Число альпинистов, погибших при восхождении на Эверест, давно уже перевалило за две сотни. Тела лишь немногих из них удалось снять с горы и предать земле. Склоны Эвереста буквально усеяны мертвецами, окаменевшими в вечной мерзлоте под черно-синим куполом неба. В мае 2004 года шерп по имени Пемба Дорже возвращался с вершины Эвереста после успешного восхождения. На высоте 8000 метров он сделал короткий привал, чтобы согреться чаем. Здесь изза недостатка кислорода долго не может пребывать ни одно живое существо. Сделав несколько обжигающих глотков, Пемба спрятал термос в рюкзак. Шерп уже собирался продолжить путь, когда вдруг увидел нечто невероятное: прямо на него надвигались черные тени. Это были человеческие силуэты! Глаза их горели, а руки были вытянуты вперед. В полной тишине отчетливо слышались тихие слова: тени умоляли шерпа дать им хоть какой-нибудь еды. Они подошли совсем близко, когда Пемба резко повернулся к ним спиной и, не оглядываясь, пошел вниз.
— Я думаю, — сказал Пемба Дорже, отвечая на вопросы журналистов, — что это были души альпинистов, погибших во время восхождения на Эверест. Их тела остались лежать непохороненными на ледяных склонах горы. В свое время президент Непальской ассоциации горовосходителей шерп Анг Церинг Ю заявил:
-Мы верим в существование духов людей, умерших на горе, и считаем необходимым время от времени совершать специальный ритуал, чтобы успокоить их души. Мы жжем на склоне горы можжевельник, разбрасываем рис, читаем молитвы.
Человек с двумя сердцами В августе 1980 легендарный итальянский альпинист Рейнгольд Месснер совершил свое знаменитое одиночное восхождение на Эверест без кислородного аппарата. Месснера называют человеком с двумя сердцами и железными легкими. Надо добавить, что Рейнгольд отличается рациональным умом и способен давать происходящему беспристрастную оценку. И вот, когда он находился на подступах к вершине, в звенящей пустоте разреженного воздуха его слуха коснулись голоса. Они становились все отчетливее, ближе. За полупрозрачной тканью легкого снегопада проступили очертания людей.
— Мэллори, Ирвин?! — прошептал Рейнгольд.
Так звали британских альпинистов, пропавших на Эвересте в 1924 году на том склоне, по которому поднимался Месснер.
В книге английского психоаналитика сэра Оливера Лоджа «Почему я верю в бессмертие» есть эпизод, рассказывающий о том, что друзья Мэллори и Ирвина провели с погибшими спиритический сеанс. Им удалось получить информацию о том, что альпинисты достигли вершины и погибли при спуске, а их тела находятся под скальной полкой недалеко от вершины.
Месснер ощущал присутствие своих предшественников на безжизненном склоне Эвереста. Но он твердо знал, что если отвлечется от цели, то погибнет. Потому он отбросил посторонние мысли и чувства и продолжил свой путь. И только пронизывающий ветер, как будто из вечности, доносил до Рейнгольда голоса, умоляющие его о чем-то. Веревка, соединяющая времена? Известно, что недостаток кислорода на больших высотах может вызывать у людей слуховые и зрительные галлюцинации. Но что, если разреженный воздух, сильное ультрафиолетовое излучение и другие факторы высоты, воздействуя на человеческий организм, пробуждают в нем невероятную способность проникать в другую реальность, видеть невидимое? Оставим этот вопрос пока без ответа. И спустимся с Эвереста на высоту 7000 метров.
В 1975 году Ник Эскот, член британской экспедиции на Эверест под руководством
Криса Бонингтона, на склоне этой горы столкнулся с явлением, повергшим его практичный европейский ум в смятение. Ник поднимался из четвертого лагеря в пятый, держась за специально закрепленную веревку. На его часах было 3.30. Лунный свет заливал все вокруг. Снег, казалось, светился в темноте. На ближних скалах можно было рассмотреть глубокие трещины, а в них — блестящий зеленоватый лед. Видимость была превосходной. Поднявшись на 60-70 метров выше четвертого лагеря, Ник вдруг почувствовал, что за ним кто-то идет. Он обернулся и увидел позади себя темную фигуру. Альпинист подумал, что кто-то из команды старается его догнать, и остановился.
Преследователь тоже как будто остановился или двигался очень медленно. Ник крикнул, но ответа не последовало. Подождав несколько минут, Ник продолжил подъем. Он оборачивался еще три или четыре раза, но картина не менялась. Альпинист четко видел человека, бредущего по колено в снегу. Казалось, этот человек то настигает Ника, то вновь отстает. Когда Ник обернулся в следующий раз, сзади никого не было. Но ведь весь склон до четвертого лагеря был как на ладони!
Фигура исчезла, словно растворилась в лунном свете.
Достигнув в шесть часов утра своей цели, Ник Эскот связался по рации с четвертым лагерем. Ему сообщили, что ни одна живая душа, кроме него, не выходила к пятому лагерю. Значит, человек, которого видел Ник, не был членом их команды. А других команд там просто не было...
Вот что по этому поводу говорит Крис Бонингтон:
— Ник Эскот находился не так уж высоко, чтобы стать жертвой галлюцинации. У него была хорошая высотная акклиматизация. Кроме того, он отличается аналитическим умом математика. Я полагаю, что это был интересный психический феномен, перемещение во времени. Он вдруг стал способен видеть события, произошедшие здесь двумя годами ранее. Шерп Джанбо работал вместе с Ником осенью 1972 года, а осенью 1973-го погиб в лавине, когда поднимался с японскими альпинистами.
Это версия Криса Бонингтона. Но, может быть, дух погибшего в лавине шерпа хотел по старой памяти о чем-то попросить или даже предупредить Ника? Тени, прилетающие с горы Спустимся ниже еще на полтора километра. Совсем недавно я был у Эвереста на высоте 5500 метров. Компанию мне составлял молодой парень из Канады. Мы с ним поднимались из Горак Шепа, последнего приюта у Эвереста. Больше никого там не было. Ясным, почти безветренным днем, мы расположились на привал у камня, покрытого мхом. Нашему взору открывался чудесный вид на высочайшую вершину мира. В хорошую погоду на этой высоте солнце припекает, я стянул с себя теплый желтый свитер и положил его на камень. Чуть позже мы присмотрели более удобное место десятью метрами ниже по пологому склону и переместились туда.
Вершина Эвереста приковала мой взор. Хрусталь ледников, холодноватый блеск заснеженных скал, темные пасти ужасающих пропастей, казалось мне, были совсем рядом. И мне уже виделась нитка маршрута экспедиции Криса Бонингтона в 1975 году, места их высотных лагерей. Я представлял себе, как Ник Эскот поднимается от одного лагеря к другому. Вон там следом за ним взбиралась темная фигура… И вдруг перед моими глазами промелькнула тень! Канадец в это время самозабвенно фотографировал Эверест и ничего необычного не видел. Через какое-то мгновение я почувствовал на себе чей-то взгляд и резко оглянулся. Перед моими глазами был тот самый камень, у которого мы расположились до этого, но без желтого пятна моего свитера. Недоумевая, я направился к камню. Еще несколько минут назад мой старый свитер был здесь (я сам оставил его на мшистом камне), а теперь пропал без следа! Вокруг никого. Пройти по тропе незамеченным невозможно. Кстати, пропали и черные перчатки канадца, которые он снял и тоже оставил у камня, чтобы удобнее было держать фотокамеру. Кто мог утащить старый свитер и потертые перчатки? Неужели… тень?! Да, тень, проплывшая у меня перед глазами, — другого ответа у меня не было. Значит, голодным духам со склонов Эвереста еще и холодно?! Шесть сфер существования Согласно традиции тибетского буддизма, весь мир делится на шесть сфер существования. Это сферы богов, демонов (асуров), людей, животных, а также сферы адских мучений и голодных духов (претов). Если разместить эти сферы на Эвересте, то на самой вершине обитает богиня Мийолансанма, которая, несмотря на длинный список альпинистов, погибших в горах, дарит людям долгую жизнь.
Вообще лицезреть богов и богинь вживую является уделом избранных, великих мастеров медитации. Нам же, простым смертным, дано иногда встречать их земное воплощение. Видеть огненную сферу адских мучений доступно также немногим.
Впрочем, с людьми, одержимыми демонической природой, мне доводилось неоднократно сталкиваться во время путешествий в Гималаях. Из мира животных у подножия Эвереста чаще всего можно встретить навьюченного яка с колокольчиком на шее. Эти длинношерстные животные очень хорошо переносят холода и незаменимы для экспедиций...
В деревне Кумджунг, недалеко от Эвереста, в местном музее под стеклянным колпаком выставлен на обозрение скальп йети. Но к какой сфере относится это существо, пока неизвестно. Из мира же людей здесь бывают альпинисты, горные туристы и их проводники и помощники, неутомимые шерпы. И совсем рядом с этими любителями гор, можно сказать, параллельно, расположена сфера голодных духов. В высокогорье, в разреженном воздухе, где наше сознание претерпевает изменение, утончается, обостряется чувственное восприятие, мы и встречаемся с миром голодных духов, миром неутоленных желаний. Туда после смерти и попадают души людей, не достигших цели, не реализовавших свои амбиции при жизни… Вот и бродят они, как темные тени, вечно голодные, неудовлетворенные, не закончившие свои земные дела, протягивая к нам свои призрачные руки. Олег ПОГАСИЙ
Тайны ХХ века 2010 salik.biz Шерп уже собирался продолжить путь, когда вдруг увидел нечто невероятное: прямо на него надвигались черные тени. Это были человеческие силуэты! Глаза их горели, а руки были вытянуты вперед. В полной тишине отчетливо слышались тихие слова: тени умоляли шерпа дать им хоть какой-нибудь еды. Они подошли совсем близко, когда Пемба резко повернулся к ним спиной и, не оглядываясь, пошел вниз.- Я думаю, - сказал Пемба Дорже, отвечая на вопросы журналистов, - что это были души альпинистов, погибших во время восхождения на Эверест. Их тела остались лежать непохороненными на ледяных склонах горы, в свое время президент Непальской ассоциации горовосходителей шерп Анг Церинг Ю заявил:-Мы верим в существование духов людей, умерших на горе, и считаем необходимым время от времени совершать специальный ритуал, чтобы успокоить их души. Мы жжем на склоне горы можжевельник, разбрасываем рис, читаем молитвы.Человек с двумя сердцамиВ августе 1980 легендарный итальянский альпинист Рейнгольд Месснер совершил свое знаменитое одиночное восхождение на Эверест без кислородного аппарата. Месснера называют человеком с двумя сердцами и железными легкими. Надо добавить, что Рейнгольд отличается рациональным умом и способен давать происходящему беспристрастную оценку. И вот когда он находился на подступах к вершине, в звенящей пустоте разреженного воздуха его слуха коснулись голоса. Они становились все отчетливее, ближе. За полупрозрачной тканью легкого снегопада проступили очертания людей.- Мэллори, Ирвин?! - прошептал Рейнгольд.Так звали британских альпинистов, пропавших на Эвересте в 1924 году на том склоне, по которому поднимался Месснер.В книге английского психоаналитика сэра Оливера Лоджа "Почему я верю в бессмертие" есть эпизод, рассказывающий о том, что друзья Мэллори и Ирвина провели с погибшими спиритический сеанс. Им удалось получить информацию о том, что альпинисты достигли вершины и погибли при спуске, а их тела находятся под скальной полкой недалеко от вершины.Месснер ощущал присутствие своих предшественников на безжизненном склоне Эвереста. Но он твердо знал, что если отвлечется от цели, то погибнет. Потому он отбросил посторонние мысли и чувства и продолжил свой путь. И только пронизывающий ветер, как будто из вечности, доносил до Рейнгольда голоса, умоляющие его о чем-то.Веревка, соединяющая времена?Известно, что недостаток кислорода на больших высотах может вызывать у людей слуховые и зрительные галлюцинации. Но что если разреженный воздух, сильное ультрафиолетовое излучение и другие факторы высоты, воздействуя на человеческий организм, пробуждают в нем невероятную способность проникать в другую реальность, видеть невидимое? Оставим этот вопрос пока без ответа. И спустимся с Эвереста на высоту 7000 метров.В 1975 году Ник Эскот, член британской экспедиции на Эверест под руководством Криса Бонингтона, на склоне этой горы столкнулся с явлением, повергшим его практичный европейский ум в смятение. Ник поднимался из четвертого лагеря в пятый, держась за специально закрепленную веревку. На его часах было 3.30. Лунный свет заливал все вокруг. Снег, казалось, светился в темноте. На ближних скалах можно было рассмотреть глубокие трещины, а в них - блестящий зеленоватый лед. Видимость была превосходной. Поднявшись на 60-70 метров выше четвертого лагеря, Ник вдруг почувствовал, что за ним кто- то идет. Он обернулся и увидел позади себя темную фигуру. Альпинист подумал, что кто-то из команды старается его догнать, и остановился.Преследователь тоже как будто остановился или двигался очень медленно. Ник крикнул, но ответа не последовало. Подождав несколько минут, Ник продолжил подъем. Он оборачивался еще три или четыре раза, но картина не менялась. Альпинист четко видел человека, бредущего по колено в снегу. Казалось, этот человек то настигает Ника, то вновь отстает. Когда Ник обернулся в следующий раз, сзади никого не было. Но ведь весь склон до четвертого лагеря был как на ладони!Фигура исчезла, словно растворилась в лунном свете.Достигнув в шесть часов утра своей цели, Ник Эскот связался по рации с четвертым лагерем. Ему сообщили, что ни одна живая душа, кроме него, не выходила к пятому лагерю. Значит, человек, которого видел Ник, не был членом их команды. А других команд там просто не было...Вот что по этому поводу говорит Крис Бонинггон:- Ник Эскот находился не так уж высоко, чтобы стать жертвой галлюцинации. У него была хорошая высотная акклиматизация. Кроме того, он отличается аналитическим умом математика. Я полагаю, что это был интересный психический феномен, перемещение во времени. Он вдруг стал способен видеть события, произошедшие здесь двумя годами ранее. Шерп Джанбо работал вместе с Ником осенью 1972 года, а осенью 1973-го погиб в лавине, когда поднимался с японскими альпинистами.Это версия Криса Бонингтона. Но, может быть, дух погибшего в лавине шерпа хотел по старой памяти о чем-то попросить или даже предупредить Ника?Тени, прилетающие с горыСпустимся ниже еще на полтора километра. Совсем недавно я был у Эвереста на высоте 5500 метров. Компанию мне составлял молодой парень из Канады.Мы с ним поднимались из Горак Шепа, последнего приюта у Эвереста. Больше никого там не было. Ясным, почти безветренным днем мы расположились на привал у камня, покрытого мхом. Нашему взору открывался чудесный вид на высочайшую вершину мира. В хорошую погоду на этой высоте солнце припекает, я стянул с себя теплый желтый свитер и положил его на камень. Чуть позже мы присмотрели более удобное место десятью метрами ниже по пологому склону и переместились туда.Вершина Эвереста приковала мой взор. Хрусталь ледников, холодноватый блеск заснеженных скал, темные пасти ужасающих пропастей, казалось мне, были совсем рядом. И мне уже виделась нитка маршрута экспедиции Криса Бонингтона в 1975 году, места их высотных лагерей. Я представлял себе, как Ник Эскот поднимается от одного лагеря к другому. Вон там следом за ним взбиралась темная фигура... И вдруг перед моими глазами промелькнула тень! Канадец в это время самозабвенно фотографировал Эверест и ничего необычного не видел. Через какое-то мгновение я почувствовал на себе чей-то взгляд и резко оглянулся. Перед моими глазами был тот самый камень, у которого мы расположились до этого, но без желтого пятна моего свитера. Недоумевая, я направился к камню.Еще несколько минут назад мой старый свитер был здесь (я сам оставил его на мшистом камне), а теперь пропал без следа! Вокруг никого. Пройти по тропе незамеченным невозможно. Кстати, пропали и черные перчатки канадца, которые он снял и тоже оставил у камня, чтобы удобнее было держать фотокамеру.Кто мог утащить старый свитер и потертые перчатки? Неужели... тень?! Да, тень, проплывшая у меня перед глазами, - другого ответа у меня не было. Значит, голодным духам со склонов Эвереста еще и холодно?!Шесть сфер существованияСогласно традиции тибетского буддизма, весь мир делится на шесть сфер существования. Это сферы богов, демонов (асуров), людей, животных, а также сферы адских мучений и голодных духов (претов). Если разместить эти сферы на Эвересте, то на самой вершине обитает богиня Мийолансанма, которая, несмотря на длинный список альпинистов, погибших в горах, дарит людям долгую жизнь.Вообще лицезреть богов и богинь вживую является уделом избранных, великих мастеров медитации. Нам же, простым смертным, дано иногда встречать их земное воплощение. Видеть огненную сферу адских мучений доступно также немногим.Впрочем, с людьми, одержимыми демонической природой, мне доводилось неоднократно сталкиваться во время путешествий в Гималаях. Из мира животных у подножия Эвереста чаще всего можно встретить навьюченного яка с колокольчиком на шее. Эти длинношерстные животные очень хорошо переносят холода и незаменимы для экспедиций...В деревне Кумджунг, недалеко от Эвереста, в местном музее под стеклянным колпаком выставлен на обозрение скальп йети. Но к какой сфере относится это существо, пока неизвестно. Из мираже людей здесь бывают альпинисты, горные туристы и их проводники и помощники, неутомимые шерпы. И совсем рядом с этими любителями гор, можно сказать, параллельно, расположена сфера голодных духов. В высокогорье, в разреженном воздухе, где наше сознание претерпевает изменение, утончается, обостряется чувственное восприятие, мы и встречаемся с миром голодных духов, миром неутоленных желаний. Туда после смерти и попадают души людей, не достигших цели, не реализовавших свои амбиции при жизни... Вот и бродят они, как темные тени, вечно голодные, неудовлетворенные, не закончившие свои земные дела, притягивая к нам свои призрачные руки. Автор: О.ПогасийИсточник: "Интересная газета. Мир непознанного" №7 2010 г. terrao.livejournal.com Число альпинистов, погибших при восхождении на Эверест, давно уже перевалим за две сотни. Тела лишь немногих из них удалось снять с горы и предать земле. Склоны Эвереста буквально усеяны мертвецами, окаменевшими я вечной мерзлоте под черно-синим куполом неба. В мае 2004 года шерп по имени Пемба Дорже возвращался с вершины Эвереста после успешного восхождения. На высоте 8000 метров он сделал короткий привал, чтобы согреться чаем. Здесь из-за недостатка кислорода долго не может пребывать ни одно живое существо. Сделав несколько обжигающих глотков, Пемба спрятал термос в рюкзак. Шерп уже собирался продолжить путь, когда вдруг увидел нечто невероятное: прямо на него надвигались черные тени. Это были человеческие силуэты! Глаза их горели, а руки были вытянуты вперед. В полной тишине отчетливо слышались тихие слова: тени умоляли шерпа дать им хоть какой-нибудь еды. Они подошли совсем близко, когда Пемба резко повернулся к ним спиной и, не оглядываясь, пошел вниз.- Я думаю, - сказал Пемба Дорже, отвечая на вопросы журналистов, - что это были души альпинистов, погибших во время восхождения на Эверест. Их тела остались лежать непохороненными на ледяных склонах горы, в свое время президент Непальской ассоциации горовосходителей шерп Анг Церинг Ю заявил:-Мы верим в существование духов людей, умерших на горе, и считаем необходимым время от времени совершать специальный ритуал, чтобы успокоить их души. Мы жжем на склоне горы можжевельник, разбрасываем рис, читаем молитвы. Человек с двумя сердцамиВ августе 1980 легендарный итальянский альпинист Рейнгольд Месснер совершил свое знаменитое одиночное восхождение на Эверест без кислородного аппарата. Месснера называют человеком с двумя сердцами и железными легкими. Надо добавить, что Рейнгольд отличается рациональным умом и способен давать происходящему беспристрастную оценку. И вот когда он находился на подступах к вершине, в звенящей пустоте разреженного воздуха его слуха коснулись голоса. Они становились все отчетливее, ближе. За полупрозрачной тканью легкого снегопада проступили очертания людей. - Мэллори, Ирвин?! - прошептал Рейнгольд.Так звали британских альпинистов, пропавших на Эвересте в 1924 году на том склоне, по которому поднимался Месснер. В книге английского психоаналитика сэра Оливера Лоджа "Почему я верю в бессмертие" есть эпизод, рассказывающий о том, что друзья Мэллори и Ирвина провели с погибшими спиритический сеанс. Им удалось получить информацию о том, что альпинисты достигли вершины и погибли при спуске, а их тела находятся под скальной полкой недалеко от вершины. Месснер ощущал присутствие своих предшественников на безжизненном склоне Эвереста. Но он твердо знал, что если отвлечется от цели, то погибнет. Потому он отбросил посторонние мысли и чувства и продолжил свой путь. И только пронизывающий ветер, как будто из вечности, доносил до Рейнгольда голоса, умоляющие его о чем-то. Веревка, соединяющая времена?Известно, что недостаток кислорода на больших высотах может вызывать у людей слуховые и зрительные галлюцинации. Но что если разреженный воздух, сильное ультрафиолетовое излучение и другие факторы высоты, воздействуя на человеческий организм, пробуждают в нем невероятную способность проникать в другую реальность, видеть невидимое? Оставим этот вопрос пока без ответа. И спустимся с Эвереста на высоту 7000 метров. В 1975 году Ник Эскот, член британской экспедиции на Эверест под руководством Криса Бонингтона, на склоне этой горы столкнулся с явлением, повергшим его практичный европейский ум в смятение. Ник поднимался из четвертого лагеря в пятый, держась за специально закрепленную веревку. На его часах было 3.30. Лунный свет заливал все вокруг. Снег, казалось, светился в темноте. На ближних скалах можно было рассмотреть глубокие трещины, а в них - блестящий зеленоватый лед. Видимость была превосходной. Поднявшись на 60-70 метров выше четвертого лагеря, Ник вдруг почувствовал, что за ним кто- то идет. Он обернулся и увидел позади себя темную фигуру. Альпинист подумал, что кто-то из команды старается его догнать, и остановился. Преследователь тоже как будто остановился или двигался очень медленно. Ник крикнул, но ответа не последовало. Подождав несколько минут, Ник продолжил подъем. Он оборачивался еще три или четыре раза, но картина не менялась. Альпинист четко видел человека, бредущего по колено в снегу. Казалось, этот человек то настигает Ника, то вновь отстает. Когда Ник обернулся в следующий раз, сзади никого не было. Но ведь весь склон до четвертого лагеря был как на ладони! Фигура исчезла, словно растворилась в лунном свете. Достигнув в шесть часов утра своей цели, Ник Эскот связался по рации с четвертым лагерем. Ему сообщили, что ни одна живая душа, кроме него, не выходила к пятому лагерю. Значит, человек, которого видел Ник, не был членом их команды. А других команд там просто не было...Вот что по этому поводу говорит Крис Бонинггон: - Ник Эскот находился не так уж высоко, чтобы стать жертвой галлюцинации. У него была хорошая высотная акклиматизация. Кроме того, он отличается аналитическим умом математика. Я полагаю, что это был интересный психический феномен, перемещение во времени. Он вдруг стал способен видеть события, произошедшие здесь двумя годами ранее. Шерп Джанбо работал вместе с Ником осенью 1972 года, а осенью 1973-го погиб в лавине, когда поднимался с японскими альпинистами. Это версия Криса Бонингтона. Но, может быть, дух погибшего в лавине шерпа хотел по старой памяти о чем-то попросить или даже предупредить Ника? Тени, прилетающие с горыСпустимся ниже еще на полтора километра. Совсем недавно я был у Эвереста на высоте 5500 метров. Компанию мне составлял молодой парень из Канады. Мы с ним поднимались из Горак Шепа, последнего приюта у Эвереста. Больше никого там не было. Ясным, почти безветренным днем мы расположились на привал у камня, покрытого мхом. Нашему взору открывался чудесный вид на высочайшую вершину мира. В хорошую погоду на этой высоте солнце припекает, я стянул с себя теплый желтый свитер и положил его на камень. Чуть позже мы присмотрели более удобное место десятью метрами ниже по пологому склону и переместились туда.Вершина Эвереста приковала мой взор. Хрусталь ледников, холодноватый блеск заснеженных скал, темные пасти ужасающих пропастей, казалось мне, были совсем рядом. И мне уже виделась нитка маршрута экспедиции Криса Бонингтона в 1975 году, места их высотных лагерей. Я представлял себе, как Ник Эскот поднимается от одного лагеря к другому. Вон там следом за ним взбиралась темная фигура... И вдруг перед моими глазами промелькнула тень! Канадец в это время самозабвенно фотографировал Эверест и ничего необычного не видел. Через какое-то мгновение я почувствовал на себе чей-то взгляд и резко оглянулся. Перед моими глазами был тот самый камень, у которого мы расположились до этого, но без желтого пятна моего свитера. Недоумевая, я направился к камню.Еще несколько минут назад мой старый свитер был здесь (я сам оставил его на мшистом камне), а теперь пропал без следа! Вокруг никого. Пройти по тропе незамеченным невозможно. Кстати, пропали и черные перчатки канадца, которые он снял и тоже оставил у камня, чтобы удобнее было держать фотокамеру.Кто мог утащить старый свитер и потертые перчатки? Неужели... тень?! Да, тень, проплывшая у меня перед глазами, - другого ответа у меня не было. Значит, голодным духам со склонов Эвереста еще и холодно?! Шесть сфер существованияСогласно традиции тибетского буддизма, весь мир делится на шесть сфер существования. Это сферы богов, демонов (асуров), людей, животных, а также сферы адских мучений и голодных духов (претов). Если разместить эти сферы на Эвересте, то на самой вершине обитает богиня Мийолансанма, которая, несмотря на длинный список альпинистов, погибших в горах, дарит людям долгую жизнь.Вообще лицезреть богов и богинь вживую является уделом избранных, великих мастеров медитации. Нам же, простым смертным, дано иногда встречать их земное воплощение. Видеть огненную сферу адских мучений доступно также немногим. Впрочем, с людьми, одержимыми демонической природой, мне доводилось неоднократно сталкиваться во время путешествий в Гималаях. Из мира животных у подножия Эвереста чаще всего можно встретить навьюченного яка с колокольчиком на шее. Эти длинношерстные животные очень хорошо переносят холода и незаменимы для экспедиций... В деревне Кумджунг, недалеко от Эвереста, в местном музее под стеклянным колпаком выставлен на обозрение скальп йети. Но к какой сфере относится это существо, пока неизвестно. Из мираже людей здесь бывают альпинисты, горные туристы и их проводники и помощники, неутомимые шерпы. И совсем рядом с этими любителями гор, можно сказать, параллельно, расположена сфера голодных духов. В высокогорье, в разреженном воздухе, где наше сознание претерпевает изменение, утончается, обостряется чувственное восприятие, мы и встречаемся с миром голодных духов, миром неутоленных желаний. Туда после смерти и попадают души людей, не достигших цели, не реализовавших свои амбиции при жизни... Вот и бродят они, как темные тени, вечно голодные, неудовлетворенные, не закончившие свои земные дела, притягивая к нам свои призрачные руки. duhovnyyput.ucoz.com В мае 2004 года шерп по имени Пемба Дорже возвращался с вершины Эвереста после успешного восхождения. На высоте 8000 метров он сделал короткий привал, чтобы согреться чаем. Здесь из-за недостатка кислорода долго не может пребывать ни одно живое существо. Сделав несколько обжигающих глотков, Пемба спрятал термос в рюкзак. Шерп уже собирался продолжить путь, когда вдруг увидел нечто невероятное: прямо на него надвигались черные тени. Это были человеческие силуэты! Глаза их горели, а руки были вытянуты вперед. В полной тишине отчетливо слышались тихие слова: тени умоляли шерпа дать им хоть какой-нибудь еды. Они подошли совсем близко, когда Пемба резко повернулся к ним спиной и, не оглядываясь, пошел вниз. - Я думаю, - сказал Пемба Дорже, отвечая на вопросы журналистов, - что это были души альпинистов, погибших во время восхождения на Эверест. Их тела остались лежать непохороненными на ледяных склонах горы, в свое время президент Непальской ассоциации горовосходителей шерп Анг Церинг Ю заявил: -Мы верим в существование духов людей, умерших на горе, и считаем необходимым время от времени совершать специальный ритуал, чтобы успокоить их души. Мы жжем на склоне горы можжевельник, разбрасываем рис, читаем молитвы. Человек с двумя сердцами В августе 1980 легендарный итальянский альпинист Рейнгольд Месснер совершил свое знаменитое одиночное восхождение на Эверест без кислородного аппарата. Месснера называют человеком с двумя сердцами и железными легкими. Надо добавить, что Рейнгольд отличается рациональным умом и способен давать происходящему беспристрастную оценку. И вот когда он находился на подступах к вершине, в звенящей пустоте разреженного воздуха его слуха коснулись голоса. Они становились все отчетливее, ближе. За полупрозрачной тканью легкого снегопада проступили очертания людей. - Мэллори, Ирвин?! - прошептал Рейнгольд. Так звали британских альпинистов, пропавших на Эвересте в 1924 году на том склоне, по которому поднимался Месснер. В книге английского психоаналитика сэра Оливера Лоджа "Почему я верю в бессмертие" есть эпизод, рассказывающий о том, что друзья Мэллори и Ирвина провели с погибшими спиритический сеанс. Им удалось получить информацию о том, что альпинисты достигли вершины и погибли при спуске, а их тела находятся под скальной полкой недалеко от вершины. Месснер ощущал присутствие своих предшественников на безжизненном склоне Эвереста. Но он твердо знал, что если отвлечется от цели, то погибнет. Потому он отбросил посторонние мысли и чувства и продолжил свой путь. И только пронизывающий ветер, как будто из вечности, доносил до Рейнгольда голоса, умоляющие его о чем-то. Веревка, соединяющая времена? Известно, что недостаток кислорода на больших высотах может вызывать у людей слуховые и зрительные галлюцинации. Но что если разреженный воздух, сильное ультрафиолетовое излучение и другие факторы высоты, воздействуя на человеческий организм, пробуждают в нем невероятную способность проникать в другую реальность, видеть невидимое? Оставим этот вопрос пока без ответа. И спустимся с Эвереста на высоту 7000 метров. В 1975 году Ник Эскот, член британской экспедиции на Эверест под руководством Криса Бонингтона, на склоне этой горы столкнулся с явлением, повергшим его практичный европейский ум в смятение. Ник поднимался из четвертого лагеря в пятый, держась за специально закрепленную веревку. На его часах было 3.30. Лунный свет заливал все вокруг. Снег, казалось, светился в темноте. На ближних скалах можно было рассмотреть глубокие трещины, а в них - блестящий зеленоватый лед. Видимость была превосходной. Поднявшись на 60-70 метров выше четвертого лагеря, Ник вдруг почувствовал, что за ним кто- то идет. Он обернулся и увидел позади себя темную фигуру. Альпинист подумал, что кто-то из команды старается его догнать, и остановился. Преследователь тоже как будто остановился или двигался очень медленно. Ник крикнул, но ответа не последовало. Подождав несколько минут, Ник продолжил подъем. Он оборачивался еще три или четыре раза, но картина не менялась. Альпинист четко видел человека, бредущего по колено в снегу. Казалось, этот человек то настигает Ника, то вновь отстает. Когда Ник обернулся в следующий раз, сзади никого не было. Но ведь весь склон до четвертого лагеря был как на ладони! Фигура исчезла, словно растворилась в лунном свете. Достигнув в шесть часов утра своей цели, Ник Эскот связался по рации с четвертым лагерем. Ему сообщили, что ни одна живая душа, кроме него, не выходила к пятому лагерю. Значит, человек, которого видел Ник, не был членом их команды. А других команд там просто не было... Вот что по этому поводу говорит Крис Бонинггон: - Ник Эскот находился не так уж высоко, чтобы стать жертвой галлюцинации. У него была хорошая высотная акклиматизация. Кроме того, он отличается аналитическим умом математика. Я полагаю, что это был интересный психический феномен, перемещение во времени. Он вдруг стал способен видеть события, произошедшие здесь двумя годами ранее. Шерп Джанбо работал вместе с Ником осенью 1972 года, а осенью 1973-го погиб в лавине, когда поднимался с японскими альпинистами. Это версия Криса Бонингтона. Но, может быть, дух погибшего в лавине шерпа хотел по старой памяти о чем-то попросить или даже предупредить Ника? Тени, прилетающие с горы Спустимся ниже еще на полтора километра. Совсем недавно я был у Эвереста на высоте 5500 метров. Компанию мне составлял молодой парень из Канады. Мы с ним поднимались из Горак Шепа, последнего приюта у Эвереста. Больше никого там не было. Ясным, почти безветренным днем мы расположились на привал у камня, покрытого мхом. Нашему взору открывался чудесный вид на высочайшую вершину мира. В хорошую погоду на этой высоте солнце припекает, я стянул с себя теплый желтый свитер и положил его на камень. Чуть позже мы присмотрели более удобное место десятью метрами ниже по пологому склону и переместились туда. Вершина Эвереста приковала мой взор. Хрусталь ледников, холодноватый блеск заснеженных скал, темные пасти ужасающих пропастей, казалось мне, были совсем рядом. И мне уже виделась нитка маршрута экспедиции Криса Бонингтона в 1975 году, места их высотных лагерей. Я представлял себе, как Ник Эскот поднимается от одного лагеря к другому. Вон там следом за ним взбиралась темная фигура... И вдруг перед моими глазами промелькнула тень! Канадец в это время самозабвенно фотографировал Эверест и ничего необычного не видел. Через какое-то мгновение я почувствовал на себе чей-то взгляд и резко оглянулся. Перед моими глазами был тот самый камень, у которого мы расположились до этого, но без желтого пятна моего свитера. Недоумевая, я направился к камню. Еще несколько минут назад мой старый свитер был здесь (я сам оставил его на мшистом камне), а теперь пропал без следа! Вокруг никого. Пройти по тропе незамеченным невозможно. Кстати, пропали и черные перчатки канадца, которые он снял и тоже оставил у камня, чтобы удобнее было держать фотокамеру. Кто мог утащить старый свитер и потертые перчатки? Неужели... тень?! Да, тень, проплывшая у меня перед глазами, - другого ответа у меня не было. Значит, голодным духам со склонов Эвереста еще и холодно?! Шесть сфер существования Согласно традиции тибетского буддизма, весь мир делится на шесть сфер существования. Это сферы богов, демонов (асуров), людей, животных, а также сферы адских мучений и голодных духов (претов). Если разместить эти сферы на Эвересте, то на самой вершине обитает богиня Мийолансанма, которая, несмотря на длинный список альпинистов, погибших в горах, дарит людям долгую жизнь. Вообще лицезреть богов и богинь вживую является уделом избранных, великих мастеров медитации. Нам же, простым смертным, дано иногда встречать их земное воплощение. Видеть огненную сферу адских мучений доступно также немногим. Впрочем, с людьми, одержимыми демонической природой, мне доводилось неоднократно сталкиваться во время путешествий в Гималаях. Из мира животных у подножия Эвереста чаще всего можно встретить навьюченного яка с колокольчиком на шее. Эти длинношерстные животные очень хорошо переносят холода и незаменимы для экспедиций... В деревне Кумджунг, недалеко от Эвереста, в местном музее под стеклянным колпаком выставлен на обозрение скальп йети. Но к какой сфере относится это существо, пока неизвестно. Из мираже людей здесь бывают альпинисты, горные туристы и их проводники и помощники, неутомимые шерпы. И совсем рядом с этими любителями гор, можно сказать, параллельно, расположена сфера голодных духов. В высокогорье, в разреженном воздухе, где наше сознание претерпевает изменение, утончается, обостряется чувственное восприятие, мы и встречаемся с миром голодных духов, миром неутоленных желаний. Туда после смерти и попадают души людей, не достигших цели, не реализовавших свои амбиции при жизни... Вот и бродят они, как темные тени, вечно голодные, неудовлетворенные, не закончившие свои земные дела, притягивая к нам свои призрачные руки. Интересные материалы: nlo-mir.ru «Подняться на Эверест» – эта мечта не дает покоя тысячам любителей приключений. Со всего мира стекаются к подножью уникальной горной вершины сотни отважных людей, цель которых заключается в том, чтобы записать свое имя в короткий список покорителей самой высокой горы в мире. К сожалению, романтические фантазии быстро развеваются и в лучшем случае путешественники возвращаются обратно, не преодолев и половины пути, однако, существуют и более отважные, телами которых усыпаны склоны высокогорья. Среди участников многочисленных экспедиций гораздо больше тех, кто замерз и навечно остался в глубоких снегах Эвереста, чем тех, кто триумфально спустился с пика победителем. Порядка двухсот человек, решившихся на восхождение в опасном регионе, признаны сегодня без вести пропавшими, тайну их смерти уже не узнает никто… Людям, которые не раз пытались покорить высоты Эвереста и благополучно возвращались домой, приходилось сталкиваться на снежных склонах с невероятным явлением, поверить в которое обычному человеку, привыкшему к комфорту современных мегаполисов, довольно сложно. Призраки и тени, тихий шепот и странные просьбы потусторонних существ не раз виделись на белоснежном фоне открытого пространства и слышались в звенящей тишине. Обитатели близлежащих мест (Непала) и участники иностранных экспедиций десятки раз прикасались к тайнам самой загадочной горной вершины. Темные человеческие тени встречались на высоте от 5 до восьми тысяч метров, они наводили панический страх на тех, кому уготована была участь странной встречи с ними. В 2004 году шерп Пемба Дорже спускался с Эвереста, совершенно продрогнув, даже термобелье не спасало, он решил сделать небольшую остановку на высоте 8 километров и немного погреться горячим чаем. Каково же было его удивление, когда совсем рядом с собой он заметил тени, имеющие человеческие очертания, которые спокойным шагом двигались к нему навстречу. Еще более удивительными показались просьбы призраков о еде. Вернувшись домой, шерп рассказал о странной встрече на заснеженном склоне, специалистам, которые единогласно решили, что странные существа, о которых говорил альпинист — это души людей, в разное время замерзших в бескрайних просторах Эвереста. Не исключено, что люди, которым они принадлежали, заблудились в снежных просторах, у них закончился провиант, их участь была предрешена — альпинисты погибли не только от холода, но и от голода. Прогулки духов по склонам могли стать возможными лишь в том случае, если человеческие тела не были найдены и должным образом захоронены. Еще одна странная встреча с призраками была описана итальянским альпинистом Рейнгольдом Месснером, который удивил мировую общественность, покорив Эверест в одиночку и без специального кислородного оборудования. Рейнгольд тоже увидел двигавшиеся по склону фигуры, причем, они бродили именно в том месте, где, по сведениям некоторых источников, в 1924 году погибли два альпиниста. Кстати, выяснить, где конкретно попрощались с жизнью покорители вершины, удалось с помощью спиритического сеанса, на котором неупокоенные души рассказали, о трагическом событии и о том, где они сейчас обитают. Так вот, Рейнгольд Месснер решил не разговаривать с, повстречавшимися на его пути тенями умерших, а предпочел двигаться по заранее запланированному маршруту. Не исключено, что выслушав просьбы духов, альпинист уже не смог бы никогда вернуться домой. О существовании загадочных призраков на горе Эверест знают многие, не является эта информация секретом и для Непальской ассоциации горовосходителей, представители которой, дабы успокоить умерших и не захороненных, периодически совершают специальный ритуал, способный успокоить неприкаянные души. В процессе такого действа на склоне Эвереста разбрасывается рис, сжигаются ветви можжевельника и читаются молитвы. Не секрет, что на большой высоте воздух имеет совсем иную консистенцию, которая способна влиять на состояние человеческого организма. Этот факт дает возможность скептикам заявлять о том, что призраки и духи, которых альпинисты встречают в горах, не что иное, как обычные галлюцинации, вызванные разряженным воздухом. Конечно, в этом есть некоторый смысл, но странные происшествие случались с путешественниками не только на критической высоте в 8 тысяч метров, но и на гораздо более низком уровне, где предпосылок для странного поведения человеческого организма не было. В 1975 году Ник Эскот, член британской экспедиции на Эверест, тоже столкнулся с невероятным явлением. Альпинист совершал восхождение от четвертого к пятому лагерю. Вдруг, почувствовав, что за ним кто-то двигается. Обернувшись, Ник отчетливо увидел человеческий силуэт. Понимая, что его хочет догнать кто-то из лагеря, он остановился, но фигура тоже замерла. Ник решил продолжать путь, но каждый раз оборачиваясь видел человека за спиной. Добравшись до нужной точки, он никого позади себя не обнаружил. Это казалось невероятным, ведь территория белоснежного склона просматривалась, и даже, если бы человек вернулся обратно, это было бы видно. Самое странное оказалось в том, что загадочный путник, двигавшийся вслед за альпинистом, не оставил после себя никаких следов. Специалисты предположили, что Ник смог каким-то образом перенестись в другое временное пространство и видел шерпа Джанбо, совершавшего восхождение по этому пути два года назад. Еще более странным является тот факт, что призраки и духи не только тревожат живых людей и обращаются к ним с просьбами, но и воруют их вещи. Два покорителя Эвереста поднимались на гору. Находясь на высоте примерно в 5 тысяч метров, они присели на камень и положили на него свои вещи. Буквально через несколько минут, один из альпинистов увидел чью-то тень, хотя прекрасно понимал, что живых существ в окрестностях нет. Каково же было удивление покорителей Эвереста, когда они обнаружили, что пропали их свитер и перчатки… Источник: tainy.net ola.pp.ua Джомолу́нгма (тиб. ཇོ་མོ་གླང་མ), Эвере́ст (англ. Mount Everest), Сагарма́тха (непальск. सगरमाथा) (8848 м) — высочайшая вершина мира. Расположена в Гималаях, в хребте Махалангур-Химал (в части, называемой Кхумбу-Гимал). Эверест имеет форму трёхгранной пирамиды, южный склон более крутой. На южном склоне и рёбрах снег и фирн не удерживаются, вследствие чего они обнажены. Высота Северо-восточного плеча 8393 м. Высота от подножия до вершины около 3550 м. Вершина состоит в основном из осадочных отложений. С юга Эверест соединяется перевалом Южное седло (7906 м) с Лхоцзе (8516 м), называемой иногда Южной вершиной. С севера круто спадающее остро заточенное Северное седло (7020 м) соединяет Эверест с Северной вершиной — Чангзе (7543 м). На восток круто обрывается непроходимая восточная стена Кангшунг (3350 м). С массива во все стороны стекают ледники, оканчивающиеся на высоте около 5 км. Джомолунгма частично входит в состав национального парка Сагарматха (Непал). На вершине Джомолунгмы бывают сильнейшие ветра, дующие со скоростью до 200 км/ч. Температура воздуха ночью понижается до −60 °C. В переводе с тибетского «Джомолунгма» означает «Божественная (qomo) Мать (ma) жизни (lung — ветер или жизненная сила)», названа так в честь бонской богини Шераб Чжаммы. В переводе с непальского имя вершины «Сагарматха» означает «Мать богов». Английское название «Эверест» (англ. Mount Everest) присвоено в честь сэра Джорджа Эвереста (англ. George Everest, 1790—1866), руководителя геодезической службы Британской Индии в 1830—1843 годах. Это название предложил в 1856 году преемник Джорджа Эвереста Эндрю Во (англ. Andrew Waugh, 1810—1878), одновременно с публикацией результатов своего сотрудника Радханата Сикдара, который в 1852 году впервые измерил высоту «Пика XV» и показал, что он является высочайшим в регионе и, вероятно, во всём мире. Первым, кто определил, что Джомолунгма является высочайшей горной вершиной на Земле, был индийский математик и топограф Радханат Сикдар в 1852 году на основе тригонометрических расчётов, когда он находился в Индии в 240 км от Джомолунгмы. В 1856 году геодезической службой Британской Индии было сделано первое измерение высоты вершины — ровно 29 000 футов (8839 м), но объявлено было, что высота Джомолунгмы составляет 29 002 фута (8840 м). Это произвольное добавление было сделано, чтобы из-за круглого числа 29 000 не возникло впечатление, что точность измерений невысока. В 1950-х годах индийские топографы при помощи теодолитов вновь измерили высоту Джомолунгмы, которая составила 29 028 футов (8848 м) над уровнем моря. В 1975 году китайская экспедиция уточнила высоту вершины 8848,13 м. В 1998 году американская экспедиция при помощи GPS определила высоту вершины 8850 м, то есть на 11 м выше, чем определили в середине XIX века английские топографы и картографы. Данные результаты официально не признаны. В 2005 году директором государственного управления геодезии и картографии Китая было сообщено на пресс-конференции, что получены новые, более точные результаты измерений высоты Джомолунгмы. Согласно этим измерениям, проведёнными китайскими учёными во время экспедиции на Джомолунгму в мае 2005 года, высота горы составляет 8844,43 м (±21 см) над уровнем моря.[2] С 8 апреля 2010 года официальная высота Эвереста фиксируется на отметке 8848 м над уровнем моря, а высота твёрдой породы составляет 8844 м[3]. Недавно итальянский геолог Ардито Дезио, используя современную радиоаппаратуру, провёл более тщательные измерения вершины и установил, что её высота составляет 8872,5 м, то есть почти на 25 м выше, чем считается в настоящий момент[4]. Данные результаты официально не признаны. До момента первого восхождения на вершину, которое состоялось в 1953 году, проводилось около 50 экспедиций в Гималаи и Каракорум (на Джомолунгму, Чогори, Канченджангу, Нанга Парбат и другие вершины). Их участникам удалось покорить несколько семитысячников этих горных районов, но ни одна попытка штурма вершин восьмитысячных гигантов успеха не имела. В 1950 году французам удалось покорить первый восьмитысячник — Аннапурну. Наибольшего результата добились английские альпинисты при попытках восхождения на Джомолунгму. После разведывательной экспедиции 1921 года последовала экспедиция 1922 года, в которой Джордж Финч и Джеффри Брюс достигли высоты 8320 м, впервые использовав кислород. В 1924 году Нортон достиг высоты 8565 м, а Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин (как оценил Н. Оделл) — более 8600 м (есть много доказательств того, что они погибли уже при спуске с вершины, спор о том, достигли они вершины, или нет, продолжается и сегодня), в 1933 году П. Вин-Харрис, Л. Уэйгер и Ф. Смит — 8565 м. В 1934 году эксцентрик Морис Уилсон, не имевший специальной альпинистской подготовки и веривший в то, что он будет вознесён на вершину сверхъестественными силами, погиб на высоте около 7 км, хотя впоследствии иногда считалось, что он разбил найденную более поздними экспедициями на высоте 8,5 км палатку. Следующие британские экспедиции были предприняты в 1936 и 1938 годах. В 1947 году канадец Эрл Денман с двумя шерпами смог подняться лишь до 6,7 км. Участники экспедиций до 1949 года пытались взойти на высочайшую точку планеты с севера, со стороны Тибета, потому что территория Непала до 1948 года была закрыта для европейцев[5]. Первая разведка на Эверест с юга, со стороны Непала, была предпринята англичанами в 1949 году.[5] В 1950 году для европейцев фактически закрылся Тибет. Первое восхождение совершено 29 мая 1953 года шерпом Тенцингом Норгеем и новозеландцем Эдмундом Хиллари через Южное седло, по пути, разведанному накануне швейцарцами. Восходители пользовались кислородными приборами. В работе экспедиции принимали участие более 30 шерпов.[5][6] В последующие годы к покорению горы присоединились альпинисты из разных стран мира — Китай, США, Индия, Япония, Италия. Весной 1975 года Эверест впервые штурмует женская экспедиция. Первой женщиной, покорившей Джомолунгму, стала японская альпинистка Дзюнко Табэй (1976). Первой полькой и первой европейкой, поднявшейся на вершину, стала Ванда Руткевич (1978). Первой россиянкой, достигшей вершины, стала Екатерина Иванова (1990)[4]. В последующие годы, снова по классическому пути первовосходителей, на Эверест поднимаются альпинисты Великобритании, Непала, США, Южной Кореи, Австрии и ФРГ, причём Рейнхольд Месснер и Питер Хабелер достигают вершины, не пользуясь кислородом на протяжении всего штурма. В составе этих экспедиций ещё двум женщинам — польке Ванде Руткевич (1978) и немке Ханнелоре Шмац (погибла при спуске) — удалось покорить Эверест. Французы Ж. Афанасьеф и Н. Жэжэ с 8 км до 6,5 км спустились на лыжах[5]. Новое слово в покорении вершины удалось сказать полякам под руководством А. Завады. Первыми в мире они поднялись на вершину Эвереста зимой. Это восхождение было совершено Л. Чихи и Кшиштофом Велицки через Южное седло. А через несколько месяцев (весной 1980 года) поляки, руководимые тем же А. Завадой, проложили новый маршрут на Эверест. По южному гребню на вершину взошли Анджей Чок и Ежи Кукучка[5]. Как правило, все альпинисты поднимаются на Эверест в кислородных масках. На высоте 8 км воздух разрежённый, и дышать очень трудно. Первыми без кислорода достигли вершины итальянец Рейнхольд Месснер и немец Питер Хабелер в 1978 году[4]. В 1980 году Рейнхольд Месснер, на этот раз в одиночку, снова поднялся на Эверест и установил сразу несколько рекордов. Он поднялся на вершину по новому маршруту (северная стена). Месснеру первому удалось покорить вершину в одиночку в альпийском стиле и без кислорода, не прибегая к помощи высотных носильщиков. К тому же он первым решился бросить вызов Эвересту в период муссонов и достиг цели[5]. Кроме того, он преодолел путь от базового лагеря, находящегося на высоте 6,5 км, до вершины всего за 3 дня[4]. В мае 1982 года 11 участников советской экспедиции альпинистов покорили Эверест, поднявшись по считавшемуся ранее непроходимым юго-западному склону, причём 2 восхождения совершены ночью. До этого ни один из альпинистов, входивших в состав экспедиции, не поднимался выше 7,6 км. Руководитель экспедиции Евгений Тамм (сын выдающегося физика Игоря Тамма), старший тренер Анатолий Георгиевич Овчинников, тренер Борис Тимофеевич Романов, капитаны штурмовых четвёрок — Валентин Иванов, Ерванд Ильинский, Эдуард Мысловский. Советская экспедиция была 25-й, достигшей вершины. Первыми на вершину поднялись Владимир Балыбердин и Эдуард Мысловский. Балыбердин взошёл на вершину без кислородного аппарата. Сергей Бершов поднялся на вершину Джомолунгмы ночью 4 мая 1982 года в связке с Михаилом Туркевичем. Это было первое ночное восхождение на вершину мира. Всего с 4 по 9 мая 1982 года на пике Джомолунгмы побывали 11 альпинистов. Маршрут восхождения был проложен по юго-западной стене горы и считается одним из самых сложных в истории штурма Джомолунгмы[7]. Сборник очерков об этом восхождении написал советский журналист Юрий Рост[8]. В 1988 году новозеландка Лидия Брэйди стала первой женщиной, достигнувшей вершины Эвереста без дополнительного кислорода. В 1992 году тольяттинская команда альпинистов «Лада-Эверест» совершила групповое восхождение на Эверест, водрузив на его вершине флаги России, АвтоВАЗа и Автовазбанка[9][10]. 12 мая 1992 года на вершине побывало 32 человека [11]. Весной-летом 2004 года российские альпинисты прошли по самому сложному маршруту к вершине — по центру Северной стены.[12] Эта крупнейшая в масштабах России экспедиция стала третьим по величине событием в истории отечественного альпинизма — после восхождений на Эверест в 1982 году и Канченджанги в 1989 году.[13] В команду вошли лучшие альпинисты под руководством москвича Виктора Козлова — всего 20 человек из Москвы, Тольятти, Сочи, Красноярска, Новокузнецка, Подольска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска и Кирова. В 1996 году шерп Анг Рита побывал на вершине 10 раз без кислородных баллонов.[14] Спустя 4 года его рекорд побил другой шерпа Апа, достигший вершины в 11-й раз.[14]. А всего Аппа Тенцинг побывал на вершине Эвереста 21 раз (по состоянию на май 2011 года). В 1999 году шерп Бабу Шири провёл на вершине 21 час, и это при том, что уже на высоте 7925 м начинается мёртвая зона — в воздухе содержится всего треть того количества кислорода, которое присутствует в атмосфере на уровне моря.[15] В 2001 году удивительное восхождение на Эверест совершил незрячий американец Эрик Вейхенмайер. К тому моменту он уже покорил все самые высокие горные пики на всех континентах. «Поднявшись на семь самых высоких гор семи частей света, я надеялся показать людям, что цели, которые могут казаться недосягаемыми, на самом деле вполне достижимы», — сказал в своём заявлении Вейхенмайер.[15] 21 мая 2004 года Пемба Дордже установил рекорд скоростного восхождения на Эверест: 8 часов 10 минут от базового лагеря возле ледника Кхумбу[16]. 25 мая 2008 года 76-летний непалец Мин Бахадур Шерхан дошёл до вершины, став самым пожилым человеком, побывавшим на вершине Джомолунгмы.[17] 22 мая 2010 года вершину покорил 13-летний американец Джордан Ромеро[18], совершивший восхождение вместе с отцом. До этого рекорд принадлежал 15-летней Мин Кипа Шерпа.[19] В мае 2011 года непальский духовный учитель Бхакта Кумар Райбыл установил новый рекорд по продолжительности нахождения на вершине — 32 часа[20]. В мае 1996 года из-за внезапно начавшегося бурана[21] на Южном склоне Джомолунгмы замёрзли насмерть сразу 5 человек, включая обоих руководителей двух горных экспедиций: В тот день вершину покоряли сразу 2 экспедиции, в составе которых было 6 опытных альпинистов-гидов и 16 клиентов (среди которых только у 6 был опыт восхождения выше отметки 8 км). По стечению обстоятельств, обе экспедиции задержались в пути от верхнего лагеря до вершины. Задержка привела к тому, что почти все участники обеих экспедиций оставались на склоне между верхним лагерем и вершиной к наступлению темноты. Вовремя до лагеря добрался только инструктор экспедиции «Горное безумие» Анатолий Букреев, который оставил своих клиентов (по ряду сведений, он договорился со Скоттом Фишером, что вернётся из лагеря на подмогу с кислородом и горячим чаем). К темноте обе экспедиции были рассеяны по всему склону. Наступление ночи в сочетании с бураном привели к резкому падению видимости. Многие члены экспедиции смогли добраться до лагеря только после полуночи. Анатолий Букреев в одиночку пошёл искать в буране людей, в то время как никто из находившихся в лагере не смог или не захотел помочь. В тяжелейших природных условиях Букреев нашёл людей и вывел в два захода троих человек. Лидер команды «Горное безумие» Скотт Фишер и японка Ясуко Намба из команды «Консультанты по приключениям» замёрзли насмерть, а американец Бек Уэзерс, которого дважды бросали в снегу, стал инвалидом. Лидер команды «Консультанты по приключениям» Роб Холл и инструктор той же команды Энди Харрис оставались около вершины с ранее потерявшим сознание клиентом, американцем Дугом Хансеном. Все трое также погибли. Тела Харриса и Хансена так и не были найдены. Журналист Джон Кракауэр (США), приглашённый в команду «Консультанты по приключениям» для написания рекламной статьи, сочинил нашумевшую книгу, в которой безосновательно обвинил в трагедии инструкторов команды «Горное безумие», не имевших отношения к «Консультантам».[22]Анатолий Букреев в соавторстве с писателем Г. Вестоном Де Уолтом опубликовал в ответ свою книгу «Восхождение», в которой отмёл все обвинения Кракауэра.[23] За уникальную спасательную операцию в тяжелейших природных условиях инструкторы экспедиции «Горное безумие» Нил Бейдлман и Анатолий Букреев получили Призы Дэвида Соулза от Американского Альпийского клуба.[21] Первая попытка спуститься с вершины посредством горных лыж была предпринята в 1969 году японцем Миура.[4] Она закончилась не так, как он планировал; Миура чуть не свалился в пропасть, но чудом сумел спастись и остался жив. В 1992 году по склону Эвереста на лыжах спустился лыжник, француз Пьер Тардевель. Он съехал с южной вершины, расположенной на высоте 8571 м, и преодолел 3 км за 3 часа.[4] Через 4 года итальянский лыжник Ханс Каммерландер спустился с высоты 6400 м по северному склону. Он был у подножия «Крыши мира» через 17 часов.[4] В 1998 году француз Кирил Десремо совершил первый спуск с вершины на сноуборде.[4] В 2000 году словенец Даво Карничар съехал с Джомолунгмы на горных лыжах.[15] В 2001 году супружеская пара из Франции, Бертран и Клер Бернье, слетела вниз с вершины на планёре‑тандеме.[15] В мае 2004 года итальянец Анджело Д’Арриго впервые в истории воздухоплавания совершил полёт на дельтаплане над вершиной высочайшей горы мира.[24] 14 мая 2005 года лётчик-испытатель фирмы «Eurocopter» Дидье Дельсаль (Didier Delsalle) успешно посадил вертолёт Eurocopter AS 350 Ecureuil на вершину горы. Это был первый случай подобной посадки.[25][26] В 2008 году 3 парашютиста приземлились на вершину, выпрыгнув с самолёта, летящего на высоте чуть менее 9 км (на 142 м выше самой верхней точки горы).[27] 21 мая 2011 года непальцы Сано Бабу и Лапка Шерпа, взойдя на Эверест, стартовали на тандемном параплане и пролетели на высоте 30 м над вершиной, установив мировой рекорд высоты полета на этом типе летательного аппарата. [28][29] C момента первого восхождения на вершину (1953) до настоящего времени (2011) на её склонах погибло более 200 человек.[30][31][32] Наиболее частые причины гибели: недостаток кислорода, сердечная недостаточность, обморожение, сход лавин.[33][неавторитетный источник?] Даже самое дорогое и современное снаряжение не всегда гарантирует удачное восхождение на высочайшую вершину мира. Тем не менее, каждый год Эверест пытаются покорить около 500 человек. Всего на сегодняшний день на гору поднялись примерно 4000 альпинистов.[34] Тела погибших зачастую остаются на склонах горы из-за трудностей, связанных с их эвакуацией. Некоторые из них служат ориентиром для альпинистов. Так тело индуса Цеванга Палжора, погибшего в 1996 году, отмечает высоту в 8500 метров и даже имеет свое название — «Зеленые ботинки» — по ярко-зелёной обуви погибшего. Подъём на вершину занимает около 2 месяцев — с акклиматизацией и установкой лагерей. Потеря массы после восхождения — в среднем 10—15 кг. Страны, на территории которых находятся подступы к вершине, берут за восхождение на вершину большие деньги.[35] Также деньги взимаются за возможность подъёма.[36] Устанавливается очерёдность подъёма экспедиций.[36] Дешевле всего покорить Джомолунгму со стороны Тибета.[35] Основной сезон восхождения на вершину — весна и осень, так как в это время отсутствуют муссоны. Наиболее подходящим сезоном для восхождения по южному и северному склонам считается весна. Осенью можно подниматься только с юга.[4] В настоящее время значительная часть восхождений организуется специализированными фирмами и совершается в составе коммерческих групп. Клиенты этих фирм оплачивают услуги гидов, которые проводят необходимое обучение, предоставляют оборудование и, насколько это возможно, обеспечивают безопасность на всём пути. Стоимость восхождения составляет до 65 тысяч долларов США, причем одно только разрешение на восхождение, выданное правительством Непала, стоит 10 тысяч долларов.[22] Значительную часть путешественников, достигающих вершины, в настоящее время составляют богатые туристы с минимальным опытом альпинизма. Как считают специалисты, успех экспедиции напрямую зависит от погоды и экипировки путешественников.[36] Восхождение на высочайшую вершину мира продолжает оставаться серьёзным испытанием для каждого, вне зависимости от степени его подготовки.[36] Существенную роль играет акклиматизация перед восхождением на Эверест. Типичная экспедиция с южной стороны тратит до двух недель на подъем из Катманду до базового лагеря на высоте 5364 м, и ещё около месяца уходит на акклиматизацию к высоте, прежде чем совершается первая попытка восхождения на вершину. Самый сложный участок восхождения на Эверест — последние 300 м, прозванный восходителями на гору «самой длинной милей на Земле». Для успешного прохождения этого участка требуется преодолеть крутейший гладкий каменный склон, покрытый порошеобразным снегом. С 2007 года китайская компания China Mobile предоставляет спутниковую связь, но она пока неустойчивая и не позволяет проводить видеоконферeнции. 29 октября 2010 года оператор мобильной связи Ncell (TeliaSonera Group) установил в Непале антенны на высоте 5,164 м. На Эвересте появился высокоскоростной Интернет, охватывающий вершину горы.[37] Существует предположение, что за последние 90 лет на вершине значительно уменьшилось количество льда.[38] Число туристов, посещавших гору со стороны Непала в 2000—2003 годах, исчислялось сотнями тысяч.[39] Объём мусора, накопившегося на склонах горы, настолько велик, что Эверест называют «самой высокогорной свалкой в мире».[39] В 2007 году только китайский участок самой высокой вершины мира посетили 40 тысяч туристов.[39] По подсчётам экологов, после них осталось 120 тонн мусора — в среднем по 3 кг на каждого.[39]Непальская авиакомпания Yeti Airlines собрала 17 тонн мусора в окрестностях деревни Лукла, которая является перевалочным пунктом для альпинистов, идущих к основному лагерю на Эвересте.[39] Для того, чтобы убрать такое количество пивных бутылок, пластиковых пакетов и алюминиевых банок, кислородных баллонов, верёвок и сломанных лестниц, потребовалось около 2 месяцев.[39] В мае 2008 года силами Тибетского автономного регионального бюро по защите окружающей среды в регионе было собрано 8 тонн отходов.[39] Также весьма актуален вопрос захоронения тел погибших альпинистов, особенно для местных жителей — шерпов[40]. Джомолунгма — 8848 м, Чогори — 8611 м, Канченджанга — 8586 м, Лхоцзе — 8516 м, Макалу — 8481 м, Чо-Ойю — 8201 м, Дхаулагири — 8167 м, Манаслу — 8156 м, Нангапарбат — 8126 м, Аннапурна I — 8091 м, Гашербрум I — 8080 м, Броуд-Пик — 8051 м, Гашербрум II — 8035 м, Шишабангма — 8027 м biograf.academic.ruПризраки Эвереста. Духи джомолунгма
Духи Эвереста — Альтернативный взгляд Salik.biz
Духи Эвереста - Очарованная Душа
Духи Эвереста - Все о непознанном. Мистика. - Непознанное. - Каталог статей - Самопознание
Духи Эвереста
Призраки Эвереста - OlyaTi
Призраки Эвереста
Путешествие во времени
Призраки воруют одежду
Джомолунгма - это... Что такое Джомолунгма?
География
Климат
Этимология
Измерения высоты вершины
История восхождений
Высочайшие вершины в районе Джомолунгмы Рекорды восхождений
Трагедия на вершине
Горнолыжные спуски
Полёты над вершиной
Восхождения в настоящее время
Связь
Экология
Примечания
Литература
Топографические карты
Ссылки
География Непала Литосфера Горы (Перевалы • Гималаи • Джомолунгма) • Вулканы • Пещеры • Крайние точки • Равнины • Геологическое строение • Полезные ископаемые Гидросфера Реки • Озёра • Водохранилища • Каналы • Водопады Непала|Водопады • Ледники Атмосфера Климат Непала Биосфера Природа • Охраняемые природные территории • Заповедники • Национальные парки • Заказники • Экологические регионы • Флора Непала • Фауна Непала Антропосфера Экология Непала • Административное деление • Столица • Города • Время (Часовой пояс) География Китайской Народной Республики Литосфера Острова Китайской Народной Республики • Горы Китайской Народной Республики (Джомолунгма) • Вулканы Китайской Народной Республики • Пещеры Китайской Народной Республики • Крайние точки Китайской Народной Республики • Равнины Китайской Народной Республики Гидросфера Моря Китайской Народной Республики • Заливы и бухты Китайской Народной Республики • Реки Китайской Народной Республики • Озёра Китайской Народной Республики • Водохранилища Китайской Народной Республики • Каналы Китайской Народной Республики • Водопады Китайской Народной Республики Атмосфера Климат Китайской Народной Республики Биосфера Заповедники Китайской Народной Республики • Национальные парки Китайской Народной Республики • Заказники Китайской Народной Республики Антропосфера Экология Китайской Народной Республики Смотрите также