дух - дыхание. Дыша духом ратным это
дух - дыхание: agelmenev
Если мы понаблюдаем за своим дыханием, то заметим, что в счастливые моменты покоя, у-миро-творения мы дышим очень мало, еле-ле, незаметно, слабо – т.е. нищаем духом на глазах :). И наоборот, когда (как говорит Максим) мы «сильны (богаты) духом», «несгибаемы», тверды, мы дышим основательно, с размахом, с жаждою, я бы даже сказал с жадностью :). В такие моменты мы кипим жизнью, земной жизнью. Эта жизнь гнет нас к земле. Большое и тяжелое дыхание тянет магнитом вниз. Дух-дыхание – это груз нашего Сознания. Чем меньше духа, тем больше Сознание стремится вверх. Чем больше его, тем крепче материальные оковы, закрепощающие Сознание.Святой Дух же, - есть тонкие вибрации во Вселенной, вездесущее проявление триединого Бога, его благодати и сути Жизни. Максим смешал эти понятия «дух» и Дух. Как и большинство – чисто по незнанию.
agelmenev.livejournal.com
Дух Святой в Суфизме: hojja_nusreddin
Суфии полагают, что: - "обладатель времени" (сахиб-э вакт) - начинающий,- "обладатель Дыхания" (сахиб-э нафас) - это продвинутый адепт,- "обладатель состояний" (сахиб-э хал) занимает промежуточное положение между ними.
Люди сердца имеют дело с метафизическим временем, посвящённые в тайны духа - с мистическими состояниями, Дыхание же - это занятие адептов глубинного "я" (ахл-и сараир)" ДЫХАНИЕ МЕССИИэто метафора того животворного воздействия Дыхания Мастера, которое Оно способно оказать на души, умирающие и порабощённые своими страстями.Приободрись, моё сердце,Я чувствую Его в воздухе -Чью-то вдохновенность на пути,Благословенное Дыхание,Вдохновенность Мессии.-- ХафизДЫХАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ МИЛОСТИ (нафас-и рахман)Этот термин в суфизме наделяется особой значимостью. Абд-ар-Раззак Кашани пишет: "Дыхание Божественной Милости или Милосердия (нафас-и рахмани) есть сродственное бытиё (воджуд-и идхафи), единосущное, но множественное по проявлению в архетипных формах (совар-и маани), то есть в неизменных архетипах (айан) и их конкретных аспектах (ахкам) на плане Божественного единства (вахидият)."
Всё Бытиё явилось в виде выдоха,Выказав себя как распростирание истинного рассвета,Pаспахивающего вратаЭтого вселенского пристанища.-- Кашани
В "Наставительном трактате" (Рисала-йе хедайат) Шаха Ниматуллы Вали о "Дыхании Божественной Милости" сказано так:"это экзистенциональное самопроявление (таджалли-йе воджуди), видимое на уровне Божественности, поскольку оно вбирает в себя все конкретные аспекты Божественных Имён, которые являются всеобщими архетипами (сурат-и коллийя) уровня Божественности.Первый зримый эффект Дыхания Божественной Милости появляется по милости Всеобъемлющего Имени "Аллах". Последующие эффекты определяются универсальными именами, такими как Аль-Рахман (Милостивый), затем подчинёнными именами (асма-и таллийя), которые порождают архетипические сущности (айан) индивидуальных существ". В "Зеркале влюблённых" (Мират-и ошак), недатированном справочнике неизвестного автора по суфийской мистической терминологии, об этом термине говорится следующее:"Это непрестанное излияние, или истечение (фаидх), Бытия на сотворённые сущности.Такое излияние едино и целостно - если смотреть на Него из Его истока в Божественном Единстве, откуда Оно напоминает то самое распространение дыхания, которое при вдохе и выдохе человека служит для облегчения "животного духа" (рух-и хаивани). И Оно же множественно, если расматривается в его связи с относительными существами (воджудат-и идхафи), отчего Оно и сближается с множественностью человеческих дыханий, облечённых в звуки, или "буквы" (хоруф)". Ещё один термин - НЕПРЕРЫВНОСТЬ ДЫХАНИЯ БОЖЕСТВЕННОЙ МИЛОСТИ (имтидад-и нафас рахмани). "...обозначает непрестанное излияние (таджали) Божественной Сущности на все развёрнутые аспекты (макхаредж) уровней (маратеб) трансцендентных конфигураций (хоруф-и алийя), совершенства Бытия, и "совершенных носителей" (маракебат-и тамма) феноменов.Это излияние включает в себя проявление велений ипостасей Бытия (шоунат), явление Божественной Милости, и всех возможных существ." /Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф (включая Мерат-э ошак), с.172/СЛОВА МАСТЕРОВ о ДЫХАНИИСуфии считают, что сперва Бог сотворил сердца, сделав их фонтаном Своего Духовного Знания. Затем Он сотворил скрытые центры сверхсознания (асрар), как средоточие Божественного Единства (таухид).
Рузбихан о Дыхании: "Дыхания - это благоуханные дуновения, рождённые на Бореях любовной близости и распространяющие откровение Божественной Сущности и Свойств, благоухающие ароматом садов Незримых сфер и сфер Незримого среди Незримого, передавая наиболее драгоценное и сокровенное знание, и преисполненные экстатического видения времени без начала и конца.
Бог возглашает: "Клянусь зарёй, когда она дышит" (Коран 81:18) По словам арифа, "Дыхание - это воскурение Божественного из курильниц Святого Духа, которое разносит мягкие ветерки Божественного Единения, приносящие благоухание Божественной Красоты".
"Дыхание - это то, что поднимается от сердца в сопровождении взываний к Богу (зикр), его истина пламенеет Божественным проявлением (таджалли), исходящим через уста Духа."Согласно описанию Абд-ар-Раззака Кашани:"Дыхание даёт утешение сердцу посредством [оживотворения] реальностей тонкого мира. Дыхание - это близость любящего и Любимой".Шах Ниматулла даёт поэтический комментарий к этой фразе: Если Реальный Объект согласия Влюблённого и Любимой - дыхание,Пусть их дыхание объединится в любви,Сольётся воедино -Пока Любимая не станет Дыханием влюблённого.И в завершение - строки Джами:"Единственная моя ценность - Дыхание", Сказал ариф, твёрдый в вере. "Не оглядываясь назад, не забегая вперёд,Я занимаюсь одним делом - Дыханием". ДАМ Наряду с арабским термином "НАФАС", суфиями используется и персидский термин "ДАМ", тоже означающий "ДЫХАНИЕ", но на персидском языке. Чаще всего "ДАМ" синонимичен выражению "Ласковое Божественное Дуновение" (нафха-йе илахи),которое в свою очередь близко к "Дыханию Божественной Милости",о котором шла речь выше. "ДАМ", как синоним "НАФАСУ": Врачеватель Любовной страсти сочувствует,Одарённый Дыханием (дам) Иисуса,Но чего стоят его смягчающие средства,Если у тебя нет боли?-- Хафиз"ДАМ" используется в отношении духа мастеров, святых или суфиевчья внутренняя природа очищена, чьё "Дыхание" даёт жизнь тем душам, которые мертвы из-за потакания своим эгоистическим страстям (нафс), и совершенствует тех, кто несовершенен.
Имея это в виду, Аттар говорит:Слова Аттара даруют жизнь душе.Поистине и у него - дыхание Иисуса. "ДАМ", как "ДЫХАНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ МИЛОСТИ" или "БОЖЕСТВЕНОЕ ДУНОВЕНИЕ": это дополнительное значение термина "ДАМ" происходит от высказывания пророка Мухаммеда: "Божественные Дуновения от твоего Господа веют сквозь дни твоей жизни. Внемли!"Руми пишет:Пророк сказал: "Ароматные Духовные ДуновенияВеют от твоего Господа сквозь течение твоих дней"
Почувствуй эти моменты и улови их,Когда они приходят.
Лёгкий Ветерок возникает, видит тебя и ускользает,Дарует свою милость кому пожелает и несётся дальше.
Будь начеку, чтобы в следующий разОн не застал тебя в небрежении и не оставил тебя стоять.
Душа на огне закаливается этим Ветерком;Умирающая душа приходит в движение -
Ниспосланное небом движение, тонкое и возвышенное,Ничуть не похожее на движение сотворённых вещей.
Если бы этот Ветер сошёл на небо и землю,Они уклонились бы от несения его ноши.
Сквозь трепет этого самосущего,Беспредельного Дуновения услышь:
"Они отказались понести" залог,Ибо "устрашились его".
Как мучительна кровь горы,Обратившаяся в воду от ужаса перед столь великой ношей.Аттар пишет:Если бы исток всех вещейНе находился в этом дыхании,Не было бы ни человека, ни мира.Магриби пишет:Утренней порою Твои рубиновые уста вздохнули.Дыхание над царством небытия.В одном дыхании Ты дала этому миру рождение.Санаи пишет:Отцом Адама на земле было Дыхание,Которое несла в себе Мария.Плоть - пропитана цветом Адама,Душа - сформирована ароматом Дыхания.Все потомки от этого Дыхания - Адамы, люди.Все чуждые этому Дыханию - "белое полотно",Пустые люди.-- Хадикат ал-хакикатБЛАГОСЛОВЕННОЕ ДЫХАНИЕ (мубарак дам)Это выражение обозначает Боговдохновенное Дыхание Божьих Святых.Есть некий человек в этом городе,Чьё Дыхание благословенно.Немногие обладают таким же благочестием.-- Аноним"ДЫХАНИЕ БОГА" и "НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ДРАГОЦЕНЕН" (дам гханимат аст). Дорожи, мой друг, Дыханием рассвета,Вдохновлённым Христом.Быть может, этот Ветерок, ниспосланный Господом,Сможет оживить твоё сердце, в котором умерла любовь.-- СаадиХрани момент как сокровище, о сердце!Всё наследие жизни - знай об этом - дыхание._______________________________________________Источники: Дух Святой в Суфизме - http://www.holyspirit.ru/sufism.htmМоррис Венден, "ВАШ ДРУГ - СВЯТОЙ ДУХ":- http://otkrovenie1.narod.ru/kn/svduh/nnn.htm- http://hojja-nusreddin.livejournal.com/972613.html
Bonus: "Jesus Christ in Rumi’s Poetry and Parables" - http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2279109.html"THE HOLY SPIRIT IN THE QURAN, AN ASSESSMENT FROM A CHRISTIAN PERSPECTIVE"- http://hojja-nusreddin.livejournal.com/2289888.html
hojja-nusreddin.livejournal.com
Феофан Затворник о духе и душе
«Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласие с ними удовлетворение и прочих потребностей, — и в человеке водворяется полная гармония всех движений: гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений, наслаждений. И се – рай! Напротив, когда дух не удовлетворяется, …тогда все другие потребности разбегаются в разные стороны и каждая требует своего, и как их куча, то голоса их, как шум на базаре, оглушают бедного человека, и он мечется то туда, то сюда как угорелый за удовлетворением их. Но покоя никогда не имеет… И се есть суета и крушение духа!» Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «В человеке нужно различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества: совесть и ничем не удовлетворимость. Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа – низшая сила или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такая сила, как душа животных, но возвышенная ради сочетания с нею Духа. Дух из Бога, сочетавшись с душою животных, возвел ее на степень души человеческой. И стал человек двояк: одно тянет его горе, другое – долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, то есть страхом Божиим водится и совесть слушает, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольной, то выходит из своего чина – и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах, находится в услужении у варваров – страстей похотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает не удовлетворенными, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере; а у человека, когда он предается чувственности, чувственная потребность предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавшийся в плен к ним; а дух сею безмерностью чает затушить свою жажду Безконечного, по образу Коего создан и в Коем едином благо его.
Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. …Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою…
Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.
Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:
1. Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный…
2. Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности и неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.
3. Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все …ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе – к небесному?
…В ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством.
…У человека есть три… яруса жизни: духовный, душевный и телесный; что каждый из них дает свою сумму потребностей, естественных и свойственных человеку; …и что соразмерное удовлетворение их дает человеку покой. Духовные потребности выше всех, и когда они удовлетворяются, то другие хоть и не будут удовлетворяемы, покой бывает; а когда они не удовлетворяются, то, будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает…
Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласие с ними удовлетворение и прочих потребностей,… — и в человеке водворяется полная гармония всех движений: гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений, наслаждений. И се – рай!
Напротив, когда дух не удовлетворяется, …тогда все другие потребности разбегаются в разные стороны и каждая требует своего, и как их куча, то голоса их, как шум на базаре, оглушают бедного человека, и он мечется то туда, то сюда как угорелый за удовлетворением их. Но покоя никогда не имеет, потому что, когда одна удовлетворяется, другие не довольствуются тем и, не считая себя чем-либо ниже той, …настойчиво требуют своего, как у матери, когда она накормит одного ребенка, другие пять кричат. Оттого внутри у такого шум, гам, разволока во все стороны и во всем беспорядочность… Такой ничем не доволен, всегда в туге, то, утомившись, стоит, выпучив глаза и недоумевая, что бы начать, то кружится и кружится. И се есть суета и крушение духа!»
Понравилось это:
Нравится Загрузка...
Похожее
nasledie77.wordpress.com