Что значит «дух мирен» и при чем тут спасение? Мирен дух


Что значит «дух мирен» и при чем тут спасение?

В день памяти преподобного Серафима Саровского диакон Павел Сержантов размышляет над знаменитой просьбой-заповедью святого.

Все мы желаем спасения себе и окружающим нас людям. Родным, близким, просто знакомым. Отсюда вырастает колоссальный вечный вопрос: как этого достичь?

Православный человек так или иначе над этим задумывается.

Многие слышали и с удовольствием повторяют известную фразу, которая дошла до нас как просьба-заповедь от преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя».

Целая тысяча душ спасется! То есть поразительное множество людей. Тысяча в церковной традиции, да и в народной тоже, указывает на великое множество, на полноту. Вспомните хотя бы обыденные домашние сетования: «Я тысячу раз просил тебя не трогать мои вещи!»

Мирный дух такое влияние оказывает на многих и многих людей, что они под его влиянием находят дорогу спасения, они встречают Христа Спасителя.

 

* * *

В процитированной короткой фразе явственно звучит интонация преподобного Серафима. Он происходил из купеческого сословия, отсюда и характерное словцо «стяжи», «приобрети». Купеческое дело состоит в стяжании вещественных благ. Монашеское дело (и вообще христианское) состоит в стяжании духовных благ.

И там и там под «стяжанием» подразумевается какое-никакое «обладание». То есть некий продолжительный опыт. Не «дали подержать и сразу же попросили вернуть», а «получил насовсем».

Можно ли получить насовсем какие-либо вещественные блага? В строгом смысле: нет. Рассказывают, что Александр Македонский завещал похоронить себя с простертыми пустыми ладонями. Чтобы все могли видеть: самый богатейший великий царь не унес ничего с собой в могилу. Преемники Александра Македонского не сумели сохранить его завоеваний, «стяжаний» в целости.

Собственник вещественных благ обладает ими, пока он умеет их сохранить, и, конечно, пока он жив. Аналогично обстоит дело и с духовными благами. Пока мы духовно живы, пока мы «храним себя», «храним дух», до тех пор мы обладаем невещественными сокровищами. Когда же мы тяжко грешим и духовно умираем, то мы теряем духовные блага.

«Духовные стяжания» не даются людям автоматически раз и навсегда. От того, как распорядятся своей свободой люди, напрямую зависит их духовное «достояние».

Итак, «стяжание мирного духа» означает продолжительное и даже постоянное пребывание человека в «мирном духе». Не раз от раза, не на короткую минуту, а особое полновременное мирное устроение человека. Как это понимать?

* * *

В храме мы молимся о свышнем мире и спасении душ наших. Мир и спасение напрямую связаны между собой. Если хотите, слова преподобного Серафима являются пересказом этого церковного прошения из хорошо знакомой нам великой ектеньи.

О чем же мы просим в церкви? О мире, которым Христос благословляет Своих учеников: «Мир вам!»

Небесный мир, по сути тождественный благодати Божьей. Как человеку прийти к получению этого духовного дара?

Вражда к Богу, бунт людей против Бога начался с прародительского грехопадения. С этого же момента начался в людях и внутренний конфликт, война в душе. Страсти разгорелись и ополчаются на нас. Через покаяние в грехах и борьбу против воюющих на нас страстей мы и приобретаем заветный мир.

Православные подвижники немало писали про победу в борьбе со страстями. И победа прорисовывается именно как удивительный внутренний покой, мир, умиротворение помыслов, безмолвие помыслов.

Это испытали люди высокой духовной жизни. К одному из них пришли несколько начинающих монахов. Все они задавали духовные вопросы. Лишь один молчал.

– Почему ты не спрашиваешь ничего?

– Мне достаточно просто смотреть на тебя, отче.

Люди пришли к подвижнику, чтобы лучше узнать путь спасения и получить поддержку на обозначенном пути. Одни поучались благодатным словом безмолвника, другие – самой печатью безмолвия, сиянием во всем облике безмолвника того самого свышнего мира.

До таких духовных высот нам далеко. А до покаяния и борьбы со страстью гнева, тщеславия и прочими страстями – близко.

www.pravmir.ru

Что значит «дух мирен» и при чем тут спасение?

Подробности Опубликовано 01.08.2016 00:00

Все мы желаем спасения себе и окружающим нас людям. Родным, близким, просто знакомым. Отсюда вырастает колоссальный вечный вопрос: как этого достичь?

Православный человек так или иначе над этим задумывается.

Многие слышали и с удовольствием повторяют известную фразу, которая дошла до нас как просьба-заповедь от преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя».

Целая тысяча душ спасется! То есть поразительное множество людей. Тысяча в церковной традиции, да и в народной тоже, указывает на великое множество, на полноту. Вспомните хотя бы обыденные домашние сетования: «Я тысячу раз просил тебя не трогать мои вещи!»

Мирный дух такое влияние оказывает на многих и многих людей, что они под его влиянием находят дорогу спасения, они встречают Христа Спасителя.

В процитированной короткой фразе явственно звучит интонация преподобного Серафима. Он происходил из купеческого сословия, отсюда и характерное словцо «стяжи», «приобрети». Купеческое дело состоит в стяжании вещественных благ. Монашеское дело (и вообще христианское) состоит в стяжании духовных благ.

И там и там под «стяжанием» подразумевается какое-никакое «обладание». То есть некий продолжительный опыт. Не «дали подержать и сразу же попросили вернуть», а «получил насовсем».

Можно ли получить насовсем какие-либо вещественные блага? В строгом смысле: нет. Рассказывают, что Александр Македонский завещал похоронить себя с простертыми пустыми ладонями. Чтобы все могли видеть: самый богатейший великий царь не унес ничего с собой в могилу. Преемники Александра Македонского не сумели сохранить его завоеваний, «стяжаний» в целости.

Собственник вещественных благ обладает ими, пока он умеет их сохранить, и, конечно, пока он жив. Аналогично обстоит дело и с духовными благами. Пока мы духовно живы, пока мы «храним себя», «храним дух», до тех пор мы обладаем невещественными сокровищами. Когда же мы тяжко грешим и духовно умираем, то мы теряем духовные блага.

«Духовные стяжания» не даются людям автоматически раз и навсегда. От того, как распорядятся своей свободой люди, напрямую зависит их духовное «достояние».

Итак, «стяжание мирного духа» означает продолжительное и даже постоянное пребывание человека в «мирном духе». Не раз от раза, не на короткую минуту, а особое полновременное мирное устроение человека. Как это понимать?

В храме мы молимся о свышнем мире и спасении душ наших. Мир и спасение напрямую связаны между собой. Если хотите, слова преподобного Серафима являются пересказом этого церковного прошения из хорошо знакомой нам великой ектеньи.

О чем же мы просим в церкви? О мире, которым Христос благословляет Своих учеников: «Мир вам!»

Небесный мир, по сути тождественный благодати Божьей. Как человеку прийти к получению этого духовного дара?

Вражда к Богу, бунт людей против Бога начался с прародительского грехопадения. С этого же момента начался в людях и внутренний конфликт, война в душе. Страсти разгорелись и ополчаются на нас. Через покаяние в грехах и борьбу против воюющих на нас страстей мы и приобретаем заветный мир.

Православные подвижники немало писали про победу в борьбе со страстями. И победа прорисовывается именно как удивительный внутренний покой, мир, умиротворение помыслов, безмолвие помыслов.

Это испытали люди высокой духовной жизни. К одному из них пришли несколько начинающих монахов. Все они задавали духовные вопросы. Лишь один молчал.

– Почему ты не спрашиваешь ничего?

– Мне достаточно просто смотреть на тебя, отче.

Люди пришли к подвижнику, чтобы лучше узнать путь спасения и получить поддержку на обозначенном пути. Одни поучались благодатным словом безмолвника, другие – самой печатью безмолвия, сиянием во всем облике безмолвника того самого свышнего мира.

До таких духовных высот нам далеко. А до покаяния и борьбы со страстью гнева, тщеславия и прочими страстями – близко.

Диакон Павел Сержантов             http://www.pravmir.ru/chto-znachit-duh-miren-i-pri-chem-tut-spasenie/

  • < Назад
  • Вперёд >

www.triradosti.ru

Стяжи дух мирен / Классный журнал / Русский пионер

28 ноября 2017 11:30

Глава Синодального отдела по взаимоотношению Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата и колумнист «РП» Владимир Легойда пишет о том, что в юности он — как и его поколение — проживал свои революции в книжках. Сначала это была «Как закалялась сталь» Островского, но потом был «Подросток» Достоевского. И восприятие революции изменилось. Можно сказать — перевернулось.

 

Наша жизнь состоит из революций. В детстве все было просто и понятно: «Бьют свинцовые ливни, нам пророчат беду. Мы на плечи взвалили и войну, и нужду…» Любимый фильм. Революция, точнее, ее последствия: Гражданская война, красные против белых, наши против «ненаших»… Ребята, поможем нашим! (Это уже из другого фильма, но тоже любимого.)

 

«Книжные дети, не знавшие битв», мы проживали свои революции в любимых книжках, конечно. Первой моей революцией стала «Как закалялась сталь» Николая Островского. Первым героем — Павка Корчагин. Многое помню наизусть до сих пор. Впечаталось в память. «Теперь на всей земле пожар начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно». «Обычно в подобных случаях много стонов и капризов. Этот же молчит и натягивается, как струна… Уже все знают: если Корчагин стонет, значит, потерял сознание». «Кому вы нужны? Сдохнете и без наших сабель от кокаина». И любимое: «Лучше бы ослеп левый, — как же я стрелять теперь буду?»

 

Но квинтэссенцией всего была, конечно, вот эта фраза: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества».

 

Борьба за освобождение человечества. За светлое будущее. Эту фразу из книги мы в школе учили наизусть. Запоминалась она легче, чем монолог князя Андрея на поле Аустерлица, ведь слова Островского проходили фоном в цитатах, написанных на стенах школьных — и не только — кабинетов. Книгу я перечитывал по многу раз. Островский побуждал действовать. Воспитать себя так, чтобы за себя не было стыдно. В юности верилось, что это возможно…

 

Следующей революцией стал роман Достоевского «Подросток». Воспитанный Островским, я не мог не споткнуться на фразе: «Надо быть слишком подло влюбленным в себя, чтобы писать без стыда о самом себе». Это были поразительные и поражающие слова. Поразительные — потому что совершенно неожиданные. Поражающие — потому что к тому времени призыв Островского незаметным для меня образом трансформировался в удобную формулу: «Мне особо нечего стыдиться в моей жизни». В общем, как и многие, я привык считать себя приличным человеком. Не Островский, конечно, но все-таки… В общем, совесть засыпала. Достоевский же пробуждал совесть…

 

В институте первой революцией стала «Исповедь» Блаженного Августина. Христианского мыслителя, жившего задолго до Островского и Достоевского — на рубеже IV–V веков. Августин подробно описывает свою жизнь и поступки, даже самые незначительные. В такой книге, если следовать логике Достоевского, должно быть «много стыда». В каком-то смысле так оно и есть: Августин сокрушается о таких мелочах, на которые многие из нас просто не обратили бы внимания. Один из самых знаменитых эпизодов «Исповеди» — воспоминание о краже груш в соседском саду. Кажется, Ницше издевался над этим моментом: вот, мол, Августин подростком залез в чужой сад, украл груши, а потом восемь страниц про это сокрушается — уж очень это как-то фальшиво, так не бывает.

 

Мне же странным казалось совсем другое: как же Ницше, человек явно неглупый, не понял, о чем пишет Августин? Как же автор сверхчеловека не пережил революционности слов Августина: «Я любил падение свое; не то, что побуждало меня к падению; самое падение свое любил я». Ведь Августин говорит о том, что во всех преступлениях и проступках есть некое удовольствие, к которому человек стремится, совершая их, а он украл груши, которые и не нужны-то ему были, совершив грех ради греха, преступление ради преступ­ления, — это совершенно революционное, глубокое и тонкое рассуждение о человеческой натуре.

 

Августин, как и Достоевский, взывает к совести — голосу Бога в человеке… И при этом больше пишет о Боге, а не о человеке. Один современный исследователь поразительно точно заметил по поводу «Исповеди»: «Августин пишет о себе; но не о “себе” он пишет». Как такое возможно? Возможно. В каком-то смысле это возможно было и у Островского. Он ведь призывал жить ради идеи. («И я плохим буду мужем, если ты считаешь, что я должен принадлежать прежде тебе, а потом партии. А я буду принадлежать прежде партии, а потом тебе и остальным близким».) Сам Островский неоднократно говорил, что в его романе нет ни слова лжи. Хотя имя у главного героя другое. Потому что одновременно о себе и не о себе. Это правда. Но правда страшная. И этот замечательный, сильнейший роман мы сегодня, спустя почти сто лет, читаем совсем другими глазами. По-прежнему восхищаясь силой человеческого духа, но и ужасаясь тому, сколько накрушила, науничтожала, сколько утопила в крови закалившаяся сталь. И как быстро заржавела…

 

Почему? А об этом и сказал Достоевский. Словами Раскольникова, тоже своеобразного революционера: «Подлец человек! И подлец тот, кто его за это подлецом называет!» Все ведь оттуда: надо быть слишком подло влюб­ленным в самого себя…

 

Потому Августин совершенно революционен. Он на оба наших любимых вопроса отвечает: и «кто виноват?», и «что делать?». Августин в принципе отказывается воспринимать себя/человека без Бога. Показывает весь ужас этой разорванности, ту бездну, которая разверзается, когда человек — лишь сам. Один. «Боже, Ты создал нас для Себя, и не успокоится сердце наше, пока не найдет Тебя», — говорится на первой странице «Исповеди». В Тебе, а не в каких-то «человеческих, слишком человеческих» идеях и открытиях. В этом — ключ. И к тексту Августина, и к нашей жизни.

 

Достоевский не понимал, как можно писать о себе без стыда, Августин — как вообще можно писать о себе. Как можно писать о человеке, если в его жизни Единственный, Кто заслуживает разговора, — это Бог. Точнее, только через диалог с Богом, только через Богообщение человек обретает подлинное право голоса; право на слово и право на жизнь. Не в юридическом и даже не в нравственном, но в онтологическом смысле. Человек, не знающий Бога, не стыдится себя и своих поступков. Ищущий Бога уже способен видеть свою нравственную мерзость и духовную пустоту. Встретивший Бога — обретает надежду и радость.

 

…Павка Корчагин и его друзья хотели изменить мир к лучшему. И выбрали средство — «чтобы власть советская, как гора железная, стояла». Не вышло. Да и не могло выйти. Современник Пушкина, самый известный русский святой Серафим Саровский предложил иной рецепт изменения мира к лучшему. Пожалуй, еще более революционный, чем корчагинский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Изменись вначале сам — но не просто изменись, а приобрети мирный дух. И от одного изменятся тысячи. Как менялись люди, приходившие к преподобному Серафиму или старцам Оптиной пустыни.

 

Конечно, эта революция не из XIX века. Она из Евангелия. Еще 2000 лет назад было сказано: «Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно. Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 4–5). Сначала — исправиться самому, и тогда будет понятно, как исправить других, как изменить мир. Потому что этим своим исправлением ты уже меняешь мир к лучшему.

 

…Да, жизнь дается человеку только один раз. И прожить ее надо так, чтобы в этой своей жизни успеть встретиться с Богом. Даже если от этой Встречи будет обжигающе больно за бесцельно прожитые годы и будет мучительно жечь позор за подленькое и мелочное прошлое.

А как вы хотели? Революция…   

ruspioner.ru

Как стяжать дух мирен? - Батюшка·org

Все знаем, как стяжать, но не все хотим потрудиться. Теорию знаем, а на практике — ну никак не получается!Знаете, как настраивает себя смиренный человек? Он доволен и рад всему, что ему дает Господь. Местечко дали, где уберется только подстилочка — он и рад этому; там поспит и Бога поблагодарит. Однажды в Александрии в большой праздник съехалось в монастырь множество нищих, калек и убогих. Места, где можно переспать, многим не нашлось; прямо в коридоре устраивались. Один старец после молитвы в своей келье через полуоткрытого дверь слышит: «Господи, Господи, как Ты нас любишь! Как все прекрасно, как хорошо! Вот, у меня рогожа — я ее подстелил, ею же и накрылся. Сколько людей голодных сейчас, а мы сегодня даже поели, хоть и не досыта, но поели. Многие люди в холоде, в тюрьме, в камерах находятся, воздуха там нет. А здесь все прекрасно, все хорошо. Мы на свободе, а есть люди, которые белого света не видят. У них кандалы на руках и ногах и цепи. А здесь полная свобода. Господи, какая Твоя милость великая! » Так благодарил Господа больной нищий. Надо уметь благодарить Господа везде и всегда. Тогда и душа умиротворится.Когда Юлиан — отступник — злейший враг христиан уничтожал веру православную, жил и служил в Каппадокии святитель Василий Великий. Там было 17 еретических храмов ариан, и только один православный. За очень короткое время святитель поработал так, что стало 17 православных и остался один еретический. Приехал представитель Юлиана — Модест, стал убеждать святого, чтобы он прекратил свою деятельность, перестал исповедовать веру Христову, чтобы перешел в арианство, пугал его смертью, ссылкой, лишением богатства. Святитель Василий Великий ответил на это так:— То богатство, которое ты думаешь у меня отнять, я давно передал через руки нищих, вдов и сирот в потусторонний мир. У меня ничего не осталось, кроме кожаных книг. Ты меня пугаешь ссылкой, но Бог на всяком месте. Где бы я ни был — везде Господь. Ты меня пугаешь смертью, а я к этому стремлюсь! Быстрее хочу разрешиться от тела и соединиться с Господом.Вот как рассуждали святые люди.

batushka.org

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Стяжание мирного духа

№29 (878) / 2 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Преподобный Серафим Саровский сформулировал все необходимое для спасения в вечной жизни одной фразой: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся». В ней очень большой смысл, расскажите, пожалуйста, о нем.

– Все мы слышали этот девиз преподобного Серафима Саровского, и все бы хотели иметь и на работе, и дома благодатный мирный дух: терпение, внимание, выдержку, трезвенность, нераздражительность. Всеми этими качествами должна обладать христианская душа, но у нас это не всегда получается.

Когда празднуется память того или иного преподобного, мы слышим такие слова из Послания апостола Павла к Галатам: «Плод же Духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание, на таковых нет закона» – потому что они исполнили закон Христов. Так вот, один из плодов Святого Духа – мирность, тот же дух есть любовь и радость.

Как стяжать благодать Святого Духа? Этому помогает молитва. И домашняя, и обязательно церковная – обращение к Богу на всяком месте владычества Его и в храме Божием. «Шесть дней трудись, седьмой день – Господу Богу Твоему». Многие в своей жизни замечали, что после молитвы, после чтения Евангелия, доброделания как раз и появляется мирный дух. Во время богослужения никак не хочется что-то выяснять в немирном, раздраженном духе – случается же это в повседневной суете.

Как говорил старец Амвросий Оптинский, «отчего человек бывает плох ? Оттого, что забывает, что над ним Бог». Когда он помнит это, тогда следит за собой. Святые отцы называли это словом «трезвение». Они наблюдали за своими мыслями, словами и поступками. Как только память Божия уходит из жизни, тогда человек творит, что хочет. Кто-то из мудрых людей сказал: «Когда Бог на первом месте, тогда все остальное – на своем». Когда Бог на первом месте, мы думаем, что сказать, как сказать, кому сказать, и какие из этого будут последствия.

Духовного или недуховного человека можно определить так: тот, кто старается заповеди Божии исполнять в повседневной жизни – по Богу мои слова или нет? В Евангелии от Луки написано: Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; о там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим, и ученики сказали: Господи, скажи нам, помолимся, и огонь сойдет с неба и попалит их. И Господь ответил им: не надо, разве вы не знаете, какого вы духа? Духа мира, любви, справедливости, братолюбия.

Митрополит Филарет Минский говорил: любите богослужение – «дышите воздухом вечности!». «Воздух вечности» исполнен мира, любви, славословия Божия. Когда человек в воздухе вечности, его настроения уходят на задний план. Когда же он в своих личных мыслях, обычно гордых, обидчивых, гневливых, из этого проистекает забывчивость человека о Боге, о внутреннем мире, смирении. В этом состоянии человек забывает свои недостатки, грехи, и потихоньку у него возникают самодовольство, гордость и эгоизм, а из этого он легко «заводится», психует, начиная со своей собственной семьи.

Должно ревновать, чтобы была память Божия, и она будет держать человека в правильном отношении к себе и по отношению к другим. Правильное мнение о себе помогает правильному отношению к другим. Мы часто завышаем самооценку: мы выше всех, и все ниже нас. Почему все моря и океаны вмещают в себя такое множество рек, речушек и ручейков? Потому что они находятся ниже их. Наполняется тот человек, который живет в смиренном Божием духе, и все служит ему – эта вода не дойдет до того, кто о себе слишком большого мнения. Скромное мнение о себе помогает иметь смиренный и мирный дух. Арсений Великий сказал, что если человек не пойдет путем самоукорения, он нигде и никогда не найдет покоя. Это аксиома нашей повседневной жизни.

Некоторые люди говорят о себе: что я могу сделать, если я такой раздражительный? Это лишь проявление ненормальности жизни, того, что ты не в духе Божием, а в духе мира сего. Но ты сам не впускаешь в себя Дух Божий. У каждого из нас есть мобильный телефон, и мы знаем, что его надо регулярно подзаряжать. Так и молитва домашняя и в храме есть наше напитывание благодатным Духом Божиим.

Вопрос телезрителя: «Как реагировать на откровенное хамство людей, например, в переполненном транспорте? Не всегда успеваешь себя укорить, и бранные слова как бы сами собой изливаются на человека».

– Надо помнить, что мы – христиане, и что мы не можем исправить эту ситуацию. Втискиваться, распихивая других, в переполненный вагон – это сэкономить две-три минуты на ожидании следующего поезда. Это ничего не даст, кроме испорченного настроения на весь день, тем более – какой-то негативный ответ.

Как говорил премудрый Соломон, «толчок в нос производит кровь», поэтому не надо бить ни словами, ни мыслями. Надо уметь сдерживать себя. Недаром наш язык находится за двумя преградами, за двумя барьерами: за губами и за зубами – чтобы не давать ему воли. Апостол Павел говорит: всякий человек да будет скор на слышание и медлен на слова, медлен на гнев, потому что гнев не творит правды Божией.

сли мы ответили на такую ситуацию, мы зло посеяли. Если мы ее проглотили, мы уменьшили это зло в самих себе. Как кто-то сказал: пусть твоя душа будет подобна озеру, которое принимает брошенный в него камень – камень попал на водную гладь, чуть-чуть всколыхнул ее, прошла небольшая волна, и озеро опять успокоилось. Пусть такова будет и твоя душа.

Поэтому первое, что необходимо, – удержать язык от высказывания своих эмоций. Об этом Иоанн Лествичник так и сказал: гнев – это безобразие души.

Возникает вопрос: когда это происходит относительно других, как поступать? Пацифизм толстовства или христианское мужество и отвага? Здесь всегда должна быть мудрость, чтобы под видом смирения не скрывалась трусость, а под видом отваги не было безумного отчаяния.

«Итак, во всем, как хотите, чтобы люди поступали с вами, так и вы поступайте с ними»… По отношению к себе надо и можно потерпеть и промолчать; в отношении других мы, конечно, должны иметь смелость и мудрость защитить их честь и достоинство. Никогда не отвечать хамством на хамство, но грамотно, с внутренним мужеством поставить на место.

Вы уже говорили: чтобы стяжать дух мирен, надо любить богослужение, – но часто получается так, что наша работа, различные дела или болезни не позволяют постоянно ходить в храм. Люди молятся дома, читают какую-то литературу, но в храм не ходят, говоря, что в этот раз они лучше останутся дома. Как Вы считаете, такие подвиги заменяют полноценное богослужение?

– У святых отцов был такой критерий болезненности и плохого самочувствия, которое не позволяло бы пойти на богослужение, – это было совсем недавно, до наших революционных переворотов. Критерий был такой: если ты болен до такой степени, что, когда дома начнется пожар, ты не в силах будешь выбраться из дома, тогда ты можешь не идти на богослужение – ты на самом деле болен.

Чем ревностнее человек, тем больше он преодолевает себя и ищет повода пойти в храм, а ленивый ищет повода не пойти в храм, и все это зависит от любви и нелюбви к Богу.

Силуана Афонского спросил почти о том же его брат по монастырю, который, как и Силуан, был в нем экономом. Он сказал:– Я не могу, как все братья, быть на богослужении, пропускаю даже субботний и воскресный дни, потому что у меня чрезмерная занятость.

Тогда старец Силуан сказал:– Любить Бога никакие дела не мешают.

Алгоритм нашей духовной жизни: субботний и воскресный дни должны быть посвящены богослужению, которым благословляется вся предстоящая неделя. Можно и нужно молиться дома. Но это никак не заменит богослужения. У святых отцов было такое выражение: одно «Господи, помилуй», прочитанное в храме единым сердцем и едиными устами от лица всей Церкви, больше прочитанной наедине целой Псалтири.

Есть такой богослужебный текст: «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним» – в храме стоящие представляют собой стоящих на Небесах. Конечно, когда это происходит со вниманием, с отрешенностью от всего суетного, хотя бы на эти два с половиной часа всенощного бдения или Божественной литургии.

На могильном памятнике насельнику Оптиной пустыни митрополиту Трифону (Туркестанову), похороненному в Москве на Введенском кладбище, на его оборотной стороне написаны такие слова: «Дети, любите храм Божий. Храм Божий – Небо на земле».

Мы только и делаем, что живем лицом к земле – телевидение, интернет опускают нас ниже некуда. В метро, транспорте – везде дух мира сего, мы кружимся в мире, лежащем во зле. Где-то должен быть кусочек рая. Ограда монастыря, церковные стены и есть то пространство вечности, где мы можем, как в химчистке, на какое-то время очиститься от пропитавшей нас греховной соли.

Многие говорят: «Бог везде, и почему я должен молиться только в храме?» Конечно, молиться нужно везде, но одно не отменяет другого – домашняя молитва не вместо, а вместе. Помните слова в Евангелии: «Дом Мой дом молитвы наречется». Значит, есть Дом Божий на земле. Хотя мы знаем слова псалмопевца «На всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа!». Но есть особое место, есть особый чин богослужения.

Однажды отца Василия спросили, не все ли равно, где молиться, обязательно ли в храме или можно дома? Этот лукавый вопрос задавался относительно праздничных и воскресных дней, потому что мы не можем постоянно находиться в храме. Он ответил так:– Молиться дома одному – это как плыть одному в лодке и грести самому, а молиться в храме – это плыть в лайнере. Вот и выбирайте, что легче, что спасительнее и что полезнее.

Не каждый способен, как Феодор Конюхов, целых сто дней грести один через океан в весельной лодке.

Часто бывает, что, когда прошла первая волна ревности, благодати Господней, люди начинают остывать и искать предлоги: давление, гипертония, плохое самочувствие, жара, душно в храме. Мы что-то потерпели ради Бога в месте Его прославления, Его благодарности и славословия, а Бог дает нам жизнь, здоровье, рассудок, пищу, солнце, семью, друзей, работу – так поблагодари Бога! Мы читаем в Евангелии: когда люди получают исцеления, все получают, а возвращается лишь один из десяти. Время богослужения – это время благодарности Богу. А благодарность, по словам святых отцов, это рука, протянутая к Богу за новыми благодеяниями. И благодарность облагодетельствованного побуждает благодетеля к новым благодеяниям. Мы благодарим Бога не для того, чтобы нам прибавилось еще, но как дети.

Как говорил многострадальный Иов: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!». Святой Иоанн Златоуст говорил: «Благодарите Бога за радости, и радости умножатся. Благодарите Бога за скорби, и скорби минуют. Благодарите Бога за все».

Богослужение и есть пик благодарности. Если ты лишаешь себя богослужения, ты лишаешь себя благодарности, когда вся Церковь благодарит Бога за прожитую неделю.

В праздники, посвященные святым, мы чтим тех, с кем имеем особую молитвенную связь, это друзья Божии, наши молитвенники и ходатаи. Это наши духовные братья и сестры во Христе, те, кто сейчас говорят Богу о нас. Тот, кто чтит эту память, старается быть в этой памяти, и стяжает тот благодатный дух, который не только приносит мир, но плоды духа – любовь, радость, мир и долготерпение.

Почему нет радости? Потому, что мы не в духе Божием, а в духе своем. В духе Божием мы можем быть через молитву, через богослужение, через исполнение заповедей Божиих. Человек стерпел – он в духе Божием. Человек простил – он в духе Божием. Человек отдал – он в духе Божием. По словам Силуана Афонского, есть две радости – радость человеческая и радость Божия. Когда человек принимает, он имеет радость человеческую. Когда человек отдает, он может иметь радость Божественную. И он призывает испытать эту Божественную радость.

Человек от одного решения помочь нуждающемуся уже в духе Божием. Как грех, еще не совершенный, уже грех, так и доброе дело, еще не совершенное, уже доброе дело.

Известно выражение о человеке: он «в духе» или он «не в духе». Это как раз о внутреннем мире человека. Почему он «не в духе»? Принял что-то на свой счет, что-то не так, как он хотел бы. Все это от того, что у человека завышенные представления о себе.

Когда человек ищет не того, чтобы служили ему, а как ему самому послужить кому-то, то он всегда найдет поводы для служения. Последние завещательные слова Господа перед распятием: Я пришел в этот мир не для того, чтобы Мне послужили, а чтобы послужить. И если Я, Господь и Учитель, умыл ваши ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу. Как сказано в Деяниях апостольских, «блаженнее давать, нежели принимать».

Все устроение нашей христианской жизни должно удерживать нас в духе. Мы порой скатываемся, но поднимаемся, потом опять скатываемся и опять поднимаемся. Потому я призываю всех братьев и сестер во Христе пребывать в ревновании о Духе через молитву, богослужение. Но главное, чтобы были плоды этой молитвы, а плоды ее – доброделание, исполнение заповедей, начиная с семьи и близких и далее.

Вопрос телезрителя: «Начальник на работе говорит, что у меня на складе квадрат, но я прихожу и вижу, что это круг. Он утверждает, что квадрат, а глаза мои говорят: круг. Я говорю условно, проблема в том, что мы никак не можем с ним найти взаимопонимание. Как решить это мирно, непонятно».

– Сказано: «Будьте готовы всякому, требующему отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Хорошо, начальство требует отчета. Садись, пиши докладную, что круг-де был, но согласно таких-то и таких-то накладных разошелся. Напиши, что, мол, я бы и рад дать круг, но у меня его нет.

Надо уметь донести и объяснить ситуацию начальству, и не только ему, но и жене, матери, дедушке, бабушке. Я должен был это сделать, но у меня это не получается по таким-то и таким-то обстоятельствам. Вся наша беда, что мы не можем объяснить друг другу. Надо уметь объясняться, для этого у нас есть рассуждение, язык и мудрость, которую мы должны просить у Бога.

Кто-то из мудрых сказал: «Говорите громко, чтобы вас услышали, говорите тихо, чтобы вас послушали». Никогда не надо орать, доказывать свою правоту в гневе и крике, надо спокойно и тихо объяснить. Начальству лучше всего объяснять в письменном виде, по пунктам тезисно изложив свои доказательства. У начальства множество дел, телефонные разговоры, суета, а бумажка лежит на столе. Раз прочитал, два прочитал и понял, что действительно одной рукой пять арбузов не удержишь.

Когда на тебя наложили сразу множество дел, то непонятно, какое делать первым, выполнить все их в один день невозможно. Когда это по пунктам будет донесено до начальства, тогда начальник понимает, что на это место нужно два человека. А если человек делает и ничего не говорит, значит, можно нагрузку увеличивать. Если ты считаешь, что нагрузка большая, а зарплата маленькая, то покажи это зримо: в течение недели были выполнены следующие задачи, в течение месяца выполнено столько и столько. Если тебе говорят, что ты плохо работаешь, тогда напиши, какие вопросы решал в течение дня.

Так же в семье. Бывает, что ты обижаешься на жену, а она даже не знает, что ты думаешь, что она сделала неправильно. Либо тебе кажется, что ты сказал ей что-то нормальным тоном, а женщинам, как существам очень эмоциональным, кажется, что не в том духе, не та была подача. Для женщин важнее не что, а как им говорится.

Кто-то мудрый сказал, что правда должна подаваться, как пальто, а не как мокрая тряпка, брошенная в лицо. Всегда надо просить мудрости, деликатности и уметь объясняться, уметь договариваться. Это необходимо всю жизнь. И близких своих надо не только услышать, но и уметь их послушать. Все когда-нибудь ошибаются, и нет рыбы без костей. Нам люди многое прощают, и мы должны людям много прощать.

Поэтому всем нам, дорогие братья и сестры, желаю мирного духа, который зависит от совокупности всей духовной жизни. Если мы будем в Духе Божием, тогда будем и в вере, и в надежде, и в любви, и в мирности и в радости. Потому что когда мы с Богом, тогда Бог с нами на всех путях нашей жизни. Аминь.

Расшифровка:Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

orthodox-newspaper.ru