Армейская реформа: «Деды» ушли, а «дедовщина» осталась. Духи бьют дедов в армии


«Деды» ушли, а «дедовщина» осталась

ТЕПЕРЬ В КАЗАРМЕ ВСЕ РАВНЫ Армейским традициям, именуемым «дедовщиной», похоже, приходит конец. В связи с тем, что срок службы в армии сократился до 1 года, теряются поколениями выработанные казарменные традиции. Теперь среди солдат практически все равны - «дембеля» от «духа» отделяют всего каких-то полгода, и он не имеет уже посреднических рычагов давления на новобранца, ведь исчезла прослойка, которая и являлась основой казарменной жизни, - «слоны» и «черпаки». На самом деле общеизвестно: чем меньше войска воюют и занимаются боевой подготовкой, тем больше в них неуставных взаимоотношений. В том же Афганистане при всей жесткой системе подготовки молодых солдат «дедовщина» в боевых подразделениях сводилась практически к нулю. Во-первых, некогда. Во-вторых, можно и пулю в спину схлопотать в отместку. В-третьих, как это ни пафосно звучит, боевая обстановка сближает людей и отметает такие условности, как сроки призыва. До сих пор армейская иерархия была четкой и устоявшейся. Каждому сроку службы был определен свой строгий статус, который считался незыблемым в казарме. Низшая ступень - это «запах». Призывник, который еще не успел принять присягу, но уже обут и одет в армейскую форму. У него не было ни обязанностей, ни прав, но в чутких руках старослужащих он уже успевал понять, что он никто, звать его никак, хотя он и имеет уже целую кучу обязанностей. Сразу после принятия присяги новоявленный солдат получал звание «духа» и становился низовым звеном армейской иерархии. «Духом» быть было непросто. Спать - нельзя, есть - нельзя, руки в карманы - нельзя, даже в туалет по желанию - нельзя. Можно только много работать, бегать, выполнять кучу различных и бесполезных приказаний. Еще участвовать в ночных казарменных развлечениях, которые зачастую оборачивались жестким мордобоем со стороны старослужащих. Но! Маленький нюанс: каждый «дух» знал, что он станет «дедом» и будет точно так же воспитывать молодой контингент. В армейском фотоальбоме практически каждого солдата осталась оптимистическая фраза: «Дембель неизбежен», - сказал молодой солдат и вытер слезы половой тряпкой». Спустя полгода солдат становился «слоном» - статус практически такой, как у «духа», только побольше хитрости и сноровки появлялось, а значит, меньше возможности нарваться на неприятности. Год - перелом армейской службы - некий рубикон. После него военнослужащий обретал звание «черпак». Это уже расслабуха - самому делать практически ничего не нужно, только руководить младшими по распоряжениям «дембелей». Впрочем, огрести от старослужащих еще можно. Полтора года службы - уже «дедушка». Париться больше не нужно, служба теперь только в радость. «Дед» в армии считался самым авторитетным солдатом - многое умеет, но ничего не делает. При этом все распоряжения и требования офицеров передавались вначале «дедам», а те, в свою очередь, ставили задачи «черпакам», которые руководили «слонами» и «духами». ПИРАМИДА РУХНУЛА При грамотно организованной структуре управления такая схема работала безукоризненно. Верхний чин в солдатской иерархии - «дембель». Он уже вроде и не военный, а дожидающийся увольнения в запас. За 100 дней до приказа (Верховного главнокомандующего об увольнении старого призыва и наборе нового) отслуживший два года боец обретал статус небожителя - доживал в казарме последние дни и ждал отправки домой. Таким армейским распределением ролей были довольны все. Офицеры знали, что старослужащие обеспечат выполнение всех поставленных задач (в случае невыполнения спросят именно с них), салабоны понимали, что надо перетерпеть период унижений и самим получить более весомый статус. Но главное, подобная система позволяла в достаточно быстрые сроки подготовить солдата по всем статьям - и боевым, и хозяйственным. «Дедовщина» выходила за пределы ночной казармы - на учениях, полевых выходах, в летних лагерях, на стрельбах - старослужащие так же учили молодых солдат. За каждым «дедом» закреплялся персональный «дух», который был обязан метко стрелять, выносить марш-броски и четко тянуть носок на парадах. Конечно, в семье не без урода - зачастую «дедовщина» превращалась в банальное издевательство и тупое избиение «духов». Что, собственно, и породило панический ужас у новобранцев и их родителей во время призыва в армию. Что же мы видим сейчас? «Деды» и «духи» уходят в прошлое, а согласно статистике преступлений в армейской среде меньше не стало! Хотя кривая преступлений в армии, по утверждению военной прокуратуры, снизилась на 12 - 14%. Неуставные отношения здесь идут отдельной строкой - в казарме стало больше мордобоя и издевательств. Для сравнения: если в прошлом году под статью неуставных отношений попало немногим более 2 тысяч случаев, то за первые полгода нынешнего - уже более 1700. И это несмотря на уменьшение сроков службы до 1 года. В чем же дело? А в том, что армия потеряла ту систему казарменной иерархии, которая вырабатывалась годами и позволяла создавать преемственность между разными сроками призыва. Пирамида неформальных казарменных рангов рухнула. Но по сохранившемуся в армии негласному праву подчиненности младшего старшему «неуставщина» процветает даже при минимальной разнице в возрасте между солдат. Все же знают, что «дед» должен лупить «духа»! Да, «дедов» и «духов» больше нет. Но есть старший призыв, который и лупит со всей дури младший.

ДЕМБЕЛЬ В ОПАСНОСТИ! Помимо сложившейся иерархии, армия потеряла и другие казарменные традиции. Например, дембельский альбом - шедевр солдатского творчества, этакую книгу о солдатской службе. Всегда вычурно, всегда аляповато и пафосно, но этот альбом сохранялся в поколениях, вызывал в последующем слезу умиления и гордость за службу. Впрочем, свою роль тут сыграли и современные технологии. Сейчас дембельский альбом - это либо флешка с цифровыми фото, либо страничка на сайте Одноклассники.ru Практически утратилась и традиция «ковать дембель» - готовить к увольнению в запас форму. Если раньше по части «дед» ходил в старой, выцветшей (но чистой и опрятной) форме, что считалось признаком послужившего свое бойца, то на дембель он уезжал форменным фазаном - к радости городских патрулей. Модельный дом Юдашкина отдыхает перед солдатским искусством перекройки мундиров, брюк, сапог, шапок и фуражек. Аксельбанты, шевроны, значки... Порой в такую дембельскую форму влезть без мыла было невозможно в прямом смысле слова. И когда «дембель» возвращался к себе домой в деревню или провинциальный городок, он на время становился секс-символом всех окрестных девчонок. Ушли из жизни и многие другие армейские традиции, на которых было воспитано не одно поколение советских и российских военнослужащих. Вроде и жалеть особенно не о чем (ну альбом, ну форма, ну сто дней до приказа), но вместе с тем утратилась некая нить, связывающая солдат разных поколений, позволяющая им считать себя единым целым - служившими в армии. А главное, из прежних традиций в казармах осталось лишь худшее - мордобитие. Новых же традиций не выработано пока никаких... МНЕНИЯ ЗА Полковник Генштаба в отставке Владимир ПОПОВ: «Это искоренить нереально!» - «Дедовщину» в армии искоренить невозможно независимо от сроков службы. Да и не нужно от нее избавляться, потому как на ней держится основа воспитания солдат. Офицеры сами заинтересованы в «дедовщине». Командиру роты, например, проще управлять десятком «дедов», закрывая глаза на их нарушения. Зато они управляются со всей ротой именно так, как надо офицеру. Опять же негоже офицеру бить солдата, а ведь часто есть за что! Просто слова и убеждения на призывников практически не действуют. И тут нужны «дедушки», которые доходчиво убедят «салабонов» в правильности поступков. «Деды» же, уходя на дембель, кровь из носу обязаны подготовить себе полноценную замену. Был в армии такой эксперимент - набирать в одно подразделение солдат одного призыва. И что из этого вышло? Офицеры замучились контролировать личный состав, приходилось дневать и ночевать в казарме. Потом смекалистые командиры выбрали из серой солдатской массы наиболее толковых, сообразительных, крепких физически и сделали из них «дедов»! И эти одногодки держали весь коллектив не хуже старослужащих. ПРОТИВ Полковник Погранвойск в отставке Анатолий ПРОКОПЬЕВ: «Можно служить и без мордобоя» - Служба, например, в Пограничных войсках показывает, что «дедовщина» - необязательный атрибут воинского подразделения. У нас традиционно коллектив заставы - единая семья, где разделение на «духов» и «дембелей» практически отсутствует. И если элементы неуставных отношений еще встречаются в погранотряде, где много военнослужащих, то на заставе «дедовщина» уже исключается. Во-первых, офицеры проживают на территории заставы и все время проводят на службе. Во-вторых, каждодневно выполняющим боевую задачу по охране госграницы пограничникам не остается времени на всякие глупости. В Погранвойсках традиционно ценилось не умение набить морду товарищу, а способность помочь ему. Да и традиций «дедовщины» в Погранвойсках как таковых нет - отбор проводился очень тщательно, под контролем органов КГБ. Сейчас Погранвойска комплектуются по контрактному принципу, на заставах служат в большинстве местные жители, и «дедовщины» между ними быть не мо-жет - обидчику потом достанется за пределами службы. Исходя из пограничного опыта, можно предположить, что без «дедовщины» могут прожить и другие армейские части. При условии, конечно, что в войсках будет больше контрактников и солдаты будут заниматься не хозработами, а боевой подготовкой.

www.crimea.kp.ru

"Дедовщина" в армии.

"Дедовщина" в армии.

В этой статье поговорим о "дедовщине" разных лет и нынешнего состояния Российской армии на сегодняшний день. Все мужчины кто служил в вооруженных силах естественно знают о "дедовщине" не по наслышке о неуставных взаимоотношениях.

1) Что такое неуставная "дедовщина"? - это неуставные взаимоотношение между военнослужащими и караются законом. Самый простой вариант наказания это дисбат, если более тяжелое то конечно уже наказание уже тюремное заключение.

2) Уставная "дедовщина" - просто слово, очередной стереотип. Так сказать, всеобъемлющий термин, включающий в себя тенденцию уставных взаимоотношений..

По сути - воспитание посредством стрессового психологического воздействия это одно и в принципе, это может быть полезно для некоторых (возможно многих) типов людей. Совсем другое - систематическое унижение ради унижения или самоутверждения за чужой счет. Можно сколько угодно рассуждать о том, что это наша агрессивно-конкурирующая природа, но для цивилизованного общества это неприемлемо. Нравится такое? Ты мудак. Но под "дедовщиной" обычно кто-то понимает первое, кто-то второе, отсюда недопонимание. Но совсем печально, когда разницы между первым и вторым не видят - это означает, что такие люди банальное скотское гнобление будут оправдывать педагогическим якобы положительным эффектом. Не видишь разницы? Ты, скорее всего, дебил (и это уже не оскорбление, а степень умственной отсталости) и садист.

"Дедовщина" в армии.

От куда пришло понятие "дедовщина"

Читая историю начиная от Петра 1, то понятие «дедовщина» была уже в те далёкие времена. Только выражалась она куда более лояльней во времена Советского Союза и нынешней России. В те далекие времена солдаты служили по 25 лет. Воевали в те времена постоянно, лишь только по этому проявления грубого насилия к молодому составу проявлялось лишь тем что, более опытный военнослужащий обучал новобранца выжить на войне. Так как считалось надежный тыл это лучше чем обиженные военнослужащий. В случае тяжёлой обстановке он может бросить позиции и убежать или выстрелить в затылок. Плюс еще воспитание патриотизма.

Однако время шло и значит менялись порядки. В взаимоотношениях между офицерским и младшим составом. От младших требовали не полагающегося юнкерам старших классов отдания чести, заставляли делать приседания, выть на луну, им давались оскорбительные прозвища, их по многу раз будили ночью и т. д. Офицеры-воспитатели военно-учебных заведений не только знали об издевательствах, но многие из них были уверены, что «подтяжка даёт младшему классу дисциплину и муштровку, а старшему — практику пользования властью»

В Советской Армии "дедовщина" действительно не была характерна до введения сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трёх лет до двух в сухопутных войсках и с четырёх до трёх — на флоте. Сокращение к тому же совпало с периодом дефицита призывников, вызванного демографическими последствиями Великой Отечественной войны, из-за чего пятимиллионная Советская армия должна была уменьшиться в своей численности на целую треть, в армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено. Тогда в один момент оказались служащие, призванные на 5 и на 3 года во флот и 4 и 2 года в сухопутные войска. Усиление дедовщины напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключённых из тюрем. В таком случае в довоенной РККА (а до этого — в армии дореволюционной России) дедовщины не было, и она ведёт своё начало с 1942-43 гг. Именно тогда в действующую армию стали призывать заключённых, которые и внесли часть своей «зоновской» субкультуры в Советскую Армию.

К примеру во время моей службы в Афганистане — постоянные боевые рейды, автотранспортное снабжение войск, медицинское и тыловое обеспечение, боевое охранение в порядках сторожевых застав — везде процветала дедовщина. Офицеры закрывали на все это глаза и даже поддерживали это. К примеру, командиры взводов и рот лично объясняли сержантам, прибывших с молодым пополнением из учебных подразделений на должности командиров отделений и экипажей боевых машин, что в первые полгода службы в Афганистане они будет числится командиром только в штатно-должностной книге роты/батареи — а фактическим командиром будет указанный офицерами старослужащий в звании рядового, числящийся в его подчинении. Объяснялось все этим тем что у нового пополнения отсутствие боевого опыта и адаптации к местным условиям у вновь прибывшего сержанта. И это оправдывалось и поддерживалось новоприбывшими.

"Дедовщина" в армии.

В Российской армии после распада СССР неуставная "дедовщина" связана с использованием труда молодых солдат для получения личной выгоды командным составом воинских частей. "Дедовщина" перешла от Советской армии как способ управления неуставной хозяйственной деятельностью воинских частей и продолжает развиваться в настоящее время, приобретая различные формы.

Проявления неуставной "дедовщины" могут быть очень разными. В мягких формах она не связана с угрозой жизни и здоровью или серьёзным унижением достоинства: новобранцы выполняют хозработы за старослужащих и, время от времени, их бытовые поручения. В своём крайнем выражении неуставные "дедовщине" доходит до группового садизма. Неуставные отношения в Российской армии заключаются в принуждении новобранцев полностью обслуживать «дедов» (например, стирать их бельё), отнятии денег, вещей и продуктов питания.

«Старослужащие» подвергают «молодых» систематическим издевательствам и даже пыткам, жестоко избивают, нередко нанося тяжкие телесные повреждения. В последнее время очень часто распространено вымогательство денег для зачисления их на лицевые счёта сотовых телефонных номеров. Новобранцев заставляют звонить домой и просить у родителей пополнить счёт «деда» или купить ему карточку пополнения счёта, которая потом пойдет на все тот же лицевой счёт.

Срочная служба в ВС РФ зачастую не сильно отличается от «зоны». Неуставная "дедовщина" является основной причиной регулярных побегов солдат срочной службы из частей и самоубийств среди них. Кроме того, с дедовщиной связана значительная часть насильственных преступлений в армии: в одних случаях это выявленные и за совершенные преступления отданные под суд «деды», в других — ответные действия новобранцев.

"Дедовщина" в армии.

В Советской армии солдатское общество делилась группы:

1) военнослужащие, еще не принявшие присягу и живущие в отдельной казарме - карантин, слон, мамонт, салабон.

2) военнослужащие первого периода службы (до 0,5 года) - дух, салабон, щегол, чижик, гусь.

3) военнослужащие второго периода службы (0,5 - 1 год) - молодой, морж, леник, щегол, старший гусь.

4) военнослужащие третьего периода службы (1 - 1,5 года) - котел, черпак, помазок, фазан.

5) военнослужащие четвертого периода службы (1,5 - 2 года) - дед.

6) военнослужащие, находящиеся в части после выхода приказа об увольнении в запас (дембельского приказа) - дембель, карантин.

В любом мужском коллективе от детсада, школы до общаги и армии, да и дальше, найдутся те кто попробует верховодить, перекладывать свои обязанности на других - припахивать, лезть в чужую жизнь...

Первое полугодие салагу, да, держали в чёрном теле. И это было правильно. Человека приучали к дисциплине и субординации. Первые полгода кончались и весь этот "зажим" заканчивался, включая и наряды вне очереди. И, к стати, старики несли и положительную функцию, они поддерживали порядок в подразделении.

Вообще это можно назвать неформальным оформлением субординации. В более смягчённой форме это присутствует в любом коллективе. Сам когда служил еще срочку проходил полугодовое обучение, пришлось дать отпор дедам табуреткой, сопровождая лекцией о справедливости, добре и зле. Так как обязанности молодого выполнял, то меня просто на просто больше и не трогали. Когда попал уже в часть после полугода учебки и был уже не салабоном (слоном, духом), а молодым... Но салаг не было и молодой к ним приравнивался... А когда сам стал "дедушкой" – командовал после школы прапорщиков уже ротой. Если бы я был мудаком то и отношение бы было конечно ко мне другое. Но отлично служили ребята - потому, что уважали "дедушку", который всё знает, всему научит и вовремя подскажет...

К примеру был у меня в роте один субъект по фамилии Центер нашего призыва, у него кулак был с мою голову, а голова у меня 56 - ого размера, да головастик умён не по годам был. Так вот его не рискнули деды "обижать". Один раз ударит и уже на дембель по здоровью пора.

Кстати один мой знакомый поехал поработать в начале 2000 годах в доме престарелых на Севере Италии, сначала в качестве медбрата, а потом в качестве врача. Так вот, по его рассказам, среди баб-санитарок такая дедовщина существовало, что Советской Армии и не снилось. Бить, конечно же не били, но новеньких так тонко морально мордой в дерьмо окунали, что они запомнили на всю оставшуюся жизнь! Особенно, если новенькая - молодая и симпатичная девушка. А если новенькая ещё и иностранка, то ко всем аргументам добавляется ещё и "понаехали тут, рабочие места у нас воруют!" и она испытывает двойную гамму удовольствия от процедур "инициации".

Естественно, что вся грязная и самая тяжёлая работа ложится на плечи новеньких, причём старшая сестра в курсе и всегда на стороне санитарок с большим стажем работы, помимо всего прочего новенькой могут дать совершенно противоречащее здравому смыслу поручение, а потом, когда ей от старшей сестры влетает, "старенькая", которая ей это поручение давала, идёт в отказ и все , как один, на её стороне. "Старенькие" все выступают эдаким сплочённым монолитом, среди них царствует т.н. "омерта", своего рода круговая порука. (Кто хочет узнать поподробнее о происхождении этого сицилийского термина , рекомендую прочитать книгу Марио Пьюзо "Крёстный отец"). Старшая сестра прекрасно знает, как обстоят дела, но всё равно наказывает новенькую. Вот такой вот трудовой "коллектив". Назвать такое явление "клубком ядовитых змей" было слишком мягко по отношению к нему!

"Дедовщина" в армии.

"Дедовщина" есть везде, во всех странах, только имеет разные формы, и протекает по разному, но смысл один. Самая суровая уставная "дедовщина" у курсантов, солдатская даже рядом не стоит, а от этого уже потом идёт и поощрение солдатской. К тому же офицеру всегда удобнее "иметь" одного-лидера, который потом всех поимеет, чем с каждым сопляком разбираться по отдельности. Сержантов по такому принципу и назначают, можешь всех в отделении или взводе построить, получи звание и вот, тебе, официальная "дедовщина", требует уже не просто "дед", а старший по званию, что соответствует Уставу ВС.

Люди которые боятся срочной службы и вообще мужского общества под гнётом армейской дисциплины - не должны служить в армии, такие там только помеха. Лучше налоги которые выделяются на содержание подобных "солдат", направить на усиление военной подготовки и вооружение войск. Уставная "дедовщина" - это самоорганизация, это порядок и дисциплина. Так же как и землячество.

Неуставной "дедовщины" сейчас при нынешней российской армии нет, а землячество осталось: дагестанское армянское, белорусское и т.п. Многое зависит от контингента, рода войск и места службы.

Я служил в нескольких местах, разница была, но если ты нормальный патцан, то без проблем отслужишь. Хотя служба в ВКС отличается от сухопутной в разы. Тем более что служил уже офицером. Тяжелее тем кто попал служить с кучей дагов, там другие расклады, кто попали в Чечню в определённые годы там совсем другое.

Неуставная "дедовщина" в армии - прямое невыполнение служебных обязанностей офицерами. Была еще такая замечательная вещь в СССР как НАСТАВНИЧЕСТВО. "Дедовщина" должна быть правильная, а не то, что было в Советской армии. "Дедовщина" должна подразумевать получения особого статуса в армейской иерархии, а не право бить молодых.

Неуставная "дедовщина" это убогое явление, следствие отсутствия нормальных командиров младшего звена, преступная бездеятельность старшего состава. Зеленый летёха взводный, который боится в казарме глаза поднять - и пожалуйста, духа бьют безмозглые аульные бараны, или заделанные на одеколоне дети рабочих окраин, хотя и тех, и тех, очень просто поставить в стойло.

Разглагольствование с умным видом о том, какую машину дадут молодому водителю, и сравнение с казарменным бытом вообще писец как легко корректируется было бы желание, ага типа, ты дух, должен вывозить. Что в основном и делали, дневальными зависали по году. Зачем такой колхоз - бордюры белить и полы мыть и на гражданке научат. Сейчас хоть что-то изменилось, за счет соблюдения устава.

"Дедовщина" в армии.

То, что в Российской армии сейчас снижено срок службы говорит о том, что неуставная "дедовщина" - это позор и Министерство обороны России понимают это хорошо.

Если все служили бы по два года, то с неуставной "дедовщиной" можно было бы справиться за одно поколение солдатиков: просто молодые должны были бы договориться разрушить эту постыдную "традицию" и отменить всяких черпаков и пр. В следующий призыв "дедовщины" уже не было бы, т.к. "традиция" сломана. Но МО России пошло по более радикальному варианту, уменьшили срок службы, ибо понимают, что неуставная "дедовщина" - это явная угроза здоровью армии.

Несмотря на то, что "дедовщина" имеет много объективных предпосылок, младший призыв создал организацию, своего рода "профсоюз", и при поддержке командования подразделения избавлялся в целом от проявлений "дедовщины", как к примеру это действует Приволжско-Уральском военном округе. Постепенный переход на контактную основу Российских вооруженных сил в принципе искоренит неуставную "дедовщину".

Уставная "дедовщина" это нормально. Чем армия лучше лагерей с уголовниками если в ней есть такие "зоновские" понятия как неуставные взаимоотношения. Простой пример формирования войсковых соединений на Донбассе. В ДНР и ЛНР сформированы воинские части из добровольцев и там, в отличии от ВСУ Украины где процветает всякого рода очень печальные взаимоотношения между военнослужащими. Теперь батальоны республик дают отпор армии целого государства Украина. Что говорит о высоком уровне подготовки республик. В нынешнее время, ВС ЛДНР уже переходят на контрактную службу и уставные взаимоотношения.

Я хорошо знаком с устройством армии так как сам начинал служить с салдацких сапог и хорошо понимаю в чём смысл службы по призыву. Призывают молодого парня учат его, а главное переучивают к армейской жизни, а когда приходит время демобилизации отпускают на простор записывают в резерв. Кавказцы даже деньги платят только лишь для того что бы попасть служить в ВС России.

Когда то в царские времена в армии солдаты служили 25 лет и отдавали лучшие годы жизни. Сейчас уже контрактная служба и много кто из молодых парней остается продолжать служить в рядах вооруженных сил, за хорошую зарплату. Ну, а если есть желание то можно поступит и военный ВУЗ стать офицерам и сидеть в кабинетах бумажки писать, это уже кому как захочется.

(Орфография автора сохранена)

Андрей Николаевич Гребенюк

источник

mypensiya.mirtesen.ru

какая иерархия была в Советской армии — Рамблер/новости

Дедовщина в армии была всегда. Но в конце 1960-х гг. она расцвела махровым цветом, и полностью ее не искоренили до сих пор. Расцвет ее связывают с введением закона о всеобщей воинской обязанности, когда в одну часть попадали физически выносливые крестьяне и вчерашние студенты, неграмотные жители Средней Азии и оленеводы с просторов Чукотки.

Дедовщина — это не просто набор садистских и порой странных приемов воздействия на новобранца, это еще и строгая иерархия, пренебрегать которой решались немногие.

От «дрыща» до «васьки»

Только что оторванный от семьи, обритый и неуверенный в себе новобранец в армии считался существом никчемным и прав не имел. До присяги он именовался «дрыщем», «карантином» или «бесплотным духом». Это длилось от двух недель до полутора месяцев, после чего он принимал присягу и становился «духом», салагой, «зеленым» или «ежом». Во внутренних войсках таких называли «SOSами» или «чеками», а в стройбате — «васьками». «Васька-дух» прав не имел, у него были только обязанности. Он должен был выполнять пожелания старослужащих, например, доставал водку, сигареты, изображал «поезд», рассказывал сказки или чистил сапоги. Если «зеленый» соглашался с правилами, получал одобрение, если шел против, его избивали, а если не помогало, начинали травить.

«Духи» бывают разными

В изданном в 1991 году сборнике аналитических статей «Дедовщина в армии» (издательство «Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН») отмечается, что «духи» бывают четырех типов. Солдат мог стать «исполнителем» (к таким относились хорошо социализированные молодые люди, принимающие правила игры) или «летуном» (это мягкотелые новобранцы, которых легко сломать, и бунтовщики, которые поначалу сопротивлялись, но потом были все-таки сломлены). Эти два типа «духов» были наиболее многочисленными.

Кроме них были «борзые» — те, кто несмотря на побои, отказываются подчиняться преступной системе. Если солдата не удавалось заставить повиноваться, обычно его оставляли в покое. Были и «стукачи» — в этот разряд попадали те, кто хоть раз пожаловался офицеру на издевательства. Избить стукача мог каждый, не взирая на срок службы. На них сваливали всю самую грязную работу, а в тех частях, где насаждались уголовные порядки, могли изнасиловать, и все два года службы человек оставался «опущенным».

«Слон» или «шнурок»?

Но проходило полгода и военнослужащий становился «слоном», «помозой», «шнурком», «моржом», «старшим бобром», во внутренних войсках таких называли «гусями», а в ВДВ — «воронами». Переход на новую ступень обязательно знаменовался ритуалом «перебивания». Солдата били пряжкой ремня, табуретом, часто по голове, правда, в этом случае можно было смягчать удар, закрываясь руками; были и другие не менее садистские приемы. Если солдат отказывался от прохождения этого обряда, он навсегда оставался "духом".

Новоиспеченный «слон» имел право бить тех, кто «моложе» его. Отказ от этой «почетной» обязанности рассматривался как бунт, и тогда «слон» мог легко стать «летуном».

Били меня, теперь бью я!

Через год после призыва положение солдат серьезно менялось. Они становились «черепками», «черпаками», «фазанами» или «котлами» и получали все права, которых были лишены. Теперь они сами могли избивать и унижать «духов» и «слонов». В соответствии с характером они становились либо «умеренными» — теми, кто понимает, что находится в особой системе, и кому нет нужды проявлять жестокость; либо «садистами», получающими удовольствие от мучений жертв. Могли стать «независимыми» — теми, кто вообще отказывается принимать участие в дедовщине (такие выпадали из социума, но их не трогали), или, наконец, «отверженными» — «стукачи» и «летуны», их статус не менялся до конца службы.

За полгода до демобилизации солдаты приобретали почетный статус «дедов» или «стариков». Они могли пренебрегать обязанностями, возлагая их на других, и отстраняться от унижения «черпаков» и «духов». Бывали и «черные деды» — бойцы, вернувшиеся в часть дослуживать после дисциплинарного батальона. После официального приказа о демобилизации солдаты переходили в разряд «дембелей».

Как это было на флоте

На флоте на небольших кораблях и подводных лодках дедовщины почти не было: все на виду, офицеров много. Однако на больших кораблях тоже зверствовали старослужащие. Если учесть, что служили на флоте три года, а не два, многоступенчатая иерархия была еще жестче. Прослужившие полгода превращались из «духов» в «карасей», год — в «борзых карасей»; полтора года — в «полторашников». После двух лет службы матроса называли «подгодо́к», после двух с половиной — «годо́к», ну а потом он становился «гражданским». Дедовщину на флоте именовали годковщиной, по названию морских «дедов». Ритуалы «перебивания» тут были особыми: "карасей" кидали за борт или окунали в прорубь, причем сделать это надо было неожиданно, а с «гражданского» нужно было в день приказа сорвать и разорвать в клочья всю одежду вплоть до белья.

news.rambler.ru


Смотрите также