Обычаи казармы. Духи деды и


Духи и деды — Городские вести

Военнослужащие, а также члены их семей, выступающие в военных судах, будут защищены военной полицией, передает во вторник, 6 февраля, газета «Известия». По данным издания, сразу после согласования в соответствующих инстанциях приказ главы министерства начнет работать в полную силу. С 2015 года, когда была образована военная полиция, в функциях ведомства уже значилась защита свидетелей, однако на деле это не всегда работало. По оценкам специалистов, теперь в ведение военной полиции попадут и те, кто подвергся дедовщине. До сих пор призывники, которые пострадали от глумления со стороны более опытных сослуживцев, до последнего находились в казармах рядом со своими обидчиками. Теперь же, если это необходимо, военнослужащих даже будут переводить в другие воинские части.

Однако если с программой защиты свидетелей все достаточно ясно: есть правонарушение — есть свидетель, то с дедовщиной вопрос остается открытым. А есть ли дедовщина в армии до сих пор? С этим вопросом мы обратились к нашим читателям и к специалистам.

 

Дедовщина мимо проскочила

— Друзья, мы пишем про дедовщину. Поделитесь своими историями, — такое сообщение было опубликовано нами в одном из первоуральских пабликов в соцсети «ВКонтакте».

Тут же посыпались ответы: «Какая дедовщина? Детский сад с гражданским персоналом», «В 2009 году пришел, как таковой дедовщины не было. Может, она меня мимо проскочила, но в части не видел. Так, драться дрались между собой, но друг друга никогда не сдавали». И так, почти слово в слово, несколько раз.

Но были и другие сообщения.

— Это то же самое, что искать женщин, которых изнасиловали. Я такой гордый, что отслужил в армии 2-3 года, и буду вам рассказывать, как убирал сортир за старшими? — написал один из первоуральцев.

Мужчины не плачут. И не жалуются.

 

В «душу» или в «лося»

Поэтому настоящие истории приходили только анонимно.

— Я служил в середине 2000-х. Дедовщина была, конечно же, но выражалась, в основном, не кулаками. Бегали «дедам» за сигаретами, водкой. Кто был послабее, стирал им форму. За косяки деды «прописывали» в «душу» или «лося». В душу — это удар в грудную клетку, лося — это удар в скрещенные ладони, которые «дух» держит у своего лба. Если кто храпит — подкрадывались и лупили подушкой по голове. Это называлось «глушить тигра».

Проверяли реакцию — подходишь с табуреткой к «духу», когда он спит, поднимаешь её над головой, будишь солдата и отпускаешь табуретку. Если реакция есть — табуретку отобьет, если реакции нет, значит, приземлится на голову. «Велосипед» делали: спящему между пальцев ног вставляли спички и поджигали — когда пламя доходило до пальцев, боец начинал махать ногами. Много было таких приколов, — вспомнил один из наших собеседников.

«Приколы», как называет это мужчина, однако, не всегда заканчивались весело. Двух старослужащих, издевавшихся над солдатами с особой жестокостью, осудили на два года дисбата*. Одному из военнослужащих на тот момент оставалась неделя до дома, другому — чуть меньше месяца.

*Дисбат — отдельный дисциплинарный батальон — специальное формирование в вооруженных силах России и некоторых странах СНГ, воинская часть (отдельный батальон), в котором отбывают наказание осуждённые за уголовные преступления в период прохождения военной службы военнослужащие и курсанты высших военных учебных заведений, до получения ими первичного офицерского звания. Википедия

 

Не поделился — ешь до рвоты

Другой мужчина, служивший в 2014-ом, рассказал о том, как его призыв встретили «деды».

— У нас сразу же, как только нам выдали форму, все забрали. Взамен дали свое старое. Так и ходили в потасканном, пока сержант не заметил, — написал недавний военнослужащий.

Кроме того, молодой человек рассказал о том, как в частях вымогают деньги.

— Мне приходилось просить денежные переводы у родителей. Не сдаешь «деду» в копилку ежемесячно — бьют. Пару раз получил, больше не хотелось. Маме объяснял, что сладкого не хватает, якобы бегаю в магазин по ночам. Верила.

Вообще, делиться с «дедами» нужно было всем. Неважно, деньги тебе перевели или еды прислали. Если тебе пришла посылка, а ты ешь под одеялом и кто-то узнал, «деды» заставляли есть до рвоты.

Мы спросили у всех собеседников, устраивали ли они позже посвящения и дедовщину молодым призывникам. Все ответили утвердительно:

— В основном, в армии никто не идет против «дедов», так как это, вроде как, традиция. Сейчас тебя бьют, потом ты будешь. И мы били потом.

 

Это не армия, а пародия

Председатель Совета ветеранов Александр Слабука. Фото из архива редакции

По словам председателя первоуральского Совета ветеранов Александра Слабуки, такое явление, как дедовщина, практически изжило себя. Как говорит Александр Викентьевич, сейчас идет перекос в другую сторону — чрезмерную опеку призывников.

— О дедовщине… Мне приходилось слышать об этом раньше, на различных вылазках и совещаниях, которые проводились в штабах военно-воздушных сил. Строевые части докладывали о глумлениях одних военнослужащих над другими. Мое отношение к этому, безусловно, негативное.

Но то, что сегодня делается — другая крайность. Я говорю про разные военные части, где бывал недавно. Как сейчас служат, служить нельзя. Это не армия, а пародия. Послеобеденный сон и прочее, в наряды ходить нельзя. Я, может быть, старый солдат, поэтому понять такое не могу.

У нас, когда я учился в военном училище и в академии военной, все было строго — наряды есть наряды, учеба есть учеба. Одно другого не подменяло. А сейчас за военнослужащих в армии гражданские лица порядок в казармах наводят, полы моют. На кухнях раньше наряды были — а сейчас, опять же, специалисты гражданские готовят.

Если година военная, не приведи господь, случится, то никто прислуживать солдату не будет, он должен все делать сам. Тут одна медаль, но у нее две стороны, аверс и реверс.

 

Дедовщины почти нет

Ежегодные отчеты министра обороны РФ Сергея Шойгу тоже говорят о том, что дедовщины становится меньше. Так, в 2016 году уровень преступлений, связанных с  неуставными взаимоотношениями, снизился на 37,6% по сравнению с показателями 2015-го. Но и в 2015-ом наблюдалось снижение на 16% в сравнений с предыдущим годом. В 2014-ом, как водится, тоже.

Сопредседатель Союза комитета солдатских матерей Свердловской области Винера Данилюк.

Слова Шойгу подтверждает и сопредседатель Союза комитета солдатских матерей Свердловской области Винера Данилюк.

— Положительная динамика в этой теме точно идет. Плавное снижение дедовщины происходит — и общественный контроль осуществляется, и работа замполитов ведется, все это тоже влияет на положение дел. За последние годы дедовщины, можно сказать, почти нет. Мы недавно были в Хабаровске, Уссурийске, во многих частях бываем. И не то, что обращений, вообще не фиксируем случаев дедовщины. Конечно, есть случаи, которые разбирает военная прокуратура, но они не озвучиваются, — рассказала Винера Абузаровна.

Если вы или ваши близкие столкнулись с дедовщиной, обращайтесь:

Союз комитета солдатских матерей Свердловской области, ул. Луначарского, 83, офис 63. +7 343 370‑33-07. Специалисты ведут прием с 13:00 до 19:00 по четвергам.

www.gorodskievesti.ru

«Деды» и «духи» были, есть и будут?

Нашу армию разъедает не только коррупция, но есть и еще одно явление, которое сильно подрывает ее авторитет. Это - «дедовщина».

Свое название «дедовщина» получила от слово «дед», звание, которое получают те, кто прослужил полтора года. Первые полгода - «салага» или «дух» (и самые унижаемые в армии), вторые - «черпак», затем еще через полгода солдат становится уже «котлом» и последние полгода службы - «дед», то есть высшая иерархия, которая считает, что, пройдя все этапы службы, они теперь могут приказывать и понукать другими, как понукали ими, когда они были «салагами».

Отбирают все

По уставу старшие по званию вправе приказывать младшим, однако «военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона». На практике же старослужащие относятся к молодым солдатам, как к крепостным, придумывая для них правила поведения и меняя их по собственной прихоти, а также «гоняя» молодых в любое время дня и ночи. Жалобы, невыполнение «приказа» или отказ подчиниться чреваты для первогодков самыми различными наказаниями, часто с применением насилия.

Команды «дедов» и установленные ими правила довлеют над всеми сторонами жизни солдата в первый год службы, будь то выполнение повседневных обязанностей, прием пищи, личная гигиена, здоровье, личные вещи или сон. При этом большинство таких «приказов» и «взысканий» не предусмотрены уставом и соответственно являются незаконными с точки зрения законодательства.

Вопрос о соответствии такого порядка международным нормам о правах человека представляется более сложным. Безусловно, некоторое превосходство тех, кто прослужил большее время, способствует укреплению авторитета старших по званию и должности, что немаловажно в военной среде. Это относится и к тем случаям, когда новобранцам приходится выполнять определенный объем функций по услужению (чистка обуви, штопка формы или подача еды), не имеющих прямого отношения к службе. Однако такое услужение должно иметь предел, за которым начинается нарушение права не подвергаться унижающему достоинство обращению.

Это же справедливо и в отношении права на наивысший достижимый уровень здоровья, когда в рамках обрядов посвящения здоровье новобранца не должно подвергаться неоправданному риску. Здесь важно отметить, что даже если многие «приказы» старослужащих сами по себе не составляют бесчеловечного или унижающего достоинство обращения, то взятые вместе они вполне могут быть квалифицированы как издевательства.

Как отмечается в одном из исследований наших Вооруженных сил, военнослужащие живут «в мире скудости», не имея в достаточном количестве таких «основных вещей, как продукты питания, напитки и особенно деньги». Это может отчасти объяснять, почему старослужащие столь последовательно используют неуставные отношения для вымогания у новобранцев и молодых солдат денег, продуктов и одежды. Отказ «поделиться» или «родить» (достать) что-либо чреват суровым наказанием с применением физической силы, даже если речь идет о самых незначительных количествах.

«Деды» обычно отбирают все вещи у новобранцев сразу по прибытии в часть, забирают себе денежное довольствие молодых солдат, а также передаваемые из дома деньги и посылки с продуктами. Старослужащие также систематически приказывают молодым добывать деньги, продукты и сигареты, вынуждая последних писать письма с соответствующими просьбами домой или попрошайничать за воротами части. Такая практика носит настолько регулярный характер, что зачастую солдаты-первогодки оказываются в постоянной кабальной зависимости от старослужащих, где основным средством принуждения становятся побои.

«Стодневка»

О «стодневке» (последние сто дней перед увольнением в запас очередного призыва) нам рассказывали многие. В этот период каждую ночь молодые должны класть под подушку дембелям сигареты, на которых должно быть написано, сколько осталось до приказа. Как писал матери один из солдат-первогодков, ему нужно было сделать надпись следующего содержания: «38 дней осталось «деду» Бахе до дембеля. Всего хорошего, «Дух» Рома». Причем, сигареты должны быть достаточно высокого качества, в противном случае «духа» ждет наказание.

Никаких исключений не допускается. Василий Б.: «...каждый вечер должна у него лежать сигарета, если один день ты пропустил, он приходит вечером (он идет вечером умываться), если нет сигареты - все! Там били уже основательно». Если одиннадцать молодых принесут сигареты, а один - нет, всех отводят в туалет или в каптерку и там всю ночь бьют. Потом эти одиннадцать еще добивают двенадцатого, который не принес.

Солдаты-срочники говорили, что в первые дни после прибытия в часть старослужащие отбирали у них гражданскую одежду, продукты, домашние запасы и личные вещи. Многих заставляли отдавать новое обмундирование в обмен на старое. В некоторых случаях старослужащие открыто требовали «делиться», в других - забирали вещи, когда новобранцы отсутствовали в казарме или спали.

Первогодков лишают небольшого денежного довольствия, которое полагается военнослужащим срочной службы на личные расходы (сигареты, предметы гигиены и пр.) В некоторых случаях деньги присваивали офицеры. Только несколько человек заявили, что им повезло и что у них были деньги на расходы.

Письма и посылки для молодых солдат регулярно проверяются старослужащими и офицерами на предмет наличия в них денег и других ценных вещей. Новобранцы, получавшие посылки с продуктами, говорили, что им приходилось «делиться» со старослужащими. Илья Б.: «Человек получил извещение, идет со старшим, приходит туда, берет посылку, приходит в часть, к своей кровати или куда, и открывает посылку. ...Ну, там 2-3 «деда» подойдут: «Так, отойди, дай я посмотрю» . Посмотрел - половины нет. Другой подошел, посмотрел - и там одна конфетка потом лежит».

Приезд родственников

После любых контактов с родственниками старослужащие отбирали у них все мало-мальски ценные вещи и продукты. Отказ «поделиться» означал неминуемые побои и вообще не имел смысла, поскольку «деды» все равно забирали себе все, что их могло заинтересовать. В некоторых случаях старослужащие составляли специальные «заказы» для родственников. Новобранцев из местных часто посылают домой за деньгами и продуктами или заставляют вызывать родственников с передачами.

В ряде случаев старослужащие «делали заказы» новобранцам, которые ожидали приезда родственников. Мать Берика Е. рассказывала, как ее сыну «деды» заказали суповые пакетики: «Говорю ему, что куплю, а он мне, чтобы побольше купила, это, мол, не нам». Сослуживец сына объяснил ей, что «деды» «предупредили его, чтобы без гостинцев не возвращался. Аманжолу К. старослужащие заказывали у родителей деньги, сигареты и тетради. Когда он не принес заказанное, его избили и предупредили, что «совсем плохо будет», если на следующее утро все не будет доставлено. Ночью Аманжол вместе с одним из сослуживцев перелез через забор части и подался в бега.

Несколько человек, служивших неподалеку от дома, рассказывали, как старослужащие отправляли их домой за деньгами и продуктами. Александр Б. так описывает это: «Я тут есть не могу, я уже этого наелся, хочу чего-то другого. Кто у нас местный?» Вот он мне и говорит: «Позвони домой, может, чего вкусненького привезут». Я позвонил первый раз, отец привез. На следующий день я пришел, а он говорит, что надо что-то такого, посытнее». По словам матери Александра, поначалу она не поняла, что происходит, и «собрала ребятам поесть». После этого она дважды в неделю приносила сыну передачи, которые неизменно забирали себе старослужащие.

Вымогательство

«Деды» требуют доставать деньги, сигареты и другие вещи, пользующиеся статусным спросом в армейской среде. При этом их не интересовало, каким образом молодые будут выполнять «задание» (просить у прохожих, красть или иным образом), однако невыполнение практически неизбежно означало побои. По ночам «деды» отправляют «духов» в город за водкой и колбасой:

«И чтобы без водки и колбасы, сынки, не приходили!» И вот эти бедные солдатики стоят с протянутой рукой. ...Вы представляете, на какое преступление толкают? Во-первых, ночью они не спят и день в такой обстановке находятся. Во-вторых, что им остается делать, они знают, что если придут без водки и колбасы, а он без нее придет, так как кто там ему денег кинет ночью, то будут бить. Это значит, что он должен или сумки воровать у женщин, или квартиры грабить, или себя продавать...

После отбоя

Сон считается роскошью, которую молодые солдаты еще не заслужили, и старослужащие не упускают случая напомнить им об этом. Многие солдаты отмечают, что ночь - это самое страшное время. Характерным представляется высказывание одного из них: «Никто не любит отбой, потому что тогда самое страшное происходит. Подъема ждешь, как праздника». Молодых часто не пускали спать еще долго после уставного отбоя в 22.00 или поднимали среди ночи. Многие жаловались на нехватку сна, несколько человек рассказывали, как «засыпали на ходу».

Ночные «работы»

Практически все призывники рассказывали о самых различных работах, которые старослужащие заставляли их выполнять после отбоя: заправка коек, стирка, сушка и штопка формы, чистка сапог и пр. Как отмечает в своем исследовании К.Банников, «Пока «деды» и прочие привилегированные лица досматривают свои любимые телевизионные программы, младшие товарищи обязаны подготовить их ложа ко сну: расстелить постели и отогнуть одеяла так, чтобы можно было укрыться одним движением руки». При том, что многие такие «повинности» сами по себе носят довольно невинный характер, их невыполнение чревато наказанием. Данияр Д. рассказывал, как старослужащие стояли за спиной у молодых, пока те готовили им кровати, и если дело шло недостаточно быстро, комкали одеяло и били молодых по почкам.

Ритуалы

Еще нам поведали о самых разнообразных армейских ритуалах, традициях и шутках. Как и в случае с ночными повинностями, сами по себе эти ритуалы представляются вполне невинными, однако в сочетании с силовым наказанием они приобретают характер произвола.

Постоянно упоминались традиционные армейские «приколы», такие, как «сушить крокодила», «дембельский поезд», «велосипед», «бешеный олень», «вспышка слева, вспышка справа», «сушить летучую мышь», «сушить попугая», которыми старослужащие развлекаются в основном после отбоя. В то время как одни считали это невинными шутками, другие указывали на то, что часто игра оборачивалась жестокостью.

Какой прикол или какая шутка привели к тому, что в одной из частей Приозерска двое солдат выбросились из окна части? Один скончался на месте, другой в тяжелом состоянии был доставлен в больницу…

Питание и здоровье

По понятиям «дедовщины», старослужащие вправе, как угодно, ограничивать рацион молодых солдат: новобранцы ведь еще не «заслужили» право на еду. У них систематически отбирают лучшие продукты, ограничивают время приема пищи до минимума, запрещают им выносить продукты из столовой. Воспитание у военнослужащих навыков быстрого приема пищи при определенных условиях может рассматриваться как часть подготовки к полевым условиям, однако ни в одном из многочисленных случаев такая задача явно не ставилась.

Старослужащие определяют момент окончания приема пищи, и когда они закончили, никто не имеет больше права есть. Призывники жаловались на то, что на начальном этапе службы им почти не давали времени на еду (время колеблется от одной до полутора минут) и что им приходилось буквально засасывать в себя пищу или оставлять половину на тарелке. «Деды» в столовой забирали себе лучшие продукты (обычно белый хлеб, масло, мясо): «Например, булочки выдавали, а они забирали у кого-то. Идут - взял и пошел. Захотел он вторую булочку - взял и пошел дальше. И никто ему ничего не говорил». В каких-то частях продукты у молодых солдат отбирали систематически, в других - от случая к случаю: «Масло деды иногда себе забирали. Успеешь намазать - оставят, а нет - можешь попрощаться с маслом». Или: «Забирали только масло, иногда яйцо возьмут. Два тебе оставят, а одно заберут. Но это редко».

Призывники, служившие в самых разных регионах, также отмечали неизменно негативное отношение к болезням в первый год: это воспринималось как попытка «откосить». Если солдат все же обращается в санчасть, он может подвергнуться репрессиям: издевательствам, побоям или вымогательству.

Наказания

Старослужащие могут наказывать первогодков по собственному усмотрению - как за уставные, так и за неуставные нарушения. Как правило, это происходит в казарме после отбоя, когда офицеры уже ушли, или в укромных местах, таких, как каптерка или туалет. Наказание может быть как коллективным, так и индивидуальным и заключаться в назначении отжиманий или других физических упражнений либо в побоях или других проявлениях физического насилия.

Ни одно из наказаний не предусмотрено Дисциплинарным уставом. Для рядового состава срочной службы Дисциплинарный устав предусматривает следующие санкции: выговор, лишение очередного увольнения, наряды вне очереди (до пяти), заключение на гауптвахту до десяти суток, а также лишение Нагрудного знака отличника. Старослужащие в должности замкомвзвода или старшины роты могут, как максимум, своей властью выносить выговор, лишать очередного увольнения и назначать по два или три наряда вне очереди соответственно. Однако старослужащие чаще всего практикуют другие виды наказания, такие, как назначение изнуряющих физических упражнений после отбоя, побои и другие проявления физического насилия.

Можно привести десятки примеров индивидуальных наказаний в первый год службы, зачастую сопровождавшихся насилием. Приведу лишь один. Случилось это в ракетных войсках «Восток». При построении рядовой А.Аскарбек, недовольный тем, что рядовой А.Бекбаев не заполнил последнюю шеренгу строя, нанес ему удар в грудь. Завязалась драка, которую разнял лейтенант. Затем Аскарбек уже у столовой подошел к Бекбаеву и опять ударил его кулаком по лицу, последний упал на асфальт. Получив травму головы, Бекбаев скончался через пять дней…

Система, которая отказывает в правах определенной категории людей, изначально несет в себе предпосылки беспричинных издевательств. Такова подоплека «дедовщины». Считается, что она была всегда и будет вечной… Так ли это? Хочется верить, что нет, ее нужно искоренять. Но как - вопрос, что называется, интересный.

Дело в том, что факт неуставных взаимоотношений признают в Министерстве обороны. После случая с Бекбаевым в МО был издан приказ «О тяжелых происшествиях, связанных с гибелью и увечьями военнослужащих в войсковых частях и наказаниях виновных». По форме приказ очень правильный, нужный. А по сути? Как объяснить, что одной из причин гибели солдата является низкий методический уровень индивидуально-воспитательной работы с личным составом срочной службы? Наверное, это только военным понятно…

Этим документом предписан ряд мероприятий, таких, как провести дополнительные занятия с должностными лицами по изучению руководящих документов по укреплению воинской дисциплины, и т.д. и т.п. По сути - отписка. А заканчивается этот приказ раздачей всем сестрам по серьгам: объявлены выговоры командующему войсками, другим начальникам служб и штабов… Предупрежден о неполном служебном соответствии заместитель командира воинской части, где произошел этот инцидент.

На этом все, как говорится, точка. Признали виновных, вроде наказали. А «дедовщина» как была, так и осталась. Если она есть, значит, это кому-нибудь нужно? Может, так проще командовать солдатами, когда они подчиняются «дедам»?

Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

www.zakon.kz

Дедовщина — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Дедовщи́на — неуставные отношения между военнослужащими в армиях СССР и Российской Федерации. Неформальная иерархия среди солдат и сержантов срочной службы.

Критерий — срок пройденной службы.

Описание явления[править]

Дедовщина заключается в наличии неофициальных иерархических отношений, параллельных основным формальным. Как правило, сопровождается унижением человеческого достоинства (иногда — опусканием[Источник?]) и физическим насилием (рукоприкладством). Непосредственными жертвами явления становятся члены коллектива, имеющие по тем или иным причинам низкий статус в неофициальной иерархии (статус может определяться стажем, психо-физиологическими особенностями, национальной принадлежностью, половой ориентацией, и тому подобное). Основой статуса является физическая сила и конфликтоустойчивость (умение настоять на своём). При этом дедовщина может являться вспомогательным инструментом в руках начальствующего состава, который может большую часть своих обязанностей по поддержанию порядка переложить на лидеров неформальной иерархии[Источник?], взамен предлагая им некие блага (внеочередные увольнения, снисходительное отношение к проступкам, уменьшение физической нагрузки и другие).

Проявления дедовщины могут быть очень разным. В мягких формах она не связана с угрозой жизни и здоровью или серьёзным унижением достоинства: новобранцы выполняют хозработы за старослужащих и, время от времени, их бытовые поручения. В своём крайнем выражении дедовщина доходит до группового садизма, когда новобранцев вынуждают полностью обслуживать «дедов» (например, стирать их бельё), отбирают деньги, вещи и продукты питания, подвергают систематическим издевательствам и даже пыткам, жестоко избивают, нередко нанося тяжкие телесные повреждения. Также нередки случаи сексуального насилия, когда тех кто слабее заставляют подставлять анальное отверстие или делать минет «дедам». Т.е зачастую военная часть не сильно отличается от «зоны». Дедовщина является основной причиной регулярных побегов солдат срочной службы из частей и высокого уровня самоубийств среди них. Кроме того, с дедовщиной связана значительная часть насильственных преступлений в армии: в одних случаях это выявленные и доведённые до суда преступления «дедов», в других — ответные действия новобранцев. Известны случаи, когда новобранец, впервые заступивший в караул с боевым оружием, немедленно расстреливал своих сослуживцев, которые перед этим над ним издевались.

Иерархические ступени[править]

Условно живущих по дедовщине солдат можно разделить на две когорты "шуршащие" и "расслабленные". "Шуршащие" это солдаты, которые обязаны соблюдать устав, питаться только пищей из солдатской столовой (т.н.уставной пищей), выполнять различные распоряжения старших по призыву, ходить в наряды и т.д. Так же шуршащим запрещается подшиваться толстым, более трёх слоев, подворотничком. В большинстве случаев им также не положено носить «золотые» бляхи и заворачивать бушлат за ремень «делать ласточку».По этим внешним признакам можно легко отличить шуршащего от расслабленного. Так же, по наличию разных «стилей» ношения формы одежды можно судить о степени неуставных отношений в части. Шуршащие делятся на несколько групп, различающихся степенью личной свободы и неуставными обязанностями. Распределение по группам идет, в основном, по сроку службы, однако нередко в шуршащие переводят солдат, серьёзно нарушивших неформальные дедовские законы. Переход из одной группы в другую происходит по мере того, как солдат отслужит определённое количество месяцев и/или выполнит определённое условие (как правило оттянет "первый полтинник"). Вот эти группы: 1."Духи". По прибытию в часть солдаты принявшие присягу и согласившиеся жить по дедовщине становятся духами (бесами, салагами).Духам предписывается жить строго по уставу и одновременно, на них ложиться вся тяжесть дедовщины. Помимо запрета питаться вне столовой им запрещается громко смеяться, класть руки в карманы, подгонять по размеру обувь и обмундирование, произносить определённые слова и т.п. Духи обязаны служить дембелям, выполняя беспрекословно любые их требования. Большую часть свободного времени в казарме духи обязаны, находится в спальном помещении, выравнивая дужки кроватей и полосы на одеялах. Духам строжайше запрещается сидеть в присутствии старослужащих. За провинности, «косяки» старослужащие могут наложить на духа (а чаще на весь его призов) неуставное взыскание. Это может быть физическое наказание и/или денежное взыскание («плата за косяк»). Самая главная обязанность духов «тянуть сотку», т.е. в течение 100 дней до приказа выполнять особые ритуалы для чествования дебелей - «поздравление».Сотку передают духам мотора, оттянувшие»первый полтинник» (т.е. поздравлявшие своих дедов первые 50 дней сотки). От качества выполнения духом своих обязанностей зависит дальнейшее его продвижение по иерархической лестнице дедовщины. 2 «Мотора» «слоны». Духа успешно оттянувшего первый полтинник (т.е. второй полтинник своим дембелям) и не имеющего нареканий со стороны старослужащих перебивают в мотора – Моторят. Ритуал примерно сводится к следующему: дух встаёт на перевёрнутую вверх ногами табуретку и ему наносят от32 до 36 ударов ремнями по ягодицам. В некоторых случаях бьют бляхами. После один из черпаков наносит «закрепляющий» удар, как правило, табуреткой. Во время проведения ритуала дух не должен издавать звуков, доказывая этим свою мужественность и готовность стойко переносить дальнейшие тяготы службы. После перебивки «уставших» дедов следует угостить, как правило, спиртным. После перебивки «мотор» получает ряд послаблений в соблюдении устава и некоторые льготы по неуставным правилам. Обычно разрешают подшиваться трёхслойной подшивой (в отличие от строго уставной двухслойной «гандончика» которым подшиваются духи и запахи), открыто держать одну руку в кармане, есть семечки. Некоторых частях разрешается спать без маек. Остальные запреты остаются, а к обязанностям добавляется руководство новобранцами (если они есть в части).Мотора тянут второй полтинник (т.е. первый полтинник своим дедам). Это называется «открывать сотку». По окончании первого полтинника сотка передаётся новым духам. После передачи сотки контроль за новобранцами и обучение их неуставным законам становится главной обязанностью мотора. Если он хорошо стравляется со своими обязанностями, его перебивают в «черпаки»- черпуют. 3 «Черпаки», «черепа», «черпачьё» верх когорты шуршащих. В их обязанности входит управление моторами и духами, исполнение наказаний, назначенных дембелями и дедами. Черпаки обязаны следить за тем, чтобы духи и мотора не позволяли себе больше положенного им по дедовщине и строго выполняли свои неуставные обязанности. О случаях неповиновения духов и моторов черпак обязан сообщать дембелям, которые определяют меру наказания. Если духи и мотора плохо подчиняются старослужащим, не выполняют свои обязанности, ведут себя дерзко и вызывающе то наказываются в первую очередь черпаки. Черповка, один из главных ритуалов дедовщины. Он символизирует освобождение от тягот уставной службы. С солдата дембель срывает тонкую подшиву, а так же отрывает пуговицы и погоны. В некоторых частях солдата бьют ремнём по ягодицам 62 раза. Черпаки переходная группа между шуршащими и расслабленными. У них есть многие личные права и свободы расслабленных, но, по сути, они всё равно шуршат (находятся на побегушках у старослужащих). Черпакам можно сидеть на стульях в присутствии старослужащих, разрешается, относительно свободно, есть гражданскую пищу. Черпаки первые, кто надевает «золотую бляху». Так же им разрешается подшиваться толстой подшивой (но не толще подшивы дедов и дембелей) и расстёгивать верхнюю пуговицу воротника. Во многих частях им можно держать в карманах обе руки. Черпакам разрешается употреблять спиртное, но только по договорённости с дембелями. При этом дембелям обычно покупается такое же количество спиртного, какое планируют выпить сами черпаки. Главными запретами для черпаков является запрет бить моторов и духов, а так же запрет лежать на кроватях в форме. Когда дембеля увольняются деды автоматически становятся новыми дембелями, а черпаки дедами. Только в случае крайних проступков со стороны черпака его на «собрании» старших призывов решают не переводить в деды. Как правило, такой черпак подвергается унизительному обряду расчерповки. С него перед строем или в присутствии всех старослужащих срывают толстую подшиву и заставляют подшиться гандончиком. После этого черпак снова становится духом.

Наивысший статус — «деды» или «дембеля»: солдаты, служащие последние полгода. От устойчивого термина «дед» и происходит название явления.

Солдат, не принявших ещё присягу, в некоторых воинских частях называют «запахами» или «тараканами» (значение терминов может варьироваться от одной воинской части к другой).

Смена уровней иерархии[править]

Переход с одного иерархического уровня на другой осуществляется во время ритуала «перебивания». Солдат, не пользовавшийся уважением своих сослуживцев или нарушавший принципы дедовщины может остаться «неперебитым» — в этом случае он не имеет права на привилегии более высоких уровней неофициальной иерархии, а приравнивается к «духам» или даже «запахам».

Места бытования[править]

Обычно полагают, что наиболее злостные формы дедовщины характерны для «второсортных» частей и родов войск, в особенности для стройбата, но факты дедовщины нередко вскрываются в частях и соединениях, считающихся «элитными». В погранвойсках дедовщина традиционно значительно менее распространена, как утверждают многие источники и, прежде всего, сами пограничники[1][2].

Известны также этническая дедовщина, и даже «дедовщина» в женских общежитиях и так далее.

При достаточно значительном распространении в СССР, в войсковых подразделениях РФ и в армиях стран-участников СНГ дедовщина представляет собой многоуровневое социально-психологическое явление, требующее изучение со стороны экспертов различных дисциплин.

Причины появления[править]

Существуют различные точки зрения на причины возникновения дедовщины. По мнению некоторых экспертов, происхождение дедовщины напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключённых из тюрем. Если так, то в довоенной РККА (а до этого в армии дореволюционной России) дедовщины не было, и она ведёт своё начало с 1942-43 гг. Именно тогда в действующую армию стали призывать заключённых[Источник?], которые и внесли часть своей «зоновской» субкультуры в Советскую Армию. Существует также мнение, что «старт» дедовщине был дан в 1960-е годы, в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трёх до двух лет в сухопутных войсках и с четырёх до трёх в ВМФ), когда старослужащие, вынужденные дослуживать свои три или четыре года, начали вымещать зло на пришедших новобранцах, которым предстояло служить на год меньше. Окончательно дедовщина как явление приобрела свой настоящий вид в конце 80-х — начале 90-х годов, после выведения советских войск из Афганистана (откуда пришло слово «дух», обозначающее низшую иерархическую ступень дедовшины) и во время разрухи первых годов независимости постсоветских государств, когда беспорядок и запущенность армии достигли апогея.

Все перечисленные, как и другие часто называемые причины касаются только армии СССР и России, в то время как дедовщина была и остаётся обычным явлением, хотя, возможно, в менее острой форме, в армиях некоторых других государств и во многих закрытых сообществах, не имеющих ни к России, ни к армии никакого отношения. В частности, очень похожие ситуации (рукоприкладство, несправедливое распределение работы, моральные унижения) наблюдались — по крайней мере на протяжении определённого периода — в английских закрытых элитных школах. Дедовщина была характерна для армии США до перехода на контрактный принцип комплектования. В связи с этим высказывается мнение, что появление дедовщины в той или иной форме является закономерным при наличии ряда провоцирующих факторов, среди которых можно отметить следующие:

  • Закрытость сообщества, невозможность легко покинуть его, тем более — принудительность нахождения в сообществе (в армии — служба по призыву).
  • Отсутствие внутренних механизмов, предназначенных для защиты одних членов сообщества от агрессии со стороны других (в армии — за порядок официально отвечают офицеры, фактически они выполняют эту функцию настолько, насколько хотят).
  • Культивируемое в сообществе представление об аморальности противодействия насилию с помощью обращения к органам охраны правопорядка или лицам, выполняющим их функции. В армии — жалоба офицеру на старослужащего, избившего новобранца, автоматически делает этого новобранца изгоем среди своего призыва, и, прежде всего, в своих глазах. Однако, некоторые считают, что лучше быть «изгоем», чем подвергаться физическому и психологическому насилию. Каждый сам выбирает как ему поступать в зависимости от конкретных обстоятельств.
  • Необходимость выполнения работ, не относящихся к непосредственным целям и задачам сообщества, но отнимающих время и не являющихся популярным (в армии — хозработы). Существует противоположная точка зрения, согласно которой дедовщина развивается в условиях лишнего свободного времени у военнослужащих, и что новобранцу лучше заниматься хозработами, чем сидеть в казарме и быть объектом иерархических экспериментов «дедов».
  • Незаинтересованность руководства в поддержании порядка. В армии офицеры часто поддаются искушению отстраняться от текущей работы, перекладывая её на «дедов».
  • Оценка деятельности руководства по отсутствию официально зарегистрированных происшествий (в армии — даже явные преступления на почве дедовщины предпочитают скрывать, поскольку за выявленные случаи командиров подразделений наказывают). Тем не менее, поскольку следствием дедовщины нередко бывают самоубийства (часто являющиеся следствием унижения, гораздо реже - изнасилования), то факты дедовщины «всплывают», и проводится разбирательство с участием армейской прокуратуры.

В реальности, наиболее вероятные корни дедовщины — в воспитании мужского населения на «гражданке».[3] В той или иной мере элементы дедовщины проявляются и в школах, и в высших учебных заведениях, и даже в производственных коллективах.[4] Затрагивает дедовщина и такую возрастную категорию, как лица, проживающие в домах престарелых.[5]

Отражение в художественных произведениях[править]

Дедовщина получила большой общественный резонанс в СССР в период так называемой гласности после публикации в 1987 году повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа» (написана в 1980). Это произведение было посвящено острым социальным проблемам в армии, до того времени находившимся под негласным табу.

В художественном фильме «ДМБ: Армейская байка» (2000) режиссёра Романа Качанова предпринята попытка комедийными средствами снять социальное напряжение, вызванное в российском обществе дедовщиной и реакцией на нее со стороны солдатских матерей. Фильмы «ДМБ-2» и «ДМБ-3» снискали у зрителя гораздо меньший успех.

Как показывает опыт других государств, дедовщина, на самом деле, может быть без больших затруднений изжита в кратчайшие сроки. Для этого достаточно сделать совсем немного.

  1. Внутри сообщества обеспечить жёсткий контроль за соблюдением писаных правил с немедленной реакцией на любые проявления насилия. Решению этой задачи в армиях других государств помогает наличие отдельного института военной полиции, неподконтрольной командованию частей, а потому незаинтересованной в сокрытии преступлений. Кроме того, систему оценки деятельности командиров частей необходимо изменить таким образом, чтобы взыскание за сокрытие фактов дедовщины в подразделении было существенно более серьёзным, чем за сами эти факты.
  2. Повысить открытость сообщества, дать возможность общаться с «внешним миром» и проводить максимально возможную часть свободного времени вне сообщества. В армии, например, при устранении казарменности (дать солдату возможность ночевать и проводить выходные вне части) число случаев дедовщины значительно снижается. В этом отношении имеется положительный опыт в армии Израиля, где, несмотря на большое число выходцев из СССР и России, дедовщина практически отсутствует[Источник?]. Очевидно, для многих удалённых воинских частей этот способ нереализуем. Тем более это невозможно в условиях военных действий (хотя, по опыту тех, кто участвовал в военных действиях, явления дедовщины в таких условиях снижаются до минимума).
  3. Активная пропаганда внутри сообщества (в Российском обществе в целом) отношения к дедовщине не как к «внутренней проблеме», а как к преступлению (каковым она является с любой точки зрения), и, соответственно, разъяснение правильности и необходимость обращения членов сообщества в органы охраны правопорядка при любом нарушении их законных прав и интересов.
  4. По опыту армий других государств, практически полное прекращение дедовщины наступает после перехода к добровольному принципу комплектования. Для России этот путь считается неприемлемым, по крайней мере, в полном объёме, по соображениям экономического характера.

Широко обсуждаемая «проблема дедовщины в армии России» не решается не потому, что никто не может найти мифической «таблетки от дедовщины», а потому, что на самом деле в устранении дедовщины никто, в общем, не заинтересован. Дедовщина не слишком беспокоит руководство государства, потому что считается, что никаких по-настоящему серьёзных социальных последствий она не вызывает. Дедовщина беспокоит руководство армии лишь постольку, поскольку является фактором, стимулирующим уклонение от службы в армии; но армейское руководство предпочитает бороться с этим явлением не устранением дедовщины, а умолчанием о ней, ужесточением ответственности уклоняющихся и силовыми методами призыва. К сожалению, часто отсутвует понимание того, что дедовщина является прежде всего следствием несоблюдения уставов самими офицерами, и значительно ослабляет боеспособность Российской армии. Дедовщина существует при попустительстве офицеров, потому что борьба с ней требует дополнительных усилий, а результатом победы станет лишь увеличение объёма работы по управлению подразделениями. Дедовщина безразлична основной массе населения, за исключением призывников и их семей, а среди последних социально-активных людей минимум, большинство либо ищет возможность избежать службы в армии, либо считает, что всё равно ничего сделать нельзя, поэтому нужно просто пойти в армию и постараться перетерпеть.

  • ДМБ-91 (документальный фильм Алексея Ханютина)
  • Сычёв, Андрей Сергеевич — российский военнослужащий, рядовой, история которого получила известность в начале 2006 года в связи с судебным расследованием издевательств, в результате которых он стал инвалидом.
  • Дембельский аккорд
  • Уставщина — вариант ефрейторско-сержантской дедовщины. Иерархия поддерживается за счет гиперболизировано строгого следования уставу, и официальной иерархии. Физические наказания сводятся к различным дополнительным упражнениям-прокачкам: подъём-отбой, упражнение на брусьях, отжимания, приседания строем, кроссы и тому подобное. Характерна для карантина (период от прибытия в часть до принятия присяги), КМБ (курс молодого бойца), «учебок» (учебная воинская часть). За счёт жёсткого контроля за соблюдением писаных правил с немедленной реакцией на любые проявления насилия может быть средством от дедовщины. По сравнению с дедовщиной, которая иногда сопровождается изнасилованием (опусканием[Источник?]) и другими изощрёнными издевательствами, уставщина часто воспринимается как благо. Противоположный термин — неуставщина — часто употребляется как синоним дедовщины[6][7].
  • Землячество — вариант дедовщины, основанной не на иерархии срока службы, а на принадлежности определённой группировке солдат в одном подразделении, которых призвали на службу из одного города, области или республики. Часто эти солдаты одной национальности. Не всегда эта группировка составляет большинство, но всегда она выступает единым фронтом, сообща, и они подминают под себя силой всех других солдат и диктуют свои правила, которые «неземляки» обязаны соблюдать.
  • Сэмпай — японский термин, иногда используемый как именной суффикс, для человека в какой-либо организации, обычно школе или колледже, иногда в спортивном или ином клубе, который является старшим по возрасту или просто более опытным. Японский вариант «дедушки».

Источники и примечания[править]

traditio.wiki

Обычаи казармы: 14tbap_kos

Небольшое продолжение про армию. Я буду писать и дальше, но сейчас, к сожалению, абсолютно нет времени.4. Так вот, ОБЫЧАИ:- СТОДНЕВКА. Стодневка наступает за сто дней до приказа об увольнении призыва «дедов». Т.е. если в прошлом году приказ был, например, 15 мая, то в этом году для сегодняшних «дедов» стодневка наступит за 100 дней до 15 мая. Не факт, что приказ будет именно 15 мая, дата постоянно плавает, но стодневку начинают считать по прошлому году. Так вот – «дух» обязан знать, сколько осталось «дедушке» до приказа. Причем он должен быть готов ответить в любой момент точную цифру на любой вопрос, если в ответе содержится цифра. Например, подходит «дед» и спрашивает: «Сколько звезд на небе?», дух должен ответить: «52» - количество дней до конца стодневки. Мне рассказывали, что в Тверской мотострелковой бригаде «духи» пилили лом на 100 частей – каждый день по куску, к концу стодневки лом должен превратиться в 100 одинаковых кусков. Еще во время стодневки бывают различные "закидоны", зависящие от части и родов войск. Например, у нас во время стодневки дембеля не если масла и его обязаны были есть духи. Смысл вкладывается такой – дедушки уже старые и толстые, а духи еще молодые и тощие, пусть отъедаются, им еще долго служить.

- ПЕРЕВОД. Каждые полгода статус отслужившего повышается. У нас в части этапы назывались так: «дух» (0-6 мес. службы), «молодой» (6-12 мес. службы), «черпак», (12-18 мес.), «дед» (18-24 мес.), «дембель» (за сто дней до приказа). В разных частях и родах войск названия разные (на флоте, например, «салаги», «караси» и т.п.). Но смысл один – после прохождения этапа службы производится ПЕРЕВОД. Причем от раза к разу он проще.У нас было так: первый этап – из «духов» в «молодые» – 12 ударов бляхой ремня по заднице; второй этап – из «молодых» в «черпаки» - 6 ударов бляхой по заду; третий этап – из «черпаков» в «деды» - «черпак» лежит на кровати, на его заду подушка, один «дух» бьет по подушке ниткой, другой «дух» лежит под кроватью и при каждом ударе кричит. «Дед» становится «дембелем», когда начинается стодневка.

- СКАЗКА. Каждый вечер «дед» может потребовать у «духа» рассказать ему «сказку». Сказка – это стихотворное пожелания дедушке хорошего сна и близкого дембеля. Че-то типа: «Пусть приснится водки таз и Грачева приказ об увольнении в запас… Спи старик, спокойной ночи, дембель стал на день короче», типа этого, только много и связно. Рассказывать надо радостно и с выражением, иначе могут отправить на всю ночь учить сказку к дневальному-деду. В некоторых подразделениях было принято, чтобы дежурный сержант сразу после отбоя заходил в «располагу» (спальное расположение) и командовал: «Духи – сказку!». Духи садятся на кровати и хором рассказывают сказку.

- ДЕМБЕЛЬСКИЙ ПОЕЗД. Две двухъярусные кровати завешиваются с внешней стороны одеялами, получается как бы купе поезда. С торца делается окно, шторки из полотенец. Два «духа» лежат под кроватью и изображают шум поезда: «Чух, чух, чух, ту-ту». Снаружи, за одеялами, стоят духи и качают кровати, изображая вибрацию «поезда», а за окном бегают туда-сюда «духи» с ветками деревьев, изображая пролетающие за окном деревья. «Деды» могут заказать чаю в купе, тогда специально одетый «дух» заходит в «купе» с подносом и подает чай, печенье и т.п.

- ФИШКА. Отбой в частях происходит в 22.00 в будни и в 23.00 в выходные. В «беспредельных» частях «дедам» делать днем нечего и они отсыпаются перед заполненной событиями ночью. Ночью может быть пьянка, игра в карты, самоволка и т.д. и т.п. Соответственно для контроля за поведением в казарме ночью существует «дежурный по части» - офицер. Он может прийти в казарму в любое время и проверить несение службы нарядом. Т.к. в наряде могут быть деды, а им хочется посмотреть телек, поиграть в карты и т.п., у окна выставляется «фишка» - «дух», который стоит и контролирует подходы к казарме. Он должен заметить приближение дежурного по части и предупредить «дедов», чтобы те успели лечь в кровати или встать на тумбочку. Самое страшное, что может произойти у «духа» это проспать «фишку», т.е. пропустить офицера, чтобы он «спалил» «дедов» с поличным. Об этом будет больно вспоминать. Группа сплоченных «духов» всегда в выигрыше, на «фишке» это особенно проявляется - мы, например, стояли по очереди, по 1 часу каждый. «Дедам» пофигу кто будет стоять на «фишке», лишь бы не «спалиться», а «духу» не доспать час не тяжело. А вот простоять на «фишке» одиночке 8 часов, всю ночь, практически нереально, а пропустить приход дежурного в казарму опасно для здоровья.

Очень информативный тред по этому поводу вот:http://forums.disenteria.ru/index.php?act=ST&f=17&t=6940&s=Советую внимательно посмотреть картинки и почитать комменты. Очень познавательно и наглядно.Я сразу хочу сказать, что во всех сценах унижения одни и те же персонажи, те самые "зачморившиеся". И еще раз повторюсь – организованная группа из 3-5 "духов" способна успешно сопротивляться и облегчить себе жизнь первые полгода, а вот одиночки обречены на все описанные "прелести". До тех пор, пока молодые люди не научатся объединяться для защиты себя от произвола дедовщина никуда не денется.

14tbap-kos.livejournal.com


Смотрите также