Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Петелинская средняя общеобразовательная школа РАССМОТРЕНА на заседании методического совета Протокол № __1__ от «_29 »___08_ 2016_г. Председатель МС школы ______________/ ./ ПРИНЯТА на педагогическом совете Протокол № __1__ от «_30_»_08_ 2016_г. УТВЕРЖДЕНА Приказом от «_31 » _08__2016_г. № __104/14 -ОД Директор:________ / / Рабочая программа __ по кружку «В здоровом теле – Здоровый дух»__ (название учебного курса, предмета, дисциплины) для обучающихся _1-4_ класс Учитель:________ А.С. Медведев____________ __________________________________________ (______1_______квалификационная категория) Дата разработки: 2016-2017 учебный год с. Коктюль Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе примерных программ внеурочной деятельности, Начальное и основное образование, В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов, Москва, Просвещение, 2011 г. Актуальность программы Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Только на основе всестороннего развития и укрепления организма, на основе повышения его функциональных сил создаётся возможность для достижения наивысших уровней адаптационных сдвигов, обеспечивается органическая связь между общей и специальной подготовкой. При раннем занятии ребенок быстро достигает определённого результата, но из-за одностороннего развития и недостаточности базовой общефизической подготовки дальнейший рост результатов прекращается и необходимы максимальные и сверхмаксимальные нагрузки для их повышения. При разносторонней подготовке результаты растут несколько медленнее, но зато в дальнейшем у детей имеется фундамент для их улучшения, есть возможность варьирования нагрузки в избранном. В программе делается упор именно на развитие двигательной активности детей. Подготовка способствует гармоничному развитию организма, укреплению здоровья, спортивному долголетию. Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса обучения, преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармонического развития детей воспитания их морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, трудолюбия в овладении правилами игр развития физических качеств, создание предпосылок для достижения высоких спортивных результатов. Программа направлена на: - Создание условий для укрепления здоровья и разностороннего развития детей. -Обогащение двигательного опыта учащихся посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми упражнениями повышенной сложности. - Достижение более высокого уровня функциональных возможностей всех систем организма, повышение его адаптивных свойств. - Формирование у учащихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание нравственных и волевых качеств. Новизна программы Новизна программы заключается в том, что она предусматривает более обширное изучение подвижных и народных игр, начинающаяся с первого года обучения в учебно-тренировочных группах. В основе программы - подготовка, включающая в себя разнообразные специально подобранные подвижные игры, эстафеты. Место курса в учебном плане На изучение курса «Подвижные игры» в 1 – 4 классах отводится 34 часа; 1 ч в неделю. Цель: создание условий для укрепления здоровья учащихся через игру, содействие их разносторонней физической подготовленности. Основными задачами реализации поставленной цели являются: укрепление опорно-двигательного аппарата; комплексное развитие таких физических качеств, как быстрота, гибкость, ловкость, координация движений, сила и выносливость развитие морально-волевых качеств учащихся; привитие стойкого интереса к занятиям и мотивации к достижению более высокого уровня сформированности культуры здоровья. формирование у детей представлений о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни; развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность; стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями; развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг; воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность; формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей. Методическая особенность программы: Отличительной особенностью программы является увеличение объёма (количества часов) на изучение подвижных игр на период 1-4 годов обучения. При реализации программы используются различные методы обучения: наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала; практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы. Организация работы групповая. При этом основным принципом является сочетание на занятиях двух видов деятельности для обучающихся: игровой и учебной. Начало работа по разделу включает знакомство с теоретическим материалом. Затем следует практическая часть занятия: освоение учебной группой новых игр. Такой приём, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания, которые необходимы в исследовательской работе. В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Учащиеся младших классов, преемственно развиваясь с большим удовольствием занимаются физической культурой. Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка. Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно-силовых качеств. Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы. Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой подвижных игр. Именно поэтому грамотное использование народных игр не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. Результат освоения курса внеурочной деятельности Универсальными компетенциями учащихся на этапе общего образования являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий внеурочной деятельностью; — организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; — планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; — управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; — технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревнов. деятельн. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения: — планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физ. культуры; — представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; — оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; — организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; — бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; — взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; — в доступной форме объяснять правила выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; — подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; — выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; — применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 1-4 класс Тема 1. Техника безопасности - 4 часа ТБ при проведении подвижных игр. Тема 2. Беседы - 4 часа Беседа «Возникновение подвижных игр». Беседа: «Гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде». Беседа: «Основы строения и функций организма». Беседа: «Характерные спортивные травмы и их предупреждение. Способы и приемы первой помощи». Тема 3. Игры - 26 часов Игровое упражнение "Быстро встань в колонну", подвижная игра "Ловушки". "Быстро встань в колонну", подвижная игра "Жмурки", игра малой подвижности "Тихо-громко". Игровое упражнение "Передал - садись", подвижная игра "Удочка", игра малой подвижности "Затейники". "Удочка", игра малой подвижности "Эхо". "Перелет птиц", игровое упражнение "Передача мяча колонне". "Успей добежать", игра малой подвижности "Эхо". "Жмурки", игра малой подвижности "Летает, не летает". "Не попадись", ходьба, "Бабочка", "Лягушка". "Догони свою пару", игра "Фигуры". "Ноги от земли", игра малой подвижности "Кто ушел?". Подвижная игра средней интенсивности "Ключи", игра "Кто ушел?". "Кого назвали, тот ловит", игра средней подвижности "Воротца". "Воробьи и кошка". "Ловля обезьян", игра малой подвижности "Мяч вошедшему". "Перелет птиц", игра малой подвижности "Поймай мяч". "Ноги от земли" или "Не оставайся на полу", игра малой подвижности "Угадай, чей голосок". "Будь ловким", игра средней интенсивности "Фигуры". "Хитрая лиса". "Удочка", "Летает, не летает". "Кого назвали, тот и ловит", "Летает, не летает". "Ловушки", эстафета "Передача мяча в колонне". "Бери ленту", игра малой подвижности "Эхо". "Воробьи и кошка" "Мяч в воздухе". "Мяч в воздухе", игра малой подвижности "Кто ушел?". "Медведи и пчелы", "Воротца". "Медведи и пчелы", "Угадай, чей голосок". "Мяч в воздухе", "Затейники". Игровые упражнения без лыж "Лепка снежков и бросание их вдаль". Обучение повороту на месте вокруг пяток лыж - "нарисуем веер". Игра "Кто самый быстрый?". Игра "Кто дальше проскользит?" Игра "Кто самый быстрый?" "Паук и мухи", игра малой подвижности "Река и ров". "Ловушки с мячом". "Жмурки". "Паук и мухи", игра малой подвижности "Летает, не летает". "Скворечники", "Передал, садись". "Жмурки". "Пустое место". "Мы - физкультурники", игра "Угадай, чей голосок". "Мышеловки". "Мышеловка", игра малой подвижности "Затейники". "Море волнуется", эстафета с мячом "Передача мяча в шеренге". "Карусель", эстафета с мячом. "Охотник и зайцы", игра малой подвижности "Эхо". "Мяч водящему", игра малой подвижности "Летает, не летает". "Фигуры". "Быстрей по местам!" ""Волк на рву". "Жмурки", "Найди предмет". "Удочка", "Мяч водящему". "Пустое место", игра "Летает, не летает". "Медведь и пчелы", "Мяч в воздухе". Тематическое планирование 1-4 класс Тема раздела Теория Практика 1 Техника безопасности 4 - 2 Беседы 4 - 3 Игры - 26 Итого 34 часа Календарно – тематическое планирование 1-4 класс Тема урока Дата 1четверть ТБ при проведении подвижных игр. Подвижная игра "Ловушки". Игровое упражнение "Быстро встань в колонну", подвижная игра "Ловушки". "Быстро встань в колонну", подвижная игра "Жмурки", игра малой подвижности "Тихо-громко". Беседа «Возникновение подвижных игр». Подвижная игра "Совушка". Игровое упражнение "Передал - садись", подвижная игра "Удочка", игра малой подвижности "Затейники". Подвижная игра "Удочка", игра малой подвижности "Эхо". Подвижная игра "Перелет птиц", игровое упражнение "Передача мяча колонне". Подвижная игра "Успей добежать", игра малой подвижности "Эхо". 2 четверть ТБ. Подвижная игра "Ловля обезьян", игра малой подвижности "Хоровод". Подвижная игра "Будь ловким", игра средней интенсивности "Фигуры". Беседа: «Гигиенические требования к питанию, к инвентарю и спортивной одежде». Подвижная игра "Ключи". Подвижная игра "Хитрая лиса". Подвижная игра "Удочка", "Летает, не летает". Подвижная игра "Кого назвали, тот и ловит", игра малой подвижности "Летает, не летает". Подвижная игра "Ловушки", эстафета "Передача мяча в колонне". Подвижная игра "Бери ленту", игра малой подвижности "Эхо". 3 четверть ТБ. Игровое упражнение "Снежинки летят". Игровые упражнения без лыж "Лепка снежков и бросание их вдаль". Обучение повороту на месте вокруг пяток лыж - "нарисуем веер". Беседа: «Основы строения и функций организма». Игра "Кто быстрее?". Веселые старты. Игра "Кто самый быстрый?". Игра "Кто дальше проскользит?" Игра "Кто самый быстрый?" Игровые упражнения и подвижные игры без лыж. Игровые упражнения и подвижные игры без лыж. 4 четверть Подвижная игра "Мышеловка", игра малой подвижности "Затейники". Беседа: «Характерные спортивные травмы и их предупреждение. Способы и приемы первой помощи». Подвижная игра "Совушка", игра малой подвижности "Угадай, чей голосок". Подвижная игра "Море волнуется", эстафета с мячом "Передача мяча в шеренге". Подвижная игра "Карусель", эстафета с мячом. Подвижная игра "Охотник и зайцы", игра малой подвижности "Эхо". Подвижная игра "Мяч водящему", игра малой подвижности "Летает, не летает". Подвижная игра "Фигуры". Подвижная игра "Быстрей по местам!" infourok.ru Разделы: Спорт в школе и здоровье детей “Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость, а умело распорядиться
им – искусство” Франсуа Вольтер Актуальность программы: О том, что “ В здоровом теле – здоровый дух” –
говорил ещё знаменитый английский философ Джон
Локк. Здоровье – бесценное достояние не только
каждого человека, но и всего общества. Оно
необходимое условие для гармоничного развития
личности. И если недостаток образования можно
восполнить, то подорванное здоровье
восстановить значительно труднее, а нарушенное в
детском возрасте – зачастую уже и невозможно.
Нормой жизни и поведения каждого человека должно
быть сознательное и ответственное отношение к
здоровью, как к общественной ценности. Бесспорно,
что уровень и продолжительность жизни человека,
а также состояние его здоровья во многом
определяются моделью поведения, формируемой в
детстве. И одной из сторон данного процесса
должно быть формирование культуры здоровья, как
части общей культуры человека – осознание
здоровья, как жизненно важной ценности,
воспитание ответственного отношения к своему
здоровью, окружающих людей и природной среды.
Здоровье – залог достижения жизненного успеха,
реализации своего потенциала. Готовность
творить собственное здоровье должна пронизывать
всю жизнь ребенка и в школе, и дома. Одна из задач школы-интерната спортивного
профиля - развитие творческого потенциала
школьника. Каждый выпускник спортивной школы
должен представлять собой функционально
грамотную, универсально образованную, способную
управлять своим здоровьем, готовую к высоким
результатам в спорте и самостоятельной жизни
личность. Однако сниженное состояние здоровья,
переутомление замедляют процесс развития детей
и подростков. Становится очевидной необходимость
формирования здоровья школьников в рамках
образовательного учреждения на основе
активного взаимодействия педагогических и
медицинских работников, родителей и самих
учащихся. Социальной заказ родителей нашей школы
– воспитание у детей потребности в здоровом
образе жизни, укрепление здоровья детей и
достижение в спорте. Для решения данной проблемы
мною составлена программа “ В здоровом теле –
здоровый дух” на основе учета
психолого-физиологических особенностей детей
младшего школьного возраста. Содержание программы: Здоровье - это один из источников счастья и
радости каждого человека и вместе с тем
достояние целого общества. Я убеждена в том, что
потребность заботиться о своем здоровье в
человеке надо воспитать. Это происходит в семье,
в детском саду и в школе. Обучаясь в школе,
ребенок получает научные знания, которые
помогают ему лучше организовать свой здоровый
образ жизни, правильно работать, рационально
питаться, правильно отдыхать. Программа “В
здоровом теле - здоровый дух” объединяет и
согласовывает работу педагогического
коллектива по формированию здорового образа
жизни учащихся, их родителей и учителей, что
выходит за рамки только физического воспитания.
Она охватывает многие вопросы специальной
подготовки, санитарии, гигиены, закаливания,
борьбы с вредными привычками, безопасной
жизнедеятельности детей, их досуга и нацелена на
формирование соответствующих навыков. В
программе используются разнообразные методы и
формы работы. Материал соответствует возрастным
особенностям детей, проводятся практические
занятия (тренинги, оздоровительные минутки,
упражнения для глаз, осанки, дыхательные
упражнения и пр.). Программа имеет как
оздоровительное, так и научно-исследовательское
значение. Путём реализации программы
раскрываются возможности образовательного
учреждения в применении здоровьесберегающей
деятельности, в пропаганде здорового образа
жизни младших школьников и она дает возможность
каждому обучающемуся реально проявлять и
реализовывать свои творческие способности. Цель работы Гипотеза: Воспитание всесторонне
развитой личности – человека здорового
физически и нравственно, с высоким уровнем
креативности и иммунитета, способного хорошо
справляться с нагрузками, контролировать
собственные эмоции, уверенно противостоять
вредным привычкам. Основные принципы
программы:
Механизм осуществления программы:
Основание для разработки программы:
Медицинское обеспечение программы: С первого класса на каждого учащегося МО ШИСП
заводится личная медицинская карта, куда при
каждом медицинском осмотре вносятся все
показатели. Медицинская карта позволяет
проследить, как развивается, взрослеет ученик,
какие и когда проявились отклонения в здоровье. Медицинское обеспечение включает:
Школьная
психологическая служба включает:
Состав социально-психологической службы в МО
ШИСП:
Родители могут оказать посильную помощь в
организации здоровьесберегающей деятельности
класса: -научить соблюдению режима дня; -подавать личный пример, быть оптимистом; -прививать любовь к спорту, подвижным играм на
свежем воздухе; -проводить больше времени с детьми; -быть в курсе проблем и дел детей; -обеспечить закаливание, их отдых и питание; -научить наперед видеть опасность. Что должны делать родители по недопущению
появления вредных привычек у детей: -провести беседы о ЗОЖ и убеждать личным
примером; -помочь найти ребенку увлечение, хобби; -проводить доверительные беседы с ребенком; -не вступать с ребенком в отношения типа “За
это я куплю тебе телефон”; -всегда знать, где и с кем находиться ребенок; -не критиковать друзей ребенка. Научить его
понимать людей. Сроки реализации программы 2006-2009гг: 1 этап. Информационно-аналитический 2006-2007 Анализ работы по пропаганде здорового образа
жизни среди учащихся начальной школы, выявление
проблемных вопросов и определение возможных
путей их решения. II этап. Практический 2007-2008 Обеспечение системы организационной работы,
направленной на реализацию основного содержания
программы. III этап педагогического последействия Систематизация полученных результатов. Прогнозируемый результат: Принятие ценности здоровья, как одной из
главных ценностей человека позволит обучающимся
ориентировать свое поведение на сбережение и
укрепление здоровья своего и окружающих; успешно
адаптироваться в образовательном и социальном
пространстве, раскрыть творческие способности,
наиболее полно реализовать личностный
потенциал, приумножить успехи в спорте. Основные направления здоровьесберегающей
деятельности: 1. Спортивно-оздоровительная:
2. Туристское — краеведческая:
План реализации программы: 2006-2007г. Должны знать и уметь:
2007-2008г Должны знать и уметь:
- правильно вести себя в конкретной ситуации; - правила для поддержания правильной осанки; - оказывать первую помощь при порезах, ожогах; - сдерживать отрицательные эмоции. 2008-2009 г. Должны знать и уметь: -Вести здоровый образ жизни. -Знать состояние своего здоровья, уметь следить
за ним. -Стремиться к физическому совершенству. -Уметь использовать физические упражнения для
повышения работоспособности, снятия
эмоциональных стрессов. -Знать механизмы и способы поддержания
здоровья. -Относиться к здоровью как важной личной и
общественной ценности. - Знать средства сохранения и укрепления
здоровья человека: личная гигиена, режим дня,
общение с природой, физкультура; правила
безопасного поведения; правила культурного
общения со взрослыми и сверстниками. - Не иметь вредных привычек. -Учитывать свои физические возможности при
выборе жизненных решений. -Знать, как вести себя в минуту опасности. -Уметь общаться со взрослыми, сверстниками,
малышами. - Владеть своими чувствами, не быть рабом
настроения. -Уметь преодолевать трудности. -Уметь отвечать за свои поступки. -Уметь постоять за себя. -Уметь жить в гармонии с окружающим миром. Литература 1 Антропова М.В. Основы гигиены
учащихся. М.: Просвещение, - 1971. 2 Бабанский Ю.К. Оптимизация
учебно-воспитательного процесса.- М.:
Просвещение, 1982. 3 Белоножкина О.В и др. Спортивно –
оздоровительные мероприятия в школе.
Издательство “Учитель”,- 2007. 4 Гигиенические проблемы охраны
здоровья населения. Материалы
научно-прктической конференции. Самара, 2000. 5 Здоровье наших детей.// Начальная
школа, № 8,9 - 2004. 6 Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1
– 4 классы) Москва “Вако” 2007 7 Лабутин Н.Ю., Майский А.Б. Педагогические
здоровьесберегающие технологии // Здоровье
детей: прил. газ. “Первое сентября”. – 2003. - № 23. –
С. 12 – 13. 8 А.Ю.Патрикеев. Подвижные игры.1-4 класса. М; вако,
2007.-176с.- (Мозаика детского отдыха). 9 Развиваем руки - чтоб учиться и
писать, и красиво рисовать. Популярное пособие
для родителей и педагогов. Ярославль:
"Академия развития", 1998. 10 Степанова О.А. Оздоровительные
технологии в начальной школе. // Начальная школа,
№1 - 2003, с.57. 11 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие
образовательные технологии в работе учителя и
школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272. 12 Создание здоровьесберегающего
образовательного пространства как условие
повышения качества образования / Юсупова Н.П.,
Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель –
научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40). 13 Степанова М.И. Гигиенические основы
организации начального обучения детей в
современной школе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук.
М., 2003. – С. 39-44. 14 Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья
детского и подросткового населения России /
Здоровые дети России в XXI веке. М. – 2000. С. 44-53. 15 Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология.
Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Петрос, 1997. –
490 с. 16 Шапцева Н.Н. Наш выбор – здоровье.
Издательство “Учитель”,- 2009. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai ЧАС ЗДОРОВЬЯ В здоровом теле – здоровый дух В здоровом теле – здоровый дух! Цель: Дать основные представления о здоровом образе жизни, правилах рационального питания, показать роль физических упражнение для здоровья человека, значение свежего воздуха для здоровья организма; научить учащихся ценить и сохранять собственное здоровье. Задачи: I. Образовательные: разъяснить школьникам, что такое «пищевые продукты», «питательные вещества», раскрыть функции питательных веществ, пищеварительной системы, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата. II. Развивающие: а) общеучебные: продолжить формирование умений работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации (дополнительная литература, Интернет- ресурсами), делать необходимые записи в в рабочей тетради ( выводы, схемы, таблицы). Умственные операции: анализ, синтез, обобщение, сопоставление, сравнение, логическое мышление, умозаключения. б) частные: постановка опыта на определение витамина С, определение состава продуктов. III. Воспитательные: Формирование научного мировоззрения на основе установления причинно-следственных связей между процессом и качеством питания, занятиями физической культурой и спортом, свежим воздухом и здоровьем человека. Оборудование: модель торса человека, химические стаканы объемом 100 мл - 5 штук, пробирки – 10 штук, пипетки на 5 мл – 10 штук, груша, реактивы: соляная кислота 10% раствор, гидроксид калия – 1% раствор, гексацианоферрат калия – 1% раствор, пероксид водорода – 10 % раствор. Пищевые продукты: хлеб дарницкий, сухарики «Кириешки», картофель вареный, картофель сырой, чипсы «Lays», яблочный сок, вода дистиллированная, лимонный сок, аскорбиновая кислота в порошке, компот из сухофруктов, рассол капусты. Методы урока: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Тип урока: Урок-игра Опорные понятия: питание, дыхание, физическая культура Новые знания: консерванты, канцерогены, наполнители вкуса, искусственные красители, недостаток кислорода - гипоксия. В здоровом теле – здоровый дух! На протяжении веков представление людей о том, что значит быть здоровым, почти не изменилось. Врачи и философы древности совершенно справедливо полагали, что человек – неотъемлемая часть окружающего мира – большой Вселенной микрокосмоса. И сам он – малая Вселенная, микрокосмос – должен постоянно находиться в постоянной связи и гармонии с окружающим миром. Все имеет смысл для человека, пока мы здоровы. Давайте мы пофантазируем, что есть такая планета «Здоровье» и мы на этой планете живем. На планете есть различные страны со своими законами. Чтобы сохранить нашу планету «Здоровье» все жители этой планеты должны выполнять внутрипланетарный свод законов, но этого свода законов пока нет. Давайте вместе создадим его! Природа разделила свои дары среди людей крайне неравномерно. Одного человека наделила уникальным слухом, другого обостренным чувством прекрасного, третьему досталось безупречное телосложение. А есть такие представители рода людского, которые не имеют ничего из вышеперечисленного. Но каждый человек может сам помочь своему здоровью и сформировать свое тело. Для этого необходимо придерживаться нескольких правил: Закон № 1. Хочешь иметь красивое, тренированное тело – занимайся спортом, регулярно тренируйся. Со здоровьем дружен спорт Стадион, бассейны, корт Зал, каток – везде вам рады За старание и награду. Будут кубки и рекорды Станут мышцы ваши тверды. Регулярное занятие физическими упражнениями позволяет жителям планеты «Здоровье» улучшить свое физическое состояние, хорошо будут работать сердце, легкие, мышцы и другие органы, будет хорошая осанка. Правильное питание – это следующий закон здоровья. На эту тему существует исторический анекдот: «Однажды, оказавшись в городе Акраганте, жители которого были известны обжорством, перееданием Платон увидел добротные дома местных жителей и сказал: «Акраганяне строят свои дома так, будто собираются жить вечно, а едет, словно завтра им предстоит расстаться с жизнью» Древнегреческий философ Сократ дал человечеству хороший совет «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» Закон №2. На наше здоровье влияет и наш рацион! Желательно исключить из ежедневного меню макароны, плюшки, конфеты, сладости, жевательные резинки, а оставить как можно больше овощей, фруктов, каш. Славную возьми морковку И её протри ты ловко. И пожарь себе котлеты, И добавь еще галеты, Черный хлеб, и суп, и сок, Яблоки, творог, чеснок. Набирай для жизни сил. Чтоб не болел и не тужил. Среди продуктов старайтесь предпочесть продукты легко перевариваемые и одновременно питательные. К таким продуктам относятся: - каши; - овощи и фрукты; - рыба; -яйца. Вредно для здоровья даже опасно употребление слишком острых блюд, если при приготовлении используется и пережаренное масло, раздражающее желудок и канцерогены (вызывают рак). Нельзя употреблять продукты с искусственными красителями, консервантами. Необходимо обязательно ознакомится с содержанием состава на этикетке, смотреть срок годности того или иного продукта. Если срок годности очень большой, значит, есть консерванты в этом продукте, которые убивают микроорганизмы, а значит, они будут убивать и клетки человека. Питаться необходимо 4-5 раз в сутки небольшими порциями в течение дня, желательно соблюдать одно и тоже время. Почему нужно правильно питаться? Какую пищу нужно употреблять для того, чтобы не нанести вред нашему здоровью? Какие продукты самые полезные? В чем польза молочных продуктов и продуктов из зерна? Пища должна быть разнообразной. Для роста нам необходимы белки, их много в мясных, рыбных, молочных продуктах, в зерновых культурах. Жиры необходимы любому человеку, так как они являются основным источником энергии, без которой человек не сможет учиться, заниматься сортом. Жиры помогают нашему организму сопротивляться болезням. Они содержатся в сливочном, растительных маслах, в мясе, в молочных продуктах. Углеводы – также являются источниками энергии, их много во фруктах, ягодах, хлебе, крупе, а также в них много витаминов и минеральных веществ, которые важны для здоровья. Правило №1. Еда должна быть разнообразной. Правило №2. В разное время года нужно есть разную пищу, например, летом нежелательно есть много жирной пищи, так как она тяжело переваривается, а необходимо как можно больше употреблять овощей, фруктов, ягод, воды. Зимой же жиры, наоборот, помогают нам согреваться. Правило №3. Питайся правильно, если занимаешься спортом. После еды никак нельзя бегать, нужно немного отдохнуть. Правило №4. Пейте дети молоко – будете здоровы. Действительно, молоко всем полезно, здесь есть все необходимые питательные вещества, а также кальций, который нужен для здоровья зубов и костей. Правило № 5. Если вы пошли в лес за грибами, то нужно их собирать очень осторожно. Если вы не уверены, что гриб съедобный, то лучше его вовсе не брать. Правило № 6. Поешь рыбки – ноги будут прытки. Рыбные блюда содержат много белка, минеральных веществ, особенно фосфора, который вместе с кальцием делает наши зубы и кости крепкими. Все жители планеты «Здоровье» должны правильно выбирать продукты и способы их приготовления. Опыт № 1. Определение добавок в продукте Хлеб и сухари. На кусочек ржаного хлеба и панировочных сухарей «Кириешки» собрать пыль, смочить их водой и в стеклянной посуде оставит на 7-8 дней. В качестве контроля можно использовать кусочки незараженного ржаного хлеба и сухарей «Кириешки», не смоченные в воде. Сделать необходимые выводы. Опыт №2. Определение добавок в продукте Вареный картофель и чипсы. Продукты необходимо положить в стеклянную емкость, собрать пыль, смочить их водой и оставить на 7-8 дней. Сделать необходимые выводы. О КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЯХ Ты микробов берегись! Руки с мылом мыть не ленись! К кишечным инфекциям относится дизентерия, брюшной тиф, холера, пищевые токсикоинфекции. Эти заболевания вызываются разными видами микроорганизмов, которые проникают через рот и активно размножаются в желудочно - кишечном тракте. Основные пути передачи – пищевой, водный, бытовой. Заражение холерой происходит при употреблении воды из открытых водоемов, во время купания; распространение дизентерии – при несоблюдении личных правил гигиены (через посуду, бельё, игрушки, а также через пищу с мухами). При появлении таких признаков как жидкий стул, рвота, боли в животе, высокая температура, необходимо немедленно обратиться к врачу. Гельминтозы – это заболевание, вызываемое гельминтами (паразитическими червями). Заражение происходит через загрязненные личинками почву, овощи, ягоды, через плохо проваренные и прожаренные мясо и рыбу, через грязные руки. Находясь в организме людей, они выделяют яды. У человека возникают желудочно-кишечные расстройства, рвота, изжога, нарушения стула, аппетита, головные боли, головокружения, аллергические реакции. Чтобы уберечь себя от этих заболеваний нужно соблюдать простые гигиенические правила. Давайте их повторим: - мыть руки перед едой, и после посещения туалета с мылом; - для питья использовать только кипяченую воду или бутилированную; - не употреблять скоропортящиеся продукты; - подвергать термической обработке мясо, рыбу; - содержать жилье в чистоте. Закон № 3. Дыши свежим воздухом! Часто, засиживаясь за письменным столом, за компьютером, мы мало бываем на природе, мало дышим свежим воздухом. А ведь русская природа с её красками, музыкой и голосом всегда была и будет источником силы нашего духа и нравственной чистоты нашей жизни. Стихотворение Когда на сердце неспокойно станет. Когда не в силах совладать с собой. Побудь в лесу, на солнечной поляне, И все печали снимет как рукой Забота о здоровье. Забота о здоровье – это еще и умение правильно рассчитывать свои силы и возможности. Спать необходимо 7-8 часов в сутки. Наше настроение, считается, зависит от часа пробуждения. Оказывается, хандра, уныние, подавленность, злость боятся как нечистая сила утреннего света. Для того, чтобы быть здоровым нужно быть доброжелательным и уважать других людей, а также стремление и умение в любом возрасте учиться и познавать мир. Не надо бояться совершать поступки, избегать чувства страха. Знаменитый ученый и врач Авиценна провел удивительный по простоте и точности эксперимент. Он взял двух овец, поместил их в два одинаковых вольера и начал совершенно одинаково за ними ухаживать. Отличие состояло только в том, что пред одной овечкой он посадил волка, привязав его покрепче, чтобы хищник не смог добраться до животного. Не трудно догадаться, что стало с этой овечкой. Она очень скоро погибла, от постоянного страха. Закон №4. Мы должны явно и громко сказать «нет» наркотикам, курению, алкоголю. Эта беда все больше захватывает детей. Каждый из нас должен достойно справиться с этой задачей и найти в себе силы, чтобы восславить имя человека. В заключении попробуем составить основные положения кодекса здоровья. Зачитываем фразу и помещаем её в нужный столбец: что можно, а что нельзя. Можно: Нельзя Мало есть, Часто есть рыбу, овощи, фрукты, кашу, Заниматься спортом Как можно больше ходить. Дышать свежим воздухом. Достаточно спать Проявлять доброжелательность. Чаще улыбаться. Любить жизнь. Много есть жирного, сладкого, мучного, соленого, острого. Курить и употреблять алкоголь Смотреть много телевизор Долго играть за компьютером Сидеть дома Поздно ложиться спать А теперь послушайте советы царевны ГИГИЕНЫ: «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мое здоровье со мной». *** Если наш совет хороший Вы похлопайте в ладоши! На неправильный совет Говорите: нет, нет, нет! *** Фрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу Постоянно нужно есть Для зубов, для ваших! Не грызите лист капустный, Он совсем, совсем не вкусный, Лучше ешьте шоколад, Конфеты, сахар, мармелад Это правильный совет? *** Блеск зубам чтобы придать, Нужно крем сапожный взять, Выдавить полтюбика – и почистить зубки. Это правильный совет? *** Ох, неловкая Людмила На пол щетку уронила, С пола щетку поднимает, Чистить зубы продолжает. Кто даст правильный ответ? Молодчина Люда? Если наш совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. Зубы вы почистили и идете спать, Захватите булочку сладкую в кровать Это правильный совет? *** Чтобы зубы укреплять, Полезно гвозди пожевать Это правильный совет? *** Навсегда запомните, милые друзья, Не почистив зубы, спать идти нельзя! ПОМНИТЬ НУЖНО ВСЕМ ВСЕГДА! ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ЧИСТОТА! infourok.ru Игра-путешествие по станциям «В здоровом теле – здоровый дух» Цель: формировать сознательное и ответственное отношение к своему здоровью. Задачи: - формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности; -развивать логическое мышление, память, внимание и творческую активность; - воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Оборудование: компьютер, карточки со словами; карточки с пословицами, грамоты. Подготовка к путешествию по станциям: Каждая команда (класс) готовит свою визитную карточку в творческой форме: эмблема, название, девиз, капитан. В маршрутном листе ответственные за прохождение станций выставляют баллы от 1 до 5 за выполнение заданий. После прохождения последней станции маршрутный лист сдается для подведения итогов путешествия. Ход игры 1. Приветствие(все по кругу, обращаясь друг к другу): 2. Путешествие по станциям Чтобы громче пелись песни, Жить, чтоб было интересней, Нужно сильным быть, здоровым! Эти истины не новы - А что значит быть здоровым? Как вы это понимаете? -Что же делать, чтобы быть здоровым? Все знают, что наше здоровье в наших руках. Но многое зависит и от нас, от того, какие привычки у нас преобладают. Чтобы ответить на этот вопрос мы отправимся в путешествие по стране, которой нет на карте, но без которой очень трудно жить. Игра по станциям начинается! Предлагается спеть заранее подготовленные частушки. Мы веселые частушки Пропоем для вас сейчас, О себе, о дружбе нашей И о кое-ком из нас. Поленился утром Вова Причесаться гребешком. Подошла к нему корова- Причесала языком. Мальчик Петя поздно встал: Просыпаться тяжко. Умываться он не стал: Он ведь замарашка. Леша наш на перемене Занимается куреньем, Был всегда румяный он, Стал он желтый, как лимон. Я под краном руки мыла А лицо умыть забыла, Увидал меня Трезор, Закричал: "Какой позор”. Просыпаюсь по утрам Я с большим желанием. Зубы чищу и спешу Со школой на свидание. Жизнью я довольна очень, И пою я и пляшу, Потому что днем и ночью Свежим воздухом дышу. Помни лозунг ты такой: "Руки мой перед едой” Чтобы это не забыть Надо снова повторить. Всем ребятам мы желаем Не стареть и не болеть Больше спортом заниматься Чувство юмора иметь. СТАНЦИЯ «РЕЖИМУ ДНЯ – МЫ ДРУЗЬЯ» 1. Режим Стать здоровым ты решил Значит выполняй .......( режим) Утром в семь звенит настырно Наш весёлый друг ..... ( будильник) На зарядку встала вся Наша дружная.....( семья) Режим, конечно, не нарушу- Я моюсь под холодным ..... (душем) Проверь, мне никто не помогает Постель я тоже ......(застилаю) После душа и зарядки Ждёт меня горячий ..... ( завтрак) После завтрака всегда В школу я бегу ,....( друзья) В школе я стараюсь очень, С лентяем спорт дружить ...( не хочет) С пятёрками спешу домой Сказать, что я- всегда ...(герой) Всегда я мою руки с мылом, Не надо звать к нам ....( Мойдодыра)! После обеда можно поспать, А можно во дворе...(играть). Мяч, скакалка и ракетка, Лыжи, санки и коньки Лучшие друзья ....( мои) Мама машет из окна Значит, мне домой ...(пора) Теперь я делаю уроки, Мне нравиться моя ....(работа) Я важное закончил дело И ,ребята, не грущу, Я с работы папу ...(жду). Вечером у нас веселье, В руки мы берём гантели, С папой спортом ...(занимаемся), Маме нашей ....(улыбаемся). Но смотрит к нам в окно луна Значит, спать уже ....(пора) Я бегу скорей под душ, Мою и глаза, и .....(уши) Ждёт меня моя кровать, «Спокойной ночи»! Надо....(спать) 2. Собери столбик На доске висит две таблички «Хорошо» и «Плохо» и вразброс несколько табличек с существительными. Участники должны распределить под табличками слова с объяснением, почему они так думают. Курение Сигарета Спорт Шприцы Цветы Таблетки Отдых Вино Закаливание Плавание Режим СТАНЦИЯ «ГИГИЕНА» Загадки Лёг в карман и караулю: Рёву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слёз, Не забуду и про нос. (Носовой платок) Гладко и душисто, моет очень чисто. Нужно, чтоб у каждого было – Что, ребята? (Мыло) На себя я труд беру: Пятки, локти с мылом тру, И коленки оттираю, Ничего не забываю. (Мочалка) Вытираю я, стараюсь После бани паренька. Всё намокло, всё измялось – Нет сухого уголка. (Полотенце) Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расческа) Вроде ежика на вид, Но не просит пищи. По одежде пробежит, И та станет чище. (Платяная щетка.) Кто считает зубы нам По утрам и вечерам. (Зубная щётка) Дорисуй СТАНЦИЯ «АППЕТИТНАЯ» Угадай Овощ этот очень крут! Эти резные листочки Этот плод-аптека наша, Убивает всех вокруг. Лечат сердечко и почки. Из него полезна каша. Помогут фитонциды Улучшают аппетит, Семечки - деликатес, От оспы и чумы. Боль прогонят, где болит. И глистам – противовес. И вылечить простуду Быстро смывают веснушки, Диетическое блюдо- Им тоже сможем мы. И лысины нет на макушке. От болезней всех, как чудо! (Лук) (Петрушка) (Тыква Листья – будто кружева, Форма семян - будто органы тела. Украшенье для стола. Издавна знахари знали всё это. Повышают аппетит, Это-источник белка для спортсмена. Придают здоровый вид. Это-лекарство для органов тела. Круглый год лечение, Лечат и печень, и почки. И всё от воспаления. (Укроп) Гладкими будут и щечки. От диабета спасенье, И для толстушек леченье. (Фасоль) Составьте меню СТАНЦИЯ «ЦВЕТИК — СЕМИЦВЕТИК» Загадки о лекарственных растениях 1.Тонкий стебелек у дорожки, На конце его - сережки. На земле лежат листки - Маленькие лопушки. Нам он, как хороший друг, Лечит ранки ног и рук. (Подорожник) 4. Выпускает он листы Широченной широты. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких: Если их не обойдешь - На себе их все найдешь. (Репей) 6. Не пустили в огород - Оттого она и жжет. (Крапива) 7. Обожжет без огня И тебя, и меня, И живет у плетня. (Крапива) 8. Сверху листик гладкий, Но с байковой подкладкой. (Мать-и-мачеха) 9. Кто любит меня, Тот и рад поклониться, А имя дала мне Родная землица. (Земляника) 10. Своим венчиком лучистым Очень нравишься ты нам, Синий глаз на ножке твердой Затерялся в колосках. (Василек синий) 11. Весной растет, Летом цветет, Осенью осыпается, Зимой отсыпается. А цветок-то, медок, Лечит от гриппа, Кашля и хрипа. (Липа) 12. У маленькой елочки Колкие иголочки, Шарики сизые, Словно бы в инее. (Можжевельник) 13. Носит этот мальчик желтый сарафанчик. Подрастет - нарядится в беленькое платьице: Легкое, воздушное, ветерку послушное. (Одуванчик) 14. На пустырях и по дорогам С соцветьем беленьким сорняк. Но изучив все его свойства, Вы, может, взглянете не так. Кровотеченье остановит, В Китае он - салат к столу. Сорняк живуч: семян так много В плоде, похожем на суму. (Пастушья сумка) 15. Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Природой бережно спеленутый, Завернутый в зеленый лист, Растет цветок в глуши нетронутой Прохладен, хрупок и душист. (Ландыш майский) 16. Он "любит - не любит" ответить нам может И глянет приветливо желтым глазком. Аптечный цветок на него так похож, Его мы лекарственным другом зовем. (Ромашка лекарственная) 17. Зеленые кусточки, алые цветочки, Когти-коготочки стерегут цветочки: А плоды - в красной рубашечке, Брюшко камешками набито. (Шиповник) 18. Ведь не зря в лесу хвален витаминный чемпион С красным боком, с черным боком. (Смородина) Необходимо собрать цветок здоровья. Для этого соберите пословицу из карточек и приклейте на лепесток. (Дети складывают пословицы о здоровье – собирают цветок). Пословицы: (Здоровье сгубишь — новое не купишь. Было бы здоровье, а счастье найдется. Не рад больной и золотой кровати. Двигайся больше — проживешь дольше. Кто много лежит — у того бок болит.) 3 Подведение итогов игры. Награждение. Мы хотим пожелать каждому, кто к нам пришёл сюда, здоровым быть всегда. Пусть каждое утро начинается с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесёт вам удачу. Дарите друг другу улыбки. Обмениваясь таким живым подарком, мы будем здоровыми и радостными. Недаром ещё в древности было подмечено, что обладатели крепкого здоровья - люди весёлые, жизнерадостные, добрые. Цените жизнь в активном проявлении. Жизнь - не покой, а действие, движение. Дружи с водой, купайся, обтирайся, Зимой и летом спортом занимайся. Хранить спокойствие всегда старайся, И из-за пустяков поменьше раздражайся. infourok.ru Курс внеурочной деятельности ОФП «В здоровом теле - здоровый дух» Цель программы Задачи программы Содержание курса внеурочной деятельности Количество часов Содержание темы I Всего № 1 Теоретические сведения Теоретические III 4 Плавание По ходу занятия Практические занятия IV занятия 5 По ходу занятия V 17 6 Пионербол - - 8 Подвижные игры и эстафеты 4 17 - 10 3 Футбол 4 7 - Баскетбол - 3 4 ИТОГО: 7 - 35 4 35 Экспресс-оценка физического здоровья 5АБВ классов на начало и конец 2015/2016 учебного года Одно из занятий «Пионербол» Плавание Тренировка гибкости multiurok.ruКурс внеурочной деятельности "В здоровом теле- здоровый дух". Фгос в здоровом теле здоровый дух
В здоровом теле - здоровый дух ФГОС 1-4 кл.docx
Программа "В здоровом теле – здоровый дух" для младших школьников
3. Санитарно-просветительная:
Классный час "В здоровом теле
Игра "В здоровом теле - здоровый дух"
Курс внеурочной деятельности "В здоровом теле- здоровый дух"