Фильм "Ликвидация": что осталось за кадром (10 фото). Дух одессы в фильме ликвидация 7 букв


Ликвидация маршалом Жуковым Г.К. бандитских группировок в послевоенной Одессе

Страница 3 из 3

Памятник человеку, который стал прототипом главного героя

В Одессе будет установлен памятник человеку, который стал прототипом главного героя нашумевшего российского сериала «Ликвидация» — начальника уголовного розыска Давида Гоцмана. Об этом во время визита в Одессу сообщил глава МВД Украины Юрий Луценко.

Скульптуру установят возле здания Главного регионального управления МВД на Еврейской, 12, уже в нынешнем году. Предполагается, что свое место она займет ко Дню милиции, который отмечается 20 декабря.

Памятник Давиду Гоцману в Одессе

14-серийный телевизионный сериал «Ликвидация» режиссера Сергея Урсуляка повествует о работе одесского уголовного розыска в послевоенные годы. Роль Давида Гоцмана исполняет Владимир Машков. Считается, что этот запомнившийся зрителям образ очень "созвучен" с реальным человеком — Давидом Михайловичем Курляндом. Он приехал в Одессу в апреле 1944-го и через 4 года стал заместителем начальника УГРО. Как рассказал Юрий Луценко, в музее МВД имеются фотографии одесского розыскника, так что скульптурное изображение будет соответствовать оригиналу.

В одесском Музее милиции хранятся и воспоминания Давида Курлянда, написанные в конце восьмидесятых. В красной папке более 200 страниц. Здесь перечислены самые значимые дела, которые "настоящий Гоцман" расследовал с 1935 по 1963 год, работая в Узбекистане, в Харькове и Одессе. Написаны они по-разному: где по-канцелярски сухо, а где по-одесски, с юмором. Дневник — кладезь сюжетов для новых детективов, одни заголовки дел уже привлекают внимание:"Оборотень", "И оружие не помогло", "Случайное задержание", "Неудавшаяся гастроль", "Задача с одним неизвестным", "Засада", "Импортный макинтош", "Яшка китайчик"…

В те времена, о которых рассказывает сериал «Ликвидация», Одесса была в числе городов так называемого "особого списка". Это определение означает, что бандитизм здесь "зашкаливал", а согласно тогдашнему законодательству, к лицам, заподозренным в бандитизме, можно было применять любые меры военного времени — вплоть до расстрела на месте в случае оказания сопротивления.

"Тяжело было всем службам УВД в освобожденном городе, — так писал Курлянд о послевоенной Одессе. — Преступники активно действовали, особенно дезертиры, которые, как правило, были вооружены. Они совершали разбойные нападения, похищали государственное и личное имущество. Преступники нередко оказывали вооруженное сопротивление, во время которого мы потеряли несколько оперативных работников. Мы работали, не жалея своего здоровья. Память о тех, кто погиб в схватке с преступниками, навсегда останется в наших сердцах... Как и у других сотрудников, у меня были неприятности по службе и дисциплинарные взыскания, но это никак не отражалось на добросовестном выполнении мною обязанностей".

В основу фильма легли реальные события. Летом 1946 года по приказу Сталина маршал Георгий Жуков был снят с поста Главнокомандующего Сухопутными войсками и отправлен на Украину командовать Одесским военным округом. В Одессе он с ходу взялся за наведение порядка.

Было проведено несколько громких операций. Одна из них, под названием "Маскарад", и легла в основу сценария. — Приехал Жуков 4 июня 1946 года. Я его встречал на железнодорожном вокзале в качестве помощника военного коменданта станции "Одесса-главная". Жуков выглядел угрюмым, но статным и полным достоинства, — вспоминает одессит Евгений Горелюк, ныне спортивный журналист. — Сначала он поехал на Пролетарский бульвар (сейчас Французский бульвар. — Прим. ред.), где проживал, а потом в штаб военного округа на улице Островидова. А позже Жуков жил на улице Дворянской…

Режиссер Сергей Урсуляк не раз говорил, что все действия героев в "Ликвидации" выдуманы от начала до конца. Исключение — приезд маршала Жукова в Одессу и операция военной контрразведки по уничтожению бандитов. Действительно, в реальных воспоминаниях Давида Курлянда о событиях в Одессе в 1946-1948 годах нет практически ничего общего со сценарием "Ликвидации" — ни уголовных дел, показанных в фильме, ни людей, похожих на киногероев.

"Не принимать всерьез" историческую сторону сериала настоятельно рекомендует и известный одесский краевед Олег Губарь: — Многие моменты ошибочны. Не существовало никаких "лесных братьев", с которыми состояли в сговоре бандиты Чекан и Академик, потому не могли они организовать восстание в Одессе. И вообще, откуда леса под Одессой, на Юге Украины? Возможно, строительные леса возле оперного театра имелись в виду? Конечно, не происходило и ареста "воров в законе" на концерте Леонида Утесова. Понимаете, даже не стоит об этом говорить, это же не документальное кино…

— Маршал Жуков действительно командовал Одесским военным округом. И секретная операция по "зачистке" Одессы от бандитов по его инициативе была проведена на самом деле, — говорит автор двухтомного романа «Ликвидация», написанного по мотивам сценария Алексея Пояркова Вячеслав Бондаренко. — Все остальное — вымысел, но вымысел очень правдоподобный — его сопровождают реальные исторические детали. Герои романа и фильма ходят по настоящим одесским улицам, ездят в трамваях и автомобилях, которые были в Одессе тех лет, болеют за настоящие футбольные команды, у них именно такие татуировки, какие носили в то время...

Сразу после выхода "Ликвидации" знатоки Одессы, всласть поругав все то, что одесситы могут поругать в "одесском фильме", снятом москвичами (а "ляпов" в нем действительно хватает!), выдвинули сразу несколько версий относительно того, кто именно может считаться прототипом Давида Гоцмана. Назывались имена Артема Кузьменко, заместителя начальника управления НКВД по Одесской области, оперативника Франка, сотрудника специального отряда по борьбе с бандитизмом Янкеля Флига, Виктора Павлова, который с 1944 года возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом…

— Никто из съемочной группы "Ликвидации" не интересовался воспоминаниями опера Давида Курлянда, — утверждает Василий Давиденко, директор народного Музея истории органов внутренних дел Одесской области. — Ни Машков, ни Урсуляк их не читали. Да и вряд ли они вообще знали о существовании Курлянда. Ведь то, что герой фильма Гоцман на него внешне похож, выяснилось только сейчас. По всей видимости, это случайное совпадение. А что до совпадения имен... так Давидов тогда в Одессе много было...

Тем не менее, сам Василий Давиденко в Гоцмане видит именно Давида Курлянда, с которым был знаком лично. Вспоминает, что Давид Михайлович много занимался милицейским музеем, экспонатами, тщательно собирал документы. Говорит, что Курлянд был на хорошем счету у коллег и начальства. Быстро принимал решения, умел попадать в цель. Но самое главное — был трудоголиком и обладал неимоверным сыщицким нюхом…alt

Родился Давид Курлянд в 1913 году, был младшим в семье, в начале двадцатых жил в детдоме (мать была не в силах прокормить троих детей). В УГРО пришел в 30 лет. Был женат. С женой и двумя детьми — сыном и дочерью — жил в коммунальной квартире в центре Одессы, на Соборной площади. Умер полтора десятка лет тому назад. Таковы скупые строчки биографии из личного дела… — В 1946 году Курлянд работал начальником отдела уголовного розыска, потом его перевели на должность заместителя начальника УГРО, — вспоминал в интервью газете "Добрый вечер" ветеран милиции Владимир Олейниченко. — Был он человеком скромным, серьезным, культурным, непьющим и не позволял себе лишних эмоций. С ним легко было общаться. Помню смешной случай, когда нам пришлось говорить со Сталиным. Мы сидели в обеденный перерыв у начальника облуправления НКВД генерал-майора Юхимовича. Зазвонил телефон. Курлянд сказал: "Ну какой дурак звонит в обеденный перерыв!". Я взял трубку, оказалось — говорит Василий Сталин, он тогда был командующим воздушной армии, попросил найти одну одесситку, которая пропала во время оккупации Одессы… С 1958 года Давид Курлянд читал лекции в Одесской спецшколе милиции МВД СССР. В 1963 году был уволен в запас. Однако он ушел с обидой. Однажды позвонил Курлянду тогдашний начальник управления городской милиции и спросил: "Вы знаете, что ограбили Сбербанк?". Курлянд еще не владел информацией, и тогда ему грубо заявили: "Зачем вы тогда там сидите?". После этого он и положил заявление на стол. С его уходом милиция многое потеряла…

Наверное, споры о том, кто из реальных исторических персонажей "больше похож" на Гоцмана, будут еще продолжаться. Так же, как и дискуссии на тему, насколько точно создатели сериала воплотили в своей работе Одессу (или свое представление о ней). Съемки сериала проходили в обычных одесских дворах, жилых квартирах и подъездах. Натуру и "гримировать" особой нужды не было: сегодняшние улицы Молдаванки или Слободки вполне сошли за "сразу после войны". А вот российским актерам для пущей убедительности пришлось брать уроки "одесского языка" (сценарист Алексей Поярков несколько месяцев провел в Одессе, специально ездил в общественном транспорте, консультировался с собирателями местного фольклора). Бывший киевлянин Сергей Маковецкий, сыгравший в "Ликвидации" роль экс-щипача Фимы, обращался за советом к своей жене — она родом из Одессы. Через месяц съемок с одесским акцентом заговорила вся киногруппа. "Кошмар! Когда мы вернемся домой, нам придется вновь учиться говорить по-московски", — ужасался режиссер Сергей Урсуляк, а Владимир Машков признался, что долго потом отучался "шокать". О своей работе над ролью Гоцмана он рассказал "Комсомольской правде": — Владимир, заполучить вас в кинофильм не так-то просто, чего уж говорить о сериале, пусть даже его снимает и очень хороший режиссер. Как вас удалось уговорить на эту роль? — Во-первых, вы правы, режиссер замечательный! Я снимался в картине Сергея Урсуляка "Сочинение ко Дню Победы", где сыграл небольшую роль, но этот открытый светлый фильм меня просто покорил. Так что поработать с таким режиссером еще раз — большая удача. Кроме того, я не отношусь к "Ликвидации" как к сериалу. Сценарий у этой истории уж больно хороший. А от хороших сценариев не отказываются. — Очень многие сравнивают "Ликвидацию" с любимой нашим зрителем картиной "Место встречи изменить нельзя". А у вас не возникло такого дежавю, когда вам предложили эту роль? — "Место встречи..." — фильм, на котором я вырос, и буду продолжать жить. На мой взгляд, это одна из самых блистательных картин. И если между "Ликвидацией" и фильмом Говорухина есть что-то схожее — это прекрасно. Тем не менее, колорит у этих картин все-таки разный.

— На семь месяцев съемок вы погрузились в послевоенную разруху Одессы. Как вам жилось в том времени? — Замечательно! Я получил много новых эмоций, потому что на площадке работало только одних актеров 120 человек. Это был мощный обмен опытом. Мы снимали по 15-16 часов в день, и я настолько погрузился в эту историю, что буквально зажил той жизнью. Кроме того, в Одессе у меня живут друзья, и свободное время мы проводили вместе. Они мне показали город. Мы катались на лодке, загорали, просто гуляли. Одесситы нас очень поддерживали: и подкармливали, и утепляли, когда нужно, и давали кров во время дождя. Хотя они сами говорят: "Ушел, ушел дух Одессы", — но по моим ощущениям, он остался…alt

А герои "Ликвидации" тем временем уже "пошли в народ". В одном из телевизионных интервью телекомпании "РИАК" народный депутат Сергей Гриневецкий рассказал, что в пору недавней смены одесских губернаторов ему поступило предложение из столицы — вернуться в кресло главы облгосадминистрации. Его тогда спросили: "Каких полномочий хотелось бы?". Гриневецкий ответил, что его вполне устроили бы "полномочия маршала Жукова и — два Гоцмана рядом". Но, кажется, на том конце провода его не очень-то поняли…

Елена ЛИТВАК, газета «Тиква»

Похожие страницы:

Свежие страницы из раздела:

Предыдущие страницы из раздела:

odesskiy.com

Фильм "Ликвидация": что осталось за кадром

- История с выбором актера на роль Гоцмана стоит отдельного фильма, - рассказывает режиссер картины Сергей Урсуляк. - Алексей Поярков (сценарист) писал о большом, лысом мужике. Не очень обаятельном, таком биндюжнике. Я честно искал артиста в соответствии с внешним портретом, предложенным автором. Круг актеров такой фактуры весьма ограничен. Типаж Александра Балуева, к примеру... Продюсеры терпеливо относились к моим поискам, но осторожно так, мягко намекали: а может быть, Машкова попробовать? Я решил проверить. Пришел домой и говорю Лике (жена Урсуляка, актриса Лика Нифонтова. - Ред.): представляешь, Машкова мне предлагают на главную роль! Лика сразу стала меня лучше кормить... Своей группе сказал - увидел вдруг радостные лица... И тут я испугался, что Машков откажется. Живет он в Лос-Анджелесе, у него контракты с Голливудом, эдакий "властелин с горы"... Послали ему сценарий, Володя прочитал, и... семь месяцев съемок я каждый день радовался, что именно он играет Гоцмана. То, что его воспринимают как секс-символ, мне кажется ошибкой. Он тонкой и ранимой органики человек, с особой энергетикой. И невероятной нежности и доброты. Он - Белоснежка, а вовсе не крутой мачо...

Однако для того, чтобы добиться такого впечатляющего успеха, Машкову тоже пришлось потрудиться. Он почти безвылазно прожил в Одессе целый год. Постригся под "полубокс", принципиально не вылезал из пиджаков и галифе по послевоенной моде. Еще, по слухам, актер похудел для этой роли на 20 кг и почти все трюковые сцены в фильме исполнял сам. Был, по словам Светланы Крючковой, "не Володей Машковым, а Гоцманом. Ходил всюду, плевал свои семечки и был абсолютно счастлив".

Машков много общался и с ветеранами одесской милиции, и с "авторитетами" воровского мира. Один из "кидал", когда-то зарабатывавший деньги в игорных притонах, обучал актера "финтам" при игре в карты. Но для него в принципе все это было не внове - помог аналогичный опыт в картине "Вор", да и собственные воспоминания. Владимир никогда не скрывал, что в Новосибирске у него была довольно-таки криминальная юность, уличные драки до первой крови. И поступать в театральный он приехал не только с жутким говором, но и с поддельной золотой фиксой на переднем зубе...

Прославленному одесскому жаргону актеров обучали как местные лингвисты, так и аборигены. Машков рассказывал, что когда они с оператором картины Михаилом Сусловым ходили по городу, высматривая "натуру" для съемок, то зашли в один двор на Молдованке. Тут же вышла пожилая одесситка: "Да бросьте этой ерундой заниматься - идемте лучше покушать". Ей объясняют, что это для кино, из Москвы снимать приехали. И тогда она говорит: "Так вы тудой-сюдой. Ну, я сейчас на вынос вам что-то сделаю". Фраза целиком вошла в картину.

Полуофициальным консультантом группы "по Одессе" был и актер Леонид Заславский, который вырос в этом городе. Захаживая на съемочную площадку, он обогащал диалоги колоритными фразочками вроде: "Не тяните кота за все подробности", - или же: "Дел до гланд". В интервью Владимиру Познеру Машков признался, что еще долго "гэкал" и "шокал" после "Ликвидации". В другой раз актер поведал, что до того вжился в Одессу, что даже местные "криминальные элементы" принимали его за своего.

- Моей задачей было каким-то образом раствориться в Одессе. Чтобы где-нибудь в районе Молдаванки меня не отличали от местных жителей, - рассказывает Машков. - Помню, рано утречком я стоял возле вагончиков нашей съемочной группы, и тут подбегает костюмер с криками: "Украли! Украли!". "Что украли?" — переспросил я. "Да утюг!" — ответил он мне. Ну я подхожу к вагончику, смотрю — гладильная доска стоит. Успокаиваю его: "Да ничего, доска есть, сейчас откроется что-нибудь, купим утюг". И пошел погулять чуть дальше. Смотрю - мужичок идет, пошатываясь, прямиком в вагончик и вытаскивает доску. Я ему: "Мужик, ты что делаешь?" - а он отвечает: "Слышь, я тут утюг взял, смотрю - еще и доска есть..." И даже попросил помочь ему ее дотащить...

fishki.net

Одесса - "Ликвидация": o_gon

Одесса - поразительно колоритный и "атмосферный" город во всём, особенно внешне. Вот только пресловутого одесского жаргона мы там почти не встречали. Люди говорят на нормальном, человеческом языке. Какое-нибудь "тудой, сюдой" вместо "туда, сюда"... это мелочи. Да ещё бешеная водительница трамвая по маршруту №5 (до Аркадии): зажав на остановке дверьми выходящую из трамвая женщину - в микрофон: "Не, я не пОняла: я що, тихо остановки объявляла???!!!" Общались с местной рок-н-ролльной тусовкой, так эта братия везде одинакова - что в Одессе, что в Питере. Южане, впрочем, более жизнерадостны.

"В цветущчих* акациях город..." Акаций на улицах центральной части Одессы и впрямь довольно много. Больше, чем в Киеве каштанов (которых там, кажется, уже почти и нету). Вот только цветущчими они бывают... когда? Весной, наверное, а мы-то были в августе. Здания - преимущественно дореволюционной, довоенной постройки. И это пока ещё далеко не Москва: стеклянные уродины встречаются посреди них довольно редко. Фасады домов со стороны улиц, по большей части, приведены в божеский вид. А вот во двориках творится настоящее нечто.

И это здорово. Кажется, живописнейшие одесские дворики, с царящей повсюду разрухой, неизменным бельем на веревках и тётушками на лавках - неотъемлемая часть одесского уклада жизни. Без них Одесса и её жители не были бы столь прикольными и своеобразными. Поразительно: они не были приведены в порядок даже за 40 с лишним послевоенных лет Советской власти. Все города отстроены, благоустроены, фасады, улицы и проспекты в Одессе тоже, а одесские дворики - нет. Можно понять, что в наше время мэрия не находит не это средств, но ничего не делалось даже в социалистические годы. Не обошлось, наверное, без желания самих коренных одесситов сохранить старину, милую их сердцу? Сегодня мэрия предлагает им ремонт лишь за свой счёт. Но вряд ли это кому-то там придёт в голову, причем не только из финансовых соображений.

Ходили по улицам, заглядывали всюду, где были открыты ворота... Кажется, в любом из этих двориков могли бы жить Гоцман и тётя Песя с Эмиком из "Ликвидации". Этот прекрасный фильм нам здорово помог. Одесса ведь не маленькая, а как по ней гулять - непонятно. Это не центр Москвы (с маршрутами типа "от Парка Горького до Красной площади и Арбата"), не Киев, не Харьков... Маршрутов между "знаковыми" достопримечательностями не проложишь, таковых там кот наплакал: Дерибасовская с Дюком, Приморский бульвар, пресловутый Тёщин мост да Оперный театр - все они находятся рядом, в кучке, между ними особо не побродишь. А просто ходить по улицам большого города, без цели, наугад, как-то даже и не прикольно.

Но мы жили у Серёги с Лидой. А милейшая Лида преподаёт градостроительство в каком-то из местных вузов и знает в Одессе, наверное, каждый балкон. Просмотрев за полночи всю "Ликвидацию", они с супругой выписали на бумажку все места из фильма, которые Лида смогла опознать. Великолепный туристический маршрут получился - такого в местных путеводителях точно нет. Гуляя между этими пунктами, мы посмотрели и всё остальное.

* - (с) Леонид Утёсов.

Для интересующихся - несколько кадров из фильма и этих же мест "в реале".

Молдаванка, тот самый дворик на Колонтаевской. "Какая зверуга! Осторожней, ви его пошкрабаете!" "Вот уважаю вас, но тьфу вам под ноги за ваше каменное сердце". Нужно было взять пузырь, угостить местного задумчивого дида, послушать байки о съёмках фильма... Да неловко было мешать людям жить. И без того мы впёрлись туда, словно в музей, где все давно умерли.

Самое начало фильма, арест Сеньки Шалого:

Photobucket Photobucket

А вот сюда он сбежал:

Photobucket Photobucket

Одесский уголовный розыск, по версии авторов фильма, находился в помещении анатомического театра в Валиховском переулке, напротив морга. Крыльцо, во всяком случае (внутренние помещения, возможно, были и в другом месте):

Неудачная попытка арестовать Чекана на выходе из кондитерской. Первый кадр - один из немногих в фильме, где здание показано выше первого этажа. Виной тому бич кинооператоров - наружная реклама, пластиковые окна, кондиционеры... Впрочем, надо сказать, что в Одессе всего этого значительно меньше, чем в других городах. А красное здание слева - тот самый, знаменитый треугольный в плане дом в Одессе, который в определённом ракурсе выглядит как плоский и сбивает с толку тех, кому потом показываешь его прикольные фотки. Хотя люди живут там, и не жалуются. Супруга с Лидой в одном окне узрели голого мужика)))

Гоцман лезет по пожарной лестнице, наружной стене дома и через окно верхнего этажа в квартиру покойного Роди. Наблюдательная Лида узнала это место по... как их... двум вертикальным параллельным штукам, защищающим стену от окончательного разрушения.

Photobucket Photobucket

Гоцман-Машков идёт к психиатру-Басилашвили:

А вот куда приезжал Гоцман на сходку к бандитам - непонятно. Ребята утверждали, что это было (фильм снимался в 2006 году) в разрушенной вплоть до самого последнего времени протестантской кирхе, отстроенной лишь... буквально, вот-вот. Однако это нереально, по-моему. В кадре - массивные несущие колонны, а на снимке там нечто совсем иное.

Photobucket Photobucket

Ну и ладно. В следующий раз выясним. И так много где не побывали. Одесса - город большой. И прекрасный.

o-gon.livejournal.com

Локации «Ликвидации»! | denis polishchuk

Дамы и Господа!

По Вашим многочисленным заявкам приглашаю Вас отправиться в интерактивное путешествие по местам съемок легендарного телефильма «Ликвидация»!

Устраивайтесь поудобнее, запасайтесь силами и терпением, ведь Вам предстоит познакомиться, пожалуй, с самой полной подборкой локаций! 

Популярный сериал Сергея Владимировича Урсуляка об операции по уничтожению одесских бандформирований в 1946 году стал одной из современных визитных карточек нашего города и многократно освещался мной в прошлых публикациях.

В рамках данного рассказа сосредоточимся на местах съемок, ранее не встречавшихся в моем блоге. Все прошлые упоминания будут доступны по ссылкам.

Итак, самая первая сцена картины: сотрудники милиции устраивают засаду на Сеньку Шалого!

Действия разворачивались во дворе Дома Чижевича, что на Военном спуске.

Поначалу, Сеньке удалось улизнуть от грозных представителей правопорядка. Но ненадолго!

Ведь гроза одесского преступного мира, бесстрашный подполковник Давид Маркович Гоцман уже поджидал беглеца у Сабанеева моста, замаскировавшись под извозчика!

Любопытно, что в кадре отчетливо виден дом принадлежавший князю Гагарину, ныне канувший в лету.

Сегодня на его месте красуется современное здание.

Своего пассажира Гоцман доставляет прямиком в Ломаный переулок!

На том же месте!

Затем, герои сворачивают во двор.

Та самая лестница за спиной подполковника уголовного розыска и Сеньки Шалого!

Львиная доля всего съемочного процесса проходила на Колонтаевской улице, где по сюжету большой шумной семьей проживали Давид Гоцман и его друзья!

Колоритный Эммик с мамой тетей Песей в исполнении Светланы Николаевны Крючковой и Сергей Васильевич Маковецкий в роли Фимы!

За 11 лет некоторые части фасада пережили легкий косметический ремонт, а лестница находится на своем привычном месте!

Все мы помним, какие нешуточные страсти кипели в этом дворе!

Здесь тетя Песя, она же мадам Шмуклис, переживала за целость и сохранность пианино!

-Мама, это наше! Будет у комнате стоять!

-Ой, вей! Это ж шикарная вещь! Тише несите! Тише! Смотри глазами! Вы ж его пошкрябаете! Ты посмотри, сыночка, какая зверюга! 

А вот так материнское сердце болело за сына!

-Нет, Вы видели?! Он таки хочет моей смерти! Не пущу!!!

-Мама, я зарежу себя ножиком!

-Режь! Делай маму сиротой!

А как Вам диалог Гоцмана и Ефима Аркадьевича?!

-Не тяни кота, босота!

-Я срезал бирки с тех бебехов (гимнастерок) и выяснил с какого они склада…

-Как?!

-Я дал кладовщику немножко спирта в зубы и он напряг мозги за ту партию обмундирования…

-Где эти несчастные гимнастерки?!

-Я сменял на мыло, а шо?!

-Как сменял?!

-Шоб помыться…

А чего стоит жизненный совет от Фимы!

-Эммик! Такое счастье, надыбал глосика! Виляет хвостом как скаженый!

-Так надо жарить! При такой густой жаре глосик долго не выдержит!

А это те самые окна комнаты Гоцмана!

По словам местных жителей, съемки нашумевшего сериала доставляли им множество хлопот и неудобств. Посудите сами:

Громко разговаривать и создавать шум запрещено! Телевизор включать нельзя! Кого-то из близких постоянно необходимо оставлять дома: вдруг, внезапно, понадобится снимать эпизод в чей-то квартире!

А по окончанию съемочного процесса, длящегося полгода, туристы толпами протоптали дорогу к проснувшемуся знаменитым двору! Ну, кому такое понравится?!

Одна радость: звезды кино охотно фотографировались со всеми желающими и раздавали автографы!

Место беседы Давида Марковича с соседом — авторитетным дядей Ештой.

На службу Гоцман поднимался по Матросскому спуску!

Все на месте кроме афишной тумбы!

По дороге покупал сигареты

возле дома номер 7.

Общался с местной публикой.

Современные оконные рамы и решетки в кадре тщательно маскировали!

Узнавал обстановку у чистильщика обуви:

-Ну шо, Петр, как обстановка?

-Нормально, Давид Маркович.

Переносимся в самое сердце Одессы — на Приморский бульвар!

Где беспризорник Мишка Карась ухитрился украсть часы с руки самого Георгия Константиновича Жукова!

Но зоркий глаз Гоцмана вовремя заметил совершенное преступление и заставил своего будущего приемного сына вернуть прославленному герою похищенное.

Однако, Владимир Валентинович Меньшов, в образе все того же командующего Одесским военным округом, на радостях подарил собственные часы Карасю!

Все вышеперечисленное проходило на фоне Доходного дома Лерхе!

Здание было построено в 1826 году архитектором Германом Карловичем Шеврембрандтом!

Традиционное фото с маршалом на память!

Бульвар Приморский весь в цвету!

В нескольких метрах, во Дворце моряков, по сюжету многосерийного фильма, располагался штаб Георгия Жукова.

В прошлом, здание работы архитектора Франца Карловича Боффо, было дворцом княгини Нарышкиной, а какое-то время в нем действительно базировалась резиденция командующего войсками Одесского военного округа.

Заглянем на легендарную Малую Арнаутскую улицу!

Напомню, что арнаутами является этническая группа албанцев. Скрываясь от гнета Османской империи, эти эмигранты организовали свои поселения как раз в районе улиц в последствии названных Малой и Большой Арнаутскими!

Вот Давид сворачивает в один из дворов.

У входа хорошо заметны сразу три канализационных люка, расположенные один за другим.

В этом дворе жили Виталий Кречетов и несравненная Антонина Царько!

А вот так все выглядит сегодня! Белье с тех пор, как будто не снимали!

Теперь направляемся на другой бульвар — Французский!

В кадре настоящее произведение искусства — ограда Ботанического сада!

Узорная кованная калитка входа!

Сад был создан в 1820 году при Одесском национальном университете имени И.И. Мечникова.

А побывать на Французском бульваре и не сходить на море — это просто кощунство!

Создатели картины подумали так же и поэтому, спустившись вниз от Ботанического сада, Вы точно попадете на пляж, где купался сам маршал Жуков!

Сегодня это место почти не изменилось. Разве что море немного ушло… Может отлив?!

Здесь же злоумышленники похищали Мишку Карася!

Возвращаемся в исторический центр Одессы!

Нора — возлюбленная Давида Марковича, проживала на улице Качиньского!

Ни для кого не секрет, что количество киносцен и эпизодов отснятых во дворе этого знаменитого дома зашкаливает!

В данный момент фасад здания отремонтирован и свеж!

Подробнее о самых знаковых появлениях этого дома на экране Вы можете узнать здесь: Двор Ирода Великого!

В силу особой популярности дворика, жильцам приходится защищать его от назойливых туристов за надежной дверью!

Когда-то здесь был простой механический кодовый замок. Сегодня установлен современный домофон с видео наблюдением. И меня всегда расстраивал тот факт, что возможность лицезреть оригинальную кованную решетку входа у нас осталась лишь на экране!

О том, что у Дома Ирода есть второй вход с Польского спуска, я хорошо знал. Но никакого внимания на это не обращал.

Попав на Польский спуск через Лестницу мертвецов, на которой «Ликвидация» тоже оставила свой след, совершенно неожиданно, я сделал открытие!

На радость потомкам, уникальная аутентичная решетка здесь уцелела!

Отступив от темы, возвращаемся к Гоцману и Мишке!

Переулок Ляпунова, Дом Шварцштейна, архитектор — Николай Константинович Толвинский!

За спинами героев хорошо виден характерный узор на кирпичной стене.

Продолжаем двигаться по переулку, где встречаем знакомого персонажа!

На том же месте!

Загадочный Витя Платов запомнился зрителю по следующему диалогу:

-Что Вы за люди за такие?! То связной у Вас как злодей из театра оперетты… То проверки устраиваете…  

-Это не я! Это Штехель приказал…

-Дурак твой Штехель!

По сюжету сериала, в соседнем доме находился подпольный клуб любителей азартных игр, куда Платов внедрился под видом карточного шулера!

Те самые входные ворота!

В кино подъезд выглядел так!

Никаких отличий с реальностью!

Погоня! Там же в переулке Ляпунова!

Сегодня зелени побольше!

И снова все тот же переулок!

Табличка с номером дома на своем месте. Деревянный заборчик снесли. А автомобиль обновили!

На этом же месте фронтовик Захар отомстил за смерть сына Васьки.

Кстати, душещипательная сцена похорон Василия проходила на Градоначальницкой улице.

Все началось во дворе дома номер 43.

После чего траурная процессия выходит на Градоначальницкую.

Очевидцы съемочного процесса утверждают, что во время дублей актеры были слишком увлечены и доходили с гробом на плечах до соседней — Балковской улицы.

Услышав команду: «Стоп! Снято!», шествие останавливалось, а покойный вставал из гроба! В результате чего на автомагистрали произошло несколько дорожно — транспортных происшествий!

А так сейчас!

Снова переулок Ляпунова во всей красе, судя по всему рано утром.

При дневном освещении все выглядит гораздо ярче!

Здесь Захар убил сотрудника контрразведки Лапонина!

Ворота, ставшие свидетелем преступления.

На их же фоне Гоцман вынужден арестовать своего товарища.

Узнаете убиенного?!

Это же актер Александр Владимирович Карамнов, он же Борис — охранник популярной певицы Ирины Салтыковой из культового кинофильма «Брат-2»!

Вместе с главными героями покидаем переулок Ляпунова.

Сегодня!

Переносимся в другой, не менее кинематографический переулок, — Валиховский!

Племянник Штехеля Славик, в исполнении популярнейшего ныне актера Кирилла Валерьевича Кяро, известного по главной роли в сериале «Нюхач», следит за главным антигероем «Академиком»!

Совершенно ничего не изменилось! Добрые и гостеприимные местные жители не смогли удержаться от соблазна попасть в кадр!

И это не единственная сцена картины, проходившая здесь!

Все подробности о других эпизодах «Ликвидации» и не только Вы найдете в рассказе о Валиховском переулке!

-Где твои 17 лет?

-На Большом Каретном!

-А где твои 17 бед?

-На Большом Каретном!

-А где твой черный пистолет?

-На Большом Каретном!

У нас в Одессе хоть и не Большой, но все-таки свой Каретный имеется! Да и черный пистолет найдется!

В этом колоритнейшем одесском дворике Гоцман с коллегами, пробираясь сквозь развешенное белье, преследовали Чекана!

На том же месте!

Двор знаменит и живописен благодаря своим балконам, по которым можно перейти с одной стороны дома на противоположную! Архитектором является К.М.Попов, 1900 года постройки.

Сегодня сушится меньше белья!

Но все в одинаков тонах! Очень стильно!

Также легко и безнаказанно Чекану удалось уйти от милиции на улице Салтыкова-Щедрина!

Куда неуловимый бандит приезжает на трамвае.

За ним уже следят!

Удивительно атмосферная и пропитанная одесским духом улочка!

Здесь Чекан замечает сотрудника контрразведки Русначенко.

Та же дверь — окно!

Перестрелка!

Создается впечатление, что это место совершенно не изменилось не только с середины сороковых годов, но и за сто лет!

Правоохранительные органы настигают одного из участников заварушки

во дворе дома под номером 1!

За инкассаторами и сберегательной кассой Чекан с сообщником внимательно наблюдали на улице Атамана Чепиги!

Те самые ворота, за которыми прятались Игорь Чекан и Толя Живчик!

У дома номер 16!

Все как в кадре!

Заветная сберегательная касса находится на противоположной стороне улице.

А здесь фасад существенно перестроен. О привычной обстановке напоминают решетка на окне слева, дерево и серые ворота справа!

Вы уже, наверное, устали ходить?! Не беда! На улицу Княжескую поедем на служебном автомобиле Давида Марковича!

В кадре красивейшее старинное здание построенное в 1893 году и ранее являющееся женской гимназией.

Фасад срочно требует ремонта!

А еще, во дворе этого же дома по сюжету фильма проживал друг Гоцмана — Марк!

Далее прокатимся на улицу Отрадную!

Теперь здесь все перестроили и о ветхом хлебном магазинчике мало что напоминает.

Правее от магазина.

Сейчас тоже все довольно ухожено!

Направляемся на завод тяжелого краностроения или просто «Краян»!

Подъезжаем к Большому паровозному цеху! Памятник истории и архитектуры местного значения был построен в 1883 году архитектором А. Д. Тодоровым!

Мне нужен тот, кто это сделал. Живой, здоровый, сидящий прямо на табурете… А если не найдете, лично каждого второго из вас задушу!

Бытует мнение, что яркая сцена воровской сходки имела место здесь же, на территории бывшего завода.

Но это не так!

Актеры исполнявшие роли представителей преступного мира смотрятся в кадре очень естественно и типично!

А беседовали дерзкие воры с Давидом в руинах католического костела, построенного в начале двадцатого века в поселке Лиманское Раздельнянского района Одесской области! В ту пору на этой территория располагалось поселение немецких колонистов именуемое как Зельц.

Полное название храма- Собор Успения Пресвятой Девы Марии.

Его современные виды можно встретить в знакомом нам фантастическом кинофильме «Секрет Зоар» 2015 года.

Кроме того, в телесериале присутствует ряд эпизодов, съемки которых проходили не в Одессе!

Натурой для железнодорожного вокзала послужила станция Николаев-Грузовой (бывшее здание главного вокзала города Николаева).

Картина маслом! Давид Маркович собрался на свидание!

По сюжету, Гоцман нервно курит и томится в ожидании Норы у входа в театр. Как мы помним, в назначенное время любимая не появится!

Оно и понятно, все-таки в действительности актриса Лика Алексеевна Нифонтова является супругой режиссера телефильма Сергея Урсуляка.

Хотя, возможно, свидание сорвалось еще и по той причине, что Давид назначил встречу в театре, а ожидает предмет обожания у Научно-исследовательского института физики Одесского национально университета имени И.И. Мечникова!

Отправляемся в гости к мистическому эзотерику в исполнении Олега Валериановича Басилашвили!

На Спиридоновскую улицу в Доходный дом У. М. Сигала!

Давид Гоцман на фоне извилистого портала, ведущего во двор.

Арка проезда сегодня.

Общий вид на дворовой фасад.

Ризалит подъезда!

Архитектором кирпичного здания является П. У. Клейн.

Те самые ступеньки!

Вместе с Игорем Чеканом попадаем на Сабанеев мост!

Узнаем ограду летнего сада Усадьбы Толстых.

Сегодня ярко! Зелено!

Строго напротив находится отреставрированный особняк А. Я. Поммера!

Который, хоть и на мгновение, но тоже попал в кадр!

Сейчас на дом работы архитектора В. М. Кабиольского любо — дорого глянуть!

В один миг завязывается погоня с перестрелкой, которая переносит нас на лестницу, ведущую из Воронцовского переулка на Военный спуск!

Потайная лестница является местом весьма кинематографическим!

С 2006 года совершенно ничего не изменилось, но в ближайшее время планируется масштабный ремонт этого исторического места.

А вот в Воронцовском переулке, куда мы проследуем за Чеканом, реставрация фасадов практически завершена!

Заметив за собой «хвост», Игорь Станиславович резко сворачивает в подворотню дома номер 3!

Тот самый, но заметно посвежевший, двор! Детальнее узнать о киноролях Воронцовсого переулка и его лестницы Вы можете здесь!

А завершается наша с Вами прогулка, как и многосерийный художественный фильм «Ликвидация», в клиническом санатории имени Горького!

По сценарию, именно здесь находится тот самый дипломатический интернат, куда Давид Маркович устраивает усыновленного им Мишку.

Последние кадры киноленты сняты здесь же, в саду санатория с шикарным видом на море!

А вот то самое место и дерево сегодня!

Это было так давно, что и неизвестно  где правда в этой истории, а где поздний вымысел. И была ли эта история на самом деле, знают разве только каштаны на Французском бульваре, Черное море и город Одесса! 

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

Похожее

denispolishchuk.wordpress.com

Давид Гоцман, как зеркало одесской лингвистики

Ни один из сериалов постсоветского времени не имел такого оглушительного успеха, как «Ликвидация». И одесский язык сыграл в этом далеко не последнюю роль.

Российский писатель и ученый Борис Соколов, разнося «вщент» творение режиссера Урсуляка в статье «Ликвидация истории», отметил: «Но больше всего перекличек в фильме с "Одесскими рассказами" Бабеля – прежде всего за счет языка, на котором изъясняются персонажи. И это не только раздражает, но и смотрится кощунственно. В 20-е годы тот язык, на котором говорят герои Бабеля, был для Одессы вполне органичен, тем более что действие "Одесских рассказов" отнесено к дореволюционным временам. У Бабеля одесский говор был художественен, в фильме же он звучит назойливо и фальшиво. Ведь уже к концу 30-х годов еврейское население Одессы было значительно разбавлено за счет украинского крестьянства. После же Холокоста бабелевская Одесса перестала существовать».

Видимо, громовержец Соколов позабыл, что сам Бабель утверждал почти за двадцать лет до Холокоста: «Одесса мертвей, чем вечноживой Ленин». Что же до одесского говора в исполнении Бабеля, то это вообще и просто песня, и еще та отдельная песня. Исключительно из уважения к многочисленным научным званиям Бориса Соколова и как только на него, повторяю слова Дода Макаревского, написанные в конце двадцатого века: «...все говорят и понимают идиш: и русские, и украинцы, и молдаване, и цыгане, и, естественно, евреи». Если этого «замало», добро пожаловать не в «ликвидационный» 1946-й, а в 1966 год: «До Ивана Ивановича моим водителем был Жора, – пишет Е. Кричмар. – Жора был коренным одесситом. Время от времени он, русский парень, вставлял в разговор фразы на идиш. Вообще, живя на Молдаванке, идиш надо было знать, чтобы не попасть впросак. Жора говорил на натуральном одесском языке». И на этом языке говорили не только жители Молдаванки.

11 декабря 2008 г. возле здания областного управления милиции на ул. Еврейской, 12 торжественно открыт памятник сотрудникам уголовного розыска послевоенной Одессы. История возникновения этого памятника интересна. В минувшем году после триумфального шествия по телеэкранам стран СНГ фильма «Ликвидация», повествующего о жестокой борьбе одесских сыщиков с бандитскими группировками в послевоенной Одессе, на одной из встреч правоохранителей с министром внутренних дел было высказано предложение установить памятник главному герою фильма Давиду Гоцману, прообразом которого послужил начальник уголовного розыска Давид Курлянд. Как пишут ныне уже не только в Одессе, спрашивается вопрос: месье Соколов, или в рассказах Бабеля вы при всем своем желании, даже под сильным микроскопом, найдете одессизмы, массово используемые в «Ликвидации»? Вроде «тухеса», «штымпа», «шмурдяка», «мишигене», «ман сы», «бикицер» и т.д. и т.п. Так что, большой доктор Соколов, не морочьте нам то самое место, где спина заканчивает свое благородное название. Чтобы так сказать, у меня есть жменя веских причин. Или я не родился уже после Холокоста в одном из самых известных домов Одессы, многократно описанном Буниным, Куприным, Катаевым, Федоровым, Лазурским? Или я не произрастал в том доме среди «значительно разбавившего в тридцатые годы еврейское население украинского крестьянства», а именно: Рабиновичей, Хаймовичей, Абрамовичей, Шварцманов, Мильштейнов, Блинштейнов, Оречкиных, Вышкиных, Макаревских, Чмерковских, Лосовских, Шведских, Павловских, Грунтваков, Бреслеров, Гранатуров, Фраерманов и даже мадам Вургафт, жившей в гордом одиночестве? Вот бы некоторые из них повеселились, узнав, что «в 20-е годы тот язык, на котором говорят герои Бабеля, был для Одессы вполне органичен».

Единственное из соколовской тирады, с чем таки да можно согласиться: одесский язык фильма звучит фальшиво. Но вовсе не по причине, указанной разгневанным ученым-филологом импортного производства. А в первую очередь – из-за псевдо одесского акцента.

На самом деле в сороковых годах коренные одесситы не шокали, а «шёкали», букву «ы» зачастую не выговаривали, да и немцев у нас именовали не «фрицами», как повсеместно, а «жябами», через «я», согласно правилам фонетики родного языка. И чистокровные одесситы любой графы, несмотря на плач Израиля в исполнении господина Соколова, по сию пору спокойно произносят всякие слова, которые за пределами Города в те годы употребляли только евреи. Как бы между прочим, первоначальные значения некоторых выражений одесского языка, основанных на идиш, мне сумели растолковать не аиды, а украинец Виктор Федорович Янчук. Больше того, мой первый консультант по части одесского языка – украинец и по паспорту, и таки да Валентин Иосифович Волчек тарабанит на идиш, как заводной. Именно он пояснил мне: одесскоязычное выражение «прикинуться шлангом», означающее в переводе на русский язык «притворяться дурачком», берет начало от еврейского «шлонга».

Лишь бы вам не показалось, что понты дороже денег, привожу одессизмы, употреблявшиеся в первой серии «Ликвидации». «Шуруют», «дурка», «с понтом», «ноги в руки», «где у нас случилось?», «надыбал глосика», «халамидник», «цикавый», «на минутку», «обратно» (сиречь «снова»), «крутиться» (в значении «выживать»), «гаманец», «догоняешь» (то есть «понимаешь»), «мастырить», «бикицер», «гэц укусил», «волына», «семачка», «больно» (сиречь «дорого»), «дыши носом», «дрын», «амбалы», «заморочка», «машина гавкнулась», «полетели тормоза», «и прочие геморрои», «здрасьте вам через окно», «всю дорогу» (то бишь «постоянно»), «шё ты кипятишься, как тот аицн паровоз», «дико» (означает «весьма»), «иди кидаться головой в навоз», «Слободка» (в значении «психбольница»).

Нужно таки быть раненым в тухес, чтобы призывать искать подобные выражения у Бабеля. Да что там Бабель! Немалая часть этих одессизмов не могла быть ведома даже хорошо пережившему его Давиду Гоцману. Который наряду с «семачкой» и «бикицером» вместо одесскоязычного «пекла» отчего-то употребляет русскоязычную «жару», а также – «босота», «лопатник» и «щипач» (по-одесски «босявка», «шмель» и «ширмач»). Что означает «жара» в Одессе, подробно разъяснено в моей книге «Одесский анекдот» (стр. 109). А ведь именно в приснопамятном 1946 году, несмотря на отходную гройсе хухема Буси Соколова, поэт Г. Шен ге ли написал стихотворение, где пояснил, что в Одессе керосин именуют «фотоженом». От себя добавлю, что одесскоязычный синоним «фотожена» – «примусалэ-жидкристалэ».

Да и «цикавый» в одесском и украинском языках – две большие разницы, такие же, как «занятный» и «любопытный». Зато «дурка» в одесскоязычном значении «рассказа» вошла в язык Города наряду с «больно» в шестидесятые годы. К тому же в Одессе Давидов принято именовать не Давами, а Додами или Додиками.

Тонким намеком на толстые бабелевские обстоятельства может служить только Фима Полужид. В качестве внука самого Тартаковского. Потому что в результате деления погоняла Тартаковского на два, а не на три, может получиться исключительно Фима Три четверти жида. Только вот за «полужида» в Одессе в том самом 1946 году можно было схлопотать не только по хамуре, но и срок. Не говоря уже о том, что пресловутый «полужид» переводится на одесский язык как «суржик».

Готов вам на шару открыть эту жгучую для миллионов телезрителей тайну: язык «Ликвидации» был найден в написанных почти двадцать лет назад книгах, неоднократно переиздававшихся как легальными, так и пиратскими способами.

Но когда вас ломает сармачно поддерживать пиратов московского производства, приведу пример. В первой серии той самой «Ликвидации» Фима Полужид произносит фразу: «Шё ты кипятишься, как тот аицн паровоз?» А задолго до Фимы эту же фразу произносил совершенно иной одесский персонаж совсем не московского происхождения. Я вовсе не призываю вас рыскать по электронным страницам украденных пиратами книг типа «Операция "Гиппократ"» или «Как на Дерибасовской угол Ришельевской»... С «Большим полутолковым словарем одесского языка» флибустьеры импортного и отечественного производства поработали прямо-таки стахановско-сомалийскими темпами за долго до премьеры «Ликвида ции». Произнесенная Фимой фраза приведена в словаре как пример применения выражения «Аицн паровоз». Таких дел.

Параллельно с сериалом «Ликвидация» на свет появился одноименный двухтомный роман, выпущенный московским издательством «Росмэн-Пресс». В конце 2007 года его автор Вячеслав Бондаренко дал интервью газете «Вечерний Минск», озаглавленное «Вячеслав Бондаренко считает ошибки "Ликвидации"». Оказывается, созидая свой роман, основанный на сценарии «Ликвидации», минский писатель исправил ляпы создателей фильма. «И, конечно, все персонажи говорят на настоящем одесском наречии... Если в фильме день рождения Гоцмана больше похож на поминки, то в романе это настоящее одесское застолье с соответствующими песнями и тостами».

Вам надо примеров «настоящего одесского наречия» в исполнении белорусского писателя? Получите и распишитесь: «Шо липа знаю». В переводе на действительно одесский язык: шё локш хаваю. В общем и целом, кавалеры приглашают дамов: шокают все! В том числе приезжие, вроде дядьки, над которым стебутся одесские пацаны среди улицы. На самом деле пацаны стебались над приезжими именно по поводу непривычно звучавшего для одесского уха «шо» или «чё». И кривляли, то есть передразнивали, их таким образом: «Шо-шо? Капшо!»

Шё ж ми имеем слихать шнифтами ув той «Ликвидации»? «"Мы рады, шо вы рады", – с одесским акцентом передразнила Тонечка». Свет туши, кидай гранату! И даже в упомянутой выше фразе «Шё вы кипетитеся, как тот аицн паровоз» писатель Бондаренко не преминул заменить «шё» на «шо». Видимо, «шё» не укладывается в концепцию «настоящего одесского наречия». «А шо такоэ?» – кривлялся с приезжих в восьмидесятые годы журналист Саша Грабовский. Он по сию пору весь из себя живой, хотя и является носителем одесского языка. Исправитель ошибок «Ликвидации» Вячеслав Бондаренко, наверное, сильно бы удивился, когда б узнал, что журнал под названием «Шо» почему-то выходит в Киеве, а не в Одессе. Или подумал бы: отчего так активно шокает «прекрасная няня», приехавшая в Москву вовсе не с моего родного города?

«С понтом на мордах сделать нам нехорошо» – та еще шэдевра, «извозчик-балагула» – это все равно что «таксист-водитель», вдобавок грузовика.

«В Одессе в музыке понимают я, Столярский и еще полголовы». Столярский умер в 1944 году. Зато памятник царю Александру, исчезнувший из парка Шевченко по версии писателя Бондаренко, благополучно стоит там по сию пору. В качестве небольшой компенсации «геволт» на страницах «Ликвидации» неоднократно выступает в качестве «гембеля», а «прикоцанный» отчего-то обретает значение «прикинутого». Слово «расписаться» (жениться) звучало в Одессе как «записаться». Еще в начале восьмидесятых редактор моей газеты любопытствовал: «Вы уже записались?» А это чудесное слово «дуршлаг» вместо традиционно одесского «друшляк»? «Шпиль ман» на самом деле не картежник, а музыкант; для шулеров-неумеек в одесском языке имеется не одно определение, но только не несуществующее слово «халоймызники».

«Тока разбег возьму у Дюка», – в очередной раз блистает знанием «настоящего одесского наречия» минчанин Бондаренко. В Одессе зачастую принято брать не разбег, а разгон, и не у Дюка, а от моста до бойни. Да и «тока» в нашем лексиконе отсутствует по сию пору, в отличие от лаконичного «щас», переводящегося на русский язык как: «Будешь ждать до тех пор, пока у тебя на ладонях волосы не вырастут».

«Тебе кричать в сортире: "Занято", а не воевать», – говорит пациенту грабитель. «С таким голосом надо кричать в сортире: "Занято"», – крылатая фраза-рецензия одесского языка, звучащая исключительно в адрес плохого певца.

Сильно повеселила арка с табличкой «В этом доме туалета нет». Таблички с надписями «В нашем доме нет второгодников» прекрасно помню, но мне не хватит никакой фантазии иметь себе представить послевоенную Одессу без дворовых туалетов. И тем более с такой экзотической для Города надписью «В этом доме туалета нет». В нашем доме дворовой сортир успешно функционировал еще в конце семидесятых. Одним из его постоянных пациентов была мадам Ерошкина на сто седьмом году жизни, и именно подобными ежедневными моционами она во всеуслышание оправдывала свое долголетие. А надписи «Параша на переучете», «Сортир выходной» и даже «Туалета нет» делались исключительно мелом от руки на воротах многих домов в центральной части Города еще в восьмидесятых-девяностых. Сегодня это большая редкость, однако с опубликованным мелом на воротах объявлением «Туалет нет» я ознакомился на Дворянской улице в 2009 году. Как бы между прочим, процитированное выше «Сор тир выходной» и означает в переводе на русский язык «В этом доме туалета нет», сочиненное минским писателем Бондаренко в «Ликвидации» уже его пошиба.

Гоцман, каким был в кино, таким и остался в романе. Он таки умный, но мало. Чисто больной на голову, а лечит ноги. «Давай еще челомкаться начнем», – выдает очередную бульбу Гоцман, хотя в Одессе по сию пору «цёмаются», а не «челомкаются» а ля Бульба не в белорусском смысле слова.

Клянусь здоровьем детей моих соседей!

Гоцман рассказывает: «Батя в порту бочки катал. Смешно, правда, еврей-грузчик? Говорил, шо никакой еврей, кроме него, на такую работу не мог бы поступить». После этих слов любой одессит понял бы: явно переодетый Гоцман и есть жябий шпиён Акадэмик. Тем более, что он общается с Норой, которая читает Бунина. Как бы между прочим, смежники товарища Гоцмана расстреляли жену одесского писателя и художника Федорова не так за мужа-эмигранта и веру в Б-га, как за хранение книг вражины Бунина. А в начале восьмидесятых годов директор Одесского литературного музея, отставной генерал Костров, при упоминании имени уже почти двадцать лет как разрешенного Бунина наливал шнифты бешенством и орал на сотрудниц: «Мы кровь проливали, а эта сволочь с белогвардейцами шампанское хлебала. Чтоб его духу не было!»

В то же время по всему периметру первого этажа порт-клуба висели фотографии портовиков, сражавшихся на фронтах Великой Оте чественной войны. После осмотра этой экспозиции, начинавшейся с портрета морского пехотинца Хуны Покраса, я сказал директору клуба Валерию Шаронову: «Теперь мне ясно, что на пресловутом Ташкентском фронте воевали исключительно русские». А чему удивляться, если до вой ны в Одессе проживало чуть меньше евреев, чем русских, украинцев и белорусов, вместе взятых? Кстати, о птичках: во время обороны Города грузчик Одесского порта Яков Бегельфер только в одной из рукопашных уничтожил 24 фашиста. Если и этого замало по поводу «еврея-грузчика», вызывающего хиханьки у шокающего Гоцмана, добавлю: во времена перестройки одной из лучших молодежных бригад портовых грузчиков руководил Саша Прейсман. «Еврей-грузчик» – это же не анекдотический «еврей-дворник».

Но, как издавна говорят в Одессе, шё взять с того Гоцмана, кроме анализов, если он не врубается в самых элементарных вещей и нередко открывает на себе рот, лишь бы смолоть очередную дурь? «Пусть земля тебе будет пухом, Фима», – говорит Гоцман, и при этом, как положено исключительно больному на всю голову, не добавляет традиционно-одесское «а нам на долгие годы».

«Звали его старинным редким именем Зиновий». Ой, мама, Зиновий – это ж Зяма. Он же, говоря по-одесски, Зорик. А Зорик – это же вам не Зяма-чекист, что в переводе на русский язык означает «человек, хвастающий своими мнимыми сексуальными и прочими связями». Скажу больше: Зорик – даже не герой одесских анекдотов, малохольный мальчик Зяма, от которого впоследствии родился всесоюзный придурок Вовочка. В качестве небольшой компенсации в одесском фольклоре есть немало песен за Зяму. Типа: «Ой, мама, да Ян красивей Зяма, но разве в том причина? Умнее Яна Зяма и лучше как мужчина». Или «Говорила мене мама, говорила не раз, что за прелесть этот Зяма...». «Встретил Зяма Хасю, сказал ей: "Да иль нет?", и со всею страстью махтн дин гешефт». «Но особенно гнусным был Зяма, метко бил из рогатки котов...» Если вам еще хочется песен за Зяму, их в Одессе таки есть. Равно как и крылатая фраза в одесском языке «Получи, фашист, кастетом от русского мальчика Зямы». Могу еще много чего рассказать по поводу редкого в сороковые годы старинного имени Зиновий, однако оставляю это право как моему эмигрировавшему соседу довоенной штымповки Зяме Фраерману, так и бывшему директору одесской типографии «Моряк» дубль Зяме, то бишь Зиновию Зиновьевичу по фамилии Солонинка. Не рискую склонять его фамилию, так как «склонять» в Одессе означает «проклинать».

Писатели и ученые, восторженные читатели и откликанты-почитатели, когда вы что-то на полном серьезе и с умным видом в наши дни пытаетесь таки нести за Одессу, то, как говорят в этом городе, потеряйте писателя Бабеля с концами. Ныне забугорный писатель Шехтер признает: «Бабель создал свою Одессу, свой одесский язык и своих одесситов и этот придуманный мир, словно чугунные створки ворот, перекрыл живую реальность».

Пока же знакомство с творчеством иностранных авторов, посвященным одесской тематике, заставляет задуматься об изменении собственных творческих планов. Быть может, напишу роман или сценарий из московской жизни, предварительно перечитав «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, лишь бы найти настоящий русский язык середины 20-го века.

Начнется он примерно так: «Между огромными сугробами, завалившими майскую Москву, еле протискиваются бородатые казаки, выведшие на прогулку домашних медведей. "Дык ты чявой?! – строго говорит медведю Трезору казак Иван-оглы в новом фраке со старыми дырками. – Эт ж не просто город, Трязорка, а Мааскваа". Медведь тут же становится на задние лапы; казак поет русскую народную песню: "Эй, наливайте полные чары, шоб фыным тухес лылося..."»

Источник: http://www.migdal.ru/times/104/19321/

schekh.livejournal.com

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О СЕРИАЛЕ "ЛИКВИДАЦИЯ" + видео

Гоцман узнаёт, что в деле замешан некий «Академик», во время войны находившийся в Одессе и проходивший обучение в немецкой разведшколе. В помощь милиции по этому делу в распоряжение Гоцмана направляется помощник военного прокурора майор Виталий Кречетов. Гоцман со своими подчинёнными и Кречетовым идут по следу подручного Академика, уголовника Чекана, который тоже учился в немецкой разведшколе.

В это самое время маршал Жуков назначается командующим войсками Одесского военного округа и с присущей ему жёсткостью и прямолинейностью пытается немедленно расправиться со всей преступностью послевоенной Одессы. Непродуманные действия только вредят делу: в ответ на бессудный арест и заключение в тюрьму уголовных авторитетов Одессы бандиты устраивают погромы. Затем «отстрел» бандитов на ночных улицах силами специально привлечённых офицеров военной контрразведки вызывает в городе уже массовое недовольство.

Необычайная осведомленность бандитов о ходе розысков заставляет Гоцмана предположить, что Академик служит в правоохранительных органах или в штабе Жукова, более того — непосредственно участвует в проведении операции. Под подозрением практически все, имеющие отношение к расследованию. В результате выясняется, что Академик — это один из ближайших коллег Гоцмана, идейный враг советской власти, в годы войны работавший на немцев.

Андрей Краско, первоначально утверждённый на роль Фимы, начал сниматься в картине, но умер на съёмочной площадке.[5] Вместо него роль доверили Сергею Маковецкому, отснятые сцены пересняли.

В день премьеры первых двух серий сериал собрал у экрана рекордное количество зрителей (по России доля составила 42,8 %, рейтинг — 13,8 %).

Главная музыкальная тема сериала частично позаимствована композитором Энри Лолашвили из 3-й части 3-й симфонии фа мажор (соч. 90) Брамса — Poco allegretto (также это было отмечено на премии Серебряная калоша.Эта же тема является ведущей в фильме Анатоля Литвака Любите ли вы Брамса? (1961)

В сериале приняли участие сразу пять актёров, игравших в фильме «Охота на пиранью». Это сам Владимир Машков (Гоцман), Александр Сирин (врач Арсенин), Александр Голубев (Тишак), Максим Дрозд (Толя Живчик) и Игорь Арташонов (Эва Радзакис).

Также приняли участие три актёра из комик-труппы «Маски-Шоу»: Олег Емцев (карточный шулер), Вадим Набоков (помощник Чусова) и Альберт Каспарянц (Рябов).

Внимательный зритель может счесть ошибкой упоминание фильма «Подвиг разведчика», который был снят в 1947 году, то есть на год позже времени действия сериала. Однако этот анахронизм допущен намеренно: первоначально планировалось включить в сериал отрывок из «Осады», но Сергей Урсуляк решил, что этого фильма большинство современных зрителей не смотрело и с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а «Подвиг разведчика» сразу затронет память, и заставил Алексея Пояркова подкорректировать сценарий. В кадре присутствует афиша ещё одной кинопремьеры 1947 года — фильма «Весна». На столе лежит коробка с фильмом "Полосатый рейс", который был снят значительно позже — в 1961 году.

Также намеренным анахронизмом является исполняемая Утёсовым на концерте песня «У Чёрного моря», которая в действительности была написана в 1951 году, в то время, как события фильма происходят в 1946. Первоначально в сценарии был «Одессит Мишка», но в итоге создатели фильма выбрали ту, которая «…лучше передает наше отношение к этому времени и эмоциональное состояние публики».

Двойным анахронизмом является "интендант Шамин" в 1943 году на Втором белорусском фронте. Воинские звания "интендант" были ликвидированы в 1942 году, а Второй белорусский фронт образован в 1944.

Жуков переведен в Одессу в июне 1946 года, а СМЕРШ упразднён в мае того же года. Можно предположить, что слово СМЕРШ употребляется по инерции. Возможно, мы имеем дело с ещё одним намеренным анахронизмом.

Маршал Жуков в 1946 имел только три медали «Золотая Звезда» (в одном из эпизодов их четыре), четвёртую он получил лишь в 1957 году.

50-летнего на момент событий в реальности Жукова в фильме сыграл 68-летний Владимир Меньшов.

Массового ареста «воров в законе» на концерте Леонида Утёсова, а тем более их фальшивого расстрела, в реальности не было.Точно известно, что пойманных бандитских вожаков расстреляли в катакомбах (вместо первоначально предполагавшейся казни через повешение).

Действия УПА близ Одессы в 1946 году — художественный вымысел авторов сериала, не имеющий какой-либо связи с реальностью.Вокруг Одессы никогда не было и не могло быть «лесных братьев», как в фильме, поскольку в радиусе 150 километров вокруг города отсутствуют леса. Хотя, как выяснилось позже, по замыслу режиссёра, боевики УПА должны были прибыть к Одессе на поезде, однако для этой сцены, судя по всему, не хватило экранного времени и от неё пришлось отказаться.

Манера ходить с двумя пистолетами, возможно, была присуща американским полисменам, но её не было у советского уголовного розыска. В «Ликвидации» карманы оперов заполнены револьверами и ножами. Начальники уголовного розыска не ходили по городу с гранатой в кармане.

В сериале не заперты ворота зданий, посторонние люди спокойно приходят и уходят в любой двор ночью. На деле ворота после войны закрывались после 22:00 лично дворником, у которого были ключи. Чтобы попасть поздно домой, люди будили его: звонок от ворот был обычно проведён в его комнату

Кречетов анализирует шахматную партию Ботвинник — Эйве (Гронинген, август-сентябрь 1946 г.), но на доске позиция, которая не встречалась в этой партии.

В фильме Жуков своей властью снимает с должности начальника Управления военной контрразведки и заменяет его другим человеком. В реальности же начальник УВК в 1946 г. входил в структуру МГБ и Жукову не подчинялся. С июля 1945 по январь 1949 гг. эту должность в Одесском военном округе занимал генерал-майор П. К. Прищепа. Таким образом, именно он может считаться прототипом полковника Чусова.

Одесский двор в котором была комната Норы — знаменитый в Одессе «Двор Ирода Великого». Там же снималась и комната Корейко — в известной экранизации «Золотого Теленка» — психолог (сосед Норы) живёт как раз в смежных комнатах с Корейко. Двор получил свое название ввиду того, что в этом доме располагался бордель — с контрацепцией в те времена было не очень, и акушерки, которые «обслуживали» девушек, сбрасывали последствия работы в старый колодец в углу двора. Когда Балка выходила из берегов — она поднимала содержимое колодца — вызывая ассоциации с пресловутым библейским «избиением младенцев». Двор удобен для работы киносъемочных групп отсутствием межбалконных переходов, что позволяло устанавливать краны.

Одновременно с этим сериалом в прокат вышел фильм Три дня в Одессе / Александровский сад 2 с аналогичным сюжетом (операция Жукова по отстрелу "авторитетов", глубоко законспирированный в силовых структурах вражеский агент и пр.)

Одесский железнодорожный вокзал, куда приезжает Жуков и откуда уезжает Утесов, снимали в Николаеве. В Одессе вокзал настолько благоустроен, что для съемок картины он категорически не подходил.Википедия. Ютуб

dina-simonyan.livejournal.com

По следам «Ликвидации», или где снимался сериал?.. . Город Одесса.

В прессе и на страницах Интернета продолжается полемика о сериале "Ликвидация". Что это: несоответствие историческим событиям, удачная режиссерская работа или возможность взглянуть на закрытые доселе моменты истории?..

Мне показалось интересным поговорить о другом.В каких местах Одессы снимался знаменитый сериал: местность, районы, здания, памятники, ориентиры? По каким улицам ходили герои "Ликвидации"? Где располагался бывший УгРО и штаб Одесского военного округа? Кто заметил в фильме что-то интересное?В сентябре, побывав в Одессе, хочу снять фотосессию "По следам "Ликвидации". Без Вашей помощи мне не обойтись.Заранее благодарен!

spacer
More Articles
Дети в Одессе Современные родители обычно путешествуют со своими любимыми и любознательными детишками. Насытить впечатлениями Ваших ненаглядных ребят помогут следующие «детские» достопримечательности. Развлекательный комплекс «Игроленд» - это целая страна всевозможных игр, разнообразных аттракционов, магазинов забавных игрушек и необычных сладостей, кафе и пиццерий. Здесь же можно попасть на театральное представление и сделать прическу в детской парикмахерской. Безусловно, этот огромный портовый город имеет один из лучших на постсоветском пространстве дельфинариев («Немо»), при котором открыт океанариум с экзотическими животными со всего мира. А вот одесский зоопарк является самым старым на Украине. В нем проживают более 2000 разнообразных животных, с которыми можно пообщаться. Местом бесконечного веселья вот уже более 120 лет является знаменитый одесский цирк. Под его куполом демонстрируют свои умения ловкие жонглеры, загадочные факиры, эквилибристы, неугомонные клоуны и смелые дрессировщики. Маленькие любители театральных представлений получат сказочные впечатления в стенах Театра юного зрителя, а детям постарше будут интересны постановки Одесского молодежного драматического театра. Активным деткам, уставшим от яркого солнца и жары широко раскроют свои двери крытые ледовые катки «Умка» и «Льдинка».

В прессе и на страницах Интернета продолжается полемика о сериале "Ликвидация". Что это: несоответствие историческим событиям, удачная режиссерская работа или возможность взглянуть на закрытые доселе моменты истории?..

Мне показалось интересным поговорить о другом.В каких местах Одессы снимался знаменитый сериал: местность, районы, здания, памятники, ориентиры? По каким улицам ходили герои "Ликвидации"? Где располагался бывший УгРО и штаб Одесского военного округа? Кто заметил в фильме что-то интересное?В сентябре, побывав в Одессе, хочу снять фотосессию "По следам "Ликвидации". Без Вашей помощи мне не обойтись.Заранее благодарен!

spacer
More Articles
Дети в Одессе Современные родители обычно путешествуют со своими любимыми и любознательными детишками. Насытить впечатлениями Ваших ненаглядных ребят помогут следующие «детские» достопримечательности. Развлекательный комплекс «Игроленд» - это целая страна всевозможных игр, разнообразных аттракционов, магазинов забавных игрушек и необычных сладостей, кафе и пиццерий. Здесь же можно попасть на театральное представление и сделать прическу в детской парикмахерской. Безусловно, этот огромный портовый город имеет один из лучших на постсоветском пространстве дельфинариев («Немо»), при котором открыт океанариум с экзотическими животными со всего мира. А вот одесский зоопарк является самым старым на Украине. В нем проживают более 2000 разнообразных животных, с которыми можно пообщаться. Местом бесконечного веселья вот уже более 120 лет является знаменитый одесский цирк. Под его куполом демонстрируют свои умения ловкие жонглеры, загадочные факиры, эквилибристы, неугомонные клоуны и смелые дрессировщики. Маленькие любители театральных представлений получат сказочные впечатления в стенах Театра юного зрителя, а детям постарше будут интересны постановки Одесского молодежного драматического театра. Активным деткам, уставшим от яркого солнца и жары широко раскроют свои двери крытые ледовые катки «Умка» и «Льдинка».

masterxoster.ru


Смотрите также