О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух! Во времена моей юности была популярна передача «Очевидное и невероятное». Во вступлении к этой передачи на экране писались строки Александра Сергеевича Пушкина о духе просвещенья, а голос за кадром их выразительно читал. Помнится, что я обожал смотреть данную передачу. К сожалению, передача не касалась актуальных вопросов естественного проявления, происхождения и силы духа просвещения. В государственном сознании СССР и всего мира почти безраздельно царили лживая трактовка истины 1934 года и мертвящая трактовка жизни 1954 года, как формы существования белкового тела. На тот момент дух просвещения у меня присутствовал, однако сознание находилось в зачаточном состоянии. Понятийно-мировоззренческий аппарат отсутствовал напрочь. Мне было не под силу осознать, что мертвящая трактовка жизни в международном и государственном сознании определяет тотальный дегенеративно-экстремистский пресс тирании мракобесия. Сегодня мне предельно очевидно, что мертвящая трактовка жизни отрицает абсолютное право человека на жизнь, открытое создателями римского права во втором веке до Рождества Христова. Знание абсолютного права человека на жизнь в СССР не преподавалось. Между тем, именно методическое знание абсолютного права человека на жизнь является венцом научного познания, детерминирующим дух просвещения, сознательную духовно-политическую жизнь личности, дух культуры и цивилизации. Насколько мне помниться передача «Очевидно и невероятное» об абсолютном праве человека на жизнь умалчивала, кардинально отрицая дух просвещения. По сути дела, дух просвещения приводит к чудному открытию, что передача «Очевидное и невероятное» может служить наглядной иллюстрацией поговорки «благими намереньями дорога в ад выстлана». В тот период словосочетание «дух просвещения» настолько крепко запали в мою душу, что во многом предопределили мою судьбу. Причём сегодня, я не могу вспомнить содержание хотя бы одной передачи. А вот гениальные строки о духе просвещенья по существу стали для меня духовной нитью Ариадны, которая вывела меня из тотальной тирании мракобесия. Ведь именно строки о духе просвещенья во многом предопределили моё сознательное приобщение к настоящей духовной жизни через самостоятельное познание содержательного смысла абсолютной истины и методического знания абсолютного права человека на жизнь. Если бы не дух просвещения, то мне бы, по-видимому, не удалось сделать феноменально парадоксальное открытие, что лучшей в мире жизнеутверждающей сущностью Конституции России образца 1993 года узаконено методическое знание абсолютного права человека на жизнь. Дух просвещения и принятая мною летом 1994 года присяга «свято соблюдать Конституцию» сподобили меня самостоятельно выделить сущность Конституции России. В процессе уяснения знания сущности Конституции обнаружил, что заложенные в ней благотворный смысл жизни кардинально отличается от мертвящей трактовки жизни 1954 года. На тот момент мне было не под силу решить задачу определения толкования жизни по существу, которое заложено в сущности Конституции России образца 1993 года. Однако, следуя духу совести, просвещения и присяге, мне хватило сообразительности написать заявление о возбуждении уголовного дела по факту насаждения в государственном сознании мертвящей трактовки жизни вопреки жизнеутверждающей сущности Конституции России образца 1993 года. Тирания мракобесия в лице официальных органов власти проигнорировало моё заявление. Между тем, все тем всё тот же дух совести, просвещения и присяги подсказал мне, что благотворный курс духовного просвещения и спасения России от тирании мракобесия пролегает через сознательное приложение усилий в русле жизнеутверждающей нормализации государственного сознания России. Прилагая усилия, направленные на конституционную нормализацию государственного сознания, мне фактически удалось развить своё личное сознание до уровня соответствующего нормативному уровню лучшей в мире жизнеутверждающей сущностью Конституции России образца 1993 года. Сегодня для нормального гражданина России парадоксально уголовно звучит утверждение, сами знаете кого, сказанные накануне 20 двадцатого юбилея Конституции России на помпезном Валдайском форуме: «Для России вопросы «Кто мы?» Кем мы хотим быть?»» - звучат все громче». В ответ хочется спросить: «А на деле овладеть знанием лучшей в мире жизнеутверждающей сущности Конституции России образца 1993 года не пробовали?!» Дух просвещения - источник жизни силы! Дух просвещения, от совести рожденный,Стремиться истину сакральную постичь, Бессовестный бескрыло обреченный,Дегенерация бессовестного бич. Дух просвещения - источник жизни силы, Сознания провален дефицит,Измена знанию - убийственные вилы, Дегенерат психозами смердит. Дух просвещения - духовности опора, Сознания святая вертикаль,Она чужда дегенерации раздора, Она творит достойной жизни даль. Дух просвещения сознание рождает, Моменты истины он взвешено творит, В отстое бездуховный прозябает,Отечеству провальностью вредит. Дух просвещения отрадно благотворен, Сияет абсолютный интерес,Он актуальной точностью проворен,Он созидает жизненный прогресс. От духа просвещенья вдохновеньеМир наполняет жизненным добром, Творящий благотворные мгновенья, Мир к счастью продвигает целиком. От духа просвещения рожденный России настоящий гражданин, Моментов истины он мастер просвещенный, Умелец благотворности стремнин. Ушаков Валерий Викторович09.11.2013 maxpark.comДух просвещенья. Дух просвещенья
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!
Дух просвещенья
Не надо!
Мой знакомый прожил жизнь и нажил денег. Знает, что говорит. Берет с нуля и быстро учит. Мне такой подход нравится, я сама всегда училась в процессе. По мне, так вообще лучше сразу в бой, чем годы теории, но я встаю в 7.30 и отправляю дочь в школу. Школа — это много вопросов, главный из которых: нужна ли школа?— Мама, минчане живут в Минске. В Минске — какой падеж?
— В учебнике посмотри.
Да, я не помню. И тангенс-котангенс забыла. Говорят, лишних знаний не бывает. Они все, возможно, уходят в кровь и становятся частью интуиции, так что потом сложно отделить то, что ты делаешь, от того, чему тебя образовывали.
— Нам нужно написать сочинение — сказку про любой предмет. Как у Андерсена.
— О! Я тебя быстро научу. Смотри — вот ручка, шариковая.
— Да.
— Ты как ее держишь?
— Пальцами.
— Крепко?
— Ну да.
— Ей приятно, как ты ее держишь?
— Не всегда!
— Вот! Теперь пиши историю, как ручка мечтала о свободе творчества и вырвалась из рук.
— А потом?
— Смогла она сама?
— Нет!
— Ну вот — сочиняй.
Я, конечно, приложила руку, к концовке. Учитель потом сказал: “Эту сказку можно даже в газете напечатать”. Хохотали. Но, главное, дочка уловила тонкое настроение процесса. Это не слова, не инструкция, учебники про это не пишут, только воздушный путь передачи. Следующую сказку писала уже сама.
Мой старый добрый друг Виталий любит готовить. Открыл ресторан, да. Но прежде каждый отпуск, где бы он ни был, Виталий организовывал для себя довольно забавное мероприятие. Он находил самый лучший ресторан на курорте и напрашивался туда стажером на пару часов в день. Чистил морковку, подавал, убирал, все, о чем его просил повар. Так самое банальное лежание на пляже он разнообразил погружением в любимое дело и за годы узнал столько всякого о кухне народов мира, что с легкостью потом включился в собственный поварской бизнес. Вот, скажите, разве этот способ не доступен любому? Задумываясь об этой истории, я вздрагиваю: как просто, оказывается, научиться всему, чему хочешь. Мир полон возможностей! Но времени нет... Рутина-трясина. Все это в голове, всякая серость — лишь видение конкретных глаз.
Моя соседка решила на старости лет побороться с Альцгеймером и записалась на курсы английского языка.— Ничего себе, оказалось, у меня способности.
Кроме шуток, уже читает книги. А могла бы и не знать. И сколько всего мы про себя не знаем, потому что не пробуем, закрываемся в маленьком комфортном мирке, то ли из страха, что новое может быть опасным, то ли загипнотизированные тихой мелодией своих устоев и привычек. И чем доступнее знания, тем меньше к ним интереса. Тайное манит, запретное притягивает, доступное нагоняет тоску.
В моем детстве телевидение было единственной возможностью узнать, что здесь еще есть, помимо нашего спального района Минска, какие сотни параллельных реальностей. Телевизор я смотрела не фоном, а во все глаза. Из любимого букета передач, таких как “В мире животных” и “Вокруг света”, самой таинственной была “Очевидное-невероятное”, в которой профессор Капица появлялся сразу после пушкинской цитаты, и в силу своего детского ума именно к нему я обращала слова “Гений, парадоксов друг”, не зная, что была еще одна, вырезанная цензурой строчка, и все стихотворение звучало так:
О, сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
Зараженная этим “Очевидным-невероятным” из того самого воздуха я взяла мысль, что лучшие человеческие качества — неуемность души и пытливость ума. Азарт к постижению нового и страсть открывать неведомое — выше любой корысти. Мысль была настоящая, честная, советская. Мне нравилась. И сейчас, спустя годы, я ценю ее еще больше именно потому, что мир изменился. Но эти свойства человеческого ума и духа (и, кстати, в этом месте они примиряются) — пытливость и тяга к просвещению — видятся мне высшим предназначением, которое не имеет пункта прибытия, потому что в бесконечном зеркальном коридоре знаний нет последней истины. Или есть?..Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
www.sb.by
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»
- С детских лет у меня было желание знать, как сделано, устроено, работает: как устроены часы, как работают моторы, другие сложные механизмы. Я увлекся цифрами, конструированием, в дальнейшем - физическими явлениями и химическими превращениями: из деталей конструктора строил химические вещества, соединяя различные шары друг с другом, получал макеты молекул новых веществ с неизвестными мне свойствами, позже самостоятельно пытался изучить свойства получившихся веществ. Эти маленькие самостоятельные исследования были для меня открытием! В формировании своего мировоззрения я всегда опирался на знания старших учителей-наставников (повезло!). В дальнейшем пришел к мысли, что давать и помогать осваивать знания гораздо важнее и интереснее, чем только знать. Во время учебы в станкоинструментальном институте произошло мое становление как педагога: будучи студентом, помогал осваивать сложную науку - математику - сокурсникам.
Сегодня мой рабочий кабинет оснащен современным высокотехнологичным оборудованием, это адаптивно- и программно управляемые токарный, фрезерные, сверлильные, раскроечные станки; 3D-станки, компьютерная и мультимедийная техника, электрические и электронные малые станки и инструменты. Все эти средства помогают делать занятия насыщеннее, красочнее и интереснее, что повышает мотивацию учащихся к освоению новых знаний. Особый интерес при работе с детьми - создание конструкторско-проектных работ как в рамках занятия, так и в качестве дополнительной деятельности (проекты, связанные с конструированием скоростных автомобилей и летательных аппаратов, адаптированных под беспилотное перемещение). Знания в области (знать, как - know how) конструирования и новых технологий позволяет моим ученикам воспринять мир по-другому (они начинают понимать, как это работает, устроено, сконструировано), а некоторые из них смогут стать архитекторами (технологами, конструкторами) нового современного мира. С младшими школьниками мы создаем проекты простых стендовых моделей, позволяющих освоить технологию изготовления и увидеть конструкцию в целом, с учащимися средней ступени обучения создаем более сложные макеты, знакомим с технологией изготовления и финишной обработки, с учениками высшей ступени выстраиваем бизнес-проект. Ученики придумывают новый «продукт», составляют техническое обоснование, конструируют (создают конструкторско-технологическую документацию), разрабатывают и строят наглядный и действующие макеты, и, наконец, «продукт» готов в производство и для потребителя. Важное направление - работа с одаренными детьми, ведь именно они добиваются успехов на соревнованиях, конкурсах, выставках высокого уровня. Я создал методическую разработку по подготовке детей к соревнованиям по техническим видам спорта.
Звание учителя стало жизненным кредо, призванием. Для меня важно, чтобы занятия были интересными и эффективными, чтобы на каждом занятии ученики делали свои маленькие открытия.
Ирина РЕВЯКИНА, учитель русского языка и литературы:
- Каждый из нас пришел в профессию разными дорогами, но школа не терпит «прохожих». Поработав год-два, человек навсегда остается в этой профессии или уходит, не возвращаясь.
Волшебником быть трудно: все время он сам творит чудеса и учит творить других, открывая книгу знаний, но не все имеют желание учиться, творить. Как мотивировать ученика, как помочь разобраться в себе, в науках? Как помочь не пройти мимо прекрасного? Как дать понять, что все эти знания необходимы ему. Слова часто проходят мимо, а дела запоминаются. Чтобы что-то открыть, надо приложить усилия. Спрашивая с детей, спроси сначала с себя. Учить надо не только словами, но и личным примером. Ведь учитель ежедневно находится под прицелом сотни глаз. Мы должны научить наших компьтеризованных учеников мечтать, ассоциативно думать, чаще смотреть в книгу, а не на экран; видеть, чувствовать, понимать тех, кто рядом с ними, сопереживать чужому горю и искренне радоваться победам других, научить реализовывать себя в этом информационном сумасшедшем потоке современной жизни. Любовь и знания помогают нам в просветительской деятельности.
Я очень люблю свою профессию. Когда вижу детские глаза, растворяюсь в них, неся разумное, доброе, вечное, забывая обо всем. Мы погружаемся в тайны орфографии и пунктуации русского языка, в тайны слов художественной литературы. Объясняя правила, я всегда привожу примеры из жизни, говорю, где бы они могли их применить. Зачем надо знать эти приставки, суффиксы, части речи? Надо! Необходимо знать все: фонетику и орфоэпию, морфемику и словообразование, морфологию и лексику, а иначе грамотно ни писать, ни говорить дети не научатся. Так витает дух просвещения на уроках, помогая создавать чудеса.
Уроки литературы - это истинное волшебство. То мы на неведомых дорожках изучаем следы невиданных зверей, то на метле, как бабки-ешки, летим за тридевять земель, то, размышляя, плачем: почему так Герасим поступил с Муму? А когда уже став постарше, мы собираемся на первый бал, восхищаемся очарованием летней ночи, задумываемся над вопросами: можно ли убить одного ради спасения нескольких? Кто я - тварь ли дрожащая или право имею? Как много в этом мире «зачем?» и «почему?»! И все ведь это в книгах откроется тому, кто внимательно и терпеливо не просто прочитает, а пристально изучит все скрытое, зашифрованное автором.
Свои уроки я строю так, чтобы детям было комфортно, чтобы они умели не только получать необходимую информацию из разных источников, но и самостоятельно ее находить, правильно использовать, чтобы дети не боялись ошибаться, ведь ошибаются все, а вот признают и исправляют свои ошибки немногие. Теоретический материал я связываю с практикой реальной жизни, события давних лет сопоставляю с сегодняшним днем.
Наша профессия такова, что мы не сразу видим результат своего труда. Мы даем детям не только знания, но и часть своей души, частички нашего сердца, тепла, а они порой не учат, не знают, не умеют, не делают, не слушают, да и просто не хотят. Наши слова и дела дают всходы через годы. Как радуется сердце, когда встречаешь выпускников или слышишь по телефону: «Спасибо вам за ваши уроки!», «Спасибо, мы сдали все экзамены и поступили в институт!» (За многие годы педагогической деятельности у меня не было ни одной двойки за экзамен, хотя ученики были разные, даже классы коррекции.) «Мы часто вспоминаем ваши уроки!», «А вы были правы, когда говорили...», «Мы столько книг прочитали. Так, как вы нас учили!», «А помните наши экскурсии, походы?», «Мы приглашаем вас на нашу свадьбу». ...Действительно, «сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух».
Сегодня педагог не только учит, но и сам учится постоянно.
Современный учитель - это виртуоз своего дела, коммуникабельный, мобильный, креативно мыслящий, хорошо владеющий компьютерными технологиями, уважающий личность, стильный. Учитель готовит будущее.
Я горжусь тем, что я учитель. Эти правила мне помогают подготовить детей к «открытиям чудным»: старайся сделать обучение увлекательным, обучай энергично, заставляй ученика правильно устно и письменно излагать учебный материал, следи за его речью, никогда не останавливайся!
Работа в школе помогла мне реализовать многие возможности: психолог, актер, режиссер, оператор, экскурсовод, модельер, визажист... И своим ученикам я помогаю раскрыться и почувствовать себя, может быть, и гениями.
Надежда ВОРОБЬЕВА, воспитатель:
- Как далеко шагнула вперед наука, с какой неумолимой скоростью движется она дальше благодаря гению ученых, талантливому мастерству тысяч людей! Этот процесс коснулся всех областей нашей жизни, в том числе и образования. Не утихает дискуссия о том, что такое педагогика - наука или искусство. Мне близка мысль, что педагогика - наука, которая сотворчество мудрого взрослого и ребенка превращает в искусство. Приобретать опыт на основе знаний, замечать «удивительное рядом» и совершать открытия, быть ответственным за свои поступки - это ли не философия новых стандартов образования?!
Мы, как педагоги, учим будущему, то есть тому, чего еще нет, жить в условиях, которые мы сейчас только можем предположить... В этом нам помогают такой гений, как мастерство педагога, и такой гений, как любознательность ребенка, опыт взрослого и желание нового эксперимента ребенка... Взрослый и ребенок... Рука в руке... Вперед и вперед...
Пушкин, будучи гениальным писателем и поэтом, очевидно, был еще и гениальным педагогом. Подтверждение - его многочисленные детские произведения (в том числе и такие познавательно-поучительные сказки, как, например, «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»). Стихотворение «О, сколько нам открытий чудных...» можно даже считать программным произведением, в котором Пушкин, заглянув вперед, показал нам, к чему должны стремиться в воспитательно-образовательном процессе педагоги будущего, как ныне считается, инноваторы. Дочитав стихотворение до конца, как мне кажется, в этих строках можно рассмотреть практически все выделенные области развития ребенка, сформулированные в федеральных государственных образовательных стандартах.
С первых же строчек «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...» мы окунаемся в чувство предвкушения, что любой наш полезный труд, работа, проведенная не только с детьми, с родителями, с коллективом, в окружающем мире, а также в первую очередь над собой (любую деятельность необходимо начинать с себя), обязательно приведет к положительному результату и откроет и перед тобой, и перед твоим окружением что-то новое, необыкновенное и неожиданно прекрасное.
Следуя за мыслью Александра Сергеевича «и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг...», мы приходим к осознанию того, что, вкладывая в каждого ребенка максимально возможные знания, умения, навыки, любовь, мы испытываем трудности, бывает, ошибаемся, но всегда стремимся к лучшему и получаем этот результат, возможно, и кратковременный, потому что вся наша жизнь состоит из случаев и парадоксов. Но на протяжении всей нашей деятельности как мы, педагоги, так и все объекты образовательно-воспитательного процесса приобретаем опыт, который нельзя заменить никакой научной литературой, никаким высшим образованием.
Читая стихотворение, мы подходим к описанию тех областей, которые необходимо развивать человеку для достижения своих самых лучших качеств, положительного результата, прогресса, того, к чему нас призывают современные требования, отраженные во ФГОС. Александр Сергеевич советует развивать в человеке такие качества, как способность к изобретательству, созиданию, развитию воображения, независимо от того, кем является человек по своей сути («один - алмаз, другой - бриллиант»). ФГОС диктуют нам абсолютно те же требования к развитию личности ребенка, но через определенные образовательные области: способность к изобретательству - познание, музыка, изобразительное творчество, чтение художественной литературы, труд; созидание - музыка, здоровье, физическая культура, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, художественное творчество; воображение - музыка, труд, чтение художественной литературы, художественное творчество.
В итоге мы приходим к мысли, что достигнуть просвещения, открытий, добиться вообще чего-либо в нашей жизни независимо от того, в какой стране, регионе, городе мы живем, какой век за окном, можно только ежедневно, ежечасно, ежесекундно трудясь и работая над собой, окружающим миром. Через века звучат напутствием потомкам слова гениального Александра Сергеевича Пушкина: «Все достигается чрез труд».
www.ug.ru
Александр Сергеевич Пушкин. О, сколько нам открытий чудных. Наука в творчестве Пушкина. А может, стих не закончен? Поэзия и жизнь. Поэтический сайт л. Ф. Котова.
- Изыде сеятель...
- Клеветникам России
- Поэту
- Арион
- Лицинию
- В. Ф. Раевскому
- Он между нами жил
- Песня Мери
- О, сколько нам открытий чудных
- Десятая заповедь
- Пророк
О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель...
1829 г.впервые опубликовано в 1884 г.
Наука в творчестве Пушкина
Вкрапления "научной" тематики в поэтических произведениях Пушкина довольно часты. Но это пятистишие можно назвать квинтэссенцией темы "Наука в творчестве Пушкина".Всего пять строк, а какой охват — просвещение, опыт, гений, случай — все составляющие, определяющие прогресс человечества. Интерес Пушкина к совремённой ему науке был весьма глубок и разностороннен (как, впрочем, и к другим сторонам человеческой деятельности). Подтверждение этому — его библиотека, в которой есть работы по теории вероятностей, труды современника Пушкина, академика В.В.Петрова — русского физика-экспериментатора по исследованию электрических явлений и другие (на русском и иностранных языках). Библиотека Пушкина в его в музее-квартире, включает немало книг по естественнонаучной тематике: философские труды Платона, Канта, Фихте, работы Паскаля, Бюффона, Кювье по естествознанию, сочинения Лейбница по математическому анализу, труды Гершеля по астрономии, исследования по физике и механике Араго и Даламбера, работы Лапласа по теории вероятности и др. Пушкин, являясь редактором и издателем журнала "Современник", регулярно размещал в нём статьи ученых, отражающие научную и техническую тематику. О достижениях физики того времени Пушкин мог узнавать и из общения со знаменитым учёным, изобретателем П.Л.Шиллингом, создателем первого электромагнитного телеграфного аппарата, электрической мины. Его Пушкин знал очень хорошо и изобретения Шиллинга вполне мог видеть в действии. Интерес Поэта к творчеству Ломоносова можно оценить из того факта, что он, прочитав журнале "Московский телеграф" "Послужной список М.В. Ломоносова за 1751-1756 гг.", поразился многогранностью, глубиной исследований. Свое восхищение поэт выразил так: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник…". А позже добавляет: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом".
Если Вы, мой гость, прочитали в правом столбце мои "Заметки на полях", то теперь посмотрите, каким примерно могло быть это стихотворение, если бы Поэт попытался дописать строку с недостающей рифмой.
О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель...И праздный фантазёр-мечтатель.
Это пушкинское пятистишие было обнаружено после гибели поэта, при разборе его рабочих тетрадей. В четырёх первых строках рифмовка смежная, а пятая строка осталась без пары. Можно предположить, что Пушкин не закончил это стихотворение.
Читаю эти строки и видится мне, как поэт наскоро набрасывает экспромт, созревавший в подсознании, и вдруг излившийся в готовом виде при чтении в газете или журнале сообщения об очередном научном открытии. Я представил — "наскоро", но как-то не вяжется это слово с писанием гусиным пером; более правдоподобно, что писал Пушкин довольно медленно, что способствовало рождению в его подсознании этих гениальных строк, включающих в себя все "двигатели прогресса" — просвещение, опыт, гений, случай — уже в готовом виде. Мне представляется, что экспромтом были написаны первые 4 строки, а 5-ю, после перечтения написанного, поэт добавил после некоторого раздумья. Добавил и откложил для последующего прочтения и возможного использования в каком-либо из будущих произведений. Но… не случилось и фрагмент так и остался не опубликованным при жизни автора.
Конечно, это только мои личные представления, не на чём не основанные, но и пишу-то я их под заголовком "Заметки на полях". А потому продолжу. Мне представляется, что поэт отложил этот фрагмент, так как чувствовал некоторую неполноту охвата в этом стихотворении явления рождения новых открытий. Отложил, чтобы в последствии додумать. Но… не случилось.
Возьму на себя смелость (кто-то скажет — нахальство) и попробую дополнить недостающую (по моему мнению) строку:
И праздный фантазёр-мечтатель.
Поскольку Пушкин и сам был большим фантазёром, полагаю, что он не стал бы возражать против роли фантазии в подготовке пути к открытию. Но, в закрепление своей мысли, добавляю к своей строке обращение к Поэту:
О, согласись, поэт! Мечтатель — Фантазий призрачных приятель К открытьям намечает путь, Хоть не дано ему взглянуть, Порой, на плод своей мечты. Я мыслю, согласился б ты: И он к открытиям причастен, Хоть над судьбою их не властен
lfkotov.narod.ru
Эссе "О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух"
«О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
О сколько нам открытий… Сколько? Это все мои ученики. Все они генерируют открытия, генерируют сами, вместе и по отдельности, генерируют вместе с родителями, учителями, со мной, толкают меня на совершение открытий.
Тем и хороша профессия педагога – каждый день тебя ждет что-то новое, каждый день за дверью кабинета любопытные глаза, неожиданные вопросы, невероятные развития сюжета. И как не готовься, как не планируй – ты должен быть готов ко всему. И каждый из двадцати пяти даст открытия и эмоциональные, и спортивные, и креативные. Все не сосчитать. Открытия случаются чаще в личностном, психологическом плане. Ты привык к ученику, знаешь его характер, темперамент, привычки, способности; и вдруг, в какой-то ситуации, он раскрывается совсем по- новому, совсем по-другому, делает то, что ты не ждал от него. Какие-то открытия радуют (их несоизмеримо больше), ну а некоторые – огорчают и разочаровывают. В жизни, наверное, не бывает иначе.
Мы учимся вместе. Я учу их, они – меня. Конечно, знания, умения, навыки важны и задача школы – образовывать. Но у меня, как у классного руководителя, задачи иные: познавать, раскрывать, помогать. Ведь каждому понятно, что у нас с детства яркие моменты школьной жизни окрашены по-разному, кто-то с радостью вспоминает свой класс, считает, что ему повезло с учителями, школой, ходит на встречи выпускников, а кому-то, увы, какие-то моменты школьной жизни вспоминать не хочется: не поняли, не помогли, не поддержали. Как это важно на этапе становления личности, когда ребенок находится в самом начале пути, помощь компетентного взрослого. Поэтому наряду с авторитетом учителя, ценно и то, если к нему первому обратится ребенок со своими проблемами.
Сколько открытий? Много. Все и не вспомнишь. Некоторые забываются – вспыхнули, промелькнули, удивили. Другие открытия могут надолго выбить из колеи, заставляют задуматься, память о них, о событиях с ними связанных, западает в душу навсегда. Один раз в конкретной ситуации на уроке пытался «строжничать», все же дисциплина, физкультура, пошел на принцип и лишь навредил, испортил отношения. Открыл для себя: все сугубо индивидуально, все-таки мужская психология не всегда дает понять девочек -учениц. Приходится подстраиваться, пытаться построить диалог, искать «заветный ключик», как не банально это звучит.
Думаю, совместный дух просвещения и учеников детского коллектива заставляет сделать какие-то находки и открытия. Все-таки педагогов-мужчин, к сожалению, не так много приходит в школу. Ну а если приходят – значит это призвание.
Специфику спортивной и оздоровительной работы строю на активности, заинтересованности, совместной деятельности, мотивируя на результат. Часто применяю «авансирование успехом». В спорте по-другому нельзя.
Как приятно видеть, что ученик, который вроде показывал заурядные способности, вдруг выдает стабильно высокие результаты, поверил в себя, пошел на личный рекорд. Вдвойне приятнее, если ученик благодарен тебе, и спустя годы выражает признательность.
Именно поэтому большое значение придаю внеклассной работе, походам, совместным путешествиям. Люблю свою неделю физкультуры – вот уж точно-открытия с понедельника по пятницу. Эти педагогические находки и дают уверенность в правильно выбранной профессии.
Сколько открытий? Столько, сколько уроков физкультуры в неделю, а это три часа в каждом классе. И плюс, важнейший час – классный. Много это, или мало? Считаю, что для открытий достаточно. Не гениальных, не глобальных, но повседневных, бытовых, жизненно-необходимых ребенку и педагогу. Переходный период, кризисы, депрессия и апатия, раздражения и обида на «весь взрослый мир». Я часто встречаю это. Научился каким-то своим методикам, выработал свой стиль. Зачастую, заранее знаю, что семья где-то неправа, где-то завышенные требования, где-то гиперопека или наоборот. Сейчас, имея за спиной шестилетний педагогический опыт, мне проще найти консенсус между всеми участниками образовательного процесса, а раньше честно признаюсь, шел наугад.
В моей семье есть педагоги, есть медики. Я видел эту работу с самого детства и тоже недавно сделал мини-открытие. Как похожи постановка диагноза пациенту и назначение схемы лечения с одной стороны и знакомство с личностью ребенка и подбор индивидуальной образовательной траектории с другой стороны. И как велика ответственность в обеих этих профессиях…Здоровье, а иногда и жизнь.
Сколько открытий было, сколько будет?.. Думаю, такая динамичная профессия постоянно держит в тонусе, окрыляет и омолаживает (ведь коллектив-то детско-юношеский). То есть открытий наберется достаточно. Главное – уловить их, правильно растолковать, уметь применять на практике. Но и забывать продолжение стихотворения А.С. Пушкина не стоит. Далее говориться и об опыте, и о гении, и о случае. Но это, как говориться, тема для другого эссе.
infourok.ru
"И случай, бог изобретатель..." - ladamaran
А.С. ПУШКИН:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья духИ опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг,И случай, бог изобретатель...В советское время четыре строки пушкинского стиха служили заставкой в телепередаче С.Капицы «Очевидное – невероятное», а пятая строка была опущена, как не вписывающаяся во временной контекст – из-за слова ли «бог» или по другой причине. Эта самая пятая нерифмованная строка наводит на размышления…
Чудные отКРЫТия (новые знания, откровения) готовят:
- Просвещенья духПро-свещ(Ч)енье - то, что просвечивает, озаряет. Дух света. Волна света. Дух света подменили на "святой дух". Слово "сва" на санскрите означает "СВой", «собственный». Свети сам, просвещайся, не жди чудес от "святости", и результат не замедлит! - Опыт, сын ошибок трудныхО-пыт (поПЫТка) всегда связан с трудностью преодоления – ошибаться могли предки, и ты – не исключение, прежде чем усвоить урок, набьешь себе множество шишек (о-шибка, у-шиб). Совместный опыт предыдущих поколений, прежних воплощений идет параллельно с духом просвещенья.
- Гений, парадоксов другСреди русских слов у Пушкина только одно греческого происхождения – ПАРАДОКС (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь). То, что может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.Приставка «пара» означает «вне», «за пределами», «докс» – «доктрина» (ср. с лат. doctrina учение — научная, философская, религиозная и пр. система воззрений). Если «ортодоксия» есть «правильное мнение, учение, что я исповедую, славлю» (ὀρθός – «прямой», «правильный» +δόξα – «мнение», «слава»), то парадоксы – вне-доктрины. Вот им-то ГЕНИЙ и друг!
Но вот что при этом бросается в глаза: единственное "иноземное" слово ПАРАДОКС сильно напоминает русское слово ПОРЯ-ДОК (ну и производное от него «парад»). ПО РА ДОК. (Латинский алфавит, как известно, происходит от этрусского).Что же получаем? По РА учен (по РА мни (мысли) по РА славь).
Гений – это дух дома, гены Рода, наследие прежних жизней и воплощений. Гений дружит с парадоксами. Гений живет ПО РА ДОКсально, ему открывается Космос (порядок вещей в РЯДу, Золотой цепи жизни).
- Случай, бог изобретательИз-Обретатель не тот, кто при-Обретает, а тот, кто получает знание ИЗвне – (к примеру, изучив крыло птицы, строит летательный аппарат). Изобретают часто благодаря подсказкам извне (во сне приходит решение).
Что же такое СЛУ ЧАЙ? (Слухал чай? Слышал чай? Слово чай!)Слово «случай» относится к Древу слов, стоящих на корне СЛ: (прежде всего, глагол СЛыть (от него – СЛава, СЛышать (СЛУх), СЛово, СЛог, СЛуЧай, мыСЛь, СеЛо, вСеЛенная и пр.)
Вторая часть слова – ЧАЙ (см. Словарь Фасмера: от др.-русск. ЧАЯТИ "ожидать, надеяться", ст.-слав. чаѩти, чаѭ (ср. с болг. ча́ям се "глазею, иду куда глаза глядят», сербохорв. чаjати, чаjем "ждать", словен. čаj "подожди", польск. przyczaić się, др.-польск. czaić się "устроить засаду, притаиться, подкрадываться". Праслав. *čаjаti родственно др.-инд. сā́уаti "наблюдает, опасается".В словаре Ушакова интересны примеры: «Не чаяла я, глупая, остаться сиротой» (Некрасов). «Уж не чаяла, как и дождаться-то такой радости!» (А.Островский). «И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?» (Крылов). «Души не чаять» (простонародн. выражение). «Подымаясь по узкой тропинке к Елизаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин статских и военных, которые, как я узнал после, составляли особенный класс людей между чающими движения воды» (Лермонтов).
Что получаем в итоге? СЛуЧАЙ – это чаять СЛОВУЩЕЕ (слово вещее), то, что СЛывет (звучит во вселенной). Слух связан со звуком, со словом. На то человек и СЛовек, обладающий даром слова и слышания. Он чает (ждет) от Вселенной подсказки и бог изобретений СЛУЧАЙ тут как тут!
Ничего сверхъестественного. Имей только развитый слух, чутье, терпение. Ошибешься, поймешь искаженно, - можешь выбросить свое неудачное изобретение, свой велосипед на квадратных колесах. Поймешь подсказку верно – обретешь удачу, и, благодаря случаю, совершишь открытие, приобретешь полезное для развития, станешь помощником Жизни, участником Вселенской игры, да еще и других приобщишь к ней!
Гений Пушкин начинает с О, открывая бесконечный простор для открытий...
Дополнение:
А.С, Пушкин:
«Провидение не алгебра. Ум ч<еловеческий>, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая —мощного мгновенного орудия Провидения".
Согласно Фасмеру СЛУЧАЙ происходит от глагола ЛУЧИТЬ
I др.-русск. лучити (укр. лучи́ти "метить, попадать", блр. лучы́ць "случиться, попасть", ст.-слав. лоучити τυγχάνειν , болг. луча́ "целюсь", сербохорв. слу́чити се "случиться, очутиться", словен. lučíti, lučī́m "бросать, кидать", чеш. lučiti "бросать, попадать", польск. ɫuczyć "метить, попадать".Первонач. "смотреть за чем-либо, выжидать", отсюда "метить, попадать, бросать, получать"; родственно лит. láukiu, láukti "ждать", suláukti "дождаться, дожить, получить", susiláukti – то же, др.-прусск. laukīt "искать"; с другой ступенью чередования гласного: лит. lūkiù, lūkė́ti "поджидать", лтш. lũkât "глядеть, пытаться", nùolũks "цель, намерение", др.-инд. lṓсаtē "видит, замечает", lōсаnаm "глаз", греч. λεύσσω "вижу, замечаю";II лучи́тьлучу́ I., напр. отлучи́ть, разлучи́ть, случи́ть, укр. лучи́ти "соединять", блр. лучы́ць – то же, ст.-слав. лѫчити χωριζειν, болг. лъ́ча "отделяю, разлучаю", сербохорв. лу́чити, лу̑чи̑м "отделять", словен. lǫ́čiti "разделять, разлучать", чеш. loučiti, слвц. lúčit᾽ "разлучать", польск. ɫączyć "соединять".Праслав. *lǫčiti, первонач., вероятно, "гнуть, связывать", получило в сложениях с приставками оtъ (см. отлучить), *оrzзнач. "разделять"; ср. лит. lankýti, lankaũ "посещать", lánkioti "обходить", lankúoti "гнуть, делать гибким", лтш. lùocît, lùoku "наклонять, направлять".
ladamaran.livejournal.com