Методическая разработка. Дух творчества истоки 8 класс конспект


Урок самопознания 8 класс Истоки уважения

Цель: Содействие раскрытия содержания общечеловеческой ценности – Внутренний Покой через осознание истоков уважения.

Задачи:

- способствовать развитию у учеников уважения к себе и способности видеть и уважать личность в другом человеке - развивать стремление у учащихся к способности позитивно мыслить

 - способствовать воспитанию стремления у учеников к скромности.

Ход урока: Орг.момент. Объявление темы урока: «Истоки уважения».

1. Позитивный настрой. Концентрация на дыхании.

Учитель: Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся, ребята. Закроем глаза, спинки прямо, руки можно положить на колени. Вдо-о-ох..., вы-ы-ыдох... (9-10раз, медленно). Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

  1. Проверка домашнего задания.

1.Прочитать стихотворения Л. Шикиной об уважении. Стр. 86 учебника. Ответить на вопросы после стихотворений:

- что значит проявлять уважение к человеку?

- за что можно уважать человека?

- что значит уважать себя?

- кто из лит. Героев заслуживает вашего уважения? Почему?

- кого из известных вам людей вы уважаете? Расскажите об этом человеке.

2. Стр. 33,задание №1 в тетради Самопознания:

- прочтите высказывание о человеке, достойном уважения. Согласны ли вы с ним?

- сформулируйте свое определение .

  1. Позитивное высказывание (цитата).

"От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько от излишнего к себе уважения…"- Мишель Монтень

Вопросы для обсуждения:

- что значит, по вашему, недостаток уважения к себе»?

- что значит, по вашему излишнее к себе уважение?

- почему от этих проявлений характера происходят пороки? Объясните это на примере из своей жизни.

4.Рассказывание истории. Притчи народов мира. Притча об уважении. (Хинг Ши) Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами природы, ветер практически затих, и зеркальная гладь водоёма отражала в себе всё окружающее с невероятной чёткостью. Совершенство природы, её сбалансированность и чистота невольно порождали мысли о гармонии. Поэтому, спустя какое-то время, Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: — Янг Ли, скажи, когда по-твоему наступит полная гармония в человеческих отношениях? Юный и любознательный Янг Ли, часто сопровождавший Учителя на его прогулках, задумался. Через некоторое время, глядя на идентичность природы и её отражения в озере, сказал:— Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров, — мечтательно сказал ученик и грустно добавил, — но разве такое возможно?— Нет, — задумчиво ответил Хинг Ши, — это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «Я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга.Немного помолчав, мудрец добавил:— Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности.Беседа.

  1. Кто герои этой притчи? Что произошло в этой притче?

  2. Почему Хинг Ши сказал, что ответ ученика не верен?

3. Что, по мнению Учителя уважение?

4. Что, по вашему мнению, уважение права другого человека на выражение своей индивидуальности.

5. В чем проявляется способность видеть и уважать личность в другом человеке?

6. Встречались ли вы в своей жизни с людьми, которые способны видеть и уважать личность в другом человеке? Расскажите об этом.

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Стр.36-37 тетради ученика 8 класс. задание 3 по группам. Феномен уважения.

ЗАДАНИЕ: создать плакаты по группам для раскрытия темы: «В чем заключается необходимость уважения к: 1. Жизни на Земле и Жизни человека. 2. «Своей собственной жизни и жизни родителей». 3.«К обществу и знаниям». 4.«Времени и труду». Презентация кластеров учеников. Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного. Проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного. Проявляйте уважение к тем, кто, на ваш взгляд не достоин его, ибо в каждом есть что-то, достойное уважения.

  1. Групповоепение.Песня «Совершите чудо»

сл. М. Пляцковского, муз. Е.Птичкиной

Землю обмотали тоненькие нити:

Нити параллелей и зеленых рек…

Совершите чудо: руку протяните-

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!

Совершите чудо: руку протяните-

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек!

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От веселой шутки тает даже снег,

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек!

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек!

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век,

Совершите чудо: пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек!

Совершите чудо: пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек!

  1. Домашнее задание.

1) Прочитать на стр. 67 рассказ Валерия Суслова о новом ученике в классе. Ответить на вопросы в конце рассказа: 1. Могло ли произойти такое в нашем классе? 2. Придумайте окончание рассказа. 3. Какие качества человека вызывают уважение у окружающих. 4. Вспомните тему прошлого урока «В зеркале дружбы», какие человееские качества проявляются и в дружеских и в уважительных отношениях?

2) В тетради ученика по самопознанию выполнить задание №4 на стр. 39 – прочесть отрывок из материалов интервью школьников из Астаны. Проведите сами такое интервью среди ваших одноклассников: «Что, по вашему мнению, уважение»?

Заключительная минута тишины. А теперь, пожалуйста, сядьте удобно, расслабьтесь, спины ровные, глаза закрыты. Вспомните все то, о чем мы с вами говорили на уроке, что особенно запомнилось. Как вы представляете себя, своё уважительное отношение к окружающим после этого урока. Я желаю, чтобы вы были счастливы, и в первую очередь от осознания того, что кто-то уважает вас. Мы с вами очень хорошо потрудились. Спасибо за урок!

infourok.ru

«Языки звуков. Русланова Лидия Андреевна». Цель

Главная страница 1

МКОУ Юрьевская основная общеобразовательная школа

А.В. Камкин. Учебное пособие «Истоки». «Истоки творчества» (8 класс).

ТИПУРОКА – ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Тема урока: «Языки звуков. Русланова Лидия Андреевна».

Цель:

– подвести учащихся к восприятию и усвоению значимости индивидуального и неповторимого звука – человеческий голос, на примере творчества Руслановой Л. А., регионального компонента (встреча с дуэтом «Ивушка»)

Задачи:

образовательные

– познакомить учащихся с жизнью и творчеством Руслановой Л. А.;

– раскрыть индивидуальность и неповторимость исполнения песен Руслановой Л. А.;

развивающие

– способствовать развитию творческих способностей учащихся;

– развивать умения работы в четвёрке, ресурсном круге, умение формулировать и задавать вопросы собеседнику;

воспитательные

– формировать желание видеть в людях их достоинства и таланты;

– воспитание любви к родному краю, своей малой Родине, при встрече с дуэтом «Ивушка»;

Основное содержание урока:

Языки звуков. Русланова Лидия Андреевна. Народные песни, плач. Встреча с дуэтом «Ивушка»

Активные формы обучения: ресурсный круг, тренинг (развивающий) «Языки звуков».

Оборудование:

  1. Видеофрагмент песня в исполнении Руслановой Л. А. «Валенки».
  2. Компьютерная презентация.
  3. Записи песен Руслановой Л. А.
  4. Рабочая тетрадь, учебник.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.

Орг. момент

– Здравствуйте ребята. Проверьте все ли у вас готово к уроку: учебник, ручка, рабочая тетрадь. Мы приступаем к изучению интересной темы.
II.

Присоединение

– Звуки все время вокруг нас. Звуки музыки и грохот бегущего транспорта, голоса леса и шума моря, звон колоколов и рев голосов многотысячной толпы болельщиков на стадионе... У каждого из них свой язык, свой смысл. С каждым связаны определенное ожидание и настроение.
зад. №1 в раб. тет. – Выполните задание №1 в раб. тетради стр. 16. (Прочитайте стихотворение А. А. Блока и расскажите какими звуками наполнено стихотворение). +Ветер, плакали зимние бури, вой бури, весенняя песня, звучная песня
– И все же, пожалуй, среди всех звуков во Вселенной нет звука более дорогого, удивительно индивидуального и неповторимого, чем звук человеческого голоса. А если этот голос еще и поет и наделен талантом, тогда такой голос становиться знаком целой эпохи, входит в сердца многих поколений.

- Именно таким был голос певицы Лидии Андреевны Руслановой. К сожалению, сейчас его редко услышишь на радио и телевидении.

III

Основной этап

- Сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент выступления Лидии Андреевны. После просмотра сформулируйте тему урока и проблему, которую мы должны будем все вместе решить в течение урока.

(просмотр видео «Валенки» исполняет Русланова Л. А.)

+ познакомиться с творчеством Лидии Андреевны.

+определить в чем уникальность ее исполнения песен

Слайд 1-2 Тема урока: «Языки звуков. Русланова Л. А.»

Проблема: «В чем своеобразие «языка» Руслановой, в чем его смысл».

Слайд 3 – Лидия Андреевна (при рождении Ага́фья Андре́евна Ле́йкина) родилась 14 октября 1900 г. в селе Чернавка Саратовской губернии. Основное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнителей в СССР, а её исполнение русских народных песен считают эталонным.

Лидия Русланова обладала красивым и сильным голосом широкого диапазона. Она создала свой стиль исполнения народных песен, которые она собирала всю жизнь. Среди наиболее популярных её песен: «Степь да степь кругом», «Липа вековая», «Я на горку шла», «Златые горы», «Светит месяц», «Валенки» и многие другие.

Слайд 4-5 – В то время на селе много пели: на полевых работах, на посиделках и на гуляниях. В семье будущей певицы хорошо пела бабушка, а брат отца — дядя Яша — был деревенской знаменитостью. «Самородок очень высокой пробы», как впоследствии назвала его Лидия Русланова, Яша пел на деревенских праздниках, посиделках и свадьбах. Он знал много песен. Но более всего слушатели ценили его «импровизации».
– «Первая настоящая песня,- вспоминает Лидия Андреевна, - которую я услышала, был плач».

(прослушайте фрагмент плача в исполнении Руслановой «На улице дождик»)

– С какими моментами жизни связано исполнение плача?

+ проводы на войну, смерть одного из близких, расставание с братьями и сестрами
Слайд 6 – «Первая настоящая песня, которую я услышала, был плач. Отца моего в солдаты увозили. Бабушка цеплялась за телегу и голосила. Потом я часто забиралась к ней под бок и просила: «Повопи, баба, по тятеньке!» И она вопила — «на кого ж ты нас, сокол ясный, покинул?»
Слайд 7 – Бабушка не зря убивалась. Мать Агафьи, Татьяна, осталась одна с тремя детьми, слепой свекровью и больным свёкром. Агафье едва исполнилось шесть лет, когда умерла её мама. Заботы о семье легли на Агафью и на слепую бабушку. Они ходили по Саратову и окрестным деревням, пели и христарадничали. Агафья пела, кричала зайцем и лягушкой, а бабка причитала: «Сироты, мамка их померла, а батя их за веру, царя и отечество кровь проливает, подайте копеечку». Выступления пользовались успехом. Уличную певунью приглашали даже в богатые купеческие дома.
Слайд 8 – Хождение с сумой продолжалось почти год, пока на талантливую девочку не обратила внимание вдова чиновника, погибшего в Русско-японской войне. Агафью удалось определить в лучший саратовский приют при Киновийской церкви, где был собственный детский церковный хор, но поскольку детей крестьянского сословия туда не брали, а имя и фамилия девочки — Агафья Лейкина — выдавало её крестьянское происхождение, появилась фиктивная грамота с новыми именем и фамилией: Лидия Русланова.
Слайд 9 – «В полной тишине величественного храма, на угасающем фоне взрослого хора возник голос. Его звучание всё нарастало, ни на мгновение не теряя своей первоприродной чистоты. И мне показалось, что никто — и я в том числе — не дышал в этой массе народа. А голос звучал всё сильнее, и было в нём что-то мистическое, нечто такое непонятное… И я испугался, соприкоснувшись с этим волшебством, задрожал, услышав шёпот стоявшей рядом монашки: «Ангел! Ангел небесный!..» Голос стал затихать, исчезая, он растворился под куполом храма, растаял так же неожиданно, как и возник». Иосиф Прут, российский драматург, первый советский сценарист.
Слайд 10 – Её голос услышал преподаватель саратовской консерватории Михаил Медведев. Он взял Лидию Русланову в консерваторию и прочил ей оперную карьеру. Там певица училась на протяжении двух лет, но в итоге решила, что будет исполнять народные песни: «Поняла, что академической певицей мне не быть…Моя вся сила была…
Послушайте народную песню в исполнении Руслановой Л. А. и определите в чем сила ее песен.

(фрагмент песни «Посею лебеду»)

–«…Моя вся сила была в непосредственности, в естественном чувстве, в единстве с тем миром, где родилась песня».

ответы учеников

+ Лидия Андреевна с душой поет, через себя пропускает каждую строчку песни.

+ Ее песни звучат задорно, непосредственно.

Слайд 11-13 – В течение всего периода гражданской войны Русланова выступала перед бойцами регулярной Красной Армии. На сцену Лидия Русланова выходила в крестьянской одежде — нарядной панёве, душегрейке и в лаптях (позже их сменят сапожки), волосы скрывал платок. Концерты обычно завершались «Саратовскими страданиями», после чего Русланова величественно кланялась земным поклоном, и степенно уходила. Её называли в то время «Саратовской птицей». В 20-е годы Лидия Русланова занималась самообразованием, много читала, начала собирать свою библиотеку.
Слайд 14-15 – С первых дней Великой Отечественной войны Лидия Русланова выезжает на фронт в составе одной из лучших концертных бригад. В начале войны в репертуаре Руслановой появилась песня «Валенки», ставшая её «визитной карточкой». Лидия Русланова давала концерты для солдат в течение всей войны. Выступать нередко приходилось в сложных условиях — под открытым небом в окопах, землянках, госпиталях.

Первое выступление русских артистов в Берлине состоялось 2 мая 1945 года, у стен рейхстага. Лидия Андреевна вспоминает о концерте в Берлине «Кругом ликование, радостные лица…»

Больше всего солдаты просили исполнить знаменитые «Валенки», и певица объявила: «А сейчас Валенки, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!»

Концерт продолжался до поздней ночи. Георгий Жуков снял со своей груди орден и вручил Руслановой. После концерта Русланова углём поставила свою подпись на колонне рейхстага рядом с фамилиями солдат.

Слайд 16-17 – В июне 1947 года постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) «О незаконном награждении тт. Жуковым и Телегиным певицы Л. Руслановой и других артистов орденами и медалями Советского Союза» Лидия Русланова была лишена ордена Отечественной войны.

28 октября 1949 года Лидия Русланова была приговорена Особым совещанием при МГБ СССР к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества.

Слайд 18-20 – В 60-х голос Руслановой снова звучал в радиоэфире, она принимала участие в фестивалях, выступала на концертных площадках страны. Уже будучи пожилой, Лидия Русланова гастролировала по городам Советского Союза практически до конца жизни.

– 21 сентября 1973 года Лидия Андреевна Русланова скончалась от сердечного приступа. На сердце Руслановой нашли следы нескольких инфарктов. В последний путь её пришло проводить большое количество людей, в связи с чем у Новодевичьего кладбища в Москве было остановлено движение транспорта.

IV

Активное занятие

Рабочая тетрадь стр. 16. (Прочитайте отрывки известных произведений русской классики. В них писатели рассказывают о том, как с помощью музыкальных образов, языком звуков проявляется творчество человека. Определите, в каких фрагментах запечатлены подлинный талант и вдохновение.) Выполняют задание в тетради
V

Закрепление

– Итак, ребята сегодня мы познакомились с творчеством Руслановой Лидии Андреевны.

– Составьте синквейн по теме урока.

1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

4.Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

+ Синквейн:

1. Звук

2.Индивидуальный, неповторимый

3. Поет, звучит, завораживает

4. Голос Руслановой –символ эпохи

5. Песня.

VI

Ресурсный круг

Ответить на вопрос «В чем своеобразие «языка» Руслановой, в чем его смысл?» + Лидия Андреевна исполняла песни с душой. Слушателям казалось, что она судьбу свою рассказывает.

+Песни очень поучительные, исполнение непосредственное

VII

Итог урока

– Последний свой концерт она дала в Ростове-на-Дону в 1973 году на переполненном стадионе. Ровно за месяц до кончины. Ее Большая заслуга в том, что старинным русским песням она дала на эстраде новую жизнь. Фактически она сохранила для новых поколений народное песенное наследие. Старые песни становились современными. Оценка творчества Руслановой Л. А. (Слайд 21)
– А кто в нашем поселке исполняет русские народные песни и песни советских композиторов? Без кого не проходит ни один праздник в поселке? +Это дуэт «Ивушка»
– Давайте мы с вами встретимся с ними после уроков и постараемся определить в чем своеобразие «языка звука» дуэта «Ивушка». Как они оценивают творчество Руслановой Л. А.
Смотрите также:А. В. Камкин. Учебное пособие «Истоки». «Истоки творчества» (8 класс). Типурока изучение нового материала тема урока: «Языки звуков. Русланова Лидия Андреевна». Цель

90.41kb.

1 стр.

Типурока изучение нового материала вид урока урок-исследование

98.34kb.

1 стр.

Разработка урока музыки 4 класс 2011 год Тема урока: «Роль музыки в баснях» Тип урока: Формирование новых знаний, изучение нового материала

115.76kb.

1 стр.

Методическая разработка урока географии в 6 классе Тема : Тема: Реки. Воды суши. Изучение нового материала. Урок-исследование

70.8kb.

1 стр.

Тема урока: Тема моря в русской музыке. Тип урока : изучение нового материала. Вид урока: урок прогулка. Жанр урока: тематический

52.36kb.

1 стр.

Тип урока: изучение нового материала. Цели урока: изучение явления природы молнии

132.01kb.

1 стр.

План урока «Священные сооружения» Учитель: Клевцова Н. В. Тема урока: Священные сооружения

40.03kb.

1 стр.

Презентация по Всеобщей истории «Мировая культура и искусство 20 века» История- 9 класс. Тип: изучение нового материала

73.23kb.

1 стр.

Программа: «Школа России» Тип урока: изучение нового материала. Вид урока : урок. Тема урока: «Красная книга» 2008-2009 г г. Тема урока: «Красная книга»

89.64kb.

1 стр.

Урок 24 Тип урока: изучение нового материала Цель: продолжить формирование у обучающихся целостного представления о реках

35.73kb.

1 стр.

Конспект урока по истории в 10 классе Тип урока: изучение нового материала Вид: комбинированный Форма урока

107.26kb.

1 стр.

mognovse.ru

Методическая разработка

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юрьевская основная общеобразовательная школа

Островского района Костромской области

Муниципальный этап областного

методического конкурса педагогов

образовательных учреждений

Костромской области

Номинация

Учебно-методическая разработкаавтор:

Добрякова Наталья Владимировна,

учитель историиКонтингент:

8 класс

с. Юрьево

2012-2013 уч. г.

Содержание Стр.
1. Пояснительная записка 3-4
2. Теоретическая часть 5
3. Методическая часть 7
4. Заключение 12
5. Список использованной литературы 13
Приложения 14-38

Аннотация

В настоящей учебно-методической разработке освещен вопрос о использовании краеведческого материала на социокультурном предмете «Истоки» в 8 классе. Работа состоит из пояснительной записки, теоретической и методической части, заключения, приложений. В приложении мною представлены технологические карты и конспекты уроков, составленные в соответствии с требованиями ФГОС, а так же рабочий материал к урокам.

Данные материалы можно использовать в учебно-воспитательном процессе на уроках «Истоки» в 8 классе.1. Пояснительная запискаВ последнее время усилился интерес к истории родного края. Это нашло отражение в возобновлении работы школьных исторических музеев, комнат Боевой и Трудовой Славы, создании виртуальных музеев.

В школах Костромской области введен социокультурный предмет «Истоки».

Цель курса «Истоки» – ввести в образовательное пространство российской школы систему ценностей, идеалов и норм, лежащих в основе отечественной культуры и российской цивилизации. «Истоки» призваны консолидировать региональное сообщество вокруг образования, которое становится в таком случае важнейшим фактором оздоровления всей социокультурной среды1.

В 8-м классе в рамках программы учебного курса речь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие темы как «ДУХ и ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА» (дух творчества, его языки и мотивы), «ИСТОКИ ОБРАЗНОГО» (образы мира божественного, природного и человеческого), «ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА РАЗУМА» (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просветителя)

Таким образом, «Истоки» в 8 классе призваны, аккумулировав весь предыдущий опыт присоединения к универсалиям отечественной культуры, открыть новый этап в истоковедении. Учащимся предстоит открыть волнующий и многогранный мир творческой деятельности человека - художественной, научной, управленческой, просветительской и т.д. ради познания ее духовного, нравственного и общественного предназначения.

Уроки по предмету «Истоки» – это уроки гражданственности, патриотизма, высокой нравственности. Это уроки с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, уроки, ориентированные на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся.

Проведение таких эффективных уроков возможно при использовании краеведческого материала, который обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков практического применения полученных знаний в жизни. Благодаря включению краеведческого материала в урок, удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания.

Проблема использования краеведческого материала по предмету «Истоки» в 8 классе является актуальной. Учебное пособие по предмету разрабатывал вологодский автор – Камкин Александр Васильевич, через весь учебный материал «красной нитью» проходит история Вологодского края, учебник предназначен для Вологодской области. Об истории Костромской земли не упоминается в учебнике ни слова, поэтому учителю необходимо составлять тематическое планирование с учетом краеведения, дополнительно подбирать материал по истории Костромского края, анализировать периодическую печать, справочники и т. д.

Цель методической разработки:

-раскрыть особенности преподавания краеведческого материала в учебном процессе по предмету «Истоки» в 8 классе.

Задачи:

- проанализировать накопленный краеведческий материал в Зале Боевой и Трудовой Славы при МКОУ Юрьевская ООШ;

- спланировать учебно-воспитательный процесс по предмету «Истоки» в 8 классе с учетом краеведческого материала;

- определить эффективные методы и средства преподавания краеведческого материала в 8 классе

- разработать конспекты уроков по разделу «Языки творчества»

- апробировать данную методическую разработку в учебно-воспитательном процессе в 2012-2013 учебном году.

Ожидаемые результаты методической разработки:

- созерцание глубинных истоков различных творческих сфер в родном крае;

- осознание духовно-нравственных основ творчества;

- принятие многовековой традиции общественного служения;

- развитие коммуникативных, познавательных, социальных, профессиональных способностей личности;

- формирование умений и навыков у учащихся в исследовательской деятельности;

- определение значимости вклада земляков в общее дело.

Реализация методической разработки осуществляется в учебно-воспитательном процессе в рамках проведения уроков, экскурсий, творческих проектов и т.д.

2. Теоретическая частьИсторическое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале.

Краеведческий материал помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. Благодаря краеведению удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий, встречи с земляками, оформления исследовательских работ учащимися и т.д.

Для эффективности использования краеведческого материала на уроке придерживаюсь следующих условий:

  • соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса «Истоки»;
  • научной достоверности;
  • взаимосвязи местного и общеисторического материала;
  • учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики;
  • систематичности и планомерности в использовании;
  • наглядности;
  • непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала;
  • связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы;
  • применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках истории.
Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он:
  • является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;
  • удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы;
  • тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родного края – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.
Одновременно с образовательным процессом идет и процесс воспитания школьников.

В ходе работы решаются следующие задачи:

1. Специальные:

  • познавательные: вооружение учащихся основами знаний о родном крае;
  • практические: формирование навыков исследовательской работы.
2. Общепредметные:
  • развитие логического мышления;
  • обучение школьников самостоятельно выполнять задания по краеведению;
  • формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой;
  • развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной.
Таким образом, краеведение дает огромные возможности для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, своему дому, своей семье, своему народу.

3. Методическая часть

Краеведческий материал аккумулирован в школьном Зале Боевой и Трудовой Славы, через работу которого осуществляется углубленное изучение предмета.

В фондах Зала Боевой и Трудовой Славы при школе хранится около 19 воспоминаний ветеранов ВОВ, четыре воспоминания родных и близких о погибших в годы Великой Отечественной войны, 15 воспоминаний тружеников тыла, два воспоминания вдов войны, 15 воспоминаний детей войны. Оформлена творческая работа о Гарькуше Л. И. – узнице концлагеря. 14 творческих работ по материалам поиска о людях Трудовой Славы. Весь собранный материал оформлен в виде альбомов, папок. Создано 15 постоянных экспозиций, по которым разработаны тематические экскурсии.

Сбором материала по местной истории, его классификацией, обработкой, систематизацией и экспонированием в школьном Зале я преследую педагогические цели и, прежде всего, использование его на уроках истории и истоки.

На начальном этапе курса истоки дети получают краеведческие знания в готовом виде. В дальнейшем для их приобретения учащиеся используют материал, который добыли сами из специальной литературы, воспоминаний очевидцев.

Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности.

Местный материал может составить содержание целого краеведческого урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края. Во втором - лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может иметь место на любом этапе урока. Краеведческий материал может излагаться как учителем, так и учащимися.

Формы и методы преподавания включают в себя лекции, учебные дискуссии, работы с историческим источником, проведение краеведческих викторин и компьютерных презентаций.

Использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истоки, делает их знания более прочными и глубокими.

Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. Это отражено в тематическом планировании по предмету истоки в 8 классе.3.1. Тематическое планирование

предусматривает изучение учебного материала 1 час в неделю, итого 34 часа в год.

Тема урока Краеведческий материал Основные знания Активные формы обучения
Введение (3 часа)
1. О Творце, творчестве и творении Творческая работа «Все цветы на первый взгляд молчат», о любви к цветам, о создании цветочного сада Булыгиной Е. В., жительница п. Красная Поляна Талант как духовный дар. Вдохновение, озарение и духовное зрение. Нравственные смыслы творчества. Путь к истине и духовное состояние человека. Идея преображения в истории и культуре России. Отражение мира видимого и невидимого, горнего и дольнего в творческой деятельности человека. Дар созерцания
2. О таланте Рассказ о жизни и творчестве художника Б. Кустодиева. РК «Как вы видите свое предназначение в жизни?»
3. Спутники творчества Демонстрация фоторабот В. П. Алфимова. Вдохновение
Истоки творческого слова (6 часов)
4. Языки творчества. Язык духа Материал II детских Рождественских чтений, рассказ о протоиерее Воскресенского храма отце Рафаиле. Сказитель, летописец, писатель, поэт и оратор. Творческое слово как отражение духовно-нравственных идеалов и земной действительности. Слово как творец новой реальности.

Великие мастера слова: летописец Нестор и историк Николай Карамзин, митрополит Иларион и епископ Игнатий Брянчанинов, князь Владимир Мономах и полководец Александр Суворов, писатели Иван Тургенев, Антон Чехов и Леонид Леонов, поэты Александр Пушкин, Федор Тютчев и Николай Рубцов.

Язык безмолвия -язык духа

РК «Можно ли назвать творчеством «умную» молитву монаха, находящегося в

состоянии безмолвия? Почему?»

5. Язык разума Краевед, генеалог, историк, Почетный гражданин г. Костромы – Григоров Александр Александрович Язык разума и духа
6. Язык образа Материал V детских Рождественских чтений «О сельском художнике, замолвите слово», о Жуковском Б. С., житель п. Красная Поляна РК «Что вы считаете самым главным в творчестве художника?»
7. Языки звуков Встреча с творческим дуэтом «Ивушки» Языки звуков
8. Язык жеста. Как прочитать жест Жест - помощник в общении

РК «Как язык жеста помогает вам в общении?»

Мотивы творчества (7часов)
9. К творчеству призвала любовь. Материал V детских Рождественских чтений «Для умелой руки – все работы легки», о Ромашове М. Г. Свет, цвет, звук, жесты, формы, ритмы в художественном творчестве как символическое отображение духовных и нравственных состояний человека.

Эстетические взгляды различных поколений соотечественников: общее и особенное. Самобытность народной эстетики.

Любовь как основной мотив творчества

РК «Расскажите о своем, творчестве, к которому привела вас любовь»

10. К творчеству призвало сердце. Рукоделье с. Юрьево Творчество по велению сердца
11. К творчеству призвало Отечество Костромские поэты о ВОВ Любовь к Отечеству
12. Истоки законотворчества. Жить

по закону

Создаем законы самоуправления в группе
13. Жить по обычаю РК «Какие наиболее ценные обычаи самоуправления в вашей группе вы можете назвать? Почему?»
14. Жить по

справедливости

Об идеалах
15. О правде Жить по правде
Истоки образа (9 часов)
16. Творение образов. Божественного мира. Икона. Иконописец Гурий Никитин Духовное и нравственное видение мира и ДО-видение образа. Образное и БЕЗ-образное в творчестве. Вдохновение мастера.

Выдающиеся творцы образов: иконописец Дионисий, художники Виктор Васнецов и Павел Корин, зодчий Матвей Казаков и скульптор Федот Шубин, композитор Александр Бородин и певец Федор Шаляпин.

Духовные и нравственные уроки их творчества и жизненного пути.

Московская школа иконописи
17. Храм как образ Божественного мира Заочная экскурсия по храмам Островского района. Иконостас Ипатьевского монастыря. Храм как образ Божественного мира

РК «Что я вижу, слышу и чувствую, находясь в храме? Какие образы у меня

возникают?»

19. Образы мира природного.

Инструментарий художника

Художники Костромской области. Лесной богатырь-художник
20. Образы мира дольнего, мифопоэтического. Легенда о костромской Снегурочке, предания о названии Костромы Что мы видим в образе

РК «Рассмотрите репродукции картин известных. Какие тайны природного мира открыли для вас эти

картины?»

21. Мир «узорочья» Материалы V детских Рождественских чтений «Щедра талантами земля родная», Красносельское ювелирное дело, встреча с рукодельницей Капитоновой Э. А. Язык узоров
22. Образы мира человеческого. Как

Василий Суриков создал образ героя

Образ Снегурочки в творчестве Островского А. Н. Образ героя
23. Как каждое сословие творило свой образ Образ сельского жителя. Экскурсия в краеведческий музей с. Юрьево Дом культуры У каждого сословия свой образ
24. Как творили образ невидимого Легенда о Святом ключике в Щелыково Творение невидимого образа

РК «Представьте, что вы находитесь в невидимом граде Китеже? Каков идеальный образ святого города у вас возникает?»

25. Посмотрим на самого себя Посмотрим на самого себя

РК «Расскажите, с какими образами связана у вас каждая часть тела: голова, сердце, рука, нос?»

Истоки творчества разума (9 часов)
26. О сути научного Творчества. О прямых путях и путях извилистых. Рассказ о ветеранах педагогического труда школы Пути научного творчества. Гипотезы и предвидение, анализ и синтез, теория и аксиома. Научные школы.

Предназначение ученого. Общественное служение науки.

Различные стратегии творческого научного мышления: интуитивное и рациональное, эволюционное и цикличное, аналоговое и образное и др.

Книжный мир Отечества.

Великие ученые и просветители: князь Ярослав Мудрый, математик Николай Лобачевский, механик Иван Кулибин, путешественник Николай Миклухо-Маклай, физиолог Иван Павлов, физик Игорь Курчатов, врач Николай Пирогов, филолог Владимир Даль, издатель Иван Сытин, педагог Константин Ушинский, конструктор Сергей Ильюшин.

Научные знания и мудрость.

О сути научного Творчества. О прямых путях и путях извилистых
27. Знания донаучные и вненаучные Знания донаучные и вненаучные

РК «Как помогают вненаучные знания познавать мир? Приведите примеры»

28. Научные знания Научные знания
29. Во имя чего наука познает мир Во имя чего наука познает мир
30. Техническое творчество. Изобретатель Изобретатель
31. Творчество

просветителя. Духовные

просветители

Книгопечатание И. Д. Сытина. Церковь Иоанна Кронштадтского в п. Островское Духовные просветители
32. 33. Познай свои возможности Познай свои возможности
34. Истоки творчества Истоки творчества

РК «В чем я вижу истоки своего творчества?»

В качестве примера реализации тематического планирования и использования краеведческого материала мною оформлены конспекты уроков и технологические карты по разделу «Истоки творческого слова. Языки творчества» (См. приложения)

Заключение

Главный результат методической разработки на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательно присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. Мне удалось заинтересовать подростков историей родного поселка.

Воспитание нравственных качеств должно осуществляться параллельно со всеми видами учебной деятельности. Нравственный результат не достигается автоматически. Сформировать нравственную активность можно только, соединив самостоятельное нравственное действие с самостоятельным нравственным мышлением.

Изучая на уроке краеведческий материал, учащиеся уносят в жизнь имена писателей, поэтов, художников родного края. И еще то, что не укладывается в рамки обычных понятий, что составляет стержень человека – гражданское становление.

Краеведческий материал является важным фактором формирования духовности, любви к родной земле, уважения к тем, кто множил и развивал культуру Отечества.

В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты:

1) повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых работ. Слабые ученики активизировали свою деятельность;

2) ребята стали более активно работать на уроках;

3) во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов;

4) система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.

Главным условием успеха своей работы, считаю, оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности.

Список использованной литературы

1.Биография Руслановой Лидии Андреевны [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.biografguru.ru/about/ruslanova/?q=4096 свободный

2. История Российской империи в картинах российских художников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rosimperija.info/post/1812 свободный.

3. Зонтиков Н. Сага о костромском дворянстве и ее автор [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://live.kostromka.ru/person/grigorov/saga-3568/ свободный.

4. Материал V Рождественских чтений в Островском муниципальном районе, исследовательская работа ученицы 10 класса Шиловой Дарьяны «О сельском художнике светлое слово».

5. Отрада Православная [Электронный ресурс] / Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»; авт. Камкин А. В./ . – Режим доступа: http://www.otrada.cryss.ru/council/256-----l-r, свободный.

6. Русланова Л. А. Песня «Валенки» – http://www.youtube.com/watch?v=pg8Xby0uTMQ

7.Русланова Л. А. Частушки. – http://video.mail.ru/mail/riswankir/21862/21843.html

8. Толковый словарь Ожегова С. И. [Электронный ресурс] / Под ред. Н. Ю. Шведовой — Электрон. дан. — М.: 1992. — Режим доступа: http://www.ozhegov.org/index.shtml/ свободный.

9. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». [Электронный ресурс] – 2008–2013гг. – Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/1162349.html свободный.

10. Янцевич Е. Отец. // Островские вести. 2009. №2. С.2 Приложение № 1

Технологическая карта и конспект урока по теме «Язык духа»Технологическая карта урока.

Предмет: истоки

Класс: 8

l.120-bal.ru


Смотрите также