«Дедовщина» в СССР: Что никогда не сделает правильный «дед». Духи черпаки


Как в Советской армии становились «черпаками»

От «духов» до дембелей

Ритуализация армейской службы в СА давала о себе знать с первых же дней попадания молодого бойца в часть (в роту). Новобранец был «духом» («салагой», «солобоном», «слоном» и т.д). При двухгодичном сроке службы первые 6 месяцев «духи» должны были «умирать» – вся грязная работа, которая только существовала в армии, лежала на их плечах – мытье полов в казармах, уборка территории и многое другое. С приходом нового призыва в роту «духи» переходили в разряд «молодых» («фазанов» и т.д.). «Молодые» контролировали и направляли «духов» и с нетерпением ждали перевода в «черпаки». Отслужившие год, как положено, получали бляхой или черпаком по пятой точке и становились «черпаками» («черепами»). Они теперь командовали и «духами», и «молодыми».

Армейскими «ворами в законе» в советских Вооруженных Силах можно назвать «дедов», которым оставалось служить где-то около полугода, «100 дней до приказа». Деды – негласные короли подразделений СА, с которыми считались даже младшие офицеры: деды поддерживали порядок в ротах, а ротным командирам, соответственно, было меньше хлопот. Какими средствами поддерживать дисциплину, не так важно, лишь бы все это не выходило за пределы части. Термин «дедовщина» не зря получил название по статусу самых главных представителей иерархической лестницы в Советской армии – все ужасы неуставных отношений в ней связаны именно с этой категорией военнослужащих.

Временной предел мечтаний любого советского срочника – дембель, время исхода. Дембель как статус военнослужащего – это что-то вроде армейского вольнослушателя: дембеля как бы вычеркнуты из армейской повседневности, но еще не уволены в запас. Приказ об увольнении их призыва уже вышел, и они мысленно уже там, на гражданке.

Последний для срочников ритуал в Советской армии был связан с дембелем (как явлением) – «дембельский аккорд». В сущности, он представлял собой бессовестную игру армейского начальства на солдатской надежде и желании поскорее вернуться домой. Когда военнослужащего демобилизовали, его дальнейшее пребывание в части ограничивается максимум парой недель или же несколькими днями. За это время командование заставляло дембелей что-то построить (или, наоборот, сломать), выкопать (закопать) – спектр работ для «аккорда» был широчайший. Чистота «эксперимента» в данном случае, как правило, блюлась – работа выполнялась только дембелями, без участия «духов» или других помощников, находившихся ниже по армейской иерархии.

russian7.ru

Структура дедовщины: zampolit_ru

Много букв о разнице между структрурой уставного порядка, и структурой дедовщины.

Уставной порядок отличается от дедовщины радикально. Прежде всего своей структурой. Я не большой знаток уставщины, поэтому могу допустить неточности в мелочах. Гуглите слово единоначалие. В общем у каждого военнослужащего есть непосредственный начальник. Самый маленький начальничек – младший сержант, на погоне 2 лычки. Под его началом самая маленькая единица – отделение. Должность – командир отделения, звание – младший сержант. В отделении, например, 10 человек, IRL чаще 4-7, но пускай будет 10. Отделения складываются во взводá, например, 2-3 отделения во взводе, а взводá в роту, если я чего не напутал.Командиром взвода является офицер, а его заместителем, например, сержант, на погоне 3 лычки. Если я ничего не напутал.

Так вот, непосредственным начальником солдата является командир отделения. Чаще всего младший сержант, хотя могут быть и варианты. А фишка ещё в том, что начальниками являются все сержанты родной воинской части и вообще все советские офицеры. Любой сержант из родной части, и вообще любой офицер. При этом сержанты иных частей начальниками солдату не являются. Бывает такой вариант, что они могут находиться в одной казарме, но быть из разных частей, в этом случае солдаты подчиняются только родным сержантам, а вот офицеру должны подчиниться любому.

Лень допиливать, приведу-ка я цитатку:

В Вооруженных Силах нет ни одного воен­нослужащего, который не был бы подчинен другому, то есть каждый военнослужащий имеет начальника. Начальники имеют право отдавать приказания подчиненным и должны проверять их исполнение. Подчиненные обязаны беспрекословно повиноваться начальникам, выполнять их приказания точно и в указанный срок, проявляя при этом инициативу и находчивость.

Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе (даже временно), являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником. Например, для солдат непосредственный начальник— командир отделения (у артиллеристов — командир рас­чета, у танкистов — командир танка, и т. д.). Прямыми началь­никами являются все вышестоящие командиры начиная от командира отделения.

По своему воинскому званию начальниками для солдат и матросов являются все офицеры, генералы, адмиралы и маршалы, а также прапорщики, мичманы, сержанты и старшины одной с ними части, состоящие, на действительной военной службе.

Военнослужащие, которые по своему служебному положению и воинскому званию не являются по отношению к другим военнослужащим их начальниками, могут быть старшими или млад­шими. Старшинство определяется воинскими званиями военно служащих.

Старшие по воинскому званию имеют право делать замеча­ния младшим по званию и требовать от них соблюдения воинской дисциплины, общественного порядка и формы одежды а также правил поведения и отдания воинской чести. Млад­шие по званию обязаны беспрекословно, выполнять эти тре­бования старших.

Приказания отдаются, в порядке подчиненности. При крайней необходимости старший начальник может отдать приказание подчиненному, минуя его непосредственного начальника.

Когда начальник отдает приказание, подчиненный должен принять положение «смирно», ответить: «Есть», и затем выполнять его. Если необходимо убедиться в правильном понимании отданного приказания, начальник требует краткого его повторе­ния. После выполнения полученного приказания военнослужащий обязан доложить об этом начальнику, отдавшему приказа­ние, и своему непосредственному начальнику.

Если военнослужащий, выполняющий приказание, получит от другого, старшего по положению начальника новое приказа­ние, которое мешает выполнить первое, он докладывает об этом начальнику, отдавшему второе приказание, и в случае его подтверждения выполняет последнее.

Отдавший новое приказание сообщает об этом начальнику, отдавшему первое приказание.

----

В общем получается такая пирамидальная структура. Примерно на 10 солдат 1 младший сержант, командир отделения. На 2-4 отделения один сержант и один офицер. На роту ещё один офицер и ротный старшина в звании прапорщика или старшего прапорщика. У каждого есть свой начальник, кроме самого большого полководца.  Ещё вот такая фишка, если есть группа военнослужащих, то у неё должен быть старший. Если два солдатика идут по лесу, то они не могут идти положивши руки друг другу на плечо либо приобнявшись за талию, а один из них должен быть старшим.

О социальных лифтах я уже писал, в этой структуре возможен некий подъём, но этот подъём непрост в уставной структуре.Вот это предложение криво составлено:По своему воинскому званию начальниками для солдат и матросов являются все офицеры, генералы, адмиралы и маршалы, а также прапорщики, мичманы, сержанты и старшины одной с ними части, состоящие, на действительной военной службе.Но в общем, «одной с ними части» относится к сержантам и старшинам.

Структура же дедовщины проста и незамысловата, это не пирамида или конус, а 4 лежащих друг на друге плиты:

Духи, шнурки, черпаки, деды

Всё. Вот и вся структура. Внутри дедовщины нет никаких иных статусов кроме призыва. Призыв, является ключевым понятием. Нет каких-то «бугров», «старейшин», нет «смотрящих по дедовщине», нет «главдедов» или «главдухов», в одном призыве все равны с точки зрения структуры дедовщины. Разумеется, что могут происходить и происходят конфликты «внутри» призыва, но конфликты происходят везде, дедовщина их не отменяет и никак не регулирует.

Дедовщина это вовсе не банда с главарём, а как бы самовоспроизводящаяся система для поддержания некого общественного порядка. Похожим образом в большом мире поддерживаются хорошие манеры. Ну вот, допустим, в неком обществе есть манера предписывающая пропускать дам вперёд, снимать перед ними шляпу, уступать сидячие места пожилым людям и не сморкаться в занавеску будучи в гостях и иные манеры. Кто их придумал? Кто смотрящий по манерам? Неизвестно, однако общество как может, так и поддерживает эти манеры. Чаще всего ненасильственными методами, но (при некотором раскладе) могут дать и люлей за непропуск дам вперёд или сморкание в занавеску. Дело не в способах поддержания порядка, а в том, что такой порядок поддерживается широким народным фронтом, без ключевой фигуры полководца и даже без заседания комитета, типа Сухаревской конвенции. Как бы (хорошие) манеры поддерживаются безымянно, воспроизводятся подобно дедовщине.

Вот видео с примером коллективного воздействия на индивида, не пожелавшего подчиниться требованиям коллективного порядка:

Как видно из фрагмента, сторонники порядка не были начальниками индивиду, не были структурированы в пирамидальную схему, как в армии, но они воздействовали стихийно, увидев борзого нарушителя статуса. Подобный механизм воздействия на индивида используется в дедовщине, Шурик повёл себя как типичный черпак.

Важная практическая разница: В случае некого нарушения уставного порядка всегда есть ответственный. С конкретным именем, в конкретном воинском звании и на конкретной воинской должности. Виноват сам нарушитель, но часть вины индивидуального нарушителя ложится на его прямое начальство с конкретными званиями и именами. Они должны ответить за действие, или за бездействие. В системе дедовщины нет структуры единоначалия и нет конкретных ответственных. Могут быть предъявы типа: «распустили духов», «надо дать люлей черпакам за то, что не гоняют духов, и духи совсем оборзели», ну и как бы какой-то черпак может огрести люлей, а может и не огрести. А могут и без вины наехать, так как нет чёткой структуры. В уставной структуре можно спросить с командира части, а структуре дедовщины нету никакого командира-полководца. Есть только 4 касты. Иерархия очень простая, любой юнит старшего призыва по-дедовщине является командиром любому юниту младшего призыва. Вот и вся иерархия. Нету чёткой структуры, как в уставном порядке. Что-то типа сетевых войн.Хотя ситуация чуть сложнее, чем больше разница призывов тем весомее (дедовской) приказ старшего, и тем меньше возможностей отказываться от выполнения. Если разница в призыве минимальная (+1 level), то можно и поборзеть (духу на шнурка), а старшие могут посмотреть и поржать, как шнурку удастся  (или не удастся) справиться, а вот уже в случае борзения на черпака или деда (+2 и +3 левела соответственно), последствия могут быть гораздо серьёзнее.

Дедовщина – яркое отрицание культа личности!

Нету широкой гаммы ступеней воинских званий, только 4 призыва и всё. Одним из требований на политзанятиях являлось умение назвать фамилии офицеров начальников. Командира части, командира округа, Министра обороны. Воинское звание и фамилию.Как бы это структура с именами и званиями. В структуре же дедовщины такое требование лишнее. Нужно быть готовым ответить число дней до приказа. Nomina sunt odiosa.

В борьбе с уставной структурой можно попытаться воздействовать на конкретного начальника, и этим нарушить работу структуры.В борьбе с дедовщиной такое не получится, как не получится отменить правила хорошего тона наехав на поэта, написавшего обличающие строки: «...А сам читать умiє по складам І голосно пердить в компан’ї дам» © – автор обличает невежу, но сам автор не может отменить правил хорошего тона, даже если бы сам этого лично захотел бы. Нету как бы смотрящего по правилам хорошего тона, но они поддерживаются всем обществом, похожая структура и у дедовщины.Update:Замечательные фото http://humus.livejournal.com/3370388.html и сам журнал humus рекомендую(при комментировании в этом Журнале обязательно ознакомление вот с этим текстом http://humus.livejournal.com/2547838.html)Все посты о дедовщине в журнале nepilsonis_eu: http://nepilsonis-eu.livejournal.com/181680.htmlПосты о дедовщине в коммуне zampolit_ru:1. Хрупкость дедовщины http://zampolit-ru.livejournal.com/9589349.html (начало рассказа об этой хрупкой и нежной системе)2. Прелесть дедовщины: http://zampolit-ru.livejournal.com/9593486.html (рассказ о прелестном социальном лифте на 4 этажа)

zampolit-ru.livejournal.com

В армии употребляют термины "слоны" и "духи". Что они означают и чем отличаются?

1. Запах – тот, кто только приехал в армию. Запах – т. к. еще пахнет домашними пирожками. 2. Дух – запах, который принял Присягу. Статус Духа длится обычно 6 месяцев, в течение которого вас гоняют, как духа. 3. После 6 месяцев Дух может перевестись в Черепа или Черпаки (в разных войсках по-разному называют) . Духи, пришедшие с учебки в войска называются Слонами.

Что за вопросы! ? Скоро сам узнаешь!...

вот ты пришел в рмию в качестве рядового, то ты для дедов - дух, потом черпак вроде непомню.. ) а про слонов незнаю...)

до присяги-запах; после присяги-дух; после полугода-дух со стажем; потом фазан.. . глупости это всё.

ничем! везде по разному но означают одно и тоже молодой

В ВДВ - слоны, а в других войсках - духи!

Сходишь в армию, сам узнаешь!

СЛОН - Солдат Любящий Ох... енные Нагрузки

духами в афганистане звали бандитов, слоны-отупевшие солдаты...

touch.otvet.mail.ru

Посвящение в «черпаки» в Советской армии: как это было

От «духов» до дембелей

Ритуализация армейской службы в СА давала о себе знать с первых же дней попадания молодого бойца в часть (в роту). Новобранец был «духом» («салагой», «солобоном», «слоном» и т.д). При двухгодичном сроке службы первые 6 месяцев «духи» должны были «умирать» – вся грязная работа, которая только существовала в армии, лежала на их плечах – мытье полов в казармах, уборка территории и многое другое. С приходом нового призыва в роту «духи» переходили в разряд «молодых» («фазанов» и т.д.). «Молодые» контролировали и направляли «духов» и с нетерпением ждали перевода в «черпаки». Отслужившие год, как положено, получали бляхой или черпаком по пятой точке и становились «черпаками» («черепами»). Они теперь командовали и «духами», и «молодыми».

Армейскими «ворами в законе» в советских Вооруженных Силах можно назвать «дедов», которым оставалось служить где-то около полугода, «100 дней до приказа». Деды – негласные короли подразделений СА, с которыми считались даже младшие офицеры: деды поддерживали порядок в ротах, а ротным командирам, соответственно, было меньше хлопот. Какими средствами поддерживать дисциплину, не так важно, лишь бы все это не выходило за пределы части. Термин «дедовщина» не зря получил название по статусу самых главных представителей иерархической лестницы в Советской армии – все ужасы неуставных отношений в ней связаны именно с этой категорией военнослужащих.

Временной предел мечтаний любого советского срочника – дембель, время исхода. Дембель как статус военнослужащего – это что-то вроде армейского вольнослушателя: дембеля как бы вычеркнуты из армейской повседневности, но еще не уволены в запас. Приказ об увольнении их призыва уже вышел, и они мысленно уже там, на гражданке.

Последний для срочников ритуал в Советской армии был связан с дембелем (как явлением) – «дембельский аккорд». В сущности, он представлял собой бессовестную игру армейского начальства на солдатской надежде и желании поскорее вернуться домой. Когда военнослужащего демобилизовали, его дальнейшее пребывание в части ограничивается максимум парой недель или же несколькими днями. За это время командование заставляло дембелей что-то построить (или, наоборот, сломать), выкопать (закопать) – спектр работ для «аккорда» был широчайший. Чистота «эксперимента» в данном случае, как правило, блюлась – работа выполнялась только дембелями, без участия «духов» или других помощников, находившихся ниже по армейской иерархии.

russian7.ru

«Дедовщина» в СССР: Что никогда не сделает правильный «дед» - Adfave

Правильный «дед» не гоняет «духов» – это удел «черпаков»

«Дедовщина» в армии и на флоте СССР возникла в 60-х – начале 70-х годов ХХ века. Это позорное явление унаследовала и современная российская армия – периодически в СМИ появляется информация о трагических последствиях издевательств старослужащих над «молодыми».

Для миллионов советских граждан, отслуживших в армии в 70 – 90-е годы, слово «дед» стало не только обозначением степени родства.

Кто такие «деды» и откуда они взялись«Деды» – это привилегированна я категория солдат, ефрейторов и сержантов, прослуживших в армии полтора года (когда в СССР служили еще 2 года). По негласным правилам, «дедам» «по сроку службы не положено» выполнять ряд армейских обязанностей. За них работу должны делать «духи» (только что призванные) или «черпаки» (отслужившие год).

«Деды» – это такие «паханы» в погонах. К слову, возникновение подобного кастового деления в Вооруженных силах СССР многие объясняют как раз тем, что в армию с определенного времени стали призывать судимых. Стройбат состоял их них едва ли не наполовину.

Как отмечают исследователи феномена советской (российской) «дедовщины» – данное явление не могло возникнуть без преступного, умышленного попустительства со стороны офицеров – им было выгодно, чтобы «деды» «строили» младших по призыву, потому что так легче контролировать вверенное командиру подразделение: проще спросить со сравнительно небольшой группы старослущащих, чем следить за всем взводом (ротой).

Что никогда не сделает «правильный» «дед»«Дедушка», конечно же, не станет мыть полы – это вообще западло. И в принципе любая обременительная работа – не для него. «Деды» не ходят на утреннюю зарядку, не подрываются спрыгивать с верхних ярусов коек в казарме по команде «Рота, подъем!». Во-первых, наверху спят только «душары» и «беспонтовые» «черпаки». Во-вторых, «деду» «по сроку службы положено» быть медлительным – «париться» за него должны другие, он свое отпрыгал. «Деды» стараются занять в армии «теплые» места – они каптерщики, хлеборезы.

В Советской армии «дедов» можно было безошибочно различить по внешнему виду. Внешность – паспорт «дедушки», его непременный атрибут. Уважающий себя «дед» никогда не будет выглядеть «по-духовски». Отличительные особенности, которые должны были свидетельствовать о наивысшем социальном статусе военнослужащего срочной службы, имелись практически в каждом предмете одежды и обуви старослужащего. Бляха кожаного ремня, непременно загнутая вовнутрь, – сияет, надраенная «пастой гои» как зеркало на солнце. Кокарда на фуражке (в холодное врем года – на шапке) загнута так же, как и ременная бляха. Сама шапка – «ведром» (особая форма «дедовского» головного убора, получавшаяся после оснащения шапки специальными вставками и последующей глажки).

«Парадка» – выходной китель – безукоризненно выглаженная и новая (чаще – «отжатая» у «духа»). На ней должны быть все значки, которые только возможно достать – от комсомольского до гвардейского. Форма х/б, как и шинель (бушлат) – ушитые. Сапоги – яловые, укороченные, каблуки обрезанные «на конус», с подковами. Прическа – спереди чуб, сзади по уставу, с окантовкой. Зимой под х\б – «вшивник» (свитер или что-то другое, тоже неуставное, но теплое).

«Подшива» (подворотничок) – никаких стандартных «духовских», только аккуратно сложенный в несколько слоев белоснежный кусок разорванной простыни или наволочки, желательно толщиной едва ли не с палец – это особый шик. «Дед» подшивается (вернее ему подшивают «духи») только черными нитками. «Деды»-«дембеля» (солдаты и сержанты после выхода приказа министра обороны о демобилизации их призыва) носят на «подшиве» вышитый знак «ДМБ».

Манера одеваться: шапка (фуражка) – на затылке, верхняя пуговица на кителе – расстегнута, крючок на х/б не используется вообще. Сапоги – гармошкой. Ремень – висит на… (на причиндалах, скажем так).

«Правильный» «дед» не гоняет «духов» – это удел «черпаков». В столовую «деды» тоже стараются не ходить – еду им должны носить «духи» «Дед»-«дембель» мыслями уже «там», на гражданке. Он отдает свое положенное на завтрак масло «духам», а сам заканчивает приводить в порядок свою карнавальную дембельскую форму.

Источник

Похожие статьи

adfave.ru

Ритуал посвящения в «черпаки» в Советской армии: как это было

От «духов» до дембелей

Ритуализация армейской службы в СА давала о себе знать с первых же дней попадания молодого бойца в часть (в роту). Новобранец был «духом» («салагой», «солобоном», «слоном» и т.д). При двухгодичном сроке службы первые 6 месяцев «духи» должны были «умирать» – вся грязная работа, которая только существовала в армии, лежала на их плечах – мытье полов в казармах, уборка территории и многое другое. С приходом нового призыва в роту «духи» переходили в разряд «молодых» («фазанов» и т.д.). «Молодые» контролировали и направляли «духов» и с нетерпением ждали перевода в «черпаки». Отслужившие год, как положено, получали бляхой или черпаком по пятой точке и становились «черпаками» («черепами»). Они теперь командовали и «духами», и «молодыми».

Армейскими «ворами в законе» в советских Вооруженных Силах можно назвать «дедов», которым оставалось служить где-то около полугода, «100 дней до приказа». Деды – негласные короли подразделений СА, с которыми считались даже младшие офицеры: деды поддерживали порядок в ротах, а ротным командирам, соответственно, было меньше хлопот. Какими средствами поддерживать дисциплину, не так важно, лишь бы все это не выходило за пределы части. Термин «дедовщина» не зря получил название по статусу самых главных представителей иерархической лестницы в Советской армии – все ужасы неуставных отношений в ней связаны именно с этой категорией военнослужащих.

Временной предел мечтаний любого советского срочника – дембель, время исхода. Дембель как статус военнослужащего – это что-то вроде армейского вольнослушателя: дембеля как бы вычеркнуты из армейской повседневности, но еще не уволены в запас. Приказ об увольнении их призыва уже вышел, и они мысленно уже там, на гражданке.

[irp]

Последний для срочников ритуал в Советской армии был связан с дембелем (как явлением) – «дембельский аккорд». В сущности, он представлял собой бессовестную игру армейского начальства на солдатской надежде и желании поскорее вернуться домой. Когда военнослужащего демобилизовали, его дальнейшее пребывание в части ограничивается максимум парой недель или же несколькими днями. За это время командование заставляло дембелей что-то построить (или, наоборот, сломать), выкопать (закопать) – спектр работ для «аккорда» был широчайший. Чистота «эксперимента» в данном случае, как правило, блюлась – работа выполнялась только дембелями, без участия «духов» или других помощников, находившихся ниже по армейской иерархии.

russian7.ru

О «духах», «карасях», «черпаках» и прочих солдатских кастах // ОПТИМИСТ

≡  27 Апрель 2015

А А А

Скоро призыв на воинскую службу в Вооруженные Силы РФ. И, как всегда, многие из призывников предпочитают уклоняться от службы в армии. Сегодня и в голову не придет, что автору этих слов, чтобы только пойти служить, пришлось… дать взятку.

Страшная сила - спецназ без оружия

Так уж получилось, что служить я попал в очень редкий род войск – морской стройбат. Срок службы в нем составлял два года. Однажды на очередном утреннем построении нам зачитали приказ, согласно которому в случае начала войны наша отдельная рота должна была погрузиться на большой десантный корабль (БДК) «Адмирал Виноградов» и отправиться в район предполагаемого конфликта для участия в боевых действиях (до подхода основных сил - морской пехоты).В те времена всем нам, конечно же, хорошо был известен анекдот: «а еще, дескать, у русских есть особый «спецназ» - стройбат называется: это настоящие звери – им даже оружия не дают». Но чтобы этот анекдот оказался чистой правдой – об этом я в то время даже подумать не мог.

«О, времена, о, нравы», - воскликнул в свое время Цицерон. Действительно, каждому времени была свойственна своя философия. В связи с этим примечательна история того, как я вообще попал на службу. Если сегодня некоторые молодые люди, достигшие 18-летнего возраста, предпочитают «косить» от армии, то в годы советской власти служба в Вооруженных Силах, наоборот, считалась зачастую престижной. Да что там престиж... Представительницы прекрасной половины человечества, узнав при встрече с парнем, что их предполагаемый избранник не служил в армии, уже по-другому относились к нему, считая его в какой-то мере неполноценным. Конечно, такие нравы царили в определенной среде. Тем не менее, «отказников» и тех, кто выправлял себе «белый» билет за определенную мзду, было несравненно меньше, чем сейчас.

Наследники «Дальстроя»

Я очень хотел служить. И по окончанию техникума стал с нетерпением ждать повестки, знал даже, что попаду в связисты. Однако, прошла осень, наступил Новый год. И я забеспокоился: к тому времени почти все мои сверстники уже служили. А когда минули и два весенних месяца со дня Приказа Министра Обороны о призыве, решил действовать. Пришел в военкомат и, отозвав в сторонку какого-то прапорщика (его звали Валера), изложил ему суть просьбы – поскорей попасть на службу. Тот был краток: «Через неделю жди повестку. С тебя «пузырь» - принесешь, когда придешь для отправки на сборный пункт». Узнал, как меня зовут, и удалился по своим делам.

Надо заметить, что водки в то время, в 1987 году, купить вообще было невозможно. Талоны были, но сорокоградусная на прилавках просто не появлялась. «Поезжай в соседний город – там в 17-м магазине возле бани ее иногда «выбрасывают», - посоветовал мне сосед. Я так и сделал, правда, поллитровок в тот раз не было, и я приобрел две «чекушки». Каково же было мое удивление, когда в военкомате, где формировали нашу команду, выяснилось, что готовится отправка не в войска связи, а в стройбат или, если говорить точнее, в военные строители. Что ж, подумал я тогда, служба в армии почетна в любом роде войск.

На Краснознаменном Тихоокеанском флоте, где я проходил службу, было всего две (!) профильные роты, специализировавшиеся на снабжении флотских военных строек стройматериалами: 550-я отдельная рота (наша в/ч 53034 во Владивостоке) и 551-я - в Петропавловске-Камчатском. Снабженческий механизм был довольно прост. Стройматериалы из центра доставлялись по железной дороге в КМТС (Контору материально-технического снабжения) на берегу бухты Золотой Рог, где частично перегружались на суда УВСП-304 (Управления вспомогательных судов и плавсредств). И морем перебрасывались на Камчатку - в местную КМТС – для снабжения военных строителей полуострова. А частично распределялись по терминалам, пакгаузам и складам владивостокской Конторы и по мере необходимости доставлялись теми же судами в Ракушку, Советскую Гавань и другие порты Приморского и Хабаровского краев, Сахалина, а также в Камрань (нашу базу во Вьетнаме). Формально мы подчинялись «Дальвоенморстрою» - наследнику «Дальстроя».

Служба в городе накладывает свою специфику на повседневную жизнь солдат. Например, рядом с нашим военным городком находился большой гастроном, возле которого частенько торговали разливным пивом – как ни странно, во Владивостоке в то время не было проблем ни с водкой, ни с пенистым напитком. Случалось, что отведать пивка наведывались и солдаты нашей части. Как-то один из старослужащих по фамилии Пискунов поведал нам об анекдотичном случае, произошедшим с ним.

Отработав ночную смену на базе, он дождался момента, когда старшина уйдет на КМТС (офицеров в роте не было) и, передвигаясь «короткими перебежками», отправился в «самоход» (самовольную отлучку) в сторону гастронома. Встал в очередь и стал дожидаться, когда черед дойдет до него. Уже близилось окошко продавщицы, а сам он предвкушал, как насладится пенистым напитком. И тут вдруг сзади, как гром среди ясного неба, прозвучал суровый окрик: «Пискунов, а ты что здесь делаешь!?». На негнущихся ногах он обреченно обернулся, предполагая увидеть кого-нибудь из офицеров нашей части. Однако, услышал лишь взрыв смеха тех, кто стоял сзади. Дело в том, что на каждой телогрейке перекисью водорода сзади выжигалась фамилия солдата – чтобы нельзя было перепутать с другим таким же ватником. Прочитав надпись на стеганке Пискунова, мужики и решили его разыграть. Правда, в качестве компенсации тут же пропустили его прямо к окошку без очереди.

Кстати, знали об этой точке и представители комендатуры. И патрули частенько сидели в засаде у этого магазинчика. А уж если им кого-то удавалось вычислить по дороге к гастроному, тогда начинались «гонки с препятствиями» по близлежащим дворам между жилыми домами: попадать в комендатуру не хотелось никому. А не пойман на месте и не схвачен под белы рученьки – не «самоходчик». Иногда, если патруль возглавлял не офицер или мичман, а, скажем, старшина, морякам с красными повязками на рукавах самим приходилось спасаться бегством, потому как представители комендатуры и солдаты нашей части очень крепко «дружили» - как кошка с собакой.

Касты и обычаи

Поражали своим разнообразием названия каст, сложившихся в солдатской среде. Первая и самая бесправная – это «духи», те, кто только что призвался. Отслужившие год назывались «фазанами». Полтора – «стариками». После Приказа об очередном призыве, по которому старослужащий уже ожидал увольнения, он становился «Дедушкой Флота Российского» или «Дембелем» - именно так значилось во всех дембельских альбомах, который каждый уважающий себя солдат начинал оформлять еще будучи «стариком».

Я был свидетелем того, как до хрипоты спорили «за рюмкой чаю» приехавшие уже домой «дембеля» на предмет того, как «на самом деле» назывались различные касты. В этой связи примечательно то, что даже в одном городе и единой системе (в данном случае – в «Дальвоенморстрое») в нашей части полугодки назывались «черпаками», а в другой, солдаты которой были прикомандированы к соседнему с нашим КМТСу монтажников, их называли «карасями».

Какое разнообразие царило на Камчатке или других отдаленных гарнизонах, даже представить трудно. Спорят и сегодня: на моих глазах в вагоне поезда дальнего следования в долгом выяснении истины сошлись два «дембеля». Доказывать свою правоту будут во все времена. Только, как мне кажется, в этих спорах никогда не будет ни правых, ни виноватых. Потому что солдатский фольклор – он как народная песня: каждый исполняет ее по-своему – как Бог на душу положит.

Журналист и писатель Виталий Карюков

Метки: военные • интересно • касты • ранги • служба • солдаты • срок службы • СССР

Комментарии:

oppps.ru