Обычный, продолжение для СА 18.04.2014 — 29.04.2014 Царь Гурдум, Затерянный каньон Победить духов Нет Древние духи — 67-й квест Шарарама. Начался 18 апреля и закончился 29 апреля 2014 года. Оказалось, что раньше на месте Шарарама была Петономия. Если у вас нет Карты СА, то вы увидите это. Мы прогнали питомцев, но не тут-то было. Оказывается, Кунц — это бессмертный царь Гурдум, который тысячи лет назад правил Петономией, но питомцы прогнали его. Теперь он вернулся, чтобы Шарарам стал Петономией, а он вновь стал властелином. А мы к тому же помогли ему, прогнав духов. Первая часть квеста разделена на стадии: сначала нужно выполнить задания по духам-стражам, затем — по духам-хранителям, то есть по питомцам всех уровней. За прохождение квеста: Подарки после прохождения миссии СА: shararam.wikia.com Предки наши считали лесное пространство, где, по древнейшим верованиям, обретались души предков, сакральным, таинственным. Поэтому в представлениях славян оно было заселено множеством духов. В сегодняшнем рассказе речь пойдет о тех из них, которые не принадлежали непосредственно к семейству Лешего и не имели особой склонности проказничать. Дед Лесовик. Его часто путают с Лешим по той причине, что того действительно так называли в некоторых местностях, но в других это был самостоятельный персонаж, даже портретно сильно отличающийся от «тезки». У этого доброго деда руки и ноги были покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, а на щеках красовался зеленый мох. Кроме того, у него на темечке размещалось… птичье гнездо. Лесовик помогал заблудившимся в лесу, если к нему обращались со словами «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». А если леший шалил, то в дупло дерева можно было положить записочку с жалобой, и тогда добряк непременно рассудит по совести да по справедливости. У дедушки была целая команда помощников, которые присматривали за порядком в лесу, имея каждый свою сферу полномочий, а также могли пойти на службу людям. Колтки. Это весьма забавные духи. Внешность малоросликов была примечательна тем, что они имели аж два лица, причем одно из них располагалось на животе. Возможно, эти крошки были хромоножками, быть может, очень уж разговорчивыми или же их прозванье связано с поселением в зарослях бузины – шумного дерева. Место проживания их указано, в частности, в знаменитых «Сокровищах Ретры» Андреаса Готтлиба Маша (1771). Любопытно, что на Западной Украине тоже сохранились свидетельства о лесных духах, обитающих в зарослях бузины. О колтках известно также, что они вели сумеречный образ жизни и могли пойти на службу к людям, если те приносили им угощения. Прибывая к жилищу нанимателей, они возвещали им об этом тем, что съедали приготовленную в ожидании работников пищу, собирали в кучу мусор и хворост либо подсыпали мусор в молочные кувшины. Последнее было испытанием: только в том случае, если молоко хозяева выпивали, то колтки вселялись в дом и выполняли приказания людей, в том числе, добывали съестные припасы на стороне, точнее, у других жителей селения. Листин и Листина. Эта супружеская пара весьма солидного возраста имела особый круг компетенции, который не сразу определяется по их именам. Сидя в куче палой листвы возле пня или в каком-нибудь овраге, незрячий Листин и его верная спутница Листина руководили лесавками, приказывая им, когда и как шелестеть, время от времени шуршали – перешептывались друг с дружкой, обсуждая принимаемое совместно решение. В старинные времена даже игрушка такая была – баба Листина: туловище из мха, руки-ноги из еловых шишек и непременно лапоточки. Боровик (Подгрибовник, Боровой) и Боровички. По поверью, это дух бора и начальник над старичками Боровичками – хозяевами грибов, живущими под рыжиками и груздями. Боровик, как считалось, выглядел как огромный медведь, но в отличие от косолапого, не имел хвоста. К нему обращались с просьбами найти и вернуть тех, кто пропал в лесу или заболел, побывав в нем, но очень своеобразным способом: нужно было принести в бор кошку и начать ее душить. Ох… …и другие. Под началом Деда Лесовика находились и иные бестелесные существа, так сказать, узкой специализации. Кустич, как явствует из его имени, хозяйничал в кустах, Листовик/Листич оберегал листву, Травник/Травяник ухаживал за травой, Корневик отвечал за корни, Стебловик, соответственно – за стебли. Были еще Орешич, Ягодник, Грибник. Кроме того, существовал целый отряд женских персонажей, в том числе Дубравицы, Травницы, Земляничницы, Березницы, Дивницы, Сенявы, Русявы и Зеленицы. А еще были охранители лесных кладов – Щекотуны и Полуверицы, священные деревья. В общем, компания большая. Оттает земля, появится на ней травка, раскроются почки на деревьях и кустах, а там, глядишь, и цветы пойдут, грибы да ягоды. Пусть лес живет своей жизнью, будем его беречь. Быть может, преданья старины глубокой о его обитателях, даже если и вызовут улыбку, помогут нам уважительнее относиться к природе, где все – живое? У этого персонажа имеются и другие имена, например, лешак, лесной дядя, лисун, дед лесовик, дикинький мужичок, праведный леса, лесной херувим и другие. Не правда ли, перечень их вызывает некоторое удивление? Согласно славянской мифологии, это дух-хранитель леса. Облик его наши древние предки в разных местностях представляли по-разному, говаривали, что он может представать в виде медведя, дряхлого старика или здоровенного мужика, дерева, козлоногого и рогатого существа, в остальном подобного человеку, а то в облике изрядно покрытого шерстью и даже обезьяноподобного верзилы. В качестве особых примет называли отсутствие ресниц, бровей и правого уха, зеленый огонь в глазах и длинные серо-зеленые волосы, зачесанные налево. Считалось также, что он может изменять свой рост сообразно окружающей растительности: то возвыситься выше сосен, то обратиться ниже былиночки. Кроме того, у него лапти обуты наоборот – левый на правую, правый на левую ногу, и кафтан либо полушубок запахнут слева направо. Показываясь людям, леший старался прикинуться обычным человеком, и насчет опознания его истинной сущности имелось поверье, что раскусить его хитрости можно, взглянув через правое ухо коня. Места предположительного проживания лешего полагалось обходить стороной. При этом они получали статус заповедных, посвященных Святобору. Но перед входом в любой лес у лесного дяди полагалось спрашивать разрешения, поскольку он начальствует над всей растительностью и всеми существами в нем, а также является волчьим и медвежьим пастухом. Лешему приписывали способность пугать людей диким хохотом и водить кругами. Тот, кто оказался его жертвой, не должен был ничего есть или иметь при себе лутовку – липовую дощечку без коры, перевернуть стельку в своей обувке и вывернуть наизнанку одежду. Можно было также произнести любимую поговорку этого господина леса: «Шел, нашел, потерял». А вот чего он особенно не любил и потому не прощал, так это бранных речей и проклятий. Чтобы задобрить его, на пеньке оставляли угощение, прихваченное специально для этого случая из дому: пряник, например, блинчик и т.п., а также благодарили за добычу, будь она охотничьей либо грибной – ягодной. У ряда народов, например, у вепсов, бытовало представление, что подкармливать хозяина леса надо пищей, которую предпочитает медведь. На русском Севере лесорубы клали под рябину грамотки с прошениями к «праведному леса», предварительно положив против сердца рябиновую же веточку и несколько палочек, вырезанных из той же рябины. Крестьяне в старину были убеждены, что с лешим можно договариваться, например, о защите скота от лесного зверя и даже нанять его пасти скот. Например, в лес бросали замок с ключом, ожидая, что «дядя» будет его отпирать и запирать, и при запирании стадо соберется в одном месте. За службу платили молоком, а то и парой буренок. Чтобы вернуть пропавшую корову, через головы домашних животных бросали хлеб – тоже в дар ему. В жены он брал болотную кикимору или лисунку (лешачиху, лешуху), а то и похищал девушку, что наведалась в лес по грибы или ягоды, и считалось, что не любую, а из числа проклятых. Поскольку лесного скарба диконькому на жизнь порой не хватало, особенно после свадьбы, то он попросту крал необходимое в деревнях, наказывая таким образом хозяев, которые не благословляли пищу, не перекрещивали домашнюю утварь, не молились перед дойкой коров и т.д. Впрочем, иные авторы пишут, что леший опасался трехцветных кошек и собак, у которых над глазами светлые пятна, подобные второй паре глаз, а также черных петухов и гнева домовых и банников.Насчет предков и потомков лешего существуют разные версии. По одной, его бабушкой и дедом являются лесавки – маленькие старички, живущие в палой листве, которые вроде бы могут умыкнуть маленьких детей, но с конца лета и по осени водят хороводы, скачут и свистят, шелестят и копошатся в своем «жилище», а потом отправляются в долгую зимнюю спячку. По другой – эти же лесавки являются детьми лешего, которые, веселясь и проказничая, сбивают людей с лесных тропок, сыплют на голову труху и паутину. Во всяком случае, всеми признаются родственные связи этих лесных духов, хотя более убедительным является вариант, по которому детеныши его – аналогичные проказники, которые изначально назывались лешенями. О родителях хозяина леса история умалчивает. Лешему приписывали страсть к картежничеству, говорили, что будто бы он режется в карты с собратом из соседнего леса, да притом азартно, и проигравший расплачивается зайцами или белками. А иногда игра ведется целыми артелями. По сообщению С.Максимова, имеются свидетельства старожилов о грандиозной «карточной схватке» русских и сибирских леших, состоявшейся в 1859 году. Победу одержали русские, и проигравшей стороне пришлось гнать целую армию таежных зайцев через Уральские горы… Тысячелетиями живет в преданиях и сказках образ лешего. С течением времен он смешался с враждебной человеку нежитью, в результате персонаж стал выглядеть весьма противоречиво. Если присмотреться, то особо злобным изначально не являлся, скорее, выступал орудием наказания за неуважение к лесу и традициям славянской жизни, но мог ведь и наградить, коли они соблюдались: и дорогу укажет, и лесными богатствами одарит, и даже по найму пойдет работать. И не зря же он был связан со святилищами Святобора – бога лесов и лесных угодий, который олицетворял вечно живую природу, обеспечивал гармонию и согласие в ней. Валентина Пономарева gifakt.ru Духи древних славян Древние славяне, также как и другие народы мира, стоящие на одной из самых первоначальных ступеней познания и осмысления мира и своего места в нём, одухотворяли окружающую природу. Они свято верили в то, что мир вокруг них населяют духи, что лесная чаща, водоём, болото или поле являются местом обитания соответствующего сверхъестественного существа. Природный дух, как, собственно, и сама природа, мог быть по отношению к человеку и добрым, и злым – всё зависело только от него самого, от его умения правильно вести себя по отношению к окружающему миру духов (природы). Согласитесь, что такой подход был очень логичным. Леший Одним из самых древних, но благополучно доживших до наших дней, можно считать представление о существовании хозяина всех лесных богатств, лесной флоры и фауны – лешего. В различных областях России его называют по-разному: лешак, ляд, лесовик, гаркун и т.д. Русскому лешему соответствуют греческие сатиры, римские фавны и сильваны, немецкие лесные люди, шведские скоугманы и др. Как же выглядит леший? На этот счёт в разных областях существуют разные мнения, но, в целом, можно сказать, что леший обладает свойством быть невидимым. В этом случае на его присутствие указывает внезапно появившееся эхо или неожиданно поднявшийся ветер. Однако знающий человек может его увидеть, если будет смотреть через три бороны, поставленных так, чтобы можно было сидеть в середине между ними, или через хомут. Но самым верным способом называют взгляд через правое ухо коня. Если же леший пожелает, то он может и сам показаться людям. Как правило, леший показывается в человеческом, хотя и достаточно необычном облике. Прежде всего, он имеет способность менять свой рост в зависимости от того, что его окружает: если это лес, то он вытягивается до самых высоких деревьев, если кустарник, то он не выше самого маленького кустика. В ХVIII веке люди утверждали, что верхняя часть его тела – человеческая, но на голове козьи рожки, уши и борода, ап ниже пояса – козлиное туловище, включая хвост и раздвоенные копытца. В ХIХ же веке большинство населения Руси описывали лешего как старика в белой одежде, перепоясанного красным кушаком или вовсе без пояса. Самым ярким признаком принадлежности встреченного вами старика к ненашему миру можно считать то, что левая пола его кафтана (пиджака) запахнута за правую, обувь перепутана, а когда он садится, то левую ногу забрасывает за правую. Достаточно часто добавляют, что леший имеет зелёные глаза навыкате, у него только одно ухо, он нем, но голосист: поёт без слов и топает в такт в ладоши. Как и у других представителей мира духов, у него нет тени, но поскольку он является обычно поздним вечером или ночью, то этот признак едва ли может пригодиться в деле его опознания при встрече. На вопрос о том, откуда берутся лешие и не бессмертны ли они, в разных краях нашей необъятной страны даются различные ответы. С одной стороны считается, что лешие были всегда. Они появились тогда, когда возникли на земле первые леса, и были их хозяевами, а значит, и хранителями. Есть и христианская версия: лешие – восставшие против бога ангелы, низринутые с неба на землю. Во Владимирской губернии рассказывали, что лешие – это проклятые люди, и при сотворении мира их не было. Они появились в библейские времена, когда Моисей выводил евреев из египетского рабства. Им нужно было перейти море, и Моисей с божьей помощью разделил море. Евреи перешли его, а преследовавшие их египтяне, проклятые Моисеем, были либо поглощены морем и превращены в водяных или русалок, либо, если стояли в тот момент на берегу, в леших. Есть версии о превращении людей в леших и не при столь исключительных обстоятельствах. Рассказывают, что раньше на Руси был обычай не хоронить на кладбищах самоубийц, пьяниц, внезапно и, на первый взгляд, беспричинно умерших. Их называли «заложными покойниками», выносили на болота, в овраги или копали специальные ямы и ни в коем случае не забрасывали землёй. Это было связано с представлением о том, что до времени умершие осквернят землю, лишат её силы, что чревато неурожаем. Нужно сказать, что в живом бытовании подобные представления и связанный с ними обычай выбрасывать трупы заложных покойников просуществовали вплоть до конца ХIХ века. Так вот, именно эти покойники, по мнению вологодцев, и могли обращаться в леших очень злобного нрава. Они пугали и путали людей, попавших в их лес, и могли защекотать их до смерти. Некоторые из них даже становились людоедами. Однако лешими могут стать и не погребённые невинно убиенные. Так, например, произошло с отцом и сыном Хованскими, которые были казнены по требованию царевны Софьи. Их трупы были брошены под мост, а потом затоптаны в Галыгиной гати. В течение нескольких лет тени несчастных выли и стенали по ночам, а затем в этих местах стали замечать существование леших, защищавших убогих и обиженных. Очень часто лешими становятся проклятые в сердцах матерями дети, как мальчики, так и девочки. Особенно опасно, если недоброе слово вырвется в бане или если ребёнок в этот момент находится вне дома – в поле или лесу. Вернуть такого ребёнка домой практически невозможно. Даже если и бывали случаи, когда матери удавалось отмолить проклятое дитя, то оно, вернувшись домой, так полностью и не приходило в рассудок и быстро умирало. Наконец, ещё одной распространённой версией происхождения леших является взгляд на них как на плод нечистой любви лешего и женщины. Поскольку леший, как и все природные божества (вспомним, например, фавнов, сатиров и прочих сподвижников и слуг бога Вакха), исключительно сластолюбив, то неудивительно, что он не равнодушен к молодым поселянкам, забредающим в его владения. Рассказы о том, как лешие, по взаимному согласию или обманом, уводили девушек или молодых женщин в свои жилища, исключительно многочисленны. Став женой лешего, женщина приобретала свойство исключительной плодовитости. Леший мог выступать не только в роли мужа, но и любовника. Очарованная им женщина видит его как красавца – мужчину, часто похожего на отсутствующего или умершего мужа. По ночам леший посещает свою возлюбленную, приносит ей лакомства, которые, если они не съедены до утра, превращаются затем в лошадиный помёт. Если у несчастной рождается ребёнок, то сразу после появления на свет он исчезает – его забирает к себе отец – леший. Рассказывают, что жизнь у лешего организована так же, как и у человека. Лешие могут жить семьями, а могут и в одиночку или группой холостяков. На земле они подчиняются атаманам, но есть у них и царь, который в аду прикован цепями. В полночь в полнолуние лешие выходят поиграть с атаманом. В это время встреча с ними исключительно опасна. Домашнее подворье лешего, в целом, напоминает обычное крестьянское. Есть у него и кони, на которых он разъезжает по делам или возит воду. Говорят, что он превращает в лошадей попавших в его власть мужчин. Однако на Русском Севере рассказывали, что с лешим можно заключить договор о помощи. В отличие от чёрта, леший не требует от человека душу, а только небольшую жертву, например одну-две коровы за лето. Чтобы вызвать лешего, нужно сесть на сосновый пенёк и трижды аукнуть или произнести соответствующий заговор. Тогда он всё лето будет оберегать скотину от болезней и хищных зверей. Последнее ему тем более под силу, что он является хозяином волчьих стай. Без разрешения лешего ни один волк не посмеет напасть на скотину. Если животное пропало, то нужно идти в лес, встать на сосновый пень и трижды спросить, в счёт договорной ли жертвы эта пропажа. Если это так, то искать не имеет смысла. Конечно, леший может и обмануть человека – на то он и леший. Но, как рассказывали вологодские крестьяне, управу на такого обманщика найти всё же можно. Для этого нужно написать прошение атаману на большом листе бересты углем и приколотить к дереву. Заручиться помощью лешего стремились и охотники. Для этого они снимали нательный крест, приносили в лес «дарочки» (святые дары) от причастия, держа их за скулами, не глотая. Заделывали их в берёзу, вырубив в ней предварительно углубление, и стреляли в дерево через плечо. После исполнения этого обряда леший помогал охотнику во всём. Если же наступала необходимость избавиться от присутствия лешего, то нужно было либо произнести слово, которое леший первым сказал при встрече, либо запастись крестиком из рябиновых палочек, поскольку известно, что это единственное дерево, которого боится леший. Домашнее имущество лешие, как правило, не изготавливают сами, всем добром они разживаются за счёт легкомысленных людей, которые всё делают без благословения. Свободное от домашних дел время лешие проводят достаточно разнообразно. Естественно, они занимаются тем, что путают попавшего к ним в лес путника. Туляки считают, что, сбив спутника с дороги, леший превращается в ямщика и предлагает бедняге свои услуги, чтобы подвезти. Если человек соглашается, то леший завозит его в неведомые страны, где о Руси и не слыхивали. В этом случае нужно вернуться на то место, где леший высадил несчастного, так как он обязательно проедет по этому месту, возвращаясь обратно. Очень распространена среди леших игра в карты. Играют на зверей, особенно часто проигрывают зайцев, белок и мышей. Так, в 1859 году артель русских леших играла с сибиряками и выиграла. Проигравшая сторона гнала из тайги свой проигрыш через Тобольск на Уральские горы. Несметные полчища белок дерзко бегали тогда по крышам домов и улицам города, обрывались в печные трубы и запрыгивали в окна. А в 1998 году лешие Самарской Луки, вероятно, проиграли полёвок правобережным и гнали их через плотину… В народе ходит очень много рассказов о любви леших к выпивке. Говорят, что иногда они собираются в артели, ходят по кабакам и пьют водку Совместные пирушки леших – перед войной. Но молодёжную дискотеку может посетить и одиночный леший. В этом случае он представляется «крутым» парнем, а узнать его можно только по способу застёгивать пиджак или сидя закидывать ногу на ногу (левая всегда будет поверх правой). Если вовремя не распознать лешака, то вся дискотека провалится под землю. Однако, не смотря на свои особенности и слабости, лешие не лишены чувства патриотизма. Владимирские крестьяне утверждали, что когда государства готовятся к войне, то лешие собирают в войска животных и птиц и дерутся до тех пор, пока не прекратится людская война. Достаточно часто рассказывают, что лешие принимают участие в битвах за родную страну и в качестве простых воинов. Так, один из владимирских леших боролся с татаро-монголами и даже потерял в одной битве глаз, а его сын участвовал в русско-турецких войнах. В 1943 году, по свидетельству рассказчиков из Соснового Солонца, погиб на войне местный леший из Самарской Луки. Лешие, как и люди, бывают двух полов. Дух леса, воплощённый в женском образе, вероятно, является более древним и соотносится с представлениями северных народов о праматери – лосихе, обитающей на границе небесного и земного миров и порождающей всё живое на земле, как животных, так и людей. У европейцев, в том числе и у славян, после установления патриархальных отношений образ женского духа был вытеснен мужским. Естественно поэтому, что рассказы о хозяйках леса встречаются гораздо реже, чем о хозяине. Её в разных областях называют по-разному: лешачиха, лесаня, лешевица, лешовка. Достаточно часто её путают с русалкой и приписывают несвойственные ей привычки, например, склонность нежиться в лучах луны и расчёсывать свои длинные волосы. Лешачиху же, наоборот, отличает страшная неряшливость. Кроме того, она и внешне исключительно непривлекательна: высока, ширококостная, тело – заросшее волосами. Даже длинные густые волосы, обязательный и всеми признанный атрибут женской красоты, не могут придать ей привлекательности. Не удивительно поэтому, что леший часто увлекается другими женщинами и даже берёт их в супруги. Хотя нет ни одного свидетельства, что леший – многожёнец… К своей жене леший относится без особой любви и уважения. Она постоянно становится жертвой его сверхъестественной страсти и постоянно рожает ему детей. Лешачиха вынуждена самостоятельно вести всё хозяйство, так как хозяин постоянно в отсутствии – то в карты играет, то водку пьёт, то честным христианам в лесу голову морочит. Единственная помощь, на которую может рассчитывать лесаня, – это добыча лешим у людей домашней утвари, которую сделали или после работы поставили на место без благословения. Сама лешачиха также не гнушается воровством, но в отличие от супруга промышляет только пищу. Правда, обвиняют её ещё в одном грехе – она похищает некрещёных младенцев и проклятых детей. Поскольку лешенята исключительно безобразны, капризны и крикливы, то вместо похищенного лешачиха часто подбрасывает в люльку своего младенца. Неосторожная мамаша потом никак не может утихомирить вопящего младенца, а когда он вырастает, то очевидным становится его слабоумие и неспособность усвоить даже простейшие навыки человеческого общежития. Проклятые дети, если они достаточно большие и умелые, становятся бесправными слугами у лешачихи. Они не только должны помогать ей по хозяйству, качать вопящих лешенят, но и участвовать в воровском промысле. Таких детей, если они входят в дом, люди не видят, а вот когда они просят на дороге, то становятся видимыми. Отмолить попавшего к лешим ребёнка, бывает очень трудно, но даже если это и удаётся, то такие дети долго не живут. Бывали случаи, когда леший, заключивший договор с пастухом о помощи, не сам пас договорную скотину, а заставлял это делать свою жену, причём абсолютно не считаясь с её возрастом и состоянием здоровья. Рассказывали, что один раз пастух, по договору с которым леший обязался смотреть за скотиной, не удержался от искушения посмотреть, что происходит на пастбище. Пришёл он в лес на поляну и видит: стоит на краю высокая старуха, опершись на палку. Дряхлая такая, от слабости качается. Мужик кафтанишко скинул на землю и говорит: «Сядь бабушка, отдохни!» Лешачиха поблагодарила, стала уменьшаться в росте, пока совсем не исчезла. Новый договор леший заключать с ним не стал, пришлось простых пастухов нанимать. Неудивительно поэтому, что некоторые лешачихи предпочитают жить в лесу одиноко и брать себе при случае в любовники лесозаготовителей. Такие особи исключительно опасны для обитателей лесных избушек. Под видом жён они посещают лесорубов, и у них начинает «сменяться кровь»: человек чахнет и умирает. Чтобы избавиться от такой напасти, нужно надеть ей на шею крест (тогда она либо сгинет, либо превратиться в простую женщину, если была проклятой), или отстегать рябиновым кнутом. Иногда лешачихи уводят человека в лес навсегда, беря его в законные мужья. На Русском Севере, в Архангельской и Олонецкой губерниях, рассказывали, что изредка встречаются в лесу в самых глухих местах одинокие избушки, в которых живут такие супруги. Детей у них, как правило, не много, не больше четырёх, но живут они, видимо, счастливо, потому что даже на святой неделе, когда, по поверью, всякий пропащий может вернуться домой, никто из них не возвращался. Водяной Водяной – второй из наиболее известных в наше время духов природы. Само его имя говорит о том, что он является хозяином водной стихии. В различных местах его называют также водовиком, водяным дедушкой, а до революции – речным барином или даже царём. Эти имена прозрачно намекают на особую силу и богатство водяного, с другой стороны, чувствуется и скрытый страх перед ним, которого не было, когда речь заходила о лешем. Действительно, многие рассказы о водяном хозяине утверждают, что он злобен, хитёр и злопамятен. Человека он предпочитает в виде утопленника и поэтому всегда препятствует людям, которые стараются спасти утопающего. Внешний вид у водяного непривлекателен. Он, также как и леший, представляется получеловеком-полуживотным. Однако, если о лешем достоверно известно, что в своём натуральном виде он имеет козлиные копыта и даже хвост, то нижняя часть туловища водяного в известных нам материалах не описывается, об этом как-то скромно умалчивается, причём не зависимо от места, где делались записи. Итак, мы можем только гадать, хвост ли у него, как у русалки, или ноги, но с перепонками между пальцев, как у водоплавающих птиц. Как же описывают верхнюю часть туловища, ту, которая обычно видна из воды? В большинстве случаев очевидцы сходятся на том, что водяной стар. Дальше показания расходятся. Одни утверждают, что водяной чёрный и не разобрать, то ли на нём шерсть, то ли одежда. Другие считают, что он покрыт мхом и болотной травой, и сомневаются только в том, одежда ли это или элемент его кожного покрова. Непременным атрибутом внешности водяного является длинная зелёная борода. Собственно, водяной, вероятно, целиком покрыт длинными волосами (сейчас мы не обсуждаем их качество, а только сам факт наличия). Говорят, что он любит подниматься по ночам в полнолуние, сидеть на прибрежных камнях и расчёсывать бороду. Ростом водяной, по мнению рассказчиков, выше обычного человека. На некоторых лубочных картинках его изображают выше более чем в два раза. Нам представляется это маловероятным (во всяком случае, по отношению к нашим, местным водяным), поскольку глубина многих наших водоёмов не достигает таких размеров, а о свойстве «складываться», т.е. менять свой рост в зависимости от окружающей среды, рассказы не упоминают. Лицом водяной схож с человеком. Глаза у него большие, с ладонь величиной, и красные, а нос – как сапог, не меньше. В Пермской губернии рассказывали, что иногда водяной может показаться людям и прозрачным, словно изо льда, голым, с кожей цвета налимьей шкуры. Объяснялось это тем, что налим, также как сом и раки, входит в рацион водяного. С этой точкой зрения согласны и жители Ярославской и Владимирской губерний, поэтому там тоже не употребляют в пищу ни налима, ни сома, ни раков. Во Владимирской губернии также утверждали, что водяной может показаться людям не только в виде старика, но и обнажённого мальчика. Он прыгает прямо в расставленные рыбаками сети, а в этом месте потом оказывается огромная, как будто прожжённая, дыра. В других местах объясняли свойство водяного омолаживаться его тесной связью с луной: на молодую луну он молод, а на старую – стар. Водяной владеет искусством оборотничества. Он может принять образ чёрной собаки, но чаще предпочитает выступать в виде рыбы, иногда даже крылатой. В многочисленных озёрах Олонецкого края водяной являлся рыбакам щукой огромной величины и необыкновенно увёртливой. Немало рассказов ходило здесь о том, как рыбаки, уколов острогой щуку-водяного, обрекали себя на скорую гибель – водяной топил не только лодку, но и своих невольных обидчиков. В Тамбовской губернии водяные предпочитали днём плавать в виде огромных сомов (причём рассказывали, что именно такие сомы легко могут затянуть под воду поросёнка, ребёнка и даже взрослого человека), поэтому в этих местах не ловили рыбу на больших глубинах. Рыбаки стремились также избежать ночного лова с подсветкой, так как верили, что водяной этого не любит и жестоко отомстит нарушителям своего покоя. По некоторым русским поверьям, водяные, как и лешие, являясь духами водной стихии, и возникли вместе с ней. Однако более распространённой, вероятно, после принятия христианства на Руси, стала версия их происхождения от восставших против Бога ангелов. Господь низверг их на землю, где те из них, что попали на сушу, превратились в леших, а те, что попали в воду – в водяных. Ещё одна христианская версия утверждает, что водяные ведут своё происхождение от тех детей, которых в раю стыдливый Адам спрятал от Бога. Но наибольшим распространением пользовалась следующая точка зрения: водяные произошли от проклятых людей, заложных покойников, трупы которых нередко сбрасывались в воды озёр и омутов. Домовой Домовой – это домашний дух. Он оберегает жилые и хозяйственные постройки, следит за порядком в доме, помогает хозяевам (заботится, например, о животных, правда, только о тех, которых любит) и даже предупреждает их о грядущих бедах. И поэтому, естественно, люди платят ему любовью. Вера в домового благополучно просуществовала до наших дней – многие и сегодня убеждены в том, что домовой дух реально существует, а некоторые даже свидетельствуют о встрече с ним. У домового наибольшее количество имен. Так, Русский демонологический словарь приводит 46 различных наименований, многие из которых подчеркивают наиболее характерные черты домового: батюшка, додрожш, соседушко, кормилец, конюшник, хлевник и т.д. О происхождении домового говорят разное. Существует представление о том, что домовые – это предки рода, проклятые Богом на определенный срок. Они обречены служить нескольким поколениям своих потомков, причем каждый раз со смертью хозяина принимают образ покойного. Это, естественно, христианская версия. Однако есть и более древняя – языческая. Она гласит, что домовой – это дух, заменивший языческого бога Рода, или Чура, память о котором сохранилась в восклицании-обереге «Чур меня!». Вспомните, наверное, в своей жизни вы не раз слышали это восклицание или даже сами употребляли, когда хотели избежать какой-нибудь опасности, хотя и не понимали, какого такого Чура зовете на помощь. Домовой обычно невидим, но он может показываться людям. Говорят, раньше он показывался не только мужчиной, похожим на хозяина дома, но и мужичком, неуклюжим как медведь, с толстыми руками и ногами. Он весь зарос шерстью, а голова человечья. Иногда говорят о том, что у него есть маленькие рожки и хвостик. Но это, вероятно, позднейшие христианские домыслы. В XX веке чаще стали рассказывать о том, что домовой предпочитает показываться в виде большого пушистого кота. Если же он покажется в виде кого-нибудь из членов семьи, то это не к добру, а, скорее всего, к болезни или даже смерти этого человека. Говорит домовой редко, сообщая о будущем звуками (стуком), а если и пользуется речью, то она похожа на шелест листьев или завывание ветра. Спящих домовой щиплет или, наваливаясь, душит, хотя до смертных случаев еще никогда не доходило. Если в такой ситуации у вас хватит мужества спросить домового, к добру или к худу его поведение, и выслушать ответ, то вы наверняка сможете узнать что-нибудь полезное о своем будущем. Если же вы просто хотите избавиться от такого внимания и «ласки», то используйте древнее и действенное средство: употребите самые изысканные и сложные экспрессивные выражения русского языка, какие знаете – чем большей этажности они будут, тем лучше. Наши современники (а средство было испытано буквально пару недель назад) подтверждают – действует безотказно. Чтобы заслужить благосклонность своего домового и жить с ним в мире и дружбе, не забывайте ежегодно приносить ему жертву – в ночь на 28 января ставить в духовку на самом красивом блюдечке либо самые любимые угощения самого домового (крепко посоленный кусок черного хлеба и пару ложек гречневой каши), либо то, что вы сами любите больше всего. Утром угощение нужно убрать, чтобы не разводить в доме тараканов, которых домовой очень не любит. Вы, вероятно, замечали, что у одних в доме животные живут годами, а у других – болеют, умирают или убегают и теряются. Снова возникает вопрос: почему? Наши предки считали, что причина в том, что животное невзлюбил хозяин-домовой. Если домовому животное по нраву, он его холит и лелеет. Конечно, это в первую очередь относилось к лошадям, но в наше время, когда лошадь заменила машина, чувства домового явно перешли на других четвероногих – кошек и собак. Итак, если домовой любит вашу кошку, то он заботится о том, чтобы шерстка у нее была гладкой и блестящей. Когда она ест, домовой подгребает пищу прямо к ее рту. Но если уж он невзлюбил животное, то не дает ему покоя: щиплет и дергает за шерсть, поэтому кошка часто без причины вздрагивает, перебегает с места на место, шерсть у нее свалявшаяся, матовая. Домовой не дает ей спокойно поесть, отгоняет от миски. Конечно, животное либо заболевает, либо убегает. Что делать в этой ситуации? Наши предки советуют, прежде всего: • подбирать животное в масть хозяину. Если ваш муж брюнет – заводите черную кошку, а если блондин – белую; • перед покупкой животного положите кусок крепко посоленного хлеба на спинку стула или деревянную ручку кресла. Если за ночь кусок исчезнет или упадет, домовой согласен с вашим выбором; • приведя животное домой, проведите его через расстеленный на полу мехом вверх овчинный тулуп (в наших условиях – дубленку). Если исполнить все эти требования да не забывать заботливо ухаживать за животным, домовой, я думаю, полюбит вашего питомца не меньше, чем вы. Тогда его жизнь в вашем доме будет долгой и счастливой. Кикимора Домовые духи женского пола нашим предкам были известны, хотя женами домовых их называли очень редко. Чаще всего о них рассказывали в северных районах нашей страны. Называли их по-разному: доможириха, доманя, кикимора, шишимора. Два последних (кикимора и шишимора) являются более древними и более соответствуют характеру этого духа. Эти слова состоят из двух частей: мора – богиня смерти, наваждений; кикатъ – кричать, шуметь; шиш – нечистый дух. И действительно, кикимора, в отличие от домового, – злой дух дома. Она, как правило, не показывается людям, но утверждают, что она маленькая, безобразная, неопрятно одетая старушонка. Увидеть ее – к большому несчастью, даже к смерти. Характер у кикиморы под стать ее внешности. Она очень любит безобразничать в доме: часто бьет посуду, рассыпает крупу, лук и даже ломает мебель. Любит она шуметь по ночам и пугать детей. Но особая ее слабость – выдергивать по ночам волосы у мужчин и выщипывать перья у птиц. Если же кикимора решит доделать за вас какую-то работу, то она все безнадежно испортит, испачкает, замусолит – вовек не распутаете пряжи и не отстираете забытую на диване вышивку. Особенно активной кикимора становится на Белые святки, то есть на Рождество, и может бесчинствовать целую неделю. Почему же в доме может появиться кикимора? Это происходит в двух случаях: 1. Дом может стоять на «нечистом месте», то есть там, где когда-то был похоронен самоубийца или некрещеный младенец. 2. Кикимора может быть и напускной. Напускают ее обычно плотники-строители, чтобы наказать жадных хозяев, которые мало платят за работу или платят не вовремя. Для этого делается тряпичная кукла, ее обмазывают птичьей кровью и вкладывают между бревен или кирпичей. Что же делать, чтобы избавиться от этой напасти? Нужно обзавестись специальным оберегом – куриным богом. Куриным богом называют либо камень с природной дырочкой, либо горлышко от бутылки. Можно воспользоваться и еще одним способом: нужно взять немного шерсти верблюда, кусочек ладана и положить под шесток. Однако не забывайте о самом действенном средстве – нужно любить свой дом, содержать его в чистоте и порядке, и тогда никакая кикимора в нем не заведется. Как приручить домового Домовой так же, как и кикимора, может досаждать своим хозяевам: он может мучить животных, которые ему не по нраву, может шуметь, стучать, а рассердившись на хозяев, даже душить их по ночам Особенно сильно характер домового портится, если в семье начинаются ссоры. Тогда его выходки становятся очень опасными – он может сорвать одеяло со спящих и даже сбросить их с кровати на пол. Особенно буйным домовой бывает 30 марта, с полуночи до первых петухов. В это время он не узнает домашних, поэтому к окнам лучше не подходить, а животных после заката запирать. Что в таких случаях рекомендовали делать наши предки, как они избавлялись от проказ домового? Можно было попробовать заключить с ним полюбовный договор. В полнолуние, в полночь, нужно было встать лицом к луне и сказать: «Хозяин, встань передо мной, как лист перед травой, ни черен, ни зелен, а таков, каков я сам. Я принес тебе красное яичко». Домовой обязательно должен был появиться. Ему вручали яйцо, и он переставал досаждать. Но договор нужно было держать в тайне, иначе быть беде. Если по-хорошему договориться не удавалось, прибегали к силовым методам. Так, например, хозяин мог взять нитку из савана мертвеца, вплести ее в плетку-трехрядку. В полночь, держа плетку в левой руке, он должен был бить по всем углам дома. Можно было также попробовать другой способ – перед входом в дом закопать череп козла или над дверью прибить голову сороки. Колдун, как правило, предлагал зарезать черного петуха в полночь, кровь выпустить на веник и тем веником вымести все углы в доме. Конечно, это средство только на крайний случай. Лучше же договориться с домовым полюбовно. В этом случае есть возможность получить от него «неразменный рубль». В чистый четверг нужно налить в миску борща с гречневой кашей, взять кусок крепко посоленного хлеба и отнести на чердак. Там поставить на центральную балку. Если домовой примет угощенье, то расплатится за него именно этим, столь необходимым в наше нелегкое время рублем. Как перевезти домового Наши деды, как и мы сегодня, часто меняли свое место жительства. Старые дома становились непригодными для проживания, строились новые, и семьи переезжали. А как же домовой? Конечно, как правило, его увозили с собой. Хотя были случаи, когда домового забывали пригласить. Сам же он – дух гордый и самолюбивый – без особого приглашения с хозяевами не уезжал. Бедняга оставался в развалинах несмотря на то, что очень любил тепло и уют. Он страдал от холода и одиночества, своими вздохами и стонами пугал соседей и случайных прохожих. Такие строения приобретали дурную славу, и даже бездомные бродяги не рисковали в них ночевать. А что же нужно делать, чтобы домовой, ваш помощник и хранитель, переехал вместе с вами? Прежде всего, нужно переезжать ночью, потому что домовой ведет именно ночной образ жизни – днем он может просто проспать ваш отъезд. Затем нужно пригласить домового и предоставить ему, так сказать, «транспортное средство». В Казанской губернии рекомендовали сделать это следующим образом. Взять лапоть, насыпать в него немного золы из печи, поставить на загнетку (в нашем случае – в духовку) и сказать: «Дедушка домовой, вот тебе сани, поедем с нами». В Ярославской области предлагали другой вариант: поставить горшок гречневой каши в печь на ночь, попросить домового переехать, а утром, не притрагиваясь к каше, перенести горшок в новый дом и поставить в новую печь (т.е. в духовку). В Перми кроме этого предлагалось в новый дом прежде всего запустить кошку и петуха. Петух должен был пропеть – тогда в доме будет счастье и достаток. Если же он молчит – лучше не переезжать. Иной раз беднягу держали в доме до утра, лишь бы прокукарекал. Запуская кошку в дом, говорили: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый дом». Если кошка вела себя спокойно, то считалось, что домовой доволен. Тогда и хозяева без опаски заходили в дом и надеялись на счастливое будущее. Переезжая на новую квартиру, попробуйте воспользоваться советами наших предков. Вреда уж точно не будет, а в процесс переезда вы внесете элемент игры, элемент праздника. Масленица Масленица – это праздник, который древние славяне посвящали богу плодородия и скотоводства Велесу, а также богине Ладе, которая давала здоровье женщинам и посылала им много здоровых и крепких малышей. Поскольку ритуалы, совершаемые в ходе праздника, должны были обеспечить благополучие в наступающем году, то часть из них была направлена и на чествование памяти предков. Это было связано с представлением о том, что души предков имеют способность влиять на приход весны, а также на различные погодные условия – насылать заморозки, засуху или сырость. Масленица отмечалась 23 марта во время равноденствия, но после принятия христианства ее начали соотносить с началом Великого поста. Поскольку Великий пост длится ровно 7 недель и заканчивается празднованием Воскресения Христова, а этот великий христианский праздник не приурочен к определенному дню и падает каждый раз на другое число, то и Масленица начала скользить по календарю. За это в народных песнях она получила новое прозвище – Поползуха. Начиная с XVI века праздник олицетворяет пробуждение природы oт зимней спячки. Центральное место в нем занял образ Масленицы. Она была олицетворением женских, плодоносящих сил природы, поэтому ее символом стало чучело молодой красивой женщины. Ей даже было дано имя – Авдотья Изотьевна. Все действия, совершаемые во время праздника, – игры, песни, поедание ритуальной нищи (блинов) – были посвящены ей. Праздник Масленицы длился целую неделю. Каждый день имел свое название в зависимости оттого, что полагалось делать в этот день. Понедельник – встреча. В этот день молодежь делала чучело Масленицы и с пением особых, величальных песен, в которых Масленицу всячески нахваливали, вносила его в село. Дорога наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двуполтинная, Платок беленький, новомодненький... Затем ее устанавливали в том месте, где будут проходить все игры и катание на санях. В этот день кататься с горки разрешалось только детям. Вторник – заигрыш. С утра молодежь – парни и девушки – уходили кататься на санях, играть игры, есть блины. Во время этих увеселений они знакомились друг с другом, присматривали себе суженых. В этот день пелось очень много песен: Ой, саночки, скачки-самокаточки, Ой, сяду я на саночки, Да и на самые запяточки, Мой милый, гуляй, гуляй, гуляй... Среда – лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьев на блины. Начинался ритуал обрядового обжорства. Считалось, что чем больше блинов будет съедено, тем более плодородным будет год. Обычные едоки съедали по 20 блинов, но находились и такие, что легко «уговаривали» стопку из 50-ти и более. Те же, кто мог осилить 100 штук, пользовались особым почетом. Четверг – широкий четверг, разгул, перелом. Начиная с этого дня к играм молодежи присоединялись взрослые. Женщины катались па санях (был даже обычай, когда теща садилась вместо саней верхом на зятя и скатывалась на нем с горы), а мужчины пили вино, пиво, а к вечеру, изрядно разогревшись, устраивали кулачные оси. Пятница – тещины вечорки. В этот день зятья угощали блинами своих тещ, иногда – всю родню жены. Зять был обязан еще с вечера лично пригласить свою тещу на угощенье. Суббота – золовкины посиделки. В субботу молодая невестка приглашала всю родню мужа в гости и доказывала, что она хорошая хозяйка. Но это – вечером, а днем дети строили снежный городок с башнями и воротами, а потом, разбившись на две ватаги, устраивали игру «Взятие снежного городка». Одни из них, слуги Масленицы, городок защищали, а другие, слуги Весны-красны, нападали. Их победа была ритуальной – она означала победу весны над зимой. Воскресенье – проводы Масленицы, Прощеное воскресенье, целовалъник. Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков. В этот день утром нужно было сходить на кладбище, поклониться могилам и оставить на них угощенье – блины. Днем начинался обряд проводов Масленицы. Молодежь с пением корильных песен выносила чучело за село в поле и сжигала его. В песнях Масленицу укоряли за то, что она довела народ до Великого поста: Масленица-блиноеда, До поста довела. Масленица-жироеда, Дала редьки хвост. Масленица-обируха, На Великий пост. Масленица-обмануха! Мы его поели – Обманула-провела, Брюха заболели! Уничтожение Масленицы было ритуальным действием. Считалось, что она накопила в себе всю ту жизненную силу, которую люди отдали во время игр и еды, и теперь эта сила должна быть передана земле. Поэтому пепел от чучела обязательно разбрасывали по полю. Вечером воскресного дня нужно было просить друг у друга прощение за все вольно или невольно причиненные обиды, а самое главное – самому искренне прощать своих обидчиков. Для этого говорились следующие слова: «Прости меня, пожалуйста, буде в чем виноват перед тобою». Домашние прощались после ужина, перед сном, простив друг друга, целовались. А в понедельник начинался Великий пост, когда были строго запрещены любые светские увеселения. Прощаю всех, кого простить нельзя, Кто клеветой мостил мои дороги. Господь учил: «Не будьте к ближним строги, Вас все равно всех помирит земля». Прощаю тех, кто добрые слова Мне говорил, не веря в них нисколько. И все-таки, как ни было мне горько, Доверчивость моя была права. Прощаю всех я, кто желал мне зла, Но местью душу я свою не тешил, Поскольку в битвах тоже не безгрешен; Кого-то и моя нашла стрела... А. Дементьев. Прощеное воскресенье. www.socionic.ru Все природные пространства у славян имели мифических хозяев. В лесу хозяйничал леший, в реках и озерах — водяной и русалки, в болоте — болотник, в поле — полевой. Обжитое человеком пространство также было заселено духами. В доме тайно жил домовой, в бане — банник, в овине — овинник. А если в доме появлялась кикимора, то его обитатели ждали беды. Леший. Хозяином леса славяне считали лешего. Как уже говорилось, они побаивались лесного духа и ожидали от него враждебных проделок. Правда, он, как правило, не губил людей, а наказывал их за нарушение обычаев и неправильное поведение в лесу. Леший представлялся в виде косматого старика, иногда даже обросшего корой. У него могут быть рога и козлиные ноги. Он меняет рост в зависимости от окружения: идет по лесу — вровень с деревьями, идет по лугу — вровень с травой. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. Леший часто появляется в сопровождении волков, перегоняет с места на место лесное зверье и птиц, стережет лес от охотников. Если лешему удается заманить в чащобу человека, завести его в бездорожье, то он радуется — хохочет и хлопает в ладоши. Но если его задобрить и попросить хорошенько, он может вывести из чащи, помочь найти в лесу грибы и ягоды, отыскать пропавших домашних животных. Охотникам и пастухам полагалось заключать с лешим договор и никогда не нарушать его условий. На Русском Севере еще в недавние времена говорили так: «Хозяин грибов, мха есть. Хозяин везде должен быть. Он вроде бы выйдет такой старичок старенький, выйдет из-под корня, с земли, окрикнет мальчишек: "Зачем так делаете неладно!", — если они грибы неправильно собирают. Это лесовой хозяин, он бережет, сторожит лес». Человек, заблудившийся в лесу, знал, как выбраться из-под власти лешего: надо было его обмануть, выйти из колдовского мира. Для этого полагалось снять с себя всю одежду, вывернуть ее наизнанку и снова одеть. В перевернутом мире человек оказывался неподвластен злому духу. Водяной. Царь земных вод и рек водяной обитает, по поверьям славян, в «черной воде», в речных омутах. Водяной обликом похож на лешего: лохматый, покрытый тиной старик с большим брюхом, длинной бородой и зелеными волосами, весь покрытый грязью и тиной. Вера в водяного была порождена языческими представлениями об утопленниках, которые продолжают доживать свой век в воде. Водяной почти всегда враждебен людям. Это злой дух, который позже представлялся в виде черта. Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. Считалось, что водяной расположен к тому, кто уважает его и приносит в жертву животных и плоды. В договор с водяным должны были вступать рыбаки, а также мельники. Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу, бросали в воду лапоть со словами «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!» Разгневанный водяной мог поднять бурю на воде, утащить человека в свое водяное царство, распугать рыбу. Русалка. Резьба по дереву. Еще больше злых духов, считали славяне, водится в болоте. «Было бы болото, а черти найдутся», — говорили в народе. Грозящим опасностями болотам язычники также приносили жертвы. Русалки. Водяному служат русалки (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. (Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами.) В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Встреча с русалками опасна: они могут защекотать встречного до смерти или утащить его в воду. Домовой. В каждом доме, по поверьям славян, живет невидимый дух — домовой. Он покровительствует хозяйству, защищает дом и, как правило, не делает зла хозяевам. Зимой он живет в доме близ печки, а летом, если в хозяйстве есть лошади, помещается на конюшне. Домовой «скотину водит», он любит лошадей, холит их и кормит, заплетает им хвост и гриву в косички. Но если домовой невзлюбит скотину, то может ее замучить. Хозяева стремились держать лошадей той масти, которая «ко двору», то есть любима домовым. Если домовой рассердится на хозяев, то он может ночью ущипнуть человека до синяков, может и напроказить — напугать, спрятать что-нибудь в доме. При переезде в другой дом в последнюю ночь в старом доме перед печкой стелили шубу и приглашали: «Дедушка-хозяин, милости просим к нам на новое жилье». Потом шубу заворачивали и переносили в новый дом, как верили, вместе с домовым. У славян к домовому было двойственное отношение. Его считали «своим», уважали и ублажали, но в то же время и побаивались. Дело в том, что этот мифологический персонаж был связан с культом предков. Изначально домовыми считались души умерших предков, основателей рода. МЕТКИ: Славяне. Духи. mypensiya.mirtesen.ru Древние духи тьмы (Древние духи) - существа, заточенные в подземных тоннелях Эльстхейма, период их заточения насчитывает тысячи лет. Многие тысячелетия эти существа спали, но по данным некоторых Видящих (Хранители) они стали проявлять активность. Эти слова подтвердили подземные толчки, исходящие из глубин Светлого океана (там находятся тоннели, в которых и были заточены Древние духи). Бестелесные духи тьмы с огромной силой, которые несут с собой хаос и разрушения. Они имеют хорошо развитый ум, слух и чутье. Духи имеют черные крылья, которые позволяют им лететь с огромной скоростью. Из глаза светятся в темноте, а также их присутствие выдает пронзительный холод, который появляется, если духи находятся рядом с тобой. Многие века эти существа разрушали вселенную и планету Лунное затмение, очень многие народы вымерли в период их царствования. В книгах и легендах есть информация о происхождении этих существ, говорят, что они появились благодаря спутнику планеты - Солнечное затмение. Во время формировании спутника большое облако энергии создало этих существ, которые потом переселились на планету Лунное затмение. Древние духи были заточены Лелэллией Рестарацией в подземных тоннелях Эльстхейма, и были усыплены магией на многие тысячелетия, но сейчас эти существа вновь проснулись и пытаются выбраться из тоннелей. Древние духи различаются своей внешностью и своими способностями. Они делятся на несколько видов, и у каждого вида свои преимущества и слабости. religionpeace.ru Духи древних славян Ирина Амроян Древние славяне, также как и другие народы мира, стоящие на одной из самых первоначальных ступеней познания и осмысления мира и своего места в нём, одухотворяли окружающую природу. Они свято верили в то, что мир вокруг них населяют духи, что лесная чаща, водоём, болото или поле являются местом обитания соответствующего сверхъестественного существа. Природный дух, как, собственно, и сама природа, мог быть по отношению к человеку и добрым, и злым всё зависело только от него самого, от его умения правильно вести себя по отношению к окружающему миру духов (природы). Согласитесь, что такой подход был очень логичным. Леший Одним из самых древних, но благополучно доживших до наших дней, можно считать представление о существовании хозяина всех лесных богатств, лесной флоры и фауны лешего. В различных областях России его называют по-разному: лешак, ляд, лесовик, гаркун и т.д. Русскому лешему соответствуют греческие сатиры, римские фавны и сильваны, немецкие лесные люди, шведские скоугманы и др. Как же выглядит леший? На этот счёт в разных областях существуют разные мнения, но, в целом, можно сказать, что леший обладает свойством быть невидимым. В этом случае на его присутствие указывает внезапно появившееся эхо или неожиданно поднявшийся ветер. Однако знающий человек может его увидеть, если будет смотреть через три бороны, поставленных так, чтобы можно было сидеть в середине между ними, или через хомут. Но самым верным способом называют взгляд через правое ухо коня. Если же леший пожелает, то он может и сам показаться людям. Как правило, леший показывается в человеческом, хотя и достаточно необычном облике. Прежде всего, он имеет способность менять свой рост в зависимости от того, что его окружает: если это лес, то он вытягивается до самых высоких деревьев, если кустарник, то он не выше самого маленького кустика. В ХVIII веке люди утверждали, что верхняя часть его тела человеческая, но на голове козьи рожки, уши и борода, ап ниже пояса козлиное туловище, включая хвост и раздвоенные копытца. В ХIХ же веке большинство населения Руси описывали лешего как старика в белой одежде, перепоясанного красным кушаком или вовсе без пояса. Самым ярким признаком принадлежности встреченного вами старика к ненашему миру можно считать то, что левая пола его кафтана (пиджака) запахнута за правую, обувь перепутана, а когда он садится, то левую ногу забрасывает за правую. Достаточно часто добавляют, что леший имеет зелёные глаза навыкате, у него только одно ухо, он нем, но голосист: поёт без слов и топает в такт в ладоши. Как и у других представителей мира духов, у него нет тени, но поскольку он является обычно поздним вечером или ночью, то этот признак едва ли может пригодиться в деле его опознания при встрече. На вопрос о том, откуда берутся лешие и не бессмертны ли они, в разных краях нашей необъятной страны даются различные ответы. С одной стороны считается, что лешие были всегда. Они появились тогда, когда возникли на земле первые леса, и были их хозяевами, а значит, и хранителями. Есть и христианская версия: лешие восставшие против бога ангелы, низринутые с неба на землю. Во Владимирской губернии рассказывали, что лешие это проклятые люди, и при сотворении мира их не было. Они появились в библейские времена, когда Моисей выводил евреев из египетского рабства. Им нужно было перейти море, и Моисей с божьей помощью разделил море. Евреи перешли его, а преследовавшие их египтяне, проклятые Моисеем, были либо поглощены морем и превращены в водяных или русалок, либо, если стояли в тот момент на берегу, в леших. Есть версии о превращении людей в леших и не при столь исключительных обстоятельствах. Рассказывают, что раньше на Руси был обычай не хоронить на кладбищах самоубийц, пьяниц, внезапно и, на первый взгляд, беспричинно умерших. Их называли заложными покойниками, выносили на болота, в овраги или копали специальные ямы и ни в коем случае не забрасывали землёй. Это было связано с представлением о том, что до времени умершие осквернят землю, лишат её силы, что чревато неурожаем. Нужно сказать, что в живом бытовании подобные представления и связанный с ними обычай выбрасывать трупы заложных покойников просуществовали вплоть до конца ХIХ века. Так вот, именно эти покойники, по мнению вологодцев, и могли обращаться в леших очень злобного нрава. Они пугали и путали людей, попавших в их лес, и могли защекотать их до смерти. Некоторые из них даже становились людоедами. Однако лешими могут стать и не погребённые невинно убиенные. Так, например, произошло с отцом и сыном Хованскими, которые были казнены по требованию царевны Софьи. Их трупы были брошены под мост, а потом затоптаны в Галыгиной гати. В течение нескольких лет тени несчастных выли и стенали по ночам, а затем в этих местах стали замечать существование леших, защищавших убогих и обиженных. Очень часто лешими становятся проклятые в сердцах матерями дети, как мальчики, так и девочки. Особенно опасно, если недоброе слово вырвется в бане или если ребёнок в этот момент находится вне дома в поле или лесу. Вернуть такого ребёнка домой практически невозможно. Даже если и бывали случаи, когда матери удавалось отмолить проклятое дитя, то оно, вернувшись домой, так полностью и не приходило в рассудок и быстро умирало. Наконец, ещё одной распространённой версией происхождения леших является взгляд на них как на плод нечистой любви лешего и женщины. Поскольку леший, как и все природные бож www.studsell.com Аромат, который волнует душу... Это, наверное, самая простая и чистая из всех известных нам радостей. Впечатление от запаха мимолётно и невесомо, и развеивается моментально, но всё же оно глубоко волнует нас и оставляет странное чувство счастья. Духи тем и хороши, что позволяют вырваться из повседневности, подняться над ней. Умение обращаться с запахом - это искусство, которое может чудесно обогатить нашу жизнь, но только ему нигде не обучают. Оно не требует ни специальных знаний, ни профессионального обоняния, но зато требует любви и желания заставить запахи воздействовать на себя, желания прийти в согласие с ними. Духи - это и средство обольщения, и средство наслаждения. Чем-то невообразимо чарующим веет от всего, что связано с духами. Так хочется постичь их скрытую суть! Откуда они взялись? Почему так сильна их власть? Какова история парфюмерии? Как появляются духи на свет? Как обретают свою форму? Почему один и тот же аромат становится для каждого употребляющего его «своим» и неповторимым? И как найти этот «свой» аромат? Как лучше всего воспользоваться им? Попробуем разобраться в этих и многих других вопросах... Искусство парфюмерии прекрасно и удивительно. Таинственный, сладостный мир запахов неудержимо влечёт к себе. У этого загадочного мира есть своя история, свои законы и свои традиции. История парфюмерии неразрывно связана с историей человечества. Аромат - некая магическая субстанция, способная перенести нас в иное измерение, «приподнять» над обыденностью. Это уникальное свойство запахов прекрасно знали и использовали нащи предки, когда ароматы служили культовым целям. История парфюмерии начинается с времён, когда жрецы сжигали в курительницах травы, корни растений и цветы во время священных ритуалов, жертвоприношений и праздничных обрядов, пытаясь с помощью запаха постичь божественные тайны и соединить в едином эмоциональном порыве разных людей. Ещё в древние времена люди поняли, что, сжигая дерево, смолы, можно улучшить вкус пищи. Беря своё начало от благовоний, когда-то курившихся на жертвенных алтарях храмов, духи распространили своё влияние и господство во времени и пространстве. Египтяне прославляли своих богов окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись женские туалеты. Греки же привезли из своих экспедиций новые ароматы, а в античном Риме запахам придавалась целебная сила. Нашествия варваров приостановили употребление ароматов на Западе. И тогда народы ислама стали развивать искусство парфюмерии: арабы и персы превратились в несравненных знатоков пряностей, изобретя перегонный куб и улучшив дистилляцию. История парфюмерии делает новый виток в XII веке, когда расширяются торговые отношения. Короли, господа и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока. Вторая половина XIV века является ещё одним поворотным моментом истории парфюмерии. Тогда рождаются жидкие духи на основе спирта и эфирных масел, которые используют под названием ароматических вод. Легенда гласит, что рецепт первой «Воды королевы Венгрии», на основе розмарина, был подарен королеве Венгрии Елизавете монахом. Принимая эту воду внутрь, тяжело больная королева выздоровела. XVI век соединил профессию перчаточника с профессией парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. В эпоху Возрождения и далее, в XVI и XVII веках, отказались от их использования. Как реванш потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов. Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы. В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая в мире парфюмерная фабрика. Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги, князья и даже сам Папа римский. В 1709 году происходит новый виток истории парфюмерии - в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города «Кёльнской водой». Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием «одеколон». Император Наполеон пользовал её до 60 флаконов в месяц. Затем в XIX веке Жан Герлен («Guerlain»), Франсуа Коти («Coty») и Эрнест Дальтроф («Caron») - «отцы» современной парфюмерии - выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании. Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на 10-е годы XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды. На фото внизу: Эммануэль Булле и Поль Пуаре на фабрике «Розин» в 1925 году. Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году духи со своим товарным знаком «Chanel No.5». А после - духи продолжили эволюционировать: Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил «Сhуprе» («Шипр»), ставший впоследствии прародителем для целого шипрового семейства ароматов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы. Начало 20-х годов XX века - революция в истории парфюмерии. Были открыты способы создания ароматов «синтетическим» путём. В распоряжении парфюмеров появляются альдегиды, впервые использованные в «Chanel No.5». Количество новых духов в связи с этим резко возросло. В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма. Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры. Переживают взлёт духи для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом духов из-за Атлантики. На начало 60-х приходится самый большой «бум» ароматов для мужчин. В 70-е годы пришла мода на коллекции «pret-a-porter». Так возникла новая парфюмерия «pret-a-porter de lux», не потерявшая высокого качества и изысканности «haute couture», но ставшая более доступной. 80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые и тяжёлые амбровые ароматы. На исходе 80-х в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые «свежие» озоновые и океанические мотивы, напоминающие об океанах и водорослях. В 90-е годы «эгоистичные» запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более лёгкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые «акватические» мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология «Живые цветы» («Living-Flower Technology») позволяет теперь «собирать» запах несорванных цветов и растений. Для этого их помешают под стеклянный колпак и через специальное ответвление «вытягивают» аромат. Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются запахи фруктовые. По мнению специалистов, духи именно конца XX века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия эта тенденция не меняется. religionpeace.ru
"School of Christ" church.
Существуют ли мифические существа? Все природные пространства у славян имели мифических хозяев. В лесу...
Тайные знания древних, часть 2. Материальная поддержка автора на карту 4890494497174805 Духи, джинны, демоны в разли...
Интернет магазин товаров из Индии http://lakshmi-markt.ru - прямые поставки из Дели! http://maha-bazar.ru Самый дешевый интернет...
ПРОДОЛЖЕНИЕ ВИДЕО : https://youtu.be/Zam-d2k8-9o Подписка на ...
Музыка: Kevin-MacLeod-Cold-Funk; Погугли.... Погугли.... Там где Демирчи ▻ Группа Вконтакте http://vk.com/theforgerdemirchi Поговорит...
Да, ребят, это перезалив. Это последнее видео которое мы перезаливаем. Все остальные видео, после этого буду...
Плейлист Time Mysteries 2: The Ancient Spectres: https://goo.gl/JuFh20 Официальный сайт: www.artifexmundi.com/page/time_mysteries_2/ Это ...
Славянские домашние духи ✨Славянская мифология✨ Дом для людей место особенное , в нем мы отдыхаем телом...
Мы дадим новые ответы на старые вопросы и зададим свои. Факты, о которых долго молчали, и независимая оценка...
В этом видео вы узнаете о том, как вы можете понять, какой вы Дух? Древний или молодой? Это многим интересно!...
Тайны древности: Потерянные духи Камбоджи / Ancient Mysteries: Lost Spirits of Cambodia (1996) Режиссер: Брэм Рус Выпущено: A&E (США,...
"School of Christ" church.
Как я вызывала Пиковую даму♤♤♤♤ В этой серии Непета покажет один из способов вызова духа Пиковой...
Надеюсь, вам понравилось моё видео! Если вам еще что-то нужно, то, пожалуйста, пишите мне! ВКонтакте: vk.com/vasin.ni...
Тайны древней Сибири. Загадочные находки в тайге. Международная поисковая экспедиция под флагом Русского...
Славянская мифология: Злыдни - духи бедности #Злыдни - злые #духи в славянской мифологии , которые приносят...
Сухие духи, или твердый парфюм, ввели в моду куртизанки Древнего Египта. В ход шли ароматические масла и...
Странные и мистически явления на кладбищах, которые удалось снять на видео Таинственные истории и древние...
Гамаем в террарию v1.2 в кооперативе Подпишись чтобы не пропустить новые видео - http://www.youtube.com/user/Merser007.
Ссылка на мой вк: https://vk.com/friends Ссылка на группу Сокольского Болла: https://vk.com/sokolskyiboll Ссылка на канал Сокольско...
ПОДПИСУЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ.
Существуют ли мифические существа? Все природные пространства у славян имели мифических хозяев. В лесу...
Сибирская шаманка Алла Громова рассказала от древних традиций захоронения. Благодаря уникальному способу...
Сегодня я расскажу вам, как сделать кремовые или твердые духи, вдохновленные Древним Египтом, из эфирных...
Подпишись на канал https://goo.gl/avZbLV Геймплей игры Тайны времени 2: Древние духи Коллекционное издание [FULL HD 1080p]...
Контент по вселенной Warcraft переехал на новый канал! xDlate Warcraft: https://goo.gl/BN2Epz Защитники были в смятении. Уже...
Интернет магазин товаров из Индии http://lakshmi-markt.ru - прямые поставки из Дели! http://maha-bazar.ru Самый дешевый интернет...
Каменные топоры, простейшие мотыги, копья и пращи - долгое время было принято считать, что именно эти предме...
Подписывайся на новые видео по ссылке http://www.youtube.com/channel/UCDN-zI7wlQG55GSSiQe8xzw?sub_confirmation=1 ✓ Боги и Духи Славян: Черт.
В Мексике в затопленных пещерах ученые нашли череп со встроенным микрочипом – возраст черепа около 9000...
Бабушка GRANNY в реальной жизни! - Настоящий номер Гренни в скайпе. Братья Никитоz и Ромэнос ищут двух сбежавш...
Когда закончиться нефть, что придет на смену бензину? Кто победит в новой топливной войне? И какую роль в...
10 Интересных фактов про духи. Люди с древности поняли, что запах - это очень важная и сильная вещь. Хороший...
Программа «Живые символы планеты» в Армении! Подпишись на "Живую Планету" ▻ https://www.youtube.com/channel/UCiKgDjRyXKpZQACwK8_ZHAw ...
КАЖДЫЙ ДЕНЬ НОВАЯ СЕРИЯ God of War 4 плейлист прохождение: https://goo.gl/u1N94o God of War - игра ради которой в своё время...
Автор дипломного проекта Екатерина Шмырина. Дипломный руководитель Андрей Владимирович Кортович.
маслянные духи,масляные духи,духи,дорогие духи,красивые духи,красивый аромат,восточные духи,арабские духи,...
como baixar sony vegas pro crackeado
stock rom lg d295f
assistir barbie leticia
jogar dream league soccer no pc
java tm platform se binary parou de funcionar
melhorar ping lol
baixar e instalar gta san andreas
fallout 3 goty traducao
java (tm) platform se binary parou de funcionar
instalacao do jogo nao encontrada the witcher 3
debojj.netДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ ДУХИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН. Древние духи. Духи древние
Древние духи | Шарарам вики
Древние духи
Тип
Даты проведения
NPC, Локация
Цель квеста
Повторное прохождение
Награда Награда за вторую часть Камин «Петономия», Костюм «Хранитель» Магия «Дух-Хранитель», Медаль СА Сюжет
1 часть
Археолог Кунц хотел найти древнее государство — Петономию. Откопал он его где-то в Затерянном каньоне. Откопал, а оттуда как вылетят духи питомцев. Теперь они пытаются захватить Шарарам, а Смешариков сделать своими слугами. Надо как можно скорее прогнать их. 2 часть
Прохождение
Духи-стражи (младшие братья)
Духи-хранители (старшие братья)
Подарки
Интересные факты
Гипотезы и факты » Лесные духи древних славян
Духи древних славян | Мифология
Древние духи. История парфюмерии – искусство из древности
ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ ДУХИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.
Древние духи тьмы | Лунное затмение вики
Виды Древних духов Править
Духи древних славян - Информация
Духи древние. Древние легенды о привидениях и духах
История парфюмерии с древности до наших дней
древние духи