Якутия. Образ будущего. Духи горные


Горные духи — Страшные и мистические истории, лучшие страшилки

Не знаю, поверит ли мне кто-нибудь или нет, но я не могу больше хранить этот секрет. Секрет об одном жутком месте под названием Бутрахты. Эта деревня находится в ложбинке между горами, сплошь покрытыми непроходимой тайгой. А секрет заключается вот в чем: в этой деревне постоянно происходит какая-то чертовщина. По улицам бродят существа, которые на местном языке называются «хара кызы» (на русский это можно перевести как «горный человек»). И взрослые, и дети, все, кого ни встретишь, прекрасно знают, кто это такие. Они соблюдают единственное правило — не гулять ночью с 12 до 6 часов, — и живут себе спокойно. Но, как обычно и бывает, не все соблюдают правило. Из уст этих-то лиц и рождается легенда. Легенда о горных духах.Я ездила туда летом и узнала много нового о потустороннем и неизведанном для людей мире. Вот как мне рассказывал человек, который видел их:«Это произошло со мной в детстве. Наш дом находится на краю деревни — чёрт нас дёрнул туда поселиться. Так вот, как-то раз родители уехали в гости в Абакан, а я остался дома с сестрой и с другом Мишей. Сидим мы, сидим, телевизор смотрели — там какое-то шоу шло, сейчас его уже не показывают. И вдруг я буквально затылком почувствовал, что кто-то смотрит к нам в окно! Я обернулся, но там ничего не было — лишь тьма. Сама понимаешь, при свете ничего в окне не видно. Ну, я и сижу дальше, слышу — в окно кто-то стукнул. Я так испугался, что решил сделать вид, будто ничего не слышал, и мысленно убедил себя, что всё это мне лишь кажется. Но не тут-то было — Миша, тоже услышавший стук, обернулся и посмотрел на окно. Глаза у него стали круглыми — видимо, увидел что-то. Я сказал ему, чтобы он смотрел телевизор и не обращал внимания, мол, это наверняка Митька балуется (тоже друг наш). А сам трясся так, что не мог сосредоточиться ни на чем, всё думал о том, кто же всё-таки за окном. Тут стук повторился, и я всё-таки повернулся.То, что я увидел, повергло меня в такой шок, что я закричал. Мишка закричал следом за мной. За окном стоял очень высокий человек. То есть я сначала думал, что это человек, но потом он открыл глаза. Зрачков не было, только пустые белки. Он их вытаращил на нас и смотрел, не моргая, потом наклонился к окну и начал облизывать его языком сверху донизу, продолжая смотреть на нас. Его язык имел синий трупный цвет. Никогда прежде я не видел столь отвратительное зрелище…Вдруг он ушел куда-то вправо. Мы продолжали кричать, моя сестренка плакала… Из паники меня вывел щорох в сенях. Я понял куда он ушел — он хотел войти в наш дом! Я сломя голову подбежал к входной двери, чтобы запереть её. У меня сердце чуть не выпрыгнуло из груди, когда я увидел, что она начинает открываться. Я вцепился в ручку, изо всех сил потянул её на себя, уже навзрыд рыдая и не сдерживаясь, и крикнул страшным голосом, который сам не узнал:— Мишка, помоги мне дверь держать!Мишка подбежал, и мы оба, отталкиваясь ногами от стены, тянули ручку назад. Не знаю, каким чудом она тогда удержалась — она и до этого ходуном ходила, отец хотел поменять её на днях, — но всё-таки мы удержали дверь. Как вспомню, что я чувствовал, когда щель между дверью и косяком достигла сантиметров десяти — до сих пор мурашки по коже. Не знаю, что бы случилось, если не совпало так, что в этот момент во двор не заехала машина родителей. Хватка ослабла, и мы смогли закрыть дверь.Родители зашли в дом в ужасе — оказалось, они забыли что-то дома и им надо было вернуться, а когда подъехали домой, то увидели, как что-то огромное бросилось прочь от дома в сторону тайги. Они сразу поняли, что это был горный дух — «хара кызы». Помню, в тот день мы ещё долго не могли успокоиться, сидели и просто ревели».Это правдивая история из первых рук. Я не знаю, почему про это до сих пор не пишут в газетах — может, потому что местные жители привыкли к такому соседству и не хотят излишнего внимания. Мое дело — просто рассказать

horrorium.ru

Горные духи

Не знаю, поверит ли мне кто-нибудь или нет, но я не могу больше хранить этот секрет. Секрет об одном жутком месте под названием Бутрахты. Эта деревня находится в ложбинке между горами, сплошь покрытыми непроходимой тайгой. А секрет заключается вот в чем: в этой деревне постоянно происходит какая-то чертовщина. По улицам бродят существа, которые на местном языке называются «хара кызы» (на русский это можно перевести как «горный человек»). И взрослые, и дети, все, кого ни встретишь, прекрасно знают, кто это такие. Они соблюдают единственное правило — не гулять ночью с 12 до 6 часов, — и живут себе спокойно. Но, как обычно и бывает, не все соблюдают правило. Из уст этих-то лиц и рождается легенда. Легенда о горных духах…Не знаю, поверит ли мне кто-нибудь или нет, но я не могу больше хранить этот секрет. Секрет об одном жутком месте под названием Бутрахты. Эта деревня находится в ложбинке между горами, сплошь покрытыми непроходимой тайгой. А секрет заключается вот в чем: в этой деревне постоянно происходит какая-то чертовщина. По улицам бродят существа, которые на местном языке называются «хара кызы» (на русский это можно перевести как «горный человек»). И взрослые, и дети, все, кого ни встретишь, прекрасно знают, кто это такие. Они соблюдают единственное правило — не гулять ночью с 12 до 6 часов, — и живут себе спокойно. Но, как обычно и бывает, не все соблюдают правило. Из уст этих-то лиц и рождается легенда. Легенда о горных духах.

Я ездила туда летом и узнала много нового о потустороннем и неизведанном для людей мире. Вот как мне рассказывал человек, который видел их:

«Это произошло со мной в детстве. Наш дом находится на краю деревни — чёрт нас дёрнул туда поселиться. Так вот, как-то раз родители уехали в гости в Абакан, а я остался дома с сестрой и с другом Мишей. Сидим мы, сидим, телевизор смотрели — там какое-то шоу шло, сейчас его уже не показывают. И вдруг я буквально затылком почувствовал, что кто-то смотрит к нам в окно! Я обернулся, но там ничего не было — лишь тьма. Сама понимаешь, при свете ничего в окне не видно. Ну, я и сижу дальше, слышу — в окно кто-то стукнул. Я так испугался, что решил сделать вид, будто ничего не слышал, и мысленно убедил себя, что всё это мне лишь кажется. Но не тут-то было — Миша, тоже услышавший стук, обернулся и посмотрел на окно. Глаза у него стали круглыми — видимо, увидел что-то. Я сказал ему, чтобы он смотрел телевизор и не обращал внимания, мол, это наверняка Митька балуется (тоже друг наш). А сам трясся так, что не мог сосредоточиться ни на чем, всё думал о том, кто же всё-таки за окном. Тут стук повторился, и я всё-таки повернулся.

То, что я увидел, повергло меня в такой шок, что я закричал. Мишка закричал следом за мной. За окном стоял очень высокий человек. То есть я сначала думал, что это человек, но потом он открыл глаза. Зрачков не было, только пустые белки. Он их вытаращил на нас и смотрел, не моргая, потом наклонился к окну и начал облизывать его языком сверху донизу, продолжая смотреть на нас. Его язык имел синий трупный цвет. Никогда прежде я не видел столь отвратительное зрелище…

Вдруг он ушел куда-то вправо. Мы продолжали кричать, моя сестренка плакала… Из паники меня вывел щорох в сенях. Я понял куда он ушел — он хотел войти в наш дом! Я сломя голову подбежал к входной двери, чтобы запереть её. У меня сердце чуть не выпрыгнуло из груди, когда я увидел, что она начинает открываться. Я вцепился в ручку, изо всех сил потянул её на себя, уже навзрыд рыдая и не сдерживаясь, и крикнул страшным голосом, который сам не узнал:

— Мишка, помоги мне дверь держать!

Мишка подбежал, и мы оба, отталкиваясь ногами от стены, тянули ручку назад. Не знаю, каким чудом она тогда удержалась — она и до этого ходуном ходила, отец хотел поменять её на днях, — но всё-таки мы удержали дверь. Как вспомню, что я чувствовал, когда щель между дверью и косяком достигла сантиметров десяти — до сих пор мурашки по коже. Не знаю, что бы случилось, если не совпало так, что в этот момент во двор не заехала машина родителей. Хватка ослабла, и мы смогли закрыть дверь.

Родители зашли в дом в ужасе — оказалось, они забыли что-то дома и им надо было вернуться, а когда подъехали домой, то увидели, как что-то огромное бросилось прочь от дома в сторону тайги. Они сразу поняли, что это был горный дух — «хара кызы». Помню, в тот день мы ещё долго не могли успокоиться, сидели и просто ревели».

Это правдивая история из первых рук. Я не знаю, почему про это до сих пор не пишут в газетах — может, потому что местные жители привыкли к такому соседству и не хотят излишнего внимания. Мое дело — просто рассказать.

Похожие истории:

Оставить комментарий

screepy.ru

ГОРНЫЕ ДУХИ ТЕЛЕУТОВ КАК СИМПТОМЫ РТУТНОГО ОТРАВЛЕНИЯ – Якутия. Образ будущего

Прекрасен и богат суровый Алтай. Прекрасен горными хребтами, на вершинах которых слепят глаз вечным сиянием снега – «белки». Красив суровым спокойствием гольцов – гор ростом пониже, обветренных и хмурых, держащих в каменные объятиях полноводные и быстрые реки. Их макушки безлесны и бесснежны, потому что на округлых, плоских каменных грядах ничто не может удержать ни снег, ни почву под суровыми сибирскими ветрами. Более же всего прекрасен Алтай контрастом огромных буйных водопадов и спокойных озер с прозрачнейшей водой, отражающей горные пики и древние кедры.

Богат Алтай своими рудами, металлами, в том числе – драгоценными. Само наименование края происходит от слова «алт» – золото. Месторождениями минералов, углем, мрамором и самоцветами. Богат и таежными сокровищами, прокормившими сотни поколений жителей сердца Сибири.Телеуты, челканцы, кумандины и ойроты сотни и сотни лет кормились от тайги и реки и знали природу родного края и ее особенности, как могут знать только люди, живущие в полном единении с родной землей.Однако, кое-что оставалось непонятным и загадочным даже для них, находя отражение в туманных описаниях, полных опаски и легендах, состоящих из символических недоговоренностей и загадок. Вот об одной из ойротских легенд, скрывавшей опасную как смерть и богатую как сама Сибирь тайну мы и поведем сегодня речь. А еще – о мужестве, уме и упорстве людей, разгадавших, рискуя жизнью, ойротскую загадку и подаривших России огромные богатства.

Озеро горных духовЕсть на Алтае озеро… Вы скажете – мол, и не одно есть. И сами удивитесь, насколько правы. Потому что легенду, которую я Вам сейчас расскажу, молва приписывала не одному озеру, а нескольким. На то были причины. Указывали на озеро Дены-Дерь у горы Кара-Оюк между Катунской и Чуйской балками. Этим вариантом воспользовался знаменитый геолог и писатель Иван Ефремов для рассказа «Озеро горных духов». Говорили об озере Чейбеккель или Чойбек Коль – Мертвом озере, в котором не живет рыба, возле которого птицы не гнездятся и по берегам его ничего не растет. Указывали и на другие, труднодоступные горные озера, но эти два варианта упоминали особенно часто.

И говорили ойроты, что есть, мол, озеро, на котором живут злые горные духи. По доброй воле ни один, даже самый храбрый охотник не пошел бы в те края. Но если, по несчастливой своей судьбе, случалось кому выйти на холодные берега, окруженные горными пиками, в родное стойбище возвращался уже не тот человек, что уходил. Горные духи мстили непрошеному гостю, отнимая силу и храбрость, а взамен давая странную немощь. Особенно плохо приходилось тем, кому случалось подсмотреть, как духи пляшут над озером.

Загорались на скалистых берегах кровавые огни, а над водой извивались гигантские зелено-голубые полупрозрачные тени. Искрилась вода в солнечном свете, снопы лучей пронизывали танцующих призраков, заставляя их сиять ни на что не похожим сумрачным отблеском. И все ускорялась пляска. Терял рассудок завороженный несчастный, видевший то, чего не должно видеть человеку, и бросался ближе к воде, к огням, к зловеще прекрасным теням.

Но, едва он добирался до берега, – все пропадало, а на дерзнувшего пойти в гости к духам падала странная усталость. А за ней приходила слабость и боль. Такие, даже, случись им добраться до дому, долго не жили. Умирали от непонятной болезни, «проклятия горных духов». А за озером ширилась дурная слава.

Так передавалась легенда из уст в уста, пока в середине XIX века на Алтай не пришли первые геологи.

Разгадка легенды горного АлтаяВ 1842 году состоялась экспедиция Петра Александровича Чихачева с целью исследования богатств Алтая. Позже Петр Александрович, человек из дворянской семьи, всесторонне образованный, описал результаты экспедиции в книге «Путешествие на Восточный Алтай». Большая часть книги посвящена небывало объемным и значимым результатам. Множество богатств было найдено и описано на том нелегком маршруте. И только скупые упоминания дают возможность прочитать «между строк», как тяжело порой приходилось участникам экспедиции.

Как, например, у нанятых местных проводников приходилось отбирать на ночь обувь и огнива, следить за их лошадьми, чтобы, утомленные тяжелыми каждодневными испытаниями, проводники не покинули экспедицию посреди неизвестного края. Как иногда такое происходило и Петр Александрович, благодаря свою предусмотрительность, подсказавшую взять больше лошадей, чем было необходимо, выбирался к жилью и нанимал новых проводников.

Как переправа через Катунь далась настолько тяжко, что по ее благополучному завершению не только проводники-алтайцы, но и сам Чихачев вязали на кусты жертвенные ленты-кыйра для духов. В благодарность, что все остались живы.

В этом-то путешествии, промывая речной песок в поисках золота, экспедиция Чихачева обнаружила красные зерна «крови дракона», как ее поэтически называли в близком Китае – киновари. Возможно, имей экспедиция более узкую цель или получи Петр Александрович худшее образование, карминно-красная находка была бы выброшена и забыта. Однако, к счастью, этого не случилось. Обнаруженное было тщательно описано, задокументировано и образцы сохранены.

Как раз в эти места проводники шли особенно неохотно, прокладывая путь странно и утверждая, что так лучше. При расспросах ссылались на горных духов.

Как вы понимаете, читатель, теперь самое время линиям сюжета сойтись в одно целое, дав разгадку ойротской легенды и объяснение – при чем тут киноварь. Дело в том, что последняя – наиболее распространенный ртутный минерал. Еще в Римской империи киноварь добывали для получения ртути. А также – закупали в Альмадене, где находится крупнейшее в мире ртутное месторождение.

А то, что ойроты принимали за последствия тесного нежелательного общения с духами, на самом деле было симптомами отравления ртутью.

В ясные, солнечные дни летучая ртуть испарялась. Воздух, насыщенный ее испарениями, преломляясь в лучах солнца, давал странные оптические эффекты. А кровавые огни на берегах были богатыми выходами киновари, сверкавшими на свету.Вдыхая пары ртути, содержавшиеся в солнечные дни в воздухе в убийственных количествах, люди отравлялись. И постигавшее их возбуждение было первым симптомом отравления ртутью, Развиваясь далее, оно давало слабость и болезнь, зачастую приводившую к летальному исходу. Именно поэтому хуже всего приходилось тем, кто видел «пляску духов» – они выходили к месторождениям в солнечные дни, когда пары ртути были особенно насыщенными.

Однако это открытие Чихачева оставалось не взятым в разработку еще более чем полвека. Сам Петр Александрович остался знаменит, скорее, открытием Кузнецкого каменноугольного бассейна. А один их горных хребтов на Алтае, в краях, где проходила экспедиция, теперь носит его имя.

Люди, жившие в тех краях, еще полвека не догадывались о причинах странной хвори, поскольку широко разрабатываться месторождение стало не сразу. Так, «озеро горных духов» – тот его вариант, который носит название Дены-Дерь, посетил художник Григорий Чорос, подписывавший свои картины «Григорий Гуркин». И вывез оттуда эскизы, ставшие началом картины «Озеро горных духов». Именно ее цветовая гамма подтвердила подозрения уже советских ученых о богатейшем месторождении. Болезнь – точнее, отравление, не обошло стороной и его.

В своем рассказе «Озеро горных духов» Иван Ефремов говорит, что ему после смерти Чороса переслали эскиз. На деле же ему должна была достаться картина. Но художник был репрессирован и расстрелян, о чем в рассказе умалчивается по понятным причинам. А судьба картины с тех пор неизвестна. Умалчивает Ефремов и о предшественнике советских геологов Петре Александровиче Чихачеве – в те времена было принято полностью приписывать открытие тем, кто на деле прошел уже по его следам. При всем понимании тогдашней ситуации, теперь-то мы можем упомянуть это имя.

В 1934-1935 годах на Алтай пришла партия геологов В.А. Кузнецова и А. С. Мухина. Ими было подтверждено, что месторождение может эксплуатироваться как промышленное. Надо отдать должное и другой стороне правды- о масштабах месторождения до тех пор не подозревали. Во времена Великой Отечественной войны была начата разработка Акташского рудника, принесшего за 30 лет его деятельности более 30000 тонн ртути. Но этим дело не ограничивается. Ртутная зона имеет протяженность более ста километров. По масштабам сравним Чаган-Узунский рудник, открытый геологом Пышкиным, но в той же зоне находятся еще более десятка месторождений. Этим объясняется, почему ойроты указывали на несколько разных озер, как на озеро горных духов. Просто испарения ртути действительно возникали в разных местах.

Начатая в годы войны добыча ртути до сих пор имеет важнейшее промышленное значение для Алтая и всей России.

А началось все, если помните, с ойротской легенды. И продолжилось людьми, сумевшими эту легенду расшифровать и не побоявшимися мифических духов и вполне реальных трудностей и тягот многодневного пути по горному Алтаю, сопротивления и отсутствия поддержки со стороны местных жителей и суровости сибирской природы.

Андрей ШалыгинPhD, DBA, Главный редактор National Explorer

Источник: http://www.nexplorer.ru/news__12057.htm

yakutiafuture.ru

Горные духи в легендах и мифах: vitkvv2017

                                       Глядя Горные духи в легендах и мифахна сверкающий многочисленными гранями великолепный бриллиант или изумруд, на ум невольно приходят старинные легенды, в которых происхождение самоцветов объяснялось поэтически: то они падали с неба, то являлись слезами прекрасных богинь или застывшим лунным или солнечным светом… Однако реальность гораздо масштабнее и в чем-то драматичнее, чем старые сказки: ведь большинство драгоценных камней появились не с небес а, наоборот, «вышли» из-под земли, из мрачных темных шахт и таинственных пещер, куда ни солнце, ни луна не заглядывали с начала времен. Горное дело – одно из первых, каким занялись люди, и поначалу мало кто шел камнедобытчиком добровольно: занятие это было опасное и тяжелое. Величайшие драгоценности прошлого, которыми упивались Клеопатра, Нерон и Александр Македонский, рождались отнюдь не в божественных чертогах, а в сырых холодных подземельях, унесших не одну жизнь; а иной раз горняков приковывали цепями, чтоб они даже ценой жизни выработали оброк. Неудивительно, что несчастные, измученные старатели мечтали о вмешательстве сверхъестественных сил, которые спасли бы их от жестокости хозяев – а иррациональные подземные пейзажи, совершенно непохожие на земные ландшафты, угнетающая тишина и спертый воздух рождали странные видения и легенды о горных духах, которые могли помочь в нелегком труде, указав на драгоценную жилу, а порой и разобраться с несправедливыми надсмотрщиками. Истории о существах, живших под землей и связанных вечно с добычей золота и драгоценных камней, присутствуют в мифологии самых разных стран, и при всей своей разности чем-то они конечно похожи…

Черви земли

Истоки верований в горных «помощников» лежат в Скандинавии – там возник языческий эпос Эдда, своеобразно объяснявший рождение нашего мира; согласно мифам Эдды, в теле одного из великанов завелись черви, которым был милостью богов дарован разум и стали они карликами-цвергами, обитающими в земле и камнях. Эти существа – маленького роста и с длинными бородами – были, конечно, дальними предками гномов: они боялись солнечного света и жили в горах, добывая самоцветы и золото и превращая их в непревзойденные произведения ювелирного и камнерезного искусства. Горные духи в легендах и мифахЦверги не любят компании и не выносят людей, но порой способны помочь сделать красивое ожерелье или золотое кольцо. Встретив цверга-гнома – маленького уродливого человечка с белой бородой, закутанного с ног до головы в плащ – следует быть настороже, потому что ему ничего не стоит устроить обвал или сбросить человека в пропасть. Свои сокровища он тщательно оберегает от посторонних глаз, и поделиться готов лишь при крайней нужде – например, попав в беду и нуждаясь в помощи. Однако обещаниям карлика верить нельзя, они с легкостью обманывают и никогда не держат слово – все украшения, которые они дарили якобы по доброй воле, неизменно приносили несчастье. Обитают цверги в горах на территории Германии.

Скандинавский миф гласит о том, что однажды Фрейя возмечтала о прекрасном ювелирном украшении – ожерелье из самоцветов. Но в обители богов на небесах подобной вещи не было, и в поисках ей пришлось спуститься на Землю – она рассчитывала хотя бы гирляндой цветов заменить явившееся ей во снах ожерелье. Однако случайно она забрела в странное место – там не было солнечного света, но его заменял блеск драгоценностей, которые были повсюду; карлики сновали вокруг, выкапывая из земли и обрабатывая самоцветные камни. А четверо из них были заняты отделкой великолепного ожерелья Брисингамен. Увидев его, Фрейя была готова на все, лишь бы получить украшение – однако карлики не захотели денег, но потребовали заплатить за самоцветы любовью. Цверги были отвратительны, а богиня – прекраснейшей из живущих, однако блеск золота пересилил все, и условие было принято, а ожерелье Брисингамен – получено. Но с ним пришло и великое зло: началось все с того, что пропал любимый муж Фрейи, и на Земле наступила зима и увяли цветы, сочувствуя богине в ее горе; а потом хитрый вор украл Брисингамен и взамен потребовал, чтоб Фрейя разожгла братоубийственную войну на земле, которой не будет конца – и чтоб вернуть украшение, Фрейя согласилась, и много людей погибло из-за ожерелья, которое считалось величайшим произведением ювелирного искусства.

Хозяева рудников

В Горные духи в легендах и мифахсеверных областях Великобритании шахтеры издавна верят в горных духов совсем иного рода – мирных коблинай, или, как их еще называют, стуканцев. Внешне эти существа похожи на малорослых и очень страшных на лицо горняков, одетых, как и полагается, в кожаные фартучки, с кирками и фонариками в руках. Коблинай трудолюбивы, и все время что-то делают, как «настоящие» шахтеры: нагружают ведра рудой и самоцветами, стучат кирками, бегают по штольням и пещерам. Куда деваются результаты их труда – неизвестно, но говорят, что сокровища они прячут в укромных пещерах. Болтать об их проделках попусту считается опасным – за это стуканцы могут закидать невежливого горняка камнями, а если засвистеть в шахте, то глупцу могут и свернуть шею со злости. Зато тем, кто пришелся коблинай по душе, они подскажут, где искать драгоценную жилу, стуча своими крошечными молоточками по стенкам шахты. Конечно, современные ученые смеются над народными поверьями – ведь стук, скорее всего производят капли воды; однако в старину к коблинай относились с уважением, и те неоднократно предупреждали об опасности обрушения, принявшись громко и вразнобой колотить молоточками, либо внезапно застонав.

Древнее валлийское предание рассказывает, что однажды на трех работавших в штольне горняков внезапно обрушился целый водопад камешков. Отбежав подальше, они увидали стуканца, который молча показал им за спину. Обернувшись, горняки уже не обнаружили того места, где только что добывали самоцветы и золото: потолок обвалился в ту же секунду, и не уйди они, то лежали бы под толщей породы. Поблагодарить нежданного спасителя не удалось – тот мгновенно растворился в воздухе.

Уральские духи

БылоГорные духи в легендах и мифах бы странно, если б на горном Урале, который с 17-го столетия стал центром мирового масштаба по добыче и обработке камней и металлов, не существовало бы собственных духов-хранителей. Тем более, что условия к этому располагали – удивительное неиссякаемое богатство северных копей казалось чем-то волшебным, а суровые условия содержания крепостных рудокопов располагали к стремлению отыскать путь избавиться от барского оброка поскорее. Здесь самым честным и добрым шахтерам могла помочь Медной горы хозяйка – таково имя уральского горного духа, властвовавшего над самоцветными кладовыми. Сказы фольклориста Бажова описывают ее как высокую, красивую женщину, не молодую и не старую – но невыразимо прекрасную, с матово-белой кожей и черными как смоль волосами. Наряд ее соткан из малахита, усыпан драгоценными камнями и бриллиантами, а живет она в толще горы, в каменном саду, где растут деревья из мрамора и змеевика, а над малахитовыми колокольчиками порхают золотые пчелки. Приглянувшемуся работнику Хозяйка показывала, где скрывается самый лучший камень, а порой и освобождала от барина – однако симпатии горной девы не приносили счастья, и все, кого она одаривала милостью, быстро чахли в людском мире, не в силах забыть сияния ее подгорных чертогов.

Другая уральская легенда повествует об ином духе, хранительнице колодца, на дне которого лежит самоцветный клад, который откроется лишь чистому сердцем. Показаться может хранительница и старухой седой, и девушкой юной, и царицей в золотом уборе – но когда она предложит отыскавшему ее колодец россыпь драгоценных камней, не стоит жадничать, иначе груда богатства погребет под собой неудачливого искателя приключений.

А самая волшебная уральская сказка – о чудесном олене с серебряными копытами, что скрывается в горных лесах. Встретить его – большая удача, потому что стоит животному ударить о землю ногой, из-под копыт польется ручей настоящих самоцветов…

Одухотворенные камни

Добрые Горные духи в легендах и мифахили злые, подземные жители существовали с того момента, как первый горный мастер ударил киркой по стенке пещеры в поисках топазов или рубинов. Сегодня цепи и лети ушли в прошлое, шахты оборудованы по последнему слову техники, трудиться стало не в пример легче, чем раньше – однако горняцкое дело по-прежнему тесно связано со всевозможными суевериями. Ведь никакая электроника и научные достижения не могут в конечном итоге спасти от разгневанной Земли, решившей именно сегодня обрушиться на головы старателей – либо наоборот смилостивившейся и открывшей счастливцам новое, неожиданное месторождение там, где жила казалось давно иссякла. И они еще живут в толще неприступных скал – злые гномы и добрые стуканцы, и, презирая нас, людей, за неспособность проникнуть глубоко в суть камня, порой все же жалеют и приоткрывают двери в свое сказочное царство. Не потому ли драгоценные камни сами по себе умеют влиять на человеческие судьбы – быть может, оттого что когда-то они пришли из неподвластных людям глубин, и до сих пор несут в себе частичку древнего волшебства.http://prevesti.ru/public_card/540/

vitkvv2017.livejournal.com

Горные Духи Телеутов как симптомы ртутного отравления

 

Богат Алтай своими рудами, металлами, в том числе – драгоценными. Само наименование края происходит от слова «алт» - золото. Месторождениями минералов, углем, мрамором и самоцветами. Богат и таежными сокровищами, прокормившими сотни поколений жителей сердца Сибири. Телеуты, челканцы, кумандины и ойроты сотни и сотни лет кормились от тайги и реки и знали природу родного края и ее особенности, как могут знать только люди, живущие в полном единении с родной землей.

Однако, кое-что оставалось непонятным и загадочным даже для них, находя отражение в туманных описаниях, полных опаски и легендах, состоящих из символических недоговоренностей и загадок. Вот об одной из ойротских легенд, скрывавшей опасную как смерть и богатую как сама Сибирь тайну мы и поведем сегодня речь. А еще – о мужестве, уме и упорстве людей, разгадавших, рискуя жизнью, ойротскую загадку и подаривших России огромные богатства.  

  Озеро горных духов

Есть на Алтае озеро… Вы скажете – мол, и не одно есть. И сами удивитесь, насколько правы. Потому что легенду, которую я Вам сейчас расскажу, молва приписывала не одному озеру, а нескольким. На то были причины. Указывали на озеро Дены-Дерь у горы Кара-Оюк между Катунской и Чуйской балками. Этим вариантом воспользовался знаменитый геолог и писатель Иван Ефремов для рассказа «Озеро горных духов». Говорили об озере Чейбеккель или Чойбек Коль – Мертвом озере, в котором не живет рыба, возле которого птицы не гнездятся и по берегам его ничего не растет. Указывали и на другие, труднодоступные горные озера, но эти два варианта упоминали особенно часто.

И говорили ойроты, что есть, мол, озеро, на котором живут злые горные духи. По доброй воле ни один, даже самый храбрый охотник не пошел бы в те края. Но если, по несчастливой своей судьбе, случалось кому выйти на холодные берега, окруженные горными пиками, в родное стойбище возвращался уже не тот человек, что уходил. Горные духи мстили непрошеному гостю, отнимая силу и храбрость, а взамен давая странную немощь. Особенно плохо приходилось тем, кому случалось подсмотреть, как духи пляшут над озером.

Загорались на скалистых берегах кровавые огни, а над водой извивались гигантские зелено-голубые полупрозрачные тени. Искрилась вода в солнечном свете, снопы лучей пронизывали танцующих призраков, заставляя их сиять ни на что не похожим сумрачным отблеском. И все ускорялась пляска. Терял рассудок завороженный несчастный, видевший то, чего не должно видеть человеку, и бросался ближе к воде, к огням, к зловеще прекрасным теням.

Но, едва он добирался до берега, – все пропадало, а на дерзнувшего пойти в гости к духам падала странная усталость. А за ней приходила слабость и боль. Такие, даже, случись им добраться до дому, долго не жили. Умирали от непонятной болезни, «проклятия горных духов». А за озером ширилась дурная слава.

Так передавалась легенда из уст в уста, пока в середине XIX века на Алтай не пришли первые геологи.  

  Разгадка легенды горного Алтая

В 1842 году состоялась экспедиция Петра Александровича Чихачева с целью исследования богатств Алтая. Позже Петр Александрович, человек из дворянской семьи, всесторонне образованный, описал результаты экспедиции в книге «Путешествие на Восточный Алтай». Большая часть книги посвящена небывало объемным и значимым результатам. Множество богатств было найдено и описано на том нелегком маршруте. И только скупые упоминания дают возможность прочитать «между строк», как тяжело порой приходилось участникам экспедиции.

Как, например, у нанятых местных проводников приходилось отбирать на ночь обувь и огнива, следить за их лошадьми, чтобы, утомленные тяжелыми каждодневными испытаниями, проводники не покинули экспедицию посреди неизвестного края. Как иногда такое происходило и Петр Александрович, благодаря свою предусмотрительность, подсказавшую взять больше лошадей, чем было необходимо, выбирался к жилью и нанимал новых проводников.

Как переправа через Катунь далась настолько тяжко, что по ее благополучному завершению не только проводники-алтайцы, но и сам Чихачев вязали на кусты жертвенные ленты-кыйра для духов. В благодарность, что все остались живы.

В этом-то путешествии, промывая речной песок в поисках золота, экспедиция Чихачева обнаружила красные зерна «крови дракона», как ее поэтически называли в близком Китае – киновари. Возможно, имей экспедиция более узкую цель или получи Петр Александрович худшее образование, карминно-красная находка была бы выброшена и забыта. Однако, к счастью, этого не случилось. Обнаруженное было тщательно описано, задокументировано и образцы сохранены.

Как раз в эти места проводники шли особенно неохотно, прокладывая путь странно и утверждая, что так лучше. При расспросах ссылались на горных духов.

Как вы понимаете, читатель, теперь самое время линиям сюжета сойтись в одно целое, дав разгадку ойротской легенды и объяснение – при чем тут киноварь. Дело в том, что последняя – наиболее распространенный ртутный минерал. Еще в Римской империи киноварь добывали для получения ртути. А также – закупали в Альмадене, где находится крупнейшее в мире ртутное месторождение.

А то, что ойроты принимали за последствия тесного нежелательного общения с духами, на самом деле было симптомами отравления ртутью.

 

В ясные, солнечные дни летучая ртуть испарялась. Воздух, насыщенный ее испарениями, преломляясь в лучах солнца, давал странные оптические эффекты. А кровавые огни на берегах были богатыми выходами киновари, сверкавшими на свету.

Вдыхая пары ртути, содержавшиеся в солнечные дни в воздухе в убийственных количествах, люди отравлялись. И постигавшее их возбуждение было первым симптомом отравления ртутью, Развиваясь далее, оно давало слабость и болезнь, зачастую приводившую к летальному исходу. Именно поэтому хуже всего приходилось тем, кто видел «пляску духов» - они выходили к месторождениям в солнечные дни, когда пары ртути были особенно насыщенными.

Однако это открытие Чихачева оставалось не взятым в разработку еще более чем полвека. Сам Петр Александрович остался знаменит, скорее, открытием Кузнецкого каменноугольного бассейна. А один их горных хребтов на Алтае, в краях, где проходила экспедиция, теперь носит его имя.

Люди, жившие в тех краях, еще полвека не догадывались о причинах странной хвори, поскольку широко разрабатываться месторождение стало не сразу. Так, «озеро горных духов» - тот его вариант, который носит название Дены-Дерь, посетил художник Григорий Чорос, подписывавший свои картины «Григорий Гуркин». И вывез оттуда эскизы, ставшие началом картины «Озеро горных духов». Именно ее цветовая гамма подтвердила подозрения уже советских ученых о богатейшем месторождении. Болезнь - точнее, отравление, не обошло стороной и его.

В своем рассказе «Озеро горных духов» Иван Ефремов говорит, что ему после смерти Чороса переслали эскиз. На деле же ему должна была достаться картина. Но художник был репрессирован и расстрелян, о чем в рассказе умалчивается по понятным причинам. А судьба картины с тех пор неизвестна. Умалчивает Ефремов и о предшественнике советских геологов Петре Александровиче Чихачеве – в те времена было принято полностью приписывать открытие тем, кто на деле прошел уже по его следам. При всем понимании тогдашней ситуации, теперь-то мы можем упомянуть это имя.

В 1934-1935 годах на Алтай пришла партия геологов В.А. Кузнецова и А. С. Мухина. Ими было подтверждено, что месторождение может эксплуатироваться как промышленное. Надо отдать должное и другой стороне правды- о масштабах месторождения до тех пор не подозревали. Во времена Великой Отечественной войны была начата разработка Акташского рудника, принесшего за 30 лет его деятельности более 30000 тонн ртути. Но этим дело не ограничивается. Ртутная зона имеет протяженность более ста километров. По масштабам сравним Чаган-Узунский рудник, открытый геологом Пышкиным, но в той же зоне находятся еще более десятка месторождений. Этим объясняется, почему ойроты указывали на несколько разных озер, как на озеро горных духов. Просто испарения ртути действительно возникали в разных местах.

Начатая в годы войны добыча ртути до сих пор имеет важнейшее промышленное значение для Алтая и всей России.

А началось все, если помните, с ойротской легенды. И продолжилось людьми, сумевшими эту легенду расшифровать и не побоявшимися мифических духов и вполне реальных трудностей и тягот многодневного пути по горному Алтаю, сопротивления и отсутствия поддержки со стороны местных жителей и суровости сибирской природы.

 

www.nexplorer.ru


Смотрите также