кто уже опередил этого лежебоку и забрал сокровище», — ответил бык2.
В этой сказке примечательно то, что яблоневый человек сам пожелал говорить со старшим братом, который ухаживал за садом и поднял за яблони кружку сидра.
Плани Рис Tyвн (Plant Rhys Dwfen). Так называли волшебный народец, обитавший в стране; которая была невидима из-за того, что там росла некая волшебная травка.
Это были красивые люди, намного ниже среднего роста, они часто приходили на рынок в Кардигане и платили за товары такую высокую цену, что обычный покупатель не мог с ними тягаться. Во всех делах они были честными и решительными и превыше всего ценили в людях справедливость. Один человек по имени Граффид всегда так хорошо относился к ним, что они очень его полюбили и даже пригласили в свою страну, в которой были собраны сокровища со всего мира. Они нагрузили его всевозможными подарками и проводили до границы. Перед тем как попрощаться, он спросил, как они охраняют все эти богатства, ведь какой-нибудь из жителей страны может предать их иноземцам. «О нет, — ответил провожатый. — Как нет змей в Ирландии, так и нет места предательству среди нас. Рис, отец нашего народа, наказал всем своим потомкам почитать родителей и предков, любить своих жен и не смотреть на соседских, заботиться о детях и внуках. И пообещал, что если мы станем поступать так, то не будет среди нас несправедливости и никто не сделается тем, кого вы называете предателем». Он добавил, что предатель был для них существом мифическим, которого изображали с ослиными ногами, головой дьявола, животом, полным змей, и с ножом в руке, окруженного мертвыми родичами. С этими словами провожатый попрощался, и Граф-фид обнаружил, что стоит возле своего дома, а страна Плант Рис сделалась невидимой. В дальнейшем ему во всем сопутствовала удача, и его дружба с Плант Рис продолжалась. Но после смерти Граффида фермеры стали такими жадными, что волшебный народец больше не появлялся на кардиганской ярмарке. Говорят, они переехали в Фишгард. Это страна благородных, справедливых людей, подобная той, в которой во времена Средневековья побывал Элиодор из истории «Элиодор и золотой шар»3.
Старуха-бузина (The Old Lady of the Elder Tree). Из всех преданий о волшебных деревьях Англии традиция, связанная с бузиной, оказалась наиболее долговечной. Бузина ассоциировалась с ведьмами, иногда с феями, а порой жила самостоятельной жизнью, как дриады или богини. Цветы и плоды бузины использовались для вина, ветвями отгоняли мух, считалось, что добрые феи укрывались под бузиной от ведьм и злых духов. С другой стороны, в Оксфордшире и центральных графствах существовало поверье, будто в бузину превращаются ведьмы и, если срубить ветку, дерево будет кровоточить. Ведьма из Роллрайт-Сто-уна, согласно легенде, могла принимать вид бузины. Рассказывают множество историй о несчастьях, постигших людей, которые осмелились срубить священный колючий кустарник. Считалось, что некоторые деревья населены феями, а другие — демонами; если два колючих куста и куст бузины росли близко друг к другу, значит, в них обитали три злых духа. Крестьянин, попытавшийся срубить ветку священной бузины, нависавшую над священным колодцем, накликал беду на свою голову. Он сделал три попытки; дважды останавливался, потому что ему чудилось, будто горит его дом, но убеждался, что это лишь наваждение. В третий раз он решил не поддаваться, срубил ветку и понес ее домой, но тут обнаружил на месте своей хижины пепелище. Этот крестьянин пренебрег предостережением4.
Сейчас мало кто верит в эти предания, однако они все еще бытуют среди крестьян. Так, в начале XX века можно было услышать следующую историю:
Услышав однажды, что ребенок в соседнем доме заболел, я пошел осмотреть его. Ребенок показался мне здоровым, и я так и сказал его матери; и она поспешно объяснила: «Это все из-за мужа, и вот тут в чем дело. Отвалилась качалка у колыбели, а он ничего лучшего-то не придумал, как пойти вырубить новую из бузины, а разрешения у Старухи-то кто спрашивать будет. Само собой, не понравилось ей это, пришла она и ущипнула дитятю так, что младенчик аж побагровел от боли, и что, даром, что ли, я эту качалку выкинула, а вместо нее другую, из ясеня, пристроила — вот теперь младенец совсем как прежде». Это было чем-то совершенно новым для меня, однако ключ к разгадке вскоре нашелся. На обратном пути я заглянул на задний двор, где колол дрова старик Джонни Холмс. «Готовил растопку», как бы он выразился. Чтобы не упустить шанса, я поднял кусок бревна старого дерева и спросил: «Ты ведь не боишься его рубить?» — «Нет, — уверенно ответил он. — Оно уже не живое, но, если бы оно росло, я бы и листа Старой Галлы не сорвал, не спросив разрешения…» А разрешения следовало попросить так: «Старая Галла, дай мне своего дерева, а я дам тебе своего, когда из меня вырастут побеги»5.
Дубовый Народ (Oakmen). Встречаются отдельные упоминания о дубовом народе на севере Англии, но сказок о них сохранилось мало, хотя нет сомнений в том, что дуб считался священным и могущественным деревом. Широко известна поговорка «Волшебный народец обитает в старых дубах». Священный, или королевский, дуб в каждом сколько-нибудь значительном лесу с незапамятных времен почитался как святыня. Дубы, как и пристало деревьям, имевшим в старину божественный статус, страшно негодуют, когда их рубят: дубовая роща, выросшая из корней срубленных деревьев, становилась после захода солнца опасным местом. Вот описание дубового народца: это коренастые, низкорослые человечки с красными носами, которые носят вместо шапок красные колпачки поганок. Они соблазняют людей, вторгшихся в их рощи, аппетитными кушаньями, на самом деле приготовленными из ядовитых грибов. Дубовый народец живет в волшебном лесу, трижды срубленной и выросшей вновь роще, где цветут колокольчики. В камберлендской истории «Лиса и дубовый человек» дубовые люди выступают как защитники животных. Эта сказка была записана со слов одного солдата, приехавшего из Озерного края, и вполне может быть фальшивкой. Однако она достойна внимания и, вероятно, будет подтверждена и другими примерами6.
Ленивый Лоуренс (Lazy Laurence). Ленивый Лоуренс — дух, охраняющий сады в Гэмпшире и Сомерсете. Вероятно, это имя было когда-то известно более широко, если только название рассказа Мэри Эджворт «Ленивый Лоуренс» (действие которого происходит в деревне Астон, неподалеку от Бристоля) не простое совпадение. В Гэмпшире он иногда появляется в виде жеребенка и преследует воров как жеребе-нок-пикси. В Сомерсете он всячески досаждает жуликам, «вызывая судороги, скручивая и сбивая с ног», как говорится в одном из ночных заговоров (Британский музей, MS 36674). Есть в Сомерсете такая пословица:
Ленивый Лоуренс, дай пройти,
Не держи меня ни летом, ни зимой7.
Из этого мы можем сделать вывод, что Ленивый Лоуренс — один из предостерегающих духов, таких как Мельш Дик и Од Гугги.
1 См.: MacManus D. The Middle Kingdom. London, 1959.
2 Tongue R. Folktales of England. London, 1963. P. 44. Руфь Танг неоднократно слышала упоминания о яблоневом человеке, а в 1920 году ей удалось записать целую историю, рассказанную одним стариком из Питминстера.
3 Rhys J. Celtic Folklore, Welsh and Manx. 2 vols. Oxford, 1901. Vol. I.
4 Wood-Martin W. Traces of the Elder Faiths of Ireland. 2 vols. London, 1902.
5 County Folklore. Vol. V: Lincolnshire, collected by Mrs Gutch and Mabel Peacock, 1908.
6 Tongue R. Forgotten Folk-Tales of the English Countries. London, 1970.
7 Миссис Райт в «Народном говоре и фольклоре» упоминает ее среди предостерегающих гоблинов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Perfect World Monster Database - Дух дерева
www.pwdatabase.com
Интересные японские существа. Кодама - дух дерева. — Страшилки на ночь — Тематические блоги — Блоги — Animedia.tv
Интересные японские существа. Кодама - дух дерева.
В японской мифологии очень много различных интересных существ. Мы продолжим рассказывать о таких существах, которые порой могут быть милыми, а порой ужасными, но все они безусловно таящие в себе какую-то тайну...
Сегодня мы познакомимся с лесными духами. Кодама (木霊, или 木魂 или 谺) - это дух дерева, либо же само дерево, а также слово, которым в Японии обозначают... эхо, поскольку, как верили японцы, задержка эха в горах и долинах вызывается именно деятельностью этих беспокойных существ.Сейчас в Японии смешались как синтоистские верования, так и влияния учения Будды, поэтому сложно сказать, где и когда возникла вера в этих духов, но - она жива до сих пор. Кодама аналогичен древнегреческой дриаде, и также поселяется в определенных деревьях, вырубка которых может навлечь несчастье на неосторожного лесоруба, поэтому в лесах Японии из поколения в поколение передавались наставления стариков о том, в каких именно деревьях живёт Кодама, дабы юные и неопытные по ошибке не погубили "особенное" дерево.
До сих, если хорошенько поискать, в лесах Страны Восходящего Солнца можно найти зачастую одинокие деревья, старые, как мир, отмеченные шименава - перекрученными "ограждающими веревками" из рисовой соломы, которые вы наверняка видели, не вживую, так в аниме или мангах, в которых эти веревки нередко ограждают от злых духов либо же служат предупреждением для путников.
Кодама, судя по всему,не возражают против таких "аксессуаров" , так что, если вдруг на ближайшей криптомерии или сакуре увидите такую вот веревку - следите лучше за своим поведением, а то еще разгневаете духа - бед потом не оберетесь! Нет, сам Кодама вряд ли вам что-то сделает - это, так сказать, не в его компетенции - но вот дурной сглаз вам стопроцентно обеспечен, и тогда уж без священника точно не обойтись...
Кодама не может жить без своего дерева, и погибает, если оно умрет, а смерть такого духа - непоправимая потеря для всего леса... быть может, именно поэтому этих невидимых существ так уважают люди?
Впрочем, Кодама - это отнюдь не эндемик японского фольклора, и с недавних пор они стали частыми гостями во всевозможных игровых вселенных. Так, например, в D&D указывается на то, что, если кодама благоволит путнику, то может даже показаться на глаза, приняв облик древнего старца или почтенной женщины, но это случается редко - обычно они остаются невидимыми, молча наблюдая за теми, кто проходит через их лес. Кодама неразговорчивы, и хотя они понимают человеческую речь, они редко это показывают, предпочитая свое собственное наречие, состоящее из щелчков и постукивания.Летать они, в отличие от многих других духов, не могут, но, в случае чего, всегда могут растаять в воздухе, как дым, чтобы пройти сквозь кору и путешествовать через корни и ветки, перетекая с одного дерева на другое. Они не способны сражаться, и никогда не проявляют агрессии к посторонним, и, если их начать провоцировать, они просто исчезают в чаще, оставляя смертных с их проблемами.
Впрочем, не все "игровые" Кодама такие добродушные и покорные. Время от времени они начинают всерьез беспокоиться за свои леса, и, если их продолжать тревожить, вырубая деревья и сжигая растительность, то, в конце концов, вместо того, чтобы просто исчезать, Кодама начинают вести себя недружелюбно по отношению к людям. Они объединяются вместе, заставляя свои деревья обретать некое подобие жизни, и очередная группа лесорубов, заявившаяся в лесу, вполне может недосчитаться своих товарищей, которых утащат под землю корни или поглотят стволы деревьев. Такие "порченные" Кодама вряд ли уже смогут вернуться к своему тихому и беззаботному образу жизни, поэтому лес, в котором они живут, либо становится "злым", либо в дело приходится вмешиваться священникам из ближайших храмов, дабы успокоить и очистить духов, заставив их вспомнить, кто они такие на самом деле, в придачу еще и высадив новые деревья, в которых смогут поселиться маленькие Кодама. И вот, право слово - до такого состояния доводить их вряд ли стоит!
Поэтому, кстати, в старые времена, прежде чем срубить дерево и построить дом либо пристройку, люди всегда долго молились древесной душе, объясняя, зачем им понадобилось это дерево, а, срубив, всегда делали в доме особенное святилище или укромный уголок, который назывался "яфуне", где мог поселиться не пожелавший расстаться со своим телом Кодама, и если такие бревна, уже уложенные в стену, вдруг начинали пускать зеленые ветки и корни - что ж, значит, Кодаме понравился его новый дом.
Вот такие вот дела. Как видите, дух духом, а все же может доставить человеку множество проблем - или приятных моментов, в зависимости от ситуации. Но... Кодама или не Кодама, каждое дерево - это живое существо, к которому нужно относиться с уважением.
Этот дух встречается в аниме - " Принцесса Мононоке"
animedia.tv