Однажды Иисус, проходя через Самарию, зашел в город Сихарь. Ученики пошли купить пищи, а Иисус присел у колодца отдохнуть. В это время пришла женщина из города за водой и между ними завязалась беседа. В итоге они стали говорить о поклонении Богу. И здесь Иисус говорит: «…настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4.23-24). Это очень интересные слова Иисуса! Он говорит прямым текстом, что с Его приходом настало другое время: время истинных поклонников и истинного поклонения. Более того, Иисус говорит о том, что это время отличается еще тем, что Бог ищет Себе истинных поклонников, которые поклонялись бы Ему в духе и истине. Сегодня я хотел бы порассуждать об истинном поклонении Богу. Я вырос в семье традиционных баптистов. Отец был сначала регентом, потом пастором, мать всю жизнь пела в хоре и знала наизусть все номера песен в сборнике. Я, естественно, унаследовал все традиции ортодоксального баптизма и не только следовал им, но и активно защищал их. Но когда жизнь перевалила на вторую половину, я стал всё чаще задавать себе вопросы: А всё ли правильно я делаю? Действительно ли я делаю то, что хочет от меня Бог, или я просто делаю то, что делали мои родители? Когда я читаю, что Бог ищет Себе истинных поклонников, то у меня возникает вопрос: А действительно ли я являюсь истинным поклонником, или я просто какой-нибудь потомственный религиозник? Мне обязательно нужно знать это! Иначе моя жизнь может оказаться прожитой напрасно. Ведь можно всю жизнь прожить, следуя традициям наших отцов, или традициям церкви, или традиции нашего народа, но не сделать того, что хочет от меня Бог. Мне очень важно, чтобы, представ перед Богом, мне не стало стыдно за то, что я делал и как я жил, чтобы не жалеть о прожитой жизни, так как она дается один раз и повторить или переделать что-то будет невозможно. Я видел людей, которые умирая, так сильно осуждали себя за то, что неправильно прожили жизнь. Я очень не хотел бы оказаться на их месте! Это очень страшно, когда тебя сжигают муки совести, и ты ничего не можешь изменить или переделать! Так вот я снова задаю себе вопрос: являюсь ли я истинным поклонником Святого Бога? Или проще: являюсь ли я вообще поклонником Бога? Знаете, вот эта фраза «поклонник Бога» говорит о нашем поклонении в духе. Сегодня есть много людей, которые могут назвать себя поклонниками какого-либо художника, артиста, композитора или певца или музыканта. Сегодня очень много людей, которые могут сказать, что они поклонники какой-то спортивной команды или отдельных спортсменов или даже видов спорта. Это люди, которые увлечены своим кумиром, которые ценят его талант, которые любят его и готовы подражать во всем, начиная от одежды, и кончая манерами и образом жизни. Они ищут информацию о них в газетах и журналах, на сайтах в Интернете и в общении с такими же фанатами. Действительно эти люди фанаты! Они готовы говорить о своих кумирах днем и ночью! Однажды в Америке меня пригласили в одну семью. У них был сын, которому на тот момент было лет десять. Так он весь вечер взахлеб рассказывал мне о какой-то баскетбольной или бейсбольной команде! У него было множество альбомов с фотографиями всех игроков этой команды, и он знал наизусть всё, что касается жизни каждого из них. Более того, все стены в его комнате были обклеены фотографиями этих спортсменов! Но самое главное, что он готов был говорить о них без конца!!! Вот это настоящий поклонник этой команды! И у меня в связи с этим возникает вопрос: могу ли я назвать себя поклонником Иисуса? Если поклонники спортивных кумиров так увлечены своими кумирами, то насколько я увлечен Иисусом Христом? Готов ли я вот так взахлеб говорить о Нем? Так ли мне нравится говорить о Нем вообще? Так ли я готов изучать жизнь Иисуса, чтобы Ему подражать? Сегодня многие христиане знают имена спортсменов, но не знают имена учеников Христа! Сегодня есть христиане, которые охотно проводят целые вечера на стадионе, но не могут задержаться в церкви лишнюю минуту! Поклонение в духе, это когда дух наш в смирении и сердечном трепете с любовью склоняется перед Ним и поклоняется Ему! Поклоняется низко-низко! Поклоняться в духе можно на всяком месте. Я помню, как я впервые поднялся на гору сразу за городом Ессентуки в районе поселка Белый Уголь. Раньше я жил в Таганроге и кроме степей и моря ничего не видел. А тут передо мной открылась панорама Большого Кавказского Хребта и Эльбруса с его снежными вершинами. Я был вне себя от восторга! Я попросил друга остановиться и начал громко вслух молиться Богу и восторгаться величием Его творенья. Друг стоял тоже в изумлении, но его изумление было в другом, - он оглядывался по сторонам и не понимал, что я такого тут увидел и чем я восхищаюсь? Просто он вырос в этом месте и Эльбрус, и Главный Кавказский Хребет он видел с самого детства, и для него это было нормой жизни. И вот здесь я понял значение совместного поклонения Богу! Знаете, это так прекрасно восхищаться Богом, но еще прекрасней, когда рядом с тобой есть тот, кто тебя понимает и твой восторг разделяет! Это значительно усиливает переживание близости с Богом. Сегодня некоторые христиане заявляют, что они дома сами поклоняются Богу. Это очень хорошо, но домашнее поклонение не заменит совместного поклонения с такими же братьями и сестрами. Совместное поклонение Богу, - это особое переживание, которое возможно пережить только вместе с другими детьми Божьими, сердца которых полны хвалою и восхищением Богом! Теперь немного о поклонении в истине. Поклонение в истине, - это поклонение Богу в догматическом единстве и принятия Слова Его как непогрешимую истину. Иначе я назвал бы это «разумным поклонением Богу», то есть, как говорится в первой Заповеди: «…и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!» (Мк.12:30.) Любить Бога не только сердцем или душой, но и всем разумением, - вот истинное поклонение в истине! Бог так создал человека, что его левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое за чувства и эмоции. Так вот, я понимаю так, что поклонение Богу в духе и истине, - это поклонение Ему и левым и правым полушарием, то есть «всею крепостью своею»! Это значит, - и сердцем и умом, и чувствами и разумом! Пусть Господь благословит нас быть Его истинными поклонниками! Н.А. Соболев, старший пресвитер по Краснодарскому краю baptist.org.ru Христос воскресе!
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Братья и сестры, христиане!
Вы знаете, что нынешняя неделя называется Неделей о самарянке. И сегодня вы слышали соответствующие ей песнопения. Но удивительно то, что они в основном сосредоточены, в чисто эллинистическом или эллинском духе, на понятии воды, которая, конечно, христианским сознанием воспринимается как «вода живая». «Придите и пейте воду живую», — вот эта мысль оказывается главной.
Но за последние столетия, видимо, что-то изменилось, или же мы находимся просто на другой духовной и культурной почве, но для нас с вами, когда мы читаем беседу Господа с самарянкой в 4 главе Евангелия от Иоанна, всегда важнее оказываются другие слова, которые удивительным образом даже не упомянуты в тех замечательных древних византийских стихирах, которые посвящены этому празднику. Нам с вами стали важнее следующие слова, которые Иисус говорит самарянке: Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине (Ин 4: 21–24). Может быть, как реакция на недостоинство христианской жизни, которое очевидно для всех, и для нас с вами, вглядываемся ли мы в себя или смотрим вокруг себя, нам стали важны именно фундаментальные слова Христа о том, что поклоняться Богу нужно в Духе и Истине, и таковых поклонников ищет Себе Бог.
То, что сказал Христос, кажется очевидным и в некотором смысле даже простым. Но за простотой внешней формы часто скрывается что-то очень глубокое, очень значительное. Что нового для нас в том, что Бог есть Дух? Мы это знаем с первого мгновения своей христианской жизни. Что нового для нас в том, что Бог ищет Себе поклонников, подобных Ему? Это тоже кажется очевидным. И все же, почему не остывают эти слова Христа, не оскудевает их смысл?
Эти слова можно увидеть по-разному. Можно увидеть их догматически, и тогда у нас получится очень интересная тринитарная формула: Богу Отцу надо поклоняться в Духе Святом и в Истине, то есть во Христе, Который сказал: Я есть Истина. Это — как бы зашифрованная тринитарная формула новой, новозаветной христианской церковной жизни: учитесь поклоняться Отцу Небесному во Святом Духе и во Христе, ибо таковых поклонников ищет Себе Бог! Это будет правильно. И мы хорошо знаем, как часто мы не вмещаем эту догматическую истину Православия, истину догматического Православия.
Но ведь можно увидеть в тех же словах Евангелия и многое другое. Повторяю, в призыве Христа есть много разных смыслов. Есть ведь и такой: не возвращайтесь к старому, не возвращайтесь к старой языческой жизни, но не возвращайтесь и к старой ветхозаветной жизни, когда кланяющиеся Богу поклонялись Ему только ритуально, только по Закону, когда лишь то, что канонично, то, что правильно по Закону, только это воспринималось достойным Богопочитанием! Мы же с вами очень часто забываем о том, что Христос нам открыл и к чему Он нас призвал. Нас всегда тянет, притягивает, как магнитом, к четкому порядку, к четкому распорядку в жизни, чтобы все было законно определено, выверено и выяснено, чтобы нам поставили четкие границы: вот это можно, а вот этого нельзя, чтобы у нас было поменьше свободы, потому что ведь это такое тяжелое бремя! Мы постоянно отходим от духа Свободы, мы не можем вместить духа Любви. А Любовь Христова свободна! И Свобода Христова — в Любви!
Нам постоянно хочется самоутверждаться. А для того, чтобы самоутверждаться, нужно поменьше свободы и побольше порядка. Нового порядка или старого — все равно.
Так вот, дорогие братья и сестры, Христос с самарянкой говорил у колодца о Духе и Истине, о том, что Богу надо поклоняться в Духе и Истине, уже начиная с нашей жизни здесь, с нашей жизни во плоти. Мы зрим не только небесную литургию, где престолу Господнему поклоняются чины ангельские и человеческие, все духи и души, нет, мы зрим и земные формы поклонения Богу, которые происходят от исполнения уже здесь нашего сердца духом Любви и Истины.
Нам с вами, дорогие братья и сестры, приходится напоминать об этих вещах, и напоминать постоянно. Слава Богу, что у нас каждый год, по меньшей мере, есть для этого повод, поскольку каждый год в храмах звучат эти слова о поклонении Богу в Духе и Истине. Но можно лишь поражаться тому, как об этом забыли византийские гимнографы. Но больше всего можно поражаться тому, насколько это не вошло в наше традиционное христианское сознание. Когда читаешь книги, посвященные нашей истории, то не находишь там этих слов. Как будто они были кем-то вычеркнуты из Евангелия или как будто они у нас веками читались не на более или менее понятном церковнославянском языке, а на каком-то китайском.
Поразительно, что мы в прошлом не восприняли самого главного: мы исторически не восприняли откровения, данного в Евангелии от Иоанна, также как не восприняли Крещения как «рождения свыше», как возрождения человеческой жизни. А ведь об этом говорится в том же Евангелии — в предыдущей главе, в третьей главе Евангелия от Иоанна, в которой содержится беседа Господа с Никодимом. Христос там ясно говорит о том «рождении свыше», без которого не может быть достойного поклонения Богу в Новом Завете! Ведь если Христос что и принес нового, заключив Своей Кровью Новый Завет, то именно эту возможность возрождения, эту возможность «рождения свыше, от воды и Духа», вместе с возможностью поклонения Богу в Духе и Истине.
Зачем же мы бежим от этой истины? Зачем мы бежим от евангельского слова? Почему мы так боимся его? Мы как будто сознательно ожесточаем свое сердце, чтобы не вошло в него ничего такого, как, может быть, покажется кому-то, слишком мистического, слишком неопределенного, слишком неорганизуемого Законом. Но нельзя организовать Законом дух, нельзя организовать Законом истину, нельзя организовать Законом свободу человека.
Как нам избавиться от рабства Закону, дорогие братья и сестры? — От рабства духа, от рабства души, от рабства тела своего? Мы постоянно «беремся за плуг и оборачиваемся назад» и поэтому не приходим к цели, мы ее как бы теряем пред собою. Не случайно Писание нас предупреждает, что делать этого не следует, что всякий, озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк 9: 62). А мы все спим, спим и спим! Мы не можем вместить столь, кажется, простых вещей. Только когда в нашем сердце благодать, только когда в нем есть место Любви, Духу и Истине, только тогда мы — народ Божий, заключивший с Богом Новый Завет, через Христа во Святом Духе, только тогда мы поклоняемся Богу в Духе и Истине.
Мы с вами сейчас не должны удивляться тому, что Христос прозрел личную жизнь самарянки. Ну, что особенного в этой личной жизни? Не так уж трудно это было прозреть, для этого не нужно было быть Христом. А вот того, что сказал нам Иисус о поклонении Богу, так этого не мог сказать больше никто. Не случайно самарянка, почувствовав это, в ответ сразу заговорила о Мессии, сказав: Знаю, что придет Мессия, то есть Христос.
Вот, дорогие братья и сестры, даже простая полуязыческая и многогрешная женщина своим еще не очень-то возрожденным сердцем смогла воспринять слова Христа глубже и полнее, чем часто это делаем мы. Ведь чтобы доказать обратное, надо по-другому жить. Никакие слова здесь не будут достаточны. Поэтому празднуя праздник Пасхи, праздник светлый и радостный, вспомним о том, что сказал нам Господь в Своей беседе с Никодимом, и еще более, — в Своей беседе с самарянкой. Пусть слова этой беседы будут для нас руководящим призывом на всю жизнь, чтобы не сбиться нам с пути Истины и чтобы не потерять нам Духа!
Аминь.
8 мая 1999 pravoslavnaya-obshina.ru Однажды Иисус, проходя через Самарию, зашел в город Сихарь.
Ученики пошли купить пищи, а Иисус присел у колодца отдохнуть. В это время пришла женщина из города за водой и между ними завязалась беседа. В итоге они стали говорить о поклонении Богу. И здесь Иисус говорит: «…настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4,23-24). Это очень интересные слова Иисуса! Он говорит прямым текстом, что с Его приходом настало другое время: время истинных поклонников и истинного поклонения. Более того, Иисус говорит о том, что это время отличается еще тем, что Бог ищет Себе истинных поклонников, которые поклонялись бы Ему в духе и истине. Сегодня я хотел бы порассуждать об истинном поклонении Богу. Я вырос в семье традиционных баптистов. Отец был сначала регентом, потом пастором, мать всю жизнь пела в хоре и знала наизусть все номера песен в сборнике. Я, естественно, унаследовал все традиции ортодоксального баптизма и не только следовал им, но и активно защищал их. Но когда жизнь перевалила на вторую половину, я стал всё чаще задавать себе вопросы: А всё ли правильно я делаю? Действительно ли я делаю то, что хочет от меня Бог, или я просто делаю то, что делали мои родители? Когда я читаю, что Бог ищет Себе истинных поклонников, то у меня возникает вопрос: А действительно ли я являюсь истинным поклонником, или я просто какой-нибудь потомственный религиозник? Мне обязательно нужно знать это! Иначе моя жизнь может оказаться прожитой напрасно. Ведь можно всю жизнь прожить, следуя традициям наших отцов, или традициям церкви, или традиции нашего народа, но не сделать того, что хочет от меня Бог. Мне очень важно, чтобы, представ перед Богом, мне не стало стыдно за то, что я делал и как я жил, чтобы не жалеть о прожитой жизни, так как она дается один раз и повторить или переделать что-то будет невозможно. Я видел людей, которые умирая, так сильно осуждали себя за то, что неправильно прожили жизнь. Я очень не хотел бы быть на их месте! Это очень страшно, когда тебя сжигают муки совести, и ты ничего не можешь изменить или переделать! Так вот я снова задаю себе вопрос: являюсь ли я истинным поклонником Святого Бога? Или проще: являюсь ли я вообще поклонником Бога? Знаете, вот эта фраза «поклонник Бога» говорит о нашем поклонении в духе. Сегодня есть много людей, которые могут назвать себя поклонниками какого-либо художника, артиста, композитора или певца или музыканта. Сегодня очень много людей, которые могут сказать, что они поклонники какой-то спортивной команды или отдельных спортсменов или даже видов спорта. Это люди, которые увлечены своим кумиром, которые ценят его талант, которые любят его и готовы подражать во всем, начиная от одежды, и кончая манерами и образом жизни. Они ищут информацию о них в газетах и журналах, на сайтах в Интернете и в общении с такими же фанатами. Действительно эти люди фанаты! Они готовы говорить о своих кумирах днем и ночью! Однажды в Америке меня пригласили в одну семью. У них был сын, которому на тот момент было лет десять. Так он весь вечер взахлеб рассказывал мне о какой-то баскетбольной или бейсбольной команде! У него было множество альбомов с фотографиями всех игроков этой команды, и он знал наизусть всё, что касается жизни каждого из них. Более того, все стены в его комнате были обклеены фотографиями этих спортсменов! Но самое главное, что он готов был говорить о них без конца!!! Вот это настоящий поклонник этой команды! И у меня в связи с этим возникает вопрос: могу ли я назвать себя поклонником Иисуса? Если поклонники спортивных кумиров так увлечены своими кумирами, то насколько я увлечен Иисусом Христом? Готов ли я вот так взахлеб говорить о Нем? Так ли мне нравится говорить о Нем вообще? Так ли я готов изучать жизнь Иисуса, чтобы Ему подражать? Сегодня многие христиане знают имена спортсменов, но не знают имена учеников Христа! Сегодня есть христиане, которые охотно проводят целые вечера на стадионе, но не могут задержаться в церкви лишнюю минуту! Поклонение в духе, это когда дух наш в смирении и сердечном трепете с любовью склоняется перед Ним и поклоняется Ему! Поклоняется низко-низко! Поклоняться в духе можно на всяком месте. Я помню, как я впервые поднялся на гору сразу за городом Ессентуки в районе поселка Белый Уголь. Раньше я жил в Таганроге и кроме степей и моря ничего не видел. А тут передо мной открылась панорама Большого Кавказского Хребта и Эльбруса с его снежными вершинами. Я был вне себя от восторга! Я попросил друга остановиться и начал громко вслух молиться Богу и восторгаться величием Его творенья. Друг стоял тоже в изумлении, но его изумление было в другом, – он оглядывался по сторонам и не понимал, что я такого тут увидел и чем я восхищаюсь? Просто он вырос в этом месте и Эльбрус, и Главный Кавказский Хребет он видел с самого детства, и для него это было нормой жизни. И вот здесь я понял значение совместного поклонения Богу! Знаете, это так прекрасно восхищаться Богом, но еще прекрасней, когда рядом с тобой есть тот, кто тебя понимает и твой восторг разделяет! Это значительно усиливает переживание близости с Богом. Сегодня некоторые христиане заявляют, что они дома сами поклоняются Богу. Это очень хорошо, но домашнее поклонение не заменит совместного поклонения с такими же братьями и сестрами. Совместное поклонение Богу, – это особое переживание, которое возможно пережить только вместе с другими детьми Божьими, сердца которых полны хвалою и восхищением Богом! Теперь немного о поклонении в истине. Поклонение в истине, – это поклонение Богу в догматическом единстве и принятия Слова Его как непогрешимую истину. Иначе я назвал бы это «разумным поклонением Богу», то есть, как говорится в первой Заповеди: «…и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! (Мар.12:30) Любить Бога не только сердцем или душой, но и всем разумением, – вот истинное поклонение в истине! Бог так создал человека, что его левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое за чувства и эмоции. Так вот, я понимаю так, что поклонение Богу в духе и истине, – это поклонение Ему и левым и правым полушарием, то есть «всею крепостью своею»! Это значит, – и сердцем и умом, и чувствами и разумом! Пусть Господь благословит нас быть Его истинными поклонниками! sobolew.ru В Своей беседе с самарянкой у колодца, Иисус указал на то состояние сердца, которое делает наше поклонение приемлемым для Бога. Эта женщина завела разговор о том, что Иерусалим и Самария оспаривают право быть центрами поклонения. Но когда она подняла вопрос о претензиях этих двух физических, географических мест, Иисус направил тему поклонения в новом и неожиданном направлении. Евангелие от Иоанна 4: 21-24:Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев; но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.Слова Иисуса к той женщине были пророческими. Не прошло и ста лет после их беседы, а храм в Иерусалиме был разрушен, и евреи потеряли возможность поклоняться там. Однако прежде чем храм был разрушен, Бог открыл для Своего народа другую дверь в поклонение. Он перенес требования поклонения с физического местоположения на духовное состояние. Духовное состояние, о котором сказал Иисус, это «в духе и истине».В действительности, то что Бог ищет такого рода поклонников, для меня является одним из самых изумительных и восхитительных фактов, открытых в Библии. Всемогущий Бог ищет людей поклонения — поклонников Себе. Как сказал Иисус, Отец ищет поклонников такого рода, которые поклоняются в духе и в истине.Давайте рассмотрим эти два духовных, внутренних условия, о которых упомянул Иисус. Начнем со второго требования: «в истине». Книга Откровение дает нам довольно обширный список людей, которые, в конечном итоге, будут не допущены в Божье присутствие. Откровение 21: 8:Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая.Обратите внимание на последнюю категорию в этом списке: «все лжецы». Лжецы не могут иметь доступ в присутствие Всемогущего Бога. Вот почему мы должны поклоняться Ему в истине.Наглядный пример этому дан в истории Анании и Сапфиры, которая описана в пятой главе книги Деяния. Эта супружеская пара продала какие-то свои земли и принесла часть вырученных от продажи денег и положила к ногам апостолов. Все бы хорошо, но, к сожалению, они заявили, что это полная сумма денег, полученных от продажи земли. Они пошли на этот заведомый обман, чтобы показаться духовными и жертвенными. Они оставили у себя часть суммы и солгали. И это стоило им обоим жизни. Они просто упали мертвыми в присутствии Божьем (см. Деяния 5: 1-11). Может ли быть более ясным предостережение для нас о том, что лжецы и неискренние люди не имеют доступа в присутствие Божье?Вот что пишет апостол Иоанн в Первом послании Иоанна 1: 5-6:И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине... Когда мы приходим к Богу, то мы приходим во свет. Там нет места тьме, нет места чему-то скрытому, и нет места неискренности и лицемерию. Все должно быть совершенно открытым.Обратите внимание на фразу: «мы имеем общение с Ним». Общение с Богом и поклонение Богу идут рука об руку. Поклонение и общение требуют категорической честности, искренности и открытости. Мы должны поклоняться в истине. Чтобы понять, что означает поклонение Богу в духе, нам необходимо иметь понимание всей полноты человеческой личности, которую открывает Библия. Согласно Писанию, человек состоит из трех взаимосвязанных составляющих: дух, душа и тело. Такое понимание человеческой сущности мы находим в молитве апостола Павла за церковь города Фессалоники, Первое послание Фессалоникийцам 5: 23:Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.Что такое тело, мы знаем. Душа это «эго» — эта то, что говорит: «я буду» или «я не буду», «я думаю так» или «я думаю иначе». Как правило, душу определяют как совокупность трех сфер человеческого естества: воли, интеллекта и эмоций. Эти сферы выражаются тремя простыми предложениями: «я 6уду», «я думаю» и я чувствую». Конечно же, это крайне упрощенная картина, но она дает хорошее представление о роли души в человеке.Однако главная функция нашего духа — это иметь взаимоотношения с Богом. Мы должны поклоняться Богу не в душе или теле, но в духе. Мы не сможем по-настоящему понять поклонение до тех пор, пока ни поймем функции и взаимосвязь этих трех элементов человеческой личности.Давид говорит в Псалме 102: 1: «Благослови, душа моя, Господа». Что это или кто это обращается к душе Давида? Его душа не говорит сама себе. Но откуда же, в данном случае, исходит этот призыв к душе Давида «благослови Господа»? Из духа Давида. Его дух горит, потому что дух Давида находится в контакте с Богом. Его дух говорит: «Мы должны что-то сделать. Не будем просто сидеть, сложа руки — сделаем что-то. Душа, давай воспрянем и благословим Господа». Душа является, если можно так сказать, «рычагом коробки передач» нашей личности. Она принимает решение и после этого побуждает тело к движению. Вот как это происходит: дух разбирается с душой; а затем душа приводит в движение тело.Давайте вкратце посмотрим на описание сотворения человека во второй главе книги Бытие 2: 7:И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Человеческая личность происходит от двух начал: одно — свыше, другое — снизу. Свыше пришло дыхание — Дух Божий был вдохнут в человека. Снизу пришла физическая природа — его тело было сотворено из праха земного. Соединение духа и праха произвело душу живую. Человеческая личность включает в себя дух, душу и тело. Но когда человек согрешил и восстал против Бога, его дух был отрезан от общения с Богом и стал мертвым для Бога. Таким образом, после этого человек стал, как говорит Библия, «мертв в грехах и преступлениях» (Ефесянам 2: 1).Когда человек обращается к Богу в покаянии и вере, тогда его дух, благодаря новому рождению, обновляется и делается способным к восстановлению общения с Богом. И снова мы видим тот же принцип, что общение и поклонение идут рука об руку. Но мы должны уяснить для себя, что способностью к прямому общению с Богом наделен именно дух человека, а не его душа или тело.Итак, через возрожденный дух человек способен к прямому общению с Богом, личность к Личности, дух к Духу. Иисус сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанна 4: 24). Именно тот вдохнутый, вдунутый при сотворении элемент человеческой личности, который приходит от Бога, именно тот дух наделен способностью к прямому общению с Богом и поклонению Богу в духе.Давайте прочитаем слова апостола Павла в Первом послании Коринфянам 6: 16-17:Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.Павел пишет о двух разных способах того, как одна личность соединяется с другой. Первый способ — плотской: сексуальное соединение мужчины с женщиной. А второй способ — духовный: соединение духа человека с Духом Божьим.Здесь дана удивительная, но, вместе с тем, очень наглядная иллюстрация. Насколько тесный контакт мужчина может иметь с женщиной физически при половой близости, настолько же близкие взаимоотношения верующий может иметь с Господом духовно в поклонении — это поклонение Богу в духе. Поклонение — это слияние с Богом, близкое общение с Богом, прямое соединение с Богом.Ни душа человека, ни его тело не имеют способность к этому. Только человеческий дух способен к этим уникальным и самым драгоценным взаимоотношениям с Богом, к взаимоотношениям слияния и соединения, приходящим через поклонение. Это самая высокая деятельность, на которую способен человек — поклоняться Богу в духе и в истине.Мы должны привести все наше естество в согласие с Богом и реагировать на Него, отвечать Ему так, как Он этого желает. Ваш дух должен действовать через вашу душу, которая побуждает ваше тело к действию. Вот так это работает. Поэтому, когда ваш дух желает поклоняться Богу, он не сможет сделать многого без сотрудничества души и тела. Следовательно, мы не сможем поклоняться Богу, если душа и тело не взаимодействуют с духом. Наш дух связан. Тело является тюрьмой для него, он замкнут и не способен реагировать.Это является проблемой для многих христиан. Мы даем им Слово, но мы даем им очень неполную картину Церкви и поклонения. Поэтому, когда люди переживают реальные вещи, для них это странно, потому что мы настраиваем людей неправильно. Они привыкли к другому, а это другое является неверным.К счастью для нас, Бог провидел для нас «дорожную карту» поклонения. Он дал нам образец, следование которому введет нас в поклонение, а, следовательно, и в Его присутствие. Этим образцом является скиния. literator.orgПоклоняться в духе и истине. Поклоняться в духе и истине
Поклоняться в духе и истине
О поклонении Богу в Духе и Истине. Слово в Неделю о самарянке
Поклонение в Духе и Истине, Блог Николая Соболева
Вам так же может быть интересно:
Вы можете оставить комментарий или задать вопрос
В духе и в истине
Поклонение в истине
Поклонение в духе