Реферат по книге Н. Цеда Дух самурая - дух Японии. Дух самурая


Живой дух самураев. (Шамиль Нугаев)

Шамиль Нугаев

Один мой хороший знакомый, закончив отделение японской филологии, уехал в Токио на практику да там и остался на долгие годы. Он с юности боготворил Джона Леннона, обожествлял его японскую жену Йоко Оно, поэтому я не очень удивился, когда узнал, что мой друг женился на японке. Я даже гордился таким знакомством, потому что он взял в жены девушку из древнего самурайского рода. Этим он всем нашим сокурсникам утер нос. Потому что наши русские, еврейские и татарские женщины имели в своих предках разве что старых большевиков, ювелиров да владельцев лавок в Гостином Дворе – в общем, простолюдин. А тут вдруг самураи! Можно представить, с каким нетерпением мы все ждали, когда увидим друга Колю и его самурайскую жену Мяуку. «Имя какое-то кошачье!» - вынесли дружный вердикт наши женщины.

Как только Коля-сан с Мяукой прибыли в Москву, в ближайший же выходной, прихватив все необходимое для продолжительного застолья, мы отправились к ним в гости на Сивцев Вражек. Дверь нам открыла одетая в шелковое кимоно босая японская девочка с сияющими узкими глазками.

- Здравствуй, девочка! – вежливо сказал мой однокашник Олег. – Мы друзья твоего папы. Он дома?

  • Пап дома, в Токио, - тоненьким голоском сказала девочка. – Вам нузен мой мусс Коля, его нет.

  • Муж? – Олег ошеломленно уставился на миниатюрную самурайку. – А можно, мы войдем в ваш благословенный дом и подождем его?

  • Не мозно! – сказала Мяука и очаровательно улыбнулась. – Нузно сдать!

  • Что сдать? – не понял я.

  • Нузно сдать влемя.

  • Влемя? – удивленно переспросил Олег. – А сколько нузо сдать влемя, стобы увидеть сталого длуга Колю? – он стал напирать на японку, явно собираясь задвинуть ее в квартиру.

    Но Мяука изящно его отстранила и вежливо сказала:

  • Челез месяца будет мой деня лозденя. Мы вас и васых благословенных ен сдем в гости. С нетелпением, - поклонилась и прикрыла дверь.

  • Нет, ну ты понял! – возмущался Олег, когда мы вышли на улицу. – Они нас ждут с нетерпением! Через месяц!Трудно быть самураем

    Терпение – одно из основных качеств, которые воспитывались в будущих самураях. Но обо всем по порядку. Начнем с того, что японцы не являются коренными жителями нынешних японских островов. Как предки современных американцев истребляли коренное население Северной Америки, так и предки японцев на протяжении веков перманентно воевали с племенами айнов, которые яростно отстаивали свое право жить на земле предков. В период средневековья шла междоусобная война японских князей за расширение своих владений, а духовенство отстаивало права на монастырские владения и доходы от них. На всех этих фронтах требовались воины, ими стали самураи. Слово самурай (сабурай) происходит от японского глагола «сабурахи» (служить, защищать хозяина) – другими словами, самураи были наемниками и служили своим мечом в обмен на материальные блага. Изначально самураи не были аристократами, а были выходцами из простого народа – крестьян и ремесленников.

    Поскольку конкуренция между желающими стать самураем была достаточно сильна, то и требования к самураям были повышенными. Постепенно сложился самурайский кодекс, в который входили готовность сложить голову за хозяина, а также вежливость, тактичность, выдержка и благородство. Позднее стали цениться хорошие манеры, образованность, знание истории, литературы, геральдики. Параллельно у самураев неизбежно формировалось презрение к «обыкновенной» трудовой деятельности – уделу плебеев. При богатом хозяине у самурая было достаточно времени для физических тренировок, воспитания духа, посещения театров, чтения, сочинительства, каллиграфии и чайной церемонии под варенье из сакуры. Если самурай не желал совершенствоваться, его вытесняли другие, занимавшие более активную жизненную позицию.

    Так возникла каста самураев – воинов высочайшей квалификации, носителей рыцарского духа, беззаветно преданных системе, которой они служили. Исторические хроники свидетельствуют, что самураи были весьма многочисленной прослойкой общества и в разные периоды составляли до десяти процентов населения.

    Так возникла каста самураев – воинов высочайшей квалификации, носителей рыцарского духа, беззаветно преданных системе, которой они служили. Исторические хроники свидетельствуют, что самураи были весьма многочисленной прослойкой общества и в разные периоды составляли до десяти процентов населения.

    Однако по мере централизации страны ситуация стала меняться. В 12 веке установился режим военной диктатуры, вся власть сосредоточилась в руках верховного главнокомандующего – сёгуна, а роль императора была сведена к минимуму. Сословие самураев, которое тогда уже практически слилось с сословием светских феодалов, включая самого сёгуна, стало господствующей политической и военной силой страны. Институт самурайства, плоть от плоти японского уклада жизни, существовал более семи веков (до 1868 года), его элементы трансформировались и сохранились до наших дней, став одной из основ современной японской идеологии.

    Сегодняшние наследники самурайских традиций не носят мечей и не вспарывают себе животы. Сменив боевую окраску своих предков на костюм и галстук, а военное снаряжение – на компьютер, они продолжают служить своему самурайскому богу – государственному учреждению или фирме, в которой работают. Ежедневный кропотливый труд на благо родины и терпеливое продолжение жизненных невзгод – единственный смысл существования современного японца.

    Наш друг Коля, оказавшись в Токио, тоже встал на путь самурая, начал осваивать принципы японской философии, главный из которых – терпение. Он учил японцев русскому языку, сам углубленно изучал японский, национальную историю и литературу, занимался карате и дзюдо, постигал искусство борьбы на мечах, брал уроки иероглифики… В общем, погружался в японскую действительность по полной программе. А когда становилось совсем плохо и ледяная тоска брала за душу, он добирался до ближайшей ятай – забегаловки на свежем воздухе – и оттягивался. Покупал сакэ, якитори с запеченной картошкой, потихоньку набирался до русской кондиции и брел отсыпаться, чтобы утром вновь встать на путь самурая.

    Мяука-сан

    День рождения своей японской жены наш друг Коля отмечал в национальном стиле. Низкий длинный стол, подушечки на полу, палочки, рис, чашки-пиалушки, соусы и сакэ в белых бутылочках с иероглифами. Маленькая Мяука встала на высокие деревянные башмаки, оделась в розовое кимоно с каким-то клобуком сзади и держала в руке расписной веер. Ее высокая прическа были пришпилена чем-то похожим на палочки для еды, лицо покрыто белилами, брови подведены черным, губы – красным. Наши женщины с большим интересом на нее поглядывали. Помимо нашей компании из гостей был японский консул с женой. Тосты с последующими длинными переводами на японский и обратно, вежливое бормотание о погоде, молчаливое поедание риса, быстро затекающие под столом ноги – все это мы выдержали чуть больше часа. А потом вышли с Олегом покурить на кухню, обнаружили там запасы сакэ и решили за стол не возвращаться: дань японскому церемониалу мы уже отдали! Но вскоре к нам пожаловала Мяука.

    - Посему усли? – строго спросила она.

  • Да вот стихи сочиняем, - нашелся Олег. – Хочешь, почитаю?

  • Хосю! – сказала самурайша и прикрыла узкие глазки.

  • Стоит гора Фудзияма, - начал Олег с привыванием. – У ее подножия лежит камень…

  • Как класиво!

  • Еще не все!... Стоит самурай Коля, у его ног лежит Мяука…

  • Это глустно. Мяуку убили?

  • Да нет, она просто спит. Хочешь смешной стишок?

  • Хосю!

  • Маленький мальчик играл в самурая, деда с клюкою настиг у сарая. Долго его соскребали с «камаза»: дед оказался майором спецназа!Мяука глубоко задумалась, осмысливая содержимое четверостишия.

  • Вообще-то это не смешно, - прокомментировал вошедший Коля. – Посудите сами: мальчик погиб тяжелой смертью – его родители в горе, дед превысил пределы самообороны – его ждет тюрьма. И хозяин «камаза» недоволен…

    Мы слегка опешили от такой трактовки народной поэзии, но действие сакэ уже избавило нас от излишней деликатности.

    - Нет, ты действительно так считаешь? – набросился Олег на друга Колю, который прежде был большим шутником.

    Коля-сан, видя непонимание в наших глазах, стал терпеливо пояснять:

  • У японцев не принято шутить на такие темы. Смерть – это очень серьезно. Все, что связано с убийством и войной, для японцев закрытая тема. Им становится не по себе, когда превозносят «милитаристское» прошлое их страны.

    Националисты, вовлекшие Японию во Вторую мировую, преследуя свои политические цели, стремились возвысить в глазах соотечественников образ героя-воина, наследника самурайского духа. Из-за позорного поражения и бомбардировок Хиросимы и Нагасаки слово «самурай» теперь ассоциируется с резней и смертью. Для большинства японцев жестокий самурай покоится с миром в глубинах исторической памяти и возникает лишь в образе трагического героя боевиков или персонажа театра кабуки. Время истинных самураев пришло и ушло, подобно опавшим цветам сакуры, - на поэтической ноте закончил свое объяснение Коля-сан, - но и в обыденной жизни находит проявление истинный самурайский дух.

    На кухню потихоньку протиснулся наш четвертый друг Саша в обнимку с консулом, подтянулись женщины. Сразу стало теснее, но и уютнее, как когда-то в студенческие годы. Коля-сан поднял глиняный стаканчик с сакэ и проникновенно продолжил:

    - А еще известно, что самурайский дух передается тем людям, которые близки самураям. Живет на Дальнем Востоке Клавдия Новикова, о которой в Японии снимают фильмы, пишут романы и слагают стихи. Ей около 90 лет, и над загадкой души бабы Клавы бьются узкоглазые (простите, консул-сан!) психологи, патаясь понять: почему она добровольно отдала любимого мужа, с которым прожила в счастье почти полвека, другой женщине. Самурая Ясобуро после войны осудили как японского шпиона, он не вернулся на родину и стал в далеком поселке «Прогресс» дамским парикмахером Яковом Ивановичем. Когда его разыскала первая жена, японка Хисако, баба Клава настояла, чтобы любимый муж вернулся к ней в Японию. А сама осталась одна. «Я Хисако вернула не мужа, а старый долг», - сказала русская женщина. И этим самурайским по духу поступком в Японии по-настоящему восхищаются.

    - Да уж! – хором вздохнули наши женщины и тут же поинтересовались. – А как вы с Мяукой познакомились?

  • Да, видимо, момент назрел, - изрек Коля-сан. – Неподалеку от Токийского университета, где я преподавал, стоит синтоистский храм Ясукуни. Это что-то вроде памятника самураям и жертвам войны, и здесь все загадывают желания. Я тоже написал на бумажке: «Хочу вернуться на родину, но чтоб меня не посадили!»
  • Много захотел! – прокомментировал Олег.

  • Ну, тогда, в общем, да! – согласился Коля. – И вот смотрю, идет школьница в полосатой матроске, и белые гольфики спущены на щиколотки. Посмотрел я на эти гольфики, у меня так душу защемило, всех своих девчонок вспомнил. Вижу – тоже записку в храме оставила. Я изловчился и прочитал ее сокровенное желание: «Пусть я выйду замуж!». Ну и школьница, думаю. Оказалось, что она моложе меня всего на пять лет. А потом узнал, что у нее папа мало того что министр, но еще и потомственный самурай. «Ну, - думаю, разрубит, если что!». Но когда я узнал, что должен называть его кака (почтительное обращение к министру), мне сразу стало легче, как будто у меня тайное оружие появилось.

  • Так твой папа – кака? – радостно спросил у Мяуки Олег.

    Самурайша ткнула его веером в грудь и твердо произнесла:

  • Никогда не надо путать то, сто никогда не надо путать!

  • Вот это по-самурайски! – восхитился Саша.

    Должен заметить, что самурайский дух Мяуки очень ей пригодился в московской жизни. Соседи прониклись к ней уважением. На улице, в магазинах и в транспорте Мяука ведет себя так, что всякое проявление хамства умирает на корню. А Коля-сан сейчас переводит на русский язык трактат древнего японского философа Рэйки Риохо, который изложил заповеди сострадания и мудрости, достижения счастья и гармонии. Этот труд очень чтился самураями и высоко ценится в современной Японии.

    Скоро в Москву приедет отец Мяуки. Несмотря на свою занятость, он решился на это путешествие, потому что у его дочери должен родиться сын. И это будет первый наследник древнего самурайского рода, появившийся на свет в столице нашей родины.

  • www.japantravel.ru

    Лучшая озвучка Дух самурая / Samurai Showdown

  • (13773)

    И.И. Юи хочет отправить Кирито на выполнение подводных квестов в мире игры Alfheim Online. Однако, она шокирована тем, что его партнер Лифа не умеет плавать. Асуна и ее подруги считают, что обучение в бассейне в реальном мире поможет и ее ALO персонажу. В это же время Кирито встречается с таинственным незнакомцем.

  • (11531)

    История сложных судеб двух подростков. У героини проблемы со слухом, из-за чего в обычной школе она вызывала раздражение одноклассников. Раздражение вылилось в издевательства. Герой был одним из зачинщиков издевательств. Но хоть и были виноваты все, когда пришло время кого-то обвинить, только он стал общепризнанным злодеем. И новым объектом издевательств. Прошли годы, и у парня осталось лишь одно желание: попросить прощения...

  • (11304)

    Курису прилетает в Японию на научную конференцию, и на следующий день ей приходится столкнуться с невероятным - Окарин исчезает прямо на её глазах, а окружающие ведут себя так, словно его никогда не существовало...

  • (10286)

    Сюжет фильма делится на две части: в первой из них Юкио, Рин и Шиеми отправляются на задание по уничтожению поезда-призрака, который терроризирует окрестности Тру Крос Тауна, похищая души людей, по ошибке севших в него. Вторая, параллельно развивающаяся сюжетная линия: проходящий в это время фестиваль "11-ти лет". Сюра и Ченг прибывают на место (где, по сюжету, раньше стояла небольшая деревенька, которую погубил демон), для контроля проходящего праздника и усиления печати экзорцистов...

  • (9566)

    Акизуки Такао с детства мечтал стать дизайнером обуви. По утрам, в дождливые дни он пропускает уроки в саду Японского стиля рисует эскизы обуви в своей тетради. И вот одним таким дождливым утром он встречает в саду загадочную девушку. Так, без лишних формальностей эти двое продолжают встречаться в дождливые дни вновь и вновь и их отношения крепчают со временем. Однако, сезон дождей скоро подойдет к концу...

  • (9151)

    Киюта, потерявшийся в Токио мальчик, проникает в альтернативную вселенную, где его растит борющийся за свое существование человек-медведь по имени Куматетсу. Он долгое время обучает мальчика боевым искусствам. В итоге Киюта становится участником катаклизма, охватившего оба мира.

  • (7920) Юная Хотару приехала из душной Иокогамы провести летние каникулы у дядюшки в горной деревне. Шестилетняя девочка испугалась, заблудившись в незнакомом лесу, но ей помог непонятно откуда взявшийся юноша в лисьей маске. Парень по имени Гин сразу предупредил новую знакомую, что на нем лежит заклятие, и он обречен исчезнуть, если коснется любого человека. Конечно же, городская гостья решила действовать по принципу «доверяй, но проверяй», но вскоре на личном опыте убедилась, что за порогом старого храма законы природы немного иные, и там ее ждет Настоящее Приключение!

    Вот так Хотару вошла в новый для себя мир, где, как в старину, живут духи-ёкай и правит таинственный Бог Горы. Она полюбила заповедные места, где так здорово гулять и играть с вечно юным сребровласым спутником, который встречал ее на прежнем месте каждое лето. Но время шло, Хотару росла и с годами начала открывать в себе новые чувства – а Гин оставался прежним. Но прежним ли? И чем может кончиться история двух людей из разных миров, когда за деревьями мерцают призрачные огни, а духи леса собираются на новый карнавал?

    © Hollow, World Art

  • (8103)

    Магией и борьбой наполнены дни гильдии волшебников Fairy Tail, выполняющих самые разнообразные заказы. Однажды к ним в гильдию поступил такой заказ: "хочу, чтоб вы поймали главаря банды грабителей, Гиса, устроившего гнездо в одном портовом городке". Команда Нацу в предвкушении высокой награды берется за эту работу. Однако из-за допущенной Люси оплошности они упускают Гиса - он уходит у них прямо из-под носа. Из-за провала задания Люси падает духом, а на обратной дороге встречает загадочную девушку Эклер и чудесную птицу Момон. По какой-то неведомой причине Эклер потеряла память, и единственное, что она помнит, это то, что она непременно должна доставить куда-то имеющийся у нее камень феникса. Ненавидящая магию Эклер и секрет, скрытый в камне феникса - эта встреча столкнет Fairy Tail с могущественным врагом, зло начнет плести вокруг них.

  • (5768)

    Мир, где больше нет нефти, где люди наделены способностью управлять кварцем и с помощью этого продвигают цивилизацию.Но средь враждующих государств появляется тот кого величают "неспособным" - человек, который не наделён магией.И вот однажды ему предстоит оседлать Древнего Голема, заточенного почти под него и остановить ненужное кровопролитие.

  • (5506) Курияма Мирай вернулась живой и невредимой с той стороны. И казалось-бы, что все хорошо, но...она полностью потеряла память. Забыла то, кто она такая и всех своих друзей. Канбара с друзьями решает не рассказывать ей правды и вообще лично держаться от нее подальше. Ведь так у нее будет шанс жить нормальной жизнью и не знать о проклятой крови. Но как долго сможет продолжаться такой спектакль? Куда пропали Насэ Изуми и Фуджима Мироку? Смотрите и увидите сами.

    -----------------------------------------------------------------------------

    Да. Это второй фильм. Почему нет первого? Потому, что первый фильм это компиляция ТВ сериала.

  • (4946)

    2116 год. Японское правительство начинает экспортировать автономных роботов-дронов с системой Сивиллы в «проблемные» страны, и Сивилла распространяется по всему миру. В качестве эксперимента решается запустить Сивиллу в СЮВАС (Союз Юго-Восточных Азиатских Стран) — государство, истерзанное гражданской войной. Опыт оказался удачным, и благодаря новой системе прибрежный город Шамбала начинает благоденствовать в обстановке временного перемирия и безопасности. Однако затем СЮВАС посылает в Японию своих агентов с целью совершить теракт. Те успешно проникают сквозь охрану Сивиллы и наносят удар изнутри. Подозрение падает на конкретного человека. Ответственная за проведение расследования, офицер Цунэмори, отправляется в Шамбалу.

  • (4925) По песчаной планете, где царят нравы Дикого Запада, а поселения существуют за счет гигантских электролампочек, все так же бродит одинокий стрелок-пацифист и любитель пончиков, наводящий ужас на народные массы и страховые компании. Человек в красном плаще не зря носит прозвище Ураган – его решения, принятые из лучших побуждений, очень часто приводят к бурным и весьма разрушительным последствиям. Вот и сейчас корни одного поступка Ваша Паникера 20-летней давности стягивают всех давно знакомых и полюбившихся героев в городок Макка, куда, по слухам, должен заявиться легендарный грабитель Гасбак.

    Итак, на призыв местного босса Кеплера откликнулась целая армия наемников и охотников за наградой. Но ведь и Гасбак не прост, ограбление Макки он считает делом личным и планировал его много лет. Смогут ли вездесущие Мерил и Милли спасти страховую компанию от разорения? Удастся ли священнику Вольфвуду отдать долг чести и сохранить принципы? Добьется ли своего молодая охотница Амелия? И, самое интересное, не пожалеет ли Ваш Паникер о том, что случилось давным-давно? Все ответы – в новой главе великолепной саги о пустынных землях!

    © Hollow, World Art

  • (4654) Полнометражный фильм вселенной САО по оригинальному сценарию Кавахары Рэки. Действие будет происходить между арками "Розарий матери" и "Алисизация" и сконцентрируется на отношениях Кирито и Асуны.

    Фильм будет рассказывать о новой игре, для которой требуется устройство расширенной реальности под названием "Augma". Augma куда компактнее АмуСферы. Ordinal Scale - это ARMMORPG, эксклюзивная для Augma. Игра наделала шуму благодаря применению в ней новейших технологий, включающих реальный мир в игру в качестве игрового поля, а также возможности повышать ранг победами над монстрами и применять предметы в различных областях реального мира. Ordinal Scale (OS) - это функция в игре, и все игроки получают ранг, основанный на их порядковых номерах. Таким образом, топовые игроки обладают несокрушимой силой. В соло-PvP порядковый ранг - это важный фактор, определяющий во многом победу и поражение.

  • (4345)

    В основу сюжета легла философская идея: «Можно ли добиться блага для одних людей путём убийства других?». Автор придумал оригинальную историю, в которой отражается суть того, что бы могло быть с миром, если бы человек мог безнаказанно убивать одних людей, чтобы сделать лучше жизнь других. Автор рассматривает реакцию как самого убийцы, его мотивы и желания, так и реакцию общества на действия убийцы. Но также автор подчёркивает то, что если ты человек и желаешь всему миру блага — всегда найдётся тот, кто захочет тебе помешать. Но это лишь первый, наиболее заметный слой сюжета. Куда глубже и важнее является другая мысль - о властолюбии, которое вытесняет из сознания главного героя все остальные стремления, включая изначально важную для него справедливость.Альтернативная концовка сериала Death Note, двухчасовой длины. События показаны глазами Рюка, добавлено несколько сцен, отсутствует содержание последних 13 серий.

  • (4209)

    "Инцидент на Ашинаке". Тот трагичный день, когда сошлись пути четырех одиноких Королей... Сколько месяцев минуло с тех пор? Все это время Куро и Нэко продолжали искать своего друга и владыку, Серебряного Короля, Широ. Однако и самые преданные сторонники нуждаются в добрых новостях, и, не найдя ни малейшей подсказки о местоположении хозяина, Пёс и Кошка медленно начинают впадать в отчаяние. Но когда у них уже почти опустились руки, Куро и Нэко становятся свидетелями того, как за членами Хомры, Анной и Рикио, кто-то гонится. Похоже, назревает что-то серьезное...

  • (4237)

    Человек в маске, представленный зрителю как Мадара, решает завладеть силой девятихвостого, для чего нападает на Наруто и Сакуру, и с помощью силы глаз использует технику «Цукиёми», которая погружает наших героев в параллельную реальность. Здесь всё наоборот, родители Наруто живы, Сакура героиня деревни, Саске никуда не уходил, Акацки защищают Коноху, и всё кажется идеально. Вот только тот ли это мир, который хочет защитить Наруто, его ли это жизнь? С помощью Сакуры, наш герой должен найти ответ на эти вопросы и разобраться с человеком в маске.

  • (3736)

    В детстве Джун разрушила семью своими неаккуратными словами. Девочка очень переживала, и однажды загадочное яйцо в шляпе застегнуло ей рот, чтобы больше не допустить подобного. С тех пор она общается только по SMS. Действие разворачивается уже в старшей школе. Класс Джун готовит мюзикл, и она хочет петь.

  • (3745)

    Последняя глава не простой истории Томоки и его дружной компашки ангелойдов. Суть фильма - Мы в ответе за тех кого приручили. Ну и о любви немного.

  • (3764) Cато Ичиро в средней школе страдал всем известным "синдромом восьмиклассника" из-за чего был объектом шуток и издевательств все три года. Три года ужаса прошли и пришло время старшей школы. Чтобы все это не повторилось Сато переводится в другую школу и забывает обо всем случившемся и своих причудах.Но и тут чудики не оставляют его. И главная его проблема это его тёска - девушка по фамилии Сато. Сперва Ичиро старается держаться в стороне от нее, но когда над ней начинают издеваться так-же как и над ним раньше, он больше не может просто смотреть со стороны.

    П.С - СМОТРИТЕ ДО САМОГО САМОГО КОНЦА НЕ МОТАЯ!

  • (3442) Главными героями в этот раз выступают человек Рику и экс-машина Шуви, решившие положить конец войне Древних Богов, которая не прекращается уже много столетий.

    Инцидент задолго до того, как все стало решаться в играх, задолго до того, как любые битвы были запрещены, и был создан «Дисборд».Это эпоха великой войны, в которой каждый борется за то, чтобы стать единственным Богом. Страшная война, разрывающая небеса, разрушающая землю и даже уничтожающая звезды, привела к неминуемой гибели тех, кто не имел возможности сражаться.Молодой человек по имени Рику ведет группу представителей разных рас, обладающих неописуемой силой. Он пробует все, чтобы люди могли выжить.Однажды в городе эльфов Рику встречает молодую механическую девушку по имени Шуви. Бывшие товарищи бросили ее из-за интереса в отношении «сердца» - того, чего у машины никогда не может быть, - что вызвало системную ошибку. Шуви просит Рику научить ее «человеческому сердцу», чтобы исправить ошибку.Это история о «старейшем мифе», который случился более шести тысяч лет назад и однажды приведет к «новейшему мифу».История, которая никем не рассказана и нигде не записана, которую никто не запомнит, вот-вот начнется...

  • anime.anidub.com

    Реферат по книге Н. Цеда Дух самурая — дух Японии

    Введение.

    Самураи – одни из самых известных и колоритных персонажей историиЯпонии. Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет – как последние официально перестали существовать.

    Влияние просуществовавшего более тысячи лет военного сословия было настолько велико в Японии, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современнойЯпонии.

    Когда слышим слово самурай, мы символизируем его не только с воином- профессионалом, искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе чести Бусидо, и о легкости противостояния человека смерти, а в то же время и о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку.

    Нас до сих пор поражает мастерство владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками. Остается только удивляться преданности самураев своему сюзерену, их возможности отдалиться от всего мира и остаться наедине с собой. Работа Николая Цеда полностью посвящена им. В его книге рассмотрены история становления самурайства, философские и религиозные основы их мировоззрения, этика, боевые искусства, культура и многое другое. Видно, что автор знает и любит предмет своего повествования, он прекрасно показывает нам Японию, её историю, её традиции и обычаи и,конечно же, то без чего рассказ обо всем этом будет неполным – самураев.

    Кто они и откуда?

    Слово «самурай» («сабурай»), образованное от глагола старояпонского языка «сабурахи», имеет в японском словаре древнего языка следующее толкование: «служить великому человеку, человеку высшего сословия»,«служить хозяину, защищать хозяина». Самураем называли в Японии слугу знатного лица, слугу феодала, служащего его интересам, охраняющего его поместье, имущество и его самого.

    Начало становления сословия самураев — мелкопоместного военно-служилого дворянства Японии – можно отнести к относительно позднему времени – 7-12 вв. В 645г. после победы в борьбе за власть двух домов родоплеменной знати(Сумэраги и Накотоми), на престол был возведен представитель победившей коалиции – 36й император Японии Котоку. Приход к власти Котоку получил вЯпонской истории название «переворот Тайка». Данный переворот способствовал развитию государства, установлению феодального способа производства. В результате реформ вся земля переставала быть собственностью сельской общины, она объявлялась императорской собственностью и отдавалась крестьянам во временное пользование. Надельное крестьянство превратилось в сословие феодального общества, которое стали называть «рёмин».

    Наряду с наделами крестьян существовали наделы господ, однако они существенно отличались от крестьянских земель размерами, зависевшими от титула или должности владельца.

    Собственники наделов стремились к полному переходу земель в частное пользование. Жестокая эксплуатация, тяжелое налоговое обложение, многочисленные повинности и стремление крупных землевладельцев захватить крестьянские участки для расширения своих поместий вызывали у крестьянства недовольство, часто переходившее в открытое сопротивление. Одной из форм протеста крестьян были побеги из своих земель. Беглых стали называть«ронин». Многие из них группировались в разбойничьи шайки, которые с одной стороны занимались грабежом, с другой – шли на службу в частные владения, становились служилыми людьми при крупных буддийских храмах.

    Нужда владельцев поместий в ронинах, используемых ими в качестве военной силы для подавления крестьянских восстаний, борьбы с отрядами беглых крестьян и соседними феодалами, стремившихся забрать себе лучшие земли, — с другой, привели к созданию нового сословия раннефеодального общества, оторванного от экономики, — сословия самураев или воинов (буси).

    С 10 века в Японии все сильнее развиваются центробежные тенденции, сепаратизм отдельных провинций, политическая раздробленность, порожденные усилением феодалов на периферии. По мере роста и усиления крупных феодальных поместий мелкие землевладельцы, не сумевшие увеличить свои, не могли противодействовать произволу местной администрации, их земли оказывались перед угрозой поглощения крупными земельными магнатами. Также им угрожала опасность со стороны крестьянских отрядов. То есть они были вынуждены отдавать себя под защиту и покровительство крупных феодалов.

    Данные явления имели также важное значение для развития и укрепления феодальных самурайских дружин, так как каждый мелкий землевладелец, пользовавшийся защитой своего сюзерена, обязан был ему военной службой. Эти дружинники постепенно превращались из «дворцовых самураев» в самураев нового типа – вооруженных слуг, получавших от своего хозяина за верную службу содержание.

    Другой не менее важной причиной образования сословия воинов была не прекращавшаяся с давних времен борьба на северо-востоке страны с айнами – потомками древнейшего населения Японских островов. На границах создавались крепости, в специальные отряды набирались ловкие в стрельбе из лука и верховой езде зажиточные крестьяне. Граница притягивала к себе также беглых крестьян, спасавшихся от феодального гнета. Со временем правительство стало поощрять переселение беглых крестьян на север. Поселенцы, получившие вооружение от властей, вели с айнами более эффективную борьбу нежели военные правительственные экспедиции.

    Вооружение поселенцев существенно содействовало зарождению самурайской прослойки в северных районах острова Хонсю. Также большую роль в данном случае оказывало наличие культурных отношений между поселенцами и айнами.

    В процессе постоянных войн с аборигенами северо-восточные феодалы создавали собственные самурайские дружины.

    Таким образом, зарождавшееся сословие воинов Японии оформлялась как специфическая группа общества, на которую оказывали определенное влияние как военные, так и мирные контакты с воинственными племенами айнов.

    Объединение разрозненных самурайских дружин Минамото Ёритиомо ( война кланов Тайра и Минамото 1180 – 85 гг.) заложило основу формирования будущего сегуната как воплощения самурайства.

    Философские основы самурайского мировоззрения.

    Военное сословие Японии не было бы таким без дзэн-буддизма, синтоизма, учения Конфуция, все эти религиозно-философские системы оказали большое влияние на японцев. В своей книге Н. Цед рассказывает о появлении каждого из этих учений и их пришествии в Японию.

    Дзэн.

    В начале второго тысячелетия в Японии начало распространяться учение одной из наиболее влиятельных и популярных впоследствии ветвей буддизма —«дзэн». В переводе с японского «дзэн» означает «погружение в молчаливое созерцание», овладение внешними и духовными силами для достижения«просветления». Принятие дзэн сословием воинов было закономерным. До становления системы сёгуната воины практиковали поклонение будде Амида.Идея амидаизма была крайне проста. Суть ее заключалась в постоянном повторении имени Амида. Любому человеку для «спасения» (для «будущего рождения») достаточно было только без конца повторять эту молитву. Однако с превращением самурайства в политическую силу в период Камакура и началом его развития как сословия феодального общества простое взывание к буддеАмида, не развивавшее в воине ничего, кроме безволия и пассивности, стало недостаточным. Самурай должен был настойчиво воспитывать волю, акцентировать внимание на самообладании и хладнокровии.

    Вот в это время и вышли на сцену проповедники дзэн, которые доказывали, что постоянная работа над собой, умение выделить суть любой проблемы и сосредоточиться на ней, невзирая ни на что идти к цели имеют большое практическое значение не только в монашеской, но и в мирской жизни. С этого времени дзэн-буддизм стал духовной основой сословия воинов. Одной из основных причин, привлекавших самураев к учению дзэн, была его простота.Самураю совершенно не требовалось отягощать свой ум изучением религиозной литературы.

    Дзэн-буддизм импонировал самураям выработкой у них самообладания, хладнокровия, воли — качеств, столь необходимых для воина-профессионала.

    В сочетании и связи с самодисциплиной находилось и другое качество, прививаемое воинам дзэн, — беспрекословное повиновение господину и военачальнику.

    Очень велико было также значение дзэн в военно-спортивной подготовке самураев. Решающая роль при фехтовании, стрельбе из лука, борьбе без оружия, плавании и т. д. отводилась японцами не физическому, а духовному состоянию человека. Психическая уравновешенность и самообладание, выработанные дзэн, являлись здесь превалирующими.

    Основным методом (путем к познанию истины) в обучении по системе дзэн была медитация — созерцание в положении сидя, в совершенно спокойной позе со скрещенными ногами, без каких-либо мыслей. В XIV—XVI вв. дзэн достигла наивысшего расцвета и стала наиболее влиятельной буддийской сектой, поддерживаемой правительством сёгунов. В то время дзэн-буддизм оказал значительное воздействие на развитие всех областей культуры Японии. Само собой разумеется, что в первую очередь эту культуру воспринял сам господствующий класс средневековой Японии, в том числе и сословие самураев, которое пользовалось культурными ценностями, создаваемыми в стране. Однако, в связи с развитием дзэн, самурайство несколько изменило свои воззрения на жизнь и смерть, культуру и ее восприятие.

    Тем не менее классические положения дзэн идеалистического плана все больше расходились с мировоззрением, выработанным самураями на основе дзэновских «искусств». Развитие науки и связанной с ней военной техники, металлургии, горного дела и т. п. расширило круг интересов самурайства.Новинки вооружения и военного искусства показывали, что одной воли для сражения недостаточно, необходимы знания, основанные на книгах, логическое мышление, которое не может рассматриваться как продукт созерцания по системе дзэн, достаточное для своего времени и сословия образование. Все это в какой-то мере меняло догмы дзэн в соответствии с духом эпохи. После окончания периода междоусобных войн противоречия между дзэн и воспитанием воина по системе дзэн стали еще заметнее. Самураи, переставшие участвовать в военных действиях, получили больше времени для образования вообще. Многие буси в силу различных обстоятельств оставляли свою профессию и становились учителями, художниками, поэтами.

    Несмотря на то что подавляющее большинство самураев были преемниками идей дзэнсю, имелись и такие представители сословия воинов, которые следовали учениям других сект буддизма. Прежде всего это нужно сказать о секте «нитирэн», возникшей в середине XIII в. и проповедовавшей положение о непременном превращении через определенный срок всех существ и вещей вБудду, так как он заключен во всем, будь то человек, животное или какой- либо неодушевленный предмет. Многие самураи, будучи сторонниками догм секты«нитирэн», являлись ее членами, однако большинство приверженцев «нитирэн» составляли все же «вольное» самурайство — ронины, крестьянство и другие«низшие» слои общества.

    Синто (Путь богов).

    Важное место в религиозном мировоззрении самураев занимал древний культ синто, который мирно сосуществовал с буддизмом. Основной чертой этой религии японцев было почитание сил природы, местных божеств, предков. В качестве одной из трех главных синтоистских святынь японцами рассматривался священный меч — символ самурайства и душа японского воина.

    Синто требовало от самураев обязательного почитания умерших предков и поклонения душам убитых в бою воинов, военачальников, обожествленных героев и императоров.

    Самураи верили в божественную предопределенность и ставили свою волю в полную зависимость от воли богов.

    Синто, являясь исконной религией японцев, однако, редко присутствовал в чистом виде в религиозной жизни самураев.

    Буддизм был более развитой (при этом—мировой) религией, нежели простой и архаичный синтоизм. Поэтому он был сразу же принят правящими кругами страны. Тем не менее синтоистские священнослужители не желали отказываться от своих убежденийи опирались на народ, продолжавший исповедовать традиционную религию. Это заставило буддийское духовенство и правителей древней Японии идти по пути сотрудничества двух религий, что со временем привело практически к синкретизму синтоизма и буддизма.

    Слияние синто и буддизма отразилось на духовной жизни самурайства.Нередко японские воины перед военными походами или решающей битвой одновременно поклонялись духам синто и божествам буддизма. В результате подобного сосуществования многие боги синто стали наделяться особенностями буддийских бодхисаттв, в то время как пантеон буддизма пополнялся принятыми в него божествами синтоизма.

    Конфуций (Почтенный учитель Кун).

    Девизом учения Конфуция является понятие Великого пути: «Человек способен сделать Путь великим, но великим человека делает не путь». Путь уКонфуция отождествляется с истиной, которая являет собой не только цель, но и все, что ведет к ней.

    Всю философию Конфуция пронизывает одна, ярко выраженная идея – стремление к установлению порядка и спокойствия в мире людей. Одна из ключевых ролей в осуществлении этой идеи отводилась благородному мужу. Это человек, который, обладая свободой выбора, сознательно выбирает движение вперед и идет навстречу судьбе, хотя мог бы и отказаться от испытаний.

    Из догм конфуцианства самураи почерпнули принципы почитания старших, уважения господина и верности ему. Но верность господину могла выражаться не только в постоянном служении ему, готовности в любой момент пасть за него. Вассал проявлял свою верность так же тем, что следовал за своим господином по пути смерти, выражавшемся в «самоубийстве вслед», которое стало к 14 веку распространенной формой исполнения долга.

    Конфуций дал самураям ту регулятивно-поведенческую основу, на которой строилась вся этико-нравственная деятельность воинского сословия. С усвоением идей Конфуция формирование самурайства ,как считает автор, завершилось.

    Таким образом, религиозное мировоззрение самураев слагалось из догм буддизма и конфуцианства, привнесенных в Японию из Китая, и элементов верований и обычаев местной, национальной религии — синто, которая вошла с ними в тесное соприкосновение. Со временем элементы этих трех религий переплелись и составили как бы единое целое. Другие большие религии и религиозные течения оказали на сословие воинов менее существенное влияние.

    Боевые искусства.

    Самураи всегда славились как искусные войны. Это не удивительно, в начале, в период раздробленности, практически вся жизнь самурая была войной. Затем, в XVI – XVII веках ситуация изменилась. С наступлением стабильности расцвели различные школы боевых искусств, это было обусловлено тем, что самурай был обязан уметь сражаться — это было частью жизни. В книге описаны несколько боевых стилей, которые широко распространены вЯпонии.

    Кэндо – искусство боя на мечах.

    Дзю-дзюцу – искусство боя без оружия. Оно было основано на древних способах ведения борьбы в доспехах и постепенно видоизменялось, совершенствуясь.

    Дзюдо – боевое искусство созданное Дзигоро Кано в XIX веке. Основывается на даоских принципах совершенствования тела и духа.

    Каратэдо – дословно «путь пустой руки». Боевое искусство, пришедшее изКитая на Окинаву и, впоследствии, в Японию. Изначально было способом борьбы с вооруженным и защищенным доспехами противником при помощи рук или«невоенных» предметов: палок, серпов, трезубцев.

    Айкидо – техника бросков и захватов, направленная на пресечение атаки.Первоначально было секретным боевым искусством. Широкое распространение получила лишь в ХХ веке.

    Культура самурайства.

    Доблестью самурая считалось не только боевое мастерство, но и умение ценить прекрасное: слагать стихи, писать картины, быть искусным каллиграфом. Разумеется, далеко не все из них были великими художниками или поэтами, просто удивительно осознавать то, что люди жившие в период непрекращающихся войн, люди готовые в любую минуту пожертвовать жизнью находили время для создания прекрасных картин и поэтических произведений.Николай Цед рассказывает о многих из них.

    Поэзия.

    Поэзия была неотъемлемой частью жизни самурая. Трудно встретить жизнеописание или легенду в которой не употреблялись бы поэтические строчки. Владение стихосложением в стиле ренга или хокку почиталось ничуть не меньшей заслугой чем умение владеть мечём.

    В самом начале Х в. император приказал начать работу по составлению новой поэтической антологии. Возглавил этот труд и довел до завершения известный поэт Ки-но Цураюки. «Кокин(вака)сю», или «Кокинсю» («Собрание старых и новых песен»), также состоит из двадцати свитков, но включает лишь1100 стихов, тематически разделенных на сезонные циклы, песни любви, песни разлуки, песни странствий и т.д. Эта антология, несмотря на разный уровень ее образцов, стала еще одним вкладом в классический багаж японской средневековой литературы. Среди ее авторов были выделены уже «шесть бессмертных поэтов». Наиболее знамениты из них Аривара-но Нарихира и поэтесса Оно-но Комати. «Кокинсю» прочно вошла в жизнь образованных хэйанцев. Знание ее стихов было непременным для любого придворного. О личных достоинствах или недостатках человека судили в зависимости от того, насколько хорошо он ориентировался в «Кокинсю» (в китайской поэзии и«Манъёсю» тоже) и сам слагал стихи.

    Наиболее популярной стихотворной формой становилась танка. Точные, емкие образы, метафоры, мастерство изящного намека, особые ключевые и сезонные слова давали возможность в лаконичной форме выразить и восхищение миром природы, и любовные переживания, и философские размышления о бренности жизни… После «Кокинсю» были составлены еще несколько антологий; искусство танка переживало и взлеты, и падения художественного уровня.

    К XV в. сложился обычай слагать стихи вдвоем, втроем, как бы передавая друг другу поэтическую эстафету (рэнга) из трехстиший и двустиший.Знаменитым поэтом классической рэнга был Соги (1421–1502). Рэнга, разделив танка на две части, дала со временем жизнь новой, еще более краткой форме — хокку, т.е. трехстишию (равнозначны термины «хайкай» и «хайку»).

    Расцвет поэзии хокку связан с именем еще одного великого поэта — МацуоБасё (1644–1694). Его стихи удивительны: просты и утонченны, искренни и мудры, добры и чутки.

    Японская поэзия неразрывно связана с живописью и искусством каллиграфии.

    Живопись и каллиграфия.

    Искусство каллиграфии, в котором так важны психофизические аспекты творческого процесса, связанные с духовной и физической подготовленностью художника, с требованием максимальной сосредоточенности, спонтанностью исполнения, испытало большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма.

    Каллиграфия в дзэн является и средством медитации, и путем познания, своего рода учебным пособием, и духовным завещанием мастера, в каждом случае — это образец высшей искренности и самоотдачи, гармоничной экспрессии и безыскусности. Не случайно термин «бокусэки» («след туши»), как называли в Японии каллиграфию, с XV в. использовали преимущественно по отношению к дзэнскому направлению.

    Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры, ведь нужно не просто понять написанное, чрезвычайно важно увидеть и почувствовать, как написано.

    Хотя самураи и не были профессиональными художниками, некоторые из них создавали прекрасные картины и гравюры. Примером тому может служить МиямотаМусаси – выдающийся фехтовальщик, чьи монохромные картины вызывают неподдельное восхищение. А ещё этот воин великолепно владел искусством чайной церемонии.

    Чайная церемония.

    Примечательно, что чайная церемония как одно из величайших явлений японской культуры сформировалась в тяжелое, смутное для страны время, когда междоусобные войны, распри между феодальными кланами, кровавые сражения делали жизнь невыносимой. Этой безысходности созданная великими мастерами чайная церемония с ее эстетикой и философией, неотрывной от дзэн-буддизма, стремилась противопоставить поклонение Красоте. Вот в чем, очевидно, одна из причин жизнестойкости чайной церемонии, которая во всех своих основных чертах сохранилась до наших дней, хотя и претерпевала изменения в разные исторические периоды.

    В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально- философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.

    Со временем ритуал проведения чайной церемонии канонизировался, заданными стали последовательность действий и поведения. Уже войдя в простые деревянные ворота, гости погружались в особый мир, оставляя за спиной все мирское и подчиняясь лишь законам действа. В молчаливой сосредоточенности они проходили по чайному саду. Как это принято во всех японских домах, входя в чайный павильон, гости снимали обувь и оставляли ее у порога. Низко склонившись, они входили внутрь и так же в молчании рассаживались, сосредоточенно любуясь свитком в токономе и утонченной естественностью композиции цветов. Подбору цветов, как и свитку, «хозяин» чайной церемонии уделял особое значение. Считалось, что, как и все в чайной церемонии, букет должен быть составлен по принципу единства контрастов, к примеру ветка сосны — символ стойкости и вечности — соседствовала с нежной и хрупкой камелией. Очень часто это был один полевой цветок или одна ветка.

    По прошествии некоторого времени, в течение которого гости могли рассмотреть и оценить предметы в токономе, появлялся «хозяин» чайной церемонии (тядзин). Он низко кланялся гостям и садился напротив них, около очага, над которым уже висел котелок с водой. Перед «хозяином» лежали все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Каждый из этих предметов, неся важную эстетическую и философскую нагрузку, зачастую являлся настоящим произведением искусства.Большое значение имели история этих предметов, а также те ассоциации, которые они вызывали.

    «Хозяин» не торопясь насыпал в чашку зеленого чая, затем заливал его кипятком. Потом четкими, сосредоточенными движениями он взбивал эту массу бамбуковым веничком, пока порошок полностью не растворялся и не появлялась светло-зеленая матовая пена. Гости молчаливо наблюдали за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чашки. Затем«хозяин» с поклоном передавал чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивал чай — зеленую горьковато-терпкую, тающую во рту массу — и, неторопливо обтерев края, возвращал чашку«хозяину». Пройдя по кругу, она снова оказывалась у «хозяина», но затем опять передавалась из рук в руки, чтобы каждый смог теперь внимательно рассмотреть ее, ощутить руками ее шершавую поверхность, теплоту глины.Гости вступали в беседу. Здесь нельзя было говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка в токономе, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки.

    Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни. Все это было необходимо самураю – на некоторое время отрешится от суеты и опасностей. Проще говоря чайная церемония давала такую необходимую всем вещь как психологическая разгрузка.

    Самурайская этика.

    В моральном кодексе самураев феодальной эпохи большое значение придавалось мести в качестве вида нравственного удовлетворения чувства справедливости. Верность сюзерену требовала непременного отмщения за оскорбление господина.

    Принцип скромности вырабатывался вследствие подчиненного положения рядовых воинов, невозможности для них поднимать голову перед своим господином. К скромности было близко также понятие «вежливость», подразумевавшее терпение, отсутствие зависти и зла.

    Наряду с указанными выше основными принципами самурайская этика включала в себя ряд второстепенных, неразрывно связанных с главными и определявших поступки и поведение самураев. Умение владеть собой и управлять своими чувствами было введено у самураев до большого совершенства.

    Чувство чести, сознание собственного достоинства воспитывалось у детей самураев с детства. Честь и слава ценились дороже жизни, поэтому, когда на карту ставилось одно из этих понятий, самурай, не раздумывая, отдавал за него свою жизнь.

    Ложь для самурая была равна трусости. Слово самурая имело вес без всяких письменных обязательств, которые, по его мнению, унижали достоинство.

    Всё это нашло отражение в философии бусидо.

    Бусидо (Путь война)

    Одним из следствий образования сословия воинов было оформление специфического мировоззрения военного дворянства — бусидо — неписаного кодекса поведения самурая в феодальном обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина.

    Бусидо касалось отношения самураев к социальной общности, к людям того или иного класса, к государству. Будучи слитым воедино с восточной философией, бусидо носило характер практического нравоучения. Самураи считали его методом совершенствования психической и телесной гигиены.Бусидо нравственно осмыслило философское мироучение в целом и было призвано научить самурая «правильной жизни» в феодальном японском обществе. Оно совмещало в себе теорию бытия и изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности индивидуума, его роли в окружающем мире, смысла жизни, добра и зла, нравственных ценностей и нравственного идеала.

    Воин, воспитанный в духе бусидо, должен был четко сознавать свой моральны долг, в частности свои личные обязанности по отношению к сюзерену, должен был сам оценивать свои действия и поступки, морально осуждать себя в случае неправильных действии, нарушения своих обязанностей и долга.

    Бусидо, как способ регулирования поведения воина, не опиралось непосредственно ни на какие специальные учреждения, принуждавшие к соблюдению моральных норм. Оно основывалось на силе убеждения, общественного мнения, примера, воспитания, традиций и силе нравственного авторитета отдельных лиц, отмеченных в средневековой истории Японии.

    Итак, бусидо — особая мораль, выработанная сословием воинов, входивших в господствующий класс Японии, которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев, способов воспитания самурайской молодежи, создания и укрепления определенных нравственный качеств и отношений.

    Бусидо развивало в воинах любовь к оружию, которое должно было внушать самураям чувство самоуважения и в тоже время ответственности, так как самурайская этика считала беспорядочное употребление меча бесчестьем и предписывала его применение только в случае необходимости.

    Философия бусидо была выражена в книгах «Хгакурэ» (Сокрытое в листве) и«Будосёсинсю» (Напутствие вступающему на путь война), которые были написаны потомственными самураями Ямамото Цунэтомо (1659 – 1719) и Дайдодзи Юдзаном(1636 – 1730).

    Вот цитаты из этих книг:

    — Я постиг, что Путь Самурая – эта смерть.

    — Нет ничего за пределом этого мгновения.

    — Не так важно знать как победить других, важно знать как победить себя.

    — Самурай может потерять свою жизнь, но честь – никогда.

    Ещё одним важным для самурая понятием было ритуальное самоубийство– харакири.

    Харакири (Сэппуку).

    Неразрывно связан и тесно примыкает к бусидо, как часть морали, обряд харакири, появившийся в среде сословия воинов в период становления и развития феодализма в Японии. Самураи или другие представители высших слоев японского общества совершали самоубийство (методом харакири) в случае оскорбления их чести, совершения недостойного поступка (позорящего в соответствии с нормами бусидо имя воина), в случае смерти своего сюзерена или же, когда обряд сформировался окончательно, — по приговору суда как наказание за совершенное преступление.

    Харакири являлось привилегией самураев, гордившихся тем, что они могут свободно распоряжаться своей жизнью, подчеркивая совершением обряда силу духа и самообладание, презрение к смерти.

    В дословном переводе харакири означает «резать живот». Однако слово харакири имеет и скрытый смысл. Если рассмотреть составное бинома«харакири» — понятие «хара», то можно увидеть, что ему в японском языке соответствуют слова «живот», «душа», «намерения», «тайные мысли» с тем же написанием иероглифа.

    Согласно философии буддизма, в частности учению секты «дзэн», в качестве основного, центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость.

    Таким образом, живот японцы рассматривают как внутренний источник эмоционального существования, и вскрытие его путем харакири означает как бы открытие своих сокровенных и истинных намерений, служит доказательством чистоты помыслов и устремлений.

    Тем не менее, харакири появилось в Японии не вдруг. Говоря о нем как о явлении, развивавшемся и пришедшем к своему логическому завершению на японской почве, нельзя не учитывать, что и у некоторых других народовВосточной Азии и Сибири встречались ранее обрядовые действия, сходные и чем- то отдаленно напоминающие по сути японское сэппуку. Стадиально их можно отнести к более раннему времени, чем собственно харакири. Это позволяет предположить, что обряд разрезания живота ранний период истории народовДальнего Востока имел боле широкое распространение и был заимствован древними японцами, которые имели этнокультурные контакты с представителями этих народов. Речь идет об обряде вскрытия живота у айнов, аборигеновЯпонских островов, заключавшийся во взрезании брюшной полости и близко напоминавший японское харакири.

    Итак, можно предположить, что представления и обряды, связанные с брюшной полостью человека, были характерны для многих народов Азии и в общем схожи. Однако окончательного завершения эти представления и обряды достигли только на японской почве, превратившись в торжественное действо по вскрытию живота — обряд харакири.

    Начиная с эпохи Хэйан (IX—XII вв.), сэппуку уже становится обычаем буси, при котором они кончали жизнь самоубийством, погибая от собственного меча.Тем не менее обряд не был еще тогда массовым явлением. Самоубийства путем харакири получили широкое распространение у самураев лишь в конце XII в., во время борьбы за власть двух могущественных родов — Тайра и Минамото. С этого времени число случаев харакири постоянно растет; самураи делали себе сэппуку, чаще всего не желая сдаваться в плен или в случае смерти своего господина.

    Харакири вслед за смертью господина получило название «цуйфуку».

    В период междоусобных войн харакири приобретает в сословии самураев массовый характер. Вскрытие живота начинает доминировать над другими способами самоубийства.

    Другим поводом для сэппуку служило стремление предупредить угрожающее со стороны феодала или правительства сёгуна наказание за какой-либо недостойный чести самурая поступок, оплошность или невыполнение приказания.В этом случае харакири совершалось по собственному усмотрению или по решению родственников.

    Производилось харакири также в знак пассивного протеста против какой- либо вопиющей несправедливости для сохранения чести самурая (например, при невозможности совершения кровной мести), в виде жертвы во имя идеи или при лишении возможности применения своих профессиональных навыков воина в составе дружины феодала (при утере вассалитета).

    В общем, харакири было универсальным выходом из любого затруднительного положения, в котором оказывался самураи.

    Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться с детства.Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего момента жизни. Однако, несмотря на воспитание в духе дзэн и умение владеть собой, самурай мог подсознательно потерять контроль над своими действиями вследствие ужасной боли и умереть некрасиво: с выражением страдания, упав навзничь, с криком и т. д., опозорив тем самым свое имя. В связи с этим и был введен институт кайсякунин, суть которого заключалась в помощи ассистента осужденному на харакири. В обязанность первого входило прекращение мучения самурая, вскрывшего живот, посредством отделения головы от туловища.

    Заключение.

    Книга Н. Цеда – прекрасный пример научного произведения. В ней простым и понятным языком описано такое сложное и многогранное явление, как самурайство. Но оно описано не сухо и безразлично, а с искренним чувством, увлеченностью и живостью, которых порой так не хватает в подобных произведениях.

    Дух самурая «яркий как зеркало и острый как меч» вот что попытался осмыслить Цед в своей работе, не просто осмыслить, а рассказать нам.Рассказать о многовековой истории самураев и их роли в формировании японской культуры. Он пишет о людях, которые «будучи войнами, сочетали в себе поэтов, художников, философов», которые сумели «превратить битву в искусство», о людях, которые неразрывно ассоциируются с Японией.

    Книга безусловно удалась автору. Он сумел показать те вещи, не поняв которые, невозможно будет понять Японию.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://base.ed.ru

    reshal.ru

    Реферат по книге Н. Цеда Дух самурая

    ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

    ФАКУЛЬТЕТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ И ЛИНГВИСТИКИ

    Реферат

    Книга Н. Цеда “ Дух самурая –

    дух Японии ”

    Составил:

    Гриванов Роман РВ-00-01

    Владивосток

    2001

    Введение.

    Самураи – одни из самых известных и колоритных персонажей истории Японии. Тринадцать столетий прошло с тех пор, как появились первые из них и более ста лет – как последние официально перестали существовать.

    Влияние просуществовавшего более тысячи лет военного сословия было настолько велико в Японии, что без него невозможно понять историю, традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии.

    Когда слышим слово самурай, мы символизируем его не только с воином-профессионалом, искусно уничтожающим любую цель. Но вспоминаем и о самурайском кодексе чести Бусидо, и о легкости противостояния человека смерти, а в то же время и о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку.

    Нас до сих пор поражает мастерство владения самураев оружием, а также их способность вести бой голыми руками. Остается только удивляться преданности самураев своему сюзерену, их возможности отдалиться от всего мира и остаться наедине с собой. Работа Николая Цеда полностью посвящена им. В его книге рассмотрены история становления самурайства, философские и религиозные основы их мировоззрения, этика, боевые искусства, культура и многое другое. Видно, что автор знает и любит предмет своего повествования, он прекрасно показывает нам Японию, её историю, её традиции и обычаи и ,конечно же, то без чего рассказ обо всем этом будет неполным – самураев.

    Кто они и откуда?

    Слово «самурай» («сабурай»), образованное от глагола старояпонского языка «сабурахи», имеет в японском словаре древнего языка следующее толкование: «служить великому человеку, человеку высшего сословия», «служить хозяину, защищать хозяина». Самураем называли в Японии слугу знатного лица, слугу феодала, служащего его интересам, охраняющего его поместье, имущество и его самого.

    Начало становления сословия самураев - мелкопоместного военно-служилого дворянства Японии – можно отнести к относительно позднему времени – 7-12 вв. В 645г. после победы в борьбе за власть двух домов родоплеменной знати (Сумэраги и Накотоми), на престол был возведен представитель победившей коалиции – 36й император Японии Котоку. Приход к власти Котоку получил в Японской истории название «переворот Тайка». Данный переворот способствовал развитию государства, установлению феодального способа производства. В результате реформ вся земля переставала быть собственностью сельской общины, она объявлялась императорской собственностью и отдавалась крестьянам во временное пользование. Надельное крестьянство превратилось в сословие феодального общества, которое стали называть «рёмин».

    Наряду с наделами крестьян существовали наделы господ, однако они существенно отличались от крестьянских земель размерами, зависевшими от титула или должности владельца.

    Собственники наделов стремились к полному переходу земель в частное пользование. Жестокая эксплуатация, тяжелое налоговое обложение, многочисленные повинности и стремление крупных землевладельцев захватить крестьянские участки для расширения своих поместий вызывали у крестьянства недовольство, часто переходившее в открытое сопротивление. Одной из форм протеста крестьян были побеги из своих земель. Беглых стали называть «ронин». Многие из них группировались в разбойничьи шайки, которые с одной стороны занимались грабежом, с другой – шли на службу в частные владения, становились служилыми людьми при крупных буддийских храмах.

    Нужда владельцев поместий в ронинах, используемых ими в качестве военной силы для подавления крестьянских восстаний, борьбы с отрядами беглых крестьян и соседними феодалами, стремившихся забрать себе лучшие земли, - с другой, привели к созданию нового сословия раннефеодального общества, оторванного от экономики, - сословия самураев или воинов (буси).

    С 10 века в Японии все сильнее развиваются центробежные тенденции, сепаратизм отдельных провинций, политическая раздробленность, порожденные усилением феодалов на периферии. По мере роста и усиления крупных феодальных поместий мелкие землевладельцы, не сумевшие увеличить свои, не могли противодействовать произволу местной администрации, их земли оказывались перед угрозой поглощения крупными земельными магнатами. Также им угрожала опасность со стороны крестьянских отрядов. То есть они были вынуждены отдавать себя под защиту и покровительство крупных феодалов.

    Данные явления имели также важное значение для развития и укрепления феодальных самурайских дружин, так как каждый мелкий землевладелец, пользовавшийся защитой своего сюзерена, обязан был ему военной службой. Эти дружинники постепенно превращались из «дворцовых самураев» в самураев нового типа – вооруженных слуг, получавших от своего хозяина за верную службу содержание.

    Другой не менее важной причиной образования сословия воинов была не прекращавшаяся с давних времен борьба на северо-востоке страны с айнами – потомками древнейшего населения Японских островов. На границах создавались крепости, в специальные отряды набирались ловкие в стрельбе из лука и верховой езде зажиточные крестьяне. Граница притягивала к себе также беглых крестьян, спасавшихся от феодального гнета. Со временем правительство стало поощрять переселение беглых крестьян на север. Поселенцы, получившие вооружение от властей, вели с айнами более эффективную борьбу нежели военные правительственные экспедиции.

    Вооружение поселенцев существенно содействовало зарождению самурайской прослойки в северных районах острова Хонсю. Также большую роль в данном случае оказывало наличие культурных отношений между поселенцами и айнами.

    В процессе постоянных войн с аборигенами северо-восточные феодалы создавали собственные самурайские дружины.

    Таким образом, зарождавшееся сословие воинов Японии оформлялась как специфическая группа общества, на которую оказывали определенное влияние как военные, так и мирные контакты с воинственными племенами айнов.

    Объединение разрозненных самурайских дружин Минамото Ёритиомо ( война кланов Тайра и Минамото 1180 – 85 гг.) заложило основу формирования будущего сегуната как воплощения самурайства.

    Философские основы самурайского мировоззрения.

    Военное сословие Японии не было бы таким без дзэн-буддизма, синтоизма, учения Конфуция, все эти религиозно-философские системы оказали большое влияние на японцев. В своей книге Н. Цед рассказывает о появлении каждого из этих учений и их пришествии в Японию.

    Дзэн.

    В начале второго тысячелетия в Японии начало распространяться учение одной из наиболее влиятельных и популярных впоследствии ветвей буддизма - «дзэн». В переводе с японского «дзэн» означает «погружение в молчаливое созерцание», овладение внешними и духовными силами для достижения «просветления». Принятие дзэн сословием воинов было закономерным. До становления системы сёгуната воины практиковали поклонение будде Амида. Идея амидаизма была крайне проста. Суть ее заключалась в постоянном повторении имени Амида. Любому человеку для «спасения» (для «будущего рождения») достаточно было только без конца повторять эту молитву. Однако с превращением самурайства в политическую силу в период Камакура и началом его развития как сословия феодального общества простое взывание к будде Амида, не развивавшее в воине ничего, кроме безволия и пассивности, стало недостаточным. Самурай должен был настойчиво воспитывать волю, акцентировать внимание на самообладании и хладнокровии.

    Вот в это время и вышли на сцену проповедники дзэн, которые доказывали, что постоянная работа над собой, умение выделить суть любой проблемы и сосредоточиться на ней, невзирая ни на что идти к цели имеют большое практическое значение не только в монашеской, но и в мирской жизни. С этого времени дзэн-буддизм стал духовной основой сословия воинов. Одной из основных причин, привлекавших самураев к учению дзэн, была его простота. Самураю совершенно не требовалось отягощать свой ум изучением религиозной литературы.

    Дзэн-буддизм импонировал самураям выработкой у них самообладания, хладнокровия, воли - качеств, столь необходимых для воина-профессионала.

    В сочетании и связи с самодисциплиной находилось и другое качество, прививаемое воинам дзэн, — беспрекословное повиновение господину и военачальнику.

    Очень велико было также значение дзэн в военно-спортивной подготовке самураев. Решающая роль при фехтовании, стрельбе из лука, борьбе без оружия, плавании и т. д. отводилась японцами не физическому, а духовному состоянию человека. Психическая уравновешенность и самообладание, выработанные дзэн, являлись здесь превалирующими.

    Основным методом (путем к познанию истины) в обучении по системе дзэн была медитация - созерцание в положении сидя, в совершенно спокойной позе со скрещенными ногами, без каких-либо мыслей. В XIV—XVI вв. дзэн достигла наивысшего расцвета и стала наиболее влиятельной буддийской сектой, поддерживаемой правительством сёгунов. В то время дзэн-буддизм оказал значительное воздействие на развитие всех областей культуры Японии. Само собой разумеется, что в первую очередь эту культуру воспринял сам господствующий класс средневековой Японии, в том числе и сословие самураев, которое пользовалось культурными ценностями, создаваемыми в стране. Однако, в связи с развитием дзэн, самурайство несколько изменило свои воззрения на жизнь и смерть, культуру и ее восприятие.

    Тем не менее классические положения дзэн идеалистического плана все больше расходились с мировоззрением, выработанным самураями на основе дзэновских «искусств». Развитие науки и связанной с ней военной техники, металлургии, горного дела и т. п. расширило круг интересов самурайства. Новинки вооружения и военного искусства показывали, что одной воли для сражения недостаточно, необходимы знания, основанные на книгах, логическое мышление, которое не может рассматриваться как продукт созерцания по системе дзэн, достаточное для своего времени и сословия образование. Все это в какой-то мере меняло догмы дзэн в соответствии с духом эпохи. После окончания периода междоусобных войн противоречия между дзэн и воспитанием воина по системе дзэн стали еще заметнее. Самураи, переставшие участвовать в военных действиях, получили больше времени для образования вообще. Многие буси в силу различных обстоятельств оставляли свою профессию и становились учителями, художниками, поэтами.

    mirznanii.com


    Смотрите также