Большой Шигирский идол — это самый древний и самый большой деревянный идол в мире, известный на сегодняшний день. Его возраст — 9,5 тысяч лет. Он в два раза древнее египетских пирамид. Шигирская коллекция — это сотни костяных наконечников стрел, гарпунов, острог, костяные кинжалы, покрытые тонким гравированным орнаментом, с лезвиями, набранными из кремневых пластин, поплавки и грузила для сетей, каменные формы для отливки металлических орудий, каменные топоры и тесла, фрагменты древних керамических горшков и т. п. Коллекция включает также уникальные произведения древнего искусства — деревянную ложку в виде уточки, миниатюрное скульптурное изображение головы медведя, роговое скульптурное навершие жезла в виде головы хищного животного и многое другое. Предметы, составляющие сокровища коллекции, были собраны в конце XIX — начале XX вв. при золотодобыче рабочими приисков на Шигирском торфянике (район г. Кировграда Свердловской области). Благодаря тому, что древние предметы попали в слои торфа и озерных отложений, сохранились изделия из органических материалов (дерево, рог, кость), возраст которых исчисляется тысячелетиями. Для уникальных предметов из органических материалов, дошедших до нас из глубокой древности, специалистами НПО «Автоматика» сконструировано специальное оборудование - первый такого рода опыт инженеров некогда сверхсекретного предприятия, в СССР специализировавшегося на системах наведения ракет морского базирования. В специально изготовленной для Шигирского идола витрине поддерживается микроклимат, защищающий уникальный памятник от агрессивного влияния внешней среды. Большой Шигирский идол Большой Шигирский идол – самый известный экспонат Шигирской археологической коллекции, собранной при золотодобыче в конце XIX – начале XX века на одноименном торфянике (окрестности современного г. Кировграда Свердловской области).Идол был обнаружен 24 января (5 февраля) 1890 г. на Втором Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине четырех метров и по распоряжению владельца территории графа А.А.Стенбок-Фермора передан в дар музею Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), ныне — Свердловский областной краеведческий музей.Збручский идол, как он есть. Идол духа войны картинки
Большой Шигирский Идол - Ничего нет
Он был изготовлен из цельного бревна лиственницы, перевернутого вниз вершиной, что предохраняло дерево от гниения. Еще в древности идол распался на отдельные фрагменты.Первая его реконструкция была выполнена хранителем музея Д.И.Лобановым. Для этого автор использовал только часть фрагментов идола, соединив их достаточно произвольно, в результате чего получилась фигура высотой 2,8 метра с руками и скрещенными ногами.В 1914 г. археолог В.Я.Толмачев, обратив внимание на отсутствие связи между отдельными фрагментами идола, осуществил его новую научную реконструкцию. По реконструкции В.Я.Толмачева, идол представлял собой фигуру высотой более 5,3 метра с объемной головой и туловом в виде доски. Нижний конец фигуры – затесанное на конус бревно с выемкой в основании. Небольшие размеры конуса свидетельствуют о том, что идол не вкапывался в землю, как считалось ранее, а, вероятно, крепился к дереву или столбу.Впоследствии нижняя половина тулова идола длиной 195 см по неизвестным причинам была утрачена. К настоящему времени сохранились верхняя половина тулова, увенчанная объемной головой, и нижний фрагмент, затесанный на конус. Об утерянной части идола мы можем судить лишь по рисунку В.Я.Толмачева.Большой Шигирский идол – свидетельство сложного духовного мира древних уральцев. Его тулово со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо орнамента, на широких плоскостях идола вырезаны лица – личины. На рисунке В.Я.Толмачева таких личин пять: три на лицевой стороне и две – на оборотной.Во время монтажа экспозиции «Шигирская кладовая» в августе 2003 г. на оборотной плоскости тулова идола была выявлена еще одна личина, не отмеченная В.Я.Толмачевым. В отличие от остальных личин, имеющих носы прямоугольной формы, для моделировки носа этой личины был использован сучок дерева, в результате чего нос оказался короче, чем у других личин, конической формы и более выступающим, что придает личине определенное сходство с мордой зверя.
http://uole-museum.ru
vitich-vitich.livejournal.com
Идолы Африки, Океании, Америки - Нелепые факты
Жертвенный нож ацтеков.
Маска бога Тескатлипока. Ацтеки.
Пасхи. Полинезия.
Австралия. Лобковые украшения.
Конго. Ритуальная фигурка.
Дала. Диск для головы. Соломоновы острова.
Бенин. Африка.
Перу.
Гватемала.
Гана. Африка.
Ямайка.
Бенин, Нигерия. Африка.
Майя.
Нигерия. Африка.
Фигурка духа. Соломоновы острова.
Ацтеки. Мифическое животное.
Подвеска. Ацтеки.
Бенин. Нигерия. Африка.
Бенин. Нигерия. Африка.
Майя. Кукурузный бог.
Нигерия. Африка.
Бенин. Храм из грязи.
Папуа-Новая Гвинея.
Маркизские острова.
Бенин. Чем не египетская шапка?...
Божество. Острова Кука.
Острова Кука.
Бог рыбаков. Острова Кука.
Гавайи. Бог войны Ku-ka'ili-moku.
Французская Полинезия.
Фигурка для вызова духов.
Один из гавайских богов.У многих богов, царей, фараонов на лбу, в короне, шапке есть что-то по типу излучателя ( камень, шишка, лотос, глаз, кобра).
Австралия.
Австралия. Папуа-Новая Гвинея.
Папуа-Новая Гвинея.
Соломоновы острова.
Новая Каледония.
Две маски Папуа-Новая Гвинея.
Эти маски предназначены для представления Xipe Totec, ацтекского бога плодородиZ/
Судан.
Папуа-Новая Гвинея.
Наска. Перу. 200 год до н.э.
Бенин. 16 век.
Гана. Африка.
Колумбия. Крылатый шаман.
Ацтеки.
Маори. Полинезия.
1867 до н.э. Аляска.
Ритуальная фигурка для вдыхания галюциногенов. Ямайка.
Папуа-Новая Гвинея.
Маска Dzoonokwa Kwakwaka'wakw 19 век нашей эры
из Британской Колумбии
Пасхи. Полинезия.
Считалось, что Макемаке - основной бог Пасхи островов, часто представляли с головой птицы
Маори. 18-19 век. Полинезия. Подвеска в виде женщины.
Боливия.
Боливия.
Лесной дух. Папуа-Новая Гвинея.
Веракрус. И тут на лбу странный завиток.
Керамика фигурка, 300 г. до н.э. - 300 г. н.э., найденный в Гвадалахаре, Мексика
Майя.
vision7.ru
Збручский идол, как он есть — Славянская культура
Невозможно представить себе любителя славянской истории, который никогда не видел бы изображений знаменитого Збручского идола. Однако увидеть его собственными глазами не так-то просто – несмотря на то, что формально он был найден на территории Украины, государственные границы 1848 г. были устроены таким образом, что идол оказался в Краковском археологическом музее.
Хотя идол мог бы стать первоклассным объектом исторического туризма, информации о нем в туристических публикациях Кракова минимум (вероятно, сказывается отношение убежденных католиков к болванам поганским. В этом году я его отфотографировал со всех сторон и могу показать во всей красе – с пояснениями в меру собственных исторических познаний.
Идол представляет собой четырехстороннюю трехъярусную композицию под одной шляпой. Верхнюю часть традиционно интерпретируют как полноростовую фигуру одного из божеств, среднюю – как своеобразный «хоровод» жителей земного мира, нижнюю – как изображение некоего подземного бога, «поддерживающего» земной мир. Божество на лицевой стороне идола – рогоносец фигура с рогом. Принято считать, что фигура – женская.
Женская сущность фигуры среднего яруса опознается гораздо более уверенно.
Чтобы в этом не оставалось сомнения, справа от лица женщины изображена микроскопическая фигура ребенка.
Левая сторона идола представляет собой всадника с висящей у пояса саблей (палашом?)
и изображением коня у подножия на том месте, где у первого божества были ноги.
В среднем уровне изображена, судя по всему, уже земная (а не божественная) мужская фигура, а в нижнем – тот же стоящий на коленях «атлант», что и на лицевой стороне, только теперь – вид слева.
Правая сторона идола – «Властелин колец». Никогда бы не догадался, но это, как считается, тоже женщина. Галадриэль, наверное.
Под ногами у Властелинки колец находится «земная» женщина, длине пальцев которой позавидовали бы кошачьи лемуры. В нижнем ярусе – уже знакомый нам «атлант», вид справа.
И, наконец, задняя сторона. В верхней части – мужская фигура, которая стоит без всякой пользы каких бы то ни было атрибутов.
Вроде бы на его одежде должен быть некий солярный знак, но я при всем старании ничего не смог найти. Возможно, имелось в виду вот это (с сильным увеличением, сорри за качество).
Зато на этой стороне хорошо видны остатки исходной окраски идола. Судя по всему, она была красного цвета. Кстати, судя по репродукции из книги Рыбакова, солярный знак тоже, по-видимому, был нанесен краской и при этом неплохо сохранился (в отличие от остальных красочных фрагментов). Если честно, я в истории с «солярным знаком на одежде» сильно подозреваю фальсификацию. Разубедите меня, если кто может…
В среднем ярусе задней части идола – уже знакомая нам лемуроподобная фигура, на этот раз мужская. А в нижнем ярусе никакого изображения нету. Есть предположение, что этим местом идол к чему-то примыкал, потому там ничего и не изобразили. А мне кажется, что древний скульптор просто постеснялся изобразить вид «атланта» сзади, ибо, с учетом позы «атланта», там поместились бы в основном его пятки и филейная часть… (UPD: В обсуждении оригинального поста мне подсказали, что именно в этой части идола надо искать пресловутый солярный знак. Проверить это утверждение, увы, я не могу, т.к. «пустое место» на идоле я фотографировать не стал.)
И, наконец, пояснение к идолу от польских музейщиков.
Не так, чтобы очень подробно – но после 20 минут кругосветныхидольных маневров с фотоаппаратом – вполне достаточно!
Похожие статьи:
Археология → Идол из уральских болот старше Ноева ковчега
Фольклористика → Кто же такой Домовой
Археология → Каменные бабы
Боги, духи и существа → Мифы древних славян
Фольклористика → Русский север. Гиперборея
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru