Духи. Духи вики


Духи — Википедия (с комментариями)

Ты - не раб! Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира". http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Духи́ — парфюмерия, парфюмерное (ароматизирующее) средство, спиртовые или спиртоводные растворы смесей душистых веществ — парфюмерных композиций и настоев.

Из всех парфюмерных средств в духах наиболее высока концентрация эфирных масел (от 15 до 30 и более %), растворенных в почти чистом спирте (96 %). Поэтому стойкость запаха духов гораздо выше, чем у других парфюмерных средств (5 и более часов; на хлопчатобумажной ткани должна быть не менее 30 часов).

История

Впервые парфюмерия была использована в Древнем Египте. Большинство упоминаний о ней было связано с богами и жертвоприношениями. Доподлинно известно, что парфюмерией пользовались в Библейские времена — в Библии есть несколько упоминаний об использовании ароматических масел.

Слово «парфюм», используемое нами сегодня, происходит от лат. per fumum, то есть, через дым. Парфюмерия, или искусство создания духов, началась в древней Месопотамии и Египте и была далее развита в Древнем Риме и Персии.

Хотя духи и парфюмерия также существовали в Индии, большая часть их ароматов были основаны на ладане. Самая ранняя дистилляция эфирного масла была упомянута в тексте «Харшачарита», написанном в седьмом столетии нашей эры в Северной Индии. Там же описывается использование ароматного масла орлиного дерева.

Первым химиком, чьё имя осталось в истории, была, по-видимому, женщина, которую звали Таппути, изготовительница духов: она была упомянута на клинописной табличке второго тысячелетия до Р. Х. в Месопотамии. Она проводила многократную дистилляцию цветов, масел и аира с другими ароматическими веществами.

Недавно археологи обнаружили в Пиргосе, на Кипре то, что, как полагают, является самыми старыми духами в мире. Изготовлены духи более 4 000 лет назад. Духи были обнаружены в древней парфюмерной мастерской. 60 находок, среди которых перегонные кубы, ёмкости для смешивания, трубки и флакончики духов были найдены в пределах мастерской площадью 4 000 м². Люди в древние времена использовали травы, цветы, а также специи, миндаль, кориандр, мирт, смолы хвойных деревьев, бергамот.

Аравийский химик ал-Кинди (Алкиндус) написал в 9-м столетии книгу по духам, которую назвал «Книга Химии Духов и Дистилляции». Она содержит более ста рецептов ароматных масел, бальзамов, ароматических вод и имитаций дорогостоящих лекарств. Книга также описывает 107 методов и рецептов для создания духов и оборудование для производства парфюмерии, например, перегонного куба алембик, который все ещё носит древнее арабское название.

Персидский врач и химик Авиценна (Ибн-Сина) проводил процесс извлечения масел из цветов посредством дистилляции, процедура, наиболее обычно используемая сегодня. Он сначала экспериментировал с розами. До его открытия жидкие духи были смесями масел и истолченных трав или лепестков, которые давали сильный запах. Розовая вода была более тонка, и немедленно стала популярной. И сырье, и технологии дистилляции, сильно повлияли на западную парфюмерию и развитие науки, особенно химии.

Знание парфюмерии прибыло в Европу уже в 14-м столетии частично благодаря распространению ислама. Венгры были первыми, кто в конечном счете начал производить первые современные духи. Сделанные из душистых масел в смеси с алкоголем, первые современные духи были произведены в 1370-м году для венгерской королевы Елизаветы и были известны всюду в Европе как венгерская вода. Искусство парфюмерии процветало в эпоху Ренессанса в Италии, а в 16-м столетии итальянские продукты и разработки были вывезены во Францию личным парфюмером Катерины Медичи Рене Флорентийцем. Его лаборатория была связана с её апартаментами секретным проходом, чтобы никакие формулы не могли быть украдены в пути. Франция быстро стала европейским центром парфюмерного и косметического производства. Культивирование цветов для парфюмерии, которое началось в 14-м столетии, превратилось в ведущую отрасль на юге Франции. В течение периода Ренессанса духи использовались прежде всего богатыми людьми, чтобы скрывать запах тела, сильно выраженный, поскольку мылись тогда редко. К 18-му столетию ароматические растения выращивались в окрестностях Грасса, чтобы обеспечить сырьем растущую парфюмерную промышленность. И сегодня Франция остается центром производства парфюмерной продукции и торговли ею.

Состав парфюмерных композиций

Для приготовления парфюмерных композиций используется более трёхсот натуральных и синтетических душистых веществ, получаемых из растительного, животного и химического сырья.

В среднем в состав композиции входит от 15 до 60 и более различных душистых веществ. Обычно композиция составляет 10-25 % от массы духов, в некоторых духах — до 50%.

Душистые вещества

Сырьём для душистых веществ растительного происхождения служат, прежде всего, лепестки цветов, плоды, листья, корни растений эфироносов. Из них путём паровой перегонки и экстракции получают эфирные масла или при дальнейшем сгущении «цветочную помаду». Розовое, кориандровое, сандаловое масло применяются как самостоятельные душистые вещества. Листья пачули, семена кориандра, дубовый мох применяются в виде настоев. Как правило, вещества растительного происхождения составляют основную ароматическую массу духов.

Душистые вещества животного происхождения используются только в виде настоев для фиксации аромата. К ним относятся амбра, мускус, кастореум и цибетин. Сырьё животного происхождения дороже других компонентов, но именно его наличие или отсутствие определяет уровень качества духов.

Из веществ растительного происхождения химическим путём изготовляют синтетические душистые вещества. В качестве сырья для их получения используются, например, кориандровое, сасафрасовое, анисовое масло. Это позволяет получать ароматы, не имеющие аналогов в природе.

Растворитель

В качестве универсального растворителя используется этиловый спирт очень высокой концентрации (до 96 %). Недавно открытый и мало известный, но очень эффективный такой растворитель духов, как Маскулон (смесь этилового спирта и концентрированного настоя медуницы и валерьянки)

Красители

При изготовлении духов используют красители. Их добавляют для придания парфюмерной жидкости необходимого цвета, что обычно не влияет на её ароматические свойства. Красители добавляются в виде водных растворов.

Упаковка

Духи традиционно разливаются в фигурные стеклянные флаконы оригинальной формы. Дизайн флаконов весьма разнообразен, и составляет заметную часть маркетингового образа духов.

Производство

Файл:Egypte louvre 021.jpg

Производство духов, известняк, фрагмент из гробницы IV век до н. э.

Существует два основных вида получения эфирных масел — это дистилляция (процесс паровой перегонки) и анфлераж (процесс, основанный на впитывающих свойствах жиров).

При дистилляции, эфирные масла испаряются при определенной температуре и конденсируются в ёмкость вместе с водой, но из-за низкой плотности они оказываются на поверхности. После чего масла просто собирают.

Анфлераж основан на сублимации твердых тел. Для выделения ароматических веществ используют очищенный жир (животный, кокосовое и пальмовое масла). Жир впитывает пары масел, а затем с помощью все той же перегонки, их отделяют. Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирные масла, не подвергая сами растения или предметы, с которого получают запах, термической обработке.

Кристаллические душистые вещества предварительно растворяют в спирте или в одном из жидких труднолетучих компонентов.

В зависимости от вида сырья, процесс экстрагирования душистых веществ длится от нескольких часов до 1 года. Для более полного извлечения душистых веществ сырьё обрабатывают спиртом 2-3 раза.

По характеру запаха:

  • Цветочные духи имитируют запах одного или нескольких цветов.
  • Духи, созданные фантазией парфюмеров.

По силе запаха:

  • Духи с лёгким нежным запахом.
  • Духи с сильным запахом.

Структура аромата

Классические парфюмерные композиции составляются по принципу триады: «начальная нота», «нота сердца» и «конечная нота». На протяжении определенного времени эти три ноты сменяют друг друга, и характер аромата меняется — иногда говорят, что аромат «раскрывается».

«Начальная нота» или «голова» аромата проявляется сразу после нанесения духов и сохраняется в чистом виде примерно на 10 минут. Начальная нота состоит из быстро испаряющихся парфюмерных материалов, например, цитрусовых и травяных нот.

Примерно через 30 минут наступает время «ноты сердца», которая остается на коже на несколько часов. Это основной и характеризующий запах. Эта нота составляется из материалов сравнительно медленного испарения, которые смешиваются в композиции, дополняя и оттеняя друг друга.

Через 12 часов остается «конечная нота» или «базовая нота», которую иногда называют «шлейфом» аромата. Он уже не изменится, пока не исчезнет аромат. Базовая нота парфюма определяется веществами с самым низким уровнем испарения, которые остаются на коже дольше всего. Одежда, особенно шерстяная, на которую попали капельки духов, может иногда сохранять аромат базовой ноты несколько месяцев.

Хранение

Существует мнение, что от длительного хранения структура аромата меняется. Это действительно так, но с оговоркой: структура меняется от неправильного хранения духов. Их надо хранить в темном прохладном месте, избегать попадания на них солнечных лучей и плотно закрывать крышечку. Некоторые компоненты при неправильном хранении склонны испаряться и портиться быстрее других, поэтому и запах по прошествии времени изменяется. Средний же рекомендованный срок хранения парфюмерии составляет 2-3 года.

Признаками порчи являются изменение цвета или появление осадка.

Парфюмерные вещества по концентрации душистых веществ

Право называться духами или одеколоном диктуется жестким стандартом ассоциации парфюмеров Франции.

Все виды парфюмерии состоят в основном из ароматического концентрата, спирта и воды и различаются лишь соотношением этих компонентов. В составе парфюмерии допускается небольшое содержание красителей и антиоксидантов, которые никак не влияют на изменение запаха парфюма. Нормы концентраций душистых веществ для разных видов парфюмерии в разных странах различны, но всегда колеблются в определенных пределах.

От большего к меньшему:

  • Ароматические масла — эфирные масла в чистом виде.
  • Духи (Parfum, Extrait — по-французски, и Perfume — по-английски означает «духи»). Содержат 18-30 % ароматных масел, это самые концентрированные и стойкие парфюмерные изделия. Это самая дорогая продукция и выпускается в основном в небольших флаконах. Духи сохраняют запах около 6 часов.
  • Парфюмерная вода (Eau de Parfum) — содержит 10-20 % ароматных масел. Парфюмерную воду часто называют дневными духами, запах сохраняется около 4 часов.
  • Туалетная вода (Eau de Toilette) — это более легкий вид парфюмерии, которым можно пользоваться несколько раз в день. Туалетная вода отлично подходит для летнего времени. Концентрация композиции здесь составляет 4-10 %.
  • Одеколон (Eau de Cologne) — — это то же самое, что и туалетная вода, но с более низким содержанием композиции около 1,5 %. ® ™ 'Original Eau de Cologne' ® ™ 'Echt Koelnisch Wasser'
  • Парфюмированный дезодорант (Deo parfum) — — содержит 3 −5 % масел, 2 % воды. Иногда обладает антибактериальным действием. Чаще всего входит в серию парфюмерии с общим названием, усиливает аромат при комплексном употреблении набора. В жаркое время года может применяться вместо туалетной воды как самостоятельный вид парфюмерии.
  • Средство после бритья (After shave) — — содержит 2 % масел. Используется после бритья, теми, кто не любит концентрированных ароматов. Один из самых дорогих видов мужской парфюмерии, так как, кроме 2 % ароматических масел, содержит 2 % смягчающих и увлажняющих субстанций, что стоит больших денег.
  • Солидная вода (Eau de Solide) — содержит ~1 % ароматных масел. ® ™ 'EdS'

Крепость запаха определяется процентным содержанием парфюмерной композиции. Стойкость запаха зависит не только от количества концентрата, но и от типа запаха.

Напишите отзыв о статье "Духи"

Литература

Ссылки

Отрывок, характеризующий Духи

– Это было бы огромной потерей для всех, кто ценит красоту, мадонна. Но слишком большая красота бывает опасной, так как она губит чистые души. А уж Ваша-то – точно не оставит никого равнодушным, поэтому будет лучше, если она просто перестанет существовать... Караффа ушёл. А у меня встали дыбом волосы – настолько сильный он вселял ужас в мою уставшую одинокую душу... Я была одна. Все мои любимые и родные находились где-то по ту сторону этих каменных стен, и я отнюдь не была уверена, что увижу их когда-либо ещё... Моя горячо любимая малышка Анна ютилась во Флоренции у Медичи, и я очень надеялась, что Караффа не знал, где и у кого она находится. Мой муж, который меня обожал, по моей просьбе был с ней и не знал о том, что меня схватили. У меня не было никакой надежды. Я была по-настоящему совсем одна. С того злосчастного дня начались нескончаемые суды над знаменитой «Венецианской Ведьмой», то бишь – надо мной... Но Венеция была по-настоящему свободным городом и не давала так просто уничтожать своих детей. Инквизиция была ненавидимой всеми, и Караффе приходилось с этим считаться. Поэтому меня судил «верховный трибунал инквизиции», который обвинял меня во всех возможных пороках, о большинстве которых мне никогда не приходилось даже слышать. Единственно светлым, произошедшим за всё это кошмарное время, была неожиданная и очень сильная поддержка друзей, которая вынудила Караффу быть намного более осторожным в своих обвинениях, но это не помогло мне вырваться из его опасных когтей. Время шло, и я знала, что приходит опасный момент, когда Караффа начнёт атаку. Пока что это был всего лишь «не очень красивый спектакль», который продолжался уже больше года почти что изо дня в день. И это по их понятиям видимо должно было меня как-то успокоить или даже дать какую-то ложную крохотную надежду, что всё это когда-нибудь кончится, и что я возможно даже «счастливо уйду домой»... Меня по какой-то причине «усыпляли», желая, видимо, ударить ещё сильней. Но Караффа ошибался. Я знала, что он всего лишь выжидает. Только пока ещё не знала – чего. И такой день наконец-то настал... Утром мне объявили, что «так как моё “дело”» является особо-важным, и местная инквизиция не в состоянии его решить, то я посылаюсь в Рим, на светлую волю Папы, чтобы он наконец-то и вынес мне свой «справедливый приговор». Это был конец... Никто на свете не мог мне помочь, если я попаду в руки Римской инквизиции. Караффа ликовал! Он праздновал победу. Я была почти что мертва.

Так, через неделю во всём своём тёмном «величии» передо мной предстал «святой» город Рим... Не считая красоты дворцов, соборов и церквей, город был очень хмурым и на удивление грязным. А для меня он ещё был и городом моей смерти, так как я знала, что от Караффы здесь не уйти. Меня поселили в каком-то очень большом дворце, ничего не объясняя, не говоря ни слова. Обслуживала меня немая служанка, что, опять же, не предвещало ничего хорошего. Но одно обстоятельство всё же вселяло «призрачную» надежду – меня поселили в замке, а не прямо в камере для обвиняемых, что могло означать – мне оставят возможность защищаться. Я ошибалась... На следующее утро появился Караффа. Он был свежим и очень довольным, что, к сожалению, не предвещало для меня ничего хорошего. Усевшись в кресло прямо передо мной, но не испросив на это разрешения, Караффа ясно дал этим понять, что хозяин здесь он, а я являюсь всего лишь подсудимой в красивой клетке... – Надеюсь, Вы легко перенесли дорогу, мадонна Изидора? – нарочито-вежливым тоном произнёс он. – Как Ваши покои? Вам что-нибудь нужно? – О, да! Я бы хотела вернуться домой! – подыгрывая его тону, шутливо ответила я. Я знала, что терять мне было практически нечего, так как свою жизнь я уже почти что потеряла. Поэтому, решив не давать Караффе удовольствия меня сломать, я старалась изо всех сил не показывать ему, насколько мне было страшно... Это не смерть, чего я больше всего боялась. Я боялась даже мысли о том, что я уже никогда не увижу тех, кого так сильно и беззаветно любила – мою семью. Что, вероятнее всего, уже никогда больше не обниму свою маленькую Анну... Не научу её тому, чему учила меня моя мать, и что умела я сама... Что оставляю её полностью беззащитной против зла и боли... И что уже не скажу ей ничего из того, что хотела и что должна была сказать. Я жалела своего чудесного мужа, которому, я знала, будет очень тяжело перенести потерю меня. Как холодно и пусто будет в его душе!.. А я даже никогда не смогу сказать ему последнее «прощай»... И больше всего я жалела своего отца, для которого я была смыслом его жизни, его путеводной «звездой», освещавшей его нелёгкий тернистый путь... После «ухода» мамы, я стала для него всем, что ещё оставалось, чтобы учить и надеяться, что в один прекрасный день я стану тем, что он так упорно пытался из меня «слепить»... Вот чего я боялась. Моя душа рыдала, думая обо всех, кого я так люблю. О тех, кого я теперь оставляла... Но этого было ещё мало. Я знала, что Караффа не даст мне так просто уйти. Я знала, что он непременно заставит меня сильно страдать... Только я ещё не представляла, насколько это страдание будет бесчеловечным... – Это единственное, чего я не могу Вам предоставить, мадонна Изидора – забыв свой светский тон, резко ответил кардинал. – Ну, что ж, тогда хотя бы разрешите мне увидеть мою маленькую дочь – холодея внутри от невозможной надежды, попросила я. – А вот это мы вам обязательно организуем! Только чуточку позже, думаю – размышляя о чём-то своём, довольно произнёс Караффа. Новость меня ошарашила! У него и насчёт моей маленькой Анны, видимо, был свой план!.. Я была готова переносить все ужасы сама, но я никак не была готова даже подумать о том, что могла бы пострадать моя семья. – У меня к Вам вопрос, мадонна Изидора. И от того, как Вы на него ответите, будет зависеть, увидите ли Вы в скором времени свою дочь, или Вам придётся забыть о том, как она выглядит. Поэтому советую Вам хорошенько подумать, перед тем, как отвечать, – взгляд Караффы стал острым, как стальной клинок... – Я хочу знать, где находится знаменитая библиотека Вашего деда? Так вот, что искал сумасшедший инквизитор!.. Как оказалось, не таким уж он был и сумасшедшим... Да, он был совершенно прав – старая библиотека моего дедушки хранила чудесное собрание душевного и умственного богатства! Она была одной из самых старых и самых редких во всей Европе, и ей завидовал сам великий Медичи, который, как известно, за редкие книги был готов продать даже свою душу. Но зачем такое понадобилось Караффе?!. – Библиотека дедушки, как Вам известно, всегда находилась во Флоренции, но я не знаю, что с ней стало после его смерти, Ваше преосвященство, так как более не видела её. Это была детская ложь, и я понимала, насколько наивно это звучало... Но другого ответа у меня просто так сразу не нашлось. Я не могла допустить, чтобы редчайшие в мире труды философов, учёных и поэтов, труды великих Учителей попали в грязные лапы церкви или Караффы. Я не имела права такого допускать! Но, пока что, не успев ничего лучшего придумать, чтобы всё это как-то защитить, я ответила ему первое, что в тот момент пришло в мою, воспалённую от дикого напряжения, голову. Требование Караффы было столь неожиданным, что мне нужно было время, чтобы сообразить, как поступать дальше. Как бы подслушав мои мысли, Караффа произнёс: – Ну, что ж, мадонна, я оставляю вам время подумать. И очень советую не ошибиться... Он ушёл. А на мой маленький мир опустилась ночь... Всё это жуткое время я мысленно общалась со своим любимым, измученным отцом, который, к сожалению, не мог сообщить мне ничего успокаивающего, кроме лишь одной положительной новости – Анна всё ещё находилась во Флоренции, и хотя бы уж за неё пока что нечего было опасаться. Но мой несчастный муж, мой бедный Джироламо, вернулся в Венецию с желанием мне помочь, и только там узнал, что уже слишком поздно – что меня увезли в Рим... Его отчаянию не было предела!.. Он писал длинные письма Папе. Посылал ноты протеста «сильным мира сего», которым я когда-то помогала. Ничего не действовало. Караффа был глух к любым просьбам и мольбам... – А разве ты не могла просто исчезнуть?! Или «улететь», если на то пошло?.. Почему ты не воспользовалась чем-нибудь?!!! – не выдержав далее, воскликнула расстроенная рассказом Стелла. – Бороться надо всегда до конца!.. Так бабушка меня учила. Я очень обрадовалась – Стелла оживала. Её бойцовский дух снова брал верх, как только в этом появилась острая необходимость. – Если бы всё было так просто!.. – грустно покачав головой, ответила Изидора. – Дело ведь было не только во мне. Я находилась в полном неведении о планах Караффы насчёт моей семьи. И меня сильно пугало то, что, сколько бы я не пыталась, я никак не могла ничего увидеть. Это был первый раз в моей жизни, когда никакое «видение», никакие мои «ведьмины таланты» не помогали... Я могла просмотреть любого человека или любое событие на тысячу лет вперёд! Могла с абсолютной точностью предсказать даже будущие воплощения, чего не мог сделать ни один Видун на Земле, но мой Дар молчал, когда дело касалось Караффы, и я не могла этого понять. Любые мои попытки его посмотреть легко «распылялись», натыкаясь на очень плотную золотисто-красную защиту, которая постоянно «вилась» вокруг его физического тела, и я никак не могла её пробить. Это было новое и непонятное, с чем я никогда не сталкивалась раньше... Естественно, каждый (даже моя маленькая Анна!) в моей семье умел создавать себе великолепную защиту, и каждый делал это по-своему, чтобы она была индивидуальной, на случай если случится беда. Но какой бы сложной защита не получалась, я прекрасно знала, что в любой момент могу «пройти насквозь» через защиту любого из знакомых мне ведунов, если бы в этом вдруг возникла срочная необходимость, включая также защиту моего отца, который знал и умел намного больше меня. Но с Караффой это не работало... Он владел какой-то чужой, очень сильной и очень изысканной магией, с которой я ни-когда не сталкивалась... Я знала всех Ведунов Европы – он не был одним из них. Мне, как и всем остальным, было хорошо известно, что он являлся истинным «слугой господа» и верным «сыном церкви», и, по всеобщим понятиям, никоим образом не мог использовать то, что называл «дьявольским проявлением» и то, чем пользовались мы, Ведьмы и Ведуны!.. Что же, в таком случае, это было?!.. Неужели вернейший слуга церкви и великий инквизитор был, на самом деле, чёрным Колдуном?!. Несмотря на то, что это было совершенно и абсолютно невероятным, это было единственным объяснением, которое я могла дать, честно положив руку на сердце. Но как же, в таком случае, он совмещал свои «святые» обязанности с «дьявольским» (как он называл) учением?!. Хотя то, что он творил на Земле, именно и являлось по-настоящему Дьявольским и чёрным... Очередной раз, мысленно беседуя с отцом, я у него спросила, что он думает по этому поводу? – Это не он, милая... Это ему просто помогают. Но я не знаю – кто. Такого нет на Земле... Час от часу не становилось легче!.. Мир и впрямь вставал с ног на голову... Но я дала себе слово всё же постараться каким-то образом узнать, чем же пользовался этот странный «святой отец», параллельно преследуя и сжигая себе подобных?.. Так как, если это являлось правдой и он использовал «учение Дьявола» (как он это называл), то и он сам, Великий Караффа, должен был закончить свою «праведную» жизнь на костре, вместе со всеми, им сжигаемыми, Ведунами и Ведьмами!.. Но я опоздала... На следующее утро я ждала Караффу, чётко настроенная разузнать, чем же всё-таки пользовался этот удивительный «святой отец». Но Караффа не появился. Он не появлялся и на следующий день, и всю следующую неделю... Я не могла понять, являлось ли это простой передышкой, или он замышлял что-то очень страшное, касающееся кого-то из моей семьи? Но, к моему большому сожалению, как я позже узнала, это было ни то, ни другое... Это было намного опаснее, чем любые его проделки... Очень скоро, по не кончавшемуся звону колоколов и грустному пению на улицах, я поняла – скончался Римский Папа... Это прекрасно объясняло длительное отсутствие моего тюремщика. А ещё на следующий день, немая служанка, чуть ли не пританцовывая от счастья, принесла мне изысканный листок бумаги, на котором сообщалось, что новым Папой, Павлом IV, объявлен Джованни Пьетро Караффа – мой страшнейший и непредсказуемый враг...

o-ili-v.ru

Духи Википедия

Производство духов, известняк, фрагмент из древнеегипетской гробницы IV века до н. э. Лувр

Парфюмерия, или искусство создания духов, началась в древней Месопотамии и Египте и была далее развита в Древнем Риме и Персии.

Впервые парфюмерия была использована в Древнем Египте. Большинство упоминаний о ней связано с богами и жертвоприношениями. В древнеегипетской мифологии богом благовоний почитался Дедун.

Первым химиком, чьё имя осталось в истории, была, по-видимому, женщина по имени Таппути, изготовительница духов: она упомянута на клинописной табличке второго тысячелетия до н. э. в Месопотамии. Она проводила многократную дистилляцию цветов, масел и аира с другими ароматическими веществами.

Известно, что парфюмерией пользовались в Библейские времена — в Библии есть несколько упоминаний об использовании ароматических масел.

Хотя духи и парфюмерия также существовали в Индии, большая часть их ароматов были основаны на ладане. Самая ранняя дистилляция эфирного масла упомянута в тексте «Харшачарита», написанном в VII веке нашей эры в Северной Индии. Там же описывается использование ароматного масла орлиного дерева.

Недавно[когда?] археологи обнаружили в Пиргосе, на Кипре то, что, как полагают, является самыми старыми духами в мире. Изготовлены они более 4 000 лет назад. Духи обнаружены в древней парфюмерной мастерской. 60 находок, среди которых перегонные кубы, ёмкости для смешивания, трубки и флакончики духов найдены в пределах мастерской площадью 4 000 м². Люди в древние времена использовали травы, цветы, а также специи, миндаль, кориандр, мирт, смолы хвойных деревьев, бергамот.

Аравийский химик Аль-Кинди (Алкиндус) написал в IX веке книгу по духам, которую назвал «Книга химии духов и дистилляции». Она содержит более ста рецептов ароматных масел, бальзамов, ароматических вод и имитаций дорогостоящих лекарств. Книга также описывает 107 методов и рецептов для создания духов и оборудование для производства парфюмерии, например, перегонного куба алембик, который всё ещё носит древнее арабское название.

Персидский врач и химик Авиценна (Ибн-Сина) проводил процесс извлечения масел из цветов посредством дистилляции, процедура, наиболее обычно используемая сегодня. Он сначала экспериментировал с розами. До его открытия жидкие духи были смесями масел и истолчённых трав или лепестков, которые давали сильный запах. Розовая вода была более тонка, и немедленно стала популярной. И сырье, и технологии дистилляции, сильно повлияли на западную парфюмерию и развитие науки, особенно химии.

Знание парфюмерии прибыло в Европу уже в XIV веке частично благодаря распространению ислама. Венгры были первыми, кто в конечном счёте начал производить первые современные духи. Сделанные из душистых масел в смеси с алкоголем, первые современные духи произведены в 1370 году для венгерской королевы Елизаветы и были известны всюду в Европе как венгерская вода. Искусство парфюмерии процветало в эпоху Ренессанса в Италии, а в XVI веке итальянские продукты и разработки были вывезены во

ruwikiorg.ru

Духи — википедия фото

Духи́ — парфюмерное (ароматизирующее) средство, спиртовые или спиртоводные растворы смесей душистых веществ — парфюмерных композиций и настоев.

Из всех парфюмерных средств в духах наиболее высока концентрация эфирных масел (от 15 до 30 и более %), растворенных в почти чистом спирте (96 %). Поэтому стойкость запаха духов гораздо выше, чем у других парфюмерных средств (5 и более часов; на хлопчатобумажной ткани должна быть не менее 30 часов).

Этимология

Слово «парфюм» (фр. parfum — духи), происходит от лат. per fumum, то есть, через дым.

История

  Производство духов, известняк, фрагмент из древнеегипетской гробницы IV века до н. э. Лувр

Парфюмерия, или искусство создания духов, началась в древней Месопотамии и Египте и была далее развита в Древнем Риме и Персии.

Впервые парфюмерия была использована в Древнем Египте. Большинство упоминаний о ней связано с богами и жертвоприношениями. В древнеегипетской мифологии богом благовоний почитался Дедун.

Первым химиком, чьё имя осталось в истории, была, по-видимому, женщина по имени Таппути, изготовительница духов: она упомянута на клинописной табличке второго тысячелетия до н. э. в Месопотамии. Она проводила многократную дистилляцию цветов, масел и аира с другими ароматическими веществами.

Известно, что парфюмерией пользовались в Библейские времена — в Библии есть несколько упоминаний об использовании ароматических масел.

Хотя духи и парфюмерия также существовали в Индии, большая часть их ароматов были основаны на ладане. Самая ранняя дистилляция эфирного масла упомянута в тексте «Харшачарита», написанном в VII веке нашей эры в Северной Индии. Там же описывается использование ароматного масла орлиного дерева.

Недавно[когда?] археологи обнаружили в Пиргосе, на Кипре то, что, как полагают, является самыми старыми духами в мире. Изготовлены они более 4 000 лет назад. Духи обнаружены в древней парфюмерной мастерской. 60 находок, среди которых перегонные кубы, ёмкости для смешивания, трубки и флакончики духов найдены в пределах мастерской площадью 4 000 м². Люди в древние времена использовали травы, цветы, а также специи, миндаль, кориандр, мирт, смолы хвойных деревьев, бергамот.

Аравийский химик Аль-Кинди (Алкиндус) написал в IX веке книгу по духам, которую назвал «Книга химии духов и дистилляции». Она содержит более ста рецептов ароматных масел, бальзамов, ароматических вод и имитаций дорогостоящих лекарств. Книга также описывает 107 методов и рецептов для создания духов и оборудование для производства парфюмерии, например, перегонного куба алембик, который всё ещё носит древнее арабское название.

Персидский врач и химик Авиценна (Ибн-Сина) проводил процесс извлечения масел из цветов посредством дистилляции, процедура, наиболее обычно используемая сегодня. Он сначала экспериментировал с розами. До его открытия жидкие духи были смесями масел и истолчённых трав или лепестков, которые давали сильный запах. Розовая вода была более тонка, и немедленно стала популярной. И сырье, и технологии дистилляции, сильно повлияли на западную парфюмерию и развитие науки, особенно химии.

Знание парфюмерии прибыло в Европу уже в XIV веке частично благодаря распространению ислама. Венгры были первыми, кто в конечном счёте начал производить первые современные духи. Сделанные из душистых масел в смеси с алкоголем, первые современные духи произведены в 1370 году для венгерской королевы Елизаветы и были известны всюду в Европе как венгерская вода. Искусство парфюмерии процветало в эпоху Ренессанса в Италии, а в XVI веке итальянские продукты и разработки были вывезены во Францию личным парфюмером Катерины Медичи Рене Флорентийцем. Его лаборатория была связана с её апартаментами секретным проходом, чтобы пресечь возможность выкрасть формулы. Франция быстро стала европейским центром парфюмерного и косметического производства. Культивирование цветов для парфюмерии, которое началось в XIV веке, превратилось в ведущую отрасль на юге Франции. В течение периода Ренессанса духи использовались, прежде всего, богатыми людьми, чтобы скрывать запах пота, поскольку мылись тогда редко. К XVIII веку ароматические растения выращивались в окрестностях Граса, чтобы обеспечить сырьём растущую парфюмерную промышленность. И сегодня Франция остаётся центром производства парфюмерной продукции и торговли.

Состав парфюмерных композиций

  Цветок цитруса

Для приготовления парфюмерных композиций используется более трёхсот натуральных и синтетических душистых веществ, получаемых из растительного, животного и химического сырья.

В среднем в состав композиции входит от 15 до 60 и более различных душистых веществ. Обычно композиция составляет 10-25 % от массы духов, в некоторых духах — до 50%.

Душистые вещества

Сырьём для душистых веществ растительного происхождения служат, прежде всего, лепестки цветов, плоды, листья, корни растений эфироносов. Из них путём паровой перегонки и экстракции получают эфирные масла или при дальнейшем сгущении «цветочную помаду». Розовое, кориандровое, сандаловое масло применяются как самостоятельные душистые вещества. Листья пачули, семена кориандра, дубовый мох применяются в виде настоев. Как правило, вещества растительного происхождения составляют основную ароматическую массу духов.

Душистые вещества животного происхождения используются только в виде настоев для фиксации аромата. К ним относятся амбра, мускус, кастореум и цибетин. Сырьё животного происхождения дороже других компонентов, но именно его наличие или отсутствие определяет уровень качества духов.

Из веществ растительного происхождения химическим путём изготовляют синтетические душистые вещества. В качестве сырья для их получения используются, например, кориандровое, сасафрасовое, анисовое масло. Это позволяет получать ароматы, не имеющие аналогов в природе.

Растворитель

В качестве универсального растворителя используется этиловый спирт очень высокой концентрации (до 96 %). Недавно открытый и мало известный, но очень эффективный такой растворитель духов, как Маскулон (смесь этилового спирта и концентрированного настоя медуницы и валерьянки)

Красители

При изготовлении духов используют красители. Их добавляют для придания парфюмерной жидкости необходимого цвета, что обычно не влияет на её ароматические свойства. Красители добавляются в виде водных растворов.

Упаковка

Духи традиционно разливаются в фигурные стеклянные флаконы оригинальной формы. Дизайн флаконов весьма разнообразен, и составляет заметную часть маркетингового образа духов.

Производство

Существует два основных вида получения эфирных масел — это дистилляция (процесс паровой перегонки) и анфлераж (процесс, основанный на впитывающих свойствах жиров).

При дистилляции, эфирные масла испаряются при определенной температуре и конденсируются в ёмкость вместе с водой, но из-за низкой плотности они оказываются на поверхности. После чего масла просто собирают.

Анфлераж основан на сублимации твёрдых тел. Для выделения ароматических веществ используют очищенный жир (животный, кокосовое и пальмовое масла). Жир впитывает пары масел, а затем с помощью все той же перегонки, их отделяют. Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирные масла, не подвергая сами растения или предметы, с которого получают запах, термической обработке.

Кристаллические душистые вещества предварительно растворяют в спирте или в одном из жидких труднолетучих компонентов.

В зависимости от вида сырья, процесс экстрагирования душистых веществ длится от нескольких часов до 1 года. Для более полного извлечения душистых веществ сырьё обрабатывают спиртом 2-3 раза.

Аромат

По характеру запаха:

  • Цветочные духи имитируют запах одного или нескольких цветов.
  • Духи, созданные фантазией парфюмеров.

По силе запаха:

  • Духи с лёгким нежным запахом.
  • Духи с сильным запахом.

Структура аромата

Классические парфюмерные композиции составляются по принципу триады: «начальная нота», «нота сердца» и «конечная нота». На протяжении определенного времени эти три ноты сменяют друг друга, и характер аромата меняется — иногда говорят, что аромат «раскрывается».

«Начальная нота» или «голова» аромата проявляется сразу после нанесения духов и сохраняется в чистом виде примерно на 10 минут. Начальная нота состоит из быстро испаряющихся парфюмерных материалов, например, цитрусовых и травяных нот.

Примерно через 30 минут наступает время «ноты сердца», которая остается на коже на несколько часов. Это основной и характеризующий запах. Эта нота составляется из материалов сравнительно медленного испарения, которые смешиваются в композиции, дополняя и оттеняя друг друга.

Через 12 часов остается «конечная нота» или «базовая нота», которую иногда называют «шлейфом» аромата. Он уже не изменится, пока не исчезнет аромат. Базовая нота парфюма определяется веществами с самым низким уровнем испарения, которые остаются на коже дольше всего. Одежда, особенно шерстяная, на которую попали капельки духов, может иногда сохранять аромат базовой ноты несколько месяцев.

Хранение

  Бельгийские духи, окрашенные в розовый цвет.

Существует мнение, что от длительного хранения структура аромата меняется. Это действительно так, но с оговоркой: структура меняется от неправильного хранения духов. Их надо хранить в темном прохладном месте, избегать попадания на них солнечных лучей и плотно закрывать крышечку. Некоторые компоненты при неправильном хранении склонны испаряться и портиться быстрее других, поэтому и запах по прошествии времени изменяется. Средний же рекомендованный срок хранения парфюмерии составляет 3-5 лет.

Температура хранения должна быть от 17 до 22 градусов.

Признаками порчи являются изменение цвета или появление осадка.

Парфюмерные вещества по концентрации душистых веществ

Право называться духами или одеколоном диктуется жестким стандартом ассоциации парфюмеров Франции.

Все виды парфюмерии состоят в основном из ароматического концентрата, спирта и воды и различаются лишь соотношением этих компонентов. В составе парфюмерии допускается небольшое содержание красителей и антиоксидантов, которые никак не влияют на изменение запаха парфюма. Нормы концентраций душистых веществ для разных видов парфюмерии в разных странах различны, но всегда колеблются в определенных пределах.

От большего к меньшему:

  • Ароматические масла — эфирные масла в чистом виде.
  • Духи (Parfum, Extrait — по-французски, и Perfume — по-английски означает «духи»). Содержат 18-30 % ароматных масел, это самые концентрированные и стойкие парфюмерные изделия. Это самая дорогая продукция и выпускается в основном в небольших флаконах. Духи сохраняют запах около 6 часов.
  • Парфюмерная вода (Eau de Parfum) — содержит 10-20 % ароматных масел. Парфюмерную воду часто называют дневными духами, запах сохраняется около 4 часов.
  • Туалетная вода (Eau de Toilette) — это более легкий вид парфюмерии, которым можно пользоваться несколько раз в день. Туалетная вода отлично подходит для летнего времени. Концентрация композиции здесь составляет 4-10 %.
  • Одеколон (Eau de Cologne) — — это то же самое, что и туалетная вода, но с более низким содержанием композиции около 1,5 %. ® ™ 'Original Eau de Cologne' ® ™ 'Echt Koelnisch Wasser'
  • Парфюмированный дезодорант (Deo parfum) — — содержит 3 −5 % масел, 2 % воды. Иногда обладает антибактериальным действием. Чаще всего входит в серию парфюмерии с общим названием, усиливает аромат при комплексном употреблении набора. В жаркое время года может применяться вместо туалетной воды как самостоятельный вид парфюмерии.
  • Средство после бритья (After shave) — — содержит 2 % масел. Используется после бритья, теми, кто не любит концентрированных ароматов. Один из самых дорогих видов мужской парфюмерии, так как, кроме 2 % ароматических масел, содержит 2 % смягчающих и увлажняющих субстанций, что стоит больших денег.
  • Солидная вода (Eau de Solide) — содержит ~1 % ароматных масел. ® ™ 'EdS'

Крепость запаха определяется процентным содержанием парфюмерной композиции. Стойкость запаха зависит не только от количества концентрата, но и от типа запаха.

Примечания

Литература

  • Духи // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства / под ред. А. И. Ревина. — М.: Советская энциклопедия, 1960. — Т. 1. — С. 185. — 770 с.
  • Духи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Л. В. Беловинский. Духи // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 181—182. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

Ссылки

org-wikipediya.ru