Дух самурая - дух Японии... Самурайский дух


Asura Zanmaden [02 из 02]

  • (10183)

    Выпущено с 12 ограниченным изданием манги.

  • (9218)

    Космический линкор «Ямато» отправляется в опасную космическую экспедицию. Его цель — планета Искандер, которая является последней надеждой разоренной и отравленной радиацией, планеты Земля. Война с далекими пришельцами не прошла бесследно: бескрайние пустыни и разрушенные города, повсеместные мутации, высокий радиационный уровень атмосферы. Планета Искандер хранит нейтрализатор и только он может помочь нашей Родине…

  • (8178)

    OVA 1 и 2Бонус к ограниченным эксклюзивным изданиям тринадцатого и пятнадцатого томов ранобэ.OVA 3Бонус к ограниченному эксклюзивному изданию первого тома побочных историй ранобэ DX.1.OVA 4Бонус к ограниченному эксклюзивному изданию первого тома побочных историй ранобэ DX.2.

  • (8084)

    Бонус к эксклюзивным ограниченным изданиям 26-го, 27-го, 31-го, 35-го, 38-го и 39-го томов манги.

  • (7131)

    Бонус к эксклюзивному ограниченному изданию десятого тома манги.

  • (6764)

    Бонус к эксклюзивному ограниченному изданию седьмого тома манги.

  • (6655)

    Бонус к эксклюзивному ограниченному изданию игры Yahari Game demo Ore no Seishun Lovecome wa Machigatteiru.

  • (6315)

    Бонус к эксклюзивным ограниченным изданиям десятого и одиннадцатого томов манги.

  • (5573)

    Действия OVA происходят после завершающих событий в сериале, и могут быть рассмотрены как альтернативная концовка.

  • (5303)

    Сато Казума - ОЯХ (обычный японский хикикомори). Постоянно сидит дома и только шпилит в свои любимые ММОРПГ. Но, однажды, решив таки выйти наружу за новой версией игры попадает в ДТП и...погибает. Но закончится ли на этом его история? Или-же некто с другой стороны предложит ему иной путь?

  • (5317) На Земле минул год с начала неофициального дружественного визита принцессы Лалы Саталин Девилюк. Дочь повелителя всея Галактики покинула родной дом, чтобы избежать назойливых ухажеров, и в первый же день на новой планете встретила истинную любовь в лице Рито Юки, конечно же, простого японского школьника. Правда, некоторые источники утверждают, что во всем виновато недоразумение, но ведь женское чутье в подобных вопросах не ошибается, сословные и культурные барьеры ему не страшны! И пускай сам Рито честно признался, что его сердце уже отдано однокласснице и давней подруге Харуне Сайрэндзи. Что ни говори, Лала имеет куда более качественное и обширное образование, один из постулатов которого гласит: принцессы всегда получают то, чего хотят!

    Время шло, проблемы возникали и решались, Земля стала популярным в Галактике местом отдыха, а в доме семьи Юки возникла целая инопланетная колония: Лала, ее сестры Нана и Момо, робот Пеке и разумный цветок Селина. Сюда же можно добавить симпатичную охотницу Ями, прибывшую за головой главного героя, да так и оставшуюся в… э-э… научных целях. Видя подобное внимание, выводы сделали и ученицы школы Сайнан, куда перевелись почти все «высокие гости». Постепенно Рито понял, что, выходя на межпланетный уровень, надо расширять мировоззрение, то есть пробовать себя в нелегкой роли гарем-мастера. Семья Масаки уже давно доказала – галактическому принцу по-другому нельзя!

    © Hollow, World Art

     

  • (5233)

    Бонус к эксклюзивным ограниченным изданиям пятнадцатого и шестнадцатого томов манги.

  • (5151)

    Бонус к эксклюзивному ограниченному изданию четвёртого тома манги.

  • (5136)

    Сюжет повествует об Итидзё Раку — отпрыске семьи клана Якудза, мечтающем о нормальной школьной жизни. Однако, мы не всегда получаем то, чего хочется и в первый день старшей школы Раку выхватывает коленом по лицу от энергичной ученицы по обмену, Кирисаки Читоге. И словно этого была мало — в итоге выясняется, что это его новоиспеченная невеста, которую сватают парнишке, дабы примирить его семью с местной гангстерской бандой. И как же теперь поступит Раку?! Ведь его сердце уже занято мечтаниями о милой однокласснице, да и шею тяготит медальон, символизирующий мистическое обещание.

  • (4698)

    Бонус к эксклюзивному ограниченному изданию шестнадцатого тома манги.

  • (4492)

    Бонус к эксклюзивным ограниченным изданиям 15-16 томов манги.

  • (4491)

    2017 год. ЕС терпит бедствия и разрушения из-за Британской Империи. Надежды на избавление и получение независимости уже давно нет. Но страны, входящие в Евросоюз (в их числе, кстати, и Россия, так что в третьем сезоне мы, возможно, встретим наших соотечественников) так легко сдаваться не собираются. Для выполнения секретного задания была выбрана небольшая группа японцев. В чём суть их задания, кто эти люди – неизвестно. Сказано лишь, что среди них есть парень по имени Хьюго Акито – главный герой спин-оффа. Очевидно, что он станет новым Лелушем, но хватит ли ему смелости бросить вызов Британии и всему миру, заменив собой Зеро?

  • (4410)

    Сойти Нэгиси приехал в Токио, чтобы сочинять и играть музыку. Он любит нежный «поп», мягкие гитарные наигрыши, тексты про первую любовь и малиновый привкус поцелуя. Но удача подкараулила Нэгиси-куна совсем на другом поприще – он стал солистом металлической группы «Детройт - город металла», жутким Краузером, автором прославляющих насилие хитов. Согласно официальной легенде, Краузер еще в детстве убил родителей, а потом сбежал из колонии, чтобы основать «ДГМ». Каково целомудренному Нэгисе-куну, любящему сыну и убежденному пацифисту, воплощать в себе идола агрессивных анархистов?.. но успех есть успех. И пока скромняге-Нэгисе хочется славы, Иоганн Краузер будет зубами грызть струны, призывать к погромам и обещать перетрахать всех фанаток.

  • (4334)

    Где-то, глубоко в недрах земли, существует ад, разделённый на многие секторы. Там обитают демоны и все прочие твари, которые известны человеку. В огромном городе-призраке орудуют дьявольские банды и начальник одной из них — Стаз — вампир, который из принципа не питается человеческой кровью, но помешан на современной японской культуре (игры, аниме, манга, японская техника и прочее). Внезапно в городе появляется человеческая девушка из Японии — Фуюми Янаги. Стаз, преисполненный счастья, что увидит воочию человека и представителя Японии доставляет девушку к себе, но стоило ему на момент отвлечься, как Фуюми пожирает растение-монстр. От девушки остаётся одна черепушка, которую Стаз кладёт на игровую приставку, а сама Фуюми вдруг появляется голой, но уже как привидение. Теперь главная цель вампира и новоиспечённой девушки-приведения — любыми способами воскресить Фуюми, пройдя для этого нелёгкий путь.

  • (4156)

    Адаптация тома 10,5 оригинальной новеллы которая шла бонусом к ограниченному изданию второй визуальной новеллы для PS Vita.Главное действующее лицо - Иссики Ироха.

  • online.anidub.com

    Дух самурая / Samurai Showdown

  • (13773)

    И.И. Юи хочет отправить Кирито на выполнение подводных квестов в мире игры Alfheim Online. Однако, она шокирована тем, что его партнер Лифа не умеет плавать. Асуна и ее подруги считают, что обучение в бассейне в реальном мире поможет и ее ALO персонажу. В это же время Кирито встречается с таинственным незнакомцем.

  • (11531)

    История сложных судеб двух подростков. У героини проблемы со слухом, из-за чего в обычной школе она вызывала раздражение одноклассников. Раздражение вылилось в издевательства. Герой был одним из зачинщиков издевательств. Но хоть и были виноваты все, когда пришло время кого-то обвинить, только он стал общепризнанным злодеем. И новым объектом издевательств. Прошли годы, и у парня осталось лишь одно желание: попросить прощения...

  • (11304)

    Курису прилетает в Японию на научную конференцию, и на следующий день ей приходится столкнуться с невероятным - Окарин исчезает прямо на её глазах, а окружающие ведут себя так, словно его никогда не существовало...

  • (10286)

    Сюжет фильма делится на две части: в первой из них Юкио, Рин и Шиеми отправляются на задание по уничтожению поезда-призрака, который терроризирует окрестности Тру Крос Тауна, похищая души людей, по ошибке севших в него. Вторая, параллельно развивающаяся сюжетная линия: проходящий в это время фестиваль "11-ти лет". Сюра и Ченг прибывают на место (где, по сюжету, раньше стояла небольшая деревенька, которую погубил демон), для контроля проходящего праздника и усиления печати экзорцистов...

  • (9566)

    Акизуки Такао с детства мечтал стать дизайнером обуви. По утрам, в дождливые дни он пропускает уроки в саду Японского стиля рисует эскизы обуви в своей тетради. И вот одним таким дождливым утром он встречает в саду загадочную девушку. Так, без лишних формальностей эти двое продолжают встречаться в дождливые дни вновь и вновь и их отношения крепчают со временем. Однако, сезон дождей скоро подойдет к концу...

  • (9151)

    Киюта, потерявшийся в Токио мальчик, проникает в альтернативную вселенную, где его растит борющийся за свое существование человек-медведь по имени Куматетсу. Он долгое время обучает мальчика боевым искусствам. В итоге Киюта становится участником катаклизма, охватившего оба мира.

  • (7920) Юная Хотару приехала из душной Иокогамы провести летние каникулы у дядюшки в горной деревне. Шестилетняя девочка испугалась, заблудившись в незнакомом лесу, но ей помог непонятно откуда взявшийся юноша в лисьей маске. Парень по имени Гин сразу предупредил новую знакомую, что на нем лежит заклятие, и он обречен исчезнуть, если коснется любого человека. Конечно же, городская гостья решила действовать по принципу «доверяй, но проверяй», но вскоре на личном опыте убедилась, что за порогом старого храма законы природы немного иные, и там ее ждет Настоящее Приключение!

    Вот так Хотару вошла в новый для себя мир, где, как в старину, живут духи-ёкай и правит таинственный Бог Горы. Она полюбила заповедные места, где так здорово гулять и играть с вечно юным сребровласым спутником, который встречал ее на прежнем месте каждое лето. Но время шло, Хотару росла и с годами начала открывать в себе новые чувства – а Гин оставался прежним. Но прежним ли? И чем может кончиться история двух людей из разных миров, когда за деревьями мерцают призрачные огни, а духи леса собираются на новый карнавал?

    © Hollow, World Art

  • (8103)

    Магией и борьбой наполнены дни гильдии волшебников Fairy Tail, выполняющих самые разнообразные заказы. Однажды к ним в гильдию поступил такой заказ: "хочу, чтоб вы поймали главаря банды грабителей, Гиса, устроившего гнездо в одном портовом городке". Команда Нацу в предвкушении высокой награды берется за эту работу. Однако из-за допущенной Люси оплошности они упускают Гиса - он уходит у них прямо из-под носа. Из-за провала задания Люси падает духом, а на обратной дороге встречает загадочную девушку Эклер и чудесную птицу Момон. По какой-то неведомой причине Эклер потеряла память, и единственное, что она помнит, это то, что она непременно должна доставить куда-то имеющийся у нее камень феникса. Ненавидящая магию Эклер и секрет, скрытый в камне феникса - эта встреча столкнет Fairy Tail с могущественным врагом, зло начнет плести вокруг них.

  • (5768)

    Мир, где больше нет нефти, где люди наделены способностью управлять кварцем и с помощью этого продвигают цивилизацию.Но средь враждующих государств появляется тот кого величают "неспособным" - человек, который не наделён магией.И вот однажды ему предстоит оседлать Древнего Голема, заточенного почти под него и остановить ненужное кровопролитие.

  • (5506) Курияма Мирай вернулась живой и невредимой с той стороны. И казалось-бы, что все хорошо, но...она полностью потеряла память. Забыла то, кто она такая и всех своих друзей. Канбара с друзьями решает не рассказывать ей правды и вообще лично держаться от нее подальше. Ведь так у нее будет шанс жить нормальной жизнью и не знать о проклятой крови. Но как долго сможет продолжаться такой спектакль? Куда пропали Насэ Изуми и Фуджима Мироку? Смотрите и увидите сами.

    -----------------------------------------------------------------------------

    Да. Это второй фильм. Почему нет первого? Потому, что первый фильм это компиляция ТВ сериала.

  • (4946)

    2116 год. Японское правительство начинает экспортировать автономных роботов-дронов с системой Сивиллы в «проблемные» страны, и Сивилла распространяется по всему миру. В качестве эксперимента решается запустить Сивиллу в СЮВАС (Союз Юго-Восточных Азиатских Стран) — государство, истерзанное гражданской войной. Опыт оказался удачным, и благодаря новой системе прибрежный город Шамбала начинает благоденствовать в обстановке временного перемирия и безопасности. Однако затем СЮВАС посылает в Японию своих агентов с целью совершить теракт. Те успешно проникают сквозь охрану Сивиллы и наносят удар изнутри. Подозрение падает на конкретного человека. Ответственная за проведение расследования, офицер Цунэмори, отправляется в Шамбалу.

  • (4925) По песчаной планете, где царят нравы Дикого Запада, а поселения существуют за счет гигантских электролампочек, все так же бродит одинокий стрелок-пацифист и любитель пончиков, наводящий ужас на народные массы и страховые компании. Человек в красном плаще не зря носит прозвище Ураган – его решения, принятые из лучших побуждений, очень часто приводят к бурным и весьма разрушительным последствиям. Вот и сейчас корни одного поступка Ваша Паникера 20-летней давности стягивают всех давно знакомых и полюбившихся героев в городок Макка, куда, по слухам, должен заявиться легендарный грабитель Гасбак.

    Итак, на призыв местного босса Кеплера откликнулась целая армия наемников и охотников за наградой. Но ведь и Гасбак не прост, ограбление Макки он считает делом личным и планировал его много лет. Смогут ли вездесущие Мерил и Милли спасти страховую компанию от разорения? Удастся ли священнику Вольфвуду отдать долг чести и сохранить принципы? Добьется ли своего молодая охотница Амелия? И, самое интересное, не пожалеет ли Ваш Паникер о том, что случилось давным-давно? Все ответы – в новой главе великолепной саги о пустынных землях!

    © Hollow, World Art

  • (4654) Полнометражный фильм вселенной САО по оригинальному сценарию Кавахары Рэки. Действие будет происходить между арками "Розарий матери" и "Алисизация" и сконцентрируется на отношениях Кирито и Асуны.

    Фильм будет рассказывать о новой игре, для которой требуется устройство расширенной реальности под названием "Augma". Augma куда компактнее АмуСферы. Ordinal Scale - это ARMMORPG, эксклюзивная для Augma. Игра наделала шуму благодаря применению в ней новейших технологий, включающих реальный мир в игру в качестве игрового поля, а также возможности повышать ранг победами над монстрами и применять предметы в различных областях реального мира. Ordinal Scale (OS) - это функция в игре, и все игроки получают ранг, основанный на их порядковых номерах. Таким образом, топовые игроки обладают несокрушимой силой. В соло-PvP порядковый ранг - это важный фактор, определяющий во многом победу и поражение.

  • (4345)

    В основу сюжета легла философская идея: «Можно ли добиться блага для одних людей путём убийства других?». Автор придумал оригинальную историю, в которой отражается суть того, что бы могло быть с миром, если бы человек мог безнаказанно убивать одних людей, чтобы сделать лучше жизнь других. Автор рассматривает реакцию как самого убийцы, его мотивы и желания, так и реакцию общества на действия убийцы. Но также автор подчёркивает то, что если ты человек и желаешь всему миру блага — всегда найдётся тот, кто захочет тебе помешать. Но это лишь первый, наиболее заметный слой сюжета. Куда глубже и важнее является другая мысль - о властолюбии, которое вытесняет из сознания главного героя все остальные стремления, включая изначально важную для него справедливость.Альтернативная концовка сериала Death Note, двухчасовой длины. События показаны глазами Рюка, добавлено несколько сцен, отсутствует содержание последних 13 серий.

  • (4209)

    "Инцидент на Ашинаке". Тот трагичный день, когда сошлись пути четырех одиноких Королей... Сколько месяцев минуло с тех пор? Все это время Куро и Нэко продолжали искать своего друга и владыку, Серебряного Короля, Широ. Однако и самые преданные сторонники нуждаются в добрых новостях, и, не найдя ни малейшей подсказки о местоположении хозяина, Пёс и Кошка медленно начинают впадать в отчаяние. Но когда у них уже почти опустились руки, Куро и Нэко становятся свидетелями того, как за членами Хомры, Анной и Рикио, кто-то гонится. Похоже, назревает что-то серьезное...

  • (4237)

    Человек в маске, представленный зрителю как Мадара, решает завладеть силой девятихвостого, для чего нападает на Наруто и Сакуру, и с помощью силы глаз использует технику «Цукиёми», которая погружает наших героев в параллельную реальность. Здесь всё наоборот, родители Наруто живы, Сакура героиня деревни, Саске никуда не уходил, Акацки защищают Коноху, и всё кажется идеально. Вот только тот ли это мир, который хочет защитить Наруто, его ли это жизнь? С помощью Сакуры, наш герой должен найти ответ на эти вопросы и разобраться с человеком в маске.

  • (3736)

    В детстве Джун разрушила семью своими неаккуратными словами. Девочка очень переживала, и однажды загадочное яйцо в шляпе застегнуло ей рот, чтобы больше не допустить подобного. С тех пор она общается только по SMS. Действие разворачивается уже в старшей школе. Класс Джун готовит мюзикл, и она хочет петь.

  • (3745)

    Последняя глава не простой истории Томоки и его дружной компашки ангелойдов. Суть фильма - Мы в ответе за тех кого приручили. Ну и о любви немного.

  • (3764) Cато Ичиро в средней школе страдал всем известным "синдромом восьмиклассника" из-за чего был объектом шуток и издевательств все три года. Три года ужаса прошли и пришло время старшей школы. Чтобы все это не повторилось Сато переводится в другую школу и забывает обо всем случившемся и своих причудах.Но и тут чудики не оставляют его. И главная его проблема это его тёска - девушка по фамилии Сато. Сперва Ичиро старается держаться в стороне от нее, но когда над ней начинают издеваться так-же как и над ним раньше, он больше не может просто смотреть со стороны.

    П.С - СМОТРИТЕ ДО САМОГО САМОГО КОНЦА НЕ МОТАЯ!

  • (3442) Главными героями в этот раз выступают человек Рику и экс-машина Шуви, решившие положить конец войне Древних Богов, которая не прекращается уже много столетий.

    Инцидент задолго до того, как все стало решаться в играх, задолго до того, как любые битвы были запрещены, и был создан «Дисборд».Это эпоха великой войны, в которой каждый борется за то, чтобы стать единственным Богом. Страшная война, разрывающая небеса, разрушающая землю и даже уничтожающая звезды, привела к неминуемой гибели тех, кто не имел возможности сражаться.Молодой человек по имени Рику ведет группу представителей разных рас, обладающих неописуемой силой. Он пробует все, чтобы люди могли выжить.Однажды в городе эльфов Рику встречает молодую механическую девушку по имени Шуви. Бывшие товарищи бросили ее из-за интереса в отношении «сердца» - того, чего у машины никогда не может быть, - что вызвало системную ошибку. Шуви просит Рику научить ее «человеческому сердцу», чтобы исправить ошибку.Это история о «старейшем мифе», который случился более шести тысяч лет назад и однажды приведет к «новейшему мифу».История, которая никем не рассказана и нигде не записана, которую никто не запомнит, вот-вот начнется...

  • online.anidub.com

    Дух самурая - дух Японии...: edo_tokyo

    Древних японских воинов называли буси – вооруженные люди. История относит их появление к VII–VIII столетиям. В Европе тогда царили «темные» века, возникшие на обломках Римской империи варварские королевства трещали под ударами арабской конницы. Слово «самурай» в военной среде стало употребляться примерно с X века и переводится как служить. Тогда же сформировалась тактика, просуществовавшая почти в неизменном виде до XVI века и выражавшаяся в стремлении воинов к одиночным схваткам. За службу господин должен был кормить самурая, предоставлять ему дом, а порой и землю. Схожие процессы происходили на Западе, где к XI веку утвердилась вассально-ленная система, рыцари также стремились свести сражение к одиночным поединкам и, как и их дальневосточные коллеги, отличались презрением к простолюдинам.Своего расцвета европейское рыцарство и самураи достигли в период феодальных войн, красной нитью проходящих через Средневековье. На первый взгляд, перед нами схожие тенденции и направления в развитии военных сословий и, казалось бы, общность менталитетов. Однако есть существенное различие. Оно заключается в отношении к смерти и восприятии мира в целом.

    Рыцарь, как и самурай, был готов умереть без страха на поле боя, ибо христианское миросозерцание давало ему надежду на будущую жизнь в Царствии Небесном. В эпоху Крестовых походов многие верили, что если погибнут в битве с мусульманами, то непременно попадут в рай, что им и обещал в 1095 году папа Урбан II, вдохновивший европейских воинов на борьбу за освобождение гроба Господня. В какой-то степени виноваты здесь сами христианские миссионеры, утверждавшие Спасителя среди германских племен, для которых война была естественным состоянием и разговоры о любви и прощении не имели смысла. Поэтому Христа проповедовали как Бога победы, что, безусловно, способствовало крещению германцев.

    Рыцари не боялись смерти, но и не стремились к ней, и в этом их существенное отличие от самураев. Кроме того, в эпоху феодальной раздробленности и междоусобных войн на Западе и в Японии складывается принципиально различное отношение к плену. Для рыцаря он не являлся чем-то предосудительным. Да и противники не горели желанием убить друг друга, скорее захватить для последующего выкупа. Пленный рыцарь, как правило, находился у своего победителя на положении почетного гостя. В Стране восходящего солнца все было иначе. Войны велись на уничтожение противника, плен считался несмываемым позором.Смысл жизни – смерть

    Для японского воина смерть не являлась антиценностью. Самурай не просто не боялся умереть, он стремился к гибели.

    Нечто подобное встречается и в христианстве, если обратиться к словам апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение». Однако в данном случае сходство внешнее. Апостол видит свое Отечество на небе, понимая, что здесь, на земле, он только странник. Тем не менее православные авторы никогда не писали о необходимости самоубийства, напротив, Церковь осуждает добровольный уход из жизни. Добавим, что ментальные установки дружинников, а позже дворян, детей боярских и казаков, также построенные на христианской системе ценностей, отличались готовностью наших воинов умереть за веру и Отечество, но исключали стремление к самоубийству. Даже когда русский воин шел на верную смерть, то, как правило, это выражалось в желании исполнить евангельскую заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Стремление к самоуничтожению чуждо и исламу: с позиции веры средневекового воина-мусульманина его храбрая смерть в войне с неверными гарантирует райские обители, но ритуального расставания с жизнью и эта традиция не знает.  Для самурая гибель была не просто ценностью. Японская воинская культура создала целую эстетику смерти, совершенно чуждую западному менталитету. Самурай должен был расстаться с жизнью красиво, пройдя через изощренную процедуру ритуального самоубийства – сэппуку.Чем было обусловлено подобное стремление к самоуничтожению? Причин несколько. Ключ к пониманию ментальных установок самурая дает термин «буси», означающий не просто воина, а человека меча и учености. Самурай с детских лет не только обучался владению оружием, но и получал приличное по средневековым меркам образование. Это выгодно отличало японского воина от европейских рыцарей периода раннего Средневековья.

    Менталитет самурая во многом сформировался под воздействием дзен-буддизма, в основе которого так называемые четыре благородные истины, первая из которых гласит: «Существование есть страдание». Для преодоления страдания следует убить в себе их источник – желания. Человек, сумевший добиться этого, становится буддой – просветленным и достигает нирваны.

    В каком-то смысле буддизм, с точки зрения европейца, призывает к небытию, а само бытие есть иллюзия, вследствие чего в данной религиозной системе моста между временем и вечностью нет. Подобные мировоззренческие установки, воспринятые самураями, делали их земную жизнь и связанные с ней ценности ничего не значащими: раз жизнь – иллюзия, следовательно, смерть не трагедия.

    Теперь о синтоизме. Это сугубо национальная религия японцев переводится как «путь богов». Она основана на культе предков, а в нем не просто почитание умерших, но и формирование в сознании воина представлений о цельности и единстве бытия, что также по сути приводит к отрицанию смерти и притупляет страх перед ней.Сами японцы, и самураи прежде всего, верят, что их император – потомок богини Аматэрасу. Отсюда чувство превосходства над другими народами Индокитая и одна из составляющих (наряду с мощным экономическим стимулом) стремления в годы Второй мировой войны объединить этот регион под своей властью. Религиозная доктрина синтоизма основана на вере в ками – божественные существа, пронизывающие вселенную. После смерти самурай также становится ками. Строго говоря, японский воин считал, что он не умирает, а просто меняет форму бытия.

    Как самурай мог сохранить абсолютное спокойствие в момент сэппуку – весьма мучительной формы ухода из жизни? Здесь на помощь воину приходил дзэн, медитативная практика которого позволяла отречься от самого себя и тем самым избавиться от страха смерти. При полном понимании того, что человек делает.Еще одна причина, повлиявшая на мировоззрение самураев, заключается в их преданности роду. Западный рыцарь, как и русский дружинник, благодаря христианству воспринимал себя как уникальную личность и исходя из этого осознавал неповторимую ценность собственной жизни, дарованной Богом, жертвовать которой можно только в крайнем случае, например защищая Отечество или сражаясь за веру. В японской воинской традиции неизвестны подвиги, совершенные за прекрасную даму или ради личной славы. Основные поведенческие доминанты самурая – преданность роду и господину. Последнее – следствие проникновения конфуцианства в культуру Японии, влияние которого, впрочем, несравнимо с буддизмом и синтоизмом.

    Кроме того, нужно принять во внимание длительную гражданскую войну, сотрясавшую страну с 1467 по 1568-й, когда смерть стала некой прозаической реальностью, неотъемлемым спутником жизни самурая. Для сравнения: кровопролитная Война Алой и Белой розы в Англии длилась 32 года.Плюс специфические географические особенности Страны восходящего солнца: ее островное положение, обеспечивавшее относительную недоступность для иноземцев, горный ландшафт с фактически изолированными друг от друга областями консервировали мировоззренческие установки самураев и делали их не особенно восприимчивыми к внешнему воздействию. Пожалуй, в этом одна из причин духовной цельности и неизменности японского менталитета.

    Самурайскому роду нет переводу

    Сегодняшние японцы чтят традиции на уровне внешних символов, но несут ли они в себе менталитет воинов прошлого? Думается, да. В V веке великий христианский мыслитель Блаженный Августин говорил: нет прошлого, настоящего и будущего, существуют настоящее прошедшего, настоящее настоящего, настоящее будущего. Увы, в России иное восприятие времени, мы давно разорвали связь с бытием, упустили незримую нить из прошлого и потому легко взрывали храмы, а ныне рассказываем анекдоты про недавно ушедших вождей, каждые полвека переписываем собственную историю. Для нас прошлое – это «они», а не «мы».

    Фото: glavpost.com

    На долю Страны восходящего солнца выпало немало потрясений: в 1867 году рухнула власть сегуната, началась реставрация Мэйдзи, в результате которой привилегии самураев были уничтожены. Япония вступила на путь бурного военно-экономического развития и внешней европеизации, подобно той, что испытала Россия в первой четверти XVIII столетия. Казалось бы, самураев ожидала участь нашего дворянства после петровских реформ. Ведь именно тогда появились две России: маленький и уютный мир барских усадеб, в котором по-французски говорили лучше, нежели по-русски, и враждебное ему необъятное крестьянское царство.

    Однако историческая судьба Страны восходящего солнца сложилась иначе. Лишенные сословных привилегий, в значительной массе пережившие нищету и унижения, самураи не только выстояли, но и привнесли в военно-техническую мощь страны свой дух. Дело в том, что японскому обществу оказались близки их мировоззренческие установки, основанные на общей для всего населения религиозной традиции. Заметим, что крушение империй (трех христианских – Российской, Австро-Венгерской, Германской и одной мусульманской – Османской) в результате Первой мировой войны стало следствием в том числе религиозного индифферентизма и нежелания умирать за прежние идеалы.В 1945 году Япония оказалась в более тяжелой, нежели названные страны, военно-экономической и политической ситуации. Однако никаких признаков революции в Стране восходящего солнца не наблюдалось, а вера в императора оставалась непоколебимой, несмотря на то что янки заставили Хирохито публично выступить с опровержением его божественного происхождения. Показательно, что американцам практически не удавалось брать пленных. Японцы предпочитали смерть неволе, один пленный приходился на 120 убитых (у американцев – 1 к 3). Ярким проявлением самурайского духа стали камикадзе, среди которых далеко не все были потомками сословия воинов. Для рационально мыслящих американцев действия этих летчиков стали потрясением, недаром они поручили крупнейшему своему антропологу Рут Бенедикт написать книгу, посвященную менталитету японцев, и уже в 1946-м была издана ее глубокая, написанная в кратчайшие сроки работа «Хризантема и меч».Интересная деталь: в императорской армии не было традиции награждать лучших при жизни, и это считали в порядке вещей. Такое отношение невозможно представить в любой европейской или американской армиях. Быть может, ментальные установки японцев, унаследованные ими от эпохи самураев, постепенно уходят в небытие в нынешней эпохе постмодерна, когда мир приходит к единому знаменателю в культуре, когда стираются не столько государственные границы, сколько национальные и религиозные особенности народов? Вряд ли. Есть основания полагать, что самурайский дух жив и сегодня. Не на уровне внешних символов и антуража, как на Западе или в России, а именно в качестве составной части менталитета и доминанты поведения. Подавляющее большинство жителей Страны восходящего солнца по-прежнему исповедует синтоизм – систему ценностей, определявшую образ мыслей самураев много веков назад. Напомним также, что с 90-х годов японские военнослужащие участвовали в миротворческих операциях – в Анголе, Руанде, Мозамбике, на Голанских высотах, в Восточном Тиморе, в 2004 году в качестве американских союзников оккупировали Ирак, то есть имеют реальный боевой опыт.

    Игорь Ходаков, кандидат исторических наук

    edo-tokyo.livejournal.com

    Живой дух самураев / Travel.Ru / Страны и регионы

    Один мой хороший знакомый, закончив отделение японской филологии, уехал в Токио на практику да там и остался на долгие годы. Он с юности боготворил Джона Леннона, обожествлял его японскую жену Йоко Оно, поэтому я не очень удивился, когда узнал, что мой друг женился на японке. Я даже гордился таким знакомством, потому что он взял в жены девушку из древнего самурайского рода. Этим он всем нашим сокурсникам утер нос. Потому что наши русские, еврейские и татарские женщины имели в своих предках разве что старых большевиков, ювелиров да владельцев лавок в Гостином Дворе – в общем, простолюдин. А тут вдруг самураи! Можно представить, с каким нетерпением мы все ждали, когда увидим друга Колю и его самурайскую жену Мяуку. "Имя какое-то кошачье!" – вынесли дружный вердикт наши женщины.

    Как только Коля-сан с Мяукой прибыли в Москву, в ближайший же выходной, прихватив все необходимое для продолжительного застолья, мы отправились к ним в гости на Сивцев Вражек. Дверь нам открыла одетая в шелковое кимоно босая японская девочка с сияющими узкими глазками.

    – Здравствуй, девочка! – вежливо сказал мой однокашник Олег. – Мы друзья твоего папы. Он дома? – Папа дома, в Токио, – тоненьким голоском сказала девочка. – Вам нузен мой мус Коля, его нет. – Муж? – Олег ошеломленно уставился на миниатюрную самурайку. – А можно, мы войдем в ваш благословенный дом и подождем его? – Не мозно! – сказала Мяука и очаровательно улыбнулась. – Нузно сдать! – Что сдать? – не понял я. – Нузно сдать влемя. – Влемя? – удивленно переспросил Олег. – А сколько нузно сдать влемя, стобы увидеть сталого длуга Колю?! – он стал напирать на японку, явно собираясь задвинуть ее в квартиру.

    Но Мяука изящно его отстранила и вежливо сказала: – Челез месяца будет мой деня лозденя. Мы вас и васых благословенных зен сдем в гости. С нетелпением, – поклонилась и прикрыла дверь.

    – Нет, ну ты понял! – возмущался Олег, когда мы вышли на улицу. – Они нас ждут с нетерпением! Через месяц!

    Трудно быть самураем

    Терпение – одно из основных качеств, которые воспитывались в будущих самураях. Но обо всем по порядку. Начнем с того, что японцы не являются коренными жителями нынешних японских островов. Как предки современных американцев истребляли коренное население Северной Америки, так и предки японцев на протяжении веков перманентно воевали с племенами айнов, которые яростно отстаивали свое право жить на земле предков. В период средневековья шла междоусобная война японских князей за расширение своих владений, а духовенство отстаивало права на монастырские владения и доходы от них. На всех этих фронтах требовались воины, ими стали самураи. Слово самурай (сабурай) происходит от японского глагола "сабурахи" (служить, защищать хозяина) – другими словами, самураи были наемниками и служили своим мечом в обмен на материальные блага. Изначально самураи не были аристократами, а были выходцами из простого народа – крестьян и ремесленников.

    Поскольку конкуренция между желающими стать самураем была достаточно сильна, то и требования к самураям были повышенными. Постепенно сложился самурайский кодекс, в который входили готовность сложить голову за хозяина, а также вежливость, тактичность, выдержка и благородство. Позднее стали цениться хорошие манеры, образованность, знание истории, литературы, геральдики. Параллельно у самураев неизбежно формировалось презрение к "обыкновенной" трудовой деятельности – уделу плебеев. При богатом хозяине у самурая было достаточно времени для физических тренировок, воспитания духа, посещения театров, чтения, сочинительства, каллиграфии и чайной церемонии под варенье из сакуры. Если самурай не желал совершенствоваться, его вытесняли другие, занимавшие более активную жизненную позицию.

    Так возникла каста самураев – воинов высочайшей квалификации, носителей рыцарского духа, беззаветно преданных системе, которой они служили. Исторические хроники свидетельствуют, что самураи были весьма многочисленной прослойкой общества и в разные периоды составляли до десяти процентов населения.

    Однако по мере централизации страны ситуация стала меняться. В XII веке установился режим военной диктатуры, вся власть сосредоточилась в руках верховного главнокомандующего – сёгуна, а роль императора была сведена к минимуму. Сословие самураев, которое тогда уже практически слилось с сословием светских феодалов, включая самого сёгуна, стало господствующей политической и военной силой страны. Институт самурайства, плоть от плоти японского уклада жизни, существовал более семи веков (до 1868 года), его элементы трансформировались и сохранились до наших дней, став одной из основ современной японской идеологии.

    Сегодняшние наследники самурайских традиций не носят мечей и не вспарывают себе животы. Сменив боевую окраску своих предков на костюм и галстук, а военное снаряжение – на компьютер, они продолжают служить своему самурайскому богу – государственному учреждению или фирме, в которой работают. Ежедневный кропотливый труд на благо родины и терпеливое преодоление жизненных невзгод – единственный смысл существования современного японца.

    Наш друг Коля, оказавшись в Токио, тоже встал на путь самурая, начал осваивать принципы японской философии, главный из которых – терпение. Он учил японцев русскому языку, сам углубленно изучал японский, национальную историю и литературу, занимался карате и дзюдо, постигал искусство борьбы на мечах, брал уроки иероглифики… В общем, погружался в японскую действительность по полной программе. А когда становилось совсем плохо и ледяная тоска брала за душу, он добирался до ближайшей ятай – забегаловки на свежем воздухе – и оттягивался. Покупал сакэ, якитори с запеченной картошкой, потихоньку набирался до русской кондиции и брел отсыпаться, чтобы утром вновь встать на путь самурая.

    Мяука-сан

    День рождения своей японской жены наш друг Коля отмечал в национальном стиле. Низкий длинный стол, подушечки на полу, палочки, рис, чашки-пиалушки, соусы и сакэ в белых бутылочках с иероглифами. Маленькая Мяука встала на высокие деревянные башмаки, оделась в розовое кимоно с каким-то клобуком сзади и держала в руке расписной веер. Ее высокая прическа была пришпилена чем-то похожим на палочки для еды, лицо покрыто белилами, брови подведены черным, губы – красным. Наши женщины с большим интересом на нее поглядывали. Помимо нашей компании из гостей был японский консул с женой. Тосты с последующими длинными переводами на японский и обратно, вежливое бормотание о погоде, молчаливое поедание риса, быстро затекающие под столом ноги – все это мы выдержали чуть больше часа. А потом вышли с Олегом покурить на кухню, обнаружили там запасы сакэ и решили за стол не возвращаться: дань японскому церемониалу мы уже отдали! Но вскоре к нам пожаловала Мяука.

    – Посему усли? – строго спросила она. – Да вот стихи сочиняем, – нашелся Олег. – Хочешь, почитаю? – Хосю! – сказала самурайша и прикрыла узкие глазки. – Стоит гора Фудзияма, – начал Олег с привыванием. – У ее подножия лежит камень… – Как класиво! – Еще не все! … Стоит самурай Коля, у его ног лежит Мяука… – Это глустно. Мяуку убили? – Да нет, она просто спит. Хочешь смешной стишок? – Хосю! – Маленький мальчик играл в самурая, деда с клюкою настиг у сарая. Долго его соскребали с "камаза": дед оказался майором спецназа!

    Мяука глубоко задумалась, осмысливая содержимое четверостишия.

    – Вообще-то это не смешно, – прокомментировал вошедший Коля. – Посудите сами: мальчик погиб тяжелой смертью – его родители в горе, дед превысил пределы самообороны – его ждет тюрьма. И хозяин "камаза" недоволен…

    Мы слегка опешили от такой трактовки народной поэзии, но действие сакэ уже избавило нас от излишней деликатности.

    – Нет, ты действительно так считаешь? – набросился Олег на друга Колю, который прежде был большим шутником.

    Коля-сан, видя непонимание в наших глазах, стал терпеливо пояснять: – У японцев не принято шутить на такие темы. Смерть – это очень серьезно. Все, что связано с убийством и войной, для японцев закрытая тема. Им становится не по себе, когда превозносят "милитаристское" прошлое их страны. Националисты, вовлекшие Японию во Вторую мировую, преследуя свои политические цели, стремились возвысить в глазах соотечественников образ героя-воина, наследника самурайского духа. Из-за позорного поражения и бомбардировок Хиросимы и Нагасаки слово "самурай" теперь ассоциируется с резней и смертью. Для большинства японцев жестокий самурай покоится с миром в глубинах исторической памяти и возникает лишь в образе трагического героя боевиков или персонажа театра кабуки. Время истинных самураев пришло и ушло, подобно опавшим цветам сакуры, – на поэтической ноте закончил свое объяснение Коля-сан, – но и в обыденной жизни находит проявление истинный самурайский дух.

    На кухню потихоньку протиснулся наш четвертый друг Саша в обнимку с консулом, подтянулись женщины. Сразу стало теснее, но и уютнее, как когда-то в студенческие годы. Коля-сан поднял глиняный стаканчик с сакэ и проникновенно продолжил: – А еще известно, что самурайский дух передается тем людям, которые близки самураям. Живет на Дальнем Востоке Клавдия Новикова, о которой в Японии снимают фильмы, пишут романы и слагают стихи. Ей около 90 лет, и над загадкой души бабы Клавы бьются узкоглазые (простите, консул-сан!) психологи, пытаясь понять: почему она добровольно отдала любимого мужа, с которым прожила в счастье почти полвека, другой женщине. Самурая Ясабуро после войны осудили как японского шпиона, он не вернулся на родину и стал в далеком поселке "Прогресс" дамским парикмахером Яковом Ивановичем. Когда его разыскала первая жена, японка Хисако, баба Клава настояла, чтобы любимый муж вернулся к ней в Японию. А сама осталась одна. "Я Хисако вернула не мужа, а старый долг", – сказала русская женщина. И этим самурайским по духу поступком в Японии по-настоящему восхищаются.

    – Да уж! – хором вздохнули наши женщины и тут же поинтересовались. – А как вы с Мяукой познакомились?

    – Да, видно, момент назрел, – изрек Коля-сан. – Неподалеку от Токийского университета, где я преподавал, стоит синтоистский храм Ясукуни. Это что-то вроде памятника самураям и жертвам войны, и здесь все загадывают желания. Я тоже написал на бумажке: "Хочу вернуться на родину, но чтоб меня не посадили!"

    – Много захотел! – прокомментировал Олег.

    – Ну, тогда, в общем, да! – согласился Коля. – И вот смотрю, идет школьница в полосатой матроске, и белые гольфики спущены на щиколотки. Посмотрел я на эти гольфики, у меня так душу защемило, всех своих девчонок вспомнил. Вижу – тоже записку в храме оставила. Я изловчился и прочитал ее сокровенное желание: "Пусть я выйду замуж!". Ну и школьница, думаю. Оказалось, что она моложе меня всего на пять лет. А потом я узнал, что у нее папа мало того что министр, но еще и потомственный самурай. "Ну, – думаю, – разрубит, если что!". Но когда я узнал, что должен называть его кака (почтительное обращение к министру), мне сразу стало легче, как будто у меня тайное оружие появилось.

    – Так твой папа – кака? – радостно спросил у Мяуки Олег.

    Самурайша ткнула его веером в грудь и твердо произнесла: – Никогда не надо путать то, сто никогда не надо путать!

    – Вот это по-самурайски! – восхитился Саша.

    Должен заметить, что самурайский дух Мяуки очень ей пригодился в московской жизни. Соседи прониклись к ней уважением. На улице, в магазинах и в транспорте Мяука ведет себя так, что всякое проявление хамства умирает на корню. А Коля-сан сейчас переводит на русский язык трактат древнего японского философа Рэйки Риохо, который изложил заповеди сострадания и мудрости, достижения счастья и гармонии. Этот труд очень чтился самураями и высоко ценится в современной Японии. Скоро в Москву приедет отец Мяуки. Несмотря на свою занятость, он решился на это путешествие, потому что у его дочери должен родиться сын. И это будет первый наследник древнего самурайского рода, появившийся на свет в столице нашей родины.

    Шамиль Нугаев

    01.02.2006

    Источник: Аэрофлот

    Адрес статьи: http://www.aeroflot.aero/service.asp?ob_no=18812&d_no=18816

    guide.travel.ru

    Дух самурая - дух Японии...: edo_tokyo

    Древних японских воинов называли буси – вооруженные люди. История относит их появление к VII–VIII столетиям. В Европе тогда царили «темные» века, возникшие на обломках Римской империи варварские королевства трещали под ударами арабской конницы. Слово «самурай» в военной среде стало употребляться примерно с X века и переводится как служить. Тогда же сформировалась тактика, просуществовавшая почти в неизменном виде до XVI века и выражавшаяся в стремлении воинов к одиночным схваткам. За службу господин должен был кормить самурая, предоставлять ему дом, а порой и землю. Схожие процессы происходили на Западе, где к XI веку утвердилась вассально-ленная система, рыцари также стремились свести сражение к одиночным поединкам и, как и их дальневосточные коллеги, отличались презрением к простолюдинам.Своего расцвета европейское рыцарство и самураи достигли в период феодальных войн, красной нитью проходящих через Средневековье. На первый взгляд, перед нами схожие тенденции и направления в развитии военных сословий и, казалось бы, общность менталитетов. Однако есть существенное различие. Оно заключается в отношении к смерти и восприятии мира в целом.

    Рыцарь, как и самурай, был готов умереть без страха на поле боя, ибо христианское миросозерцание давало ему надежду на будущую жизнь в Царствии Небесном. В эпоху Крестовых походов многие верили, что если погибнут в битве с мусульманами, то непременно попадут в рай, что им и обещал в 1095 году папа Урбан II, вдохновивший европейских воинов на борьбу за освобождение гроба Господня. В какой-то степени виноваты здесь сами христианские миссионеры, утверждавшие Спасителя среди германских племен, для которых война была естественным состоянием и разговоры о любви и прощении не имели смысла. Поэтому Христа проповедовали как Бога победы, что, безусловно, способствовало крещению германцев.

    Рыцари не боялись смерти, но и не стремились к ней, и в этом их существенное отличие от самураев. Кроме того, в эпоху феодальной раздробленности и междоусобных войн на Западе и в Японии складывается принципиально различное отношение к плену. Для рыцаря он не являлся чем-то предосудительным. Да и противники не горели желанием убить друг друга, скорее захватить для последующего выкупа. Пленный рыцарь, как правило, находился у своего победителя на положении почетного гостя. В Стране восходящего солнца все было иначе. Войны велись на уничтожение противника, плен считался несмываемым позором.Смысл жизни – смерть

    Для японского воина смерть не являлась антиценностью. Самурай не просто не боялся умереть, он стремился к гибели.

    Нечто подобное встречается и в христианстве, если обратиться к словам апостола Павла: «Для меня жизнь – Христос и смерть – приобретение». Однако в данном случае сходство внешнее. Апостол видит свое Отечество на небе, понимая, что здесь, на земле, он только странник. Тем не менее православные авторы никогда не писали о необходимости самоубийства, напротив, Церковь осуждает добровольный уход из жизни. Добавим, что ментальные установки дружинников, а позже дворян, детей боярских и казаков, также построенные на христианской системе ценностей, отличались готовностью наших воинов умереть за веру и Отечество, но исключали стремление к самоубийству. Даже когда русский воин шел на верную смерть, то, как правило, это выражалось в желании исполнить евангельскую заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Стремление к самоуничтожению чуждо и исламу: с позиции веры средневекового воина-мусульманина его храбрая смерть в войне с неверными гарантирует райские обители, но ритуального расставания с жизнью и эта традиция не знает.  Для самурая гибель была не просто ценностью. Японская воинская культура создала целую эстетику смерти, совершенно чуждую западному менталитету. Самурай должен был расстаться с жизнью красиво, пройдя через изощренную процедуру ритуального самоубийства – сэппуку.Чем было обусловлено подобное стремление к самоуничтожению? Причин несколько. Ключ к пониманию ментальных установок самурая дает термин «буси», означающий не просто воина, а человека меча и учености. Самурай с детских лет не только обучался владению оружием, но и получал приличное по средневековым меркам образование. Это выгодно отличало японского воина от европейских рыцарей периода раннего Средневековья.

    Менталитет самурая во многом сформировался под воздействием дзен-буддизма, в основе которого так называемые четыре благородные истины, первая из которых гласит: «Существование есть страдание». Для преодоления страдания следует убить в себе их источник – желания. Человек, сумевший добиться этого, становится буддой – просветленным и достигает нирваны.

    В каком-то смысле буддизм, с точки зрения европейца, призывает к небытию, а само бытие есть иллюзия, вследствие чего в данной религиозной системе моста между временем и вечностью нет. Подобные мировоззренческие установки, воспринятые самураями, делали их земную жизнь и связанные с ней ценности ничего не значащими: раз жизнь – иллюзия, следовательно, смерть не трагедия.

    Теперь о синтоизме. Это сугубо национальная религия японцев переводится как «путь богов». Она основана на культе предков, а в нем не просто почитание умерших, но и формирование в сознании воина представлений о цельности и единстве бытия, что также по сути приводит к отрицанию смерти и притупляет страх перед ней.Сами японцы, и самураи прежде всего, верят, что их император – потомок богини Аматэрасу. Отсюда чувство превосходства над другими народами Индокитая и одна из составляющих (наряду с мощным экономическим стимулом) стремления в годы Второй мировой войны объединить этот регион под своей властью. Религиозная доктрина синтоизма основана на вере в ками – божественные существа, пронизывающие вселенную. После смерти самурай также становится ками. Строго говоря, японский воин считал, что он не умирает, а просто меняет форму бытия.

    Как самурай мог сохранить абсолютное спокойствие в момент сэппуку – весьма мучительной формы ухода из жизни? Здесь на помощь воину приходил дзэн, медитативная практика которого позволяла отречься от самого себя и тем самым избавиться от страха смерти. При полном понимании того, что человек делает.Еще одна причина, повлиявшая на мировоззрение самураев, заключается в их преданности роду. Западный рыцарь, как и русский дружинник, благодаря христианству воспринимал себя как уникальную личность и исходя из этого осознавал неповторимую ценность собственной жизни, дарованной Богом, жертвовать которой можно только в крайнем случае, например защищая Отечество или сражаясь за веру. В японской воинской традиции неизвестны подвиги, совершенные за прекрасную даму или ради личной славы. Основные поведенческие доминанты самурая – преданность роду и господину. Последнее – следствие проникновения конфуцианства в культуру Японии, влияние которого, впрочем, несравнимо с буддизмом и синтоизмом.

    Кроме того, нужно принять во внимание длительную гражданскую войну, сотрясавшую страну с 1467 по 1568-й, когда смерть стала некой прозаической реальностью, неотъемлемым спутником жизни самурая. Для сравнения: кровопролитная Война Алой и Белой розы в Англии длилась 32 года.Плюс специфические географические особенности Страны восходящего солнца: ее островное положение, обеспечивавшее относительную недоступность для иноземцев, горный ландшафт с фактически изолированными друг от друга областями консервировали мировоззренческие установки самураев и делали их не особенно восприимчивыми к внешнему воздействию. Пожалуй, в этом одна из причин духовной цельности и неизменности японского менталитета.

    Самурайскому роду нет переводу

    Сегодняшние японцы чтят традиции на уровне внешних символов, но несут ли они в себе менталитет воинов прошлого? Думается, да. В V веке великий христианский мыслитель Блаженный Августин говорил: нет прошлого, настоящего и будущего, существуют настоящее прошедшего, настоящее настоящего, настоящее будущего. Увы, в России иное восприятие времени, мы давно разорвали связь с бытием, упустили незримую нить из прошлого и потому легко взрывали храмы, а ныне рассказываем анекдоты про недавно ушедших вождей, каждые полвека переписываем собственную историю. Для нас прошлое – это «они», а не «мы».

    Фото: glavpost.com

    На долю Страны восходящего солнца выпало немало потрясений: в 1867 году рухнула власть сегуната, началась реставрация Мэйдзи, в результате которой привилегии самураев были уничтожены. Япония вступила на путь бурного военно-экономического развития и внешней европеизации, подобно той, что испытала Россия в первой четверти XVIII столетия. Казалось бы, самураев ожидала участь нашего дворянства после петровских реформ. Ведь именно тогда появились две России: маленький и уютный мир барских усадеб, в котором по-французски говорили лучше, нежели по-русски, и враждебное ему необъятное крестьянское царство.

    Однако историческая судьба Страны восходящего солнца сложилась иначе. Лишенные сословных привилегий, в значительной массе пережившие нищету и унижения, самураи не только выстояли, но и привнесли в военно-техническую мощь страны свой дух. Дело в том, что японскому обществу оказались близки их мировоззренческие установки, основанные на общей для всего населения религиозной традиции. Заметим, что крушение империй (трех христианских – Российской, Австро-Венгерской, Германской и одной мусульманской – Османской) в результате Первой мировой войны стало следствием в том числе религиозного индифферентизма и нежелания умирать за прежние идеалы.В 1945 году Япония оказалась в более тяжелой, нежели названные страны, военно-экономической и политической ситуации. Однако никаких признаков революции в Стране восходящего солнца не наблюдалось, а вера в императора оставалась непоколебимой, несмотря на то что янки заставили Хирохито публично выступить с опровержением его божественного происхождения. Показательно, что американцам практически не удавалось брать пленных. Японцы предпочитали смерть неволе, один пленный приходился на 120 убитых (у американцев – 1 к 3). Ярким проявлением самурайского духа стали камикадзе, среди которых далеко не все были потомками сословия воинов. Для рационально мыслящих американцев действия этих летчиков стали потрясением, недаром они поручили крупнейшему своему антропологу Рут Бенедикт написать книгу, посвященную менталитету японцев, и уже в 1946-м была издана ее глубокая, написанная в кратчайшие сроки работа «Хризантема и меч».Интересная деталь: в императорской армии не было традиции награждать лучших при жизни, и это считали в порядке вещей. Такое отношение невозможно представить в любой европейской или американской армиях. Быть может, ментальные установки японцев, унаследованные ими от эпохи самураев, постепенно уходят в небытие в нынешней эпохе постмодерна, когда мир приходит к единому знаменателю в культуре, когда стираются не столько государственные границы, сколько национальные и религиозные особенности народов? Вряд ли. Есть основания полагать, что самурайский дух жив и сегодня. Не на уровне внешних символов и антуража, как на Западе или в России, а именно в качестве составной части менталитета и доминанты поведения. Подавляющее большинство жителей Страны восходящего солнца по-прежнему исповедует синтоизм – систему ценностей, определявшую образ мыслей самураев много веков назад. Напомним также, что с 90-х годов японские военнослужащие участвовали в миротворческих операциях – в Анголе, Руанде, Мозамбике, на Голанских высотах, в Восточном Тиморе, в 2004 году в качестве американских союзников оккупировали Ирак, то есть имеют реальный боевой опыт.

    Игорь Ходаков, кандидат исторических наук

    edo-tokyo.livejournal.com

    Часть 13. Самурайский дух - новый виток.

       

    Часть 13. Самурайский дух - новый виток.

    Во время Второй Мировой войны японские власти попытались реанимировать самурайский дух. Вылилось это в две совершенно фантастические по бесчеловечности и идиотизму программы.

        "Первая – летчики-камикадзе, которые на начиненном взрывчаткой самолете врезались в цель. На всякий случай самолеты были сконструированы так, что при взлете сбрасывали шасси и приземлиться уже не могли, а парашютов у камикадзе не было, чтобы у них не возник соблазн нарушить “долг самурая”.

        Другая программа – приказ Императора о массовом самоубийстве японцев после капитуляции Японии. Приказ назывался “Нация разбивается как яшма” – этот камень, разбиваясь, рассыпается на мелкие кусочки. Офицеры, солдаты, гражданские служащие, полицейские, студенты вместе с членами семей должны были покончить жизнь самоубийством как самураи древности. К этим категориям населения разрешалось по желанию присоединиться и простым рабочим, крестьянам, предпринимателям. Целью всего этого кровавого бреда было показать победителям, что смерть для японцев не так страшна, как позор поражения. Император милостиво позволил самоубийцам самим избрать способ самоубийства, а не совершать традиционное харакири. Считалось, что после этого победители сильно зауважают японцев. Люди стрелялись, прыгали с высоких скал, топились в море. Погибли тысячи. Офицеры гнали солдат на самоубой подразделениями.

        Но совершили самоубийство не все японцы. Остался жив сам император, отдавший этот варварский приказ, и члены его семьи, за редчайшим исключением не покончили самоубийством высшие офицеры, генералы, высшие госчиновники. Да и среди остальной части служилой братии самоубийцы были в абсолютном меньшинстве. Более того, отмечались случаи, когда те, кто не выполнил приказа Императора, подкладывали покончившим самоубийством свои визитные карточки. Видимо, хотелось и рыбку съесть и кой-куда не сесть.

        На фоне всеобщего восхваления самурайского духа и самурайской доблести, которые, якобы, являются неотъемлемой частью японского национального характера, последнему моему заявлению могут не поверить. Но вот вам цитата из книги “БИТВЫ ИМПЕРИЙ. Россия и Япония: меч на весах” Василия Элинаровича Молодякова, ученого-япониста, доктора наук. Автор приводит слова Евгения Николаевича Аксенова, старейшины русской диаспоры Токио. Непосредственно после II Мировой войны Евгений Николаевич, свободно владевший японским и английским языками, работал врачом в американском госпитале, где содержались больные японские военные преступники. Вот его рассказ: “Я провел всю войну в Японии, куда приехал из Маньчжурии. Конечно, я был подвержен влиянию японской пропаганды и думал, что все японцы – по крайней мере, военные – это настоящие самураи, что в случае поражения они предпочтут сделать сэппуку или как-то по-иному расстанутся с жизнью. Только единицы так поступили. Большинство, не только министры, но и генералы, добровольно, никак не сопротивляясь, пошли в тюрьму Сугамо. Они каялись во всем, плакали по ночам. Я был поражен!” (стр. 348). Повторюсь, но замечу, что, уверен, и в древности большинство самураев поступало так же.

        Теперь пришло время задать вопрос: так кто же они такие, самураи? Жестокие, но благородные герои и благодетели страны, как это утверждают наши и не только наши поборники японской экзотики? Или угнетатели собственного народа, столетиями лившие свою и чужую кровь, а в конце своей истории, вообще оседлавшие страну и задержавшие ее развитие почти на три века? Или, наконец, они сами стали жертвой социального эксперимента, поставленного в Японии самой историей – в начале и середине периода своего существования были кровавым и лишенным свободы воли инструментом власти даймё, а на последнем этапе, в эпоху Токугава, - невольно создали предпосылки гибели того общества, в котором они играли ведущую роль, уничтожили сами себя? И уж совершенным вурдалачеством в отношении собственного народа является опыт возрождения самурайского духа во время Второй Мировой войны. Я убежден, что, если непредвзято рассматривать реальную историю Японии, то те романтические лубочные картинки из жизни самураев, которыми нас пичкают, критики не выдержат.

        Вот этому вот нас призывают подражать? Вот этому учить наших детей?

        История нашего народа изобилует примерами, когда люди жертвовали жизнью во имя идеи, во имя Родины. Одними жертвами можно восхищаться, с другими соглашаться, третьи смотрятся чрезмерными. Возьмите секту скопцов – люди оскопляли себя, считая, что так очищаются перед Богом. А раскольники устраивали самосожжения целыми деревнями, вместе с детьми, лишь бы не отойти от старой веры, точнее от привычных для них форм исполнения церковных обрядов.

        А вот эпизод Венденской битвы (1578г.) в ходе Ливонской войны 1558-1583гг. Не выдержав удара польско-шведской армии, большая часть русского войска отступила. Пушкари, не имевшие возможности отступить со своими орудиями, решили остаться на поле боя, их поддержали еще несколько отказавшихся отступить отрядов. Храбрецы отбивались от превосходящих сил противника, пока хватало боеприпасов. Расстреляв боезапас, пехота и конница прорвались сквозь вражеские ряды и, все же, были вынуждены отступить, а пушкари вновь не захотели бросать орудия. Не имея возможности защищаться и не желая сдавать орудия и идти в плен, пушкари, несколько сотен человек, повесились на своих пушках.

        Так что и наши люди жертвовали жизнью ради высоких идеалов. Но уж никак не из-за того, что господин тобой не доволен, не из-за того, что кому-либо захотелось твоим самоубийством что-то кому-то доказать и не потому, что из тебя решили сделать самонаводящийся снаряд.

        Кстати, японцы в деле создания камикадзе не одиноки. Когда в фашистской Германии были созданы самолет-снаряд Фау 1 и ракета Фау 2, возникли трудности с их наведением на цель. И немедленно нашлись добровольцы из состава войск СС, готовые пилотировать это оружие на цель и погибнуть вместе с ним. От этого плана отказались потому, что человек не мог перенести перегрузок при старте.

        Так что ничем не уступают западные и российские боевые традиции тем, что сложились на Востоке. То же самое можно сказать и о спортивных единоборствах.

     

    www.realmir.ru


    Смотрите также