В храмах используют следующие виды благовоний: Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования. Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав. Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые. Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия. Про ладан есть отдельная статья Как выбрать и разжечь ладан. В этой статье речь пойдет об ароматических маслах. Поделиться статьей с друзьями: Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство. Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр. Иерей Евгений Ступицкий: «Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе...» «Липовый цвет» источает медовый запах липы; «Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря; «Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами; «Византия» укутывает в теплый ладанный дым; «Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом; у «Хвои» древесно-смолистый аромат. Как духи на кожу Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей. На одежду благовония наносить не рекомендуется, дабы не оставить на ней пятен, которые вы вряд ли сможете отстирать. И на ткани масло скорее всего не будет благоухать — ему нужно «чувствовать» кожу, чтобы раскрыть свой аромат. Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо. Протоиерей Вячеслав Брегеда: «В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным...» В лампадное масло или на иконы В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений. Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье Лампада для дома. С молитвой на больные места Воцерковленные старушки рекомендуют смазывать больные места с обязательным благоговением и молитвой. Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь. В качестве елея Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении. Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш...»). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки. Некоторые рекомендуют купить в аптеке специальную стеклянную палочку, которая в обиходе применима для мазей и линиментов. В аромалампах Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла». Архимандрит Алипий (Светличный): «Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют...» Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня. Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать. Аромалампу можно подобрать в нашем магазине. Часто в магазинах бытовой химии можно встретить так называемые «чайные свечи». Это небольшие плоские парафиновые свечи в алюминиевой гильзе. При выборе таких свечей следует помнить о том, что они бывают с добавлением искусственных ароматизатов. Такие свечи нам не подходят. Они не только испортят наш аромат, но и могут вызвать головную боль. В автомобиле Существуют также подвесные ароматизаторы для салона автомобиля. Водители считают, что благовония уберегут их от опасности на дороге и прочих непредвиденных ситуаций. Кроме того, есть специальные ароматы, которые помогают сконцентрировать внимание (лимон, мята, базилик, эвкалипт, тимьян), прогнать усталость (розмарин, лимон), снять излишнюю нервозность (мята). От такой напасти, как укачивание может спасти мята, имбирь, лаванда и грейпфрут. Маргарита Волкова В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены. Благовония для использования вместо духов: Церковные благовония с ароматом цветов Патриаршие благовония во флаконе с шариком «Ароматы Святой Горы Афон» во флаконе с шариком Масло высокой концентрации «Дары волхвов» во флаконе с шарикомСмирна – от библейских времен до наших дней. Духи церковные
Церковные благовония. Как использовать
Виды церковных масел
Применение
Цветочные благовония во флаконе с шариком
Греческие благовония в ассортименте
Благовонное масло «Святые места»
Для нанесения на больные места с молитвой:
Елей, освященный на мощах Целителя Пантелеимона
Елей, освященный на мощах Николая Чудотворца
Елей, освященный на мощах блаженной Матроны Московской
Для добавления в лампаду или аромалампу:
Благовония в ассортименте
Набор «Дары волхвов»
zyorna.ru
аромат, сопровождающий все церковные обряды
Храм - это особое место. Туда можно прийти просто так, ради того, чтобы помолиться в тишине и одиночестве. Вырваться из нашего шумного мира с его бесконечной спешкой и суетой. Помолиться перед иконами, поставить свечи. В общем, хотя бы на несколько минут отрешиться от суетности. И уловить знакомый и какой-то щемящий запах. Чем пахнет в старой церкви?
Ладан сопровождает службу
Что это такое? Благовоние для совершения каждения на богослужении. И один из маленьких ответов на вопрос, чем пахнет в церкви. Ладан - это ароматическая древесная смола.
Виды ладана
Существует несколько видов данного благовония:
-
Аравийский ладан. Его еще называют настоящим. Произрастает, соответственно, в Аравии.
-
Сомалийский ладан. У него есть еще два названия - абиссинский и африканский. Корни лежат в Эфиопии и Сомали.
-
Индийский ладан. Растет, как видно из названия, в Индии. И еще в Персии.
Как он выглядит
Эта ароматная смола представляет собой твердые капли. Все они разнятся по размерам, желтого цвета и полупрозрачные.
Запах
В церкви пахнет ладаном, и это не удивительно. Ибо он принимает участие во всех церковных службах. Каждение без ладана невозможно. А какой же у него запах? Аромат ладана сладок, с небольшими лимонными "вставками".
Свеча
Одним из постоянных "спутников" богослужения являются свечи. И не только на службе они - помощники. Люди, приходя в храм, в первую очередь приобретают свечку, чтобы поставить ее перед иконой. Поэтому к запаху ладана можно смело добавить запах свечей, когда приходят на ум размышления о том, чем пахнет в церкви.
Виды свечек
Церковные свечи бывают двух видов - восковые и с примесью церезина. Церезин - это не чистый воск, а воскообразное вещество с различными примесями. И чем же отличаются эти свечи? А об этом подробно рассказано в следующем подразделе.
Восковая свеча
Чем пахнет в церкви, какие свечи издают нежный и приятный аромат, который хочется вдыхать снова и снова? Конечно же, восковые. Воск считается самым чистым веществом. Свеча - это маленькая жертва Богу от человека. А разве можно приносить Богу в жертву что-то плохое? Нет, Ему полагается отдавать лучшее. А не как в хорошо известной всем нам пословице: "На тебе, Боже, что мне негоже". И такое отношение к Создателю в корне неверно. Он же не забывает заботиться о нас: будит по утрам, позволяя увидеть новый день, отзывается на наши просьбы, помогает и не оставляет в скорби. Почему же мы не пытаемся дать Ему лучшее?
Ладно, оставим лирику. Богу всегда все самое чистое - это истина, установленная с древности. Чистый ладан для богослужения, чистые свечи, чистый елей. В общем, все лучшее. Иные свечи содержат примеси, их невозможно назвать чистыми. Кроме религиозной мотивации здесь есть еще и чисто бытовая. Воск не загрязняет воздух, от него исходит приятный аромат, а самое главное - он не коптит до такой степени, чтобы портить храмовые фрески и иконы.
Свеча - это символ горения душ человеческих верой. Символ огня души. Видимая жертва Богу от грешных Его рабов. Кто-то скажет, что восковая свечка стоит недешево. А разве жертва может быть дешевой? Она делается от души. Когда человек что-то делает от души, хочет подарить прекрасный подарок близкому, например, он не считается с затратами. Свечка на порядок дешевле, чем какое-нибудь украшение для любимого человека.
Церезиновые свечи
В отличие от восковых, они состоят из воскообразного вещества. И не являются чистыми. А благодаря тому, что церезиновые свечи - это кладезь примесей, еще и не очень полезны для использования.
Чем плохи такие свечи? Во-первых, они плохо пахнут. И если сейчас, отвечая на вопрос "чем пахнет в церкви?", вспоминаются только приятные запахи, то после общения с "подделками"-свечами они улетучатся. И это только минимум неприятностей. Самое ужасное, что эти свечи сильно коптят. И тем самым портят красивую храмовую роспись, загрязняют иконы.
Да, они дешевые. Но качество оставляет желать лучшего. Почему же их продают, задастся вопросом иной человек. Увы, но понятие выгоды существует везде. И иные приходы это слово стороной не обходит. Не станем развивать эту мысль во избежание осуждения. Просто будем иметь в виду, что лучше восковых свечек ничего еще не придумали.
Миропомазание
Кто хотя бы раз участвовал в этом таинстве, знает, чем пахнет в церкви, кроме ладана и воска. Миром там пахнет. И тем самым, спокойным, безмятежным, не терпящим суеты, которого так не хватает за воротами храма. И миром - маслом с добавлением различных благовоний.
Как правило, запах у такого масла очень приятный и нежный. Когда можно столкнуться с ним? В момент помазания. Это происходит на вечерней службе, когда священник рисует на лбу прихожанина крест маслом. Это очень грубое объяснение, но оно сделано для того, чтобы хоть немного было понятно, что такое миропомазание.
А обряд таков: верующий прикладывается к праздничной иконе, стоящей в центре храма, ближе к амвону. Священник, в свою очередь, стоит лицом к этой иконе, также в центре храма. После того, как человек поцеловал икону, он подходит к батюшке. И тот совершает чин Миропомазания. Затем это ароматное масло растирается по всему лицу.
Совершать грехи так просто
Вспомним, как поет Круг: "В старой церкви пахнет воском, я не в силах промолчать. Совершать грехи так просто...".
Что там дальше, кто вспомнит? "Но не просто искупать". Очень точно подметил давно почивший певец. Грех входит в нас тоннами, а покидает с огромным трудом, едва-едва. И как мы искупаем свои грехи? В первую очередь покаянием. Причем не только на словах. Пришли мы на исповедь, перечислили свои грехи, прочитал над нами батюшка разрешительную молитву и...? И пошли грешить дальше. Совершать те же самые вещи, в которых покаялись. Какой смысл от такой исповеди, назревает вопрос.
Смысл исповеди - в истинном покаянии. А оно подразумевает под собой отказ от греха. Переосмысление собственной жизни, когда человек приходит к осознанию того, что все! Не хочу больше жить так и совершать то-то и то-то. В этом и есть смысл раскаяния, в избежании греха и добровольном отказе от него.
Когда мы искренне каемся, просим прощения, тогда хотим хотя бы маленькую лепту принести Богу. И задумываемся, что мы можем дать Тому, Кто дает нам все? Поставить свечку, помолиться от души, поблагодарить от сердца. Это вполне под силу каждому.
Суеверия
Иногда человек недоумевает: хотя я не в церкви, пахнет ладаном. Действительно, такое изредка случается. Не надо этого пугаться. На самом деле организму свойственно иногда выдавать желаемое за действительное. Так называемый "сбой в программе". Допустим, кто-то давно не ел колбасу, и очень хочет ее съесть. И ему кажется, что в квартире пахнет колбасой, хотя в холодильнике ее и в помине нет, и никто не может ее резать в данный момент. Это игра организма, не стоит обращать внимания.
Так же и здесь. Люди начинают паниковать, приписывать этому сверхъестественные объяснения. Вплоть до предупреждения о собственной кончине. Все это бред, самый настоящий. Не стоит искать мистический смысл в том, где его нет.
Вообще, связывать церковь и мистику не нужно. Бог никогда не даст человеку того, что тот не понесет. Как говорила одна инокиня, когда перед ней начинали вещать о том, что боятся увидеть или услышать что-то потустороннее: "Как же, держите карман шире".
Бессмысленно и беспощадно
Муж приходит домой, жена встречает. Улавливает странный запах и думает: "Почему от мужа пахнет церковью? Ой, быть беде. Что-то случится. Умрет он, наверное".
А может, супруг после работы зашел в ближайший храм, свечку поставить. Не был давно, потянуло его туда. Муж - человек неверующий? В магазин зашел, столкнулся с каким-то парнем. А этот парень оказался алтарником. И запахом церковным уже пропитался. Вот и мужа слегка пропитал. Так что, милые дамы, не надо хоронить супруга раньше времени и начинать себя накручивать. Всему всегда есть объяснения. И лучше подойти ко второй половине с вопросом о его последних местах посещения, чем ломать над этим голову.
И еще коротко о том, чего не нужно делать. Это верить бабушкиным сказкам. Иногда заходишь в храм, а там, у подсвечников остроглазые бабульки. Все они видят, все замечают. И начинают шипеть вслед: "Свечку левой рукой взяла, вот окаянная. Нельзя левой рукой свечи ставить, грех это. И к иконе в брюках подходить нельзя, Бог накажет. И каблуками-то как гремит, как нечистый копытами". Знакомо, да? Так вот, политика этих бабушек не имеет никакого отношения к православию. Что же они делают при храме тогда, будучи абсолютно неграмотными в этом деле? Подмечают недостатки других и учат жизни. Относиться к этому стоит с юмором, но ни в коем случае не пугаться и не брать глупостей в голову.
Еще один запах
Он нематериальный, его невозможно почувствовать носом. Только душой. Чем пахнет в церкви еще? Спокойствием и безмятежностью. Как в родительском доме, где нас ждут и любят. Где можно полностью расслабиться, ощутить себя в безопасности и довериться близким. Так же и в храме, только там мы доверяемся самому Господу Богу.
Резюмируем
Итак, мы выяснили, что в старой церкви пахнет воском, ладаном и миром. Вспомним еще раз, что это такое.
Воск - это экологически чистый материал, получаемый в результате труда пчел. Из воска делают настоящие, пахучие свечи для богослужений.
Ладан - ароматическая древесная смола. Используется в качестве основного атрибута при каждении, а значит, и на службе. Ибо каждение осуществляется при богослужении. Ладан бывает трех видов: аравийский, сомалийский и индийский. Запах у него сладкий, с нежными примесями лимона.
Миро - масло с благовониями. Употребляется на службе для совершения чина Миропомазания.
Заключение
Из статьи мы узнали, чем пахнет в церкви. Получили краткую информацию о том, какой бывает ладан и свечи, что такое миро, для чего все это используется. Учли и то, что суеверия и вера - вещи абсолютно разные. Почерпнули для себя знания о злых церковных бабушках.
Поэтому, подводя итог, хочется сказать, что не стоит обращать внимания на всякие кривотолки, иногда встречающиеся в церковной среде. Бог все видит: и наши восковые, чистые свечи, и наши открытые Ему души.
fb.ru
Церковные благовония | Русиздат
Евангелие свидетельствует, что волхвы принесли Спасителю золото, ладан и смирну. Если с первым даром все относительно понятно, то последующее вызывает вопрос: чем смирна отличается от ладана? И почему паломники с Востока поднесли новорожденному Богомладенцу ладан – как Богу, а смирну – как смертному человеку?
В Ветхом завете ладан был одним из компонентов воскуряемого в храме благовония – фимиама, использование которого в быту было строжайшим образом запрещено. Сам по себе ладан мог использоваться и в мирских целях: для лечения, ароматизации воздуха в жилище или даже в качестве духов. Фимиам, помимо ладана, включал в себя стакти, оних и халван. Стакти, согласно мнению многих толкователей, – это мирра (смирна) – смола миррового дерева. Халван – также смола, добытая из растения рода Ферула. Оних – вещество более неожиданного происхождения: вытяжка из определенного рода моллюсков. Таким образом, ветхозаветный фимиам можно сопоставить с современным ладаном, имеющим в своей основе древесную смолу, дополненную ароматическими веществами различного происхождения.
Ладан и смирна
И ладан, и смирна – это благовония, пришедшие к нам из восточных стран: Аравии, Египта, Индии. Когда-то они ценились очень дорого. Изначально они представляли собой смолу деревьев определенных пород. На востоке для изготовления ладана чаще всего использовали и используют смолу босвеллии – вечнозеленого южного дерева. Существует версия, что вместо слишком дорогой на Святой земле привозной смолы босвелии мог применяться более доступный сок местного средиземноморского кустарника – ладанника. Смирну добывали из другого вечнозеленого дерева – коммифоры. Со временем же смирной стали именовать жидкое благовоние с «церковным» ароматом. В дореволюционных текстах встречается лиричное название «росный ладан». Так именовали ладан, приготовленный из смолы стираксового дерева. Стираксовый (росный) ладан стоил дешевле босвеллиевого и имел приятный, но несколько раздражающий запах. На Руси ладан издревле ароматизировали с помощью ароматных трав – в частности, аниса и тимьяна (чабреца), именовавшегося Богородской травой, а также меда.
В наши дни ладан может быть как натуральным, так и содержащим искусственные компоненты. Наиболее распространенный в нашей стране вариант – натуральная смола с добавлением ароматических добавок. Добавки эти могут быть как обычными парфюмерными маслами, так и вытяжками из ценных пород древесины и растений, натуральными эфирными маслами.
Сегодня ладан производят как в Греции, в частности – на Афоне, так и в нашей стране, а также во многих других государствах христианского и даже исламского мира. Афонский ладан представляет собой смолу босвелии, которой придают яркий запах с помощью парфюмерных добавок европейского производства (как правило, немецкого, французского или швейцарского). Производят ладан и на Кипре, и в США – известен своим качеством ладан, созданный в Преображенском монастыре в Бруклине. Автору статьи запомнился ярко выраженным хвойным ароматом изготовленный старообрядцами в Сибири кедровый ладан. Ценители используют для каждения чистую смолу, привезенную из стран Аравийского полуострова и Восточной Африки. Из Польши привозят травяной ладан, а из ОАЭ – «бахур», ладан, включающий в себя щепочки благовонной древесины и комочки древесной муки. Российские производители используют как привозную смолу босвелии, так и отечественную – сосновую. Некоторые из них провели серьезную работу по восстановлению старинных рецептов ладана.
Босвеллия - ладанное дерево
Мирру использовали для бальзамирования тел умерших – считалось, что она препятствует разложению. Вспомним, что снятое со Креста тело Спасителя Иосиф и Никодим умастили смесью алоэ и мирры (смирны) и обернули плащаницей. Именно так в Иудее того времени погребали усопших. Само слово «мирра» происходило от слова «горькая», что указывало и на тональность ее аромата, и на употребление. Это благовоние устойчиво ассоциировалось с грустью, напоминало о кончине.
Миро
Миро, используемое при богослужении, в отличие от ладана недоступно мирянам. Традиция эта продолжается еще со времен Ветхого завета, где состав и использование мира были строго определены Священным писанием. В книге Исход мы встречаем рецепт ветхозаветного мира: «И сказал Господь Моисею: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания» (Исх. 30:22-25). Таким миром помазывали на царство древних царей Израиля.
В Новом завете миро используется для нескольких целях: при помазании новокрещенного, при освящении храма и при помазании на царство в христианских монархических государствах. Таинство миропомазания заменило собой возложение рук, через которое апостолы низводили благодать Святого Духа на новокрещенных христиан. Приготовление мира продолжается несколько недель. Состав этого вещества сложен: включает около пятидесяти компонентов, среди которых – чистый елей, белое вино, ладан, лепестки роз, розовое, лимонное и гвоздичное масла и т.д. В среду Крестопоклонной седмицы по совершении особого молебна все компоненты смешиваются, с тем, чтобы настаиваться до начала Страстной. С Великого понедельника миро варят на малом огне на протяжении трех дней. Все это время священники читают над миром Евангелие. Церковное миро освящает сам Святейший патриарх, в строго определенный день – Великий четверг. В новое миро обязательно добавляют немного старого – таким образом соблюдается преемственность с древнейших, апостольских времен. Затем миро раздают приходам и монастырям – так обеспечивается духовное единство всех храмов, всех верующих. В свете знания об этом приобретает особый смысл известное присловье «одним миром мазаны». В храме миро хранится на престоле, в особом сосуде – мирнице.
В церковных лавках можно встретить привезенное со Святой земли благовоние, также именуемое миром. Оно не несет сакрального значения, но напоминает о том мире, которым Мария – сестра Марфы и Лазаря, а затем еще одна женщина – раскаявшаяся грешница, помазали ноги Спасителя незадолго до Его Страданий. Как упоминается в Евангелии, такое миро делалось из нарда – травянистого растения, ароматное эфирное масло которого стоило очень дорого. В наши дни у паломников и жителей Палестины существует традиция возливать такое миро на Камень помазания в храме Гроба Господня, вспоминая о том, как умащали на этом камне благовониями бездыханное тело Спасителя. Многие верующие с благоговением хранят это ароматическое вещество у себя дома, добавляют его в масло лампады, помазуются им. Примерно такую же символику имеют и другие благовония, которые можно встретить в церковных лавках.
Елена Вишковская
rusiz.ru
Смирна – от библейских времен до наших дней
На Голгофе Спасителю дали пить, по Евангелию от Марка (15:23), вино со смирной, а согласно евангелисту Матфею (27:34), уксус, смешанный с желчью. Этот напиток притуплял боль и одурманивал сознание. Его из милосердия давали осужденным на казнь через распятие, чтобы уменьшить их страдания. Римляне называли этот напиток "усыпительным". В толкованиях нет противоречия: уксусом тогда называли кислое вино, а под словом "смирна" здесь, очевидно, подразумевается смола мирра, которая имеет горький вкус - вкус желчи.
Под термином «миро» часто понимаются различные виды ароматических масел. Приведем упоминания о них, извлеченные из Священного Писания Нового Завета: "Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира" (Ин.12:3). Здесь миро - драгоценное ароматическое масло, получаемое из стеблей и корней трав, его стоимость в те времена - 300 динариев - соответствовала годовому заработку крестьянина. После смерти Господа на кресте Никодим принёс "состав из смирны и алоэ, литр около ста..." (Ин.19:39), и ученики "...взяли Тело Иисуса, и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи..." (Ин.19:40), а Мария Магдалина с двумя другими женщинами принесли ароматы для той же цели ко Гробу на третий день по погребении (Mк.16:1; Лк.23:56). Смесь смирны и алое - это состав для бальзамирования. Источники расходятся в том, был ли "алоэ" соком растения алоэ-вера или благовонным древесным порошком, но смирна в данном случае – это, безусловно, смола мирра. В бальзамический состав в древние времена также входили, как правило, воск, растительные и минеральные масла и смолы. Мирру получают из тропических деревьев Commiphora myrrha (или Balsamodendron myrrha) семейства бурзеровых - того же семейства, что и Boswellia, которая дает натуральный ладан. Мирровые деревья произрастают в Восточной Африке и на Аравийском полуострове. В древности благовония, в том числе мирру, часто привозили в город Смирну (ныне Измир) на западном берегу Малой Азии - возможно, поэтому мирру в русском переводе часто называли смирной. Также смирной называют камедь, получаемую из растения Smyrnium perforatum (смирния пронзенолистная).Богомладенцу Иисусу волхвы поднесли золото - как Царю земному, ладан - как Царю Небесному, и смирну - как Человеку, которому предстоит умереть. Здесь под смирной понимаются ароматические масла, являющиеся основой бальзамов, используемых для помазания умерших.На иконах дары волхвов изображают в виде шкатулки с золотом, шкатулки с ладаном и сосуда со смирной. На то, что в данном случае смирной именуются ароматические масла, указывает факт: дары волхвов, хранящиеся в монастыре св. Павла на Афоне, представляют собой золотые пластины и благоуханные шарики, по преданию, скатанные из смеси ладана (измельченной смолы) и смирны – ароматических масел. По этому рецепту делают афонский ладан и по сей день. Ароматические масла - благовония всегда ценились на вес золота. Они были предметом роскоши и атрибутом богослужения. Для широких масс были доступны только ароматические травы и смолы в натуральном виде. Сегодня ароматы сопровождают человека везде, они используются и в светском обиходе, и в церкви.В православном быту ароматические вещества называют церковными благовониями. Концентрированные церковные благовония высшего качества принято называть смирной. Они изготавливаются с использованием натуральных эфирных масел и не содержат спирта. Смирна используется для елеопомазания, при производстве ладана, добавляется в лампадное масло. Несколько капель смирны в лампаде перенесут Вас на весенний луг, либо создадут в Вашем доме молитвенную атмосферу. Благовония можно использовать вместо духов и наносить на кожу, но с осторожностью - необходимо учесть индивидуальную непереносимость человека к тем или иным компонентам, из-за содержания в продукции различных составляющих веществ (натуральных эфирных масел) возможны проявления аллергических реакций. В коллекцию Ароматические композиции смирны «Дары Волхвов» входит более 40 ароматов в цветочной и восточной гаммах.
// Л.Л. Ежов, группа компаний "Русский Афон"
www.orthodox-shop.ru