Николай Леонидович Духов. Духов н л конструктор


Духов Николай Леонидович, советский конструктор бронетехники: краткая биография

Духов Николай Леонидович - главный конструктор Кировского танкового завода. Он внес огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Плоды трудов Духова имели большое значение для обороны СССР. Благодаря ему была ликвидирована американская монополия на ядерное вооружение.

Семья

Духов Н. Л. родился 26 октября 1904 г. в Полтавской области, село Веприк. Мария Михайловна, его мать, была дочерью бедного помещика. Леонид Викторович, отец, служил фельдшером. Потом перебрался на сахарный завод в село, где жила будущая супруга. Через год после свадьбы Леонида и Марии родился Николай.

Образование

В 7 лет Николай пошел в начальную сельскую школу в Веприке. После ее окончания, в 1914 г., продолжил обучение в Гадячской классической гимназии. В ней было отличное преподавание иностранных языков, благодаря чему Духов в совершенстве овладел английским, немецким и французским. В 1919 г. гимназия была преобразована в трудовую школу 2-й ступени. Николай ее окончил в 1920 г.духов николай леонидович

Возможность продолжить образование для Николая появилась лишь в 22 года. Заводским комсомольским собранием было принято решение вручить Духову путевку на рабочий факультет Харьковского землеустроительного и геодезического института. После его окончания он смог поступить без экзаменов в Ленинградский политехнический вуз на механический факультет, где обучался конструировать и производить тракторы и автомобили. Окончил институт в 1932 г.

Трудовая деятельность

Духов Николай Леонидович, биография которого описана в данной статье, начал работать с 14 лет. Сначала был секретарем комитета бедноты в родном селе. С 1921 г. стал агентом продотряда. Вел перепись для начисления налогов. Заведовал районной читальней. Был секретарем райземлеса и заведующим ЗАГСа. В 1925 г. устроился работать резчиком свеклы на Чупаховский завод. Несколько позже был переведен в технико-нормировочный отдел.

Сразу после института Духов устроился работать на ленинградский завод «Красный Путиловец». Сначала был обычным рядовым сотрудником. Но уже через несколько лет начал замещать главного конструктора.советский конструктор

Духов Николай Леонидович: конструктор с детства

Интерес что-то конструировать и строить у Николая начал проявляться с детства. Когда ему было всего 7 лет, к нему прибегали соседские мальчишки, для которых он изготавливал деревянное оружие для уличных боев. В подростковом возрасте Николай мог запросто отремонтировать механические часы, инструменты, сеялку. А после гимназии сконструировал радиоприемник. Так в селе появилось первое радио.

Работа в танко- и тракторостроении

В первые годы работы на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) Духов Николай Леонидович занимался конструированием различных приспособлений для трактора «Универсал». Работал над созданием первой советской «легковушки» «Ленинград-1». Участвовал в конструировании подъемного крана.духов николай леонидович биография

В 1936 г. был привлечен к работам над улучшением бронетанковой техники. Был переведен в СКБ-2, где начал создавать методику прочностного и тягового расчетов танка. Этими данными несколько лет потом пользовались и его коллеги. Затем был назначен руководителем группы конструкторов, которая занималась модернизацией танков Т-28. Работы были завершены в 1938 г. Бортовая же передача новой конструкции была выполнена лично Духовым.

В конце 1938 г. он показал новый проект тяжелого военного танка КВ-1, который впоследствии стал кошмаром для немцев. В 1939 г. ЛКЗ приступил к серийному выпуску новой техники по чертежам Духова. В 1940 г. он был назначен на должность заместителя начальника СКБ-2. Стал ведущим конструктором КВ-1 и внес большой вклад в создание КВ-2.

В 1941 г. заводу пришлось эвакуироваться в Челябинск. Предприятие было переименовано и стало называться сокращенно ЧТЗ. На базе местного тракторного завода началось производство танков серии КВ. В июле этого же года Духов был назначен ведущим конструктором третьего отдела и уехал в Челябинск. Работа была организована быстро. И в октябре 1941 г. Николай Леонидович стал замом главного конструктора завода. В 1943 г. был назначен на должность главного конструктора ЧТЗ. Работал им до 1948 г.кв 1

За это время Духов наладил конвейерное производство новых танков КВ. Возглавлял разработку их модификаций и артиллерийских установок. Были коренным образом модернизированы средние танки Т-34. Под руководством Духова проходила разработка новой серии ИС (1, 2, 3, 4). В послевоенное время им был создан новый трактор С-80 с закрытой кабиной.

Работа в ядерной промышленности

В 1948 г. Духов Николай Леонидович был привлечен к работе над атомным проектом КБ-11. Он стал замещать главного конструктора Ю. Харитонова. Под руководством Николая Леонидовича находился сектор, отвечающий за создание первого советского плутониевого заряда и атомной бомбы. В 1949 г. Духов принимал участие в ее испытании на Семипалатинском полигоне. А в 1953 г. – водородной бомбы.

С 1954 г. Духов стал одновременно директором, ведущим конструктором и научным руководителем первого филиала КБ-11. Николаем Леонидовичем были определены основные направления деятельности института – создание боеприпасов для ядерного оружия, систем инициирования его зарядов, приборов автоматики и контрольно-измерительной аппаратуры.духов николай леонидович 1904 1964

Советский конструктор Духов Н. Л. считается основателем конструкторской школы ядерных боеприпасов. За 10 лет работы под руководством Духова были разработаны 3 поколения автоматических блоков. А также созданы боеприпасы для баллистических ракет, торпед, первых крылатых ракет для ВМФ, ВВС и ПВО. Для них дополнительно была создан целый ряд разнообразных электроприборов. Под руководством Духова было разработано 3 поколения измерительной аппаратуры:

  • осциллографическая;
  • безосциллографическая;
  • автоматизированная, имеющая цифровую регистрацию.

Конструктор-преподаватель

Инженерно-конструкторскую работу Николай Леонидович совмещал с преподавательской деятельностью. С 1935 по 1940 гг. он занимался обучением студентов в Ленинградских автодорожном и политехническом институтах. В 1944 г. был открыт механико-машиностроительный вуз с танковой и механико-технологической кафедрами. Заведующим кафедрой был назначен Духов. Он же руководил и экзаменационной госкомиссией этого института.духов николай леонидович конструктор

Николай Леонидович, советский конструктор, всегда придавал большое значение подготовке высококвалифицированных специалистов. Именно Духовым был поставлен перед министерством вопрос о присуждении кандидатам технических наук ученых степеней. И первые 3 защиты прошли в 1962 г.

Личная жизнь

Духов Николай Леонидович женился на Марии Александровне, с которой и прожил до конца своих дней. Работа для Духова всегда была на первом месте. Но и семья для него была большой ценностью. Его супруга оказалась очень чуткой и понимающей. Нередко, когда они выбирались в театры, она видела, что в середине действия Николай вдруг уходил в себя и сосредотачивался. Она тихонько, стараясь не спугнуть его мысли, уводила его домой. И по дороге, как только они усаживались в машину, Духов начинал писать очередные расчеты.

У супругов родилась дочь Зоя, которая впоследствии успешно вышла замуж и подарила родителям внуков – Светлану и Игоря. Николай Леонидович в редкие периоды отдыха всегда находил для них время.

Смерть Духова

Духов Николай Леонидович скончался 1 мая 1964 г. из-за тяжелой болезни, хотя и непродолжительной. Здоровье конструктора было подорвано напряженной работой над ядерным проектом и войной, когда все трудились на пределе своих сил. Николай Леонидович похоронен на Новодевичьем кладбище.село веприк

Награды и звания

В 1954 г. Духов Николай Леонидович (1904-1964 гг.) получил звание генерал-лейтенанта. Являлся доктором технических наук. Был лауреатом Ленинской, Государственной и четырех Сталинских премий. Три раза получал звание Героя Социалистического труда. В 1953 г. был членом академии наук СССР. Награжден несколькими медалями и четырьмя орденами Ленина, одним – Суворова второй степени и по одному – Красной звезды и Трудового Знамени.

загрузка...

worldfb.ru

духов Николай Леонидович персона

Никола́й Леони́дович Ду́хов (1904— 1964)— советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия. Трижды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии.

Биография

Детство и учёба

Родился 13 (26 октября) 1904 года в селе Веприк (ныне Гадячский район, Полтавская область, Украина). Мать Н.Л.Духова, Мария Михайловна (дев. Осипова)[2] , была дочерью обедневшего помещика. Отец, Леонид Викторович, служил ротным фельдшером поэтому переезжал с места на место по долгу службы и за год до рождения сына поступил на сахарный завод в селе Веприк. Русский по национальности [3][4]

Н.Л.Духов учился сначала в сельской школе, затем в Гадячской классической мужской гимназии. Особенно хорошо там было поставлено преподавание иностранных языков (впоследствии Духов владел немецким, английским и французским). В 1919 году гимназию преобразовали в единую трудовую школу второй ступени, в 1920 году Николай получил диплом об её окончании.

С 14 лет Духов работал: сначала секретарём Вепричского комитета бедноты, с 1921 года— агентом продотряда. Вёл перепись, которая служила сельскому совету основанием для определения продналога. Также был заведующим районной избой-читальней, секретарём райземлеса, заведовал ЗАГСом. В 1925 году поступил на Чупаховский завод резчиком свёклы. Позже его перевели в технико-нормировочное бюро.

Н.Л.Духову было 22 года, когда ему представилась возможность продолжить образование. По решению заводского комсомольского собрания ему вручили путёвку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института. После окончания рабфака он был рекомендован «для зачисления без испытания на механический факультет» ЛПИ, где обучался с 1928 по 1932 год на кафедре «Автомобили и тракторы» и получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей.

Трудовая деятельность в тракторо- и танкостроении

После окончания института был направлен на ленинградский завод «Красный Путиловец» (позднее— Ленинградский Кировский завод), где прошёл путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора завода. В первые годы на ЛКЗ Николай Леонидович работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора «Универсал», над созданием первого советского легкового автомобиля «Ленинград-I», принимал участие в конструировании тяжёлого подъёмного крана.

В 1936 году его, как инженера автотракторной специальности, привлекли к работе по улучшению бронетанковой техники. Духов перешёл в СКБ-2 Кировского завода, где сразу приступил к созданию единой методики тягового и прочностного расчёта танков, которой он и его коллеги впоследствии пользовались не один год. Затем ему поручили руководство конструкторской группой, занимавшейся модернизацией танка Т-28. К концу 1938 года группа Н.Л.Духова выполнила задание, причём бортовую передачу новой конструкции для танка Николай Леонидович спроектировал лично.

Творчески мыслящего инженера волновала проблема создания нового танка с противоснарядным бронированием. В конце 1938 года Николай Леонидович предложил технический проект новой машины— тяжёлого танка КВ-1. В 1939 году Кировский завод приступил к серийному выпуску танков КВ. 11 ноября 1940 года он был назначен заместителем начальника СКБ-2 ЛКЗ, был ведущим конструктором тяжёлого танка КВ-1, а также внёс значительный вклад в разработку танка КВ-2.

Член ВКП(б) (2 апреля 1941 года).

В 1941 году Ленинградский Кировский завод постепенно эвакуировался в Челябинск, где на базе Челябинского тракторного завода начали разворачивать производство танков КВ. 10 июля 1941 года Духов выехал из Ленинграда в Челябинск, получив должность главного конструктора отдела №3. Уже 25 июля он был на месте и быстро организовал работу. 6 октября ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод, Н.Л.Духов стал заместителем главного конструктора, а постановлением Государственного Комитета Обороны от 26 июня 1943 года был назначен главным конструктором, оставаясь в этой должности до 1948 года. Николай Леонидович наладил на заводе поточно-конвейерное производство танков КВ, возглавил разработку их модификаций и самоходных артиллерийских установок, осуществил коренную модификацию средних танков Т-34. Под его руководством разрабатывались тяжёлые танки КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Были изготовлены и не пошедшие в серию образцы— например КВ-13.

После войны под непосредственным руководством Н.Л.Духова разрабатывался новый трактор ЧТЗ С-80 («Сталинец-80») с кабиной закрытого типа.

Трудовая деятельность в промышленности ядерных вооружений

В 1948 году он был привлечён к работам в советском атомном проекте и стал заместителем главного конструктора КБ-11 (Арзамас-16) Юлия Борисовича Харитона. Возглавляя конструкторский сектор, Духов руководил разработками конструкции как первого отечественного плутониевого заряда, так и конструкции атомной бомбы. Он активный участник испытаний первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и первой водородной бомбы РДС-6с 12 августа 1953 года.

С 1954 года Николай Леонидович стал директором, главным конструктором и научным руководителем филиала №1 КБ-11 (в настоящее время ВНИИА им. Н. Л. Духова), которым руководил до своей смерти в 1964 году. Духов определил основные направления тематики института— создание ядерных боеприпасов для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия, систем электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов, приборов автоматики ядерных боеприпасов, унифицированной контрольно-измерительной аппаратуры. За десять лет под его руководством разработаны три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати различных носителей— баллистической ракеты Р-7, торпеды Т-5, первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО, для этих ядерных боеприпасов была разработана целая гамма электромеханических приборов. Для контроля ЯБП и блоков автоматики разработаны первые три поколения контрольно-измерительной аппаратуры: осциллографическая, малогабаритная безосциллографическая и автоматизированная с цифровой регистрацией. Николай Леонидович по праву может считаться основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам.

Н.Л.Духов установил тесные деловые связи с большим количеством главных и генеральных конструкторов авиационного и ракетного оружия: А.И.Микояном, В.Н.Челомеем, С.П.Королёвым и другими.

Преподавательская деятельность

Параллельно с инженерно-конструкторской, Николай Леонидович занимался и преподавательской работой. С 1935 по 1940 год он преподавал в ЛАДИ и на механическом факультете Ленинградского политехнического института. В 1944 году в Челябинске был создан Механико-машиностроительный институт (позднее преобразованный в Политехнический) с двумя факультетами: танковым (сегодня Автотракторный) и технологическим (сегодня Механико-технологический). Заведующим кафедрой танкостроения («гусеничных машин») и руководителем государственной экзаменационной комиссии этого ВУЗа был назначен Духов.

Во время работы в филиале 1 КБ-11 Духов также придавал огромное значение подготовке научных кадров высшей квалификации. Он поставил перед министерством вопрос о создании в КБ аспирантуры и совета по присуждению учёных степеней кандидата технических наук. Первые три защиты состоялись уже в 1962 году.

Умер 1 мая 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Награды, звания и знаки признания

Звания

Память

Могила Н. Л. Духова на Новодевичьем кладбище Москвы.
  • Имя присвоено Всероссийскому НИИ автоматики.
  • К столетию Николая Леонидовича и пятидесятилетию Всероссийского НИИ автоматики на территории ВНИИА был установлен бюст Духова работы скульптора В.Н.Левина.
  • В Челябинске на доме, в котором в годы Великой Отечественной войны жил Духов (пр. Ленина, 15), установлена мемориальная доска (работы скульптора Э.Э.Головницкой).
  • 15 декабря 2003 года в галерее учёных ЮУрГУ открыт бюст Н.Л.Духова работы заслуженного художника РСФСР Вардкеса Айковича Авакяна.
  • В 2004 году Верховная Рада Украины приняла постановление «О праздновании 100-летия со дня рождения Николая Леонидовича Духова».
  • Торжественная дата отмечалась в сентябре 2004 года на государственном уровне. Празднование прошло в содружестве с Российской Федерацией. На Украине обещали издать автобиографические материалы о Николае Духове и установить его бюст в мемориальном комплексе Великой Отечественной войны в Киеве.
  • В ознаменование 100-летия со дня рождения Н.Л.Духова по заказу ВНИИА издательством «Марка» была выпущена юбилейная марка, а на Московском монетном дворе по эскизу художника И. Копыткина изготовлена памятная медаль «100 лет со дня рождения Н.Л.Духова».
  • В память Николая Леонидовича названа одна из улиц в Сарове.
  • Мемориальная доска в Главном здании СПбГПУ.

Отзывы

Юлий Борисович Харитон так писал о Николае Леонидовиче:

  • «Его конструкторская гениальность врождённа».
  • «Роль Николая Леонидовича в создании первых образцов оружия была чрезвычайно велика. Вместе со своими товарищами по работе он очень много сделал, чтобы под общим руководством Игоря Васильевича Курчатова приблизить день ликвидации американской монополии на ядерное оружие».
  • «то, что он сделал за свою жизнь, огромно как по количеству и уровню инженерных решений, так и по тому значению, которое его труды имели для укрепления оборонной мощи нашей Родины»

В летописи Челябинского тракторного завода о нём написано следующее: «Николая Леонидовича по силе конструкторского таланта можно было сравнить с такими виднейшими конструкторами страны, как Швецов, Поликарпов, Яковлев. Когда он рассматривал чертеж, то казалось, будто видит его насквозь. Ни одна ошибка не ускользала от его слегка прищуренного, спокойного взгляда. Духов не только выдвигал новые оригинальные технические идеи, он добивался претворения их в жизнь поистине военными темпами».

А.И.Белоносов пишет: «когда на территории института был построен новый лабораторный корпус и Н.Л.Духов переехал в новый кабинет, то первое же совещание с руководством института он начал с разъяснения, по существу, с оправдания, почему у него такой большой кабинет и что он нужен не для него, а для удобства всех присутствующих, а также и для авторитета фирмы при приеме многих представителей других организаций. Этот кабинет у директора института функционирует и теперь, и нет в нем никаких излишеств».

Знаменитый организатор производства, директор ЛКЗ, бывший одно время наркомом танковой промышленности, И.М.Зальцман писал о Духове: «С Николаем Леонидовичем я познакомился ещё в 1933 году. Он быстро завоевал репутацию талантливого конструктора и расчётчика. Его вклад в создание танка КВ настолько значителен, что я считаю Духова основным автором этой могучей машины. А накануне войны он сверкнул другими гранями своего таланта, показав себя вдумчивым аналитиком и кропотливым доводчиком. Смысл своей деятельности он видел не в проектах, хотя бы и самых блестящих, а в хорошо налаженном серийном выпуске боевой техники и её серийном освоении».

Литература

  • Совфронов И.Трижды главный и трижды герой// Братишка: Ежемесячный журнал подразделений специального назначения.— М.: ООО «Витязь-Братишка», 2013.— № 12.— С. 72-77.
  • Богуненко Н. Н., Пелипенко А. Д., Соснин Г. А. Духов Николай Леонидович // Герои атомного проекта.— Саров: Росатом, 2005.— С.132 — 133.— ISBN 5-9515-0005-2.

Примечания

Ссылки

yavix.ru

Николай Леонидович Духов Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Духов.

Никола́й Леони́дович Ду́хов (1904—1964) — советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия. Член-корреспондент АН СССР (1953), доктор технических наук (1953). Трижды Герой Социалистического Труда. Генерал-лейтенант инженерно-технической службы. Лауреат Ленинской премии и пяти Сталинских премий.

Биография

Детство и учёба

Родился 13 (26 октября) 1904 года в селе Веприк (ныне Гадячский район, Полтавская область, Украина). Мать Н. Л. Духова, Мария Михайловна (дев. Осипова)[2] , была дочерью обедневшего помещика. Отец, Леонид Викторович, служил ротным фельдшером, поэтому переезжал с места на место по долгу службы и за год до рождения сына поступил на сахарный завод в селе Веприк. Русский[3].

Н. Л. Духов учился сначала в сельской школе, затем в Гадячской классической мужской гимназии. Особенно хорошо там было поставлено преподавание иностранных языков (впоследствии Духов владел немецким, английским и французским). В 1919 году гимназию преобразовали в единую трудовую школу второй ступени, в 1920 году Николай получил диплом об её окончании.

С 14 лет Духов работал: сначала секретарём Вепричского комитета бедноты, с 1921 года — агентом продотряда. Вёл перепись, которая служила сельскому совету основанием для определения продналога. Также был заведующим районной избой-читальней, секретарём райземлеса, заведовал ЗАГСом. В 1925 году поступил на Чупаховский завод резчиком свёклы. Позже его перевели в технико-нормировочное бюро.

Н. Л. Духову было 22 года, когда ему представилась возможность продолжить образование. По решению заводского комсомольского собрания ему вручили путёвку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института. После окончания рабфака он был рекомендован «для зачисления без испытания на механический факультет» Ленинградского политехнического института, где обучался с 1928 по 1932 год на кафедре «Автомобили и тракторы» и получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей.

Трудовая деятельность в тракторо- и танкостроении

После окончания института был направлен на ленинградский завод «Красный Путиловец» (позднее — Ленинградский Кировский завод), где прошёл путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора завода. В первые годы на ЛКЗ Николай Леонидович работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора «Универсал», над созданием первого советского легкового автомобиля «Ленинград-I», принимал участие в конструировании тяжёлого подъёмного крана.

В 1936 году его, как инженера автотракторной специальности, привлекли к работе по улучшению бронетанковой техники. Духов перешёл в СКБ-2 Кировского завода, где сразу приступил к созданию единой методики тягового и прочностного расчёта танков, которой он и его коллеги впоследствии пользовались не один год. Затем ему поручили руководство конструкторской группой, занимавшейся модернизацией танка Т-28. К концу 1938 года группа Н. Л. Духова выполнила задание, причём бортовую передачу новой конструкции для танка Николай Леонидович спроектировал лично.

Творчески мыслящего инженера волновала проблема создания нового танка с противоснарядным бронированием. В конце 1938 года Николай Леонидович предложил технический проект новой машины — тяжёлого танка КВ-1. В 1939 году Кировский завод приступил к серийному выпуску танков КВ. 11 ноября 1940 года он был назначен заместителем начальника СКБ-2 ЛКЗ, был ведущим конструктором тяжёлого танка КВ-1, а также внёс значительный вклад в разработку танка КВ-2.

Член ВКП(б) (2 апреля 1941 года).

В 1941 году Ленинградский Кировский завод постепенно эвакуировался в Челябинск, где на базе Челябинского тракторного завода начали разворачивать производство танков КВ. 10 июля 1941 года Духов выехал из Ленинграда в Челябинск, получив должность главного конструктора отдела № 3. Уже 25 июля он был на месте и быстро организовал работу. 6 октября ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод, Н. Л. Духов стал заместителем главного конструктора, а постановлением Государственного Комитета Обороны от 26 июня 1943 года был назначен главным конструктором, оставаясь в этой должности до 1948 года. Николай Леонидович наладил на заводе поточно-конвейерное производство танков КВ, возглавил разработку их модификаций и самоходных артиллерийских установок, осуществил коренную модификацию средних танков Т-34. Под его руководством разрабатывались тяжёлые танки КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Были изготовлены и не пошедшие в серию образцы — например КВ-13.

После войны под непосредственным руководством Н. Л. Духова разрабатывался новый трактор ЧТЗ С-80 («Сталинец-80») с кабиной закрытого типа.

Трудовая деятельность в промышленности ядерных вооружений

В 1948 году он был привлечён к работам в советском атомном проекте и стал заместителем главного конструктора КБ-11 (Арзамас-16) Юлия Борисовича Харитона. Возглавляя конструкторский сектор, Духов руководил разработками конструкции как первого отечественного плутониевого заряда, так и конструкции атомной бомбы. Он активный участник испытаний первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и первой водородной бомбы РДС-6с 12 августа 1953 года.

С 1954 года Николай Леонидович стал директором, главным конструктором и научным руководителем филиала № 1 КБ-11 (в настоящее время ВНИИА им. Н. Л. Духова), которым руководил до своей смерти в 1964 году. Духов определил основные направления тематики института — создание ядерных боеприпасов для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия, систем электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов, приборов автоматики ядерных боеприпасов, унифицированной контрольно-измерительной аппаратуры. За десять лет под его руководством разработаны три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати различных носителей — баллистической ракеты Р-7, торпеды Т-5, первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО, для этих ядерных боеприпасов была разработана целая гамма электромеханических приборов. Для контроля ЯБП и блоков автоматики разработаны первые три поколения контрольно-измерительной аппаратуры: осциллографическая, малогабаритная безосциллографическая и автоматизированная с цифровой регистрацией. Николай Леонидович по праву может считаться основателем конструкторской школы по ядерным боеприпасам.

Н. Л. Духов установил тесные деловые связи с большим количеством главных и генеральных конструкторов авиационного и ракетного оружия: А. И. Микояном, В. Н. Челомеем, С. П. Королёвым и другими.

Преподавательская деятельность

Параллельно с инженерно-конструкторской, Николай Леонидович занимался и преподавательской работой. С 1935 по 1940 год он преподавал в ЛАДИ и на механическом факультете Ленинградского политехнического института. В 1944 году в Челябинске был создан Механико-машиностроительный институт (позднее преобразованный в Политехнический) с двумя факультетами: танковым (сегодня Автотракторный) и технологическим (сегодня Механико-технологический). Заведующим кафедрой танкостроения («гусеничных машин») и руководителем государственной экзаменационной комиссии этого ВУЗа был назначен Духов.

Во время работы в филиале 1 КБ-11 Духов также придавал огромное значение подготовке научных кадров высшей квалификации. Он поставил перед министерством вопрос о создании в КБ аспирантуры и совета по присуждению учёных степеней кандидата технических наук. Первые три защиты состоялись уже в 1962 году.

Умер 1 мая 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Награды, звания и знаки признания

Звания

Память

Почтовая марка России (2004) Могила Н. Л. Духова на Новодевичьем кладбище Москвы.
  • Имя присвоено Всероссийскому НИИ автоматики.
  • К столетию Николая Леонидовича и пятидесятилетию Всероссийского НИИ автоматики на территории ВНИИА был установлен бюст Духова работы скульптора В. Н. Левина.
  • В Челябинске на доме, в котором в годы Великой Отечественной войны жил Духов (пр. Ленина, 15), установлена мемориальная доска (работы скульптора Э. Э. Головницкой).
  • 15 декабря 2003 года в галерее учёных ЮУрГУ открыт бюст Н. Л. Духова работы заслуженного художника РСФСР Вардкеса Айковича Авакяна.
  • В 2004 году Верховная Рада Украины приняла постановление «О праздновании 100-летия со дня рождения Николая Леонидовича Духова».
  • Торжественная дата отмечалась в сентябре 2004 года на государственном уровне. Празднование прошло в содружестве с Российской Федерацией. На Украине обещали издать автобиографические материалы о Николае Духове и установить его бюст в мемориальном комплексе Великой Отечественной войны в Киеве.
  • В ознаменование 100-летия со дня рождения Н. Л. Духова по заказу ВНИИА издательством «Марка» была выпущена юбилейная марка, а на Московском монетном дворе по эскизу художника И. Копыткина изготовлена памятная медаль «100 лет со дня рождения Н. Л. Духова».
  • В память Николая Леонидовича названа одна из улиц в Сарове.
  • Мемориальная доска в Главном здании СПбГПУ.
  • Мемориальная доска во Всероссийском НИИ автоматики им. Н. Л. Духова работы скульптора Александра Ноздрина (2017).

Отзывы

Юлий Борисович Харитон так писал о Николае Леонидовиче:

  • «Его конструкторская гениальность врождённа».
  • «Роль Николая Леонидовича в создании первых образцов оружия была чрезвычайно велика. Вместе со своими товарищами по работе он очень много сделал, чтобы под общим руководством Игоря Васильевича Курчатова приблизить день ликвидации американской монополии на ядерное оружие».
  • «то, что он сделал за свою жизнь, огромно как по количеству и уровню инженерных решений, так и по тому значению, которое его труды имели для укрепления оборонной мощи нашей Родины»

В летописи Челябинского тракторного завода о нём написано следующее: «Николая Леонидовича по силе конструкторского таланта можно было сравнить с такими виднейшими конструкторами страны, как Швецов, Поликарпов, Яковлев. Когда он рассматривал чертеж, то казалось, будто видит его насквозь. Ни одна ошибка не ускользала от его слегка прищуренного, спокойного взгляда. Духов не только выдвигал новые оригинальные технические идеи, он добивался претворения их в жизнь поистине военными темпами».

А. И. Белоносов пишет: «когда на территории института был построен новый лабораторный корпус и Н. Л. Духов переехал в новый кабинет, то первое же совещание с руководством института он начал с разъяснения, по существу, с оправдания, почему у него такой большой кабинет и что он нужен не для него, а для удобства всех присутствующих, а также и для авторитета фирмы при приеме многих представителей других организаций. Этот кабинет у директора института функционирует и теперь, и нет в нем никаких излишеств».

Знаменитый организатор производства, директор ЛКЗ, бывший одно время наркомом танковой промышленности, И. М. Зальцман писал о Духове: «С Николаем Леонидовичем я познакомился ещё в 1933 году. Он быстро завоевал репутацию талантливого конструктора и расчётчика. Его вклад в создание танка КВ настолько значителен, что я считаю Духова основным автором этой могучей машины. А накануне войны он сверкнул другими гранями своего таланта, показав себя вдумчивым аналитиком и кропотливым доводчиком. Смысл своей деятельности он видел не в проектах, хотя бы и самых блестящих, а в хорошо налаженном серийном выпуске боевой техники и её серийном освоении».

Литература

  • Софронов И. Трижды главный и трижды герой // Братишка : Ежемесячный журнал подразделений специального назначения. — М.: ООО «Витязь-Братишка», 2013. — № 12. — С. 72-77.
  • Богуненко Н. Н., Пелипенко А. Д., Соснин Г. А. Духов Николай Леонидович // Герои атомного проекта. — Саров: Росатом, 2005. — С. 132—133. — ISBN 5-9515-0005-2.
  • История ВНИИА в лицах. Том 1. Н. Л. Духов, В. А. Зуевский, Н. И. Павлов — М.: ИздАт, 2009—296 стр., илл.
  • Николай Леонидович Духов — человек и конструктор. К 110-летию со дня рождения/Под общей редакцией д.э.н. С. Ю. Лопарева, д.т.н, проф. Г. А. Смирнова — Калининград: Аксиос, 2014—136 стр., илл.
  • Конструктор Н. Л. Духов и его школа. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2004—448 стр.
  • И. В. Блатов. Как создавался ядерный щит России. — М.: ИздАт, 2009—462 стр., илл.
  • Атомное оружие России. Биографическая энциклопедия — М.: Издательский дом «Столичная энциклопедия», 2012—804 стр.
  • Николай Духов — М.: Издательство «Патриот», 2013—255 стр., илл.
  • Это наша с тобой биография — Калининград: Аксиос, 2014—304 стр., илл.
  • Оборонно-промышленный комплекс России. Государственные деятели. Руководители предприятий. Ученые. Конструкторы. — М.: Издательский дом «Столичная энциклопедия», 2014—448 стр.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru


Смотрите также