Синтоизм: В мире японских духов. Духи религия


Дух (мифология) - это... Что такое Дух (мифология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Дух.

Дух — в мифологии: сверхъестественное существо, наделённое волей, способностью воспринимать предметы и различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся (почти) всегда недоступным для восприятия. Духам часто приписывают невидимость, разум, ясновидение, способность к полёту, исчезновению и появлению. Дух, якобы, может либо никак себя не проявлять, либо становиться видимым, входить в контакт с человеком, общаться с ним (словесно или мысленно), вызывать у человека видения, болезни, становиться причиной тех или иных явлений природы.

Рождение и смерть для духа невозможны в физическом плане. Также дух может вселяться в неодушевлённый предмет, в растении или в животном, становясь причиной роста, поломки, болезни, необъяснимого поведения, аномальных явлений, происходящих с предметом, растением или животным.

В некоторых культурах бытует мнение, что духи могут вселяться в человека и подчинять себе его волю (см. статью «Одержимость»).

В русском языке слово «дух» означает также воздух или запах, что может говорить о том, что духи обладают свойствами воздуха.

Духи в религиях

Образ духа появляется как результат наделения всего окружающего мира человеческими чертами, в частности, способностью к восприятию и волей. Дух может восприниматься как сущность, связанная с человеком, иным живым существом, предметом или явлением. Таким образом предполагается существование духов животных, растений, лесов, водоёмов, облаков, ветров, дождей, гроз, домашнего очага, охоты, рыбной ловли и так далее. Происходит мистификация сил природы. Считается, что дух управляет поведением того, к чему относится (действиями животного, ростом растения, удачей на охоте, наличием или отсутствием осадков и так далее). Оскорблённый действиями человека дух может отомстить ему, ублаготворённый — помочь. У человека наряду со знанием о реальном мире и связях в нём возникла вера в существование у определённых человеческих действий способности таинственным и иррациональным способом обеспечивать достижение желаемого результата. С точки зрения материалистического и научного мировоззрения вера в духов отражает низкий уровень знаний о мире, не дающий возможности рационально объяснить природные явления, а также высокую степень зависимости от неподконтрольных человеку явлений природы, которые из-за этого воспринимаются как благосклонность или месть неведомых сил.

«Одухотворение» мира естественным образом приводит к представлению о том, что с духами, населяющими мир, человек может сосуществовать, конфликтовать, общаться, договариваться, заключать сделки, бороться, обращаться к ним с просьбами, заставлять выполнять некоторые свои желания, задабривать или даже наказывать их.

В буддизме

К духам в буддийской мифологии можно отнести асуров.

В религиях и мифах народов мира

Духи людей (души)

Описываются также духи, представляющие собой сознание человека (обычно, умершего), существующее отдельно от его тела. Существует множество религиозных верований и суеверий, связанных с духами умерших людей. Как правило, они описывают посмертное существование человека как жизнь в виде духа.

В ряде религиозных культур считается, что дух умершего может упокоиться (то есть удалиться в иной мир или реинкарнироваться), только если он не обеспокоен чем-либо и если тело умершего погребено в соответствии с определёнными правилами. Если же это не так, то дух может оставаться на Земле среди живых (будучи невидим и неощутим, но, возможно, сохраняя способность воспринимать окружающее или даже влиять на происходящее) до тех пор, пока не исчезнут тревожащие его явления и люди, либо пока тело умершего не будет погребено. В частности, по православным представлениям душа умершего 40 дней пребывает среди живых, после чего уходит в мир иной. По синтоистским представлениям дух умершего неправедной смертью будет обитать среди людей до тех пор, пока жив его обидчик; также в синтоизме считается, что духи умерших родителей оберегают жилище.

Существуют методики, якобы позволяющие человеку временно покидать своё тело в форме духа и перемещаться в пространстве, наблюдая происходящие вокруг события. Большинство учёных скептически относятся к подобным сообщениям.

Духи и наука

Поскольку духи не относятся к объектам материи, современная наука не считает возможным их исследование.

Литература

dic.academic.ru

Синтоизм: В мире японских духов

Многие считают японцев буддистами. В Стране восходящего солнца действительно немало буддистов. Но традиционной религией Японии является синтоизм. Это очень древняя и совершенно открытая для всех интересующихся вера. Однако известно о ней за пределами островов удивительно мало.

На русский язык японское понятие «синто» можно перевести как «путь богов». Так называется традиционная религия этого народа. Японцы верят, что боги, как и души умерших, обитают везде. Умирает лишь материальная оболочка, а души остаются и получают пристанище в природных объектах или предметах, сотворенных руками людей.

Японцы называют эти вечные души мира «ками». Ками могут жить в камнях и деревьях, получать во владение целую рощицу или гору, водопад или речку, меч, зеркало, драгоценный перстень, дощечку со священным текстом... Это для нас мир заполнен «пустыми предметами», для японца все предметы в окружающем мире - это чьи-то души.

Ками-кири, называемый также камикю "Похититель волос".

Спор между богами

Согласно традиционным японским верованиям, наш мир был сотворен следующим образом. Сначала все пребывало в состоянии хаоса, и не было нигде ни гармонии, ни красоты. Но однажды все элементы мира стали собираться в божественные пары.

Среди хаоса образовались вдруг небо и земля -Такамано хара и острова Акицусима (Равнина Высокого Неба и Острова Стрекоз). А потом появились и первые боги. Одна такая божественная пара создала остров Онногоро (Срединный Столп Земли), а еще от их брака родилось множество прочих островов и других ками.

Hyakkyagyou - "парад ста демонов" Старинная легенда гласит - каждый год японские сверхъестественные существа выходят на улицу во время летних ночей.

Но ничто не вечно, даже боги. Родив бога огня Кацугути, богиня Идзанами умерла и ушла в Страну Мрака. Ее муж Идзанаги тяжело переживал смерть любимой и решил отнять ее у смерти: он отправился в подземный мир и нашел ее истлевшее тело. Но вид этого тела так его испугал, что, рыдая, он вернулся на землю, а вход в подземелье завалил камнями.

Сам же отправился совершать омовение - так ему был отвратителен вид разложившейся плоти. Умываясь, он стряхивал капли, и так стали рождаться боги. Из капли, омывшей его левый глаз, родилась Аматэрасу, богиня солнца. Из капли, омывшей нос, - ее братец Сусаноо, бог ветра. И множество иных.

Пребывающая в мире мертвых богиня Идзанами рассердилась и пообещала в отместку за трусость мужа убивать созданных им людей, а муж пообещал ей строить новые и новые хижины и населять их людьми. Так они стали друг с другом соревноваться: Идзанами убивает людей, а Идзанаги плодит новых. Не обошлось без вражды и между Аматэрасу и Сусаноо. Братец однажды ворвался в покои Аматэрасу и так ее испугал, что сестра укрылась в пещере.

На земле стало темно, настала вечная ночь. Только всеобщими усилиями боги уговорили Аматэрасу выглянуть из укрытия. И тогда вновь вернулся ясный солнечный день. А строптивца Сусаноо прогнали подальше с глаз, чтобы не пугал сестру. Японцы верят, что Аматэрасу стала родоначальницей императорского рода.

Внук богини, которого звали Ниниги, спустился на японские острова, чтобы править людьми. А потомок Ниниги по имени Дзимму стал первым императором Японии. По традиции считается, что Дзимму основал государство в 660 году до нашей эры.

Из поколения в поколение японцы передавали священный предмет: зеркало богини Аматэрасу, которое считается символом императорской власти. Как верят на островах, священное зеркало по сей день хранится в одном из трех императорских храмов. Ведь по японским верованиям император не наместник бога на земле, как считали европейцы, а сам и есть божество. Только после Второй мировой войны японские императоры согласились больше не именовать себя богами.

Жизнь без страданий

Если у христиан есть установленный символ веры, то японцы жестких догматов не имеют. Они просто знают, что изначально мир благ, а зло приходит в него, когда люди теряют свою чистоту и перестают слушать собственную душу. Добра и зла как разъединенных понятий вовсе не существует. Зло, по большому счету, всего лишь «болезнь», и человек, который алчен или жесток, - болен. Если он сможет вернуть изначальную чистоту души, то выздоровеет. На эту тему сложено множество мифов и легенд.

Иногда прозрение наступает под влиянием сна. Иногда человек вдруг слышит голос ками, который наставляет на правильный путь. А порою сам понимает свои ошибки и дает обет их исправить. Никакого наказания после смерти, как у христиан, японцы не знают. Но злые души после смерти их хозяев могут стать злыми духами и пугать добрых людей, даже являться им в виде призраков.

Болезнь и смерть японцы считают неугодными их ками: недаром Идзанаги бежал от разложившегося тела супруги. В храмы запрещено входить с кровоточащими ранами или если человек из-за болезни потерял телесную целостность и чистоту. Внутри синтоистских храмов вы не увидите могил праведников и героев, как принято в христианской культуре. Похоронить внутри храма - это все равно, что сделать храм пристанищем зла. Храмы должны даровать мир и душевный покой, а не напоминать о страданиях и смерти.

Чтобы жить добродетельно и чтить богов и предков, японцы строят храмы синто, которые состоят из двух частей. Первая часть - хондэн, где находится алтарь и хранится священный предмет, в который вселился дух ками. Вторая - хайдэн, помещение для верующих. Иногда оба зала соединены в один. Иногда хондэн находится прямо под открытым небом, а алтарем служит камень или гора. Храм может выглядеть как прямоугольная площадка с двумя столбиками - воротами без дверей, называющимися ториями.

Службы ведет каннуси, одетый в белое кимоно, такие же штаны и черную шапочку. Иногда в них принимают участие его помощницы - мико. В храмах японцы совершают четыре ритуала синто - символическое очищение (хараи), подношение богам (синсэн), ритуальные молитвы (норито), ритуальный пир (наораи). Хараи представляет собой омовение рта, рук и лица храмовой водой. В качестве синсэн могут использоваться любые дары богам - еда, дорогие сердцу предметы, священные тексты, деньги.

Молитвы обычно читаются священнослужителями и сопровождаются другими ритуалами, а на ритуальный пир собираются все прихожане. Они съедают и выпивают часть подношений своим ками, разделяя с духами ритуальную трапезу. Некоторые предпочитают молиться ками в одиночестве. Для непосвященных это выглядит странно -человек стоит в полном молчании, иногда широко разводя руки и с силой хлопая в ладоши. Японцы считают, что с помощью хлопков они привлекают внимание ками к своей молитве.

Кроме храмов японцы молятся у домашних алтарей, которые часто выглядят как простая полочка, на которую ставят священные предметы. Пару раз в год в синтоистских храмах отмечают главные праздники, которые связаны либо с историей конкретного храма, либо посвящены божеству, которое оказывает ему покровительство.

Ками по имени Христос

Синтоизм зародился в далеком прошлом Японии и пропитывает всю японскую культуру. В то же время эта религия весьма толерантно относится к другим верованиям, поэтому впитала в себя, например, черты буддизма. Нередко в синтоистских храмах можно увидеть изображения будд. Там даже могут читаться буддистские сутры и использоваться буддистская символика.

Одно время японский синтоизм так тесно сплелся с буддизмом, что появились даже синто-буддистские храмы. И только специальный указ императора это сращение остановил. В некоторых местностях синтоизм переплелся с конфуцианством.

Единственная «привозная» религия, которой не удалось переплестись с синтоизмом, - это христианство. И вовсе не потому, что синтоисты были не готовы ввести в свой пантеон европейского Христа. Иисус показался японцам превосходным ками, и они готовы были ему поклоняться. Но возмутились христиане. Они потребовали, чтобы японцы признали исключительность Христа, а своих ками - вредоносными духами. На это японцы не пошли.

Самое забавное, что сами японцы считают синтоизм не религиозной доктриной, а культурными особенностями своей родины. Даже название Японии - Страна восходящего солнца - связано с синтоистской богиней Аматэрасу. Религиозные и культурные пласты в сознании японцев настолько тесно связаны, что их невозможно разделить. Это удивительное единство и породило особенный японский образ мысли и жизни, который иностранцам кажется совершенно непонятным и очень привлекательным.

Николай КОТОМКИН

paranormal-news.ru

Дух и религия. Дух и духи в архаических религиях — КиберПедия

 

Топ10 = человек, животный, сило, мир, некий, дыхание, представление, религия, жизнь, форма.

 

Однако далее, если мы посмотрим на этимологию слова «дух», то увидим, что в разных языках «дух» равным образом связан с дыханием, имеет значения «ветра», движения воздуха, а также ассоциируется и с запахом, в этом воздухе разносящимся.

Русское слово «дух», латинское слово «spiritus», греческое слово «пневма» едины в своем происхождении: дыхание и ветер.

Воздух кажется невидимым, несуществующим – и все же в нем есть движение, которое может сметать все на своем пути, некая невидимая сила.

Грудь, вздымаемая дыханием, также кажется обладающей своей собственной внутренней силой, порождающей это движение ветра в себе и за счет того поддерживающей жизнь. Когда это движение останавливается, сила иссякает и жизнь уходит. Это дыхание животворит.

В конце концов, можно представить себе, что это дыхание, эта сила есть какая-то животворящая субстанция, которая существует в теле, оживляя его, а после уходит из него, вылетая с последним вздохом.

На этом держится архаическая религия, наделяющая все существующие вещи некой силой, которая необходима для того, чтобы поддерживать их существование. Эта сила, разлитая в мире, постепенно субстантивируется и превращается в представление о душах как носителях сущности вещей и живых организмов – в анимистической религии. И в представление о животворящем источники бытия мира вообще – о неком Боге, творящем мир и наделяющем его жизнью.

Долгое время казалось, что изначальное религиозное чувство происходило из необъяснимости природы и неумения человека на нее воздействовать, что выражалось в наделении ее некими антропоморфными чертами, которые бы обеспечили возможность коммуникации. Потому сперва естественными представлялось язычество, т.е. поклонение множеству природных божеств, отвечающих за действие стихий и объясняющих их действие. Однако вероятно в язычестве, подчиняющем ряд стихийных явлений одному управляющему ими божеству, уже сказывается некое иерархическое мышление человека, на стадии развития цивилизации сформировавшего государство с единой системой подчинения. Отсюда, вероятно, происходит и мысль о том, что в природе царит та же иерархия, и разнообразные явления подчиняются одной и той же божественной воле. Язычество, таким образом – это путь к монотеизму: к представлению о едином правителе всего мира. Однако более ранней формой религии, свойственной до-государственному, первобытному мышлению, является анимизм. Здесь каждое существо, каждая вещь обладает своей волей, своей «душой», с которой можно вступить в коммуникацию.

И все же представление о душе, скрывающейся за внешней материальной оболочкой, само по себе должно было еще только развиться, еще только сформироваться в человеческой мысли. Потому анимизм, описанный Э.Б.Тайлором, как первоначальная формы религии, был оспорен в этой роли. Он соответствует уже весьма развитому абстрактному мышлению и религиозным представлениям, которые должны было только еще развиться, сформироваться из каких-то более ранних форм. Тотемические культы поклонения животному предку и фетишисткая вера в магическую силу тех или иных предметов не полностью сводимы к анимистическому объяснению.

Возможно тем фактом, который наталкивает раннее человеческое сознание на идею потустороннего, превосходящего окружающий мир, является столкновение со смертью себе подобных и логическое заключение о смертности человека вообще. Поскольку некая сила, ассоциируемая с дыханием и всегда сопровождающая человека в течение жизни, от младенчества до дряхлости, невзирая на все изменения (и по сути делающая его «вот этим самым» человеком, позволяющая его идентифицировать), вместе с дыханием прекращается (тело распадается, воля исчезает, существо теряет все свои способности и свою идентичность), то можно заключить, что она из него выходит и начинает какое-то независимое невидимое существование (тем более что продолжает обладать способностью являться в снах или в виде призраков). Что делало человека вот этим самым человеком, куда оно исчезает после смерти и исчезает ли полностью или продолжает существовать незримым образом? Скорее всего изначальное представление о духовном недалеко выходит за рамки материального. Тотемизм предполагает, что после смерти человек, его сущность, его дух, становится животным. Тем животным, от которого этот человек произошел, чью силу воспринял. Животное есть предок – и посмертная форма существования человека. Некоторые животные есть просто животные, но некоторые – умершие люди. Убийство таких животных табуировано. Л.Леви-Брюль ярко описывает опыт столкновения с подобными животными как мистический опыт, отталкиваясь от свидетельств современных представителей племен, живущих на первобытной стадии культурного развития. Что-то едва уловимое, неясные знаки, настроения, подмеченное сходство в выражении взгляда животного, или просто наличие неподалеку захоронения могут породить в человеке явное ощущение того, что данное животное есть не просто животное, но умерший человек, и вызвать сакральное отношение к нему.

Однако существенно также и предположение Р.Маретта относительно происхождения религии. В статье «Фактор Табу-Мана как минимум определения религии» он утверждает наличие чего-то подобного «первобытному монотеизму» на ранней стадии развития религиозности. В основе религиозного чувства по Маретту лежит двойственное ощущение наличия в мире некой силы – Мана, – мощи, поддерживающей его жизнь, одновременно жуткой и благотворной. Эта сила изначально безлична и разлита во всем, однако в чем-то может проявляться наибольшим образом (это может стать фетишем, священным предметом, священным животным), также она может персонифицироваться в форме отдельных духов при переходе на анимистическую стадию, а также можно говорить и о том, что часть этой силы имеется в человеке или предмете, но не совпадает с ним (у человека есть мана – это становится представлением о душе, но о некоторых существах можно сказать, что они сами есть мана – это духи). Однако изначально эта сила едина и наполняет весь мир. Она может даже ассоциироваться с неким единым божеством, однако это безличное божество постепенно уступает в поклонении более конкретным, и потому более важным для жизни отдельным божествам, отвечающим за те или иные природные стихии и явления. Но другой стороной этой неведомой мощи, разлитой в мире, является ее необъяснимый, пугающий характер, который и вызывает необходимость особого отношения к ней, трепета, ужаса и недопущения святотатства, небрежения. Если Мана есть нечто сверхъестественное, экстраординарное, то другая сторона этого чувства составляет Табу, запрет. Табу означает: «не сметь легкомысленно приближаться». Табу выражается в установлении ритуальных норм, особого отношения к тому, что можно назвать священным, и далее в формировании моральных запретов и системы нравственных ценностей человека.

cyberpedia.su


Смотрите также