Боги Славян. Духи и боги


Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 50

род главный прородитель славянских богов

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

Все мы — живем в Природе,

все мы живем — ПРИ   РОДЕ.

Всем нам Род — далекий пращур.

РОД —  самое главное БОЖЕСТВО Славянского пантеона. Именно БОЖЕСТВО, а не БОГ, так как Род имел  две основные составляющие — женскую  — Лада   и мужскую — Сварог.

НАЧАЛО НАЧАЛ. Вначале было яйцо (Кстати, вот вам и ответ на вопрос — что было в начале — яйцо или курица?  Однозначно: ЯЙЦО!)  А в яйце был Род. Проснулся он потихоньку, да потягиваться и  бормотать что-то стал. И из его бормотания, из СЛОВА Рода появился БАРМА, а чтобы одухотворить Барму, Род создал дух Бармы — Тарусю.

Род и рожаницы, Худ.М.Кулешов

Род и рожаницы, Худ.М.Кулешов

ЖИЗНЬ ЗАРОЖДАЕТСЯ. Из лица Рода вышел Ра — бог Солнца — светлый и сияющий, а из дыхания Рода получился Стрый, которого впоследствии стали звать Стрибогом.

Творение Рода была и Макошь — Мать нитей судеб человеческих.

Злата Майя — тоже творение Рода, и по всей видимости, вышла она из его сердца — ибо представляла она собой Любовь.

Корова Зимун, Коза Седунь, Мировая Уточка и Матерь Сва   — все они РОДовые создания.

А вот о Ладе и Свароге  даже нельзя сказать, что они СОЗДАНИЯ Рода, они — его СОСТАВЛЯЮЩИЕ.

Род создал Землю, но только с помощью Сварога стала она оживать и превратилась в Мать-Сыру-Землю. В пару к ней был создан Юша-Змей.

Род, Худ.Нонна Кукель

Род, Худ.Нонна Кукель

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ.  В союзе с  Сырой Землей Род сотворил Святогора-великана, и в подражание ему Лада и Сварог стали создавать людей камня.

От союза Рода с Коровой Зимун родился бог Велес, а от союза с Козой Седунь — Прекрасная Дивия.  А вот люди-камни оказались столь бездушны, что их пришлось уничтожить.  И тогда РОД начал растворяться в ПРИРОДЕ, чтобы все следующие  дети Лады и Сварога, дети Велеса и дети Святогора, все живые существа стали иметь сердца и души.  И в каждом из них, как и в каждом из нас есть частичка Рода — светлый огонек жизни.

В каждом из нас спит Род, и однажды он проснется, как проснулся Род, когда прилетела СИНЯЯ ЗВЕЗДА.  И родился от Рода у той Синей звезды сын  Асила, новый лик Велеса.

ГОРОСКОП. Входит в состав гороскопа Ваш славянский покровитель.

СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ.   Птицей Рода следует почитать также утку. А рыба Рода — щука, потому после ухи иная царица в сказках приносит дитя.

ДЕНЬ В КАЛЕНДАРЕ.  9 сентября —  день Рода и Рожаниц.

В  ЛИТЕРАТУРЕ. Еле высидели, пока отец не облизал и не положил ложку, нарочно медля и хмуря над смеющимися глазами густые низкие брови. Тогда только кинулись к сундукам — с визгом, с писком, со смехом. Славные всё же девчонки. Дал бы им повелитель Род хороших мужей…  М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

Написано Наталией специально для сайта.

********

Род, Худ.Дывоока Васильева

Род, Худ.Дывоока Васильева

РОД — это не просто самое  главное божество нашего славянского пантеона, он -ВСЕБОГ  или Всеединый Бог- так будет точнее.

В Роде объединяется все: добро, зло, любовь, ненависть, жизнь, смерть, созидание, разрушение и т.д

Вначале Род был заключен в «мировом яйце» (в самом себе), потом разбил его. Именно Род породил Вселенную (и Ею же является) — бесчисленное множество звездных миров, а так же наш земной мир. Так как Род породил все, что мы видим вокруг, — все, что при Роде, — мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть — Явь, от мира невидимого, духовного — от Нави.

Все остальные  боги, впрочем, как и люди, являются его проявлениями. Род участвует во всех порождениях, в том числе и людей.

*******

Род, Худ.И.Ожиганов

Род, Худ.И.Ожиганов

Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов — ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля. Так же бог Род в ипостаси Сварога и Лады отделил Правду от Кривды, создав Законы Вселенной (Правь).

Род — безличное (и поэтому никак не изображавшееся) божество славян, «отец и мать всех богов» (Сварог — мужская ипостась Рода, Лада — женская). Род — (условно) и «сатана» и «бог» в одном лице.

Искра Рода Всесущего находится в каждом из нас. С точки зрения эзотерики она представляет собой энергетический центр на макушке — Родник. Этим центром мы все связаны с Ним.

Род, Худ.В.Крыжановский (Солнцеслав)

Род, Худ.В.Крыжановский (Солнцеслав)

Символ раскрытого Родника — Венец, который в буквальном смысле символизирует венец человеческой эволюции, ее успешное и торжественное завершение, открытие в себе божественной природы. Не случайно наши предки использовали венки в своих обрядах, ведь с помощью них они приближались к Роду, приносили ему наивысшее почтение.

Через Родник в нас непрерывно поступает энергия с центра Вселенной от Рода и питает все наши клетки. На стопах у нас противоположные по полярности центры, через которые в нас поступает энергия Природы, которая идет из земли.

Рода условно иерархически разделяют на три ипостаси. Хотя эти три образа Рода суть одно и тоже, разделение здесь присутствует не случайно.

Есть Род Всевышний, о котором я написала выше. А есть еще Род Небесный и Род Земной.

Род Всевышний — это Дух Всемирья, Род Небесный — Душа и Сила Всемирья (поле, энергия), а Род Земной — это Материя Всемирья. Эти три составляющих лежат в основе всего. И снова Великий Триглав!

Род Всевышний единый над всеми и всем, а Род Небесный уже делится на души народов.

У каждого народа есть своя душа и у каждой души есть священное имя. У славян это Род, у иудеев — Яхве и.т.д.. Род Небесный — это наша культура, традиции, вера, язык… Это то общее, что объединяет нас как нацию в целом. Это наша индивидуальность, это то, чем мы отличаемся от других народов. Ведь у каждого народа своя внешность, своя вера, свои боги, свои традиции, своя душа. Мы разные!

И только когда душа народа жива — жив и народ. Любой упадок народа происходит из-за упадка его души, а все другое: вымирания нации, экономические кризисы, стихийные бедствия — это всего лишь следствия.

Род Земной у каждого свой. Это наши предки, дедушки и бабушки, родители, мы и наши потомки. Это понятно всем.

Род, Худ.В.Крыжановский (Солнцеслав)

Род, Худ.В.Крыжановский (Солнцеслав)

Наши предки сравнивали Род с Древом Жизни. Где корни — наши умершие предки, столб древа — живые деды и бабушки, крона древа — родители, а плоды — это дети. Будет ли плодить древо, когда корни усохшие? Вот поэтому славяне всегда чтили корни — предков своих. Наши предки в Наве поддерживают жизнь нашу в Яве и питают ее

РОД есть Мировое Древо (Столб Вселенной, Ось Всемирья) которое проростает сквозь три мира одновременно: в Явь, Правь и Навь, творя Великий Триглав — трех великих владык миров. И одновременно он находится за пределами этих миров, так как он есть Все и Ничто. РОД выходит за пределы времени и пространства, но одновременно находится во времени и пространстве, проявляя себя в Богах миров и во всех живых существах до мельчайшей песчинки. Всё сущее — суть лики единого Рода.

КАПИЩА в честь божества устраивались на холмах или просто больших открытых участках земли. Его идол имел фаллическую форму или просто выполнялся в виде столба, окрашенного в красный цвет. Иногда роль идола и вовсе выполняло обычное дерево, растущее на холме, особенно если оно было достаточно древним. Вообще славяне верили, что Род есть во всем и потому поклоняться ему можно где угодно. Жертвоприношений в честь Рода не было. Вместо них устраиваются праздники и пиршества, которые проводятся непосредственно возле идола.

СПОСОБНОСТИ:  Род способен полностью менять окружающий мир по своему желанию, но изменения эти не происходят мгновенно. Власть Рода над этим миром практически безгранична.

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: После сотворения мира Род остался в Прави, и не вмешивается в дела остальных миров. Он руководит и управляет всеми богами, и поэтому власть бога распространяется на все миры, но не напрямую, а через потомков. Род распределяет сферы влияния между богами, дает им наставления как следует руководить, но сам в их дела в дальнейшем практически не вмешивается, нарушая это правило лишь в чрезвычайных случаях, которые без непосредственного внимания бога-творца не могут быть разрешены.

 (17)Подборка выполнена специально для сайта

bogislavyan.ru

Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 49

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

-велес-корольков

Велес, Худ.В.Корольков

ВЕЛЕС – один из Старших богов славянского пантеона, так называемый — перворожденный.  Велес считался богом Лунным.  И именно Велес привел в движение наш мир, сотворенный ранее Родом и Сварогом.

РОДОСЛОВНАЯ: У Велеса очень сложно проследить весь его жизненный путь, поскольку приходил он в этот мир много раз. По легендам, самый старший, а соответственно, и самый главный Велес —  Велес Родович, сын  Рода  и Небесной Коровы Земун. Но, видимо, что-то не задалось в тот раз,  и второй раз Велес был рожден от Амелфы и Ра (Велес-Рамна).

Женат был Велес на Макоши-Мокоши, и поэтому одно из его имен — Мокос (Мокошин муж), от этого союза у Макоши появился сын Тур. А еще у Велеса есть сын Совий.

Женой Велеса, его любовью, стала Азовушка — нежная и добрая  дочка Сварога и самой Матери-Сва. Удивительный  остров Буян – то самое место, где была священная обитель бога Велеса и красавишны  Азовушки. (На Азовушке Велес был женат в образе Асилы).

Велес, Рис.В.Барскова

Велес, Рис.В.Барскова

И был период, когда женат был Волос на Маре-Морене, и имел он от нее сыновей  Сна да Мороза, дочерей Соню,  Карну да Желю В одно время Велес в образе речного бога Дона женился на Асе-Ясуне Святогоровне. А когда погиб он , то Ясуня с горя-печали обернулась страшной Бурей-Ягой.

ДРУГИЕ ИМЕНА: КОРОВИЧ — имя Велеса, как сына небесной коровы, в  сказках русских Велес встречается нам под именем — Иван Быкович. От слова Говядина произошло и имя Гвидон — тоже имя Велесово,

ГОРОСКОП. Входит в состав гороскопа Ваш славянский покровитель.

СВЯЩЕННОЕ ЖИВОТНОЕ. У Велеса  священным животным был бык (тур).

ПРЕВРАЩЕНИЯ. Многими животными мог обернуться Велес.  Птица Гамаюн считалась воплощением Велеса. И в случае необходимости Велес  мог обернутся быком — могучим Туром. А мог и змеем-Полозом Великим стать, чтоб охранять богатства земные.

Велес, Худ.Дывоока Васильева

Велес,Худ.Дывоока Васильева

СТИХИИ. Велес относится к стихии ЗЕМЛИ.

СФЕРА УПРАВЛЕНИЯ: Как светлый бог, входит в состав Высшего Триглава — Трояна.

СВИТА ВЕЛЕСА.  В его свите есть воины — волкодлаки — полувоины-полуволки.

ПОКРОВИТЕЛЬСТВО. Велес — один из покровителей мудрецов и волшебников..

*********

В свое пришествие, как сын Амелфы, Велес вновь встретился с Ясуней, имевшей лик Бури-Яги. И они вновь стали мужем и женой. Велес умирал и рождался много раз, он был и Доном, сыном Дану, и Рамной, сыном Ра, и Тавром, а также Асом и Асилой, Астером. Много ликов было и у его супруги Азовушки. Прийдя в Навь, он встретил хранительницу Пути в Навь Вилу Сиду. И узнал, что все его жены были ликами, нисхождениями в земной мир Сиды. И Азовушка, и Золотая Матерь, и Ясуня Святогоровна, и Буря-Яга, и Дива Дыевна, и Домна, и Ася Звездинка. Впрочем, это не мешало ее ликам жить отдельной жизнью и даже ревновать Велеса друг к другу.

ВЕЛЕС, А.Мазин

ВЕЛЕС, Худ.А.Мазин

ДРУГИЕ ИМЕНА: Велес иногда звучало как Белес.  У Велеса много имен, он имеет множество ипостасей. Он был сыном коровы Земун. Потому его видят Быкоглавым (слово «бык» — способ произношения слова «бог»). Он же Минотавр у древних греков, Говямард (Гайомард) в Древнем Иране («тавр», «говя» — значит «бык» — ср. русские слова «тавро» (клеймо на быке), «говядина»). На Руси его также называли Тавром Бусичем, Гвидоном, то есть Коровичем. Его именем названа Таврида (Крым). Гвидионом его звали кельты (в валлийской песне о Битве деревьев). В былинах дела Велеса — Тавра исполняет Ставр Годинович, в сказках делами его занят царь Гвидон. Так, наследником Велеса (Белеса) в былинах стал Василий Буслаев

ВЕЛЕС, А.Клименко

ВЕЛЕС, Худ.А.Клименко

В русской православной христианской религии место Велеса заняли святой Власий — покровитель скота, святой Василий Великий Кесарийский — покровитель музыкантов, а также мученик Василий Анкирский. Они явили собой как бы три разных ипостаси Велеса. ЛЮБИМОЕ БЛЮДО ВЕЛЕСА — молоко и яичница. Поэтому другое его имя  – Смок (или Цмол). ВНЕШНИЙ ОБЛИК: Как истинный владыка животного мира, в своей внешности Велес очень органично сочетал мех и чешую – богатства земного и водного царства.

Велес, Худ.В. Крыжановский(Солнцеслав)

Велес, Худ.В. Крыжановский(Солнцеслав)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Велес был покровителем невоенной Руси (в противовес Перуну). Бог, которому подчинялась домашняя скотина и дикие звери, бог богатства и поэзии, Хозяин Стихий и Повелитель Духов, Бог водяных и леших, банников и домовых, кикимор и луговиков, Бог волшбы, покровитель ведьм и колдунов, ведунов и чародеев, Великий Владыка лесного царства – это все о нем, о Велесе.Итак, Велес:

1. «Скотий бог» — хозяин Дикой Природы. Он — божество пастухов.

2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников

3. Хозяин Нави, хранитель душ предков и исторической памяти, властитель Непознанного, Черный бог. Считалось, что именно   Велес и есть  страж  и хранитель Ра-реки, реки Смородины, а также Черного камня.

4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.

5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.

6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.

Велес ~ Волос

Велес ~ Волос на гербе города Волосово Ленинградской области

7. Податель богатств.

8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам бог мудрецов и боянов, которые были нашими жрецами, нашими шаманами.

СПОСОБНОСТИ: Велес способен приводить все, что его окружает в движение, но остановить уже запущенный цикл он не в состоянии. Бог может превращаться в различных животных, однако предпочитает оборачиваться огромным медведем, который примерно в полтора раза больше обычного зверя. Хотя все боги обладали магическими способностями, у Велеса они были развиты особенно, по сути, он мог создать любую иллюзию, и менять окружающий его мир по своему желанию, однако, эти изменения держались недолго не более одного цикла, так как сила божества привязана к циклическому развитию.

ВЕЛЕС, Нонна Кукель

ВЕЛЕС, Худ.Нонна Кукель

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Велес отвечает за циклическое развитие и за все, что с этим связано, поэтому к сферам его влияния относят и земледелие, и экономику, и животноводство. Благодаря этому он был одним из самых распространенных богов второго круга у древних славян. Впрочем, своим покровителем Велеса считали также поэты и ученые, называя его богом мудрости.

В ЗАГОВОРАХ. Имя бога Велеса упоминется  в заговорах на удачную охоту.

ВРАГИ: Велес всегда открыто противопоставлялся Перуну,  и в истории сохранилось немало мифов и легенд об их взаимной неприязни. Однако это нельзя назвать враждой в прямом смысле этого слова, они скорее как два брата, которые учиняют друг другу мелкие пакости, чтобы привлечь к себе внимание.

МЕСТО ПОЧИТАНИЯ: Несмотря на большое распространение и массовое почитания этого бога, Велеса всегда отделяли от остальных богов, его идолы никогда не ставились в общих капищах (священных местах, в которых устанавливали изображения основных богов этой территории). Так в наиболее описанном историческом событии – объединении Руси князем Владимиром, в собранном им пантеоне отсутствовало изображение Велеса. Идол Велеса был установлен отдельно на берегу реки. Сами же капища в отличие от остальных богов устраивали не на вершине холмов, а в низинах или у воды. ПОДНОШЕНИЯ: В подношение богу Велесу приносили мхи, грибы и ветки вечнозеленых деревьев (ель, сосна). Иногда в качестве жертвы использовали быка, которому перерезали горло непосредственно на капище, тушу забирали себе, а голову оставляли божеству. Со временем на капищах скапливалось большое количество рогатых черепов. Так же чтобы задобрить Велеса ему подносили пиво, квас, шерсть, меха и медные монеты. В сенокос же на полях обязательно оставляли для него несколько не скошенных колосьев.

велес-гусельников-

Велес, Худ.А.Гусельников

ВЕЛЕСОВЫМ ДНЕМ в народе считалось  24 марта — Комоедицы. Говорили, что в этот день начинают  медведи просыпаться и из берлоги выходить.

СИМВОЛ ВЕЛЕСА:   щедрый  Рог Изобилия.

ЕГО ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ:  бык и медведь.

ИМЯ НА ЗВЕЗДНОМ НЕБЕ: Велес  породил  Волосожары  и  созвездие  Лося  –  Созвездие  Большой  Медведицы.

В ЛИТЕРАТУРЕ:    «В договоре Олега с греками упоминается ещё о Волосе, которого именем и Перуновым клялися россияне в верности, имев к нему особенное уважение, ибо он считался покровителем скота, главного их богатства». Карамзин Н.М., История государства Российского Повезло тебе, Мишаня, в который раз уже повторяю: любят тебя светлые боги славянские, а паче всех Велес – скотий бог, дарующий достаток и благополучие в жизни.  Е.Красницкий, Стезя и место

У Оладьи было на корабле деревянное изваяние Волоса, помощника на торгу. Новогородец извлёк кленового Бога, утвердил в низине за холмом, подальше от крепости, чтобы не гневать Перуна и воеводу, стал потчевать старого Змея сырым мясом, печёным хлебом и луком…  М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

Велес, Худ.С.Суворов

Велес, Худ.С.Суворов

ВЕЛЕС НА РИСУНКЕ СЕРГЕЯ СУВОРОВА. Очень своеобразная трактовка Велеса — как воина. Что это — ошибка художника или напоминание о том, что у русичей любой мужчина — воин, а уж если он бог — то и подавно.

МИФ ПРО ВЕЛЕСА И ПТИЦУ МОГОЛ. Однажды могучая птица Могол  помогла Мудрому Велесу, вынесла его на своей широкой спине из глубин темного подземного царствия Нави, когда он, брошенный там названными братьями своими —  Горыней, Дубыней да Усыней, оставался в бездонном колодце, в страшном подземном царстве. Велес  искал выхода из царства, и тут увидел он, как Змей безжалостный крадётся по дереву, подбирается  к птенцам беззащитным птицы Могол. И убил тогда Велес Змея. Ну а прилетевшая вскоре после этого Могол в благодарность вынесла  Велеса на поверхность Матушки-Земли. Велес на дорогу брал с собой еды и воду для Могол-птицы и кормил он её в пути. Однако, в конце дороги ничегошеньки-то у него не осталось  и Велес  отрезал икры со своих ног и скормил их Могол. Однако, когда пролет закончился, птица Могол вернула Велесу части ног его, напоила  живой водою из лучших Ирийских источников, и вырезанные куски сразу приросли на место.

В ЛИТЕРАТУРЕ. — Я не молюсь богам, а чту их. Чту великого Сварога, породителя этого мира, предка всего русского народа. Чту Велеса, скотьего бога, приносящего нам богатство и смерть, потому что без смерти не рождается жизни. Александр Прозоров, Медный страж (Ведун-9).

(37)Подборку информации для сайта сделала Натта

bogislavyan.ru

Боги и духи. Мифы финно-угров

Мифов, повествующих о финских и карельских богах, почти не осталось — ведь и финны, и карелы были формально обращены в христианство в XI–XII вв. Общефинское слово, обозначающее небесных духов, — Юмала — уже с XII в., как мы видели, читая берестяную грамоту, стало означать небесного бога (с введением христианства — Бога христианского). Лишь в 1551 г. протестантский епископ Микаэл Агрикола собрал сохранившиеся сведения о финском языческом пантеоне. Он писал, что некогда финны (хяме) поклонялись божеству леса Тапио, который посылал добычу охотникам в их ловушки. Бог вод Ахти давал удачу в рыбной ловле. Ейнемейнен, в имени которого угадывается древнее имя Вяйнямёйнена, создавал — «ковал» — магические песни. Некоему злому духу Рахкой приписывали лунные затмения — в позднейших финских верованиях сохранились мифы о духе Рахко, который управлял фазами луны. Лиеккио почитался как бог трав, корней растений и т. п. От Ильмаринена, создателя мира и воздуха — воздушного пространства, зависела погода, в том числе удачное путешествие. Турисас давал победу в битве; в финских верованиях сохранился и упомянутый миф о громовнике Туури, который убил своим топором (или молотом) гигантского вепря или быка. Кратой (или Кратти) заботился об имуществе человека и его товарах.

От духа Тонту зависело домашнее хозяйство, но он, как бес, мог довести до бешенства, замечает Агрикола. Действительно, сохранилось поверье, что домовые и овинные духи могли приносить богатство и наказывать болезнью нерадивых хозяев. Считалось, что тоннту рождался из обрядового последнего снопа, который хранили в овине. Гадая об урожае, подходили к овину и прислушивались: если слышен скрип — урожай в следующем году будет хорошим. В современных коротких мифологических рассказах (быличках) финнов и карел тоннту выступает как «дух-обогатитель». Один такой дух по ночам ходил молотить в соседские овины и воровал оттуда намолоченное зерно для своих хозяев. Но однажды соседу удалось подстеречь воришку и ударить его что есть силы. Тоннту взмолился: «Ударь еще раз!», но хитрый хозяин не стал этого делать, ибо знал, что второй удар вернет нечистой силе жизнь и поразит его самого. Так тоннту и погиб — возле проезжей дороги от него осталась лишь зловонная лужа. Из шведского фольклора к финнам проникло представление о духе пяра, или пара, который также приносил добро хозяевам.

Дух Капе считался виновником лунных затмений — «ел луну». Считается, что такой род занятий духов, связанных с фазами луны и затмениями, восходит к той древней эпохе, когда у финских народов был распространен не солнечный, а лунный календарь. Наконец, сыны Калева расчищали покосы и освобождали пространство для жизни людей.

Агрикола перечислил и карельских «идолов». Среди них — бог урожая Ронготеус, дающий рожь: в финском фольклоре известен «отец ржи» Рункатейвас. Пеллон Пеко («Пеко полей») — дух ячменя — также имеет параллели в прибалтийско-финском фольклоре: таков Пеко у эстонцев-сету. Виранканнос — дух овса; Эгрес сотворил бобы, горох, репу, капусту, лен и коноплю; Кёндёс, покровитель пахоты, создал подсеку и поля. Вообще, карелам и финнам, как и всем другим земледельческим народам, свойственно почитание многочисленных духов растительности.

В финском и ижорском фольклоре известен Сампса Пеллерво, дух растительности, которого будит весной солнце — тогда и начинает всходить хлеб на полях. В отличие от старца Укко, Сампса — юнец. В других фольклорных текстах за ним посылают «сына зимы», который правит конем-ветром; приносит Сампса «сын (а) лета». Сампса обитает на острове, где живет с собственной матерью как с женой — кровосмесительный ритуальный брак (священный брак) характерен для богов плодородия. Вероятно, его супруга и мать — сама Мать-Земля. Имя Сампса происходит, как полагают, от германского обозначения весенних кормовых трав, то есть Сампса оказывается плодом пробуждающейся весной Земли. Как гласит один из заговоров Сампса (от ранения при падении дерева):

«Засевать пошел всю землю,

Вересняк весь по болоту,

По борам он сосны сеял,

В чаще вырастил он ели,

А в лощине-то березы.»

До недавнего времени карелы почитали «Хозяйку земли» Маннутар. К ней обращались в заговоре, произносимом при начале сева:

«Маннутар, земли хозяйка,

Ты заставь-ка дерн ожить,

Землю плодородной быть…

Просыпайся-ка, земля,

Отгони свой сон, лужок,

Пусть поднимутся здесь стебли,

Пусть появятся здесь всходы…»

Плодородию в целом покровительствовали небесный бог Укко и его жена Рауни, семейные отношения которых вызвали особый интерес и возмущение епископа Агриколы (см. об этом ниже). Образ Укко сливался в представлениях финнов с образом общефинского небесного божества Юмалы. Функциями громовника в финском фольклоре были наделены также уже упоминавшийся Туури, Палванен, или Пайанен, которые, возможно, были эпитетами Укко, а также «атмосферный» бог Ильмаринен, который в карело-финских рунах превратился в культурного героя-кузнеца.

Кекри, или Кякри, согласно Агриколе, способствовал плодовитости скота (он известен в карельском и финском фольклоре как покровитель скота и урожая Кеури). Интересно, что сходным образом именовался и финский календарный праздник кекри или кеури, связанный и с поминовением умерших в конце октября — начале ноября, во время «раздела» между летом и зимой, когда заканчивался обмолот зерна. Именем «кеури» именовался и пастух, который последним пригонял скот в последний день выпаса, а также последний жнец во время уборки ржи. На праздник кеури топили баню и стелили постель для душ умерших предков — покровителей живых: считалось, что в этот день они возвращались с того света, и, если их хорошо принять, они обеспечат урожай и благополучие скота в будущем году.

Хийси оказывался у Агриколы не гигантским лосем и не лесным святилищем, а духом, помогающим в лесу, покровителем охоты у карел. «Мать вод» заводила рыбу в сети. Специально охоте на белок покровительствовал Ниркес (в карело-финском народном календаре долго сохранялся приходившийся на октябрь особый «день белки»), охоте на зайцев — Хатавайнен.

Финны и карелы, давно освоившие земледелие и скотоводство, не оставляли промысловой охоты. Поэтому среди их духов известны многочисленные «матери» зверей, от которых зависела удача в охоте: Керейтар — «золотая жена», мать лисиц, Лукутар — мать чернобурых лис, Йуолетар и Хиллерво — матери выдр, Тухеройнен — мать норок, Нокеайнен — мать соболей, Йуонертар — мать северных оленей. Все они могли именоваться дочерьми Тапио, хозяина леса. Почиталась и мать диких птиц, которые были ее «стадом», — старуха Холохонка, или Хейхенейкко (сходный образ известен обским уграм).

Агрикола сетовал в XVI в., что еще недавно финны и карелы поклонялись ложным богам (несмотря на существование «папской веры», ехидно замечал этот протестантский епископ), а также камням, пням, звездам и луне и приносили жертвы покойникам.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Боги, духи и герои славянского ПАНТЕОНА » Боги Славян » Page 51

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

Болотник, Худ.В.Беленкин

Болотник, Худ.В.Беленкин

БОЛОТНИКИ (Болотняники, оржавинники, багники, вировники, анцыбалы) — духи болота — спутники и помощники недоброго Лиха Одноглазого. Хорошего от них не жди. В иерархии славянских богов и духов Болотник высокого места не занимает.

СТИХИИ. Болотники — духи стихии ВОДЫ

ДРУГИЕ ИМЕНА: Болотный хозяин,

Жена у Болотника — Болотница. В родственных связях состоит он с водяными и лешими. Любит гулять по берегу болота.  Пугает он идущих через болота резкими громкими звуками и вздохами, при этом выдувая воздух большими и малыми  пузырями, громко причмокивает да посапывает. Подстраивает ловушки всякие для несведущих — «чарусы»: зелёную траву яркую или коряжку там иль бревно, которые кажутся такими прочными, такими основательными,  а на самом деле под ними — трясина, глубокая топь. И если иметь неосторожность ступить на такую «чарусу», то вмиг окажешься в смертельной топкой жиже.

Не зря к болотам всегда относились как к местам страшным, опасным и даже — «нечистым».

Ведь болотник может и кочкой прикинуться – наступишь  на нее – а он с хохотом выскользнет, да еще и дернет тебя за ногу. Иногда оборачивается он лысым монахом и заводит в самую топь, в самую трясину.

ЛИТЕРАТУРА.  Болотник помолчал, разглядывая гостя мутными глазами, потом открыл рот, но вместо того, чтобы ответить, принялся отрыгивать грязную воду. Олег даже на таком расстоянии почувствовал жуткую вонь, а еще вспомнил о болотных газах: “Ох, осторожнее надо быть с огнем…”  А.Прозоров, И.Пронин, Паутина зла (Ведун-2)

На рисунке - Болотник- худ.А.Маков, а также Болотный дед и анцыбал

Болотник- худ.А.Маков, а также Болотный дед и анцыбал

На рисунке — Болотник- худ.А.Маков, а также Болотный дед и анцыбал

Болотники бывают разные:

бывают  ОРЖАВИНИКИ — болотники, обитающие в болотах, богатых железной рудой, оржавиник — он трашненький такой, шерстью грязновато-рыжей покрыт.  Ноги тоненькие, живот большущий.

 бывают вировники – это те, кто живет в вирах – самых гиблых и глубоких местах болота, (говорят, что у вировников самые длинные руки – но оно и понятно – как им иначе до новерхности достать?),

бывают  багники, живущне в торфяных болотах, так называемых багнах. Багник — хозяин багно — торфяное болото, вязкое и топкое. Неприятное это существо багник — толстое, грязное,  почти неподвижное.

а еще есть анцыбал – совсем уж вредный болотный черт.

Иногда по болотам пробегают блуждающие Бродячие  огоньки.

Болотники: багник и вировник

Болотники: багник и вировник

КАК ЗАМЕТИТЬ И КАК БОРОТЬСЯ. Трудно заметить Болотника, разве что по пузырькам, которые иногда поднимаются вверх да еще по маленьким бледным огонькам можно догадаться о его присутствии.

Но уж если попал на болоте – не волнуйся, не трусь, не  теряйся. Смелых да храбрых нечистая сила боится.

Помните,  хотя красные глаза Болотника часто наливаются злобой и ненавистью к роду людскому, но за пределами болота его хозяин ничего не может сделать с человеком.

В ЛИТЕРАТУРЕ.

. И тогда говорят в деревнях

Неизвестно откуда пришедшиеКолдуны и косматые ведьмы:«Это шутит над вами болото.Это манит вас тёмная сила».

                    А.А. БЛОК «Болото — глубокая впадина

В  ЛИТЕРАТУРЕ. Ну и пусть, заходился во мне кто-то другой. Пусть обманет, уведёт незнамо куда обросший листьями Леший, утопит Болотный Хозяин, порвёт безжалостный зверь!.. Убежала я в тот день далеко. От усталости помалу иссякла обида, я вспомнила, что надо было бояться.  М.Семенова, Тот, кого я всегда жду.

Разные лики Болотника на картинах В.Славука - Болотник обыкновенный, Аржавинник, Лозовой Дед.

Разные лики Болотника на картинах В.Славука — Болотник обыкновенный, Аржавинник, Лозовой Дед.

Разные лики Болотника на картинах В.Славука — Болотник обыкновенный, Аржавинник, Лозовой Дед.

В Белоруссии к болотникам относится еще и Лозовой Дед (вместе с лозниками). Эта надводная нечесть живет в зарослях ив, что по над болотами растут. Лозники — бесы крохотные и игривые. Поиграют-пошалят, в воду окунут, но и ветки потом спасительные протянут.

ОБОРОТНИЧЕСТВО. Болотник запросто может монахом прикинуться и завести невесть куда. Кстати, о времени появления данной способности — времена христианства, поскольку раньше монахов на Руси не было. — Итак, не более 1000 лет.

ЛИТЕРАТУРА. Еще до полуночи он добрался до болота и натянул поводья перед неподвижной фигурой в черной монашеской рясе, подпоясанной тонкой пеньковой веревочкой. Глубоко надвинутый капюшон полностью скрывал лицо – если оно вообще было у этого существа

– Это ты? – недовольно спросил болотник

– Думаю, что да, – кивнул Середин А.Прозоров, Каменное сердце (Ведун-13)

(7)Подборка выполнена специально для сайта

Дополнительные статьи:

— Анчутки – маленькие чертенята

— Банник и банные духи.

— Кикимора  — гадкая маленькая бабёнка.

— Русалки — загадочные девы вод

— Болотницы и другие девы болот

— Бродячий огонек

bogislavyan.ru

БОГИ И ДУХИ КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ. Словарь китайской мифологии

Алмазные владыки неба — в китайской буддийской мифологии четыре духа, братья-повелители стихий и времени. Их звали Мо Лицзин («чистый»), Мо Лихун («суша»), Гуанму Мо Лигай («море») и Мо Лишу («время»). Самым старшим из братьев считается Мо Лицзин семи метров ростом. Его отличительный признак — ярко-рыжая борода и массивный перстень из жадеита. Взмахнув мечом, он поднимает черный вихрь из сотен тысяч копий, пронизывающих тела людей и обращающих их в прах. За ветром следуют десять тысяч огненных змей, сжигающих все на своем пути. Одновременно из земли поднимается густой дым, ослепляющий людей, и никто не может от него спастись. Мо Лихун в руках держит зонт, успыанный множеством жемчужин. Если его открыть, то небо и землю накроет тьма. Повернув его вниз, можно вызывать сильный ветер и сотрясение земли во всем мире. Мо Лигая изображают с четырехструнной гитарой в руках. Звуки, которые она издает, способны воздействовать на землю, воду, огонь или ветер. Своей игрой Мо Лигай завораживает всех. У Мо Лихуна два кнута и сумка из шкуры пантеры, где сидит белая крыса Хуа Худяо, выполняющая все его приказы. Оказавшись на свободе, это существо превращается в белого крылатого слона, пожирающего людей. Иногда она превращается в змею или другое плотоядное существо. Однажды сторонники дома Шан попросили четырех духов Мо прийти к ним на помощь и выступить в войне с Цзян Цзы-я на их стороне. Братья согласились и собрали армию из ста тысяч небесных воинов и, миновав огромное расстояние, через города, поля и горы меньше чем через день подошли к северным воротам Сичжи, где Мо Лицзин разбил свой лагерь и обосновался вместе со своими солдатами. Хуан Фэйху поспешил предупредить Цзян Цзы-я об угрожавшей ему опасности. Противники знали, что духи Мо сильны в магии, и победить их будет не так-то просто. Тогда Цзян Цзы-я решил хитростью заставить противника сдаться. Сначала богатырь Ян Цзян напал на крысу Хуа Худяо, но зверь проглотил его. Оказавшись в животе у крысы, богатырь рассек ее сердце на две части. Выбравшись наружу, Ян Цзян принял облик Хуа Худяо, а ничего не подозревающий Мо Лихун поместил зверя обратно в свою сумку. Ночью Ян Цзян вышел из сумки, чтобы захватить три волшебных предмета, принадлежавшие братьям, но смог унести только зонтик Мо Лихуна. Во время последующего сражения Ночжа, сын бога грома, разбил жадеитовое кольцо Мо Лицзина. Оставшись без своих волшебных предметов, братья оказались практически беззащитными. Тогда Хуан Тянхуа обрушился на Мо Лицзина со своим волшебным оружием. Это был шип длиной 20 сантиметров в шелковом чехле. Он назывался «пробивающий сердце» и испускал такой сильный луч света, что можно было ослепнуть. Хуан Тянхуа вытащил таинственный шип из чехла и бросил его в противника. Шип вонзился в шею великана, и тот упал замертво. Мо Лихун и Мо Лигай поспешили, чтобы отомстить за своего брата, но грозный шип, брошенный еще прежде Хуаном Тянхуа, поразил их прямо в сердце, и братья распростерлись у его ног. Мо Лишу, последний из братьев оставшийся в живых, решил воспользоваться Хуа Худяо. Но он не знал о подмене, поэтому, когда Мо Лишу опустил руку в сумку, чтобы достать зверя, Ян Цзян, притворившийся Хуа Худяо, откусил ему кисть руки. Истекающий кровью и мучимый нестерпимой болью Мо Лишу стал легкой добычей для Хуан Тянхуа. Волшебный шип пронзил и его сердце. Так погибли все Алмазные владыки неба.

А-нюй — в китайской мифологии мать правителя Чжуань-сюя. А-нюй была дочерью или внучкой императора Хуань-ди. По преданию, она зачала Чжуань-сюя, когда луч звезды, подобный радуге, пронзил луну и взволновал ее, в то время как она сидела в уединенных покоях. Так на свет появился Чжуань-сюй.

Ао — в китайской мифологии черепаха, несущая по морю три священные горы: Инчжоу, Пэнлай и Фанчжан, — на которых живут бессмертные. Ао служит символом мудрости и учености.

Ао Бин — в китайской мифологии герой, третий сын Ао Гуана, царя драконов. Его представляли в образе воина, держащего в руках копье и восседающего на морском чудовище.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru


Смотрите также