Это бывает со мной почти каждый год, начиная с ранней юности. Время от времени, особенно ранней весной, когда обостряется всякая чувствительность, на меня внезапно обрушивается обонятельная галлюцинация – столь же мгновенная, сколь и мощная. В каком-нибудь наименее подходящем для этого месте и в самый неподходящий момент в мои ноздри уверенно и нагло врывается запах, допустим, сирени. Или, что уж и вовсе невероятно, моря. Озираться по сторонам в поисках возможного источника глупо – понятно же, что никакого источника нет и быть не может: откуда бы оно, это море, тут взялось? Ответа нет, он и не предполагается. На днях же посреди ночи в совершенно пустынном месте меня настиг нежданный, но незабываемый дух, дух времени – совсем другого времени. Это была «Красная Москва» – такие были когда-то духи, духи советского производства, из относительно дорогих. Это были духи моей мамы. И она душилась ими много лет. И я всегда дарил ей эти духи на дни рождения. Много лет. Но сначала куда-то исчезли эти духи. Потом… Ладно – речь все-таки не об этом, а о том, что из нашей жизни исчезают одни запахи, сменяясь другими. Преобразуется со временем состав «дыма отечества». Запахи меняются точно так же, как меняются архитектурный облик города, автомобили, одежда горожан, выражения лиц, вещественное наполнение помойки… Как же разительно изменился мусор! Как похорошела наша свалка! Какой праздничный, какой заграничный вид обрела она! Какими шикарными вещами, если посмотреть из глубины хотя бы 70-х годов, она наполнена. Вот пластиковые бутылки, например. Ведь когда они робко и неуверенно стали появляться в Москве, до свалки они не добирались. Их подбирали запасливые старушки и хранили в них постное масло. Их подбирали алкаши и бодро шагали с ними в ближайший пивняк – кружек-то не было. А потом, когда в таких же бутылках стали продаваться и постное масло, и пиво, и много чего еще, это пузатое чудо цивилизации вместе с другой роскошью – полиэтиленовыми мешками, пивными банками и цветастыми пакетиками от чипсов – отправилось на свалку, изрядно ее собою украсив. Но мы опять отвлеклись. Сказать же хочется о том, что наше пространство и наше время всегда испытывали острый дефицит визуальности. Эпоха говорила заголовками газет и голосами радиодикторов. Висящие на стенах картинки из «Огонька», портреты маршалов и артистов, почтовые марки и незамысловатый вид из окна не утоляли, а лишь усугубляли визуальный голод. Более того – они вводили в заблуждение, искажали пространство и время, делали и без того фрагментарный мир еще более дробным и невнятным. Принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» повисал в воздухе. Нет уж, куда лучше услышать, прочитать, пощупать. Понюхать, в конце концов. Не потому ли таким душевным томлением, таким ностальгическим уколом в сердечную мышцу отзываются старые детские запахи из подворотни, из подъезда, из пекарни, из парикмахерской, из гаража, из детской поликлиники. Эти запахи всегда семантически насыщены, но далеко не всегда соответствуют пространству своего обитания. И это есть важная сущностная примета нашего общего быта. В детстве это было вполне привычным, и ровно никакого удивления не вызывало то странное обстоятельство, что в угловой аптеке пахло махорочным дымом, в булочной – кошачьим флиртом, а в кафе «Молочная» – городской живодерней. В коммунальной квартире пахло всем сразу, и этого забыть невозможно. Запах был, в общем-то, нефункционален, что переселяло его с территории вульгарного быта на территорию высокого искусства. Лишь тогда, когда я стал посещать европейские города, я понял, что значит семиотически налаженная система, в том числе и система запахов. Ибо в европейских городах все пахнет ровно тем, чем и должно пахнуть – в полном соответствии со своим назначением. Кроме сортиров, разумеется. Они пахнут не просто прекрасно, а как-то избыточно, как-то вызывающе прекрасно, своими райскими ароматами не только нейтрализуя постыдную зависимость человека от собственной природы, но и превращая указанную зависимость в полную ее противоположность. У нас же в этом смысле все куда как честнее. Если многие другие запахи поражали воображение нарушением жанровых ожиданий, то отхожее место не обманывало никогда – оно пахло именно отхожим местом. Но заодно отхожим местом неизбежно пахло и все прилегающее к нему пространство. Этот незабываемый дух проникал повсюду и буквально пропитывал собою наше коммунальное тело. Сортир таким образом расширялся до размеров вокзала, вагона, школы, самолета. Из нашей жизни исчезают запахи, сменяясь другими. А какими именно – бог их знает. Я, во всяком случае, перестал так остро, как прежде, улавливать и считывать городские запахи. То ли это от того, что я много курю, то ли агрессивный визуальный язык, постепнно оккупирующий наши просторы, начинает вытеснять все прочие языки, включая язык запахов. Так или иначе, но я перестал реагировать на какие-либо запахи, кроме самых отъявленных, благо что и их вполне хватает. Да и не стал бы я заводить этот разговор, если бы не настиг меня вдруг посреди весенней Москвы полузабытый запах «Красной Москвы». Следующая глава > public.wikireading.ru В современном мире место кабинета психолога заняли леса Амазонки, модные показы проводят с одобрения потомственных бразильских шаманов, а единственный отпуск в году бизнесмены, политики и их светские подруги проводят на ночных церемониях айваски. Поговорив с непосредственными участниками мистических событий, ELLE разбирается, как древняя лиана постепенно опоясывает весь мир. Из учебника ботаники: айяуаска, или, пардон, айхуаска (все опрошенные нами участники церемоний называют ее айваской, поэтому мы решили придерживаться этой версии) — это южноамериканская лиана, произрастающая в лесах Амазонии. Как и ее тропические родственники, она извилистая, крепкая и настолько красивая и гибкая, что порой кажется живой. Из легенды жителей Амазонки: айваска — это дух. Считается, что тысячу лет назад перед смертью могущественный вождь Натема поклялся своему народу, что никогда его не оставит. И когда великий предводитель все-таки умер, на месте его тела выросла сильная лиана. Потомки Натемы не придумали ничего лучше, как сделать из «растения-вождя» отвар, благодаря которому они отправились в увлекательное галлюциногенное путешествие в мир духов, где избавились от всех страхов и получили ценные указания. Из конспектов по истории: первыми европейцами, попробовавшими айваску, стали испанские конкистадоры. Духом Натемы они совсем не прониклись и чудесных откровений не получили, «лиану мертвых» прокляли и стали бороться с древними поверьями кровавыми методами. Однако языческий культ айваски в жизни индейцев был настолько силен, что церемониальные традиции в лесах Амазонии все-таки сохранились. Видимо, для того, чтобы в XXI веке торжественно выйти из тропической тени и помочь нам понять и найти себя. Говорить, что айваска в моде, некорректно и не столь масштабно, как есть на самом деле. Вокруг растения сложился культ. Любопытно, что в Бразилии в середине 1980-х лиану легализовали не из-за медицинских показаний, а из чисто религиозных соображений. Специальная комиссия доказала, что растение необходимо людям для общения со своими духами. Ведь нельзя же, в конце концов, запретить человеку молиться и залечивать раны? В середине XX века мифическая подноготная айваски заинтересовала ученых — не только на родине лианы в Перу и Бразилии (здесь ее считают национальным достоянием), но и в США ведут серьезные исследования на тему медицинского применения веществ, содержащихся в растении. Доказано, например, что айваска справляется с депрессией. Из юридической практики: сразу оговоримся, в большинстве стран мира айваска криминализирована и входит в список запрещенных препаратов. В том числе на территории России ее распространение и употребление уголовно наказуемы. Бубенцы в волосах, посох из усохшей лианы, босые ноги, полоски оранжевой краски на лице, ворох мошек над головой... А может быть, все-таки идеально отглаженная белая футболка, удобные сандалии и шорты-сафари? Современные шаманы, мало того что выглядят довольно прогрессивно (а набедренные повязки если и одевают, то только для церемонии) и часто имеют серьезное медицинское образование, так еще и с успехом гастролируют по миру и входят в светские круги парижского, лондонского и московского обществ. Водить дружбу с церемониальным шаманом так же престижно, как сидеть на первом ряду кутюрной Недели моды. Так, на одном из таких европейских «турне» успешная бизнесвуман Ксения Руна, соучредитель благотворительного фонда по очистке океана от пластика Arctic Symposium и владелец компании по организации экстрим-туров, познакомилась с учеником перуанских шаманов — Виктором Ньега. После разговора по душам (причем буквально) Ксюша вместе с друзьями решила поехать в Перу на сакральный тренинг. Ритуальный лагерь располагался неподалеку от Китоса, в глубокой чаще амазонского леса, возле священной реки. Ритуалы айваски Виктор Ньега проводит здесь в паре со своим учителем — 95-летним влиятельным шаманом Доном Педро. Все приглашенные независимо от уровня достатка селятся в небольших домиках — по сути, на деревянном настиле с крышей, кроватью и москитными сетками вместо стен. Душ — под открытым небом, с водой из Амазонки, удобства — во дворе. «По ночам к твоему жилищу приходят разные животные: обезьянки, ящерицы, всевозможные насекомые, — Ксения вспоминает о том приключении без малейшего содрогания. — Я абсолютно городской житель и подобных моментов взаимодействия с дикой природой обычно очень боюсь. Поразительно, но в том лагере мне совсем не было страшно. Тарантулы — это, конечно, малоприятное зрелище, но когда во время медитаций ты соединяешься с энергией этого места, то страх и опасения, что кто-то может тебя укусить или съесть, пропадают». Первые три дня занимает подготовка к церемонии. «Это время очистки, — объясняет Ксения. — Мы ничего не ели, а только пили в больших количествах воду и специальные травы. Каждому участнику подбирают свой отвар — смотрят на тебя, считывают энергетическое поле и понимают, что поможет именно тебе впоследствии получить желаемое. Отсутствие еды никого не беспокоит: в джунглях стоит сильная жара и есть совсем не хочется. Все свободное время ты с утра до ночи медитируешь вместе с шаманами. Отдельное условие — нельзя друг с другом разговаривать. Получается, что ты остаешься наедине с собой, сталкиваешься с собственными демонами и проблемами, которые хочешь разрешить или понять благодаря айваске». После трех дней очистки участникам дают еду — только местные продукты (фрукты, крупы), без соли и без сахара. На четвертые сутки, ночью, шаманы проводят первые ритуалы айваски. Все церемонии проходят в специальной круглой беседке в джунглях — ее называют малокой — при участии двух шаманов. Другая наша героиня — Ирина Гудкова, президент компании IFD Milano, которая прошла через несколько ритуалов айваски, — объясняет групповой регламент: «В церемонии обычно участвует от 6 до 20 человек. Оптимальным считается восемь — при таком количестве шаман может взаимодействовать с каждым присутствующим. В Перу проводят и индивидуальные церемонии, но сами шаманы их не очень жалуют, так как видят основной смысл именно во взаимодействии людей в группе. Одежда рекомендуется белого цвета, для лучшего прохождения энергий». Чаще всего, кроме самой айваски. в рецепт отвара входит и ее компаньон — чакруна. Каждый вечер шаманы загодя обкуривают ритуальное пространство малоки; участники садятся в круг на коврики и со своими тазиками. Шаман начинает играть на музыкальных инструментах (дудочка, гармошка и бубны) и петь песни, которые пришли к нему посредством медитации, — таким образом он входит в транс. Участникам наливают айваску — постепенно вместе с этой музыкой в трансовое состояние погружаются все присутствующие. То, что происходит потом, очень индивидуально и предугадать сложно. «Мой персональный опыт — это выход из тела, — говорит Ксения. — Во время церемонии мне было настолько физически и эмоционально больно, что я не могла больше находиться в теле. Сидела на коврике с закрытыми глазами, но в то же время будто видела все происходящее и себя в том числе как бы со стороны. И именно в этот момент в голову приходило разрешение проблем и ясное объяснение каких-то вещей, которые раньше казались тупиковыми. Мы проводили ритуалы десять ночей подряд — и каждый раз я получала совершенно разную информацию и опыт». «Во время церемонии человек находится в полном сознании, но обычно не может двигаться и разговаривать. Все внимание переключается на внутренние ощущения и переживания. Мы привыкли считать, что у нас всего пять органов чувств, на самом деле можем воспринимать до 45 оттенков, забытых в ходе эволюции», — объясняет Ирина. Каждый ритуал нерегламентирован по времени. Иногда церемонии проводят до самого рассвета, в другие ночи все заканчивается очень быстро. В среднем — это 4–5 часов. Сегодня про «прототип» айваски — вождя Натема — на церемониях редко вспоминают. Те, кто проводит и проходит через обряды, называют лиану «мамой». И у каждого эта мама-айваска своя. Чаще она принимает облик маленькой старушки, птички колибри или змеи. Шаманы верят, что это именно тот дух, который ведет тебя по жизни, помогает понять вещи, необходимые в данный момент, снимает негативные блоки и заставляет двигаться дальше. Ирина Гудкова объясняет мистический эффект с научной точки зрения: «При соединении двух основных растений айваски и чакруны происходит сильное воздействие на шишковидную железу (в народе ее называют «третьим глазом») и производство гормона ДМТ («молекула духа»). Подсознание, которое обычно нам недоступно, выходит на поверхность. Потенциал работы мозга увеличивается от 10 % до 50–60 %. Перед человеком предстает река его жизни — от рождения до настоящего момента, — которая уходит в будущее. Мозг выбирает наиболее острые и проблемные ситуации и показывает их в том виде, как они есть, а не в том, в котором мы захоронили их в подсознании. Это глубокий психоанализ собственной жизни и личностных отношений, долгожданное решение неразрешимых проблем». Выход из транса — тошнота. «Иногда ты сам не можешь выйти из этого состояния. Тогда к тебе подходит шаман и специальной песней подводит к тому, что тебя выворачивает наизнанку. Потом все замечательно — после церемонии ничего не болит, ты себя прекрасно чувствуешь. Причем как физически, так и эмоционально. Внутренний сосуд будто заполняется новыми позитивными идеями, любовью и ощущениями, которые в корне меняют жизнь», — единодушно подтверждают прошедшие через церемонии. «Несколько лет назад в моей жизни настал момент, когда я переживала сильный семейный и личный кризис. Разочаровавшись в европейских психологах и прочих традиционных методах лечения и врачах, я решилась на новый опыт, — рассказывает Ирина. — Я нашла клинику натуральной медицины в Тарапото и полетела туда с определенным намерением пройти три церемонии айваски. Результат был поразительным. Мои семейные отношения наладились как по волшебству, я перестала болеть респираторными заболеваниями, и все химические показатели крови значительно улучшились. Этот опыт поменял мою жизнь, заставил пересмотреть привычные ценности и собственную миссию. Мне захотелось поделиться им с друзьями и близкими людьми. Поэтому мы с мужем построили в Бразилии (в зоне экватора, где собственно и произрастают эти амазонские растения) небольшой резорт — Country Club Picturinga, куда на определенные периоды времени приглашаем потомственных шаманов с образованием для проведения церемоний айваски. А также — специалистов по восточным практикам, таким, как аюрведа и йога. Получается комплексное лечение для сознания и тела». Пример с резортом Ирины Гудковой, в котором каждый шаман — дипломированный, не случаен. Будьте бдительны — нужно четко понимать, к какому специалисту ты едешь. Человек должен быть проверенным. Не каждый самопровозглашенный шаман предан своему делу — в джунглях легко можно наткнуться на шарлатанов. «Одна моя знакомая поехала в Амазонию на авось и решилась на айваску уже на месте. В итоге после той поездки у нее начались страшные истерики, нервный тик, она чуть не загремела в психиатрическую лечебницу. Впоследствии оказалось, что ее шаман устраивает церемонии, чтобы питаться чужой энергией», — объясняет Ксения. Повторять курс мистического преображения (к слову, один полноценный ритуал стоит в среднем 100–200 долларов) шаманы рекомендуют не чаще раза или двух в год. Но все-таки четкого расписания или курса лечения нет и быть не может. В Амазонии все, как в большом бизнесе или в процессе заботы о собственном теле, — работать над собой нужно не от случая к случаю, а постоянно. С айваской или без нее. www.elle.ru Русский Репортер 24 октября 2012, №42 (271) Десять этапов развития мирового парфюмерного рынка Парфюмерия существует не одну тысячу лет, но в первые годы прошлого века начал формироваться принципиально другой, массовый парфюмерный рынок, и каждое десятилетие обогащало его каким-то новым трендом. Новейшая история парфюмерии своеобразно отражает историю развития общества. Корреспондент «РР» вместе с парфюмерным критиком Галиной Анни, хозяйкой шоу-рума селективной парфюмерии Татьяной Кирилловской и стилистом Романом Медным разбирались, как менялись запахи на протяжении века. 1910-е годы Главный тренд В начале прошлого века синтетические ароматические вещества вытеснили с рынка дорогие эфирные масла. Это позволило принципиально удешевить производство духов и снизить цены. Потребитель Подешевевшими духами тут же заинтересовались представители практически всех социальных слоев, и это был первый шаг к массовой парфюмерии. В магазинах появилось множество ароматизированных товаров по вполне демократичным ценам: различные виды мыла, одеколоны, кремы, пользовавшиеся огромным спросом, чему способствовали и изменившиеся во время Первой мировой войны и эпидемии тифа требования к личной гигиене. Модные запахи Нежные довоенные девушки предпочитали несложные цветочные ароматы, духи-символы: роза — любовь, фиалка — скромность и невинность… С войной в моду вошли более динамичные и строгие запахи. А в 1917 году появился Chypre («Шипр») от Coty — принципиальноновый аромат, в основе которого лежали древесные мшистые ноты (дуб, бергамот, пачули, сандал). Этот парфюм дал название целому классу шипровых духов. Духи, вошедшие в историю «Любимый букет императрицы», Quelques fleurs от Houbigant с запахом ландыша, Chypre от Coty 1920-е годы Главный тренд Началось активное слияние рынков высокой моды и парфюмерии: ароматы под собственными марками начали продавать крупные модные дома. Строго говоря, эта тенденция впервые обозначилась еще в 1910-е — первым из знаменитых модельеров в 1911 году выпустил собственные духи Поль Пуаре, но только в 1920-е дизайнеры серьезно потеснили парфюмеров. Потребитель Кардинально изменился облик самого потребителя, точнее, пока еще в основном потребительницы (мужские духи войдут в моду позже). Новая женщина — активная, подвижная, обретшая профессию, сама зарабатывающая на жизнь, — перестала воспринимать духи как дорогой подарок. Покупка духов стала для нее своеобразным символом независимости. Модные запахи Самый популярный парфюм этого времени — Chanel № 5 — духи имени женщины, открывшей миру новую элегантность: удобную практичную одежду вместо прежних сложных кукольных нарядов. Синтетические компоненты теперь использовались не для создания принципиально новых ароматов, а для того, чтобы придать новое звучание знакомым запахам — розы, фиалки, жасмина. Появились цветочно-альдегидные духи. Запахи стали многограннее, исчезла приторность. В новом исполнении цветочные ароматы вполне подходили динамичным женщинам 1920-х с модными стрижками и в коротких юбках. Параллельно повальное увлечение Востоком привело к моде на пряные восточные ароматы. Духи, вошедшие в историю Shalimar от Guerlain, Chanel № 5, Soir de Paris от Bourjois 1930-е годы Главный тренд Парфюмерный рынок все расширялся, предлагая огромное количество новых ароматов и товаров, например парфюмерную воду. Появлялись линии, приуроченные к общественно значимым явлениям, — скажем, серия, посвященная развивающейся авиации и женщинам-пилотам. Росла конкуренция между парфюмерами и домами моды, впервые заявили о себе американские производители. Потребитель Потребителя начали «подсаживать» не просто на конкретные духи, а на целые линейки товаров: одеколон, лосьон, мыло, кремы, парфюмерная вода с одним и тем же ароматом. Модные запахи Цветочные ароматы по-прежнему популярны, но они стали легче, «спортивнее». Духи, вошедшие в историю Joy от Jean Patou, Blue Grass от Elizabeth Arden, Shocking от Elsa Schiaparelli1940-е годы Главный тренд Америка стала законодательницей мод, парфюмеры посвящали свои композиции голливудским звездам, духи теперь продавались как часть образа кинодивы. Знаменитый парфюмер Эдмонд Рудницка создает для дома Rochas знаменитый фруктово-цветочный шипр Femme Rochas с флаконом в форме торса актрисы Мэй Уэст в коробочке, украшенной черными кружевами шантильи. Потребитель Духи стали символом новой благополучной послевоенной жизни. Женщины хотели пользоваться не дешевой туалетной водой, а настоящими духами. Американские солдаты в Париже выстраивались в очереди у магазинов Guerlain и Coty, чтобы привезти на родину настоящие французские ароматы. Модные запахи Цветочные и фруктовые шипры. Духи, вошедшие в историю Ma Griffе от Carven, Femme Rochas от Rochas, Miss Dior от Christian Dior1950-е годы Главный тренд Окончательно ушла мода на создание индивидуальных ароматов, практически исчезли парфюмеры-одиночки. Большая часть духов выпускалась под марками крупных фэшн-брендов. Парфюмерные компании ушли в тень, выжить смогли лишь те, кто, подобно Guerlain, помимо духов стал выпускать косметику и аксессуары. Потребитель Новый виток демократизации уменьшил значение авторской упаковки, красивого оформления, компании стали выпускать духи в дешевых флаконах с пластиковыми крышками. Снижение цен позволило женщине пользоваться несколькими видами духов — на день, на вечер и на разные случаи жизни. Духи перестали быть символом, к ним начали относиться проще. Модные запахи Цветочно-амбровые, экзотические. Духи, вошедшие в историю Diorissimo от Christian Dior, Youth-Dew от Estée Lauder 1960-е годы Главный тренд На парфюмерном рынке начался кризис перепроизводства. Компании принялись искать незанятые ниши: существенно расширилась их мужская линейка, появилась детская парфюмерия. Потребитель Поход за новыми духами перестал быть событием, стал обыденностью: если раньше парфюм можно было купить только в фирменных магазинах конкретной марки, теперь продукция разных брендов продавалась во всех крупных торговых центрах. Модные запахи Всеобщее увлечение космосом сказалось и на духах. Запахи стали более прохладными, в них появились металлические нотки. Параллельно в моду вошли «зеленые» цитрусовые запахи, получили вторую жизнь и цветочные альдегиды. Духи, вошедшие в историю Eau Savage от Christian Dior, Calandre от Paco Rabanne, Estée от Estée Lauder1970-е годы Главный тренд Благодаря очередному витку развития химической промышленности появились принципиально новые синтетические вещества, запахи стали гораздо более легкими, исчез шлейфовый эффект. Себестоимость духов снова резко снизилась. Рынок наводнили однотипные ароматы: как только какие-то духи входили в моду, конкурирующие бренды выпускали под своей маркой сходные композиции с незначительными изменениями. Потребитель По тяжелым ароматам прошлых лет публика не скучала. Они быстро стали неактуальными еще и потому, что в это время в очередной раз изменились гигиенические нормы: люди, переодевшись в одежду и белье из синтетики, стали чаще мыться. А духи прошлых лет начали переиздавать в новых, облегченных версиях. Модные запахи Основной тренд десятилетия — увлечение цветочными, все более легкими запахами — в 1977-м резко сломал выход «Опиума» Yves Saint Laurent. Духи, вошедшие в историю Anais Anais от Cacharel, Opium от Yves Saint Laurent 1980-е годы Главный тренд Это было время расцвета франшизы: под марками известных европейских модных домов выходили духи, к созданию которых они не имели никакого отношения. Свои имена продавали парфюмерам селебрити, появлялись духи под марками популярных мультфильмов, детские ароматы с куклой Барби на флаконе. Потребитель Духи начали выбирать не по запаху, а по названию, имени любимой актрисы или персонажа любимого мультфильма. Модные запахи Пряные сладкие ароматы постепенно становились все более резкими, пока в конце десятилетия на рынке не появились азиатские дизайнеры, перебившие тренд свежими озоновыми и морскими мотивами. Духи, вошедшие в историю Poison от Christian Dior, Серия духов Salvador Dali, Jicky от Guerlain1990-е годы Главный тренд Массовое потребление унифицированных товаров и глобализация парфюмерного рынка в конце концов привели к тому, что в моду вернулась индивидуальность. Настал звездный час нишевой парфюмерии (в России ее принято называть «селективной»), которая широко не рекламируется, выпускается ограниченными тиражами и не продается в крупных торговых центрах. Есть три основных направления такого рода духов. Первое — ретро: старомодные тяжелые ароматы, составленные из натуральных компонентов. Второе — авторская парфюмерия, выпускаемая небольшими именными брендами. Для нее характерны странные и сложные запахи: как шутят некоторые эксперты, в 90-е у парфюмеров появилась наконец возможность вытащить из запасников некогда забракованные ароматы. Третье направление — моноароматы, состоящие из одной, максимум трех нот. Потребитель Нишевая парфюмерия вернула представление о духах как о продукции «для избранных», продвинутый покупатель резко дистанцировался от массовой парфюмерии XX века. Модные запахи Пока нишевая парфюмерия жила своей жизнью, на массовом рынке в моду вошли духи унисекс и легкие естественно-природные ароматы. Стали пользоваться популярностью и «съедобные» запахи с нотами фруктов, шоколада, ванили. Духи, вошедшие в историю CK One от Kalvin Klein, Angel от Thierry Mugler, Dune от Christian Dior2000-е годы Главный тренд Нишевая парфюмерия, как это часто бывает, из андерграунда стала мейнстримом. После триумфа новых запахов в 90-е селективные линии начали запускать и крупные бренды, например Dior. Их оформление продолжало намекать на «избранность»: обычно для таких серий использовали большие фасовки (чтобы не подумали, что это парфюм-однодневка) и вызывающе простые этикетки. Но грань между селективной и люксовой парфюмерией отчасти стиралась, а цена, за исключением особых ароматов из дорогостоящих компонентов, стала сопоставимой. Начала размываться грань между люксом и массовым рынком: у демократичных марок появились элитные линии, а крупные бренды стали ближе к народу, выпуская более дешевые серии. «Демократичный люкс» стал приметой времени, что в целом вполне соответствовало общему модному контексту. Потребитель Людям по-прежнему хочется чего-то индивидуального, и удовлетворить это желание им теперь гораздо проще — о существовании «духов не для всех» знают все. Типичный пример: Molecule 01 — первые духи серии Escentric Molecules, которую создал немецкий парфюмер Геза Шон (Geza Schoen), — монокомпонентный аромат, очень быстро завоевавший популярность. Модные запахи Урбанистические запахи — асфальта, мазута, нагретых на солнце рельсов, паленой резины и т. д. — изначально использовались в нишевой парфюмерии (первой была линия Urban от Comme des Garçons), но к концу десятилетия появилась масса ее дешевых аналогов. Некоторые парфюмерные бренды переосмыслили свои старые ароматы в производственно-урбанистическом ключе. Так, существующий с 60-х годов XIX века британский дом Penhaligon’s в 2010-м выпустил мужские духи Sartorial, которые являются современной интерпретацией классического «фужера»: ноты дуба, бобов тонка и лаванды смешиваются с запахами металла, кожи, смазки для швейной машины, — иными словами, Sartorial пахнет «ателье на Сэвил-Роу» (улица в центре Лондона, где расположены ателье, производящие одежду ручной работы. — «РР»). Духи, вошедшие в историю Судить пока рано. Текст Мария Баранкина Публикация на сайте издания medny.ru Перевод с английского О. Колесникова Старинный ларец стал для юной Таллахаси пропуском в параллельный мир- где правят наследники Великих Посвященных Древнего Египта- адепты Внутреннего Учения- повелители магических сил- создавшие могущественную Империю в джунглях Африки.Духи времени. Духи времени
Духи времени. Духи времени
Духи времени: что такое церемония айваски
Джунгли зовут
Головной офис
Ловушка индейцев
Дух времени - Роман Медный
ДУХИ ВРЕМЕНИ - Русская электронная библиотека
Случайный отрывок из книги :
– Она излучает какую-то энергию. – Ней короткое время изучал девушку оценивающим взглядом. – Именно поэтому мы ее и нашли. Это была чистая случайность… – Он освободил руку, и Талахасси отдернула ее назад, на колени. – Один из наших полевых агентов поехал в аэропорт, чтобы положить багаж в камеру хранения. У него был с собой счетчик Гейгера, и он вдруг защелкал. С помощью счетчика служащий обнаружил источник излучения в соседней камере. Тогда он вызвал меня. Мы взяли в администрации ключ от этой камеры и внутри обнаружили это.
– Радиоактивная, – пробормотала Талахасси. – Но каким образом…
Ней покачал головой.
– Не ядерная, хотя и обнаруживается счетчиком. Это что-то новое, но лаборанты не хотят превращать ларец в обломки…
– Я категорически против! – у Талахасси вызывал раздражение даже намек на такой вандализм. – Он, возможно, уникален. Его открывали?
Ней опять покачал головой.
– Здесь нет различимого соединения. И мне кажется, лучше его не трогать лишний раз до того, пока не будем хорошо понимать, что же имеем. Теперь – что это за жезл власти, о котором вы упоминали? Что это такое и где его нашли?
– В старых африканских государствах существовала безграничная уверенность, что дух народа может быть заключен в какой-нибудь особенный предмет. Война Ашанти с Англией сотню лет назад началась лишь потому, что английский губернатор потребовал себе королевский трон в знак изменения власти. Но по правилам даже сам король не мог сидеть на нем.
Сидя рядом на циновке на полу, он мог только прикасаться к нему предплечьем, принимая очень важное решение или во время коронации. Трон народа Ашанти заключал в себе силу всех родовых предков и был священным; он имел огромное религиозное, а также политическое значение, о чем англичане не попытались выяснить прежде, чем предъявили свои требования.
Другие племена также имели свои символы божественной связи их со своими предками и богами. Иногда после смерти короля такие символы переносились в специальное помещение, откуда их приносили «слушать», когда нужно было сделать серьезное изменение какого-либо закона или для решения, от которого зависело будущее целого народа.
Эти артефакты были очень ценными, и существовали племена, в которых вообще никто никогда не видел их, кроме жрецов и жриц.
«Жезл Власти», найденный Луисом Бруком, считают одним из таких предметов, и то, что он был обнаружен в месте, с которым связано несколько странных легенд, является двойным успехом.
– Так он открыл его в Судане?
– Нет, гораздо западнее. Неподалеку от озера Чад. Существует древняя легенда, что когда арабо-египетское королевство Аксум разорило Мероэ, королевский род – а они сами были потомками египетских фараонов и ревниво соблюдали большую часть древних верований – бежал на запад и предположительно нашел убежище вблизи озера Чад. Однако сколько-нибудь реальных доказательств этого не существовало, пока доктор Брук не сделал своей поразительной находки.
Он обнаружил неразграбленную гробницу, содержащую множество культовых предметов и саркофаг. Последний был пуст, и, по некоторым признакам, в нем никогда и не было тела; вместо него там покоился Жезл Власти.
– Похоронен дух народа, – сказал Джейсон негромко.
Талахасси кивнула.
– Возможно. Там были надписи, но, хотя этот народ пользовался египетскими иероглифами, более поздний язык Мероэ до сих пор переводить не удается, и надписи остались нерасшифрованными. Трагическая кончина доктора Брука в прошлом году замедлила работу над находками по всей программе приведения коллекции в порядок и опознания культовых предметов.
– Я удивлен, – заметил Ней, – что ему позволили увезти что-то из страны и доставить сюда. Молодые государства вдвойне подозрительны по отношению к тем, кто расхищает их сокровища, – особенно к нам.
– Мы тоже были удивлены, – согласилась Талахасси, – но он получил всестороннее разрешение. – Она заколебалась, а потом прибавила:
www.rubiteka.ru