Духовная культура первобытного человека. Духи для первобытных людей


Духовная культура первобытного человека

Традиционализм первобытной культуры приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую систему действий - ритуал. Охота и земледелие, война, брак, общение, проявления горя и радости – все сопровождалось определенными символическими действиями. Видимо, ритуал стал первым способом придания психическим состояниям, биологическим потребностям и способностям человека характера собственно культурной деятельности. Ритуал служил средством приобщения индивида к социальному и культурному опыту, регламентировал поведение людей, поддерживал внутригрупповую сплоченность. Надо заметить, что ритуал не только формировал социально приемлемое поведение, но и давал людям мощный энергетический импульс , поддерживающий культурные нормы в повседневной деятельности. Угасание этого импульса приводило к необходимости нового повторения ритуала , которое воспринималось как создание мира и жизни общины заново. Древнейшая и глубинная основа ритуала – символический переход между различными космическими и социальными формами бытия, вторжение священного мира в повседневность. Ритуал был своего рода мостом, по которому осуществлялся переход от профанного к сакральному и обратно. Постепенно ритуалы стали приобретать характер стереотипного поведения и превращаться в обычаи, которые по-прежнему являлись важным элементом управления в родовых общинах и племенах. В языке стереотип ритуала мог войти в поговорку, а потом превратиться во фразеологизм. Например, было время, когда клятву ели, т.е. ели землю, изображая породнение с ней, а потом данный обычай закрепился во фразеологизме «есть землю».

Можно выделить несколько типов ритуалов:

Имитативные ритуалы. Воспроизводят некоторый миф или его аспект. Такие ритуалы можно рассматривать как повторение действий богов, как символическое создание мира заново. Примером имитативного ритуала является ритуал начала нового года. Наличие ритуалов такого рода связано с представлением первобытных людей о том, что несчастья и беды, затрагивающие весь род, связаны с «порчей» мира, который, следовательно, нужно очистить, чтобы восстановить его изначальное совершенство.

Позитивные и негативные ритуалы. Первые связаны с освящением или обновлением предмета или человека, а вторые – с установлением запрета (табу). Функция негативных ритуалов состоит в нейтрализации реально существующей, но неведомой опасности. Пока табу соблюдается, опасность остается лишь потенциальной. Через систему позитивных и негативных ритуалов общество устанавливало определенные ценности и регулировало отношения людей друг к другу.

Ритуалы жертвоприношения. Чаще всего являлись одной из частей более широкого обряда. Выполняли функцию установления контакта с сакральным миром. Жертва (человек, животное, овощи, фрукты, хлеб, молоко и т.д.) воспринималась как посредник между двумя мирами. Считалось, что жертвоприношения - эффективный способ унять гнев духов и богов. Через принесение жертвы (разрушение ее структуры: поедание, сожжение, расчленение, зарывание в землю) символически снималось чувство вины за нарушение норм и запретов.

Ритуалы жизненных кризисов (перехода) сопровождали события, связанные с изменением социальной структуры первобытной общины (рождение, смерть, переход мальчика во взрослые члены племени). Эти ритуалы имеют четкую структуру: отделение от прежнего статуса (символическая смерть, возвращение в младенчество или материнскую утробу), переход (подготовка к жизни в новом статусе) и воссоединение с новой социальной группой (новое рождение). Ритуалы перехода закрепляли статусно-ролевую иерархию общины, способствовали установлению нового состояния социального равновесия применительно к произошедшим в племени изменениям, предохраняя общество от раскола и дестабилизации. Ведь при тождестве индивида и общины, каждая перестановка среди его членов чревата опасностями для всех. С помощью таких ритуалов человек получал информацию о своей будущей социальной роли и культурно приемлемых для нее формах поведения. Эта эмоционально проживаемая символическая «инструкция» позволяла обрести уверенность в успешном овладении новой ролью и уменьшала стресс при переходе в новую социальную группу, облегчая трудности адаптации к новой социальной роли. К примеру, погребальные ритуалы сначала делают горе явным, а затем жестко инструктируют близких о необходимости придерживаться нормального поведения. Ритуалы перехода являлись также массовыми зрелищами, вовлекали в эстетическую деятельность. Следует заметить, что степень разработанности одних и тех же ритуалов перехода в различных архаичных обществах неодинакова.

 

Формы религии

 

Среди исследователей религии нет однозначного мнения по поводу того, какие формы первобытных верований можно считать религией. Ряд исследователей не относят к религии магию (Дж.Фрэзер), фетишизм и тотемизм, называя их формой веры. Анимизм часто понимается как тип мировоззрения, включающий в себя различные религиозные культы. Нет единого мнения и относительно исторически первой формы религии. Э.Тайлор считал такой формой анимизм, Э.Дюркгейм – тотемизм, Дж.Фрэзер – веру в богов. Неясно также, являлась ли каждая форма верований общим для человечества этапом развития религиозных представлений.

Первобытные формы религии основывались на анимистическом типе мировоззрения. Э.Тайлор считал анимизм сущностью всякой религии. Анимизмом называется вера в существование духов, способных помогать или мешать человеку в его делах. Первоначально он существовал в форме аниматизма – представления об одушевленности всей природы. Ветер, гром, деревья, источники, камни и т.п. наделялись собственной волей. Позже складывается представление о духах, которые проявляют себя через различные предметы и явления. Духи еще не противопоставлялись предметам и могли погибать вместе с ними или переселяться в другие вещи. Позже духи становятся самостоятельными сущностями. Относительно человека также возникает представление о существовании самостоятельной души, которая очень часто ассоциируется с дыханием или тенью. У африканских племен до сих пор сохранились обряды, защищающие тень от врагов и хищников. Зулусы считают, что тень после смерти становится домашним духом. В европейской традиции существовало представление о том, что у мертвых нет тени.

В рамках анимистических представлений сложилась такая форма верований как тотемизм- вера в мистическую связь группы людей с животным или растением, являющимся покровителем или родоначальником племени. Тотемизм был способом осознания обществом своего единства. Некоторые исследователи считают, что тотемный предок был в древнем мире у каждого рода или племени. К примеру, у сахалинских нивхов до наших дней дошел миф о происхождении их от лиственницы или ели. В северной Новой Гвинее некоторые роды ассоциируют себя с рыбами. Скорей всего исторически тотемизм первоначально существовал как культ некоторого животного. В эпоху мезолита у многих охотничьих народов Европы и Азии (в том числе и тех, что жили на территории современной Беларуси и России), существовал культ оленя (лося). Первоначально олени как магические животные обеспечивали изобилие зверей, а с развитием земледелия стали подателями дождя. Известно большое количество мисок-чар для вызывания дождя трипольской культуры со стилизованным изображением двух оленей. Археологами на северо-востоке Европы были найдены шаманские бляшки с изображениями полулюдей-полулосей, а также украшения головного убора шаманов с головами лосей, на Беларуси также были найдены костяные фигурки лосей. В мифах и сказках народов Севера до сих пор сохранилось представление о женщине-лосихе, которая является матерью Вселенной. Эти представления закрепились в названиях созвездий («Большая Медведица», которая на русском Севере называется «Лосем»; у поляков Полярная звезда называется «Лосиной звездой»). Широко известны изображения оленей и женщин-лосих на славянских вышивках. Возможно еще более ранним был культ медведя. В Европе (в том числе России) были найдены неолитические статуэтки женщины-медведя, а также «медвежьи пещеры» культового назначения, относящиеся ко времени палеолита (мустьерская эпоха), в которых были захоронены медвежьи черепа и лапы. Медвежьи лапы с когтями долгое время являлись амулетами. Они упомянуты, к примеру, в литовской летописи при описании похорон легендарного князя Свенторога. Медвежья лапа еще в начале 20 в. вывешивалась подмосковными крестьянами во дворах для охраны скота. Осознание родства человека и медведя четко прослеживается по этнографическим материалам: сказкам и «медвежьим праздникам». Существует обширный цикл сказок (в том числе и белорусских), главным героем которых является полумедведь-получеловек. На зимних святках и масленицу в составе ряженых был медведь-человек в вывороченном тулупе. Еще в 19 в. на территории Беларуси был зафиксирован праздник пробуждения медведя после зимней спячки – «комоедицы». Подобные праздники существовали в античности и назывались «комедии».

Очень рано сформировался у человечества культ предков – поклонение духам умерших людей, которые считаются родственниками, хотя некоторые из них могут быть мифическими личностями. Такое поклонение предкам становится возможно только при наличии веры в бессмертие души и загробную жизнь. Смерть рассматривалась первобытным человеком как переход в иное состояние (отделение души от тела) и перемещение в другое место (лес, море, подземный или небесный мир). Умершие предки становились духами. Через некоторое время они возвращались в мир, вселяясь в новорожденных детей , животных или растения (часто тотемные). Отношение к мертвым предкам двойственное. С одной стороны, умерший опасен, т.к. может навредить и забрать в свой мир. С другой стороны, он защитник и помощник. В любом случае, предок и место его погребения вызывали почитание и благоговение. После смерти предка племя сохраняет с ним мистическую связь, которая осуществлялась через ритуальное общение с духом умершего. Причем все предки соединялись в силу специфики первобытного мышления в единого духа рода. Благодаря обожествлению предков, люди начинали испытывать трепетное отношение и к выработанным предками культурным нормам. Таким образом создавался механизм наследования социокультурных ценностей. Предок становился также «скрепой», объединяющей людей в социальную общность, создавая у племени чувство кровного единства, которое описывается полярными категориями «свой» - «чужой». С распадом родовой общины культ предков вытесняется другими формами религии. У восточных славян хранителем рода и защитником являлся обожествленный первопредок Чур (отсюда слово пращур и оставшееся лишь в детских играх заклинание «Чур меня!»). Белорусские праздники «радуница» и «деды» также являются отголоском культа предков. В современном мире культ предков наиболее распространен на севере и западе Африки, в Меланезии, на Тробрианских островах.

Одной из форм религии являлось поклонение природе. Сначала предметом поклонения была некая безличная сила, которая управляла всеми природными процессами. Эта высшая сила не воспринималась как что-то сверхъестественное, она скорее ассоциировалась с природными явлениями и человеческими способностями, которые выходили за рамки привычного, повседневного, носили экстраординарный характер. Поэтому счастливый, удачливый, обладающий необычными способностями человек воспринимался как обладающий этой силой. В большей или меньшей степени такая безличная сила присутствовала во всех объектах и людях. Позже возникает культ персонифицированных сил природы: Неба (у охотников и собирателей) и Земли (у древних земледельцев). Небо очень быстро населяется божествами, персонифицирующими его физические аспекты (молния, гром, солнце, луна, звезды). К примеру, на Беларуси был очень распространен культ Солнца, что нашло отражение, в частности, в орнаментальных элементах глиняной посуды (крест, круг). Солнечными божествами на Беларуси были Купала, Коляда, Богач, Ярила. Так постепенно осуществлялся переход к представлению о богах, который в поздней первобытности выступает в форме политеизма – веры во множество богов, олицетворяющих различные силы природы. Обычно политеизм включает в себя также веру в демонические и потусторонние силы, действующие помимо богов.

Подводя итог, можно сказать, что развитие первобытных верований прошло путь от ощущения людьми своего родства с природой и ее очеловечивания к персонификации различных природных явлений, которые на стадии разложения первобытности превратились в богов. Для первобытной религии было характерно также одновременное сосуществование различных культов и верований.

 

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

История косметики

История косметики

     Появление косметики уходит далеко в древность. При раскопках в Египте были обнаружены первые краски из сурьмы и сажи для век, крема (3 тыс. до нашей эры). Царица Клеопатра написала книгу о косметике, у нее было свое производство парфюмерии. В египетских пирамидах и гробницах найдено множество коробочек, пузырьков, баночек с различной косметикой и не только декоративной, но и лечебной, для укрепления волос использовали мазь, изготовленную на жире льва. Чтобы предотвратить появление седины пользовались жиром черных змей, яйцами ворон и сорок, а также кровью черных быков. Популярны были мази из рыбьего жира, порошки из ослиных копыт.

     Популярными у египтян были татуировки на теле. Считалось, что татуировка усиливает женские чары. Признанная красота Нефертити и Клеопатры была искусственной, нарисованной косметикой.  

Яркий макияж, который использовали древние египтяне, имел не только эстетическое, но и медицинское значение. Соли свинца, содержавшиеся в черной краске для глаз, стимулировали иммунную систему, повышая сопротивляемость организма глазным и кожным болезням.

Французские ученые выяснили, что яркий макияж, который в Древнем Египте использовали и женщины, и мужчины – вспомните древние рисунки и фильмы о Клеопатре, – не был чисто декоративным. Черная краска, наносимая на лицо, выполняла медицинские функции, говорится в работе, опубликованной в Analytical Chemistry.косметика,древние египтяне,клеопатра,история косметики,косметика и здоровье

      Косметика, как искусство украшать себя, улучшать свою внешность, появилась также давно, как и сам человек. Правда, в незапамятные времена, например, в Древнем Египте,  изменение своей внешности с помощью различных средств зачастую было связано с религиозными верованиями, и тогда роль косметолога играли жрецы. Существует мнение, что фараоны подводили глаза исключительно для защиты от злых сил. Однако, все, кто видел скульптурный портрет Нефертити, согласятся, что дело не только в верованиях. Выполненный из известняка бюст сохранил для нас ее красоту: тщательно загримированное лицо, форма бровей скорректирована, брови удлинены к вискам, губы подчеркнуты. Человек не очень-то изменился с тех пор. А стремление женщин (да и мужчин) быть красивыми – неотъемлемая человеческая черта. Стремление стать красивыми было присуще людям и в древности. Вероятно, еще в каменном веке люди пользовались гребнем, наносили татуировки и грим с помощью природных красок. Доисторические люди, как и представители многих африканских племен в наше время, разрисовывали лица не только для того, чтоб отгонять злых духов, но и чтоб быть красивее.

История косметики Древний Египет – колыбель косметики. Уже за 5000 лет до нашего времени там пудрили лица, накладывали тени на веки, употребляли благовония, красили ногти и волосы. При раскопках в гробницах находят сосуды с благовониями, окрашенные волосы мумий до наших дней сохранили свой цвет. Первым письменным документом, сохранившим косметические советы, является папирус Эберта. Существует мнение, что уже тогда интуитивно использовалось благотворное действие гормонов на кожу. Знаменитая египетская царица Клеопатра написала трактат со своими косметическими советами «Лекарства для кожи», его любопытно читать и сейчас.

Изготовлялись различные косметические средства и в Древней Персии: помады, благовония, притирания, пудры. Девушка, предназначенная в жены персидскому шаху, в течение года подвергалась специальным косметическим процедурам. В Древней Греции использовали различные природные средства, усиливающие красоту, красивое лицо и фигура очень ценились. В «Одиссее» Гомера упоминается о многих косметических средствах. Знаменитый древнегреческий врач Гиппократ в своих трудах описал ряд средств, помогавших женщинам становиться еще красивее. Жительницы Эллады использовали толченые бобы в качестве пудры, губную помаду из кошенили (травяная тля), тушь для ресниц из сажи. А известная куртизанка Аспазия написала «Трактат о сохранении красоты», которому скоро исполнится 2,5 тыс. лет. Настоящего расцвета искусство красоты достигло в Древнем Риме. Овидий и Гораций – знаменитые поэты того времени в своих произведениях писали о косметических рецептах и ухищрениях, к которым прибегали римлянки для усиления и поддержания своей красоты. Римские врачи не оставались в стороне, так Гален считал, что для сохранения молодости и красоты надо использовать естественные природные факторы и продукты.  В Риме наряду с банями широко использовались соляриумы – места для солнечных ванн. В банях для массажа применялись различные масла и эссенции. Для маскировки возрастных изменений широко использовались косметика и специальный грим: пудры, румяна, кремы. Кстати, уже тогда в качестве важной составляющей кремов применялся ланолин. Жена императора Нерона – Попея, постоянно купалась в молоке ослиц. Она является автором письменных косметических советов.

В средневековой Европе использование косметики не поощрялось, забота о женской красоте считалась порочным занятием. Гигиенические процедуры до эпохи Возрождения тоже были не в чести. Зато знать активно применяла различные дорогие сильные духи для маскировки запаха немытого тела. Только в конце Средневековья красота женщины опять заняла достойное место. Именно в это время итальянец Фарини придумал одеколон.История косметики

Современная косметология занимается, прежде всего, разработкой мер, направленных на сохранения молодости и красоты кожи, волос, тела. Она изучает средства и методы устранения недостатков кожи, используя достижения физиологии, гигиены, биохимии, фармакологии, хирургии, физиотерапии. Современная косметика имеет два профиля: лечебно-профилактический и декоративный. Пройдя многовековой путь, она превратилась в настоящую науку о красоте и заняла достойное место в нашей жизни.

Родиной   косметики    считается  Древний Египет, любовь  египтян к  косметике  была  столь   неудержимой  , что  даже  священным  животным  в  храмах  (кобрам,  крокодилам,  кошкам,  быкам ) рисовали   круги  вокруг  глаз фосфоресцирующими красками, а  статуям  ярко  вырисовывали  глаза, заполняя   радужную  оболочку   прозрачным  кварцитом  и на  место  зрачка  ,  вставляя  блестящую каплю   хрусталя. В  результате   глаз   начинал   обладать   невероятным   гипнотическим воздействием.

Многие  секреты  косметики были  известныИстория косметики только избранным  жрецам    и  хранились   в  строгой  тайне. Особый   рисунок или  браслет на  лодыжках  и  запястьях   продлевал молодость. Необычный макияж глаз возвращал  человеку   жизнерадостность и  энергию. Сочетания    цветов, рисунков, а так же запахи и  мази   исцеляли от  болезней.  Для     егтпетских девушек забота  о  внешности   была  делом  первостепенной  важности. Они  окрашивали  глаза   черными   порошками, подбровное пространство покрывали    медным  купоросом или  мелко тер тым   малахитом, чтобы  подчеркнуть   верхнее  веко. Мужчины  и  женщины   пользовались   смесь ю  зеленой  меди   и  сернистым  свинцом, рудой. Такая  краска  для  век   придавала  глазам  не  только  большую,  красивую   миндалевидную форму,  но  и  применялась  как  средство   для отпугивания насекомых,  служила   лекарством  от  нагноения глаз. Пользовались  египтянки  и  белилами  для    придания  лицу  бледности,  для  щек  применяли   оранжево -  красные  румяна,  изготовленные    из   сырья растений  и   кустарников,  красили губы  порошком   из  красной  глины, ладони  ,  ступни    и  ногти  на  руках  и  ногах  покрывали   розовой  хной. Из  Египта  косметика   прникла  в  Грецию,  а  позднее в  Рим. Само слово “cоsmet” греческое, означает оно искусство украшать. Уже в Древней Греции существовала специальная профессия — “космет”. К космету обращались за помощью женщины, имеющие так называемые косметические недостатки. Он помогал скрыть, замаскировать их с помощью грима. К нему же приходили люди, желающие подольше сохранить красоту и молодость. Он прописывал кремы, притирания, водные процедуры. Таким образом, с самой глубокой древности существовало две косметики — косметика, сохраняющая красоту, и косметика, маскирующая недостатки. У многих племен в древности существовал обычай раскрашивать лицо и тело перед праздниками, религиозными обрядами, военными походами. Делалось это для устрашения врага и для внушения почтительности. Интересно, что этот обычай сохранился до наших дней у многих народов Африки, Австралии, Южной Америки. Волосы раскрашивают иногда в самые пестрые тона, на лицо и тело наносят татуировку. История косметикиВ Австралии есть племя аборигенов, в котором все мальчики определенного возраста подвергаются следующей операции -у них на лице вырезаются кусочки кожи в виде священных для племени знаков или наносится соответствующая татуировка. Женщины острова Пасхи и сегодня в дни праздников красят волосы в рыжий цвет. Губная помада была обнаружена при раскопках поселений первобытного человека. Состав помады почти такой же, что и теперь,— смесь жира и красящего вещества. Уже первобытный человек обнаружил, что натуральные и минеральные краски очень вредны для кожи. Тогда их стали смешивать с маслом и животными жирами. Это уже был настоящий грим, состав которого тоже сохранился до наших дней. В глубокой древности египтянки красили волосы, смазывали тело благовонными мазями, подкрашивали кожу лица, делили маникюр и педикюр. Специалистами по косметике считались жрецы, владеющие искусством изготовления красок и других косметических средств. В египетских захоронениях в больших количествах находят сосуды для хранения белил и румян. Дело в том, что в загробный мир полагалось брать семь сортов притираний и две краски для лица — черную и малахитовую. До наших дней дошла мода египетских красавиц — удлинять глаза с помощью темной линии вдоль века по направлению к виску. Египтянки использовали ядовито-зеленый карандаш из растертого малахита, позже — черную краску из жженой слоновой кости и древесного угля. Женщины Древнего Египта не только умело красились, они умело История косметикиизготовляли краски, пудры, особые румяна и белила. Кстати, ногти египтянки красили зеленой краской. Непременной принадлежностью туалета были бритвы, щипчики для удаления волос на лице и теле. Египтянки стремились иметь гладкую, умащенную благовониями и маслами к Пожилые женщины с целью предупредить появление седины красили волосы жиром черных быков и яйцами воронов. А для того, что бы волосы хорошо росли, использовали жир льва, а не касторовое масло. В косметических целях применяли коровий и костный жир, вывозили из Финикии оливковое и кедровое масло, на которых приготовляли косметические средства. В Древнем Египте давно было известно и применялось мыло. А когда его не было, женщины использовали соду и золу. Не случайно Египет называют колыбелью древней косметики. Именно там был найден первый справочник по косметике, составленный царицей Клеопатрой. Ее рецепты (приготовление пудр, белил, румян, губной помады) использовались и рекомендовались медиками и в более поздние времена. До нашего времени дошли папирусы египетских врачей с интереснейшими рецептами косметических средств. Египетские рецепты можно встретить в трудах знаменитого Гиппократа, а позже в народной европейской медицине. Японские модницы сбривали брови и густо рисовали две черты черной тушью. Они белились, замазывали все щербинки, родимые пятна на лице и груди, тушью же обводили лоб по краям, у самых волос; ярко красили губы. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы черным лаком. До нашего времени дошли рисунки, сделанные на кости: маленькие женщины в кимоно, с высокими пятиярусными сооружениями на голове. Пятиярусный узел поддерживался длинной узорчатой палочкой. Чтобы спать с такой прической, под шею подкладывались специальные подушечки на деревянной подставке. Сок алоэ пришел к нам в Европу с Востока. В Японии женщины опрыскивали себя алоэ, смазывали им волосы, чтобы они блестели. Мужчины рисовали или наклеивали фальшивые усы, выбривали себе лоб и волосы на висках и затылке, а волосы на макушке завязывали в пучок. Они холили пальцы рук и ног, применяли паровые ванны.В Древнем Китае мужчины отращивали длинные волосы и заплетали их в косу. Девочкам с пятилетнего возраста бинтовали стопу, чтобы она не росла. Китаянки белили лица, румянили щеки, удлиняли брови, отращивали длинные ногти и красили их в красный цвет. Женщины Индии чернили брови и красили ногти красной краской, красили ресницы, золотили губы и покрывали коричневой краской зубы. В Древней Греции существовал культ физической красоты. Об этом упоминает в своих стихах Гомер, об этом пишет отец медицины Гиппократ (460—377 гг. до н. э.). Гречанки применяли для украшения лица белила и кармин, подводили глаза копотью от сгорания специальной эссенции. Чтобы лицо было бледным, на ночь накладывали маски из ячменного теста с яйцом и приправами. По древнегреческому мифу даже богиню красоты Афродиту уличили в том, что она подкрашивала и пудрила лицо перед состязанием богинь. Гречанки широко использовали в косметических целях молочные продукты. В Афинах впервые появились парикмахерские, где причесывали дам и брили мужчин. О косметических недостатках и кожных болезнях, о косметических средствах много писал Гиппократ. В его трудах можно найти советы и рецепты притираний - для женщин с увядшей кожей, средства для устранения запаха из носа, рта, средства для чистки зубов, для смягчения кожи и устранения пигментных пятен, для ароматизации тела и платья и огромное количество других косметических рецептов. В Древнем Риме косметика приобрела несколько иное направление. Она широко сочеталась с общей гигиеной тела. До нас дошли описания знаменитых римских бань. Римляне первыми стали использовать солярии. Богатые римлянки, кроме пудры, румян, крема (в который уже в те времена входил ланолин), использовали молоко, сливки, кисломолочные продукты. Жены римских патрициев брали с собой в путешествия стада ослиц, в молоке которых они купались. У древних римлянок были модными белокурые волосы. Они знали секрет окраски черт волос в белые, который удалось найти спустя много веков. Волосы протирались губкой; смоченной мылом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивались солнечными лучами. Позже для обесцвечивания волос стали применять перекись водорода. Римляне хорошо знали секрет изготовления душистого мыла. Описание способов его изготовления вошло в специальную книгу по косметике, которая появилась в Италии в XIV веке. В нее вошло и много других ценных рецептов. Знаменитый врач древности Гален (130—204 гг. н. э.) создал рецептуру кольдкрема. Гален выделял косметику с целью маскировки косметических недостатков и косметику для сохранения естественной красоты. В комплект косметических средств восточной женщины входило семь декоративных средств: хна, басма, краска для ногтей, белила, румяна, сурьми (для искусственных мушек), ароматическая смесь “галия” (создатель Гален).Ученик Галена Диокл предписывал гигиенические ванны, массаж, различные масла и мази для смягчения кожи. Их последователи давали советы по уходу за волосами, кожей лица, глазами, зубами, носом и руками в специальных трудах. В эпоху Возрождения косметика проникает в Европу, и прежде всего во Францию. Но развивалась она здесь в основном как декоративная косметика. Гигиене тела и лица значения не придавалось. Косметические средства — румяна, пудры, помады, кремы и пасты— завезли во Францию итальянские артисты при Екатерине Медичи. Гримировались и женщины и мужчины. С 1566 г. при дворе нужно было появляться с крашеным лицом и белокурыми завитыми волосами.Начиная с XVI века Франция играет ведущую роль в изготовлении и употреблении косметических средств. Рецепты держались в строгом секрете и передавались по наследству. В XVI веке в Париже доктором медицины Парижского университета Андре ле Фурние издается популярная книга “Украшение человеческой натуры и убранства женщин”. В этот же период выходит еще одна книга — “Секреты сеньора Алексиса”, в которой даются рецепты приготовления косметических средств.История косметикиВ середине XVIII века английский парламент издал специальный закон против “чудо-зелий”. Согласно ему все женщины, пользующиеся парфюмерией и гримом, подлежали наказанию как колдуньи, а браки, заключенные с ними, расторгались. И все-таки попытки запретить косметику какими-либо указами были безрезультатны. Косметические рецепты переходили из поколения в поколение различными путями, одним из которых была литература. На Руси еще в древности для улучшения кожи умывались молоком, простоквашей. Применяли различные пластыри для того, чтобы скрыть дефекты лица, украшали лицо мушками, белились. В XVII веке русские женщины портили свои белые нежные лица толстым слоем румян и белил, сурьмили ресницы и брови, чернили светлые и белили черные брови. Для белизны лица в России издавна применяли настой бензойной смолы, так называемое “девье молоко”. Деревенские девушки красили щеки свекольным соком, подводили брови древесным углем. Долог был путь косметики от примитивных до современных форм. А косметика наших потомков будет отличаться от сегодняшней косметики и косметики наших предков. От современных косметических средств требуется не только внешний эффект, но и продолжительное благотворное внутреннее воздействие на кожу, направленное против процессов старения, преждевременного увядания кожи. В состав современных кремов и других косметических средств включаются натуральные продукты с биологически активным действием, такие как мед, маточное пчелиное молочко, цветочная пыльца, витамины, гормоны, естественные растительные соки (томатный, огуречный, лимонный, клубничный), тонизирующие препараты, экстракты трав. Эти вещества стимулируют восстановительные процессы в коже, т. е. способствуют росту новых клеток кожи. Наши специалисты-парфюмеры разработали средства по уходу за волосами: шампуни, жидкости для укрепления волос и от перхоти, краски для волос. Имеются средства для устранения пятен, веснушек на лице, различные пудры, грим, “тени”, тушь для ресниц, карандаши для бровей, помады, лак для ногтей. Современная косметология как часть медицины, прежде всего, занимается разработкой гигиенических мероприятий по уходу за кожей, волосами, полостью рта, изучает средства и методы устранения различных косметических недостатков. Косметика настоящего времени имеет несколько направлений: косметика консервативная, лечебно-профилактическая и декоративная, которой занимаются врачи-дерматологи, а также косметика оперативная, хирургическая.

Римский философ Плавт сравнивал ненакрашенную женщину с несоленой пищей. С тех пор причины, заставляющие женщин красить лицо, изменились, как неоднократно менялась и мода на макияж. И лишь одно осталось неизменным - желание женщины выглядеть лучше. В греко-римском обществе женщины, чтобы привлечь внимание мужчин, красили лицо свинцовыми белилами и тертым мелом. Древние египтянки наносили на кожу лица светлую основу и наводили сурьмой характерные черные стрелки, имитируя кошачий разрез глаз (ХХ предложил собственную интерпретацию этого макияжа - вспомним моду 1960-х). Жительницы Древней Персии красили волосы хной, раскрашивали лицо и тело, чтобы привлечь благосклонность богов. В средневековой Европе закрепилась мода на бледную кожу, которую ввели еще римские матроны. http://meha.kiev.ua/wp-content/uploads/2009/07/volosy.jpgАристократическая бледность считалась признаком богатства, а здоровый румянец и загар говорили о низком социальном статусе женщины, ведь богачки редко покидали дом, в то время как девушки низших сословий и женщины легкого поведения были вынуждены работать на улице. Модницы VI века ради красоты шли на самые настоящие жертвы - чтобы заполучить вожделенную бледность, девушки делали себе кровопускание. В Х веке испанские проститутки пользовались румянами, чтобы отличаться от женщин благородного происхождения, а уже в XIII веке представительницы итальянской знати красили губы помадой, чтобы продемонстрировать свое богатство - синтетическая косметика в то время была настоящей роскошью. В эпоху Ренессанса женщины продолжалиотбеливать лицо свинцовыми белилами, хотя это было очень опасно для здоровья. Впрочем, составители рецептуры пудры едва ли подозревали о вреде своего косметического средства, чего нельзя сказать об известной отравительнице сеньоре Тоффане, подмешивавший в пудру мышьяк. Среди клиенток сеньоры Тоффаны были представительницы знатнейших итальянских семейств. Использование пудры было сопряжено с немалым риском для жизни самой женщины, поэтому каждая клиентка получала строжайшие наставления: ни в коем случае не принимать порошок внутрь и пользоваться пудро» только при супружеской близости. Обремененные супружеством жены быстро превращались в веселых и состоятельных вдов, а слава госпожи Тофаны росла. Остановить «эпидемию загадочных смертей» удалось только несколько лет спустя, когда с помощью сеньоры Тофаны на тот свет отправились уже более шести сотен неугодных мужей.В Англии елизаветинских времен в косметике видели угрозу для здоровья - верили, что косметика мешает естественному притоку энергии к телу. Мужская косметика была менее очевидной, чем женская (женщины наносили на лицо яичный белок, чтобы придать ему завершенность живописного полотна), и поэтому считалась даже более вредной.В эпоху правления Карла II Европа постепенно оправлялась после чумы, поэтому многие опасались выходить на улицу. Бледность перестала быть привилегией аристократов. Чтобы создать иллюзию естественности, на лицо наносили несколько слоев косметики, имитирующей румянец. В эпоху Реставрации (XVIII век) в моду вошли здоровье и естественная красота, а с ними и средства их имитации - красные румяна и помада. Разумеется, эту моду придумали фривольные французы, но со временем жители соседних европейских стран взбунтовались против чрезмерно размалеванных лиц, утверждая, что напоминающее маску лицо наверняка скрывает омерзительные пороки.История косметикиВ викторианской Англии косметику не признавали вообще, считая ее атрибутом падших женщин. Доброе имя косметики было восстановлено только в XIX веке, когда популярность приобрели естественные краски на основе натуральных средств (рисовый порошок выполнял функции пудры, свекольный сок - румян). Яркие оттенки по-прежнему считались неприличными, а полный макияж был и вовсе немыслим. Эта тенденция оставалась актуальной до 1920-х гг., когда было налажено серийное производство косметики. Американские суфражистки добились избирательного права для женщин, и освобожденные женщины бросились демонстрировать свою свободу - красная помада стала неотъемлемым атрибутом женского имиджа. В 1930 - 1950 гг. моду на макияж задавали кинодивы - от кукольного, будто бы фарфорового, личика Мэри Пикфорд до знаменитых стрелок Мэрилин Монро.

Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) Мэрилин Монро (Marilyn Monroe) #63

В 1960-х гг. появилась целая плеяда трендов, которые цитируют до сих пор: и бледные губы, и стрелки в египетском стиле и даже нанесение на лицо причудливых рисунков, например, порхающих бабочек. Подводка для глаз оставалась в моде вплоть до начала 1980-х гг, когда уступила лидерство теням и помаде. Современный макияж представляет собой смешение различных стилей, причем акцент сделан на естественности, - по сути, на создание этой естественности ушло несколько столетий. В Риме косметика появилась в первом столетии нашей эры. Мел отбеливал лицо, сурьма служила тушью и тенями, хной подкрашивали волосы, зубы чистились пемзой. В Средние века популярным стало бледное лицо, которое являлось признаком высокого сословия и богатства. Румянец был популярен у женщин легкого поведения. В эпоху Ренессанса использование отбеливающих средств было опасно для жизни и здоровья. Пудра, изобретенная сеньорой Тоффаной, содержала мышьяк. Эта дама прославилась изобретением яда, от которого пострадало большое количество неверных мужей. Надо отдать должное, что Тоффана предупреждала всех своих клиенток пользоваться пудрой крайне редко, в исключительных случаях для соблазнения партнера.

В середине XVIII века в моду вернулся здоровый цвет лица, а также стали популярны помада и румяна. Такая косметика создавалась на травах, ягодах, но иногда аптекари добавляли азотную кислоту или ртуть. Может, с тех пор пошла поговорка «красота требует жертв»? Мужчины тоже использовали в своем обиходе косметику. Таких мужчин называли денди. Мода на мужскую косметику продержалась до VII века. Викторианцы очень консервативно относились к косметике, считая, что красота должна быть естественной. Человек, использующий косметику, считался падшим, разрумяненные актрисы — проститутками. Порядочная женщина использовала маски домашнего приготовления (мед, желтки, овсянка). Ресницы укрепляли все тем же касторовым маслом, рисовым порошком белили кожу лица, свекольным соком наносили румянец.

Макияж глаз: рисуем стрелки на глазахВ ХХ веке расцвет парфюмерной промышленности. T.L. Wiliams создал тушь, которая до сих пор популярна, известна под маркой Maybelline. Это название в честь сестры мастера Мэйбл. Max Factor некоторое время спустя выпускает тени на основе хны, прекрасно выделяющие глаза. Эту новинку очень оценили кинематографисты. На экране появляется новый образ женщины-вамп с выразительным глубоким взглядом. Выпускается удобная пудреница, компактная коробочка с зеркальцем и спонжем. Немного позже появляются такие же компактные румяна и тональный крем. Первые крема содержали вазелин и ароматизатор. Нам же переживать не о чем, т.к. современная косметика помимо красоты приносит пользу нашему телу. В двадцатые годы прошлого века Max Factor выпускает блеск для губ и новые оттенки помады. Все это «сокровище» изготовлялось на основе мыла и сушило кожу. В эти же годы появились приборы для подкрутки ресниц. Немецкая фирма Nivea лидирует в производстве лечебной косметики в наше время. В 60-80-е годы женщины подводили глаза, в последнее время модницы предпочитают естественные взгляды. Древний философ Платон говорил, что женщина без косметики, что пища без соли. Огромный выбор косметики сегодня позволяет женщине подчеркнуть достоинства, умело завуалировать свои недостатки и выглядеть сногсшибательно при любых обстоятельствах! А кто придумал первую помаду и румяна? Нам повезло, а вот древним женщинам пришлось использовать для поддержания красоты даже свинец.

вторая кожа

Тональный крем

Первый тональный крем Pan-Cake (контактная пудра натурального оттенка) создал в 1936 году Макс Фактор. 

Губная помадаВпервые помаду стали использовать в Мессопотамии примерно 5000 лет назад. Краска для губ была известна уже в Древнем Египте. Там она изготавливалась из красного пигмента, пчелиного воска и животного жира. Египтянки предпочитали помады темных оттенков, поэтому можно сделать вывод, что в те времена в моде были тонкие, четко очерченные губы.

Из Египта помада попала в Древнюю Грецию, а затем и в Рим. Однако в этих странах нашлись как и сторонники, так и противники краски для губ.wpid Gubnaya pomada opasna dlya jizni 0 Губная помада опасна для жизни

Одним из главных противников стал знаменитый Клавдий Гален. Гален вовсе не был противником косметики — он лишь пытался предостеречь женщин от использования опасных косметических средств. Это обуславливалось тем, что в те времена в помаду добавлялись пигменты, которые являлись ядовитыми (сурик, киноварь). Но это не пугало женщин, готовых на все ради красоты.

Христианская церковь также отрицательно относилась к любым изменениям во внешности. В XIV веке католическая церковь запретила косметические средства: папская булла провозгласила, что красящиеся женщины искажают образ Девы Марии. Теперь святая инквизиция имела право арестовать за святотатство женщин, красящих губы.

Помада

Слово имеет романские корни (фр. pommade, итал. pomata и лат. pomum — яблоко), потому что первоначально помада изготавливалась из яблок. Это косметика на основе жира или воска для замазки волос

РумянаКрасные румяна использовались ещё в Древнем Египте. Их также применяли на губах, но современные женщины используют для этого губную помаду.Различные вещества использовались в качестве румян — в Древней Греции, например, использовалась дробленая шелковица, сок свеклы и дробленая земляника. Были времена, когда и мужчины и женщины использовали румяна (например, Эпоха Регентства).В Викторианскую эпоху, когда нанесение макияжа ассоциировалось с низкой моралью, дамы щипали свои щёки (и кусали свои губы) чтобы сделать их румяными.

Тени для векТени для век использовались в косметике с давних времен. При раскопках в Египте была обнаружена первая краска для век из сурьмы и сажи. Римлянки уже в середине первого столетия н. э. использовали сурьму в качестве теней для век. Макс Фактор создал тени для век на основе хны.

Тушь для ресницПервой компанией, выпустившей тушь для ресниц, была Юджин Риммел в XIX веке. Слово «rimmel» по-прежнему означает «тушь» на нескольких языках, включая португальский, турецкий, румынский и т. д.Английское название туши (англ. mascara) произошло от итал. maschera, что означает «защитная маска»

 

 

 

Ну и пару слов отсебятины (Как обычно)

Сколько не маскируйся , все не заштукатурить...

А Организму требуется здоровое питание...

И Есть способы его Оздоровить...

Современные, работающие без Химии

 

С уважением Лаки

Орифлэйм Шутка...

Но!!!!!!!!!! В Этой Шутке есть весомая часть правды...

historicaldis.ru

Первобытная культура. Особенности первобытной культуры

Первобытная культура представляет собой наиболее древний тип цивилизации, который определяет человеческую жизнь на протяжении всей истории. Несмотря на то что современные ученые имеют множество различных артефактов, позволяющих узнать примерные даты их появления, все еще не удалось определить временные рамки существования пещерного человека. Известно только то, что рассматриваемая эпоха является наиболее продолжительной, поскольку некоторые племена до сих пор живут в соответствующем строе. Они распространены на территории Африки и Южной Америки.

Медицина

Среди всех практических знаний медицина, как ни странно, стала первой сферой, на которую пещерный человек обратил свое внимание. Это доказывают наскальные рисунки, где изображены различные животные со строением их тела, скелетом, расположением внутренних органов и так далее. В процессе приручения скота эти знания использовались при лечении или, например, при приготовлении пищи.

Что касается использования медицины в целях оздоровления людей, то здесь культура первобытного человека не позволяла это сделать вплоть до эпохи мезолита. Древние захоронения доказывают, что уже в те времена была возможность наложить гипс или ампутировать конечность. При этом, конечно, человек оставался жив. Но древние люди не могли приписать такие действия простым смертным, медицина им казалась чем-то божественным. Поэтому все врачи причислялись к святым, они становились шаманами и оракулами с получением всевозможных льгот и уважительного отношения.

Математика

Когда наступила эпоха палеолита, пещерные люди начали обретать математические знания. Они, как правило, использовались при делении добычи или распределении обязанностей. Свидетельством тому служит, к примеру, найденное на территории современной Чехии копье, где имеется 20 насечек, распределенных в равных долях на 4 части. Это означает, что люди уже тогда могли выполнять наиболее простые арифметические действия.

первобытная культура тейлорВ неолите культура первобытного мира пополнилась и другими знаниями – геометрическими. Сначала человек чертит на скалах или различных изделиях соответствующие фигуры. Затем он приступает к строительству жилищ правильных геометрических форм. Это, безусловно, положительно сказывалось на комфортабельности быта.

Мифология

Миф в первобытной культуре стал способом понимания окружающего мира, и если бы он не появился, то вряд ли человек смог бы дорасти до современных культурных высот. Любое действие, природное или погодное, не воспринималось людьми в порядке вещей, все происходящее носило некий магический оттенок. Нельзя было объяснить, например, дождь с научной точки зрения: если он пошел, значит, так захотели какие-то высшие существа.

Для первобытного человека мифы были чем-то особенным. Только с их помощью он мог перейти на следующую ступень развития. У древней мифологии было несколько особенностей:

  • Первые мифы помогли людям свыкнуться со многими внешними событиями, и они создавались путем логических и абстрактных ассоциаций.
  • Мифология могла доказать возникновение событий.
  • Мифы не появлялись просто так. Они составлялись на основании эмоциональных, погодных, природных и любых других закономерностей.
  • Мифология передавалась от поколения к поколению, это была своеобразная теория от предков, которая помогала выживать, создавать уют или добывать еду. Поэтому нельзя ее назвать индивидуальным творением, каждый миф появлялся вследствие коллективного опыта в рамках одной первобытной общины.
  • Мифы способствовали самовыражению, не без их помощи появились различные виды искусства.

особенности первобытной культурыПостепенно пещерный человек отошел от мифов, и тогда появились первые религиозные верования. Сначала они были схожи между собой, затем все больше и больше индивидуализировались.

Разновидности первобытных религий

Все особенности первобытной культуры не заключаются лишь в верованиях. Со временем племена набирают необходимое количество знаний и опыта, поэтому могут перейти на новый этап, заключающийся в образовании религий, первые из которых уже были в палеолите. Одни события, которые происходили с людьми, они уже научились объяснять, однако другие все еще носили для них магический характер. Тогда и появляется вера в то, что некие сверхъестественные силы могут повлиять на исход охоты или другого важного действа.

Первобытная культура включает несколько религий, представленных в таблице ниже.

Первобытные верования
НазваниеОпределениеОписание
ТотемизмВера в то, что род произошел от животного (тотема)Тотемное животное становилось защитником рода, ему молились и просили у него, например, принести удачу во время охоты. Ни в коем случае нельзя было убивать священного зверя.
ФетишизмВера в то, что неодушевленные предметы обладают сверхъестественными силамиВ качестве фетиша могла использоваться любая вещь, в современности эту роль выполняют талисманы и амулеты. Люди верили, что оберег сможет принести удачу, защитить от нападения диких животных. Важной особенностью является то, что амулет всегда носили с собой, его клали в могилу вместе с хозяином.
МагияВера в то, что можно повлиять на окружение или события при помощи заговоров, гаданий или ритуаловКак считали первобытные люди, различные заговоры или ритуалы могли, к примеру, вызвать дождь, сокрушить врагов, помочь в охоте и так далее.

После них появляется верование под названием анимизм. Согласно ему человек имел собственную душу. После его смерти она улетала в поисках нового "сосуда". Считалось, что нередко ей не удавалось найти оболочку, и тогда она начинала досаждать родственникам умершего в виде призрака.

достижения первобытной культурыАнимизм, можно сказать, является прародителем всех современных религий, поскольку здесь уже появляется загробный мир, какое-либо божество, которое властвует над всеми душами, как с оболочкой, так и без нее, а также первые похоронные ритуалы. Именно с данного верования пошла традиция не оставлять умерших родственников, а провожать их со всеми почестями.

Зачатки литературного искусства

Если рассматривать такую масштабную эпоху, как первобытная культура, кратко, будет сложно раскрыть тему о литературе того времени. Появление первых произведений зафиксировать не удалось, поскольку тогда не было письменности. И существование различных сказаний или легенд научно не доказано.

Однако если взглянуть на наскальные рисунки, то складывается впечатление, что человек отчетливо понимал, что он хочет донести до своих потомков. Соответственно, предварительно в его голове сложилась некая легенда. Считается, что зачатки литературного искусства появились именно в первобытные времена. Только посредством устных сказаний удавалось передать тот или иной миф следующему поколению.

Изобразительное искусство

Первобытная художественная культура развивалась довольно быстро. Более того, ее значимость была выше, чем в современности. Это обусловлено тем, что человек тогда не мог писать и выражать все то, о чем он думает, словами. Поэтому единственной возможностью для общения оставалось только изобразительное искусство. С его помощью, кстати, возникали различные учения, включая математику и медицину.

Вполне вероятно, что первобытная культура не воспринимала рисунки в качестве искусства. С их помощью люди, например, могли получить благословление своего тотемного животного, изобразив его внутри своего жилища. Они никак не отмечали декоративную роль рисунков, и делали их только для того, чтобы передать знания, указать на свою веру и так далее.

первобытная культура краткоВ первобытной культуре часто рисовали животных. Люди изображали на различных поверхностях зверей или их отдельные части. Дело в том, что вся жизнь того времени вертелась вокруг охоты. И если бы добытчики общины перестали приносить дичь, то вряд ли человек смог бы выжить.

Есть еще одна особенность наскальной живописи. Первобытные художники не видели пропорций. Они могли нарисовать огромного горного козла, рядом с которым располагается крохотный мамонт. Понимание пропорций появилось намного позже и не в первобытном строе. Также животных не изображали стоящими, они всегда находились в движении (бежали или скакали).

Появление ремесленников

Все достижения первобытной культуры можно считать минимальными по сравнению с тем, что сумели сделать ремесленники. Люди того времени действовали коллективно, если они чему-то и обучались, то не могли выйти на высокий профессиональный уровень. Но с началом земледелия ситуация изменилась, появились ремесленники, которые всю свою жизнь занимались одним конкретным делом, оттачивая мастерство. Так, одни изготавливали копья, вторые добывали дичь, третьи выращивали растения, четвертые могли лечить и так далее.

первобытная культураПостепенно люди стали задумываться об обмене. Общины стали складываться не так, как раньше, когда кровные узы были главным критерием выбора места жительства. Земледельцы останавливались там, где плодородные почвы, производители оружия – возле примитивных каменоломен или рудников, гончары – там, где крепкая глина. Охотники же никогда не оставались на месте, они передвигались в зависимости от миграций животных.

Чтобы каждая из этих общин получала то, чего ей не хватает, люди начали меняться разными вещами. Одни отдавали другим посуду или тотемные талисманы, взамен получая овощи, другие меняли орудия на мясо. Со временем именно это послужило причиной образования городов, а впоследствии – полноценных стран или государств.

Периодизация

Весь первобытный строй делят на несколько периодов. Происходит это на основании материалов, которые использовались в производстве орудий в то или иное время. Первым и наиболее продолжительным является каменный век. Его, в свою очередь, также разделяют на несколько этапов: палеолит, мезолит и неолит. В это время происходит становление человека, зарождается искусство, мифология, производится и совершенствуется орудие труда.

После того как произошло освоение металла, особенности первобытной культуры претерпели существенную трансформацию. С обнаружением меди начинается энеолит, или меднокаменный век. Теперь люди осваивают ремесла и обмен, ведь для обработки металла необходимы знания, которые были лишь у тех, кто обладал достаточным количеством времени, чтобы развивать свои умения.

культура первобытного мираПосле меди открывают бронзу, которая фактически сразу вытесняет медь, поскольку намного тверже. Наступает бронзовый век. Появляются первые общества, где отмечается разделение на классы, но нельзя утверждать, что ранее этого не происходило. Также примерно в это время образовываются первые города и государства.

С обнаружением железа и его свойств наступает железный век. Не все племена того времени могли добывать и обрабатывать указанный металл, поэтому некоторые территории уходят далеко вперед по своему развитию. Далее нельзя было называть эпоху первобытной, началась новая, но не все государства смогли в нее вступить.

Стоит отметить, что во время каждого из периодов допускается использование других материалов в производстве. Свои названия они получали лишь в соответствии с преобладанием применяемого сырья.

Распространенные размышления Тейлора о первобытной культуре

Большой вклад в современные знания внес английский этнограф, которого очень интересовала первобытная культура. Тейлор Э. Б. напечатал книгу, в которой подробно описал все свои размышления, естественно, подтверждая их фактами. К примеру, он одним из первых указал на то, что общества того времени развивались крайне медленно по одной простой причине. Она заключается в отсутствии письменности. У людей не было возможности накапливать и передавать информацию так, как это может сделать современный человек. И каждый узнавал о чем-то новом на собственном опыте, который, кстати, нередко повторялся в другом обществе или общине.

Имеется еще несколько предположений о том, почему так медленно развивалась первобытная культура. Тейлор предполагал, что происходило это не только из-за отсутствия письменности. Пещерные люди учились жить, их опыт нередко становился смертельным. Однако после таких печальных ошибок вся община начинала понимать, что чего-то делать нельзя. Следовательно, действие по образцу затормаживало развитие, люди попросту боялись пробовать поступить иначе.

культура первобытного человекаМногие историки не разделяют теорию о том, что в первобытном обществе происходило деление на социальные строи. Однако Тейлор думал иначе. Те, кто совершенствовал свои ритуальные знания, занимали особое положение в общине, их уважали и нередко одаривали дополнительной порцией еды или более удобным и безопасным жилищем.

Известный труд

Если рассматривать такую эпоху, как первобытная культура, кратко, то можно взять за основу фактически любую территорию планеты. Это обусловлено тем, что изначально все общества, которые когда-либо появлялись в мире, развивались примерно одинаково. Тейлор в своей книге "Первобытная культура" описал много событий того времени, и каждое свое слово он подтверждал фактами, будь то находки археологов или первые мифологические писания.

Как считает Тайлор, первобытная культура в современности слишком сильно недооценивается. Более того, многие люди сегодня полагают, что та эпоха была дикой. Это верно, но только отчасти. Если на данный момент человек рассматривает грубо отесанный топор, который помогал в охоте на мамонта, как продукт неуклюжего мастера, то он вряд ли задумывается над тем, что случилось бы, не возьми древний охотник это изделие в руки.

Культура первобытной эпохи интересна для исследования. Несмотря на то что множество ученых обращали на нее свое пристальное внимание, остается бесконечное количество нераскрытых и недоказанных моментов. Имеются только предположения и гипотезы. На самом деле никто не может точно сказать, что тот или иной наскальный рисунок однозначно означал конкретное событие или действие. Первобытная эпоха так же таинственна, как и многие другие вещи, которые невозможно объяснить сегодня, даже имея современные гениальные умы и технологии.

fb.ru

Магия в первобытной культуре - презентация онлайн

1. «Магия в первобытной культуре».

Аттестуемый педагог (ФИО):Хачатрян Юрий Рафаелович Предмет:МХК Группа:138(П)

2. Ранние формы религии

«Не то, что мните вы ,природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык». Ф. ТютчевВспомните, что вы знаете о синкретизме первобытной культуры? Под синкретизмом первобытного искусства обычно понимают слитность, нерасчленённость в нём основных форм художественного творчества: изобразительного искусства, драмы, музыки, пляски и т. д. Но гораздо важнее, что все эти формы художественного творчества тесно связаны со всей многообразной жизнью коллектива, с его трудовой деятельностью, с магическими обрядами, играющими в жизни первобытных обществ очень большую роль и сообщающими и первобытному искусству определенное социальное звучание.

4. Синкретизм первобытной культуры

Первобытная культура Магия Искусство Труд

5. Первобытная магия

Магия – одна из основных и древнейших форм первобытной религии. К помощи магии первобытный человек прибегал с целью добиться успеха в жизненно важной деятельности. Магия (от греческого слова «колдовство») – это совершение определённых обрядовых действий, которые должны повлечь за собой те или иные события в окружающем мире. В центре ритуала был колдун-заклинатель, одевавшийся в личину того или иного животного. В этот момент он как бы уподоблялся духам древнейших предков племени, полулюдям-полуживотным. В мир этих духов он и собирался вступить.Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных и деревянных музыкальных инструментах. Древнейшая флейта из полой кости грифа. 40-35 тыс. до н.э.Важнейшим магическим подспорьем в охоте служила и наскальная живопись. До наших дней сохранились следы обрядов, во время которых символическое изображение зверя поражалось охотничьим оружием.Другие обряды первобытной магии были направлены на обеспечение плодородия. Для них использовались разнообразные изображения духов и божеств из камня, кости, рога, дерева. Прежде всего это были статуэтки Великой Матери – воплощения плодородия земли и живых существ. Венера из ВиллендорфаОбеспечению плодородия служили и широко распространённые у многих народов мира магические обряды вызывания дождя. Они до сих пор сохранились, например, у австралийских аборигенов.

10. Тотемизм

На языке североамериканских индейцев слово «ототем» буквально означает «его род».Тотем – это растение или, чаще, животное, которое первобытный человек считал своим реальным предком, и от которого зависели жизнь и благополучие как его самого, так и рода в целом. Тотемизм – вера в фантастическое родство между группами людей и определёнными тотемами. Тотемные столбы

11. Анимизм

Принесение пищи умершим Злые духи поедают человеческую душу. Копия чукотского рисунка Другим древнейшим видом религиозных верований был анимизм (от латинского слова «дух, душа») – вера в душу и духов. Первобытные люди наделяли душой не только человека, но и весь окружающий мир. По отношению к человеку духи могли быть добрыми и злыми, благожелательными и неблагожелательными. Чтобы заслужить их расположение, им приносились жертвы.С представлениями о душе связывались так называемые чуринги – священные каменные или деревянные пластинки с нанесёнными на них магическими знаками, которые считались вместилищем души.

13. Фетишизм

Всем ранним формам религии присуще явление фетишизма (фетиш – зачарованная вещь). Фетишизм – поклонение неодушевлённым предметам, которые почитаются, как покровительствующие человеку, приносящие счастье, успех, оберегающие от болезней, опасностей и т.п. Фетиш из Лоанго. Конго

14. Шаманизм

Бубен шамана Посредничество между миром духов и миром людей осуществляли особые люди – шаманы (колдуны, маги). Считалось, что с помощью камлания шаман может обеспечить успех на охоте, повлиять на урожай, вылечить от болезни, предсказать будущее, проводить умерших в потусторонний мир.Камлание - основной обряд шаманизма. Представляет из себя ритуал, приводящий шамана в экстатическое состояние. Сопровождается пением и ударами в бубен. Часто при камлании используются различные природные наркотические препараты галлюциногенного действия - сок мухомора, например.«Первых богов на земле создало чувство страха». Лукреций Кар «Мы боимся! Мы боимся непогоды, с которой должны бороться, вырывая пищу у земли и моря. Мы боимся болезни, которую ежедневно видим около себя. Мы боимся мёртвых людей и душ зверей убитых на лове. Вот почему предки наши вооружались старыми житейскими правилами, выработанными мудростью и опытом поколений…» Рассказ одного эскимоса

ppt-online.org


Смотрите также