Μ. Φ. Быкова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
. ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ — в философии Гегеля вторая ступень развития духа. Пройдя стадию субъективного духа и подчинив себе свои состояния, освободив себя внутренне и став разумным свободным духом, дух реализует свою свободную волю в объективном мире.… … Философская энциклопедия «ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ» — (нем. der objektive Geist) – категория гегелевской философии, означающая «подлежащий порождению духом и порожденный им мир»: дух полагает объективность мира как действительность самого себя, как наличное бытие своей свободы. Учение Гегеля об… … Философская энциклопедия ДУХ — (греч. nous, pneuma; лат. spiritus, mens; нем. Geist; фр. esprit; англ. mind, spirit) 1. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности;… … Философская энциклопедия ДУХ ВРЕМЕНИ — (нем. Zeitgeist) согласно Гегелю, развертывающийся в истории объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой эпохи; совокупность идей, характерных для какого то периода. Гёте рассматривал дух времени как преобладающую… … Философская энциклопедия ДУХ — (от лат. дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, невещественному началу, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием «мышление».… … Тематический философский словарь Дух времени: Следующий шаг — Zeitgeist: Moving Forward … Википедия Объективный — Объективный ♦ Objectif Все, что больше относится к объекту, чем к субъекту; все, что существует независимо от какого бы то ни было субъекта, либо, при вмешательстве субъекта (например, в повествование или оценку), все, что служит… … Философский словарь Спонвиля объективный — 1. ОБЪЕКТИВНЫЙ см. Объектив. 2. ОБЪЕКТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна, вно. 1. Существующий вне сознания и независимо от него (противоп.: субъективный). О. мир. О ая действительность. О ые закономерности развития природы, общества. Природа подчиняется… … Энциклопедический словарь «ДУХ ХРИСТИАНИНА» — ежемесячный духовно лит. ж., издававшийся в С. Петербурге с сент. 1861 по сент. 1865 г. группой молодых священников под рук. свящ. А. В. Гумилевского. Первоначально в качестве редакторов издателей совместно выступали священники А. Гумилевский, И … Православная энциклопедия объективный — I см. объектив; ая, ое.; спец. О ая часть аэроаппарата (часть камеры аэрофотоаппарата, где устанавливается объектив) О ая призма телескопа (призма из стекла или кварца перед объективом телескопа для наблюдения спектров звёзд.) II ая, ое; вен, вна … Словарь многих выражений dic.academic.ruМихаил Овсянников - Гегель. Объективный дух
“ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” - это... Что такое “ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ”?
Смотреть что такое "“ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ”" в других словарях:
«ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ» - это... Что такое «ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ»?
.
- «ОБОСНОВАНИЕ ИНТУИТИВИЗМА»
- ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ,
Смотреть что такое "«ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ»" в других словарях:
ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ — в философии Гегеля вторая ступень развития духа. Пройдя стадию субъективного духа и подчинив себе свои состояния, освободив себя внутренне и став разумным свободным духом, дух реализует свою свободную волю в объективном мире.… … Философская энциклопедия
“ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” — “ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” (нем. der objektive Geist) категория гегелевской философии, означающая “подлежащий порождению духом и порожденный им мир”: дух полагает объективность мира как действительность самого себя, как наличное бытие своей свободы.… … Философская энциклопедия
ДУХ — (греч. nous, pneuma; лат. spiritus, mens; нем. Geist; фр. esprit; англ. mind, spirit) 1. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности;… … Философская энциклопедия
ДУХ ВРЕМЕНИ — (нем. Zeitgeist) согласно Гегелю, развертывающийся в истории объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой эпохи; совокупность идей, характерных для какого то периода. Гёте рассматривал дух времени как преобладающую… … Философская энциклопедия
ДУХ — (от лат. дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, невещественному началу, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием «мышление».… … Тематический философский словарь
Дух времени: Следующий шаг — Zeitgeist: Moving Forward … Википедия
Объективный — Объективный ♦ Objectif Все, что больше относится к объекту, чем к субъекту; все, что существует независимо от какого бы то ни было субъекта, либо, при вмешательстве субъекта (например, в повествование или оценку), все, что служит… … Философский словарь Спонвиля
объективный — 1. ОБЪЕКТИВНЫЙ см. Объектив. 2. ОБЪЕКТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна, вно. 1. Существующий вне сознания и независимо от него (противоп.: субъективный). О. мир. О ая действительность. О ые закономерности развития природы, общества. Природа подчиняется… … Энциклопедический словарь
«ДУХ ХРИСТИАНИНА» — ежемесячный духовно лит. ж., издававшийся в С. Петербурге с сент. 1861 по сент. 1865 г. группой молодых священников под рук. свящ. А. В. Гумилевского. Первоначально в качестве редакторов издателей совместно выступали священники А. Гумилевский, И … Православная энциклопедия
объективный — I см. объектив; ая, ое.; спец. О ая часть аэроаппарата (часть камеры аэрофотоаппарата, где устанавливается объектив) О ая призма телескопа (призма из стекла или кварца перед объективом телескопа для наблюдения спектров звёзд.) II ая, ое; вен, вна … Словарь многих выражений
dic.academic.ru
«Объективный дух» («философия права»)
«Объективный дух», к которому посредством прак- тической деятельности переходит «субъективный дух», характеризуется Гегелем как «наличное бытие свобод- ной воли», образующеесферу «права». Включаемые в «объективный дух» всевозможные социальные отно- шения освещаются Гегелем с позиций характерного для идеологов буржуазии «юридического мировоззре- ния» в его объективно-идеалистической трактовке: имеется в виду не только «ограниченное юридическое право», но «право, которое обнимает наличное бытие всех определений свободы»(96. 3. 327). Сжато изло- жив концепцию «объективного духа» сначала во вто- рой части «Энциклопедии философских наук», Гегель затем обстоятельно разработал ее в работе «Филосо- фия права». Свое понимание всемирной истории как процесса, завершающего развитие «объективного ду- ха», он в течение нескольких лет излагал в специаль- ном лекционном курсе, который был посмертно опу- бликован его учениками в виде «Лекций по философии истории».
«Почвой права, — указывал Гегель,— является во- обще духовное, и его ближайшим местом и исходным пунктом— воля, которая свободна, так что свобода со- ставляет ее субстанцию и определение, и система права есть царство реализованной свободы, мир духа, поро- жденный им самим как некая вторая природа»(94. 7. 31). Гегель выделял следующиетри ступени на восходящей лестницеразвития «свободной воли»: 1) аб- страктную волю как личность,2) частную волю как моральные отношения,3) субстанциальную волю как нравственность, воплощающуюся в семье, граждан- ском обществе и государстве.
Отмежевываясь от иррационалистического волюн- таризма, тяготение к которому издавна наблюдалось в немецкой философии и который в конце 10-х годов XIX в. получил последовательное выражение в учении А. Шопенгауэра(1788 — 1860), Гегель характеризовал волю не как принципиально отличную от мышления, а как «особый вид мышления»: «свободная воля»,
328
о которой идет речь в учении об «объективном духе» и в «философии права», это не противоположный ра- зуму субъективный произвол, а практический аспект мышления, т. е. «мышление как перемещающее себя в наличное бытие» и «как влечение сообщить себе на- личное бытие ». Отвергая все прежние трактовки сво- боды воли, Гегель заявлял, что «воля есть подлинная, свободная воля лишь как мыслящий интеллект».Ин- теллектуализируя понятие этойволи, Гегель придавал ей смысл такой целерациональной деятельности, кото- рая в силу свойственной ей объективной значимости («разумности») реализуется, а не остается на уровне внутреннего устремления. Существенным определе- нием «свободной воли» Гегель считал ее направлен- ность наосуществление свободы: «Воля истинна, когда... волит свободу»(94. 7. 33, 48, 49).
Абстрактное право
Первой ступенью на восходящей лестнице разви- тия воли Гегель считаетединичную волю некоего субъекта, который благодаря этой воле, неотде- лимой. от самосознания, становится юридическим лицом, правоспособной личностью. Такого рода лич- ность характеризуется как основаабстрактного, фор- мального права, имеющего своей заповедью «Будь ли- цом и уважай других в качестве лиц». Придавая важнейшее значение тому, что «лицо должно дать себе внешнюю сферу своей свободы», т. е. каким-то опре- деленным образом относиться к внешнему, «преднай- денному» миру, Гегель видит это отношение в том, что лицо присваивает себе вещи данного мира как свою собственность. Считая, что «лицо имеет право вкладывать свою волю в каждую вещь, которая бла- годаря этому есть моя», Гегель утверждает «абсолют- ное право человека на присвоение всех вещей». Приме- чательно, что это присвоение Гегель толкует как такое проявление верховенства человеческой воли по отно- шению к вещам, которое-де еще раз свидетельствует об истинности идеализма, не считающего «вещей, ка- ковы они суть, чем-то, что есть в себе и для себя», и несостоятельности материализма («реализма»), буд- то бы объявляющего вещи «абсолютными, хотя они и находятся в форме конечности»(94. 7. 65, 71, 72). Путаница, вносимая Гегелем в понятия идеализма
329
и материализма, заслуживает внимания и сама по себе как выражение тенденции использовать для обоснова- ния идеализма и дискредитации материализма софи- стические соображения, так и под углом зрения со- циальной обусловленности гегелевского идеализма, оказывающегося существенно связанным с философ- ским обоснованием частной собственности. Гегель подчеркивает, что «так как в собственности моя воля становится для меня объективной как личная воля», т. е. воля единичного человека, «то собственность по- лучает характер частной собственности». Свою фило- софию права Гегель характеризует как «важное учение о необходимости частной собственности». Идеали- стичность гегелевского обоснования частной собствен- ности выражается в утверждении, что она существует не ради удовлетворения определенной потребности, а потому, что в ней во имя реализации «разумности» идеи «снимается голая субъективность личности», так что «лишь в собственности лицо есть как разум». Со- гласно Гегелю, в борьбе с исторически предшествую- щей общей собственностью на землю «частная соб- ственность... должна была одержать верх» как «более разумный момент». Наряду с общей собственностью Гегель квалифицировал и ее равномерное распределе- ние как не соответствующее названной «разумности» (как и «справедливости»). Коммунистические и эгали- таристские принципы, с точки зрения Гегеля,— «пустая и поверхностная рассудочность»(94. 7. 72, 69, 75).
Существенно важно, что Гегель обосновывает «ра- зумность», правомерностьчастной собственности в ее буржуазной форме. Рабовладельческая и феодально- крепостническая формы собственности категорически осуждались Гегелем, объявившим личность и волю че- ловека не подлежащими отчуждению. Рабскую и кре- постную зависимость людей, равно как и запрещение рабам владеть собственностью и феодальные ограни- чения частной собственности, Гегель отнес к противо- разумным и противоправным видам отчуждения. Он ратовал за буржуазную «свободу собственности», от- мечая, что она «лишь со вчерашнего дня кое-где полу- чила признание в качестве принципа». По Гегелю, «это пример из всемирной истории, показывающей нам, какой длительный срок нужен духу для того, чтобы сделать шаг вперед в своем самосознании...» С точки зрения Гегеля,утверждение «свободы соб-
330
ственности» — это трансформация всемирно историче- ского значения, происшедшая полтора тысячелетия после того, как был провозглашен принцип «свободы лица», приписываемый им христианству. «Свободу собственности» Гегель понимал как право собственни- ков на основе договорных отношений между ними да- рить и обменивать свою частную собственность, тор- говать ею. По его мнению, «разум делает необхо- димым» такие отношения(94. 7. 86, 90, 96).
Уделяя большое внимание характеристике ос- новных видов договоров о правомерном отчуждении и приобретении собственности, Гегель в конце раздела об абстрактном праве рассматривает три формы нару- шения права частной собственности: так называемую «простодушную неправду», обман и преступление в соединении с принуждением. Здесь же содержится ге- гелевскоеучение о наказании: последнее трактуется как необходимое снятие преступления, имплицитно заклю- ченное в нем самом. Гегель выступал за строгое со- блюдение закона при установлении наказания, которое должно осуществляться только по суду. В согласии с просветителями он был противником жестокости на- казаний и обосновывал необходимость их смягчения по мере прогресса цивилизации, поддерживая соответ- ствующие воззрения итальянского правоведа Бекка- рия.
Мораль
Вторая часть «Философии права» посвященаморали, определяемой как право субъективной воли. Согласно Гегелю, развитие понятия воли со- стоит в том, что после того, как она получила налич- ное бытие «в некотором внешнем» (собственности), она должна получить его также «в некотором внутрен- нем», т. е. «она должна быть сама для себя субъектив- ностью и ставить себя перед самой собой». К рассмо- трению морали Гегель переходит сразу же после трак- товки наказания как снятия преступления. Указывая, что моральная воля проявляется в поступках, Гегель считает, что если с ними связано зло, то оно уже не носит характер юридически наказуемого преступления, а если с ними связано добро, то оно уже не опреде- ляется через соответствие юридическим законам. В праве моральной воли Гегель выделяет следующие
331
три стороны как представляющие единичное, особен- ное и всеобщее: 1) поступок должен совпадать с субъективным («моим») умыслом,2) субъективное намерение должно иметь своей целью благо,3) посту- пок должен соответствовать добру как объективной ценности(94. 7. 123,133).
Гегелевское понимание морали соотнесено прежде всего с тем, как она трактовалась Кантом, а также Фихте и немецкими романтиками. В основном это со- отнесение является полемическим, хотя Гегель и при- знает немалые достоинства за кантовским учением о морали в плане постановки проблем.Полемично по отношению к Канту настаивание Гегеля на том, что в сфере морали важно не только умонастроение субъекта, но и соответствующие этому умонастрое- нию поступки с их объективными следствиями.Поле- мично по отношению к романтикам несогласие Гегеля с тем, чтобы «внутреннюю восторженность и задушев- ность» превращать в единственный «критерий право- го, разумного и превосходного...». Если в кантовской философии Гегель критикует формальность и аб- страктность ее понимания морали, то в романтизме он осуждает нигилистическое отношение к морали, вырастающее на почве апологии индивидуалистиче- ского своеволия. С точки зрения Гегеля, умысел, ре- ализующийся в поступке, делает человека вменяемым, и если поступок порождает зло, то он с моральной точки зрения должен подвергнуться осуждению как определенная вина. Гегель был убежден, что субъек- тивное намерение должно рассматриваться не изоли- рованно, а в связи с благом, мысль о котором неотде- лима от морального намерения. Обратим внимание на то, что стремление удовлетворить насущные жиз- ненные потребности человека Гегель, в отличие от Канта, не считал несовместимым с моральностью на- мерения. К «абстрактной рефлексии» относил Гегель кантовское «воззрение на мораль, согласно которому последняя должна вечно существовать лишь в качестве враждебной борьбы с удовлетворением человеком своей собственной потребности» по принципу «делать с отвращением то, что велит долг». Гегель настолько высоко ставил названные потребности, что во имя предотвращения смерти обездоленного человека от го- лода обосновывал правомерность нарушения не толь- ко абстрактных принципов морали, но и «абстрактно-
332
го права», стоящего на страже частной собственности. Проявляя поразительную для апологета этой соб- ственности гуманность, Гегель заявлял, что «если жизнь находится в высшей опасности и ее спасение сталкивается с собственностью обеспеченного правом другого человека, она может притязать на право нужды» и быть «поддержана посредством кражи куска хлеба...» (94. 7. 145, 144, 146).
Полемикой с Кантом пронизана гегелевская трак- товка добра и его «внутреннего определения»— сове- сти. Характеризуя добро как «единство понятия воли и особенной воли» и «как сущность воли в ее субстан- циальности и всеобщности», Гегель указывал, во- первых, что «добрая воля» не может быть таковой без ее объективной реализуемости, предполагающей при- знание ею «права объективности» и действие «соответ- ственно тому, что в этом мире имеет силу». Во- вторых, признавая «заслугу и возвышенность кантов- ской практической философии» в понимании добра как безусловного долга, Гегель вместе с тем считал недо- статком этой философии отсутствие в ней разъясне- ния, что же конкретно представляет собой долг, равно как что же именно должен делать человек, руковод- ствующийся категорическим императивом. По Геге- лю, отсутствие содержательного определения добра нетерпимо потому, что оно порождает, с одной сто- роны, иезуитское лицемерие, выдающее зло за добро, а с другой стороны,— романтическое стирание разли- чия между добром и злом из-за мнения, что «доброе сердце, доброе намерение и субъективное убеждение суть именно то, что сообщает поступкам их цен- ность...». Гегель понимал, что романтический амора- лизм, находивший определенные предпосылки в кан- товском агностицизме и в фихтевском превознесении «я», выражает духовный кризис переломной историче- ской эпохи, когда традиционные обязанности оказа- лись не соответствующими требованиям развившегося человеческого самосознания и «воля лучших людей» «вынуждена стараться найти гармонию, утерянную в мире действительности, лишь в идеальной глубине внутреннего голоса». Но Гегель был убежден, что «дух» уже создал необходимые предпосылки для вос- становления на основе философии «абсолютного идеа- лизма» со свойственной ей высшей рациональностью уважения к моральным ценностям, которые для этого
333
должны быть поняты не на уровне одной лишь субъективности, а в том единстве «субъективности и объективного в себе и для себя сущего добра», кото- рое есть «нравственность» (94. 7. 151, 153, 159, 168, 158, 177).
studfiles.net
Михаил Овсянников - Гегель - стр 19
2. Объективный дух
а) Учение о праве, экономике и государстве
Различные области общественной жизни Гегель рассматривает в качестве проявлений объективного духа. Объективный дух - это некая закономерность, возвышающаяся над жизнью индивидов и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Рассматривая различные области общественной жизни в качестве обнаружения деятельности "духа", Гегель тем самым демонстрирует идеалистический подход в истолковании общественных явлений.
Объективный дух в своем движении, согласно Гегелю, проходит три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность. В свою очередь нравственность охватывает семью, гражданское общество и государство. Пройдя ступени внутреннего и внешнего государственного права, объективный дух поднимается на стадию всемирной истории. "Насколько идеалистична здесь форма, - говорит Ф. Энгельс, - настолько же реалистично содержание. Наряду с моралью оно заключает в себе всю область права, экономики и политики. У Фейербаха - как раз наоборот. По форме он реалистичен, за точку отправления он берет человека; но о мире, в котором живет этот человек, у него нет и речи, и потому его человек остается постоянно тем же абстрактным человеком, который фигурирует в философии религии" (1, 21, стр. 295). Это высказывание Энгельса имеет большое методологическое значение для понимания теории общественного развития Гегеля. Представляя все стороны общественных отношений людей в виде саморазвития объективного духа, Гегель тем самым ставит на голову всю реальную деятельность общественного человека и его действительные социальные связи. Эта мистификация обнаруживается уже в исходных предпосылках "Философии права". Гегель начинает с анализа понятия свободы, поскольку право и собственность как основные категории "абстрактного права" - суть осуществления свободы. Гегель считает, что свобода - это абстрактная категория, которая проявляется прежде всего в праве. Поэтому право есть бытие свободы. Вообще целью деятельности объективного духа, по Гегелю, является реализация свободы во внешнем мире, с тем чтобы действительность могла стать миром свободных отношений. Поэтому и в "Философии права", и в "Философии истории" выдвигается на первый план проблема свободы и необходимости.
Свобода, по Гегелю, не есть произвол, она ограничивается известными условиями. Быть свободным - значит сознавать границы и необходимость того, что человек делает. "Если я, - говорит Гегель, - хочу разумного, то я поступаю не как обособленный индивидуум, а согласно понятиям нравственности вообще; в нравственном поступке выдвигаю я не самого себя, а суть" (8, VII, стр. 45). Подлинно свободной волей обладает лишь мыслящий интеллект. Особенно важным является осознание человеком своей свободы. Раб, по Гегелю, потому есть раб, что он не знает, не мыслит свою свободу. "…Воля истинна, когда то, что она волит, ее содержание, тожественно с нею, когда, следовательно, свобода волит свободу" (8, VII, стр. 49).
В обществе произвольные поступки отдельных людей преодолеваются, ограничиваются. Свобода в обществе есть преодоление произвола отдельных людей. Человек проявляет свою волю не неопределенно, не как произвол, а как ограниченную волю. Это ограничение воли осуществляется правовыми нормами и законами, т. е. в сфере правовых отношений. Право, по Гегелю, есть наличное бытие свободы. Это учение Гегеля расходится с воззрениями Канта и Фихте, утверждавших, что право представляет собой ограничение произвола одного человека произволом другого на основании свободы. Как видно, Гегель (так же как Кант и Фихте) очень далек от понимания права как воли господствующего класса, возведенной в закон. Классовая сущность права от Гегеля ускользает. Вместе с тем из всего хода его рассуждений ясно, что в трактовке правовых и политических категорий Гегель всецело отстаивает точку зрения буржуазии. Уже сам факт выдвижения права на первый план и противопоставление права произволу характеризуют Гегеля как идеолога немецкой дореволюционной буржуазии. Антифеодальный характер носит также и призыв философа: "…будь лицом и уважай других в качестве лиц" (8, VII, стр. 65), так как в этой заповеди утверждается достоинство личности, попираемое в условиях феодальных порядков. Буржуазная сущность гегелевской концепции права выявляется еще резче, когда он начинает анализировать проблему частной собственности. Свободу частной собственности он считает одним из величайших завоеваний нового времени. По его мнению, частная собственность является единственно существенным определением личности. "Лишь в собственности, - говорит он, - лицо есть как разум" (8, VII, стр. 69). Гегель, однако, упускает из виду, что между провозглашением свободы личности и отстаиванием института частной собственности заключено противоречие. Человек, владеющий собственностью, уже не свободен, он прикреплен к ней. Гегель не понимает также, что свобода собственности в буржуазном обществе означает свободу присвоения продуктов чужого труда.
Анализируя частную собственность, Гегель формулирует интересную мысль. Речь идет о понимании капитала как самовозрастающей стоимости. "Разумность собственности, - говорит Гегель, - заключается не в удовлетворении потребности, а в том, что снимается голая субъективность личности" (8, VII, стр. 69). Если собственность служит не удовлетворением потребности, то она, стало быть, служит себе, своему возрастанию и росту. Сделав шаг к правильному пониманию очень существенной экономической категории капитализма, Гегель, однако, все дело сводит к обмену, к купле-продаже. Таким образом, отношения буржуазного общества он понимает не как отношения людей в процессе производства, а как отношения в процессе обмена, как отношения купли - продажи. Весь дальнейший анализ правовых отношений Гегель сводит к рассмотрению отношений купли - продажи. Поэтому право сначала выступает как владение, оно есть собственность; затем оно выступает в договоре как отношение одного собственника к другому собственнику; право осуществляется в форме неправды и преступления. Гегель смешивает экономические категории с юридическими, причем определяющими у него являются правовые отношения. Так, частную собственность он выводит из "свободной воли" личности, в конечном счете из разума. Реальные экономические отношения, следовательно, обволакиваются у Гегеля густым туманом мистики, что, однако, вовсе не означает, что Гегель окончательно теряет способность правильно схватывать отдельные моменты этих отношений.
Абсолютное право человека на присвоение вещей покоится, по Гегелю, на том, что лицо имеет право вкладывать свою волю в каждую вещь. Благодаря этому вещь становится моей вещью, и моя воля в этой вещи есть субстанциальная цель данной вещи, сама же вещь такой цели не имеет. По Гегелю, следовательно, все может стать моим, поскольку я вкладываю в это свою волю. Это значит, что все может стать предметом моей воли, предметом купли и продажи, т. е. товаром. Гегель правильно нащупал тот факт, что в буржуазном обществе все может стать предметом купли и продажи. Но как быть с такого рода явлениями, как духовные умения, науки, искусство, даже религиозные действия (проповеди, молитвы), изобретения и т. д.? Все это тоже в буржуазном обществе становится предметом договора, купли и продажи. Возникшее затруднение Гегель решает следующим способом: "Познания, науки, таланты и т. д. свойственны, разумеется, свободному духу и представляют собою его внутренние качества, а не нечто внешнее, но вместе с тем можно посредством высказывания (Aeusserung) дать им внешнее (ausserliches) существование и отчуждать (veraussern) их, благодаря чему они подводятся под определение вещей" (8, VII, стр. 70). Гегель, таким образом, подметил чрезвычайно существенный момент буржуазных отношений, где происходит процесс овеществления духовных способностей человека. Этот факт он фиксирует в спокойно-эпическом тоне, не понимая всей глубины трагедии ученого, художника, изобретателя и других, продукты деятельности которых превращаются в товар в условиях капиталистического общества.
Владение, согласно Гегелю, состоит в том, что нечто находится во власти определенного человека. Обладание собственностью представляется средством по отношению к потребности, т. е. если человек имеет потребность в чем-либо, он может ее удовлетворить посредством приобретения данной вещи и ее потребления. Но потребление, по Гегелю, не главное. "Истинное же взаимоотношение состоит в том, что с точки зрения свободы собственность как первое наличное бытие последней есть сама по себе существенная цель" (8, VII, стр. 72). Гегель замечает, что чрезмерное личное потребление отнимает у капиталиста часть от накопленного капитала. Это, по выражению Гегеля, есть стародворянский принцип, состоящий "в потреблении имеющегося в наличии". Гегелю ясно, что первейшая обязанность капиталиста - накопление капитала. Говоря, что собственность есть сама в себе цель, Гегель тем самым тонко улавливает психологию буржуа, стремящегося к безграничному накоплению собственности.
Поскольку в собственности воля человека выступает как воля единичного человека, постольку собственность имеет характер частной собственности. Гегель резко выступает против общей собственности.
Гегель критикует и мелкобуржуазную теорию равного распределения имущества. Он указывает, что величина имущества зависит от трудолюбия, а поскольку одни более трудолюбивы, а другие менее, постольку первоначальное равенство со временем обязательно рушится.
profilib.net