Шиллер Фридрих. Schiller. Биография. Дух шиллера википедия


Биография Фридриха Шиллера

Фридрих Шиллер — немецкий поэт, историк и философ.

Детство и юность

Йоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился в Марбахе-на-Некаре, Вюртемберг, Священная Римская империя. Его родителями были Йоганн Каспар Шиллер — военный фельдшер и Элизабет Доротея Кодвайс.

В 1763 году его отца назначили вербовщиком в немецком городе Швебиш-Гмюнд, из-за чего вся семья Шиллера переехала в Германию, поселившись в маленьком городке Лорх.

В Лорхе Шиллер посещал начальную школу, но из-за недовольства качеством образования он часто прогуливал занятия. Так как его родители хотели, чтобы он стал священником, они наняли местного священника, который и обучал Шиллера латинскому и греческому языкам.

В 1766 году семья Шиллера вернулась в Людвигсбург, куда перевели его отца. В Людвигсбурге на Шиллера обратил внимание Карл Евгений Вюртембергский. А через несколько лет Шиллер закончил медицинский факультет в учреждённой Карлом Вюртембергским академии — «Высшей школе Карла».

Его первое произведение, драма «Разбойники», была написана во время его учёбы в академии. Опубликована она была в 1781 году, а уже на следующий год в Германии по ней был поставлен спектакль. В драме рассказывалось о конфликте двух братьев.

Карьера

В 1780 году Шиллера назначили на должность полкового врача в Штутгарте, Баден-Вюртемберг, Германия. Он не был рад этому назначению, и поэтому однажды оставил службу без разрешения, чтобы посмотреть на первую постановку своей пьесы «Разбойники».

Так как он оставил расположение части без разрешения, Шиллер был арестован и приговорён к 14 суткам ареста. Ему также запретили публиковать свои работы в будущем.

В 1782 году Шиллер через Франкфурт, Мангейм, Лейпциг и Дрезден сбежал в Веймар. А в 1783 году в Бонне, Германия, была представлена следующая постановка Шиллера с названием «Заговор Фиеско в Генуе».

В 1784 году в театре «Schauspiel Frankfurt» была представлена пьеса из пяти частей «Коварство и любовь». А через несколько лет пьеса была переведена на французский и английский.

В 1785 году Шиллер представил пьесу «Ода к радости».

В 1786 году он представил новеллу «Преступление из-за потерянной чести», которая была написана в виде криминального отчёта.

В 1787 году в Гамбурге была представлена его драматическая пьеса в пяти частях «Дон Карлос» в Гамбурге. В пьесе речь идёт о конфликте между Доном Карлосом и его отцом — испанским королём Филиппом II.

В 1789 году Шиллер начал работать преподавателем истории и философии в Йене. Там же он начинает писать свои исторические работы, одна из которых — «История отпадения Нидерландов».

В 1794 году выходит его произведение «Письма об эстетическом воспитании человека». Работа была написана на основе событий во время Французской революции.

В 1797 году Шиллер написал балладу «Поликратов перстень», которая была опубликована в следующем году. В том же году он также представила следующие баллады: «Ивиковы журавли» и «Дайвер».

В 1799 году Шиллер завершил написание трилогии «Валленштейн», которая состояла из пьес «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна».

В 1800 году Шиллер представил такие работы: «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева».

В 1801 году Шиллер представил переведённые им пьесы «Карло Гоции, Турандот» и «Турандот, принцесса Китая».

В 1803 году Шиллер представил свою драматическую работу «Мессинская невеста», которая впервые была показана в Веймаре, Германия.

В 1804 году он представил драматическую работу «Вильгельм Телль», основанную на швейцарской легенде об искусном стрелке по имени Вильгельм Телль.

Основные работы

Пьеса Шиллера с названием «Разбойники» считается одной из первых европейских мелодрам. В пьесе зрителю показывается перспектива на порочность общества и предлагается взгляд на классовые, религиозные и экономические различия между людьми.

Награды и достижения

В 1802 году Шиллеру был жалован дворянский статус герцога Веймарского, который добавил к его имени приставку «фон» свидетельствующую о его дворянском статусе.

Личная жизнь и наследие

В 1790 году Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд. У пары родилось четверо детей.

В возрасте 45 лет Шиллер умер от туберкулёза.

В 1839 году в Штутгарте был установлен памятник в его честь. Площадь, на которой он был установлен назвали в честь Шиллера.Существует мнение, что Фридрих Шиллер был франкмасоном.

Интересные факты

В 2008 году учёные провели тест ДНК, который показал, что находящийся в гробу Фридриха Шиллера череп ему не принадлежит и поэтому сейчас его могила пуста.

obrazovaka.ru

Фридрих Шиллер - это... Что такое Фридрих Шиллер?

Фри́дрих Ши́ллер, полное имя Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре, Германия — 9 мая 1805, Веймар, Германия) — немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления в литературе.

Биография

Дом в Марбахе, где родился Фридрих Шиллер

Шиллер родился 10 ноября 1759 года в городе Марбах-на-Неккаре в семье полкового фельдшера Иоганна Каспара Шиллера (1723—1796).

Его детство и молодость были проведены в относительной скудости, хотя он и смог учиться в сельской школе и у пастора Мозера. Обратив на себя внимание Вюртембергского герцога, в 1773 г. Шиллер поступил в элитную военную академию (Hohe Karlsschule), где посвятил себя сначала юриспруденции, а затем медицине. Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. Под влиянием драмы Иоганна Антона Лейзевица (1752—1806) «Юлиус Тарентский» (1776) Фридрих пишет «Космус фон Медичи» — драму, в которой он попытался развить излюбленную тему литературного движения «Бури и натиска»: ненависти между братьями и любви отца. Но автор уничтожил эту пьесу. В это же время его огромный интерес к творчеству и манере письма Клопштока подвигли Шиллера на написание оды «Завоеватель», опубликованной в марте 1777 года в журнале «Немецкие хроники» и явившейся подражанием кумиру. Более известна читателям его драма «Разбойники», завершённая в 1781 году .

В 1780 году он получил пост полкового врача в Штутгарте .

После постановки пьесы «Разбойники» в Мангейме 13 января 1782 года Шиллер был посажен на гауптвахту, и ему было запрещено публиковаться. Он бежал из Штутгарта в 1783 году. Две пьесы, которые Шиллер начал ещё до бегства, «Заговор Фиеско в Генуе» (нем. Die Verschwörung des Fiesco zu Genua) и «Коварство и любовь», были впоследствии поставлены в том же Мангеймском театре.

В июле 1787 году Шиллер покинул Дрезден, где гостевал у одного из своих почитателей, и до 1789 года жил в Веймаре. В 1789 году он был назначен профессором истории и философии в университете Йены, а в 1790 Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд, от которой у него родились два сына и две дочери.

Дом Шиллера в Веймаре

Он вернулся в Веймар в 1799 году, где начал издавать несколько литературных журналов на деньги меценатов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Поэт остался в Веймаре до своей смерти в возрасте 45 лет от туберкулёза.

Известнейшие баллады Шиллера (1797 г.) — Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Die Kraniche des Ibykus), ставшие знакомыми российским читателям после переводов В. А. Жуковского.

Мировую известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен.

Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Он скончался 9 мая 1805 года.

Останки Шиллера

Княжеская усыпальница на веймарском кладбище, где похоронены Шиллер и Гёте

Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать. Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии. Глядя на череп Шиллера, Гёте написал одноимённое стихотворение. 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте.

В 1911 году был обнаружен ещё один череп, который приписали Шиллеру. Долгое время шли споры о том, какой же из них настоящий. В рамках акции «Код Фридриха Шиллера», проводившейся совместно радиостанцией «Mitteldeutscher Rundfunk» и Фондом «Веймарский классицизм», экспертиза ДНК, проведённая в двух независимых лабораториях весной 2008 года, показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру. Останки в гробу Шиллера принадлежат как минимум трём разным людям, их ДНК также не совпадает ни с одним из исследовавшихся черепов. Фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.

Значение Фридриха Шиллера

Сочинения Шиллера были восторженно восприняты не только в Германии, но и других странах Европы. Одни считали Шиллера поэтом свободы, другие — оплотом буржуазной нравственности. Доступные языковые средства и меткие диалоги превратили многие строчки Шиллера в крылатые выражения. В 1859 году столетие со дня рождения Шиллера отмечалось не только в Европе, но и в США. Сочинения Шиллера заучивались наизусть, с XIX века они вошли в школьные учебники.

После прихода к власти национал-социалисты пытались представить Шиллера «немецким писателем» в своих пропагандистских целях. Однако в 1941 году постановки «Вильгельма Телля», как и «Дона Карлоса» были запрещены по приказу Гитлера.

Наиболее известные произведения

Пьесы

Проза

  • Статья «Преступник из-за потерянной чести» (1786)
  • «Духовидец» (неоконченный роман)
  • Eine großmütige Handlung

Произведения Шиллера в других видах искусства

Экранизации и фильмы по мотивам произведений

Музыкальный театр

  • 1829 — «Вильгельм Телль» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1834 — «Мария Стюарт» (опера), композитор Г.Доницетти
  • 1845 — «Джованна д`Арко» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1847 — «Разбойники» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1849 — «Луиза Миллер» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1867 — «Дон Карлос» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1879 — «Орлеанская дева» (опера), композитор П. Чайковский
  • 1883 — «Мессинская невеста» (опера), композитор З. Фибих
  • 1896 — «Андре Шенье» (опера), композитор У. Джордано
  • 1957 — «Жанна д`Арк» (балет), композитор Н. И. Пейко
  • 2001 — «Мария Стюарт» (опера), композитор С.Слонимский

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Шиллер Фридрих. Schiller. Биография. - это... Что такое Шиллер Фридрих. Schiller. Биография.?

Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (1759 - 1805) Шиллер Фридрих. Schiller. Биография Немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Военный врач, профессор истории в Йене. Родился Фридрих Шиллер 10 ноября 1759 в местечке Марбах на Неккаре, в семье офицера, находившегося на службе вюртембергского герцога в качестве фельдшера. В 1772 окончил латинскую школу в Людвигсбурге. По приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу (Карпова школа), позднее переименованную в академию. Учился на юридическом, потом на медицинском отделении. В 1780, после окончания академии, был назначен полковым врачом в Штутгарт. Свои первые пьесы ("Христиане", "Студент из Нассау", "Козимо Медичи") Шиллер уничтожил. Первая опубликованная пьеса - трагедия "Разбойники" (была опубликована в 1781 анонимно). 13 января 1782 трагедия "Разбойники" была поставлена на сцене театра в Маннгейме, руководимого бароном фон Дальбергом (по настоянию барона некоторые эпизоды пьесы были изменены, например, в финале Франц не кончает самоубийством - Швейцер приводит его в лес, где происходит очная ставка между братьями и где приговор разбойников обрекает Франца на голодную смерть в яме, куда тот заточил отца.). Вдальнейшем пьеса неоднократно редактировалась, но до конца жизни Шиллера не покидало желание еще раз переработать ее, но уже исходя из самого первого (анонимного) варианта. За самовольную отлучку из полка на представление пьесы Шиллер был арестован, писать что-либо, кроме медицинских сочинений, ему запретили. После побега из владений герцога, Шиллер живет в деревушке Бауэрбах. Позднее переселяется в Мангейм, в 1785 - в Лейпциг, потом в Дрезден. В 1787 Шиллер переезжает в Веймар, где начинает изучать историю, философию и эстетику. В 1788 начинает редактировать серию книг под названием "История замечательных восстаний и заговоров". В том же году знакомится с Гете (Goethe). При содействии Гете, в 1789 Фридрих Шиллер занимает должность экстраординарного профессора истории университета в Йене. В 1792 Конвент присвоил Фридриху Шиллеру звание "Почетного гражданина Французской республики". После свершения Великой французской революции, после казни Людовика XVI, Шиллер выдвигает эстетико-политическую программу, в основе которой лежит принцип эстетического воспитания современного человека, отвергающий насилие, и принципы идеализации ( "веймарский классицизм"). В 1795-1798 Шиллер является редактором журнала "Ди Орен" (Die Horen). В последние месяцы жизни работал над трагедией "Димитрий" из русской истории. Фридрих Шиллер умер 9 мая 1805 в Веймаре. Наряду с Лессинг Готгольд (Lessing) и Гете (Goethe) являлся основоположником немецкой классической литературы нового времени. Среди произведений Фридриха Шиллера - стихотворения, оды, баллады, пьесы, публицистика, статьи и книги на исторические темы и по эстетике: "Разбойники" (1777-1782; публикация - в 1781; постановка - в 1782; трагедия; по замыслу Шиллера время действия - середина XVIII в.), "Опыт о связи между животной и духовной природой человека" (1779-1780; философско-медицинская диссертация), "Заговор Фиеско в Генуе" (1783; драма из итальянской истории эпохи Возрождения), "Дон Карлос" (1783-1787; драматическая поэма; первоначальный вариант был написан в прозе, позднее замененной пятистопным ямбом), "Луиза Миллер" ("Коварство и любовь"; 1784; трагедия), "К радости" (1785; ода включена Бетховен (van Beethoven) в финал 9-й симфонии - гимн грядущей свободе и братству людей), "История отпадения Нидерландов от испанского правления" (в печати вышел только 1-й том), "О трагическом искусстве" (1792), "О грации и достоинстве" (1793), "История Тридцатилетней войны" (1793), "Письма об эстетическом воспитании человека" (1795), "О наивной и сентиментальной поэзии" (1795-1796), "Валленштейн" (трагедия из эпохи Тридцатилетней войны 1618-1648; трилогия: "Лагерь Валленштейна" - 1798, "Пикколомини" - 1799, "Смерть Валленштейна" - 1799; трилогия опубликована в 1800), "Мария Стюарт" (1801; трагедия из истории Англии XVI в.), "Орлеанская дева" (1801; "романтическая трагедия" о жизни Жанны д’Арк), "Мессинская невеста" (1803; драма), "Вильгельм Телль" (1804; драма), "Ксении" (в переводе с греч. - "подарки гостям"; цикл эпиграмм, направленных против ранних немецких романтиков; созданы совместно с И.В. Гете), баллады "Водолаз" (в переводе В.А. Жуковского - "Кубок"), "Перчатка", "Поликратов перстень", "Ивиковы журавли". __________ Источники информации: Фридрих Шиллер. "Разбойники". Перевод Наталии Ман. Примечания к драме. М., Детская литература, 1985.Энциклопедический ресурс www.rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Иллюстрированный энциклопедический словарь) Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

(Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru)

dic.academic.ru

Творчество и биография Шиллера Фридриха

Общепризнанным классиком мировой литературы является Фридрих Шиллер. Биография и творчество его обнажают личность бунтаря, человека, не считающего себя в эпоху всеобщего бесправия имуществом феодала. Его жизненный подвиг впечатлил даже августейшую особу, о чем мы расскажем далее. Жизнь поэта и драматурга сама напоминает театральную драму, где Талант борется с дискриминацией, бедностью и побеждает.

биография шиллера

Европейцы избрали гимном Евросоюза его «Оду радости». Положенная на музыку Людвигом ван Бетховеном, она зазвучала торжественно, возвышенно.

Гений этого человека проявился многогранно: поэт, драматург, теоретик искусства, борец за права человека.

Рожденный несвободным

Когда родился Шиллер Фридрих, в Германии еще было актуальным крепостное право.

Подданные феодалов не могли убыть за пределы владений своего сюзерена. А если таковое и происходило, то беглецов возвращали силой. Подданный не мог ни поменять свое ремесло, к которому его «прикрепил» феодал, ни жениться без соизволения своего господина. В таком кошмарном юридическом статусе, напоминавшем железную клетку, пребывал Фридрих Шиллер.

Он стал классиком, скорее, не благодаря современному ему германскому обществу, а вопреки. Фридриху, образно говоря, удалось войти в Храм Искусства сквозь дверь, закрытую для него государством с пережитками средневековья.

Лишь в 1807 году (Шиллер умер в 1805-м) Пруссия отменила крепостное право.

Родители

Биография Шиллера начинается в Вюртембергском герцогстве (город Марбах-на-Неккаре), где он родился 10.11.1759 г. в семье офицера, полкового фельдшера Иоганна Каспара Шиллера. Мама будущего поэта была из семьи аптекарей и трактирщиков. Ее звали Елизабет Доротея Кодвайс. В доме его родителей царила атмосфера чистой, аккуратной и интеллигентной бедности.

фридрих шиллер биография

Отец и мать Иоганна Кристофа Фридриха фон Шиллера (таково полное имя классика) были весьма религиозны и в этом же духе воспитывали детей. Папе будущего поэта, выходцу из крестьянской винодельческой семьи, посчастливилось получить медицинское образование. Он стал чиновником при своем господине, человеком умным, но несвободным. Он менял места жительства, должности, следуя воле своего господина.

Образование

Когда мальчику было пять лет, семья переехала в город этого же графства Лорх. Отец получил там казенную должность вербовщика рекрутов. Три года начальным церковно-гуманитарным образованием Фридриха занимался пастор Лорх, человек добрый, сумевший заинтересовать мальчика латинским, немецким языками, катехизисом.

Когда семилетний Шиллер вместе с семьей переехал в Людвигсбург, он смог учиться в латинской школе. В 23 года образованный молодой человек прошел конфирмацию (право подходить к причастию). Сперва он мечтал стать священником, следуя харизме своих воспитателей.

Феодал-деспот

Биография Шиллера в юности превратилась в череду страданий из-за невыполнения воли герцога Вюртембергского. Тот предписал своему крепостному учиться в военной академии юриспруденции профессии юриста. Шиллер не мог жить чужой жизнью, он игнорировал занятия. Через три года молодой человек был последним по рейтингу в группе сверстников из 18 человек.

В 1776 году он перешел на медицинский факультет, здесь учеба его заинтересовала. Но в обучении медицине его привлекали предметы второстепенные – философия, литература. В 1777 году солидный журнал «Немецкие хроники» опубликовал первое сочинение юного Шиллера, оду «Завоеватель», написанную в подражание любимому поэту Фридриху Клопштоку.

Биография Шиллера, как следует из вышесказанного, не «мажорная» история. Парня, не выполнившего предписание стать юристом, невзлюбил герцог-самодур. Его волей 29-летний выпускник академии получил одну только должность полкового врача, без офицерского звания. Деспоту показалось, что ему удалось надломить жизнь опального молодого человека, однако Фридрих Шиллер к тому времени уже почувствовал силу своего таланта.

Талант заявляет о себе

32-летний драматург пишет драму «Разбойники». Ни один издатель из Штутгарта не берется печатать столь серьезное произведение раба, опасаясь конфликта со всемогущим герцогом Вюртембергским. Проявляя настойчивость, заявляя о себе публике, ее издает сам Фридрих Шиллер. Биография его как драматурга начинается именно с этого сочинения.

фридрих шиллер интересные факты

Дерзкий подданный, издавший драму «Разбойники» за свой счет, оказался в выигрыше. И Судьба послала ему подарок. Друг-книготорговец свел его со знатоком искусства бароном фон Дальбергом, руководящим Майнгемским театром. Драма после незначительных правок стала гвоздем следующего театрального сезона в Пруссии!

Автора охватывает кураж, он упивается талантом. В этот же период Шиллер публикует свой первый сборник стихотворений «Антология за 1782 год». Ему кажется достижимой любая высота! Он соревнуется за первенство в швабской поэтической школе с Готхальдом Штэйдлином, ранее выпустившим свой «Сборник муз». Для придания имиджа скандальности своему сборнику, поэт указывает местом издания г. Тобольск.

Травля и побег

Биография Шиллера в тот период знаменуется банальным бегством в графство Пфальц. На этот рискованный шаг он решился 22.09.1782 г. вместе со своим другом Штрейхером, пианистом и композитором. Герцог Вюртембергский был непоколебим в стремлении превратить будущего классика в казенного служаку.

Шиллера посадили на две недели на гауптвахту за то, что оставил полк для посещения театральной постановки «Разбойников». При этом ему запретили писать.

Друзья не без оснований опасались козней со стороны эрцгерцога. Шиллер изменил имя на Шмидт. Поэтому поселились они не в самом городе Мангейме, а в трактире «Охотничий двор» пригородной деревни Оггерсгейм.

Шиллер рассчитывал заработать новой написанной пьесой «Заговор Фиеско в Генуе». Однако гонорар оказался мизерным. Пребывая в нищете, он вынужден был попросить помощи у Генриеты фон Вальцоген. Та великодушно позволила драматургу пожить в своем пустующем поместье.

Жизнь под чужим именем

С 1782 по 1783 г. скрывался в имении благодетельницы под выдуманным именем доктор Риттер Фридрих Шиллер. Биография его в этот период – это описание жизни изгоя, избравшего риск, чтоб иметь возможность развивать свой талант. Он изучает историю и пишет пьесы «Луиза Миллер» и «Заговор Фиеско в Генуе». К чести его друга, Андрея Штрейхера, тот прилагал огромные усилия, чтобы директор Мангеймского театра, барон фон Дальберг, обратил внимание на работы друга. Шиллер письмом сообщает барону о своих новых пьесах, и тот соглашается поставить их у себя!

В этот период (1983 г.) имение посещает Генриета фон Вальцоген со своей юной дочерью Шарлоттой. Шиллер влюбляется в девушку и просит у матери разрешения жениться на ней, но получает отказ из-за своей бедности. Он переезжает в Мангейм готовить свои произведения к постановке.

Обретение свободы. Получение формальной должности

Если пьеса «Заговор Фиеско в Генуе» на сцене Мангеймского театра проходит как рядовая постановка, то «Луиза Миллер» (переименованная в «Коварство и любовь») приносит шумный успех. В 1784 г. Шиллер вступает в местное немецкое общество, получая при этом право легализовать свой статус, став пфальцским подданным, и наконец подвести черту под преследованием эрцгерцога.

Его, имеющего собственные взгляды на пути развития немецкого театра, уважают как известного драматурга. Он пишет свою работу «Театр – учреждение нравственное», ставшую классической.

Вскоре у Шиллера начинается непродолжительный роман с замужней женщиной Шарлоттой фон Кальб. Писательница, склонная к мистицизму, вела богемный образ жизни. Молодого поэта эта дама рассматривала как свой очередной трофей в череде женских побед.

Она познакомила Шиллера в Дармштадте с эрцгерцогом Карлом Августом. Ему драматург прочел первый акт драмы «Дон Карлос». Удивленный и восхищенный талантом автора, вельможа пожаловал писателю должность советника. Это дало драматургу лишь социальный статус, не более. Впрочем, это не изменило его жизнь.

Вскоре Шиллер ссорится и разрывает контракт с директором Мангеймского театра. Тот считает автора своих хитовых постановок зависимым от своей воли и денег, пытаясь давить на Шиллера.

Лейпциг принимает отчаявшегося поэта

Все таким же неустроенным по жизни оставался Фридрих Шиллер. Биография его уже не в первый раз готовит удар в личной жизни. Из-за бедности ему отказывает в браке Маргарита Шван, дочь придворного книготорговца. Впрочем, вскоре жизнь его меняется к лучшему. В Лейпциге оценили его творчество.

фридрих шиллер фото

Драматурга уже давно настойчиво приглашали туда поклонники его творчества, организовавшиеся в общество, управляемое Готфридом Кернером. Доведенный до крайности (он все еще не отдал долг 200 гульденов, взятый для издания «Разбойников»), писатель обратился к своим почитателям с просьбой о материальной помощи. К своей радости, вскоре он получил из Лейпцига вексель на сумму, достаточную, чтобы рассчитаться с долгами и переехать жить туда, где его ценят. Дружба с Готфридом Кернером связывала классика всю последующую жизнь.

17.04.1785 г. Шиллер приезжает в гостеприимный город.

В эту пору классик в третий раз влюбляется, но опять безуспешно: ему отказывает Маргарита Шван. На ушедшего в черное уныние классика производит благотворное влияние его благодетель, Готфрид Кернер. Он отговаривает романтичного друга от самоубийства, для начала пригласив Фридриха на свою свадьбу с Минной Шток.

Согретый дружбой и переживший тяжелый душевный кризис, к свадьбе своего друга пишет гениальную оду «К радости» Ф. Шиллер.

Биография писателя, поселившегося по приглашению того же Кернера в прилегающей к Дрездену деревне Лошвиц, знаменуется замечательными произведениями: «Философскими письмами», драмой «Мизантроп», измененной драмой «Дон Карлос». По творческой плодотворности этот период напоминает Болдинскую осень Пушкина.

Шиллер становится известным. Драматург отвергает предложение от Гамбургского театра к постановке своих пьес. Слишком свежи воспоминания о трудностях в сотрудничестве и разрыве с Мангеймским театром.

Веймарский период: отход от творчества. Туберкулез

Он 21.08.1787 г. приезжает в г. Веймар по приглашению поэта Кристофа Виланда. Его сопровождает любовница, старая знакомая, Шарлотта фон Кальб. Имея связи в высшем свете, она знакомит Шиллера с ведущими немецкими писателями Йоганном Гердером и Мартином Виландом.

когда родился шиллер фридрих

Поэт начинает издавать журнал «Талия», печатается в «Немецком Меркурии». Здесь он почти на десятилетие отходит от творчества, занявшись самообразованием в области истории. Его знания высоко ценят, и в 1788 г. он становится профессором университета Йены.

Он читает лекции по мировой истории и поэзии, переводит «Энеиду» Вергилия. Шиллер получает жалованье 200 талеров в год. Это достаточно небольшой доход, однако он позволяет ему планировать свое будущее.

Поэт решает обустроить свою жизнь и женится на Шарлотте фон Ленгефельд. Но через четыре года судьба готовит ему новое испытание: выступая в холодных аудиториях и заразившись от своего студента, заболевает туберкулезом Фридрих Шиллер. Интересные факты в его биографии свидетельствуют о харизматичности, цельности личности. Болезнь перечеркивает его преподавательскую карьеру, приковывает к постели, однако судьбу часто побеждает спокойное человеческое мужество.

Новый этап судьбы

Словно по мановению высших сил, в трудный час ему помогают друзья. Вот и сейчас, когда болезнь привела Шиллера к невозможности работать, датский писатель Иенс Баггенс уговорил принца Гольштейнского и графа Шиммельмана назначить классику для лечения субсидию в тысячу талеров.

Железная воля и денежная помощь подняли лежачего больного на ноги. Преподавать он не мог, и его друг, издатель Иоганн Котта предоставил возможность зарабатывать. Вскоре Шиллер переходит на новый этап творчества. Он по иронии судьбы начинается с события трагического: поэта вызвал умирающий отец, который в ту пору проживал в Людвигсбурге.

Это событие было ожидаемым: предварительно отец долго и тяжело болел. Классика, кроме сыновнего долга – проститься с отцом, привлекала и возможность обнять и утешить своих трех сестер и мать, которых он не видел целых восемнадцать лет!

Возможно, поэтому поехал он не сам, а вместе с женой, пребывающей в положении.

Пребывая на своей малой родине, поэт получает мощный духовный стимул – развивать творчество.

Спустя полтора месяца после похорон отца он посетил свою альма-матер, военную академию. Он был приятно удивлен тем, что являлся кумиром для студентов. Те встретили его восторженно: перед ними стояла легенда – Шиллер Фридрих, поэт № 1 в Пруссии. Растроганный классик после этого посещения написал свою знаменитую работу «Письма об эстетическом воспитании человека».

В Людвигсбурге родился его первенец. Он, наконец, счастлив. Но жить ему остается лишь семь лет...

Поэт возвратился в г. Йену, пребывая в состоянии творческого подъема. Его ограненный талант блистает с новой силой! Шиллер, после десятилетнего углубленного изучения истории, теории литературы, эстетики, опять возвращается к поэзии.

Ему удалось привлечь всех лучших поэтов Пруссии для участия в журнале «Оры». В 1795 году из-под его пера выходят философские стихотворные произведения: «Танец», «Поэзия жизни», «Надежда», «Гений», «Разделение земли».

Сотрудничество с Гёте

Среди приглашенных Шиллером в журнал «Оры» поэтов был и Иоганн Вольфганг фон Гёте. Их творческие души вошли в тот резонанс, который стимулировал создание многих бесценных жемчужин из ожерелья немецкой классической литературы XVIII века.

фридрих шиллер произведения

У них было общее видение цивилизационного значения Великой французской революции, путей развития немецкой литературы, переосмысления античного искусства. Гете и Шиллер подвергли критике трактовку современной им литературой религиозных, политических, эстетических и философских вопросов. В их письмах звучал нравственный и гражданский пафос. Два блестящих поэта, выбравших для себя литературное направление, соревновались между собой в его развитии:

  • с декабря 1795 г. – в написании эпиграмм;
  • в 1797 году – в написании баллад.

Дружеская переписка Гете и Шиллера представляет собой замечательный образец эпистолярного искусства.

Последний этап творчества. Веймар

В 1799 году возвращается в г. Веймар Фридрих Шиллер. Произведения, написанные им и Гете, послужили развитию немецкого театра. Они стали драматургической базой для создания лучшего театра Германии – Веймарского.

Однако силы Шиллера иссякают. В 1800 г. он завершает написание своей лебединой песни – трагедии «Мария Стюарт», сочинения глубокого, имеющего успех и широкий резонанс в обществе.

шиллер биография и творчество

В 1802 году император Пруссии жалует поэту дворянство. Однако Шиллер иронично отнесся к этому. Его молодые и лучшие зрелые годы были полны лишений, а сейчас новоиспеченный дворянин чувствовал, что умирает. Ему по-человечески хотелось отвергнуть бесполезный для себя титул, но он его принял, думая исключительно о своих детях.

Он часто болел, страдал хронической пневмонией. На этом фоне обострился туберкулез, приведший его к безвременной кончине в расцвете таланта и в возрасте 45 лет.

Заключение

Без преувеличения можно сказать что любимыми поэтами немцев на все времена были и будут Иоганн Гете и Фридрих Шиллер. Фото памятника, навечно отобразившего двух друзей, проживающих в Веймаре, знакомо каждому немцу. Их вклад в литературу бесценен: классики вывели ее на путь нового гуманизма, обобщив идеи эпохи Просвещения, романтизма и классицизма.

fb.ru

ШИЛЛЕР - это... Что такое ШИЛЛЕР?

        (Schiller) Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре,— 9.5.1805, Веймар), нем. поэт, философ и историк. Характер мысли Ш. определён прежде всего традициями просветит. морализма — англ. моральной философии 18 в., а также нем. «популярной философии». Как моралисту Ш. присуще дуалистич. противопоставление идеального и действительного, духа и тела, формы и материи: в этом плане Ш. воспринимал и кантовские антиномии. Но если у просветителей-моралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной идеальной гармонии сущего (как у Шефтсбери), то для Ш. противоречивость мира — трагич. судьба. Морализм Ш. определяет и то, что проблема человека, его истории и человеч. общества — главная в его философии. Здесь Ш. смыкается и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гёте в сер. 90-х гг. было обусловлено тяготением Ш. к идеалу гармонич. цельности, переживание которой у Гёте было столь же первичным, как у Ш.— представление о расколе действительности; в отличие от Гёте целостность у Ш. всегда остаётся равновесием динамич. борьбы враждебных сил.         В осн. филос. соч. Ш. стремится к преодолению противоположностей. Не противоречие между моралью и склонностью является сущностью человеч. природы, как, напр., у Канта, а их согласие в достигшей гармонии «прекрасной душе» («О грации и достоинстве», 1793), что должно быть достигнуто эстетич. воспитанием («Письма об эстетич. воспитании», 1795). Придавая динамич. характер кантовскому противопоставлению материи и формы, Ш. говорит о влечении к материи (чувств. влечении) и влечении к форме. Итогом этих противоположно направленных устремлений является влечение к игре, которое, соединяя оба др. влечения, физически и морально освобождает человека. Если предметом чувств. влечения является жизнь, в самом широком смысле, а предметом влечения к форме — образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой образ, т. е. красота. Игра — одно из центр. понятий Ш.: это свободное самодеят. раскрытие всех сил человека, его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка («эстетич. реальность») и творит самого себя как всестороннюю гармонич. личность, а общество как общество «эстетическое». В прекрасном, игре Ш. надеется восстановить внутр. целостность личности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть историч. противоречие между реальным и должным в человеч. жизни, совр. обществе.         В философии культуры, развитой в ст. «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—96), характерно переплетение историч. и типологич. планов анализа различных типов культуры. В историч. плане «наивное» — синоним нерефлектированного единства человека с природой, в типологич. плане «наивное» и «сентиментальное» — возможные типы художеств. творчества вообще. «Наивный» поэт есть сама природа, «сентиментальный» — стремится к природе, и его поэзия идеальна. Различие между наивным и сентиментальным искусством есть различие между индивидуальностью и идеальностью, между искусством ограничения и искусстврм бесконечного стремления к идеалу. Здесь Ш. выступает как непосредств. предшественник типология, построений в эстетике романтизма (антитеза «классического» и «романтического» — у Ф. и А. Шлегелей, Щеллинга, а также у Гегеля). В целом филос.-эстетич. соч. Ш. представляют собой значит. шаг в развитии историзма в эстетике.

        Schillers Werke. Nationalausgabe, Bd 20, 21, Tl 1—2 — Philosophische Schriften, hrsg. v. B. Wiese, Weimar, 1962—63; в рус. пер.— Собр. соч., т. 6, M., 1957.

        Асмус В. Ф., Нем. эстетика 18 в., М., 1962, гл. 5; Spranger E.,' Schillers Geistesart gespiegelt in seinen philosophischen Schriften und Gedichten, B., 1941; Buchwald R., Schiller, neue Ausg., Bd 1—2, (Wiesbaden], 1956; Wiese B. V., F.Schiller, Stuttg., [1959]; Dilthey W., Schiller, Gott., [1959]; Muller R., Studien zum heutigen Schillerbild, Gott., [1961]; Staiger E., P. Schiller, 1Z.], 1967; Koop-mann H., Fr. Schiller, Tl 1—2, Stuttg., 19772 (лит.).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

Шиллер - это... Что такое Шиллер?

Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на-Неккаре — 9 мая 1805, Веймар) — немецкий поэт, философ, историк, теоретик искусства и драматург, представитель романтического направления в литературе, автор «Оды к радости»[1], изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза[2].

Биография

Дом в Марбахе, где родился Фридрих Шиллер

Шиллер родился 10 ноября 1759 в городе Марбах-на-Неккаре.

Его отец — Иоганн Каспар Шиллер (1723—1796) — был полковым фельдшером, офицером на службе вюртембергского герцога, мать — из семьи провинциального пекаря-трактирщика. Молодой Шиллер воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Его детство и молодость были проведены в относительной скудости, хотя он и смог учиться в сельской школе и у пастора Мозера. Обратив на себя внимание герцога Вюртембергского Карла-Евгения (нем. Karl Eugen), в 1773 году Шиллер поступил в элитную военную академию «Высшая школа Карла» (нем. Hohe Karlsschule), где начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником. В 1775 академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер стал членом тайного общества иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1779 году диссертация Шиллера была отвергнута руководством академии, и он был вынужден остаться на второй год[3]. Наконец, 1780 году он закончил курс академии и получил в Штутгарте место полкового врача.[4]

Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. Под влиянием драмы «Юлиус Тарентский» (1776) Иоганна Антона Лейзевица (нем. Johann Anton Leisewitz) Фридрих пишет «Космус фон Медичи» — драму, в которой он попытался развить излюбленную тему литературного движения «Бури и натиска»: ненависти между братьями и любви отца. Но автор уничтожил эту пьесу. В это же время его огромный интерес к творчеству и манере письма Фридриха Клопштока подвигли Шиллера на написание оды «Завоеватель», опубликованной в марте 1777 года в журнале «Немецкие хроники» и явившейся подражанием кумиру. Более известна читателям его драма «Разбойники», завершённая в 1781 году.

Впервые «Разбойники» были поставлены в Мангейме 13 января 1782 года. За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» Шиллер подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило его бежать из владений герцога 22 сентября 1782 года.

В июле 1787 году Шиллер покинул Дрезден, где гостевал у приват-доцента Г. Кёрнера, одного из своих почитателей, и до 1789 года жил в Веймаре. В 1789 году при содействии И. В. Гёте с которым Шиллер познакомился в 1788 году, он занял должность экстраординарного профессора истории и философии в университете Йены, где прочёл вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают». В 1790 Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд, от которой у него родились два сына и две дочери. Но жалования поэта не хватало для того, чтобы содержать семью. Помощь пришла от наследного принца Фр. Кр. фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа Э. фон Шиммельмана, которые в течение трёх лет (1791–1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И. Фр. Котта, пригласивший его в 1794 издавать ежемесячный журнал «Оры».

Дом Шиллера в Веймаре

В 1799 году он вернулся в Веймар, где начал издавать несколько литературных журналов на деньги меценатов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Поэт остался в Веймаре до самой своей смерти. В 1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство.

Известнейшие баллады Шиллера (1797 г.) — Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Die Kraniche des Ibykus), стали знакомы российским читателям после переводов В. А. Жуковского.

Мировую известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен.

Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулёза.

Останки Шиллера

Княжеская усыпальница на веймарском кладбище, где похоронены Шиллер и Гёте

Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать. Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии. Глядя на череп Шиллера, Гёте написал одноимённое стихотворение. 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте.

В 1911 году был обнаружен ещё один череп, который приписали Шиллеру. Долгое время шли споры о том, какой же из них настоящий. В рамках акции «Код Фридриха Шиллера», проводившейся совместно радиостанцией «Mitteldeutscher Rundfunk» и Фондом «Веймарский классицизм», экспертиза ДНК, проведённая в двух независимых лабораториях весной 2008 года, показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру. Останки в гробу Шиллера принадлежат как минимум трём разным людям, их ДНК также не совпадает ни с одним из исследовавшихся черепов. Фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.

Рецепция творчества Фридриха Шиллера

Сочинения Шиллера были восторженно восприняты не только в Германии, но и других странах Европы. Одни считали Шиллера поэтом свободы, другие — оплотом буржуазной нравственности. Доступные языковые средства и меткие диалоги превратили многие строчки Шиллера в крылатые выражения. В 1859 году столетие со дня рождения Шиллера отмечалось не только в Европе, но и в США. Произведения Фридриха Шиллера заучивались наизусть, с XIX века они вошли в школьные учебники.

После прихода к власти национал-социалисты пытались представить Шиллера «немецким писателем» в своих пропагандистских целях. Однако в 1941 году постановки «Вильгельма Телля», как и «Дона Карлоса» были запрещены по приказу Гитлера.

Памятники

Наиболее известные произведения

Пьесы

Проза

  • Статья «Преступник из-за потерянной чести» (1786)
  • «Духовидец» (неоконченный роман)
  • Eine großmütige Handlung

Философские работы

  • Philosophie der Physiologie (1779)
  • О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой / Über den Zusammenhang der tierischen Natur des Menschen mit seiner geistigen (1780)
  • Die Schaubühne als eine moralische Anstalt betrachtet (1784)
  • Über den Grund des Vergnügens an tragischen Gegenständen (1792)
  • Augustenburger Briefe (1793)
  • О грации и достоинстве / Über Anmut und Würde (1793)
  • Kallias-Briefe (1793)
  • Письма об эстетическом воспитании человека / Über die ästhetische Erziehung des Menschen (1795)
  • О наивной и сентиментальной поэзии / Über naive und sentimentalische Dichtung (1795)
  • О дилетантизме / Über den Dilettantismus (1799; в соавторстве с Гёте)
  • О возвышенном / Über das Erhabene (1801)

Произведения Шиллера в других видах искусства

Музыкальный театр

  • 1829 — «Вильгельм Телль» (опера), композитор Дж. Россини
  • 1834 — «Мария Стюарт» (опера), композитор Г.Доницетти
  • 1845 — «Джованна д`Арко» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1847 — «Разбойники» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1849 — «Луиза Миллер» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1867 — «Дон Карлос» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1879 — «Орлеанская дева» (опера), композитор П. Чайковский
  • 1883 — «Мессинская невеста» (опера), композитор З. Фибих
  • 1957 — «Жанна д`Арк» (балет), композитор Н. И. Пейко
  • 2001 — «Мария Стюарт» (опера), композитор С.Слонимский

Большой драматический театр открылся в Петрограде 15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос».

Экранизации и фильмы по мотивам произведений

  • 1980 — Телеспектакль «Заговор Фиеско в Генуе». Постановка Малого театра. Режиссеры: Глямшин Ф., Л. Е. Хейфец. В ролях: В. М. Соломин (Фиеско), М. И. Царёв. (Верина), Вилькина Н. (Леонора), Корниенко Н. (Джулия), Я. П. Барышев. (Джанеттино), Е. В. Самойлов. (Герцог Дориа), Потанов А. (Хассан, мавр), Богин В. (Бургоньино), Васильев Ю. (Кальканьо), Буренков Е. (Сакко), Б. В. Клюев. (Ломеллино), Жарова А. (Берта), Фомина М. (Роза), Г. В. Буканова (Арабелла) и другие.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

ШИЛЛЕР - это... Что такое ШИЛЛЕР?

ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (1759-1805) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Ранние драматические произведения Ш. - «Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь» и др. - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 Национальное собрание Франции присвоило Ш. звание почетного гражданина республики. Резкое выступление Ш. против феодальных предрассудков сыграло большое значение для развития немецкого Просвещения, содействовало росту передовых настроений среди немецкой интеллигенции. Однако, постепенно Ш. отходит от революционного бунтарства «Бури и натиска», ослабевают и его симпатии к французской революции и к революции вообще. Даже в период своего наибольшего сочувствия революции, осознавая и претолковывая ее в понятиях стоической этики гражданской доблести, Ш. никогда не мог оправдать (ни морально, ни юридически) террор якобинцев. Более того, в своей работе «Письма об эстетическом воспитании человека» он обосновал резко отрицательное значение революций вообще и отказал им в праве на существование. Ш. пишет, что надежду на революцию как на средство восстановить в человеке целостную человечность, попранную историческим развитием государственных форм, следует считать тщетной и даже угрожающей самой человечности, во имя которой и совершается революция. По Ш., «естественное государство», т.е. общество, основанное не на законах, а на силе, «не должно прекращаться ни на один момент». Поэтому уничтожая естественное государство, разум рискует физическим и действительным человеком ради проблематичного нравственного человека, рискует существованием общества ради возможного (хотя в моральном плане и необходимого) идеала общества. Сам III. отвергал этот «риск» решительным образом. «Нельзя же, - утверждал он, - ради того, чтобы познать достоинство человека, ставить на карту самое его сущее». Ш. полагал, что к революционному разрушению современного государства стремятся прежде всего низшие классы общества. «В низших и более многочисленных классах, - писал Шиллер, - мы встречаемся с грубыми и беззаконными инстинктами, которые будучи разнузданы ослаблением оков общественного порядка, спешат с неукротимой яростью к животному удовлетворению». Революционные восстания масс против существующего государства Ш. трактовал как анархическую деятельность «субъективного человечества». «Разнузданное общество, - утверждал Ш., - вместо того, чтобы стремиться вверх к органической жизни, катится опять в царство стихийных сил». Поэтому, признавая необходимость уничтожения «естественного государства», Ш. не допускал, чтобы это уничтожение было осуществлено революцией. Более того, Ш. безусловно признает право государства защищаться силой против личности, поднявшейся на него во имя восстановления попранной и разрушенной целостности и человечности. Он требует от личности беспрекословного уважения к существующим формам государственности. Отвергая революционный путь решения главной проблемы всего своего творчества и деятельности - вопроса целостности и всесторонности индивида, Ш. находит выход в идее об эстетическом воспитании человека. Эстетика становится для него вторым (после поэзии) призванием (»О грации и достоинстве», 1793; «Письма об эстетическом воспитании», 1795 и др.). В его теоретической деятельности эстетике не приходилось соперничать ни с историей, ни с философией. Важно то, что Ш. никогда не рассматривал эстетические проблемы только как частные вопросы художественной практики: они были важнейшим элементом его мировоззрения. Решая проблему целостности, всесторонности и самоценности индивида, Ш. развивает свою теорию прекрасного. Ш. начинает с несколько отвлеченных рассуждений о возможных видах отклонения человека от идеи совершенной законченной человечности. Если совершенство человека заключается в согласной энергии его чувственных и духовных сил, то он может утратить его только или в случае отсутствия гармонии этих сил, или в случае ослабления их энергии. Там, где нарушается гармония человеческого существа, возникает состояние напряжения. Там же, где единство человеческой природы сохраняется ценой равномерного ослабления чувственных и духовных сил, человек впадает в состояние ослабления. Таковы два противоположных предела, к которым движется человек в результате охватившего всю область общественной жизни разделения труда. Однако движению этому может быть все же положен конец. Ш. доказывает, что оба противоположных предела (и распад цельности человека и ослабление энергии его физических и духовных сил) «уничтожаются красотою». Именно красота, и только она одна, утверждал Ш., «восстановляет в напряженном человеке гармонию, а в ослабленном - энергию». Т.обр. красота приводит нынешнее - ограниченное - состояние человека к безусловному и делает человека «законченным в самом себе целым». Свое восстановительное и объединяющее действие красота оказывает, по Ш., и на чувственного человека и на человека духовного: первого ведет к форме и мышлению, второго - направляет обратно к материи и возвращает чувственному миру. Красота может стать средством для перехода от материи к форме, от ощущений к законам, от бытия ограниченного - к бытию безусловному. Преодоление нынешней подавленности человека, разорванности его физических и духовных сил возможно только тогда, когда человек действует как художник, как творец художественной формы. По III., содержание, как бы возвышенно и всеобъемлюще оно не было, всегда действует на дух ограничивающим образом, и истинной эстетической свободы можно ожидать лишь от формы. Ибо только она действует на всего человека в целом. Причем, Ш. считал, что действие на человека эстетической формы не есть действие только эстетическое, оно как бы возвышает человека со ступени чувственности на ступень разумности. Красота есть необходимое условие возвышения человека до разумности. «Нет иного пути, - согласно Ш., - сделать чувственного человека разумным, как только сделав его сначала эстетическим». Такое значение эстетического в жизни человека Ш. объясняет тем, что эстетическое расположение духа есть расположение, которое «заключает в себе всю человеческую природу в целом». Расположение это «благоприятствует всем функциям человеческой природы без различия». В эстетическом расположении духа находится основание всех отдельных функций человеческой природы. Все остальные виды деятельности дают духу специальное умение лишь ценой известного ограничения. Только эстетическая деятельность ведет к безграничному, и только в эстетическом состоянии человеческая природа «проявляется в такой чистоте и неприкосновенности, как будто она еще не поддалась влиянию внешних сил». Такова роль эстетической деятельности у Ш., ей он передоверил и передал функции решения всех задач общества, отнятых им у революции. Так, от неразумной реальной действительности Ш. уходит в царство незамутненных идеалов (у Канта это будут идеалы чистого разума) - идеалов красоты. Эстетика Ш. - это не только попытка обосновать свой отказ от революционных путей решения общественно-исторических проблем, но и специальное поле деятельности, на котором он добился серьезных результатов. Одним из центральных ее понятий стало понятие «игры» как свободного самодеятельного раскрытия всех сил человека и его сущности. Человек в игре творит мир более высокого порядка, чем тот, в котором он живет; он творит и себя самого как всестороннюю гармоническую личность и «эстетическое общество». Именно в игре происходит, по Ш., восстановление внутренней целостности человеческой личности, разорванной и искалеченной современным ей обществом. Ш внес большой вклад в типологизацию различных культур, выявив «наивные» и «сентиментальные» типы художественного творчества. (»О наивной и сентиментальной поэзии», 1795-1796). Различие между наивным и сентиментальным искусством, по Ш., есть различие между самой природой и идеальным стремлением к ней, индивидуальностью и идеальностью. Ш. выступил непосредственным предтечей типологических построений немецких романтиков, которые впоследствии противопоставят «классическое» «романтическому» (А. Шлегель, Ф. Шлегель и др.).

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.

dic.academic.ru


Смотрите также