Уже в XV-XVI веках в Суконной слободе начинают появляться первые армянские поселения. В 1714 году по указу императора Петра I строиться суконная мануфактура, вокруг которой выросла Суконная слобода близ Казани, а в впоследствии определила судьбу будущего района Казани. С мануфактурой связано появление церкви Сошествия святого Духа, о которой пойдёт речь в данной статье. Духосошественская церковь была построена в 1731 году и освящена 2 августа 1735 года. Храм был построен на средства Евдокии Ивановны Михляевой, вдовы содержателя суконной мануфактуры И.А. Михляева. Эта фамилия известна своей благотворительной деятельностью и строительством ряда храмов Казани, как Пятницкая и церковь святой Евдокии, так же Богоявленский и Петропавловский соборы. Все эти храмы существуют и сегодня . Духосошественская церковь множество раз перестраивалась, это в первую очередь связано с постоянно растущим приходом. По своему стилевому решению, церковь можно отнести к провинциальному барокко. Сам храм располагался на втором этаже на высоком подклете. В нижний же ярусе долгое время располагались помещения фабрики. С северной стороны находился Харлампиевкий придел, а с западной, располагалась пятиярусная колокольня (верхние ярусы на сегодняшний день восстановлены). Святой Харлампий был покровителем всей Суконной слободы, а также очень почитаем у местных прихожан. Окна у главного фасада украшены скромными сандриками, а с северного фасада можно увидеть заложенные арочные проёмы от гульбища. Как и многие храмы XVIII века церковь имела открытую галерею вокруг основного храма. Как и Петропавловский собор, церковь Сошествия святого Духа имела крупную лестницу, которая вела во двор суконной мануфактуры с северной стороны. Необходимо отметить, что церковь была изначально ориентирована не на город, а именно на фабрику. Об этом свидетельствуют и натурные исследования, которые были проведены на объекте. В середине XIX века, фабрика перестала функционировать, Духосошественская церковь стала не заводской, то есть теперь храм стал городским и обращённым не на фабричный двор, а на улицу Мостовую – Луковского – Минуллина, за этим последовали ряд изменений в структуре храма. Уже в 1840 году началась переписка священника Дроздова с Казанской Духовной Консисторией о передаче двух домов и участка церкви Сошествия святого Духа. В 1869 году по проекту архитектора Аникина П.Е. был разработан “Проект пристройки каменной лестницы, при Духосошественской церкви, в Суконной слободе города Казани” 1866г. Проект был реализован, в результате, которого церковь получила выход, обращённый на улицу Мостовую. Фасады были выполнены в богато декорированном эклектичном стиле. Сама лестница состояла из двух маршей, на промежуточной площадке имела изгиб с выходом на центральную ось главного храма. А так же в 1869 году была выстроена первая ограда вокруг церковной территории. В 1868 году по проекту Аникина П.Е. выстраиваются каменные службы, взамен старым. В 1889 году вокруг церкви возводиться новая ограда с воротами, а так же выстраивается свечная лавка выходящая на Георгиевскую улицу (Петербургская). В 1895 году по улице Мостовой (Луковского) выстраивается двухэтажный каменный дом причта для священнослужителей. Появляется пятиглавая часовня в русско-византийском стиле на углу улиц Мостовая и Георгиевская (Луковского и Петербургская). В 1900 году по проекту того же епархиального архитектора Малиновского Ф.Н. с западной стороны выстраивается двухэтажный пристрой, в котором расположились хозяйственные помещения “Проект пристройки к церкви Сошествия Святого Духа, в городе Казани” 1900г. Изменения происходят и в самой Суконной слободе. План Казани, высочайше утвержденный в 1885 году, впервые признал всю безнадежность перепланировки этого «захолустья». Он фактически закрепил, существовавшую сетку улиц с некоторым урегулированием застройки. А поскольку район южнее ул. Эсперанто – Назарбаева, уже сложился, то на этой улице получили искривления или скачки, пересекающие ее улицы Павлюхина, Спартаковская, Островского, Качалова и Петербургская. В результате всех перестроек в начале XX века крупная барочная церковь представляла собой композицию из примыкающих друг к другу самостоятельных объемов. Высокий четверик храма перекрыт куполом с небольшой главкой на круглом барабане. Более низкая по высоте трапезная соединяла его с ярусной колокольней на притворе. Колокольня также венчалась куполом с маленькой главкой. Приход Духосошественской церкви в ХIХ – начале XX века был самым многолюдным в Казани. Реконструкции 1832 и 1897 годов были вызваны в первую очередь необходимостью увеличить вместимость храма. Хотя прихожане были, в основном бедные люди, обе реконструкции проводились на средства самой церкви. История этого храма связана с именем нашего великого земляка Федора Шаляпина. Он пел здесь в церковном хоре и учился в училище, которое буквально находилось в соседнем квартале. Звуковые свойства храма до сих пор поражают своей изумительной акустикой. В отличие от большинства храмов города, Духосошественская церковь ни разу не горела и даже во время восстания Пугачёва. В ней долгое время сохранялось множество ценных икон и утвари, более древних, чем сам храм. Они были утрачены в советское время. В советское время были утрачены верхние ярусы колокольни, весь облик церкви был искажен позднейшими пристройками. «7-го марта 1930-го года Президиум ТЦИКа, заседая, постановил ликвидировать церковь, продублировав решение комиссии по делам культов от 27 февраля и объявив решение 13 марта все того же 1930-го. Без промедления община адресует официальную жалобу во ВЦИК, по рассмотрении которой в Казань приходит предложение ВЦИКа от 9.06.30 г., адресованное Президиуму ЦИКа ТР: «до окончательного решения Москвы Духосошественскую церковь оставить в пользовании верующих» . После закрытия, в конце 1930-х годов, храм был приспособлен под клуб, а позже в нем разместился кукольный театр. Образованный в 1934 году театр, десятилетиями не имел собственной крыши над головой. Сначала он арендовал помещение на улице Профсоюзной, потом снимал «угол» в театре юного зрителя, в 1959 году ему выделили второй этаж бывшей церкви на улице Луковского. На первом этаже здания находились квартиры. И только в 70-х годах прошлого века жильцов расселили, и театр стал полноправным хозяином здания. С переездом кукольного театра в новое здание пошла новая история храма. После реконструкции Духосошественская церковь вновь примет прихожан. В марте 2012 года принято решение передать Русской православной церкви здание бывшего храма, которое занимал кукольный театр «Экият». Восстановление храма произошло при активном участии и радении настоятеля церкви Ярославских чудотворцев протоиерея Алексия Чубакова. При государственной поддержке и лично Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова в комплексе церкви Сошествия Святого Духа были начаты ремонтно-восстановительные работы, заново отстроена колокольня. В 2012 году был разработан эскизный проект реставрации и начались первые работы по расчистке храма от советских строительных напластований. В период с 2012 – 2015 год произведены работы по восстановлению утраченных трёх ярусов колокольни, а так же восстановлены главки над основным храмом и пределом. Восстановлен декор на фасадах, разложены исторические дверные и оконные проёмы. Между окон расположены ниши, в которых исторически располагались образа святых и библейские сюжеты. В здании церкви помимо Духосошественского храма и Харлампиевского придела на втором этаже, расположились трапезная и церковная лавка на первом, вокруг храма воссоздана по историческим историко-архивным материалам ограда и ворота. 1 июня 2015 года, в Духов день, на колокольню церкви были водружены двенадцать новых колоколов. 1 сентября 2014 года двери распахнула Православная гимназия имени святого Гурия Казанского в двух этажном здании (сегодня здание трёх этажное), где до революции располагалась приходская школа. В ближайшем будущем на территории, где раньше располагался двух этажный дом священнослужителей, будет возведено здание для старших классов православной гимназии на углу улиц Миннуллина / Островского, а также восстановить утраченную часовню на углу улиц Миннуллина / Петербургская. 27 декабря 2015 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил чин Великого освящения храма и первую со времени его закрытия Божественную литургию. 23 февраля 2016 года начал работу официальный сайт храма Сошествия Святого Духа и Православной гимназии имени святителя Гурия Казанского. Сегодня храм стал мощным духовным и туристическим центром Суконной слободы. С 2015 года храм возобновил службы и снова стал духовным и культурным центром, как и для жителей района Суконной слободы, так и для всей Казани. (с) СТЕПАН НОВИКОВ К годовщине освящения Духосошественского храма, информационный отдел прихода выпустил фильм: "Церковь Сошествия Святого Духа. Первый год новой жизни". Просим ваших молитв о здравии благотворителей Духосошественского храма: Сергия со сродниками Павла со сродниками Николая со сродниками Представляем вашему вниманию данный фильм duhovhram-kzn.ru Уже в XV-XVI веках в Суконной слободе начинают появляться первые армянские поселения. В 1714 году по указу императора Петра I строиться суконная мануфактура, вокруг которой выросла Суконная слобода близ Казани, а в впоследствии определила судьбу будущего района Казани. С мануфактурой связано появление церкви Сошествия святого Духа, о которой пойдёт речь в данной статье. Духосошественская церковь была построена в 1731 году и освящена 2 августа 1735 года. Храм был построен на средства Евдокии Ивановны Михляевой, вдовы содержателя суконной мануфактуры И.А. Михляева. Эта фамилия известна своей благотворительной деятельностью и строительством ряда храмов Казани, как Пятницкая и церковь святой Евдокии, так же Богоявленский и Петропавловский соборы. Все эти храмы существуют и сегодня . Духосошественская церковь множество раз перестраивалась, это в первую очередь связано с постоянно растущим приходом. По своему стилевому решению, церковь можно отнести к провинциальному барокко. Сам храм располагался на втором этаже на высоком подклете. В нижний же ярусе долгое время располагались помещения фабрики. С северной стороны находился Харлампиевкий придел, а с западной, располагалась пятиярусная колокольня (верхние ярусы на сегодняшний день восстановлены). Святой Харлампий был покровителем всей Суконной слободы, а также очень почитаем у местных прихожан. Окна у главного фасада украшены скромными сандриками, а с северного фасада можно увидеть заложенные арочные проёмы от гульбища. Как и многие храмы XVIII века церковь имела открытую галерею вокруг основного храма. Как и Петропавловский собор, церковь Сошествия святого Духа имела крупную лестницу, которая вела во двор суконной мануфактуры с северной стороны. Необходимо отметить, что церковь была изначально ориентирована не на город, а именно на фабрику. Об этом свидетельствуют и натурные исследования, которые были проведены на объекте. В середине XIX века, фабрика перестала функционировать, Духосошественская церковь стала не заводской, то есть теперь храм стал городским и обращённым не на фабричный двор, а на улицу Мостовую – Луковского – Минуллина, за этим последовали ряд изменений в структуре храма. Уже в 1840 году началась переписка священника Дроздова с Казанской Духовной Консисторией о передаче двух домов и участка церкви Сошествия святого Духа. В 1869 году по проекту архитектора Аникина П.Е. был разработан “Проект пристройки каменной лестницы, при Духосошественской церкви, в Суконной слободе города Казани” 1866г. Проект был реализован, в результате, которого церковь получила выход, обращённый на улицу Мостовую. Фасады были выполнены в богато декорированном эклектичном стиле. Сама лестница состояла из двух маршей, на промежуточной площадке имела изгиб с выходом на центральную ось главного храма. А так же в 1869 году была выстроена первая ограда вокруг церковной территории. В 1868 году по проекту Аникина П.Е. выстраиваются каменные службы, взамен старым. В 1889 году вокруг церкви возводиться новая ограда с воротами, а так же выстраивается свечная лавка выходящая на Георгиевскую улицу (Петербургская). В 1895 году по улице Мостовой (Луковского) выстраивается двухэтажный каменный дом причта для священнослужителей. Появляется пятиглавая часовня в русско-византийском стиле на углу улиц Мостовая и Георгиевская (Луковского и Петербургская). В 1900 году по проекту того же епархиального архитектора Малиновского Ф.Н. с западной стороны выстраивается двухэтажный пристрой, в котором расположились хозяйственные помещения “Проект пристройки к церкви Сошествия Святого Духа, в городе Казани” 1900г. Изменения происходят и в самой Суконной слободе. План Казани, высочайше утвержденный в 1885 году, впервые признал всю безнадежность перепланировки этого «захолустья». Он фактически закрепил, существовавшую сетку улиц с некоторым урегулированием застройки. А поскольку район южнее ул. Эсперанто – Назарбаева, уже сложился, то на этой улице получили искривления или скачки, пересекающие ее улицы Павлюхина, Спартаковская, Островского, Качалова и Петербургская. В результате всех перестроек в начале XX века крупная барочная церковь представляла собой композицию из примыкающих друг к другу самостоятельных объемов. Высокий четверик храма перекрыт куполом с небольшой главкой на круглом барабане. Более низкая по высоте трапезная соединяла его с ярусной колокольней на притворе. Колокольня также венчалась куполом с маленькой главкой. Приход Духосошественской церкви в ХIХ – начале XX века был самым многолюдным в Казани. Реконструкции 1832 и 1897 годов были вызваны в первую очередь необходимостью увеличить вместимость храма. Хотя прихожане были, в основном бедные люди, обе реконструкции проводились на средства самой церкви. История этого храма связана с именем нашего великого земляка Федора Шаляпина. Он пел здесь в церковном хоре и учился в училище, которое буквально находилось в соседнем квартале. Звуковые свойства храма до сих пор поражают своей изумительной акустикой. В отличие от большинства храмов города, Духосошественская церковь ни разу не горела и даже во время восстания Пугачёва. В ней долгое время сохранялось множество ценных икон и утвари, более древних, чем сам храм. Они были утрачены в советское время. В советское время были утрачены верхние ярусы колокольни, весь облик церкви был искажен позднейшими пристройками. «7-го марта 1930-го года Президиум ТЦИКа, заседая, постановил ликвидировать церковь, продублировав решение комиссии по делам культов от 27 февраля и объявив решение 13 марта все того же 1930-го. Без промедления община адресует официальную жалобу во ВЦИК, по рассмотрении которой в Казань приходит предложение ВЦИКа от 9.06.30 г., адресованное Президиуму ЦИКа ТР: «до окончательного решения Москвы Духосошественскую церковь оставить в пользовании верующих» . После закрытия, в конце 1930-х годов, храм был приспособлен под клуб, а позже в нем разместился кукольный театр. Образованный в 1934 году театр, десятилетиями не имел собственной крыши над головой. Сначала он арендовал помещение на улице Профсоюзной, потом снимал «угол» в театре юного зрителя, в 1959 году ему выделили второй этаж бывшей церкви на улице Луковского. На первом этаже здания находились квартиры. И только в 70-х годах прошлого века жильцов расселили, и театр стал полноправным хозяином здания. С переездом кукольного театра в новое здание пошла новая история храма. После реконструкции Духосошественская церковь вновь примет прихожан. В марте 2012 года принято решение передать Русской православной церкви здание бывшего храма, которое занимал кукольный театр «Экият». Восстановление храма произошло при активном участии и радении настоятеля церкви Ярославских чудотворцев протоиерея Алексия Чубакова. При государственной поддержке и лично Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова в комплексе церкви Сошествия Святого Духа были начаты ремонтно-восстановительные работы, заново отстроена колокольня. В 2012 году был разработан эскизный проект реставрации и начались первые работы по расчистке храма от советских строительных напластований. В период с 2012 – 2015 год произведены работы по восстановлению утраченных трёх ярусов колокольни, а так же восстановлены главки над основным храмом и пределом. Восстановлен декор на фасадах, разложены исторические дверные и оконные проёмы. Между окон расположены ниши, в которых исторически располагались образа святых и библейские сюжеты. В здании церкви помимо Духосошественского храма и Харлампиевского придела на втором этаже, расположились трапезная и церковная лавка на первом, вокруг храма воссоздана по историческим историко-архивным материалам ограда и ворота. 1 июня 2015 года, в Духов день, на колокольню церкви были водружены двенадцать новых колоколов. 1 сентября 2014 года двери распахнула Православная гимназия имени святого Гурия Казанского в двух этажном здании (сегодня здание трёх этажное), где до революции располагалась приходская школа. В ближайшем будущем на территории, где раньше располагался двух этажный дом священнослужителей, будет возведено здание для старших классов православной гимназии на углу улиц Миннуллина / Островского, а также восстановить утраченную часовню на углу улиц Миннуллина / Петербургская. 27 декабря 2015 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил чин Великого освящения храма и первую со времени его закрытия Божественную литургию. 23 февраля 2016 года начал работу официальный сайт храма Сошествия Святого Духа и Православной гимназии имени святителя Гурия Казанского. Сегодня храм стал мощным духовным и туристическим центром Суконной слободы. С 2015 года храм возобновил службы и снова стал духовным и культурным центром, как и для жителей района Суконной слободы, так и для всей Казани. (с) СТЕПАН НОВИКОВ К годовщине освящения Духосошественского храма, информационный отдел прихода выпустил фильм: "Церковь Сошествия Святого Духа. Первый год новой жизни". Просим ваших молитв о здравии благотворителей Духосошественского храма: Сергия со сродниками Павла со сродниками Николая со сродниками Представляем вашему вниманию данный фильм duhovhram-kzn.ru Уже в XV-XVI веках в Суконной слободе начинают появляться первые армянские поселения. В 1714 году по указу императора Петра I строиться суконная мануфактура, вокруг которой выросла Суконная слобода близ Казани, а в впоследствии определила судьбу будущего района Казани. С мануфактурой связано появление церкви Сошествия святого Духа, о которой пойдёт речь в данной статье. Духосошественская церковь была построена в 1731 году и освящена 2 августа 1735 года. Храм был построен на средства Евдокии Ивановны Михляевой, вдовы содержателя суконной мануфактуры И.А. Михляева. Эта фамилия известна своей благотворительной деятельностью и строительством ряда храмов Казани, как Пятницкая и церковь святой Евдокии, так же Богоявленский и Петропавловский соборы. Все эти храмы существуют и сегодня . Духосошественская церковь множество раз перестраивалась, это в первую очередь связано с постоянно растущим приходом. По своему стилевому решению, церковь можно отнести к провинциальному барокко. Сам храм располагался на втором этаже на высоком подклете. В нижний же ярусе долгое время располагались помещения фабрики. С северной стороны находился Харлампиевкий придел, а с западной, располагалась пятиярусная колокольня (верхние ярусы на сегодняшний день восстановлены). Святой Харлампий был покровителем всей Суконной слободы, а также очень почитаем у местных прихожан. Окна у главного фасада украшены скромными сандриками, а с северного фасада можно увидеть заложенные арочные проёмы от гульбища. Как и многие храмы XVIII века церковь имела открытую галерею вокруг основного храма. Как и Петропавловский собор, церковь Сошествия святого Духа имела крупную лестницу, которая вела во двор суконной мануфактуры с северной стороны. Необходимо отметить, что церковь была изначально ориентирована не на город, а именно на фабрику. Об этом свидетельствуют и натурные исследования, которые были проведены на объекте. В середине XIX века, фабрика перестала функционировать, Духосошественская церковь стала не заводской, то есть теперь храм стал городским и обращённым не на фабричный двор, а на улицу Мостовую – Луковского – Минуллина, за этим последовали ряд изменений в структуре храма. Уже в 1840 году началась переписка священника Дроздова с Казанской Духовной Консисторией о передаче двух домов и участка церкви Сошествия святого Духа. В 1869 году по проекту архитектора Аникина П.Е. был разработан “Проект пристройки каменной лестницы, при Духосошественской церкви, в Суконной слободе города Казани” 1866г. Проект был реализован, в результате, которого церковь получила выход, обращённый на улицу Мостовую. Фасады были выполнены в богато декорированном эклектичном стиле. Сама лестница состояла из двух маршей, на промежуточной площадке имела изгиб с выходом на центральную ось главного храма. А так же в 1869 году была выстроена первая ограда вокруг церковной территории. В 1868 году по проекту Аникина П.Е. выстраиваются каменные службы, взамен старым. В 1889 году вокруг церкви возводиться новая ограда с воротами, а так же выстраивается свечная лавка выходящая на Георгиевскую улицу (Петербургская). В 1895 году по улице Мостовой (Луковского) выстраивается двухэтажный каменный дом причта для священнослужителей. Появляется пятиглавая часовня в русско-византийском стиле на углу улиц Мостовая и Георгиевская (Луковского и Петербургская). В 1900 году по проекту того же епархиального архитектора Малиновского Ф.Н. с западной стороны выстраивается двухэтажный пристрой, в котором расположились хозяйственные помещения “Проект пристройки к церкви Сошествия Святого Духа, в городе Казани” 1900г. Изменения происходят и в самой Суконной слободе. План Казани, высочайше утвержденный в 1885 году, впервые признал всю безнадежность перепланировки этого «захолустья». Он фактически закрепил, существовавшую сетку улиц с некоторым урегулированием застройки. А поскольку район южнее ул. Эсперанто – Назарбаева, уже сложился, то на этой улице получили искривления или скачки, пересекающие ее улицы Павлюхина, Спартаковская, Островского, Качалова и Петербургская. В результате всех перестроек в начале XX века крупная барочная церковь представляла собой композицию из примыкающих друг к другу самостоятельных объемов. Высокий четверик храма перекрыт куполом с небольшой главкой на круглом барабане. Более низкая по высоте трапезная соединяла его с ярусной колокольней на притворе. Колокольня также венчалась куполом с маленькой главкой. Приход Духосошественской церкви в ХIХ – начале XX века был самым многолюдным в Казани. Реконструкции 1832 и 1897 годов были вызваны в первую очередь необходимостью увеличить вместимость храма. Хотя прихожане были, в основном бедные люди, обе реконструкции проводились на средства самой церкви. История этого храма связана с именем нашего великого земляка Федора Шаляпина. Он пел здесь в церковном хоре и учился в училище, которое буквально находилось в соседнем квартале. Звуковые свойства храма до сих пор поражают своей изумительной акустикой. В отличие от большинства храмов города, Духосошественская церковь ни разу не горела и даже во время восстания Пугачёва. В ней долгое время сохранялось множество ценных икон и утвари, более древних, чем сам храм. Они были утрачены в советское время. В советское время были утрачены верхние ярусы колокольни, весь облик церкви был искажен позднейшими пристройками. «7-го марта 1930-го года Президиум ТЦИКа, заседая, постановил ликвидировать церковь, продублировав решение комиссии по делам культов от 27 февраля и объявив решение 13 марта все того же 1930-го. Без промедления община адресует официальную жалобу во ВЦИК, по рассмотрении которой в Казань приходит предложение ВЦИКа от 9.06.30 г., адресованное Президиуму ЦИКа ТР: «до окончательного решения Москвы Духосошественскую церковь оставить в пользовании верующих» . После закрытия, в конце 1930-х годов, храм был приспособлен под клуб, а позже в нем разместился кукольный театр. Образованный в 1934 году театр, десятилетиями не имел собственной крыши над головой. Сначала он арендовал помещение на улице Профсоюзной, потом снимал «угол» в театре юного зрителя, в 1959 году ему выделили второй этаж бывшей церкви на улице Луковского. На первом этаже здания находились квартиры. И только в 70-х годах прошлого века жильцов расселили, и театр стал полноправным хозяином здания. С переездом кукольного театра в новое здание пошла новая история храма. После реконструкции Духосошественская церковь вновь примет прихожан. В марте 2012 года принято решение передать Русской православной церкви здание бывшего храма, которое занимал кукольный театр «Экият». Восстановление храма произошло при активном участии и радении настоятеля церкви Ярославских чудотворцев протоиерея Алексия Чубакова. При государственной поддержке и лично Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова в комплексе церкви Сошествия Святого Духа были начаты ремонтно-восстановительные работы, заново отстроена колокольня. В 2012 году был разработан эскизный проект реставрации и начались первые работы по расчистке храма от советских строительных напластований. В период с 2012 – 2015 год произведены работы по восстановлению утраченных трёх ярусов колокольни, а так же восстановлены главки над основным храмом и пределом. Восстановлен декор на фасадах, разложены исторические дверные и оконные проёмы. Между окон расположены ниши, в которых исторически располагались образа святых и библейские сюжеты. В здании церкви помимо Духосошественского храма и Харлампиевского придела на втором этаже, расположились трапезная и церковная лавка на первом, вокруг храма воссоздана по историческим историко-архивным материалам ограда и ворота. 1 июня 2015 года, в Духов день, на колокольню церкви были водружены двенадцать новых колоколов. 1 сентября 2014 года двери распахнула Православная гимназия имени святого Гурия Казанского в двух этажном здании (сегодня здание трёх этажное), где до революции располагалась приходская школа. В ближайшем будущем на территории, где раньше располагался двух этажный дом священнослужителей, будет возведено здание для старших классов православной гимназии на углу улиц Миннуллина / Островского, а также восстановить утраченную часовню на углу улиц Миннуллина / Петербургская. 27 декабря 2015 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил чин Великого освящения храма и первую со времени его закрытия Божественную литургию. 23 февраля 2016 года начал работу официальный сайт храма Сошествия Святого Духа и Православной гимназии имени святителя Гурия Казанского. Сегодня храм стал мощным духовным и туристическим центром Суконной слободы. С 2015 года храм возобновил службы и снова стал духовным и культурным центром, как и для жителей района Суконной слободы, так и для всей Казани. (с) СТЕПАН НОВИКОВ К годовщине освящения Духосошественского храма, информационный отдел прихода выпустил фильм: "Церковь Сошествия Святого Духа. Первый год новой жизни". Просим ваших молитв о здравии благотворителей Духосошественского храма: Сергия со сродниками Павла со сродниками Николая со сродниками Представляем вашему вниманию данный фильм duhovhram-kzn.ru На вопросы отвечают священнослужители Духосошественского храма или администрация гимназии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Добрый вечер, чтобы причаститься на Светлой Седмице необходимо исповедоваться? Добрый день!Подскажите, возможно ли на этой неделе причастить детей 7 и 14 лет и в какие дни? Заранее спасибо. Добрый день, где в Казани я могу пройти огласительную беседу Здравствуйте! С понедельника начинается Великий пост, наверное уже со второй недели будут проводится соборования. Знаю, что если соборный елей попал на одежду, её нужно постирать и воду после первой стирки вылить в текущую реку. Вопрос такой: Можно ли для нового соборования использовать бутылочку от предыдущего соборования налив в неё новое растительное масло? С уважением Владимир. Здравствуйте, всех с Рождеством Христовым! У меня с мужем венчанные предыдущие браки, разведены. Сейчас мы зарегистрированы и хотели бы повенчаться. Живём в Приволжском районе. У кого получить благословение на второе венчание? Какой порядок? Здравствуйте ! Нужно ли поститься во время святок 3 дня, желающему причаститься на Богоявление Господне или достаточно не пить, не есть до звезды в сочельник? Здравствуйте! В церковных календарях указывается дата памяти святителя Спиридона Тримифунтского 12 декабря ( ст. стиль). Полный сборник молитв издания 1914 года С. Петербург указывает , что существуют ещё 5 октября и 24 августа ( ст. стиль) празднования святителя Спиридона. Подскажите пожалуйста, как эти даты связаны со Спиридоном Тримифунтским. С уважением, Владимир. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Здравствуйте! Не могу избавиться от греха курения. Боюсь, на ближайшем причастии мне скажут, чтобы избавилась, а я не смогу. Можно ли мне причащаться далее, если не избавлюсь от этого греха? Или до момента избавления мне нельзя будет причащаться? Спасибо. Здравствуйте! Скажите пожалуйста, исповедь и причастие бывают в вашем храме только по воскресеньям? Спасибо. Здравствуйте! Стоит ли освящать машину, если водитель с некоторых пор не хочет носить нательный крестик ? Добрый день.Если нет возможности прийти на вечернее богослужение, можно ли исповедоваться непосредственно перед Литургией? Прелюбодеяние это тяжкий грех, но как быть если муж по причине своего здоровья долгое время(несколько лет), не исполняет супружеский долг, по этой же причине нет детей. Как жить в такой ситуации? Измена останется изменой? Семьи как таковой же нет, просить развода? Недавно моя подруга протестант пригласила меня на служение к ним в церковь, и с тех пор у меня возник ряд вопросов: есть ли весомое различие между православными и протестантами (кроме формы служения)?; можно ли посещать протестантскую церковь?; и возможно ли совмещать, то есть посещать любые христианские церкви? (Верим все же в Единого Бога) Здравствуйте.Давно не могу найти однозначный ответ на вопрос:что делать с" мирскими" газетами,или журналами в которых есть описание православного праздника или события,фото икон, изображение креста и т.п.наряду с различными гороскопами,об'явлениями о гадалках и т.д..Сжигать нет возможности.Хранить все подряд тоже. Здравствуйте, я недавно пытался исповедоваться. Но после расспросов священника: что,когда, зачем и почему я смутился и не смог продолжать. Могу ли я исповедоваться в другом храме? duhovhram-kzn.ru Уже в XV-XVI веках в Суконной слободе начинают появляться первые армянские поселения. В 1714 году по указу императора Петра I строиться суконная мануфактура, вокруг которой выросла Суконная слобода близ Казани, а в впоследствии определила судьбу будущего района Казани. С мануфактурой связано появление церкви Сошествия святого Духа, о которой пойдёт речь в данной статье. Духосошественская церковь была построена в 1731 году и освящена 2 августа 1735 года. Храм был построен на средства Евдокии Ивановны Михляевой, вдовы содержателя суконной мануфактуры И.А. Михляева. Эта фамилия известна своей благотворительной деятельностью и строительством ряда храмов Казани, как Пятницкая и церковь святой Евдокии, так же Богоявленский и Петропавловский соборы. Все эти храмы существуют и сегодня . Духосошественская церковь множество раз перестраивалась, это в первую очередь связано с постоянно растущим приходом. По своему стилевому решению, церковь можно отнести к провинциальному барокко. Сам храм располагался на втором этаже на высоком подклете. В нижний же ярусе долгое время располагались помещения фабрики. С северной стороны находился Харлампиевкий придел, а с западной, располагалась пятиярусная колокольня (верхние ярусы на сегодняшний день восстановлены). Святой Харлампий был покровителем всей Суконной слободы, а также очень почитаем у местных прихожан. Окна у главного фасада украшены скромными сандриками, а с северного фасада можно увидеть заложенные арочные проёмы от гульбища. Как и многие храмы XVIII века церковь имела открытую галерею вокруг основного храма. Как и Петропавловский собор, церковь Сошествия святого Духа имела крупную лестницу, которая вела во двор суконной мануфактуры с северной стороны. Необходимо отметить, что церковь была изначально ориентирована не на город, а именно на фабрику. Об этом свидетельствуют и натурные исследования, которые были проведены на объекте. В середине XIX века, фабрика перестала функционировать, Духосошественская церковь стала не заводской, то есть теперь храм стал городским и обращённым не на фабричный двор, а на улицу Мостовую – Луковского – Минуллина, за этим последовали ряд изменений в структуре храма. Уже в 1840 году началась переписка священника Дроздова с Казанской Духовной Консисторией о передаче двух домов и участка церкви Сошествия святого Духа. В 1869 году по проекту архитектора Аникина П.Е. был разработан “Проект пристройки каменной лестницы, при Духосошественской церкви, в Суконной слободе города Казани” 1866г. Проект был реализован, в результате, которого церковь получила выход, обращённый на улицу Мостовую. Фасады были выполнены в богато декорированном эклектичном стиле. Сама лестница состояла из двух маршей, на промежуточной площадке имела изгиб с выходом на центральную ось главного храма. А так же в 1869 году была выстроена первая ограда вокруг церковной территории. В 1868 году по проекту Аникина П.Е. выстраиваются каменные службы, взамен старым. В 1889 году вокруг церкви возводиться новая ограда с воротами, а так же выстраивается свечная лавка выходящая на Георгиевскую улицу (Петербургская). В 1895 году по улице Мостовой (Луковского) выстраивается двухэтажный каменный дом причта для священнослужителей. Появляется пятиглавая часовня в русско-византийском стиле на углу улиц Мостовая и Георгиевская (Луковского и Петербургская). В 1900 году по проекту того же епархиального архитектора Малиновского Ф.Н. с западной стороны выстраивается двухэтажный пристрой, в котором расположились хозяйственные помещения “Проект пристройки к церкви Сошествия Святого Духа, в городе Казани” 1900г. Изменения происходят и в самой Суконной слободе. План Казани, высочайше утвержденный в 1885 году, впервые признал всю безнадежность перепланировки этого «захолустья». Он фактически закрепил, существовавшую сетку улиц с некоторым урегулированием застройки. А поскольку район южнее ул. Эсперанто – Назарбаева, уже сложился, то на этой улице получили искривления или скачки, пересекающие ее улицы Павлюхина, Спартаковская, Островского, Качалова и Петербургская. В результате всех перестроек в начале XX века крупная барочная церковь представляла собой композицию из примыкающих друг к другу самостоятельных объемов. Высокий четверик храма перекрыт куполом с небольшой главкой на круглом барабане. Более низкая по высоте трапезная соединяла его с ярусной колокольней на притворе. Колокольня также венчалась куполом с маленькой главкой. Приход Духосошественской церкви в ХIХ – начале XX века был самым многолюдным в Казани. Реконструкции 1832 и 1897 годов были вызваны в первую очередь необходимостью увеличить вместимость храма. Хотя прихожане были, в основном бедные люди, обе реконструкции проводились на средства самой церкви. История этого храма связана с именем нашего великого земляка Федора Шаляпина. Он пел здесь в церковном хоре и учился в училище, которое буквально находилось в соседнем квартале. Звуковые свойства храма до сих пор поражают своей изумительной акустикой. В отличие от большинства храмов города, Духосошественская церковь ни разу не горела и даже во время восстания Пугачёва. В ней долгое время сохранялось множество ценных икон и утвари, более древних, чем сам храм. Они были утрачены в советское время. В советское время были утрачены верхние ярусы колокольни, весь облик церкви был искажен позднейшими пристройками. «7-го марта 1930-го года Президиум ТЦИКа, заседая, постановил ликвидировать церковь, продублировав решение комиссии по делам культов от 27 февраля и объявив решение 13 марта все того же 1930-го. Без промедления община адресует официальную жалобу во ВЦИК, по рассмотрении которой в Казань приходит предложение ВЦИКа от 9.06.30 г., адресованное Президиуму ЦИКа ТР: «до окончательного решения Москвы Духосошественскую церковь оставить в пользовании верующих» . После закрытия, в конце 1930-х годов, храм был приспособлен под клуб, а позже в нем разместился кукольный театр. Образованный в 1934 году театр, десятилетиями не имел собственной крыши над головой. Сначала он арендовал помещение на улице Профсоюзной, потом снимал «угол» в театре юного зрителя, в 1959 году ему выделили второй этаж бывшей церкви на улице Луковского. На первом этаже здания находились квартиры. И только в 70-х годах прошлого века жильцов расселили, и театр стал полноправным хозяином здания. С переездом кукольного театра в новое здание пошла новая история храма. После реконструкции Духосошественская церковь вновь примет прихожан. В марте 2012 года принято решение передать Русской православной церкви здание бывшего храма, которое занимал кукольный театр «Экият». Восстановление храма произошло при активном участии и радении настоятеля церкви Ярославских чудотворцев протоиерея Алексия Чубакова. При государственной поддержке и лично Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова в комплексе церкви Сошествия Святого Духа были начаты ремонтно-восстановительные работы, заново отстроена колокольня. В 2012 году был разработан эскизный проект реставрации и начались первые работы по расчистке храма от советских строительных напластований. В период с 2012 – 2015 год произведены работы по восстановлению утраченных трёх ярусов колокольни, а так же восстановлены главки над основным храмом и пределом. Восстановлен декор на фасадах, разложены исторические дверные и оконные проёмы. Между окон расположены ниши, в которых исторически располагались образа святых и библейские сюжеты. В здании церкви помимо Духосошественского храма и Харлампиевского придела на втором этаже, расположились трапезная и церковная лавка на первом, вокруг храма воссоздана по историческим историко-архивным материалам ограда и ворота. 1 июня 2015 года, в Духов день, на колокольню церкви были водружены двенадцать новых колоколов. 1 сентября 2014 года двери распахнула Православная гимназия имени святого Гурия Казанского в двух этажном здании (сегодня здание трёх этажное), где до революции располагалась приходская школа. В ближайшем будущем на территории, где раньше располагался двух этажный дом священнослужителей, будет возведено здание для старших классов православной гимназии на углу улиц Миннуллина / Островского, а также восстановить утраченную часовню на углу улиц Миннуллина / Петербургская. 27 декабря 2015 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил чин Великого освящения храма и первую со времени его закрытия Божественную литургию. 23 февраля 2016 года начал работу официальный сайт храма Сошествия Святого Духа и Православной гимназии имени святителя Гурия Казанского. Сегодня храм стал мощным духовным и туристическим центром Суконной слободы. С 2015 года храм возобновил службы и снова стал духовным и культурным центром, как и для жителей района Суконной слободы, так и для всей Казани. (с) СТЕПАН НОВИКОВ К годовщине освящения Духосошественского храма, информационный отдел прихода выпустил фильм: "Церковь Сошествия Святого Духа. Первый год новой жизни". Просим ваших молитв о здравии благотворителей Духосошественского храма: Сергия со сродниками Павла со сродниками Николая со сродниками Представляем вашему вниманию данный фильм duhovhram-kzn.ruИстория храма Сошествия Святого Духа города Казани. Храм сошествия святого духа в казани
История храма Сошествия Святого Духа города Казани
История храма Сошествия Святого Духа города Казани
История храма Сошествия Святого Духа города Казани
Вопрос-ответ
История храма Сошествия Святого Духа города Казани