Голубые купола Самарканда. Голубые купола духи


Композиция душистых веществ

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических. Республик ()821483

Ф 1

° 1,„/:.- .

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 060578 (21) 2616931/28-13 51 М 1 „з .С 11 В 9/00 с присоединением заявки ¹,Государстаемный «омнтет

СССР ла делам изобретений и открытий (23) Приоритет(53) УДК 668.55 (088.8) Опубликовано 150481. Бюллетень N9 14

Дата опубликования описания 150481 (72) Авторы изобретения

A.ß. Клюева, Л.А. Неофитова и С.Е.Агаджан

Ташкентская парфюмерно-косметическая фа и Калужский фил.ran Всесоюзного научноисследовательского института синтетическ и натуральных душистых веществ

l (11) Заявители (54 ) КОМПОЗИЦИЯ ДУШИСТЫХ ВЕЩЕСТВ

3,0-4,0

3,3 4,3 !

Изобретение относится к душистым вещеотвам с запахом душистого направления, применяемых для приготовления духов и одеколонов и предназначено для использоваиия в парфюмерии.

Наиболее близкой.к предлагаемой является композиция на.основе натуральных и синтетических душистых веществмускуса амбрового, ветиверового масла, кумарина, розового масла, композиции Бергамотное масло Р 2, и Жасмин Р 2 - Cl) °

Цель изобретения - создание оригинального фантазийного запаха восточного направления. 15

С этой целью композиция содержит ментол фармакопейный, пихтовое масло, взятое в виде 1%-ного спиртового раствора, олибанум реэиноид, циклоацетат, цитронеллол, иралию и композиции, 20 Амбра Р 1 . Жасмин.222, Флер д оранж Р 30, Контилия, Этерия, Грюнелия и Ландыш Р 5, при этом компоненты взяты в следующем соотношении, вес.Ъ: 25

Ментол фармакопейный 0,05-0,3

Композиция Амбра

Р 1" 0,3-1,0

1%-ный спиртовой раствор пихтового масла 0,.3-1,0 30

Композиция Жасмин

222 0,55-2,0

Кумарин 1,5-2,2 . Розовое масло 2,0-3,0

Олибанум реэиноид 2,0-3,6

Композиция Флер д оранж Р 30

Циклоацетат

Композиция Бергамотное масло Р 2 3,0-4,5

Ветиверовое масло 4,0-6,3

Мускус амбровый 4,0-5,3

Цитронеллол. 4,0-5,5

Иралия 5,0-7,0

Композиция Контилия 5,9-7,5

Композиция Этерия 6,6-8,0

Композиция Жасмин

Р 2 9,0-12,0

Композиция Грюнелия 13,0-15,0

Композиция Ландыш

Р 5 15,0 -18,0

Запах композиции не имитирует ранее известные ароматы.

Особое значение.для формирования запаха в предлагаемой композиции имеет сочетание композиций-баэ Контилия, Этерия, Грюнелия . Этот комплекс баз обеспечивает получение своеобразного оригинального букета запаха. Сочетание этих композиций

821483

Таблица 1

Компоненты

Состав

0,05 0,3

0,1

Ог3

1,0

0,6

0,7

0,3

1,0

0,55

2,0

1,0

1,5

2,2

2,0

2,8

2,0

3,0

3,6

3,0

2,0

3,2

4,Д

3,0

4,3

3,5

3,3

Циклоацетат

4,5

4,0

3,0

6,0

6,3

5,4

Ветиверовое масло

5,3

5,0

4,0

Мускус амбровый

Цитронеллол

5,5

5,1

4,0

6,5

7,0

7,5

6,0

5 0

7,0

7,0

6,6

8,0

12,0

10,0

9,0

14,0

13,0

15,0

18,0

19,0

20,0

Итого

100,0

100,0

100,0 способствует передаче свежести арома- та. Остальные компоненты дополняют и стабилизируют букет, придавая ему неповторимость и подчеркивают восточный тип запаха. Насыщенная и выразительная цветочная нота создается введением композипий Ландыш Р 5, "Флер д оранж Р 30", "Жасмин 222", цитронеллола и иралии. Она сочетается с сильной головной нотой, в которой запах свежей зелени дополняется fg оттенком сухого дерева, что достигается введением олибанума резиноида, кумарина, ментола и раствора пихтового масла.

Ментол фармакопейный

Композиция "Амбра Р 1"

1Ъ- ный спиртовой раствор пихтового масла

Композиция "Жасмин-222"

Кумарин

Розовое масло

Олибанум резиноид

Композиция "Флер д оранж

Р 30"

Композиция "Бергамотное масло Р 2"

Композиция "Контилия"

Иралия

Композиция "Зтерия"

Композиция "Жасмин Р 2"

Композиция "Грюнелия" .

Композиция "Ландыш Р 5". Базовая нота имеет теплЫй сладковатый характер, благодаря циклоаце"тату, композиции "Амбра Р 1", вети- веровому маслу и мускусу амбровому.

Преимуществом предлагаемой композиции душистых веществ является ее своеобразный оригинальный букет запаха фантазийно-цветочного направления, в котором гармонично сочетаются доступные отечественные композиции-базы, синтетические душистые вещества и эфирные масла..Конкретное соотношение компонентов может быть приведено в табл. 1.

821483

Таблица 2

Одеколон

Компоненты

Духи

16,0

4,0 1,5

3,0

5,0

1,0

1i0

1,0

0,8

15,0

0,8

74,0 о

75,9

0,55-2,0

1,5-2,2

2, 0-3,0

2,0-3 6

Формула изобретения

ВНИИПИ Заказ 1717/40 Тираж 450 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä,óë.Ïðoåêòíàÿ,4

Композиция получила наименование

"Голубые купола". Она служит основой для приготовления духов и одеколона соответствующего названия.

Для приготовления духов и одеколона используют спирт этиловый высшей очистки, ректификованный, а также

Композиция., "Голубые купола"

Раствор гальбанума резиноида

Раствор композиции "Жасмин 222"

Раствор стиракса смолы

Настой оппопонакса

Вода

Композиция "Цветочная Р 1"

Спирт этиловый высшей очистки, ректификованный

Духи и одеколон "Голубые купола" получили оценку на Центральном де- 30 густационном Совете — 4,7 балла(по пятибальной системе) и рекомендацию к внедрению в производство изделием ,группы "A" духи "Голубые купола" представля- 35 ют прозрачную жидкость светло-желтого цвета, плотностью 0,830, стойкостью запаха более 60 ч.

Одеколон того же названия представляет светло-желтую жидкость плотностью 0,852 и стойкостью более

24 ч.

Композиция душистых веществ, содер:жащая ветиверовое и розовое масла,мускус амбровый,кумарин и композиции.

"Бергамотное масло Р2" и "Жасмин 92" отличающаяся тем, что, 50 с целью создания оригинального фантазийного запаха восточного направления, она дополнительно содержит ментол фармакопейный, пихтовое масло, взятое в виде 1Ъ-ного спиртового раствора, олибанум резиноид, циклоацетат, цитронеллол, иралию и .композиции "Амбра 9 1",."Жасмин 222,", "Флер д оранж Р 30", "Koнтилия", растворы резиноида гальбанума, стиракса смолы, композиции "Жасмин 222" настой оппопонакса, для приготовления одеколона вводится композиция

"Цветочная Р 1" и вода, при этом ком-, поненты берут в соотношении, вес. Ъ., представленном в табл. 2.

"Этерия", "Грюнелия" и "Ландыа Р 5", при этом. компоненты взяты с следующем соотношении, вес. %:

Ментол фармакопейный 0,05-0,3

Композиция "Амбра

Р 1" 0,3-1i0

1о-ный спиртовой раствор, пихтового масла О, 3-1,0

Композиция "Жасмин

222 ".

Кумари н

Розовое масло

Олибанум реэиноид

Композиция "Флер д оранж Р 30" 3,0-4,0

Циклоацетат 3;3-4, 3

Композиция "Бергамотное масло Р 2" 3,0-4 5

Ветиверовое масло 4,0-6, 3

Мускус амбровый 4,0-5,3

Цитронеллол 4,0-5,5

Иралия 5,0-7,0

Композиция "Контилия" 5,9-7,5

Композиция "Этерия" 6,6 -8,0

Композиция "Жасмин Р 2" 9,0-12,0

Композиция "Грюнелия" 13,0-15,0

Композиция "Ландыш Р 5" 15,0-18,0

Источники информации, принятые .во внимание при экспертизе

1. Композиция душистых веществ

"К звездам". Рецептура Р 47-531 П/75, 06.01.75.

Композиция душистых веществ
 Композиция душистых веществ Композиция душистых веществ 

www.findpatent.ru

Zīlīte, Dzintars - dess0us

Духи Zīlīte - одни из старейших у "Дзинтарса", еще "до-герчиковские", они были созданы на рубеже 1950-х и 1960-х годов. Неофициальные источники называют 1959 год, дата выглядит правдоподобной, хотя нуждается в проверке.                       P4060073Когда я искала информацию об этих духах, несколько раз натыкалась на перевод их названия как "Синичка". Действительно, словари показывают, что основное значение слова zīlīte в латышском языке - это синичка. Вот, например, статья про синицу большую Но есть и второе значение zīlīte - "маленький желудь", потому что просто желудь - это zīle. Т.е. латыши прозвали птицу "маленьким желудем" - вот как мы называем другую птицу пеночкой ("маленькой пенкой"). Но на фабрике "Дзинтарс" имели обыкновение дублировать латышские названия на русском, и надпись на коробке Zīlīte исключает другие толкования:                                                                            P4060066
Выпускался "Желудь" довольно долго, вполне возможно, что до конца 1980-х. Но мне кажется более вероятным, что они исчезли в начале 1980-х: во-первых, я не встречала более поздних экземпляров, а во-вторых, маленькие флакончики в виде желудя были как раз в то время у многих моих детских подружек - но пустые, и никто не говорил вот этого девчачьего "ну и подумаешь - мне мама тоже подарит пузырек, когда у нее духи кончатся :Ь".В детстве "желуди" с сохранившимися листиками попадались редко, но и без них флакончики тоже ценились: сквозь дырочку пропускали нитку и надевали на шею как кулон.Для меня эти духи связаны не только с воспоминаниями из детства, но и с образом актрисы Натальи Аринбасаровой. Аромат Zīlīte сопровождал начало ее романа с Кончаловским. В автобиографической книге "Лунные дороги" Аринбасарова рассказывает (повествование ведется от третьего лица): "Когда Андрей Сергеевич начал ухаживать за ней, он как-то спросил: “Чем от тебя так чудесно пахнет?”. В те времена продавались рижские, не хуже парижских, духи — “Желудь”. Маленький хорошенький флакончик в форме желудя, с неожиданно-приятным, терпким запахом".  Zīlīte  настолько врезались в память Кончаловского, что он тоже, спустя много лет и несколько браков, вспоминал в своих мемуарах "Возвышающий обман" о "магическом" действии этих духов.                                                                                  Аринбасарова1
Роман, завершившийся браком, проходил на съемочной площадке "Первого учителя" в 1964 году. Zīlīte слабо ассоциируется с ролью Аринбасаровой в этом фильме - там она играла бедную киргизскую девушку. Но эти духи идеально дополнили бы образ другой ее героини, Кати Олзоевой из фильма "У озера", снятого в 1969 году. Эта второстепенная роль бурятской девушки - фактически камео, потому что Катя, как и сама Наталья Аринбасарова, балерина и тоже была направлена из республиканской балетной школы на учебу в Москву. Правда, в отличие от Кати Аринбасарова после громкого (международного!) успеха "Первого учителя" отказалась от балетной карьеры в пользу кинематографической.                                                                        Аринбасарова2
Увы, к моменту съемок "У озера" над их с Кончаловским отношениями давно уже не витал магический аромат "Желудя" - ни в прямом, ни в переносном смысле: Аринбасарова полюбила французские духи (“Madam Rocha”, “Femme”, “Ма Griff"), а семейная жизнь этой пары все меньше напоминала счастливую, и через год они окончательно расстались. История хоть и романтичная, но грустная - в отличие от аромата "Желудя", в котором совсем нет печали. Запах Zīlīte  очень красивый, горьковато-лесной, древесно-цветочный с едва заметным кожаным оттенком. Это, пожалуй, аромат осени - но теплой, золотолистой, пронизанной солнцем. Полная иллюзия, что не будет ни дождей, ни зимы, а из-под опавших листьев сразу покажутся весенние цветы. По официальной версии "Дзинтарса" пирамида выглядит так:            начальные ноты - бергамот, ландыш, сирень;            сердце - корица, гвоздика, нероли, жасмин;            база - мускус, сантал, сивет, дубовый мох.В прямоугольную картонную коробку с рисунком из дубовых листьев Zilite переселились только в 1970-х, а до этого выпускался в коробочке в виде желудя из папье-маше.                                                                Zilite Dzintars коробка

                                                                Zilite DzintarsВ коробках всегда лежало по два флакона, но аромат в них был один и тот же. Возможно, продавались и флаконы без коробок - на некоторых этикетках написана цена 70 к., в то время как набор из двух флаконов в коробке стоил 2 р. 50 к.Без упаковки отличить ранние версии Zīlīte от более поздних можно по пробке, которая прячется под крышечкой флакона. У ранних версий это традиционный для "Дзинтарса" каучукоподобный материал, иногда сильно разлагающийся от времени. У поздних это менее опасные для аромата духов, но куда более вредные для маникюра пластиковые затычки, существующие как бы отдельно от крышки. В целом Zīlīte довольно неплохо переносят время - и по отзывам, и по моему опыту, битые экземпляры попадаются редко, а от призвука каучука ароматы такого типа можно успешно избавить.

dess0us.livejournal.com

Голубые купола Самарканда, отзыв от туриста Tatiana_Dudarenko на Туристер.Ру

Всего несколько десятилетий назад, я увидев за границей самаркандца, могла сказать:«Мой соотечественник. Наша Родина — СССР». Сегодня Узбекистан сам заграница, другая страна с интересной многовековой историей. А древний Самарканд старше Москвы более, чем в три раза. И является одним из самых древнейших городов планеты. По последней версии исследователей, Самарканду около 2750 лет!!!«Священная Книга зороастрийцев — „Авеста“ — сообщает о том, что Согдиана (центром которой был Самарканд) уже в 5 веке до н. э. была развитым образованием земледельцев»

Недолгая остановка в Ташкенте, который не может «похвастаться» большим количеством исторических памятников (город был почти полностью разрушен во время землетрясения 1966 года), мы на скоростном комфортабельном поезде отправились в Самарканд. Всего около трех часов и словно перемещение во времени, поезд переносит нас в древний город, который видел и греко-македонские войска, и кровавые орды Чингисхана, и нашествие арабов.

Большой удачей было для нас и то, что нашим гидом был коренной самаркандец. Русский узбек, как сам себя называл Александр. Его родственники в недалекие довоенные времена по воле Советского правительства вынуждены были поменять Урал на Узбекистан. Сегодня же, потомок тех переселенцев, молодой парень 30-лет со славянской внешностью, с феноменальным знанием истории Узбекистана и владением несколькими языками, и, конечно, узбекским, с любовью рассказывал нам о своей Родине. О том, что доволен житьем-бытьем и не собирается покидать Узбекистан. От своих земляков он унаследовал доброжелательность и гостеприимство и постарался, чтобы мы не испытывали никаких неудобств и получили от встречи с Узбекистаном только приятные впечатление. И ему это удалось.

Из уст Александра полилась историческая информация. Мне казалось, что моя «черепушка» взорвется от такого изобилия. А перед глазами проносились войска Амира Темура. Я — не великий знаток истории, да, что уж там, вовсе не знаток — делала собственные открытия. Исторический персонаж Тамерлан, известный, пожалуй, всем, кому по учебникам, а кому по серии рекламных роликов банка «Империал» «Всемирная история», снятых в конце 90-х и есть Амир Темур. Кто помнит этот ролик? «Отправляясь в поход, приказал Тамерлан каждому воину оставить у дороги камень. И вырос курган. И был огонь! И была победа! И возвращались они, и поднимали камни свои. Но остались камни. И последним шёл Тамерлан. И поднимал он тяжёлые камни. И говорил с ними, вспоминая их имена».

Кстати, в ролике видно, что у полководца все пальцы рук на месте. На самом деле у него не было двух пальцев на левой руке и он был хромой в результате ранения. Я на это обратила внимание, потому что по этим особенностям, в том числе, и определили принадлежность останков Тамерлану, когда случайно, обнаружили древнее захоронение в Шахрисабзе. Один из мальчишек, игравший в старых развалинах, провалился в яму. Яма и оказалась мавзолеем Амира Темура. Ныне на родине Тамерлана находится большое количество архитектурных достопримечательностей, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: руины дворца Ак-сарай, мемориальный комплекс Дор-ут Тиловат, мечеть Кок-Гумбаз, мавзолеи Дор-ус Сиадат и другие.

Шахрисабз, небольшой городок в 80 километрах южнее Самарканда, за высокогорным перевалом Тахта-Карача, мы посетили по пути в Бухару. Добраться до него из Самарканда можно по шоссе через пустыню ~155 км., через перевал ~90 км. Дорога через перевал асфальтирована, но менее комфортна из-за горного серпантина, зато короче. Переезд через перевал разрешен только на легковых машинах и микроавтобусах. Местные туристы этой дорогой пользуются не только, желая сократить путь, но посетить и оставить автограф в знаковом месте. Месте, где снимали в 1973 году один из популярных фильмов киностудии DEFA (ГДР) про индейцев апачи, в главной роли Гойко Митич. Местность невероятно похожа на Юго-Запад США, что и привлекло создателей фильма.

Но вернемся к Амиру Темуру. Забальзамированное тело Великого Узбека, так его называют на Родине, из Шахрисабза в эбонитовом гробу перевезли в Самарканд, в мавзолей Гур-Эмир. Но уточню: историки констатируют такой факт, что когда Тамерлана называли узбеком, он раздражался. Узбеки — народ тюркского происхождения. В антропологическом отношении смешанного этногенеза с европеоидным и монголоидным компонентами. Так вот Амир Темур предпочитал говорить о своих монгольских корнях и считал себя потомком Чингисхана. Мне кажется, что 50% всех жителей Земли могут считаться его потомками. И тем не менее, рожденный в Шахрисабзе, Великий Узбек — национальный герой Узбекистана — дальновидный правитель, основатель империи Тимуридов, талантливый организатор, выдающийся полководец, сумевший обуздать Золотую орду.

Бесспорно выдающаяся личность, сыгравшая существенную роль в истории. С его именем связано много исторических, а порой мистических событий. Самое известное о предупреждении, что если потревожить прах Темура, то начнется страшная война. Советские антропологи-ученые вскрыли гробницу 21 июня 1941 года, а 22 июня утром голос Левитана сообщил о вероломном нападении фашистской Германии.

Мавзолей Гур-Эмир, где и сегодня покоится великий эмир является фамильным склепом Тамерлана и местом паломничества мусульман.

мавзолей Гур-Эмир уникальный памятник среднеазиатского зодчества.

Высота купола 12.5 м., диаметр в основании - 15 м. Но он не кажется громоздким, благодаря граням. А бирюзовый цвет особенно красиво смотрится на фоне голубого неба.

В мавзолее захоронены Тамерлан, его сыновья, внук и учитель. По мусульманскому обычаю Тамерлан лежит в ногах своего учителя. На фото гроб учителя с башенкой, первый напротив окна. Следом, из черного оникса - захоронение Тамерлана, ниже внука Улугбека. Не установлено, кому принадлежат два малых надгробия и надгробие, которое находится за решеткой.

А далее наш путь лежал на всемирно известную площадь Регистан — визитную карточку Самарканда. И когда она открылась моему взору, весь словарный запас куда-то улетучился, его содержимое было ниже, чем у Эллочки — Людоедки. Я просто потеряла дар речи. «ВАУ», — это все, что я смогла сказать. Совет для туристов, собирающихся в Самарканд и желающих оставить на память отличные фото. Приходите на площадь, когда солнце в зените. Именно тогда Регистан будет равномерно освещен и на монументальные медресе не будет падать тень, закрывая самые изящные и утонченные мозаичные узоры. Это только на первый взгляд кажется, что все здания похожи друг на друга. Но это не так, каждое сооружение уникально, а вместе они создают неповторимый архитектурный ансамбль.

Всемирную известность площадь Регистан получила благодаря величественному архитектурному комплексу. С трех сторон площадь окружают медресе, в дословном переводе - место, где обучают. Все они имеют уникальный декор, различающийся между собою. Благодаря этому памятнику восточного зодчества, Самарканд был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Охватить взглядом весь комплекс очень трудно, настолько он огромен и монументален. Я решаюсь подняться на минарет. Официально такой услуги нет, но молодой человек за 1.5–2 $ открывает дверь и пропускает нас в святая святых. Мы поднимаемся на второй этаж и ожидаем, когда будет открыт путь для подъема на минарет.

В темном проёме входа появляются два молодых человека и девушка. Они тяжело дышат и жалуются на боль в руках и ногах. Я стала сомневаться, а нужен ли мне этот подъем? Впереди еще были планы на Бухару, Хиву, да и жить еще хочется. А ведь я этим молодым людям в матери гожусь. Черт нас дернул, мы с мужем все-таки полезли. Очень узкий проём, винтовая крутая лестница с высокими ступенями, вместо перил веревка, закрепленная узлами к металлическим скобам, вбитым в стену. Подниматься трудно. Подтягиваешь себя вверх, хватаясь руками за веревку, чтобы шагнуть на очередную ступень и так 30-ть метров. А в висках молоточком стучат слова мужа: «Альпинистка! Ё.п.р.с.т.!!!" Но мотивация у меня была очень сильная. Нет, не будущие фотографии, хотя и это тоже, больше — показать мужу, что мне подняться на 30-ть метров вверх с тяжелым рюкзаком за спиной, совершенно не сложно, «раз плюнуть». Это он дедушка, а меня внук Таней зовет.

Может быть поэтому, усталости я не чувствовала и взлетела наверх, как горная коза. «Ё.П.Р.С.Т.», — а это уже были мои слова, когда я увидела, вернее не увидела обзора. Высота между площадкой последней ступеньки, где еле умещались мои ноги и верхним краем стены минарета, была чуть ниже моего роста. Кроме того, скат козырька минарета мешал при съемке и все время попадал в кадр (фото № 1). Чтобы сделать снимок с красивой панорамой, надо подтянуться и сесть на край стены, как предполагаю, и сделал мужчина, который попал в кадр (фото № 2). Либо он ростом под 2 метра, либо…. До сих пор не понимаю, как он умудрился высунуться из этой «трубы» по пояс? Ни одного дополнительного уступчика, ни одного выступающего кирпичика не было, чтобы подняться повыше в этой «трубе».

Я не рискнула. Все остальные фото были сделаны «без прицела", высокоподнятым над головой фотоаппаратом. Я была разочарована. И стоило подниматься? А еще надо было спуститься. Внизу с дыханием было все в порядке, а вот ноги и руки действительно болели.

Немного о Регистане. Он состоит из трёх медресе:(слева направо) Улугбека, Тилля — Кари и Шердор. Медресе построены не только в разные годы, но и в разные столетия. Можно долго рассказывать о исторических вехах строительства и легендах, связанных с этими необыкновенно красивыми сооружениями, искусно украшенными мозаикой, майоликовой плиткой, резным мрамором, каллиграфическими письменами и растительными рисунками. Но как уместить тысячелетия в рамки одного рассказа? Медресе красивы не только снаружи, но и величественно роскошны внутри, особенно, медресе Тилля-Кари, что в переводе с узбекского, как «отделано золотом». Голова закружилась и затекла шея, рассматривая совершенно потрясающий огромный мозаичный потолок внутреннего купола медресе.

Потолочная мозаика внутреннего свода медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля-Кари

А во внутренних двориках идет торговля. В бывших кельях медресе расположились многочисленные сувенирные магазинчики.

и непременно побывайте на Регистане вечером. Как стемнеет, а это довольно рано, на площади начинается световое лазерное шоу, которое, к сожалению, нам не удалось увидеть. Только день мы были в Самарканде и пытались увидеть, как можно больше. Вернулись на площадь после осмотра города уже поздно. Успели сделать только пару фото и в 22.00 отключилась вся подсветка. «Кони превращаются в крыс, а карета в тыкву…" И величественный Регистан растворяется в темноте, как в сказке, как будто и не было никого и ничего. Словно на мгновение был открыт портал в прошлое, словно уставшему караванщику Великого шелкового пути все это привиделось и — исчезло, как мираж в пустыне.

Целый день в Самарканде был расписан по минутам. А в древнем городе есть, что посмотреть. Ограниченные во времени, мы отправились по самым популярным маршрутам и объектам. Мечеть Биби-Ханум. Необыкновенной красоты купола мечети в древности сравнивали с небесным сводом, а арку портала — с Млечным Путем. С этой мечетью связаны несколько легенд и вариантов изложения. Одна из них гласит: Амир Темур возвращался домой из очередного удачного военного похода. Его любимая жена готовила подарок — самую большую в мире мечеть. Созваны были самые лучшие архитекторы и началось строительство. Однако, оно затягивалось. И причиной тому, говорят, был главный архитектор, который влюбился в красавицу — жену эмира. Он тянул время, чтобы как можно дольше любоваться красотой Биби Ханум, следившей за строительством. Царица была в ярости. Требовала быстрейшего завершения работ. Архитектор поставил условие — поцелуй. Как только не пыталась Биби Ханум избежать этого, доказывая, что все женщины одинаковы, но зодчий был непреклонен.

Архитектор добился поцелуя. Работы были закончены. Есть даже мнение, что узор мозаики на порталах, сложен творцом таким образом, что если стоять под определенным углом, то можно разглядеть портрет Биби Ханум. В действительности, еще никому не удавалось найти такой ракурс. Эта тайна ушла в небытиё вместе со смертью архитектора.

По преданию он был казнен, когда Амир Темур узнал о поцелуе и привязанности зодчего. На самом деле, он пострадал за смелый замысел и неверояный проект, который невозможно было воплотить в жизнь в то время. Вскоре после завершения строительства здание начало разрушаться, а монументальная арка рухнула уже в первый год после окончания строительства. К слову, Биби Ханум в тот период было около 60 лет. Могла ли поразить зодчего красотой пожилая женщина, оставлю без комментария. Мечеть Биби-Ханум в недавном времени частично востановлена и реконструкция продолжается.

Еще одно знаковое место Самарканда Шахи-Зинда — место захоронения царственных особ и знати. Считается, что здесь погребен двоюродный брат Пророка Мухаммада, который был смертельно ранен у стен Самарканда. Исследования не подтвердили этот факт, но вера оказалась сильнее. И поток верующих к святому месту не прекращается. Причем, легенда еще гласит, что он не умер, а укрылся поз землей и живет там под именем Шахи-Зинда, что в буквальном переводе означает «Живой царь». И еще всемирно известное имя связано с Шахи-Зинда. Предполагают, что здесь в одном из медресе учился поэт, философ, математик и астроном — Омар Хайям.

"Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай...."

В самом начале комплекса перед посетителями поднимается вверх 40-ступенчатая лестница, которая олицетворяет путь покаяния и молитв. Гид перед подъемом попросил пересчитать ступени, а уже при выходе из комплеса, еще раз повторить счет при спуске. И только после того, как озвученные числа совпали, гид сообщил, что каждый посетитель Шахи-Зинды, будь то верующий или турист, обязательно считает ступени, поднимаясь вверх и спускаясь вниз. Легенда гласит, что если число при подъёме и спуске совпадёт, то человек очищен от грехов. Мы чисты, как ангелы.

В народе комплекс еще называют «городом мертвых» или «улицей-кладбищем». 11 древних мавзолеев расположенных друг за другом протянулись вдоль средневековой улочки. Усыпальницы богато декорированы майоликовыми плитками и резной мозаикой. Точность не гарантирую, но смысл надписи на табличке одного из мавзолея гласит: «Здесь спит та, чей стан подобен лани»

Многие мусульмане едут в Самарканд, ведь еще в средние века паломничество к могиле «Живого царя» приравнивалось к хаджу в Мекку.

Совсем рядом с комплексом на этом историческом кладбище похоронен по мусульманским обычаям и бывший президент Узбекистана Ислам Каримов. Посещение мечети, на территории которой покоится его прах, пока закрыто для посещения из-за большого количества паломников.

Мы продолжали осматривать Самарканд и наш путь лежал в музейный комплекс Мирзы Улукбека. Расположен он в месте, где в XV веке действовала Самаркандская астрономическая обсерватория. В отличии от своего знаменитого деда Тамерлана, Мирзо Улукбек не был воином. Он был талантливым ученым. Построенное им здание обсерватории имело форму цилиндра диаметром около 46 м. высотой 30 м. сегодня сохранилась только подземная часть сооружения — инструмента. Это гигантский квадрант радиусом 40 м. и длиной дуги 63 м. точно сориентированный по линии меридиана. Не буду больше загружать вас техническими характеристиками, потому что оценить их может только специалист. Но то, что планка математических и астрономических исследований была настолько высока, что европейская наука пришла на этот уровень только через полтора века, это впечатлит любого человека.

Музей Улугбека. Одна из наиболее значительных обсерваторий средневековья, построенная Улугбеком - внуком Тамерлана - во всем мире он прославился, как создатель Самаркандской школы астрономии.

Древний астрономический телескоп, который находился в специально сооруженной для этого обсерватории.

А по пути заглядываем в городок мастеров, а потом на базар, чтобы выполнить заказ наших детей — прикупить немного ароматных специй. Всего- то и нужно было пару небольших пакетиков, а вышли мы с полным большим пакетом разных составов для плова, сборами ароматных трав для чая и сладостями. А заплатили только за два маленьких пакетика специй. Торговцы, услышав русскую речь обязательно считали своим долгом чем-нибудь нас угостить, вручить подарок или просто поговорить по-русски. Вот такой он гостеприимный Узбекистан — «Моя Родина- СССР»

начало здесь

SAMARKAND слайд-фильм

www.tourister.ru


Смотрите также