15-ый саммит ШОС закрепил «шанхайский дух» сотрудничества. Шанхайский дух


Шанхайский дух не поспевает за временем / Идеи и люди / Независимая газета

Сфера безопасности диктует новые правила взаимодействия государств ШОС

Участники ташкентской встречи имеют опыт взаимодействия, но сложившихся его форм сегодня недостаточно. Фото с сайта www.mid.ru

23–24 мая в Ташкенте проходило заседание Совета министров иностранных дел государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (СМИД ШОС). Оно стало заключительным аккордом в подготовке саммита ШОС, посвященного 15-й годовщине образования этой организации, который пройдет в столице Узбекистана ровно через месяц, 23–24 июня. Приоритетом деятельности ШОС с самого начала ее существования является сфера безопасности. В Ташкенте был согласован солидный пакет документов, нацеленных на углубление взаимодействия в этой области. В то же время становится все более очевидно, что ШОС в ее нынешнем виде не поспевает за стремительным нарастанием новых вызовов и угроз – как по периметру внешних границ, так и внутри стран – членов организации.

Первые шаги

Распад СССР – по словам Владимира Путина, крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века – изменил не только судьбу народов Советского Союза, разбросав их по так называемому постсоветскому пространству. Была сломана устоявшаяся архитектура мироустройства, поставлена под вопрос нерушимость границ. Опасность хаоса осознавалась лидерами юных постсоветских государств, которые пошли на «цивилизованный развод» и создали Содружество Независимых Государств (СНГ). Полный хаос действительно удалось предотвратить, однако конфликтов между недавними членами одной советской семьи и гражданских войн избежать не удалось. Одной из главных зон нестабильности стала Центральная Азия с ее застарелыми традициями межнациональных и межконфессиональных конфликтов, подчас произвольно установленными границами и территориальными претензиями соседних государств. Не стоит забывать о близости к региону все еще тлевшего очага войны – Афганистана, о начавшихся актах агрессии против стран Ближнего и Среднего Востока.

Потребность в координации усилий в области безопасности стран Центральной Азии и их крупнейших соседей стала материализоваться в двусторонних соглашениях, в совместных миротворческих операциях, в мирном решении пограничных проблем. Пожалуй, первой попыткой наладить многостороннее взаимодействие стала встреча лидеров КНР, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана 26 апреля 1996 года в Шанхае. За первым шагом последовали другие, и «шанхайская пятерка», пополнившись Узбекистаном, в 2001 году стала Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Характерно, что участие в первом саммите и подписании учредительных документов стало одной из первых международных акций президента России Владимира Путина.

За 15 лет, прошедших после первого саммита, ШОС доказала эффективность такой формы «семейной жизни», как «совместное ведение хозяйства без заключения формального брака». Организация с самого начала не собиралась стать очередной «семьей» по образцу военных блоков и не стала ею. Но стремление к совместному решению проблем безопасности сохранилось и даже усилилось в современных условиях. Привлекательность «совместного ведения хозяйства» была убедительно продемонстрирована принятым на саммите ШОС в Уфе в июле прошлого года решением о присоединении к ней Индии и Пакистана, стремлением пойти по этому пути у Ирана и других стран Евразии.

За минувшие полтора десятилетия «шанхайский дух» знал взлеты и падения. Его первые усилия были вызваны реальной потребностью в безопасности, и родилась новая международная структура. Усилия нарастить на этот костяк экономическое, гуманитарное и иное сотрудничество с самого начала были второстепенными. Иначе из тех же стран – членов ШОС не возникли бы такие крупные экономические инициативы, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз (ТС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС) или «Один пояс и один путь» (ОПОП). Неудивительно, что и пришедшее сейчас к ШОС «второе дыхание» тоже связано в первую очередь с потребностью в безопасности на фоне новых вызовов.

Новые времена, новые вызовы

Провозгласив в 2011 году стратегию «Поворот к Азии» (Pivotto Asia), США приступили к открытой фазе сдерживания Китая, особенно усилив прессинг побережья и морских рубежей КНР. Стягивание дополнительных сил ВМФ США к берегам Китая, обновление военных союзов с Японией, Южной Кореей и Австралией, налаживание взаимодействия с Филиппинами, Вьетнамом и другими странами Южных морей, создание очагов военной напряженности в Южно-Китайском море и вокруг островов Дяоюйдао/Сэнкаку – это далеко не полный перечень компонентов набирающей скорость реализации «Поворота к Азии».

Примерно в то же время западные границы России также испытали усиление давления: обострилась проблема ЕвроПРО, войска НАТО стали окапываться в странах бывшего Варшавского договора и даже республиках СССР.

Растет напряженность и на рубежах центральноазиатских стран. К афганскому источнику, продолжающему генерировать угрозы для региона, добавился новый – так называемый ДАИШ (арабская аббревиатура "Исламского государства", запрещенного в России). Действуя сейчас преимущественно в Ираке и Сирии, эта террористическая структура уже засылает своих резидентов в Туркмению и Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию, готовит в своих лагерях и на полях боев кадры для рывка на просторы Центральной Азии и китайского Синьцзяна. Параллельно продолжаются попытки США устроить в странах Центральной Азии цветные революции.

О том, что ослабление давления на внешние рубежи ШОС не предвидится, убедительно говорит создание ТТП и грядущее создание ТТИП. Не допуская в эти экономические группировки Китай и Россию, Запад четко прочертил геоэкономические и геополитические рубежи конфронтации ХХI века. Вслед за новыми экономическими группировками неизбежно будут созданы и военные, как это было в Европе с НАТО.

Страны – члены ШОС по-разному реагируют на геополитический вызов Запада. Одной из форм такого ответа стало создание ЕАЭС. Другая – выдвижение инициативы ОПОП. Эта инициатива, недаром названная Фрэнсисом Фукуямой крупнейшей геостратегической новацией ХХI века, вызывает как растущий интерес стран Евразии, так и откровенный страх в США. Еще только создаваемый ОПОП становится в глазах американских стратегов реальной угрозой не только благодаря потенциальной экономической важности этого трансконтинентального суперпроекта, но еще и из-за того, что они рассматривают его сквозь призму «теории Маккиндера».

Эта теория лежит в основе геостратегических построений американских внешнеполитических ведомств и генеральных штабов. Еще 100 с лишним лет назад английский ученый Халфорд Маккиндер писал, что heartland, или «сердцевинная земля», простираясь от берегов Янцзы до Волги, от Персидского залива до Арктики, является «архимедовым рычагом», который способен перевернуть весь мир. «Контролирующий heartland станет контролировать «Мировой остров» (материк Евразия), а контролирующий этот остров будет командовать всем миром». Для стратегов Запада нет ничего страшнее перспективы создания российско-китайской «сердцевинной земли» с примыкающими к ней регионами. Пытаясь по отдельности сдерживать Россию и Китай, ставших чересчур непослушными, западные стратеги не просчитали долгосрочные последствия. В результате Москва и Пекин стали сближаться подчас даже вопреки намерениям части своих элит, которые остаются сторонниками все еще господствующего в мире «вашингтонского консенсуса». Не допустить или хотя бы замедлить реализацию суперпроекта «Один пояс и один путь» – такова важнейшая задача американской дипломатии и пропаганды, военного истеблишмента и разведывательного сообщества.

Формат и правила

Растущее военно-политическое давление ощущают не только Россия и Китай. У стран ШОС накоплен некоторый опыт взаимодействия, созданы специальные структуры борьбы против «трех зол» (экстремизм, сепаратизм, терроризм). Это прежде всего Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), Антитеррористический центр СНГ (АТЦ) и Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС). Все они в последнее время проявляют больше активности. Китай и некоторые страны региона договариваются о создании новых локальных структур безопасности, поступают сообщения о размещении подразделений НОАК в пакистано-китайском экономическом коридоре к порту Гвадар и т.д.

Однако общей программы обеспечения экономической безопасности, адекватной новым вызовам, пока не существует. Первым шагом в этом направлении можно считать решение лидеров России и Китая о сопряжении ЕАЭС и ОПОП. Несмотря на довольно вялый процесс реализации принятого в мае 2015 года решения, можно надеяться на более плодотворные результаты в обозримом будущем. Что же касается области военной безопасности, то здесь никакого движения не наблюдается.

На этом пути существуют препятствия, созданные самими участниками ШОС. Ее устав определяет, что она является региональной международной организацией, которая отстаивает принципы неприсоединения к блокам, непротивостояния и непротиводействия третьим сторонам и не может стать военным союзом. Таким образом, не только затрудняется взаимодействие с военным блоком, каким является ОДКБ, но и тормозится наращивание стратегического взаимодействия России, Китая и стран Центральной Азии. С учетом присоединения к ШОС Индии и Пакистана, действующие ограничения будут мешать использованию открывающихся возможностей создания масштабной структуры безопасности в Евразии.

Не приходится сомневаться, что потребность в такой структуре рано или поздно будет удовлетворена. События в Крыму, Восточной Украине и особенно в Сирии продемонстрировали решимость России отстаивать свои интересы. Нетрудно заметить, что формат использования российских ВКС и ВМС в Сирии идеально подходит для обеспечения безопасности инфраструктурных магистралей масштаба Экономического пояса Шелкового пути, а также подавления баз даже самых боеспособных экстремистов.

Рост мощи китайских вооруженных сил будет ускоряться в контексте долгосрочной программы «Китайская мечта о великом возрождении китайской нации». Эта мощь неизбежно будет проецироваться за границы Поднебесной. Уже сейчас появляются первые заморские базы, действует первая авианосная группа, китайские миротворцы стали самыми многочисленными в мире, происходят важные реформы в структуре ВС и пересматривается военная доктрина.

Реалии геополитической обстановки в Евразии диктуют не просто насыщение российско-китайского стратегического партнерства новыми формами военного взаимодействия, но и подключение к нему других стран, заинтересованных в региональной стабильности и развитии. Настало время задуматься о создании новой международной структуры в сфере безопасности. Уже сейчас стоит начать оптимизацию и координацию имеющихся форм коллективной безопасности. К деятельности штабных структур ОДКБ и АТЦ СНГ могли бы подключиться наблюдатели от Китая. Наблюдатели или даже целые подразделения НОАК могли бы принимать участие в антитеррористических учениях КСОР ОДКБ. Учения ШОС стоило бы приблизить к существующим и возможным маршрутам Нового шелкового пути и проводить их чаще, чем один раз в год (генсек НАТО Столтенберг рассказал, что альянс и его члены в 2014 году организовали около 200 учений). По аналогии с базами ОДКБ в странах – членах новой организации и в ключевых точках транспортных маршрутов можно было бы строить постоянные склады тяжелой военной техники и аэродромы сил безопасности.

Сыгравший роль первопроходца, ШОС не может стать новой структурой евразийской безопасности, у нее другой формат, другие правила. Но возникший 20 лет назад «шанхайский дух», добрые традиции «совместного ведения хозяйства» наверняка облегчат создание нового, небывалого по размаху международного сообщества «Евразийская безопасность». 

www.ng.ru

Шанхайский дух. Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история

Зеленое сердце Шанхая – Народная площадь

Мне известно немного городов, где дышится так легко и свободно. Где всеми фибрами души ощущаешь особое настроение, особый подъем. Где приятно разглядывать дороги и дома, парки и памятники, молодых и старых жителей. Где шум большого города не раздражает, а заряжает дополнительной энергией. Где меняющие друг друга волны запахов ведут то на главную торговую улицу, то к скоплению маленьких ресторанчиков и рынков, то в какое-нибудь хранилище древностей. Для меня это Санкт-Петербург в России. Киото в Японии. Бостон в Америке. Иерусалим в Святой земле. Шанхай в Китае.

Впервые я ощутил дух этого города четверть века назад, выйдя на рассвете своего первого шанхайского дня из гостиницы «Мир», что на знаменитой набережной. Сотни людей неторопливо делали упражнения гимнастики тайцзицюань, фехтовали деревянными мечами, запускали бумажных змеев, исполняли синхронные танцы. Там были люди разного возраста, одетые по-разному. Не было слышно никаких команд, но люди двигались все вместе и в то же время каждый оставался самостоятельной личностью. Никто никому не мешал, всем и каждому было хорошо. Я долго любовался впечатляющей картиной и думал, что вижу материализованный шанхайский дух, превративший за несколько быстрых столетий рыбацкую деревню в самый большой город мира.

Шанхайский дух – это дух предпринимательства. С приходом в Китай иностранцев в середине XIX века город быстро стал центром торговли и промышленности. Причалы и склады, ткацкие фабрики и верфи, магазины и банки быстро выстроились вдоль берегов реки Хуанпу, в которую могут входить морские корабли. В наши дни Шанхай переживает «второе дыхание». Его контейнерный порт – самый большой в мире. Его металлургический комбинат и судостроительная верфь – самые большие в Китае. Автомобильный завод – на третьем месте в КНР, а Шанхайская фондовая биржа – третья в мире. В августе 2013 года начала работать Шанхайская экспериментальная зона свободной торговли, первая в КНР. Она гарантирует минимальные таможенные формальности и максимальную свободу предпринимательства для китайских и иностранных компаний и призвана дать новый импульс экономическим реформам всего Китая, как 30 лет назад особые экономические зоны Шэньчжэня, Чжухая, Сямэня.

Шанхайский дух – это дух патриотизма и героизма. В прошлом веке японские войска дважды штурмовали город, в 1932 и 1937 годах. Самая кровопролитная битва развернулась осенью 1937-го. Японское командование бросило на стратегически важный морской порт и промышленный центр сразу 280 тысяч солдат, крупные морские и воздушные силы. Императору обещали взять Шанхай за три дня, но оборона длилась целых три месяца. Стоит сравнить эти сроки с длительностью сопротивления японцам войск западных держав. С 8 по 25 декабря 1941 года длилась блокада Гонконга, закончившаяся сдачей в плен многотысячного английского гарнизона. Всего несколько дней ушло на разгром британских войск в Малайе. За шесть дней пал Сингапур, «неприступная крепость» Великобритании. В огромной голландской Ост-Индии (Индонезии) сопротивление японцам продолжалось около двух месяцев. Около четырех месяцев потребовалось для разгрома американских войск на Филиппинах.

Шанхайский дух – это дух большой политики, интриг и тайных планов. Именно в этом городе в 1921 году при участии представителей Коминтерна была создана Коммунистическая партия Китая. Многие годы Шанхай был средоточием резидентур мировых разведок. Там начинал свою азиатскую карьеру легендарный Рихард Зорге. Шанхайские студенты и интеллектуалы активно участвовали в революционном движении, прививая крестьянскому большинству левацкие настроения, расширяя кругозор, украшая жизнь лидеров знаменитыми красавицами. Женой первого президента Китая Сунь Ятсена стала дочь шанхайского банкира Сун Цинлин. Женой Чан Кайши, многолетнего руководителя гоминьдановского Китая, а затем Тайваня, – ее родная сестра Сун Мэйлин. Из Шанхая в горные пещеры Яньани приехала актриса Цзян Цин, не только ставшая очередной женой Мао Цзэдуна, но и впоследствии создавшая в партии собственную «шанхайскую группировку», которая чуть было не захватила власть в стране. После заката «самого красного солнышка» в 1976 году шанхайским рабочим уже раздавали оружие, их призывали «дать бой контрреволюционерам», арестовавшим в Пекине Цзян Цин и других членов «банды четырех». Тогда чудом обошлось без кровопролития. Чудо повторилось и в 1989 году, когда вслед за вышедшими на площадь Тяньаньмэнь пекинскими студентами к протестам подключились молодые люди других городов, включая, естественно, свободолюбивый Шанхай. Местному руководству удалось решить проблему мирным путем, и в знак благодарности Дэн Сяопин вскоре сделал шанхайского лидера Цзян Цзэминя руководителем всего Китая. На протяжении десяти самых успешных для страны лет реформ выходцы из Шанхая играли ключевую роль в партии и правительстве.

Обаяние старого Шанхая живет в улочках бывшего французского сеттльмента

Шанхайский дух – это дух приключений и авантюр. «Если Бог позволит Шанхаю и дальше существовать, – сказал лет сто назад отчаявшийся европейский миссионер, – то ему придется извиниться перед Содомом и Гоморрой». На пороге ХХ века стремление к наслаждению в этом городе, прозванном «Восточным Парижем», уступало по силе только жажде денег. Для шанхайской элиты жизнь была возбуждающим коктейлем из посещения скачек, распивания чая в модном кафе «Астор» и долгих ночей в бесчисленных клубах. Даже сегодня можно ощутить атмосферу декаданса, войдя в стилизованные под 1920-е годы рестораны района Чайна-таун. Незабываемая атмосфера создается традиционными комедиантами, танцорами бурлеска, театриками немого кино, джаз-бандами, коктейлями «золотого времени». Шанхайский декаданс продолжает жить в бесконечных игровых фильмах и телесериалах производства студий Китая, Гонконга, США и Европы.

Шанхайский дух – это дух модерна. Построенный за последние 15–20 лет напротив «старого города» новый район Пудун – это воплощенная в сталь и стекло архитектурная фантазия на темы хайтэка и фэншуй. Шанхайцы шутят, что приезжающим через реку Хуанпу из «старого города» надо бы предъявлять паспорт для въезда в этот китайский Манхэттен. Вид на знаменитую телевышку Жемчужина Востока, на Башню золотого процветания, башню Шанхайского всемирного финансового центра, колоссальную Шанхайскую башню и стремящиеся обогнать их все новые небоскребы стал визитной карточкой не только Шанхая, но и процветающего Китая. Впрочем, и в «старом городе» построено немало высотных зданий самых современных очертаний. Но они не выглядят как «вставная челюсть» и каким-то чудом великолепно гармонируют с застройкой минувших веков.

Шанхайский дух – это дух космополитизма и открытости внешнему миру. Здесь возник плавильный котел, создавший сплав из китайского трудолюбия и изобретательности с лучшими качествами европейских народов. Поначалу разделенный на французскую концессию и международный сеттльмент, включавший американский, японский, русский и иные кварталы, Шанхай с годами стер разделительные границы, в то же время частично сохранив архитектурное своеобразие и шарм. Одна поездка на такси может перенести в бывшую французскую концессию (сейчас это районы Лувань и Сюхуэй), служившую центром яркой истории Шанхая в 1920–40-е годы. Старинные платаны вдоль проспектов Хуайхайчжунлу и Фусинчжунлу (до 1949 года авеню Жоффр и авеню Лафайет), особняки в стиле Тюдоров, неоготики и ар-деко сохраняют всей округе ярко выраженный европейский облик. В Шанхае нашли прибежище русские эмигранты, бежавшие сначала из Советской России, а затем из захваченного японцами Харбина. Свою тоску и любовь к Родине они отлили в памятник Пушкину. В Шанхае спасались от нацистов евреи из стран Европы, которых японская разведка намеревалась переселить в «азиатский Израиль» где-то в Маньчжурии, на границе с Советским Союзом. Самый интернациональный город Китая вновь подтвердил свою репутацию в 2010 году, став местом проведения всемирной выставки ЭКСПО-2010.

Домики, дома и домищи Шанхая – окаменевшая история великого города

В Шанхае гармонично соседствуют самые разные стили архитектуры

Сплав европейской и китайской цивилизаций интересно наблюдать в сохраненных старинных особняках – домах-музеях Сунь Ятсена или первого премьер-министра КНР Чжоу Эньлая. Безупречно выглядит богатый особняк Сун Цинлин. Ее муж, лидер Синьхайской революции и основоположник современного китайского национализма Сунь Ятсен, кстати, был христианином, получил образование на Гавайских островах в США, где учился в миссионерской школе, которую уже в ХХ веке окончил президент США Барак Обама. Первый президент Китая прекрасно говорил по-английски и по-японски. Его личный секретарь, а позже жена Сун Цинлин окончила престижный американский университет Уэлсли и свободно изъяснялась по-английски.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Рашид Алимов: «шанхайский дух» создает атмосферу общности и сотворчества

© Станислав Красильников/ТАСС, архив

В связи с исполняющейся 15-летней годовщиной создания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) ее генеральный секретарь Рашид Алимов дал эксклюзивное интервью ТАСС, в котором рассказал о достижениях и задачах этой организации, ее роли в укреплении глобальной и региональной безопасности, перспективах вступления в нее Индии и Пакистана, а также о взаимодействии с государствами - партнерами по диалогу.

- В текущем году Шанхайской организации сотрудничества исполняется 15 лет. Организация прошла большой путь, добилась весьма значимых результатов. Расскажите, пожалуйста, о становлении и особенностях развития ШОС, каковы ее характер и образ сегодня?

- За короткий по историческим меркам период ШОС стала общепризнанным и авторитетным многосторонним объединением, одним из системообразующих факторов новой архитектуры многополярного мира, активно содействующих обеспечению безопасности и стабильности в регионе, вносящим совместный вклад в мировую экономику и устойчивое развитие обширного региона, расширение диалога культур и цивилизаций.

В юбилейный год будет не лишним вспомнить, что прообраз ШОС появился в далеком 1996 году в рамках формата, известного как "Шанхайская пятерка", в составе лидеров Казахстана, Китая, Киргизии, России и Таджикистана. Главным итогом ее работы стало формирование в центре Евразийского региона режима открытости, доверия и взаимного уважения. Стороны продемонстрировали готовность консолидироваться вокруг концепции общей безопасности, основанной на принципе взаимности и отказе от конфронтации, преобладании общих интересов над индивидуальными. Новые требования новой эпохи постбиполярного мира, меняющийся характер вызовов и угроз существенно расширили тематику встреч руководителей пяти государств. После присоединения к "пятерке" Республики Узбекистан в 2001 году лидеры уже шести государств в Шанхае объявили о создании полноценного международного объединения. На политической карте мира появилась новая организация - Шанхайская организация сотрудничества.

Институциональное оформление ШОС продемонстрировало глубокое понимание актуальных международных проблем, особого значения построения "территории безопасности" в центре Евразии на основе равноправного и постоянного диалога по наиболее важным темам; опоры на превентивную дипломатию; принятия согласованных решений по широкому кругу вопросов безопасности, поддержания мира и обеспечения устойчивого развития.

Практическую направленность деятельности новой организации определило подписание - за три месяца до трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке - Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Принятие этого документа продемонстрировало всему миру, что государства - основатели ШОС уже тогда глубоко осознавали разворачивающиеся в мире негативные тенденции и встали на путь бескомпромиссной борьбы с силами "трех зол". Было разработано и принято единое определение международного терроризма, которое применяется на практике. Подобного не удалось достичь ни одной организации в мире, включая ООН.

Хартия ШОС - основной документ организации - отразила новый взгляд на практику международных отношений, представила миру яркий пример нового прочтения общепризнанных основ межгосударственного взаимодействия. Она заложила прочную правовую основу функционирования ШОС. Базовые принципы организации: взаимное уважение суверенитета, независимости, территориальной целостности, нерушимости государственных границ; ненападение, невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой в международных отношениях; отказ от одностороннего военного превосходства; равноправие, взаимопонимание и уважение различных мнений; мирное разрешение разногласий между государствами-членами; ненаправленность против других государств и международных организаций; недопущение любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из Хартии и других документов, принятых в рамках объединения. Хартия также определила создание системы органов ШОС.

Закрепление в Хартии ключевого принципа принятия коллективных решений в рамках ШОС - принципа консенсуса - подчеркнуло исключительное равноправие всех участников объединения вне зависимости от потенциала и возможностей. Все решения, принимаемые в рамках ШОС, - результат кристаллизации и объединения взглядов, мнений и подходов государств-основателей.

Заложив принцип многоформатного и многопрофильного взаимодействия в рамках организации, Хартия, по сути, определила четыре движущие силы ШОС: сотрудничество в области политики и безопасности, в экономической сфере, в области культурно-гуманитарного взаимодействия, а главное - неизменное стремление всех стран-основательниц к совместному развитию как суммарному показателю трех других составных частей и главного синергетического ориентира их комплексного воплощения.

Особую привлекательность организации придает "шанхайский дух", главным содержанием которого являются взаимное доверие и выгода, равноправие, взаимные консультации, уважение многообразия культур и цивилизаций, стремление к совместному развитию. Этот уникальный принцип по праву считается стержневым в становлении сотрудничества шести государств как новой модели регионального взаимодействия. Являясь основным интегральным понятием и важнейшим принципом деятельности ШОС, "шанхайский дух" обогатил теорию и практику современного международного сотрудничества, претворяя в жизнь всеобщее стремление мирового сообщества к демократизации международных отношений.

- В конце июня в Ташкенте пройдет юбилейный саммит ШОС. Каковы основные вопросы повестки дня предстоящего заседания? Как организация готовится к этому событию?

- Каждый саммит ШОС - это ключевое событие в жизни организации, главное мероприятие года, которому предшествует тщательная и кропотливая подготовка. Как правило, основной груз ложится на плечи председательствующей страны, которая принимает и проводит в соответствии с планом председательства целый комплекс мероприятий и встреч в различных форматах, в том числе на высоком и высшем уровнях.

Не меньшая ответственность ложится и на постоянно действующие органы ШОС - Секретариат и Региональную антитеррористическую структуру, которые во взаимодействии с Советом Национальных координаторов также ведут активную работу по продвижению многопланового сотрудничества в рамках организации, содействуют разработке и подготовке документов.

Каждая председательствующая сторона стремится внести свой особый вклад в развитие взаимодействия в рамках организации, наполнить ее работу полезным и актуальным содержанием. Кроме того, председательство дает возможности представить страну, ее национальный колорит, продемонстрировать успехи и достижения. В этом смысле хотелось бы отметить завершающийся год председательства в ШОС Узбекистана, который является одной из стран - основательниц ШОС и активным участником практической работы нашей организации, вносит существенный вклад в ее развитие.

Опыт предыдущих лет свидетельствует об успехах узбекского председательства, неизменно слаженной работе министерств и ведомств страны в подготовке и проведении шосовских мероприятий. Напомню, что в годы узбекского председательства (23-24 июня 2016 года Ташкент в третий раз станет "столицей" ШОС) был создан механизм встреч секретарей Советов безопасности, запущена работа офиса ИК РАТС ШОС в Ташкенте, а также впервые в истории при ШОС появились страны-наблюдатели.

Ожидается, что в Ташкенте лидеры государств - членов ШОС подведут итоги деятельности организации за полтора десятилетия ее существования и определят дальнейший вектор развития многопланового взаимодействия в рамках ШОС. По итогам саммита будет принята Ташкентская декларация 15-летия ШОС, в которой найдут отражение ключевые вопросы региональной и глобальной повестки. Будет принят ряд других важных политических и экономических решений. Нет сомнений, что, как и в предыдущие годы, юбилейный саммит станет еще одним важным шагом вперед в развитии организации, укреплении многопланового сотрудничества государств-членов.

- В прошлом году в Уфе было принято решение о начале процедуры приема в ШОС Индии и Пакистана. Как продвигается этот процесс? Возможно ли появление в ШОС новых государств-членов уже в Ташкенте?

- В 2015 году Совет глав государств - членов ШОС на саммите в Уфе принял решение о начале процесса по принятию в ряды государств - членов ШОС таких крупных государств Южной Азии, как Индия и Пакистан.

В ШОС разработан и утвержден перечень нормативных документов, регулирующих комплекс вопросов присоединения к объединению. Этот процесс является новым явлением и для организации, и для вступающих в ряды государств-членов стран и требует особого внимания к деталям, тщательной проработки даже кажущихся на первый взгляд не очень существенными вопросов.

Согласно установленной в ШОС процедуре, принятие нового государства в члены ШОС требует выполнения им ряда обязательств, включая безоговорочное присоединение ко всем важнейшим документам организации, которых сегодня насчитывается свыше 30. В этих целях вступающее государство ведет переговоры с представителями государств-членов и во взаимодействии с ними готовит проект Меморандума об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства - члена ШОС. На основании подписанного Меморандума и выполненных в соответствии с ним взятых на себя обязательствах главы государств-основателей будут принимать решение о принятии в ШОС новых государств-членов. Поэтому вступление в ШОС - это действительно процесс, который, как и любой другой, требует времени.

За прошедший год представители Индии и Пакистана в тесных рабочих контактах с представителями государств - членов ШОС провели большую работу, результатом которой стало достижение договоренностей по принципиальным вопросам. Следующий этап - подписание упомянутого Меморандума и выполнение обязательств. После этого главы государств-основателей смогут рассмотреть вопрос о предоставлении статуса государства - члена ШОС.

Вступление в ШОС таких крупных и авторитетных государств, как Индия и Пакистан, не только существенно расширяет географические масштабы ШОС, но и открывает при этом новые горизонты сотрудничества. Это позволит по-новому взглянуть на актуальные вопросы региональной и глобальной повестки дня, в том числе в свете разворачивающихся масштабных инициатив в Евразии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

- Анализируя прошедший 15-летний этап, какие перспективы ставит перед собой организация? Что является "видением" ШОС на ближайшие годы? Достигнет ли ее деятельность глобальных масштабов с учетом расширения числа стран - наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС?

- Весьма актуальный вопрос, прежде всего в свете исторических решений, которые были приняты главами государств-членов на саммите ШОС в Уфе в июле 2015 года. Стоит отметить, что, кроме решений о начале процедуры приема в ШОС Индии и Пакистана, был также повышен статус Беларуси с партнера по диалогу до наблюдателя при ШОС, в качестве государств - партнеров по диалогу приглашены Азербайджан, Армения, Камбоджа и Непал. Сегодня ШОС уже охватывает 18 государств и, по разным оценкам, около 44% населения всего земного шара, что делает ее крупнейшей региональной организацией в мире, функционирующей на пространстве евразийского макрорегиона.

На саммите ШОС в Уфе была также принята Стратегия развития ШОС до 2025 года. Опираясь на фундаментальные положения Хартии и Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов, она определила новые ориентиры с учетом прогнозов глобального и регионального развития на ближайшие десять лет, подтвердила обеспечение безопасности и стабильности в регионе в качестве главного приоритета в деятельности объединения. Одновременно ШОС продолжает развиваться как региональная организация универсального характера при сохранении узлового значения сотрудничества в сфере безопасности.

По состоянию на сегодняшний день в рамках ШОС практически завершена работа по подготовке "Плана действий по реализации Стратегии развития ШОС до 2025 года", проект которого одобрили министры иностранных дел государств - членов ШОС на заседании в Ташкенте 23-24 мая с. г. Документ представляет собой своеобразную дорожную карту на пути к достижению общей цели - обеспечения эффективного функционирования ШОС, реализации мер по расширению взаимодействия в борьбе против "трех зол" и современных вызовов и угроз, а также разработке конкретных шагов по дальнейшему развитию регионального экономического взаимодействия и партнерства, сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере. Такая магистральная линия будет оставаться приоритетной для государств-членов в ближайшей перспективе.

Одновременно организация продолжит активно развивать взаимодействие и совместную работу с государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу ШОС в целях их широкого привлечения к практическому сотрудничеству, повышения практической отдачи от взаимодействия в различных областях.

- ШОС активно взаимодействует с различными международными организациями и институтами. В мае вы принимали участие в саммите Россия - АСЕАН в Сочи. Расскажите о работе ШОС на международном направлении.

- Действительно, ШОС активно работает с международными организациями, форумами и объединениями. Интерес к ШОС со стороны международного сообщества продолжает расти. Появляются новые предложения о налаживании сотрудничества в различных форматах - как от стран, так и от международных организаций. География обращений самая широкая - от региона Ближнего и Среднего Востока до бассейна Тихого океана.

За прошедшие годы у ШОС сформировалась устойчивая система партнерских связей с целым рядом организаций и объединений. Так, сегодня у ШОС формализованы отношения с СНГ, АСЕАН, ОДКБ, ОЭС и СВМДА. С 2004 года ШОС активно взаимодействует с ООН, а также развивает сотрудничество с ее учреждениями и институтами, такими как Управление по борьбе с наркотиками и преступностью, ПРООН и ЭСКАТО, Центром ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии.

Делегации Секретариата ШОС регулярно участвуют в мероприятиях организаций, с которыми у ШОС действуют Меморандумы о взаимопонимании. Это позволяет регулярно сверять часы, глубже анализировать возникающие вызовы и угрозы безопасности, принимать необходимые решения с учетом широкого перечня обстоятельств. Такая линия будет продолжена.

- Каков все же, на ваш взгляд, главный итог 15-летней деятельности ШОС?

- Самую точную и объективную оценку итогов развития организации за прошедшие 15 лет дадут главы государств - членов ШОС на саммите в Ташкенте. Консолидированные оценки будут отражены в Ташкентской декларации 15-летия ШОС. Со своей же стороны могу отметить следующее.

В частности, 15 лет деятельности ШОС свидетельствуют о ее постоянном последовательном развитии. В такой преемственности и непрерывности кроется потенциал жизнестойкости ШОС, а "шанхайский дух" создает атмосферу общности и сотворчества. В ШОС нет и не может быть чьего-либо доминирования, элементов давления или принуждения, не бывает выигравших или проигравших, есть только общий солидарный результат.

За прошедший период организации удалось построить одну из крупнейших в мире систем регионального сотрудничества с акцентом на гарантии политической стабильности, укрепление безопасности, расширение экономического взаимодействия, совместного развития и процветания народов ШОС.

Сегодня ШОС - это пример возможностей не только сосуществования разномасштабных, разновесомых и по-разному устроенных государств, принадлежащих к разным культурно-национальным традициям. Она создает благоприятные условия для совмещения целевых и ценностных установок, продуктивного налаживания и развития межцивилизационного диалога, установления культуры общения, ориентированной на получение совместного и взаимовыгодного результата. Все это ярко свидетельствует о том, что ШОС являет собой международную организацию нового типа, которая несет в себе перспективную модель строительства сбалансированной, справедливой и эффективной системы международных отношений. В силу этого организации предстоит долгая и славная история.

Беседовал Андрей Кириллов, Пекин

Шанхайская организация сотрудничества. Досье

tass.ru

Шанхайский дух веет по миру

ШОС является новым полюсом силы, новым ядром глобализации, причем совершенно незападного типа …

Как сообщалось, Президент России Владимир Путин принял участие в заседании Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества.

 

По итогам саммита ШОС принят пакет документов, в частности Астанинская декларация, где отражены консолидированные подходы государств-членов к дальнейшему развитию организации и согласованы оценки по ключевым международным проблемам, Конвенция о противодействии экстремизму, заявление глав государств – членов ШОС о совместном противодействии международному терроризму и другие решения. Кроме того, на саммите утверждено членство Индии и Пакистана в Шанхайской организации сотрудничества.

Итоги саммита прокомментировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук профессор Юрий Косов:

ШОС — это Шанхайская организация сотрудничества, созданная в 2001 году. Но у нее очень длительная предыстория. Она выросла из советско-китайской дипломатической группы по разрешению пограничных конфликтов, которая была создана в 1964 году и работала 32 года. Сначала безуспешно, потом более-менее. В 1996 году она свою задачу выполнила. Границы Китая с Россией и уже другими четырьмя постсоветскими государствами были урегулированы, поскольку за время переговоров распался Советский Союз и число участников увеличилось. Но был накоплен большой опыт общения. И еще пять лет эта группа занималась безопасностью, терроризмом. Ее называли Шанхайская пятерка. 

В 2001 году была создана Шанхайская организация сотрудничества, и сразу же Соединенные Штаты заявили о том, что они хотели бы вступить в эту организацию в качестве наблюдателя. В начале 21 века, когда Америка была еще в зените своего могущества, Шанхайская организация сотрудничества оказалась первой организацией, которая отказала Соединенным Штатам, заявив, что, мол, дорогие друзья, посмотрите на карту, где Азия, а где Америка? Шанхайская организация сотрудничества — это евроазиатская организация. Поэтому Америке там неуместно быть. Тогдашний госсекретарь Соединенных Штатов Кондолиза Райс говорила, что когда ей об этом доложили, в ее жилах закипела кровь. Вот так организовывалась ШОС, и поэтому понятно, что это не простая организация.

 

Давно шла речь о вступлении в эту организацию Индии и Пакистана, потому что это две страны, которые с 1947 года находятся в серьезнейшем конфликте. И единственная организация, где удалось их примирить, где удалось учесть их интересы, — это Шанхайская организация сотрудничества. Когда в Москве проводились первые переговоры о начале процесса вступления Индии и Пакистана в ШОС, то для Кремля был заказан специальный очень вытянутый овальный стол. На один край этого стола посадили индийскую делегацию, на другой — пакистанскую, чтобы расстояние между ними было как можно больше. Потому что опасались эксцессов, которые нередко происходили. Сейчас мы видим, что эти две страны в формате ШОС сумели наладить сотрудничество.

Действительно, в ШОС входят два демографических гиганта — это Китай и Индия, страны, которые являются крупнейшими по территории, — Россия и Китай, который стоит на третьем месте в мире по размерам территории. То есть в ШОС проживает несколько миллиардов человек, ШОС занимает 3/5 Евразии. Это очень серьезная организация. Шанхайская организация сотрудничества является как бы новым полюсом силы, новым ядром глобализации, причем совершенно незападного типа. И речь идет не только о географическом понятии, потому что Япония тоже находится на востоке, но в ШОС она не вступает и ее туда не примут. Она входит в группу семи наиболее развитых западных стран. Она сателлит США. Речь идет о геополитическом понимании Востока. Здесь совсем другие принципы - принципы, которые отличают эти государства от западных стран. 

Во-первых, все государства, входящие в ШОС, никогда не были колониальными империями, никогда не угнетали другие народы. Наоборот, некоторые, как Индия, сами были владениями Британии, или Китай, который находился под неофициальным протекторатом. Есть такое понятие как «шанхайский дух». Это доверие, равноправие, взаимопомощь и много других принципов. Группа семи переживает серьезный кризис, все говорят о том, что серьезная неудача - последний саммит Группы семи. Мы видим, какие противоречия существуют в Европейском союзе и в НАТО. 

Со вступлением Индии и Пакистана, с ослаблением коллективного Запада ШОС превращается в глобальный мировой центр. И не только потому, что ШОС обладает большим экономическим, демографическим, территориальным, военным потенциалом, но главное — ШОС начинает предлагать миру новую модель взаимоотношений государств. В чем была слабость Советского Союза? В том, что та модель, которую он предложил Восточной Европе, Юго-Восточной Азии, оказалась не очень удачной. Все-таки, как мы видим, многие страны ее отвергли и в последние годы буквально старались убежать от Советского Союза. 

Сейчас удалось выработать такую модель международных отношений, такую модель сотрудничества, которая стала притягательной. Я думаю, что России удалось извлечь очень серьезные уроки из опыта Советского Союза, прежде всего, в системе обороны и безопасности. Советский Союз искал на вызов коллективного Запада фронтальный ответ, то есть на каждую советскую ракету, на каждую подводную советскую лодку Россия пошла по пути ассиметричного ответа. Потому что экономический потенциал Запада все-таки больше, чем был в советские и российские времена. Западных стран больше. Это оказалось очень эффективным. 

Сейчас экономический потенциал ШОС превышает совокупный экономический потенциал Запада. Семь незападных стран имеют больший ВВП, чем семь самых развитых стран, которые собирались в Италии совсем недавно. Так что я думаю, это новая модель миропорядка, которая стала привлекательна, и привлекательна настолько, что она привлекает страны, между которыми существуют неразрешимые противоречия, существуют территориальные конфликты, исторические обиды, пролиты реки крови, и, тем не менее, они понимают, что нашлась модель, в которой они смогут ужиться. Ведь когда-то распри надо прекратить.

В свое время, после Второй мировой войны, Советский Союз был очень притягателен. Помним крушение колониальной империи, триумфальные поездки Гагарина, в каждой развивающейся стране был Дом советской  культуры и техники. Потом, к сожалению, все это ушло. Сейчас происходит ренессанс советской и российской внешней политики - уже с новыми союзниками, с новыми странами. Мне кажется, это усиливается на фоне откровенного кризиса, дрязг и скандалов, которые творятся в западном мире.

Шанхайский дух веет по миру. Шанхайский дух несет миру новую модель международных отношений, новую реальность, которая может привести народы к миру, процветанию, а не к новым конфликтам, столкновению, хаосу, который случился на Ближнем Востоке и Северной Африке, который посеяли на Украине. Западный дух - это дух кризиса. Часть человечества, находящегося в кризисе, несет кризисы и в другие регионы. Шанхайских дух — это дух успешных государств, восходящих стран-гигантов. Они несут позитив, возможности дальнейшего роста. Поэтому они привлекательны.

Те, кто считают, что в Соединенных Штатах идет просто скандал, дрязги между какими-то группами, имеют очень поверхностное восприятие, мол, поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.  Соединенные Штаты вступили в системный кризис. Они вступили в цивилизационный кризис — белое большинство, евро-американцы, стремительно превращаются в меньшинство. А как оно станет меньшинством, то изменится его отношение с афроамериканской общиной, с латиноамериканской общиной. Сейчас уже появляются районы на юге Соединенных Штатов, где по-английски с вами разговаривать не будут, вытолкают взашей из магазина, из отеля. Там говорят только по-испански, чего раньше было немыслимо. Или по-китайски, или еще как-то. 

Та экономическая модель, которую предложила Америка, тоже переживает кризис. Она была основана на извлечении прибыли, на финансовом менеджменте, а мы видим колоссальнейший внешний долг США. Система обороны Соединенных Штатов тоже переживает серьезнейший кризис, потому что мы видим огромнейшие расходы, почти такие же, как у остальной части мира, а результатов-то, в общем, налицо нет. 

Ходит такая легенда, и ее никто не опровергает, что, когда Трамп отдал приказ выпустить 64 ракеты по Сирии, то не все ракеты взлетели, а большая часть не долетела. Американские военные в свое оправдание сказали, что этим ракетам помогли не долететь. И больше таких пусков мы не наблюдаем. А эти «Томагавки» — основа американского могущества. Если они не могут долететь до цели, потому что есть средства, которые их сдерживают, то это говорит о серьезном кризисе силы. 

Путин понимает, что за этими дрязгами стоят очень серьезные системные кризисы: экономические, политические, цивилизационные, этнические. Мы знаем примеры, когда Соединенные Штаты погружались и в гражданскую войну, и в депрессию. Это было страшное зрелище. Даже одно западное или украинское агентство спутало, публикуя якобы фотографии о голодоморе, на самом деле опубликовало фотографии из времен американской депрессии, как голодали американские дети в Оклахоме. 

Так что ничто не вечно под луной в этом мире. Соединенные Штаты стоят на пороге очень серьезного кризиса, и полвека стабильного развития могут смениться серьезным кризисом. А учитывая их влияние во всем мире и огромный ядерный потенциал, это будет кризис мирового масштаба.  

ruskline.ru

Журнал Международная жизнь - 15-ый саммит ШОС закрепил «шанхайский дух» сотрудничества

Специальный представитель Президента РФ в ШОС, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ Бахтиер Хакимов. Фото Е.Студнева

Специальный представитель Президента РФ в ШОС, Чрезвычайный и Полномочный посол РФ Бахтиер Хакимов на пресс-конференции в Москве подвел итоги 15-ого саммита Шанхайской организации сотрудничества, который проходил в Ташкенте 23-24 июня под председательством Узбекистана.

Главным посылом 15-го саммита ШОС стал курс на расширение Организации. А ключевым итогом встречи лидеров государств - членов ШОС – России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Китая – стал меморандум об обязательствах Индии и Пакистана на получение статуса полноправных членов ШОС. Специальный представитель Президента РФ в ШОС Бахтиер Хакимов назвал этот итог саммита в Ташкенте «важнейшим».

«Подписание меморандума об обязательствах Индии и Пакистана на получение статуса членов ШОС стало важнейшим итогом саммита».

Столь высокая оценка принятия данного документа объясняется тем, что от момента заявки на статус наблюдателей в ШОС до подписи под меморандумом руководителями обеих стран прошло более десяти лет. И хотя саммит был посвящен 15-летию образования Организации, это не затмило важного события о пополнении ШОС новыми государствами-членами. Процедуры оформления еще будут продолжаться несколько месяцев. Важно отметить, что лидеры  Индии и Пакистана при подаче заявки подчеркнули, что они не будут привносить свои двусторонние разногласия на площадку ШОС.  Важным остается и так называемый «шанхайский дух», который был зафиксирован в 2001 году, когда отделившиеся от Советского Союза государства – Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и преемница СССР Россия договаривались о мерах доверия на границах и об отводе вооруженных сил, тогда же и зафиксировали свое согласие в Шанхае. Переговоры шли не гладко, но сопровождались атмосферой доверия, добрососедства, взаимоуважения интересов каждой из стран и готовностью выработать взаимоприемлемое решение. С тех пор все страны, входящие в Организацию, оберегают тот «самый шанхайский дух». Может быть, именно благодаря этому фактору ШОС и утвердилась с 2001 года как уникальная площадка для честного взаимодействия государств в их стремлении обеспечивать безопасность и стабильность в Евразии, чтобы развивать экономическое и гуманитарное сотрудничество в интересах своих народов.

История ШОС в 15 лет

Размышляя о 15 годах пройденного Организацией пути, Бахтиер Хакимов подчеркнул, что «это был весьма плодотворный путь». Подтверждением тому – сложившаяся договорно-правовая база, налаженные механизмы в различных сферах - политике, экономике, безопасности и гуманитарном  измерении. По словам Спецпредставителя Президента РФ в ШОС, содержательная повестка дня саммита в Ташкенте заключалась в том, чтобы  продолжить заданный Уфимским саммитом 2015 года курс на расширение Организации. В связи с этим лидеры подписали Декларацию о 15-летии ШОС, где отражены ключевые подходы к взаимодействию государств, их позиции и оценки актуальных региональных и международных проблем. По словам Бахтиера Хакимова, в «Информационном сообщении», которое было выработано по итогам июньского саммита в Ташкенте, зафиксированы конкретные договоренности об обсуждении той или иной проблемы по повестке дня. «Движущей силой ШОС является «шанхайский дух» – взаимное доверие, уважение, равноправие, готовность совместно работать в интересах каждого государства в отдельности и всех вместе», - подчеркнул Бахтиер Хакимов.

«Движущей силой ШОС является «шанхайский дух» – взаимное доверие, уважение, равноправие, готовность совместно работать в интересах каждого государства в отдельности и всех вместе».

Спецпредставитель Президента РФ в ШОС выделил в работе саммита Программу по развитию сотрудничества, которая стала одним из инструментов эффективности Организации не только в регионе Евразии, но и на двустороннем уровне, и на более глобальном. Среди наиболее значимых мероприятий встречи на высшем уровне в Ташкенте стало заседание министров культуры стран ШОС, а также – совещание Делового Совета Шанхайской организации. «Встреча получилась содержательной, плодотворной, она продемонстрировала настрой на дальнейшее продвижение ШОС по пути расширения и укрепления роли организации в глобальном масштабе», - сказал, комментируя значимость данных мероприятий 15-го саммита, Бахтиер Хакимов. По его словам, ШОС характеризует значительный экономический потенциал, который в перспективе будет набирать обороты, с включением в Организацию Индии и Пакистана. Прежде всего, суммируя численность населения всех стран ШОС, которая составляет 1,5 млрд. человек, с Индией, Пакистаном и в недалеком будущем – с Ираном - это будет 3 млрд. человек. Можно прогнозировать большой экономический рост этой региональной организации. «Портфель заявок на участие в деятельности ШОС в той или иной форме, очень велик, - отметил Бахтиер Хакимов. – Он включает заявки о предоставлении статуса партнера по диалогу со стороны Камбоджи, Непала, Армении и Азербайджана». Из числа недавно поступивших заявок на присоединение в ШОС в качестве «партнеров по диалогу» Спецпредставитель Президента РФ в ШОС назвал Израиль, Сирию, Египет и Бангладеш. Заявки от этих стран уже находятся на рассмотрении.

«Встреча получилась содержательной, плодотворной, она продемонстрировала настрой на дальнейшее продвижение ШОС по пути расширения и укрепления роли организации в глобальном масштабе»

Таким образом, старт, данный 15 лет назад странами Шанхайской организации сотрудничества, открывает обнадеживающие перспективы. Как отметил Бахтиер Хакимов: «Начинается новый этап в эволюции ШОС». Это означает, что те механизмы сотрудничества, которые создавались шестью государствами для взаимодействия по всем направлениям – от политики и экономики до системы безопасности и культурных обменов – теперь придется адаптировать под значительное более широкое общение с приходом в Организацию новых государств-членов. Но у лидеров ШОС на этот счет нет особых волнений, так как и Индия, и Пакистан демонстрируют готовность пройти свой путь по обязательствам перед ШОС в короткие сроки. Как пояснил Бахтиер Хакимов, подписанный меморандум зафиксировал до 15 апреля 2017 года завершить процедуры принятия. Теперь Совет региональных координаторов должен подготовить предложение и представить его на усмотрение глав МИД ШОС. Речь идет о том, чтобы к саммиту ШОС 2017 года в Астане, который пройдет 8-9 июля, Индия и Пакистан стали полноправными членами ШОС.

Что касается вступления в Организацию Ирана, то отметим, что эта страна с 2005 года имеет статус «наблюдателя». При этом иранские лидеры присутствуют на каждом из саммитов ШОС, а в течение года принимают участие в работе комиссий Организации. Активную практическую деятельность Ирана в ШОС отметил на саммите в Ташкенте и Президент России Владимир Путин. «У всех членов ШОС сложилось единое мнение – поддержать статус Ирана на постоянное членство в ШОС, - подчеркнул Бахтиер Хакимов. - Объективно никаких препятствий для этого нет. Государства члены ШОС поддерживают кандидатуру Ирана на вступление в ШОС. Россия готова всячески поддержать начало процедуры вступление Ирана в ШОС». Спецпредставитель Президента РФ в ШОС напомнил, что ключевым элементом деятельности Шанхайской организации сотрудничества,  зафиксированным в Хартии Организации, является открытость. «Мы открыты для государств, которые отвечают критериям членства, учитывая в первую очередь их принадлежность к евразийскому региону», - отметил Б.Хакимов. Среди набора требований дипломат назвал такие, как отсутствие конфликтов на территории страны, наличие налаженных связей с государствами-членами ШОС и т.д. Ташкентский саммит, продолжая последовательность саммитов, предшествовавших ему, в очередной раз в своей (Ташкентской) декларации зафиксировал стремление «оказывать всяческое содействие Афганистану в мирных усилиях и в экономическом восстановлении». Но, как уточнил Б.Хакимов: «ШОС не готова вовлекаться в военное урегулирование, мы считаем, что ключевое условие для восстановления мира в Афганистане – это общие мирные усилия при центральной координирующей роли ООН, и в таких усилиях государства члены ШОС готовы активно участвовать». 

«У всех членов ШОС сложилось единое мнение – поддержать статус Ирана на постоянное членство в ШОС».

Статус «наблюдателя» и «партнера по диалогу»

На саммите в Ташкенте лидеры государств ШОС договорились, что каждой стране, подавшей заявку на присоединение к Организации, первоначально будет присваиваться статус «партнер по диалогу», и лишь затем – «наблюдателя». Это означает, что статус «наблюдателя» предоставляет стране-кандидату более широкие возможности для взаимодействия в рамках ШОС. Лидеры пришли к выводу, что число стран - «наблюдателей» не должно превышать количество стран-членов ШОС, а «партнеров по диалогу» не может больше, чем стран-«наблюдателей». Это облегчает процедуры рассмотрения заявок и включение государств в орбиту деятельности ШОС.  В частности, Белоруссия проявила себя как надежный страна-«партнер по диалогу», а в Ташкенте Президент Белоруссии Александр Лукашенко уже принимал участие в пленарном заседании глав государств ШОС как лидер страны «наблюдателя».

Тема «Шелкового пути» и его сопряжения с ЕАЭС

Тема «Шелкового пути» и её сопряжения с ЕАЭС только привносится в повестку дня ШОС, сказал журналистам Бахтиер Хакимов. По его словам, на саммите рассматривалась идея формирования общего пространства Азии и Европы, готовность взять за основу идею строительства ЕАЭС и инициативы «Шелкового пути». Как пояснил Б.Хакимов, проект «Шелкового пути» - это инициатива, а ЕАЭС – это институт, поэтому речь идет о сопряжении, а не о взаимодействии. Этот процесс новый. Инициатива «Шелкового пути» затрагивает интересы и стран АСЕАН, требует проработки, а программные проекты ЕАЭС уже намечены, некоторые уже запущены в дело.  Поэтому на С-Петербургском экономическом форуме – 2016 Президент России задал новый импульс «сопряжению». Глава государства сказал о большом евразийском пространстве. Для ШОС – это новый большой экономический проект, и страны Шанхайской организации должны принять в нем участие. Должны потому, что в ЕАЭС и в ШОС входят государства практически одни и те же, и территория, на которой данный масштабный проект затевается, одна и та же. С учетом подключения таких стран, как Пакистан, Индия, Иран, надо будет синхронизировать многие процессы и направления деятельности, для того, чтобы запустить механизм многостороннего регионального широкомасштабного взаимодействия. Роль ШОС в этом - значительная, полагают страны, входящие в Организацию. 15-летний опыт по выработке необходимых механизмов взаимодействия может стать чрезвычайно востребованным в новом экономическом евразийском проекте. 

Ключевые слова: Индия Пакистан Ташкент 15 саммит ШОС Ташкентская декларация Спецпредставитель Президента РФ в ШОС

interaffairs.ru

Шанхайский дух не поспевает за временем

Сфера безопасности диктует новые правила взаимодействия государств ШОС

23–24 мая в Ташкенте проходило заседание Совета министров иностранных дел государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (СМИД ШОС). Оно стало заключительным аккордом в подготовке саммита ШОС, посвященного 15-й годовщине образования этой организации, который пройдет в столице Узбекистана ровно через месяц, 23–24 июня. Приоритетом деятельности ШОС с самого начала ее существования является сфера безопасности. В Ташкенте был согласован солидный пакет документов, нацеленных на углубление взаимодействия в этой области. В то же время становится все более очевидно, что ШОС в ее нынешнем виде не поспевает за стремительным нарастанием новых вызовов и угроз – как по периметру внешних границ, так и внутри стран – членов организации.

Первые шаги

Распад СССР – по словам Владимира Путина, крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века – изменил не только судьбу народов Советского Союза, разбросав их по так называемому постсоветскому пространству. Была сломана устоявшаяся архитектура мироустройства, поставлена под вопрос нерушимость границ. Опасность хаоса осознавалась лидерами юных постсоветских государств, которые пошли на «цивилизованный развод» и создали Содружество Независимых Государств (СНГ). Полный хаос действительно удалось предотвратить, однако конфликтов между недавними членами одной советской семьи и гражданских войн избежать не удалось. Одной из главных зон нестабильности стала Центральная Азия с ее застарелыми традициями межнациональных и межконфессиональных конфликтов, подчас произвольно установленными границами и территориальными претензиями соседних государств. Не стоит забывать о близости к региону все еще тлевшего очага войны – Афганистана, о начавшихся актах агрессии против стран Ближнего и Среднего Востока.

Потребность в координации усилий в области безопасности стран Центральной Азии и их крупнейших соседей стала материализоваться в двусторонних соглашениях, в совместных миротворческих операциях, в мирном решении пограничных проблем. Пожалуй, первой попыткой наладить многостороннее взаимодействие стала встреча лидеров КНР, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана 26 апреля 1996 года в Шанхае. За первым шагом последовали другие, и «шанхайская пятерка», пополнившись Узбекистаном, в 2001 году стала Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС). Характерно, что участие в первом саммите и подписании учредительных документов стало одной из первых международных акций президента России Владимира Путина.

За 15 лет, прошедших после первого саммита, ШОС доказала эффективность такой формы «семейной жизни», как «совместное ведение хозяйства без заключения формального брака». Организация с самого начала не собиралась стать очередной «семьей» по образцу военных блоков и не стала ею. Но стремление к совместному решению проблем безопасности сохранилось и даже усилилось в современных условиях. Привлекательность «совместного ведения хозяйства» была убедительно продемонстрирована принятым на саммите ШОС в Уфе в июле прошлого года решением о присоединении к ней Индии и Пакистана, стремлением пойти по этому пути у Ирана и других стран Евразии.

За минувшие полтора десятилетия «шанхайский дух» знал взлеты и падения. Его первые усилия были вызваны реальной потребностью в безопасности, и родилась новая международная структура. Усилия нарастить на этот костяк экономическое, гуманитарное и иное сотрудничество с самого начала были второстепенными. Иначе из тех же стран – членов ШОС не возникли бы такие крупные экономические инициативы, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Таможенный союз (ТС), Евразийский экономический союз (ЕАЭС) или «Один пояс и один путь» (ОПОП). Неудивительно, что и пришедшее сейчас к ШОС «второе дыхание» тоже связано в первую очередь с потребностью в безопасности на фоне новых вызовов.

Новые времена, новые вызовы

Провозгласив в 2011 году стратегию «Поворот к Азии» (Pivotto Asia), США приступили к открытой фазе сдерживания Китая, особенно усилив прессинг побережья и морских рубежей КНР. Стягивание дополнительных сил ВМФ США к берегам Китая, обновление военных союзов с Японией, Южной Кореей и Австралией, налаживание взаимодействия с Филиппинами, Вьетнамом и другими странами Южных морей, создание очагов военной напряженности в Южно-Китайском море и вокруг островов Дяоюйдао/Сэнкаку – это далеко не полный перечень компонентов набирающей скорость реализации «Поворота к Азии».

Примерно в то же время западные границы России также испытали усиление давления: обострилась проблема ЕвроПРО, войска НАТО стали окапываться в странах бывшего Варшавского договора и даже республиках СССР.

Растет напряженность и на рубежах центральноазиатских стран. К афганскому источнику, продолжающему генерировать угрозы для региона, добавился новый – так называемый ДАИШ (арабская аббревиатура "Исламского государства", запрещенного в России). Действуя сейчас преимущественно в Ираке и Сирии, эта террористическая структура уже засылает своих резидентов в Туркмению и Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию, готовит в своих лагерях и на полях боев кадры для рывка на просторы Центральной Азии и китайского Синьцзяна. Параллельно продолжаются попытки США устроить в странах Центральной Азии цветные революции.

О том, что ослабление давления на внешние рубежи ШОС не предвидится, убедительно говорит создание ТТП и грядущее создание ТТИП. Не допуская в эти экономические группировки Китай и Россию, Запад четко прочертил геоэкономические и геополитические рубежи конфронтации ХХI века. Вслед за новыми экономическими группировками неизбежно будут созданы и военные, как это было в Европе с НАТО.

Страны – члены ШОС по-разному реагируют на геополитический вызов Запада. Одной из форм такого ответа стало создание ЕАЭС. Другая – выдвижение инициативы ОПОП. Эта инициатива, недаром названная Фрэнсисом Фукуямой крупнейшей геостратегической новацией ХХI века, вызывает как растущий интерес стран Евразии, так и откровенный страх в США. Еще только создаваемый ОПОП становится в глазах американских стратегов реальной угрозой не только благодаря потенциальной экономической важности этого трансконтинентального суперпроекта, но еще и из-за того, что они рассматривают его сквозь призму «теории Маккиндера».

Эта теория лежит в основе геостратегических построений американских внешнеполитических ведомств и генеральных штабов. Еще 100 с лишним лет назад английский ученый Халфорд Маккиндер писал, что heartland, или «сердцевинная земля», простираясь от берегов Янцзы до Волги, от Персидского залива до Арктики, является «архимедовым рычагом», который способен перевернуть весь мир. «Контролирующий heartland станет контролировать «Мировой остров» (материк Евразия), а контролирующий этот остров будет командовать всем миром». Для стратегов Запада нет ничего страшнее перспективы создания российско-китайской «сердцевинной земли» с примыкающими к ней регионами. Пытаясь по отдельности сдерживать Россию и Китай, ставших чересчур непослушными, западные стратеги не просчитали долгосрочные последствия. В результате Москва и Пекин стали сближаться подчас даже вопреки намерениям части своих элит, которые остаются сторонниками все еще господствующего в мире «вашингтонского консенсуса». Не допустить или хотя бы замедлить реализацию суперпроекта «Один пояс и один путь» – такова важнейшая задача американской дипломатии и пропаганды, военного истеблишмента и разведывательного сообщества.

Формат и правила

Растущее военно-политическое давление ощущают не только Россия и Китай. У стран ШОС накоплен некоторый опыт взаимодействия, созданы специальные структуры борьбы против «трех зол» (экстремизм, сепаратизм, терроризм). Это прежде всего Организация Договора коллективной безопасности (ОДКБ), Антитеррористический центр СНГ (АТЦ) и Региональная антитеррористическая структура ШОС (РАТС). Все они в последнее время проявляют больше активности. Китай и некоторые страны региона договариваются о создании новых локальных структур безопасности, поступают сообщения о размещении подразделений НОАК в пакистано-китайском экономическом коридоре к порту Гвадар и т.д.

Однако общей программы обеспечения экономической безопасности, адекватной новым вызовам, пока не существует. Первым шагом в этом направлении можно считать решение лидеров России и Китая о сопряжении ЕАЭС и ОПОП. Несмотря на довольно вялый процесс реализации принятого в мае 2015 года решения, можно надеяться на более плодотворные результаты в обозримом будущем. Что же касается области военной безопасности, то здесь никакого движения не наблюдается.

На этом пути существуют препятствия, созданные самими участниками ШОС. Ее устав определяет, что она является региональной международной организацией, которая отстаивает принципы неприсоединения к блокам, непротивостояния и непротиводействия третьим сторонам и не может стать военным союзом. Таким образом, не только затрудняется взаимодействие с военным блоком, каким является ОДКБ, но и тормозится наращивание стратегического взаимодействия России, Китая и стран Центральной Азии. С учетом присоединения к ШОС Индии и Пакистана, действующие ограничения будут мешать использованию открывающихся возможностей создания масштабной структуры безопасности в Евразии.

Не приходится сомневаться, что потребность в такой структуре рано или поздно будет удовлетворена. События в Крыму, Восточной Украине и особенно в Сирии продемонстрировали решимость России отстаивать свои интересы. Нетрудно заметить, что формат использования российских ВКС и ВМС в Сирии идеально подходит для обеспечения безопасности инфраструктурных магистралей масштаба Экономического пояса Шелкового пути, а также подавления баз даже самых боеспособных экстремистов.

Рост мощи китайских вооруженных сил будет ускоряться в контексте долгосрочной программы «Китайская мечта о великом возрождении китайской нации». Эта мощь неизбежно будет проецироваться за границы Поднебесной. Уже сейчас появляются первые заморские базы, действует первая авианосная группа, китайские миротворцы стали самыми многочисленными в мире, происходят важные реформы в структуре ВС и пересматривается военная доктрина.

Реалии геополитической обстановки в Евразии диктуют не просто насыщение российско-китайского стратегического партнерства новыми формами военного взаимодействия, но и подключение к нему других стран, заинтересованных в региональной стабильности и развитии. Настало время задуматься о создании новой международной структуры в сфере безопасности. Уже сейчас стоит начать оптимизацию и координацию имеющихся форм коллективной безопасности. К деятельности штабных структур ОДКБ и АТЦ СНГ могли бы подключиться наблюдатели от Китая. Наблюдатели или даже целые подразделения НОАК могли бы принимать участие в антитеррористических учениях КСОР ОДКБ. Учения ШОС стоило бы приблизить к существующим и возможным маршрутам Нового шелкового пути и проводить их чаще, чем один раз в год (генсек НАТО Столтенберг рассказал, что альянс и его члены в 2014 году организовали около 200 учений). По аналогии с базами ОДКБ в странах – членах новой организации и в ключевых точках транспортных маршрутов можно было бы строить постоянные склады тяжелой военной техники и аэродромы сил безопасности.

Сыгравший роль первопроходца, ШОС не может стать новой структурой евразийской безопасности, у нее другой формат, другие правила. Но возникший 20 лет назад «шанхайский дух», добрые традиции «совместного ведения хозяйства» наверняка облегчат создание нового, небывалого по размаху международного сообщества «Евразийская безопасность».

Юрий Тавровский

izborskiy-club.livejournal.com

Шанхайский дух шагает к гармонии | Анализ политических событий в Европе, России, мире | DW

Саммит ШОС в Шанхае был юбилейным в двойном исчислении: десять лет с момента образования "шанхайской пятерки" и пять лет существования Шанхайской организации сотрудничества теперь уже шести государств. По мнению эксперта берлинского фонда "Наука и политика" Уве Хальбаха (Uwe Halbach), этот саммит ШОС вызвал наибольший резонанс из всех до сих пор проводившихся - да и то благодаря приглашению в Шанхай иранского президента.

Махмуд Ахмадинежад в Пекине

Махмуд Ахмадинежад, прибывший на встречу в роли наблюдателя, воздержался от прямых упоминаний конфликта вокруг иранской атомной программы. Понимая, что уже одним своим присутствием ставит "шанхайскую шестерку" в щекотливое положение, он ограничился лишь сдержанной критикой политики запугивания и давления, не называя при этом США.

Зато в остальном позиционировал себя так, как будто Иран уже стал полноправным членом ШОС. Ахмадинежад сказал, что только тесное сотрудничество на экономическом и политическом уровнях способно защитить участников организации от насильственного вмешательства со стороны "господствующих сил". "Шанхайская шестерка" должна превратиться в "сильную и влиятельную" институцию в сфере торговли, призвал иранский президент.

США подвергли критике факт предоставления Ирану статуса наблюдателя. Президент России Владимир Путин сказал в Шанхае перед встречей с Махмудом Ахмадинежадом, что Иран, как и любая другая страна, имеет право использовать высокие технологии. Но делать это так, чтобы не вызывать беспокойства у части международного сообщества. Помимо России и Китая в ШОС входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателя имеют кроме Тегерана Индия, Пакистан и Монголия.

Шанхайский дух

Шанхайский саммит завершился подписанием совместного коммюнике, в котором главы государств и правительств шести стран заявили, что по-прежнему приоритетной задачей считают борьбу против терроризма, сепаратизма и экстремизма, а также торговли наркотиками.

В коммюнике говорится также, что правовая основа и административные системы для экономического сотрудничества в рамках организации имеются, и что сотрудничество находится в фазе реализации конкретных пробных проектов. А также, что организация стремительно развивается благодаря приверженности "шанхайскому духу", которому свойственны, в частности, взаимное доверие, взаимовыгодная польза, равноправие и уважение. Конечная цель ШОС - судя по заключительным словам "Декларации по поводу пятилетнего существования Шанхайской организации сотрудничества" - достижение гармонии в мире.

Все впереди

Все сотрудничество участников ШОС сводится к политическим заявлениям, резюмируют между тем наблюдатели. Да и самой организации как таковой фактически не существует. Всего два года прошло с тех пор, как ШОС обзавелась секретариатом в Пекине и открыла антитеррористическое бюро в Узбекистане.

В Москве скоро заработает Деловой совет ШОС. Но это единственные постоянные институции ШОС. В Китае даже государственный печатный орган "Пекинское обозрение" признает, что "молодой организации" сначала надо "возмужать", что у нее "все ещё впереди", что "ей предстоит пройти немалый путь для того, чтобы стать по-настоящему эффективной".

Путь ШОС после саммита 2006 года ведет, по мнению немецкого эксперта Уве Хальбаха, в глубину. "До начала саммита ходили слухи о приеме в ШОС государств со статусом наблюдателя, о превращении ШОС в евразийскую суперорганизацию, в которой окажутся такие разные страны, как Россия, Китай, Индия и Пакистан. Но стало ясно, что такое расширение устраивает не всех, меньше всего, страны Центральной Азии, которые опасаются в таком случае оказаться вытесненными на периферию", - сообщил политолог.

Потенциал роста

Ввиду неимения общих культуры, истории, традиций и ценностей шесть участников Шанхайской организации сотрудничества не могут выработать единую стратегическую линию. Вместо общих целей - у них общие антипатии.

Участники ШОС отвергают терроризм, экстремизм и сепаратизм, не хотят стать аналогом НАТО в Восточной Азии и не намерены противопоставлять себя третьим странам. Вне рамок этого консенсуса каждый из участников ШОС ожидает, что организация будет играть роль, соответствующую именно его национальным интересам.

Какое же будущее ожидает эту "влиятельную международную организацию", как называют ШОС российские СМИ? Как отмечает эксперт берлинского фонда "Наука и политика" Уве Хальбах, "простое суммирование данных по площади и числу населения еще не делает ее важным глобальным игроком. И совершенно неуместно определение ШОС как "НАТО Востока". Оно ведет к переоценке интенсивности и эффективности сотрудничества членов этой организации в области политики безопасности".

В то же время, подчеркнул эксперт, ШОС отличается от многих возникших на постсоветском пространстве региональных организаций, которые по сути своей просто мыльные пузыри, без малейшего намека на кооперацию. В ШОС хотя бы есть стремление к повышению эффективности. Другое дело, отмечает эксперт, к чему стремится ШОС: стать эффективной региональной организацией или же "геополитическим игроком", противовесом западным организациям. (эв)

www.dw.com


Смотрите также