Фарватер для «бунтарских» душ. Дух противоречия в психологии


Психика, противоречия и деятельность. Диалектическая психология. Колташов В. Г. Страница 7. Читать онлайн

Что есть человек? У марксизма существует четкое определение человека, согласно ему человек это биосоциальное существо. То есть он состоит из двух сутей, природной и общественной. Биологически он животное, социально - разумное, наделенное сознанием, коллективное существо. Но главным для нас сейчас является выяснить, что такое психика человека, из чего и как она состоит. Является она частью природной сути человека, или носит чисто социальный характер? Психика, это не спрятанная богом в мясо и кости человеческого движения субстанция возвышенного вечного духа, она плоть от плоти нематериальная часть человека, несущая в себе его общественную, и биологическую структуру. Психика, термин не новый и потому известный и понятный, это внутренний мир человека. Psyche по-гречески душа. К сказанному и общеизвестному можно только добавить, что внутренний мир человека является отражением внешнего. Человек не есть застывшая глыба качеств, он есть движение. Доли животного и общественного в нем постоянно изменяются, по мере того как исторически он растет сам, то есть перемены в нем носят и качественный характер. Он историчен, то есть изменяется по ходу истории.

Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения [Первушина О. Н. Общая психология, Новосибирск, 1996. - 1 с. ]. "Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения" [Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии //Вопр. психол. - 1975. - № 2. С. 39. ]. Глубокая взаимосвязь этих функций "обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой. Человек - активная система, и в окружающем его мире также много активных объектов" [Первушина О. Н. Общая психология, Новосибирск, 1996. - 1 с. ]. Вот почему следует различать активное и реактивное отражение, активное и реактивное регулирование.

Важное место в человеке занимают его потребности. Потребности человека основаны на его сущности. То есть у человека существуют биологические и социальные потребности. Что такое потребности? Потребность это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворенности. Все потребности неразрывно связаны с материальным миром и деятельностью человека в нем. Даже не материальные потребности, такие как потребность, в дружбе и любви, не являются идеалистически оторванными от материального мира. Сами потребности являются специфическими в силу того, что порождаются развитием общества. Биологические потребности сохраняются у человека в снятом, преобразованном виде и не существуют изолированно от социальных потребностей. Чем более богата, разнообразна, развита жизнь общества, тем богаче, разнообразней, более развиты потребности людей. Но все же что такое не материальные потребности? Это такие потребности, удовлетворение которых носит нематериальный характер. Другими словами предметом потребления выступает что-то нематериальное, чаще всего отношения. Но существуют и особые случаи. Например, потребность в информации (знаниях), но она, как и все не материальные потребности, выступает лишь как часть материальной потребности в труде или как источник будущей реализации других потребностей.

Марксизм рассматривает человека в движении, в развитии, в непрерывном процессе истории. Человек историчен. Человеческие ценности являются следствием общественных отношений, которые непрерывно изменяются. Вот почему диалектическая психология философская наука, рассматривающая процессы психики в движении, в неразрывной связи с материальным миром. Помимо изменяющихся потребностей, существует еще и интерес (лат. Interest - иметь значение), это причина действия индивидов, социальных общностей, определяющая их социальное поведение. Интерес индивида или социальной общности, будь то класс, нация или профессиональная группа, ближайшим образом обусловлен социальным положением в обществе, что в свою очередь зависит от экономических отношений.

В психики человека сочетаются и протекают эволюционные и революционные процессы. Мы уже не раз отмечали, что психика человека явление противоречивое, в ней постоянно возникает и разрешается масса противоречий. Например, утром человек встает и решает идти ему в магазин или нет, в данном случае должно разрешиться противоречие между желанием еще поспать и желанием утолить чувство голода. Чувства, а вернее потребности вступают в такой ситуации в противоречие, которое и приходится разрешать индивиду. Известно, что такая черта характера как решительность находит свое выражение и в скорости разрешения противоречий. Нам хорошо известен пример поведения такой знаменитой исторической личности как Наполеон. В 1795 году в Париже во время роялистского восстания, Поль Барасс уполномоченный правительством республики предложил генералу Бонапарту возглавить довольно слабые правительственные войска и подавить мятеж. На подробности этого эпизода есть не мало мнений, но суть остается сутью, Бонапарт принял решение, изменившее его судьбу, менее чем за три минуты. Из этого, и других подобных примеров, мы видим, что наиболее решительная личность отличается от обычной наименьшим временим колебания, то есть такая личность, оперативно принимает решение, быстро разрешает существующее противоречие. В то время как другой человек может уклониться от принятия решения такого масштаба на какое-то время, или вообще. Возможно, такая скорость имеет с другой стороны более быструю работу мозга оценивающего все за и против, но, не колеблясь сказать себе: "Я так поступлю",- способен далеко не всякий. Я привел этот пример, чтобы показать насколько быстро могут разрешаться противоречия. Не разрешение противоречия может привести к тем более серьезным психическим проблемам, чем острее был поставленный вопрос. Это связано с тем, что одно противоречие порождает другое, более или менее значительное. Прерогатива разрешения противоречий принадлежит сознанию, в то время, как подсознание служит чуланом неразрешенных противоречий. Мы знаем массу примеров из истории, а согласитесь наглядней их трудно, что-либо найти, когда не разрешение противоречия приводило к фатальным последствиям. Думаю, стоит привести еще пример нерешительности. Российский император Петр III во время государственного переворота организованного его супругой так и не смог "побороть себя" и не принял никакого серьезного решения. Это имело для императора смертельные последствия.

Противоречия бывают настолько различных масштабов, что самое мелкое из них, будучи не разрешенным, может пройти для нас без заметных последствий, в то время как наиболее крупное способно до основания разрушить психику. Поселить в человеке тяжелый невроз, и возможно даже довести его до сумасшествия. Из приведенных выше рассуждений видно, что противоречия носят преимущественно ярко выраженный социальный характер, хотя не в коем случае нельзя отрицать и их биологическую составляющую. Источником всякого противоречия являются в человеке его потребности, как биологические, так и социальные. Безусловно, по мере прогресса для человечества, как совокупности индивидов все большее значение приобретают социальные потребности. То есть потребности как таковые совершенствуются. Но биологическая сторона (я говорю сторона, а не потребность потому, что нет такой "физиологической" потребности которая бы не носила социальный характер, пусть даже и очень незначительный) потребностей не утрачивается, а лишь теряет свою приоритетность. Вот почему подавление, то есть не удовлетворение, потребностей, таких как сексуальная, например, способно привести к серьезным психическим травмам человека. Этой проблемой активно занимался немецкий психиатр Вильгельм Райх, сделавший ряд довольно революционных выводов: "Следовало признать со всей отчетливостью, что люди становились невротиками в массовом масштабе. Интересней был вопрос о том, как люди при господствующих условиях воспитания смогли остаться здоровыми!

...Следует ли упорствовать и по-прежнему считать страданием только неврозы, которыми болеют отдельные люди? А ведь именно это делается в частной практике. Душевные заболевания представляют собой пандемию, действие которой захватывает весь мир: душевнобольным является все человечество

...Где источники невротической эпидемии? Этот источник следует искать прежде всего в авторитарном семейном воспитании, ориентированном на вытеснение сексуальности с неизбежным в этом случае конфликтом между ребенком и родителями. Такой конфликт порождает генитальный страх" [Райх В., Функция оргазма].

Райх, подробно изучив опыт подавления сексуальности в капиталистическом обществе, первым из психологов призвал к ликвидации буржуазной семьи, указав при этом на то, как это должно произойти: "Сексуальная революция в Советском Союзе началась с распадом семьи. Она распадалась самым радикальным образом во всех слоях населения - здесь раньше, там позже. Этот процесс был болезненным и хаотическим. Он вызвал ужас и смятение. Так была в высшей степени недвусмысленно доказана правильность сексуально-экономической теории в части, касающейся сути и функции принудительной семьи. Патриархальная семья является в структурном и идеологическом отношении очагом воспроизводства всех общественных порядков, покоящихся на принципе авторитета. С ликвидацией этого принципа автоматически должна испытать потрясение и сама семья.

В распаде принудительной семьи выражается то обстоятельство, что сексуальные потребности людей взрывают оковы, наложенные на них экономическими и властными связями, существующими в семье. Происходит отделение экономики от сексуальности. Если в условиях первобытно-коммунистического матриархата экономика служила удовлетворению потребностей всего общества (в том числе и половых), если в условиях патриархата сексуальные потребности служили меньшинству, а значит, и подвергались принуждению с его стороны, то настоящая социальная революция, несомненно, направлена на то, чтобы снова поставить экономику на службу удовлетворению потребностей всех членов общества, занятых производительным трудом.

Данный поворот в отношениях между потребностями и экономикой является одной из важнейших характеристик социальной революции. Распад семьи можно понять только с учетом этого общего процесса. Он осуществился бы быстро и радикально, к тому же без помех, если бы речь шла только о том, чтобы устранить бремя, которое означают для членов семьи семейные экономические связи, и высвободить силу половых потребностей, скованных этими связями. Суть проблемы, следовательно, не столько в причинах распада семьи - они очевидны. Гораздо труднее ответить на вопрос о том, почему этот распад представляет собой такое болезненное психическое явление, как ни один другой переворот.

...Мужчина или женщина все более и более вовлекались в выполнение общественных функций, и тем самым лишалось основы притязание семьи на принадлежность ей того или иного ее члена. Подраставшие дети попадали в коллективы. Так возникала конкуренция между семейными и общественными связями. Но если общественные связи были новы, молоды, едва рождались, то семейные гнездились во всех порах повседневной жизни, в каждом проявлении психической структуры. Духовная скудость сексуальных отношений, характерная для большинства браков, не могла конкурировать с новыми, исполненными жизнерадостности сексуальными отношениями, практиковавшимися в коллективах. И все это происходило на основе прогрессирующего искоренения главной связи в семье - материальной власти мужчины над женой и детьми. Экономическая связь разорвалась, а с ней разрушились и сексуальные препятствия к освобождению. Но это еще не означало "сексуальной свободы" [Райх В., Сексуальная революция].

Поскольку мы достаточно основательно рассмотрели противоречия, настало время указать на их стадии, показав, какая из них является эволюционной, а какая носит революционный характер. Начиная со стадии возникновения, противоречие, носит эволюционный характер. В сознании индивида происходит активное накопление вопросов указывающих на возможный исход, вернее на последствие принятия того или иного решения. Эта стадия носит ярко выраженный эволюционный характер, поскольку никаких качественных изменений еще не происходит, а совершается количественное накопление вопросов. Каждый такой вопрос есть, по сути, то же противоречие только меньшего масштаба. Вся жизнь человека носит характер одного большого противоречия. Противоречия смысла жизни, где это противоречие распадается на бесконечное число меньших противоречий, которые в свою очередь распадаются на еще меньшие. Но и само противоречие смысла жизни не является вершиной противоречий, а проистекает из противоречий общественной жизни. Из классовых противоречий. Такое строение носит название бесконечной цепи противоречий, где психические противоречия человека носят характер лишь одного звена состоящего из бесконечности звеньев.

Противоречия, возникая и разрешаясь всегда порождают новые, связанные с предыдущими, основанные на них противоречия. Эти противоречия, в свою очередь, разрешаясь, порождают ряд других противоречий. Такое возникновение одних противоречий из других называется взаимным порождением противоречий. Даже когда какие либо противоречия не разрешаются, а подавляются, то это опять же ведет к возникновению других противоречий, только появление их развивается в ином русле, нежели оно развивалось бы в случае разрешения подавленных противоречий. Эти противоречия могут, будучи разрешенными, привести к разрешению ранее подавленного противоречия, но, как правило, они подавляются сознанием вслед за породившим их противоречием, что приводит к усилению негативного влияния подавленного противоречия. Как таковое подавление противоречий может происходить из-за неприятных ощущений связанных с осознанием его существования, такие ощущения возникают как из-за вторжения в сознание символов подсознания, так и из-за различных объективных причин, неприятных ассоциаций, страха, существования другого противоречия. Разумеется, приведенным перечнем список причин не исчерпывается, поскольку возможно, как существование других факторов, так различное их сочетание.

Сила и слабость человеческой психики выражается в значительной мере способностью разрешать как можно больше противоречий. Но в отличие от материального мира, где все противоречия неизбежно разрешаются в психике противоречия могут и не разрешаться. Они могут быть подавлены и поскольку жизнь человека не бесконечна, мучить его до смерти. Спрятанные в подсознание они то и дело прорываются, принося человеку страдания. Накопление подавленных противоречий в подсознании может носить как количественный, так и качественный характер. То есть могут накапливаться различные по силе противоречия, где одно по последствиям может быть страшнее многих. Они оказывают влияние друг на друга, приводя к появлению новых противоречий. Мы вышли на довольно интересный вопрос. Все ли противоречия осознаются человеком? Давайте внимательно понаблюдаем за собой. Когда мы берем карандаш со стола, осознаем ли мы существование тут вопроса брать или не брать? Не всегда, а, как правило, нет. То есть самые мелкие противоречия разрешаются как бы неосознанно. В то время как особо крупные противоречия не могут быть разрешены иначе как при заметном участии сознания. Многие, я думаю, читали роман Маргарет Митчелл "Унесенные ветром", и не могли не обратить внимания на то, как поступала Скарлет когда перед ней стоял очень сложный вопрос. Она говорила себе: "Я не стану думать об этом сейчас, подумаю об этом завтра". Возвращалась ли она к проблеме на завтра? Далеко не всегда. Что это означает? Просто героиня романа отказывалась разрешить данное противоречие, она подавляла его в себе. На какой-то момент ей становилось легче, но потом как помнит читатель, накопленные таким образом противоречия прорывались в виде ночных кошмаров, истерик, потери сил и других не приятных последствий, такие как алкоголизм, о нем мы поговорим ниже. Самое досадное в ситуациях с подавленными крупными противоречиями это весьма значительные невротические последствия, психика зачастую во многом утрачивает управляемость. Это происходит из-за того, что подавленное противоречие требует своего разрешения, прорывается из мрака подсознания, в то время как сознание уже избавилось от осознанной информации о проблеме, как ненужной. Это приводит к тому, что проблема вторгается в сознательные процессы психики, нарушая порядок их протекания. Внешне это выражается в определенном символизме снов не осознанно произносимых "не к месту" слов, не осознанной (в плане не понимания причины) тяги к кому-либо или чему-либо. В таких случаях человек может прибегнуть к внешним факторам. Такими внешними факторами не редко выступают наркотические вещества и алкоголь. Они являются средством избавиться от "назойливых синдромов" противоречий. К ним прибегают, как к средству уйти от необходимости разрешить сложное противоречие, но это происходит у наименее слабых личностей. Более сильные прибегают к ним лишь для ухода от последствий подавления. Алкоголизм и наркомания, таким образом, выступают как средство ухода от проблемы. Мы отметили, что уровень интеллекта индивида играет значительную роль в разрешении и подавлении противоречий. Больший интеллект позволяет ставить более сложные вопросы. Вот почему большой ум и слабая воля заставляют, как правило, сильно страдать того, кто ими наделен. Проявление этого мы можем наблюдать на широко распространенном алкоголизме и наркомании среди талантливых музыкантов, писателей, художников и ученых не способных разрешить для себя противоречия различных общественных ценностей и отношений. Полагаю теперь необходимо уточнить, что такое воля. Само это понятие было введено Аристотелем, ему же мы обязаны и путаницей с ним связанным. Дело в том, что Аристотель, а вслед за ним и многие "последователи" понимали ум как познавательную сферу психики, а волю как аффективно-волевую, таким образом, возникало противопоставление ума и воли. Не верность такого подхода доказал советский психолог Б. М. Теплов в работе "Ум полководца", причем сделал это опираясь на самого же великого античного философа. Теплов показал, что воля есть не что иное, как практический ум, а "просто ум" есть теоретический ум. Именно так мы и будем понимать ум и волю.

Описывая бесконечную цепь противоречий, мы указали на ее ключевое для общества звено - звено общественных отношений. Собственно именно это звено и интересует нас в первую очередь. Необходимо тут вспомнить еще один постулат марксизма. Бытие определяет сознание. Это означает, что общественный срой, и присущие ему отношения определяют в большей мере характер противоречий в психики человека. А это в свою очередь еще раз доказывается психологическим принципом единства сознания и деятельности, заслуга в выдвижении, которого принадлежит отечественному ученому психологу С. Л. Рубинштейну. Впервые он был сформулирован в 1933 году: "...Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Таков для нас подлинный смысл положения о единстве сознания и деятельности" [Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. //Ученые записки МГУ. Вып. 90. Психология. Движение и деятельность. - 1945. С. 12]. В дальнейшем за разработку этой проблемы взялись А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Б. Г. Ананьева и др. Согласно результатам их исследований, психика и сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама же деятельность есть единство двух компонентов психического: отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).

В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов дают нам другую, не противоречащую первой, картину сложных взаимоотношений между сознанием и деятельностью: "Живое движение порождает действие, действие порождает самосознание, самосознание порождает деятельность, деятельность порождает сознание, сознание порождает свободное действие, свободное действие порождает личность, личность порождает новые виды деятельности, расширяет собственно сознание... В любом случае, когда превращенные формы входят в другие более широкие структуры или выступают автономно, между ними имеются живые противоречия, выступающие одновременно и как точки роста, и как движущие силы развития. Их единство - это лишь моменты в их бытии. С этой точки зрения сколько-нибудь длительное единство сознания и деятельности - это смерть того и другого. Мы уже не говорим о том, что каждая из превращенных форм имеет и собственное сложное строение. Равновесность и гармония между ее компонентами непрерывно нарушается открытостью превращенной формы к среде, к влиянию других форм. Отсюда кризисы, взрывы, катастрофы (часто очистительные) в жизни человека, в его сознании и деятельности. На психологическом языке это чаще звучит как аффекты, драмы, трагедии. Даже когда равновесие сохраняется, оно не статично, оно не обладает устойчивостью, нарушается, имеет динамический характер... Наконец, каждая из превращенных форм имеет свои собственные законы развития, в том числе и спонтанного. Источником развития является гетерогенность как исходных натуральных форм (например, живого движения), так и возникающих на их основе превращенных форм. Понимание психического развития и развития человека как порождение превращенных форм - вызов современной психологии со стороны философии культуры и цивилизации" [Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М., 1994. ].

"Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой - всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального - важная часть анализа данной проблемы" [Первушина О. Н. Общая психология, Новосибирск, 1996. - 1 с. ]. Деятельность это осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде, где поведение это взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью. Основными формами деятельности являются: познание, общение и труд. Человеческая деятельность является основным источником общественно-экономического, политического, культурного и других видов развития. Она является основной созидающей и в тоже время разрушительной силой. Существует внешняя и внутренняя, психическая деятельность человека, их принципиальная общность заключается в том, что обе они опосредствуют связи человека с миром. Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению. Сделавший крупный вклад в деятельностную теорию советский ученый А. Н. Леонтьев писал: "То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка - это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней" [Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : МГУ, 1975. ].

"Деятельность, по Леонтьеву, - это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а "функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности".

Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.

...Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность - деятельность со скрытым мотивом. Действия - процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления.

Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.

Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции.

Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л. С. Выготского. Затем в середине 30-х годов его ученики и последователи А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др. предприняли цикл исследований сенсорных, перцептивных, мимических и умственных действий, уделив при этом особое внимание их генетической связи с предметно-практическими действиями. С. Л. Рубинштейн также считал действия основной клеточкой или ячейкой психологии. По его мнению:

1. В действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии.

2. Действие обладает порождающими свойствами.

А. В. Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета.

Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие. Это положение доказывалось в исследованиях В. И. Аспина, В. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Б. Познанской.

Для возникновения образа восприятия необходимо осуществление сложного перцептивного действия, включающего в свой состав систему предметных операций (что существенно для формирования предметности восприятия.

Действие - основа мышления, необходимое условие формирования смыслов, их расширения и углубления.

В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.

Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это указывал А. Н. Леонтьев. Превращение операции в действия, а затем в деятельность замечательно проследил А. В. Запорожец" [Первушина О. Н. Общая психология, Новосибирск, 1996. - 1 с. ]. Однако, деятельностная теория, сделав крупный шаг к познанию истинной природы психики человека, так и не смогла определить единство общественных и психических противоречий, связь и особенности их развития. Номинально признавая роль противоречий в развитии психики, она так и не смогла конкретно перейти к пониманию психических процессов, как процессов возникновения, развития, разрешения либо подавления противоречий. Роль подсознания и бессознательного в деятельности человека так же осталась недостаточно изученной.

Подводя некоторый итог развития психологии в ХХ века можно выделить два основных потенциально правильных направления изучения внутреннего мира человека, это фрейдо-марксизм на Западе, и деятельностная теория в СССР. Неофрейдистское направление психологии в большей мере занималось подсознательными и бессознательными сторонами психики, в то время как деятельностная теория сосредоточила главные усилия на изучении сознания, их деятельность хотя и была однонаправленной, но движение к цели шло различными путями. Оба этих течения внесли большой вклад в развитие марксистской психологической науки, но так и не смогли связать в единство понимания психики все параллельно сделанные ими открытия, возможно помехой этого послужили культурно-политические, либо социально-экономические причины. Человек всегда остается продуктом истории и в своем творчестве потенциально ограничен объективными сторонами данного этапа развития общества.

Из-за того, что законы диалектики являются всеобщими, но действуют в различных условиях, что накладывает свои отпечатки, стоит отметить, что в психологии мы имеем дело с парадоксальной на первый взгляд ситуацией. Отмечу, что противоречия должны неизбежно разрешаться, иначе процесс развития остановился бы. Так происходит везде, но только не в психике человека. Это и рождает кажущийся парадокс. В чем же тут дело? Противоречия как психический процесс являются лишь отражением противоречий объективного мира. И тот факт, что в своем отраженном, не материальном виде какое либо противоречие не разрешилось, еще не означает, что оно не разрешится в материальном мире. Другое дело, что это может произойти уже без участия данного индивида. Другими словами, психические противоречия неизбежно разрешаются в общественной психике, но они не являются неизбежно разрешимыми для отдельного человека, хотя и носят индивидуализованный характер. Однако и тут все не столь однозначно. Определенное исключение составляют противоречия, основанные на индивидуальных потребностях, например, биологические потребности. Если индивид не удовлетворит чувство голода, то оп умрет. И хотя цепочка противоречий не прервется, то, по крайней мере, он из нее выпадет. Итак, всем этим я хочу сказать, что неразрешенность индивидом каких либо противоречий еще не означает их неразрешимость, но уже означает торможение психических процессов в данном направлении. Все противоречия потенциально разрешимы, в том числе и психологические. Только для разрешения их в данный момент может оказаться недостаточно внешних и внутренних сил. Они могут так же оказаться не зрелыми.

В диалектике противоречие выступает не только источником всякого развития, движения, но и является внутренним источником этих процессов. Разрешение противоречий в психике тоже носит ярко выраженный диалектико-материалистический характер.

Развивая тему противоречий, но, стремясь вывести ее на новое направление, попытаюсь рассмотреть вопрос эклектичной психики. Уточню, эклектичной называется такая психика, где процесс борьбы противоречий в какой-то мере подменен некритичным поглощением и подавлением их. Эта психика, несмотря на свою кажущуюся особенность, является довольно распространенной, и социально-исторически вполне соответствует буржуазному обществу. В чем же секрет такой психики? Искаженное восприятие? Может просто сильная "защитная реакция" индивида? В нормально протекающих психических процессах борьба противоположностей не прекращаются, а как тут? Вероятно, противоречия осознаются, но считаются не разрешимыми. Это и создает ситуацию торможения психических реакций. Так же нередко в истории, когда социально-экономические изменения протекают довольно быстро, психика людей может запаздывать, не успевая разрешить даже противоречия предыдущего этапа развития, тогда, как уже возникли противоречия на новом историческом уровне. Подобное положение ведет к общей заторможенности психического развития, наложению одних неразрешенных противоречий на другие, что может сыграть весьма неожиданную роль в истории. Иными словами тут тоже происходит возникновение психики эклектического характера, со всеми характерными для нее чертами. Мне многократно приходилось наблюдать таких людей. Синдромами присущими такому состоянию являются: социальная пассивность, замкнутость в себе, невнимательность к миру вокруг, узкое его понимание, стремление решить свои сознательно минимализованные проблемы и особая радость в случае успеха. Вспомним, что разрешение противоречий есть путь развития личности, и эклектичная психика наносит этому процессу немалый вред. Однако, эклектизм явление временное, а значит проходящее, даже его эпохальность (временность может распространяться не на одно поколение) не означает прекращения психического развития. Кризисное состояние психики, нарушение процесса разрешения противоречий, тем не менее, рано или поздно преодолевается под воздействием объективных факторов, на которые впрочем, психические факторы оказывают немалое влияние. Все-таки нам интересно понять, в чем причина такого нарушения, как эклектизм психики в наше время? Это состояние вызвано задерживающими факторами, о них подробно речь шла в главе "Психосинтез". Чтобы более точно понять причины такого психического состояния, необходимо вспомнить, что такими, являются внешние факторы, переориентирующие психические процессы на формально новые материальные потребности и препятствующие качественному росту потребностей человека. То есть формированию новых, прогрессивных и общественно значимых потребностей прокладывающих дорогу к коммунизму. Таким образом, возникает психическая задержка, и человек неосознанно вынужден многократно проходить одну и ту же стадию потребности. Например, культ новой модели автомобиля. Реклама толкает человека на приобретение машины путем ассоциирования ее с тем, что действительно необходимо человеку в данный момент. Речь идет о таких устойчивых потребностях, как дружба, любовь, увлекательная, творческая работа. Происходит подмена, обман. Поскольку человек действительно становится уверен, что новая марка автомобиля сделает его счастливым. Попадая в такое кольцо обмана, а чем обман больше, тем хуже, человек теряет веру в возможность воплотить свое желание в реальность, то есть удовлетворить реально существующую потребность. Он переориентируется с деятельной социальной позиция на покупательную. Он не перестает много работать, но тяга к творчеству резко снижается. Как следствие тормозится весь процесс разрешения противоречий, зато компании получают высокую прибыль.

Мы достаточно подробно рассмотрели сущность и роль противоречий в психике человека, и даже несколько углубились в проблему их влияния на характер человека. Увидели, что психические противоречия являясь выражением, социально-экономических противоречий общества, играют ведущую роль в развитии личности. Разрешение противоречий означает залог гармоничного развития человека, а их подавление ведет к возникновению неврозов.

bookap.info

Лабиринты противоречий | Психология без соплей

Лабиринты противоречий

Всякая психологическая проблема есть результат внутреннего противоречия. Конфликт между несовместимыми сознательными и бессознательными тенденциями создает психическое напряжение, которое лишает человека покоя, сна или даже физического здоровья.

Соответственно, цель психологической работы — разрешение этого конфликта любым доступным способом: нет конфликта — нет проблемы — нет страдания.

Принципиальное свойство глубокого психического конфликта — участие бессознательных сил и тенденций, которые делают этот конфликт трудно доступным или вовсе скрытым от сознания. Человек часто и не подозревает, что его раздирают внутренние противоречия и уж тем более не осознает их содержания — ему «просто» тоскливо, у него «просто» бессонница, ему «просто» хочется повеситься. Поэтому первый этап работы — это подъем на поверхность сознания актуального конфликта со всеми участвующими в нем сторонами.

Часто этого оказывается достаточно, чтобы дальше уже пациент самостоятельно сделал необходимые выводы, принял нужные решения и взял на себя связанную с ними ответственность. Но в случаях, когда конфликтуют мотивы с высоким эмоционально-энергетическим потенциалом, одного осознания бывает недостаточно — требуются дополнительные усилия для вывода психического аппарата из клинча.

Терапевтическая техника, используемая для ковыряния в мозгах осознания и преодоления внутреннего конфликта, не имеет особого значения — здесь каждый психолог пользуется теми инструментами, которые лучше ложатся в руку. Однако от вектора приложения усилий зависит глубина и устойчивость полученного результата.

Верность партии

Сторонники партии

Самая простая стратегия, к которой прибегают одаренные друзья-советчики и не особенно одаренные психологи, — занять в разгорающемся конфликте сторону партии сознания. То есть, поддержать человека в его собственном мнении по поводу сложившейся ситуации.

Суть терапевтического вмешательства в данном случае сводится к тому, что психолог, являясь авторитетом в глазах пациента и оперируя более изощренной аргументацией, помогает ему склонить чашу весов в сторону сознательной позиции и таким образом выводит его из ситуации «неразрешимого» противоречия.

В зависимости от темперамента пациента, такого рода терапия принимает две формы: пожалеть и помочь или отругать и пнуть. Если на уровне сознания пациент склонен потакать собственным слабостям, психолог поддерживает его в этой установке и помогает выстроить более эффективную систему самооправданий перед лицом довлеющих обстоятельств. Если же пациент скорее нетерпим к собственным слабостям, психолог берет на себя роль родительской инстанции и помогает обострить внутреннее давление до необходимого для преодоления мертвой точки уровня. Таким образом, пациент слышит от психолога именно то, что хочет услышать, и вполне готов за это платить.

Хочешь прослыть хорошим психологом — используй эту стратегию и тренируй технику присоединения к сознательной позиции пациента. Самый массовый рынок. Быстрый, не требующий особых усилий, результат. А острые углы и сомнения из-за временного характера терапевтического эффекта сглаживается лояльностью пациента к психологу, который «всегда на его стороне».

Внутренний конфликт при таком подходе остается незатронутым, но под влиянием авторитетного мнения одна из противоборствующих сторон временно побеждает в споре, и у пациента возникает устойчивое субъективное впечатление, что проблема решена.

Эффект продолжается ровно до тех пор, пока сохраняется контакт между психологом и пациентом, и некоторое время после. Затем все возвращается на круги своя, и пациент снова оказывается у разбитого корыта, наполненного так и не разрешенными противоречиями.

Бунт против устоев

Оппозиционеры

Более сложный и эффектный вариант той же самой стратегии, требующий от терапевта умения проследить и прочувствовать бессознательные тенденции пациента. В данном случае психолог встает на баррикады вместе с оппозиционными силами бессознательного и руководит оттуда бунтом против привычных установок сознания.

Пользуясь всеобщим архетипическим страхом перед психологом, видящим людей насквозь, и напуская на себя грозный вид опасной для потомства рентгеновской установки, терапевт окунает пациента в его бессознательные помои и с чувством хорошо выполненной работы оставляет обтекать. Столкновение с темной стороной души, значимость которой ранее недооценивалась, приводит пациента в замешательство, результатом которого становится временное смещение приоритетов в противоположную крайность — на сторону внутренней оппозиции. Да здравствует революция!

Подобная шокотерапия производит на пациента неизгладимо лучшее впечатление. Море слез, горькие осознания, отвращение к себе — пациенту кажется, что раз его так выворачивает наизнанку, то он, наверное, попал в руки к настоящему суровому психологу. И если болевые ощущения в процессе терапии остались в пределах болевого порога, и пациент не сбежал после первого же ведра помоев сеанса, то следующую пару месяцев он чувствует себя перерожденным.

Хочешь числиться крутым психологом — учись вытаскивать и вываливать перед пациентом мрачную подноготную его дремучего бессознательного. Не всем потенциальным пациентам это придется по вкусу, поэтому такого рода терапия всегда будет нишевым продуктом, однако с более высокими ценами и гарантированным спросом среди опытных невротиков.

Оппозиционный подход требует от психолога больших усилий, смелости и известной доли беспощадности, но и результат терапевтического вмешательства более драматичен. Изначальный конфликт точно так же остается неразрешенным, но резкое обострение ситуации создает у пациента устойчивое субъективное впечатление, что проделана большая работа по его преодолению и теперь не хватает только небольшого последнего усилия, чтобы достичь цели… примерно как у ослика с морковкой.

Don't worry - be happy!

Пофигисты Пацифисты

Альтернативный подход к проработке внутренних конфликтов, проповедуемый теми, кто уже все понял про эту жизнь и больше никуда не спешит, или теми, кто, наоборот, не понял ничего — в том числе и того, что ничего не понял.

Яркий представитель первых — Перлз, беззастенчиво засыпающий в присутствии занудных пациентов. Характерное воплощение вторых — восторженные девицы, убежденные, что рак можно вылечить любовью, или духовно продвинутые мечтатели, торгующие дзэном.

Характерный для этого терапевтического подхода вопрос, на который пациенту приходится отвечать чаще всего, — «Что вы чувствуете по этому поводу?»

Избегая любых интерпретаций и суждений, психолог приводит пациента к осознанию внутреннего конфликта, а затем отходит в сторону и с садистским удовольствием наблюдает, чем закончится спектакль. Пациент остается наедине со своими противоречивыми чувствами, и если его осознание готово к такому испытанию, то после ряда переходных этапов — отрицание, гнев, торг и отчаяние — наступает долгожданное смирение, и пациент самостоятельно выносит вердикт в пользу одной из конфликтующих сторон и таким образом выходит из ситуации противоречия.

Усилия психолога в этом случае направлены на то, чтобы удержать фокус сознания пациента на актуальном внутреннем конфликте и не дать ему сбежать в привычные формы защиты. При удачном стечении обстоятельств, этого бывает достаточно, чтобы вывести пациента из кризиса. Однако, если сознание пациента не готово к инсайту, то, будучи предоставлен самому себе, он вязнет в бесконечных спорах с собой и, в конце концов, уходит ни с чем. Поэтому на практике этот метод работает только в простых ситуациях или с хорошо приготовленными подготовленными пациентами, «бессознательные» пациенты слишком уж изворотливы, чтобы добровольно сдавать свои невротические позиции.

Если же за дело берется вторая категория любителей пацифизма, то вся терапия сводится к отвлечению внимания пациента от его актуального конфликта — «Don’t worry, be happy!» При хорошем эмоциональном накале и глубокой убежденности в собственной правоте суггестивное воздействие призыва забить на все и радоваться хорошей погоде оказывается достаточным, чтобы вырвать пациента из навязчивой фиксации на своих проблемах и переключить его внимание на светлые стороны жизни. Временная смена фокуса сознания субъективно воспринимается как решение проблемы.

Преимущество этого подхода в том, что психолог не становится соучастником внутреннего конфликта пациента и не вводит его в большее заблуждение, чем то, с которым он пришел на консультацию. В процессе психологической работы пациент учится сохранять контакт со своими чувствами, проходить через свое сопротивление и со всей личной ответственностью совершать необходимый выбор. А при постоянной практике вырабатывается специфический навык, позволяющий человеку самостоятельно решать проблемы по мере их поступления, не застревая в противоречиях надолго.

Однако механизм возникновения внутренних конфликтов остается незатронутым и продолжает формировать все новые и новые столкновения. Рано или поздно у человека будет шанс осознать природу этого механизма, но, как было сказано, это путь для тех, кто никуда не торопится.

Коммерческую эффективность этого подхода можно не обсуждать, поскольку к тому моменту, когда психолог действительно дозрел для воплощения политики невмешательства и больше уже не может быть за «красных» или за «белых», финансовые проблемы и вопросы самопрезентации его уже особо не волнуют, а своих пациентов он всегда найдет.

Душевные миротворцы

Вежливые люди™

Еще один подход со своими плюсами и минусами, направленный на принуждение к миру расшатывание психической структуры, порождающей внутренние конфликты.

Смысл работы сводится к тому, чтобы внимательно рассмотреть те узловые установки и ключевые внутренние тенденции, которые раз за разом вступают в противоречие. И тогда у пациента наступает инсайт, не связанный с конкретным актуальным конфликтом, но открывающий глаза на природу любого душевного конфликта вообще.

На начальном этапе этот метод похож на «оппозиционный» подход, поскольку для совершения главного маневра требуется поднять на поверхность бессознательную составляющую конфликта и полностью уравновесить ее по отношению к сознательной позиции. Это нужно для того, чтобы прижать пациента к стенке перед тем фактом, что в его ситуации нет «правильного» выхода — куда не кинь, как говорится. И если на этом этапе остановиться, то эффект будет примерно тем же самым, что и в случае пацифистского подхода — пациент помучается, пожалеет себя и будет вынужден принять какое-нибудь решение.

Ключевое отличие в том, что пациент не просто выбирает лучший для себя вариант, а учится принимать решение в ситуации ясного осознания, что лучшего варианта нет — оба исхода полностью равнозначны с позиции рассудка. А метод невмешательства оставляет здесь лазейку для пациента, позволяя ему сохранить иллюзию, что правильный выбор все-таки существует, надо лишь научиться преодолевать свои страхи, чтобы его совершить. И эта вера в правильный выбор становится тем камнем преткновения, из-за которого человек снова и снова погружаться в пучину своих привычных противоречий.

Если же на данном этапе не останавливаться и в ситуации, когда душу разъедают противоречия, направить внимание не на снятие внутреннего конфликта, а на более глубокое понимание природы конфликтующих сторон, открывается потайная дверь в пространство новых возможностей.

Внимательное изучение внутреннего противоречия без попыток поскорее от него избавиться, приводит пациента к осознанию фундаментальных заблуждений относительно собственного устройства и общих принципов функционирования человеческой психики. Исследуя свои чувства и смысловое содержание внутренней словесной перепелки по поводу спорной ситуации, пациент обнаруживает, что ведет не иллюзорную войну по иллюзорному поводу.

Во-первых, пациент осознает, что все это время под видом поиска правильного решения, он искал правильное оправдание тому решению, которое принято на каком-то более глубоком уровне.

Во-вторых, что к принятию решения его сознательная воля не имела никакого отношения — решение осознается, а не принимается. Словами Шопенгауэра — «Человек не выбирает, чего ему хотеть».

В-третьих, даже если бы существовала возможность произвольного выбора, то у сознания нет технической возможности просчитать его последствия, а, значит, цель всех этих внутренних усилий по поиску правильного решения в чем-то другом — вероятно, в защите от осознания собственной беспомощности.

В-четвертых, у человека вообще нет объективных критериев правильности принятого решения. За каждым, казалось бы, разумным аргументом в пользу того или иного варианта скрывается личная прихоть, пытающаяся придать себе убедительности, маскируясь логическими или нравственными выкладками.

В-пятых, сознание, претендующее на способность найти правильное решение, озабочено единственной целью — выживанием собственного прекрасного образа. А, значит, все его попытки найти объективно правильный выход из ситуации на самом деле не имеют ничего общего с объективностью — сознание ищет выход, при котором меньше всего пострадает собственная важность.

В-шестых, в-седьмых и в-восьмых, некоторые другие тонкие осознания, цементирующие новую картину мира.

Интегральный эффект этих открытий — смещение внимания от бесконечного потока частных психологических столкновений к настоящей внутренней проблеме — к отчаянной и заведомо обреченной на провал попытке доказать себе и всем вокруг, что пустой горшок доверху наполнен золотом. Десятилетиями взращиваемая вера в значимость и осмысленность собственного существования подрывается чередой простых и довольно очевидных осознаний истинной природы вещей, а вместе с этим исчезает и повод для каких бы то ни было конфликтов — внешних или внутренних.

Проблема этого подхода, однако, в том, что он требует более тонкой и продолжительной работы в совершенно не очевидном для пациента направлении. И если тому хочется быстрого результата в виде сброса актуального напряжения, то он будет разочарован и, скорее всего, пойдет искать какого-нибудь менее замороченного психолога. Кроме того, далеко не все пациенты готовы столкнуться и тем более распрощаться с самыми драгоценными своими иллюзиями, даже если это именно они заставили их обратиться к психологу.

Но если действительно удается провести пациента через все эти осознания и помочь ему хоть одним глазом заглянуть за ширму привычных иллюзий, его жизнь незаметным образом меняется — та же семья, та же работа, тот же самый образ жизни, тот же самый человек… только теперь все намного проще.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:
wpDiscuz

satway.ru

Фарватер для «бунтарских» душ / Здоровье / Аспекты / Газета

Открытый демарш против приятеля дочери толкает ее в объятия этого парня. Юноша готов надеть любую одежду, только не ту, которую советует мать. Скажете, обычное подростковое упрямство? Нет, стоит копнуть глубже — это пси-фактор под названием «дух противоречия». Причем, как отмечают специалисты, такому явлению, как и любви, все возрасты покорны.

Желтые нарциссы и вечный студент

Зарубежные психологи стремление человека все делать наперекор мнению окружающих давно окрестили реактивным сопротивлением. Первым, кто описал это состояние и ввел в профессиональный обиход термин еще в 1966 г., был Джек Брем — почетный профессор социальной психологии университета Канзаса. Некоторые последователи Брема отмечают: мощь неосознанного «бунтарства» может оказаться способной разрушить не только карьеру и личную жизнь человека, но и подорвать его здоровье.

Что думают по поводу реактивного сопротивления и духа противоречия отечественные специалисты, мы узнали у Владимира Пронько — психолога, руководителя департамента психологической реабилитации городского благотворительного центра социальной реабилитации молодежи «Гофер» в Киеве (ул. Довженко, 2).

— Как только человек ощущает угрозу своей свободе действий, у него появляется мотивация отвоевать ее, — подтвердил психолог. — Реактивное сопротивление — это инструмент реакции на неожиданный стимул, приправленный узким знанием о существующей проблеме и огромным количеством стереотипов. Последние порождают у человека желание и даже психологическую необходимость становиться в оборонительную позицию.

Очень часто эта иррациональная реакция передается так: мать говорит дочери, что если молодой человек дарит желтые цветы, то это — к разлуке (на самом деле абсурд, это я, кстати, очень люблю желтые нарциссы). Предрассудок может вызвать неадекватную реальному положению вещей реакцию. В этом случае представить, какой сценой закончится преподнесение желтого букета, несложно. Но я все же считаю, что в контексте психологических реакций актуальней говорить о духе противоречия, нежели о его составляющей — реактивном сопротивлении.

С точки зрения академической психологии дух противоречия зачастую является показателем внутреннего психологического конфликта. Приведу пример: человек жаждет много денег и знает, что добыть их можно нечестным путем, но проблема в том, что он воспитан в духе совести, чести, правды. Является ли столкновение двух сильных мотивов или желаний основой для духа противоречия? Безусловно. Когда два мощных внутренних стремления, противоположные по своей сути, «сталкиваются лбами», происходит «взрыв». Это может стать причиной неврозоподобных состояний психики человека. А прочитать больше информации про различные психологические центры вы сможете на сайте www.psynavigator.ru

Дух противоречия возникает, когда человек по большому счету на распутье. Он понимает, что нужно делать так, как говорят окружающие, но решает, что, «пойдя на поводу», он упадет в глазах общества или своих собственных.

— Получается, что дух противоречия — это своего рода отклонение от нормы?

— Не совсем так. К примеру, он важен на этапе перехода к более высокой ступени развития. Когда человек должен подняться, стать сильнее, лучше, прийти к ощущению гармонии. Принимая любое решение, он взвешивает все за и против, вот это решение без сожаления и является точкой гармонии. Потому что человек уверен в нем. Как психологическая составляющая дух противоречия даже полезен на определенном этапе, ведь он заставляет искать информацию, способы решения проблемы и выбирать модель поведения.

Но есть и другой вариант присутствия духа противоречия — постоянный или патологический. Если дух является стилем поведения, мы можем говорить о неэффективности человека в принципе.

Знаете, есть такое выражение — вечный студент. Человек учится в вузе, чтобы иметь определенные знания, быть успешным в профессии. Но у него существует психологическая проблема, которая мешает превратить полученные знания в продукцию. Тогда он говорит, что нужен еще один институт, а потом еще. Такая учеба может длиться десятки лет. Когда дух противоречия делает из человека постоянно ищущее, но никогда не находящее существо, то это драма.

— А дух противоречия и банальное упрямство — не одно и то же?

— Нет. Упрямство и протест — разные психологические категории. У детей, к примеру, протест — яркий показатель отсутствия взаимопонимания в семье.

— Дух противоречия имеет «возраст»? Может, он проявляется в детстве, когда ребенок бросается на пол, требуя от родителей очередную игрушку?

— ...Если говорить о дошкольнике, устраивающем «истерики», то духом противоречия такую реакцию назвать сложно. Есть понятие детского протеста, который имеет совершенно иные мотивы и акценты. Дух противоречия чаще проявляется в подростковом возрасте, когда личность имеет за плечами определенный жизненный опыт, а может и в 30, и в 60 лет. В том случае, если человек в силу внешних и внутренних обстоятельств остановился в своем эмоциональном развитии. Дух противоречия как деформация присущ неуверенным, незрелым личностям, и возраст тут ни при чем.

— Владимир, значит, дух — признак слабости?

— Мы часто говорим о реактивном сопротивлении как о психологической составляющей людей с крайне низкой самооценкой. Они пытаются за счет протеста восстановить свой психологический баланс. Ребенок или уже зрелый человек через оголтелый протест доказывает обществу (но прежде всего себе), что он самодостаточный, сильный, статусный.

Четыре категории любви

— В вашем кабинете висит репродукция картины Василия Кандинского, он, кстати, обладая ярко выраженным «бунтарством» в творчестве, создал новое направление в искусстве — абстрактное. Тоже ведь сопротивляясь устоям общества.

— Произведения искусства — тонкий индикатор того, что происходит внутри творческой личности. Художники, музыканты — глашатаи общества, которые в статических или динамических формах искусства открывают подсознательное большинства людей. Если говорить о такой модели рефлексивного реагирования со стороны художника, то, безусловно, дух противоречия может играть позитивную роль.

— Доводилось слышать, что реклама о вреде алкоголя, курения подталкивает молодежь к бутылке и сигаретам, то есть к действиям, противоположным ожидаемому результату. Так ли это?

— Совершенно не согласен. Антиалкогольная и антитабачная реклама (только, подчеркну, эффективная) оказывает огромное позитивное воздействие. Если подросток начал пить — это уже проблема медицинского характера. Возможны причины как физиологические, так и психические. У ребенка может быть слабая нервная система, а дома — постоянные скандалы. Поэтому он не видит других способов реакции на боль или не знает, как справиться с психологическими нагрузками.

Нужно постараться понять ребенка. Через одно искреннее выслушивание можно добиться очень многого. Ведь чуткий разговор сам по себе психотерапевтичен.

— Можно ли «придушить» в зародыше дух протеста, ведь так станет легче жить и самому человеку, и его близким?

— В психологии вообще запрещены слова «задушить», «сломить». Человеческая мысль — это квинтэссенция большого количества психологической энергии, которая никуда не девается. Если мы будем ломать, то мысль, как сорняк, с которым борются, наоборот, укоренится. Энергию, душевную боль, ведущие к протесту, нужно направлять в правильный «фарватер».

Есть такой известный случай: к психологу привели подростка, искусно вскрывающего машины. Профессионал посмотрел на позитивные качества самого мальчика, не поддерживая патологический контекст. И что вы думаете? В итоге этот юноша стал прекрасным инженером.

— А можно ли самостоятельно бороться с мятежным духом?

— Человеку с духом противоречия даже сама установка — «бороться» совершенно не естественна, ведь нужны усилия и внутренние ресурсы, которых нет. Так что на первом этапе нужно не бороться, а осознать, что есть проблема под названием «дух противоречия». Быть честным, прежде всего с самим собой.

— А близкие люди могут помочь или это бесполезно?

— Ни в коем случае не бессмысленно. Признанные авторитеты в психологической практике говорят: даже если ты не знаешь, что делать, делай хоть что-нибудь. К слову, часто бывает, что именно ситуация в семье не позволяет человеку выстроить в своем сознании четкую структуру понятий и принципов, которые бы позволили ему быть личностью с адекватной самооценкой, «культивируя» тем самым дух противоречия как единственный способ снять тревожность.

Любая форма зависимости — от алкоголя, азартных игр, наркомании — основана на том, что у ребенка семья фактически забрала ресурсную базу для гармоничной жизни. И когда близкие видят, что с родным человеком происходят патологические реакции, они должны обратить внимание на внутрисемейный контекст. В любом случае разорвать порочный круг необходимо. Здесь может помочь взгляд специалиста-психолога, который расширяет перспективу видения проблемы и позволяет снизить излишнюю тревожность, которая всегда бывает в этих ситуациях.

— К вам в центр часто обращаются люди за помощью, стремясь совладать с духом противоречия у близких? Кто больше жалуется: дети на родителей или наоборот?

— И те и другие часто звонят и приходят именно по такому вопросу. Нередко родители говорят: я безумно люблю своего ребенка. Но вопрос, уважают ли они его, их изумляет. Зачем, ведь я же люблю? Получается, целая армия безумных в своей любви мам и пап воспитывают детей, которые никогда, к несчастью, не почувствуют себя по-настоящему удовлетворенными. Немецкий психолог Эрих Фромм (1900—1980) вывел 4 категории — основы любви: знания, уважение, забота и ответственность. Так что неистовая любовь — это всего-навсего эгоистичная проекция на своего ребенка тех высот, которых не достиг сам.

Резюмируя разговор, напомню, что дух противоречия — проблема, которая уже «поселилась» в мозгу. Раз так, ее нужно осознать, перенаправить ее энергию и заставить работать на успех.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

www.2000.ua


Смотрите также