В Римлянам 12 глава, стих 11 апостол Павел призывает святых духом пламенеть. Эти слова должны произвести действия в наших сердцах. Чтобы слово Божие осталось в сердце человека надо, чтобы оно растворилось через веру. Евр. 4:2. Но каждый святой имеет свою степень веры от Господа. «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом». Рим. 14:22. Господь тоже говорил о том, что у святых вера может быть разная по силе. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод в сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». Мф. 13:23. Син. пер. «Посеянное же на доброй земле — это человек, слышащий слово и понимающий, он плодоносит и приносит урожай стократный, шестидесятикратный или тридцатикратный». Современный перевод. Из Писания мы видим, что одно и то же слово Божие производит по силе разные действия в сердцах святых. Как нам здесь поступать? С кого брать пример? Слово говорит, что нам надо брать пример и со Христа, и с наставников. «…с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса». Евр. 12:1,2. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Евр. 13:7. Апостолы учились лично у Господа. Павел, хотя на земле он не ходил с Иисусом Христом, тоже учился у Господа. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Гал. 1:11-12. В послании же к Евреям он советует брать пример с наставников. Некоторые святые берут пример только с наставников, а не с Господа в наставниках. Если бы святые брали пример с Господа в наставниках, то все было бы хорошо. Они не подражали бы человеку, а Господу в человеке. Поступая так, они не останавливались бы в своем духовном развитии и не делали бы из людей идолов. Тем более, что не все святые имеют одинаковую силу служения. Мы уже видели, что кто-то приносит сто крат, кто-то шестьдесят, а кто-то тридцать. Если бы святые подражали Господу в человеке, то они очень быстро поняли бы, что значит «забывая заднее и простираясь вперед». Они очень хорошо бы поняли, что в них находятся «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». И что эти чувствования должны бесконечно в них умножаться, или как об этом сказал брат Павел: «…молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве». Другими словами, святые должны, забывая заднее, постоянно простираться вперед. Если святые так будут поступать, то все будет хорошо. В Иезекииля 47 главе описан поток благодати, в который заводили Иезекииля четыре раза. Первый раз «воды было по лодыжку» (стих 3). Второй раз «воды было по колено (стих 4). Третий раз воды было по поясницу (стих 4). Четвертый раз «воды были так высоки, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток» (стих 5). В этом описании мы видим четыре состояния святых в благодати. Кто-то живя с Господом, пользуется потоком благодати весьма скудно, по лодыжку, кто-то по колено, кто-то по поясницу, а кто-то находится в таком месте потока благодати, где надо плыть. Это духовное состояние Павел описывает в себе так: «я… тружусь и подвизаюсь силою Его, действующей во мне могущественно». Кол. 1:29. Все, кого Господь использовал, как реформаторов, выступали в апостольском духе в том смысле, что они, как Господь и апостолы, объяты были духом ревности за дело Божие. «И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул; – и сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня». Ин. 2:15. Син. пер. Буквальный греческий перевод говорит: «Горячность относительно дома Твоего пожирает Меня». «Любовь к дому Твоему будет пожирать Меня как пламя». Современный перевод. Такое служение Богу раскрывает полный смысл слов апостола Павла. «Духом пламенейте». В Песни песней так сказано об этом: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она – пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатства дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением». 8:6-7. «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви». 5:8. «Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви». 2:5. Апостол Иаков это состояние любви между Богом и святыми описывает так: «до ревности любит дух, живущий в нас». Дух Божий хочет владеть всеми фибрами нашей души, т.е. контролировать всего внутреннего человека в мельчайших его проявлениях. Это равносильно тому, как пламя поглощает весь дом. Огонь горит за счет дома и от дома ничего не должно остаться. Если что-то осталось, то это значит огню не дали овладеть всем домом. Поэтому правильный перевод гласит так: «Ревность по доме Твоем пожрет Меня». Перевод Кассиана. Если святые зашли в поток так, где нельзя идти, а надо плыть, то это значит вся их душа объята огнем Духа Святого и они сгорают в этом огне в том смысле, что каждое движение и мыслей, и чувств пронизано действиями Духа Святого. Их становится не видно. Виден в них только Господь и тогда можно о них сказать так, как сказал о Себе Господь, когда Филипп просил Его показать им Отца. «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец пребывающий во Мне, Он творит дела». Ин. 14:9,10. Очень хороший пример горения духом любви Господь показал через негритянского юношу Самуила Морриса. Все его мысли и чувства были связаны с Господом. Все, кто знали его, поражались его жизнью с Господом. Он действительно горел духом. Бог не дал ему долго жить. За несколько лет его жизнь, как свечка, сгорела в любви Божией. До сих пор его жизнь служит примером всем христианам. Самуил Моррис не успел теологически познать Господа, т.е. он был не силен в познании учения церкви Божией, но он объят был Духом Святым и сгорал в любви Божией. Его жизнь Господь повел так, что он не успел познать, что такое Вавилон, и поэтому он ничего не сказал по поводу заблуждения в христианском мире. Такое его было призвание в Боге. Никто не может на него сказать никакой клеветы, поскольку он никого не затронул. До сих пор все вынуждены признать, что нужно жить с Господом так, как жил Самуил Моррис. Свято, полностью посвятив себя Господу, и во всем ища исполнения воли Бога. Не холодное и равнодушное посвящение себя Господу, а самозабвенное служение Ему. Только такое служение угодно Господу. Так самозабвенно служил Своему Отцу Сам Господь, так служили апостолы и все святые. Особенно те, кого Бог посылал разоблачать зло и заблуждения. Делая это, святые попадали под клевету тех, кого они разоблачали. Так было с Господом, апостолами, реформаторами и всеми святыми. Многие верующие не могут принять такую силу служения Господу и начинают снижать святой стандарт жизни с Богом. Они хотят служить Богу степенно, неторопливо и понятно для человеческого стандарта мышления. Но как Слово Божие без Господа не может быть понято человеком, так и жизнь с Ним не может человек без Бога понять. А это как раз и упускается. Сатане удалось многих обмануть в этом. Если ему не удается не допустить человека к познанию истины, то он тогда пытается извратить понимание внутренней жизни с Господом. Он дает возможность говорить о святой жизни с Богом, о посвящении и освящении, а к самой жизни с Господом не допускает. Так он сделал с Ефесской церковью. Она все имела, кроме первой любви. Также было и с Лаодикийской церковью, которая тоже имела познание о полной истине, но была тепла. Ей тоже не хватало огня любви, как и Сардийской церкви, которая носила имя будто жива, но была мертва. Так бывает и со многими христианами и, особенно, незадолго пред приходом Христа. «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Мф. 24:12. «Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». Мф. 25:8. Да сохранит нас Господь от такого состояния. Аминь cerkovboga.ru В Римлянам 12 глава, стих 11 апостол Павел призывает святых духом пламенеть. Эти слова должны произвести действия в наших сердцах. Чтобы слово Божие осталось в сердце человека надо, чтобы оно растворилось через веру. Евр. 4:2. Но каждый святой имеет свою степень веры от Господа. «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом». Рим. 14:22. Господь тоже говорил о том, что у святых вера может быть разная по силе. «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод в сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». Мф. 13:23. Син. пер. «Посеянное же на доброй земле — это человек, слышащий слово и понимающий, он плодоносит и приносит урожай стократный, шестидесятикратный или тридцатикратный». Современный перевод. Из Писания мы видим, что одно и то же слово Божие производит по силе разные действия в сердцах святых. Как нам здесь поступать? С кого брать пример? Слово говорит, что нам надо брать пример и со Христа, и с наставников. «…с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса». Евр. 12:1,2. «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Евр. 13:7. Апостолы учились лично у Господа. Павел, хотя на земле он не ходил с Иисусом Христом, тоже учился у Господа. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Гал. 1:11-12. В послании же к Евреям он советует брать пример с наставников. Некоторые святые берут пример только с наставников, а не с Господа в наставниках. Если бы святые брали пример с Господа в наставниках, то все было бы хорошо. Они не подражали бы человеку, а Господу в человеке. Поступая так, они не останавливались бы в своем духовном развитии и не делали бы из людей идолов. Тем более, что не все святые имеют одинаковую силу служения. Мы уже видели, что кто-то приносит сто крат, кто-то шестьдесят, а кто-то тридцать. Если бы святые подражали Господу в человеке, то они очень быстро поняли бы, что значит «забывая заднее и простираясь вперед». Они очень хорошо бы поняли, что в них находятся «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». И что эти чувствования должны бесконечно в них умножаться, или как об этом сказал брат Павел: «…молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве». Другими словами, святые должны, забывая заднее, постоянно простираться вперед. Если святые так будут поступать, то все будет хорошо. В Иезекииля 47 главе описан поток благодати, в который заводили Иезекииля четыре раза. Первый раз «воды было по лодыжку» (стих 3). Второй раз «воды было по колено (стих 4). Третий раз воды было по поясницу (стих 4). Четвертый раз «воды были так высоки, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток» (стих 5). В этом описании мы видим четыре состояния святых в благодати. Кто-то живя с Господом, пользуется потоком благодати весьма скудно, по лодыжку, кто-то по колено, кто-то по поясницу, а кто-то находится в таком месте потока благодати, где надо плыть. Это духовное состояние Павел описывает в себе так: «я… тружусь и подвизаюсь силою Его, действующей во мне могущественно». Кол. 1:29. Все, кого Господь использовал, как реформаторов, выступали в апостольском духе в том смысле, что они, как Господь и апостолы, объяты были духом ревности за дело Божие. «И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул; – и сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня». Ин. 2:15. Син. пер. Буквальный греческий перевод говорит: «Горячность относительно дома Твоего пожирает Меня». «Любовь к дому Твоему будет пожирать Меня как пламя». Современный перевод. Такое служение Богу раскрывает полный смысл слов апостола Павла. «Духом пламенейте». В Песни песней так сказано об этом: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она – пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатства дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением». 8:6-7. «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви». 5:8. «Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви». 2:5. Апостол Иаков это состояние любви между Богом и святыми описывает так: «до ревности любит дух, живущий в нас». Дух Божий хочет владеть всеми фибрами нашей души, т.е. контролировать всего внутреннего человека в мельчайших его проявлениях. Это равносильно тому, как пламя поглощает весь дом. Огонь горит за счет дома и от дома ничего не должно остаться. Если что-то осталось, то это значит огню не дали овладеть всем домом. Поэтому правильный перевод гласит так: «Ревность по доме Твоем пожрет Меня». Перевод Кассиана. Если святые зашли в поток так, где нельзя идти, а надо плыть, то это значит вся их душа объята огнем Духа Святого и они сгорают в этом огне в том смысле, что каждое движение и мыслей, и чувств пронизано действиями Духа Святого. Их становится не видно. Виден в них только Господь и тогда можно о них сказать так, как сказал о Себе Господь, когда Филипп просил Его показать им Отца. «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец пребывающий во Мне, Он творит дела». Ин. 14:9,10. Очень хороший пример горения духом любви Господь показал через негритянского юношу Самуила Морриса. Все его мысли и чувства были связаны с Господом. Все, кто знали его, поражались его жизнью с Господом. Он действительно горел духом. Бог не дал ему долго жить. За несколько лет его жизнь, как свечка, сгорела в любви Божией. До сих пор его жизнь служит примером всем христианам. Самуил Моррис не успел теологически познать Господа, т.е. он был не силен в познании учения церкви Божией, но он объят был Духом Святым и сгорал в любви Божией. Его жизнь Господь повел так, что он не успел познать, что такое Вавилон, и поэтому он ничего не сказал по поводу заблуждения в христианском мире. Такое его было призвание в Боге. Никто не может на него сказать никакой клеветы, поскольку он никого не затронул. До сих пор все вынуждены признать, что нужно жить с Господом так, как жил Самуил Моррис. Свято, полностью посвятив себя Господу, и во всем ища исполнения воли Бога. Не холодное и равнодушное посвящение себя Господу, а самозабвенное служение Ему. Только такое служение угодно Господу. Так самозабвенно служил Своему Отцу Сам Господь, так служили апостолы и все святые. Особенно те, кого Бог посылал разоблачать зло и заблуждения. Делая это, святые попадали под клевету тех, кого они разоблачали. Так было с Господом, апостолами, реформаторами и всеми святыми. Многие верующие не могут принять такую силу служения Господу и начинают снижать святой стандарт жизни с Богом. Они хотят служить Богу степенно, неторопливо и понятно для человеческого стандарта мышления. Но как Слово Божие без Господа не может быть понято человеком, так и жизнь с Ним не может человек без Бога понять. А это как раз и упускается. Сатане удалось многих обмануть в этом. Если ему не удается не допустить человека к познанию истины, то он тогда пытается извратить понимание внутренней жизни с Господом. Он дает возможность говорить о святой жизни с Богом, о посвящении и освящении, а к самой жизни с Господом не допускает. Так он сделал с Ефесской церковью. Она все имела, кроме первой любви. Также было и с Лаодикийской церковью, которая тоже имела познание о полной истине, но была тепла. Ей тоже не хватало огня любви, как и Сардийской церкви, которая носила имя будто жива, но была мертва. Так бывает и со многими христианами и, особенно, незадолго пред приходом Христа. «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Мф. 24:12. «Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». Мф. 25:8. Да сохранит нас Господь от такого состояния. Аминь cerkovboga.ru Ст. 11-13 тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающее: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе: требованием святых приобщающеся, страннолюбия держащеся: Потом, чтобы мы оказывали не только уважение, апостол требует и еще другого, большего, говоря: тщанием не лениви (ст. 11). И то рождает любовь, когда вместе с почтительностью мы оказываем и услуги, потому что ничто так не заставляет любить, как почтение и попечительность. Не достаточно любить, но нужно иметь и это, а лучше сказать, и это происходит от любви, равно как и любовь от этого разгорается, вообще, одно подкрепляет другое. Многие, хотя сердечно друг друга любят, однако же не подают руки помощи. Потому апостол отовсюду укрепляет любовь. А как мы можем быть тщанием не лениви? Духом горяще. Ты замечаешь, что апостол во всем требует усиления. Он сказал: не только подавайте, но не скудно, не только начальствуйте, но с усердием, не только совершайте дела милосердия, но с радостью, не только будьте почтительны, но предупреждайте в почтении других, не только любите, но любите непритворно, не только воздерживайтесь от зла, но ненавидьте его, не только держитесь доброго, но прилепляйтесь к нему, не только будьте дружелюбны, но с нежностью, не только будьте тщательны, но неослабно, не только имейте дух, но пламенейте духом, то есть будьте ревностны и возбужденны. Если ты будешь иметь все теперь исчисленное, то привлечешь Духа, а если пребудет в тебе Дух, то сделает тебя усерднее ко всему исчисленному, когда же воспламенен будешь Духом и любовью, тогда все сделается для тебя легким. Неужели ты не знаешь, насколько ужасны для всех волы, когда они имеют на спине огонь? Так и ты сделаешься нестерпимым для диавола, если возьмешь оба эти пламени. Господеви работающе. Посредством всего этого возможно служить Богу. Все, чтобы ты ни делал для брата, восходит к Владыке твоему и Он, как бы Сам получив от тебя благодеяние, вознаграждает тебя за это. Замечаешь ли, куда (апостол) направил помыслы исполняющего это? Показав, как может возгореться огонь Духа, (апостол) говорит далее: упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе (ст. 12). Все это служит для воспламенения того огня. И так как апостол требовал уже денежных издержек, телесных трудов, покровительства, усердия, учения и других подвигов, то вместе с любовью и Духом поощряет еще подвижника надеждою. Ничто так не делает душу мужественной и на все готовой, как добрая надежда. Между тем до получения ожидаемых благ (апостол) дает другую награду. Так как надежда касается будущего, то, говорит он, в бедствии будьте терпеливы. Прежде будущих благ, в настоящей жизни ты пожнешь великий плод от бедствий, сделаешься терпеливым и опытным. Сверх того, (апостол) представляет и другую помощь, говоря: в молитве пребывающе. Итак, когда любовь доставляет тебе удобство, Дух вспомоществует, надежда облегчает, бедствия делают тебя опытным и способным переносить все мужественно, когда, сверх того, ты имеешь и другое сильнейшее оружие - молитву и помощь, испрашиваемую по молитве, - тогда что останется трудного в исполнении заповедей? Ничего. Видишь ли, как (апостол) отовсюду утвердил подвижника и доказал, что заповеди его весьма легки? Заметь также, что опять он начинает говорить о милостыне и не просто о милостыне, но о милостыне святым. Выше, сказав: милуяй с добрым изволением (Рим. 12:8), он отверз руку для всех, а здесь он говорит, конечно, о верующих, почему присовокупляет: требованием святых приобщающеся (ст. 13). Не сказал: помогайте святым в нуждах, но: принимайте участие в их нуждах, показывая, что они более получают, нежели дают, и что это дело есть купля, так как есть общение. Ты даешь деньги, а они дают тебе дерзновение пред Богом. Страннолюбия держащеся. Не сказал апостол: будьте странноприимны, но: ревнуйте о странноприимстве, научая нас, чтобы мы не ожидали, когда нуждающиеся придут к нам, но сами бежали к ним и догоняли их. Так поступал Авраам. Целый день провел он, выжидая этого прекрасного лова и, увидев, вскочил, побежал навстречу, поклонился до земли и сказал: Господи, аще убо обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего (Быт. XVIII, 3). Гомилии на Послание к Римлянам. Тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе Внушает, какова должна быть ревность наша о богоугождении и спасении. Идет и тот, кто с ноги на ногу переваливает, но явно показывает, что у него душа не лежит к тому, куда и для чего он идет. У кого душа в деле делаемом, тот быстродвижен, не жалеет сил, весь в напряжении. Такую энергию подрывает леность — одна из главных страстей, злодействующих в человеке. Ее и изгоняет Апостол, заповедуя быть неленивыми. Быть неленивым — значит: усердствовать к делу, быстро и усиленно действовать. Но не одну быстродвижность внушает Апостол, а вместе и тщание о деле. Иной и быстро действует, но без всякого внимания к делу, спешит, чтоб поскорее дело с рук свалить, и оно делается кое-как. Это другая сторона лености, ничего не делающей. Против этого Апостол велит делать дела свои со всем тщанием, со всем вниманием к делу, всячески заботясь, чтоб дело выходило вполне совершенное, такое, каким должно ему быть. Как премудро соединил Апостол слова: тщанием не лениви! Чтоб кто не вздумал оправдывать своей медлительности тщанием, говоря: надобно же дело сделать как следует, он заповедует быть при тщании не ленивыми. А чтобы кто по той же лености не стал спешить делом, стараясь поскорее отделаться, сделавши дело кое-как, он при неленивости заповедует быть тщательными. С той и другой стороны ограждает правую энергичность. Но какой предмет неленостного тщания? Если поставить слова сии в связь с предыдущим, то это будут дела любви к ближним. Блаженный Феофилакт пишет: «так как многие по-видимому душевно почитают и любят друг друга, но руки к ним не простирают; то Апостол научает заботиться друг о друге и самым делом помогать другим». Эту речь заимствовал он у святого Златоуста, который пространнее говорит в том же смысле: «Апостол требует от нас не одной почтительности, но чего-то еще большего, говоря: тщанием не лениви. И сие рождает любовь, когда при почтительности оказывает услуги. Ибо ничто так не заставляет любить, как почтение и почтительность. Не довольно любить, но нужно иметь и сие, или, лучше сказать, как это происходит от любви, так и любовь делается от сего горячее; одно подкрепляет другое. Многие хотя сердечно друг друга любят, однако же не подадут друг другу помощи. Посему Апостол отвсюду подкрепляет любовь». — Так и Экумений. Но ничто не препятствует предметом неленостного тщания признать вообще деятельность в духе веры, все доброе, богоугодное и спасительное, куда войдут и дела любви к братиям. Ибо неленостная тщательность требуется не в этих только делах, но вообще во всех делах христианина, которые исключительно должны быть направляемы на угождение Богу и представляемы Ему как служение Ему. Амвросиаст и пишет: «в словах: тщанием не лениви — то же говорится, что говорит пророк Иеремия: проклят всяк творяй дело Божие с небрежением (ср.: Иер. 48, 10). Ленивый в делах богоугождения есть без надежды (ни теперь дерзновения к Богу не имеет, ни в будущем ничего светлого ожидать не может)». Так понимает и блаженный Феодорит: «будьте, говорит Апостол, тщанием не лениви, — показывая живое усердие к хорошему и совершенно избегая лености». Духом горяще, — то есть будьте горящи духом. Указывает источник неленостной тщательности. Кто горит духом, у того и все дела горят в руках, то есть скоро и хорошо делаются; потому что делаются со всем усердием и ревностию. «Заметь, говорит святой Златоуст, что Апостол во всем требует усиления. Он сказал: не только подавайте, — но неоскудно; не только начальствуйте, — но с рачением; не только совершайте дела милосердия, — но с радостию; не только будьте почтительны, — но предупреждайте в почтении других; не только любите, — но любите непритворно; не только удерживайтесь от зла, — но ненавидьте оное; не только держитесь доброго, — но прилепляйтесь к оному; не только будьте дружелюбны, — но с нежностию; не только будьте тщательны, — но неослабно; не только имейте дух, — но пламенейте духом, то есть будьте усердны и ревностны». Духом называется та сила или та сторона нашей внутренней жизни, которая обращена к Богу, добродетели, небу и вечности. В падении она ослабла и подавлена; но, когда приходит благодать, оживляет ее, и человек начинает ревновать о Божеском, святом, неземном. Гореть духом — значит: ревновать пламенно о богоугождении, спасении и стяжании Царства Небесного. И душа ревнует, но лишь по устроению земного быта; а к духовному она холодна. И весь человек бывает к сему холоден, пока в нем преобладает душевная сторона. А когда дух пробудится благодатию, тогда он не только делает духовное ревностно, но и все душевное, телесное, семейное и гражданское туда же направляет и одухотворяет. Мы все прияли благодать в Крещении и Миропомазании. Потому следовало бы нам гореть духом, который оживляется благодатию Святого Духа. Отчего же не можем сказать, что горим духом? Оттого, что занимаемся более или исключительно душевным, житейским, гражданским; дух и заглох, хотя и дает знать о себе. Чтоб разжечь дух, надо сознать неудовлетворительность направления нашей деятельности, наипаче к земному и житейскому, — углубляться размышлением в созерцание Божеского, святого, небесного и вечного, — а главное — начать ходить в делах, духовными именуемых. И загорится дух: ибо всем сим возгреется дар благодати, живущий в нас. Так толкуют святые Отцы и учители наши. Святой Златоуст, перечислив, как выше приведено, роды усиленной деятельности, прибавляет затем: «если будешь иметь все теперь исчисленное, то привлечешь Духа. А если пребудет в тебе Дух, то соделает тебя рачительным ко всему исчисленному. Когда же воспламенен будешь Духом и любовию, тогда все сделается для тебя легким. Ужели ты не видывал, сколько ужасен для всех вол, когда у него на хребте зажжен огонь? Так и ты сделаешься нестерпимым для диавола, если возьмешь оба сии пламенника (то есть благодать Духа и любовь)». Амвросиаст пишет: «гореть духом — значит: не быть в деле Божием ни теплым, ни холодным, о каковом состоянии говорит в Апокалипсисе святой Иоанн: яко объуморен ecu, и ни тепл, ни студен, изблевати тя от уст Моих имам (ср.: Апок. 3, 16). Если хочешь избежать сего, размышляй о Божественных вещах. Всегдашнее о сем размышление гонит усыпление и сообщает живодейственную бодренность». — Полнее о сем слово блаженного Феодорита: «духом Апостол назвал дарование (благодати, возбуждающей дух наш) и повелел, чтобы усердие наше доставляло ему пищу, как дрова — огню (разумеются — размышление о Божественном и духовные дела). То же говорит он и в другом месте: духа не угашайте (1 Сол. 5, 19). Угашается же дух недостойными благодати; потому что, не имея чистого ока ума, не приемлют оного луча. Так и для слепотствующих телесно тьмою бывает и свет, и среди дня служат они мраку. Посему Апостол повелевает нам гореть духом и иметь горячую любовь к Божественному». Господеви работающе, — то есть будьте Господни работники, на Господа работайте, а не на кого-либо другого, ни на себя, ни на мир. С сего слова, и во весь следующий стих, Апостол определяет направление горящего духа. Первое у него в сознании и стремлении есть Господь, живой союз с Ним, и всяческое угождение Ему, и невыступление из Его воли ни в малом, ни в великом, ни в слове, ни в деле, ни в мысли. Дух по естеству своему Божествен; почему, когда пробуждается, к Богу устремляется, к Богу прилепляется, Богом живет и жить хочет. В вере Христовой у человека к сему присоединяется сознание, что куплен бесценною ценою крови Господней, а с этим сознанием неразрывно связано чувство обязательства неустанно работать Купившему, и Ему только единому. Почему он все к сей работе и направляет, даже аще яст или пиет (ср.: 1 Кор. 10, 31), помня внушение Апостола: куплены есте ценою. Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (ср.: 1 Кор. 6, 20). По этому признаку всякий может непогрешительно определять, ожил ли и живет ли в нем дух его: если он с ревностию направляет всю свою деятельность к Господу, значит, живет дух его; если нет — не живет. И надо, следовательно, позаботиться оживить его: средства у всех под руками. Толкование послания апостола Павла к Римлянам. в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите См. Толкование на Рим. 12:10 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите Таков истинный христианин-труженик: постоянно в духовном напряжении, непрерывной работе – служении Богу и людям. К сожалению, многие из нас не таковы, но рабы лукавые и ленивые. Какое же средство для этого духовного рвения? – усердная молитва к Богу. Ослабеет молитва наша к Богу – упадет и ревность о служении Богу и трудах во благо ближних. В искренней, горячей молитве нашей к Богу – источник всякой бодрости и духовной энергии нашей! Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание). в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите Павел называет здесь благодать Духом… То же он говорит и в другом месте: «Духа не угашайте» (1 Фес. 5:19). Дух же гаснет у недостойных благодати. Толкования на послания святого Павла. в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите в усердии не ослабевайте Так как многие, казалось бы, душевно почитают и любят друг друга, но руки к ним не простирают; то научает заботиться друг о друге и самым делом помогать другим. духом пламенейте Предполагается возражение: как можем мы в усердии не ослабевать? Если, отвечает, будем гореть духом, то есть если будем усердны и ревностны. Заметь также, что духом пламенейте сказано уже после исчисления многих видов добродетели; ибо кто исполнил вышесказанное, тот привлекает благодать Духа и возжигается огнем Его. Господу служите Когда ты братолюбив, когда имеешь любовь и другие добродетели, о которых прежде сказано, тогда служишь Господу. Ибо Он к Себе относит то, что ты делаешь для брата. Толкования на послание к Римлянам. в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите Нам заповедано «пламенеть духом». Тем самым показано, что слово Божие несомненно пламенно и горячо. О началах. в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите Это означает, что мы не должны быть прохладными, выполняя Божие дело или закон, как Бог говорит в Откровении Иоанна: Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3:16). Ежедневные духовные упражнения устраняют лень и делают людей бодрыми. Комментарий на Послание к Римлянам. Ст. 11-12 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны Христианин должен быть усердным, ревностным деятелем в Церкви. Пусть он воспламеняется духом (Святым)! Пусть всегда действует, как раб Господа (Христа), а не по своим капризам (Вместо: Господу (Kuriw) в некоторых кодексах стоит: времени (kair)). Это будет указывать на необходимость для христианина соображать свою ревность с требованиями времени и обстоятельств, пример чего подавал и сам Ап. Павел (См. 1 Кор. 9:19 и сл. ; Флп. 4:12 и сл.). В скорбях христианина должна утешать надежда на будущее прославление. См. также Толкование на Рим. 12:3 bible.optina.ru Слова, вынесенные в заголовок, высказаны основателем христианской церкви апостолом Павлом. Он прекрасно понимал метафорическое предназначение «сердечной теплоты» в качестве оружия для изгнания из сердца дьявола и разрушения всех его, дьявольских, дел. То есть для очищения сердца от помыслов и желаний, для предотвращения, как мы сейчас говорим, процессов хаотического мыслеобразования. «…Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола», — говорит любимый ученик Иисуса апостол Иоанн Богослов. Наиболее глубоко и разносторонне проблема «внутренней теплоты» проработана и освещена с точки зрения православного богословия в монастырях святой горы Афон. Среди афонских монахов существовали весьма поэтические формы рассуждений о «физиологическом жаре». Главное дело, считают они, это собрать вместе сердце, ум и внимание. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — эти слова Иисуса из Евангелия от Матфея монахи относят прежде всего к сердцу и вниманию. И тогда постепенно в очищенном сердце возникнет Божественная обитель: «Я и Отец Мой придем к нему и обитель у него сотворим». Напомним, что сердце считалось средоточием и источником психической деятельности человека. Первый признак очищения сердца от различных психических загрязнений — появление внутренней теплоты. Она будет постепенно, от молитвы к молитве, увеличиваться, и начнет согревать сердце, то есть очищать его. По мере появления сердечной теплоты, удержание внимания на Иисусовой молитве будет улучшаться. «Ибо как железо, хорошо раскалившись в огне, куется легко, так и человек, желающий зажечь печь, не может сделать это тут же, но понемногу прогревает ее. И только потом подносит к жерлу печи дрова — и тут же печь их поглощает и сжигает. То же происходит и с сердцем человека: когда распалится его сердце огнем Святого Духа, тогда он произносит молитву с большей теплотой и легкостью… Когда мы это почувствуем, тогда постигнем плод молитвы, ее цель. Тогда мы уразумеем, что Царство Небесное внутри нашего сердца». «Царство Божие», «Царство Небесное» в христианской терминологии и есть тот самый «иной мир», к взаимодействию с которым извечно стремился человек, чтобы стать свободным, счастливым и обессмертить свою душу. Молящийся человек, достигший состояния «внутренней теплоты», по мнению афонских исихастов, «весь огонь в своем сердце, потому что зажегся в его сердце огонь, о котором говорит Христос: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!». Монахи из афонской цитадели православного исихазма нисколько не сомневаются, что именно в этом состоит истинное и главное предназначение Иисуса: зажигать огонь в сердцах людей. И это — не красивая метафора, а физиологический факт, в реальности которого может убедиться любой человек. «Внутренняя теплота» появившаяся во время Иисусовой молитвы с точки зрения афонских старцев — это первые проявления Святого Духа. Она означает, что человек находится на правильном Духовном Пути. Еще библейский Пророк Давид, деяния которого описаны в Псалмах, как считают афонские монахи, хорошо знал, «что если в сердце обитает Дух Святой, то в нем ощущается неизреченная радость, и тело согревается изнутри. То есть в утробе ощущается некая непостижимая духовная и божественная теплота, смешанная с большой духовной и божественной сладостью». При использовании в тренинге мозга «дыхательной ступеньки» вместе с внутренней теплотой появляется ощущение «сладости». Поэтому иногда в православной литературе можно встретить упоминание о «сладостной теплоте». О том, что это такое, каков физиологический смысл понятия «сладость», мы коснемся в последней главе. В чем православные исихасты видят богословское предназначение «внутренней теплоты» с точки зрения христианского вероучения? Вот как отвечает на этот вопрос игумен одного из многочисленных афонских монастырей Ефрем Святогорец: «Молитва произведет внутри теплоту, пламя. Когда молитва родит теплоту, теплота принесет еще большую молитву и так далее. И тогда, когда это произойдет, вы увидите, как пожигаются немощи, пожигаются помыслы, постепенно пожигаются страсти. Заканчивается это чистотою сердца, когда придут Отец, Сын и Дух Святой и сотворят обитель, жилище в сердце». Вот он, православный жертвенный огонь, в котором рождается новый человек, наделенный сверхвозможностями взаимодействовать с «иным миром»! И насколько тесно связано истинное, не искаженное сиюминутными церковными интересами, православное мировоззрение с древними арийскими идеями о существовании «иного мира» и взаимодействии с ним человека, отраженными в древнеиндийских Ведах! Воспламени себя молитвой! — этот завет подвижников-основателей христианства был хорошо известен многим поколениям русских монахов-исихастов. Не хуже афонских старцев сумели они в свое время разобраться в физиологических признаках правильного осуществления тренинга мозга. Хотя, безусловно, в своих объяснениях использовали только христианскую терминологию и представления. Даже известный в XIX веке своим отрицательным отношением к «художественной молитве» епископ Феофан Затворник вынужден был признать наличие физиологических аспектов молитвы. И это несмотря на то, что они инициируются как раз теми самыми «художествами», то есть синхронизацией рецитации слова с дыханием. Несомненно, многие поколения русских исихастов использовали эти «художества», даже не догадываясь об их «официальном» существовании и спорах вокруг них. Подобная синхронизация молитвы с дыханием у человека в большинстве случаев происходит автоматически. Она является естественным следствием многократного повторения молитвенной процедуры. Поэтому вполне естественно и появление в процессе психофизического тренинга всех следствий такой синхронизации. Феофан Затворник пишет: «Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет туда в одну точку все силы души и тела… Это сосредоточие всей человеческой жизни в одно место тотчас отзывается там особым ощущением; сие ощущение и есть начало будущей теплоты… Ощущение сие, сначала легкое, все усиливается, крепнет, углубляется и из холодного, какого оно вначале, переходит в теплое чувство и держит на себе внимание… без особого его напряжения. Они затем друг друга поддерживают и должны пребывать неразлучно, ибо рассеяние внимания охлаждает теплоту, а умаление теплоты ослабляет внимание». Однако Феофан Затворник считает эту теплоту обычной телесной, «кровяной». Он отказывает ей в Духовном происхождении, на чем обычно настаивают афонские монахи. В отличие от них, русский епископ считал Духовной, Благодатной особый вид теплоты, которая «отрешена от плоти, и в теле не производит заметных изменений, и свидетельствует тонким сладким чувством». Но противоречия в суждениях представителей различных исихастских школ относятся уже к области богословской полемики и для нас не важны. Главное — и в русском исихазме была признана «сладостная теплота». С этим необычным физиологическим ощущением познакомится каждый человек, который будет придерживаться самых распространенных в мире и самых апробированных методик тренинга мозга, в которых объектом концентрации внимания являются слово и дыхание. www.braintools.ru Конференция «Духом пламенейте; Господу служите» vladimirnesol.blogspot.ruДухом пламенейте…. Духом пламенейте
Духом пламенейте – Церковь Божья
Духом пламенейте – Церковь Божья
Толкования Священного Писания. Толкования на Рим. 12:11
Свт. Иоанн Златоуст
Свт. Феофан Затворник
Прп. Ефрем Сирин
Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)
Блаж. Феодорит Кирский
Блаж. Феофилакт Болгарский
Ориген
Амвросиаст
Лопухин А.П.
Духом пламенейте…. Тренинг мозга. Вячеслав Мещеряков. Тренинг мозга.
"Духом пламенейте; Господу служите". ч. 3. Сергей Сенокосов "Духом пламенейте"
Смотрите также