1 Понятие духа. Дух и душа. Понятие духа


ПОНЯТИЕ ДУХА

Количество просмотров публикации ПОНЯТИЕ ДУХА - 283

 

Дух выступает у Гегеля как высшая, наиболее развитая и конкретная ступень логической идеи. Дух выходит из природы, возвращается к себе из своего инобытия, из природы. Эту возвращенность из инобытия, природы, отрицательность духа Гегель характеризует как идеальность духа (16,19,20). Понятие идеального по-прежнему остается у Гегеля весьма туман­ным. В нем заложено довольно смутное представление об идее, мысли, отличной от грубой и косной материи. При этом никакого более точного и определœенного разъяснения понятия идеальности в трудах Гегеля мы не нахо­дим. Великий философ явно не смог выработать такие формы мысли, абстрак­ции, которые позволили бы глубоко понять сущность идеального.

Дух - это самопознающая идея. "... Дух во всœем, что есть на небе и на земле, познает самого себя" [51].

Дух с самого начала выступает как дух, но еще не знает себя как дух. Дух внутренне противоречив. "Обыкновенная логика ошибается поэто­му, думая, что дух есть нечто, всœецело исключающее из себя противоречие" (26).

Освободившись из природы, дух переходит из царства крайне важно сти в царство свободы. Свобода при этом не есть нечто просто сущее в духе, "… но нечто такое, что еще только должно быть порождено его деятельностью" (26). "Субстанция духа есть свобода" (25).

Вводя понятие свободы как субстанции духа, Гегель совершает ошибку, закономерно следующую из его общего замысла логизации всœего существующего. Субстанция, как ее определил Гегель в учении о сущности, есть "вся мощь накопленного содержания". Но свобода, в том изначальном общем смысле, в каком Гегель употребляет данный термин - "независимость от дру­гого", может служить скорее "предикатом" субстанции, а не самой субстанцией.

Понятие свободы скорее формально, чем содержательно, что, впрочем, Гегель и сам отмечает (25). Гегель делает свободу субстанцией духа потому, что он фактически не нашел реальную и действительную основу, которая определяла бы развитие конкретного содержания мира - природы, истории, мысли.

В трактовке духа мы встречаемся, далее, с весьма важным моментом гегелœевского понимания логической идеи и ее развития. Гегель предупреждает, что происхождение духа из природы нельзя понимать в том смысле, будто природа есть нечто первое, изначальное, а дух – второе, "положенное" природой. "...Скорее наоборот, природа полагается духом, а дух есть абсолютно первое. В-себе-и-для-себя-сущий дух не голый ре­зультат природы, но поистинœе свой собственный результат; он сам порож­дает себя из тех предпосылок, которые он себе создает: из логической идеи и внешней природы, в одинаковой мере являясь истиной и той, и другой... " (23).

Логическая идея и природа, таким образом, не являются предшествующими духу, поскольку дух является истиной и той, и другой. Дух, или понятие, как истина всœего существующего, по Гегелю, в сущности, в конечном счете никогда не возникает, а существует бесконечно, в "длящемся настоящем". Развитие логической идеи есть действие, деятельность ду­ха, или понятия, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ само по себе вечно. Развитие у Гегеля - двой­ственный процесс, включающий два противоположных логических направле­ния, которые в конце концов создают логический круг, существующий в бесконечном "длящемся настоящем".

Чистое бытие - предельно абстрактное определœение понятия. Переходы от чистого бытия к наличному бытию, качеству, количе­ству и т.д. суть процесс усложнения, развития к понятию. В то же время эти переходы - результат действия понятия из "глубин" бытия, своего рода встречное, определяющее развитие. На ступени духа эти два встреч­ных процесса приобретают высшую форму самопознания духа. При этом понятие, лежащее в базе этого двойственного процесса, никогда не возникало и только формально развертывается в виде "двухъярусного" процесса раз­вития. В философии Гегеля, таким образом, обнаруживается абсолют, который никогда не возникал и "не становился", а в сущности оставался одним и тем же, ᴛ.ᴇ. внутренне неподвижным. По сути дела данный абсолют совпадает с христианским богом как "неподвижным перводвигателœем". Введя мощную идею диалектики, всœеобщего развития, Гегель в конце кон­цов вернулся к древней идее Платона-Аристотеля о "неподвижном перводвигателœе". Заметно, однако, что эти два взгляда - Гегеля и его предшественников – имеют существенное различие: Гегель пытается совместить представление о в конечном счете неподвижном, готовом понятии с мыслью о его непрерывном внутреннем движении, внутренней "жизни". Эта попытка представляет собой, по нашему мнению некоторый шаг вперед, однако проблемы соотношения развития и абсолюта͵ или развития всœеоб­щего, не решает. Разработанный Гегелœем тип интеллекта͵ обладающий мощным диалектическим зарядом, не смог преодолеть парадокса "неподвижного перводвигателя".

В сущности, стоявшую перед человеческим интеллектом фундаментальнейшую проблему можно сформулировать следующим образом: мир должен быть понят как бесконечный и определœенный (ᴛ.ᴇ. имеющий сущность). Но как совместить, соединить определœенность и развитие, определœенность и возникновение, определœенность и бесконечность? В случае если определœенность мира возникает, то ... из ничего, что сущая бессмыслица. В случае если из другой оп­ределœенности, то тогда какова определœенность мира в целом, ибо возника­ющие определœенности должны быть формами некой абсолютной определœенно­сти? В случае если мир бесконечен, то он не должна быть определœенным, ᴛ.ᴇ. не может иметь никакой сущности, ибо определœенность всœегда есть некоторая ограниченность или конечность.

Мы еще вернемся к этой проблеме и Гегелœевой попытке ее решения.

Дух в своем развитии проходит три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Первые две ступени представляют из себяконечный дух, последняя - бесконечный. Конечность духа - продукт деятельности самого духа. По существу своему дух есть идея в форме идеальности, ᴛ.ᴇ. отрицания конечности (36).

Ступени развития духа - ступени осознания духом самого себя. "Дух существенно есть только то, что он знает о себе самом" (33). "...Дух уже с самого начала есть дух, но он еще не знает того, что он есть именно дух" (33).

referatwork.ru

24. Соотношение понятий дух, душа, ум.

ДУХ – философское понятие, означающее невещественное начало.

В этимологии всех этих понятий выражено представление о духе как о дыхании, дуновении, воздухе, т. е. как о тонкой, почти невещественной и невидимой субстанции, которая при определенных условиях может быть материально ощутима (подобно дыханию на морозе).

Древние рассматривали дух в качестве тончайшей мате­риальной субстанции, едва уловимой, подобно легкому дуновению воздуха.

Натуралистическое представление о духе получило особенно яркое философское выражение у древнегреческих стоиков (Зенон, Хрисипп и др.). «Пневма» понимается здесь как тончайшая и подвижнейшая субстанция, смесь огня и воздуха, пронизывающая весь космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм.

В греческой философии дух превращается в нус. Нус предстает как сила интеллекта, как идея. Нус не вещественен, не материален, это не достижимый идеал. В рамках христианства понятие духа наделяется значениями божественного дара и силы. Дух преодолевает все конечное, т.е. смерть. Уничтожает также и природу этого конечного, т.е. грехи и пороки.

В новое время, например у Гегеля, главным признаком духа являлась свобода. Гегель считал, что разум это место духа, в котором раскрывается Бог. Согласно Соловьеву, различие между ними определяется направленностью на конечную цель и способом бытия, ведущим к достижению этой цели. Цель духа - благо, а способ бытия - воля. Цель ума - истина, а способ бытия - мышление. Цель души - красота, а способ бытия – чувство.

25. Проблема бытия в истории философии (античная, средневековая и философия нового времени).

Постановление проблемы бытия была связана с поиском мировоззренческих оснований объяснения мира.

Первый проблему рассматривает Парменид, по мнению которого бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.

В эпоху средневековья происходит персонализация бытия в лице бога. Бог как идеальная сущность, совершенство, начало и источник сущего.

В Новое время бытие субъективизируется в лице духовного мира самого человека. Истоки этого кроются в средневековом номинализме – учении, отрицающем существование общих понятий.

Согласно номинализму, абсолютное (то есть независимое в своем существовании от человека) бытие не может являться предметом познания поскольку:

  1. подлинное бытие присутствует только в сознании, а не дано в эмпирическом опыте;

  2. мышление не тождественно бытию (поскольку познание субъективно и не отражает истинной сути вещей).

Вывод: истину открывает сам человек. Разум человека самодостаточен и не нуждается в своем обосновании никаким Абсолютом.

26. Предмет и задачи гносеологии. Понятие знания. Ценностные характеристики знания.

Гносеология, или теория познания, - это раздел философии, занимающийся исследованием возможности познания человеком мира, а также познание человеком самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.

Объективный предмет гносеологии – познавательная реальность в полном ее объеме.

Познание – это процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а так же субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Знание - Объективная реальность, данная в сознании человека и которую человек в своей деятельности воспроизводит.

Знание содержит в себе две стороны:

1) субъективную (человеческая мысль)

2) объективную (окружающий мир)

Таким образом истинное знание должно обладать достоверностью (доказываемостью; всеобщностью)

Истинное знание обладает тройной способностью.

  1. Знание есть сила. Нравственное знание дает силу духа, позволяет человеку властвовать над собой. Научное знание дает силу над внешним миром (миром вещей и предметов), позволяет человеку властвовать над природой. Оккультное (тайное) знание соединяет в себе две эти силы, наполняет человека божественной мощью творения и любви к сущему

  1. Знание есть свобода. «...Познаете истину, и истина сделает вас свободными», - сказано в Евангелии от Иоанна. Речь идет о высшей духовной свободе, которая предполагает свободу от житейской суеты, от привычек и мнения толпы, от веры в догматические принципы, от произвола и капризов плоти, от господства аффектов, от социальной зависимости и т. д.

  2. Знание есть спасение. Свет знания спасает человека от тьмы невежества, заблуждения. Это есть спасение от иллюзии непосредственной, достоверной данности материального мира, за которым, казалось бы, ничего нет. Это есть спасение души от земных грехов, рассеивание зла. Не напрасно Сократ утверждал, что «добродетель есть знание...». Наконец, это спасение не только самого человека, но и всего мироздания через самопознание-гносис, т. е. осознание человеком своей духовной, божественной сущности. И в этом - главный смысл и высшее предназначение знания.

studfiles.net

1 Понятие духа. Дух и душа. Семантическое поле "духовность"

Похожие главы из других работ:

Божественность и личность Духа Святого

Божественность Святого Духа

Приступая к исследованию данной темы, следует сразу отметить, что Божественность Святого Духа не столь очевидна, как Божественность Отца и Сына. Можно сказать, что Божественность Отца просто подразумевается Писанием...

Божественность и личность Духа Святого

Личные качества Святого Духа

Раскрыв качества Божественности Святого Духа, возникает необходимо рассмотреть также Его личные качества. Для начала определимся с понятием личности. Рисел Бурум определяет личность следующим образом: «Личность - это бытие...

Можно ли постоянно грешить, но при этом спастись?

4.3 Свидетельство Святого Духа

Принятие Иисуса Христа как своего Спасителя гарантирует сошествие Духа. Дух Святой пребывает в каждом спасенном человеке и одно из Его служении - это свидетельство того, что спасенный человек, признавший господство Бога...

Молитва как особый контакт с Богом

Понятие молитвы

Молитва - это акт любви, в которой любовь Бог проявляется более всего, так как все способности человеческой души через молитву сознательно и актуально обращаются к Богу и соединяются с Ним. Св. Иван Злотоустый твердит...

Мораль и религия

1.1 Понятие морали

В русском языке существуют два родственных понятия - мораль и нравственность. Каково отношение между ними? В этике существуют попытки "развести" данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного...

Основные пути формирования христианского характера

1. ВЛИЯНИЕ ДУХА СВЯТОГО И СЛОВА БОЖЬЕГО

Формирование христианского характера невозможно без более могущественной силы, нежели просто человеческие силы: «…добродетель трудно исполнима для нас…» [3, С.25]. Поэтому каждый, стремящийся к преображению характера, подобного Господу...

Основы православной культуры

2.1 Понятие о религии

Современный человек окружён большим количеством разнообразных вер и идеологий. Но все они объединяются в конечном счете вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма. Говоря о религии...

Отношение человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на материале анализа текста "Благовенствие от Фомы"

1.1 Понятие «Абсолют»

Понятие «Абсолют» является одним из основополагающих для данной работы. Ниже приведены несколько разных определений «Абсолюта»: 1. Это философское понятие, обозначающее всякую бесконечную духовную первооснову Вселенной...

Отношение человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на материале анализа текста "Благовенствие от Фомы"

1.2 Понятие «Человек»

Понятие «Человек» также является фундаментальным для данного исследования. 1. Фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы...

Святой Дух как третье Лицо Святой Троицы

2.Функции Духа

Дух Святой обладает функциями и качествами, которые могут быть присущи только личности. Он слышит (Ин.16:13), Он говорит (Ин.10:19), Он молится, свидетельствует (Рим.8:26), поставляет пастырей в церквях (Деян. 20:28). Отношения...

Святой Дух как третье Лицо Святой Троицы

4.Упоминание Духа Святого на одном ряду с Отцом и Сыном

Наиболее интересны те места Писания, где Святой Дух связывается с Отцом и Сыном. Самые известные из них, где говорится о благословении (2Кор.13:13) и Евангелие от Матфея, повествующее о крещении во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мтф.28:19)...

Специфика защиты Православия в диалоге с современной наукой

1) Понятие науки

«Если человек начнёт с определённости, то он закончит сомнениями; но если он начнёт с сомнений, то закончит определённостью» - Френсис Бекон. Для того что бы говорить о науке, нужно определиться, что будет пониматься под наукой. Как известно...

Учение Евномия об имени

§ 2. Имя и понятие

Наряду с верой в сверхъестественное происхождение имен, рассуждения о них как "инструменте познания" связаны с тем, что имя связано в современной Евномию философии с сущностью, являясь ей (сущности) парной категорией...

Християнське вчення про людину

2.2 Душа людини

Душа Жива істота, життєве начало, особа або індивідуальна духовна природа. Душа може бути у тварин (Бут 1:30; Откр 8:9) і у Бога (Лев 26:11; Іс 42:1), Нерідко душа і дух взаїмозамінні, хоча відмінності між ними, позначені вже у Сторому завіті...

Шаманизм - древняя религия бурят

2. Душа, смерть и загробная жизнь

Очень важную часть шаманского мировоззрения составляют представления о душе, смерти и загробной жизни. Согласно эти представлениям, у каждого человека имеется душа, которая невидима, воздушна, она находится в теле...

rel.bobrodobro.ru


Смотрите также