Дух мёртвых не дремлет. Дух мертвых не дремлет


Дух мёртвых не дремлет — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Поль Гоген
Дух мёртвых не дремлет. 1892
Manao Tupapau
Холст, масло. 72,4 × 92,4 см
Галерея искусств Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
К:Картины 1892 года

«Дух мёртвых не дремлет» (Manao Tupapau) — картина французского художника Поля Гогена.

Гоген написал «Дух мертвых не дремлет» в 1892 году, в глухой деревне на острове Таити. На этой картине наблюдается характерное для художника смешение вымысла с явью, когда древние легенды тесно переплетаются с жизнью таитян.

Молодая девушка списана с Техуры, юной таитянской жены Гогена. Дух изображен в виде обычной маленькой женщины. Мрачный фиолетовый фон картины создает соответствующую атмосферу.

История создания

Толчком к созданию полотная явилось реальное событие. Гоген отправился в Папеэте и задержался там до темна. В светильнике закончилось масло, и поджидавшая художника Техура осталась лежать в темноте. Входя в дом, он чиркнул спичкой, чтобы осветить помещение, чем напугал Техуру: «Могла ли она не принять меня за демонического призрака — тупапау, легенды о которых не дают её народу спать по ночам?»[1]. Позже, описывая замысел картины, Гоген замечал, что «туземцы очень боятся привидений и на ночь всегда оставляют зажженной лампу. В безлунную ночь они не выйдут из дому без фонаря, да и с фонарем никто не отважится выйти в одиночку»[2]. Тупапау, дух мёртвого, изображён в виде женской фигуры в чёрном плаще и с лицом, похожим на маску: «Как туземная женщина представляет себе привидение? Она никогда не была в театре, не читала романов. Поэтому, когда она пытается представить себе привидение, она думает об умершем человеке, которого знала. Значит, мой призрак должен быть похож на обыкновенную старушку, протянувшую руки как бы для того, чтобы схватить добычу. Склонность к декоративному побуждает меня разбросать на фоне цветы. Цветы тоже тупапау, то есть блуждающие огоньки; они показывают, что привидения интересуются нами, людьми. Таково таитянское поверье»[2]. Художник дал картине «таитянское» название «Manao tupapau», что в его переводе звучит как «Мысль, или Вера и привидение», добавив, что «[название] можно толковать двояко. Либо она думает о привидении, либо привидение думает о ней». В действительности на таитянском языке словосочетание «Manao tupapau» звучит буквально как «мысль призрак» и представляет собой бессмыслицу[2].

Гоген высоко оценивал это произведение и изобразил его на заднем фоне своего автопортрета 1893 года.

Напишите отзыв о статье "Дух мёртвых не дремлет"

Примечания

  1. ↑ [http://litmed.med.nyu.edu/Annotation?action=view&annid=10316 Literature, Arts and Medicine Database. Spirit of the Dead Watching (Manao tupapau) Annotated by Bertman, Sandra L.]
  2. ↑ 1 2 3 Даниельссон, Бенгт. Гоген в Полинезии. М.: Искусство, 1969

Отрывок, характеризующий Дух мёртвых не дремлет

Я же такой уверенностью об «обязательном» счастье никогда не страдала и, наверное, поэтому не считала свою судьбу «горькой или несправедливой», а наоборот – была в душе счастливым ребёнком, что и помогало мне преодолевать многие из тех препятствий, которые очень «щедро и постоянно» дарила мне моя судьба… Просто иногда случались короткие срывы, когда бывало очень грустно и одиноко, и казалось, что стоит только внутри сдаться, не искать больше причин своей «необычности», не бороться за свою «недоказанную» правду, как всё сразу же станет на свои места… И не будет больше ни обид, ни горечи незаслуженных упрёков, ни, ставшего уже почти постоянным, одиночества. Но на следующее утро я встречала свою милую, светящуюся, как яркое солнышко, соседку Леокадию, которая радостно спрашивала: – Какой чудесный день, не правда ли?.. – И мне, здоровой и сильной, тут же становилось очень стыдно за свою непростительную слабость и, покраснев, как спелый помидор, я сжимала свои, тогда ещё маленькие, но достаточно «целеустремлённые» кулаки и снова готова была кинуться в бой со всем окружающим миром, чтобы ещё более яростно отстаивать свои «ненормальности» и саму себя… Помню, как однажды, после очередного «душевного смятения», я сидела одна в саду под своей любимой старой яблоней и мысленно пыталась «разложить по полочкам» свои сомнения и ошибки, и была очень недовольна тем, какой получался результат. Моя соседка, Леокадия, под своим окном сажала цветы (чем, с её недугом было очень трудно заниматься) и могла прекрасно меня видеть. Наверное, ей не очень понравилось моё тогдашнее состояние (которое всегда, несмотря на то, хорошее или плохое, было написано на моём лице), потому что она подошла к забору и спросила – не хочу ли я позавтракать с ней её пирожками? Я с удовольствием согласилась – её присутствие всегда было очень приятным и успокаивающим, так же, как всегда вкусными были и её пирожки. А ещё мне очень хотелось с кем-то поговорить о том, что меня угнетало уже несколько дней, а делиться этим дома почему-то в тот момент не хотелось. Наверное, просто иногда мнение постороннего человека могло дать больше «пищи для размышлений», чем забота и неусыпное внимание вечно волновавшихся за меня бабушки или мамы. Поэтому я с удовольствием приняла предложение соседки и пошла к ней завтракать, уже издали чувствуя чудодейственный запах моих любимых вишнёвых пирожков. Я не была очень «открытой», когда дело касалось моих «необычных» способностей, но с Леокадией я время от времени делилась какими-то своими неудачами или огорчениями, так как она была по-настоящему отличным слушателем и никогда не старалась просто «уберечь» меня от каких либо неприятностей, что, к сожалению, очень часто делала мама и, что иногда заставляло меня закрыться от неё намного более, чем мне этого хотелось бы. В тот день я рассказала Леокадии о своём маленьком «провале», который произошёл во время моих очередных «экспериментов» и который меня сильно огорчил.

o-ili-v.ru

Картина Гогена «Дух мертвых не дремлет»

 

 Картина Гогена «Дух мертвых не дремлет (Манао Тупапау)» (73х92 см) создана в 1892 году на Таити. В то время Гоген был женат на молодой таитянке Техуре, которая и послужила моделью для картины.

Картина Гогена «Дух мертвых не дремлет (Манао Тупапау)» (73х92 см) создана в 1892 году на Таити.

Поль Гоген «Дух мертвых не дремлет (Манао Тупапау)» 1892 г.

 

Именно Техура поведала Гогену массу местных легенд, связанных с духами умерших предков. Однако отправной точкой для написания картины стало вполне обыденное событие. Как-то раз Гоген уехал в столичный город Папеэте и долго не возвращался. В освещавшей хижину лампе выгорело все масло, и Техуре пришлось дожидаться мужа в темноте. Она была напугана и расстроена, впрочем, истинной причиной ее переживаний были мысли о том, что в столице Гоген вполне мог посетить публичный дом.

Картина «Дух мертвых не дремлет» характерна для Гогена в том плане, что сочетает в себе реальность и вымысел. В ней нашли свое отражение языческие суеверия, распространенные на островах, где жил Гоген. Для фона картины Гоген выбрал фиолетовый цвет, который, как он считал, способен наводить ужас на зрителя. Здесь же Гоген помещает и название картины, что очень характерно для него.

Картина Гогена «Дух мертвых не дремлет (Манао Тупапау)» (73х92 см) создана в 1892 году на Таити.

Фрагмент фиолетового фона с названием картины

 

По мнению Гогена, дух мертвых должен был предстать перед юной девушкой именно в виде обычной женщины небольшого роста, одетой во все черное.

Картина Гогена «Дух мертвых не дремлет (Манао Тупапау)» (73х92 см) создана в 1892 году на Таити.

Дух мертвых в виде женщины в черном

 

На заднем плане картины Гоген изобразил цветы, которые, однако, существуют лишь в его воображении. Именно поэтому они, по словам Гогена, больше похожи на искры.

Картина Гогена «Дух мертвых не дремлет (Манао Тупапау)» (73х92 см) создана в 1892 году на Таити.

Фантастические цветы

 

Простыни, на которых лежит Техура, написаны ядовито-желтым цветом. Это, по мнению Гогена, должно было стать странной неожиданностью для зрителя и напомнить о свете угасшей лампы.

Картина Гогена «Дух мертвых не дремлет (Манао Тупапау)» (73х92 см) создана в 1892 году на Таити.

Фрагмент простыни

 

В настоящее время картина Гогена «Дух мертвых не дремлет» находится в Галерее Олбрайта в Буффало (США).

 

Похожее

aquarells.ru

Дух мёртвых не дремлет

«Дух мёртвых не дремлет» (Manao Tupapau) — картина французского художника Поля Гогена.

Гоген написал «Дух мертвых не дремлет» в 1892 году, в глухой деревне на острове Таити. На этой картине наблюдается характерное для художника смешение вымысла с явью, когда древние легенды тесно переплетаются с жизнью таитян.

Молодая девушка списана с Техуры, юной таитянской жены Гогена. Дух изображен в виде обычной маленькой женщины. Мрачный фиолетовый фон картины создает соответствующую атмосферу.

История создания

Толчком к созданию полотная явилось реальное событие. Гоген отправился в Папеэте и задержался там до темна. В светильнике закончилось масло, и поджидавшая художника Техура осталась лежать в темноте. Входя в дом, он чиркнул спичкой, чтобы осветить помещение, чем напугал Техуру: «Могла ли она не принять меня за демонического призрака — тупапау, легенды о которых не дают её народу спать по ночам?». Позже, описывая замысел картины, Гоген замечал, что «туземцы очень боятся привидений и на ночь всегда оставляют зажженной лампу. В безлунную ночь они не выйдут из дому без фонаря, да и с фонарем никто не отважится выйти в одиночку». Тупапау, дух мёртвого, изображён в виде женской фигуры в чёрном плаще и с лицом, похожим на маску: «Как туземная женщина представляет себе привидение? Она никогда не была в театре, не читала романов. Поэтому, когда она пытается представить себе привидение, она думает об умершем человеке, которого знала. Значит, мой призрак должен быть похож на обыкновенную старушку, протянувшую руки как бы для того, чтобы схватить добычу. Склонность к декоративному побуждает меня разбросать на фоне цветы. Цветы тоже тупапау, то есть блуждающие огоньки; они показывают, что привидения интересуются нами, людьми. Таково таитянское поверье». Художник дал картине «таитянское» название «Manao tupapau», что в его переводе звучит как «Мысль, или Вера и привидение», добавив, что « можно толковать двояко. Либо она думает о привидении, либо привидение думает о ней». В действительности на таитянском языке словосочетание «Manao tupapau» звучит буквально как «мысль призрак» и представляет собой бессмыслицу.

Гоген высоко оценивал это произведение и изобразил его на заднем фоне своего автопортрета 1893 года.

Примечания

  1. ↑ Literature, Arts and Medicine Database. Spirit of the Dead Watching (Manao tupapau) Annotated by Bertman, Sandra L.
  2. ↑ 1 2 3 Даниельссон, Бенгт. Гоген в Полинезии. М.: Искусство, 1969
Поль Гоген Картины Другие работы Выставки Семья и друзья
Шьющая женщина (1880) · Жёлтый Христос (1889) · Ia Orana Maria (1891) · Женщина с цветком (1891) · Таитянские женщины на побережье (1891) · А, ты ревнуешь? (1892) · Дух мёртвых не дремлет (1892) · Её звали Вайраумати (1892) · Когда свадьба? (1892) · Женщина, держащая плод (1893) · Забава злого духа (1894) · Больше никогда (1897) · Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? (1897—1898)
Jug in the Form of a Head, Self-Portrait (1889) · Soyez amoureuses vous serez heureuses (1889) · Oviri (1895)
Les XX, 1889 · The Volpini Exhibition, 1889
Эмиль Бернар · Винсент ван Гог · Мейер де Хан · Шарль Лаваль · George-Daniel de Monfreid · Камиль Писсарро · Flora Tristan · Émile Schuffenecker

Дух мёртвых не дремлет Информация о

Дух мёртвых не дремлетДух мёртвых не дремлет

Дух мёртвых не дремлет Информация Видео

Дух мёртвых не дремлет Просмотр темы.

Дух мёртвых не дремлет что, Дух мёртвых не дремлет кто, Дух мёртвых не дремлет объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com


Смотрите также