II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке. Духи исследовательская работа


Исследовательская работа по химии "Создание духов"

Научно-исследовательская работа по химии «Создание духов» ВыполнилА: УЧЕНИЦА 10«Б»КЛАССА МБОУ СОШ № 46 Г.НИЖНЕГО НОВГРОДА

Научно-исследовательская работа по химии

«Создание духов»

ВыполнилА:

УЧЕНИЦА 10«Б»КЛАССА

МБОУ СОШ № 46

Г.НИЖНЕГО НОВГРОДА

. Актуальность : Запахи окружают нас и являются неотъемлемой частью нашей картины мира. Лучшие ароматы, созданные величайшими парфюмерами, вошли в историю. Однако сделать духи можно и самому. При этом увлекательная работа по созданию собственной парфюмерной композиции позволяет параллельно изучить некоторые разделы химии, полезные не только с точки зрения академических знаний, но и с бытовой ,и практической точек зрения Цель: Создание собственной парфюмерной композиции из доступных ароматических веществ Задачи исследования: анализ литературного материала, посвященного душистым веществам, их структуре и способам получения. классификация ароматов описание экспериментальной части работы. составления своей собственной коллекции композиций

.

Актуальность : Запахи окружают нас и являются неотъемлемой частью нашей картины мира. Лучшие ароматы, созданные величайшими парфюмерами, вошли в историю. Однако сделать духи можно и самому. При этом увлекательная работа по созданию собственной парфюмерной композиции позволяет параллельно изучить некоторые разделы химии, полезные не только с точки зрения академических знаний, но и с бытовой ,и практической точек зрения

Цель: Создание собственной парфюмерной композиции из доступных ароматических веществ

Задачи исследования:

  • анализ литературного материала, посвященного душистым веществам, их структуре и способам получения.
  • классификация ароматов
  • описание экспериментальной части работы.
  • составления своей собственной коллекции композиций
ИСТОРИЯ ПАРФЮМЕРИИ Впервые парфюмерия была использована в Древнем Египте. Большинство упоминаний о ней было связано с богами и жертвоприношениями. Первым химиком, чьё имя осталось в истории, была, по-видимому, женщина, которую звали Таппути, изготовительница духов: она была упомянута на клинописной табличке второго тысячелетия до Р. Х. в Месопотамии. Она проводила многократную дистилляцию цветов, масел и аира с другим ароматическими веществами. Недавно археологи обнаружили в Пиргосе, на Кипре то, что, как полагают, является самыми старыми духами в мире. Изготовлены духи более 4 000 лет назад. Духи были обнаружены в древней парфюмерной мастерской. 60 находок, среди которых перегонные кубы, емкости для смешивания, трубки и флакончики духов были найдены в пределах мастерской площадью 4 000 кв. м. Люди в древние времена использовали травы, цветы, а также специи, миндаль, кориандр, мирт, смолы хвойных деревьев, бергамот.

ИСТОРИЯ ПАРФЮМЕРИИ

  • Впервые парфюмерия была использована в Древнем Египте. Большинство упоминаний о ней было связано с богами и жертвоприношениями.
  • Первым химиком, чьё имя осталось в истории, была, по-видимому, женщина, которую звали Таппути, изготовительница духов: она была упомянута на клинописной табличке второго тысячелетия до Р. Х. в Месопотамии. Она проводила многократную дистилляцию цветов, масел и аира с другим ароматическими веществами.
  • Недавно археологи обнаружили в Пиргосе, на Кипре то, что, как полагают, является самыми старыми духами в мире. Изготовлены духи более 4 000 лет назад. Духи были обнаружены в древней парфюмерной мастерской.
  • 60 находок, среди которых перегонные кубы, емкости для смешивания, трубки и флакончики духов были найдены в пределах мастерской площадью 4 000 кв. м. Люди в древние времена использовали травы, цветы, а также специи, миндаль, кориандр, мирт, смолы хвойных деревьев, бергамот.
Знание парфюмерии прибыло в Европу уже 14-м столетии частично благодаря распространению ислама. Венгры были первыми, кто в конечном счете начал производить первые современные духи. Сделанные из душистых масел в смеси с алкоголем, первые современные духи были произведены в 1370 для венгерской королевы Елизаветы и были известны всюду в Европе как венгерская вода. Искусство парфюмерии процветало в эпоху Ренессанса в Италии, а в 16-м столетии итальянские продукты и разработки были вывезены во Францию личным парфюмером Катерины Медичи Рене Флорентийцем. Франция быстро стала европейским центром парфюмерного и косметического производства.

Знание парфюмерии прибыло в Европу уже 14-м столетии частично благодаря распространению ислама. Венгры были первыми, кто в конечном счете начал производить первые современные духи. Сделанные из душистых масел в смеси с алкоголем, первые современные духи были произведены в 1370 для венгерской королевы Елизаветы и были известны всюду в Европе как венгерская вода.

Искусство парфюмерии процветало в эпоху Ренессанса в Италии, а в 16-м столетии итальянские продукты и разработки были вывезены во Францию личным парфюмером Катерины Медичи Рене Флорентийцем. Франция быстро стала европейским центром парфюмерного и косметического производства.

Состав парфюмерных композиций Для приготовления парфюмерных композиций используется более трёхсот натуральных и синтетических душистых веществ, получаемых из растительного, животного и химического сырья. Самыми дорогими и стойкими являются духи. Обычно они содержат 20-35% парфюмерной композиции, растворенной в 90% спирте плюс фиксатор. В составе духов используются наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества. Парфюмированная вода - дневные духи, «дух духов».Следующий по концентрации вид парфюмерной продукции 5-25% концентрата растворенные в 90% спирте. Туалетная вода 6-15% концентрата и 85% спирт. Одеколон 6% парфюмерной композиции в 70-80%спирте. Такого вида парфюм выпускают для мужчин.

Состав парфюмерных композиций

Для приготовления парфюмерных композиций используется более трёхсот натуральных и синтетических душистых веществ, получаемых из растительного, животного и химического сырья.

  • Самыми дорогими и стойкими являются духи. Обычно они содержат 20-35% парфюмерной композиции, растворенной в 90% спирте плюс фиксатор. В составе духов используются наиболее дорогие и ценные натуральные эфирные масла и синтетические душистые вещества.
  • Парфюмированная вода - дневные духи, «дух духов».Следующий по концентрации вид парфюмерной продукции 5-25% концентрата растворенные в 90% спирте.
  • Туалетная вода 6-15% концентрата и 85% спирт.
  • Одеколон 6% парфюмерной композиции в 70-80%спирте. Такого вида парфюм выпускают для мужчин.
Душистые вещества Сырьём для душистых веществ растительного происхождения служат прежде всего лепестки цветов, плоды, листья, корни растений эфироносов. Из них путём паровой перегонки и экстракции получают эфирные масла или при дальнейшем сгущении «цветочную помаду». Розовое, кориандровое, сандаловое масло применяются как самостоятельные душистые вещества. Листья пачули, семена кориандра, дубовый мох применяются в виде настоев. Как правило, вещества растительного происхождения составляют основную ароматическую массу духов. Душистые вещества животного происхождения используются только в виде настоев для фиксации аромата. К ним относятся амбра, мускус, кастореум и цибетин. Сырьё животного происхождения дороже других компонентов, но именно его наличие или отсутствие определяет уровень качества духов.

Душистые вещества

Сырьём для душистых веществ растительного происхождения служат прежде всего лепестки цветов, плоды, листья, корни растений эфироносов. Из них путём паровой перегонки и экстракции получают эфирные масла или при дальнейшем сгущении «цветочную помаду». Розовое, кориандровое, сандаловое масло применяются как самостоятельные душистые вещества. Листья пачули, семена кориандра, дубовый мох применяются в виде настоев. Как правило, вещества растительного происхождения составляют основную ароматическую массу духов.

Душистые вещества животного происхождения используются только в виде настоев для фиксации аромата. К ним относятся амбра, мускус, кастореум и цибетин. Сырьё животного происхождения дороже других компонентов, но именно его наличие или отсутствие определяет уровень качества духов.

Растворитель В качестве универсального растворителя используется этиловый спирт очень высокой концентрации (до 96 %). Недавно открытый и мало известный, но очень эффективный такой растворитель духов, как Маскулон (смесь этилового спирта и концентрированного настоя медуницы и валерьянки)

Растворитель

  • В качестве универсального растворителя используется этиловый спирт очень высокой концентрации (до 96 %). Недавно открытый и мало известный, но очень эффективный такой растворитель духов, как Маскулон (смесь этилового спирта и концентрированного настоя медуницы и валерьянки)
Красители При изготовлении духов используют красители. Их добавляют для придания парфюмерной жидкости необходимого цвета, что обычно не влияет на её ароматические свойства. Красители добавляются в виде водных растворов

Красители

  • При изготовлении духов используют красители. Их добавляют для придания парфюмерной жидкости необходимого цвета, что обычно не влияет на её ароматические свойства. Красители добавляются в виде водных растворов
Структура аромата или парфюмерная пирамида В классической парфюмерии распространено такое определение, как «пирамида нот», в которой ноты духов или туалетной воды разделены на три этапа: верхние, сердечные и базовые. Эти этапы характеризуют процесс испарения аромата.

Структура аромата или парфюмерная пирамида

  • В классической парфюмерии распространено такое определение, как «пирамида нот», в которой ноты духов или туалетной воды разделены на три этапа: верхние, сердечные и базовые. Эти этапы характеризуют процесс испарения аромата.
Верхние ноты Верхние ноты – это вступление аромата, первое, что чувствует человек, вдыхая запах духов. Они раскрываются мгновенно и звучат от 5 до 10 минут. Зачастую, услышав любимые запахи, покупатели спешат приобрести парфюм. Однако, нужно учитывать тот факт, что верхние ноты очень быстро сменяются сердечными, которые могут совершенно разочаровать владельца духов. Именно поэтому, прежде чем купить парфюм, рекомендуется подождать некоторое время, чтобы получить более полное представление о композиции. Обычно, в качестве верхних нот используются сильные и яркие ароматы: цитрусовые, зеленые и пряные .

Верхние ноты

Верхние ноты – это вступление аромата, первое, что чувствует человек, вдыхая запах духов. Они раскрываются мгновенно и звучат от 5 до 10 минут. Зачастую, услышав любимые запахи, покупатели спешат приобрести парфюм. Однако, нужно учитывать тот факт, что верхние ноты очень быстро сменяются сердечными, которые могут совершенно разочаровать владельца духов. Именно поэтому, прежде чем купить парфюм, рекомендуется подождать некоторое время, чтобы получить более полное представление о композиции.

Обычно, в качестве верхних нот используются сильные и яркие ароматы: цитрусовые, зеленые и пряные .

Ноты сердца Сердечные ноты или ноты сердца называются так неспроста, ведь они являются ядром аромата, испаряются постепенно и имеют продолжительность звучания от 3 до 5 часов. Прежде чем приобрести духи, необходимо «познакомиться» с их сердечными нотами, ведь этот запах будет сопровождать своего обладателя в течение нескольких часов и, мало кому захочется ощущать неприятную для него композицию. Именно по этой же причине в «сердце» аромата используются мягкие и ненавязчивые ноты, которые не будут раздражать обоняние. По сердечным нотам можно судить о качестве и типе парфюма. Обычно для формирования ядра композиции выбираются цветочные, фруктовые или пряные компоненты. Часто в парфюмах используются ноты жасмина, розы, фиалки, мимозы и других цветов. Главной задачей сердечных нот является оставить определенное впечатление у окружающих о владельце аромата.

Ноты сердца

Сердечные ноты или ноты сердца называются так неспроста, ведь они являются ядром аромата, испаряются постепенно и имеют продолжительность звучания от 3 до 5 часов. Прежде чем приобрести духи, необходимо «познакомиться» с их сердечными нотами, ведь этот запах будет сопровождать своего обладателя в течение нескольких часов и, мало кому захочется ощущать неприятную для него композицию.

Именно по этой же причине в «сердце» аромата используются мягкие и ненавязчивые ноты, которые не будут раздражать обоняние. По сердечным нотам можно судить о качестве и типе парфюма. Обычно для формирования ядра композиции выбираются цветочные, фруктовые или пряные компоненты. Часто в парфюмах используются ноты жасмина, розы, фиалки, мимозы и других цветов. Главной задачей сердечных нот является оставить определенное впечатление у окружающих о владельце аромата.

Базовые ноты Самыми сложными в парфюмерной композиции являются базовые ноты или шлейф. Продолжительность их звучания составляет 6-8 часов. Обычно базовые ноты раскрываются спустя некоторое время после сердечных, но могут заявить о себе и после их испарения. В современной парфюмерии, в шлейфе композиции используются так называемые фиксаторы – компоненты, позволяющие закрепить и усилить верхние и сердечные ноты. Именно поэтому базовые ноты обычно представляют собой тяжелые и насыщенные запахи: амбра, мускус, ваниль, табак, кожа, сандал, кедр, дубовый мох и различные смолы .

Базовые ноты

Самыми сложными в парфюмерной композиции являются базовые ноты или шлейф. Продолжительность их звучания составляет 6-8 часов. Обычно базовые ноты раскрываются спустя некоторое время после сердечных, но могут заявить о себе и после их испарения.

В современной парфюмерии, в шлейфе композиции используются так называемые фиксаторы – компоненты, позволяющие закрепить и усилить верхние и сердечные ноты. Именно поэтому базовые ноты обычно представляют собой тяжелые и насыщенные запахи: амбра, мускус, ваниль, табак, кожа, сандал, кедр, дубовый мох и различные смолы .

Способы получения ароматов. Дистилляция (выпаривание) Метод дистилляции состоит в том, что растительный материал подвергается термической обработке водой или паром под давлением. В результате смесь паров и эфирных масел конденсируется, а масляный слой отделяется. Для перегонки используют специальный аппарат - перегонный куб. Так же широкое распространение получило и другое его название «аламбик»

Способы получения ароматов.

Дистилляция (выпаривание)

Метод дистилляции состоит в том, что растительный материал подвергается термической обработке водой или паром под давлением. В результате смесь паров и эфирных масел конденсируется, а масляный слой отделяется.

Для перегонки используют специальный аппарат - перегонный куб. Так же широкое распространение получило и другое его название «аламбик»

Изобретение приписывается арабам в период с VIII по X века, однако сам принцип дистилляции был известен уже египтянам и грекам с III века до н. э. Устройство состоит из трех частей: перегонного куба с крышкой, змеевидного холодильника и приемника. Растительное сырье укладывают на диски, помещаемые в куб, пар подается в нижнюю его часть и, уносясь вверх вместе с эфирными маслами, попадает в холодильник. Там смесь эфирных веществ и воды конденсируется и стекает в приемник, где, ввиду различной плотности, разделяется на слои. Таким образом получают розовую и флердоранжевую воду. Перегонка с водяным паром используется чаще всего тогда, когда эфирного масла в растении содержится достаточно много. Кроме того, в некоторых случаях только этот способ позволяет получить эфирные масла определенного качества, например содержащие азулены (ромашка, тысячелистник). Перегонка с паром осуществляется как путем перегонки смеси сырья и воды .

Изобретение приписывается арабам в период с VIII по X века, однако сам принцип дистилляции был известен уже египтянам и грекам с III века до н. э.

Устройство состоит из трех частей: перегонного куба с крышкой, змеевидного холодильника и приемника. Растительное сырье укладывают на диски, помещаемые в куб, пар подается в нижнюю его часть и, уносясь вверх вместе с эфирными маслами, попадает в холодильник. Там смесь эфирных веществ и воды конденсируется и стекает в приемник, где, ввиду различной плотности, разделяется на слои. Таким образом получают розовую и флердоранжевую воду.

Перегонка с водяным паром используется чаще всего тогда, когда эфирного масла в растении содержится достаточно много. Кроме того, в некоторых случаях только этот способ позволяет получить эфирные масла определенного качества, например содержащие азулены (ромашка, тысячелистник). Перегонка с паром осуществляется как путем перегонки смеси сырья и воды .

Анфлераж Историками доказано, что анфлераж– наиболее древний метод получения пахучих веществ из растений. Он основан на сублимации твердых тел. Для выделения ароматических веществ используют очищенный жир (животный, кокосовое и пальмовое масла). Жир впитывает пары масел, а затем с помощью все той же перегонки, их отделяют. Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирные масла, не подвергая сами растения или предметы, с которого получают запах, термической обработке. В зависимости от вида сырья, процесс экстрагирования душистых веществ длится от нескольких часов до 1 года. Для более полного извлечения душистых веществ сырьё обрабатывают спиртом 2-3 раза.

Анфлераж

Историками доказано, что анфлераж– наиболее древний метод получения пахучих веществ из растений.

Он основан на сублимации твердых тел. Для выделения ароматических веществ используют очищенный жир (животный, кокосовое и пальмовое масла). Жир впитывает пары масел, а затем с помощью все той же перегонки, их отделяют. Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирные масла, не подвергая сами растения или предметы, с которого получают запах, термической обработке.

В зависимости от вида сырья, процесс экстрагирования душистых веществ длится от нескольких часов до 1 года. Для более полного извлечения душистых веществ сырьё обрабатывают спиртом 2-3 раза.

Анфлераж без нагревания Этот способ предназначен для обработки очень нежного и хрупкого сырья, такого как цветки жасмина или туберозы. Лепестки раскладывают на тонком слое жира, распределенном по поверхности стекла в деревянной раме, боковая поверхность которой составляет 40-60 см. В качестве жирового вещества обычно использовали смесь свиного и бычьего сала, очищенного и стабилизированного бензойной смолой. Спустя сутки – трое лепестки заменяют свежими, и так несколько раз, пока жир не будет максимально пропитан эфирным маслом. Затем жир смешивают со спиртом и подвергают выпариванию. В результате получают своеобразную ароматную помадку.

Анфлераж без нагревания

Этот способ предназначен для обработки очень нежного и хрупкого сырья, такого как цветки жасмина или туберозы. Лепестки раскладывают на тонком слое жира, распределенном по поверхности стекла в деревянной раме, боковая поверхность которой составляет 40-60 см.

В качестве жирового вещества обычно использовали смесь свиного и бычьего сала, очищенного и стабилизированного бензойной смолой. Спустя сутки – трое лепестки заменяют свежими, и так несколько раз, пока жир не будет максимально пропитан эфирным маслом. Затем жир смешивают со спиртом и подвергают выпариванию. В результате получают своеобразную ароматную помадку.

Классификация ароматов В разных классификационных системах запахи подразделяются на 20—30 категорий (амбровые, цветочные, древесные, фруктовые и т.п.). Но, строго говоря, все попытки классифицировать ароматы субъективны и схематичны. У составителей духов гораздо больше идей, чем слов для их описания. Так же как и люди, запахи имеют свой характер, свою индивидуальность, свой стиль; их также можно объединить в определенные группы. Стоит проверить, к какой группе относится ваш любимый запах, и вам будет намного легче определить, среди каких названий искать следующую «ароматическую» привязанность.

Классификация ароматов

В разных классификационных системах запахи подразделяются на 20—30 категорий (амбровые, цветочные, древесные, фруктовые и т.п.). Но, строго говоря, все попытки классифицировать ароматы субъективны и схематичны. У составителей духов гораздо больше идей, чем слов для их описания.

Так же как и люди, запахи имеют свой характер, свою индивидуальность, свой стиль; их также можно объединить в определенные группы. Стоит проверить, к какой группе относится ваш любимый запах, и вам будет намного легче определить, среди каких названий искать следующую «ароматическую» привязанность.

Это самая большая группа ароматов. Они имеют запах живых цветов. Запахи этого семейства включают в себя экстракты жасмина, розы, лилии, фиалки, туберозы, нарцисса и др.

  • Цитрусовые (геспериды)

Легкие, свежие. Идеально подходят для отдыха и для торжества. В составе этих ароматов: экстракты лимона, мандарина, грейпфрута и бергамота.

В этом виде духов имеют место ноты шалфея, лаванды, дубового мха, ладана, пачули, бергамота, смолы. Они подойдут любителям природы. Шипровые духи богаты и аристократичны. В них сочетаются нежная сладость и оживляющая свежесть.

  • Амбровые (восточные, ориентальные)

Эта группа ароматов, безусловно, обладает ярким эротическим характером. Очень темпераментные, густые, пряные, и при этом не лишены экзотики.Запахи Востока часто основаны на смолистых веществах, пряностях, маслах типа сандала, имеют яркий сладковатый привкус.

  • Фужерные (папоротниковые)

В 1882 году этот аромат создал французский парфюмер Поль Парне. В нем доминируют запахи лаванды, герани, лесного мха, с нотами кумарина и бергамота. Поскольку папоротник не имеет запаха, то туалетные воды этой группы имеют свежесть с легкой горчинкой. Группа принадлежит в основном к мужским запахам.

Экспериментальная часть

Экспериментальная часть

multiurok.ru

"Изготовление духов из эфирных масел в домашних условиях".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

Лермонтовского сельского поселения

Бикинского муниципального района, Хабаровского края

Научно – практическая конференция «Мир моих увлечений»

Секция «Окружающий мир» для начальной школы

Исследовательская работа

hello_html_1fced98c.jpg

Руководитель:

Чуяшова Н.А.

учитель начальных классов

2018г

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………Стр.3-4

2.1.Теоретическая часть. Духи- давние спутники человека.

2.1.1.История возникновения духов……………………………………...….Стр.5

2.1.2.Первый парфюмер в России…. ……………………………………….Стр.7

2.1.3 Состав духов…………………………………. ……………………….Стр.8

2.2.Практическая часть .Изготовление духов в домашних условиях

2.2.1.Структура духов………………………………………………………...Стр.10

2.2.2.Изготовление духов на спиртовой основе…………………………….Стр.11

2.2.3.Изготовление твёрдых духов………………………………………..Стр.11-12

2.2.4.Правила нанесения духов………………………………………………Стр.13

3.Заключение………………………………………………………………….Стр.14

4.Список использованных источников и литературы..……………………. Стр.15

5.Приложения …………………………………………………………………Стр.16

1.Введение

Большинство из нас не задумывается о том, как давно появились духи. Мы знаем, что хотим воспользоваться любимым ароматом, чтобы чувствовать себя привлекательной и неотразимой. Люди тщательно выбирают подходящие для себя духи, ищут свой запах. Но иногда бывает и так, что не можешь найти тот самый запах, которым бы хотелось окружить себя. Оригинальными хочется быть многим. Это просто, нужно только создать самому свой аромат. Сегодня продаются в богатом ассортименте эфирные масла. Вот именно их и можно использовать для создания своих неповторимых духов.

Актуальность

Я думаю, что тема моей работы актуальна. В настоящее время существует огромное разнообразие духов, они стали доступны практически каждому. Покупатели платят большие деньги за духи, которые разливаются по красивым и уникальным флаконам. Не лучше ли вложить деньги в эфирные масла и сделать свои собственные духи? Одно из преимуществ в создании собственных духов - натуральные экстракты. Не придется беспокоиться о том, что химикаты и консерванты, которые могут попасть на кожу, вызовут сухость или, что ещё хуже, аллергические реакции. Поэтому люди вынуждены отказываться от использования духов, изготовленных в условиях промышленного производства.

Гипотеза:

Я предположила, что духи можно изготовить в домашних условиях.

Объект исследования: духи

Предмет исследования: изготовление духов в домашних условиях

Цель: исследование процесса изготовления духов в домашних условиях

Задачи:

1.Познакомиться с историей возникновения духов.

2.Изучить структуру и состав духов.

3. Подобрать подходящие рецепты для изготовления духов в домашних условиях.

4. Изготовить духи на спиртовой основе и твёрдые духи

Методы исследования:

  • изучение необходимой литературы, интернет- ресурсов;

  • эксперимент «Изготовление твёрдых духов и туалетной воды в домашних условиях»

Работа имеет практическое значение и может использоваться для изготовления духов в домашних условиях в качестве подарка родным и близким людям, для собственной гигиены.

infourok.ru

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "СОЗДАНИЕ ПАРФЮМЕРНОЙ КОМПОЗИЦИИ"

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "СОЗДАНИЕ ПАРФЮМЕРНОЙ КОМПОЗИЦИИ"

Хабаров Егор Андреевич 1Буина София Михайловна 1

1МАОУ ДСОШ №2

Старовойтова Ольга Анатольевна 1

1МАОУ ДСОШ №2

Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Запах, как цвета и звуки настроенье создает,Бережет тебя от скуки, жизни тонус придает.Разнообразны ароматы, у каждого характер свой,Бодрость хладная у мяты, у розы приторный покой.Запах солнца излучает недвусмысленно озон,Моря - солью наполняет обонянья горизонт,Кофе нам уют подарит, по-домашнему дымясь,Апельсин в душе оставит с Новым Годом прочно связь… Летний вечер погружает в тайны ласки и любви,Сладострастно освежая нас жасмином до зари...Каждому свое расскажет тонкий аромат духов,Уникален запах каждый и красноречивей слов...

Борис Ратников

Мир запахов окружает нас всюду, и мы сталкиваемся с ним непрерывно. Роль запахов в нашей жизни огромна. Современные люди привыкли думать, что запахи – это всего лишь комбинация молекул, которые при попадании в нос раздражает нервные окончания, передающие информацию в головной мозг. Но согласно представлениям древних мудрецов, запах является тончайшим проявлением материальной природы и влияет на физическое и психическое состояние человека.

На современного человека оказывают влияние ароматные ассоциации: одни из них приятны почти для каждого, а другие у кого-то могут вызвать удивлённый смешок или брезгливую гримасу.

Не только запахи могут влиять на наши эмоции, но и эмоции по-своему сказываются на восприятии запахов. В научно-популярной литературе описан эксперимент, проведённый японскими учёными: двум группам людей предъявили запах одного и того же синтезированного химического вещества. Ни один из тестируемых не мог его знать или помнить, поэтому влияние предшествующего опыта на результат эксперимента исключалось. Одной группе запах предъявили в момент радостного события (выдача премии), а другой – при решении простой с виду арифметической задачи, которая содержала запрограммированную ошибку и поэтому в принципе не могла быть решена, несмотря на все старания испытуемого. Когда через некоторое время обеим группам снова предъявили этот запах, первая оценила его как однозначно приятный, вторая –как отвратительный [ 2 ]. Поэтому очевидно, что не только запах, но и воспоминание о нём может испортить настроение, вызвать головную боль или заставить по-новому ощутить вкус жизни.

Лучшие ароматы, созданные величайшими парфюмерами, вошли в историю: композиция «Мисс Диор» (компании «Кристиан Диор»), «Воздух времени» (фирва «Ниниа Ричи»), «Arpege» (от Жанна Ланвен), «Ma Criff» (от Кармен де Томассо), «Chanel №5» (от Эрнеста Бо), «Dolce Vita» ( от Кристиан Диор), «Sun» (от Джул Сандер» и др.

Актуальность данной темы выражена в том, что рынок духов растёт с каждым днём, он ещё не достиг своего предела. Новинки появляются одна за другой. Однако при создании современной композиции авторы всё больше допускают отступление от точной имитации природы и внедряют как синтетические душистые вещества – как идентичные природные компонентам эфирных масел, так и совершенно новые продукты, пригодные для парфюмерии. Мы живет в городе, где множество искусственных, химических запахов. Еще и искусственные духи, поэтому у некоторых людей от запахов духов болит голова.

Цель моей работы является создание собственной парфюмерной композиции из доступных ароматических веществ.

Эта увлекательная работа позволит параллельно изучить некоторые разделы химии, полезные не только с точки зрения академических знаний, но и с бытовой и практической точек зрения.

Новизна данной работы заключается в изучении основ лабораторной работы и научного исследования, а также органической и физической химии в процессе создания собственной парфюмерной композиции.

Задачи:

  1. Изучить по литературным источникам следующие темы:

    1. Основы парфюмерии и обоняния

    2. Способы получение органических соединений, необходимых для создания парфюмерной композиции

    3. Принципы создания и анализа парфюмерных композиций

  2. Изучить основы работы в лаборатории; получить наиболее доступными способами эфирные масла и провести их анализ;

  3. Создание и совершенствование собственной парфюмерной композиции;

  4. Презентация полученных результатов.

Экспериментальные подходы: получение эфирных масел, смешение ароматических веществ (эфирных масел) в различных сочетаниях с варьированием концентрации компонент;

Методические подходы: ознакомление с принципами создания органических растворов, изучение их свойств на примере парфюмерных композиций.

При работе использовались различные источники: научно-популярная литература [ 3 ], [4 ], [ 5], производственно-техническая литература [1 ], [ 2]; а также средства массовой информации – статьи, журналы, интернет – ресурсы [ 6 ], [7 ],[ 8 ], [ 9 ], [10 ], [11], [12 ],[ 13 ], [ 14 ], [ 15 ].

В своей работе я не только получила эфирные масла, но и составила из них композицию.

Практическая часть

  1.  
    1.  
      1.  
        1.  
          1.  
            1.  
              1. Опытно-экспериментальная работа по получению эфирных масел из натурального сырья

На основе изложенного и изученного выше материала выбираем один из способов получения эфирного масла – получение эфирных масел методом перегонки с водяным паром.

Оборудование и сырье: Колбы круглодонные емкостью 0,5л-2шт., холодильник Либиха, стеклянные трубки, песочная баня, спиртовка, электроплитка, делительная воронка, еловые иголки, цедра апельсина и лимона, перечная мята, трубочки корицы, гвоздика, зёрна кофе.

Соберем установку согласно приложению 3. Закрепим колбу на 0,5л в штативе. Закроем ее резиновой пробкой с двумя отверстиями. В одно из них вставим оттянутую на конце стеклянную трубку, которая доходит почти до дна колбы. Эта трубка будет служить предохранительным клапаном. Через другое отверстие введем короткое колено изогнутой трубки с внутренним диаметром не менее 5мм. Более длинное колено той же трубки вставим через отверстие в пробке во вторую колбу, так чтобы трубка доходила там почти до дна. Кроме того, с помощью стеклянной трубки соединим вторую колбу с прямым холодильником. В качестве приемника возьмем делительную воронку. Колбу, соединенную с холодильником, поместим в песочную баню.

Получение елового масла

Возьмем 200г иголок молодых побегов ели. Измельчим их и, пока они еще влажные, поместим в колбу, находящуюся на песочной бане, добавим 20-30мл воды. Первую колбу заполним на 1/3 водой и, чтобы кипение было равномерным, добавим к воде несколько кусочков керамики. Нагреем воду до кипения с помощью спиртовки. Одновременно нагреваем колбу на песочной бане с помощью электроплитки. Перегонку с водяным паром ведем 40мин, с момента закипания воды в первой колбе. Масло и водный конденсат собираем на выходе в делительную воронку, воды собирается около 100мл, а на поверхности ее плавают бесцветные капли масла 0,5мл. Воду отделяем от масла. Для получения 25мл масла потребовалось 2 кг хвои.

Получение цитрусового масла (из апельсина, лимона, лайма)Для получения цитрусового масла используем установку как в приложении 3 и методику для получения елового масла. В качестве сырья используем цедру апельсина (2шт), лимона (1шт), лайма (1 шт), мелко измельченную. Получила 5 мл масла.

Так как остальное сырье было в сухом виде, использовать метод дистилляция посчитали не целесообразным, т. к . количество эфирного масла, которое сможем получить будет незначительное. Поэтому решили использовать метод марцеляции (настаивания, горячего анфлеража). При мацерации высушенное растение помещают в стеклянный сосуд с теплым растительным маслом или нагретым до 50-70 градусов животным жиром. Благодаря воздействию тепла ароматические молекулы переходят в масло. Растение настаивается таким образом в нем несколько дней, обязательно на свету, периодически емкость встряхивают. Процедура повторяется 20-25 раз с этим же маслом и постоянной сменой растительного сырья. После насыщения ароматическими молекулами растительное масло фильтруется, и готовое эфирное масло переливается в сосуд из темного стекла.

Получение мятного масла

Для получения мятного масла используем метод марцеляции. В качестве сырья используем 1 кг высушенной мяты и получили через 2 недели 60 мл масла

Получение масла с ароматом кофе

Для получения масла с запахом кофе в качестве сырья было использовано молотое кофе для турки под названием «МОККА». Было взято 100 г кофе и через 1 неделю получили 30 мл масла

Получение масла с ароматом корицы

Масло с ароматом корицы получают из высушенной коры и молодых побегов коричника, продается в виде трубочек свёрнутых из этой коры. Для получения масла я использовала корицу в трубочках, в так же измельченную корицу (5 трубочек и 5 г измельченной корицы) и через 1 неделю получила 40 мл масла.

Получение гвоздичного масла

Для приготовления гвоздичного масло использовала 250 гр. приправы гвоздика. Оливковое масло примерно 15 мл. Смешать и довести до кипения на маленьком огне. Настаивать масло около 2 месяцев. В итоге получила 10 мл масла.

Получение цитрусового масла (из лимона, лайма) методом марцеляции.

В качестве сырья используем цедру лимона (3шт), лайма (4 шт), мелко измельченную. Настаивала на оливковом масле 4-5 дней . Получила 50 мл масла лимона и 40 мо масла лайма.

2. Проверка качества полученных масел

  1. Тест на кислотность - рН =7, среда нейтральная (проводился с помощью универсальной индикаторной бумажки)

  2. Тест на чистоту и испаряемость. Полученные эфирные масла не оставляют пятен на бумаге, а это указывает на хорошее качество масел.

  3. Дерматологический тест. На тыльной стороне ладони делалась проба полученных масел, реакции кожи на масла отсутствует.

3. Создание своей парфюмерной композиции.

Полученные эфирные масла из природного сырья я использовала для создания своего аромата.

Оборудование: колбы, стеклянные палочки, мерный цилиндр, мерная пробирка, калиброванные пипетки, градуированные пипетки, нюхательные бумажные полоски по 10 см для комбинаций эфирных масел; флаконы, в которые будут разливаться духи.

Этот этап своей работы я проводила в вытяжном шкафу. Я поэтапно документировала каждый свой шаг, то есть записывать точно количество каждого масла, использованного для парфюмерной композиции. С помощью нюхательной полоски определяла и комбинировала ароматы. Результатом стал мой созданный аромат, названный «Весенний дождь».

«Голова духов» или верхняя нота — это тот аромат, который ощущается в первые 5-30 минут после нанесения «волшебной жидкости» на кожу. Масла верхней ноты, «головы» в моих духах –мята.

Когда дело доходит до «сердца духов», испарение эфирных масел происходит намного дольше — от 12 до 24 часов. Масла средней ноты, «сердца» духов – корица и лайм.

Запах «сердца» достаточно ярок, но дольше всего мы носим на коже «базу духов». Это аромат самых стойких и наименее летучих масел, сопровождающий нас пока совсем не исчезнет. Масла нижней ноты, «базы» духов («шлейфа духов») - гвоздика, барбарис, ель

Далее флакончик с духами поместили в какое-нибудь темное место на 2-3 недели для дозревания.

4. Изготовление своей ароматической коллекции.

Полученный аромат я решила использовать для создания мыла, аромосвечей и сухих духов, потому что данные масла экологически чистыми и способны улучшить состояние организма.

Изготовление ароматических свечей.

Потом я подумала, а почему бы мне не сделать свечу с эфирным маслом. Для этого я расплавила воск без запаха на водяной бане, далее налила 20 мл своей парфюмерной композиции в воск, вставила фитиль и залила формы. Через час воск застыл и свечи были готовы.

Изготовление твёрдых духов.

Следующей моей работой были твердые духи. Для их приготовления я взяла масло без запаха и воск в пропорции примерно 1 часть воска к 2-2,5 частям масла (2 столовые ложки масла и 1 столовая ложка воска). Нагрела воск на водяной бане, довела его до жидкого состояния и нагрела масло. Смешала масло с воском и добавила композицию из эфирных масел. Все размешала тонкой палочкой и быстро залила в подготовленную форму. После этого смесь быстро застывает.

Изготовление мыла с подготовленным ароматом.

Последним этапом моей работы было изготовление мыла со своим ароматом.

В качестве основы я взяла простое глицериновой мыло. Основу разрезала на кубики и отправила на 1 минуту в микроволновку на максимальную мощность топиться. После этого добавила в растопленную массу: капельки пищевого красителя (….), парфюмерную композицию и всё перемешала. Сбрызнула форму спиртом (так я не дам образоваться пузырькам воздуха). Вылила полученную массу, и опять сбрызнула сверху спиртом, чтоб убрать пузырьки, и отправила массу в холодильник на полчаса-час. Полученное мыло я упаковала в пищевую пленку (чтоб защитить от влажности) для долгого хранения.

Заключение

Можно любоваться красотой розы, вслушиваться в шелест ее лепестков и листьев, но впечатление будет неполным, если не ощутить аромат этого цветка. Этим наслаждением мы обязаны обонянию. На протяжении многих веков запахам уделяли огромное внимание, и даже, придавали мистический смысл: цветущей веткой персика шаманы изгоняли из человека духов болезни и зла, пары семян руты на Востоке и в Средней Азии считались верным средством от дурного глаза, по свидетельству Геротода, благовонным можжевельником окуривали дом и постройки, чтобы предохранить их от удара молнии. Люди с древних времен по сегодняшний день используют ароматические вещества для изменения запаха собственного тела и окружающей среды.

Стремление человека ощутить любимый аромат в любое время года привело к тому к появлению специальности парфюмера. Парфюмер – это специалист, создающий композицию – сложную смесь душистых веществ.

Создание своих духов трудоёмкий процесс. В своей работе я получила эфирные масла из природного сырья, хорошего качества. Но самым трудным оказалось правильно сочетать масла, чтобы они не только не перекрывали друг друга, но и дополняли, создавая приятны аромат. И у меня это получилось.

Полученный аромат был использован для создания собственной ароматной композиции и сопутствующих ароматических изделий (мыла, аромосвечей, духов).

Эфирные масла воздействуют через органы обоняния на нервную систему. Если человек научится жить в гармонии с окружающими его запахами, то это, конечно, благотворно повлияет на его физическое и психологическое состояние.

Таким образом, запахи - являются уникальным звеном, связывающим наше здоровье с богатствами окружающего нас мира.

Литература:

  1. П. Зюскинд. Парфюмер. История одного убийцы

  2. Г.Н. Каспаров, Основы производства парфюмерии и косметики, М. “Агропромиздат”, 1988, 287с.

  3. Кривова А.Ю., Паронян В.Х. Технология производства парфюмерно-косметических продуктов (2009) 661 c.

  4. Л.А. Хейфиц, В.М. Дашунин, Душистые вещества и другие продукты для парфюмерии, М. “Химия”, 1994, 256с.

  5. И.И. Сидоров, Н.А. Турышева, Л.П. Фалеева, Е.И. Ясюкевич, Технология натуральных эфирных масел и синтетических душистых веществ, М. Легкая и пищевая промышленность, 1984, 368с.

  6. http://lambre.by/parfum/parfum_glossary.htm

  7. http://www.znaytovar.ru/s/Parfyumernye-tovary.html

  8. www.ecobites.com

  9. http://www.syl.ru/article/153259/new_kak-sdelat-duhi-v-domashnih-usloviyah-domashnie-tverdyie-duhi

  10. http://www.irklib.ru/publication/189/

  11. история-вещей.рф/parfyumeriya/istoriya-sozdaniya-duhov.html

  12. http://www.kakprosto.ru/kak-25386-kak-sdelat-doma-duhi#ixzz3Px0JUwbQ

  13. elitperfume.ru/blogs/blog/kak-polzovatsya-maslyanymi-duhami

  14. http://www.kakprosto.ru/kak-830918-kogda-poyavilis-pervye-duhi#ixzz3PwzxqdhG

  15. Wikipedia.ru

Приложение 1

Прибор для получения эфирных масел

Фотоотчет о проделанной работе

Мои духи

Ароматическая коллекция

Мыло на основе моей ароматической композиции

Ароматические свечи

Сухие духи

15

Просмотров работы: 821

school-science.ru

Проектно- исследовательская работа по химии "Экологически безопасная парфюмерия"

МОУ СОШ п. Тарбагатай

Петровск – Забайкальский район, Забайкальский край

Секция: ХИМИИ

Тема: « Экологически безопасная косметика и парфюмерия»

Выполнила: Рассказова Мария

10 класс

Научный руководитель:

Шишмарева Светлана Леонидовна

учитель химии

(высшей категории 14 разряд)

Тарбагатай 2009

Содержание.

Введение с.1

Глава I Мир парфюмерии с. 2

    1. Из истории парфюмерии с. 2

    2. Виды парфюмерно-косметических средств и их составы с. 3

    3. Воздействие парфюмерно-косметических средств на природу и здоровье

Человека с . 4

ГлаваⅡ Экспериментальные исследования использования различных видов парфюмерно-косметических средств на практике с.6

2.1. Исследование использования различных видов парфюмерно-косметических

средств с. 6

2.2 Использование экологически безопасной парфюмерно-косметической

продукции с. 8

Заключение 9

Литература с. 10

Приложения с. 11

Приложение 1- с 11

Приложение 2 с12

Приложение 3 с 20

Приложение 4 с 21

Приложение 2 с 22

Введение.

Актуальность . Трудно найти на земном шаре уголок, где бы в той или иной степени не использовались порфюмерно - косметические средства. Духи и одеколоны, различные кремы, зубная паста, лекарства, мыло, губная помада, дезотораторы - вот их области применения. К парфюмерно-косметическим средствам относятся препараты гигиенического или лечебного характера, которые помогают сохранить красоту и здоровье человека, исправить или скрыть внешние недостатки, сделать его более привлекательным. Большая же часть парфюмерно-косметических товаров представляет опасность для окружающей среды и здоровья человека. Поэтому во всём мире так актуальна проблема экологически безопасных парфюмерно-косметических препаратов – ни прямо, ни косвенно не приносящих вреда окружающей среде и здоровью человека. Какое же воздействие оказывает на окружающую среду парфюмерия, как сделать правильный выбор среди парфюмерно-косметических товаров и, тем самым обезопасить себя и своих близких от опасных факторов, связанных с их применением? Эта проблема заинтересовала меня, что и явилось основанием выбора темы « Экологически безопасная парфюмерия и косметика»

Объект исследования: Парфюмерно-косметические средства.

Предмет исследования: Воздействие их на окружающую среду и здоровье человека.

Цель. Выявить влияние парфюмерно-косметических средств на здоровье человека и предложить экологически – безопасные средства.

Гипотеза: Если будет изучено вредное воздействие парфюмерно-косметических средств на окружающую среду и здоровье человека, будут подобраны и предложены экологически безопасные средства, то это будет способствовать формированию экологической культуры, а, следовательно, и сохранению здоровья.

Задачи: 1 Рассмотреть историю возникновения парфюмерно-косметических средств.

2 Изучить виды парфюмерно-косметических средств и их состав.

3Исследовать влияние их на окружающую среду и здоровье человека.

4 Экспериментально проверить практическое использование парфюмерно-косметических средств и предложить экологически безопасные.

Методы исследования: 1 Эмпирические: эксперимент, наблюдение, экспертная оценка.

2) .Теоретические: анализ, синтез, аналогия, моделирование, обобщение, вывод.

Теоретической основой исследования послужили работы авторов: Шулова Л.М., Виламо Х, Малхолла Д., Плетнёва Г.В., Каспарова Г.Н.В первой главе рассматривается история парфюмерии, состав, виды парфюмерно-косметических средств, влияние на здоровье человека и окружающую среду. Во второй - исследуется использование экологически безопасной парфюмерии.

Глава Ι. Мир парфюмерии.

1.1. Из истории парфюмерии. Искусство украшения внешности уходит корнями в далёкое прошлое. Уже в захоронениях раннего железного века археологи находят керамические флаконы с цветными порошками, костяные иглы для нанесения татуировок Скифские женщины пользовались пахучими маслами и мазями для умащения лица и тела. До нас дошёл рецепт особой косметической маски, которая накладывалась не только на лицо, но и на всё тело, основу которого составляло тесто, приготовленное из древесины можжевельника. Говоря об истории косметики, следует вспомнить Древний Египет, где искусство украшения внешности было известно за четыре тысячи лет до новой эры. Египтяне славились умением изготавливать всевозможные притирания, пудры и краски. Среди знатных особ было принято подводить глаза чёрной краской. В Египте эту краску называли «мастим», что в переводе означало: «цвет, делающий глаза говорящими». Мастим – соединения мышьяка наносили на веки, брови, ресницы с помощью палочки из дерева или слоновой кости. В древнеегипетских письменных источниках имеются рекомендации по удалению морщин и пигментных пятен с лица, о средствах против поседения. Сохранился папирус с рецептом, прописанным за четыре тысячи лет до нашей эры египетской царице Хатти: «финик – один, собачья лапа – одна, ослиное копыто – одно; всё это разварить хорошенько в масле, затем сильно втирать в голову …». Этот состав в то время считался вернейшим средством против выпадения волос. От Древнего Египта любовь к косметике перенял античный мир. Как гласит греческий миф, богиня любви Афродита, собираясь на «конкурс красоты» среди богинь, не удержалась от красоты» среди богинь, не удержалась от соблазна и тайком подкрасилась и напудрилась. Само слово «косметика» греческого происхождения, его первоначальное значение – украшать, наряжать. Мало что можно сказать о косметике в средние века. Церковь считала человеческое тело греховным и всякую заботу о нём относила к порокам. Помимо того, во время войн изысканный уход за телом даже среди знатных людей отходил на второй план. Только в эпоху Возрождения косметика вновь обрела право на существование. Просвещённые флорентийки 16 века знали более трёхсот косметических рецептов. Из Флоренции купцы и бродячие актёры завезли в Англию, Францию пасты, помады, пудры, румяна. Позднее в арсенале модниц стали обязательны мушки – кусочки чёрной или красной тафты (тонкая шёлковая ткань), которые наклеивали на лицо. По моде того времени это считалось очень красивым. Но порой роль мушек была, вероятно, прозаичнее – ими старались прикрыть бородавки и оспины. И «обойдённые» природой женщины делали родинки из индиго, смешанного с растёртыми в порошок драгоценными камнями. В смесь часто добавляли душистые вещества. К середине 17 века пудра и румяна становятся необходимыми принадлежностями туалета женщины. В это время количество употребляемых косметических средств измеряется тоннами, а стоимость их состояниями. Однако наш век побил эти рекорды. Подсчитали, что женщины стран Запада, тратят ежегодно 250 млн. долларов на химическую завивку волос, 9млн. на окраску бровей и ресниц, более 50 млн. на грим для лица, 18 млн. на губную помаду. Что же принципиально отличает наши современные косметические средства от косметики прошлого? В первую очередь, конечно, использование синтетических соединений для её производства. Изменился и масштаб самого производства косметики. Оно вышло за рамки частных лавок и небольших фабрик на простор крупных национальных и даже межнациональных корпораций и фирм. [4, 288]

1.2 Виды парфюмерно-косметических средств и их состав. Для производства парфюмерно-косметических товаров используются самые различные вещества - как созданные природой, так и полученные благодаря успехам химии (Пр1, )

1. Парфюмерные средства, служащие для ароматизации кожи, одежды, волос: духи, одеколоны, туалетная вода. Основа их – смесь душистых веществ, растворённых в спирте. Искусство парфюмеров объединять запахи в настоящие « ароматные» букеты. Например, в духах « Подарочные» более 50 компонентов. С развитием парфюмерии натуральные источники уже не в состоянии были удовлетворить возрастающие потребности. На 1 кг розового масла нужно переработать 1-3 т лепестков розы. [1,37]На помощь пришла химия. Вещества органического синтеза заменяют дефицитные и дорогие эфирные масла. Это: а) спирты: фенилэтиловый спирт С6Н5(СН2) 2ОН (роза), коричный спирт С6Н5СН=СНСН2ОН (гиацинт), терпинеол СН3 С6Н9 ( СН3)2ОН (сирень) б) простые эфиры: дифенилоксид С6Н5О С6Н5 (герань), яра-яра (С6Н5)2ОСН3 (черёмуха), изоэвгенол СН=СНСН3 С6Н3 ОСН3 ОН (гвоздика) в) сложные эфиры:

бензилацетат С6Н5СН2ОСОСН3 (жасмин), изоамилацетат СН3СООСН (СН2) 2СН (СН3)2 (груша) в) лактоны: кумарин С6Н5С5ОН4О (свежее сено)

г) альдегиды: бензальдегид С6Н5СОН. [2, 164]

2. Косметические средства, служащие для ухода за телом, применяемые в целях улучшения внешности человека: средства для ухода за кожей (кремы, лосьоны), средства для ухода за волосами (шампуни, ополаскиватели, лаки, гели, бальзамы), средства для ухода за полостью рта (эликсиры, зубные пасты). Основные компоненты, входящие в состав косметических средств (Пр2): жиры и масла (оливковое, персиковое, миндальное, подсолнечное, касторовое, куриное масло), продукты переработки жиров (стеарин, щелочные мыла стеариновой, пальмитиновой и других кислот, металлические мыла магния, цинка) воски (пчелиный воск, спермацет, ланолин, синтетические воски), продукты переработки нефти (парафин, парфюмерное масло), поверхностно – активные вещества (алкилсульфаты, сульфоэтоксилаты), эмульгаторы (пентол, сорбит – олеат. Лецитин), гелеобразующие вещества (агар- агар, желатин, эфиры карбометилцеллюлозы) абразивные вещества (карбонат кальция), красящие вещества (оксид цинка, оксид титана, охра, сажа, родамин, эозин, паста перламутровая, хлорофилл), консерванты (напагин, напазол, борная и салициловая кислоты, бензиловый спирт, сорбиновая кислота), фотозащитные вещества (салол, охра жёлтая) [7, 331]

Классификация веществ, входящих в состав парфюмерно-косметических средств основана на происхождении и способах их получения. ( Пр. 3) 1 Природные вещества: минерального происхождения (цветные пигменты, абразивные вещества), животного происхождения (жиры, гелеобразующие вещества, пахучие железы и выделения животных), растительного происхождения (жиры, эфирные масла, смолы, биоактивные вещества).2 Синтетические вещества, получаемые химическим синтезом из химического сырья: моющие вещества, эмульгаторы, красители, консерванты, душистые вещества.

3 Полусинтетические вещества, получаемые из природного сырья химическим синтезом: продукты переработки жиров, эфирных масел, полусинтетические душистые вещества.

1.3 Воздействие парфюмерно-косметических средств на природу и здоровье человека. В современном парфюмерно-косметическом производстве используется более 30 000 самых различных веществ (Пр3). Большая часть из них (около 20 000) имеет синтетическое происхождение. С одной стороны, использование синтетических продуктов ведет к снижению стоимости парфюмерии и косметики. С другой стороны, синтетические вещества, входящие в состав парфюмерных и косметических композиций могут стать причиной заболеваний. Многие из них имеют свойство накапливаться в организме человека, и со временем начинают проявлять свои токсические свойства. ( Пр2) Но в этом кроется лишь часть опасности, поскольку различные химические соединения, применяемые в парфюмерно-косметическом производстве, способны внедряться в природные экосистемы, и их опосредованное действие на окружающую среду и здоровье человека трудно предугадать. А между тем оно может проявиться через десятки лет. Многие парфюмерно-косметические препараты – лаки для волос, дезодоранты, кремы для бритья выпускаются в аэрозольном варианте. Удобно и быстро, но при массовом применении гибельно для всего живого на Земле. Опубликованные английским физиком Д.Форманом в конце 1970-х годов данные по поводу образования бреши в озоновом слое над Антарктидой сильно подстегнули обсуждение « фреоновой опасности» на международном уровне и вызвали к жизни принятие важной международной договоренности: « Венской конвенции об охране озонового щита Земли». В 1989 году в Хельсинки высказалось полное прекращение выпуска всех фреоновых соединений к концу 1990-х годов. Однако, несмотря на это, фреоны продолжают производить и применяться. Чем же грозит содержания озона в верхних слоях земной атмосферы, связанное с ее загрязнением фреонами? Это уменьшение количества, размера и даже цвета листвы в лесу; легкие нашей планеты неустойчивы к жесткому ультрафиолетовому облучению, задерживаемому именно « озоновым щитом» Земли. Может пострадать и фитопланктон на поверхности Мирового океана. Для человека и животных сильное ультрафиолетовое облучение грозит болезнями кожи, глаз, нарушением общего кровоснабжения, а также опасностью раковых заболеваний. Поэтому фреоны должны быть заменены другими газами – носителями, безвредными для человека и окружающей среды. На окружающую среду влияет упаковка парфюмерно-косметических препаратов. Она, с одной стороны, необходима, поскольку без нее немыслимы и транспортировка и хранение. С другой стороны, применение её порождает множество проблем, связанных с ее утилизацией. При их сжигании на свалках образуется большое количество загрязняющих веществ, включая тяжелые металлы, диоксины и различные токсичные газы, что представляет серьезную опасность для окружающей среды и здоровья людей (ПР. 4). В косметике широко применяются моющие средства. Они входят в состав шампуней, гелей для душа и других гигиенических моющих средств. СМС представляют серьезную опасность для окружающей среды. Попадая в естественные водоемы, они изменяют поверхностное натяжение природных вод, способствуют образованию обильной стойкой пены. Некоторые СМС содержат фосфор, попадая в водоемы, приводят к сильному разрастанию микроскопических водорослей, которые усиленно размножаясь, поглощают кислород, в результате происходит гибель животных. В состав парфюмерно-косметических препаратов входят ксенобиотики (от греческих «ксенос» - чужой и «биос» - жизнь) – чужеродные для организмов химические вещества, созданные человеком. Это химические красители, консерванты, эмульгаторы, антиоксиданты, стабилизаторы, моющие средства, вызывающие канцерогенный, мутагенный и тератогенный (врождённые дефекты у детей) эффекты. Многие из них могут стать причиной серьёзных заболеваний кожи, волос, ногтей, а также других физиологических нарушений. Применение крема «для загара без солнца» содержащего канцерогенное вещество диоксиацетон, может вызвать рак кожи через десятки лет. [3, 85]Выводы: Парфюмерия имеет многовековую историю развития. Для производства парфюмерно-косметических товаров используются самые различные вещества - как созданные природой, так и полученные благодаря успехам химии. Химические соединения, применяемые в парфюмерно-косметическом производстве, способны внедряться в природные экосистемы, и оказывать опосредованное действие на окружающую среду и здоровье человека.

Глава Ⅱ Экспериментальные исследования использования различных видов парфюмерно-косметических средств на практике. 2.1 Мной исследовано использование различных видов парфюмерно-косметических средств. Я провела социальный опрос, узнав какими косметическими средствами, пользуются люди в возрасте от 7 до 60 лет. На основе этого сделана таблица. Глядя на нее, мы можем увидеть, что такие производительные фирмы как: «Orifiame», «Арт – Визаж», «Чистая линия» намного чаще используются людьми, что свидетельствует о качестве и доступности. (Пр.5) Исследуя состав кремов различных фирм, я выдвинула гипотезу, что не все они являются экологически безопасными. Был изучен состав кремов фирм: «Orifiame», «Арт – Визаж», «Чистая линия», « Калина», « Чёрный жемчуг», « Nivea». Выявлено, что в состав исследованных кремов входят соединения органического синтеза .Наиболее часто использующиеся вещества.

Компоненты

Процент встречаемости

Цетеарес -20,12, цетереаловый спирт, цетилпальмитат

70%

Пропиленгликоль, декаприлат карбонат, пропиленгликоль

75%

Метилпарабен, пропилпарабен

100%

Лизингидрохлорид, триглецириды каприновой и капроновой кислоты, октилоктаноат, глицерилстеарат.

65%

ПЭГ -402, бензафенон -3

Диоксид титана

55%

40%

Вывод: В состав кремов входят вещества органического синтеза, влияющие на здоровье.

Проводя исследования, я выдвинула гипотезу, что одним из факторов возникновения аллергии - косметика и процент возникновения зависит от длительности использования.

45 60 л

76%

68%

36%

49%

2.2 Использование экологически безопасной парфюмерно-косметической продукции,

Критерии экологически безопасных парфюмерно-косметических средств.а)имеет полную сопроводительную информацию о компонентном составе; б) содержит только вещества, которые прямо или косвенно не оказывают вредного воздействия на окружающую среду и организм человека; в)её производство не причиняет ущерба для окружающей среды; г)её упаковка подвергается вторичному использованию или утилизации без ущерба для окружающей среды; д) для её испытания не используются подопытные животные. Руководствуясь этими критериями, уже сегодня человек может улучшить экологическую обстановку и сохранить здоровье. Однако не обязательно пользоваться лишь покупными экологически безопасными средствами, можно научиться применять силы природы. Для этого нужно освоить изготовление средств повседневного применения, используя целебные силы природы и многовековой опыт народной косметики. [5,98]

Мыло туалетное

Поверхностно – активные вещества и ароматизаторы вызывают аллергию. В качестве наполнителей содержат соли цинка и других тяжёлых металлов.

Загрязнённую кожу можно мыть настоем мыльного корня, молочной сывороткой или тёплым некипячёным молоком

Губная помада

Синтетические красители и пигменты, соединения тяжёлых металлов ( висмута) –канцерогены и мутагены. Продукты окисления жиров и масел

Покупать только помаду, которая имеет перечень входящих в неё веществ и этикетку, что она не проходила испытания на жив-ных

Пудра

Содержит токсичные элементы (цинк)

«рисовая пудра»

Краска для волос

Н2О2 нарушает структуру волос, синтетические красители содержат кадмий, стронций, медь.

Натуральные красители: хна, басма, отвары подсолнечника, ромашки, грецкого ореха

Лак для волос

Фенолформальдегидная смола, выделяющая фенол, формальдегид – канцерогены.

Для закрепления причёски можно использовать водный раствор пива3:1,отвар льняного семени

Лак для ногтей

Опасные растворители: ацетон, изоамилацетат, бутанол и др

Шлифовать ногти кусочком замши

Духи, одекол.

Некоторые душистые вещества могут спровоцировать аллергическую реакцию

Применять осторожно, использ. парфюмерные композиции на природной основе

Дезодорант тела

Ароматизаторы, вызывающие аллергию, фреон -2, разрушающий озоновый слой, добавки, вызывающие удушье, являющиеся канцерогенами.

Для снижения потовыделения использовать отвар дубовой коры, хмеля, для ароматизации – отвар мяты розы, тимьяна.

Дезодорант воздуха

Фреоны или газы носители - смесь бутана и пропана, действующие наркотически

Проветривание квартир, зажигание свеч или благовоний. Смеси высушенных трав и специй

2.3 Я выдвинула гипотезу: фруктовый и цветочный запах определяется запахом эфиров, который является основой парфюмерных композиций. Были использованы лепестки розы, гвоздики,листья герани, корки апельсина, хвоя ели. ( Пр6) Кусочки используемых растений я поместила в пробирки, залила диэтиловым эфиром, закрыла пробками, взболтала и оставила на сутки. Затем слила растворы в стаканы, оставила в наклонном состоянии. После испарения эфира на дне остался сложный эфир, густая маслянистая жидкость, из которого были сделаны духи путём растворения в спирте. Таким образом, я получила парфюмерные композиции на природной основе, которые могут заменить духи и туалетную воду, провоцирующие аллергические реакции, вызывающие снижение обонятельной реакции и даже потерю обоняния. Вывод: Широко используются различные виды парфюмерно-косметических средств. Особенное внимание нужно уделить использованию экологически – безопасной продукции, соответствующей определённым критериям. Необходимо научиться применять естественные силы природы для сохранения здоровья и красоты своего организма.

Заключение.

1. История возникновения парфюмерии уходит своими корнями в прошлое. Искусство украшения ценилось в Древнем Египте, в античном мире, в эпоху Возрождения. Известны труды, посвящённые косметике, дошедшие до наших дней. Это труды Диокла, Овидия, Галена. Современные исследования по разработке синтетических методов, позволивших создать серию синтетических душистых веществ принадлежат известным химикам: Л. Ружичке, А.Е. Чичибабину, В.М. Родионову, В.Н. Белову.

2. Известно более 30000 парфюмерно-косметических средств, классифицирующихся по способам применения (парфюмерные средства, служащие для ароматизации кожи, одежды, волос: духи, одеколоны, туалетная вода и косметические средства, служащие для ухода за телом, применяемые в целях улучшения внешности человека: средства для ухода за кожей (кремы, лосьоны), средства для ухода за волосами (шампуни, ополаскиватели, лаки, гели, бальзамы), средства для ухода за полостью рта (эликсиры, зубные пасты) и способам получения (природные, синтетические, полусинтетические).

3. Многие из парфюмерно-косметических средств имеют свойство накапливаться в организме человека и со временем начинают проявлять свои токсические свойства, внедряются в экосистемы, воздействуя на окружающую среду и здоровье человека. Содержание в них фреонов, как газов – носителей, вызывает разрушение озонового слоя. Возникает множество проблем с утилизацией упаковок. СМС вызывают гибель животного мира водоёмов. Ксенобиотики вызывают, канцерогенный, мутагенный, тератогенный эффекты, способствуя развитию серьёзных заболеваний

4. В настоящее время встаёт вопрос об использование экологически безопасной продукции, соответствующей определённым критериям. Можно освоить и изготовление простейших парфюмерно-косметических средств, используя целебные силы природы и многовековой опыт народной косметики, о чём свидетельствует составленная таблица и изготовленные парфюмерные композиции на основе природных материалов. Тема имеет перспективы в следующих направлениях: « СМС и здоровье человека», « Ароматизаторы и здоровье человека», « Природа запаха»

Литература:

  1. Виламо Х. Косметическая химия. Москва. Мир. 1990 г. 288с

  2. Гриндберг И.И. « Органическая химия» « Высшая школа» 1980г 462 с

  3. Егельфрид Ю. Как защитить себя от опасных веществ в быту. Москва. Издательство МГУ. 1994 г. 95с

  4. Каспаров Г.Н. Парфюмерно-косметическое производство. Москва. Пищепром. 1997 г. 331с

  5. Плетнёв Г.В. Как защитить себя от опасных веществ в быту. Москва. Издательство МГУ. 1994 231 с

  6. Малхолл Д. Как защитить себя от опасных веществ в быту. Москва. Издательство МГУ. 1994 г.

7 Шулов Л.М. Душистые вещества. // Природа. 1960 г. № 3 64-65 с

hello_html_2be2edec.png

Приложение 2

руппа компонентов

Название

Источник

получения

Косметические

свойства

Применение в

косметике

Экологическая

безопасность

Жиры и масла

Оливковое,

персиковое,

миндальное,

подсолнечное масла.

Получают соответственно из плодов оливкового дерева, косточек персика и семян подсолнечника

Легко впитываются кожей, придают ей эластичность, упругость, предохраняют от обезвоживания, грязи и пыли.

В кремах для ухода за кожей.

Безопасны, однако, могут содержать следы пестицидов.

Касторовое масло

Жёлтая маслянистая жидкость, получаемая из семян клещевины

Смягчает кожу, укрепляет волосы, придаёт им эластичность и блеск,

Препятствует их ломке.

В косметических препаратах по уходу за волосами, в кремах, губных помадах. для приготовления жидких мыл

То же

Куриное масло

Светло-жёлтая жидкость, получаемая при вытапливании внутреннего жира

Легко впитывается кожей, не оставляя жирной плёнки, делает кожу мягкой, гладкой, улучшает её жировой обмен.

В детских косметических средствах, в питательныхкремах.

Безопасно.

Продукты переработки жиров

Стеарин

Белоснежное кристаллическое вещество, получаемое хим. переработкой хлопкового масла и животных жиров.

Обладает смягчающим действием на кожу.

Для изготовления жировых и безжировых кремов, эмульсий, кремов и гелей для бритья.

Может вызывать аллергические реакции.

Щелочные масла (стеариновой, пальмитиновой и других кислот)

Белые воскообразные вещества, получаемые взаимодействием жиров и щелочей.

Обладают моющим действием, удаляя грязь с кожи, волос и других поверхностей.

Применяются как моющие свойства и эмульгаторы, в качестве гигиенических мыл, в составе мыльных кремов и кремов для бритья.

Может оказывать раздражающее действие на кожу, нарушать естественный биологический барьер, который защищает организм от проникновения болезнетворных организмов .

Металлические мыла (стеараты магния, цинка и др.)

Блестящие тонкие порошки, получаемые взаимодействием солей магния и цинка со стеариновой кислотой.

Прочно удерживаются на коже, придавая ей внешний эффект бархатистости и шелковистости.

В пудрах, тенях для век, румянах.

Присутствие тяжёлых металлов делает препараты на основе стеаратов цинка, магния, кадмия экол. опасными.

Воски

Пчелиный воск

Твёрдое жёлтое вещество, получаемое перетапливанием пчелиных сот (при нагревании их с водой).

Способствует образованию защитной плёнки на коже, препятствующей обезвоживанию, смягчает кожу.

В дневных и защитных кремах, как сгущающий компонент губных помад

Может содержать галогенированные углеводороды, в частности, пестициды.

Спермацет

Белая хрупкая масса, получаемая из туши кашалота вымораживанием.

Близок к составу к воскам кожного жира человека. Используется для питания и смягчения кожи.

В питательных защитных кремах, в губной помаде и блеске для губ.

Получение спермацета связанно с забиванием редких морских млекопитающих,.

Ланолин

Тёмно-бурое вязкое вещество, получаемое из шерсти овец с помощью специальной обработки.

Смягчает кожу, устраняет её шелушение. Улучшает впитываемость полезных веществ.

В питательных кремах.

Так как шерсть и волосы нередко аккумулируют тяжёлые металлы: стронций, мышьяк, ланолин содержит следы этих эл- ов.

Синтетические воски

Желтоватые твёрдые вещества, получаемые из высоком. спиртов.

На кожу действуют аналогично натуральным воскам.

В питательных и защитных кремах, ср-вах декор. косметики.

В некоторых случаях могут спровоцировать алл-кую реакцию

Продукты переработки нефти

Парафин

Вещество белого цвета, получаемое при перегонки нефти.

Создаёт защитную плёнку на поверхности кожи, защищая её от неблагоприятных условий среды.

В составе декоративной косметики, в защитных кремах для массажа.

При длительном применении кремов, содержащих продукты переработки нефти, возникает серьёзное заболевание под названием меланодермия.

Поверхностно-активные вещества.

Алкилсульфаты, сульфоэтоксилаты.

Твёрдые и жидкие вещества, получаемые синтетическим путём.

Обладают моющим и бактерицидным действием. В отличие то мыл не содержат щёлочей,.

Входят в состав шампуней и гелей для мытья волос и тела. Имея свойство придавать устойчивость эмульсиям.

Могут вызывать аллергию. При попадании в реки и озёра эти и другие ПАВ уничтожают микроорганизмы, рыбу и другие орг.

Парфюмерное масло

Прозрачная бесцветная маслянистая жидкость, получаемая при перегонки нефти.

То же

В составе вазелина, декоративной косметики, кремов для массажа.

То же что и про парафин.

Эмульгаторы

Пентол, сорбит-олеат

Непрозрачные вязкие жидкости, получаемые синтетическим путём.

Создают стойкие водно-масляные эмульсии и тем самым улучшают впитываемость косметических кремов.

Являются обязательными компонентами косметических кремов.

Попадая в организм человека, могут проявлять вредные свойства.

Лецитин

Желтоватое воскообразное вещество, получаемое из куриного желтка.

Хорошо впитываясь в кожу,. Способен вызывать снижение содержания холестерина в крови и тканях, обладает омолаживающим действием на кожу, благотворно действует на волосы

В кремах для омолаживания и стимулирования кожной деятельности, в бальзамах- кондиционерах для волос.

Экологически безопасен.

Гелеобразующие вещества.

Агар-агар

Прозрачные пластинки, получаемые из красных и бурых водорослей, произрастающих в прибрежных водах Белого и Японского морей.

Замедляет испарение влаги, способствует сохранению воды в коже.

Обладая способностью образовывать студни, позволяет регулировать консистенцию косметических изделий: зубных паст,кремов, шампуней, гелей

Может содержать радионуклиды, аккумулированные водорослями.

Желатин

прозрачные пластинки, получаемые из костной ткани животных.

То же.

То же.

Экологически безопасен.

Эфиры карбоксиметил-целлюлозы.

Желтоватое гелеобразное вещество, получаемое переработкой целлюлозы, содержащиеся в древесине, хлопчатника.

То же.

Тоже.

Предприятие по переработке целлюлозы являются источниками загрязнения окружающей среды опаснейшими диоксинами

Абразивные вещества

Карбонат калия

Белый порошок, получаемый обжигом природного известняка.

Способствует механической очистке зубов благодаря тонкой кристаллической структуре.

В состав зубных паст и порошков.

При обжиге известняка в воздухе выбрасываются опасные газы: сернистый, угарный, фосфин.

Красящие вещества

Оксид цинка

Рыхлый белый порошок, получаемый снижением паров цинка в воздухе.

Скрывает дефекты кожи, придаёт ей белизну и матовость. Предохраняет кожу от неблагоприятных воздействий окружающей среды

Как важная составная часть защитных кремов, пудр, румян, грима, маскирующих карандашей.

Проникая через кожу, способен накапливаться в организме, оказывая токсическое воздействие.

Оксид титана

Белый, блестящий тонкий порошок, получаемый реакцией обмена.

Обладает антисептическими свойствами

На производство титана и его соединений затрачивается огромное количество энергии.

Охра

Тонкий порошок золотистого цвета, являющийся природным продуктом, образующимся при разрушении полевошпатовых пород.

Обладает фотозащитными свойствами

Для изготовления пудр («Рашель», « Цвет загара») и грима

Экологически безопасна.

Сажа

Чёрный мелкий порошок, получаемый сжиганием скипидара или природного газа.

Безвредный чёрный пигмент.

Для приготовления туши для ресниц и бровей.

Экологически безопасна.

Родамин

Красный или красно-фиолетовый порошок, получаемый синтетическим путём.

Придаёт красивые розовый и фиолетовый цвета декоративной косметике и мылу.

Для изготовления трудносмываемых губных помад, профессионального грима.

Воздействия родамина и эозина может стать причиной возникновения у человека актиническое заболевание

Эозин

Тонкий порошок вишнёвого цвета, получаемый синтетическим путём.

Даёт очень красивый розовый и красный оттенок («Цвет утренней зари»).

Применяется в качестве красителя для пудры, румян, профессионального грима.

Хейлита («красная кайма губ») – очень тяжёлого и трудно поддающегося лечениюзаболевания.

Паста перламутровая

Пастообразная масса перламутрового-серого цвета, получаемая смешиванием солей висмута и касторового масла.

Придаёт перламутровый блеск косметическим препаратам.

В состав декоративной косметики: губных помад, теней, лаков для ногтей.

Соли висмута являются канцерогенами и способны накапливаться в организме.

Хлорофилл

Зелёное красящее вещество растений.

Обладает дезинфицирующими и дезодорирующими свойствами.

В составе зубных паст, гигиенических губных помад.

Абсолютно безопасен.

Сорбиновая кислота.

Содержится в плодах рябины.

В составе элитной косметики.

Безопасна.

Фотозащитные вещества.

Салол

Белый кристаллический порошок, синтетическим пу

Защищает кожу от воздействия ультрафиолетовых лучей.

В фотозащитных кремах.

Нередко вызывает раздражение кожи.

hello_html_3ff1f6bb.pnghello_html_3ff1f6bb.pnghello_html_3ff1f6bb.png

hello_html_m67106751.png

Возраст

Средство

Фирма

1960-1980 г.г.

Духи «Красная Москва», «Подарочный набор», «Елена», «Тамара»

г. Москва. ОАО «Свобода».

Крем для рук: «Утро», «Любимый», «Элегия».

г. Ленинград.

Шампуни: «Яичный», «Лесная ягода», «Хвойный», «Земляничный».

г. Москва.

Пудра: «Загар».

Румяна.

Тональный крем: «Балет»

г. Москва ОАО «Свобода».

2009 г.

от 7 – до 9 лет

Помада

«Маленькая фея».

Шампунь

Пудра

Духи

От 17 до 25 лет.

Крем для лица (экстракт алоэ-вера).

«Чистая линия».

Молочко для снятия макияжа, лосьоны, тоники.

Крем для лица «тональная основа» супер - устойчивый SPF 4 (с витамином Е).

« Арт-Визаж».

Дезодорант-антиперспирант

«Rexona», «Lady Speed Stick»

Тушь для ресниц

«Арт-Визаж», «Oriflame»

Блеск для губ

« Арт – Визаж»

Тени для век

« Ruby Rose», «Oriflame»

Крем для тела

« Oriflame»

Туалетная вода

От 35 до 60

Крем для лица

« Чистая линия»

Губная помада

« Oriflame»

Тональный крем

« Арт – Визаж»

Приложение 5

infourok.ru


Смотрите также